Лепка посуда.docx - Конспект занятия по лепке для старшей группы. Занятие по лепке в старшей группе «Устроим выставку посуды

Наталья Алексеева
НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда»

НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда » .

Цель : Обобщать и закреплять знания детей о посуде и способах ее изготовле-ния.

Задачи :

1. Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно вы-бирать способ лепки . Украшать готовое изделие углубленным релье-фом при помощи стеки, или налепами. Закреплять навыки аккуратной лепки .

2. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выби-рать посуду для лепки и придумывать узор для украшения); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых из-делий.

3. Воспитывать интерес к истории, предметам посуды ; прививать у детей понятие о необходимости труда.

Методы :

1. Словесный (беседа, объяснение, художественное слово, напоминание) .

2. Наглядный (презентация, выставка декоративной посуды ) .

3. ТРИЗ - игра «Как помочь Федоре?»

Технологии :

ИКТ (презентация «Старинная посуда » , «Способы лепки посуды » ).

Здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, танец «Веселей шагать всем вместе» ).

Образовательные области :

Приоритетная : «Художественно – эстетическое развитие»

В интеграции :

Физическое развитие :

Способствовать формированию правильной осанки во время образовательной деятельности.

Способствовать снятию напряжения с глаз.

Социально-коммуникативная деятельность :

Знакомство с трудом гончаров, народных умельцев, воспитание патриотиче-ских чувств, умение общаться, договариваться друг с другом.

Закреплять правила пользования глиной, стекой и др. художественным мате-риалом.

Речевое развитие :

Малые формы фольклора (пословицы, загадки, чтение отрывков сказки К. Чу-ковского «Федорино горе» .

Способствовать формированию умения работать коллективно, отвечать на во-просы педагога, давать необходимые пояснения к своему ответу.

Познавательное развитие : происхождение названий старинной посуды и знание их характерных особенностей.

Художественно-эстетическое развитие :

Музыкальная деятельность (пение песни «Белая береза» , прослушивание музы-ки : русские народные наигрыши, мелодия «Красный сарафан» ).

Виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, художественная дея-тельность, чтение художественной литературы, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа :

Экскурсия в музей детского сада «Народное творчество в быту» ,

Экскурсия в гончарную мастерскую, участие в мастер-классе «Лепка из гли-ны » ,

-лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельно-сти,

Беседы о видах посуды ,

Беседы «Декоративно -прикладное искусство» , «Способы лепки посуды » ;

Просмотр презентаций о народных промыслах декоративно -прикладного ис-кусства, «История создания посуды » , «Виды посуды » , «Посуда из глины » ,

Рассматривание глиняной посуды и иллюстраций с её изображением, рас-сматривание иллюстраций с изображением ярмарки, гончарной мастерской, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений,

Чтение художественной литературы : русская народная сказка «Лиса и кув-шин» , Бр. Гримм «Горшочек каши» , К. Чуковский «Федорино горе» и др. ,

Чтение стихотворений, загадок, пословиц о посуде , о труде;

В ходе НОД дошкольникам были предложены следующие материалы и обору-дование : пластилин, глина, стеки разных видов (трубочки для коктейля, корпу-сы от шариковых ручек, стержни от шариковых ручек, ложечки и ножи от иг-рушечной посуды и т . д., вода, доски, салфетки (бумажные, влажные, фартуки.

Планируемые результаты : умеет поддерживать беседу, высказывает свою точ-ку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка чашки , вазы, самовара) ; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Результат : В ходе НОД были задействованы все дошкольники, в процессе до-школьники проявили воображение, творчество, фантазию. Поставленные задачи были выполнены.

На будущее я планирую усложнить способы и приёмы лепки , используемые дошкольниками, а также способы украшения изделий, побуждать их создавать коллективные композиции.

Ход НОД:

Восп.: Ребята, отгадайте загадку :

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть тоска её боится

Что это? (улыбка)

Подарим друг другу улыбки, улыбки нашим гостям и продолжим занятие.

В это время посуда , нанизанная на леску, вывозится из зала. Выбегает Федора.

Восп.: Федора, что у тебя случилось?

Федора :- Вот бедная я, одна,

И плачу, и плачу я.

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю пойди - поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Помогите вернуть мне посуду домой !

Восп.: Ребята, поможем Федоре?

Дети : Да!

Восп.: Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора?

Восп.: Ребята, почему убежала посуда от Федоры ?

Восп.: Ребята, мы с вами много знаем о посуде . Скажите мне, для чего человеку нужна посуда ?

Дети : Чтобы есть, хранить продукты и еду, для украшения интерьера и т. д.

Восп.: Из каких материалов изготавливали посуду раньше ?

Дети : Из глины, дерева, чугуна.

Восп.: Назовите преимущества такой посуды .

Дети : была сделана из экологически чистых материалов, не вредила здоровью, в ней не портились продукты.

посуды .

Дети : - Глиняная - могла разбиться.

Чугунная - тяжелая, некрасивая.

Деревянная - недолговечна, нельзя приготовить пищу на огне.

Стеклянная - легко бьется.

Восп.: А какие новые материалы для изготовления посуды появились в наше время?

Дети : В настоящее время появился пластик.

Восп.: Назовите преимущества пластиковой посуды .

Дети : Небьющаяся, разноцветная, радует глаз, улучшает аппетит, легкая, можно взять в поход.

Восп.: Назовите недостатки такой посуды .

Дети : Посуда из пластика загрязняет окружающую среду, выделяет вредные, токсичные вещества, продукты нельзя долго хранить, нельзя приготовить пищу на огне.

Федора : Ребята, а теперь я хочу проверить, знаете ли вы названия посуды , ко-торую использовали раньше и для чего она была нужна? (показываются слайды с изображением старинной посуды – крынки , чугуны, глиняные горшки).

Федора : Да, много посуды здесь , хорошо вы ее знаете. Как жаль, что она от ме-ня убежала. Как же мне вернуть посуду ?

Восп.: Ребята, подумайте, как можно помочь Федоре?

Дети (рассуждают) :

Можно принести из группы .

Из чего же мы будем есть в группе ?

Купить в магазине.

Но у нас нет денег.

Вылепить!

Да, действительно, лепить мы умеем!

Восп.: Ребята, а как же называются мастера, которые изготавливают посуду из глины ?

Дети : Гончары.

Восп.: А вы хотите отправиться в гончарную мастерскую?

Дети : Да!

(Все исполняют танец «Веселей шагать всем вместе» )

Восп.: Как мы уже с вами знаем, у каждого гончара есть свои секреты по изго-товлению посуды . Секрет изготовления глиняной посуды передавался от отца к сыну. То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнооб-разных форм и размеров, т. е. появилась декоративная посуда .

Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды : вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?

(Ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т. д.

(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки : вдавливание, выбирание, ленточный способ.)

Сегодня вы, как настоящие мастера гончарного дела, будете создавать декора-тивную посуду , применяя известные вам способы лепки .

А какими способами мы будем украшать наши изделия?

Дети : налепами, тиснением, прорисовывать узор стекой.

Восп.: Дети, как я вам говорила, настоящие мастера – умельцы сушат и закали-вают свою посуду в специальной печи . Как называют такую печь?

Дети : Печь для обжига изделий из глины называют муфельной.

Восп.: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться.

Ребята, проходите к своим рабочим местам и приготовьтесь к работе. Для начала разомнем наши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Эй, ребята, не ленись,

На разминку становись,

(замок, пальцы движутся)

Мы посуду всё лепили ,

(сжать, разжать кулаки)

И водою руки мыли,

(растереть ладошки)

Чашки, блюдца в ряд стоят,

(ладошки кверху, сгибаем пальцы по одному)

И на солнышке блестят.

(фонарики)

Рассаживайтесь за столы и приступайте к работе. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого использовать.

(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)

(Во время работы звучит русская народная музыка)

Ребята, не забывайте пользоваться водой.

Держите спину ровно, чтобы у вас была красивая осанка.

Восп.: Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах. Назовите мне их.

Дети :

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд все перетрут.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Восп.: В старину все люди умели работать и отдыхать, а во время работы они пели песни. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла» , дети под-певают).

Помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необхо-димо тщательно загладить поверхность.

Восп.: А сейчас я хочу загадать вам загадки :

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела :

«Пейте чай, вода вскипела!»

Носит воду

Хозяину в угоду;

При нем живет,

Пока не упадет.

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри

Угощение внутри!

Сахарница.

В земле я родился,

В огне закалился.

Восп.: Кто закончил, ставьте свои работы на поднос. Организуется выставка посуды .

После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изде-лия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные.

Посмотрите, какие замечательные у нас получились изделия. Когда они под-сохнут, мы их раскрасим знакомыми нам элементами росписей и подарим Фе-доре.

Федора : - Спасибо вам, ребята!

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Федора : Ребята, какие вы помощники! Ай да молодцы! Я очень рада, что вы помогли мне вернуть посуду .

В : Федорушку посуда прощает

И сладким чаем нас угощает!

Список использованной литературы :

1. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» Москва «Просвещение» 1980 г.

2. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» Москва Мо-заика Синтез 2010г.

3. Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду » Москва «Просвещение» 1984 г.

4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительному творчеству в детском саду. [Текст]/ Г. С. Швайко. - Москва - Владос, 2000.-174с.

5. Штейне Н. Ф. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6 - 7 лет. Конспекты занятий. [Текст]/ авт. - составитель Н. Ф. Штейне. – Волгоград : ИТД Корифей, 2012. – 128с.

6. Яковлева Т. Н. Искусство для детей. Методическое пособие. [Текст] /авт – составитель Т. Н. Яковлева. Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 128c.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ (ЛЕПКА) НА ТЕМУ «ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ» СТАРШАЯ ГРУППА

Цель: Формирование и закрепление представлений у детей о разных видах посуды.

Задачи:

Закрепить приемы лепки посуды; передавать движение пальцев при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина.

Активизировать в речи детей слова по теме «посуда» (Один – много; из чего сделано) чашка – чашки – чашек; вилка – вилки- вилок; деревянная, стеклянная, пластмассовая, глиняная.

Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе

Материал и оборудование: Костюм для Федоры, картинки с изображением посуды, корзина, пластмассовая чайная посуда, пластилин, доски для лепки, стеки, влажные губки, салфетки.

Предварительная работа :

Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»

Беседа о посуде

Рассматривание иллюстраций разных видов посуды

Игры с кукольной посудой

Лепка из пластилина по теме «Посуда»

Рисование трафаретами посуды

  1. Водная часть

Организационный момент

В группу входит бабушка Федора :

Здравствуйте, ребята. Я - бабушка Федора.

Вы знаете, из какой сказки я к вам пришла?

Кто написал эту сказку?

Дети: - К.И.Чуковский.

Федора: -Правильно

Я пришла к вам не с пустыми руками. В моей корзине лежат картинки с моей любимой посудой.

Я хочу поиграть с вами в игру «Один – много»

Дидактическая игра: «Один – много»

Чашка – чашки; кружка – кружки; ложка – ложки;

стакан – стаканы; тарелка – тарелки;

Нож – ножи; вилка – вилки; блюдце – блюдца

Молодцы!

У меня есть еще одна игра «Из чего сделано?»

Дидактическая игра: «Из чего сделано?»

Стакан из стекла - стеклянный

Ложка из дерева – деревянная

Кувшин из глины - глиняный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Вилка из металла – металлическая

Поднос из пластмассы – пластмассовый

Молодцы, ребята!

Федора :

Вы помните, какое горе случилось со мной в сказке?

Почему от меня убежала посуда?

Дети : Не мыла её, не жалела…

Сейчас посуда ко мне вернулась. Я о ней забочусь, мою её, чищу, протираю.

В доме у меня всегда порядок и чистота. Я вижу, у вас в группе тоже чистота и порядок. Игрушки стоят на своих местах.

А кто о них заботиться?

Дети: Мы

Молодцы!

Ой, ребята, когда ко мне вернулась посуда, разбилось много чашек и блюдец.

А я жду гостей. Что мне делать, где взять посуду?

Дети : Можно слепить.

Федора : - спасибо, ребята

Физминутка :

Вот большой блестящий чайник

Очень важный, как начальник

Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются

Вот пластмассовый поднос - он посуду нам принес

Федора предлагает рассмотреть блюдце

Рассмотрим блюдце, какое оно? Для чего оно нужно? Как будем лепить?

Дети : Раскатываем шар, сплющиваем, края по кругу формы делаем углубление.

Федора предлагает рассмотреть чашку

Какая она? Для чего она нужна? Что у нее есть?

Дети: Чашка красивая, из нее можно пить, у нее есть ручка.

Как будем лепить?

Дети : -Раскатываем шар, по центру шара большим пальцем сделать углубление.

Федора : - раздвинуть боковые стенки постепенно пошаговым движением по кругу формы.(С внутренней стороны большим пальцем, а с внешней стороны остальными прижимая, уплотняя) к верхней части можно присоединить жгут, к боковым – ручки.

2. Основная часть

Присаживайтесь за столы.

Дети рассаживаются за столы.

Федора:

Спрашивает у детей, что сначала нужно сделать, чтобы приступить к работе?

Дети:

Смочить руки о влажную губку, чтобы не прилипал пластилин.

Сначала вылепливаются блюдца, затем чашки.

Федора подсказывает, направляет детей на правильное выполнение лепки.

3. Заключительная часть

По окончании работы дети расставляют свои работы на разнос.

Вытирают руки салфетками.

Я,Федора, думаю, что эту чашку я обязательно возьму, она ровная, красивая, аккуратная. А эта чашка неровная, с неё всё может вылиться. И эту чашку я обязательно возьму, она ровная, красивая, аккуратная. Все чашки и блюдца я забираю с собой для своих гостей.

Федора подводит итог, что в посуду дети вложили свой труд, свои умения и навыки. Хвалит детей.

Конспект Занятия по лепке на тему «Чашки для медведей» в средней группе.

Программное содержание:

Учить детей лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

Развивать у детей способность к созданию собственного замысла. Учить создавать предметы для игры-драматизации по сказке.

Предварительная работа: занятия по обучению лепки шара, скатывание колбаски; чтение сказки «Три медведя». Рассматривание чашек и игры с посудой в игровом уголке.

Материал:

Образец слеплен из пластилина, кукольный чайный набор, 3 игрушечных медведя (разной величины).

(Вспомнить приемы лепки)

Пластилин, доска для лепки, салфетка.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы отправимся в лес погулять. (Посредине комнаты стоит домик, внутри которого за столом сидят три медведя разной величины, вокруг домика деревья (искусственные елки и березы). Звучит музыка леса (пение птиц)).

Что это за домик? Как вы думаете, кто в нем живет?

Давайте заглянем в окошко. (Дети смотрят в окна и говорят,что это домик трех медведей.)

Из какой сказки они? («Три медведя»).

Как их звали? (Дети называют: «Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка»)

Правильно, вы все очень хорошо знаете эту сказку.

Давайте посмотрим и скажем: «Чего не хватает у них на столе?» (Посуды, чашек…)

Правильно! У них нет чашек.

На прошлом занятии вы уже лепили им мисочки. А сегодня слепим чашечки.

Садитесь все по местам. Будем с вами лепить чашки для медведей.

Рассматривание образца

Посмотрите какая у меня получилась чашечка (какого цвета, какой формы) круглая, красная.

Для чего нужна чашка?

Работа с пластилином

Как можно слепить чашку?

Предложить кому-либо показать и объяснить приемы лепки.

    Берем пластилин, не забудем отделить кусочек для ручки.

    Катаем шарик.

    Пальчиками вдавливаем, делаем углубление.

    Из оставшегося кусочка скатываем колбаску, делаем ручку.

    Присоединяем к кружке ручку и примазываем.

Анализ работ:

Теперь мы возьмем свои чашечки и поставим на стол медведям. Какие красивые чашки у нас получились. Пусть теперь радуются наши мишки. У них теперь много посуды. Какого цвета?

Скажи Катя, всем медведям хватит чашек?

Кого больше, чашек? Или медведей? (Правильно)

Сколько медведей? (три)

Сколько чашек? (много)

Итог занятия

Чтобы мы делали перед тем, как вылепить чашку? (скатали шар)

А потом? (скатали колбаску и что ручку присоединили к чашке)

Молодцы. Сейчас идем мыть руки, а после поиграем в домике.

ЛЕПКА «Чайный сервиз для игрушек»

Учить детей лепить посуду конструктивным способом. Вызывать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек.

Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления (например, налепы, процарапывание, от-печатки).

Развивать мелкую моторику, глазомер. Синхронизиро-вать движения обеих рук. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.

Предварительная работа.

Рассматривание предметов из кукольно-го чайного сервиза.

Материалы, инструменты, оборудование. Глина или пластилин (на выбор педагога), стеки, колпачки фломастеров или авторучек, кле-енки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя поворотный диск и заготовки для показа способов лепки.

Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой «Чаепитие»:

Как у нашей Дунечки

Чашечки и блюдечки.

Как у нашей Люсеньки

Чаю просят пупсики.

Милости просим -

Приходите в гости.

Приходите на печенье,

На чаек и на варенье.

Это просто объеденье -

Торт у кукол в день рожденья!

Педагог уточняет представления детей о том, какие предметы вхо-дят в чайный сервиз: чайник заварочный, сахарница, 6-12 чайных пар (каждая состоит из чашки и блюдца), а также дополнительные предметы - сливочник или молочник, конфетница, сухарница, ва-зочки и розетки для варенья. Напоминает, что в сервизе все предметы оформлены одинаково - в горошек, цветочек, клеточку или как-то иначе.

Воспитатель предлагает слепить из глины или пластилина краси-вые чайные сервизы для кукол. Распределяет детей на 2-4 группы, чтобы получилось 2-4 сервиза на 6-12 персон (каждая группа будет лепить предметы для одного сервиза). Поясняет, что каждый ребенок слепит чайную пару - т. е. чашку и блюдце. При этом дети каждой

группы договариваются между собой, какого цвета будет посуда и каким образом украшена (в горошек, с прямой или волнистой поло-ской, в цветочек и т. д.).

Затем воспитатель показывает и поясняет детям технику лепки чайной посуды.

Блюдце. Раскатываем шар, сплющиваем в лепешку (диск) и слег-ка загибаем края, сглаживаем серединку и выравниваем бортики - блюдце готово.

Чашка. Создаем цилиндрическую форму, в которой делаем углу-бление указательным пальцем или каким-либо вспомогательным предметом (стекой, палочкой для мороженого, карандашом). Уве-личиваем полученную форму - расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая изделие по кругу или вращая его на поворотном диске. (стараемся сделать так, чтобы стенки чашки получились одинаковы-ми по толщине. Сглаживаем стенки и выравниваем край, проводя не-сколько раз пальцем по кругу. Ручку делаем из отдельно вылепленного цилиндрика или из половинки диска. Прикрепляем ручку и прима-ниваем. Готовую чашку нужно украсить так, как договорились между собой в группе (ведь в сервизе все предметы оформлены одинаково). Украшением может быть отдельное изображение или орнамент, иду-щий полосой по окружности чашки. Такой орнамент называется лен-точным. Он может располагаться на ровной плоскости (полотенце, ленте) или на замкнутой форме поверхности (вазе, чашке, кашпо и др.). Стекой намечаем схему или основные точки орнамента и начи-наем лепить.

Педагог показывает детям некоторые приемы оформления чай-ных чашек:

«в горошек» - раскатывает мелкие шарики, сплющивает и рав-номерно распределяет по всей поверхности чашки;

«с полоской» - раскатывает длинный жгутик и выкладывает по ободку - прямо или волной;

«в цветочек» - прикрепляет к чашке 2-4 сплющенных шари-ка - серединки цветов и с помощью колпачка фломастера или авто-ручки ставит вокруг них отпечатки - лепестки.

Усложнение задачи.

Педагог может усложнить и разнообразить содержание работы: и каждой группе выбрать 2-3 детей с хорошо развитыми художественными способностями и лепить вместе с ними более сложные предметы сервиза - заварочные чайники, сливочники (молочни-ки), конфетницы, вазочки для варенья, сахарницы. Или же предложить создать эти предметы тем детям, которые быстро слепили чайную пару.

Чайник. Делим глину (пластилин) на 2-3 части и создаем ис-ходную форму: большой шар, «морковку» (конус) или валик (цилиндр). Делаем углубление и начинаем равномерно увеличивать

форму, образуя полый сосуд, т. е. с отверстием внутри. При этом стараемся сохранить заданную форму и равномерно вытянуть стен-ки. Из отдельных кусочков глины лепим ручку, крышку, подходя-щую к отверстию, и подставку в виде низкого конуса, диска или 2-3 ножек. Украшаем чайник так, чтобы чашки и чайник состави-ли комплект.

После занятия. Завершение оформления чайных сервизов для игр. Сюжетно-ролевая игра в чаепитие. Изготовление салфеток для сер-вировки стола. Дидактические игры с чайными сервизами на сравне-ние, подбор пар, классификацию.

Елена Артемова
Конспект занятия по лепке «Посуда для Машеньки»

Программное содержание :

Образовательные задачи : Учить изображать посуду (чайная пара, передавая форму, величину отдельных частей. Учить лепить,пользуясь приемом вдавливания для получения полой формы. Упражнять в соединении частей путем примазывания мест скрепления. Загибать края, расплющенной формы прищипывая их кончиками пальцев, придавая форму блюдца.

Воспитательные задачи :

1. Вызвать у детей интерес к деятельности.

2. Воспитывать аккуратность в работе.

Корекционно - развивающие задачи :

1. Способствовать развитию мелкой моторики.

2. Активизировать словарь детей (чашка, блюдце, ручка) .

предварительная работа : беседа о посуде , рассматривание кукольной посуды , игры с посудой в игровом уголке , сюжетно - ролевая игра "Дочки - Матери".

Материал и оборудование : пластилин (3 кусочка разных размеров, клеенки, салфетки,кукла, стол накрыт для чаепития на одного человека (для обыгрывания сюжета) .

Ход занятия:

1. Дети стоят полукругом.

Воспитатель читает стихотворения :

Маша празднует рожденье

Ей исполняется 5 лет

Все Машутка здесь убрала,

Постирала, подмела,

Ждет гостей и баранок напекла,

А сама сидит грустна.

Воспитатель : Мы сейчас, дети. выясним почему Машенька грустна ? Воспитатель имитирует разговор с Машенькой .

Воспитатель : Так вот, оно что! Дети, Машенька ждет гостей к чаю , но у нее нет больше чайной посуды . Давайте мы сегодня обрадуем Машеньку и сделаем для нее подарок. Слепим чашки и блюдца. пусть она встречает гостей. Дети садятся за столы. Рассматривают чайную пару.

Воспитатель : Какая это посуда ?

Дети : Чайная.

Воспитатель : Чашка - цилиндрическая формы, внутри она полая, т. е. пустая. А что еще есть у чашки?

Дети : Ручка.

Воспитатель : Ручка маленькая изогнутая. Сначала будем из большого куска лепить чашку. Скатаем пластилин круговыми движениями между ладонями, затем большим пальцем вдавливаем в середину колобка и получается углубление. Пальцами с двух сторон мы расплющиваем стенки, и получается чашка, но без ручки. Ручку мы слепим из самого маленького кусочка, мы раскатаем его прямыми движениями между ладонями, и у нас получится колбаски. Приложим колбаску красиво изогнув ее к стенке чашки и примажем ее большим пальцем.

Воспитатель : Из среднего кусочка мы слепим блюдце (рассматривание блюдца) . Сначала пластилину придадим форму колобка и расплющим его между ладонями в лепешку. Края лепешки поднимаем кончиками пальцев. придавая форму блюдца.

Физ. минутка :

Раз, два, три, четыре

Дружно мы посуду мыли

Чайник, чашку, блюдца,

Ложку и большую поварешку.

4. Самостоятельная работа детей.

В ходе занятия воспитатель помогает детям по мере необходимости советом, дополнительным показом на своем материале, указывая на последовательность лепки . Напоминает способы лепки . показ на своем материале, обыгрывание незаконченного изображения.

5. Заключительная часть : Все работы детские собираются на красивый разнос.

Воспитатель : Вот эту всю посуду мы подарим Маше .

пусть у нее праздник

Будет еще краше.

Кукла Маша благодарит детей

Список литературы :

1. Куцакова С. И. Мерзлякова "Воспитание ребенка - дошкольника" Москва, "Владос". 2012.

2. Соломенникова "Основные и дополнительные программы ДОУ" Москва "АЙРИС - ПРЕСС", 2011

3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. Конспекты занятий . Издательство "Мозаика - Синтез", М. ,2007.