На своих двоих. Первые шаги. Первые шаги малыша: что важно знать маме

Первые шаги

Когда?

Считается, что ребенок начинает ходить в возрасте одного года, но поскольку все дети разные и развиваются индивидуально, то разумно будет прибавить оговорку - плюс-минус два месяца. Кто-то и в 10 месяцев уже носится по коридорам, а кто-то после года осторожно вышагивает только за ручку.

Родителям следует знать, что ребенка нельзя учить ходить насильно. И даже если бабушки-тетушки приходят в гости и охают: «Как же так, уже год, а все не ходит?» или «А вот у моей соседки внучка…» И далее про успехи внучки. Пропустить мимо ушей и забыть!

Попытка родителей научить ребенка ходить может обернуться травмами, ведь у годовалого малыша все еще очень хрупкое - и кости, и связки, и хрящики. Ходьба - это очень большая нагрузка на позвоночник, и если его повредить в погоне за рекордами, то потом вам будет все равно, во сколько начала ходить соседская внучка.

Как помочь ребенку научиться ходить?

Конечно, пускать на самотек этот процесс тоже не стоит. Ребенка надо стимулировать к хождению играми и игрушками. Например, положить желаемую игрушку на расстоянии чуть больше вытянутой руки. Если карапуз решает проблему ползком, попробуйте переложить игрушку чуть выше, на стол или диван. Главное, чтобы это была устойчивая поверхность и малыш не мог бы опрокинуть ее на себя.

В наше время существует много вспомогательных изобретений для молодых родителей. В данном случае — ходунки. Сейчас существует очень много разнообразных моделей, от машины, которую нужно толкать перед собой, до конструкций, в которых ребенок может посидеть, если устал.

Самое главное правило использования любого предмета - это применение по назначению. Особенно это касается ходунков с сидениями, в которые можно малыша посадить, а выбраться самостоятельно он не может. Многие родители решают таким образом проблему «когда все успеть» - засунул ребенка внутрь и занимайся своими делами. Делать этого категорически нельзя! В таких ходунках ребенок всегда должен быть под присмотром , и его следует немедленно освободить при первых признаках дискомфорта. Помните про позвоночник ! В ходунках другого типа, а также при свободном перемещении по квартире, малыш может решить сам, когда встать, сесть, лечь, а это самое главное. В нем говорит элементарный инстинкт самосохранения, которому безразлично, что и когда нужно делать. Он делает все тогда, когда хочет и может.

Когда малыш начинает ходить с опорой, его можно водить за ручку. Внимание! Ребенка, который только начинает ходить, нельзя водить за одну руку, только за две. Даже если родителям кажется, что он уже вполне уверенно идет. Не спешите, вождение за одну руку чревато искривлением позвоночника. При ходьбе следите, чтобы ребенок ставил ногу на стопу целиком, а не ходил на цыпочках.

Босиком или в обуви?

Как правило, первые шаги малыш делает дома, а значит, нужна обувь , и не просто какие-то тапочки, а правильная обувь. В первые три года у ребенка формируется стопа, поэтому, чтобы избежать частых визитов к ортопеду и хирургу, лучше сразу позаботиться о том, чтобы она сформировалась правильно. Обувь должна плотно фиксироваться на ноге, не сжимать и не болтаться. Основные признаки правильных башмаков - небольшой каблучок, супинатор и обязательно жесткий задник.

Хождение в носочках, колготках, обычных тапках и чешках пагубно отразится на ступе вашего малыша. Не волнуйтесь, он еще успеет побегать без обуви. Вы сами будете первыми просить, чтобы он ее надел.

Часто мы слышим, что хождение босиком полезно и нужно всячески стремиться, чтобы ребенок ходил босиком. Многие родители придерживаются этого правила и считают, что обувь только мешает ребенку научиться нормально ходить, ведь в ней неудобно. А босиком легко и хорошо. Хождение босиком, действительно, полезно, но с небольшим нюансом - ходить надо по естественному покрытию.

Если вы живете в собственном доме и период первых шагов выпал на лето, то смело выпускайте босоногого карапуза в сад. Земля, песок, камешки, веточки - все, что сделано природой, а не человеком, идет на пользу малышу. Естественные неровности делают массаж стопе ребенка, стимулируют кровообращение и положительно сказываются на здоровье в целом. А вот паркетный пол, линолеум и различные ковровые покрытия не имеют с природной средой ничего общего. Здесь - только в обуви!

Приятного путешествия и легкой дороги!

Многие родители с нетерпением ждут, когда же их маленький малыш сделает самостоятельно свои первые в жизни шаги. Но только одному ему с этим не справиться. Как же ему помочь в этой нелегкой ситуации?

Наверное, многие помнят, каким замечательным был миг, когда на УЗИ им сообщили радостную новость о том, что у них вскоре родится ребенок. И кажется, что еще совсем недавно он был беспомощным человечком, а сегодня уже старается сесть, проползти какое-то расстояние, и попыток встать на ножки как можно крепче, становится все больше и больше.

В каком возрасте малыши совершают свои первые шажочки?

В первом году жизни малыша время скоротечно и каждый день полон новых событий! В период с 8-12 месяцев крохи стараются сделать свои первые шаги самостоятельно. Время пролетит так незаметно, что родители только и будут делать, что прятать книжки с полок, а мама всю свою парфюмерию с зеркала. Это время считается самым опасным для малыша, и чтобы не волноваться, нужно спрятать все предметы, которые могут нанести ребенку травму, которыми он может порезаться, лекарственные препараты и всю важную документацию.

Прежде, чем совершить попытки ходьбы, малыш очень долго и тщательно готовится к событию, которое для него считается особенно важным. Малыш старается стоять, опираясь на различные предметы, отталкивается с помощью ручек и ножек, и проявляет радостную реакцию, если что-либо новое у него получилось на высшем уровне.

Родители и заметить не успеют, как их малыш уже будет двигаться по всей территории дома, держаться за все предметы, которые встретятся ему на пути и толкать впереди себя ходунки.

Помощь папы и мамы.

К возрасту11-12 месяцев ребенок может преодолеть маленькое расстояние в несколько шагов. Превратите это в игру, стимулируйте ребенка сделать эти шаги от папы к маме и наоборот. Наградой может быть игрушка, объятия и поцелую родителей, подкидывания вверх - все то, что нравится вашему крохе. Такая игра несомненно понравится малышу и незаметно тренируясь, он все больше шагов будет делать. За счет этого происходит развитие координации, укрепление спинных и ножных мышц. Этот процесс принесет малышу много удовольствия, радости и смеха. Выполняя это замечательное упражнение, малыш вскоре научится как ходьбе, так и бегу.

Главный стимул для ребенка заключается в стремлении узнать что-то новенькое. Родителям стоит использовать это, чтобы научить ребенка делать свои первые шаги. Например, можно показать ему его любимую или новую игрушку, заинтересовать ею и положить ее на стульчик. Ребенок потянется к игрушке и поползет. Надо поставить ребенка на ножки и помочь ему сделать 1-2 шага в сторону игрушки, а потом отпустить ребенка. Он может присесть и снова поползти, не позволяйте ему этого. Если ребенок дошел до игрушки, пусть подержит ее в ручках чуть-чуть, а вы аккуратно в виде игры заберите игрушку и снова положите ее на стульчик. Таким образом ребенок будет все больше и больше ходить и очень скоро этот процесс станет естественным как для него, так и для родителей.

Ваш ребенок встает на ножки и переступает по периметру гостиной, держась за мебель? Тогда он уже на пороге своих первых самостоятельных шагов - а это важный этап в развитии малыша!

Ваш малыш в настоящее время находится на стадии развития, ведущей к его большей «независимости». Скоро должен произойти переход. В этом месяце он еще передвигается по комнате боком, держась за мебель, а в следующем (или в одном из следующих) уже сможет сделать свои первые самостоятельные шаги.

Обретенные малышом относительные самодостаточность и мобильность позволят ему расширить «зону исследований». Именно поэтому пора подумать о том, чтобы ввести понятие ограничений. Слово «нет» должно показать малышу, что пока для него свобода имеет определенные границы. В первую очередь, конечно, введение границ дозволенности поможет защитить его от опасных ситуаций, а вас - от чрезмерных переживаний.

В каком возрасте ребенок сделает первый шаг?

Конечно, просто сидеть и смотреть по сторонам ребенку больше не интересно. Начиная с 9 и в течение последующих трех-шести месяцев малыш будет очень быстро развиваться. К его достижениям можно будет отнести такие:

  • Вставание на ножки (в возрасте от 9 до 12 месяцев).
  • Передвижение по комнате, держась за мебель (в возрасте от 9 до 13 месяцев).
  • Стояние без поддержки (от 9 до 14 месяцев).
  • Ходьба (от 10 до 15 месяцев).

Но имейте в виду, что возраст указан в среднем диапазоне. Ваш кроха может расти и развиваться в своем собственном, индивидуальном теме. То есть перечисленные события могут произойти как в начале или конце приведенных периодов, так и за их пределами - и это не повод для беспокойства.

Обучение малыша ходьбе

Многих мам волнует вопрос, как научить ребенка ходить и стоит ли предпринимать какие-нибудь особые действия? Рассмотрим процесс развития малыша, чтобы найти ответ.

Большинство детей через несколько недель после того момента, как научатся вставать, делают первые попытки ходьбы, удерживаясь за мебель . Чтобы закрепить у ребенка этот новый для него навык, медленно «прогуливайтесь» вместе с ним, поддерживая его за обе ручки и помогая переставлять ножки. Постепенно он научится уверенно переносить весь вес на ноги, а руками (с вашей поддержкой) пользоваться для равновесия. С этого момента кроха будет ходить за ручку, самостоятельно поднимая и переставляя ноги.

Последний «этап» перед передвижениями без посторонней помощи наступит тогда, когда малыш узнает, что от одного предмета мебели до другого можно переместиться, если держаться одной рукой за первый, а второй тянуться к следующему «пункту назначения».

Когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по комнате, держась за все, что попадается под руку, убедитесь, что «попасться» могут только крепкие, устойчивые предметы мебели. Чтобы помочь ему потренироваться, организуйте расположение этих предметов так, чтобы юный исследователь мог побывать в большей части помещения (естественно, в его доступности не должно быть потенциально опасных вещей, оставленных без присмотра). Чтобы он не упал на скользком полу, пусть походит босиком (это, ко всему прочему, позволяет ножкам правильно развиваться и укрепляет лодыжки) или, если холодно, в и носочках, снабженных нескользящей подошвой.

Последний этап обучения ходьбе - передвижение без поддерживания . Это достаточно сложная задача для малютки. Ведь ноги ребенка все еще непропорционально малы по сравнению с туловищем и головой, а он должен нести весь собственный вес. Кроме этого малыш должен понять, как координировать разрозненные движения тазобедренных, коленных, голеностопных суставов и не упасть при этом. Именно поэтому часто дети делают первые шаги с неловко раздвинутыми ногами и руками, вытянутыми вперед для поддержания равновесия!

Первые шаги ребенка - как новая ступень эволюции, дают массу новых возможностей, как для ребенка, так и для его родителей. Теперь можно одновременно передвигаться и что-то делать двумя освободившимися руками. Да и скорость передвижения в ближайшей перспективе тоже обещает вырасти заметно. Одним словом первый шаг - долгожданное событие.

Когда ребенок начинает ходить?

Как и с любым двигательным умением единственно правильный подход к определению срока - каждое новое умение будет освоено при желании ребенка и готовности организма.

Даже если родители горят желанием увидеть ребенка бегающим и прыгающим, принуждать и торопить нельзя ни в коем случае. А вот готовить ребенка к первому шагу можно и нужно.

Как стимулировать желание ребенка начать ходить?

Любые движения ребенок будет делать активнее, если есть стимул. У совсем маленького стимулом в основном будут игрушки и вещи, которые его заинтересуют. Положите игрушку так, чтобы он мог достать до нее только активно двигаясь, например, ползком на четвереньках или только если встанет (игрушка лежит выше, чем он может достать из положения на четвереньках).

Постарайтесь не отбить желание двигаться: больное падение может сильно отбросить в развитии хождения.

Нельзя ругать за осторожность и неудачи, когда ребенок учится ходить - хвалим за любое достижение, даже незначительное по нашему мнению.

Показываем примеры. Желательно обращать внимание малыша на быстро бегающих людей. В парке, около стадиона или школьной спортплощадки, показывайте на бегущих и идущих, комментируйте: “мальчик бежит!”.

Очень хороший стимул пример других детей. Братья и сестры, друзья по песочнице сильно помогают напрячься на финальном этапе, побороть неуверенность, “все могут! чем я хуже?”

Что такое готовность организма ребенка к первому шагу?

Прежде всего, речь идет костно-мышечная готовности. Кости должны окрепнуть, суставы набрать жесткость, мышцы набрать массу и тонус. Опорно-двигательная система начинает развитие с первых дней жизни и к моменту, когда начинается активное движение ребенка должен быть освоен целый ряд умений, которые позволили как раз нарастить мышечную массу и помочь мозгу научиться управлять всем арсеналом мышц.

Чтобы ребенку было проще справиться с неуверенностью стоит задаться целью сделать так, чтобы на каждом этапе у ребенка были возможности опереться или ухватиться. Должна быть соответствующая мебель, с удобными и безопасными возможностями опереться и схватиться.

Существует “правильная” последовательность освоения двигательных умений. “Правильная” в кавычках потому, что около половины детей ей не следуют без каких-либо последствий в будущем. Если ваш малыш не укладывается в стандартный календарь умений, тревожиться не обязательно, а вот посоветоваться с врачом очень даже не помешает. Очень часто на форумах мамы дают советы типа “мой долго не хотел, а потом раз и все хорошо”. И вот мама ждет, ждет, а потом выясняет, что проблема есть, а время упущено.

Каноническая последовательность следующая:

1. Ребенок встает на четвереньки

2. Ребенок ползает на четвереньках. Как правило, сначала дети начинают ползать назад, и только через какое-то время “включают переднюю передачу”. Ползание на четвереньках крайне важно, основная задача - накопление тонуса и мышечной массы ног будущего ходока, укрепление мышц спины. Опытный ползун, кстати, может развивать вполне приличную скорость, встаньте на четвереньки и попробуйте догнать его сами:)

3. Ребенок стоит с помощью взрослого. Речь идет о том, что ребенка при этом держат подмышки или за ручки. Задача - научить правильно ставить ноги и держать туловище. Одной из проблем, которые могут выявиться, является гипертонус мышц. Ребенок стоит на цыпочках, не ставит ногу плотно на пол - это надо исправлять. Когда ребенок стоит с помощью родителей можно начать целый ряд подготовительных упражнений: наклоны, приседания, “качать” ноги.

4. Ребенок стоит с опорой. Встает самостоятельно в кровати, держась за решетку двумя руками.

5. Ребенок ходит вдоль опоры. Может передвигаться, переставляя ноги, не отпуская при этом руки от опоры. Шикарно! Теперь мы выкладываем ребенку “дорогу” из опорных предметов. Когда он уже не боится шагать, расстояние между опорами увеличиваем. Сначала “провал” в дороге будет преодолеваться методом перехода на четвереньки. Однажды для преодоления расстояния между опорами будет сделан первый шаг.

6. Ребенок ходит. Первые шаги малыша не очень уверенные, но с каждым днем все увереннее и быстрее.

7. Ребенок садится на корточки и встает без опоры. Серьезная задача на координацию движений и силу мышц. Зато теперь можно брать с пола всякие полезные вещи.

8. Ребенок залезает на стул или диван. Кроме силы ног тут уже нужна и сила рук и еще более точная координация движений.

На что обратить внимание, когда ребенок начинает ходить?

Ваша квартира для вас вполне безопасна, но вот для малыша, только осваивающего мир, она просто переполнена опасностями! Начало перемещения по квартире и особенно первые шаги ребенка требуют чтобы:

  • убрали острые и жесткие предметы с острыми краями и не только мебель, но и предметы на полках и столах на высоте до 1м20. Дотянется - уронит и возможно на себя!
  • особая опасность для ребенка - скатерть. Что на столе не видно, но если потянуть за нее - все попадает на пол.
  • электрические розетки должны быть защищены специальными заглушками.
  • уберите из зоны досягаемости всю бытовую химию, включая косметику.
  • лучше мягкое на полу (падать безопаснее, амортизация - меньше плоскостопия), носки с прорезиненной подошвой.
  • удобные и безопасные опоры.
  • обратите внимание на обувь. Есть два взаимоисключающих подхода: одни считают, что лучше обувь сразу с супинаторами, другие - что это только расслабляет ногу и лучше мягкую и свободную обувь.
  • лучше без ходунков, максимум вожжи, или капюшон. Ребенок должен учиться, а не рассчитывать на приспособления.

Вполне полезная вещь в любом доме - ступеньки, очень хорошо развивают мышцы и координацию движений.

Физическая нагрузка, которая хорошо помогает быстро учиться хорошо ходить - наклоны, приседания, подпрыгивания.

Еще раз повторимся: никакого насилия, старайтесь, чтобы ему было интересно и было желание учиться. Для малыша умение ходить - очень и очень непростая задача, страшная и увлекательная.

Шишки и ссадины - неизбежность, не пугайте ребенка своим страхом. Его организм, более мягкие еще кости, как раз приспособлены в этом возрасте для того, чтобы ребенок научился ходить с минимальными проблемами.

Во сколько месяцев дети начинают ходить?

Около половины детей начинает ходить в возрасте 9-11 месяцев. Самые обстоятельные малыши могут начать ходить в 14-16 месяцев. Но вот если в 11 месяцев ваш ребенок не ползает и не встает с опорой настоятельно рекомендуем обратиться за консультаций ко врачу.

Все мамы и папы с нетерпением ждут того момента, когда их малыш сделает свои первые неуверенные шаги. При этом одни родители переживают, а вовремя ли их ребенок пошел; другие думают, какую обувь необходимо купить крохе; третьи не знают, как сделать так, чтобы передвижения маленького исследователя по квартире были безопасными для него. Поэтому в этой статье мы дадим ответы на все вопросы, которые могут появиться у родителей по поводу первых шагов ребенка.

Возраст

В большинстве случаев малыши делают свои первые шаги в годовалом возрасте, но если ваш кроха сделал это на несколько месяцев раньше или позже, не надо переживать. Нормой считается, если ребенок пошел в период с 9 до 18 месяцев.

На то, в каком возрасте малыши начинают ходить, оказывает влияние множество факторов, перечислим некоторые из них:

  • наследственность;
  • конституциональные особенности строения детского тела;
  • темперамент малыша: упитанные и спокойные дети делают первые шаги позже, а активные и подвижные непоседы раньше.

Бывает, что первые попытки крохи самостоятельно пойти приводят к тому, что он падает и больно ударяется. Из-за этого у малыша появляются негативные ассоциации, связанные с ходьбой, и он отказывается вставать на ноги. В таком случае стоит отложить освоение этого важного умения на некоторое время.

Только на первый взгляд ходьба кажется легким делом. На самом деле такой способ передвижения требует от крохи скоординированной работы вестибулярного аппарата, мозжечка, двигательных (моторных) зон коры головного мозга, различных групп мышц. Чтобы ровно ходить, малышу надо научиться хорошо координировать свои движения, и держать равновесие. Поэтому каждый ребенок начинает делать первые шаги тогда, когда созревает его вестибулярный аппарат и нервная система; связки, кости скелета, мышцы спины и ног становятся достаточно крепкими, чтобы выдерживать вертикальную нагрузку.

В ситуациях, когда к 1 году ребенок не пошел, и родители сильно переживают по этому поводу, стоит показать кроху ортопеду и неврологу. Если врачи не выявят у малыша никакой патологии, и ребенок при этом активно передвигается на четвереньках или ползком, то не стоит беспокоиться, отсутствие попыток ходить до 16-18 месяцев – это не повод для волнений.

Обувь

Одним из вопросов, возникающих у родителей ребенка, делающего первые шаги, является – какую обувь надо покупать малышу. Стопа крохи, начинающего ходить, еще не до конца сформирована: связки эластичные и растяжимые, ее мышцы еще слабые, физиологические изгибы не оформились. Поэтому неправильная нагрузка на стопу может вызвать нарушение ее развития. Чтобы не допустить этого, очень важно грамотно подобрать ребенку обувь. Детская обувь должна фиксировать стопы малыша, способствовать естественному формированию сводов стопы и правильному распределению нагрузки, предотвращать развитие плоскостопия.

Ортопеды рекомендуют приобретать первые ботиночки или сандалии для крохи тогда, когда он начал делать первые попытки вставать на ноги. Детская обувь должна быть удобной, легкой, из натуральных материалов и при этом отвечать следующим требованиям:

  • обувь должна хорошо держаться на ноге и не спадать с нее;
  • обувь не должна терять свою форму при ходьбе;
  • застежка надежная и удобная, хорошо фиксирует ногу в щиколотке;
  • стелька абсолютно ровная (без супинатора);
  • задник закрытый, жесткий, высотой до щиколотки, хорошо фиксирует пятку;
  • подошва с небольшим каблучком (до 0,5 см), нескользкая, с рельефной поверхностью, гнущаяся, умеренно жесткая;
  • носок обуви должен быть широким, округлым и достаточно жестким, чтобы он мог защитить пальчики малыша от травм.

Детская обувь не только защищает ноги ребенка от травм, но и способствует правильному формированию его стопы. Поэтому не стоит крохе донашивать обувь за старшими детьми, так как ношенные ботинки или сандалии принимают форму ноги «первого» хозяина и уже не будут правильно «сидеть» на ноге другого ребенка. Ношение «чужой» обуви может вызвать патологию формирования стоп.

Важно не только найти магазин, в котором продается хорошая и качественная обувь для детей, но и правильно подобрать малышу его первые ботинки или сандалии. Следующие рекомендации по выбору детской обуви помогут вам в этом:

  • выбирать обувь надо вместе с ребенком, чтобы он сразу примерил ее;
  • примерять обувь лучше во второй половине дня, так как за день любая нога немного отекает;
  • перед покупкой обуви дайте ребенку походить в ней 5-10 минут, чтобы он смог понять удобно ему в ней или нет;
  • выбирая между сандалиями с открытым и закрытым носком, отдайте предпочтение последним;
  • расстояние от пальцев малыша до края стельки обуви не должно превышать 1-1,5 см;
  • не стоит покупать ребенку обувь на несколько размеров больше (на вырост), так как нога в ней будет плохо зафиксирована, что может привести к неправильному формированию стопы и травмам;
  • если стопы ребенка немного различаются по длине и полноте, то выбирайте обувь по той ноге, которая больше.

Безопасность

С того момента как ребенок начинает ходить, главной заботой его родителей становится вопрос, как сделать так, чтобы он не травмировался. Дабы не омрачать восторг юного пешехода постоянными запретами и окриками, папа и мама должны обезопасить домашнюю обстановку, окружающую малыша. Для этого рекомендуется опуститься на уровень его роста, и с этой высоты посмотреть, какие предметы потенциально опасны для него.

В комнатах не должно быть вещей, которые ребенок мог бы опрокинуть на себя или перевернуть, на розетки надо поставить специальные заглушки, электроприборы – выключить из розеток, провода – спрятать, острые углы мебели – прикрыть. Опасными помещениями являются кухня и ванная комната. Поэтому двери в них всегда должны быть закрытыми. Лекарственные препараты, средства бытовой химии, бритвенные принадлежности и другие, потенциально опасные вещи, необходимо хранить в недосягаемом для малыша месте.

Первые шаги ребенка еще робкие и неуверенные, но пройдет всего несколько недель или месяцев, и он уже сможет самостоятельно, уверенно ходить и бегать. А задача родителей – помочь крохе безопасно освоить это новое умение.