Правила уважения и почитания.

Вопрос:

Правда ли, что нельзя называть своих родителей или учителей по имени, а нужно обращаться к ним «отец», «мать», «шейх», «устаз» (и подобными именами)? Может ли жена обращаться к мужу по имени?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

На человеке не будет греха, и это не запретно (харам) обратиться к родителями, учителям и шейхам по имени. Тем не менее, делать этого не следует, поскольку это идет вразрез с религиозной этикой (адабом), которая предписывает уважительно относиться к старшим.

Убада ибн Самит (да будет доволен им Аллах), рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Всякий, кто не уважает старших, тот не из нас».

По другой версии хадиса, он сказал:

«Всякий, кто не уважает старших, не сострадателен к младшим и не оказывает уважения ученым, не из нас» (Муснад Ахмад, Хаким и Табарани).

Имам Бухари в своей книге Аль-Адаб Аль-Муфрад пишет:

«Человек не должен обращаться к своему отцу по имени, сидеть перед ним или идти впереди него» , а затем приводит сообщение, что сподвижник Абу Хурайра (будет доволен им Аллах) увидев двух идущих мужчин, спросил одного из них: «Кем приходится тебе этот человек?» — Тот ответил: «Это мой отец». Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) тогда сказал: «Не обращайся к нему по имени, не иди впереди него и не садись, пока он сидит» (Аль-Адаб Аль-Муфрад, с: 30 и Мусаннаф Абд аль-Раззак)

Великий табиин (ученик сподвижников) Taус ибн Кайсан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Уважение (этих) четырех человек относится к Сунне: ученых, старших, правителя и отца. Будет оскорбительным, если человек обращается к своему отцу по имени» (Тарих Мадинат Ас-сана, с: 333).

Поэтому следует избегать обращаться к родителям и пожилым людям по имени; будет предпочтительным использовать такие слова как «отец», «мать», «шейх», «устаз». Это более соответствует исламской этике.

Что касается обращения жены к мужу, это зависит от обычаев, принятых в данной семье и культурных традиций народа. Если в культуре такого-то народа считается грубым и оскорбительным обращаться к мужу по имени, то не стоит делать этого. Однако если это считается уместным и допустимым, то в этом нет ничего плохого.

Однако, согласно Сунне, предпочтительнее для обоих супругов обращаться друг ко другу по прозвищу (кунья). Есть несколько примеров из жизни сподвижников, что супруги обращались друг ко другу «Абу такой-то» и «Умм такая-то». Иногда это было имя их ребенка («абу» — «отец такого-то» и «умм» — «мать такого-то»), а иногда по какой-то другой причине. Например Умм Сулейм (да будет доволен ей Аллах) обращалась к своему мужу «Абу Тальха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ласково обращался к своей любимой жене Аише (да будет доволен ею Аллах), используя прозвище «Аль-Хумайра» («розовенькая», имея в виду румянец на ее щеках).

Вышеуказанное касается непосредственно обращения к мужу. Но вполне допустимо называть его по имени перед кем-то другим — даже в его присутствии — это разрешено, независимо от обычаев и традиций, об этом свидетельствует хадис, в котором упоминается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила «Господь Мухаммада» в присутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (Сахих Аль-Бухари, 155).

А Аллах знает лучше.

Муфтий Мухаммад ибн Адам

Дарул Ифтаа

Лестер, Великобритания

Как бы ни были склонны представители молодого поколения отрицать заслуги старших, нельзя не признать, что именно предыдущее поколение создает базу для последующих. Это и материальные ценности, и культурная среда, и традиции, сохраненные и приумноженные представителями старшего поколения.

Бывает, что дети недовольны достижениями своих родителей и склонны укорять их за то, что те не там и не так работали, не смогли достичь того уровня жизни, которого считают себя достойными дети. Но это неправомерно! Старшие поколения прожили свою жизнь так, как считали нужным и возможным, предоставили своим детям определенную «стартовую площадку» для развития, обучения, формирования характера и других личностных качеств.

Даже если молодой человек в раннем возрасте способен зарабатывать больше, чем его отец или мать, то возможности для этого в немалой степени были предоставлены ему родителями, а это достойно уважения.

Точно так же несправедливы и высказывания молодых в предыдущих поколений по поводу сложившегося социального строя, экономического и политического положения страны в целом. Старшее поколение действовало как могло в предложенных исторических обстоятельствах, а без их усилий не было бы «отправной точки» для деятельности поколений последующих. И за это стоит уважать людей, родившихся на 20, 40 и более лет раньше!

Опыт

Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а глупые – на своих. Нравоучения и наставления, от которых склонна отмахиваться молодежь, чаще всего не что иное, как попытка старшего поколения передать свой жизненный опыт детям.

Да, реалии их жизни во многом отличались от нынешних, а сейчас наступили «другие времена», но человеческая природа за тысячелетия изменилась очень мало. Так почему бы не прислушаться к выводам, сделанным отцами и матерями, бабушками и дедушками на основе их личного жизненного опыта? Ведь как бы ни изменились реалии жизни, любовь остается любовью, а вражда – враждой. Человеком движут все те же слабости, страсти и устремления, что и много лет назад: каждому хочется стабильности, любви и покоя.

Люди, прожившие несколько десятков лет, уже умеют распознавать признаки, по которым легко могут определить измену и предательство, отличить истинные чувства от лицемерия. Они на собственном опыте убедились, к чему может привести та или иная последовательность действий. Поэтому молодым, возможно, и не стоит с такой настойчивостью стремиться набивать собственные шишки. Ведь можно постараться избежать неприятностей, проявив уважение и внимание к опыту предыдущих поколений.

Люди, живущие в одном обществе, всегда различаются между собой по уровню духовно-нравственного развития, материальному положению, интеллектуальному развитию, по национальности, в конце концов, по полу. Но, несмотря на существующие различия, их объединяет одно — все они люди. Жители нашей планеты, которые вынуждены жить вместе, обязаны соблюдать чужие права и стремиться жить в дружбе и согласии, ибо этого требует природа человека. Ислам очень серьезно подходит к этому вопросу. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Кто не проявляет милосердия к младшим и не уважает старших, тот не из нас». (Тирмизи, Бирр, 15)
В этом хадисе подчеркивается, что доброе отношение к детям, почитание старших по возрасту является одним из признаков мусульманина. Жизненно важно сохранение в обществе любви и уважения, Однако когда говорят об уважении и почитании, сразу на ум приходит обязанность младших проявлять уважение к старшим по возрасту. Посему в данный момент мы хотим привлечь внимание читателя именно к этому вопросу, ибо, кто не уважает старших, унижает их и не следит за соблюдением их прав, тот никак не может считаться истинным мусульманином. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда говорил сподвижникам:

«Кто проявлял уважение к старшим, почитая их возраст, Всемогущий Аллах даст тому в старости людей, которые будут прислуживать ему». (Тирмизи, Бирр, 75).

Всем известна одна истина: кто сегодня стар, когда-то был молодым, а тот, кто молод, если это, конечно, будет угодно Аллаху, проживет много лет и станет старым. Традиция проявления уважения к старшим напрямую связана с тем, каким образом относятся люди к старшим в данное время. В вышеприведенном хадисе Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отмечает, что тем, кто проявлял уважение к пожилым, в будущем, когда они состарятся, Аллах окажет милость, и они не останутся без присмотра. То есть, должное отношение молодых к старшим никогда не останется без вознаграждения. Уважение не дается просто так, его надо заслужить. Кроме того, в хадисе указывается, что у тех, кто проявляет уважение к пожилым людям, будет долгая жизнь.

В таком случае, каждый мусульманин обязан быть очень внимательным в отношении старших людей и оказывать им посильную помощь. Если все будут поступать таким образом, то между членами общества усилится дружественная связь. Кругом будет царить обстановка любви и согласия. А наши дети будут расти в обстановке доброжелательности и взаимного уважения.

Мусульманин обязан проявлять уважение к каждому творению Аллаха. Даже тем, кто недостоин уважения, нужно оказывать уважение с целью научить его хорошему поведению. Господь, перечисляя признаки избранных рабов, отмечает, что когда невежественные люди грубо относятся к ним, невзирая на это, они продолжают мягко увещевать их. Посылая Пророка Мусу (алейхиссалям) к правителю Египта, Аллах требует от него, чтобы он призывал Фараона в мягкой и деликатной форме, проявлял уважение, так как подобное поведение размягчает самые очерствевшие сердца и способствует уменьшению враждебности.

Пребывая в обществе или в гостях, необходимо начинать угощение с правой стороны, но при этом лучше начать со старшего по возрасту.
На собраниях принято, чтобы говорили старшие, поэтому молодым людям лучше всего хранить молчание. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал следующий сон:

«Во сне я увидел себя чистящим зубы мисваком (Мисвак — веточка дерева, произрастающая на Аравийском полуострове Обычно используют вместо зубной щетки для поддержания в чистоте зубов). И в это время меня дернули за рукава два человека. Один был старше другого. Я хотел отдать мисвак младшему, но мне повелели отдать его старшему. Я и отдал мисвак старшему по возрасту». (Муслим. Руя, 19).

Видимо, здесь оба находились с одной стороны, поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел отдать тому, кто находился ближе к нему, но потом вмешался ангел Джабраиль (алейхиссалям) и посоветовал отдать мисвак старшему. То, что эта история произошла во сне, ничего не меняет, так как Пророки видят вещие сны.

Сахль бин Абу Хасма (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«Абдуллах бин Сахль и Мухайса бин Масуд (радыйаллаху анхума) направились в период заключения соглашения о мире в сторону Хайбара. У каждого были свои дела, и в пути они разделились. Когда Мухайса прибыл на место встречи, он не обнаружил своего товарища. Он стал искать своего спутника и через некоторое время обнаружил его в яме мертвым. С помощью людей, прибывших из окрестных сел, он вытащил своего товарища и там же похоронил. Затем он вернулся в Медину. Абдуррахман, младший брат усопшего, узнав об этом, взял с собой детей брата Мухайяса и Хувайяса, и все вместе они направились к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Абдуррахман, хотя он был самым младшим по возрасту, начал рассказывать о произошедшем. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же его остановил, сказав ему:

«Предоставь слово старшим, предоставь слово старшим!» (Бухари, Джизья, 12).

Как видим, Абдуррахман, младший брат покойника, стал рассказывать Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) о деталях этого прискорбного случая, но, так как он был младше всех, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал ему замечание, чтобы он проявлял уважение к старшим.
Когда Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) подносили молоко или напиток, он всегда отпивал немного и затем передавал чашу тому, кто сидел от него с правой стороны. Если сидящий был младше всех по возрасту, то Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спрашивал у него разрешения и протягивал чашу старшим. Таковы были его привычки.

Среди тех, кому нужно в первую очередь оказывать уважение, Чтецы Корана и справедливые правители. В одном хадисе говорится:

«Проявление уважения мусульманину, у которого поседели волосы и борода, чтецу Корана, который в своей жизни руководствуется повелениями Аллаха, и справедливому правителю исходит из уважения к Творцу Вселенной». (Абу Дауд, Адаб, 20)

Согласно сообщению Джабира (радыйаллаху анху), во время похорон павших в битве при горе Ухуд Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал хоронить по два человека в одну могилу. Когда подносили два тела, он спрашивал:

Какой из них больше знал сур из Корана? Того, на кого указывали, он клал в сторону, которая была ближе К Кибле. (Бухари, Джанаиз, 73-76).

Тем самым, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) показывал своим сподвижникам, что уважение к тем, кто хорошо знал Коран, нужно проявлять не только при их жизни, но и после их смерти. Кроме того, аят Корана (смысл) :

«Скажи: «Ужель пред Богом будут наравне: кто знает - с теми, кто несведущ?» «Зумар»,39/9. указывает на то, что ученые достойны уважения и почета. Поэтому ученым людям необходимо оказывать уважение согласно их степени и знаниям, в обществе необходимо привить привычку почитать их.

Известно множество случаев, когда мусульманские ученые и праведники демонстрировали свое уважение перед мудрецами. Известный святой Мухаммад Париса, чтобы выразить свою любовь и уважение ученым и праведникам, всегда читал следующую молитву:

«О Аллах! Дай нам возможность прожить жизнь с любовью к ним, возьми наши души с любовью к ним и в Судный день оживи нас вместе с ними. Ради них окажи нам Свою милость и осыпь нас дождем милосердия, помести нас в Райские сады и дай нам возможность лицезреть Тебя!»
В принципе, если ученый человек, достойный почета, останется неизвестным, это нисколько не умалит его достоинств, ибо знания сами по себе представляют огромное богатство. Однако общество, не знающее истинную цену ученому, дорого заплатит за это. В Исламе очень важно уважение к нетленным ценностям. Каждому дается то, чего он достоин, каждому воздается по заслугам. Знающий и незнающий никогда не могут быть равны между собой. Поэтому мусульманские ученые достойны самого глубокого уважения, и нужно всегда соблюдать и охранять их права. Примечательны слова правителя Османской империи султана Абдульхамида, когда шейхульислам наклонился, чтобы поцеловать ему руку:

«Шейхульислам! Поднимите голову! Ибо ваша чалма символизирует ваш высокий пост, и поэтому она никогда не должна наклоняться перед кем-то».

Надо отметить и то, что настоящие ученые — это только те ученые, которые в своей жизни руководствуются положениями Корана и Сунны. А кто практически не следует Божественным установлениям, ничем не отличается от невежд. Поэтому к ним будут относиться так, как они этого заслуживают.

Требование проявления уважения к себе является законным правом каждого человека. Все люди равны между собой, но, в зависимости от их положения на социальной лестнице и личных достоинств, к ним по-разному относятся окружающие. Поэтому неприлично к ученому относится так же, как к невежде, к старику — как к молодому юноше, к руководителю — как к простому гражданину. Разумеется, такое отношение вовсе не посягает на права человека, а представляет собой оценку личностных достоинств, ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Относитесь к людям согласно их социальному положению,
посту и достоинствам». (Абу Дауд, Адаб, 20).

Но, наряду со всем этим, законы Ислама требуют избегать непомерных восхвалений и чрезмерного выказывания уважения к некоторым людям. Например, Кайс бин Сад, увидев, как жители Хиры падали ниц перед своим правителем, рассказал об этом Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). А затем Кайс добавил, что Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) больше всех достоин уважения и склонения перед ним в земном поклоне. Однако Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) жестко ответил:

«Нет! Мы никогда так не будем поступать!» (Абу Дауд, Никах,40).
Из этих слов Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) можно сделать вывод, что только Аллах достоин того, чтобы Ему поклонялись, а поклонение земным творениям является огромным заблуждением и поэтому строго запрещается.

Когда у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о том, может ли человек склониться перед близким или товарищем, он ответил: «Нет, не может!». Как следует из всего вышесказанного, поклонение земным созданиям является нарушением Божественных установлений.

Конечно, мусульмане обязаны выказывать уважение старшим и товарищам по вере, избегать таких действий, которые могут вызвать недомолвки и обиду. В этом отношении Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был очень осторожным и деликатным. Марур бин Сувайд рассказал следующую историю:

«Я увидел на Абу Зарре (радыйаллаху анху) роскошную одежду. Его невольник, который был рядом, был одет также богато. Когда я спросил о том, что побудило его надеть на раба такую одежду, Абу Зарр (радыйаллаху анху) дал следующий ответ:

«Когда был еще жив Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), я оскорбил одного человека тем, что напомнил ему о его чернокожей матери. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), услышав это, заметил мне:

«Ты — человек, который еще не избавился от привычек язычества и невежества. Они — ваши слуги, и в то же время они ваши братья. Аллах дал их вам для покровительства над ними. У кого есть такой подопечный, пусть кормит его тем же, чем питается сам, пусть одевает так же, как одевается сам. Не заставляйте их выполнять непосильную работу, а если в этом возникла необходимость, сами помогайте им». (Бухари, Иман, 22).

Ислам категорически запрещает оскорблять людей из-за цвета кожи или национальности, так как цвет кожи, национальность и пол, то есть такие особенности, которые даются с рождения, не могут быть истинной причиной конфликтов. Оскорбление их означает оскорбление Создателя.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не любил, когда сподвижники вставали перед ним. Абу Умама (радыйаллаху анху) рассказал следующий случай:

«Однажды к нам с тростью в руке пришел Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда, увидев его, мы все встали на ноги, он сердито сказал:

«Не делайте так, как это делают персы перед своими правителями». (Ибн Маджа, Дуа,2)

В другой раз он сказал таким образом:

«Не показывайте почтение друг перед другом так, как это делают персы!» (Абу Дауд, Адаб, 152)

Однако известны случаи, когда дочь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижник Зайд бин Хариса (радыйаллаху анху), встречая других сподвижников, вставали на ноги. (Тирмизи, Истизан, 32) Когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) назначил Сад бин Муаза (радыйаллаху анху) судьей, он сказал ансарам:

«Встаньте на ноги перед своим правителем!» (Бухари, Магази, зо).

Мусульманские алимы, проанализировав оба хадиса, пришли к выводу, что перед учеными и теми, кто работает на благо общества, перед теми, кто руководит обществом, можно вставать на ноги. Но это надо делать не ради напускного раболепия или преклонения, а с целью выражения уважения и любви, (Ибн Хаджар, Фатхуль Бари, xi, 49) А то, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не любил, чтобы перед ним вставили на ноги, является выражением его скромности. Существует еще одно объяснение этому: люди только недавно избавились от пут язычества и идолопоклонничества. А заблуждения, в которых они пребывали раньше, объясняются именно чрезмерным уважением к власть имущим и преклонением перед своими правителями. Вполне возможно, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел оградить своих последователей от вероятной опасности попадания в такое положение.

С другой стороны, при выражении уважения надо избегать чрезмерных восхвалений, так как завышенные высказывания о несуществующих достоинствах обычно приводят к негативным последствиям. Когда некий посетитель начал чрезмерно восхвалять Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), тот воскликнул:

«Горе тебе! Отрубите голову своему товарищу!»

В другой раз Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул: «Не хвалите чрезмерно друг друга, ибо это подобно убийству того, кого хвалят!»
Восхваления сверх меры часто приводят к тому, что люди начинают лгать, а того, кого хвалили, толкают к высокомерию. Всем известно, как многие люди из-за чрезмерных восхвалений начинают портиться, все глубже и глубже падая в духовную пропасть. Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, чтобы в лица тех, кто слишком хвалит, кидали песок. Он советовал не придавать таким людям особого значения, а тем, кто это делает с корыстной целью, обращаясь с просьбой, отказывать. (Муслим, Зухд, 58).

Анас бин Малик (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«К Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел некий человек и стал его восхвалять словами типа: «о наш господин», «о сын нашего господина», «о самое лучшее создание». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в ответ промолвил:

«О, люди! Бойтесь Аллаха! Не позволяйте шайтану обмануть вас. Я Мухаммад, сын Абдуллаха. Я — раб и Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, я не желаю, чтобы вы меня вознесли выше, чем возвысил меня мой Господь!» (Ибн Ханбаль).

Известно и такое предупреждение Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), которое он сделал по другому поводу:

«Не хвалите меня сверх меры, как это сделали христиане относительно Исы (алейхиссалям)! Я только раб Аллаха! Поэтому называете меня рабом и Посланником Аллаха». (Бухари, Анбия, 48).

Как следует из этих хадисов, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) требовал, чтобы говорили только о тех достоинствах и качествах, которые действительно присущи данному лицу и всегда предупреждал избегать чрезмерных восхвалений. Так как в давние времена христиане слишком превозносили Ису (алейхиссалям), постепенно они стали придавать ему Божественные свойства. «Ниса», 4/171; «Маида», 5/72-77.

Каждый мусульманин должен избегать подобных поступков, не забывая при этом оказывать уважение и почет достойным людям.

Из-за комплексов и неумения выстроить отношения по-другому родители требуют уважения от ребёнка. К такому выводу пришёл молодой папа Андрей Бородкин. По-настоящему дети уважают нас за поступки, а запугивание и культ старших дадут всего лишь видимость уважения.

Мой отец был воспитан в строгости. Вдвоём с дядей они почитали дедушку беспрекословно. Дядя выстроил в своей семье такие же отношения, а вот я вырос этаким Базаровым. Сомневаясь в убеждениях и методах родителей, я учился анализировать поступки окружающих независимо от возраста. И получился, как выражаются родители, "неслухом". Теперь я учу такому же подходу свою дочь.

Культ старших – это система отношений, доставшаяся нам с первобытных времён. В ней всё просто и понятно. Сестра или брат отнимают игрушки? Им нужнее, они старше. Родители определяют, в какие кружки ходить ребёнку, как ему одеваться и вести себя? Это из лучших побуждений, ведь у них больше жизненного опыта и им виднее.

В большинстве случаев это правда. Став отцом я очутился по ту сторону баррикад и действительно желаю дочери самого лучшего, хочу дать ей то, чего она заслуживает. Но проблема в том, что окружающий мир меняется быстрее, чем родители могут к этому приспособиться. Поэтому с доисторическими представлениями об уважении и почитании вам будет сложно найти общий язык с ребёнком в XXI веке. Уже сейчас моя дочь, в неполные четыре года, говорит мне в ответ на постоянные вопросы в духе "а тебе не жарко/холодно/больно/мокро/дует?":

– Пап, ты можешь хоть иногда не переживать?

В такие моменты мне хочется прочитать классическую лекцию о том, что я прожил жизнь, или вот будут у тебя дети, и ты узнаешь. Но потом я понимаю, что это всего лишь моя тревожность, и ребёнку вовсе не нужно осознавать всю глубину родительских комплексов.

Именно из-за комплексов родителей, неумения выстроить отношения другим образом, растёт постоянное требование уважения по признаку старшинства

"Как ты разговариваешь с матерью, ты что, отца не уважаешь, мы ведь старше?!" Сколько раз нам самим приходилось слышать такие восклицания в детстве. Дети быстро понимают, что за требованиями уважения, преклонения, взрослые чаще всего имеют в виду подчинение. А это значит, что любовь можно заслужить, только выполняя указания старших, что сам по себе малыш её не заслуживает.

Сегодня ребёнок разговаривает со старшими и относится к ним с точки зрения их поступков. Если вы хотите уважения – то научитесь уважать малыша как личность. Если вы хотите вежливого общения – научитесь не повышать голос по любому поводу. Если хотите, чтобы сын или дочь любили читать – сами начните читать книгу, которую откладывали годами, а не заводите лекцию про самую читающую нацию в мире. Только так – переходом от глобального и теоретического к локальному и конкретному личному примеру вы сможете завоевать уважение и преданность ребёнка.

Моя дочь недавно сказала мне:

– Пап, а у Ариши папа строгий.

Я спросил у неё, строгий ли папа я. Она посмеялась в ответ. Да, я могу позволить ей превратить себя в живую горку и скатываться с моей спины битый час. А на разбитую фамильную вазу сказать "ничего страшного, купим новую". Я могу позволить ей сомневаться в моих словах и точке зрения, если ей кажется, что она действует правильно. Но я всегда уверен, что когда ей понадобится помощь, она попросит её у меня. А дочь уверена, что я всегда помогу ей справиться со страхом ночных монстров, починю любимую игрушку, выручу, оставлю для неё самый лакомый кусочек торта. И за такие поступки она уважает меня. Так же, как я уважал отца за его дела. И поверь, пап, такое уважение намного ценнее записного и показушного культа родителей.

В мусульманском обществе положено проявлять уважение и почтение к людям преклонного возраста. Об этом свидетельствуют слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданные от Амра ибн Шуайба:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم ليس منا من لم يرحم صغيرنا ويعرف شرف كبيرنا

«Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям) » (Тирмизи, 1920).

Выражение «не из нас» в данном хадисе означает, что неуважение к старшим является большим грехом, потому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и показывает свою непричастность к совершающему этот грех.

Уважение к старшим – это одно из самых благородных проявлений нрава молодого человека. Оно находит отражение во многих аспектах нашей жизни и в отношениях с людьми. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от проявления неуважительного отношения к старшим. Ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» рассказывает, что Абу Умамат передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

روى الطبراني في الكبير عن أبي أمامة عن رسول الله صلى الله عليه وسلم أنه قال: "ثلاث لا يستخف بهم إلا منافق: ذو الشيبة في الإسلام، وذو العلم وإمام مقسط."

«Тремя людьми пренебрегает только лицемер: обладателем седины в исламе (седым мусульманином), обладателем знаний и справедливым имамом ». (Табарани)

Пренебрежение может выражаться в насмешках, подколках, в обращении к нему с грубой речью, неэтичном поведении в его присутствии и в порицании его в лицо. Разве мало случаев, когда старец проходит рядом с компанией молодых, и кто-то из них начинает, подражая старику, насмехаться над ним? В школах ученики издеваются над взрослым учителем, в вузах студенты могут позволить себе это. Всё это признак невоспитанности человека, и немалую долю ответственности за это несут родители.

К сожалению, сегодня многие позабыли об этой сунне. Родители редко заняты воспитанием своих детей, мало кто уделяет внимание обучению детей уважению взрослых. Более того, находятся и такие родители, которые, наоборот, воспитывают в детях эгоизм, пренебрежение к старшим. Когда в автобус или маршрутное такси заходит пожилой человек, некоторые молодые люди могут даже не убрать ноги, чтобы не мешать пройти старику к своему месту, не говоря уже о том, чтобы уступить ему своё место. Подобное отношение вернётся к молодому человеку, когда он сам достигнет преклонного возраста.

قال عليه الصلاة والسلام ما أكرم شابٌ شيخاً لسنّه إلا قيّض الله له من يكرمه عند سنّه

«Если молодой человек будет относиться с почтением к пожилому человеку только из-за его возраста, то Всевышний Аллах пошлёт ему того, кто будет относиться к нему с почтением, когда он достигнет преклонного возраста » (Тирмизи, 2022). Из этого хадиса можно понять, что если молодой человек относится неуважительно к пожилым, то Всевышний Аллах пошлёт к нему тех, кто и к нему будут относиться так же, когда он достигнет пожилого возраста.

Основной причиной неуважительного отношения к старшим является отсутствие стеснения. Многие воспитывают детей не быть стеснительными, хотя Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

((أنّ الحياءَ خيرٌ كُلُّه))

«Стеснение является благом ». (Муслим, 57).

Следует учить детей стесняться совершать греховные, предосудительные поступки и не стесняться делать доброе и хорошее.