Виды кистей и предназначение. Из чего делают кисти для рисования Колонковые для более грубых деталей рисунка беличьи

Я давно писала эту серию постов, но руки не доходили выложить.

Наконец-то все проверила и готова рассказывать:)

Кисти
Для акварели используют разные материалы: белка, колонок, синтетика. Есть множество мнений какие кисти идеальны, но все очень сильно зависит от качества кистей, самого рисующего и привычки.

Беличьи кисти очень мягкие и больше всех набирают воду. Это значит, что и отдавать они ее будут дольше и охотней. Еще одна особенность: если намочить даже очень толстую круглую беличью кисть, она должна сойтись в тонкий кончик. Такой кистью можно рисовать и крупно, и мелко. Моя самая популярная на этот момент кисть белка шестерка.
Круглые кисти самые распространенные, с ними все понятно. Плоские дают характерный угловатый мазок, иногда их очень удобно использовать для архитектуры и, как ни странно, неба.
Кисть для батика берет невероятное количество воды и пигмента, и делает смачные мазки, иногда даже слишком. Она была бы хороша для большого формата, к примеру А3. На А4 я долго использовала ее для смачивания бумаги, а сейчас ее успешно заменяет толстая колонковая кисточка №7.


Колонок более “сухой” в сравнении с белкой, воды набирает меньше, но более упругий. С ним можно не беспокоиться, что мазок может оказаться слишком мокрый и переполненный водой. Очень долго рисовала только колонковыми кистями, но сейчас в постоянном использовании осталась семерка колонок для смачивания бумаги и тонкая единица для мелких деталей. Для “мелочи” колонок просто идеален.

Синтетические кисти у меня не слишком прижились. Покупала их из-за экзотичности, на пробу, но использую только Кошачий язык - им удобно "выбирать" краску с листа.

Синтетика еще более “сухая” чем колонок и самая упругая.

Кисточки делают из шерсти разных животных, например японские из козы - они не дадут в намоченном состоянии ровынй тонкий кончик, но ими хорошо делать "лохматый" штрих. Конечно это не кисть первой необходимости.

Пони не соберется даже в подобие острия, им хорошо мочить бумагу.

Какие же кисти нужны и как их выбрать?

Если нет возможности попробовать какой материал для кистей вам больше люб, я бы посоветовала купить такой набор:
Круглая шестерка белка и круглая тройка белка.
Круглая четверка и единица колонок.
Не обязательно покупать очень дорогие кисти. Смотрите, что бы в сухом состоянии у них был равномерный пучок без торчащих в разные стороны волосинок. Хороший производитель защищает свои кисти специальными колпачками.

Как выбрать беличью кисть .

Круглые беличьи кисти должны обязательно сходится в тонкий кончик. Нужно внимательно смотреть, что бы это была кисть из волос хвоста, а не надерганных со шкурки. Вот пример хорошей и плохой беличей кисти. С серебристым держателем хорошая, в намоченном состоянии сходится в острый кончик (производство: "живописные кисти", белка, серия мастер). С золотистым имеет жесткий блестящий ворс, сходящийся в овал (производство "Гамма"). Кончик выделить можно, но надо постараться, а это не есть хорошо. (С Гаммой у меня сложные отношения, их кисти как рабочие я вообще бы не советовала покупать. Вечно у них в разные стороны торчат волоски и вид неказистый.)

О КИСТЯХ: Какие, Из чего и Для чего...

Кисть - одна из самых важных принадлежностей в арсенале художника, ведь именно он нее зависит характер мазка, следовательно, и всей картины в целом. Форма кисти, размер и качество волоса - вот ее основные характеристики.

Из чего состоит кисть.


Кисть состоит из ручки (чаще всего деревянной), зажима (металлического держателя) и головки (волосяного пучка).

Ручка из дерева самая удобная. В идеале лучше, если она будет выполнена их твердых лиственных пород, например, березы. Под действием влаги дерево набухает, что неблагоприятно сказывается на соединении: оно может ослабнуть. Поэтому часто производители покрывают древесину краской. Впрочем, многие художники все же отдают предпочтение кистям без покрытия. Чтобы уменьшить водопоглощение ручки, вместо березы применяют бук.

Зажим (обойма) у качественной кисти бесшовный, медный или латунный. Сверху покрывается никелем или хромом. Зажим должен плотно прилегать к ручке, чтобы внутри не было пустот. Для увеличения прочности волосяной пучок приклеивают к ручке. При этом клей не должен быть виден.

Волосяной пучок - это рабочая, наиболее значимая часть кисти. Бывает натуральным и синтетическим, различных форм и размеров. Качественный пучок должен быть гибким, хорошо вбирать и отдавать краску, принимать первоначальную форму.

Для каждой конкретной цели нужны определенные кисти - универсальных нет.

● Классификация кистей:


- Круглая кисть
Очень простая и популярная кисть. Для ровных мазков. Толщина регулируется нажимом.

- Круглая кисть с наполненой вершинкой
Используется для заливок и детализации. Предназначена как для тонких, так и для толстых линий, что регулируется нажимом.

- Круглая кисть с заостренной вершинкой
Похожа на предыдущую, с той разницей, что используется для получения более тонких линий.

- Плоская кисть с короткой выставкой
Характеризуется коротким волосом и плоским зажимом. Ширина выставки равна ее длине. Используется для коротких мазков.

- Плоская кисть со стандартной выставкой
Пучок более квадратный, зажим (обойма) плоский. Содержит волоски различной длины, что улучшает маневренность.

- Плоская усеченная кисть
Применяется для точных мазков, линий, кривых. Преимущественно из синтетики или щетины.

- Кисть «лещина»
Подходит для смешивания цветов. Сочетает в себе достоинства круглой и плоской кисти.

- Кисть «кошачий язык»
Используется для декоративной росписи. Позволяет наносить тонкие и широкие мазки.

- Кисть веерная
Благодаря специальной плоской обжимке выполнена в форме веера. Натуральный ворс подходит для создания цветовых переходов, синтетический - для создания текстур.


- Шлеппер
Используется для создания прямых длинных линий. Длинный ворс впитывает большое количество краски.

- Мягкая овальная кисть
Используется для смачивания листа водой и для больших заливок. Применяется в акварельной живописи.

- Флейц
Широкая плоская кисть, охватывающая большее пространства. Используется в самых разных техниках в зависимости от материала. Синтетический ворс используют для покрытия картин лаком.

- Плоская кисть с косым краем
Применяют для рисования длинных линий. Как правило, выпускаются с короткой ручкой.

- Трафаретная кисть
Для нанесения краски через трафарет. Кончик кисти плоский тупой. Волос - жесткий.

- Круглая жесткая кисть
Используется для работы над большими полотнами и в декоративно-прикладном искусстве.


В этой части подробнее о волосяной части: из какого волоса делают кисти, а также в каком случае лучше использовать конкретную кисть.

● Свиная щетина


Подходит для живописи маслом и акрилом. Достаточно жесткая, поэтому ею очень удобно работать с густыми красками. Лучшими считаются кисти из щетины китайского ангкингского борова. Щетина проходит специальную обработку: кипятится, затем отбеливается, после чего отправляется на изготовление кистей. Еще одним достоинством щетины является расщепленный кончик, благодаря которому кисть равномерно наполняется, что приводит к ровным мазкам. В лучших кистях около 80% расщепленных волосков.

Еще одним достоинством щетины является расщепленный кончик, благодаря которому кисть равномерно наполняется, что приводит к ровным мазкам. В лучших кистях около 80% расщепленных волосков.

● Барсук


Волос барсука мягче щетины. Такие кисти идеальны при работе с разбавленными красками. Волосяной покров - конической формы с брюшком, расположенным ближе к кончику. Отличить барсука очень легко: кончик у кисти белый, средняя часть более темная. Иногда производители красят щетину или козий волос в цвета барсука для его имитации. Чтобы отличить подделку, следует обращать внимание на наличие брюшка и кончика. Если брюшка нет, но есть скрученные волоски - то это козий волос, если же расщепленные волоски - щетина.

● Медвежья щетина


Производятся из волоса медведя. Выпускаются с укороченным либо удлиненным пучком. Менее жесткие, чем щетина, зато более эластичные и мягкие. Применяются при работе с темперой, акварелью, маслом, гуашью.

● Колонок


Изготовляют такие кисти их хвоста колонка. Возможны вариации по форме: круглые, плоские, с укороченным и удлиненным пучком. Сочетает в себе эластичность, упругость и мягкость. Незаменимы во всех видах живописи. Используются в масляной живописи для прорисовки мелких деталей, при работе гуашью и в акварельной - когда нужны упругие свойства кисти.

● Белка


Беличьи кисти делают из хвоста белки. Бывают только круглой формы. Очень мягкие и эластичные. Чаще всего применяются в акварельной технике.

● Мангуст


Используется в акриловой и масляной живописи. Удерживает много краски. Волос более мягкий, чем щетина, но жестче соболиного. Кончик такой кисти темно-коричневый, по длине - черно-белый.

● Козий волос



Такие кисти отлично подходят для акварели, каллиграфии, суми-ё. У них длинный упругий мягкий волос, который не оставляет на поверхности жестких следов. Часто их выпускают с легкой ручкой из бамбука.

● Синтетические кисти
Выпускаются все форм и размеров. Хорошо подходит для масла и акрила. Благодаря ним, можно работать с красками непосредственно из тубы. Если краску предварительно разбавить, то можно применять кисти со средней жесткостью. Чем больше разбавлена краска, тем мягче должна быть применяемая кисть.

Кистей сейчас огромное множество, причем самых необычных. В очередной раз перебирая свои кисти, я решила разобраться с типами ворса, что именно и для чего подходит. Ведь мы так часто рисуем, что уже не задумываемся почему именно белка или чем колонок отличается от щетины.

Белка

Одни из самых известных кисточек, с которых многие начинают обучение рисованию. Их делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Такие кисти бывают только круглые, очень мягкие и эластичные, так же из них могут делать кисти формы флейц (но ширина флейцев ограничена). Применяются в основном для работы с акварельными красками и красками на водной основе, потому что эти кисти отлично держат воду. При этом для масла белка слишком нежная и может начать вылезать от растворителя. Беличий волос прекрасно сохраняет форму, не ломается, впитывает влагу и хорошо моется под проточной струей воды. Беличья кисть позволяет рисовать без неравномерных полос и наложения размытых пятен благодаря тому, что при соприкосновении с бумагой, фарфором, фаянсом, волоски не разъединяются и ведут четкую, направленную линию. За беличьими кистями нужно бережно ухаживать. Волосок белки очень тонкий, голубого, черного или коричневого цвета.

Я тут вычитала, что материалом для этих кистей может послужить ворс разных пород сибирских белок.

К примеру, волос породы CASAN считается самым тонким. Из него делают инструменты, которыми расписывают керамику и фарфор. Ворс белки породы TALUTKY отличается большей длиной и применяется для кистей, используемых для каллиграфии. Белки CANADISCHE ценны своим коротким, черным ворсом. Каждый их волос имеет тонкий кончик. Поэтому из белки этой породы отлично получаются акварельные кисти.
Колонок

Кисточки из его ворса считаются очень ценными. Колонок – это помесь хорька, куницы и норки одновременно. В природе этих зверьков существует немного, к тому же его не так просто заготовить. К примеру, хвостик сибирского колонка дает не более 2-х г ворса, подходящего для кисточек. Из него получится 3-4 тоненькие кисточки и 1-2 большие. Для кистей мех берут только из его хвоста и только у животных, живущих в долинах рек Сибири, в Китае и Корее. Колонковый волос очень эластичен, легок и имеет острый кончик. Самые качественные кисти колонок - это сделанные из ворса самца, пойманного зимой. Кстати, пригодный под живопись ворс колонка, называется остью. Цвет волоса может быть разным. Это зависит от сезона, в который был пойман зверек, в основном, это золотисто-коричневый цвет. По качеству они похожи на беличьи, хотя есть и отличия. Ворсинки колонка у самого основания намного жестче и толще, а на кончике мягче, очень упругие и эластичные. Кисть может быть цилиндрической или плоской формы, разных оттенков от светло-рыжего до темно-коричневого. Эти кисти используются как для жидких, так и густых красок. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, также колонковые кисти удобны для лессировочной техники по сырому.

Соболь

Золотая середина между мягкой белкой и упругим колонком. Особенность кисточек из соболя в том, что они очень долговечные и почти не стираются, даже при работе с грубыми поверхностями, делают их из хвостов соболя. Кисть очень гибкая, набирает большой объем краски и дозировано отдает её. Из-за этих качеств такие кисти позволяют работать в различных техниках, от «сухой» кисти, до мокрой техники. Все можно делать одной кисточкой, что очень удобно. Лучший выбор для работы с акварелью, яичной темперой, гуашью. Кисти из соболя встречаются довольно редко и достаточно дороги, но они того стоят.

Куница


Производятся из ворса куницы или семейства куньих. Кисти из ворса куницы различаются по своим свойствам, в зависимости от того какая именно куница: равнинная или горная. Кисти из ворса равнинной куницы такие же мягкие как белки, а вот кисти из ворса горной куницы – чуть более упругие. В продаже такие кисти встречаются реже чем беличьи.
Ласка

Альтернатива ворсу колонка. Волоски красно-коричневого цвета, с хорошим острым кончиком, неплохой наполняемостью, но не такие длинные, как у колонка.

Щетина

Довольно жесткая, упругая и длинная. Ее сортируют по оттенкам (бывает черной, серой и белой) и длине, обрабатывают химическими веществами и отбеливают. Подготовленную щетину обдают кипятком, после чего она становится более эластичной. В готовом виде имеет светлый цвет. Щетину высокого качества производят в Китае и России.

Отличить эту кисть от других можно путем визуального осмотра - свиной волос расщеплен у окончания. Именно эта особенность и стала причиной использования свиного волоса - специфичный кончик позволяет кисти вбирать большой объем краски и ровно наносить ее, снова не макая кисть. Лучшие кисти этого вида имеют до 80% расщепленных волосков, но для художественных кистей лучше все таки откалиброванная нерасщепленная щетина. Эти кисти выбирают для рисования маслом, акрилом (можно не разводить), гуашью и темперой. У этих кистей есть особенность – отсутствует окончание у пучка, благодаря этому кисть способна набирать достаточно большое количество краски и задерживать ее. Основная форма кисточки плоская, хотя существуют цилиндрическая и веерная, а также флейцевая.

Пони

Мягкий ворс с цилиндрическим пучком, хорошо набирает воду. Используется ворс, который растет за ушами или на спине.Кисти часто используются в школах и детских садах для обучения акварельной технике.Кисти из волос пони отлично впитывают краски, но отдают их хуже, чем впитывают, собираются в форму конуса, неплохо держат форму, но не отличаются достаточной упругостью. Данный тип волоса, как у пони, относят к оформительской группе, так как у него нет острой вершинки, в силу этого эти кисти не очень хорошо подходят для профессиональных работ. Могут быть коричневого или белого цвета. Предназначены для работы с водорастворимой краской: акварель, гуашь или темпера.

Коза

Козий ворс эластичный, упругий и довольно длинный, бывает белых и желтых оттенков. Мягче, чем свиная щетина. Кисти сохраняют форму, отлично впитывают краски и воду, вследствие чего получаются ровные мазки. Их используют в живописи акварелью, каллиграфии, росписи батика и керамических изделий, японской живописи. Примечательно, что для каллиграфии берут кисточки в основном с ручками из бамбука из-за их легкости. Такая кисть подходит для работы батиком, потому что она способна выдержать горячий воск.

Кисти из ушного волоса

Такие кисти изготавливаются из волоса, который берется из внутренней части ушей волов, коров, качество которого определяется породой животного. Обычно такие кисти недороги, но прочны, упруги и чувствительны в работе, дают хорошие результаты и хорошо сохраняют форму. Волос имеет шелковистую текстуру. Изготавливаются плоскими и круглыми, так же изготавливают кисти для покрытия больших поверхностей. Кисти из волоса волов применяются для работы с масляными красками, акрилом, темперой, гуашью. Кисти из коровьего волоса применяются для работы с практически всеми видами красок: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, масляными красками.

Мангуст

Кисти из мангуста легко отличить по цвету ворса, кончик окрашен в темно-коричневый цвет, а основание – в черно-белый или сероватый. Кисточки цилиндрические или плоские, упругие и немного жесткие.Их задействуют в работе, как правило, с густыми красками (например, масляными и акриловыми). По своему опыту могу сказать, что рисовать акварелью в сухой технике ей тоже можно, она отлично держит форму и тонкий кончик, но не очень хорошо удерживает воду.

Волк

Для нас скорее экзотика, но довольно распространены на востоке. Эти кисти изготавливают из волоса волка. Отличаются особой упругостью и эластичностью, благодаря этим качествам в основном такие кисти используют для каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге), так же к виду кистей «волк» относят кисти сделанные из китайского желтого волка, который по сути является колонком.

Медведь

Делаются из обработанного волоса бурого или белого медведя. Кисти из волоса белого медведя по форме выпускаются плоские с длинным или коротким волосяным пучком, из волоса бурого медведя бывают круглыми, как на фото выше. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для «тяжелого» вида красок: масляные. гуашь и т.д. Кисти из волоса бурого медведя бывают округлой формы и отличаются большей мягкостью и эластичностью. Применяются для работы темперой, акварелью, тушью и т.д.

Барсук

Волос для этих кистей берется из хвоста барсука. Благодаря своим свойствам мех барсука стал идеальным материалом изготовления инструмента для масла. Кисти из ворса барсука мягче щетинных, обладают конической формой, отличаются «пушистостью». Самые лучшие кисти из меха барсука можно узнать по кончику белого цвета и полосе в середине.

Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса.Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Синтетика

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.
Синтетической волос на основе нейлона жесткий и не отдает воду, поэтому он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила это качество как раз уместно.
Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

Такие кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, прямых солнечных лучей. Но вот от механического воздействия эти кисти уступают по износостойкости натуральным, ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Существует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. Смешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным. Последнее время производство синтетических кистей активно развивается и качественная синтетика вполне может со временем заменить или дополнить натуральный ворс.

Краткий гид по разным материалам и видам ворса.
Масло - кисть щетина, колонок, ушной волос, синтетика, барсук.
Темпера - синтетика, барсук, белка, кисть щетина, колонок, ушной волос
Гуашь - ушной волос, синтетика, белка, кисть щетина, колонок
Акварель - кисть белка, колонок, синтетика имитация.
Акрил - синтетика, кисть колонок, белка.

Кроме этого существуют кисти из ворса лисицы, зайца (эти кисти делаются из особого подвида дикого зайца), енота, из крысиного меха, из гривы дикой лошади, из ворса верблюда, выдры, хорька, фараоновой мыши, молодого тюленя, песчаника, китайского ангкингского борова, кролика, горностая, оленя, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.

В петриковской росписи мастера сами делают кисти из волосков кошачьего меха, так называемые кошачки. Даже нашла мастер класс для любителей экспериментов.

А вот как кисти собирают.

Пока я писала этот пост, много думала об этичности производства натуральных кистей. Понятно, что технология отработана веками и часто кисти делаются из отходов меховых производств, но вместе с тем понятно, что спрос может повышать объемы заготовки. Никто не будет вылавливать животных и состригать с них нужное количество волосков из нужных мест. Поэтому здесь как с натуральными шубами - красиво, удобно, но насколько гуманно? Я лично давно перешла на синтетику и имитацию, натуральные кисти скорее редкость, при этом спокойно рисую акварели синтетикой, не гнушаясь самых дешевых кистей. Очень надеюсь, что со временем синтетика вытеснит натуральные волокна и они станут скорее экзотикой, чем необходимостью.

В интернете много подобной информации, касающейся художественных кистей. Да и вообще информации для художников. Но я все же хочу сказать пару слов о художественных инструментах, а именно о кистях.

Работу художника невозможно представить без кистей. Конечно же писать картину можно и мастихином, но в любом случае придется обратиться за помощью к кистям. Кисть у художника - это единственный и незаменимый инструмент.

Отличаются художественные кисти по таким параметрам:

  • Тип ворса
  • Форма кисти
  • Форма пучка
  • Длина ручки
  • Длина ворса

Самый главный параметр - это конечно же тип ворса, поскольку от него зависит предрасположенность к разным видам красок и техникам работы.

Пони.

Кисти из ворса пони - очень мягкие, собранные в цилиндрический пучок. Ворс пони легко набирает воду, и так же легко отдает её. Ворс для кистей берется или из заушной области, или со спины. Из заушной области ворс более мягкий и шелковистый, со спины - чуть жестче и темнее. Кисти из спинного ворса чуть дешевле, чем из заушного.

Используются кисти из ворса пони в учебных целях, в основном для техники акварели.

Белка.

Кисти из беличьего ворса - мягкие, и предназначены в первую очередь для работы с акварелью. Пучок цилиндрической формы, либо плоский. Ворс берется с хвоста белки. Наиболее ценный ворс - с верхней части хвоста. Особенность кистей из беличьего ворса - они очень хорошо набирают воду, при этом ворс собирается в однородный, плотный пучок "волосок к волоску", что позволяет делать очень тонкую и кропотливую работу. Так же хорошо удерживают воду и отдают её.

Более дешевые беличьи кисти используются в учебных целях, более дорогие используются профессиональными художниками. В большинстве своем, кисти из беличьего ворса, предназначены для акварельной живописи, но так же легко используются с прочими жидкими красками в росписи по фарфору, хорошо разбавленным водой акрилом (до консистенции акварели).

Колонок.

Кисти из ворса колонка - очень ценные кисти. Ворс похож по качеству на ворс белки, но отличия есть: ворс колонка более жесткий у основания, и такой же мягкий, как белка, на кончике. Форма кисти бывает как цилиндрическая, так и плоская. Цвет ворса варьируется от светло-рыжего, до темно-коричневого. Он прекрасно подходит как для жидких красок, таких как акварель, так и для густых - гуашь, темпера, акрил.

Эти свойства обусловлены особенной структурой ворсинок колонка - у основания ость толстая, почти как свиная щетина, а кончик порой тоньше, чем у беличьего ворса. За счет этого кисть у основания получается жесткой, а кончик очень тонким.

Настоящие кисти из колонка весьма дорогие. Это обусловлено тем, что самого зверька не так много, и он не очень хорошо идет в заготовку. С хвоста сибирского колонка собирается до 2 грамм ворса, который пригоден для кистей. Это 1-2 большие кисти, или 3-4 тонкие.

Соболь, красный соболь, черный соболь.

Кисти из ворса соболя очень схожи с кистями из ворса колонка. Есть небольшие отличия: ворс соболя короче чем у колонка, ость ворса более жесткая и упругая, хотя и тоньше чем у колонка. По остальным свойствам - удержание воды, краски, и их отдача - кисти идентичны. Поэтому большинство продавцов и производителей не разделяют между собой кисти из колонка и соболя. Форма кистей как цилиндрическая, так и плоская.

Используются кисти из ворса соболя как и колонковые преимущественно в акварельной живописи, о подходят и для гуаши. темпера, акрила. Есть специализированные кисти для макияжа и дизайна ногтей (нэйл-арт)из ворса соболя.

Мангуст.

Кисти из ворса мангуста - более жесткие чем колонковые и соболиные, но мягче чем свиная щетина. Отличить от колонка их можно по окраске ворса - кончик темно-коричневый, основание - серое, черно-белое. Форма кисти цилиндрическая, либо плоская.

Кисти из ворса мангуста великолепно подходят к густым краскам таким как масло и акрил.

Свиная щетина.

Кисти из свиной щетины - очень жесткие и упругие, с достаточно длинным ворсом. Их делают из натуральной свиной щетины, которую сортируют как по цвету (белая, серая, черная), так и по длине, затем проводят химическую обработку и отбеливание. Почти готовую щетину пропускают через кипяток - после такой обработки у щетины улучшается эластичность и упругость. Готовая щетина преимущественно белого цвета. Самое большое количество качественной щетины производит Россия и Китай.

Кисти из свиной щетины - великолепны для живописи маслом и акрилом даже в не разведенном состоянии, темпера, гуаши. Главная особенность щетины - отсутствие собранного окончания пучка - благодаря этому кисть набирает очень много краски, и очень хорошо удерживает её. Форма пучка преимущественно плоская, но так же есть цилиндрические, веерные, флейцевые.

Синтетика, синтетический ворс.

Кисти из синтетического ворса - это современные кисти, которые изготовлены из искусственного ворса. Материал ворса может быть разным - нейлон, полиэстер и прочие синтетические материалы. Форма кистей может быть разнообразной - цилиндрические, плоские, флейц, веерные. Пучок ворса может быть как собранным, как у колонка, так и не сформированным, как у щетины.

Цвет синтетического ворса указывает на жесткость, упругость и толщину волосков.

Черные синтетические кисти - самые мягкие. Они подходят для работы с акварелью, гуашью, темперными красками. Для акрила и масла они не годятся.

Рыжий ворс - средняя жесткость кистей и средняя толщина ворса. Оптимальные кисти для гуаши, темпера, акрила и масла. Рыжая синтетика по жесткости чуть мягче щетины.

Белая синтетика - появилась относительно недавно. Она изготовляется из нейлоновых волосков. Идеально подходит для акрила и масла.