Воспитание личности а с макаренко. А.С Макаренко

СИСТЕМА МАКАРЕНКО И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - один из самых известных педагогов ХХ столетия, известный тем, что разработал и успешно внедрил в педагогическую деятельность особую воспитательную практику, которую сейчас называют «системой Макаренко». Особенность этой системы была в том, что, во-первых, она отвечала задачам и духу того времени (строилось новое общество), а во-вторых, на практике она применялась в колонии для малолетних преступников (которая затем была преобразована в коммуну).

Педагогические находки Антона Семёновича известны и современной педагогике: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. Макаренко считал коллектив формой педагогического процесса и утверждал, что именно в коллективе формируются нормы и отношения, сознательная дисциплина, воспитывающие традиции. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно-значимой коллективной деятельностью и взаимоотношений.

Главной задачей воспитательной работы Антон Семёнович считал воспитание личности в коллективе и через коллектив, а сущностью своего педагогического опыта – «как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему». Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают, и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности». По мнению педагога, коллектив должен иметь общую цель, общее дело, заниматься разными видами деятельности, иметь органы управления, которые организуют, контролируют и направляют в нужное русло действия всех членов коллектива.

Важнейшим элементов воспитания, без которого невозможна действенность всей системы, является трудовое воспитание: именно оно сразу меняет статус воспитанника, превращая его из «ребёнка» в «гражданина», у которого есть не только права, но и обязанности. А осознание своих обязанностей непосредственно влияет на формирование и развитие личности. Макаренко считал важным в воспитании человека гармонично соединить учёбу и труд, причём, труд должен быть производительным и быть именно частью воспитательного процесса. Антон Семёнович на практике доказал, что «самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде».

Семью Макаренко рассматривал как первичный коллектив, который определяет успех воспитания детей. В "Книге для родителей" он говорит, что в семье все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Антон Семёнович подчёркивает, что личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, родительские межличностные взаимоотношения не просто влияют на ребёнка, а формирует его личность.

Для формирования устойчивого стремления к лучшему А. С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А. С. Макаренко, и обеспечивала его постоянное продвижение вперед. Постоянно подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании личности, он указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания: она не объект воспитательного влияния, а его носитель, но субъектом она становится только выражая интересы всего коллектива».

Чего же достиг этот педагог? Так ли успешны и эффективны подходы созданной им системы?

А.С. Макаренко известен тем, что работал с самыми «трудными» (как их сейчас называют) подростками. Он не только работал с ними, а возглавил колонии для несовершеннолетних преступников, которые уже не могли жить в нормальном обществе. Макаренко действительно показал такое мастерство в воспитании детей, что через некоторое время полностью отказался от воспитателей. Полутысячный коллектив бывших правонарушителей жил самостоятельно. Подходы Макаренко абсолютно себя оправдали, и это вызывало у начальства и проверяющих удивление, недоумение и недоверие: мало кто мог поверить, что воспитанники самостоятельно себя обслуживали, приводили в порядок вещи и помещения (в коммуне никогда не было уборщиц), готовили еду, заготавливали топливо. Через несколько лет коммуна полностью отказалась от сторонней материальной помощи и перешла на самоокупаемость: у бывших колонистов был свой завод, дети освоили производство, в 16-19 лет они, как раньше говорилось, «имели зерно в руках», то есть владели рабочей специальностью, которая могла их прокормить в настоящем и будущем. Труд ребят был серьёзен и «настоящ», они были преисполнены чувством собственной значимости и достоинства: они сами, своими руками создавали, собирали, чинили, продавали, закупали. Мало того, что часть заработанных денег отдавалась государству, полученные в результате производства деньги тратились не только на еду и одежду: коммунарцы оказывали помощь старшим (в качестве стипендии) или младшим, которые были ещё не обучены, позволяли себе культурные походы и поездки. Это был такой грандиозный педагогический опыт, что не оказалось никого, кто признал бы его: это была своего рода революция в педагогике.

Известно, что Максим Горький выступал в защиту Макаренко и его системы, и, кажется, поэтому педагог остался цел, ведь его методы были признаны «антисоветскими» и запрещены к использованию, а одним из ярых врагов его была Н.К.Крупская.

Сделаем небольшое отступление и обратимся к данным статистики.

В наше время (по данным Генпрокуратуры РФ) только 10 % выпускников российских государственных адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством. Эти же цифры неоднократно ​ в своих выступлениях депутат Госдумы от КПРФ Смолин О.Н.

Для сравнения: среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не было ни одного рецидива. Похожие достижения были и у ученика Макаренко (он и его жена по этой же системе воспитали около 7000 воспитанников).

Что же говорит о трудностях воспитания сам Педагог? Известно, что он всегда обращал внимание на создание технологий воспитывающего воздействия (кажется, в наши дни эту идею частично подхватили и переработали ФГОСы). Ещё очень интересную аналогию Макаренко проводит между воспитанием и процессами производства на заводе: "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. А я… больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой... Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине. Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. .. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? ..»

Необходимо также обратить внимание на четыре основных постулата макаренковской системы:

деятельност ь (у коллектива должно быть реальное дело, которое их будет кормить, дисциплинировать и воспитывать);

ядро коллектива (так называемая «закваска», авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии). Дети должны доносить правила на своём языке, а роль воспитателя – организовать цивилизованные рамки;

самоуправление (в том случае, если есть дело и здоровый коллектив) становится школой лидерства, образцом руководства, укрепляет коллектив и ведёт его к процветанию;

правила должны быть обязательно и должны соблюдаться неукоснительно. У Макаренко были и жёсткие правила, и приятные (но обязательные) традиции, которые тоже вносили огромный вклад в воспитание личности.

«Макаренко никогда не был гуманистом, он готов был , ценил порядок и дисциплину, в том числе армейские порядки» - говорили о педагоге коллеги и современники. Видимо, эти личностные качества помогли ему в становлении и эффективности системы, но в наше время для педагога это будет, скорее, отрицательная характеристика, чем положительная. Хотя насчёт «не был гуманистом» можно поспорить: учитывая то, что сделал Макаренко для беспризорных, брошенных и никому не нужных детей, для своего времени он был величайшим гуманистом.

Коммуны Макаренко исчезли, его дело самоотверженно продолжал Семён Калабалин, который тоже претерпел от клеветников и недоброжелателей (ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью, на него писали донос как на «врага народа»), прошёл через войну, «поднял» системой Макаренко несколько детских домов и умер на работе в 1972 году; после этого никто уже не поднимал флаг коммуны…

Возможно ли возрождение системы Антона Семёновича в наши дни в современной школе? Несмотря на потрясающую эффективность системы этого педагога и актуальность воспитательной работы с «трудными» сейчас, в наше время, думаю, что система Макаренко не впишется в рамки образовательной политики. Почему? Давайте сопоставим некоторые аспекты СМ и современной воспитательной системы в школе и рассмотрим это сопоставление в таблице:

Воспитательная система

в современной школе

Разновозрастные отряды – принцип организации коммуны (старшие учат младших и помогают им; всем находится своё место и предназначение)

Классы одного возраста.

Разновозрастных групп нет ни в одной школе. Всех учат учителя, а не старшие товарищи.

Совет командиров, самоуправление – осуществляют управление жизнью и работой коммуны

Самоуправление и совет командиров как органы школьного самоуправления существуют лишь формально, никакой действенной силы и полномочий не имеют.

«Как можно больше требовательности к человеку, как можно больше уважения к нему» - кредо А.С.Макаренко

Уважение к личности – да. Требовательность – под вопросом. Требовательность к ученику со стороны учителя есть, но не выходит за пределы определённых рамок. «Как можно больше требовательности» - в школе это не пройдёт либо должно быть скрупулёзно обосновано какой-то жёсткой необходимостью.

«Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся» - рабочий закон.

Дети готовятся к труду и жизни теоретически: читают о труде и жизни в книгах, слушают взрослых, смотрят фильмы. Жизнь детей в школе – теоретические дисциплины, опосредованное изучение окружающего мира.

Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы.

Главная задача воспитательной работы в школе – «воспитать гармонично развитую личность, способную успешно социализироваться в коллективе и развиваться».

Интересы коллектива выше интересов отдельной личности.

В современной школе всё «вертится» вокруг личности: индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика

Обязанность ответственности - одно из главнейших условий воспитания.

Учителя стараются воспитывать ответственность, но об обязанности ответственности говорить не приходится.

Бодрая, радостная, мажорная атмосфера - одно из главнейших условий воспитания.

Сейчас в школе это вообще не ставится условием воспитания. Это желательно, но никто не говорит об обязательности и необходимости радостной атмосферы.

Трудовое воспитание - один из важнейших элементов воспитания.

Трудового воспитания в школе нет. В школе нет никакого трудового воспитания. Нет общественно-полезного труда. Нет сбора макулатуры и металлолома. Нет субботников и «трудовых десантов».
В школе нет даже уроков труда! Их заменили уроки технологии, но, во-первых, они не выполняют функцию трудового воспитания, а во-вторых, и они постепенно исчезают из учебного плана.

Личность – носитель воспитательного влияния.

Личность – объект воспитательного влияния.

В коммуне никогда не было уборщиц.

В школе моют полы, туалеты, коридоры, окна, стены только уборщицы. Учитель не имеет права заставить ученика выполнить что-либо из этой работы.

Педагогическое производство – по технологической логике

«По логике моральной проповеди», как говорил А.С.Макаренко.

Как ни странно, система Макаренко частично реализуется в деловых компаниях, занимающихся бизнесом. Это можно видеть в следующем: связь доходов каждого сотрудника с общей прибылью предприятия, воспитание новых сотрудников с помощью «ядра» коллектива, кодекс компании (правила) и контроль, самоуправление в отдельных блоках или творческих группах, деловая конкуренция («социалистическое соревнование»).

Верю, что не настанут больше времена, когда страна захлёбывалась преступниками, беспризорниками, безграмотными, тёмными подростками и брошенными детьми, но думаю, что новый Макаренко снова нужен нашей современной школе.

Воспитательная система Макаренко, основные принципы метода и роль воспитателя в системе.

Советский педагог А.С. Макаренко

Среди существующих сегодня воспитательных методик особняком стоит система, разработанная и практически внедренная советским педагогом А.С. Макаренко. Она удивительным образом сочетает гуманистические принципы воспитания с идеей полноценной трудовой деятельности, в процессе которой развивается личность ребенка.

Изначально система была создана скорее для перевоспитания, нежели воспитания. Макаренко работал с детьми и подростками, которых сегодня принято относить к числу «трудных» или «трудновоспитуемых»: среди них были сироты, беспризорники, малолетние правонарушители и даже преступники.

Однако система, созданная педагогическим талантом и высокими личностными качествами Антона Макаренко, актуальна и сегодня. Она позволяет выстроить логичные, простые и понятные отношения между взрослым и ребенком, в процессе которых личность чада крепнет, формируются необходимые морально-нравственные установки, маленький человек получает прививку душевного здоровья.

Основные принципы системы

Воспитание детей по Макаренко основано на принципе единства трех социальных единиц: общество – коллектив – личность. Ребенок при этом является не столько , сколько полноценным участников воспитательного процесса, творцом, соратником взрослого.

Принцип воспитания детей в группе реализуется в современном обществе с детского сада. Однако не каждая группа может быть названа коллективом. Признаки коллектива по Макаренко:

  • общая цель;
  • заняты общей деятельностью;
  • поддерживают тесную связь с обществом;
  • соблюдают строгую дисциплину.

Коллектив не создается одномоментно. Первоначальные требования формулирует педагог: сначала ко всей группе, затем к активу. На основании общей деятельности создается дружный коллектив, который вырабатывает единое мнение – как сейчас принято говорить, единый стандарт поведения. Коллектив предъявляет некие требования к каждому члену, а тот применяет эти требования уже самостоятельно – к самому себе.

Таким образом, можно выделить следующие принципы системы Макаренко:

  • ведущая роль коллектива;
  • самоуправление;
  • обязательный производительный труд на пользу коллектива и общества.

Роль воспитателя

По мысли Макаренко, никакое воспитание невозможно без активного включения чада в жизнь общества. При этом основной воспитательной средой является детский коллектив, частью которого является педагог-воспитатель. Взрослый занимает не авторитарную позицию, но на общих основаниях включается в созидательный трудовой процесс. Так формируется личность – деятельная, самостоятельная, активная.

Взрослый в системе воспитания Макаренко является частью коллектива. К нему предъявляются те же требования, что и к ребёнку. Между воспитателем и ребятами возникают отношения скорее дружеские, товарищеские, чем наставнические и авторитарные.

Педагог постоянно рядом с воспитанниками: в классе, на рабочем месте, на отдыхе.

Тематический материал:

При этом концепция труда является основополагающей. Труд каждый может выбирать себе по душе, исходя из талантов и возможностей.

Построение воспитательного процесса в семье

Антон Семенович Макаренко не меньшее внимание уделял семейному воспитанию. Педагог считал, что то, каким вырастет малыш, целиком зависит от родителей. Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка.

Малыш впитывает в себя все, что дают ему родители своими поступками, словами, невербальными средствами выражения мировоззрения. Конечно, воспитательные беседы нужны, но еще более важное значение имеет поведение самих родителей. Требовательность и контроль в первую очередь к себе – вот азы семейного воспитания.

Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни. Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего.

Задача родителей – предоставить ребенку допустимую свободу, точно зная, где он и с кем. Влияние окружающей среды не менее важно, чем внутрисемейные отношения и родительский авторитет. Ребенок должен знать, что может столкнуться с враждебным отношением, непростыми обстоятельствами, соблазнами. Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса.

Третий важнейший элемент – это организация жизни семьи. Никаких мелочей и пустяков между взрослыми и детьми не бывает: значение имеет все. Собственно, из мелочей и складывается жизнь. При этом Макаренко убежден: у каждого родителя должна быть конкретная воспитательная цель, из которой должна сформироваться воспитательная программа.

Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что воспитание по системе Макаренко и сегодня дает замечательные результаты. Эффективность этой методики позволяет активно использовать ее в организации воспитательного процесса в коллективе и семье.

Приобрести книгу Антона Макаренко под названием:»Правильно воспитывать детей. Как?»


Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко - авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?

Коллектив

Основа методики Макаренко - воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.

Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,

Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу - будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.

Ядро коллектива. Колонистов воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления, а ядро коллектива в автоматическом режиме. Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива - выполняли роль "закваски", которая пропитывала вновь прибывших колонистов. Дети доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке, Макаренко лишь сдерживал их, чтобы они оставались в цивилизованных рамках.

Труд, организованный с определённой целью.

Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания - бесполезное сокращение мускулатуры.

К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Дело.

Колонисты имели реальное дело, которое их и кормило, и дисциплинировало. Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство просто чтобы себя прокормить, позже занялись серьезным производством. Построив свой завод (меньше чем за год), воспитанники стали выпускать электродрели, позже освоили производство фотоаппаратов «Лейка». Фотоаппарат «Лейка» - это 300 деталей с точностью до 0,001 мм, для тех времен это абсолютно инновационное производство. Производство в коммуне было не просто рентабельно, а высокорентабельно: коммуна отдавала государству как свою прибыль 4,5 млн. руб. в год. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовывали походы и другие культурные мероприятия. А главный смысл в том, что дело формировало личность: в 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.

Самоуправление

Если нет дела и нет здорового ядра коллектива, самоуправление невозможно и вредно. Если основа коллектива здоровая, самоуправление его укрепляет и оттачивает, оказываясь школой лидерства и руководства.

По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива. «Я принял решение, и я отвечаю», - это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

Макаренко был противником идеи того что школа - это лишь подготовительный этап, а дети - зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.

«Любовь нужна требовательная», - говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?

Учитель/воспитатель/родитель

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения…».

Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители - пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».

Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

Дисциплина

По Макаренко дисциплина - это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», - утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит - очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

Материалы:

http://letidor.ru/article/sistema-a_s_-makarenko_-5-prin_144272/

http://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogicheskaya_sistema_a.s.makarenko

Цель воспитания

В педагогической теории, как это ни странно, цель воспитательной работы обратилась в категорию почти забытую...

В специальных педагогических контекстах недопустимо говорить только об идеале воспитания, как это уместно делать в философских высказываниях. От педагога-теоретика требуется решение проблемы не идеала, а путей к этому идеалу. Это значит, что педагогика должна разработать сложнейший вопрос о цели воспитания и о методе приближения к этой цели...

Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность. Такая задача была бы абсолютно непосильной для педагогики, если бы не марксизм, который давно разрешил проблему личности и коллектива.

Совершенно очевидно, что, приступая к решению нашей частной педагогической задачи, мы не должны мудрствовать лукаво. Мы должны только хорошо понять положение нового человека в новом обществе. Социалистическое общество основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединенной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в придорожную пыль, а есть член социалистического коллектива.

В Советском Союзе не может быть личности вне коллектива и поэтому не может быть обособленной личной судьбы и личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива.

В социалистическом обществе много таких коллективов: широкая советская общественность сплошь состоит именно из таких коллективов, но это вовсе не значит, что с педагогов снимается долг искать и находить в своей работе совершенные коллективные формы. Школьный коллектив, ячейка советского детского общества, прежде всего, должен сделаться объектом воспитательной работы. Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приеме. В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть и воздействием на коллектив. И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив.

Эти положения, в сущности, общеизвестны. Но в нашей литературе они не сопровождались точным исследованием проблемы коллектива. О коллективе нужно специальное исследование.

Коллектив, который должен быть первой цепью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами, ясно вытекающими из его социалистического характера...

А. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда. Общая цель здесь - не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или в театре, а именно цель всего коллектива. Отношение общей и частной цели у нас не есть отношение противоположностей, а только отношение общего (значит, и моего) к частному, которое, оставаясь только моим, будет итожиться в общее в особом порядке.

Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая педагогическая логика должна буквально пропитывать каждый школьный день, каждое движение коллектива.

Б. Коллектив является частью советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами. На нем лежит первая ответственность перед обществом, он несет на себе первый долг перед всей страной, только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда вытекает идея советской дисциплины. В таком случае каждому школьнику станут понятны и интересы коллектива, и понятия долга и чести. Только при такой инструментовке возможно воспитание гармонии частных и общих интересов, воспитание того чувства, которое ни в какой мере не напоминает старого гонора зазнавшегося насильника.

В. Достижение целей коллектива, общий труд, долг, честь коллектива не могут стать игрой случайных капризов отдельных людей. Коллектив - не толпа. Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представлять интересы коллектива и общества.

Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, это очень сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения, подчинения большинству, подчинения товарища товарищу, ответственности и согласованности.

Для учительской работы в советской школе открываются светлые и широкие перспективы. Учитель призван создать эту образцовую организацию, беречь ее, улучшать, передавать ее новому учительскому составу. Не парное морализирование, а тактичное и мудрое руководство правильным ростом коллектива - вот его призвание.

Г. Советский коллектив стоит на принципиальной позиции мирового единства трудового человечества. Это не просто бытовое объединение людей, это - часть боевого фронта человечества в эпоху мировой революции. Все предыдущие свойства коллектива не будут звучать, если в его жизни не будет жить пафос исторической борьбы, переживаемой нами. В этой идее должны объединяться и воспитываться все прочие качества коллектива. Перед коллективом всегда, буквально на каждом шагу, должны стоять образцы нашей борьбы, он всегда должен чувствовать впереди себя Коммунистическую партию, ведущую его к подлинному счастью.

Из этих положений о коллективе вытекают и все Детали развития личности. Мы должны выпускать из наших школ энергичных и идейных членов социалистического общества, способных без колебаний, всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерии для личного поступка, способных в то же время требовать и от других правильного поведения. Наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать прежде всего как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей.

В особенности важна область дисциплины, в которой мы, педагоги, больше всего нагрешили. До сих пор у нас существует взгляд на дисциплину как на один из многочисленных атрибутов человека и иногда только как на метод, иногда только как на форму. В социалистическом обществе, свободном от каких бы то ни было потусторонних оснований нравственности, дисциплина становится не технической, а обязательно нравственной категорией. Поэтому для нашего коллектива абсолютно чужда дисциплина торможения, которая сейчас по какому-то недоразумению сделалась альфой и омегой воспитательной премудрости многих педагогов. Дисциплина, выражаемая только в запретительных нормах,- худший вид нравственного воспитания в советской школе.

В нашем школьном обществе должна быть дисциплина, которая есть в нашей партии и во всем нашем обществе, дисциплина движения вперед и преодоления препятствий, в особенности таких препятствий, которые заключаются в людях...

Макаренко - гениальный педагог. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

А.С. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко - мог. Он достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание - легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком .

Сегодня, в наши дни, по данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.