Занятие по ознакомлению с окружающим "деревья весной". Конспект занятия в средней группе "деревья"

Воликова Елена Ивановна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля" г. Москва

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: "Деревья".

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какое необычное письмо принес нам МЕДВЕЖОНОК. И прислал нам его хозяин леса старичок — Лесовичок. О чем же он нам пишет? Давайте прочитаем. (читает письмо)

Здравствуйте, ребята!
В гости, в лес вас приглашаю
В таинственное царство,
В лесное государство!
Очень богатое царство мое,
Несет оно всем красоту, и добро!
Мой волшебный, мудрый лес
Полон сказок и чудес. (в письме есть задания)

Вот какое необычное письмо прислал нам Старичок- Лесовичок. Ну, что, ребята, вы хотите попасть в осенний лес? Тогда давайте будем собираться. Какое время года у нас сейчас на улице? А осенью, чтобы выйти на улицу, какую одежду мы должны надеть? (дети имитируют одевание одежды)

Все оделись, все готовы? Тогда в путь. Старичок- Лесовичок немножко волшебник, поэтому давайте попросим его чтобы он помог нам быстрее оказаться в лесу. Закроем глазки и скажем: «Раз, два, три! Старичок-Лесовичок в лес нас приведи». (Разбрасываю осенние листья на ковре)

Вот мы и оказались в лесном царстве. Поскольку в лесу мы гости, то должны правильно себя вести. Давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать в лесу? (Ответы детей: Не разжигать костер, не ломать растения, деревья, не мусорить, не шуметь) .

Ребята, в лесу растет много разных деревьев. Давайте, посмотрим «С какого дерева листочек? (собрали листья, затем смотрим на картинку с деревьями).
Воспитатель: « Подбери к дереву листик», посмотрите на листочек, как вы думаете, с какого дерева он улетел?
Дети: С березы.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Березовый. Повторы детей.
Воспитатель: Верно. Это березовый лист. А по каким признакам можно узнать березу?
Дети: Белая кора.
Воспитатель: Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее еще говорят: белоствольная. Она стройная и у нее длинные тонкие ветки.
Подходят к следующему листочку.
Воспитатель: Улетели с ветки, вот такие интересные, необычные листочки. С какого дерева они улетели?
Дети: каштана.
Воспитатель: Какие это листочки?
Дети: каштановые листочки.
Воспитатель: А какое дерево потеряло этот лист? (показывает кленовый лист)
Дети: Клен.
Воспитатель: Если это лист от клена, значит он какой?
Дети: Кленовый.
Воспитатель: А на что похож лист клена?
Дети: Высказывания.
Воспитатель: Он похож на звездочку или на ладошку, посмотрите.
А чтобы угадать с какого дерева упал следующий листик, вам нужно отгадать загадку.
Ребята послушайте ещё одну загадку:
Прилетает в гости к ней,
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красные ягодки клюют.
Дети: Рябина.

Воспитатель: Если это лист рябины, значит он какой?

Дети: рябиновый. Правильно.
Воспитатель : Ребята, а вот этот лист от какого дерева?
Дети: ясень.
Воспитатель: правильно от ясеня, значит он какой? - ясеневый. Ребята, вы молодцы.

Дети делятся на две или три команды. Игра «Собери дерево».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на деревья на картинке. Из каких частей состоит дерево? Правильно, а зачем дереву корень? Ответы детей (чтобы брать воду из земли, и чтобы крепко держаться). А что еще есть у дерева? Ответы детей (ствол, ветки, листья).
А когда на ветках много листьев, то как это можно назвать?- (крона).

Физкультминутка: «По дорожке, по тропинке»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге).

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге).

По тропинке побежим

До лужайки добежим

(Бег на месте).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте).

Дети становятся в круг.(взять мяч)

Физминутка. Дидактическая игра с мячом “Какой лист?”

Лист берёзы - берёзовый лист.

Лист ясеня - ясеневый лист.

Лист каштана - каштановый лист.

Лист клёна - кленовый лист.

Лист рябины - рябиновый лист.

Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

Клён, рябина, ель, тюльпан.

Берёза, дуб, ромашка, тополь.

Ель, роза, рябина, дуб.

Осина, липа, ель, клубника.

Малина, клён, сосна, тополь.
Ну, вот мы и поиграли, а сейчас вы садитесь за стол и я объясню, что мы будем делать. « Найди листик и раскрась в нужный цвет». Воспитатель: Ребята посмотрите, какие вы молодцы. Медвежонок, говорит вам большое спасибо, вы выполнили все задания.
Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите все ко мне, вставайте в круг, мы поиграем в игру «Приятные слова».
А теперь мы улыбнёмся
Крепко за руки возьмёмся
И друг, другу на прощанье
мы подарим обещанье:
Будем мы с деревьями дружить
охранять их и любить!

О чём сегодня говорили? Какие деревья вы запомнили? Что есть у каждого дерева? Где растёт много деревьев? Для чего нужны деревья?

Цель: - дать детям знания о деревьях (берёзе, рябине, осине, их строение, назначении частей (корень, ствол, ветки, листья) ;

  • воспитывать в детях доброе отношение к живым объектам природы
  • закрепить приёмы аккуратного пользования бумагой и клеем
  • продолжать формировать навыки коллективного творчества.

Ход занятия

Организационный момент

Ребята, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А, что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко.) А, мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Солнышко, солнышко
Мы – твои лучи
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!

Создание игровой мотивации

Сегодня к нам из сказки пришёл Колобок. Он хочет нам, что-то рассказать.

Жил, я у бабушки с дедушкой, лежал на окошке. Скучно мне стало на окошке и покатился с окошка на крылечко с крылечка на тропинку в лесок катился я катился а навстречу мне Сорока – белобока и летела и стрекочет:

Осень наступила, деревья к зиме готовится...

Как это к зиме готовится, кто такие деревья, как узнать деревья?

Хотел спросить у Сороки - белобоки а она улетела.

А мне так хотелось с ними познакомиться.

Не переживай Колобок, сейчас мы тебе все расскажем.

Послушайте, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Не заботясь о погодах
В сарафане белом ходит
И в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей (берёза)

В лесу берёза много приносит пользы человеку, животным, и другим растениям. Вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят этот сок. Птицы устраивают гнёзда на ветках берёзы, а под берёзкой можно найти грибы. Они так и называются подберёзовики. А в народе ещё берёзку называют «белоствольная» .

Всегда от холода трясусь
Всего-всего в лесу боюсь
Не берёза ни рябина
Я пугливая (осина)

Обратите вн6имание на листики осины они округлой формы, очень лёгкие и на ветру словно дрожит. А ещё знаем шуточное стихотворение.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мёрзнет в жару,

Дайте осинке
Пальто и ботинки
Надо согреться
Бедной осинке.

Осень в сад к нам пришла
Красный факел зажгла
Здесь дрозды, скворцы снуют
И галдя её клюют. (Рябина.)

Где мы, её каждый день встречаем?

Какие у рябины листочки?

Что можете рассказать о ягодах рябины?

Правильно ребята, вы отгадали все загадки, как можно назвать осину, рябину, берёзу одним словом?

Как вы думаете, что общего у всех этих деревьев?

Игра «Осенние листочки»

Рассказ воспитателя по схеме дерева

У всех деревьев в земле сидят большие корни. Они удерживают дерево, чтобы оно не упало. Ещё корни дерева умеют пить водичку и полезные витаминки из земли. Дальше вода с витаминками поднимается по стволу к веточкам и листочкам.

Осенью солнышко мало греет, становится холоднее, льют дожди. Водичке тяжелее подниматься вверх по стволу, тогда листья начинают желтеть и опадать. К зиме все деревья должны сбросить свои листики. Зимой деревья расти не будут, а будут спать и отдыхать.

Физ – минутка.

Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят
Буд-то опять закружится хотят.

А на прощанье мы с ребятами, для тебя Колобок хотим сделать подарок осеннее дерево из детских ладошек.

Выполнение работы.

Анализ: Посмотрите, какое красивое оно у нас получилось. Я вас очень прошу не ломать ветки на деревьях! Пусть на них распускаются листочки и птицы строят гнёзда для маленьких птенцов.

Итог: - Кто к нам в гости приходил?

О чём он хотел узнать?

О каких деревьях мы рассказали Колобку?

Что мы подарили Колобку?

Лилия крохалева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей средней группы на тему «Деревья»

Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей средней группы на тему «ДЕРЕВЬЯ »

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ :

Активизация словаря.

Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу, замечать красоту живой природы.

Развитие мелкой моторики .

Развивать общие речевые навыки : голоса, дыхания, темпа речи .

Координировать речь с движением, развитие чувства ритма .

Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.

Закрепление знаний о временах года.

Развитие любознательности .

МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ :

Интерактивная доска (для просмотра презентации)

Картинки с изображением деревьев и листочков .

Карточки для дидактической игры «найди дерево по листочку »

Альбомные листы (на каждого ребенка)

Краски гуашь,карандаши, восковые мелки и т. д. (по выбору детей ,на каждого ребенка)

Стаканчики с водой

Кисти (на каждого ребенка, если рисуют красками)

Салфетки (на каждого ребенка, если рисуют красками)

Таз с водой, деревянные бруски .

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «найди дерево по листочку »

(Игра для детей 4 – 5 лет )

Дидактическая задача : найти дерево соответствующее листочку.

Раздаточный материал : карточки с изображением разных видов деревьев и листиков .

Ход игры : дети делятся на две команды. Каждой команде раздаются карточки с изображением дерева или листочка , по сигналу воспитателя дети должны найти себе пару (листик – дерево (береза - березовый листочек, дуб - дубовый листочек и т. д.)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Рассматривание картинок (деревья своей местности : плодовые, хвойные, лиственные)

Рассказы о свойствах и значении дерева

Изучение времен года, их особенности.

Прогулка - наблюдение за деревьями (листопад и т. д.)

Заучивание стихотворения И. Семеновой «Березка»

Ход образовательной деятельности :

В : Ребята, к нам обратился за помощью наш дворник. Ему дали задание посадить в определенные места деревья , но саженцы перепутались, так как листики опали и не понятно теперь куда какие сажать. Как нам ему помочь?

Д :надо посмотреть под деревья на листики .

В : отлично!

В : Обратите внимание на дерево за окошком А кто знает как называется это дерево ?

Д : это береза!

В : А как вы узнали что это берёза?

Д : По опавшим под ним листикам.

В : а почему они опали?

Д : Потому, что осень наступила.

В : какие вы молодцы!

В : а вы помните стихотворение про березку?

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И. Семеновой «Березка»

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет;

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

В : а что с березкой произошло?

Д :листопад.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛИСТОПАД»

ЛИСТОПАД

Только листья разметешь

Только станет чисто

Вновь летят как желтый дождь

Листья, листья, листья.

В : а скажите из чего состоит дерево ?

Д : у него есть веточки, ствол, листики, корни, есть кора

В : А ДАВАЙТЕ С ВАМИ ПОИГРАЕМ?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «найди дерево по листочку »

В :а какие еще бывают деревья , какие вы знаете?

Д : елка,сосна,ива,клен,яблоня, груша, слива,вишня,дуб, тополь.

В : какие вы умнички, так много знаете названий деревьев !

В : А знаете ли вы что бывают карликовые (береза, ива) и деревья - гиганты (баобаб, эвкалипт и т. д.) они растут в тундре (там холодно) и на американском континенте, в Австралии.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ ПРО ДЕРЕВЬЯ РЕКОРДСМЕНОВ РАСТУЩИХ В ДРУГИХ УСЛОВИЯХ

В : а хотите вырастим свой лес?

В : давайте нарисуем каждый свое дерево или дерево которое больше всего нравиться,мы их соберем все вместе и у нас получится наш собственный лес. (раздаются листы бумаги по количеству детей А средства рисования дети выбирают сами)

Рисование

В : какие замечательные и необычные у вас получились деревья !

Физкультминутка

ветер дует нам в лицо

закачалось деревцо

ветерок все тише, тише

деревцо всё выше , выше.

В : а для чего нам нужны деревья ?

Д : тень в жаркую погоду,тепло дают, питание для птиц, животных, людей; дома строят, игрушки делают, удобрение для растений, дом для насекомых,птиц; красота. Но осенью опадают листики и их надо убирать с площадки чтобы было чисто. При сильном ветре обламываются веточки и могут упасть на человека поэтому надо обрезать сухие. делают скворечники. ещё из дерева делают мебель , бумагу, листики дают нам кислород которым мы дышим. А ещё из дерева строят корабли

В : как вы много знаете!

В : а почему именно из дерева делают корабли ?

Д : потому что оно не тонет.

В : Да вы что? А давайте с вами посмотрим свойства дерева ?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приступим?

У детей на столах деревянные брусочки , емкости с водой, металлические предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож для воспитателя

1. Непрозрачное. (Попытка посмотреть сквозь кубик. Рассматривание через лупу) .

2. Какая поверхность у деревянного бруска ? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая)

3. Твердое на ощупь, но если провести металлическим предметом останется отпечаток. А если провести деревянным предметом по металлическому, то на металлическом отпечатка не останется. Значит дерево мягче , чем металл.

4. Каждое дерево имеет свой рисунок (на спилах) . (Работа с лупой) .

5. Плавает в воде. (Работа с емкостями воды. Для сравнения металлическая скрепка. Хорошо поддается обработке : его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом)

6. Хорошо окрашивается. (Кисть и краски)

7. Поглощает влагу и от этого меняются в размере. .

8. Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Значит, он какой? (прочный) . Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая) .

Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную . Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло.

В : Итак, дети, какие свойства дерева (то, что отличает его от других материалов, мы узнали?

Д : Дерево тверже резины и ткани, но мягче металла. Дерево не тонет в воде , но впитывает ее, увеличиваясь в размере. После высыхания коробится и становится неровным. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить , оно имеет рисунки на спилах, деревья очень важны для нас , они используются в нашей жизни почти везде.

В : Вам сегодня было интересно?

Д : Да!

В : А как мы поможем нашему дворнику?

Д : пойдем на улицу и поможем определить виды деревьев и он посадит их куда надо, а еще уберем с площадки листики, перенесем их в клумбу и получится отличный перегной для наших весенних цветочков.

В : Какие вы молодцы! А еще, папа Антона сделал из деревянных дощечек скворечник и мы с вами поможем закрепить его на нашу березу.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Ознакомление с окружающим и развитие речи» на тему: «Деревья и кустарники» подготовительная группа Цель: закреплять знания.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе «Спешим на помощь» Задачи: 1) Закрепить знания детей о домашних животных. 2) Совершенствовать грамматический строй речи (образование форм существительных родительного.

Тип занятия: повторение Цель: развивать речь детей. Задачи: Обучающие: 1. Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: закрепление знаний детей о насекомых в осеннее время года. З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как.

Конспект проведения интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе «Обучение старших дошкольников рассказам – рассуждениям в процессе проведения опытов». Программное содержание. Помочь детям понять, что.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе с применением ЦОР «Веселое путешествие» Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе с применением ЦОР на тему: «Веселое путешествие». Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе «Под листочек загляни-ка» Программное содержание: 1. Познание: Познакомить детей с лекарственными растениями – ягодами и их применением; развивать познавательную.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе «Рассматривание обуви» Занятие Рассматривание обуви. Тема: Путешествие по сказкам. Программное содержание: 1. Познание: Продолжать закреплять знания детей о весенней.

Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные. Кошка и.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей группы ЗПР «Домашние животные» Задачи: Образовательные 1. Уточнять, расширять, закреплять словарь детей по теме «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» 2. Закреплять знания детей о внешнем.

Библиотека изображений:

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ:

Активизация словаря.

Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу, замечать красоту живой природы.

Развитие мелкой моторики.

Координировать речь с движением, развитие чувства ритма.

Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.

Закрепление знаний о временах года.

Развитие любознательности.

МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ:

Интерактивная доска (для просмотра презентации)

Картинки с изображением деревьев и листочков.

Карточки для дидактической игры «найди дерево по листочку

Альбомные листы (на каждого ребенка)

Краски гуашь,карандаши, восковые мелки и т. д. (по выбору детей

Стаканчики с водой (на каждого ребенка, если рисуют красками)

Кисти (на каждого ребенка, если рисуют красками)

Салфетки (на каждого ребенка, если рисуют красками)

Таз с водой, деревянные бруски.

(Игра для детей 4 – 5 лет

Дидактическая задача: найти дерево соответствующее листочку.

Раздаточный материал: карточки с изображением разных видов деревьев и листиков.

Ход игры: дети делятся на две команды. Каждой команде раздаются карточки с изображением дерева или листочка, по сигналу воспитателя дети должны найти себе пару (листик – дерево

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание картинок (деревья своей местности: плодовые, хвойные, лиственные)

Рассказы о свойствах и значении дерева

Изучение времен года, их особенности.

Прогулка - наблюдение за деревьями

Заучивание стихотворения И. Семеновой «Березка»

Ход образовательной деятельности

В: Ребята, к нам обратился за помощью наш дворник. Ему дали задание посадить в определенные места деревья, но саженцы перепутались, так как листики опали и не понятно теперь куда какие сажать. Как нам ему помочь?

Д:надо посмотреть под деревья на листики.

В: отлично!

В: Обратите внимание на дерево за окошком А кто знает как называется это дерево?

Д: это береза!

В: А как вы узнали что это берёза?

Д: По опавшим под ним листикам.

В: а почему они опали?

Д: Потому, что осень наступила.

В: какие вы молодцы!

В: а вы помните стихотворение про березку?

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И. Семеновой «Березка»

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет;

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

В: а что с березкой произошло?

Д:листопад.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛИСТОПАД»

ЛИСТОПАД

Только листья разметешь

Только станет чисто

Вновь летят как желтый дождь

Листья, листья, листья.

В: а скажите из чего состоит дерево?

Д: у него есть веточки, ствол, листики, корни, есть кора

В: А ДАВАЙТЕ С ВАМИ ПОИГРАЕМ?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «найди дерево по листочку

В:а какие еще бывают деревья, какие вы знаете?

Д: елка,сосна,ива,клен,яблоня, груша, слива,вишня,дуб, тополь.

В: какие вы умнички, так много знаете названий деревьев!

В: А знаете ли вы что бывают карликовые (береза, ива) и деревья - гиганты они растут в тундре (там холодно)и на американском континенте, в Австралии.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ ПРО ДЕРЕВЬЯ РЕКОРДСМЕНОВ РАСТУЩИХ В ДРУГИХ УСЛОВИЯХ

В: а хотите вырастим свой лес?

В: давайте нарисуем каждый свое дерево или дерево которое больше всего нравиться,мы их соберем все вместе и у нас получится наш собственный лес. (раздаются листы бумаги по количеству детей А средства рисования дети выбирают сами)

Рисование

В: какие замечательные и необычные у вас получились деревья!

Физкультминутка

ветер дует нам в лицо

закачалось деревцо

ветерок все тише, тише

деревцо всё выше, выше.

В: а для чего нам нужны деревья?

Д: тень в жаркую погоду,тепло дают, питание для птиц, животных, людей; дома строят, игрушки делают, удобрение для растений, дом для насекомых,птиц; красота. Но осенью опадают листики и их надо убирать с площадки чтобы было чисто. При сильном ветре обламываются веточки и могут упасть на человека поэтому надо обрезать сухие. делают скворечники. ещё из дерева делают мебель, бумагу, листики дают нам кислород которым мы дышим. А ещё из дерева строят корабли

В: как вы много знаете!

В: а почему именно из дерева делают корабли?

Д: потому что оно не тонет.

В: Да вы что? А давайте с вами посмотрим свойства дерева?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приступим?

У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож для воспитателя

1. Непрозрачное. (Попытка посмотреть сквозь кубик. Рассматривание через лупу).

2. Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая)

3. Твердое на ощупь, но если провести металлическим предметом останется отпечаток. А если провести деревянным предметом по металлическому, то на металлическом отпечатка не останется. Значит дерево мягче, чем металл.

4. Каждое дерево имеет свой рисунок. (Работа с лупой).

5. Плавает в воде. (Работа с емкостями воды. Для сравнения металлическая скрепка. Хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом)

6. Хорошо окрашивается. (Кисть и краски)

7. Поглощает влагу и от этого меняются в размере. .

8. Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Значит, он какой? (прочный). Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).

Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную. Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло.

В: Итак, дети, какие свойства дерева (то, что отличает его от других материалов, мы узнали?

Д: Дерево тверже резины и ткани, но мягче металла. Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. После высыхания коробится и становится неровным. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах, деревья очень важны для нас, они используются в нашей жизни почти везде.

В: Вам сегодня было интересно?

В: А как мы поможем нашему дворнику?

Д: пойдем на улицу и поможем определить виды деревьев и он посадит их куда надо, а еще уберем с площадки листики, перенесем их в клумбу и получится отличный перегной для наших весенних цветочков.

В: Какие вы молодцы! А еще, папа Антона сделал из деревянных дощечек скворечник и мы с вами поможем закрепить его на нашу березу.

Программное содержание: расширять представления детей о разнообразии растительного мира, его роли в жизни человека; развивать познавательные интересы, воспитывать внимание, наблюдательность, активизировать память; учить отражать результаты наблюдений в речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь; - воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять ее; формировать навыки общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Деревья»

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о растительном мире;

Беседы, чтение стихотворений, загадок о деревьях, их плодах;

Чтение сказки «Чудо-дерево» К.И. Чуковского

Словарная работа:

Кисть рябины;

Крона дерева;

Плоды деревьев;

Листья деревьев (рябиновые, кленовые, дубовые, березовые)

Ход занятия

Воспитатель: « Ребята, в наш детский сад пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней». Воспитатель открывает коробку, достает листья деревьев: рябиновые, кленовые, дубовые, березовые.

Кто бы их мог прислать?»

Ответы детей.

Воспитатель: - Это деревья вам привет передают, просят, чтобы в холодную снежную зиму вы о них не забывали. Давайте вспомним, какие деревья растут на участке детского сада, на вашей улице.

Ответы детей.

Давайте послушаем, что нам про дуб расскажет (имя ребенка):

«Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

Ведь до поздней осени он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый значит, закаленный!»

Воспитатель добавляет: Дуб – это могучее дерево с крепким стволом, сильными корнями, которые уходят глубоко в землю. Растут дубы медленно, а живут очень долго. У дуба есть плоды, послушаете про них загадку и вы узнаете, что лежит в «Чудесном мешочке»:

Все детки на ветках с рождения в беретках

С деревьев упадут, береток не найдут

Дети отгадывают загадку, достают из «Чудесного мешочке» желуди.

Воспитатель предлагает найти среди листьев дубовые , повторить это слово.

Воспитатель – А про плоды какого дерева эта загадка?

Зеленое платье потерялось

А красные пуговки остались?

Ответы детей.

Воспитатель – Почему пуговки? На что еще похожи ягоды рябины? (Бусины, шарики, маленькие яблочки) Если на ветке много ягод, то такую ветку называют кистью . Мы говорим: кисть рябины, кисть винограда.

Найти среди листьев рябиновые. Воспитатель обращает внимание детей на то, что они резные, красивые, говорит о том, что рябина – очень красивое дерево: весной она, словно невеста, вся в белых цветах; осенью рябинка стоит, как девица – красавица, накинув бусы из красных ягод. Зимой рябинка - хлебосольная хозяйка, кормит голодных, озябших птиц. Вот какое это дерево: и красивое, и нужное птицам и человеку, ведь из ягод можно варить полезное варенье. (Прикрепить лист рябины на картинку с деревом.)

Воспитатель предлагает детям, чтобы быть сильными и крепкими как дуб и красивыми, как рябинка, сделать физкультурные упражнения.

Физкультурная пауза:

Станем мы деревьями,

Сильными, большими Ноги на ширине плеч,

Ноги – это корни, руки на пояс

Их расставим шире

Чтоб держали дерево, один кулак

Падать не давали. поставить на другой

Из глубин подземных наклониться, ладони

Воду доставали сложить чашечкой

Наше тело – прочный ствол провести ладонями

Он чуть-чуть качается по туловищу покачаться

И своей верхушкой сложить ладони шалашиком,

В небо упирается поднять их над головой

Наши руки – ветви руки в стороны

Крону образуют сомкнуть пальцы

Вместе им не страшно покачать головой

Если ветры дуют покачать поднятыми руками

Воспитатель – Ребята, посмотрите, какое дерево подарило нам эти листья?

Это листья клена. Кленовые . Они похожи на вашу раскрытую ладошку. Очень красивое осенью. (Дети называют цвет: зеленый, красный, оранжевый). Клен растет очень быстро, за один год вырастает на метр (показать., сколько это, сравнить с ростом ребенка за год).

Ребята, догадайтесь про какое дерево нам расскажет (имя ребенка):

Стоит красавица на поляне

В белом сарафане, зеленом платочке (береза).

Воспитатель добавляет: стройный белый ствол, тонкие ветви, нарядные сережки, нежные резные листочки – это наша березка. Это лекарственное дерево, дерево, которое лечит, полезные вещества есть в листьях, почках и коре.

Среди других деревьев дети назовут елку, сосну. Вспомнить чем они отличаются от других деревьев (вместо листьев – иголки)

Предложить детям показать елочку и рассказать о ней.

Физкультурная минутка:

Вот стоит большая елка (руки «домиком» над головой)

А на ней растут иголки (пальцы растопырить)

Есть на елке также шишки (кулачки)

А внизу берлога мишки (присесть)

Воспитатель спрашивает детей: для каких еще животных деревья – дом родной. (Белка живет в дупле, лисы, волки роют норы под корнями деревьев и, конечно, для птиц).

Воспитатель хвалит детей, говорит, когда подует ветер, зашумят деревья, заволнуются.

О чем же шумят деревья?

Мы несет здоровье людям,

Мы лечебней всех лекарств.

Вам друзьми вечно будем,

Только можно без проказ?

Берегите нас, цените, Не ломайте и не жгите,

Словно любящим друзьям,

Мы помашем веткой вам!

Воспитатель делает вывод: деревья лечат, кормят, поэтому долг человека – беречь их.

В заключение воспитатель спрашивает у детей растут ли у нас банановые, апельсиновые деревья? Почему? А вот в сказке К.И. Чуковского «Чудо – дерево» выросло чудо – дерево. Чем оно необычно? А что бы хотели увидеть на деревья вместо листьев? А в нашей есть посылке необычный подарок. Если есть сказочные деревья с башмачками, то могут быть деревья со сладостями. Это волшебное сказочное дерево решило вас порадовать сладким сюрпризом.