Занятие по рисованию способом тычкования в старшей группе «Планета насекомых. Бабочка
(С использованием нетрадиционной техники рисования)
Программное содержание:
- способствовать систематизации и обобщению знаний о насекомых;
- активизировать речь воспитанников;
- развивать художественные навыки при выборе цветового решения в нетрадиционной технике оттиск поролоном;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать композиционные навыки.
Материалы и оборудование:
Слайды с изображением бабочек и других насекомых, заготовки из бумаги, поролоновые губки, блюдца с водой, акварель, кисти, цветы с вопросами викторины, поляна для выставки работ.
Предварительная работа.
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
- Изучение моделей насекомых.
- Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседы с детьми.
- Чтение произведений, где героями являются насекомые.
Музыкальное сопровождение:
Аудиозапись спокойной музыки.
Ход занятия
1. Воспитатель читает стихотворение (на интерактивной доске – подходящий пейзаж).
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь.
2. Беседа.
О ком говорится в стихотворении? Как мы можем назвать их одним словом?
Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.
Как они передвигаются? (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать.)
- Чем питаются? (Некоторые - листьями, молодыми побегами растений, созревшими плодами, опавшими листьями; жуки-точильщики - древесиной и корой; насекомые-хищники охотятся на других насекомых; пчелы, шмели, бабочки, мухи - нектаром цветов, зелеными листьями и т. д.)
- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской – палочник, гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)
3. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
Внимательно посмотрите на экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
- Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
- Лишняя бабочка, потому что она не является вредителем.
- Лишний жук, потому что он не живет колониями.
- Лишняя оса, потому что она защищается при помощи жала.
Воспитатель:
4. «Назови сложным словом»
- У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.
- У жука длинные усы, поэтому его называют длинноусым.
- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют большеглазой.
5. Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня.)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(Дети останавливаются и приседают.)
Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи.)
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(Дети останавливаются, трясут одной ногой.)
Каждой лапкой потрясу!
(Трясут другой ногой.)
5. И потопаю потом
(Дети топают ногами.)
Ой, какой от лапок гром!
6. Игра-викторина.
Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ фишка). На интерактивной доске слайд-шоу, н-р: изображение муравейника в лесу, после того, как дети называют ответ, на экране выбегает муравей, и так каждый вопрос. Каждый вопрос на ромашке, которыми, отвечая, украшается полянка.
- Кто в лесу строит муравейники? (Муравьи.)
- Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей.)
- Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми.)
- Где у кузнечика уши? (На ногах.)
- Какой стадии в развитии бабочки не хватает? (Куколка.)
- На кого охотится божья коровка? (На тлей, щитовок.)
- Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки.)
- В каком произведении героями являются насекомые: муха, кузнечик, пчела, комар и др.? («Муха-Цокотуха» К. Чуковского.)
Ребята, в каких произведениях встречаются насекомые?
Ответы детей.
Раздаётся музыка, и в группу «влетает» бабочка.
Здравствуйте, ребята!
Я Бабочка -красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
Но пока я порхала, мои подружки –бабочки разлетелись… И я осталась совсем одна.
Бабочка-красавица, не расстраивайся, мы с ребятами нарисуем для тебя полянку с бабочками. Ребята поможем нашей гостье?
Сегодня мы будем рисовать бабочек, используя поролон.
Воспитатель показывает поэтапно, как выполняется рисунок. (Лист складывается пополам, на линии сгиба рисуется туловище бабочки, затем с одной стороны яркие крылья, вторая половина листа смачивается при помощи губки водой, и рисунок складывается; в завершении обводится контур крыльев.)
Физминутка «Бабочка».
Видишь, бабочка летает, машем руками-крылышками
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять! считаем пальчиком
За день, за два и за месяц… прыжки на месте
Шесть, семь, восемь, девять, десять считаем пальчиком
Дети приступают к работе (звучит спокойная музыка).
После завершения работ, воспитанники выставляют своих бабочек на поляну с ромашками.
Вы молодцы, ребята! Замечательно потрудились! За ваше старание я угощу вас сладкими подарками!!! Спасибо вам!!! (Улетает.)
Воспитатель:
А мы оживим нашу чудесную поляну…Закройте глаза и подуем… (На экране анимация бабочки на такой же полянке летают.)
Конспект НОД по рисованию в старшей группе детского сада «Бабочка»
Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного, а так же будет полезен педагогам и родителям.
Цель: Развитие художественного творчества с использованием нетрадиционной техники рисования - монотипия.
Задачи:
- Расширить знания и представления детей о мире насекомых – бабочках
- Развивать память, внимание, воображение
- Закрепить прием рисования симметрией с помощью складывания рисунка пополам - монотипия.
- Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
Материалы и оборудования:
Листы бумаги альбомного формата, кисти, стаканчики с водой, салфетки, акварельные краски.
Иллюстрации с изображением бабочек, игрушка бабочка.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Дети, о каком насекомом говорится в стихотворении? (о бабочке)
- А вот и сама бабочка к нам в гости прилетела (вынести игрушку бабочки)
- Ой, какая – то грустная наша гостья, давайте отправимся в путешествие мир насекомых и расскажем, что мы знаем о бабочках?
- К какой группе относится бабочка? (к насекомым)
- Насекомые – самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 миллиона видов насекомых и каждый год открываются всё новые виды. Давайте рассмотрим нашу гостью, с чем сравниваются крылья бабочки? (с цветком)
- Какие крылья у бабочки? (воздушные, лёгкие, яркие, большие)
- А сколько крыльев у бабочки? (четыре)
- Бабочки – удивительные существа. В Древнем Риме существует легенда, по которой наша бабочка появилась из красивого цветка, который сорвал ветер. Ветер любовался прекрасным цветком, но он боялся, что цветок завянет и превратил его в бабочку – лёгкую, красивую и изящную.
Так и хочется взять бабочку в руки, чтобы рассмотреть и погладить нежные крылышки, но стоит прижать крылышки и бабочка блёкнет и теряет свои чешуйки, становится вялой и перестаёт летать. Гораздо лучше любоваться этими насекомыми не прикасаясь к такому хрупкому созданию и бабочка, обязательно, отблагодарит вас за заботу и внимание и исполнит ваше сокровенное желание.
- Каких бабочек вы знаете? Давайте рассмотрим на картинках разнообразие бабочек и их окраску.
Павлиний глаз
Аполлон
Капустница.
Лимонница.
Махаон.
- Каким образом идёт размножение бабочек? (откладывают яйца, из яиц – личинок появляютс я гусеницы, затем гусеницы превращаются в кокон или куколку, а затем в бабочку – красавицу)
- Мы вместе с нашей гостей бабочкой поиграем в игру «Бабочки, гусеницы, куколки» По сигналу ведущего «Бабочки!» дети летают. По сигналу «Гусеницы!» - ползают на четвереньках. По сигналу «Куколка!» - замирают на месте.
-Бабочка – красавица
Вся переливается,
Над поляною летит,
Словно радуга блестит.
- Дети, почему наша бабочка грустная? (потому что нет друзей, она совсем одна)
- Давайте нарисуем подружек, возьмём лист бумаги и свернём пополам, чтобы обозначить середину. Нарисуем туловище
- Верхние крылышки у бабочки чуть поменьше. Всё рисовать будем на одной половинке листа.
- Нижние крылышки больше.
- Теперь мы аккуратно свернём пополам и прижмём ладошкой. У нас получилась бабочка с одинаковыми крылышками. Мы можем украсить крылышки узором и опять сложить пополам. Эта техника исполнения называется монотипия, мы с ней уже знакомы.
- Нашей бабочке можем нарисовать цветы, так же на одной половине листа и отпечатать.
- Добавим фон и наш рисунок готов!
- Посмотрите, как красиво получилось. А теперь каждый нарисует свою бабочку – красавицу. Не забудьте нарисовать усики у бабочки.
Самостоятельная работа.
Теперь наша бабочка рада, сколько подружек у неё появилось, все такие красивые и разные, нет ни одной похожей. Теперь они будут резвиться на полянке, летать и радовать нас.
Дети, о ком мы говорили на занятии?
- Много ли бабочек на Земле?
- Как размножаются бабочки?
- Бабочек нужно беречь и зачем?
- Что вам понравилось в занятии?
Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после – отпустил…
На этом наше путешествие в мир насекомых подошло к концу.
Евдокия Вылчу
Занятие в старшей группе .
«Планета насекомых » . «Бабочка »
Цель :
закрепить знания детей о насекомых ;
развивать воображение;
сформировать желание защищать окружающую среду;
активизировать словарь;
закрепить умение рисовать методом «тычкование »
развивать мелкую моторику рук;
Оборудование :
Раскраска бабочки , гуашь, ватные палочки, непраливайки, влажные салфетки, подложки.
В : Ребята, мы сегодня продолжим говорить о насекомых . Послушайте загадку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка )
Дети : Бабочка .
В : Ребята, как вы догадались что эта загадка про бабочку ?
Ответы детей.
В : Рассказ о бабочках . Бабочки относятся к крупнейшей группе насекомых , которая называется чешуекрылые. Эта группа так же включает в себя мотыльков и молей.
Среди других насекомых , бабочки легко распознаваемые. Их крылья имеют характерную форму - они красочны. И всегда крылья бабочек похожи друг на друга. Они одинаковые.
Самые известные это Крапивница, Шоколадница, Монарх, Павлиний глаз. (Рассказ сопровождается картинками.
Сегодня мы будем рисовать бабочку , методом тычкования , с помощью ватных палочек.
У каждого на столе лежит черно- белая бабочка , её нужно оживить красками, но самое главное, ребята запомните крылья у бабочки должны быть одинаковыми.
Физминутка :
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - расой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Работа за столом.
Воспитатель показывает детям как правильно рисовать ватными палочками .
Самостоятельная работа детей.
Итог занятия :
Ребята, кого мы сегодня рисовали ?
Дети : Бабочку .
В : Скажите, ребята, как нужно относится к природе.
Ответы детей.
В : Ребята, назовите какой метод мы использовали для рисования бабочки ?
Ответы детей.
Организовать выставку работ детей.
Публикации по теме:
«Цветочная поляна». Обучение рисованию картин нетрадиционным способом пластилинографии Тип НОД: Занятие по обучению рисованию картин нетрадиционным способом. Вид НОД: Тематическое Тема: «Цветочная поляна» (в технике пластилинография).
Комплексное занятие в средней группе «Насекомые. Бабочка» Комплексное занятие в средней группе на тему: «Насекомые. Бабочка» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное.
Онспект НОД по рисованию нетрадиционным способом в средней группе на тему: «Зимующие птицы». Выполнила: Чукштайкина Н. А. Цели и задачи:.
Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «Бабочка» Тема: Монотипия предметная (Бабочка) Группа: средняя. Цель: познакомить с новым приемом рисования – «монотипия» Задачи: 1. Обогатить представление.
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Бабочка-красавица» Цели: Познакомить детей с новой техникой рисования –монотипия (рисование по сырому) Способствовать развитию у детей воображения, фантазии.
Работа по рисованию не традиционным способом в 1младшей группе. Название ". " Цель: Познакомить детей с техникой рисования с помощью.
Конспект мероприятия по Изобразительной деятельности
«Цветы и насекомые».
(воспитатель по изобразительной деятельности МБДОУ ЦРР – д/с №69 «Уникум» города Ставрополя)
Образовательная область «Изобразительная деятельность».
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Программное содержание
Цель: Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
Обучающие задачи: 1. Формировать умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении округлых линий, завитков в разном направлении.
2. Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий, равномерности закрашивания рисунка.
Развивающие задачи: 1. Развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
2. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы.
Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Здоровье и безопасность: использовать различные виды гимнастик.
Предварительная работа с детьми: Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (Монотипия) на заранее подготовленных альбомных листах (цветочная поляна).
Предварительная работа воспитателя:
● Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
Словарная работа: пейзаж, композиция, цветовая гамма, «Монотипия» - предметная.
Методические приемы:
● Игровой (использование сюрпризных моментов).
● Наглядный (использование иллюстраций, мультимедийного изображения).
● Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
● Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: графитные карандаши по количеству детей, медовые акварельные краски по количеству детей, кисти по количеству детей, альбомные листы, стаканы, салфетки на каждого ребенка, мультимедийное оборудование.
Демонстрационный материал: презентация по теме.
Раздаточный материал: графитные карандаши по количеству детей, медовые акварельные краски по количеству детей, кисти по количеству детей, альбомные листы, стаканы, салфетки на каждого ребенка.
Планируемый результат: дети в конце занятия умеют владеть нетрадиционной техникой рисования «Монотипия» - предметная, раскрепощены в действиях и эмоциях.
Структура занятия:
● Игровая ситуация: игра «Превращения».
● Сюрпризный момент: появление бабочки.
● Пальчиковая гимнастика.
● Итог занятия.
Содержание занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, чему посвящено наше занятие.
( 1 слайд – цветы, насекомые )
Дети: Наше занятие посвящено цветам и насекомым.
Воспитатель: Правильно. Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да, мы любим сказки.
Воспитатель: А вы слышали когда-нибудь сказку о маленьком эльфе?
Дети: Нет, не слышали.
Воспитатель: А хотите, чтобы я вам ее рассказала?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда, слушайте.
«Однажды, ранним весенним утром на лесной полянке родился цветочный эльф. Он был очень маленький и ничего в жизни не знал. Открыв глаза, он увидел чашечки цветов».
( 2 слайд – маленький эльф )
♪ Зазвучала музыка, выбегают дети-цветы и встают в два ряда.
Встает эльф из цветка и говорит.
Эльф: Ой, какой удивительный мир. Кто вы?
Дети-цветы читают стихи.
(3 слайд – цветок василек)
1 ребенок: Василек
Как у речки у реки
Засинели васильки
Вперемежку с колосками
Смотрят синими глазками.
Серединка желтый цвет,
А листочек – синий.
Васильковые глаза
У моей России.
(4 слайд – цветок ромашка)
2 ребенок: Ромашка
В поле выйдешь погулять –
Меня можешь повстречать.
Лепестки мои так нежны,
Так тонки и белоснежны,
Серединка желтая,
Будто шляпка модная.
Чтоб не портить красоты,
Нужно всем беречь цветы!
(5 слайд – цветок одуванчик)
3 ребенок: Одуванчик
А я скромный полевой
Одуванчик белый.
Лишь подует ветерок,
Полечу я смело.
На поля и на луга,
Там бы поселиться,
Чтобы летнею порой
Желтым нарядиться.
(6 слайд – цветок мак)
4 ребенок: Мак
Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь, а у цветка
Больше на два лепестка.
(7 слайд – цветок маргаритка)
5 ребенок: Маргаритка
Маргаритки, маргаритки
Ты повсюду видеть мог:
И в садах, и в огородах,
На обочинах дорог.
(8 слайд – цветок колокольчик)
6 ребенок: Колокольчик
Дон – дин - дон! –
пел колокольчик –
Я с утра звенеть бы мог,
Но мой синенький платочек
От росы совсем промок.
А звенеть мне, между прочим,
Помогает ветерок.
Я пою намного громче,
Если солнечный денек!
Эльф: А кто же ваши друзья?
Дети: Наши друзья, насекомые.
Воспитатель: А какие насекомые, угадайте по загадкам.
1. На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?
Дети: Стрекоза!
(9 слайд - стрекоза)
2. Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и сок и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее?
Дети: Пчела!
(10 слайд - пчела)
3. Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки.
Дети: Божья коровка!
(11 слайд – божья коровка)
4. Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок.
И любит пить цветочный сок.
Дети: Бабочка!
(12 слайд - бабочка)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали правильно! Дети, вы хотите поиграть в игру «Превращения».
Дети: Да, хотим.
Эльф: Я тоже хочу с вами играть, у меня есть волшебная палочка. Я буду превращать вас в насекомых. 1,2,3 – вы шмели (ж-ж-ж); 1,2,3 – вы комары (з-з-з); 1,2,3 – вы бабочки (летают без звуков); 1,2,3,4,5 – вот и дети вы опять!
Воспитатель: А сейчас, сюрприз! У нас в гостях бабочка.
В музыкальный зал забегает бабочка
Бабочка: Мы, бабочки – одни из самых красивых живых существ на Земле. Мы похожи на цветы. Причудливость и яркость окраски наших крыльев сказочная. За нашу красоту, люди дали нам красивые имена: Лимонница (13 слайд ), Зорька ( 14 слайд ), Махаон ( 15 слайд ), Голубянка ( 16 слайд ), Павлиний глаз ( 17 слайд ) и так далее.
(18 слайд – поляна цветов с бабочками)
Мы летаем днем, а ночью, подняв крылья, отдыхаем.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю нарисовать нашу гостью. Сейчас мы с вами станем художниками и изобразим бабочку нетрадиционным способом «Монотипия» - предметная.
Для изображения нужно сложить альбомный лист пополам, в виде «книжки». Внутри на одной стороне сгиба нарисовать простым карандашом форму крылышка бабочки. Затем, быстро нанести кистью краску и закрыть «книжку» для получения отпечатка на второй половине листа. Затем развернуть лист и украсить одно крыло извилистыми линиями и точками и снова сложить лист пополам для получения отпечатка. Затем разворачиваем, недостающие части – туловище, голову и усики – дорисовываем.
Воспитатель: Для того, чтобы начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Дружно пальчики считаем.
( сжимаем и разжимаем пальцы )
Насекомых называем
( поочередно сгибаем пальцы в кулачок, начиная с большого пальца )
Бабочка, кузнечик, муха
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
( вращаем мизинцем )
Ой, сюда комар летит.
Прячьтесь!
( убираем руки за спину )
Воспитатель: А сейчас, приступаем к работе.
Ребята, заканчиваем. Берем свои работы и подходим ко мне.
Воспитатель: Кого мы с вами нарисовали?
Дети: Мы нарисовали бабочку.
Воспитатель: Какая она?
Дети: Она пестрая, красивая, разноцветная.
Воспитатель: На что она похожа?
Дети: Бабочка похожа на цветы.
Воспитатель: С помощью, какой нетрадиционной техники мы нарисовали бабочку?
Дети: Мы использовали нетрадиционную технику «Монотипия» предметная.
Воспитатель: Мы сделаем выставку ваших работ. И пусть все любуются, какие вы у нас художники. Мне было очень приятно с вами работать. Я желаю вам отличных успехов, внимания, быть добрыми и послушными детьми.
Наше занятие закончилось. До свидания!
Дети выходят из музыкального зала.