Воспитание погодок мальчиков советы психолога. Дети-погодки: как их воспитывать? Период с рождения до года

Многие родители, мечтающие о детях с небольшой разницей в возрасте (один за другим), представляют, что выросшие дети будут дружить и превратятся чуть ли не в одно целое. Но очень часто реальность разрушает все ожидания: погодки в старшем возрасте не могут найти друг с другом общий язык, а иногда и вовсе прекращают общение. Каковы причины такого поведения? Как ? Выяснил «Я - Родитель».

Мы собрали заблуждения мам и пап, для того чтобы на реальных примерах показать, какие сложности могут возникнуть при воспитании погодок и как родителям вовремя предотвратить ошибки.

«После роддома мне хочется отдать все свое внимание малышу»

Мнение психолога: Период адаптации после родов действительно очень сложный, и если есть возможность обратиться за помощью к бабушкам и няням, то это самый подходящий момент! Стоит учитывать, что физические и психологические ресурсы не безграничны, поэтому в такой период для мамы необходимо вводить понятие распределения нагрузки. Если часть забот о старшем ребенке берет на себя , это действительно может дать маме сил. При этом важно проследить, чтобы старший не подумал, что младший забирает все время мамы. Желательно уделять большее количество внимания старшему ребенку, пока младший спит или в вечернее время, когда папа возвращается с работы и может помочь с младшим.

Реакция старшего ребенка на вернувшуюся из роддома маму тоже может оказаться далеко не очевидной. Вы думаете, что он соскучился и тут же бросится в объятия. Но встреча может быть и весьма холодной: старший малыш может отталкивать маму, отворачиваться, пищать и даже бить. Ему непонятно, почему мамы не было так долго, и он не может предугадать, не повторится ли такая разлука в ближайшее время, поэтому таким образом малыш пытается защитить себя от переживаний.

В этот момент нужно понимать и принимать смешанные чувства старшего ребенка по отношению к маме. При этом проговорить и свои ощущения: «Я понимаю, что тебе может быть обидно, и кажется, будто я про тебя забыла, но это не так. На время я действительно исчезла - мне пришлось ехать в больницу, чтобы вернуться к тебе с твоим родным маленьким человеком».

Если папа научился управляться с первым ребенком, то с именно он становится основным помощником. Отец может укладывать спать старшего, кормить, гулять с ним, в то время как мама занимается с младшим. Не стоит забывать и о семейных прогулках на выходных.

«Я часто срываюсь на старшего! Он ревнует меня к младшему ребенку, может ударить малыша, все время шумит и прыгает по квартире… Мои нервы не выдерживают»

Мнение психолога: Защищать маленького нужно, но не агрессивными методами по отношению к старшему. Физически наказывать нельзя. В противном случае поведение старшего только усугубится. Скорее всего, старший ребенок не запомнит ругань в столь раннем возрасте, но в подсознании останутся негативные переживания. В этот момент его чувства страха и боли начинают ассоциироваться с младшим ребенком. То есть старший думает: «Я ему что-то сделаю - и после этого получаю». При повторении подобных ситуаций в дальнейшем очень сложно выстроить дружеские, доверительные отношения между погодками. Позже, уже во взрослом возрасте, люди приходят на прием к психологу с искренним непониманием причин ненависти к своему брату или к сестре.

Для того чтобы остановить агрессивное поведение , необходимо четко, но довольно мягко и без повышенных интонаций проговорить, что делать нельзя: «Я понимаю, что ты это делаешь не для того, чтобы навредить специально. Но ты априори больше и сильнее, поэтому можешь сделать малышу плохо и больно». Чтобы ребенок услышал вас и, главное, понял, необходимо перед разговором установить зрительный контакт.

«Одежду мы покупать не будем. Зачем? Младший все носит после старшего»

Мнение психолога: В основном, это касается детей одного пола, но похожая ситуация может наблюдаться и в семьях с разнополыми детьми (например, когда они еще совсем маленькие или носят вещи из разряда «унисекс»). О чем идет речь: у погодок очень часто встречается феномен слияния, когда старший и младший не различают друг друга. Они даже не способны идентифицировать себя при ответе на некоторые вопросы («Кто разбил чашку?»). Оба будут показывать друг на друга. И не потому, что врут - они как будто неделимое целое. Разумеется, в случае с одеждой основная часть вещей будет общая, но все-таки найдите возможность приобрести собственные вещи и младшему ребенку. Эти вещи будут подчеркивать его индивидуальность (подходить под цвет глаз, настроение и пр.). При воспитании погодок необходимо акцентировать внимание не на сходствах, а на различиях.

Любопытный феномен: чем больше этих различий поддерживают мама и папа, тем мягче будут отношения между детьми. И если одному ребенку интересно заниматься музыкой и рисовать, а другой предпочитает бокс и легкую атлетику, постарайтесь услышать желания обоих малышей. Не стоит отдавать их в одну и ту же секцию или вести кого-то одного на занятия насильно. Попробуйте дать возможность детям развиваться отдельно друг от друга . Возможно, со временем они сами увлекут друг друга.

«Они пойдут вместе в школу - в один класс. Удобно будет забирать»

Мнение психолога: Действительно, такой подход экономит время и силы родителей, но если погодки ходят в одну группу в детском саду, отправляются в один класс, то это опять-таки больше напоминает близнецовую модель воспитания. Причем, если мы говорим о погодках, ориентиром в ней служит уровень развития старшего ребенка. Выходит, младшему приходится развиваться не в своем природном темпе, а так же, как старшему. Все-таки разница в возрасте есть! И чем младше дети, тем больше эта разница прослеживается.

Разумеется, воспитание погодок - это отдельная тема, в которой всегда найдется место для дополнительных вопросов, рассуждений и споров, но в целом как при воспитании погодок, так и при воспитании одного ребенка, есть одно универсальное правило: «Ошибки есть у всех родителей - и это нормально». Не нужно казнить себя за ошибки, винить - на чувство вины уходит много энергии, которую можно было бы потратить на исправление ошибок.

Вы запланировали появление еще одного малыша в семье, но не знаете, как отреагирует ваш первенец? Психологи портала Я-родитель подготовили тест для родителей дошкольников, который позволит определить, готов ли малыш к появлению брата или сестры.

Воспитание и обучение погодок − сложный и интересный процесс, который имеет больше плюсов по сравнению с обучением и воспитанием детей разного возраста. Особенно это ощущается, когда разница превышает 5 лет. Дети с разницей до 2-х лет проходят кризисные периоды вместе, что позволяет родителям решать одновременно все проблемы. Среди наиболее выделяющихся положительных сторон одновременного взросления можно выделить:

  • Схожий режим. После исполнения 1 года младшему ребенку режим дня у обоих детей становится очень похожим, что позволяет планировать занятия и прогулки для обоих отпрысков с наибольшей пользой. Когда разница больше, настолько синхронизировать малышей не получится, разница в развитии будет требовать от родителей подстраивать режимы и искать компромиссы чаще, чем с детьми-погодками;
  • Одинаковые учреждения образования. Часто дети посещают один детский сад, идут в один класс, кружки, что уменьшает количество задач для решения родителями. Нужно посетить одно родительское собрание, а не два, один утренник или мероприятие, оплата, покупка канцелярии и других необходимых предметов идет по общему для обоих детей списку. Когда малыши подрастут, они смогут вдвоем возвращаться из школы и родителям будет спокойнее;
  • Скорость развития младшего ребенка. Младший, наблюдая за старшим, быстрее усваивает необходимые навыки, стремится подражать и достигать успеха. Изучая мир на пару, дети быстрее усваивают принципы общения, варианты разрешения конфликтов;
  • Опыт мамы. Она уже имеет достаточно опыта, чтобы ухаживать за вторым ребенком быстрее и качественнее. Она может предугадать возможные нюансы и держится более уверенно;
  • Эгоизм и ревность. Дети погодки меньше, чем малыши с большей разницей, ревнуют маму и проявляют эгоизм, так как уже с маленького возраста привыкают, что рядом есть кто-то, с чьим мнением нужно считаться;
  • Особенности обучения. В семьях, где растут погодки, обучение проходит легче: младший, наблюдая за старшим, приобщается к занятиям, запоминает материал, развивается на равных со старшим;
  • Адаптация. Дети из семей, где есть погодки, быстрее адаптируются в социуме. Чаще всего малыши попадают в одну группу в садике или даже один класс в школе, что позволяет им преодолевать трудности привыкания к новым обстоятельствам при поддержке друг друга;
  • Друг и коллега в играх. Малыши-погодки, подрастая, находят общие занятия и могут занимать друг друга. Часто крохи с небольшой разницей в возрасте предпочитают вместе читать, писать, рисовать, освобождая время маме и быстрее развиваясь;
  • Экономия. Если дети одного пола, то многие вещи, которые носит старший могут сразу переходить младшему, то же касается предметов ухода. Подрастая, дети могут меняться вещами, подбирая желаемый образ. Но этот плюс действует только в случае посещения разных классов, в обратной ситуации, это может стать проблемой;
  • Овладение навыками самообслуживания. Дети-погодки быстрее проявляют самостоятельность. Старший вынужден быстрее становиться старше, а младший тянется, видя пример;
  • Обучение в школе. Часто погодки попадают в один класс, что позволяет создавать дух соперничества и конкуренции. Эта ситуация плодотворно влияет на обучение и развитие. Если родители не давят, не сравнивают успехи малышей, здоровая конкуренция не имеет негативной окраски и подстегивает обоих достигать лучших результатов;
  • Свободное время для мамы. При правильно организованном режиме дня после достижения младшим ребенком 1,5 лет, свободного времени станет больше, благодаря совместным играм детей. Они смогут занимать друг друга и самостоятельно находить веселые и интересные занятия, если взрослые подскажут варианты.

Недостатки одновременного воспитания и обучения погодок

Не все так гладко при обучении погодок, в разные периоды могут проявляться разнообразные нежелательные последствия. Чаще всего отмечаются:

  • Сложности обучения при несвоевременном походе в школу. Иногда, когда погодки попадают в один класс, у одного из детей могут возникнуть сложности из-за несоответствия его развития программе. Если старший идет на год позже, то ему может быть скучно, он может перерасти интересы одноклассников. Отдавая младшего в школу на год раньше, не оценив уровень готовности к школьной программе, можно получить кроху, который не справляется с предложенной нагрузкой, из-за чего проявляет нежелание учиться или формирует комплекс неполноценности. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно тщательно взвешивать все за и против одновременного поступления в школу;
  • Неуемная любознательность. Обучение и воспитание погодок усложняется их огромной жаждой познания. Один ребенок все время изучает пространство и стремится везде дотянуться, долезть, что может приводить маму в стрессовое состояние. Когда в доме двое детей небольшого возраста, бдительность со стороны родителей должна быть удвоена, ведь старший может помогать младшему добираться в запрещенные места, подбивать на неразумные поступки;
  • Конфликты. Дети погодки при всей своей дружности, пока дорастут до осмысленного возраста, часто могут не только спорить, но и драться, кусаться и пытаться отобрать друг у друга игрушки. На помощь родителям приходит терпение, постоянное спокойное объяснение, равное отношение к обоим детям;
  • Нездоровая конкуренция. При неравномерном распределении времени между детьми, сравнении их способностей и достижений возможно проявление жесткой борьбы за внимание и любовь родителей. Дети могут проявлять агрессию, злорадство, стараться подставлять друг друга под наказание, что не способствует формированию теплых взаимоотношений;
  • Необходимость помощи со стороны. Воспитание двух детей с маленькой разницей в возрасте требует постоянного обращения за помощью к другим людям, что не всегда удобно и легко сделать. Хорошо, если бабушки и дедушки уже не работают и живут недалеко, они могут помочь со старшим ребенком на первом этапе, в обратной ситуации, на плечи мамы ложится серьезная ответственность и нагрузка;
  • Одинаковые игрушки и равенство в покупках. Часто для избежания конфликта родителям приходится покупать одинаковые игрушки, вещи, предметы творчества.

Большинство негативных проявлений легко преодолеваются изменениями в поведении взрослых по отношению к погодкам. Тщательный анализ поступков, отношений между детьми поможет родителям не только исправить нежелательные последствия, но и предотвратить возможные действия.

Особенности воспитания детей-погодок

Когда в семье двое детей с разницей до 2 лет, маме приходится крутиться и искать варианты, как обучать и развивать малышей в соответствии с их потребностями, уделять достаточное количество времени, при этом самой не стать «взмыленной» лошадкой. Мы собрали популярные секреты организации быта и обучения погодок, которые помогут вам решить вопрос воспитания и обучения детей.

С рождения младшего до года

Первый период организации обучения двух детей начинается с рождения младшего ребенка и длится до достижения им 1 года. Это самый сложный в организационном плане отрезок времени, который требует от мамы немало усилий для нормализации процесса, его полноценности. Основной проблемой является необходимость большое количество времени уделять второму ребенку, при этом старший требует не меньшего внимания. Часто, чувствуя новизну своего положения, первенец проявляет нервозность, капризность, ведет себя необычно, требуя возврата прежнего стопроцентного внимания к себе.

Как поступить в такой ситуации, чтобы младший не плакал, а старший не чувствовал себя заброшенным? Есть несколько нехитрых приемов, применение которых точно вам поможет.

График

Главным спасением для мамы погодок на первом этапе становится четкий график для обоих детей. Если подготавливать старшего еще во время беременности к определенному ритму жизни, проделать то же с младшим, все необходимые дела можно выполнять во время сна младшего ребенка или во время самостоятельных занятий старшего ребенка, используя слинг для развлечения крохи. Хорошо объединять прогулку со старшим и отдых младшего. Читая книги или рассматривая различный обучающий материал, держать младшего на руках или уложить рядом на специальном коврике. Старший ребенок находится в возрасте, когда очень важен дневной сон, если совместить графики и уложить обоих малышей спать днем, то можно полежать и отдохнуть самой.

Отучение старшего от бутылочки и соски

Отдельный вопрос, который позволяет облегчить жизнь маме с двумя детьми младше 2 лет – использование сосок и бутылочек. Для нормализации этого процесса опытные мамы рекомендуют приучать первенца к кружке, отучать от соски еще до года. Малыш сам будет с интересом осваивать новые предметы, а вам не придется бороться с попытками отобрать желаемую соску или бутылочку.

Для приучения первенца к кружке желательно использовать пластиковый вариант яркой расцветки, привлекающей малыша. Можно предложить ему самостоятельно выбрать себе предмет для питья, тарелку для еды. Делать это желательно до появления младшего ребенка и сказать малышу, как вы гордитесь его новым умением, как рады, что он уже такой большой, может пить из кружки и есть наравне с родителями. Ощущение собственной важности и умелости придаст малышу смелости, уверенности в собственных силах, простимулирует желание развиваться.

Меры безопасности

Отдельно стоит обратить внимание на обеспечение безопасности для обоих детей. При этом нужно учитывать возрастающие возможности первенца и несмышленость младшего. Подготовка квартиры к пребыванию в ней двоих детей-погодок условно делится на два направления:

С момента, когда в вашей жизни появится второй ребенок, нужно стараться как можно больше внимания уделять старшему крохе. Он еще очень сильно нуждается в маме, поэтому необходимо предоставить ему достаточное количество времени. В период, пока младший бодрствует, можно использовать слинг, читать старшему книжку, играть с ним, собирать конструктор и много разговаривать. Ваше внимание к его занятиям, интересам на этом этапе очень важно, оно позволяет чувствовать вашу любовь. Когда младший ребенок спит, не бойтесь его разбудить, ваш голос успокаивает и убаюкивает, поэтому смело в спокойной манере говорите со старшим ребенком.

Не забывайте рассказать первенцу о вашей любви. Психологи утверждают, что в день каждый ребенок должен слышать не менее 7-8 раз о любви родителей, чтобы чувствовать это.

Если младший капризничает, его тревожат колики, зубы или что-то другое, то не стоит на этот период забывать о старшем ребенке. Пересмотрите ваши совместные занятия и сделайте упор на их качестве, а не количестве. Не стоит говорить первенцу «отстань», «займись чем-нибудь», «понимаешь, что я занята». Малыш еще не поймет ваших слов о загруженности или необходимости постоянно заботиться о младшем, а слова, которые не предлагают конкретного занятия или обладают агрессивной окраской, могут глубоко ранить малыша. Нужно стараться сохранять спокойствие, быть добродушной и внимательной не только к проблемам крохи, но и чувствам старшего ребенка. Не получив вашего внимания, первенец ощутит свою ненужность, заброшенность, что повлияет на темпы его развития.

Период с рождения второго ребенка до того момента, когда он пойдет и сможет активно изучать окружающее пространство, самый сложный в жизни мамы погодок. Младший ребенок требует очень много времени, как и старший, и достаточно сложно организовать день, чтобы удовлетворить каждого из них. Вас должно подбадривать, что этот период продлится недолго и скоро все станет намного легче, дети смогут играть между собой, а вы вздохнуть с облегчением.

От 1 до 3 лет

После того, как младший ребенок пойдет, все станет потихоньку налаживаться, обретет упорядоченность и стабильность. Старшему станет интересно наблюдать за младшим. Где-то к возрасту полутора лет второго ребенка у малышей появятся общие занятия и игры. Наблюдая за старшим, второй будет легче осваивать необходимые навыки, стремиться повторять за ним.

В определенный период вам может показаться, что у вас не погодки, а близнецы или двойняшки, так они будут схожи в своих повадках, но за этим кроется опасность. Если у вас дети с небольшой разницей в возрасте, не стоит забывать, что она есть. Не сравнивайте возможности и достижения, не показывайте, что кто-то из них лучше или хуже. Основной секрет воспитания и обучения погодок – равенство. Дух здорового соперничества появляется там, где дети видят равное отношение к себе, чувствуют свою важность для родителей и понимают, что никого из них не выделяют.

Отдельно во второй период взросления погодок нужно подумать над вопросом личного пространства. Каждый ребенок, как и взрослый, нуждается в собственном уголке, где будут располагаться его вещи, можно проводить свободное время и заниматься любимым делом. Если для младшего это еще не настолько актуально, то старший малыш уже нуждается в этом. Необходимо не только его организовать, но и следить, чтобы младший старался не нарушать границ.

Старший ребенок все больше требует разнообразных занятий, знаний и рассказов обо всех окружающих предметах. После достижения им 2 лет можно задуматься про организацию учебного места и занятий, на которых вы будете обучать его разнообразным навыкам, рисованию. Хорошо, если рядом будет место, в котором удобно сможет разместиться младший ребенок (стульчик, пуфик). На время занятий хорошо предложить младшему делать что-то похожее на действие старшего. Если вы будете рисовать, то подготовьте два листочка, на одном покажите первенцу технику, а на другом дайте возможность младшему рисовать другим карандашом или мелком. Читая старшему, обязательно берите с собой младшего, давайте ему возможность рассмотреть вместе с вами картинки, потыкать в книгу пальчиком.

После года организация обучения и воспитания погодок строится по принципу одновременных занятий, график сна и бодрствования практически одинаковый, что позволяет планировать развивающие занятия, прогулки и совместные игры для обоих малышей.

Третий период взросления погодок (от 3 до 7 лет)

Приблизительно в три года ребенок начинает проявлять активный интерес к обучению, поэтому, когда старшему ребенку придет время обучаться, необходимо предложить ему максимум. Но не забывайте про младшего. Объясняя новый материал, показывая интересные картинки или давая задания, привлекайте младшего отпрыска. Он обязательно заинтересуется и будет запоминать новую информацию. Обучение в тандеме будет стимулировать старшего показать свою сообразительность, превосходство в возможностях над младшим, последующее обучение старшим ребенком младшего.

Единственное, чего стоит опасаться при одновременном обучении погодок – сравнение разновозрастных детей. Никогда не говорите о разнице в достижениях погодок, они разные, у них неодинаковые возможности и условия. Даже, если младший проявляет большие способности, никогда не ставьте его в пример старшему. Не нужно пытаться сравнивать скорость освоения определенных навыков по возрасту. Дети-погодки отличаются друг от друга, они разные люди и у каждого из них свой путь познания мира.

Занимаясь совместным обучением детей, нельзя давать им полностью одинаковые задания без ориентации на их возраст. Так вы можете не рассчитать, дать старшему слишком легкое задание, которое вызовет у него скуку или предложите младшему слишком сложное задание, он может не справиться и подумать о своей неспособности. Оптимальным будет готовить схожие задания, которые отличаются между собой сложностью.

Кружки и секции

После трех лет для многих родителей важным является вопрос развития ребенка при помощи кружков, секций. Когда в семье растут погодки, не стоит сразу отдавать обоих на одно направление. Это должно быть непосредственно желание самого ребенка. Если крохе не нравится или он не хочет посещать ту же секцию, что и брат или сестра, не стоит настаивать. Лучше поинтересоваться, какое направление ему нравится. Дети с небольшой разницей в возрасте, имея схожие интересы, являются разными людьми, и, если один хорошо рисует, не значит, что и второй будет в восторге от такого занятия.

Еще один вопрос, волнующий мам детей-погодок, организация посещения большого количества кружков и синхронизация графиков детей с разными интересами. Когда каждый из малышей посещает по 2–3 кружка, их жизнь становится похожей на бесконечное передвижение между разными секциями, ожиданием окончания занятия у брата или сестры, вечную гонку за временем, в попытке все успеть. В погоне за разнообразными знаниями, которые предлагают развивающие школы и клубы, мамы часто забывают о необходимости свободного времени детей, проводимого за простой игрой. Если очень хочется посещать развивающие занятия, то оптимально ограничиться одним кружком для каждого ребенка, а оставшееся время посвятить домашнему обучению и игре.

О чем еще нужно знать, воспитывая погодок

Круг общения

Круг общения детей может быть разным. Дети-погодки легко находят общий язык с другими детьми, но они не являются копией друг друга и то, что нравится и подходит одному, может причинять дискомфорт другому. Стоит внимательно отнестись к потребностям маленького человека и постараться предоставить ему необходимые условия. Нужно стараться искать не единый подход к обоим детям, а индивидуальный, чтобы помочь им. Если по каким-то причинам компания одного ребенка не нравится другому, нужно помочь ему обзавестись собственными товарищами.

Часто один из погодок более сильный духом. Именно он становится движущей силой в развитии обоих, при чем это не всегда старший ребенок. Родителям важно помочь более слабому в тандеме найти собственное предназначение, увлечения, путь развития. Не оставляйте все на самотек, малыш подрастет, и, если он до этого все время слепо следовал за другим ребенком, будет иметь сложности с выбором, который всегда за него делали. Разговаривайте не только с обоими детьми, но и находите время на беседы по душам с каждым из погодок наедине.

Споры и компромисс

Отдельным вопросом в воспитании детей-погодок является научение их поиску компромиссов в конфликтной ситуации. Не стоит однобоко обучать старшего всегда уступать младшему, вопреки собственным желаниям. Каждая ситуация требует тщательного рассмотрения на предмет справедливости. В некоторых случаях необходимо проявлять внимание к потребностям старшего, предлагая младшему уступить.

Дети дошкольного возраста обладают обостренным чувством справедливости, и, если они ее не ощущают по отношению к себе, у них формируются различные комплексы: от ощущения ненужности и неважности для родителей до острых форм агрессии по отношению к обидчику. В конфликтной ситуации, если вы не были непосредственным свидетелем начала спора или не знаете, в чем заключается причина разногласий, не стоит сразу обвинять и наказывать того, кто совершает неправильное действие. Есть вероятность, что это происходит, как следствие действий с другой стороны. Если вы накажете одного, а другой выйдет сухим из воды, то наказанный воспримет ситуацию как несправедливую, может затаить злобу, а истинный виновник конфликта воспримет свое поведение нормальным и при удобном случае будет оповещать вас о неправильных действиях брата или сестры, опуская свою роль, как нормальное поведение.

Борьба с жалобами друг на друга в семьях с детьми одного возраста − острый вопрос, неоднозначно воспринимаемый родителями. Имея ребенка ябеду, легко контролировать ситуацию, но это может негативно сказаться на взаимоотношениях между детьми. Стоит пытаться бороться с таким поведением и учить защищать друг друга, желать добра и стараться помогать словом и делом.

Сопереживание

Немаловажно, наряду со здоровой конкуренцией, обучать детей умению восхищаться достижениями брата или сестры, видеть прекрасное в их поступках, творениях, научить, как подбодрить в сложной ситуации. Дети-погодки вырастут друзьями, если будут видеть в брате или сестре не только конкурента, но и близкого человека, которому можно довериться и рассказать о своих успехах. Это поможет преодолеть множество сложных жизненных ситуаций, которые ждут впереди. Если дети умеют радоваться успехам друг друга, стремятся понять и помочь, им будет проще проходить рука об руку сложности подросткового периода, невзгоды взрослой жизни.

Безопасность

Обучая погодок, не стоит забывать про уроки безопасности. Когда мама выходит гулять с двумя детьми старше 3 лет на улицу, хорошо, если они знают, как себя вести, слушаются ее команд. Лучшим вариантом будет, если наряду с мамиными уроками, обучением правилам безопасности займутся и другие родственники, которые подскажут крохам, что нужно держаться недалеко от мамы, слушаться ее беспрекословно, исполнять правила дорожного движения. Так дети поймут, что мамины уроки обязательная истина, которую подтверждают все окружающие, будут стараться слушаться и вести себя правильно.

Воспитание детей с небольшой разницей в возрасте – процесс постоянного анализа ситуации, стремление научить и воспитать исходя из возраста и способностей, желание донести важность добрых взаимоотношений. Все эти усилия оправданы и позволяют вырастить добрых друзей и верных товарищей из малышей-погодок!

Краеугольный камень, с которого начинается совместное воспитание погодок – это тот момент, когда младший ребенок начинает самостоятельно ходить. Если до этого момента все игры для погодков ограничивались манипуляциями старшего с младшим, то с этого момента можно начинать подключать детей к совместным занятиям и учить их играть друг с другом.

Простые и интересные, игры для двоих маленьких детей способны довольно эффективно подтолкнуть развитие обоих малышей. Ведь двое детей изначально растут в конкурентной среде, что служит трамплином для амбиций старшего ребенка и мотивационным фактором для развития второго малыша. Именно поэтому стоит обратить на творчество и игры для двоих детей ваше пристальное внимание.

Игры для погодков – как организовать игровой процесс

Воспитание погодок довольно специфичный процесс, и один из его нюансов – совместные игры. Как бы ни складывались отношения у ваших малышей, стоит всегда помнить о том, что дети – погодки являются идеальной игровой парой. Как только младший из ребятишек начинает передвигаться хотя бы на четвереньках, у ваших погодок сразу же появляются увлекательные занятия – они могут ползать друг за другом или вместе рассматривать картинки и игрушки. Какие-то развлечения дети будут придумывать сами, а какие-то идеи могут предложить детям родители. Пройдет буквально три-четыре месяца, и вы можете предлагать им и другие игры для двоих детей дома и на улице. Но для успешной игры ваших малышей стоит знать некоторые факты.

  • Малыши вне зависимости от разницы в возрасте, а уж тем более погодки, великолепно находят общий язык и замечательно играют вместе. Один из детей сидит – другой лежит, один ползет - а другой убегает от первого.
  • У погодков довольно много общих интересов, это способствует их сближению, особенно если родители помогают детям найти точки соприкосновения. У малышей много общего – интересы, игрушки, родители, это ваш шанс привить детям любовь и интерес друг к другу.
  • Младшие дети всегда тянутся за первенцем, стараясь во всем ему подражать, и в результате быстрее развиваются.
  • Не стоит оттаскивать детей друг от друга, предлагая им заняться каждому своим делом по разным углам. Не стоит указывать на то, что эти игрушки принадлежат старшему, или ругать первенца за то, что он влезает в игры малыша. Пусть дети привыкают играть вместе и проводить в играх друг с другом как можно большее количество времени – это будет и им на пользу, и вам руки развяжет.
  • Если как раз к моменту рождения второго ребенка первенец стал активно осваивать окружающее пространство – сделайте свой дом максимально безопасным. Уберите все лишнее с полок, прикрутите шкафы и комоды к стенам, поставьте всевозможную защиту от детей на окна, розетки, двери и углы. Так вам намного проще будет заниматься младенцем, не боясь отвлечься хоть на минуту от старшенького ребенка.
  • Если вы не можете определиться в том, каким образом организовать занятия с каждым из детей, то сделайте проще: занимайтесь все вместе. Информация для малыша – повторение пройденного материала для старшего, а новые знания для первенца будут на лету подхвачены младшим ребенком.
  • Погодки весьма склонны к соперничеству, особенно однополые. Старайтесь все игры строить на основе сотрудничества, когда малышам нужно вместе придти к какой-то цели. А вот в играх соревновательного характера следует делать акценты не на победе, а на самом процессе игры.
  • Не забывайте, что у каждого из детей есть свой характер, темперамент и свои увлечения. Каково бы ни было искушение поместить их на одни и те же развивающие занятия, стоит прислушиваться к мнению и желаниям каждого из детей. Посещая разноплановые занятия и развиваясь в разных сферах, дети не будут перетягивать внимание родителей на себя, радуясь достижениям как своим, так и брата или сестры.

Даже если периодически у детей возникают споры, драки и конфликты, тем не менее, представить свою жизнь без другого не может ни один из детей, ведь не каждому малышу так везет - круглосуточно иметь товарища для игр. Ваши погодки имеют почти одинаковый возраст, часто – схожие интересы и увлечения. Занятия, которым малыши могут предаваться без участия родителей, вы можете увидеть в статье «Самостоятельные игры или 40 способов как развлечь детей» , однако и в этой статье мы предложим как самостоятельные игры для погодок, так и совместные игры - мама с двумя детьми, или даже игры для всей семьи вместе с папой.

Развивающие игры для двоих детей

Все родители хотят дать своим детям как можно больше всего, что им может понадобиться в жизни. Касается это и раннего развития, ведь именно до семи лет когнитивная функция ребенка наиболее высока. Именно поэтому следует отметить некоторые развивающие игры для двоих детей, которые наверняка понравятся вашим погодкам.

Мозаика – творим картины из мелких деталей

Более усидчивые, девочки погодки охотно складывают из маленьких частиц интересные картины, но и мальчишкам это тоже придется по душе. По мере роста детей элементы мозаики должны уменьшаться в размере, что необходимо для развития у детей мелкой моторики и ловкости.

При этом мозаики много, и ее вполне хватает для того, чтобы увлечь обоих детей на некоторое время. А совместными усилиями они вполне могут сотворить настоящие шедевры!

Развиваем у детей логику и тактильную чувствительность

Чаще всего мальчики погодки любят копаться в мелких деталях, но и девочки от них ничуть не отстают. Поэтому дети, склонные к усидчивости, с радостью будут разбирать кучу перемешанных шурупов, фасоли, бусин и макарон, раскладывая их по разным баночкам, перемешивая руками и раскидывая по комнате. Можно раскладывать предметы в емкости не только по их типу, но и ориентируясь на их цвет, форму, и съедобные они или нет.

Однако такую игру необходимо проводить под контролем взрослых, иначе фасолина может оказаться в носу, а шуруп – в желудке. Во избежание, так можно играть съедобными предметами, например цукатами и орехами.

Пазлы – море пользы и интереса

Пазлы – неоценимые помощники в развитии ваших детей, они не только нравятся всем малышам, но и способствуют развитию логики, мелкой моторики, наблюдательности.

Современные производители предлагают разные пазлы для каждого возраста. Старшему ребенку уже можно давать пазлы, состоящие из 9-16 частей, а малышу можно предложить мягкие поролоновые пазлы, разбитые на кусочки количеством от 2 до 5. Однако младшего ребенка маме следует увлечь игрой и контролировать, иначе при недосмотре может пострадать произведение первенца, пазлы которого будут раскиданы, облизаны или порваны.

Чтение – взгляд в волшебный мир сказок

Ничто не будет так развивать воображение и словарный запас ваших детей, чем чтение художественных произведений. Совместное чтение книг будет интересно обоим малышам, тем более сходного возраста. У погодок редко возникает противоречие в рекомендуемой литературе, когда одному еще нужно читать теремок, а второму – про пиратов и фей. Чаще всего погодки охотно слушают общие для их возраста произведения.

Не стоит забывать и о том, что мы живем в 21 веке. Аудиосказки, книжки с говорящими кнопками, игрушки, которые рассказывают сказки и поют песенки, детям тоже очень нравятся.

Это далеко не все развивающие игры, которые можно предложить сразу обоим малышам, любую игру можно адаптировать таким образом, чтобы она была доступна и старшему и младшему из детей.

Ролевые игры для двух маленьких детей

Начиная примерно с двух лет, дети охотно играют в ролевые игры, более того, такие игры являются определенным этапом взросления ребенка. Например, мальчики погодки увлеченно сражаются на шпагах, ведут автобусы, играют в пиратов и ниндзя, а девочки воображают себя принцессами, примеривают на себя роль феи. А дети обоих полов охотно поддерживают игры в больничку, детский сад и дочки-матери. Фантазия детей неисчерпаема, тем более, вдвоем можно воплотить намного больше интересных сценариев. А если дети не придумают сами, то взрослые им подкинут стоящих идей. Наиболее популярные варианты игр можно свести к следующему.

Готовка от шеф повара в ресторане или домашнее чаепитие?

Разумеется, что девочки погодки более охотно играют в готовку, но и мальчишки в тех семьях, где отец зачастую стоит у плиты, тоже любят примерить на себя роль повара.

Чаще всего, кулинарные шедевры воображаемые, или из игрушечных продуктов, однако смелые мамы могут отдать на откуп своим погодкам и обычные продукты - некрупно порезанные овощи, сыр или колбаску, пару кусочков хлеба. Дети с удовольствием накормят и себя, и друг друга и свою многочисленную армию роботов и кукол.

Добрый доктор Айболит

Неважно, однополые у вас погодки, разнополые, все дети любят играть в доктора и пациента. Чаще всего старший ребенок лечит младшего к всеобщему удовлетворению, так как жизненного опыта у первенца поболее, да и походов к врачу тоже.

Дети с удовольствием играют покупными наборами доктора, но назначение половины предметов в них, за исключением шприца и стетоскопа, неизвестно даже родителям. Поэтому неплохо дополнить набор мелкими конфетами и круглой кондитерской посыпкой, изображающими таблетки, подкрашенной водичкой, ватными дисками, бинтами и лейкопластырем. Приветствуются лупа, сантиметровая лента и докторские очки. Очки – это самое главное!

Рок группа дает эксклюзивный концерт в вашем доме!

Среди современных игрушек у всех детей половина или треть приходятся на звуковые вариации или на имитацию музыкальных инструментов. Легко заинтересовать малышей совместной игрой на синтезаторе, свистке, трубе, барабане или бубне. А если вся семья вместе организует рок концерт – это будут незабываемые впечатления.

Можно даже создать определенный имидж, надеть парики, темные очки и зажечь!

Конструктор «лего» – выбирай роли на вкус

Лего – замечательные тематические конструкторы, с которыми знакомы абсолютно все родители и дети. Сейчас можно выбрать любую серию знаменитой игрушки – и «лего» пожарные и «лего» принцессы в волшебном замке, и «лего» зоопарк.

Конструирование из готовых элементов развивает моторику детей, воображение, и ролевые вариации дают богатую пищу для воображения и фантазии детей. Конструкторы отличаются величиной строительных элементов в зависимости от возраста детей, но погодки почти всегда находятся в одном возрастном диапазоне.

Если же малыш еще не «дозрел» до стройки, то вполне можно играть в игру «мэр города и грозная Годзилла», в которой старший строит, а младший – разрушает построенное к всеобщему восторгу.

«Войнушка» – школа жизни

Даже если у вас разнополые погодки, вам будет сложно избежать этой игры, а уж родителям двух пацанов - тем более. А вот родители двух девочек вполне могут и не познакомиться с разрушительной силой этой ролевой игры. Тем не менее, игра веселая, знакомая всем с самого детства и не требующая особых пояснений.

Вигвам – индейское жилище

Погодки, как и дети любых других возрастов, с удовольствием заберутся в большую коробку или специальную палатку, где можно организовать цирк, замок, штаб или просто уютный маленький домик.

Творческие игры погодок

Любые дети благосклонно относятся к творческим занятиям. И даже разнополые погодки - девочка и мальчик с охотой займутся творчеством вдвоем, проведя тихо и мирно от 20 минут до пары часов.

Шедевры ваших живописцев

Рисование – отличный способ комплексного развития ваших детей. Это и мелкая моторика, и чувство формы и цвета, и развитие мышления и восприятия и многое, многое другое. А еще – это универсальное занятие, которое нравится абсолютно всем детям. Под вашим присмотром погодки могут рисовать красками и фломастерами, а для самостоятельного рисования им можно дать карандаши, восковые мелки или даже обычный мел и грифельную доску.

Простота исполнения - раскраски

Раскраски – намного проще самостоятельного творчества, но требуют от малышей аккуратности. Есть большие фигуры для малышей, или раскраски с большим количеством деталей для старшего возраста. А в последнее время многие родители распечатывают раскраски прямо на принтере.

Аппликации – творчество для всех

Оба ребенка с удовольствием будут заниматься аппликациями. Можно подготовить все маме, а можно организовать процесс таким образом, что первенец будет вырезать фигуры, а малыш – наклеивать их.

Не обязательно использовать только бумагу – смелее включайте в перечень возможного инвентаря и ватные диски, и крупы, и мелкий песок, и обычные листья. Все в ваших руках!

Вся наша жизнь – театр!

Оба малыша могут с удовольствием смотреть сценки домашнего театра, роли в котором играют их родители, или с помощью кукольного театра давать представления самостоятельно. Для этого даже нет необходимости покупать специальный детский домашний театр, достаточно пальчиковых кукол и покрывала.

Юные скульпторы

Эти развлечения оценят как мальчишки, так и девчонки, даже если ваши дети погодки разнополые. Пластилин – и сам по себе дает неограниченный простор для детской фантазии, но современный мир предлагает и многочисленные решения для ленивых и нежелающих думать – и фабрики мороженного, и пластилиновый парк юрского периода, и одежда из пластилина для любимых принцесс Диснея.

Можно даже делать домашний невредный пластилин, лепить из подкрашенного соленого теста, делать статуэтки из гипса, использовать пластилин в аппликациях.

Творчество – одна из ведущих деятельностей малышей, и, конечно же, это львиная доля, составляющая развитие и воспитание погодок. Помимо этого активно используются в воспитании и подвижные игры для двоих детей, о чем написана отдельная, не менее интересная .

Воспитание погодок с помощью игры

Игры для двоих маленьких детей имеют большое значение в их развитии и составляют основу в таком важном деле, как воспитание погодок. Применив фантазию и при должном желании можно придумать множество занятий, которые будут развивать нужные навыки у обоих детей, и адаптировать их к условиям разницы в возрасте, уровне знаний и умений ваших погодков. А мы предложим вам еще больше интересных идей в последующих статьях!

Воспитание детей – это сложный и крайне ответственный процесс, требующий от родителей максимального вложения сил, терпения и любви. В семье, где есть дети-погодки , все вышеперечисленное родителям приходится отдавать детям в двойном объеме и с повышенной скоростью. Некоторые люди утверждают, что легче, чем погодок. Является ли правдой такое утверждение и как правильно воспитывать погодок ?

Как воспитывать погодок

Советы, которые будут даны ниже, помогут матери успевать воспитывать детей-погодок без ущерба для себя и остальных членов семьи. Главный принцип воспитания детей-погодок – это равномерное распределение всего, что дают родители детям. Никто из детей не должен остаться обделенным вниманием, любовью, заботой, материальными ценностями. Первое, на что нужно обратить внимание для организации жизни детей-погодок – это правильно составленный режим дня. Он должен идеально подойти обоим детям. В этом случае дети будут чувствовать себя комфортно в одном доме. К примеру, если спит один малыш, другой , который бодрствует, может помешать спящему брату или сестре. Если один ребенок купается в ванной, то второй в это время должен быть под присмотром члена семьи. Правильно организованный режим дня поможет избежать сложностей и сэкономить время. Пока дети будут спать, можно самой отдохнуть или заняться делами. Желательно чтобы погодки ели примерно в одно и то же время и гуляли вместе.

Погодки в детском саду

Детский сад может стать решением некоторых проблем родителей. Если старший ребенок будет ходить в сад, матери будет легче успевать по дому и воспитывать младшего малыша. Но с детским садом связаны свои трудности. К примеру, период привыкания ребенка к саду займет определенное время. К тому же дети, которые начали ходить в детский сад, чаще болеют, чем те, которые сидят дома. Учитывая, что простудные заболевания могут передаться и малышу, остающемуся дома с матерью, маме нужно будет быть крайне внимательной и осторожной после начала посещения ребенком детского сада. Не стоит отдавать ребенка в сад до достижения им 2 лет. До двухлетнего возраста малыши сильно зависят от матери.

Детям-погодкам нужно покупать одинаковые игрушки, если они одного пола. Это поможет избежать конфликтов и разногласий между братьями и сестрами. Специалисты рекомендуют покупать игрушки, имеющие множество деталей, чтобы погодки вместе собирали, конструировали и в процессе игры сближались еще больше. Замечено, что связь между погодками сильнее, чем между братьями и сестрами, у которых разница в возрасте несколько лет. Чтобы эта связь с каждым годом крепла, не стоит мешать общению детей и их дружбе. У детей-погодок много общих интересов, развлечений.

Со временем старший ребенок может стать помощником в воспитании младшего. Если у старшего малыша появится желание покормить младшего брата или сестру, поиграть с ним, не стоит ему отказывать. Матери в этом случае рекомендуется помочь старшему ребенку правильно общаться с младшим, научить его кормить малыша из бутылки, играть с ним. Ведь именно так зарождается дружба между детьми-погодками.

Если родители проигнорируют вышеописанные советы и рекомендации, старший ребенок может начать ревновать мать к младшему брату или сестре, осознанно портить вещи, которые принадлежат малышу. Также он может стать беспокойным, раздражительным. Ни в коем случае нельзя обделять вниманием старшего ребенка из-за того, что в доме появился младенец. Данные советы помогут матери вырастить счастливых и довольных детей-погодок.

Инструкция

В воспитании - одним из главных и необходимых моментов является приведение режима детей к единообразию. Старайтесь создать такой распорядок дня, при котором удобно будет всем. Если старший ребенок захотел поиграть, не стоит постоянно фыркать на него. Попробуйте уложить младшего на кухне или в другой комнате.

Подготовьте малыша к братика или сестренки как физически (приучите спать отдельно, обходиться без ), так и психологически. Нередко уже вполне самостоятельные дети при появлении четвертого члена семьи, «впадать в ». Они ведут себя так, как и , требуя к себе много внимания.
Не упрекайте ребенка, просто спокойно объясните, что он уже перерос этот возраст. При просьбах что-либо принести или подать, используйте местоимение «мне», а не «ему» (братику или сестренке).

При воспитании детей-погодок, особенно в первое время, просто необходима посторонняя помощь. Но не следует полностью отдавать первенца на попечение нянькам или бабушкам. Старайтесь дарить и ему внимание и любовь. Пусть папа, бабушки также помогают в воспитании младшего ребенка. В это время вы обратите свое внимание на старшего.

Во время прогулки очень трудно уследить за обоими детьми. Поэтому постарайтесь к моменту рождения малыша научить старшего гулять без коляски. Помимо этого, ребенок в -два года очень подвижен, и над ним более тщательный контроль. Нужно вовремя подстраховаться и подхватить убегающего не в положенное место сорванца. Это сделать достаточно трудно, когда следить необходимо еще и за коляской. Для решения этой проблемы можно приобрести для младшего слинг.

Особых хлопот доставляет зимняя прогулка. Чтобы один ребенок, которого вы уже одели, не стоял и не парился в шубе, приучите старшего справляться с пуговицами и обувью самостоятельно. Тем более в этом возрасте у малышей развивается привычка «я сам». Неплохо бы было приобрести ему сапоги на липучках и одежду на кнопках.

Когда дети подрастут, не воспринимайте старшего ребенка за взрослого, ведь он все равно еще маленький. Не предъявляйте к нему повышенных требований, не развивайте в нем чувство нездорового соперничества или ревность. Игрушки, книжки, одежду покупайте одновременно.

Не изолируйте старшего ребенка от младшего. Позвольте ему помогать вам присматривать за ним или играть с карапузом. Больше рассказывайте и объясняйте ребенку. Не стоит отбрасывать привычные для вас двоих ритуалы. Если до рождения второго малыша вы, укладывая первенца спать, ложились рядом с ним и читали на ночь сказки, продолжайте это дело. Попробуйте построить день так, чтобы в это время младший не требовал к себе вашего внимания.

Обычно у родителей погодок не существует проблем с выбором школы или детского сада. Отдавайте детей в одно образовательное учреждение, там им обоим нужна будет поддержка друг друга. Что же касается организации досуга, здесь лучше принять во внимание индивидуальные пожелания каждого.

После двух лет воспитывать погодок становится намного легче и проще, чем детей с большей разницей в возрасте. Они отлично организовывают друг друга, им вместе намного интереснее. Старший ребенок будет чувствовать себя реальным помощником в воспитании младшего брата или сестренки. Это чувство ответственности за ближнего принесет в дальнейшем ему только пользу.

Видео по теме

Полезный совет

Как видите, воспитывать детей-погодок не так страшно, как кажется на первый взгляд. Это два счастья, которые больше всего на свете хотят от вас любви и внимания. Поэтому смотрите на жизнь оптимистичнее и дарите им то, чего заслуживает каждый ребенок.

Совет 2: Дети-погодки: как подготовится к рождению второго ребенка

Все больше современных мам решаются родить второго малыша, не выходя из отпуска по уходу за первым ребенком. У кого-то получается забеременеть случайно, а кто-то целенаправленно хочет детей с небольшой разницей в возрасте. Материнский капитал тоже стимулирует многих на такой шаг. Хотя молодая мама еще не успевает забыть все нюансы, связанные с появлением в семье маленького человека, ей нужно подготовиться и учесть некоторые новые моменты

Где спать?


Этот вопрос встает самым первым. Спальное место второго ребенка обязательно должно быть защищено от старшего. Ведь он может по неосторожности или из ревности обидеть кроху. Устойчивость кроватки - важная ее характеристика в такой ситуации. Если в ее конструкции есть колесики, то обязательна функция их фиксации. Иначе первый ребенок попросту будет катать кровать по всей комнате.


Кроватку или колыбельку лучше поставить в комнате заранее, чтобы старший ребенок успел с ней поиграть, привык к ней. Тогда с рождением братика или сестренки меньше вероятность, что его кроватка вызовет бурный интерес у первого ребенка.


Где оставлять бодрствующего младенца?


Маме двух маленьких детей постоянно нужны свободные руки. Когда малыш один, есть возможность подолгу держать его на руках. А вот с двумя детьми это уже сложно, внимание требуется обоим. Например, старшего надо прокормить, а младший не спит и капризничает, поэтому его надо взять с собой на кухню.


Маме обязательно предусмотреть места, где она будет оставлять младенца. Удобно использовать шезлонг. В нем малыш пристёгнут, не может выпасть, а от собственных движений будет сам себя укачивать. Автолюлька с пологим дном тоже подойдет для таких целей.


На крайний случай первое время можно использовать переноску. Но в ней малыш свободно ворочается и может уронить ее со стула. Так что это только временная мера.


Манеж


Тоже не лишняя мебель в детской - манеж. С момента как младенец начнет переворачиваться и ползать в нем очень удобно его оставлять. Стенки манежа не позволят крохе укатиться в опасное место, а также защитят от старшего ребенка. Ведь если младенца положить просто на пол, его братик или сестренка могут на него наступить.


Эрго-рюкзак или слинг


Когда мама с обоими деться собирается куда-то идти, свободные руки ей крайне необходимы. Рано или поздно придется ехать в поликлинику или в магазин с обоими детьми. На этот случай стоит обзавестись слингом или эрго-рюкзаком. Так мама сможет спокойно вести за руку старшего или одевать его, когда младший будет спокойно спать или смотреть по сторонам в безопасном месте - у нее на теле.


Коляска


Как только женщина узнает о беременности вторым ребенком, ей лучше заняться отучением первого ребенка от коляски. Чем раньше он привыкнет ходить собственными ногами, тем лучше. Если же он до самого рождения второго малыша будет ездить в коляске, это станет потом большой проблемой. Мама просто не сможет гулять с обоими детьми.


Это самые важные моменты, которые придется учесть при появлении второго ребенка в семье с небольшой разницей от первого. Другие проблемы уже можно будет решать по мере взросления обоих детей.

Некоторые родители, конечно, планируют детей погодок, но чаще всего, это становится неожиданностью.

И что же вас ожидает в том случае, если вы решаетесь родить второго ребенка сразу вслед за первым?! Забегая вперёд, это самый верный вариант для всех, кто считает себя хорошей, полноценной семьёй.


В первую очередь возникает вопрос «справитесь или нет?» Справитесь! Вы уже всё знаете, всё умеете. Вы уже не будете в панике вызывать скорую, если ваш малыш никак не может покакать, вы пойдёте, и с полной уверенностью в правильности своих действий, сделаете ему клизму. Или газоотводную трубочку! В вашей аптечке есть всё, что необходимо.


Немного проблемно будет гулять или ходить в поликлинику. Один вовсю бегает, второй ещё в коляске. Это тяжело. Тяжело, будучи беременной, с огромным пузом, усыплять на ручках старшего ребенка. Тяжело, когда болеют. Как правило, если заболел один, следом и второй, и, мама туда же!


Ревность старших детей не всегда такая, как её описывают. Чаще всего её и вовсе нет. При небольшой разнице, они мало что понимают. Для них это будет интересно и познавательно. Естественно, нужно уделять достаточно внимания обоим. А в будущем, они станут лучшими друзьями, будут поддерживать друг друга и помогать. Младший будет стремительно вырастать и начнёт всё повторять за старшим. Вопросы горшка, сосок и первых шагов решатся на раз-два.


Финансовый вопрос. Денег всегда мало, их всегда не хватает. И с появлением второго малыша, ничего в корне не поменяется. За исключением того, что вы подарите жизнь еще одному человечку. Если дети однополые, то вся одежда у вас уже есть! И ничего покупать не надо. Если малыши, то тоже ничего страшного, многое будет в пору, несмотря на цветовую гамму. Вам так же не нужно будет покупать коляски, кроватки, качели, санки и бутылочки. Так что, в плане финансов, вы больше сэкономите, нежели потратите.


Итак, детки-погодки – это радость вдвойне! Это два сердечка, которые бьются заодно с вашими сердцами. Это две пары рук, которые крепко держат вас и никуда не отпускают. Это две улыбки, это радостный смех, это всё, о чем могут только мечтать хорошие мама и папа.