Понимание речи. Этапы развития речи ребенка

Психология речи и лингвопедагогическая психология Румянцева Ирина Михайловна

Восприятие и понимание речи

Восприятие и понимание речи

Развитие и формирование речевой способности как ребенка, так и взрослого, овладение человеком речью, если обучение ей строится на онтогенетических началах, начинается с процессов речевого восприятия и распознавания речевых сигналов. Разобраться в основных положениях работы этих процессов важно потому, что их механизмы задействованы в понимании чужой речи – самого главного этапа в овладении речью иноязычной.

Основным средством создания Церкви является провозглашение Евангелия Иисуса Христа, которому ученики Господа направили проповедь всему миру, чтобы люди возродились через слово Божие, будут крещены в Церковь, которая, поскольку Тело Воплощенного Слова питает и живет словом Божьим и Евхаристическим хлебом. Поэтому Церковь возникает и живет благодаря слову Божьему и таинствам, которым должно предшествовать слово Божие, которое порождает веру, необходимую для их плодотворного действия. Поэтому деятельность Святого Духа как необходимого средства для создания и укрепления Церкви нуждается в слове Божьем.

Говоря о восприятии речи , нужно отметить, что иногда различают его психофизиологическую и психолингвистическую трактовки. Так, в психофизиологии этим термином обозначают «процессы обработки речевого сигнала, включающие первичный слуховой анализ, выделение акустических признаков, фонетическую интерпретацию. В качестве результата фонетической интерпретации рассматривается создание моторного (артикуляторного) образа услышанного сигнала» . В психолингвистике и психологии речи данный термин обозначает «систему процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание» .

Наверное, это не единственный фактор, который создает Церковь и создает церковную общину, но также таинства, особенно крещение и Евхаристию, и прежде всего Святой Дух, который работает в людях и побуждает их сливаться и общаться с другими в сообществе верующих. хотя он не является объективно самым важным фактором, его можно, в первую очередь, поставить в определенном смысле, поскольку он позволяет человеку поверить в его личный, неприспособленный поступок, вера также делит между теми, кто принимает слово Христа и решает пойти после него и тех, кто по тем или иным причинам остался равнодушным к слову или отверг его, поэтому это слово создает как бы связь, которая объединяет верующих.

Поскольку наша работа междисциплинарна и в понятие психолингвистики нами включается и психология речи, и психофизиология, то и наше понимание восприятия речи является широким – оно интегрирует в себе оба описанных выше подхода к указанному явлению. Более того, мы не отделяем речевое восприятие от восприятия общего, ибо считаем первое составной и органической частью общей психической функции. Мы расширяем и само понятие речевого восприятия, выводя его за рамки отражения и осознания сугубо лингвистических явлений, ибо оно есть психический и психофизиологический процесс и не может функционировать в отрыве от нервной системы и психики человека, принимающих и перерабатывающих информацию внешнего мира во всей ее полноте. Как мы уже говорили, вместе с языковыми сигналами в мозг человека попадают сигналы сопутствующие, без которых восприятие и распознание первых было бы не только затруднено, но и невозможно.

Слово является фундаментальным элементом этого единства, поскольку перед тем, как Церковь сосредоточит свое внимание на шрифте, она должна сначала сливаться ез слово Бога. Церковь - это сообщество спасенных людей на пути к полноте спасения. И «это само по себе является силой, посредством которой достигается спасение: основные задачи Церкви - спасти людей или объединить их с Богом». И святой Петр говорит об этом спасении: «Ибо вы снова призваны не от умирающего семени но из нерушимого, благодаря слову Божьему, которое живое и продолжительное».

Восприятие, которое в зависимости от используемых анализаторов может быть слуховым, зрительным, осязательным, обонятельным и вкусовым (это так называемые модальности восприятия), представляет собой отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. И хотя на первый взгляд может показаться, что как ребенок, делающий первые шаги в освоении родной речи, так и взрослый человек, который начинает обучаться речи иноязычной исключительно на слух, пользуются лишь слуховым анализатором, на самом деле это далеко не так. В усвоении человеком речи всегда, с самых первых мгновений, бывают задействованы все виды имеющихся анализаторов, поэтому восприятие речи можно назвать полимодальным.

Таким образом, жизнь Бога, без которой нет Церкви, существует благодаря слову Божьему, поскольку слово Бога является таким важным элементом в росте, существовании и развитии Церкви работа в людях является одновременно развитием Церкви. Мы живем в Церкви и составляем ее часть. В Церкви слово Божие непрестанно звучит. Дело в том, что молодые люди понимают и принимают отношения между словом Божьим и Церковью, ее творением, существованием, развитием и спасительной деятельностью. Понимание и принятие церковной силы слова Божьего позволяет послушать ее, что способствует более плодотворному развитию и совершенствованию Церкви.

Нам очень нравится выражение «привиться с молоком матери», потому что оно очень образно и точно отражает суть постижения человеком речи – язык приходит к ребенку через органы чувств, которые у маленького человечка сильно обострены. Они очень чутко улавливают не только собственно речевые сигналы, но и любые сопутствующие раздражители: ведь только таким образом поначалу осуществляется у ребенка связь с миром. Так, мать подходит к малышу, ласково говоря: «Это мама!». И вместе с этим созвучием в душу ребенка проникает свет ее улыбки, запах и вкус молока, нежность прикосновения рук, тепло груди. Органы чувств тонко реагируют на малейшие изменения интонации и тембра голоса, выражения глаз, мимики, жестов – всего того, что сопровождает звучащую речь, и после первичной обработки посылают эту сложную информацию в мозг. Попадая через органы чувств в святая святых – в мозг человека, отражаясь и закрепляясь там в виде нейронных связей, эти, казалось бы, неречевые сигналы, являются речевыми в том смысле, что пронизывая речь тысячей ярких страхующих нитей, помогают ей прижиться в сознании и подсознании человека. Многократно услышав слово «мама», связанное с целым комплексом сложных ощущений, малыш будет скоро не только в состоянии распознавать его, но и со временем произносить.

И все же, поскольку эта молодежь изучает секреты Церкви, делает ее более совершенной частью и содействует работе евангелизации. Мы достигаем этого с помощью плодотворно услышанного и провозглашенного слова Божьего. Для того, чтобы он действительно выполнял роль церкви, нужно понимать и принимать его значение в восстании, в существовании и развитии Церкви, в деятельности Иисуса Христа и апостолов и в нынешних действиях народа Божьего. Эти три этапа существования Церкви составляют три точки текущей катехизации.

Наиболее важным из них является третий пункт, который обновляет предыдущие два. Без него катехизация скорее была бы информацией о прошлых событиях, о прошлых действиях Бога, не имела бы для нас жизненного значения. Слово Божье собирает и объединяет нас и других людей сегодня в один Божий народ, то есть в Святую Церковь. Это не только понимание этой истины, но прежде всего ее выживание и формирование ее отношения к слову Божьему, так что оно действительно становится инструментом для роста и обогащения Церкви.

Поэтому, обучая и взрослых людей, так важно не забывать вместе с развитием речи развивать в них как чувствительность анализаторов, раскрывая и расширяя все возможные сенсорные каналы, по которым поступает информация, так и сами угасшие порой чувства.

Именно по этому пути следует идти и во время коррекции различных искажений восприятия (напомним, что в нашем тренинге обе эти задачи – обучения и психокоррекции, решаются одновременно).

Понимая и принимая с верой истину о том, что Христос создал Церковь словом и делом и всей его Личностью, и что, присутствуя среди своих учеников в апостольские времена, через провозглашенное слово Божие и свидетельство жизни христиан, расширял и укреплял общение с Богом, он должен помочь ученикам глубже понять и жить верой в реальность присутствия Христа также в сегодняшней Церкви. Христос сегодня присутствует в Церкви и через слово Божие, а свидетельство о жизни христиан создает, укрепляет и расширяет общение людей с Богом.

Похоже, что конечная цель катехизации может быть достигнута с наибольшей выгодой благодаря разговору со студентами, в которых каждый будет вовлечен. В пособии ученика содержатся свидетельства о создании сообщества людей с Богом через проповедь Бога в Евхаристии, в катехизации, в отступлениях и через религиозное чтение. Но пусть молодые люди дают, как более убедительные, свидетельства из собственного опыта или из близкого окружения. Только в качестве последнего средства или в качестве дополнения вы можете использовать сертификаты, предоставленные в учебнике ученика.

Ведя разговор о речевом восприятии, нужно заметить, что, как и всякое восприятие, оно константно , т. е. проявляется в независимости образа от физических условий восприятия. Так, говоря о слуховом восприятии, мы непременно узнаем фразы «Здравствуйте!» и «До свидания!», независимо от того, кто их произнес – мужчина, женщина или ребенок и каким по тембру голосом. Мы постоянно будем узнавать, например, мелодию «Подмосковные вечера», независимо от того, исполняется она симфоническим оркестром, оркестром русских народных инструментов или просто на фортепиано, саксофоне или гитаре. Аналогично этому, как дети, так и взрослые, очень чутко воспримут интонации радости, восторга или гнева, независимо от того, кому они принадлежат. Попутно напомним, что восприятие, распознавание и воспроизведение речевого сигнала всегда начинается с просодических средств, т. е. с ритмико-интонационного рисунка. А поскольку слуховое восприятие, а одновременно с ним внимание и слуховая память, изначально опираются на мелодические и ритмические компоненты звукового сигнала, то бывает целесообразно при обучении речи оформлять звучащие тексты не только интонационно, но и музыкально (о чем под несколько иным углом уже говорилось ранее).

Они предназначены для ознакомления с ними дома. Мартин, Читая Библию как Слово Божье, транс. Общая цель: Студенты должны открыть для себя силу Божьего слова и увидеть практические последствия, вытекающие из этого для их жизни. Слово как инструмент встречи.

В купе железнодорожного вагона есть несколько человек, совершенно чуждых, изначально все читают, наблюдая за пейзажем или пассивно ожидая конца путешествия, но через некоторое время кто-то обычно привлечет внимание, кто-то другой ответит и обменяет. все о и ничего: ход поезда, техническое состояние железных дорог, погода и т.д. также случается, что будут затронуты более человеческие и личные вопросы: семейные, образовательные и профессиональные трудности. люди, которые чужие друг другу внезапно чувствуют себя более связанными, между ними устанавливаются связь и связь.

Восприятие всегда целостно , т. е. образ воспринимается как устойчивое системное целое. Принцип целостности восприятия восходит к гештальт-психологии, в рамках которой была выдвинута и экспериментально обоснована идея целостности образа и не сводимости его свойств к сумме свойств составных элементов. Предметы и явления окружающего мира воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных объектов, а интегрируются в целостные образы. Так, услышав фразу, мы воспринимаем ее целостно, синтетически, а не как сумму отдельных слов, слово также воспринимается единым смысловым целым, а не совокупностью конкретных звуков. Именно поэтому при обучении целесообразно предъявлять речевой материал не в аналитической, а в синтетической форме – фразами и целыми текстами. Разложение текстов, фраз и слов на отдельные составляющие связано с последующими операциями головного мозга.

Время вождения проходит быстро, и в конце поездки есть некоторое сожаление, что вы должны расстаться со случайностью, что случайная встреча в поезде станет возможностью для длительной, настоящей дружбы, а иногда и для брака. Христос инициировал Церковь.

Тайна Святой Церкви раскрывается в его предположении: потому что Господь Иисус начал свою Церковь, провозгласив радостную новость, а именно, пришествие Царства Божьего, обещанное веками в Писании: «Пришло время, и приблизилось Царство Божье». И Царство осветило людей словом, делами и присутствие Христа.

Понимание речи возникает тогда, когда начинает происходить различение воспринимаемых речевых единиц (фраз, слов) и их распознавание (узнавание). Механизмы этого процесса основываются на том, что кора головного мозга вырабатывает нервные связи, с помощью которых разнообразные звуковые образы (акустические речевые сигналы) оказываются связанными при восприятии в определенные блоки: слова – в сверхфразовые единства, фразы и особые ритмические группы (синтагмы), звукосочетания – в слова. Дело в том, что, например, во фразах слова располагаются не хаотически, а следуют друг за другом в определенном порядке. То же самое происходит и со звуками в словах. Это приводит к установлению между ними особых стереотипных связей (каждая фраза – стереотип сочетаний слов, каждое слово – стереотип звукосочетаний), которые в процессе восприятия находят свое отражение в выработке соответствующих связей в коре головного мозга. Более того, возникает и закрепляется целая система таких нервных связей, благодаря которой звуковые образы воспринимаются и узнаются не разрозненно, а целостно, связанными во фразы и слова.

Апостолы следовали по пути Христа. Апостолы, наставляемые словом и примером Христа, пошли по тому же пути. С самого начала Церкви ученики Христа работали, чтобы направлять людей к Светлости Христа, а не принуждением или недостойностью Евангелия, но прежде всего силой слова.

Апостолы провозглашают хорошие новости. Те, кто рассеялся в результате преследования, разразившегося из-за Стефана, достигли Финикии, Кипра и Антиохии, проповедуя слово только евреям, некоторые из них из Кипра и Сирены, которые после приезда в Антиохию также поговорили с греками и они рассказали Благую Весть о Господе Иисусе, и рука Господня была с ними, потому что многие уверовали и обратились к Господу.

Так же, как ребенок сначала начинает понимать не отдельные слова, а целые фразы (причем и «фраза, – по словам М. М. Кольцовой, – воспринимается не сама по себе, а лишь как часть какого-то еще более общего воздействия на нервную систему» ) и только потом становится способен производить операции вычленения более мелких речевых единиц из более крупных, так и понимание иноязычной речи взрослым человеком начинается на уровне целых фраз, и только лишь после этого наступает этап разложения их на составные элементы. Более того, на начальных этапах обучения звучащие фразы воспринимаются и распознаются слитно, как единое смысловое целое, как одно большое «слово» (например, англ. How-do-you-do «здравствуйте», How-are-you «как поживаете», Don’t-mention-it «пожалуйста»). Однако при помощи все тех же установившихся нервных связей, фразы эти, так же, как и слова, способны в дальнейшем разлагаться на речевые единицы, особенно при включении мыслительных операций.

Свидетельство о жизни первых христиан. «Все те, кто верили вместе, были вместе и делили все с поклонением Богу, и все люди были добры к ним, и Господь каждый день давал им тех, кто получал бы спасение». Осведомленность о присутствии Христа. При таком взгляде Петр говорил людям: Израильтяне, и почему вы смотрите на нас, как если бы мы сделали Бога наших отцов, Бога Авраама, Исаака и Иакова, с его собственной силой или благочестием, он открыл для своего слугу Иисуса, но вы Ты отпустил его и опроверг его перед Пилатом, когда он решил освободить его, ты отрицал святых и праведных, и ты помиловал убийцу за убийство.

Далее (и мы частично говорили об этом выше), для того, чтобы как ребенок, так и взрослый научились воспринимать, понимать и вслед за этим воспроизводить речь быстрее и лучше, необходимо, чтобы слышимые звуковые образы связывались при восприятии с целым комплексом ощущений, движений и эмоциональных переживаний, получаемым от объекта или предмета, этим словом обозначаемым. Так, например, фразу «Дождик!» (а это именно фраза, ибо в отличие от слова она предикативна, а предикативность ее выражена просодическими средствами) ребенок воспримет, поймет, запомнит и распознает в следующий раз лучше, если он намочит под дождиком ручки, почувствует запах этого дождя, услышит его шум, увидит водяные струи и даже попробует их на вкус. Воспоминания будут еще более яркими и крепкими, если при знакомстве с дождиком он будет чувствовать радость и ощущать иные положительные эмоции. Именно по этому принципу раскрытия всех сенсорных каналов человека и настройке его эмоциональной сферы построены многие упражнения ИЛПТ.

Ты убил дарителя жизни, но Бог воскресил его из мертвых, что мы наблюдаем, и благодаря вере на его имя этому человеку которого вы видите и кого знаете, это имя вернуло вашу силу. Каждое воскресенье торжественные соседи отправляются в соседнюю церковь.

Перед приездом Пилигрима мы одеваем окна и балконы. Далекая семья редко посещает ее, и нотариус, няня, работающая на другом конце Варшавы, может посвятить ей - как сейчас - час или два в день. Мы с женой немного помогаем миссис Каси, готовим ее шесть месяцев. Есть также дама с соседней улицы, которая довольно часто поддерживает миссис Касью с ее ранеными действиями. Однако у нас создается впечатление, что этого недостаточно, чтобы начать медленно. Кася ослабевает с каждым месяцем. Это требует более частого присутствия добрых людей.

Даже абстрактные, а не только конкретные понятия можно предъявлять для восприятия не исключительно на слух, а включая, задействуя и развивая другие, важные для речеобразования, сенсорные анализаторы. Так, восприятие и воспроизведение названий времен года, устное описание погоды и природных явлений может сопровождаться показом репродукций прекрасных картин из Третьяковской галереи (И. И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», А. К. Саврасова «Грачи прилетели» и др.). При этом хорошо использовать звучание красивой музыки, например, «Времен года» П. И. Чайковского или этюдов Ф. Шопена, а может быть предложено и иное, стимулирующее слух и эмоции, звуковое оформление – в виде пенья птиц, журчанья ручьев, раскатов грома и шума дождя. Можно наполнить аудиторию запахом трав, цветов или моря. А еще лучше будет включить при этом у учащихся двигательные функции и изобразить пантомимой катанье на лыжах с гор, купание в реке, сбор грибов и ягод в лесу. Мы уже отмечали, что, как совершенно верно пишет М. М. Кольцова, «именно в двигательной области объединяются нервные импульсы со всех органов чувств» – в этом проявляется активность восприятия. Как считал И. М. Сеченов, мышечное чувство примешивается ко всем ощущениям, усиливает их и помогает связать в единое целое. Именно поэтому движение, действие с предметами и активность человека в тренинге и игре способствует развитию речи как ребенка, так и взрослого.

Вот почему мы позволили себе написать дюжину предложений. Может быть, кто-то из вас узнает, что она может что-то сделать для миссис Касия? У нас нет времени, потому что через три дня мы отправляемся с детьми на праздники. Траф хочет, чтобы две недели спустя, между вокзалом и домом, мы встречаем нашего соседа-благодетеля в автобусе. Как эта леди, мистер Юрку? Будет ли что-то еще для нас? Кто мы в очереди? - спрашиваем мы с женой.

Соседка выглядит странно, затем улыбается безрадостной улыбкой. «Вы все еще первые», - говорит он наконец. Мойса, Слово Спасения, Краков. Фейле, Пьер Грелот, Слово Бое в: Словарь библейского богословия, под редакцией. Молодым людям по всему миру. Апостольское письмо Иоанна Павла 11 по случаю Международного года молодежи. В стареющих популяциях заболевания являются и будут серьезной социальной и медицинской проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения, оправдание является синдромом, вызванным болезнью мозга, как правило, хронической или прогрессивной природы, в которой нарушаются такие высшие корковые функции, как память, мышление, ориентация, понимание, учет, способность к обучению. силы, языка и оценки.

Восприятие и дальнейшая работа всех психических процессов всегда сопряжены с работой мышечной системы человека. В этой связи И. М. Сеченов говорил о «мышечных чувствах», т. е. ощущениях, которые поступают в человеческий мозг от движений работающих мышц и которые несут в себе разнообразную информацию о воспринимаемых объектах и явлениях. При восприятии речи это относится как к внутренней работе так называемых слуховых и речевых мышц, которые, получая речевой сигнал, реагируют на него внутренними незаметными глазу движениями, посылая эти двигательные импульсы в мозг и закрепляя там воспринимаемую информацию, так и к внешней работе всех мышц тела. Если мы услышим звук, то мы не только, как правило, повернем по направлению к нему голову. В барабанной перепонке и тонкой мембране внутреннего уха возникнут легкие колебания, которые передадут информативные раздражения на слуховой нерв, в мышцах нашей гортани незаметно произойдет настройка на силу, тональность, мелодику, ритм, тембр звукового раздражителя; речепроизводительные органы начнут невидимую деятельность по артикуляторной обработке акустического сигнала, подготавливаясь к работе по его воспроизведению. Собственно говоря, еще только воспринимая сигнал, обрабатывая его и выискивая в нем смысл, мозг, который функционирует как мультипроцессор и всегда настроен на продукт, уже готовится к воспроизведению этого сигнала.

Расстройства связи часты - хотя обычно это не единственный, а не первый - симптом опиатных заболеваний. При болезни Альцгеймера первыми симптомами языковых расстройств являются флюидные расстройства речи, трудности с выбором соответствующих слов. Следует подчеркнуть, что это первые симптомы расстройств связи в ходе болезни Альцгеймера - значительные и заметные нарушения, однако это не первые симптомы самой болезни, поскольку они обычно связаны с памятью. Расстройство дискурса, которое растет в ходе болезни, проявляется в хаосе выражения и информационной бедности.

М. М. Кольцова, анализируя работы И. М. Сеченова, отмечает, что И. М. Сеченов считал мышечное чувство не только обязательной составляющей любого ощущения, но и его доминантой. «Изучая биоэлектрическую активность мозга, – пишет она, – ученые установили, что любое воздействие – зрительное, звуковое, осязательное – обязательно вызовет повышение возбудимости двигательной области головного мозга» . Поэтому когда человек слышит звук, видит и трогает предмет, получает иные осязательные ощущения, «в его мозгу вспыхивает целая мозаика возбужденных очагов» , необходимых для выработки условных связей, при этом нервные импульсы со всех органов чувств объединяются и усиливаются именно в двигательной проекционной области .

У пациента мы замечаем так называемый «пустая речь» с небольшим ресурсом конкретной лексики и постоянно уменьшающимся количеством используемых терминов. Нарушения понимания являются результатом повреждения кортикальной височной доли. Заявления пациентов становятся фрагментарными, сломанными, способность называть вещи ухудшается, появляются стереотипы, пациент теряет нить и повторяет фрагменты речи. На этом этапе пациенты проявляют тенденцию говорить о прошлом, и они будут говорить о грубых ошибках.

На последнем этапе болезни Альцгеймера связь уже повреждена как вербальным, так и невербальным. Заявления пациента непредсказуемы, часто ограничиваются эхолалиями - непреднамеренное повторение услышанных слов, фраз, хотя и без понимания. Из-за глубокой нехватки памяти, отмены способности назвать и озвучить мысли, больной человек больше не может построить простейшее утверждение, это будут слова, лишенные смысла, причудливые. Нарушения связи на невербальном уровне означают растущие трудности с пониманием и выражением их мыслей с помощью языка тела, жестов, выражений лица, зрительного контакта.

Восприятие, память и прочие познавательные процессы работают лучше, если при восприятии явлений, в нашем случае речевых, человек совершает различные манипуляции. Так, ребенку, объясняя название предмета, обязательно нужно дать этот предмет посмотреть, потрогать или поиграть с ним. При этом очень важно создать ситуацию положительного аффекта. И. М. Сеченов приводит очень яркий пример чувственно-двигательного восприятия и познания речи ребенком, использованный в качестве иллюстрации в книге М. М. Кольцовой . «Вот, говорит он, маленький ребенок видит елку, трогает ее, колется иголками, чувствует смолистый запах – и весь этот комплекс ощущений связывается со словом «елка» (Цитируется по М. М. Кольцовой .)

То же самое – и при обучении взрослых людей. Вспомним пример с экзотическим фруктом, когда, воспринимая, запоминая и воспроизводя его название, человек опирается на сопровождающий слово чувственно-двигательный комплекс сигналов.

Наши чувства – это, действительно, ворота в мозг. И восприятие никогда не работает в одиночку. Воспринимая, человеческий мозг одновременно настраивает внимание, раскладывает информацию по кладовым памяти, подключает мышление, активизирует воображение. Поэтому если при подаче языкового материала при помощи специальных упражнений развивать у человека все модальности ощущений и восприятия: визуальные, акустические (слуховые), мышечные (двигательные), тактильные, обонятельные и даже вкусовые (что и происходит в ИЛПТ), – то при этом непременно разовьется и его память – человеку будет легко не только воспринимать и обрабатывать, но и запоминать этот языковой материал, мысленно преобразуя его в яркие визуальные образы, сопровождаемые цветом, звуком, запахом, тактильными ощущениями и соответствующими эмоциями. Такие образы, в создании которых участвуют все наши чувства, с органично вплетенным в эти образы языковым материалом, надолго сохранятся в сознании и подсознании человека. Даже уйдя в подсознание или в пассивные слои памяти, эти образы с сопровождаемыми их языковыми символами, могут легко выйти на свет из тени забвения, достаточно будет услышать знакомый звук, увидеть знакомый силуэт или движение, почувствовать знакомый запах, вызвать знакомые ощущения, воскресить забытые эмоции.

Из книги От 0 до 2. Лайф-менеджмент для молодой мамы автора Иоффе Наталья

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Восприятие Как считают психологи, совершенствование восприятия происходит в процессе тех действий, которые требуют различать цвета, формы, величину и классифицировать предметы по тем или иным признакам. Для развития восприятия ребенку необходимы однотипные предметы с

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Понимание и поддержка, равноправие в семье Дети с проблемами в развитии требуют немало внимания и времени со стороны родителей. Если у вас несколько детей, не ставьте себе в вину, что вы вынуждены тратить время на них неравномерно. Надо четко знать, что необходимо каждому

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ 3.1. Общая характеристика музыкального восприятия Музыкально-познавательные процессы представляют собой психические процессы, предметом и областью развертывания которых является музыка. Общая психология называет в качестве основных

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Восприятие величины у ребенка Попробуйте поставить себя на место малыша и, вспомнив детство, представить окружающий мир. Дети рождаются очень близорукими. Более-менее четко новорожденный ребенок может видеть лишь на расстоянии до 20 см, именно столько нужно для

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Понимание прочитанного В процессе обучения чтению существуют 3 уровня понимания. По мере того как ребенок достигает их один за другим, он демонстрирует окружающим обилие новых волнующих открытий. Естественно, что в первую очередь он получает удовольствие, обнаружив, что

Из книги Саммерхилл - воспитание свободой автора Нилл Александр Сазерленд

Родительское понимание Понимать значит быть свободным от предрассудков и от инфантилизма, вернее, свободным настолько, насколько это вообще возможно, потому что кто же может освободиться от условных рефлексов, приобретенных в раннем детстве? Понимание предполагает

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

Глава XIV Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе О понятии речевого онтогенеза и возможности его моделирования Мы не раз подчеркивали, что, обучая взрослых людей иностранному языку (а точнее, иноязычной речи,

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

1. Восприятие музыки Музыкальный вид деятельности – слушание музыки дает возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки. В процессе восприятия музыки

автора Маршалл Марвин

Проверка на понимание Люди должны знать, что вы не хотите причинить им вред. В этом разделе рассказывается, как сделать так, чтобы ребенок распознал неподобающее поведение и признал, что он его автор. Эту стратегию мы называем проверкой на понимание. Чтобы понять, кому

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Восприятие Обсуждение приемов преподавания будет неполным без разговора об органах восприятия и способах получения информации. Достаточно обрывка воспоминаний, чтобы вы оказались в прошлом, в забытом месте, среди знакомых лиц. Когда играют золотые хиты, сознание выдает

Из книги Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях автора Кэмерон Джулия

Глава 9 Искренность и понимание Мы можем научить ребенка быть честным и храбрым только в том случае, если сами проявляем эти качества. Если мы не боимся пробовать что-то, в чем ничего не понимаем, то наши дети последуют этому примеру и сами станут восприимчивы и открыты для

Нулевой. Ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.

Ситуативный. Уровень развития понимания речи: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

Номинативный . Ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, нарисованных на отдельных картинках, но с трудом - в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает и т. п.). Совершенно не понимает вопросов косвенных, падежей (чем, кому, с чем?).

Предикативный . Уровень развития понимания речи: ребенок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, отображенных на сюжетных картинках, различает значение нескольких первообразных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.

Расчлененный. Ребенок различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (стол - столы, улетел - прилетел).

Перечень диагностических заданий для исследования речи

Обследование понимания речи. Выявление объема пассивного словаря

Задание 1. Выяснить, понимает ли ребенок целостные слова, сочетания, которые он мог много раз слышать.

Задание 2. Выяснить, какие названия игрушек знакомы ребенку.

Задание 3. Выяснить, знает ли ребенок названия предметов, которыми пользуются в быту.

Задание 4. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных.

Задание 5. Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках.

Задание 6. Установить, названия каких действий знакомы ребенку.

Задание 7. Установить, сложилось ли у ребенка понимание направленности

действия, места действия или для кого это действие совершается.

Задание 8. Установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению.

Задание 9. Установить, какие названия признаков предметов знакомы ребенку.

Выявление понимания грамматических форм слов

Задание 1. Установить, различает ли ребенок грамматические формы ед. и мн. числа существительных.

Задание 2. Установить, понимает ли ребенок значение уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Задание 3. Установить, различает ли ребенок формы ед. и мн. числа глаголов.

Задание 4. Установить, различает ли ребенок предлоги.

Задание 5. Установить, понимает ли ребенок некоторые падежные окончания и конструкции.

Задание 6. Выяснить, понимает ли ребенок тексты разной сложности.

Обследование экспрессивной речи

1-й уровень

Задание 1. Установить, поддается ли родительскому учету активный словарь ребенка или нет (количество слов). ,

Задание 2. Выявить возможность речевого подражания.

Задание 3. Расклассифицировать первые детские слова по следующим видам:

а) правильно произносимые (мама, дай);

б) слова-звукоподражания (ав-ав, би-би);

в) слова-фрагменты или обрывки слов (за - зайчик)

г) контурные слова (тититики - кирпичики).

2-й уровень

Задание 1. Установить максимальное количество слов, употребляемых ребенком при составлении предложений. Задание 2. Выявить возможности словоизменения.

Задание 3. Выявить возможность использования предлогов.

3-й уровень

Задание 1. Установить максимальный объем употребляемых ребенком предложений и наличие элементов построения сложного предложения.

Задание 2. Предложить составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Задание 3. Предложить прослушать рассказ, ответить на вопросы по тексту и пересказать его.

Задание 4. Исследовать возможности словоизменения существительных по всем падежам сначала в единственном числе, а затем во множественном.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Логопедическое обследование ребенка (после 4 лет)

Основные характеристики

Первичное обследование

Динамика

Раннее речевое развитие (N, с задержкой)

Первые слова

Понимание обращенной речи

Совершенно не понимает обращенную речь

Понимание ограниченное (в пределах ситуации)

Понимание на бытовом уровне

Выполняет речевые инструкции

Понимание в полном объеме

Пассивный словарь

Название предметов реальных и на картинках

Понимание смыслового значения слова

Понимание действия предметов

Понимание простого сюжета

Понимание лексико-грамматических конструкций

Фонематический слух (различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова)

Сохранный

Характеристика экспрессивной речи

1-й уровень речевого развития

Полное отсутствие звуковых и словесных форм общения

Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания

Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражание

Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов)

2-й уровень речевого развития

Пользуется простой фразой. Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слова нарушена.

3-й уровень речевого развития

Пользуется развернутой фразой. недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.

Нормальный уровень речевого развития

Пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован нормально.

Особенности речи

Проявляет склонность к эхолалии

Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка)

Вербализм

Словарный запас (резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный)

Называние предметов и предметных картинок

Описание сюжетной картинки

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Пересказ текста

Понимание значения стихов, сказок

Творческий рассказ

Слоговая структура слова (нарушена, N)

Нарушения:

Парафразии (замены)

Элизии (пропуски)

Интеракции (повторение)

Контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)

Персеверации (отсроченное повторение)

Перестановка

Произносительная сторона речи

Степень разборчивости речи

Речь невнятная, малопонятная для окружающих

Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная

Разборчивость речи не нарушена (N)

Темп речи (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)

Ритм речи (N, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)

Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)

Дифференциация носового и ротового выдоха

Наличие нижнедиафрагмального дыхания

Ротовой выдох

N(сильный, звонкий)

Строение и подвижность органов артикуляции Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия)

Лицевая мускулатура

Гипомимия

Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония, Ы)

Сглаженность носогубныхскладок

Оральные синкенезии

Тремор подбородка

Ассиметрия

Гиперкинезы

Губы (толстые, тонкие)

Тонус (гипертонус, гипотония, дистония, N)

Подвижность (малоподвижные, подвижные)

Наличие расщелины или послеоперационных рубцов

Зубы (крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, наличие стемы,N)

Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)

Твердое небо (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов,N)

Мягкое небо (подвижное/неподвижное, длинное/короткое)

Расщелина или послеоперационные рубцы

Субмукозная щель

Язык

Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка

Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)

Гиперкинезы, тремор

Девиация (отклонение) языка (вправо, влево)

Посинение кончика языка

Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный)

Язык не выводится из полости рта

Произвольное высовывание языка

Верхний подъем

Боковые отведения (повороты вправо-влево)

Пощелкивание

Облизывание губ

Снижение амплитуды артикуляционных движений

Умение держать артикуляционную позу

Способность к переключению

Гиперсаливация

Жевание (не жует твердую пищу, затруднено,N)

Глотание (поперхивается, не нарушено)

Фонетико-фонематический строй речи

с ш р к й п а о

с’ ж р’ г ф б э у

з ч л х в т ы

з’ щ л’ м д и

Нарушение звукопроизношения

Усередненность гласных (нарушена лабиализация)

Недостаток произношения звонких согласных

Недостаток произношения глухих согласных

Недостаток произношения мягких согласных

Недостаток произношения твердых согласных

Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи

Фонетический строй речи сформирован достаточно (в пределах возрастной N)

Нарушение дифференциации звуков

Форма речевого расстройства у ребенка с дизартрией:

1. просодические расстройства плюс искажения звуков

    просодические расстройства плюс замены, пропуски звуков, но в целом слоговая структура слова остается без изменений

    просодические расстройства плюс звукопроизносительные расстройства (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слова

Заключение специалиста