Взаимодействие семьи и школы по нравственному воспитанию подростков. Организация и формы работы с родителями учащихся

программы духовно-нравственного развития

и воспитания школьников.

Пушнова Ю.Б.,методист кафедры управления образования СарИПКиПРО

Без глубокого нравственного чувства

человек не может иметь ни любви, ни чести,

ничего, чем человек есть человек.

В.Г. Белинский

Издревле в России именно семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них определенного мировоззрения, ценностных ориентиров и установок, черт характера. В семье развивается интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы личности. Семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению главным механизмом которого была родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им.

Сегодня, когда ценности «родительского» поколения подвергаются критике со стороны повзрослевших детей, родители, сталкиваясь с нестандартными воспитательными ситуациями, все чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей.

Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, стали высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в некоторых семьях, отсутствие общих интересов и семейных традиций. Ведь и дети, и родители нуждаются во взаимной любви и взаимопонимании. И тем, и другим важно чувствовать, что их ценят, любят, признают, уважают. В своей семье человек должен приобрести уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не научится понимать и принимать окружающих. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для духовно-нравственного становления личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, осознает мотивы поведения, расставляет собственные нравственные оценки.

Работа по духовно-нравственному развитию младших школьников будет намного эффективнее, если педагоги и воспитатели, создав единую систему, помогут своим воспитанникам не только усвоить знания, но и закрепить жизненные навыки, определяющие нравственные ориентиры.

Огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи. Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм – вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания. Как учителю завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе и получить союзника и единомышленника в семье?

Есть удивительный пример из практики японской школы, где существует такое уникальное явление, как «переговорник». Это дневник, который в начальной школе одновременно ведут и учитель, и родители каждого ученика. Мама, провожая ребенка в школу, дает ему дневник, в котором она записала свои наблюдения за ребенком в течение предыдущего дня. А учитель, просмотрев мамину запись, пишет в ответ свои впечатления и возвращает дневник ученику. И так каждый день. В результате и родители постоянно находятся в курсе поведения и успехов своего ребенка в школе, и учитель не упускает своих учеников из виду даже вне школы.

Возможно ли такое в российской школе, или в отдельно взятой школе? Наверное, в каком-то виде возможно. Личность учителя имеет огромное влияние на маленького ученика. Ему доверяет ребенок и радости и разочарования. В семье формируется стереотип межличностных отношений, уважение к семейным ценностям. Взаимодействие семьи и школы будет иметь решающее значение для организации жизни, формирования духовности, нравственности младшего школьника.

За последний год система образования в России претерпела существенные изменения. В жизнь вошел новый федеральный государственный образовательный стандарт.

Наверное, впервые в материалах стандарта расставлены акценты на вопросы, о которых раньше либо не говорилось вовсе, либо говорилось в контексте внеурочной деятельности обучающихся. В материалах ФГОС прямо указывается на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды» 1 . Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественостью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящие перед школой и обществом.

В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования даны рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи. В шестом разделе этой программы определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

В области формирования семейной культуры:


  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). 2

Опыт взаимодействия семьи и школы сложился в прошлом столетии в условиях образования советского периода, когда обеспечивавался государственный заказ на обучение и воспитание детей. Профессионально подготовленные учителя, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения, государственный контроль и официальная поддержка обеспечивали школе бесспорное главенство в отношениях с семьй.

Школа определяла все параметры жизни школьника, подчас не изучая мнение и пожелание родителей и обучающихся. Ни юридически, ни фактически семья не могла предъявлять и не предъявляла каких-либо особых требований к образовательному учреждению. Тем более она не имела возможности контролировать, и не мела прав официально оценивать ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

От семьи требовались только безусловная поддержка воспитательных и образовательных программ школы, посильная помощь детям в учебе, контроль за их поведением, регулярное посещение родительских собраний. Семейное воспитание носило специфический характер, обеспечивая природные потребности ребенка, и опиралось в основном на традиции народной, семейной педагогики. Уровень образования большинства родителей существенно уступал образованию школьных учителей. Социального заказа школе на образовательные и иные услуги в этих условиях не существовало, и не могло существовать.

Перемены в социальной и экономической жизни общества за последние несколько десятилетий, привели к существенным изменениям и в системе российского образования, и в институте семьи. Однообразие советской школы сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ. Внутри одного образовательного учреждения возникли уровни и профили образовательной и развивающей деятельности, расширилась сфера услуг системы дополнительного образования. Это повысило интерес к системе образования, обеспечило семье реальные возможности выбора образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.

Одновременно произошло заметное расслоение общества по социальным и экономическим показателям. Родители, сответственно материальным и социальным возможностям начали осмысливать специфику своих образовательных потребностей и формировать собственные требования к образованию и воспитанию детей. В отдельных группах населения социально-образовательный уровень оказался выше учительского. В результате школа оказалась в центре весьма критического внимания родителей, СМИ и общества в целом.

Всё это привело к объективной необходимости пересмотра ролей в отношениях семьи и школы, в системе их взаимодействий в образовательном и воспитательном процессе. В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения, проблемы социализации ребёнка возможно только при объединении усилий семьи и школы. Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи и школы на уровень, адекватный новым требованиям и возможностям, является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

Если школьное образование строится на авторитете учителя, на особой форме взаимоотношений по горизонтали (ученик-ученик) и вертикали (учитель-ученик), то семейное воспитание носит особо эмоциональный характер и основано оно на родственных чувствах, глубокой и бескорыстной любви родителей к детям и детей к родителям.

Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование личности ребенка зависит от следующих факторов:


Раскрывая суть этих понятий можно определить воспитательные функции семьи как следующие:

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими обществеными институтами. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным, когда возрастает влияние школы.

2. Семья играет ведущую роль и в интеллектуальном развитии ребенка. Американский исследователь Говард Блум в конце ХХ века выдвинул интересную гипотезу о том, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяя ее успешность. На всех этапах социализации интеллектуальный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на умственном развитии ребенка, на формировании его внутренней культуры, на стремлении к продолжению образования и самообразования.

3. Большое значение семья имеет в овладении человеком обществеными нормами в процессе его социального развития. Связано это с тем, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение близких сказываются на интересах ребенка, помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях. Определяется стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.

Таким образом, в любой семье человек проходит своеобразную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Интресно применяется «методика репертуарных решеток» для изучения содержательных и уровневых характеристик оценивания взрослых и сверстников подростками и старшими школьниками. Картина в разных возрастных группах респондентов оказалась зеркально противоположной. В подростковом возрасте родители и другие значимые взрослые составляли своего рода фундамент, зону понятного, «психологический тыл», необходимый для уверенного вхождения в мир сверстников. В старшем школьном возрасте сверстники в большей мере рассматриваются как понятная, базовая площадка, где легко можно ориентироваться, в то время как мир взрослых становится объектом повышенного интереса, психологического анализа и соотнесения с собой. 3

В непростой ситуации сегодняшних дней семья часто передает свои функции по воспитанию школе, которая теперь отвечает не только за уровень образования, но и за уровень воспитанности, социальной адаптированности, духовности детей.

Семья и школа являются основными звеньями в системе воспитания нового поколения. Перед этими социальными институтами стоят важные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в жизни общества в условиях глобализации, нравственного разрушения, морального опустошения. Это потребовало приведения методов воспитания в соответствие с требованиями жизни.

В ФГОС ясно указано, что в воспитании детей доминирующей стороной будет нравственное воспитание в единстве семьи и школы.

Пятый раздел «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает:

-основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;

-задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями. 4

При этом содержательная сторона нравственных понятий будет обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Результат школьного воспитания проявится в отношениях детей к своим учебным и внеучебным обязанностям, к другим людям. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в жизни школьного сообщества. Здесь практически любая деятельность имеет нравственную окраску. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка, причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении, в подготовке своих учеников к жизни, в формировании активной жизненной позиции. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к своему делу. Из этого следует, что суть нравственной воспитанной личности состоит не только в усвоенных ею знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.

Конечная цель воспитания - формирование у человека потребности и способности к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Такой человек в идеале должен обладать следующими качествами:

1. Личность свободная, с высоким уровнем самосознания. Принимающая понятие гражданственности, как ответственности за будущее своей страны.

2.Личность гуманная, милосердная, способная к состраданию, готовая прийти на помощь.

3. Личность толерантная, доброжелательная.

4. Личность духовная, с потребностью в познании и самопознании.

5. Личность творческая, с развитой способностью к креативному мышлеию, с потребностью в знаниях, с развитым интеллектом.

6. Личность трудолюбивая, обладающая знаниями основ экономики и предпринимательства.

Именно эти запросы формируют сегодня социальный заказ родителей на воспитание образовательному учреждению.

Если государственный заказ имеет форму предписаний, причем, весьма определенных, то социальный заказ выступает в форме родительских ожиданий, представлений, претензий. Одни группы населения тяготеют, например, к раннему религиозному воспитанию, как одной из составляющих духовного воспитания. Другие – к естественно-научному образованию, как форме социальной и профессиональной адаптации ребенка. Сегодня можно говорить не только о «классическом образовании», в традиционом понимании, а о «формировании компетентностей», что подчас важнее и нужнее ребенку.

Для того, чтобы требования и ожидания школы и семьи совпали, родительская общественность предлагает сегодня строить отношения с образованием на позициях социального партнерства, которое моржет обеспечить:


  • повышение степени участия родительской общественности в образовательном процессе, управлении образовательным учреждением, в формировании социального заказа на образование;

  • организацию взаимоотношений семьи и школы, в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, от социальных и экономических возможностей родителей и обучающихся;

  • расширение возможностей выбора семьёй дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);

  • качественные изменения педагогического просвещения населения в зависимости от потребностей и социальных особенностей семей;

  • повышение качества образования и степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
В планах совместной деятельности семьи и школы указывавют следующие направления:

1. Формирование единства требований к учащимся в семье и в образовательном учреждении

2. Ознакомление родитетелй (их законных представителоей) с законами, защищающими семью и ребенка,

3. Создание единой воспитательной среды, созданной авторитетом родителей и учителей. В такой среде ослаюляется или совсем нивелируется негативное влияние улицы, средств массовой информации.

4. Коррекция недостатков в процессе формировании личности ребенка. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях с возможностью психологической поддержки.

5. Повышение педагогической грамотности родителей, обеспечивающей знание психологических особенностей ребенка.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой важнейший компонент, формирующий нравственный уклад жизни обучающегося.

Однако говорить о всеобщей и обязательной грамотности родителей в наше непростое время очень сложно. Большинство семей не вполне осознают необходимость и важность совместной работы со школой. Только крайний случай, когда собственная интуиция и жизненный опыт не помогают в решении сложных воспитательных задач, заставляет родителей обратиться за помощью к учителю.

Для предвосхищения подобных случаев, можно выстроить систему диагностики состояния воспитательного процесса в каждой семье. Для этого создана определенная методика и инструментарий изучения семей обучающихся. (По материалам Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье – М. Просвещение, 2008 г.) 5


Метод изучения

Параметры

Наблюдение

У родителей наблюдается:

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;

  • форма и характер взаимодействия с ребенком;

  • особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);

  • особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

  • особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

  • выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

Индивидуальные беседы

Беседа-интервью и другие дополнительные методы психологического консультирования и диагностики. По форме интервью может быть:

  • свободным , когда беседа проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;

  • стандартизированным , когда тщательно регламентируется порядок проведения беседы;

  • частично стандартизированным , объединяющим первую и вторую формы.
Беседа-интервью - один из специальных методов анализа ситуации с целью создания альтернативного варианта переживания значимой проблемы и определения возможного выхода из «тупиковой ситуации». Как часть диагностической процедуры беседа включается в процесс консультирования семьи. Проведение беседы строится в несколько этапов:

  • Во вступительной части беседы-интервью устанавливаются доверительные отношения с ребенком и его близкими, затем определяется перечень проблем, которые их волнуют.

  • В основной части беседы, проводимой с ребенком или с его родителями, обсуждаются заявленные проблемы.

  • В завершающей части беседы предполагается наличие изменений или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций родителя по отношению к ребенку. Акценты переставляются таким образом, чтобы родители под руководством психолога сами меняли свой подход к обсуждаемому вопросу.

Тестирование

Тесты различных видов и содержания используются для интенсификации работы с различными семьями.

«Семейная социограмма» -проективный рисуночный тест (Э.Г.Эйдемиллер). Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье. Родителям предъявляется бланк с нарисованной окружностью. Затем предлагается нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие:


  • число членов семьи, попавших в площадь окружности;

  • величина кружков;

  • расположение кружков относительно друг друга;

  • дистанция между ними.
Оценивая результат по первому параметру, психолог сопоставляет число кружков, изображенных испытуемым, с реальным количеством членов семьи. Те члены семьи, которые находятся в конфликтных отношениях с испытуемым, могут быть вынесены им из окружности. Величина кружков в соответствии с мнением испытуемого указывает на значимость членов семьи. Расположение кружков относительно друг друга и расстояние между ними указывают на характер отношений между членами семьи.

____________________________________________________________

Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument, Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений) предназначена для изучения наиболее общих особенностей и принципов родительского воспитания, а также и внутрисемейных отношений (E.C.Шефер и Р.К.Белл).

Методика позволяет оценить:


  • особенности внутрисемейных отношений и организации семейной жизни;

  • основную причину конфликтной ситуации в семье;

  • характер внутрисемейных взаимоотношений;

  • индивидуально-личностные характеристики ребенка;предпочтения, интересы, круг общения;

  • особенности отношений ребенка к каждому из родителей и другим членам семьи;

  • психологический тип каждого из родителей ребенка;

  • ценностные ориентации родителя в отношении ребенка, оценка ребенка каждым из родителей, отношение к его личности, прогноз будущего;

  • особенности взаимных контактов с ребенком и модели воспитания, используемые каждым из родителей;

  • влияние прародительской семьи на внутрисемейные отношения и модель воспитания ребенка.

Анкетирование

Используется с целью определения характера реакции родителей на сложившуюся семейную ситуацию. За дачи этого вида диагностической деятельности включают:

  • исследование личностных особенностей родителей и определение психологического типа;

  • оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс;

  • анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;

  • установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений;

  • определение модели семейного воспитания;

  • изучение динамики детско-родительских и родительско-детских отношений под воздействием коррекции.

Психологическое консультирование семей с проблемными взаимоотношениями с детьми

Консультирование семей с проблемными взаимоотношениями может осуществляться в следующих направлениях:

  • психолого-педагогическое консультирование;

  • семейное консультирование;

  • профориентированное консультирование.
Этапы психолого-педагогического и семейного консультирования:

  • определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих;

  • психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка;

  • определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств;

  • формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье;

  • определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены;

  • подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем.
Профориентированное консультирование.

Особое значение в профессиональном становлении ребенка играет семья, ее позиция, понимание перспектив его профессионального будущего. В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:


  • понимание родителями основных целей профессиональной ориентации ребенка;

  • формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;

  • формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;

  • повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей.

Деловые игры

Методика «Лесенка для детей» (B. B.Ткачева)

Методика «Лесенка» используется при изучении самооценки детей, при определении оценки ребенком его взаимоотношений в семье.


  • Первый вопрос «С кем тебе чаще приходится общаться?» , определяет степень его близости с окружающими людьми.

  • Второй вопрос («Кто лучше к тебе относится? Кто больше тебя ценит?» ) оценивает характер и качество этих отношений.
Ребенок сам устанавливает иерархию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему близкие.

В беседе с ребенком выясняется состав его семьи, определяется круг друзей и любимых учителей. Затем перед ребенком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Объясняется, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. Затем на лесенке располагаются члены семьи и близких людей. Далее предлагается второй бланк. Теперь ему нужно оценить чувства близких людей, которые они испытывают к нему.

Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд)

Эта методика используется для изучения общения ребенка с членами своей семьи. Определяются особенности взаимоотношений близких людей с ребенком, и устанавливается его оценка, данная этим отношениям. В качестве иллюстративного материала используется предварительно подготовленный рисунок. Вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два других дома: один в виде коттеджа, большой и красивый, выполненный в красном цвете, а другой - поменьше, обычный, нарисованный простым карандашом.

В беседе с ребенком о его семье выясняется ее состав. Затем ребенку предлагается переселить членов своей семьи из многоэтажного дома в новые дома. При этом сообщается, что в большом красном доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой тех близких, кого захочет. Всех остальных можно поселить в домике, который расположен рядом.

В конце беседы звучит вопрос: «Кого из членов семьи ты возьмешь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?»

При оценке результатов в первую очередь обращается внимание на то, всех ли членов семьи ребенок разместил в своем доме. Оценивается и быстрота ответа. Чем больше ребенок думает, тем менее достоверным расценивается его ответ.


Анализ детских рисунков.

Используются следующие рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Кинетический рисунок семьи». Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить. В любом детском рисунке может быть отражено содержание межличностного и внутрисемейного конфликта. Исследование межличностных контактов ребенка в семье с помощью методики «Рисунок семьи» осуществляется следующим образом. Ребенок рассказывает о своей семье. Затем на чистом листе бумаги, цветными карандашами он рисует свою семью. На вопросы ребенка о том, кого рисовать отвечаем: «Рисуй тех, о ком сейчас рассказывал» . Продолжается беседа рассказом о тех, кто изображен на листе бумаги. При этом вопросы типа: «Это мама? А это папа?» - должны быть исключены. Задается лишь вопрос: «Кто это? А это кто?» Обязательно отмечается последовательность изображения ребенком членов семьи.

Анализ документации.

В качестве дополнительных методов изучения используется анализ документации на детей, включающей медицинскую, социальную и психолого-педагогическую информацию, а также анализ продуктов их деятельности.

Для того, чтобы эффективно работать по предложенным методикам, необходимо точно определить тип отношений в каждой отдельно взятой семье. Можно выделить несколько типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка.


Тип семейных отношений

Деятельность педагога

Формы взаимодействия

Семьи, в которых традиционно сложился высокий уровень межличностных отношений наблюдается здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих физических, умственных и творческих способностей.

Вмешательство педагога в воспитательный процесс здесь минимальное. Оно касается умения жить в классном коллективе (социальная культура), формирование отношения к окружающим, родине, государству (гражданско-патриотическое воспитание), стремления к саморазвитию и самоутверждению (личностная культура) и т.д.

Типичной ошибкой родителей в таких семьях становятся нереальные планы в отношении детей. Иногда это нереализованные мечты самих родителей. Необходимо объяснить, что при организации дня ребенка не следует забывать о его собственных желаниях, оставляя время для личных дел.



Такие семьи могут стать главными помощниками учителя в работе с детским коллективом по формированию семейной культуры.

2

Семьи с устойчивыми «ровными» взаимоотношениями.

В таких семьях часто родители в силу педагогической неграмотности или за неимением времени не могут самостоятельно обеспечить полноценное и гармоничное воспитание детей.



Деятельность школы по организации первоначальной педагогической грамотности для родителей. Родители ни в кое случае не могут показывать ребенку, что им безразлично, чем он живет. За таким безразличием может последовать «проверка» реакции на заведомо неблаговидные поступки.

Одна из типичных ошибок в таких семьях - излишнее доверие по отношению к детям. Чаще всего за этим кроется обычное безразличие чем и с кем занят ребенок.



Привлечение к совместной деятельности с детьми. Участие в классных и школьных мероприятиях. Работа со школьным психологом.

3

Семьи, в которых часто возникают конфликтные ситуации между родителями, между родителями и детьми. Члены семьи самостоятельно не могут решить конфликтные ситуации. Воспитание детей происходит стихийно. Взаимоотношения требуют серьезной коррекции.

Одна из моделей поведения родителей в таких семьях – излишняя строгость. В такой модели дети обязаны слушаться родителей беспрекословно. Это становится самым главным принципом воспитания. Часто это напоминает «дрессировку», когда ребенок беспрекословно выполняет требования взрослых, то только в их присутствии. Педагог здесь может объяснить,что обычное убеждение трудоемко по затратам времени, но эффективно по воздействию.

Частой ошибкой родителей становится навязывание детям определенной роли.

Дети в таких семьях делают все, чтобы понравиться своим родителям. Малыши готовы погрузиться даже в сложный мир взрослых. При этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.


Встречи с классными руководителем и учителями. Работа со школьным психологом. Работа с семейным психологом.

Благополучные только внешне семьи, в которых пропроцветает бездухов-ность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений нарушена.

Некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально асоциальных поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям.



Участие в классных и школьных мероприятиях совместно с детьми. Работа со школьным психологом.

Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации 6

  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);

  • отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка;

  • смерть одного из родителей;

  • уход отца/матери из семьи, развод родителей;

  • постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;

  • возвращение родителей из мест лишения свободы;

  • семьи, воспитывающие детей с девиантным поведением.
Критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребенка;

  • злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных веществ), аморальный образ жизни (проституция и т.п.);

  • вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяждничество, проституция и т.п.);

  • наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психологичяеского, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).

Работа со школьным психологом, комиссией по делам несовершеннолетних.

Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об·образовании».

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна быть основана на следующих принципах:


  • ·совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

  • ·сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • ·педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • ·поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • ·содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • ·опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Система социально-педагогического партнёрства семьи и школы опирается на следующие инновационные и традиционные формы взаимоотношений:


  • управляющий совет, как коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательным учреждением;

  • общешкольный родительский комитет, который собирается с определенной периодичностью (например, два раза в год) и решает насущные проблемы школы;

  • классный родительский комитет, как орган, регулирующий внутреннюю жизнь класса;

  • профильные родительские объединения. Это оригиальная форма общения родителей, которая готовится в виде ответов на вопросы родителей по актуальным педагогическим проблемам;

  • «Совет отцов». Новая форма взаимодействия с родителями, которая начала свою деятельность как мощная воспитательная структура школы;

  • родительские конференции, которые, в отличие от родительских собраний, ставят целью проведение социологических и психологических исследований по проблеме воспитания, а также знакомство родителей с результатами исследований.

  • родительские собрания, которые должны просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. При этом родительское собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  • круглые столы с приглашением всех участников образовательного процесса и представителей общественных организаций. Здесь могут принимать участие специалисты по решению какой-либо проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения.
Таким образом, два социальных института – семья и образовательное учреждение имеют решающее значение для воспитания ребенка, формирования его личности, как «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». 8
Литература:

1. Вершинин В.Н., Шаркаев Р.Н. Социально-педагогическое партнерство семьи и школы. Методические рекомендации к областному родительскому собранию. – Ульяновск: УИПКиПРО, 2009 г.

2. Жарич Л. А. Взаимодействие семьи и школы. //ИД Первое сентября. Открытый урок. 1 september.ru

3. И. Ю.Левченко, 2000; Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков, 2002)

4. Н.В. Лукьяненченко Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – .№5.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

6. Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации) // Коммерсант. Власть. – 2011 – №16

1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

3 Лукьяненченко Н.В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – .№5.

4 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

5 Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье – М. Просвещение, 2008 г.

6 Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации).// Коммерсант. Власть. – 2011 – №16

7 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

8 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).


Работа с родителями по нравственному воспитанию в

традициях православной культуры.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно- нравственных идеалов. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. С декабря 2014 года наше образовательное учреждение является инновационной площадкой «Формирование нравственных ценностей, у детей дошкольного возраста» Именно поэтому мы решили помочь семьям наших воспитанников в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к праздникам и традициям своей семьи, детского сада и своей страны. Ещё в младшей группе, дети и родители приняли участие в проекте «Рождественские венки». Родители отнеслись к данной работе с энтузиазмом. С удовольствием использовали предложенную им литературу в работе со своими малышами, а также интернет ресурсы, поэтому получили хорошие результаты.
Работу в своей группе мы начали с анкетирования родителей по вопросам нравственного воспитания в традициях православной культуры, что помогло в выборе правильных форм и методов работы с детьми и родителями. Проанализировав анкеты мы выяснили, что и родители и дети имеют мало знаний о том, как жили их предки, во что одевались, как отмечали праздники, что именно сейчас, когда к нам возвращается национальная память им хотелось бы узнать больше о русской избе об укладе русской жизни, познакомится с русскими народными обычаями и традициями. С огромным удовольствием родители вместе с детьми посетили Гурьевский Краеведческий музей. Здесь их познакомили с убранством русского жилища, с предметами быта, с орудиями труда и традиционными русскими костюмами. После экскурсии по русской избе, был короткий рассказ о куклах берегинях и проведён мастер класс по изготовлению куклы –Колокольчика. Данное мероприятие дало возможность ощутить дух прошедших веков, а также возбудить интерес и любопытство, узнать что то новое. Такие совместные посещения, призваны развивать воображение, зрительную память, чувственно – эмоциональную среду, познавательную активность детей и взрослых. Они воспитывают доброту, отзывчивость. Способность к сопереживанию, чувство национальной гордости. После посещения музея родителям мы предложили провести смотр – конкурс по изготовлению кукол берегинь, который назвали « Кукла из бабушкиного сундука». Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе стараемся использовать этот опыт. Пригласив родителей и детей на святочные посиделки в Городскую библиотеку ещё раз убедились, что и большие и маленькие проявляют интерес к истории своих предков к их традициям. Посиделки проходили в виде игр и конкурсов, особую радость принесло детям разучивание рождественских колядок. Было весело и интересно, главное, никто не остается пассивным зрителем ни взрослые, ни дети. Вся система нашей работы с родителями направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным
формам общения, как собрание. Конечно, эта форма работы с родителями использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Мы провели родительское собрание в виде круглого стола «Традиции семьи». Была проведена огромная предварительная работа: Конкурс рисунков «Моя семья» Конкурс на лучший рассказ «Наши традиции» Совместно с родителями созданы презентации: «История русского костюма», « Народная игрушка», « Куклы – берегини». Изготовлена стен газета « Встречаем рождество и Новый год» Было положено начало фото альбому, который делятся на несколько групп: «Творческая семья», «Спортивная семья», Наша дружная семья», «Семья любящая животных и прочие. Выставка поделок « Наши увлечения» Анкетирование перед собранием показало, что во многих семьях существуют свои традиции. Тренинг проведённый в начале собрания помог создавать положительный эмоциональный настрой. Благодаря игре «Камень благодарности» родители познакомили нас со своими семейными традициями. Мы тоже рассказали о традициях детского сада проводить различные праздники (в том числе и календарно- обрядовые). Но большее внимание уделили Рождеству. Так как, наше собрание проходило во время зимних святок (это период с Сочельника с 6 января по Крещение 18 января) не обошлось на нём и без гадания. Оно вызвало у присутствующих огромное удивление и удовольствие, лучезарные улыбки на лице от результата гадания и бурное обсуждение после него. Оказывается, что гадания являются яркими впечатлениями детства многих родителей. Закончилось собрание мастер классом куклы – мотанки Ангел. Самый большой праздник христиан - Пасха. Это самый великий, самый светлый и самый любимый праздник. Это праздник радости, любви, доброты и справедливости. В день Святой Пасхи христиане вспоминают и славят Воскресение Иисуса Христа. Для родителей были приготовлены
консультации « Что такое пасха» , «Почему мы красим яйца», « Пасхальные традиции русского народа». Выставка –конкурс «Весёлая пасха» вызвал у родителей огромный эмоциональный отклик - работ и фото было столько, что мы не знали, как их разместить. Результатами выставки – конкурса остались довольны все. Благодаря родителям была создана презентация для детей «Праздник «Святая пасха», просмотр которой был совместно: дети- родители- воспитатели. Дети и родители являются активными участниками всех выставок и конкурсов проходящих в городе. В этом году наши родители стали участниками конкурса организатором которого является МАУДО «Центр дополнительного образования» «Светлая пасха» Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из направлений в работе с родителями

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада
Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослых.
Семья и детский сад- два важных института социализации детей. Для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями
Работа по сотрудничеству с родителями складывалась не просто. Родители без особого интереса и желания принимали участие в совместных мероприятиях, посещаемость родительских собраний оставляла желать лучшего. Ситуацию нужно было менять. Благодатной темой для установления тесного сотрудничества семьёй явилось нравственно патриотическое воспитание дошкольников. Ведь работу в этом направление нельзя реализовать в полном объёме без тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический. Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями как групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй,
Немаловажную роль играет печатная информация.
Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации
Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны

Система работы с родителями в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Ещё одной традицией стало проведение
«Неделя добрых дел»- сколько воспитательных моментов таит в себе эти недели Оказалось, что для родителей это не просто. Пришлось приложить много усилий.
В неделе добрых дел родители изготовили кормушки для птиц, изготовили скворечники.
Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Это и начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Таким образом , нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: с наши родителями
Проведены выставки: «Герб семьи», «Девиз семьи»,. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье
У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.
Мы совместно с родителями посетили музей: познакомили детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа
Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии. Каждый и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и уверен, что его поймут, самые близкие люди – его родители.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Мы совместно с родителями организовали посещение памятника «Неизвестному солдату» и возложение цветов.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить в светлое, разумное, вечное

Реализация данной системы работы по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участникам жизни группы, верными помощниками педагогов.

Спасибо за внимание!

МБДОУ д/с №23 «Берёзка» с. Красное

Консультация для родителей:

«Формы работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию».

Воспитатель: Городнова И.А.

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Основные задачи работы педагогов
по духовно–нравственному воспитанию детей
:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Содержание и формы работы следующие :

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей. С целью воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране;
2. Экскурсии, целевые прогулки по родному селу и городу.

3. Знакомство детей с символами: гербом, флагом, гимном.
4. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

5. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

6. Воспитание уважения к труду.
7. Беседы с детьми о правилах поведения.
8. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
9. Этические беседы. (В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» соответствует ФГОС)
10. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья»). Совместные творческие работы детей и родителей.
11. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
12. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
13. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
14. Проведение совместных с родителями праздников.

15. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения земляков.

16. Развитие интереса к традициям и промыслам.

В духовно – нравственном воспитании должно прослеживается

несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Для реализации работы можно использовать следующие методы:

наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время: чтения педагогом рассказов; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); оформить коллекцию для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

Приложение 1.

Примерная программа по духовно – нравственному развитию

(Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П.)

1.Тема. Имя

Основная идея темы : человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.

Значение пословицы «Хорошо там и тут, где по имени зовут». Как выбирают имя ребенку. День имени – именины. Как празднуют именины.

Имя человека – его слава и достоинство. Святые и известные люди, которые прославили свои имена в истории (например, Архангел Михаил победил зло, полководец Михаил Кутузов победил врага).

Ключевые слова : имя, именины, ласковое обращение по имени (например, Леночка, Ленок, Ленуся и т.п.).

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Мое имя»; игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга»; составление рассказа о своем имени; рассматривание икон святых, наиболее почитаемых на Руси.

Практический материал для работы дома: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; обсудить соответствие характера, поведения ребенка его имени; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок.

Литературный ряд для занятий в детском саду: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле».

Литературный ряд для домашнего чтения: Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город»

Зрительный ряд: именные иконы, портреты наиболее известных в истории и культуре России людей.

2.Тема. Семья

Основная идея : семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения.

Значение пословицы «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что созидает семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность). Образы родных (родители Серафима Саровского, няня А.С. Пушкина - Арина Родионовна).

Ключевые слова : семья, родные, мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры.

Практический материал для работы в детском саду: беседы о жизни, добрых делах бабушек, дедушек; игра «Быт моей семьи»; закрепление правила почитания и уважения старших; тематический вечер «Моя семья».

Практический материал для работы дома: рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и др. родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.

Литературный ряд для занятий в детском саду: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», Б. Ганаго «Они забыли».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь».

Зрительный ряд: семейные фотографии.

3.Тема. Слово

Основная идея : доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.

Ключевые слова : спасибо, пожалуйста, будьте добры, родная, добрая, славная, прости, извини, спаси и помилуй.

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Я дарю слово», упражнения «Комплимент», «Подари слово другу», «Подари слово любимой игрушке», игры «Волшебный стул», «Поляна добра», работа с куклой, обсуждение проблемных ситуаций.

Практический материал для работы дома: создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день.

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.А. Сухомлинской «Петушок-братик, добрый день», «Скажи человеку «здравствуйте», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят «спасибо», «Доброго здоровья, дедушка».

Литературный ряд для домашнего чтения: П. Поляков «Дар слова», «Не торопись языком своим», Б. Ганаго «Коварные слова», «Исчезло слово», «Спасительные слова», «Жестокие опыты», «Дух и слово».

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «Волшебные слова».

4.Тема. Совесть

Основная идея : совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым.

Значение пословицы «Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука».

Ключевые слова : совесть, совет, весть, чистое сердце.

Практический материал для работы в детском саду: постоянно советоваться со своей совестью: «а хорошо ли то, что я делаю?», рассмотреть примеры совестливых добрых поступков детей.

Практический материал для работы дома: обсудить примеры поведения и поступков близких людей.

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», В.А. Сухомлинский «Стеклянный человечек», «Красивое и уродливое», «Не забывай про родник», «Заболел врач».

Литературный ряд для домашнего чтения: В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», К.Д. Ушинский «Брат и сестра», Д. Пантелеев «Честное слово».

5.Тема. Благодарность и недовольство

Основная идея : за все, что с нами происходит, нужно благодарить.

Значение пословиц «Дружбу помни, а зло забывай», «За добро злом не платят». Люди не всегда бывают добрыми, совершают ошибки. Надо понять это и учиться прощать, не оставлять злобу в сердце.

Ключевые слова : спасибо, благодарю, здравствуйте, прощаю, жалею.

Практический материал для работы в детском саду: игра «Собери цветы благодарности», изготовление подарков для малышей; тренинг «Я благодарю».

Практический материал для работы дома: приучать детей благодарить за всякое доброе дело, услугу, за то, что для нас сделали, сделать своими руками подарки для близких людей.

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.А. Сухомлинский «Трудно быть человеком», «Для чего говорят «спасибо», «Неблагодарность», «Скажи человеку «здравствуй», «Красивые слова и красивые дела».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Ганаго «Бриллиантовые слезы», В. Осеева «Навестила», П. Поляков «Две дороги», «Радость».

6.Тема. Добро и зло

Основная идея : добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.

Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».

Ключевые слова : добро, добрый, доброта, доброжелательность.

Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; тест-шутка; кукольный театр с Петрушкой; игра «Острова», «Следы жизни».

Практический материал для работы дома: постоянно упражнять детей в совершении добрых дел, подсказывая, напоминая, давая поручения.

Литературный ряд для детского сада: Э. Мошковская «Кто самый добрый», «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка), К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Пермяк «Самое страшное».

Литературный ряд для домашнего чтения: детская Библия, В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Т.А. Гофман «Тайна», А. Барто «Вовка – добрая душа», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

7.Тема. Щедрость и жадность

Основная идея : проявляя щедрость, мы делаем благо для других и для себя, т.к. приобретаем радость в душе, любовь, доброту. От жадности можно избавиться, если отдавать, не считая, не думая о сделанном добре.

Значение русской пословицы «Не хвались серебром, хвались добром».

Ключевые слова : радость, благодарность, щедрость, дар.

Практический материал для работы в детском саду: круг пожеланий и благодарения по теме «Щедрость»; обсуждение житейских ситуаций; игра «Светофор»; кукольный театр; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: приучать себя делиться с другими тем, что имеешь.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Жадный мальчик», «Котлетка как камень», «Металлический рубль», А. Гребенщиков «Азбука мудрости».

Литературный ряд для домашнего чтения: В. Печерский-Мельников «Сиротка Груня», В. Дорофеев «Жадная собака», «Бедные богатые» (японская сказка), «Кто добрее» (курдская притча), «Нищий и счастье» (арабская сказка).

8.Тема. Правда и ложь

Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.

Значение пословицы : «Правда любит свет, а ложь тьму».

Ключевые слова : честность, правдивость, притворство, обман, ложь.

Практический материал для работы в детском саду: решение проблемных ситуаций; работа с куклой (Баба Яга в гостях); кукольный театр «Врунишка»; игра «Острова»; тест-шутка; круг пожеланий и благодарения «От сердца к сердцу».

Практический материал для работы дома: приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».

Литературный ряд для домашнего чтения: Л. Толстой «Лгун», «Корова», «Косточка», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».

9.Тема: Зависть и доброжелательность

Основная идея : будь доволен тем, что имеешь; зависть приносит вред человеку, разъедает его душу, как ржавчина разъедает железо.

Значение пословицы: «Завидущи глаза не знают стыда».

Ключевые слова и фразы: я радуюсь за тебя, я огорчаюсь за тебя, я доволен твоим успехом, я радуюсь твоему хорошему настроению.

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Я радуюсь, когда…»; обсуждение житейских ситуаций; игра «Волшебный стул»; тест-шутка; настольная печатная игра «Не завидуй».

Литературный ряд для детского сада: Ц. Витекам «Зависть – серая с желтыми пятнами», В. Сухомлинский «Трудно быть человеком».

10.Тема. Послушание и упрямство.

Основная идея : делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно.

Значение пословицы «Кто кого любит, тот того и слушает».

Ключевые слова и фразы : послушный, упрямый, совет, послушай.

Практический материал для работы в детском саду: игры «4 стихии», «Глухой телефон», «Выполни команду»; решение проблемных ситуаций; игры-этюды; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: упражнять в правилах послушания: «делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно»; приучать выполнять просьбы, поручения.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», А. Каралийчев «Непослушные дети», В. Белов «Ручеек», Н. Артюхова «Трудный вечер», П. Поляков «О послушании».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Ганаго «Дочь», «Назови отцом», В.Г. Дьяченко «Ведь это моя маленькая сестра», «Чему учат детей пчелы».

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «О луне».

11.Тема. Трудолюбие и лень

Основная идея : человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.

Значение пословиц ы "Делу – время, потехе – час".

Ключевые слова и фразы : без труда нет добра, терпение и труд все перетрут.

Практический материал для работы в детском саду: игра: «Я умею делать сам»; разработка модели трудовых обязанностей (для уголка природы, дежурств); изготовление игр, игрушек для малышей; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: предоставить выбор ребенку в выполнении основных домашних обязанностей и проследить за их исполнением; участвовать в совместном посильном труде (работа в саду, на огороде и др.).

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».

Литературный ряд для домашнего чтения: В. Сухомлинский «Счастье и труд», «Пекарь и портной», «Правильно думай о труде», Житие Сергия Радонежского.

Зрительный ряд: М. Нестеров «Труды Преподобного Сергия».

12.Тема. Милосердие и жестокость

Основная идея : сердце может быть милым, умеющим любить и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.

Ключевые слова и фразы : милосердие, равнодушие, утешить, пожалеть, позаботиться, я тебе сочувствую, мне жаль тебя.

Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; игры «Я тебя люблю», «Волшебный стул», «Поляна добра»; изготовление подарков для малышей; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: показать примеры помощи, жалости, сострадания близких нам людей; рассмотреть семейный альбом; приучать быть сострадательными и внимательными к своим близким; оказать помощь нуждающимся (книги, вещи, игрушки др.).

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Ненаглядный сынок», «Лесной домик», «Красивые слова и красивые дела»; Библия («Притча о милосердном самаритянине»), Л. Стрелкова «Пора, пора, порадуемся», П. Поляков «Утешение», «Блаженны милостивые».

Литературный ряд для домашнего чтения: Ф.М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «О горлице и змее».

Работа с родителями младших школьников

по духовно-нравственному воспитанию

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Проанализировав свой опыт, могу отметить, что в моей работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы и класса. Второй опорой для меня всегда были родители учеников.

Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особо хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться именно в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, я знакомлю учащихся с теми традициями, которые живут в нашей школе. И родители моих учеников тоже не остаются в стороне. Формирование классных традиций становится и их делом. А начиналось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. Круглый стол из парт был накрыт к вечернему чаю. Все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций. К ним отнесли:

«Праздник рождения класса»;

Поздравление каждого ученика с днём рождения;

Праздник осени.

Совместная подготовка и проведение новогоднего праздника,

Экскурсии и прогулки (в конце учебного года);

Творческий отчет в конце учебного года.

Отчет проходит под девизом: «Мы переходим в …. класс», проходит также совместно с родителями, цель – осознание своей индивидуальности, одаренности, формирование коммуникативных навыков, создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.

Весело проходит конкурс «А ну-ка, девочки!», где девочки класса соревновались со своими мамами, а лучших выбирало жюри, состоящее из мальчиков! Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Эту истину подтвердила ещё одна наша традиция – проведение экскурсий и прогулок в конце учебного года.Это совместные выезды в бассейн, экскурсии в зоопарк, дельфинарий, музей, кинотеатр.

Согласитесь, что мы чего–то и не помним через годы, но свои первые школьные шаги – помнит каждый! Мои ученики непременно будут вспоминать добрые традиции своего класса. Эти традиции и есть то разумное, доброе, вечное, о чём в народе принято говорить: « Что посеешь, то и пожнёшь!»