Занятие по рисованию способом тычкования в старшей группе «Планета насекомых. Бабочка

(С использованием нетрадиционной техники рисования)

Программное содержание:

  • способствовать систематизации и обобщению знаний о насекомых;
  • активизировать речь воспитанников;
  • развивать художественные навыки при выборе цветового решения в нетрадиционной технике оттиск поролоном;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать композиционные навыки.

Материалы и оборудование:

Слайды с изображением бабочек и других насекомых, заготовки из бумаги, поролоновые губки, блюдца с водой, акварель, кисти, цветы с вопросами викторины, поляна для выставки работ.

Предварительная работа.

  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
  • Изучение моделей насекомых.
  • Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседы с детьми.
  • Чтение произведений, где героями являются насекомые.

Музыкальное сопровождение:

Аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия

1. Воспитатель читает стихотворение (на интерактивной доске – подходящий пейзаж).

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Там многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней большой сосны.

На толстый сук уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела,

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь.

2. Беседа.

О ком говорится в стихотворении? Как мы можем назвать их одним словом?

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.

Как они передвигаются? (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать.)

- Чем питаются? (Некоторые - листьями, молодыми побегами растений, созревшими плодами, опавшими листьями; жуки-точильщики - древесиной и корой; насекомые-хищники охотятся на других насекомых; пчелы, шмели, бабочки, мухи - нектаром цветов, зелеными листьями и т. д.)

- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской – палочник, гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)

3. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишняя бабочка, потому что она не является вредителем.
  • Лишний жук, потому что он не живет колониями.
  • Лишняя оса, потому что она защищается при помощи жала.

Воспитатель:

4. «Назови сложным словом»

  • У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.
  • У жука длинные усы, поэтому его называют длинноусым.
  • У стрекозы большие глаза, поэтому её называют большеглазой.

5. Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня.)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(Дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи.)

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(Дети останавливаются, трясут одной ногой.)

Каждой лапкой потрясу!

(Трясут другой ногой.)

5. И потопаю потом

(Дети топают ногами.)

Ой, какой от лапок гром!

6. Игра-викторина.

Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ фишка). На интерактивной доске слайд-шоу, н-р: изображение муравейника в лесу, после того, как дети называют ответ, на экране выбегает муравей, и так каждый вопрос. Каждый вопрос на ромашке, которыми, отвечая, украшается полянка.

  • Кто в лесу строит муравейники? (Муравьи.)
  • Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей.)
  • Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми.)
  • Где у кузнечика уши? (На ногах.)
  • Какой стадии в развитии бабочки не хватает? (Куколка.)
  • На кого охотится божья коровка? (На тлей, щитовок.)
  • Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки.)
  • В каком произведении героями являются насекомые: муха, кузнечик, пчела, комар и др.? («Муха-Цокотуха» К. Чуковского.)

Ребята, в каких произведениях встречаются насекомые?

Ответы детей.

Раздаётся музыка, и в группу «влетает» бабочка.

Здравствуйте, ребята!

Я Бабочка -красавица,

В ярком, цветном платьице,

Покружилась, полетала,

Села на цветок, устала…

Не для отдыха я села,

Я нектар цветочный ела.

Но пока я порхала, мои подружки –бабочки разлетелись… И я осталась совсем одна.

Бабочка-красавица, не расстраивайся, мы с ребятами нарисуем для тебя полянку с бабочками. Ребята поможем нашей гостье?

Сегодня мы будем рисовать бабочек, используя поролон.

Воспитатель показывает поэтапно, как выполняется рисунок. (Лист складывается пополам, на линии сгиба рисуется туловище бабочки, затем с одной стороны яркие крылья, вторая половина листа смачивается при помощи губки водой, и рисунок складывается; в завершении обводится контур крыльев.)

Физминутка «Бабочка».

Видишь, бабочка летает, машем руками-крылышками

На лугу цветы считает.

Раз, два, три, четыре, пять! считаем пальчиком

За день, за два и за месяц… прыжки на месте

Шесть, семь, восемь, девять, десять считаем пальчиком

Дети приступают к работе (звучит спокойная музыка).

После завершения работ, воспитанники выставляют своих бабочек на поляну с ромашками.

Вы молодцы, ребята! Замечательно потрудились! За ваше старание я угощу вас сладкими подарками!!! Спасибо вам!!! (Улетает.)

Воспитатель:

А мы оживим нашу чудесную поляну…Закройте глаза и подуем… (На экране анимация бабочки на такой же полянке летают.)

Конспект НОД по рисованию в старшей группе детского сада «Бабочка»


Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.

Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного, а так же будет полезен педагогам и родителям.

Цель: Развитие художественного творчества с использованием нетрадиционной техники рисования - монотипия.

Задачи:
- Расширить знания и представления детей о мире насекомых – бабочках
- Развивать память, внимание, воображение
- Закрепить прием рисования симметрией с помощью складывания рисунка пополам - монотипия.
- Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Материалы и оборудования: Листы бумаги альбомного формата, кисти, стаканчики с водой, салфетки, акварельные краски.
Иллюстрации с изображением бабочек, игрушка бабочка.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Дети, о каком насекомом говорится в стихотворении? (о бабочке)
- А вот и сама бабочка к нам в гости прилетела (вынести игрушку бабочки)
- Ой, какая – то грустная наша гостья, давайте отправимся в путешествие мир насекомых и расскажем, что мы знаем о бабочках?
- К какой группе относится бабочка? (к насекомым)
- Насекомые – самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 миллиона видов насекомых и каждый год открываются всё новые виды. Давайте рассмотрим нашу гостью, с чем сравниваются крылья бабочки? (с цветком)
- Какие крылья у бабочки? (воздушные, лёгкие, яркие, большие)
- А сколько крыльев у бабочки? (четыре)
- Бабочки – удивительные существа. В Древнем Риме существует легенда, по которой наша бабочка появилась из красивого цветка, который сорвал ветер. Ветер любовался прекрасным цветком, но он боялся, что цветок завянет и превратил его в бабочку – лёгкую, красивую и изящную.
Так и хочется взять бабочку в руки, чтобы рассмотреть и погладить нежные крылышки, но стоит прижать крылышки и бабочка блёкнет и теряет свои чешуйки, становится вялой и перестаёт летать. Гораздо лучше любоваться этими насекомыми не прикасаясь к такому хрупкому созданию и бабочка, обязательно, отблагодарит вас за заботу и внимание и исполнит ваше сокровенное желание.
- Каких бабочек вы знаете? Давайте рассмотрим на картинках разнообразие бабочек и их окраску.
Павлиний глаз


Аполлон


Капустница.


Лимонница.


Махаон.


- Каким образом идёт размножение бабочек? (откладывают яйца, из яиц – личинок появляютс я гусеницы, затем гусеницы превращаются в кокон или куколку, а затем в бабочку – красавицу)
- Мы вместе с нашей гостей бабочкой поиграем в игру «Бабочки, гусеницы, куколки» По сигналу ведущего «Бабочки!» дети летают. По сигналу «Гусеницы!» - ползают на четвереньках. По сигналу «Куколка!» - замирают на месте.

-Бабочка – красавица
Вся переливается,
Над поляною летит,
Словно радуга блестит.

- Дети, почему наша бабочка грустная? (потому что нет друзей, она совсем одна)
- Давайте нарисуем подружек, возьмём лист бумаги и свернём пополам, чтобы обозначить середину. Нарисуем туловище


- Верхние крылышки у бабочки чуть поменьше. Всё рисовать будем на одной половинке листа.


- Нижние крылышки больше.


- Теперь мы аккуратно свернём пополам и прижмём ладошкой. У нас получилась бабочка с одинаковыми крылышками. Мы можем украсить крылышки узором и опять сложить пополам. Эта техника исполнения называется монотипия, мы с ней уже знакомы.



- Нашей бабочке можем нарисовать цветы, так же на одной половине листа и отпечатать.


- Добавим фон и наш рисунок готов!


- Посмотрите, как красиво получилось. А теперь каждый нарисует свою бабочку – красавицу. Не забудьте нарисовать усики у бабочки.
Самостоятельная работа.

Теперь наша бабочка рада, сколько подружек у неё появилось, все такие красивые и разные, нет ни одной похожей. Теперь они будут резвиться на полянке, летать и радовать нас.

Дети, о ком мы говорили на занятии?
- Много ли бабочек на Земле?
- Как размножаются бабочки?
- Бабочек нужно беречь и зачем?
- Что вам понравилось в занятии?

Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после – отпустил…

На этом наше путешествие в мир насекомых подошло к концу.

Евдокия Вылчу

Занятие в старшей группе .

«Планета насекомых » . «Бабочка »

Цель :

закрепить знания детей о насекомых ;

развивать воображение;

сформировать желание защищать окружающую среду;

активизировать словарь;

закрепить умение рисовать методом «тычкование »

развивать мелкую моторику рук;

Оборудование :

Раскраска бабочки , гуашь, ватные палочки, непраливайки, влажные салфетки, подложки.

В : Ребята, мы сегодня продолжим говорить о насекомых . Послушайте загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка )

Дети : Бабочка .

В : Ребята, как вы догадались что эта загадка про бабочку ?

Ответы детей.

В : Рассказ о бабочках . Бабочки относятся к крупнейшей группе насекомых , которая называется чешуекрылые. Эта группа так же включает в себя мотыльков и молей.

Среди других насекомых , бабочки легко распознаваемые. Их крылья имеют характерную форму - они красочны. И всегда крылья бабочек похожи друг на друга. Они одинаковые.

Самые известные это Крапивница, Шоколадница, Монарх, Павлиний глаз. (Рассказ сопровождается картинками.

Сегодня мы будем рисовать бабочку , методом тычкования , с помощью ватных палочек.

У каждого на столе лежит черно- белая бабочка , её нужно оживить красками, но самое главное, ребята запомните крылья у бабочки должны быть одинаковыми.

Физминутка :

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - расой она умылась

Два - изящно покружилась

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Работа за столом.

Воспитатель показывает детям как правильно рисовать ватными палочками .

Самостоятельная работа детей.


Итог занятия :

Ребята, кого мы сегодня рисовали ?

Дети : Бабочку .

В : Скажите, ребята, как нужно относится к природе.

Ответы детей.

В : Ребята, назовите какой метод мы использовали для рисования бабочки ?

Ответы детей.

Организовать выставку работ детей.

Публикации по теме:

«Цветочная поляна». Обучение рисованию картин нетрадиционным способом пластилинографии Тип НОД: Занятие по обучению рисованию картин нетрадиционным способом. Вид НОД: Тематическое Тема: «Цветочная поляна» (в технике пластилинография).

Комплексное занятие в средней группе «Насекомые. Бабочка» Комплексное занятие в средней группе на тему: «Насекомые. Бабочка» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное.

Онспект НОД по рисованию нетрадиционным способом в средней группе на тему: «Зимующие птицы». Выполнила: Чукштайкина Н. А. Цели и задачи:.

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «Бабочка» Тема: Монотипия предметная (Бабочка) Группа: средняя. Цель: познакомить с новым приемом рисования – «монотипия» Задачи: 1. Обогатить представление.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Бабочка-красавица» Цели: Познакомить детей с новой техникой рисования –монотипия (рисование по сырому) Способствовать развитию у детей воображения, фантазии.

Работа по рисованию не традиционным способом в 1младшей группе. Название ". " Цель: Познакомить детей с техникой рисования с помощью.

Конспект мероприятия по Изобразительной деятельности

«Цветы и насекомые».

(воспитатель по изобразительной деятельности МБДОУ ЦРР – д/с №69 «Уникум» города Ставрополя)

Образовательная область «Изобразительная деятельность».

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программное содержание

Цель: Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.

Обучающие задачи: 1. Формировать умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении округлых линий, завитков в разном направлении.

2. Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий, равномерности закрашивания рисунка.

Развивающие задачи: 1. Развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

2. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы.

Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Здоровье и безопасность: использовать различные виды гимнастик.

Предварительная работа с детьми: Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (Монотипия) на заранее подготовленных альбомных листах (цветочная поляна).

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить демонстративный и раздаточный материал.

Словарная работа: пейзаж, композиция, цветовая гамма, «Монотипия» - предметная.

Методические приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстраций, мультимедийного изображения).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: графитные карандаши по количеству детей, медовые акварельные краски по количеству детей, кисти по количеству детей, альбомные листы, стаканы, салфетки на каждого ребенка, мультимедийное оборудование.

Демонстрационный материал: презентация по теме.

Раздаточный материал: графитные карандаши по количеству детей, медовые акварельные краски по количеству детей, кисти по количеству детей, альбомные листы, стаканы, салфетки на каждого ребенка.

Планируемый результат: дети в конце занятия умеют владеть нетрадиционной техникой рисования «Монотипия» - предметная, раскрепощены в действиях и эмоциях.

Структура занятия:

Игровая ситуация: игра «Превращения».

Сюрпризный момент: появление бабочки.

Пальчиковая гимнастика.

Итог занятия.

Содержание занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, чему посвящено наше занятие.

( 1 слайд – цветы, насекомые )

Дети: Наше занятие посвящено цветам и насекомым.

Воспитатель: Правильно. Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да, мы любим сказки.

Воспитатель: А вы слышали когда-нибудь сказку о маленьком эльфе?

Дети: Нет, не слышали.

Воспитатель: А хотите, чтобы я вам ее рассказала?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда, слушайте.

«Однажды, ранним весенним утром на лесной полянке родился цветочный эльф. Он был очень маленький и ничего в жизни не знал. Открыв глаза, он увидел чашечки цветов».

( 2 слайд – маленький эльф )

Зазвучала музыка, выбегают дети-цветы и встают в два ряда.

Встает эльф из цветка и говорит.

Эльф: Ой, какой удивительный мир. Кто вы?

Дети-цветы читают стихи.

(3 слайд – цветок василек)

1 ребенок: Василек

Как у речки у реки

Засинели васильки

Вперемежку с колосками

Смотрят синими глазками.

Серединка желтый цвет,

А листочек – синий.

Васильковые глаза

У моей России.

(4 слайд – цветок ромашка)

2 ребенок: Ромашка

В поле выйдешь погулять –

Меня можешь повстречать.

Лепестки мои так нежны,

Так тонки и белоснежны,

Серединка желтая,

Будто шляпка модная.

Чтоб не портить красоты,

Нужно всем беречь цветы!

(5 слайд – цветок одуванчик)

3 ребенок: Одуванчик

А я скромный полевой

Одуванчик белый.

Лишь подует ветерок,

Полечу я смело.

На поля и на луга,

Там бы поселиться,

Чтобы летнею порой

Желтым нарядиться.

(6 слайд – цветок мак)

4 ребенок: Мак

Только солнышко взойдет –

Мак на грядке расцветет.

Бабочка-капустница

На цветок опустится.

Поглядишь, а у цветка

Больше на два лепестка.

(7 слайд – цветок маргаритка)

5 ребенок: Маргаритка

Маргаритки, маргаритки

Ты повсюду видеть мог:

И в садах, и в огородах,

На обочинах дорог.

(8 слайд – цветок колокольчик)

6 ребенок: Колокольчик

Дон – дин - дон! –

пел колокольчик –

Я с утра звенеть бы мог,

Но мой синенький платочек

От росы совсем промок.

А звенеть мне, между прочим,

Помогает ветерок.

Я пою намного громче,

Если солнечный денек!

Эльф: А кто же ваши друзья?

Дети: Наши друзья, насекомые.

Воспитатель: А какие насекомые, угадайте по загадкам.

1. На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это?

Дети: Стрекоза!

(9 слайд - стрекоза)

2. Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и сок и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее?

Дети: Пчела!

(10 слайд - пчела)

3. Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки.

Дети: Божья коровка!

(11 слайд – божья коровка)

4. Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок.

И любит пить цветочный сок.

Дети: Бабочка!

(12 слайд - бабочка)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали правильно! Дети, вы хотите поиграть в игру «Превращения».

Дети: Да, хотим.

Эльф: Я тоже хочу с вами играть, у меня есть волшебная палочка. Я буду превращать вас в насекомых. 1,2,3 – вы шмели (ж-ж-ж); 1,2,3 – вы комары (з-з-з); 1,2,3 – вы бабочки (летают без звуков); 1,2,3,4,5 – вот и дети вы опять!

Воспитатель: А сейчас, сюрприз! У нас в гостях бабочка.

В музыкальный зал забегает бабочка

Бабочка: Мы, бабочки – одни из самых красивых живых существ на Земле. Мы похожи на цветы. Причудливость и яркость окраски наших крыльев сказочная. За нашу красоту, люди дали нам красивые имена: Лимонница (13 слайд ), Зорька ( 14 слайд ), Махаон ( 15 слайд ), Голубянка ( 16 слайд ), Павлиний глаз ( 17 слайд ) и так далее.

(18 слайд – поляна цветов с бабочками)

Мы летаем днем, а ночью, подняв крылья, отдыхаем.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю нарисовать нашу гостью. Сейчас мы с вами станем художниками и изобразим бабочку нетрадиционным способом «Монотипия» - предметная.

Для изображения нужно сложить альбомный лист пополам, в виде «книжки». Внутри на одной стороне сгиба нарисовать простым карандашом форму крылышка бабочки. Затем, быстро нанести кистью краску и закрыть «книжку» для получения отпечатка на второй половине листа. Затем развернуть лист и украсить одно крыло извилистыми линиями и точками и снова сложить лист пополам для получения отпечатка. Затем разворачиваем, недостающие части – туловище, голову и усики – дорисовываем.

Воспитатель: Для того, чтобы начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Дружно пальчики считаем.

( сжимаем и разжимаем пальцы )

Насекомых называем

( поочередно сгибаем пальцы в кулачок, начиная с большого пальца )

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?

( вращаем мизинцем )

Ой, сюда комар летит.

Прячьтесь!

( убираем руки за спину )

Воспитатель: А сейчас, приступаем к работе.

Ребята, заканчиваем. Берем свои работы и подходим ко мне.

Воспитатель: Кого мы с вами нарисовали?

Дети: Мы нарисовали бабочку.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Она пестрая, красивая, разноцветная.

Воспитатель: На что она похожа?

Дети: Бабочка похожа на цветы.

Воспитатель: С помощью, какой нетрадиционной техники мы нарисовали бабочку?

Дети: Мы использовали нетрадиционную технику «Монотипия» предметная.

Воспитатель: Мы сделаем выставку ваших работ. И пусть все любуются, какие вы у нас художники. Мне было очень приятно с вами работать. Я желаю вам отличных успехов, внимания, быть добрыми и послушными детьми.

Наше занятие закончилось. До свидания!

Дети выходят из музыкального зала.