Тест стили родительского общения. Тест "стили педагогического общения"

Какие мы родители?

Тест «Стили родительского поведения».

Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10.Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль . Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Признаете и поощряете растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускаете изменения своих требований в разумных пределах; дети превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Отдаете приказания и ждете, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливаете жесткие требования и правила, не допускаете их обсуждения; позволяете детям лишь в незначительной степени быть независимыми от вас; дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными

Либеральный стиль . Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Слабо или совсем не регламентируете поведение ребенка; безусловная родительская любовь Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми

Индифферентный стиль . Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! Не устанавливаете для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.

Что же касается личностных типов детей, то их было выделено, как уже говорилось, три. Назовем их и сразу соотнесем с особенностями родительской позиции.

1. Компетентные дети. Обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения. Склонны к исследованию самих себя и окружающего мира.

2. Избегающие дети. Преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении контактов не только дружеских, но и поверхностных. Склонны избегать новых или фрустрирующих ситуаций.

3. Незрелые дети. Не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Склонны к реакциям отказа во фрустрирующих ситуациях. Своей инфантильностью они прежде всего обязаны личностной незрелости своих родителей.

В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. В предложенной схеме адекватной родительской установке соответствует авторитетный стиль воспитания.


Главная > Документ

Тест « Стили родительского общения»

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием? А. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. В. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей. А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. абсолютно с этим согласен. В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забыаать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, незадумывался об этом. 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, что бы он пошел умыться (Эдгар Хоу). Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Логуве). В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер). Г. Научи сына послушанию, и тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер). 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? А. Меня ни кто этому не учил, и их сама жизнь нгаучит. Б. Считаю, что родителям стоит в доступной форме удовлетворять возникающие у детей интерес к этим вопросам. В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте, главное – позаботится о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. 5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? А. Если попросит можно и дать. Б. лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на месяц, неделю), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую то сумму. 6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел другой ребенок? А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика. В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях. 7. Как вы относитесь к сквернословию ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди людей, это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо. В. Подумаешь! Все мы знаем этим словам не надо придавать значение, пока это не выходит за разумные приделы. Г. Ребенок в праве выражать свои чувства даже тем способом, которые нам не по душе. 8. Дочь – подросток хочет провести выходные на даче у подруге, где соберется компания сверстников а отсутствие родителей. Отпустите ли вы ее? А. Не в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай это делают под надзором старших. Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. В. Она сама может принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать. 9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значение. В. Расстроюсь. Г. Постараюсь разобраться, что его побудило солгать. 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Незнаю. Обработка результатов.

Стиль общения

Номера вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б
Авторитарный А А Г В Б Б Б А А А
Либеральный В Б Б Б А А Г В В В
Индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского общения. Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен выроста ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В свих требованиях вы, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашем контролем. Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Индифферентный стиль. Проблема воспитания не является для вас первостепенной, поскольку у вас иных забот не мало. Свои проблемы в основном приходится решать самому. А ведь он в праве рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.

КВН « Я – это …?»

(Совместное мероприятие с участием педагогов, детей о родителей). Цель: формировать представления детей о принадлежности детей к определенной социальной группе (мужчин или женщин); развивать способности использовать свои знания и представления в конкретных ситуациях и жизни; воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; дать представления родителям о необходимости воспитания ребенка как представителя определенного пола для выполнения им в будущем определенной социальной роли, и необходимости воспитания не только в детском саду, но, прежде всего в семье. Доставить радость! Ход мероприятия: В игре участвуют две команды: «Елена Прекрасная» - мамы с дочками и «Илья Муромец» - папы с сыновьями. - Сегодняшнюю игру я хочу начать словами, которые будут девизом нашей игры: Мальчик бывает разный, Мальчик, девочка, старик, И не так – то просто разобраться Кто из них … Есть и брови, и ресницы, есть и уши, две руки … Очень важно, что снаружи, но важнее, что внутри! Первое задание: «Давайте сначала выясним, что же снаружи у нас!». Каждая команда должна назвать свои особенности – кто больше. Тот, кто выигрывает, то есть тот, кто называет отличительную черту последним, получает или цветок (для женской команды), или машину (для мужской). Второе задание: «Оденем куклу». Предлагается кукла каждой команде и смешанная в коробке одежда для мальчика и девочки. Детям каждой команды нужно выбрать одежду, характерную для противоположного пола, а родителям одеть куклу. Третье задание: «Кукол вы одеваете быстро, а теперь посмотрим, как вы сами умеете одеваться быстро». Родителям нужно выбрать одежду, характерную для своего пола, разложить ее так, чтобы детям было удобно быстро одеваться. Дети должны ее быстро надеть в том порядке, в котором разложили ее родители. Четвертое задание: Каждой команде предлагается кукла – голышка. Необходимо дать имя кукле и наделить ее качествами, характерными только для своего пола. Выигрывает тот, кто последним назовет определенное качество. Пятое задание: Нарисовать с завязанными глазами мальчика (девочку). Дети рисуют, а родители подсказывают. Выигрывает тот, у кого красивее получится рисунок. Шестое задание: Предлагаются картинки с изображенными на них видами деятельности, характерными для определенного пола. Детям нужно выбрать картинки с деятельностью, характерной для своего пола (наример, для девочек – немытая посуда, для мальчиков – сломанная вешалка. Родителям - проверить картинки посчитать правильные.) Седьмое задание: Вспомнить сказки, где герои проявляют качества характерные для настоящих мужчин: храбрость, мужественность, смелость. Выигрывает тот, кто больше назовет сказок. Восьмое задание: Командам даются задания для показа умений характерных для своего пола.

Женской команде – пришить пуговицы к платью,

Мужской – сколотить кормушку для птиц,

Девочкам – завернуть куклу,

Мальчикам – построить из кубиков дом.

Оценивается качество выполняемой работы. Девятое задание: Разыгрывание проблемных ситуаций, как должны вести себя мужчины и женщины? «Вход в транспорт», «Посещение театра», «Ждем гостей». В конце подсчет очков, чего больше, у кого: у девочек – цветков, или у мальчиков – машин. Вручение призов, слова благодарности всем участникам, организация чаепития. Конспекты занятий, для детей по формированию «образа семьи». Занятие «Самый дорогой человек» Цель: развить у детей осознанное отношение к семье, понимание роли мамы, как хранительнице очага, защитнице детей, сформировать умения и навыки выражения чувств. Ход занятия: Педагог. Сегодня мы поговорим о маме. Мне хочется спросить вас: «Как вы обращаетесь к маме?». Я недавно слышала, как один ребенок назвал свою маму: «Мамка». А другая девочка – «Маманя»! - Что бы вы сказали на это? Приятно ли маме? Почему? Наши обращения выражает наше отношение к человеку. - Почему мама может заплакать, если вы заболели, потерялись, поранились? - Почему мама сама плачет, если поругала вас или доже отшлепала? - Женщина, если она мать, создает душевное тепло, нежность, заботу, ласковое отношение, поддержку. Вы чувствуете это от своих мам? Как? - Древние люди костер обкладывали камнями и называли его очагом. Женщина – хранительница очага, в начале настоящего огня, а потом – настроения, доброты, уважения к друг другу в семье. - Почему женщину называют хранительницей очага? (так как то женщины исходят любовь, ласка, мир, согласие) - Кто и что может разрушить домашний очаг, то есть мир, тепло, любовь? (война) - Кого в первую очередь спасает мать? - Как можно назвать маму? (она не воин, но защитница) - Когда мама защищает ребенка, думает ли она об опасности, о себе? - Что же главное в женщине – матери? (сила любви) - Чем же выражается любовь? (нежность, лаской, заботой, защитой) - Надо ли маме помогать в сохранении домашнего очага? Как вы множите это сделать? - Готовы ли вы относиться к маме так, как она относится к вам? - Упражнение: Сейчас кто- то подумает из вас о маме, а мы постараемся угодить его мысли по мимике. - Звучит песня о маме. Домашнее задание: обсудите с родителями, почему детский сад раньше называли «Очаг»? - Понравился ли вам сегодняшний разговор? - Нарисуйте портрет мамы с любовью и нежностью. Занятие « О бабушках и дедушках» Цель: сформировать осознанное восприятие старшего поколение как источника мудрости, опыта, терпеливого, заботливого отношения к внукам. К занятию пригласить бабушек и дедушек, приготовить чай из трав, зажечь свечки. Ход занятия: Педагог. Здравствуйте, дорогие! Мы вас очень ждали, рады вам! Как хорошо, что есть бабушки и дедушки в семье! Родители часто заняты, им надо много успеть. И тогда им на помощь приходят их родители – бабушки дедушки. - Кто из вас может рассказать, как и когда помогла вам бабушка? А может быть, кому то помог дедушка? - Чьи бабушка или дедушка много знают о растениях, животных, птицах? - Кто пил у бабушки или дедушки чай из трав? - Кого бабушка или дедушка научили прикладывать листочек подорожника к ранке? А еще чему? - о чем вы любите расспрашивать бабушек и дедушек? - О чем они сами вам рассказывают? Кто из вас может сказать о бабушке и дедушке, что они люди добрые, ласковые, и много знающие, то есть мудрые? - Можно сказать, если очень любишь бабушку и дедушку, что вы гордитесь тем, что они добрые и мудрые? - Зажжем свечки. Как будто это наш домашний очаг. И пока горят огоньки, пожелаем бабушкам и дедушкам всего, что вы хотите. - Замечательно, я горжусь вами, вашими добрыми и светлыми мыслями о родных людях. - А сейчас предоставляется слово бабушкам и дедушкам. Составление родословной «Фамильное дерево». Педагог просит нарисовать детей свое фамильное дерево. Объясняет, что фамильное дерево должно включать имена всех известных детям родственников: близких и дальних, живых и умерших. Для выполнения этого задания педагог просит детей в течение 2-х недель собирать о своей семье подробную информацию и приложить все усилия, чтобы как можно больше узнать о людях, давших начало их семье. На дереве нужно указать даты рождения и смерти. Дети также могут указать профессии и места рождения своих родственников. Дерево следует строить, начиная с корня, располагая имена родственников последовательно. Педагог просит детей ответить на следующие вопросы:

    В вашем роду больше женщин или мужчин? Какова средняя продолжительность жизни? Какие виды деятельности и профессии встречаются наиболее часто? Существуют какие либо общие духовные ценности, передающиеся в вашей семье из поколения в поколение? Живут ли члены вашей семьи в одном городе, или они живут в разных местах? С какими из них вы поддерживаете дружеские отношения? Если бы вы устроили торжество и пригласили всех своих родственников, кто из них пришел бы на это торжество? Как вы думаете, важно ли поддерживать дружеские отношения со всеми своими родственниками? На кого из своих родственников вы хотели бы походить, и почему? Жизнь кого из ваших родственников кажется вам наиболее интересной, и почему?
Когда каждый принесет свое фамильное дерево и расскажет о нем своим друзьям, педагог предлагает детям составить из их фамильных деревьев стенд: «Наши семьи». Этическая беседа « О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами твоей семьи». - Ни в сказке сказать, ни пером описать, как это скверно, когда какой – нибудь ребенок невоспитан и зол. - Надеюсь, что ты, мой маленький дружок, себя так не ведешь? - Ты, конечно, знаешь о том, что мама, папа, бабушка, дедушка и остальные члены твоей семьи – твои самые верные и самые надежные друзья. Они всегда с тобой рядом. И в праздники, и в трудную для тебя минуту. И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда тебя накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут тебе добрый совет. Не так ли? - Вспомни: когда ты болен, и лежишь в постели, у тебя высокая температура, как внимательны и заботливы с тобой все эти дни мама и бабушка! - А если в вашем доме праздник? Вместе с тобой родители убирают, наряжают квартиру. Бабушка печет пирог. В эти дни от веселых забот и от любви твоих близких в доме становится тепло. - Все – все, что есть в доме и у тебя самого, - все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные твоими родителями. Ведь твои мама, папа, бабушка, дедушка всю жизнь не устают трудиться. - Взгляни – ка, мой дружок, внимательно на руки твоей бабушки и деда. Сколько работы переделали они за свою жизнь! - Как – нибудь ласково попроси рассказать тебе об этом, и ты поймешь – какие замечательные люди живут в твоей семье. - Если сказать по правде, некоторые мальчики и девочки не очень то хорошо знают своих родителей, не очень часто думают о них. А между тем… - Вот твоя мама…. - Сколько всяких разных дел успевает она сделать за один только день! Приготовить утром завтрак, убрать со стола, проводить тебя в детский сад, а твоего старшего брата или сестру – в школу. Много часов мама на работе, но она еще успевает сходить в магазин и приготовить ужин, привести дом в порядок, почитать с тобой книжку и поиграть, помыть тебя и уложить в постель. Потом постирать, пошить, и посмотреть немного телевизор. - Ни одна сказочная волшебница не успеет переделать столько дел за день! - Может быть мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал твой папа (и остальные члены твоей семьи). - Потому что твой папа почти что сказочно добрый, сказочно умный. Про все на белом свете знает. Про свой завод, про хоккей, про то, откуда взялись звезды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз, про разные страны. Про знаменитых шахматистов. - Вот какие удивительные люди живут – поживают в твоей семье, дружочек. Все они самые верные и надежные твои друзья. - А друзей нужно беречь, заботится о них, во всем стараться им помочь. - Поэтому, пожалуйста, как можно чаще сам мой посуду после еды. Не оставляй это дело для бабушки и мамы. - Когда бабушка и дедушка придут с улицы, помоги им раздеться. И принеси тапочки. - А если ты отправился с родителями в гости или на прогулку в транспорте, не спеши скорее сесть сам. Усади на свое место своих любимых старших друзей, тем более женщин, они ведь так редко отдыхают. - Никогда не перебивай в разговоре взрослых, не груби им. - Старайся быть настоящим хозяином в своем доме. Хороший хозяин опрятен и аккуратен. - Не шуми, если кто – нибудь из твоих близких болен или работает. Старайся не ссориться, не драться, с младшими братьями и сестрами. - Будь, пожалуйста, ласков и добр со своими близкими и со всеми окружающими. - Тогда ты не огорчишь маму, папу, бабушку и других членов твоей семьи, и не будешь невоспитанным и злым. Этическая беседа «Бабушкин праздник». - Праздники приятны всем. - Бабушка за все свою жизнь больше всех в вашей семье работала – трудилась. - Бабушка вырастила твою маму или твоего папу. Твоя бабушка любит тебя больше всех на белом свете! - И ты ее, конечно, - очень любишь. И ты наверно, давно уже мечтаешь устроить Бабушкин праздник. - Только вот пожалуйста не перекладывай все празднечные заботы на взрослых. - Чтобы устроить бабушке устроить веселый, настоящий праздник, готовиться к нему должны все. И прежде всего – ты сам. А для этого нужно сделать следующее: * помоги взрослым убрать квартиру. Подмети в комнатах. Вытри пыль. * помоги маме накрыть на стол. Правильно расставь тарелки, разложи вилки, ложки и другие предметы. * помоги маме приготовить салаты и бутерброды. А может быть, мама доверит тебе самому что – нибудь приготовить. * вежливо пригласи свою бабушку к столу. * ты должен вежливо встретить всех остальных гостей. Помочь им раздеться и пригласить их к столу. * вручи бабушке, какой нибудь подарок, который ты сам смастеришь руками. * когда все выйдут из – за стола, не забудь, пожалуйста, помочь помыть посуду и поставить ее на место. Таким образом, ты порадуешь бабушку, поднимешь ей настроение, а также покажешь своим родителям, что ты можешь быть хорошим хозяином и помощником. Материалы рекомендованные для оформления родительского информационного стенда в ДОУ.

Воспитание примером.

(роль мамы и папы в воспитании детей)

Воспитание ребенка в семье начинается, прежде всего, с той постоянной нравственно - культурной атмосферы, которая сложилась в доме. Ребенок живет и дышит этой атмосферой. В спокойной, доброжелательной, домашней атмосфере вырастают обычно психически здоровые, спокойные дети. С учетом этого важного фактора родителям необходимо начинать воспитание своих сынов и дочек. Чтобы добиться постоянного ровно – доброжелательного, приветливо – вежливого, терпимого духа в семье, каждый папа и каждая мама должны быть людьми высокой культуры. Свои привычки, интересы, стиль своего поведения, свое отношение к труду и окружающим его людям ребенок перенимает с взрослых. И таким образом, сам того не сознавая, воспитывается – учиться на постоянных взрослых примерах. Естественно, что сильнее всего влияют на его привычки и закладывающийся характер наиболее близкие ему люди – члены его семьи. О роли мамы в воспитании детей сказано много и столько же раз можно повторить, что ребенку для его здорового и нормального развития необходимы материнская терпеливая ласка, нежность, внимание, любовь. Мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин и в детском возрасте самый близкий и понятный для них мужчина - отец. Быть папой – дело серьезное и ответственное. Для мальчика, отец – идеал мужества. Именно папа своим поведением, добрым, внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в мальчике чувство мужской ответственности. Поведение маленького сына – чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения. Умный отец разумно пользуется своим авторитетом у детей. Влияние папы на дочь, девочку тоже достаточно велико. Умный, добрый и умелый папа всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все–таки, роль мамы в воспитании дочки беспредельно велика, так как девочки в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении к дому и семье, к близким – прежде всего, равняются на собственную маму. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна быть человеком требовательным к самой себе: вежливой, сдержанной, аккуратной, женственной. Мама должна терпеливо и умело должна приучать дочку к обязанностям по дому. У мамы и у дочки (так же как у папы и у сына) в семье должны быть свои, общие дела. Родительские требования должны быть понятными и выполнимыми для ребенка. Таким образом, любое действие, любой родительский поступок должен иметь глубокую воспитательскую направленность. В повседневной, обычной нашей жизни на каждом шагу встречаются возможности для воспитания ребенка. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими. А главное, уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки, конечно же, ни когда не забывать, что основной пример для детского подражания – это мы сами.

Влияние семейных отношений на развитие ребенка.

Нравственные качества которыми обладают родители, создают определенную психологическую атмосферу в семье. Культура общения, ответственность, взаимопомощь – этими качествами отличается дружный, семейный коллектив. Семейные отношения значительно влияют на развитие личности ребенка. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми. Дошкольник стремиться быть признанным членом семейного коллектива, быть похожим на отца и мать. Подражание усиливает любовь ребенка к родителям, вызывает у него желание активно взаимодействовать с папой или мамой. Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка – матери. Ребенок стремиться достигнуть с членами семьи общих переживаний в совместных семейных делах, научиться действовать как родители. У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый, человек с твердым характером. Он любит и уважает жену, благороден, чувствует ответственность за создание семьи, воспитание детей. От матери зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Нравственные качества матери более всего влияют на создание благоприятного психологического климата, на формирование общения в семье. Именно мать служит примером в умении любить, уважать мужа, быть ему другом, мудрым советчиком, уметь духовно его поддерживать. Ее образ формирует у дочери представление о женщине, умеющей быть выдержанной, терпеливой, деликатной, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство, стремящейся к самосовершенствованию. Семейный союз, где родители обладают такими нравственными качествами, порождают тип семейных отношений. Он укрепляется не только любовью и уважением, но и выполнением каждым его членом основных семейных обязанностей. Взаимопомощь, совместное обсуждение семейных проблем, участие в домашних делах, вызывает у ребенка чувство радости, которое побуждает его к добрым поступкам, вызывает любовь к родителям, желание подражать им. Правильно поступают те родители, которые активно включают дошкольника в жизнь семейного коллектива. Так ребенок с первых лет жизни приучается к обязанностям, которые потребуются ему в будущей семейной жизни. Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет не трудно со временем создать хорошую собственную семью.

Тест 1. КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители. Можете проверить, какой стиль характерен для вас.

Для этого выполните тест (модификация теста): выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.

Текст опросника

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что

происходит с ним и вокруг него;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял вещь у другого ребенка в его отсутствие

и без разрешения, то вы:

А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять

правильное решение;

Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу вещь и

извиниться.

3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень

дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его

просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:

А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о

том, какой он у вас молодец;

Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;

В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы

поступите?

А) заставите ребенка исправить свою ошибку;

Б) не обратите на это внимания;

В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь

историю о том, как невежливость мешает нам жить.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени . Что вы

предпочтете делать?

А) понаблюдаете за тем, как дети общаются, со стороны, не вмешиваясь;

Б) включитесь в дела детей: поможете, подскажете или сделаете замечание;

В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

6. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не

стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;

Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно

обучать и воспитывать;

В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно

бережно и предельно тактично.

7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и

воспитать его;

Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого

должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять

процессом его развития практически невозможно, так что главная забота

родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;

Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и

воспитания;

В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с

родителями.

9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много

раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;

В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы

было интересно решать.

10. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь

пожалеет об этом;

В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Бланк тестирования

Ключ к тесту

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.

Если вы набрали от 25 до 30 баллов , то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.

Если вы набрали от 20 до 24 баллов , вы склонны к авторитарному стилю .

Если вы набрали от 10 до 19 баллов , то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).

Родители, предпочитающие либеральный стиль , склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой). Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще проявляют склонность к суициду. В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.

Родители, предпочитающие авторитарный стиль , не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.

Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический , когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче. Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов.

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы теста, выбрав один из вариантов ответа.

1. Как вы считаете, из-за чего дети скорее станут непослушными?
а) из-за лишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей;
б) из-за чрезмерной требовательности родителей; в) из-за своего эгоизма, лени, упрямства
2. С какими из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
а) если ребенка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек;
б) родители не вправе требовать от ребенка уважения к себе, они должны заслужить его;
в) важно, чтобы родители не мешали детям жить и навязывали им свое общество.
3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребенка со сверстниками?
а) ребенок имеет право общаться близко только с теми детьми, которые нравятся его родителям;
б) родителям нужно знать друзей своего ребенка, приглашать в гости, но вмешиваться в отношения детей только в исключительных случаях;
в) ребенок может общаться, с кем захочет, родителей это не касается.
4. Ребенок должен понимать, что его родители…..
а) знают все, о чем он думает; б) интересуются его мыслями и чувствами;
в) не претендуют на то, чтобы знать его помыслы
5.Когда взрослый должен просить прощения у ребенка?
а) никогда; б) в тех случаях, когда взрослый неправ – обязательно; в) по настроению
6. Может ребенок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное от учебы время?
а) пока не станет достаточно взрослым - нет;
б) конечно, но задача родителей – направить его энергию в «мирное» русло;
в) может, а родители должны помочь материально.
7. Как должны реагировать родители, услышав от ребенка нецензурные выражения?
а) возмутится и строго наказать;
б) договориться, что эти слова он не станет произносить дома и вообще будет использовать их только в крайних случаях;
в) не делать из мухи слона, первый раз вообще можно пропустить мимо ушей.
8.Зачем давать ребенку деньги на карманные расходы?
а) для того, чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями;
б) для того, чтобы он мог их тратить по своему усмотрению;
в) для того, чтобы он не воровал деньги у родителей.
9. У ребенка могут быть секреты от родителей?
а) только в том случаи, если родители плохо следят за своим ребенком;
б) да, это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизнь;
в) конечно, ведь у ребенка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.
10. Как вы считаете, да какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребенка?
а) до той поры, когда ребенок не начнет покупать все это на самостоятельно заработанные деньги;
б) до того, как ребенок не научиться высказывать свое пожелания на этот счет;
в) до того времени, пока ребенок не потребует самостоятельности в выборе для себя вещей.
11. Нужно ли родителям демонстрировать ребенку свою любовь?
а) можно только хвалить за успехи, но « телячьи нежности» ни к чему;
б) конечно, однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика при его друзьях;
в) да, и как можно чаще
12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребенка?
а) безусловно, родители должны следить за этим;
б) в жизни ребенка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления;
в) ни к чему мучить ребенка и себя.

Обработка результатов
Подсчитайте, каких ответов – «а», «б» или «в» у вас больше всего, и определите черты своего стиля воспитания. Если ответы «а» преобладают, то ваш стиль авторитарный , «б» - демократический , «в» - либеральный.

Характеристика стилей воспитания

Авторитарный стиль: Ваши ответы показывают, что вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения. Такие мамы и папы не считают нужным объяснить причины своих запретов и приказов, не дают ребенку возможности высказаться, стремятся контролировать все сферы жизни своих детей. Такое воспитание может привести к весьма негативным последствиям. Ребенок может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным. Дети из авторитарных семей не умеют и не хотят делиться своими переживаниями, потому что их никто не принимает в расчет, и часто попадают под дурное влияние сверстников.

Демократический стиль: Ваши ответы показывают, что вы избрали наиболее конструктивный способ взаимодействия с ребенком. Как всякие демократичные родители, вы заботливы и внимательны, ребенок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы бываете достаточно тверды и последовательны в своих требованиях. Вы обсуждаете с детьми их жизнь, а не командуете ими. Воздействуя на ребенка, вы приводите разумные доводы, стремитесь объяснить ему причины ограничений и запретов. Преимущества демократичного воспитания в том, что родители поощряют в детях самостоятельность, позволяют предлагать свои решения и принимать ответственность за свои поступки.

Либеральный стиль: Вы относитесь к либеральным родителям. При таком стиле воспитания отношения с детьми обычно бывают теплыми, родители заботливы и терпеливы. Их принцип: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Нетребовательное отношение к ребенку и непоследовательность в воспитании приводит к тому, что дети не чувствуют границ допустимого поведения и вырастают инфантильными. Либеральные родители не могут научить ребенка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развить чувство самоуважения. При либеральном стиле воспитания дети, как правило, плохо учатся и, по мнению психологов, вырастают очень несчастными.


Жигалева Анастасия Николаевна

Тест

«Стили педагогического общения»

Цель: определение стиля воспитания детей

Инструкция : внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного Вами варианта ответа.

    Считаете ли Вы, что ребенок должен:

А) делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.;

Б) говорить Вам только то, что захочет сам;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

    Если ребенок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы:

А) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

Б) предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;

В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

    Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сего дня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?

А) похвалите его и всем детям покажете его работу;

Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

В) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался!»

    Ребенок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как Вы поступите?

А) заставите его громко при всех поздороваться с Вами;

Б) не обратите на него внимания;

В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.

    Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать?

А) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

Б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

В) займетесь своими делами (записи, проверка и пр.)

    Какая точка зрения Вам кажется наиболее правильной:

А) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;

Б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

В) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

    Ваша исходная позиция в работе с детьми:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его.

Б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

    Как Вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

В) положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом.

    Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия?

А) сказали бы: «Ну и не надо!»;

Б) заставили бы выполнить работу;

В) предложили бы другое задание.

    Какая позиция, по-вашему, более правильная:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

    Восприятие отношения ребенка к учителю.

    Выбор профессионального воздействия.

    Реакция на удачное, успешное действие ребенка.

    Реакция на ошибку.

    Включенность в деятельность детей.

    Отношение к чувствам детей.

    Отношение к сотрудничеству с детьми.

    Восприятие активности детей.

    Учет потребностей детей.

    Отношение к детям в целом.

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ.

Варианты ответов

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения обследуемый может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также сравнить с высокой нормой. В дальнейшем знание о себе должно послужить основой для работы над собой.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О. (шифр)

Возраст Стаж Муж. Жен.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О. (шифр)

Возраст Стаж Муж. Жен.

Образование Дата исследования «____»_______________

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О. (шифр)

Возраст Стаж Муж. Жен.

Образование Дата исследования «____»_______________