Биография сэмюэла ричардсона. Биография Ранний период жизни

Сэмюэл Ричардсон (англ. Samuel Richardson; 19 августа 1689, Дербишир - 4 июля 1761, Парсонс-Грин) - английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв. Известность ему принесли его три эпистолярных романа: «Памела, или награждённая добродетель» (1740), «Кларисса, или история юной барышни» (1748) и «История сэра Чарльза Грандисона» (1753). Помимо своей писательской карьеры, Ричардсон был авторитетным типографом и издателем и выпустил в свет около 500 различных трудов, многочисленных газет и журналов.

Во время своей типографской деятельности, Ричардсону пришлось пережить смерть жены и их пятерых сыновей и со временем снова жениться. Хотя вторая жена родила ему четырех дочерей, которые дожили до зрелых лет, у него так и не появилось наследника, который мог бы продолжить его дело. Несмотря на то, что типографский магазин постепенно уходил в прошлое, его наследие стало неоспоримым, когда в возрасте 51 года, он написал свой первый роман и немедленно стал одним из самых популярных и воспеваемых писателей того времени.

Он вращался в среде самых прогрессивных англичан XVIII века, включая Сэмюэла Джонсона и Сару Филдинг. Хотя он был знаком с большинством членов Лондонского литературного общества, он был соперником Генри Филдинга, и они начали литературную перепалку в своих произведениях.

Сэмюэл Ричардсон родился в 1689 году. Свое детство он провел в маленькой деревушке, которая расположилась в английском графстве Дерибшир. Семья Сэмюэля была довольно большой. Кроме него у его родителей было еще восемь детей. Отец - Сэмюэль - не был богат. Он был выходцем из семьи среднего класса. Старший Ричардсон был очень честным человеком, в его семье всегда было очень много детей. Мать - Элизабет - была очень красивой женщиной, по словам Сэмюэля ее родители погибли в Лондоне, когда она была еще младенцем. Сэмюэль Ричардсон не любил говорить о том, где он родился и о своей семье, по этой причине точно неизвестно, где именно родился писатель, хотя данные о его родителях все же были найдены. Но все же семье пришлось переехать в столицу и оставить свою маленькую деревушку.

Сэмюэль получил образование в Лондоне в школе Christ"s Hospital. Родители были уверены, что их сын должен быть образованным человеком. К сожалению, школа, которая выпустила довольно много учеников с прекрасными знаниями, в то время была далека от идеала. Вся проблема заключалась в том, что учеников разделяли по специальностям. Отец Сэмюэля хотел, чтобы тот после окончания школы стал торговцем, как было принято в его семье. Поэтому Сэмюэля обучали исключительно грамоте и счету. Это и стало причиной того, что после выпуска он обладал лишь поверхностными знаниями о литературе, искусстве, истории...

О детстве и школьной жизни писателя мало что известно, так как в этот период его жизни ничего не случалось. Ричардсон же больше любил говорить о своей писательской карьере. Но все же он однажды попытался описать, как же он начал писать. Он говорил, что почти с детства любил сочинять письма, читать их своим друзьям, развлекать их. Возможно, именно это подтолкнуло Ричардсона на дальнейшее развитие своего таланта, а вскоре, и задуматься о карьере писателя.

Литераторы смогли найти некоторые написанные им письма. Одно, возможно самое первое, было написано Сэмюэлем в 11 лет. Оно было адресовано женщине, лет 50, которая ходила и критиковала всех людей, что окружали ее. Он попытался в своем письме писать как взрослый человек, используя определенные фразы и довольно сложное построение предложений. Сэмюэль смог написать письмо в стиле, как это бы сделал взрослый, упрекая даму в столь не корректном поведении по отношению к людям, которые ее окружают. Но его выдал почерк. К сожалению, дама мгновенно поняла, что письмо написано отнюдь не взрослым человеком, а скорее ребенком. Полиция нашла Сэмюэля и рассказала о его выходке его родителям. Мать писателя наказала его, но все же после это похвалила его за то, что у ее сына уже в столь раннем возрасте есть свои принципы, которые он не боится высказывать. Но она сказала ему так же о том, что не стоит так резко отзываться о старших, так как к ним необходимо, скорее, проявлять уважение, даже если они ведут себя не совсем тактично. После этого случая, многие из его маленького городка стали приходить к нему с просьбой написать письмо знакомым, близким.

В свои полные 13 лет он уже Ричардсон мог часами сидеть и писать. Многие девушки также просили помочь им сочинить ответ на письмо от возлюбленного, так как у него это выходила куда лучше, чем у них. Сэмюэль сам выбрал себе профессию. Но это произошло лишь от того, что отец был в то время не в состоянии оплатить обучение сына на священника. Так, Ричардсон стал работать в типографии. Сам писатель говорил, что таким образом хотел раз и навсегда утолить свое желание чтения книг и сочинительства, но со временем, он все же отказался от своих слов.

1706 год - Ричардсон начинает свое обучение под началом Джона Уаильда, довольно жесткого человека. Он очень любил наказывать своих учеников, считая, что они должны каждую секунду заниматься своей работой, лишь так они смогут стать мастерами своего дела, коим он и являлся. Так ученики должны были проработать около семи лет, чтобы впоследствии иметь возможность самостоятельно управлять типографией.

Писатель женился в 1721 году на молодой девушке по имени Марта Уаильд - дочь Джона Уаильда. Он сделал это исключительно по финансовым соображениям. Но все же Ричардсон утверждал, что он безмерно любит свою жену. Вскоре после свадьбы новобрачные поселились в типографском магазине Сэмюэля. В браке с Мартой он проведет 10 долгих лет, за которые жена родит ему пятерых сыновей и дочку. К сожалению, его дети погибли сразу после рождения. Сама Марта умерла в 1731 году, после смерти одного из своих сыновей.

Вскоре после смерти жены Ричардсон женится во второй раз на женщине по имени Елизавета Лик, которая родит ему шестерых детей, из которых пятеро будут девочки, а самый младший - мальчик. Кроме того, Ричардсон приютил также своих учеников, посчитав, что так они смогут лучше понять ремесло.

К сожалению, у Ричардсона не было наследников. Сын, которого ему подарила вторая жена, также скончался после своего рождения. Последняя надежда умерла после того, как писатель узнал о смерти своего единственного племянника. Теперь у него ни одного кровного родственника мужского пола, кому он смог бы с чистой совестью отдать свое дело, в надежде, что тот продолжит его. Так, у него остались лишь дочери, которым он не мог ничего передать, лишь помочь им выйти замуж и хорошо устроиться в жизни. Все его дочери прожили довольно долгую жизнь. Сара даже пережила его смерть.

У Сэмюэля едва хватало денег, чтобы поддерживать семью и типографию. Но в 1733 году все изменилось. В этом году ему предложили очень выгодный контракт. Теперь он должен был издавать «Journals Of the House». Ему предстояло напечатать около двадцати шести томов, что, конечно же, поправило бы его финансовое положение. В этом же году Сэмюель пишет «Справочник Подмастерья». В своей работе он скорее пытался объяснить ученикам, что без труда в типографском деле просто невозможно. Необходимо быть очень терпеливым человеком. Ричардсон хотел, чтобы ученики поняли, насколько эта работа трудоемкая, и сколько отдачи требует от помощника мастера. Он хотел бы создать идеального помощника. У самого Сэмюеля было около семи помощников.

После появления своих первых помощников, в 1723 году, Ричардсон также подписал договор об издании «The True Briton». Этот памфлет был издан по приказу герцога Уортона Филипа Уортона, который был ярым противником правительства и его режима в целом. Спустя всего несколько дней Ричардсону пришлось разорвать свой договор, так как правительство запретило ему печатать памфлеты, которые рассказывали людям о том, каким должно быть государство. Они критиковали все действия правительства. Возможно, именно поэтому у Ричардсона до 1733 года не было хороших заказов, и он был практически без денег.

Свой первый роман Сэмюель написал, когда ему исполнился 51 год. Вскоре после своего первого романа Ричардсон стал очень популярен. Его работы были признаны при жизни автора. Его самым известным произведением стало «Кларисса, или история юной барышни», которая была написана им в 1748 году. Именно в этом произведении есть герой, который очень похож на герцога Филипа Уортона. Этого героя зовут Роберт Лавлейс. Его основная черта - это вольнодумство и критическое отношение к государству и правительству. Сэмюеля Ричардсона принято считать родоначальником «чувствительной» литературы.

Особенно интересной для читателя того времени была история Ловеласа и его женщин, а точнее его жертв. Вскоре после этого стали издавать очень похожие по сюжету романы, а также пародии.

В начале своей карьеры Ричардсон был известен лишь в Англии, но вскоре слава о нем распространилась и его сентиментальность в произведениях стала чем-то вроде модного веяния того времени. Теперь многие писатели, готовы были включить в свои работы черты сентиментальности. Ричардсон был популярен довольно долгое время, в отличие от многих других. Альфред Мюссе назвал один из его романов самым лучшим среди всех тех, что он уже читал. Сэмюэль - это не только родоначальник сентиментализма, но и создатель современного романа. Кроме романа «Кларисса, или история юной барышни», он также написал такие произведения, как «История сэра Чарльза Грандисона» (написанная Ричардсоном в 1753 году). «Памела, или награждённая добродетель» была написана еще в 1740 году.

Ричардсон был очень прогрессивным человеком и старался общаться лишь с теми, кто его понимал. Он частенько вступал в перепалку с Генри Филдингом. Их можно назвать соперниками на литературном поприще. Но все же Ричардсон входил в элиту. Он был знаком с Сарой Филдинг, которая была прогрессивной англичанкой. Ричардсон всегда стремился улучшить свои литературные знания, так как его друзья при общении с ним понимали насколько мало у него знаний в некоторых областях, например в истории. Сейчас довольно тяжело предположить, что такой человек был малообразован, но все же наличие своей типографии говорит о том, что Сэмюель чувствовал себя уверенно на литературном поприще.

В конце своей жизни он был очень известным писателем. Он смог избежать участи многих других, чьи труды были признаны современниками лишь после их смерти. Это говорит о том, что Ричардсон понимал менталитет своих читателей. Но даже современники восхищаются тем, какой вклад он внес в развитие литературы не только английской, но и мировой.

Сентиментализм смог не только развиваться, но и изменяться со временем, подстраиваясь под характер каждой национальной литературы. А ведь все это течение появилось лишь благодаря английскому писателю Сэмюелю Ричардсону.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ричардсона Сэмюэла представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Сын столяра, был учеником лондонского типографа, затем хозяином собственной типографии. Ещё в детстве Ричардсон славился умением писать письма, и, по собственному признанию, уже в возрасте 13 лет помогал соседским девушкам вести переписку с поклонниками. В возрасте 17 лет поступил учеником в типографию, а в 1719 году открыл собственное дело. В 1721 году Ричардсон женился на дочери своего бывшего хозяина, Марте Уайлд. За десять лет брака у Ричардсонов родилось шестеро детей, но выжила только одна дочь. После кончины Марты в 1731 году Ричардсон вступил в брак с Элизабет Лик; из их шести детей четыре дочери дожили до совершеннолетия. Типографский бизнес процветал, но у Ричардсона так и не было наследника, который смог бы унаследовать дело: его племянник Томас Веррен также скончался молодым. В своей типографии Ричардсон издал более 500 книг.

Только в 50 лет Ричардсон обратился к литературе. Он вёл обширную переписку с женщинами разных классов, отличаясь глубоким пониманием женской психологии, что и сказалось в его романах. Друзья - Чарльз Ривингтон и Джон Осборн - попросили его написать несколько писем для запланированного к изданию письмовника «Руководство к писанию галантных писем»: Ричардсону было поручено написать письма, которые «предупреждали бы красивых девушек… об опасностях, которые могут грозить их добродетели». Ричардсон решил написать книгу, которая научила бы людей «думать и поступать в обыденных и необычайных случаях». Цель Ричардсона была прежде всего нравоучительная; в письме к одному из друзей он говорит, что надеется «отвлечь молодежь от увлечения сказочным и чудесным в поэзии и возбудить интерес к тому, что способствует развитию нравственности и религии». Ричардсон задумал и выполнил свои романы в форме писем: это как бы драмы для чтения, с расширенными для руководства читателей сценическими указаниями.

Романы

Первый роман Ричардсона «Памела» вышел в 1740 г. под пространным заглавием: «Памела или вознаграждённая добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т. д.» („Pamela; or, Virtue Rewarded“, продолжение 1741). «Памела» вызвала целую бурю подражаний и пародий, в том числе «Шамелу» Филдинга.

За ним последовали «Кларисса, или История молодой леди, заключающая в себе важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, которые могут явиться следствием неправильного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку» („Clarissa; or, the History of a Young Lady: comprehending the most important concerns of private life; and particularly shewing the distresses that may attend the misconduct both of parents and children, in relation to marriage“, 1747-1748) и «История сэра Чарльза Грандисона» („The History of Sir Charles Grandison“, 1754).

Событий в романах Ричардсона мало. В восьми частях «Кларисы» рассказаны происшествия за 11 месяцев; в «Грандиссоне» действие останавливается на каждом шагу для анализа мысли и чувств. Автор постоянно возвращается назад. Одно письмо описывает, что произошло; затем другое лицо в письме к третьему комментирует случившееся и т. д. По замечанию Джонсона, если читать романы Ричардсона, интересуясь фабулой, то можно повеситься от нетерпения. Но интерес этих романов не в фабуле, а в разборе чувств и в нравоучениях.

Три романа Ричардсона последовательно описывают жизнь низшего, среднего и высшего класса общества. Памела - героиня первого романа - выходит победительницей из соблазна и становится женой того, кто хотел обольстить её. Современники справедливо упрекали Ричардсона за практичный характер добродетели его героини. Лучший роман Ричардсона - «Кларисса» или «История юной леди»; он не так растянут, как «Грандисон». Героиня, соблазнённая Ловеласом, умирает среди страданий, окруженная ореолом невинно угнетённой, добродетельной жертвы судьбы; Ловелас убит на дуэли мстителем за Клариссу, полковником Морденом. Многие читатели требовали придать роману счастливый конец, но Ричардсон считал, что это будет оправданием аморального поведения героя. Интерес романа - в двух основных характерах: Клариссы, кроткая прелесть которой увеличивается её слабостью, и Ловеласа - типичного бессовестного соблазнителя, изображённого в романе «злодеем» с подкупающей внешностью. Несмотря на преувеличенность и почти карикатурность, в Ловеласе создан тип, оставшийся навсегда в литературе и ставший нарицательным в жизни.

Как противовес Ловеласу, написан «Чарльз Грандисон». Читательницы упрекали Ричардсона в том, что, создавая идеальные женские типы, он оклеветал мужчин: в ответ на это он создал образ идеального Грандисона. Его доблесть - совершено условная: это ходячие общие места мещанской морали, Грандисон умнее, красивее, храбрее всех и уснащает свои подвиги рассуждениями о долге и добродетели. Несмотря на необычайную растянутость, на излишество вводных эпизодов, в романе чувствуется большая сила анализа и есть драматические положения. Грандисон спасает юную провинциалку Харриет Байрон, которую похитил похожий на Ловеласа светский гуляка сэр Харгрейв Полликсфен. Харриет влюбляется в него, но Грандисон дал обещание жениться на итальянской аристократке Клементине делла Порретта. В конце концов, Клементина решает, что не хочет выходить замуж за протестанта, и Грандисон возвращается к Харриет.

Лучшие дня

Влияние

Основная черта романов Ричардсона, сделавшая их популярными, а самого Ричардсона основателем новой школы романистов - «чувствительность». История Ловеласа и его жертв имела в Англии огромный успех и вызвала большую подражательную литературу, а также множество пародий, самые известные из которых «История Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and His Friend Mr. Adams“, 1742) Генри Фильдинга) и «Грандисон Второй»("Grandison der Zweite, oder Geschichte des Herrn von N***", 1760-1762) немецкого писателя Музеуса.

За пределами Англии сентиментальность Ричардсона также стала лозунгом широкого литературного течения. Подражателями Ричардсона являются Гольдони в двух комедиях («Pamela Nubile» и «Pamela maritata»), Виланд в трагедии «Clementine von Paretta», Франсуа де Нёфшато в комедии «Pamela ou la vertu recompensée» и другие. Влияние Ричардсона заметно и в «Новой Элоизе» Руссо, в «Монахине» Дидро, в сочинениях Ж. Ф. Мармонтеля и Бернардена де Сен-Пьера (о русских подражаниях Ричардсона см. Сентиментализм и Русская литература).

Популярность Ричардсона продолжалась так долго, что ещё Альфред Мюссе называл «Клариссу» «лучшим романом на свете». Ричардсон может быть назван не только основателем современного романа в Англии, но и предшественником всей сентиментальной школы в Европе.

Ввиду растянутости его романов сделаны сокращённые издания «Клариссы» (1868) Далласом, «Грандиссона» - профессором Сенсбюри (1895). Собрание сочинений Ричардсона издано в Лондоне в 1783 и 1811 гг. На русский язык переведены: «Английские письма, или история Кавалера Грандиссона» (Санкт-Петербург, 1793-1794), «Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов» (Санкт-Петербург, 1791-1792), «Индейцы» (Москва, 1806), «Памела, или нагрождённая добродетель» (Санкт-Петербург, 1787; другой перевод 1796), «Кларисса или история юной барышни» («Библиотека для чтения», 1848, ч. 87-89) в пересказе А.В. Дружинина.

Биография

За ним последовали «Кларисса, или История молодой леди, заключающая в себе важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, которые могут явиться следствием неправильного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку» („Clarissa; or, the History of a Young Lady: comprehending the most important concerns of private life; and particularly shewing the distresses that may attend the misconduct both of parents and children, in relation to marriage“ , -) и «История сэра Чарльза Грандисона» („The History of Sir Charles Grandison“ , ).

Событий в романах Ричардсона мало. В восьми частях «Кларисы» рассказаны происшествия за 11 месяцев; в «Грандиссоне» действие останавливается на каждом шагу для анализа мысли и чувств. Автор постоянно возвращается назад. Одно письмо описывает, что произошло; затем другое лицо в письме к третьему комментирует случившееся и т. д. По замечанию Джонсона, если читать романы Ричардсона, интересуясь фабулой , то можно повеситься от нетерпения. Но интерес этих романов не в фабуле, а в разборе чувств и в нравоучениях.

Три романа Ричардсона последовательно описывают жизнь низшего, среднего и высшего класса общества. Памела - героиня первого романа - выходит победительницей из соблазна и становится женой того, кто хотел обольстить её. Современники справедливо упрекали Ричардсона за практичный характер добродетели его героини. Лучший роман Ричардсона - «Кларисса» или «История юной леди»; он не так растянут, как «Грандисон». Героиня, соблазнённая Ловеласом , умирает среди страданий, окруженная ореолом невинно угнетённой, добродетельной жертвы судьбы; Ловелас убит на дуэли мстителем за Клариссу, полковником Морденом. Многие читатели требовали придать роману счастливый конец, но Ричардсон считал, что это будет оправданием аморального поведения героя. Интерес романа - в двух основных характерах: Клариссы, кроткая прелесть которой увеличивается её слабостью, и Ловеласа - типичного бессовестного соблазнителя, изображённого в романе «злодеем» с подкупающей внешностью. Несмотря на преувеличенность и почти карикатурность, в Ловеласе создан тип, оставшийся навсегда в литературе и ставший нарицательным в жизни.

Как противовес Ловеласу, написан «Чарльз Грандисон». Читательницы упрекали Ричардсона в том, что, создавая идеальные женские типы, он оклеветал мужчин: в ответ на это он создал образ идеального Грандисона. Его доблесть - совершено условная: это ходячие общие места мещанской морали, Грандисон умнее, красивее, храбрее всех и уснащает свои подвиги рассуждениями о долге и добродетели. Несмотря на необычайную растянутость, на излишество вводных эпизодов, в романе чувствуется большая сила анализа и есть драматические положения. Грандисон спасает юную провинциалку Харриет Байрон, которую похитил похожий на Ловеласа светский гуляка сэр Харгрейв Полликсфен. Харриет влюбляется в него, но Грандисон дал обещание жениться на итальянской аристократке Клементине делла Порретта. В конце концов, Клементина решает, что не хочет выходить замуж за протестанта, и Грандисон возвращается к Харриет.

Влияние

Иллюстрация к изданию «Памелы» 1742 года

Основная черта романов Ричардсона, сделавшая их популярными, а самого Ричардсона основателем новой школы романистов - «чувствительность». История Ловеласа и его жертв имела в Англии огромный успех и вызвала большую подражательную литературу, а также множество пародий, самые известные из которых «История Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and His Friend Mr. Adams“ , ) Генри Фильдинга) и «Грандисон Второй»("Grandison der Zweite, oder Geschichte des Herrn von N***" , -) немецкого писателя Музеуса .

За пределами Англии сентиментальность Ричардсона также стала лозунгом широкого литературного течения. Подражателями Ричардсона являются Гольдони в двух комедиях («Pamela Nubile» и «Pamela maritata»), Виланд в трагедии «Clementine von Paretta», Франсуа де Нёфшато в комедии «Pamela ou la vertu recompensée» и другие. Влияние Ричардсона заметно и в «Новой Элоизе» Руссо , в «Монахине» Дидро , в сочинениях Ж. Ф. Мармонтеля и Бернардена де Сен-Пьера (о русских подражаниях Ричардсона см. Сентиментализм и Русская литература).

Популярность Ричардсона продолжалась так долго, что ещё Альфред Мюссе называл «Клариссу» «лучшим романом на свете». Ричардсон может быть назван не только основателем современного романа в Англии, но и предшественником всей сентиментальной школы в Европе.

Ввиду растянутости его романов сделаны сокращённые издания «Клариссы» () Далласом, «Грандиссона» - профессором Сенсбюри (). Собрание сочинений Ричардсона издано в Лондоне в и гг. На русский язык переведены: «Английские письма, или история Кавалера Грандиссона» (Санкт-Петербург, -), «Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов» (Санкт-Петербург, -), «Индейцы» (Москва, ), «Памела, или нагрождённая добродетель» (Санкт-Петербург, ; другой перевод ), «Кларисса или история юной барышни» («Библиотека для чтения », , ч. 87-89) в пересказе А.В. Дружинина .

Литература

  • Barbauld A.L. «Correspondence of Samuel Richardson». London, 1804.
  • Braudy L. «Penetration and Impenetrability in Clarissa New Approaches to Eighteenth-Century Literature: Selected Papers from the English Institute edited by Philip Harth. New York: Columbia University Press, 1974.
  • Dobson A. Samuel Richardson . Honolulu: University Press of the Pacific, 2003.
  • Flynn C. Samuel Richardson: A Man of Letters . Princeton: Princeton University Press, 1982.
  • Gassmeyer G. M. Richardsons Pamela: ihre Quellen und ihre Einfluss auf die engl. Litteratur. Diss., Leipzig, 1891.
  • Rizzo B. Companions Without Vows: Relationships Among Eighteenth-Century British Women . Athens, Georgia: University of Georgia Press, 1994. 439 pp.
  • Sale W.M. Samuel Richardson: Master Printer . Ithaca, N. Y.:Cornell University Press, 1950.
  • Sabor P. «Richardson, Henry Fielding, and Sarah Fielding» // The Cambridge companion to English literature from 1740 to 1830 edited by Thomas Keymer and Jon Mee, 139-156. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
  • Schmidt E. Richardson, Rousseau und Goethe, Jena, 1875

Знаменитый , родоначальник так называемой «чувствительной» . Сэмюэл родился в 1689 году в деревне Макворт графства Дербшир. Он был одним из девятерых детей в семье. С юности мальчик проявлял способности к литературе, постоянно развлекал своих друзей различными историями и писал множество разнообразнейших писем. Став чуть постарше, он начал помогать писать письма другим; в частности, в 13 лет ему часто случалось помогать знакомым барышням, отвечать на любовные письма. Ричарсдон-старший мечтал видеть своего сына священником, но, будучи не в состоянии обеспечить ему достойное образование, предоставил Сэмюэлу свободу выбора.

Тот избрал печатное дело, и в 1706 году, в возрасте 17 лет, был отдан к Джону Уаильду на ученичество в должности печатника на семилетний срок. В 1713 году Ричардсон, уйдя от Уаильда, открыл собственный типографский магазин. В 1721 году Сэмюэл женился на дочери бывшего начальника, Марте Уаильд. Они прожили в браке 10 лет, за это время у них родились пятеро сыновей и дочь, однако все дети умерли в течение нескольких лет после рождения.

Сама Марта умерла в 1731 году, немногим позже смерти их четвёртого сына. Ричардсон женился вновь на женщине по имени Елизавета Лик, которая родила ему шестерых детей - пять девочек и мальчика. Четыре дочери не только достигли совершеннолетия, но и пережили собственного отца, а вот единственный сын скончался, как и его предшественники. В 1733 году Ричардсон написал «Справочник подмастерья», содержавший множество советов для молодых людей, нацеленный на «создание идеального помощника». В это же время кончина племянника Ричардсона, Верена, убила последнюю надежду на то, что у Сэмюэля останется наследник. Затем Ричардсон создал три своих знаменитых романа, благодаря которым его имя известно и поныне. В 1740 году вышел в свет роман «Памела», точнее, роман под заглавием «Памела или вознаграждённая добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т. д.» В 1747-1748 годах был создан роман «Кларисса, или История молодой леди, заключающая в себе важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, которые могут явиться следствием неправильного поведения, как родителей, так и детей в отношении к браку», а в 1754 году - «История сэра Чарльза Грандисона».

Романы Ричардсона не особенно динамичны, автор уделяет существенное внимание моральной оценке поступков героев, разбору их чувств, пространному анализу произошедшего с ними. В «Памеле» главной героиней является добродетельная служанка, в «Клариссе» описана несчастная судьба героини, соблазнённой светским львом Робертом Ловеласом, чьё имя стало именем нарицательным. Герой «Чарльза Грандисона» - идеальный джентльмен, умный, красивый, добродетельный, не разделяющий мещанскую мораль и убеждения.