Свадьба правила и традиции. Свадьба в Индии: традиции

В наш век многие древние традиции свадебных церемоний оказались безвозвратно потерянными, а те, что еще остались, соблюдаются условно и в измененных вариантах. К счастью, сейчас молодежь проявляет больше интереса к собственным корням, и все больше пар хотят организовать в духе старинных русских традиций.

Зачем соблюдать традиции

Большинство современных свадеб играются по одному и тому же типичному сценарию. Молодожены стараются придерживаться основных традиций, часто не понимая их смысла. Неписаные правила проведения свадеб соблюдаются по привычке, чтобы не отстать от других.

А между тем свадебные обряды в русском народе сложились много веков назад. Каждое действие на свадьбе имело определенный смысл. Поэтому по возможности необходимо выполнять все традиции русской свадьбы. Такая свадьба в старинном духе обязательно получится веселой, четко организованной и насыщенной событиями. Кроме того, устроив в духе старинных обычаев, вы окажете уважение своим предкам, совершите небольшой гражданский подвиг и сможете ощутить связь со своими корнями.

Обычаи русской свадьбы

Целый комплекс обязательных ритуалов и обрядов использовался во время проведения русской свадьбы. Все они выполнялись в определенной последовательности и по сложившемуся сценарию. Каждое такое действие несло определенную нагрузку. К примеру, венчание представляло собой религиозное свершение брака, а первая ночь новобрачных становилась его физическим заключением.

Какие же обряды входили в традиционное свадебное торжество на Руси:

  • Сватовство по сути являлось переговорами семей будущих жениха и невесты. Этот пункт был обязательным. Раньше в брак вступали в очень молодом возрасте, поэтому всеми организационными вопросами занимались родители молодоженов. Из числа близких родственников или уважаемых людей выбирались сваты, которые должны были вести беседу и договариваться с родителями невесты, налаживая контакт между семьями.
  • Осыпание молодых зерном или, так называемый, «дождь изобилия» символизировал достаток в будущей семейной жизни. Раньше жениха и невесту осыпали рожью или овсом. Сейчас для этой цели используют рис. Иногда молодым под ноги бросают , чтобы их жизнь была полна любви и красоты.
  • Встреча молодых с караваем была призвана подарить молодым семейное счастье. Каравай специально пекли для свадебного торжества, украшали его разными узорами. Традиционно каравай украшался калиновой веточкой, которая была символом любви. Сам каравай пекли по особому рецепту с соблюдением множества ритуалов.

  • Выкуп и похищение невесты символизировали противоборство силам зла, пытающимся омрачить счастье будущей семьи. Во время выкупа жених должен был выполнить много заданий и пройти разные испытания, которые придумывали подружки невесты. Так он показывал свою силу и ловкость, стремление противостоять злым силам. В завершении жених мог надеть колечко на палец своей невесты и одарить ее поцелуем.

  • Передача очага - едва ли не самый трогательный обряд. Сейчас его проводят в завершении свадебного торжества. Матери новобрачных с зажженными свечами подходят к молодым и те зажигают от их свечей общую большую свечу, которая символизирует семейный очаг. Потом они танцуют последний танец, прощаясь с гостями. Очень красиво смотрится этот обряд в полумраке.

Свадебные традиции невесты

За несколько дней до даты свадебного торжества невеста проводила девичник. Это был своеобразный обряд прощания с девичеством и вступления в новую семейную жизнь. Во время этого мероприятия девушки дарили друг другу символические подарки, веселились и развлекались.

Важным обрядом, который соблюдается и в наши дни, считалось снятие фаты. В давние времена невесте расплетали косу и сплетали из волос две косы, которые потом укладывали вокруг головы и повязывали платком. Это означало, что девушка теперь замужняя.

Сейчас этот обряд проводят по-другому. В центре комнаты ставят стул и кладут на него подушечку. Невеста должна сесть на этот стул. Это означает, что теперь у молодой жены есть свое уютное местечко в жилище жениха. Снимает фату с невесты свекровь. Затем она повязывает невесту платком или нарядной шалью и говорит добрые пожелания. В заключении, невеста должна станцевать с незамужними подружками пронося над их головами фату. Примерять снятую фату нельзя – останешься в девках.

Еще один обряд для невесты связан с ее букетом. Сейчас невеста по традиции кидает свой букет незамужним подружкам, повернувшись к ним спиной. На традиционной русской свадьбе этот обряд осуществлялся иначе. Невеста с завязанными глазами выбирала из числа незамужних подруг будущую обладательницу букета, пока девушки водили вокруг нее хоровод.

Свадебные традиции жениха

Сейчас перед свадьбой жених устраивает для своих друзей веселый вечер. Это мероприятие обычно символизирует прощание с холостяцкой жизнью, отмечается с размахом, проводятся веселые мероприятия, розыгрыши и шутки. Друзья поздравляют жениха с предстоящей свадьбой.

Этот обычай, в отличие от девичника, появился не так давно. Раньше жених накануне свадебного торжества просто мылся в бане в одиночестве.

Подготовка букета для невесты являлась неотъемлемой обязанностью жениха. Он должен был самолично составить букет из цветов, которые придутся ему по вкусу и преподнести невесте вместе с обручальным кольцом после выкупа.

По аналогии, с передачей букета невесты не так давно появился обычай бросать в толпу неженатых гостей подвязку, снятую женихом с ножки невесты. Пойманная подвязка должна символизировать скорый удачный брак.

Вот то связывающее звено, которым живет свадьба. Конечно, каждая девушка знает много примет, обычаев и традиций . А уж если не знает - то обязательно узнает перед свадьбой. А ведь есть традиции , которые бережно хранят в своем сердце родители.... и после того, как голова уже не может вместить всю информацию возникает вопрос

-" Ктознает как ПОЛОЖЕНО, КАК надо ИГРАТЬ СВАДЬБУ?"

Возможно кто-то может подсказать разные мелкие моменты, свадебные приметы и традиции . Но все свадебные традиции и приметы дошли до нас из глубокой старины, частью устарели - частью противоречивы, частью невыполнимы. Ниже собраны некоторые моменты, которые мы знаем и будем дополнять!

Предлагаем пользоваться только теми свадебными традициями и приметами , что нравиться Вам самим. Ведь наша задача - организовать веселую свадьбу , веря только в те приметы , которые помогут сделать ее красивой и доброй!

Если есть свои локальные (региональные) традиции - пользуйтесь, если нет - придумайте сами - и возможно через пару поколений ваши внуки скажут « Да вы что? Без этого и свадьба не свадьба!»

Мы предлагаем список того, что ВАМ может пригодиться при подготовке в СВАДЬБЕ и соответственно будет руководством к действию! Вперед, молодожены! В добрый путь!

СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ:

  • На застольежених с невестой ломают каравай, чтобы выбрать главу в семье
  • В концезастолья происходит гадание на мальчика девочку- кто будет первым у молодых, мальчик или девочка, собирают деньги в ползунки (на подносы) потом считают. У кого больше тот и родится первым.
  • Зажжение домашнего очага - родители молодых подносят свои свечи в незажженной свече молодых и деляться частичкой своего тепла и семейного благополучия.
  • Отголосок старинной русской традиции - в ЗАГС молодые едут в разных машинах. Раньше жених приезжал к церкви раньше невесты и ждал ее у входа.

  • Традиция гудеть всем свадебным кортежем по дороге из загса имеет свои глубокие корни - на Руси было принято шуметь изо всех сил, чтобы оградить молодых от злых духов. Традиционные катание тоже родом из тех времен.
  • В некоторых районах обязательным считается после регистрации брака посадить дерево в специальной «аллее молодоженов».
  • При переезде через мост - жених должен пронести жену на руках. После половины пути обычно помогает и свидетель
  • Перед отьездом в ЗАГС молодые поливают все комнатные растения, которые есть в доме и кормят домашних животных
  • В конце дня молодые запускают в небо связку шаров - прощаются с неприятностями и невзгодами
  • Во время катания на машинах молодые сжигают список неприятностей и развеивают по ветру - эта свадебная традиция известна немногим
  • Перед входом в зал молодые кормят друг друга - соленым хлебом, чтобы это был последний раз, когда они насолили друг другу
  • В зал где происходит гулянье молодые входят под хлебом солью, который мамы молодых высоко поднимают аркой. Под этими воротами гости загадывают желание, которое обязательно сбудется
  • Молодожены заезжают в детский сад- ясли и оставляют там столько кукол(пупсиков) сколько хотят иметь детей
  • При входе перед молодыми кладут 2 тарелки вверх дном - кто быстрее раздавит тарелку тот и глава в доме.(жених берет невесту на руки и разбивает обе тарелки сам)
  • Все деньги подаренные гостями раскладывают жениху по всем карманам - чтоб деньги водились, а невесте в лифчик - чтоб всегда была «заначка»
  • Старая свадебная традиция - ПЕРЕД окончанием гулянья мама невесты снимает с невесты фату, а с костюма зятя цветок.
  • Перед тем как уехать родственники снимаю с невесты фату и одевают фартук (мол, кончился праздник - началась семейная жизнь)
  • Перед отьездом невеста, согласно этой свадебной традиции разувается и отдает свои туфли младшей сестре или другой младшей родственнице
  • Руки молодых перед тем как посадить за стол связывают рушником, чтобы шли они по жизни вместе - рука об руку.
  • Молодые оставляют в ресторане, где гуляли свадьбу бутылку шампанского - для следующей свадьбы
  • Традиция отпускать в небо голубей связана с гаданием - одному голубю привязывают голубую ленточку, второму розовую - какой голубь выше поднимется означает кто родиться первым мальчик или девочка.
  • 2 бутылки шампанского стоящие на первом столе, перед молодыми - завязывают лентой - и выпивают одну на первую годовщину свадьбы, 2-ую в день рождения первенца(вариант - на золотую свадьбу).(Кстати, иногда эти же бутылки передают по столу и на них расписывааются все гости)
  • музыкантам и тамаде в конце свадьбы дарят спиртное в знак уважения

  • Обручальные кольца нельзя давать мерять другим людям - к расставанию
  • Если на свадьбе связать 2 бутылки шампанского и не пить их - молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первенца
  • Жениться с родительскими обручальными кольцами - повторить их семейные отношения
  • Чтобы семейная жизнь была без слез и ссор - лучше покупать гладкие ко льца
  • Первой из сестер замуж должна выйти старшая.
  • Еще одна примета на свадьбу не дарят ножей и вилок - чтобы не было ссор в молодой семье
  • Если надевая кольцо жених или невеста роняют его - быть измене

  • Для всех гостей: Когда чекаетесь - смотрите друг другу в глаза, иначе 10 лет секса небудет:)
  • Когда молодые садяться за стол желательно сидеть на одной скамье - тогда семья будет дружной
  • Когда бьются бокалы, смотрят, сколько получилось крупных осколков, столько и мальчиков будет у молодых.
Народная примета - если в день свадьбы проехать по 7 мостам - семейная жизнь будет счастливой.
  • Когда чекамся смотрим друг другу в глаза, иначе 5 лет секса не будет:)
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ : Послесвадебная философия стакана, Традиции и правила при венчании

Хочешь жениться? Сват пригодится! Немного об обряде сватовства. Как проводилось раньше, как проводят сейчас.

Многие обряды , служившие нашим дедам и прадедам, уже канули в небы

тие. И дело не в том, что они были чем-то плохи. Просто рано или поздно многие церемонии становятся несовременными, отчего и теряют свою популярность. Среди прочих есть и так называемый обряд сватовства.

Раньше для того, чтобы жениться , нужно было послать к семье невесты сватов . Сваты выбирались среди родственников предстоящего жениха. Если среди них не находилось человека, способного провернуть такое непростое дело, то сват или сваха могли быть приглашены или даже наняты со стороны.

Цель этих людей была одна - получить одобрение родственников , и утвердить дату окончательного ответа. Окончательный ответ давался через некоторое время даже в том случае, если все были согласны на свадьбу . Это показывало, что родственники ценят будущую невесту и бездумно не отдадут ее замуж в первый же день. На окончательном решении сваты получали решительное «да» или «нет», не забывая при этом о дипломатии. В случае отказа сватам пытались объяснить разумные причины отказа. К примеру, причиной отказа мог стать слишком юный возраст невесты. Рассерженные сваты нередко уходя закрывали за собой входную дверь при помощи спины. Это означало, что они желают несостоявшейся невесте трудностей с выходом замуж.
Но если ответ был все-таки положительным, то назначалась последующая встреча. На этой встрече уже другие сваты или родственники жениха в доме невесты обсуждали все тонкости предстоящей свадьбы . Каждую мелочь - от приданного до количества гостей и дня свадьбы оговаривали на этой встрече.

Остается добавить о некоторых особых приметах .

  • В среду и пятницу засылать сватов и разговаривать о свадьбе считалось дурной приметой.
  • Зато 3, 5, 7 и 9 числа наоборот считались счастливыми.
  • Кроме этого свататься уходили с закатом солнца, видимо, уберегая дело от злого глаза.
  • Отметим, что эти приметы можно применять и суеверным жителям сов ременного мира. Ведь этим числам подчиняется также день, когда молодой человек решается сделать предложение любимой.

Кстати, говоря о современности, сватовство практически исчезло из нашей жизни . Ведь мало кто испытывает особое желание несколько раз выпрашивать руку любимой женщины. Да и на мнение родственников многие просто не обращают внимание. Если в былые времена благословение отца жениха было необходимым элементом свадьбы, то сейчас это не более чем совет, к которому можно прислушаться или нет.

Сам же обряд сватовства упростили до невозможности. Теперь вместо того, чтобы засылать сватов в дом невесты, просто происходит встреча жениха с родителями невесты. На этой встрече родители узнают о предстоящей свадьбе своей дочери. Хотелось бы заметить, что до встречи с родителями молодые обычно уже договариваются пожениться между собой. На встречу жених является с подарками для всех членов семьи. Для будущей жены и ее мамы он непременно покупает два букета цветов. Отношения с тещей нужно налаживать еще до вступления в брак.

Итак, заглядывая в прошлое можно сказать, что от обряда сватовства осталось одно лишь название. Разве что старообрядец решит полностью проследовать старинным ритуалам или кто-нибудь решится на это из желания сделать свою свадьбу очень особенным событием. Ведь к старинному обряду сватовства можно добавить какую-нибудь современную «изюминку». Но это уже отдельная большая тема.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Свадебные традиции — неотъемлемый атрибут практически любого торжества. Сама свадьба представляет из себя своеобразный ритуал: символическое соединение двух любящих сердец, образование новой семьи.

Обряды и традиции призваны защитить этот союз, обезопасить его от влияния посторонних, не всегда добрых умыслов и влияний. В их действенность можно верить, а можно и считать предрассудком, но если есть хоть малая вероятность того, что свадебные традиции могут защитить союз молодой пары, стоит попробовать обратить их силу в свою пользу.

Эта традиция олицетворяет собой единение молодоженов и их гостеприимство. Разрезая торт, невеста становится полноправной хозяйкой. Молодой супруг должен помогать жене в этом. Свадебный торт принято разрезать на небольшие кусочки и раздавать всем приглашенным. Это символ того, что молодожены благодарны за участие гостей в их торжестве и будут рады видеть их снова в уже семейной атмосфере. Раньше в тесто для торта запекали кольцо. Тот, кому попался кусочек с такой начинкой, считалось, будет удачливым в супружеской жизни.

Сегодня свадебный торт остается одним из самых популярных атрибутов любого торжества. Классическую форму его сегодня можно заменить оригинальными капкейками: уже разрезанными кусочками в практичной картонной коробочке. Смотрится такой «торт» не менее эффектно, а также придает празднику особенно стильный шарм.


Свадебные традиции, связанные с украшением лентами кортежа, пришли из стародавней Европы. Раньше ленты считались мощным оберегом. Не зря они украшали свадебные венки невест во многих культурах. Из них шили своеобразные «невестины банты». Ими украшали рукава людей, которые вели невесту в церковь. Со временем ленты перекочевали на автомобили. Традиционно, особенно пышно украшается главная машина (жениха и невесты), а на все остальные декорируются в общей стилистике свадьбы.


Ни она традиционная свадьба не обходится без ритуала обсыпания молодоженов рисом (овсом, конфетами, монетами и т.д). Такой обычай должен сделать новобрачных успешными, богатыми и на материальные ценности, и на детей. Сегодня в смесь для обсыпания часто добавляется конфетти как пожелание красивой и яркой жизни молодым. Жениха и невесту традиционно обсыпают рисом родители. Раньше это делали после росписи или таинства венчания, сейчас же обычно это происходит возле дома невесты после ее выкупа.

Бросание букета


Цветы украшают большинство праздничных мероприятий и с ними связаны многие свадебные обряды. Букет невесты на протяжении всего свадебного дня должен находиться рядом с девушкой (в некоторых культурах ей даже запрещалось выпускать его из рук). Свадебные традиции, связанные с бросанием букета, пришли из Европы.

В конце вечера невеста бросает свой букет незамужним подругам и та, которая его поймает, должна вскоре выйти замуж. Аналогичный ритуал проводит и жених со своими холостыми друзьями (в этом случае бросается подвязка невесты). Традиция олицетворяет собой дружелюбность и щедрость новой семьи.

Замок


Свадебные обряды с замком появились не так давно, зато быстро стали популярными среди молодоженов. Суть в том, что в день бракосочетания пара вешает на специально отведенное для этого место замочек с памятной гравировкой (это могут быть имена влюбленных, дата свадьбы, клятва верности и т.д). Обряд символизирует крепость семейных уз и их нерушимость. В древности прототипом подобного действа становилось повязывание лент на деревья. Замки стали применяться недавно.


Трогательный и лирический ритуал, который обычно завершает свадебный банкет. Фата символизирует девичью судьбу невесты, ее незамужнюю роль. Обычно снимает фату девушке свекровь. Такие свадебные традиции демонстрируют переход молодой жены в новый статус, ее покорность мужу и готовность войти в его семью.

После снятия фаты невесте голову покрывают красивым платком или шалью. На современных свадьбах ритуал проводят чаще всего под красивую лирическую музыкальную композицию. Это эффектное завершение праздника. После снятия фаты невеста может потанцевать со своими подругами, примеряя на них ее: тем самым желая скорее найти свою любовь и удачно выйти замуж.

Семейный очаг


Семейный очаг на свадьбе — это импровизированное отображение супружеского счастья. Обычно это красивая свеча, декорированная в особом стиле. Ее зажигают молодожены совместно с родителями. Тем самым наглядно демонстрируется преемственность поколений и передача родительского опыта счастливой супружеской жизни. Эта свеча после торжества должна храниться в доме молодоженов, охраняя их семейный уют. Ее принято зажигать на годовщины свадьбы и важные семейные даты.


Как никакие другие свадебные традиции, этот обряд не утрачивает своей актуальности и значимости. В день свадьбы молодожены обмениваются кольцами в знак супружеской верности и бесконечной любви. Их носят на безымянном пальце правой руки, поскольку считается, что именно от него идет импульс к сердечной чакре.

В старину было принято использовать для этого ритуала исключительно круглые и ровные кольца (без всевозможных вставок и гравировок). Идеально круглая форма украшения олицетворяла гладкую (без конфликтов и ссор) супружескую жизнь молодой четы. Сегодня часто применяются обручальные кольца со вставками из драгоценных камней, но классические без декора стабильно сохраняют свои лидирующие позиции в рейтинге самых популярных свадебных аксессуаров.

Битая посуда


Свадебные обряды, связанные с битьем посуды, активно применялись в старорусских свадьбах. Считается, что разбитые бокалы в день бракосочетания — к счастливой семейной жизни молодой четы. Для этих целей сегодня специально декорируют отдельную пару фужеров. Раньше били чаще не бокалы, а тарелки, при чем по осколкам судили о том, кто первым родится у супругов: крупные части сулили появление первенца-мальчика, мелкие — девочки.


Композиция из нескольких бутылок, декорированных в праздничном стиле, обычно украшает стол жениха и невесты на банкете. Чаще всего для этих целей используют 2 бутылки шампанского. Со свадебного банкета композиция должна перекочевать в дом молодоженов.

Первую бутылку по традиции необходимо открыть в день первой годовщины свадьбы, вторую — на рождение первенца. Иногда в композицию связывают три бутылки (последняя предназначена для празднования золотой свадьбы). Для дополнительного антуража на каждую бутылку можно наклеить фото новобрачных, указать дату их торжества, имена, значимые фразы или пожелания.


Самая распространенная кричалка, которая прочно вошла в свадебную культуру славянских народов, это «Горько». Гости праздника с помощью этого слова стимулируют молодоженов к новым и новым поцелуям. Ритуал имеет древнюю историю. Раньше невеста обходила стол с гостями и каждому предлагала выпить рюмку водки взамен на подарок молодоженам. Гость, выпивая напиток, подтверждал, что выпил алкоголь словом «Горько».

Со временем ритуал несколько трансформировался и приобрел новый колорит. Особенно креативные новобрачные сегодня пытаются заменить традиционное «Горько» иными формами приветствия от гостей. Например, звоном колокольчиков или другими словами.

Свадебные обряды трансформируются, видоизменяются, некоторые полностью утрачивают свою актуальность и становятся достоянием истории. Но есть и такие традиции, которые стали неотъемлемой частью любого праздника и в обязательном порядке присутствуют и на современных торжествах. Сегодня мало кто беспрекословно верит в магическую силу обрядов и ритуальных действий, они больше воспринимаются как традиционная часть свадебной церемонии или банкета.Это часть культуры, которая придает любой свадьбе элемент преемственности поколений.

Свадьба - одно из главных событий в жизни каждого человека. С течением времени свадебные традиции изменились, а корни тех или иных обрядов были потеряны. Однако некоторые современные свадебные обряды несут в себе силу, по-настоящему соединяющую двух людей в счастливую семью.

С давних времен свадебным приметам и традициям придавалось большое значение: свадьба считалась и до сих пор считается событием, соединяющим сердца и души двоих людей на всю оставшуюся жизнь. Разные страны имеют абсолютно непохожие традиции, которые все же имеют одну цель: подчеркнуть момент воссоединения двух любящих людей и оставить воспоминания на всю жизнь.

Свадебные обряды мира

В каждой стране существуют свои собственные обычаи, формировавшиеся в течение нескольких веков и переходящие из поколения в поколение. И хотя современные свадьбы значительно отличаются от древних традиций, корни свадебных обрядов остаются неизменными.

К примеру, молодые люди в Индии до сих пор не играют свадьбу, пока не удостоверятся, что их гороскопы совместимы. Проверка личных гороскопов жениха и невесты — целый ритуал: семейный астролог сверяет натальные карты, начиная с самых ранних лет будущих супругов. Если по гороскопу молодые подходят друг другу, дается разрешение на заключение брака. Если же нет, то желание создать семью может быть встречено с неодобрением.

Сам обряд бракосочетания в Индии имеет высший сакральный смысл: индусы верят, что бракосочетание связывает двух возлюбленных не на одну, а на целых семь жизней. Стоит ли говорить, что к выбору супруга или супруги в этой стране подходят невероятно серьезно?

Такое отношение дает свои плоды: институт брака в Индии чрезвычайно крепок. Разводы — явление из ряда вон выходящее и случается только в семьях так называемых «низших» слоев общества.

Аналогичным образом вступают в брак в Китае: жених делает предложение, но дело не идет дальше до тех пор, пока гороскопы молодых не проверят на любовную совместимость . Если по гороскопу пара подходит друг другу, то помолвка считается заключенной, и в дом невесты приходит гадалка, чтобы узнать благоприятную дату будущего торжества. Сама свадьба занимает три и более дня, а невеста должна сменить не менее трех разных платьев, перевоплощаясь из незамужней девушки в семейную женщину.

Свадебные обряды в России

Свадьба на нашей Родине также предполагает большое количество традиций и обрядовых действий, идущих из старины. К примеру, традиция посыпать молодоженов пшеном и кидать им под ноги мелкие монетки «на счастье» существует уже не одно столетие. Свадебный каравай превратился в большой торт, который разрезают молодые, чтобы общее хозяйство было крепким.

Традиция устраивать девичник и мальчишник существует во многих странах, но именно в России ей уделяется столько внимания. Прощание с холостой жизнью — важный атрибут любой свадьбы: мы верим, что только распрощавшись со своим холостым статусом в кругу друзей или подружек, мы сможем начать новую, счастливую семейную жизнь.

Цвет платья невесты, ее фата и костюм жениха претерпели значительные изменения: современная традиция выходить замуж в белом платье существует только со времен Екатерины II, которая впервые в истории сама надела такой подвенечный наряд. До этого платья невест были красными: именно цвет крови символизировал переход девушки в статус замужней женщины.

Одежда жениха тоже изменилась до неузнаваемости: строгий черный или белый костюм вошел в моду не так давно. На Руси мужчины, справляющие свадьбу, традиционно одевались в богато расшитую рубаху, порты и кафтан. Со временем костюм видоизменялся и постепенно пришел к современному варианту праздничного наряда.

Еще одна прекрасная современная традиция объединяет все страны и времена. При регистрации брака жених прилюдно целует свою невесту, тем самым заявляя на нее свои права и показывая окружающим, что с этого момента его сердце, тело и душа принадлежат только одной женщине — его молодой жене. Отвечая на поцелуй, невеста говорит об этом же, подтверждая и скрепляя словесную клятву.

Традиция бросать букет невесты во время праздничного банкета на современной свадьбе является заимствованной у европейских стран и полностью новой. Бросая букет, невеста передает свой статус другой девушке с помощью случайного жребия. Считается, что поймавшая букет подруга не имеет права отказаться, если ей вскоре сделают предложение: отвергая его, она отвергает саму Судьбу.

Бить посуду молодоженов — недавний обычай: считается, что таким образом новая семья уберегает себя от сглаза и проклятья, а также решительно показывает, что готова к новой жизни вдвоем. По осколкам от тарелок гадают, какого пола будет ребенок: крупные осколки указывают на мальчика, а мелкие — на девочку.

Хотя современная свадьба в России сильно отличается от свадебных обрядов славян , бракосочетание сохранило главный смысл: связь двух любящих друг друга людей на всю жизнь и ответственность за принятое решение. Мы желаем вам счастливой семейной жизни, любви и радости. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и