Календарь игр – одиннадцатый месяц. Развивающие игры для детей в одиннадцать месяцев

В этой статье:

До первого в жизни настоящего дня рождения, восхитительной даты – 1 год, осталось всего ничего. У вас уже весьма самостоятельный малыш, который может заниматься игрушками наедине с собой, имеет собственные вкусовые пристрастия и предпочтения. Но всё же он еще очень мал и нуждается в вашей заботе и опеке ничуть не меньше, чем раньше.

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

В 11 месяцев вес ребенка составляет приблизительно от 9 до 12 кг. Малыш очень вырос за 11 месяцев и его рост колеблется от 72 до 76 см. Если вы будете измерять обхват его грудной клетки, то он будет равняться 44-46 см, а окружность головы – 45-46 см. Он пропорционально сложен и достаточно окреп, чтобы ходить, держась за мамину руку, осторожно перешагивать через невысокие препятствия, забираться на шведскую стенку (конечно, только на самые нижние перекладины) и даже недолго висеть на кольцах или детском турнике, цепко ухватившись ручками.

Конечно же, эти показатели не должны вдруг вселить в вас тревогу по поводу развития вашего крохи. Дети развиваются очень индивидуально, и если ваш малыш еще даже и не собирался начинать ходить, это нормально – он пойдет, но чуть позже. Собственно, по некоторым медицинским данным, в 11 месяцев детки должны самостоятельно стоять всего лишь несколько секунд.

Если же ваш малыш нестоящий непоседа и стремится ходить самостоятельно, значит, пора покупать обувь. Она должна быть достаточно мягкой, особенно в подошве, напоминающей всем известные чешки. В дальнейшем позаботьтесь о покупке более жесткой обуви с супинаторами, чтобы избежать проблем с плоскостопием. И экономить на обуви не стоит.

Малышок в 11 месяцев обожает преодолевать различные препятствия, лазая по креслам, диванам, столам и стульям. Конечно же, здесь не обходится без падений и ушибов. Нужно внимательно отнестись к оценке повреждений малыша. Если он хнычет– скорее от обиды и негодования, потому что не получилось проделать ту штуку, которую он хотел – не торопитесь бросаться к нему на помощь и жалеть его (при этом «наказывая» предмет, являющийся виновником неудачи: «Ух ты какой, стул! Вот тебе, вот!»). Определенное количество неудач и умение справляться с ними самостоятельно – залог успешности человека в будущем, и закладывается он как раз с самых первых осознанных месяцев жизни малыша. Попробуйте в таких случаях просто переключить внимание ребенка на другой объект: «Смотри, смотри, какая собака бежит!».

А еще ваш кроха наверняка может вставать на носочки и садиться на корточки, наклоняться и садиться даже из положения стоя. Для него не будет особенно сложным стянуть с себя носочки. Видите, какой он уже большой и умный малыш?

Умения и навыки ребенка в 11 месяцев

Давайте посмотрим, чего достиг ваш малыш к 11 месяцам развития:

Распорядок дня малыша в возрасте 11 месяцев

Питание ребенка

У вашего малыша уже есть 6-8 первых молочных зубиков, поэтому в его меню теперь можно вводить не просто жидкие кашки и пюре, но и протертую и мелкоизмельченную пищу.

Например, отварные овощи можно просто раздавить вилкой или потереть на крупной терке. Нужно, чтобы малыш почувствовал в ротике кусочки и научился самостоятельно измельчать их своими зубками. Будьте осторожны с кусочками фруктов: велика опасность того, что малыш подавится, не справившись с жеванием. Кстати, если это произошло, хватайте ребенка за ноги и, перевернув его вниз головой, трясите. Достаточно нескольких секунд, чтобы кусочек вывалился изо рта. Звучит устрашающе, однако подобные действия могут быть весьма своевременными.

В возрасте 11 месяцев пришла пора для того, чтобы угощать малыша самыми разнообразными блюдами. Это может быть овощное рагу, фрикадельки с овощами, тушеные овощи с различными подливами, котлетки на пару, а к ним гарниры. Кстати, не лишайте ребенка возможности лишний раз вспомнить о том, что у мамы есть молоко и оно восхитительно. Пусть он еще немного поест из вашей груди, если, конечно, не отказался от нее сам.

Сон малыша

В 11 месяцев сон у детей должен длиться не меньше 10-12 часов. В этот же период очень многие малыши решают, что спать днем всего один раз в течение 2-3 часов – вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя бодро. Ориентируйтесь на дневной сон в промежуток времени с 13.00 до 16.00, если задумываетесь о том, чтобы отдать малыша в детский садик. Ему легче будет привыкнуть к детсадовскому распорядку дня при условии, что вы дома постоянно поддерживаете определенный график сна и бодрствования. Но вообще самое главное – чтобы малыш отлично высыпался.

Водные процедуры

Считается, что в 11 месяцев ребенка можно купать через день. Но мы рекомендуем ежедневные «заплывы» по вечерам. Хорошо, если вы добавите в ванну травяной отвар ромашки или череды. Это, безусловно, лучше, чем пена для ванны или масло, которые сейчас так популярны. Некоторые источники утверждают, что в 11 месяцев ребенок вырос настолько, что заваривание травы для ванны – совершенно лишнее занятие. В данном случае вам решать, как поступить. Но один раз в неделю обязательно побалуйте малыша волшебной ванной с ароматом трав.

Температура воды должна быть достаточно комфортной для ребенка. Предыдущие поколения мам проверяли воду «на локоть», и это всегда работало. Для особенно дотошных молодых мам сообщаем, что температура воды должна быть +33 – +34 градуса. При этом комнатная температура должна быть +20 – +22 градуса.

Во время принятия ванны можно отлично повеселиться, попутно проведя процедуру закаливания. Заключается она в том, что по окончании купания нужно облить ножки малыша прохладной водой. «Прохладная» в данном случае означает на 1-2 градуса холоднее, чем в ванне. После двух-трех недель таких мини-обливаний можно начать обливать малыша полностью.

Игры и развлечения

Занимаясь со своим малышом, не забывайте, что все, что происходит перед его глазами, все, что он слышит, откладывается в его памяти и является фундаментом для его развития как личности.

Не сюсюкайте, разговаривая с ребенком, не делайте свой голос «специальным», предназначенным только для общения с вашим крохой. Психологи давно установили, что подобное обращение замедляет развитие малыша. Общайтесь
с ним, как со взрослым, тем самым пополняя его словарный запас и способствуя ускорению психического развития.

В возрасте 11 месяцев ваш малыш уже должен заниматься с вами развивающими играми ежедневно, чтобы совершенствовать свои речевые навыки, двигательную активность и т.д.

Логопеды установили, что, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым развиваете и его речь.

Рассмотрим некоторые примеры игр для развития вашего малыша.

Игра «Забавные зверята»

Эта игра для развития речи очень веселая. Запаситесь яркими цветными картинками, на которых изображены разные животные и птицы. Показывайте ребенку картинку и произносите звук, который издает это животное: «гав-гав», «мяу-мяу», «хрю-хрю» и так далее. Конечно, малыш не сможет повторить за вами все звуки, но сразу от него это и не требуется. Со временем все получится – главное, проводите эту игру регулярно, и тогда ребенок будет узнавать картинки и имитировать голоса животных, возможно, даже лучше, чем вы.

Игра «Все цвета радуги»

В возрасте 11 месяцев малыш может понимать, что видит разные цвета, а называть их у него еще не получается. В таком случае, когда малыш спокоен, предложите ему поиграть в такую игру: усядьтесь рядышком на полу и возьмите различные предметы разных цветов: кубики, кольца или все что угодно. Здесь важно, чтобы ребенок смог сосредоточиться на том, что вы ему показываете. Итак, вы берете два кольца разных цветов и говорите: «Это кольцо синее, а это желтое. Тебе какое нравится?» Ребенок выберет один из предметов – отдайте его, а сами возьмите кольцо другого цвета и продолжайте: «У меня красное кольцо, а у тебя желтое. Какое тебе нравится больше?» Таким образом играйте, пока ребенку не надоест или вы не переберете все предметы.

Следующая игра будет на развитие координации движений ребенка.

Игра «Чук-чук, я игрушек лучший друг»

В 11 месяцев ребенка интересует все, что открывается и закрывается. В таком случае коробки – отличные предметы для попытки заинтересовать малыша игрой.
Вам нужно будет соединить коробки друг с другом, например, ленточкой или веревочкой, чтобы получился импровизированный поезд, где коробки – это вагоны.

Сидя с ребенком на полу, вы должны рассыпать маленькие игрушки. Открыв коробочки-вагончики, попросите ребенка помочь вам погрузить игрушки в поезд. Сами начинайте складывать игрушки, а ребенок будет повторять ваши действия. Как только карапуз поместит игрушку в коробку, тяните поезд за ленту и говорите: «Чук-чук, я игрушек лучший друг». Делайте так до тех пор, пока не увидите, что малыш заинтересован в происходящем и хочет сам тянуть за ленту.

Игра «Прищепки»

Эта игра с простыми бытовыми предметами замечательно координирует движения рук и глаза ребенка 11 месяцев и к тому же способствует развитию мелкой моторики.

Сидя рядом с ребенком, возьмите приготовленный заранее квадрат из достаточно плотного картона. Затем прицепите на картон прищепки так, чтобы малыш видел, что вы делаете. Потом не торопясь снимите их и снова медленно закрепите на картоне. Отдайте картон с прищепками малышу и смотрите, что он будет делать. Если будет повторять за вами – прекрасно, он определенно заслужил того, чтобы его как следует похвалили и приласкали.

Если малыш расстроится, что у него не получается сделать так, как вы, покажите ему все свои действия заново.

Помимо специальных развивающих игр, играйте с ребенком в театр . Пусть актерами вашего театра станут любимые игрушки. Вовлекайте ребенка в участие в спектакле. Например, разыгрывая представление, «актеры» маминым голосом могут задавать ребенку вопросы, на которые он сможет ответить.

Обязательно рисуйте .
Разложив на столе или прямо на полу большие листы бумаги, чертите на них мелками или пальчиковыми красками. Оставляйте мазки, отпечатки ладошек, пытайтесь нарисовать что-нибудь, например цветочек.

Во время прогулок на улице обязательно посещайте детские площадки. Малыш должен общаться со сверстниками как можно больше. Сейчас часто можно наблюдать сцены, когда родители (в основном мамы) поощряют некоторую задиристость своего ребенка по отношению к другим детям. Поймите, таким образом вы не сделаете своего малыша счастливым в будущем. Дети в большинстве своем не очень хорошо разбираются в таком понятии, как «уважение» за силу. Они сторонятся забияк и драчунов, а также жадных ребятишек и вообще тех, кто обижает других.

Воспитывайте малыша в любви и заботе, проявляя максимум терпения, такта и ласки.

Отличное времяпрепровождение – рвать бумагу или сминать ее в комочки, а потом бросать их в корзинку.

И, конечно же, читайте книги . Начните с иллюстрированных изданий с короткими детскими стишками или сказочками. Позволяйте ребенку перелистывать страницы и не отказывайте его просьбе почитать книжку. Пойте песенки и разучивайте потешки – они многие годы являются неотъемлемой частью гармоничного развития любого ребенка.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Кран, откройся,
Носик, умойся
Мойтесь сразу,
Оба глаза,
Мойся, шейка,
Хорошенько…

Кутя шел, шел, шел,
Кутя денежку нашел.
Кутя шел, шел, шел,
Кутя сто рублей нашел.

Идёт котик по лавочке,
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Ваш малыш стоит на пороге выхода из периода младенчества. К этому возрасту он прошёл колоссальный путь развития от новорождённого, умеющего только есть, спать и плакать, до самостоятельного «гражданина» со своим характером, запросами и требованиями. Но предстоит приложить ещё немало усилий, чтобы из него получился здоровый, умный, достойный взрослый человек. Тому, как следует развивать одиннадцатимесячного карапуза, посвящена наша статья.

Достижения одиннадцатимесячного малыша будут тем выше, чем больше вы будете уделять ему внимания, заниматься с ним.

Помогать ему развиваться следует в следующих направлениях:

  • физическом,
  • речевом,
  • интеллектуальном,
  • социальном.

Чтобы развивать кроху физически, можно учить его многократно перекатываться со спины на живот и обратно, учить кувыркаться, ходить по бревну. Такие упражнения развивают вестибулярный аппарат, чувство равновесия и координацию движений.

К 11 месяцам ребёнок постепенно начинает заменять «голосовые рулады» упрощёнными словами, типа «бух», «ав-ав» и т.п. В его лексиконе появляются собственные слова, обозначающие тот или иной предмет. Например, слово «оты» на его языке обозначает «колготы».
В этом возрасте вы можете учить его говорить правильно, поправляя его. Этому будет способствовать его способность к подражанию. Успеха можно добиться, если многократно повторять слово самому и побуждать к этому ребёнка.

В этом возрасте кроха может понимать в шесть раз больше, чем способен сказать.

Интеллектуальные способности одиннадцатимесячного малыша заключаются в том, что он уже умеет обобщать игрушки и предметы (шарики, кубики, книги, куклы), выполнять простейшие просьбы, запоминать различные движения. Вы можете усложнять задания, выполняя с малышом направленные на результат различные действия с предметами.

Например:

  • снимать кольца с палочки и потом снова их туда надевать,
  • доставать из ведёрка или коробки шарики и скатывать их с наклонной поверхности.

Так что проблемы в том, чем можно занимать одиннадцатимесячного кроху, чтобы это было интересно и полезно, не существует. Было бы желание.

Что касается социального развития, следует не забывать, что хотя малыш ещё только начинает осознавать своё «я», копируя чувства и возможности их выражать окружающих его взрослых, именно в этот период закладывается фундамент его личности. И не последнюю роль в этом играет не то, что вы говорите, а то, как вы себя ведёте.

Как играть с ребёнком в 11 месяцев

Для 11-месячного карапуза в игру превращается всё, что попадается ему на глаза или в руки. Задача родителей - обустроить его место нахождения таким образом, чтобы максимально обезопасить его пребывание в нём и в то же время не пресекать его интерес к окружающему бесконечными запретами и одёргиваниями. Как же можно играть с малышом, когда он стал «взрослым» одиннадцатимесячным человечком?

Можно, например, свалить в кучу различные игрушки, а потом попробовать их рассортировать по видам. Можно также изучать части тела, используя в качестве объекта его самого или близких.

Очень полезными для занятий с одиннадцатимесячным малышом могут быть развивающие игры, как, например:

  • «Мама напутала»,
  • «Терем-теремок»,
  • «Рисуем на обоях»,
  • «Водичка моя» и др.
Хорошей помощницей в выборе развивающих игр может стать книжка с одноимённым названием Оксаны Агеенковой.

Какие игрушки нужны ребёнку в 11 месяцев

Хотите ли вы порадовать своё чадо или идёте в гости в семью, в которой есть одиннадцатимесячный карапуз, непременно возникает вопрос, а какие же игрушки нужны ребёнку этого возраста.

Нет универсальных игрушек, которые могли бы понравиться любому без исключения малышу. Но всё же есть определённые тенденции, связанные с закономерностями возрастного развития.

Жизни вашего малыша – 10 месяцев увлекательных игр и развивающих занятий, которые, я уверена, не прошли даром. Кроха многое узнал и многому научился, а главное, вы научились играть с ним и проводить время со своим ребеночком с большой пользой и удовольствием для вас обоих.

Сегодня мы продолжим наши занятия, поэтому давайте скорее переходить к нашей любимой теме – «Как развивать ребенка в 11 месяцев» .

Массажная дорожка

Некоторые малыши в возрасте 11 месяцев уже начинают самостоятельно ходить, другие только готовятся сделать свои первые шаги, но и тем, и другим будет чрезвычайно полезен массаж маленьких ножек. Надеюсь, вы уже сшили и используете в ваших упражнениях с ползанием ? Если нет, скорее смотрите мастер класс по ссылочке выше. Если же да – пришло время использовать ее по назначению. Расстилайте ее на полу и помогайте малышу ходить или имитируйте ходьбу и легкие прыжки на дорожке.

Массаж в тазу

Еще один нехитрый способ помассировать маленькие ножки – насыпать горох, манку, песок или другой «массажный материал» в обычный таз и дать малышу там как следует потоптаться. Можно также использовать детскую ванночку (должна же от нее быть какая-то польза!) или пластиковый контейнер подходящего размера. Постарайтесь сделать такие занятия регулярными, ведь польза от них огромная, а затраты времени, денег и сил практически нулевые.

Подбери крышку

Детишки очень любят открывать и закрывать различные емкости – коробочки, баночки, шкатулки, контейнеры, бутылочки и т.д. Это природное любопытство следует поощрять, тем более, что это занятие положительно воздействует на и мелкой моторики.

Пройдитесь по дому и подберите для игры как можно больше разных контейнеров с крышками – хорошо, если они будут различаться по размеру, форме, способу крепления крышки, материалу, из которого они изготовлены. Разложите перед малышом 3-4 контейнера и такое же количество крышек и помогите ему подобрать подходящие крышки к каждому из них. По мере того, как ребенок будет осваивать игру, постепенно увеличивайте количество контейнеров и крышек.

Найди пару

Если у вас есть несколько одинаковых емкостей с крышками, вы можете поиграть в другую игру. Наклейте или нарисуйте на крышках и самих контейнерах пары одинаковых картинок (например, стикеры одного цвета, наклейки с животными, простыми – треугольник, круг, квадрат и т.п.) и предложите малышу правильно соединить крышки и контейнеры.

В поисках идей, , нелишним будет присмотреться к его и предложить занятия, помогающие в игровой форме совершенствовать эти навыки. Одно из таких достижений – умение пользоваться ложкой во время еды.

Где моя большая ложка?

Возьмите пустую коробку из-под яиц, небольшую ложку и миску с любым сыпучим продуктом, например, с овсяными хлопьями. Покажите ребеночку, как можно зачерпывать хлопья ложкой и насыпать их в ячейки яичной коробки. Теперь дайте малышу возможность попрактиковаться самостоятельно и будьте готовы к небольшой влажной уборке после окончания игры. Другие идеи игр с крупами вы найдете в статье « «.

Еще одно важное и необходимое достижение одиннадцатимесячного ребенка – умение беспрепятственно перемещаться по квартире. Во-первых, это означает, что вам нужно как следует подумать о безопасности таких перемещений. А во-вторых, что вы можете использовать это для новых интересных занятий с ребенком.

Недавно стали мамой малыша?

Вот так сюрприз!

Вы наверняка знаете, что слишком большое количество игрушек – это плохо и уже организовали их еженедельный «круговорот» (если пока не знаете, что это такое, прочитайте, пожалуйста, ). Что, если на своем пути из комнаты на кухню или обратно малыш «случайно» наткнется на ярко оформленный сверток, а внутри него, изрядно намучившись с лентами и коробками, он обнаружит одну из тех игрушек, по которым успел соскучиться за неделю? В следующий раз, увидев подобный сверток, малыш уже будет знать, что внутри его ждет что-то интересное, и будет с удвоенным усердием распаковывать подарок.

Рисуем дорожки

Приготовьте 2 игрушки, например, маленькую и большую матрешку или мишку и зайку, лист бумаги, широкая и узкая кисти и гуашь. Посадите малыша на колени и расскажите ему, что матрешки (или мишка с зайкой) решили отправиться в гости, но заблудились, потому что не могут найти дорожку.

Предложите ребеночку вместе нарисовать дорожки для матрешек – широкую для большой матрешки и узенькую — для маленькой. Помогите крохе обмакнуть широкую кисть в краску и провести линию, пусть он попробует повторить этот «фокус» с узкой кистью самостоятельно. Обсудите с ребенком, что вы видите на рисунке и почему. Спросите его, какая дорожка подойдет для большой матрешки, а какая – для маленькой. Если малыш затрудняется ответить или дает неправильный ответ, ответьте сами и все равно похвалите его. Порадуйтесь вместе с малышом тому, что матрешки теперь могут пойти по дорожкам и попасть в гости.

Можно учиться катать шарики и только потом расплющивать их, надавливая пальчиком (поначалу вам придется делать это, взяв пальчик крохи в свою руку, но очень скоро он научится делать это самостоятельно). Можно размазывать кусочки пластилина по листу, стараясь не выходить за границы рисунка – у вас получится работа в технике «пластилинография».

Самое главное – не стремитесь сразу же получить шедевр для украшения вашей квартиры. Пока для крохи гораздо важнее процесс, ведь он знакомится с новым материалом и учится новому способу воздействия на него. Берите с него пример!

Вот и все, что я хотела рассказать вам о том, как развивать ребенка в 11 месяцев . Надеюсь, вы помните об играх и занятиях предыдущих месяцев и регулярно играете в них с ребенком, а это значит, что вашему малышу некогда скучать, а у вас есть время, чтобы как следует подготовиться к празднованию первого дня рождения крохи. Но не забудьте, что в следующий раз вас ждет очередная порция .

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Играя, кроха получает знания о мире, закрепляет приобретенные навыки и обучается новым. Узнайте о лучших развивающих занятиях и играх с ребенком 11 месяцев.

Проводя раскопки в местах древнейших поселений людей, археологи часто находят детские игрушки: погремушки, куклы, фигурки животных и даже настольные игры. Этот факт свидетельствует о том, что игровая деятельность сопровождает человека со времен первобытного общества и до сих пор остается основным средством познания мира. Особенно важны игры с ребенком 11 месяцев. Ведь в этом возрасте малыш не только развивается физически, совершенствует двигательные и мыслительные навыки, но и накапливает первый жизненный опыт, который станет основой его поведенческих реакций на всю жизнь. На родителей в этот момент ложится большая ответственность — грамотно и в доступной форме донести до сознания крохи первые знания о мире, закрепить уже приобретенные навыки и обучить новым.

Развиваем память и мышление

В возрасте 11 месяцев совершенствуется механизм запоминания. В памяти малыша откладываются зрительные образы предметов с их свойствами и целые цепочки событий. Опираясь на них, ребенок уже выполняет сложные мыслительные операции: находит предметы, выделяет их из ряда других, группирует по однородным признакам, сравнивает по форме и размеру. Это говорит о том, что наряду с преобладающим наглядно-действенным мышлением, у малютки начинают складываться элементы образного мышления.

Занятия и использованные в них игрушки для детей 11 месяцев должны быть направлены на тренировку и усовершенствование логического и абстрактного мышления, умения выполнять анализ и синтез, а также делать выводы и умозаключения.


Мышление ребенка зависит от его активных действий, направленных на изучение мира. Этим объясняется стремление исследовать, разбирать предметы и манипулировать ими. Никогда не ругайте малыша за сломанную игрушку – это не проказы, а единственный способ познать окружающую действительность.

Что умеют маленькие пальчики

Говоря об 11-и месячном малыше, нужно отметить значительное расширение диапазона его умений и навыков. Теперь кроха уже свободно владеет щипковым захватом, противопоставляя большой палец остальным, умеет координировать свои движения, а также учится исследовать мир с помощью дополнительных предметов – взяв в руки палочку, может перевернуть ею камень, или, зачерпнув ложкой кашу, поднести ее ко рту. Чтобы совершенствовать эти умения и, шаг за шагом, двигаться вперед, чаще проводите занятия и игры для детей, развивающие мелкую моторику.


Родителям стоит обратить внимание, что в возрасте 11 месяцев уже можно определить, какая рука является для малыша ведущей. Присмотритесь, какой рукой ребенок берет игрушку, ложку – и сразу все станет ясно. Ни в коем случае не пытайтесь переучивать левшу – так вы только навредите его развитию.

Повторяю за родителями

Родители являются непререкаемым авторитетом для ребятишек в возрасте 11 месяцев. Только в присутствии мамы и папы ребенок раскован и спокоен, так как полностью им доверяет. Мало того, малыш старается копировать все, что делают взрослые. Этой возрастной особенностью обязательно стоит воспользоваться, чтобы социализировать кроху и обучить нормам и правилам общения и поведения.


Важно, чтобы с малышом занимались и мама, и папа. Ведь манера играть у них будет совершенно разная.

Папы, как правило, более активные, шумные и эмоциональные, делают упор на физическое развитие ребенка. А усидчивые и терпеливые мамы уделяют больше внимания интеллектуальному развитию и обучающим моментам.

Занятия, развивающие речь

В 11 месяцев общение с малышом выходит на новый уровень. Теперь он уже понимает значение многих слов, адекватно реагирует на просьбы «дай», «возьми», «положи». Ребенок может даже выполнить простые поручения, например, принести тапочки маме или пульт от телевизора папе. Кроха не упустит возможности вступить с вами в разговор, произносит простейшие слова, указывает пальцем на желаемый предмет, может выражать свои эмоции и настроение. В его лексиконе появляются междометия «ай», «ой», «ах» и звукоподражания.
Нужно учить малыша новым словам, звукам и жестам, пока стремление к общению и речи велико.


Читая книжки, не сажайте малыша к себе на колени. Лучше сесть лицом друг к другу, чтобы ребенок мог следить за вашей артикуляцией и мимикой.

В одиннадцать месяцев продолжаем проводить с малышом занятия на общее физическое развитие, укрепление мышц спины, рук и ног, координацию движений и укрепление вестибулярного аппарата. Они будут очень полезны ребенку, который только начинает ходить.


Гуляя на улице, не держите малыша в коляске. Прогулки должны быть активными. Поводите кроху за ручку, поднимитесь с ним по ступенькам, покажите, как лезть на лесенку и скатываться с горки. Такие занятия дадут заряд бодрости и хорошего настроения и вам, и маленькому непоседе.

Игры для детей от 10 месяцев до 1 года

Этот возраст называют возрастом «Маленького мыслителя»

К концу первого года жизни увеличивается физическая подвижность малыша, многие дети начинают свободно перемещаться по квартире, с удовольствием ходят по комнатам с помощью взрослых, а иные уже и самостоятельно. Совершенствуются координация движений и мелкая моторика. Ярко выражена у малыша и потребность в исследовании. Ребенок много времени проводит, наблюдая за попавшими в поле зрения предметами, исследует их свойства, пробует на зубок, очень любит играть с водой, с большим удовольствием шлепает ладошками или ножками по воде, пытается поймать струю воды. Выражен интерес к мелким предметам (дети любят возиться с подарками от Деда Мороза, разглядывая разноцветные конфетные фантики). С целью изучения свойств предметов ребенок опрокидывает, катает их, вкладывает и достает из коробочки. Появляется интерес к книгам и к процессу переворачивания страниц. Малыш любит находить укатившиеся предметы, сам прячет что-либо и с большим удовольствием сам это находит. Увеличивается количество произносимых слов. Ребенок знает, что может использовать взрослых в своих целях: звать на помощь, играть и т. д. В этот период дети особенно радуются одобрению и похвале.

Слон или часики, «ДА» или «НЕТ»

Цель игры : принятие самостоятельных решений, выработка осторожности и безопасности в процессе исследования.

Игрушки, бытовые приборы.

Ход игры : любознательность малыша не знает границ, когда он приступает к исследованиям. Первое время Вы должны быть рядом, чтобы обеспечить его безопасность. Если вы видите, что ребенок лезет к розеткам (в розетки должны быть вставлены специальные заглушки), то стоит остановить его и сыграть в игру «Часики»: влево-вправо значит «НЕТ», не подходи. Обязательно проверьте, как усвоил ребенок игру, отойдите от розеток, потом вновь к ним вернитесь и спросите: «Что говорят часики?» Убедитесь, что часики говорят правильно. Понаблюдайте, как будет себя вести ребенок, если он вновь приближается к розеткам. Если же чувство опасности не сформировалось, то стоит еще раз сыграть в «Часики», и так до тех пор, пока малыш не усвоит, что розетки трогать нельзя.

Для того чтобы выработать дифференцированный подход к ситуации, спрашивайте ребенка, кто говорит, слон или часики, когда он играет с мячом, другими игрушками, когда подходит к плите и т. д.

Родителям на заметку

Необходимо как можно раньше дать ребенку понять, что есть вещи, которые опасны, и их трогать нельзя.

Что в мешочке

Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

: 2-3 матерчатых мешочка, наполненных различными по фактуре материалами (сахаром, солью, фасолью, мелкими камушками и т. д.) и несколько пустых чашек или коробочек, одеяло.

Ход игры : расстелите на полу одеяло, посадите на него ребенка и сядьте рядом. Поставьте перед малышом мешочки и пустые чашки или коробочки. Дайте ребенку возможность потрогать руками мешочки, пусть он немного с ними поиграет. Привлеките его внимание вопросом: «Давай посмотрим, что у нас в мешочке?» Развяжите мешочек, покажите малышу его содержимое, продемонстрируйте, как можно пересыпать содержимое мешочка в пустые чашки или коробки. Лучше всего, если вы научите малыша набирать содержимое мешочка в ладошку и пересыпать в пустую емкость. Как только ребенок справится с содержимым одного мешочка, помогите развязать следующий, и пусть малыш повторит все сначала. В конце игры вместе с ребенком наполните вновь мешочки их содержимым.

Куличи

Цель игры: развитие мелкой моторики, целенаправленных действий, развитие навыков коллективной игры.

Необходимые материалы и наглядные пособия: детское ведерко, различные формочки, совок.

Ход игры : во время прогулки подойдите к песочнице, покажите ребенку, как пользоваться совком. Пусть малыш набирает песок в ведерко. Как только ведерко будет полным, аккуратно переверните его вверх дном, покажите крохе, что из этого получилось.

В дальнейшем сделайте из песка и другие фигурки из имеющихся формочек. Ребенку нравится что-либо строить из песка, в дальнейшем он самостоятельно будет делать куличики, домики и т. д.

Родителям на заметку

Следите за ребенком, чтобы он не бросался песком и не бил совком других детей, приучайте его к мирному разрешению конфликтов.

Замок из песка

Цель игры : развитие воображения, мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия : совок.

Ход игры : вместе с ребенком постройте замок, фантазируйте, стройте различные лабиринты, по которым течет вода, башни, стены, дайте малышу вдоволь насладиться возможностью покопаться в песке, поиграть с водой. Малышу доставляет огромное удовольствие шлепанье ладошками по воде и мокрому песку.

Аэробика

Цель игры: развитие координации движений, чувства ритма, эмоционального контакта и взаимопонимания.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка, одеяло.

Ход игры: включите ритмичную музыку, разработайте и делайте несложные упражнения, подбадривайте ребенка, громко и четко считайте. Возьмите малыша за руки, немного попрыгайте, лягте на пол и сделайте несколько упражнений лежа на полу. Ребенок будет повторять за вами движения, ему очень нравится заниматься физкультурой с папой и мамой. После занятия обязательно похвалите малыша.

Родителям на заметку

Занимайтесь аэробикой вместе с малышом, это способствует лучшему взаимопониманию и установлению эмоционального контакта.

Папа, мама, баба, дед

Цель игры: развитие навыков общения, восприятие речи, узнавание папы и других членов семьи на фото.

Необходимые материалы и наглядные пособия: семейные фотографии.

Ход игры : посадите малыша около себя, возьмите в руки семейный альбом. Покажите малышу фото членов семьи, посмотрите на его реакцию: узнает ли он маму, папу, бабушку, дедушку. Дети довольно быстро ориентируются, а некоторые безошибочно узнают родных и близких. Переворачивая страницы семейного альбома, спрашивайте у малыша: «Покажи, где папа (мама и т. д.)», хвалите за правильные ответы. Детям нравится рассматривать фотографии, они издают радостные звуки, оживляются, когда видят знакомые лица, узнают на фотографиях и себя. Когда ребенок рассматривает фото, спрашивайте у него: «Где у папы нос, рот?» и т. д. Хвалите его за правильные ответы.

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она в моих затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Чистим зубки

Цель игры : развитие гигиенических навыков.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкая зубная щетка.

Ход игры : утром и на ночь необходимо приучать малыша чистить зубы. Для достижения хороших результатов лучше всего чистить зубы вместе с ребенком. Глядя на вас, он будет копировать ваши движения, а одобрение и волшебная фраза: «Посмотрите, какой большой, уже и зубы чистит!» действуют фантастически: ребенок начинает чистить зубы при первом же упоминании об этом. Научите ребенка полоскать рот, мыть щетку, убирать ее на место. Когда малыш чистит зубы, можно приговаривать:

Пять зубов у нас во рту.

А годок пройдет,

Будет полон рот.

Попадет морковь на зуб —

Хруп-хруп, Хруп-хруп!

Попадет капустка,

И ей не будет спуска.

И в орехах знаем толк —

Щелк, щелк,

Щелк, щелк!

После того как малыш почистил зубы, обязательно скажите: «Зубы стали чистыми, говорят спасибо».

Меткий стрелок

Цель игры : развитие координации движения, глазомера, ловкости, общей моторики.

Необходимые материалы и наглядные пособия: детское ведерко, желуди, орехи.

Ход игры : поставьте ведерко недалеко от малыша, покажите ему, как орех или желудь летят в ведро. Когда ребенок будет пытаться попасть в ведро, немного наклоните емкость в сторону малыша, чтобы он смог закинуть орехи или желуди самостоятельно. Хвалите его за меткость. Сосчитайте число попаданий. Малышу, как правило, нравится игра и он довольно долго может предаваться этому занятию. Не торопите его и резко не прекращайте игру, пусть он играет, пока есть желание. После игры вместе соберите орехи и желуди в ведро, поставьте ведро на место.

Родителям на заметку

Внимательно присматривайтесь, как играет ребенок, и вы сможете увидеть много полезного для себя, что заставит задуматься, изменить свое поведение и отношение к нему.

Мышка бежала

Цель игры : развитие исследовательских способностей, применение приобретенного опыта, развитие взаимопонимания.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мячик.

Ход игры : ребенок играет с мячиком. Незаметно измените траекторию движения мячика, чтобы он закатился под стол, стул, за шкаф, при этом приговаривайте:

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Мячик под стол (стул и т. д.) закатила.

Попросите малыша достать мячик. Если он долгое время не может справиться с задачей, придите на помощь (помощь должна быть минимальной или только создайте видимость помощи). Как только ребенок достанет игрушку, обязательно похвалите его за старание. Дети с большим нетерпением ждут, что мяч закатится куда-либо, поэтому они с удовольствием сами направляют его под кровать или еще куда-либо. При этом ребенок радуется, он открыт для общения и требует его. После игры возьмите малыша на руки, прижмите к себе, поцелуйте.

Кукла (мишка, собака и т. д.) заболела

Цель игры : развитие навыков самостоятельной игры.

Необходимые материалы и наглядные пособия : кукла (мишка, собака, и т. д.).

Ход игры : малыш играет с куклой или другой игрушкой. Скажите ребенку, что его игрушка заболела и ее надо полечить, наблюдайте, что он будет делать. Постарайтесь направить его действия на уход за куклой, на доброе к ней отношение. Ребенок совершает с больной игрушкой те действия, которые испытал и сам со стороны взрослых, когда болел, сидел за столом, ложился спать. Помогите малышу вылечить игрушку, если он растерялся и не знает, что делать.

Строим дом

Цель игры : развитие целенаправленных действий с игрушками.

Необходимые материалы и наглядные пособия: пластмассовые кубики различной величины, одеяло.

Ход игры : расстелите на полу одеяло, посадите на него ребенка, сядьте рядом с ним. Из коробки осторожно вынимайте кубики и начинайте строить дом. Ребенка сознательно не привлекайте к игре. Через некоторое время малыш сам активно включится в строительство. Приучайте его играть тихо и спокойно, покажите, что может произойти, если движения будут резкими (домик упадет). Постепенно самоустраняйтесь, чтобы малыш играл и строил самостоятельно, без вашей помощи. Если домик падает, успокойте малыша и предложите попробовать построить дом еще раз. Если у ребенка ничего не получается, отвлеките его и уберите кубики. Вернитесь к игре через несколько дней, кубики постарайтесь положить так, как они лежали несколько дней назад. После того как дом будет построен, вместе уберите игрушки на свое место.

Животные

Цель игры: развитие координации движения, артикуляции, художественного подражания, сопоставления.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки-животные, книжки с изображением животных.

Ход игры.

1-й вариант : ребенок может ходить по комнате, необходимо привлечь его внимание, показывая игрушку.

«Саша (имя ребенка) прыгает, Саша скачет, как серенький зайчик». «Как зайка скачет?» (ребенок показывает, как прыгает заяц).

«Саша ходит, как котенок, выгибая спинку», «Как ходит котенок? », «Котенок хочет есть и говорит всем: "Мяу"».

Подобным образом продолжают спрашивать обо всех животных.

2-й вариант : вместо игрушек используют книжки с изображением животных. Мама или папа спрашивают, показывая изображение животного: «Кто это?» Ребенок может отвечать, подражая животному звуками или жестами. Внимательно всматривайтесь в жесты малыша для того, чтобы лучше понять его язык.

После игры вместе положите игрушки и книжки на место. Похвалите ребенка за его знания и старания.

Отпечатки (или первые картинки)

Цели игры: развитие мелкой моторики рук, массаж активных зон ладоней.

Необходимые материалы и наглядные пособия : гуашь, лист ватмана, чистые тряпки для рук.

Ход игры: расстелите лист ватмана на столе или на полу. Возьмите гуашь и намажьте ею руку ребенка. Пусть малыш привыкнет к тому, что у него рука другого цвета. Приложите руку ребенка к листу ватмана, наблюдайте за реакцией, посмотрите, что он будет делать дальше. Вытрите руку чистой тряпкой. Повторите все со следующим цветом, только уже не помогайте ребенку. Через некоторое время на ватмане будет нарисована картина. Повесьте ее в детской комнате. Похвалите ребенка за старания.

Можно рисовать подобным образом и ногами, если намазать гуашью стопы. Импровизируйте. Подобная игра доставляет малышу массу положительных эмоций.

Родителям на заметку

Не оставляйте без внимания работы малыша, организуйте выставку первых детских рисунков.

С раннего возраста приучайте ребенка к тому, чтобы он аккуратно обращался с книгами и не рвал их.

Читаем книжки

Цель игры: развитие мелкой моторики, развитие понимания речи, целенаправленных движений с предметами, познавательных способностей.

Необходимые материалы и наглядные пособия: книжки с яркими картинками и толстыми страницами.

Ход игры : посадите ребенка на колени, возьмите книжку. Переворачивайте страницы книги медленно, чтобы привлечь внимание малыша. В скором времени он самостоятельно начнет переворачивать страницы. Останавливайте его, если он переворачивает страницы очень быстро, объясняйте, что не успели прочитать, или задержите внимание малыша на картинке, чтобы он смог показать и изобразить животное или предмет, нарисованный на картинке. После того как книга прочитана, можно переворачивать страницы более быстро, но обязательно спрашивайте ребенка о том, что нарисовано на картинке или где лошадь, собака, как они говорят, как ходят, бегают и т. д.

После игры похвалите ребенка за аккуратность и любознательность.

Артикуляция

Цель игры : развитие речевого аппарата.

Ход игры : посадите ребенка напротив себя. Привлеките его внимание и попробуйте поиграть с ним в игру «Язычок дома, язычок пошел гулять».

Попросите малыша показать, какой у него есть язычок, попросите его спрятать, приговаривая: «Язычок пошел домой». Потом попросите показать язычок: «Язычок вышел погулять».

Повторяйте подобным образом несколько раз. Похвалите ребенка за старания, закончите игру тем, что язычок спрятался дома.

«Улыбнемся, посмеемся...» Улыбнитесь ребенку, вызовите ответную улыбку, постарайтесь, чтобы малыш как можно дольше улыбался.

«Часики или болтанка» . Попросите малыша показать, какой у него есть язычок, покажите ему, как может бегать язычок от одного угла рта к другому. Первое время упражнение может не получаться, но со временем подражательные способности малыша помогут ему выполнить данное упражнение.