Свадьба по традициям. Удивительные свадебные традиции мира

Добрым предзнаменованием в день свадьбы считается дождь.

Для того чтобы быть счастливой в браке, невеста в день свадьбы должна поплакать.

Нельзя жениху и невесте дорогу переходить, чтобы не лишить их удачи в жизни. Если существует опасность, что кто-то может перейти дорогу молодоженам нарочно или случайно, то свидетель и свидетельница должны идти чуть впереди (на полшага) молодых.

Несчастье постигнет молодую пару, которая объявляет о предстоящем браке в конце одного квартала года, а венчается в начале следующего.

Если кто-либо из родственников или сами молодые чихнут с утра в день свадьбы, невеста будет счастлива в замужестве.

Если до дня бракосочетания невеста увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде, то ее постигнет неудача. Чтобы этого избежать, можно примерить свадебный наряд, например, без одной перчатки.

Чтобы замужество было удачным, утром в день свадьбы невеста не должна видеть жениха. Невесте следует ночевать перед свадьбой либо в доме родителей, либо в другой комнате, если молодые уже живут вместе. Если до бракосочетания молодые живут раздельно, то невеста должна увидеть жениха уже полностью одетой к свадьбе.

Выходите замуж после полудня. Такие браки считаются более удачными и долговечными.

На свадьбу невеста должна надеть что-нибудь старое, что-нибудь новое, что-нибудь чужое и что-нибудь голубое, например голубую ленточку. Считалось, что это является знаком ее любви и верности. Под старым подразумевается какой-нибудь подарок от матери. Он символизирует мир и мудрость в замужестве. Чужое - эту вещь можно взять у замужней женщины, счастливой в браке с благословением на хорошую семейную жизнь.

Жених с невестой в свадебный день не должны фотографироваться отдельно. Это может привести к разводу.

В день свадьбы мать невесты передает дочери семейную реликвию. Этот предмет невеста должна держать при себе, чтобы обеспечить своей семье благополучие.

Не стоит выходить замуж в зеленом платье. Зато старая обувь на невесте принесет удачу в семейной жизни. Именно поэтому за день-два перед свадьбой рекомендуется походить в новой обуви, приготовленной к свадьбе.

Перед отправлением на бракосочетание невеста, желающая, чтоб ее сестры скорее вышли замуж, должна слегка потянуть за скатерть на столе.

Чтобы не увели любимого, умная невеста не должна позволять подруге становиться впереди себя перед зеркалом. Это же относится и к жениху.

Тот из будущих супругов дольше проживет, у кого во время венчания свеча останется длиннее.

Если в день свадьбы ломается каблук, семейная жизнь будет "хромать".

Когда молодые из ЗАГСа подходят к праздничному столу, старший член из любой семьи должен трижды обвести молодых вокруг стола. По славянским традициям это символизирует вечную связь мужа и жены.

После бракосочетания (венчания) молодым нужно посмотреться в одно зеркало - это должно принести удачу.

Плохая примета - уронить обручальное кольцо прежде, чем надеть его на палец. Если вы все же уронили кольцо, то через него продевают ниточку, которая должна быть заранее заготовлена свидетелями и которая соберет на себя плохие предзнаменования. После этого кольцо можно надеть. Ниточку после окончания регистрации нужно сжечь, сказав при этом: "сожги огонь все мои беды и печали". Сжигает ниточку тот, кто уронил кольцо.

Невеста не должна брать пустую коробочку из-под колец, после того, как жених надел ей обручальное кольцо. Обычно ее берет подруга невесты, желающая скорее выйти замуж. Существует поверье, что та девушка, которая возьмет коробочку из-под обручальных колец, выйдет замуж следующей.

Обязательно разбейте первый бокал с шампанским на счастье.

Чтобы не ссориться в браке, молодые разбивают тарелку и вместе переступают через осколки.

Невеста не должна одна переступать порог нового дома. Муж должен перенести ее на руках. Тогда молодую жену в новом доме всю жизнь будут "на руках носить". Примета не действует в том случае, если молодые уже живут вместе в доме, в который приходят после бракосочетания.

Вот то связывающее звено, которым живет свадьба. Конечно, каждая девушка знает много примет, обычаев и традиций . А уж если не знает - то обязательно узнает перед свадьбой. А ведь есть традиции , которые бережно хранят в своем сердце родители.... и после того, как голова уже не может вместить всю информацию возникает вопрос

-" Ктознает как ПОЛОЖЕНО, КАК надо ИГРАТЬ СВАДЬБУ?"

Возможно кто-то может подсказать разные мелкие моменты, свадебные приметы и традиции . Но все свадебные традиции и приметы дошли до нас из глубокой старины, частью устарели - частью противоречивы, частью невыполнимы. Ниже собраны некоторые моменты, которые мы знаем и будем дополнять!

Предлагаем пользоваться только теми свадебными традициями и приметами , что нравиться Вам самим. Ведь наша задача - организовать веселую свадьбу , веря только в те приметы , которые помогут сделать ее красивой и доброй!

Если есть свои локальные (региональные) традиции - пользуйтесь, если нет - придумайте сами - и возможно через пару поколений ваши внуки скажут « Да вы что? Без этого и свадьба не свадьба!»

Мы предлагаем список того, что ВАМ может пригодиться при подготовке в СВАДЬБЕ и соответственно будет руководством к действию! Вперед, молодожены! В добрый путь!

СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ:

  • На застольежених с невестой ломают каравай, чтобы выбрать главу в семье
  • В концезастолья происходит гадание на мальчика девочку- кто будет первым у молодых, мальчик или девочка, собирают деньги в ползунки (на подносы) потом считают. У кого больше тот и родится первым.
  • Зажжение домашнего очага - родители молодых подносят свои свечи в незажженной свече молодых и деляться частичкой своего тепла и семейного благополучия.
  • Отголосок старинной русской традиции - в ЗАГС молодые едут в разных машинах. Раньше жених приезжал к церкви раньше невесты и ждал ее у входа.

  • Традиция гудеть всем свадебным кортежем по дороге из загса имеет свои глубокие корни - на Руси было принято шуметь изо всех сил, чтобы оградить молодых от злых духов. Традиционные катание тоже родом из тех времен.
  • В некоторых районах обязательным считается после регистрации брака посадить дерево в специальной «аллее молодоженов».
  • При переезде через мост - жених должен пронести жену на руках. После половины пути обычно помогает и свидетель
  • Перед отьездом в ЗАГС молодые поливают все комнатные растения, которые есть в доме и кормят домашних животных
  • В конце дня молодые запускают в небо связку шаров - прощаются с неприятностями и невзгодами
  • Во время катания на машинах молодые сжигают список неприятностей и развеивают по ветру - эта свадебная традиция известна немногим
  • Перед входом в зал молодые кормят друг друга - соленым хлебом, чтобы это был последний раз, когда они насолили друг другу
  • В зал где происходит гулянье молодые входят под хлебом солью, который мамы молодых высоко поднимают аркой. Под этими воротами гости загадывают желание, которое обязательно сбудется
  • Молодожены заезжают в детский сад- ясли и оставляют там столько кукол(пупсиков) сколько хотят иметь детей
  • При входе перед молодыми кладут 2 тарелки вверх дном - кто быстрее раздавит тарелку тот и глава в доме.(жених берет невесту на руки и разбивает обе тарелки сам)
  • Все деньги подаренные гостями раскладывают жениху по всем карманам - чтоб деньги водились, а невесте в лифчик - чтоб всегда была «заначка»
  • Старая свадебная традиция - ПЕРЕД окончанием гулянья мама невесты снимает с невесты фату, а с костюма зятя цветок.
  • Перед тем как уехать родственники снимаю с невесты фату и одевают фартук (мол, кончился праздник - началась семейная жизнь)
  • Перед отьездом невеста, согласно этой свадебной традиции разувается и отдает свои туфли младшей сестре или другой младшей родственнице
  • Руки молодых перед тем как посадить за стол связывают рушником, чтобы шли они по жизни вместе - рука об руку.
  • Молодые оставляют в ресторане, где гуляли свадьбу бутылку шампанского - для следующей свадьбы
  • Традиция отпускать в небо голубей связана с гаданием - одному голубю привязывают голубую ленточку, второму розовую - какой голубь выше поднимется означает кто родиться первым мальчик или девочка.
  • 2 бутылки шампанского стоящие на первом столе, перед молодыми - завязывают лентой - и выпивают одну на первую годовщину свадьбы, 2-ую в день рождения первенца(вариант - на золотую свадьбу).(Кстати, иногда эти же бутылки передают по столу и на них расписывааются все гости)
  • музыкантам и тамаде в конце свадьбы дарят спиртное в знак уважения

  • Обручальные кольца нельзя давать мерять другим людям - к расставанию
  • Массивные обручальные кольца - к богатству и достатку
  • Жених не должен видеть свадебного платья невесты до свадьбы - к ссоре
  • Если на свадьбе связать 2 бутылки шампанского и не пить их - молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первенца
  • Жениться с родительскими обручальными кольцами - повторить их семейные отношения
  • Чтобы семейная жизнь была без слез и ссор - лучше покупать гладкие ко льца
  • Первой из сестер замуж должна выйти старшая.
  • Еще одна примета на свадьбу не дарят ножей и вилок - чтобы не было ссор в молодой семье
  • Если надевая кольцо жених или невеста роняют его - быть измене

  • Для всех гостей: Когда чекаетесь - смотрите друг другу в глаза, иначе 10 лет секса небудет:)
  • Когда молодые садяться за стол желательно сидеть на одной скамье - тогда семья будет дружной
  • Когда бьются бокалы, смотрят, сколько получилось крупных осколков, столько и мальчиков будет у молодых.
Народная примета - если в день свадьбы проехать по 7 мостам - семейная жизнь будет счастливой.
  • Когда чекамся смотрим друг другу в глаза, иначе 5 лет секса не будет:)
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ : Послесвадебная философия стакана, Традиции и правила при венчании

Хочешь жениться? Сват пригодится! Немного об обряде сватовства. Как проводилось раньше, как проводят сейчас.

Многие обряды , служившие нашим дедам и прадедам, уже канули в небы

тие. И дело не в том, что они были чем-то плохи. Просто рано или поздно многие церемонии становятся несовременными, отчего и теряют свою популярность. Среди прочих есть и так называемый обряд сватовства.

Раньше для того, чтобы жениться , нужно было послать к семье невесты сватов . Сваты выбирались среди родственников предстоящего жениха. Если среди них не находилось человека, способного провернуть такое непростое дело, то сват или сваха могли быть приглашены или даже наняты со стороны.

Цель этих людей была одна - получить одобрение родственников , и утвердить дату окончательного ответа. Окончательный ответ давался через некоторое время даже в том случае, если все были согласны на свадьбу . Это показывало, что родственники ценят будущую невесту и бездумно не отдадут ее замуж в первый же день. На окончательном решении сваты получали решительное «да» или «нет», не забывая при этом о дипломатии. В случае отказа сватам пытались объяснить разумные причины отказа. К примеру, причиной отказа мог стать слишком юный возраст невесты. Рассерженные сваты нередко уходя закрывали за собой входную дверь при помощи спины. Это означало, что они желают несостоявшейся невесте трудностей с выходом замуж.
Но если ответ был все-таки положительным, то назначалась последующая встреча. На этой встрече уже другие сваты или родственники жениха в доме невесты обсуждали все тонкости предстоящей свадьбы . Каждую мелочь - от приданного до количества гостей и дня свадьбы оговаривали на этой встрече.

Остается добавить о некоторых особых приметах .

  • В среду и пятницу засылать сватов и разговаривать о свадьбе считалось дурной приметой.
  • Зато 3, 5, 7 и 9 числа наоборот считались счастливыми.
  • Кроме этого свататься уходили с закатом солнца, видимо, уберегая дело от злого глаза.
  • Отметим, что эти приметы можно применять и суеверным жителям сов ременного мира. Ведь этим числам подчиняется также день, когда молодой человек решается сделать предложение любимой.

Кстати, говоря о современности, сватовство практически исчезло из нашей жизни . Ведь мало кто испытывает особое желание несколько раз выпрашивать руку любимой женщины. Да и на мнение родственников многие просто не обращают внимание. Если в былые времена благословение отца жениха было необходимым элементом свадьбы, то сейчас это не более чем совет, к которому можно прислушаться или нет.

Сам же обряд сватовства упростили до невозможности. Теперь вместо того, чтобы засылать сватов в дом невесты, просто происходит встреча жениха с родителями невесты. На этой встрече родители узнают о предстоящей свадьбе своей дочери. Хотелось бы заметить, что до встречи с родителями молодые обычно уже договариваются пожениться между собой. На встречу жених является с подарками для всех членов семьи. Для будущей жены и ее мамы он непременно покупает два букета цветов. Отношения с тещей нужно налаживать еще до вступления в брак.

Итак, заглядывая в прошлое можно сказать, что от обряда сватовства осталось одно лишь название. Разве что старообрядец решит полностью проследовать старинным ритуалам или кто-нибудь решится на это из желания сделать свою свадьбу очень особенным событием. Ведь к старинному обряду сватовства можно добавить какую-нибудь современную «изюминку». Но это уже отдельная большая тема.

В наш век многие древние традиции свадебных церемоний оказались безвозвратно потерянными, а те, что еще остались, соблюдаются условно и в измененных вариантах. К счастью, сейчас молодежь проявляет больше интереса к собственным корням, и все больше пар хотят организовать в духе старинных русских традиций.

Зачем соблюдать традиции

Большинство современных свадеб играются по одному и тому же типичному сценарию. Молодожены стараются придерживаться основных традиций, часто не понимая их смысла. Неписаные правила проведения свадеб соблюдаются по привычке, чтобы не отстать от других.

А между тем свадебные обряды в русском народе сложились много веков назад. Каждое действие на свадьбе имело определенный смысл. Поэтому по возможности необходимо выполнять все традиции русской свадьбы. Такая свадьба в старинном духе обязательно получится веселой, четко организованной и насыщенной событиями. Кроме того, устроив в духе старинных обычаев, вы окажете уважение своим предкам, совершите небольшой гражданский подвиг и сможете ощутить связь со своими корнями.

Обычаи русской свадьбы

Целый комплекс обязательных ритуалов и обрядов использовался во время проведения русской свадьбы. Все они выполнялись в определенной последовательности и по сложившемуся сценарию. Каждое такое действие несло определенную нагрузку. К примеру, венчание представляло собой религиозное свершение брака, а первая ночь новобрачных становилась его физическим заключением.

Какие же обряды входили в традиционное свадебное торжество на Руси:

  • Сватовство по сути являлось переговорами семей будущих жениха и невесты. Этот пункт был обязательным. Раньше в брак вступали в очень молодом возрасте, поэтому всеми организационными вопросами занимались родители молодоженов. Из числа близких родственников или уважаемых людей выбирались сваты, которые должны были вести беседу и договариваться с родителями невесты, налаживая контакт между семьями.
  • Осыпание молодых зерном или, так называемый, «дождь изобилия» символизировал достаток в будущей семейной жизни. Раньше жениха и невесту осыпали рожью или овсом. Сейчас для этой цели используют рис. Иногда молодым под ноги бросают , чтобы их жизнь была полна любви и красоты.
  • Встреча молодых с караваем была призвана подарить молодым семейное счастье. Каравай специально пекли для свадебного торжества, украшали его разными узорами. Традиционно каравай украшался калиновой веточкой, которая была символом любви. Сам каравай пекли по особому рецепту с соблюдением множества ритуалов.

  • Выкуп и похищение невесты символизировали противоборство силам зла, пытающимся омрачить счастье будущей семьи. Во время выкупа жених должен был выполнить много заданий и пройти разные испытания, которые придумывали подружки невесты. Так он показывал свою силу и ловкость, стремление противостоять злым силам. В завершении жених мог надеть колечко на палец своей невесты и одарить ее поцелуем.

  • Передача очага - едва ли не самый трогательный обряд. Сейчас его проводят в завершении свадебного торжества. Матери новобрачных с зажженными свечами подходят к молодым и те зажигают от их свечей общую большую свечу, которая символизирует семейный очаг. Потом они танцуют последний танец, прощаясь с гостями. Очень красиво смотрится этот обряд в полумраке.

Свадебные традиции невесты

За несколько дней до даты свадебного торжества невеста проводила девичник. Это был своеобразный обряд прощания с девичеством и вступления в новую семейную жизнь. Во время этого мероприятия девушки дарили друг другу символические подарки, веселились и развлекались.

Важным обрядом, который соблюдается и в наши дни, считалось снятие фаты. В давние времена невесте расплетали косу и сплетали из волос две косы, которые потом укладывали вокруг головы и повязывали платком. Это означало, что девушка теперь замужняя.

Сейчас этот обряд проводят по-другому. В центре комнаты ставят стул и кладут на него подушечку. Невеста должна сесть на этот стул. Это означает, что теперь у молодой жены есть свое уютное местечко в жилище жениха. Снимает фату с невесты свекровь. Затем она повязывает невесту платком или нарядной шалью и говорит добрые пожелания. В заключении, невеста должна станцевать с незамужними подружками пронося над их головами фату. Примерять снятую фату нельзя – останешься в девках.

Еще один обряд для невесты связан с ее букетом. Сейчас невеста по традиции кидает свой букет незамужним подружкам, повернувшись к ним спиной. На традиционной русской свадьбе этот обряд осуществлялся иначе. Невеста с завязанными глазами выбирала из числа незамужних подруг будущую обладательницу букета, пока девушки водили вокруг нее хоровод.

Свадебные традиции жениха

Сейчас перед свадьбой жених устраивает для своих друзей веселый вечер. Это мероприятие обычно символизирует прощание с холостяцкой жизнью, отмечается с размахом, проводятся веселые мероприятия, розыгрыши и шутки. Друзья поздравляют жениха с предстоящей свадьбой.

Этот обычай, в отличие от девичника, появился не так давно. Раньше жених накануне свадебного торжества просто мылся в бане в одиночестве.

Подготовка букета для невесты являлась неотъемлемой обязанностью жениха. Он должен был самолично составить букет из цветов, которые придутся ему по вкусу и преподнести невесте вместе с обручальным кольцом после выкупа.

По аналогии, с передачей букета невесты не так давно появился обычай бросать в толпу неженатых гостей подвязку, снятую женихом с ножки невесты. Пойманная подвязка должна символизировать скорый удачный брак.

Приметы

  • Платье невесты должно быть с длинными рукавами и закрытой спиной, длинное и без цветов, бутоньерок на талии.
  • Предупредите всех родственников и будущих гостей, чтобы не дарили колющих и режущих предметов.
  • Несчастье постигнет молодую пару, которая объявляет о предстоящем браке в конце одного квартала года, а венчаются в начале следующего.
  • Когда пойдете к будущей снохе свататься для сына, пусть первым заходит сын. Шапку перед сватами не снимает, пока не посадят за стол. Если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.
  • Венчальное платье, кольцо и фату нельзя давать мерить ни подругам, ни сестрам, ни кому другому. Иначе в семье будут ссоры или брак вообще не состоится.
  • Нельзя звать к свадьбе четное число гостей.
  • Не покупайте туфель на шнурках. У невесты должны быть именно туфли без шнурков.
  • Нельзя пускать гостей до свадьбы в спальню молодых, а тем более показывать их постель.
  • Венчальное полотенце, свечи в церкви не оставляют. Припрятывают дома - обязательно пригодится.
  • Платье невесты, фата, туфли и кольца обручальные должны быть под особым присмотром, так как на них можно легко навести порчу и даже просто испортить невзначай. Порча, пришедшая со свадьбы, тяжелая и снимается тяжело. Поэтому нужно беречь невестино платье до года их жизни вместе.
  • Полученную сдачу с покупки фаты, туфель, платья не тратят как можно дольше, по крайней мере не менее трех месяцев. Уберите эти деньги так, чтобы их не брал в руки чужой человек.
  • Платье невесты может быть белым, бежевым, золотым, золотистым, розовым. Платье невесты не должно быть черным, синим, голубым, красным, зеленым, серым. К нижнему белью относится то же самое.
  • На невесте не должно быть жемчуга и его никогда не дарят. Тем более, на свадьбу.
  • Жених должен быть одет в черный костюм. Допускается серый, белый, золотой. То же касается туфель.

Обряды

Чтобы свекровь не изводила

Умывается молодая три вечера перед ЗАГСом или венчанием, вытирается наговоренным полотенцем. которое оставляет у родителей, с собой в новую семью не берет.

Как я мила своей матушке и своему батюшке. Как они меня на руках держали, пуще глазу оберегали, в обиду никому не давали, так бы меня свекровь любила. не терзала бы, не бранила, со свету не сживала, жалела бы и оберегала. Слово мое крепко, к делу моему цепко. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.


Свадебное благословение

Чтобы молодые не ссорились, говорят на их столовые приборы, до того как они сядут за стол:

Как церковь непоколебима и неразрушима, вера крепка, медовуха сладка, так бы и раб (имя) с рабой (имя) были неразлучимы и непоколебимы. Без друг друга не могли быть, порознь не могли жить, ни дня, ни часа с этого раза, от свадебного стола, как я, раба (имя мастера), наговор прочла. Аминь. Аминь. Аминь.


Покупая невесте наряд, старайтесь, чтобы фата и платье были куплены в среду, туфли в пятницу.

Перед выходом из дома в магазин читают наговор и выходят спиной, т.е. задом из квартиры:

Ангел мой, венец золотой. покрой чистой фатой не на месяц, не на год, насколько раба (имя) проживет. Аминь. Аминь. Аминь.


Чтоб невеста на смотринах понравилась

Плескайте себе двумя руками в лицо холодную воду и говорите:

Я - Божия раба (имя).

Солнце высоко, а я выше.

Мои брови смоляные, мои кудри золотые,

мои глаза - звездочки ясные,

мои губы - лепестки красные.

Кто меня увидит,

тот ни одним словом меня не обидит.

Господи, помоги!

Богородица, на брак благослови.


Брак против воли родителей

В затруднительных случаях, если родители не благословляют любящих на брак, есть умягчающая родительское сердце молитва.

Купите две свечи, одну поставьте у иконы "Умягчение сердец", другую зажгите дома и прочитайте заговор двенадцать раз.

Ангелы небесные, пойте "Аллилуйя"!

Славься, святая церковь, венчающая на брак!

Бог создал людей, Бог их крестил, Бог их простил,

Бог их на брак благословил.

Помяни, Господи, всю кротость царя Давида,

так пусть кротки будут родные

сестры, братья, зятья, вся родня,

мать, отец дадут благословение

на брак и венец рабам Божьим (имена). Аминь.


Покупая обручальные кольца

Не входя в дом с кольцами, нужно произнести:

На добрую жизнь, на верную семью. Аминь.

В День свадьбы

Приметы

  • Мама невесты не должна присутствовать при венчании.
  • Если невесте подарили розы, то следует самой невесте отрезать ножницами все шипы. Смотрите, не уколитесь.
  • На голову надевают венок с фатой. Никаких цветочков, отдельно вставленных в волосы, шляпок и диадем быть не должно.
  • Надевать платье невеста должна в первую очередь, просовывая голову через горловину. Не наряжает невесту подруга с таким же именем.
  • На платье должно быть четное количество пуговиц, если они есть вообще. Нижнее белье невесты должно быть только белым.
  • Если у невесты во время свадьбы оборвался подол, сама невеста его не подшивает.
  • Молодых за стол садят на лохматую шубу или тулуп, вывернутый мехом наружу. Чтобы жили богато.
  • Ложку, которой ел жених за свадебным столом, прибирают до сорокового дня. В сороковой день дают мужу снова ею покушать. Чтобы жили хорошо и долго вместе.
  • В день свадьбы хорошо посадить дерево жениху и невесте. Посадить так, чтобы принялись.
  • Выходя из церкви после венчания, невеста раздает мелочь, дабы убрать лишние неприятности в своей семейной жизни.
  • Во время венчания, когда венцы на голове или над головой, молодым нельзя смотреть друг другу в глаза: будут измены. Не смотрят также на свои свечи. Смотрите на батюшку.
  • Во время свадьбы старайтесь выйти из тех дверей, в которые вошли, иначе - беда.
  • Если все булавки из наряда невесты вынула одна женщина, то каждая девица, получившая такую булавку в течение одного года выйдет замуж. Если булавка согнута, останется старой девой.
  • Венчание после заката ничего хорошего не принесет.
  • Девица, получившая от невесты кусок сыра, отрезанный перед тем, как уйти из-за стола, будет следующей невестой среди подруг.
  • Сватовство: 3, 5, 7 и 9 числа - удачные дни.
  • В среду и пятницу не сватаются.
  • Обручальное кольцо не надевается на перчатку.
  • Шляпка в день свадьбы на невесте - к разводу.
  • Чтобы зять не обижал дочь, теща должна (пока едут на венчание) приколоть на лифчик у правой груди булавку, а на обратной дороге переколоть ее на левую грудь. По приезде из церкви эту булавку мать прикалывает на подол дочери. Не снимают булавку до первой стирки.
  • Сватьям соли не занимают - дети их жить не будут, разойдутся.
  • Если при венчании упало кольцо жены, она умрет первой, если упало кольцо мужа - он недолгий жилец.
  • Если при венчании кто-то из молодых первым ступит к алтарю, тот будет всему голова.
  • Если кто-то бросит в невестины туфли соли, сначала в правую, а потом в левую, молодая весь век будет с мужем плакать. По обычаю на свадьбе туфли воруют, будьте внимательны.
  • Если во время венчания из певчих кто-то раскашляется, то это значит, что один из молодоженов проживет не так уж и долго.
  • Если свадебной машине встретится похоронная процессия, следует подумать: Венок венку рознь. Аминь.
  • Если свечи гаснут при венчании, следует поменяться свечами жениху и невесте, иначе житья не будет.
  • Венчая своих детей, смотрите, чтобы у них со спины не стояли трое однополых, то есть трое мужчин или женщины. Дети жить не будут.
  • Если свадебную скатерть стелить три года подряд в годовщину бракосочетания, то молодые доживут до глубокой старости.
  • Если во время венчания что-либо роняют жених или невеста, поднимать эту вещь (цветы, перчатку и т.д.) нельзя.
  • Старайтесь, чтобы во время свадьбы не было скандалов, чтобы вы не причинили никому зла, чтобы ваша машина не сбила ни собаку, ни кошку и, естественно, за свадебным столом не поминаются умершие.
  • Каравай, которым встречают молодоженов, гости не едят. Если он очень большой и его сразу съесть невозможно, насушите сухарики и съешьте его с супом. Каравай едят только жених и невеста.
  • Нельзя держать венец над головами жениха и невесты. Венец следует надеть на их головы.

Обряды

Очень часто за счет Вашего счастья многие стремятся поправить свою несчастливую семейную жизнь. В день свадьбы и во время венчания такие люди меняют местами Ваше счастье и свое горе. Чтобы это предотвратить, следует приколоть в невидных местах булавки жениху и невесте, наговорив на них следующее:

Стоит престол, пред ним свадебный стол, за столом молодые сидят, не пьют, не едят, а на иконку глядят. Матерь Божья, спаси, Богородица, обереги от всяких дел и всякой беды. Спаси и сохрани. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


В день бракосочетания с невестой и женихом утром должны поздороваться все домашние, начиная с матери. Если никого, кроме нее нет, то матери следует трижды (но не за один раз) сказать своему ребенку: "Здравствуй, (имя)!". При этом жених или невеста в ответ должны молчать.

Затем дают съесть блин, заговоренный от порчи:

Матерь Божья, всем матерям мать, не дай людям взять у рабы (имя) счастье и долю. Во имя Отца и Сына, яви свою волю. Ключом запри и забери. Аминь. Аминь. Аминь.


Обереги на невесту

Невеста должна умываться наговоренным пивом.

"Как ты, чисто злато - серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато - серебро. всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи и молодые молодицы, красивые девицы и молодые молодцы, так бы и на тебя, раба Божья (имя), зарились и заглядывались бы все. Казалась бы ты им златом - серебром, глядели бы и смотрели бы. и очей с тебя не спускали".


После венчания, входя в дом мужа, молодая говорит: "Первая, другая, я иду третья, но не последняя! Все вон, мне одной дом."

Чтобы быть самой любимой снохой.


Если молодой идет жить в дом невесты, он, вступая в избу после венчания, произносит: "Я иду - зверь лапист и горд, горластый, волк зубастый, я есть волк, а вы есть овцы мои".


Свадебный оберег

Чтоб дурной человек не напакостил на свадьбе, из-за чего вся жизнь молодых может быть порушена, читают с самого утра:

"Господи, Боже, благослови. Встала я, благословилась, вижу чистое поле, где заводится у христиан свадьба, где призвали меня к этой свадьбе. Помолюсь, покорюсь ему, самому истинному Христосу. При мне посох осиновый, старая ладанка, есть буду просвиру, пить святую воду, сберегу свадьбу христьянскую, отпущу в веселье да радости. Никто бы не мог к моей свадьбе прищепиться, приколиться, никто бы не попортил ее. Закрою я эту свадьбу, никто бы ее не видел. Часы идите, минуты летите, встречайте, богоданные родители, с счастьем, с радостью мою свадьбу. Соль - злому, беда - плохому, а молодым - удача и долгий век. Будьте, мои слова, крепки и лепки. Отныне и во веки веков. Аминь."

Этот наговор читает самый старший в семье.


Приворот на свадебное платье

Прежде чем надеть свадебное платье, встаньте на него правой босой ногой и прочитайте заговор, чтобы ваш муж не оставил семью ради другой женщины.

Стою я, раба Божия (имя),

белой ногой на белом платье.

Так бы я встала крепко и лепко на белу грудь

раба Божиего (имя).

Заступила бы я его сердце отныне и по веку,

чтоб ни единому человеку: ни бабе, ни девице,

ни монашке и ни гульнице

на яру любовь он не отвечал, никого, кроме меня,

рабы Божией (имя), не замечал.

Вызываю я на раба Божиего (имя) тоску,

кручину со всего бела света,

тоску со вдов, с сирот, с младенцев грудных,

с больных, пьяных, с брошенных.

Пойди, вся как есть тоска,

на раба Божиего (имя).

Чтоб он по мне тосковал,

маялся, горевал, во все суточные

двадцать четыре часа планетные

в жару бы он мерз, в холоде потел,

никого кроме меня, по саму смерть не хотел.

Платье мое венчальное,

как за тебя раб Божий (имя) возьмется,

так его сердце от моего заговора забьется.

Ключ к моим словам в небесной высоте,

а замок в морской глубине.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.


Чтобы на свадьбе не испортили

До прихода гостей наговорите на мак и посыпьте его у порога. Тогда все худые пожелания будут перебиты вашим оберегом.

Читают так:

Который человек вечет,

который зло речет,

который худое помышляет,

мое слово перебивает.

так и оберегу моему не помешать.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Если во время свадьбы кто-нибудь сядет на место жениха или невесты, то этот брак распадется.

Домовой, хозяин мой,

защити свято место жениха и невесты.

Ключ, замок, язык.

Аминь.


Шептать над хлебом и солью

Как хлеб и соль люди любят, так бы муж жену любил. Как соль сахаром нельзя заменит, так мужу нельзя жене изменить ни с темной, ни со светлой, ни с полной, ни с худой, ни с умной, ни с глупой, ни с любой другой рабой.

Как хлеб да соль люди любят, так бы жена мужа любила. Как соль сахаром нельзя заменить, так жене нельзя мужу изменить ни с темным, ни со светлым, ни с полным, ни с худым, ни с умным, ни с глупым, ни с любым другим рабом. Аминь.

Наговаривают на хлеб и соль и дают молодым во время свадьбы за свадебным столом, чтобы друг дружку любили и не было измены в доме.


Все Святые раба (мужское имя) за руки берут, к алтарю ведут. У венца раба (женское имя) стоит, на Святых глядит. Господи, Царь Небесный, повенчай венцом святым раба (имя) с рабой (имя) на веки вечные, до смерти не разлучай. Аминь.


Если при венчании свеча сгорела

Если у одного супругов во время венчания сгорела свеча, следует дать обет Богу и соблюдать его всю жизнь. Например, вы всю жизнь будете кому-нибудь помогать. Можно иногда покупать игрушки в детский дом или посылать в дом престарелых хотя бы немного денег.

Отчитка: огарок свечи кладут в воду, начитав заговор, умывают лицо этой водой. Потом свечу убирают.

Читают так:

Господи, помоги!

Всякому человеку

отмерил Господь веку.

Господи, помоги,

веку рабе (имя) продли.

Как ты не дал умереть Лазарю.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Свадебные тосты, которые приводят к разводу

"Люби ее, как свою душу, а тряси, как соседскую грушу".

"Бей ее почаще, любить будет слаще".

Если кто-нибудь во время свадьбы не задумываясь, пожелал молодым плохого, следует сделать так:

Во-первых, тут же отрезать кусок хлеба, сказав при этом:

Как я этот кусок хлеба отрезаю,

Так и твои (имя) посулы убираю.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Затем, этот кусок хлеба нужно положить возле того, кто пожелал молодым плохого.

Но самое простое: надо заранее сделать свадебный оберег. Читайте про себя за свадебным столом:

Стол мой дубовый,

Гости оловянные, все посулы злые стеклянные.

Как хрупкое стекло бъется, разбивается,

Так и не одно слово злое в посуле не сбывается.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Оберег на жениха

Перед тем как молодой пойдет в дом невесты, чтобы забрать ее на венчание, мать жениха должна перекрестить его и сказать:

Небесной высоты не достать,

Небесной красоты не забрать.

Так и у моего сына никто не убавит

И ниче6го ему не прибавит.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Оберег на невесту

Едет моя дочь со двора во двор,

На ее подоле Божий затвор.

Никто того затвора не повредит,

Никто оберега моего не победит.

Моя нога левая, ее нога правая.

Ключ, замок, язык.


Слова на церковные ступени

Идя венчаться, ступайте твердо на всю подошву по ступеням лестницы и говорите про себя:

На первую ступеньку ступаю -

мужа с собой заступаю.

На вторую ступеньку ступаю -

свекра с собой заступаю.

На третью ступеньку ступаю -

свекровь с собой заступаю.

На четвертую ступеньку ступаю -

деревьев с собой заступаю.

На пятую ступеньку ступаю -

золовок с собой заступаю.

Как на руке моей пять пальцев и один кулак, так и я всем править буду. Аминь.


Шепоток при венчании

Мать невесты должна сказать это слова в тот момент, когда зажгут венчальные свечи:

Господи, помоги, Господи, благослови.

Пусть у свечей ваших слезы прольются.

И только тогда, когда эти свечи разовьются,

только тогда муж с женой разойдутся. Аминь.


Приворот во время свадьбы

Когда за столом в третий раз прозвучит "горько" и молодые поцелуются, невесте следует выйти из-за стола, задеть первый угол кольцом, надетым на правую руку, и сказать:

Как ты, угол, неотделим от стены,

так неотделим будь муж от своей жены. Аминь.


После венчания, при выходе из церкви, завяжите на носовом платочке и тут же развяжите узелок со словами:

Как узелок легко развяжу, так я легко в свое время рожу. Аминь.

Если так сделать, то сколько бы раз ни рожала женщина, все роды будут легкими.


Если кольцо выскользнуло или упало во время регистрации или в церкви, следует про себя сказать трижды:

"Кольцо на мне, беда не ко мне. Аминь".

После свадьбы

  • Свадебное платье, фату, туфли не дают никому на прокат и не продают, поэтому, если у вас финансовые трудности, то платье следует шить не дорогое или такое, которое можно будет носить в праздничные дни.
  • Засохшие свадебные цветы не хранят.
  • Не следует дарить свадебные фотографии всем подряд. По ним очень легко навести порчу.
  • Попросите кого-нибудь из родителей прочесть на Пасху во время завтрака заговор:

Яичко пасхальное спокойно лежит, так и молодые спокойно живите. Яичко пасхальное молчит, так и молодые промеж себя не кричите. Христос воскрес, а им мир и лад. Аминь.

  • Чтобы ваш муж никогда в жизни не мог быть привороженным к другой, в первую среду после Рождества Христова выйдите на перекресток четырех дорог, встаньте лицом к закату, скрестите безымянный палец с большим и читайте так:

Заря - тело, голова - Солнце. Кровь в мясе, в остове кости. Все меня видят, все мои слова слышат. Мать - Земля, четыре дочери, четыре дороги, сойдитесь на рабе (имя) мои обереги. Чтоб к нему не подъехали, не подошли, приворотами от своей жены не увели. Не окормили чтоб, не опоили, Черным словом спать не уложили: ни воском. ни свечой, ни солью, ни слезой, ни булавками. ни ножами, ни кровью и ни церквями. Ни на кладбище и ни за столом, ни под дверью, ни под окном. Как от камня нет плоду, от угля нет цвету, нет колдуна по нему со всего свету. Так и не будет проку: ни от колдуна, ни от колдуницы, ни от старицы, ни от девицы. На моего мужа нет узды. Как безымянному персту имени нет, так и нет присух на моего мужа. Ныне, присно, во веки веков. Аминь.

При последних словах пальцы разъедините. Делает это все, естественно, сама молодая жена. О чем никому никогда не говорится. Домой нужно возвращаться молча и не оглядываются.

  • Обручальное кольцо также остается на всю жизнь с вами. Если человек умер в браке, то кольцо одевается ему на палец. Если оно не надевается, то кладется рядом с ним. По наследству обручальные кольца никогда не передаются.
  • Ровно через месяц после свадьбы нужно отослать мужа куда-нибудь и нарядиться как на свадьбу (фата, платье, туфли - все, как было в тот день). Поклониться 33 раза на восток и сказать: "Вечная слава Господу нашему, а при мне мой муж, раб Божий (имя)". Тут же подойти к супружеской постели и взбить подушки. Если есть перина, то и ее. Тогда Ваш муж никогда не оставит Вас ради другой и Вы будете жить в согласии.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.