Если ребенка постоянно критикуют он учится. он учится находить любовь в этом мире

Правила для родителей.
(десять заповедей: как любить ребёнка)

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

Если ребёнка подбадривают,он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии,

он учится находить любовь в этом мире.

Эти строки принадлежат Янушу Корчак,

выдающемуся польскому педагогу, писателю, врачу

и общественному деятелю первой половины прошлого века.

Корчак написал более 20 томов больших и малых трудов, почти все - о ребенке,

о его физическом и психическом здоровье, о его горестях и радостях,

о том, что взрослые должны соблюдать его права и уважать его как личность.

Во время войны, Януш Корчак

продолжал работу в «Доме сирот».

В 1940 году вместе с воспитанниками детского дома,

«Волшебник – недоучка», или как вырастить неудачника

Ребёнка критикуют … Хорошо это или плохо? Плохо, конечно, но ведь воспитывать ребёнка надо! Учить уму-разуму, опыту жизни! Надо, но как сделать это умеючи?

«Сделать хотел грозу…»

Говорят: кто не стал мастером, идёт в критики. Все взрослые – критики. Критики именно потому, что так и не стали мастерами. Что же помешало? А помешала привычка оглядываться. На всех: на родителей, на учителей, на начальника, на абстрактное «все так думают, все так делают». Привычка не иметь собственного мнения.

Для пятилетнего, ещё не полностью сформировавшего взгляда на мир ребёнка слово родителей всё равно что для верующего божественное откровение. Это потом он начнёт сравнивать и увидит, что родители сами многого не понимают. Ребёнок по простоте душевной пытается показать родителям их заблуждение, кричит и плачет: как же вы не видите?! Это же так просто!

«…а получил козу…»

А потом он с ужасом и горечью вдруг осознаёт, что родители лгут, чтобы скрыть своё неведение. Он начинает дознаваться, как же всё на самом деле – и со всего разгона налетает на глухую стену родительского недовольства процессом его дознания. Слово «нельзя» из уст родителей отныне звучит постоянно. Причём, почему именно нельзя, часто не объясняется вообще: мать устала, отец занят, отстань, нельзя, и всё!

«… розовую козу в жёлтую полосу…»

Ребёнок, жалея уставшую мать и занятого отца, пытается решить свои проблемы сам. И решает! Способом, совершенно неприемлемым и неправильным с точки зрения родителей.

И вот тут начинается критика: нарисовал слона – а почему у него уши такие маленькие? Смастерил лодочку – а почему у неё нет… и так далее. И никто не поможет нарисовать слона или выстругать лодочку правильно: мать устала, отец занят. Высмеять время находится, а помочь некогда. А часто бывает ещё хуже.

«Слон получился вдруг…» Вернее, пресс

Отец берёт в руки ножик… Нет, не за этим – для того, чтобы выстругать лодочку как положено. Но вместо того чтобы объяснить, что́ в детской конструкции не так, начинает методично вдалбливать сыну, какой он невнимательный, тупой, какой он неряха и в комнате у него чёрт знает, что и чёрт знает где.

Из всего сказанного ребёнок извлекает только одно: он – никто, просто-напросто ничтожество, недостойное жизни. Мир рушится на голову ребёнка, ломая ему хребет навсегда. Нет, не позвоночник, а его . Он навсегда попадает под пресс чужого мнения.

«Я не хотел бы вновь встретиться с той козой!»

Но послушный, смотрящий в рот родителям ребёнок – всё-таки редкость в нашем мире. Чаще вырастает бунтарь, безоговорочно выметающий родителей из своей превращённой в поле брани жизни. Со всеми их качествами, качествами не только уродливыми, но и достойными восхищения, со всеми их маленькими радостями и таким же маленьким, непонятным ему счастьем.

Так в мир приходят великие и кровавые, не ведающие жалости революционеры и им подобные величайшие завоеватели мира. Великие внешне – но сломленные и опустошённые внутренне. Приходят тираны, всю жизнь доказывающие миру свою «крутизну», своё величие – но всю жизнь борющиеся с ощущением собственного ничтожества. Борющиеся безуспешно. Потому что рабство зависимости от чужого мнения, поселившись в них в детстве, не оставляет их уже никогда.

В фильме «Александр» величайший воитель всех времён и народов навсегда покинул дом, изъязвлённый насмешками отца. Насмешками, от которых он так и не оправился, даже завоевав половину мира.

«Плох не ты сам, а то, как ты это сделал. Давай разберёмся вместе!»

Что же получается, дети должны расти, не зная слова: нет? Конечно, это не так, запретов не быть просто не может! Но важно объяснить ребёнку, в чём именно его неправота, объяснить любя и не унижая его достоинства, как должно быть. Не просто надавить на него своим авторитетом: «должно быть так», а «должно быть так, по моему мнению», он же имеет право на своё собственное.

И если он его имеет, можете себя поздравить: превращение вашего ребёнка в раба никогда уже не состоится!

Методические рекомендации социального педагога учителям начальных классов и родителям
Рекомендации при возникновении напряжения в общении
  1. Проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие.
  2. Держаться спокойно, не терять самоконтроля. Говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован.
  3. Установить контакт глазами и стараться не терять его.
  4. Дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему).
  5. Признать свою вину, если объективно таковая есть.
  6. Постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав.
  7. Показать, что вы заинтересованы с решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела.
Рекомендации при работе с капризными и упрямыми детьми
  1. Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок Вам. Иногда мы бурно реагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потому что слишком хорошо знаем свои недостатки.
  2. Не стыдите ребенка, не отталкивайте его. Не читайте долгих нотаций по каждому поводу. Добивайтесь своего с помощью кратких и простых наставлений.
  3. Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительным пребыванием перед телевизором.
  4. Подумайте, не стимулирует ли ребенок избыток активности. Некоторым детям требуется мостик между предельной активностью и временем тихих игр. Им приносят пользу успокаивающие занятия.
  5. Большинство детей "перерастают" свои капризы, как только научатся ясно выражать свои желания.
  6. Иногда дети капризничают и упрямятся перед началом болезни или в период выздоровления.
  7. Вместо того, чтобы реагировать только на недозволенное поведение ребенка, попытаться выявить случаи хорошего поведения и вознаградить ребенка объятиями, поцелуями и похвалами.
Рекомендации при работе с гиперактивными детьми
  1. Необходима точная диагностика болезни на основании выявления причин и патогенеза.
  2. Необходимо физическое закаливание ребенка.
  3. Необходима организация коллективных игр соревновательного характера, чтобы снять вялость движений ребенка, заинтересовать его.
  4. Необходимо обучение приемам действий в различных видах деятельности, следует также разнообразить виды самообслуживания.
Рекомендации по общению с ворующими детьми
  1. Ваша цель - помочь ребенку контролировать свои порывы и пояснить, почему такое поведение неприемлемо. Вы должны научить ребенка, чтобы он научился просить разрешения, а не просто брать понравившийся ему предмет.
  2. Если Вам необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьте вопрос следующим образом: "У Маши пропали карандаши, и Елена Ивановна считает, что их мог взять ты. Это правда?"
  3. Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите его за чистосердечное признание, а потом объясните последствия такого поступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте его во лжи, а расспросите настойчивее. Не обыскивайте ребенка. Дайте ему возможность обдумывать свои слова. Возможно он скажет, что "нашел" эту вещь. Объясните ребенку, что одно дело распоряжаться своими вещами, но совсем другое - брать чужие без разрешения.
  4. Дети не слишком искусно скрывают информацию, поэтому ведите расспросы настойчиво. Истина может постепенно всплыть после наводящих вопросов.
  5. Не ждите, что после одного разговора случаи воровства сразу прекратятся. Усвоение таких правил требует повторения.
  6. Иногда дети воруют, если им кажется, что ими пренебрегают, относятся к ним несправедливо или же что, взрослые слишком давят на них. Таким детям необходимо чувствовать, что они имеют значение, им требуется похвала.

Вопрос психологу

Меня зовут Элина. Мне 31 год. Дочке 9 лет, она очень сильно косолапит, ортопед сказал что патологии нет, это привычка, которую можно исправить, осознанно выпрямляя ножки, т.е. ЗАХОТЕТЬ ЭТОГО, плюс заниматься танцами. На занятиях танцами всё хорошо - и осанка и походка красивы, но в повседневной жизни - ходит косолапо и это выглядит очень безобразно.Я постоянно "тыркаю" свою дочь этим вопросом - походкой,чем, вероятно, "убиваю" ее самооценку.Я понимаю, что это МОЁ личное отношение, стереотип, что девочка - будущая девушка должна ходить красиво, нести себя открыто, уверенно, а то, как ходит дочка - меня ооочень раздражает.При беседах, разговорах с ней на эту тему она понимает, что это важно -скорректировать походку с детства, и сама обращает внимание на косолапых женщин и ей это не нравится, но сама дойти до цели не может (мы вместе формулировали такую цель, она записывала ее и выставляла баллы каждый день, оценивая свою походку в течении дня). Мотивировала ёё различными способами - больше материальными (игрушки, новый телефон, деньги) Это срабатывало, но при получении "приза" всё возвращается на круги своя... Мой вопрос: Наверное, это моя проблема с моими убеждениями как должно быть....и нужно отстать от ребенка со своими бесконечными упрёками в её адрес и напоминаниями о красивом постановке ножек....Но КАК ЭТО СДЕЛАТЬ??? не могу с этим смериться и принять дочку такой, какая она есть (со своей косолапой походкой)...Может Вы мне подскажите более мотивированный подход к дочери, правильный?Или как успокоится и перестать её "тыркать"??? Поверьте, это уже переросло в каждодневную проблему, не могу отпустить ситуацию....Очень жду помощи от ВАС)))

...Дочке 9 лет...

...более мотивированный подход к дочери,..

Замечать и хвалить, гордиться ею, когда не коссолапит и НЕ ЗАМЕЧАТЬ, когда косолапит.

Овсяник Людмила Михайловна, психолог Минск

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Вы затронули очень интересную проблему родительско-детских отношений.

А, именно - где так грань, за которой родители перестают эффективно влиять на детей?!

И какие способы воспитания позитивно влияют на процесс становления личности, а какие только наносят вред?

Думается, что родители каждого ребенка самостоятельно находят эту грань. Поэтому и мы вырастаем все такие разные и непохожие друг на друга.

Поэтому исключительно вам решать, как, что и сколько требовать от вашего ребенка.

И критериев воздействия много. В самом деле, если вы сами начали замечать, что слишком усердствуете, то может быть сбавить воспитательные обороты?

Напомню вам английскую пословицу: "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!"

Так вот, что касается "воспитывайте себя", то вам, без сомнения надо обратиться к специалисту.

Помните уже нашу пословицу: "чужом глазу соломину видеть, в своём — бревна не замечать".

Так что обратиться стоит, как минимум для того, чтобы выяснить где ваше бревно и что с этим можно сделать.

Матвеев Валерий Анатольевич Гипноз Самогипноз Психолог Тольятти

Хороший ответ 5 Плохой ответ 2

Элина, понимаю Вас. Нелегко ежедневно видеть несовершенство своего ребенка, которое можно, казалось бы, так легко исправить. Надо отдать должно и Вашей настойчивости, и силе воле Вашей дочери. Ставить цель, оценивать достижения… Не каждый 9-летний ребенок это сможет! Вы уже многое делаете для красоты походки - консультации со специалистом, ежедневные упражнения, занятия танцами.

Осталась, на мой взгляд, Вам справится с собственными эмоциями. Дело в том, что девочки, в отличие от мальчиков, всегда реагируют не на суть замечания, а на тон, на эмоцию. Девочки, в первую очередь, всегда «считывают» отношение к себе, а лишь потом смысл фразы. И, Вы правы, материнское послание влияет на самооценку в дальнейшем.

Что можно предложить, для эмоционального равновесия? Попробуйте написать о том, что тревожит, письмо. Показывать его никому не нужно. Для Вас это прекрасная возможность высказать все эмоции. Бумага всё стерпит, не стоит подбирать выражения. В конце сожгите.

Как только первые волны раздражения сойдут, можно добрыми словами поддержать устремления дочки. Для неё косолапость -это тоже нелегкое испытание, поверьте. Специалисты советуют усиливать поддержку и похвалу в трудных случаях, когда усилия ребенка не приносят заметных результатов.

Еще один вариант - попытаться проигнорировать проблему. Как только Ваше внимание соскальзывает на походку, усилием воли уводите мысли в другое направление. «Да, походка ещё «не айс», но зато какая она у меня умница!» - говорите Вы себе. И вспоминаете любое достоинство дочери, даже самое маленькое - хорошо рисует, красивый почерк, замечательная пластика и т.п.

Третий вариант - вспомнить о «законе проекции», согласно которому «ооочень раздражает » в других именно то, что мы не можем принять в себе.

Данная ситуация - это хорошая «тренировка» для всей Вашей семьи . Она многому может научить всех членов Вашей семьи - и детей, и взрослых. Например, терпению, любви , взаимной поддержке, умению преодолевать трудности, и… (добавьте по своему усмотрению). В противном случае, накопится негативный опыт отвержения неидеальных. Мудрости Вам!

С уважением,Лариса Владимировна, психолог Тольятти

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Элина, здравствуйте!

ортопед сказал что патологии нет, это привычка, которую можно исправить, осознанно

Возможно, что это не просто привычка, а привычка, за которой что-то стоит. Может быть это бессознательный протест против чего-то или еще что-нибудь не осознаваемое. Лично я в детстве шагала шаг в шаг со своим папой, которого очень любила и хотела быть похожей на него. Соответственно это были широкие шаги, и мне все время внушали, что девочки так ходить не должны. Со временем это прошло само собой, я, конечно не семеню (по своей натуре и энергии), но хожу вполне подходяще для женщины.

Возможно стоит сходить к детскому психологу , чтобы это понять, откуда оно взялось.

И безусловно Вам необходимо сходить к специалисту, чтобы разобраться с тем, что и по каким причинам Вы не можете принять в своей дочке. которую, я не сомневаюсь, Вы очень любите. Внутренние проблемы родителей неизбежно рождают проблемы детей. Часто, пытаясь воздействовать на детей из лучших побуждений, для их блага, мы делаем хуже для них, заставляя их строить свою жизнь по нашим представлениям.

Одна моя клиентка, образованный умный человек сначала не могла принять своего внука, потому, что он левша. Однажды она призналась, что ощущает отторжение, ей кажется, что с ним что-то не то (больной, ненормальный). Внутри нее сидела плохо осознаваемая идея, пришедшая из времен, когда в СССР левшей не признавали и переучивали.

Факторы риска будущего ребенка

В раннем детстве, в подростковом возрасте ребенок проходит этапы формирования мировоззрения, установления основных правил взаимодействия с миром, с другими людьми. Ребенок обретает некоторое понимание жизни. Все это повлияет на то, каким будет его взаимодействие со всеми обстоятельствами и с людьми в будущем.

Большинство эмоциональных расстройств во взрослом состоянии – это следствие каких-либо форс-мажорных обстоятельств, трагедий, утрат, обид, страхов, социальных сложностей, пережитых в детстве.

На установки, по которым будет жить ребенок, существенно повлияют и такие проблемы в детстве, как физический недостаток, соматические болезни, психические заболевания, химическая зависимость любого члена семьи, неполная семья и т.п.

Критика ребенка в семье – это еще один фактор риска. Он особо опасен тем, что сила его влияния не очевидна для родителей. В славянских семьях критика детей – очень распространенный, «оправданный» компонент воспитания.

Восприятие критики ребенком

Изначально ребенок настроен на получение радости от улыбки мамы, от каждого своего шага, от бега и веселья, от всех открытий. Со временем родители начинают выдвигать претензии к ребенку: «что ты такой неаккуратный», «ты не общительный», «ты неловкий» и т.д.

Ребенок начинает понимать, что не все так радостно. Но ему хочется оставаться в прекрасном мире, и он будет искать для этого свои решения. Каждый малыш выбирает свое: кто-то старается соответствовать всем требованиям родителей, чтобы его любили; кому-то важно оставаться только при одобряющих родителях, если претензии возникают в детском коллективе и т.д. Каждый «нащупывает» свой выход.

Критика ребенка: в чем последствия критики?

Высокий уровень критики ребенка в семье способен повлечь целый ряд последствий. Выделим самые общие, хотя каждый ребенок пострадает от критики в своей индивидуальной форме.

  • Установление негативной формы восприятия себя. Высокие требования к себе, высокие стандарты. Жизнь ребенка превращается в соревнование за любовь и одобрение. Со временем ребенок, а потом взрослый перестает замечать это свое стремление, воспринимая его как норму жизни.
  • Взращивание страха быть некомпетентным из-за компенсаторной стратегии избегания критики. В таких детях позже можно будет узнать взрослых, стремящихся больше работать, жертвуя даже необходимым отдыхом. Но от высокой должности такой ребенок может отказаться, опасаясь провала и критики. Это гиперответственные люди с синдромом хронической усталости. Последствия: физические заболевания и избегание рисков. О полноценной самореализации не может быть и речи. Внутренняя неудовлетворенность и строгий внутренний критик становятся его наполнением личности.
  • Психосоматические заболевания. Постоянное самоедство приводит к возникновению целого ряда психосоматических заболеваний в будущем. Самые распространенные: язва желудка, гипертония, инсульт, инфаркт, бронхиальная астма и т.п.
  • Развивается социальная инвалидизация из-за желания оставаться в безопасности. Отсутствие друзей, страх иметь семью и детей, развиваться профессионально – это вероятный вариант будущего постоянно критикуемого ребенка.
  • Если ребенок нашел спасение от критики в ком-то из взрослых, то и во взрослом состоянии он будет нуждаться в постоянном советчике. В одиночестве он будет чувствовать себя беспомощным. Зависимость от человека может перейти в зависимость от никотина, алкоголя, наркотиков.
  • Критика ребенка способна трансформироваться во многие перманентные негативные эмоции в будущем: разочарование, печаль, безнадежность, беспомощность, тревога. Они нарушают сон, пищеварительный процесс, истощают энергию человека, снижают внимание. Человек может испытывать телесную боль в разных местах.
  • Формируется травматичная модель воспитания своих будущих детей. Став родителем, такой ребенок тиражирует эту модель воспитание на новое поколение.

Если критика ребенка в семье уже нанесла свои травмы, то может понадобиться помощь психолога или даже психотерапевта. Психотерапевтическая помощь даст возможность урегулировать эмоциональные, мыслительные и телесные проявления критики в семье. Будет проведена работа по развитию недостающих навыков для устойчивости в социуме, для самоподдержки и позитивной автономности. Психотерапевтическая работа с родителями еще не подросшего ребенка тоже является чрезвычайно важной.

Легкого Вам воспитания и счастливого детства Вашему ребенку!