Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция. Курс по сенсомоторной коррекции

Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции разработан на кафедре детской психиатрии и психотерапии медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) профессором Ю.С. Шевченко и канд. психол. наук В.А. Корнеевой.

Нейрокоррекция - это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе нейропсихологического обследования.

Больше чем 80% проблем развития детей связаны с расстройствами и повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития — во время беременности, в период родов, в последствии тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому воздействие метода нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлено изначально не на развитие высших психических функций, а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем этапе развитие ребенка. И только в заключительной части коррекционного этапа, работа переходит в область когнитивной психотерапии.

Цель метода непрерывная немедикаментозная активация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних структур головного мозга.

Метод состоит из серии дыхательных и двигательных постепенно усложняющихся упражнений, приводящих к активации подкорковых структур головного мозга, способствующих регуляции тонуса, снятию локальных мышечных зажимов, развитию равновесия, развязке синкинезий, развитию восприятия целостности тела и стабилизации стато-кинетического баланса. При этом восстанавливается операциональное обеспечение сенсомоторного взаимодействия с внешним миром, стабилизируются процессы произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов, ориентированных на формирование оптимального функционального статуса передних долей головного мозга, на развитие процессов мышления, внимания и памяти, синестезии и саморегуляции.

Дети с аутизмом имеют нарушенное восприятия мира. Одних ощущений ребенок избегает, к другим, наоборот, стремится, и они превращаются в аутостимуляции. Кроме того, сигналы, полученные от разных органов чувств, не складываются в единую картину. Не случайно символом аутизма является разобранный паззл. Основная задача нейропсихологической сенсомоторной коррекции – научить ребёнка осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развитие моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой , а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Показания к проведению нейрокоррекции

Нейропсихологическая коррекция показана при таких видах диагноза как:

  • Детский аутизм
  • ЗПР (задержка психического развития)
  • ЗРР (задержка речевого развития)
  • Алалия, дизартрия
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность),
  • Дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения)
  • Органические расстройства
  • Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера

Когда стоит начинать?

Наиболее эффективна методика для детей возрастом от 5 до 12 лет. Чем раньше будет проведена диагностика нарушения и начнется терапия, тем быстрей будут видны ее результаты. В среднем минимальный эффект достигается от 2-3 месяцев, максимальный спустя 7-9 месяцев.

В случае органических нарушений, когда развитие ребенка проходит очень медленно, появление заметных результатов коррекционной работы может растягиваться на месяцы и даже годы.

Формы

Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение - важно при письме, и не только).
  3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Этапы

Диагностический этап. Наиболее адекватным методом диагностики в данном случае является методика А. Р. Лурии, адаптированная для детского возраста. Преимущество нейропсихологической диагностики заключается в том, что с ее помощью можно выявить не только актуальный уровень знаний и умений ребенка, но и базисные патогенные факторы, приводящие к наблюдающимся нарушениям развития.

Установочный этап. Цель данного этапа – создание у ребенка и его родителей активной установки на психокоррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снижение тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. Необходимость установочного этапа обусловлена в данном случае тем, что довольно часто применение методики сенсомоторной коррекции не соответствует ожиданиям родителей, которые «настраиваются» на известные им психологические приемы, в том числе суггестивные. Таким образом, происходит достижение более полного осознания проблемы, переформулировка запроса. Для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных упражнений, выполняемых ребенком.

Коррекционный этап: происходит осуществление коррекционного воздействия. Сенсомоторная коррекция может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Начало коррекционной работы направлено, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я, развитие мелкой моторики; многие упражнения проводятся с целью повышения дифференцированности мозговых функциональных систем, улучшения межполушарного взаимодействия. Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля. Порядок выполнения ребенком упражнений соответствует направлению онтогенетического развития (начиная с положения лежа, затем – сидя, на четвереньках, стоя). Опосредованно через оптимизацию функционирования мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, нейрогуморальной и иммунной систем, а также через повышение уровня рефлексии и самоконтроля, в т. ч. в сфере телесности, происходит улучшение состояния и соматической сферы ребенка.

Оценка эффективности коррекционной работы. Необходимо отметить, что устранение симптома не является достаточным поводом для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Снятие симптома и преодоление дезадаптации могут носить временный характер. Если при этом не устранены причинные факторы, то вполне возможно быстрое возвращение тех же самых или других симптомов. Многие родители считают конечной целью снятие нарушений, явившихся причиной обращения к специалисту. Однако занятия с ребенком надо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений. Необходимо учитывать, что у данного метода имеется целый комплекс косвенных результатов: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении. Максимальный эффект достигается спустя 7-9 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия. Отсроченная проверка должна показать устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции. Кроме того, специфика сенсомоторной коррекции дает возможность использовать объективные критерии улучшения состояния ребенка – данные медицинского обследования и клинических исследований (ЭЭГ, РеоЭГ и др.). Несмотря на стабильность результатов сенсомоторной коррекции, возможно повторное прохождение коррекционного курса. Это связано не с нивелировкой эффектов проведенной работы, а с динамичностью психического онтогенеза, изменениями социальной ситуации развития, а также с воздействием различных негативных факторов (травмы, заболевания и пр.).

Таким образом, процесс нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлен на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию из специальных в другие типы образовательных учреждений.

Для работы с детьми, страдающими различными нарушениями психической деятельности, была разработана методика «сенсомоторной коррекции» Т. Г. Горячевой, А. С. Султановой (2003), которую также можно рассматривать как вариант интегративной программы.

Авторы считают, что в возникновении ряда психических нарушений, таких как гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ), задержка психического развития (ЗПР) органического генеза, психосоматических расстройств и раннего детского аутизма (РДА), играет важную роль недостаточность функционирования подкорковых структур головного мозга: гипоталамуса, гипоталамо-гипофизарной системы, ретикулярной формации ствола мозга, промежуточного мозга и др. Дисфункции этих мозговых структур связаны, как правило, с отклонениями процессов пренатального и раннего постнатального развития, так как в указанные возрастные периоды происходит их интенсивное формирование. Эти же мозговые структуры активизируются и при эмоциональном стрессе, с которым многие исследователи связывают возникновение различных нарушений психической деятельности. Обеспечивая адаптационные реакции и ведущий уровень саморегуляции в детском возрасте, подкорковые структуры, в виду своей незрелости у детей, а также недостаточной сформированности корково-подкорковых связей, испытывают перегрузки, приводящие к дисфункциям.

Надо отметить, что в ряде случаев дисфункции подкорковых структур мозга являются первичными по отношению к возникновению такой патологии, как психосоматические расстройства (некоторые виды сердечных аритмий, неврозоподобный энурез, некоторые функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицитарные процессы и др.), ГРДВ, ЗПР и РДА. Наличие церебрально-органической патологии при вышеуказанных расстройствах подтверждается различными клиническими исследованиями.

Ряд авторов отмечают, что при ЗПР регистрируются дисфункции диэнцефальных и верхнестволовых структур, а также базальных лобных систем (Лебединский В. В., 2003). Функциональная недостаточность подкорковых образований приводит к нарушению процесса морфофункциогенеза мозга, и картину психического развития ребенка определяют разнообразные вторичные симптомы функциональной недостаточности теменно.затылочных, височных, лобных и других зон мозга. У детей с ЗПР множество подобных нарушений: трудности кинестетического и динамического праксиса, недостаточность пространственного гнозиса и праксиса, слабость следов слухоречевой памяти, недостаточность как моторных, так и сенсорных аспектов речи, запаздывание развития схемы тела, недостаточность восприятия ритмических структур.

Функциональная дефицитарность подкорковых образований, таким образом, является у этих детей определяющим фактором в морфофункциогенезе мозга, и по ходу развития ребенка появляется множество вторичных дефектов вследствие функциональной незрелости коры больших полушарий. В связи с этим проведение сенсомоторной коррекции с детьми с ЗПР наиболее специфично и требует индивидуального подхода. В каждом конкретном случае необходимо введение специальных упражнений для ребенка в зависимости от структуры дефекта.

Так, при наличии нарушений речевого развития требуется введение артикуляционной гимнастики, упражнений для преодоления синкинезий, упражнений, направленных на нормализацию тонуса лицевых мышц, специальных дыхательных упражнений и пр. При наличии нарушений пространственного гнозиса и праксиса необходимо уделять повышенное внимание пространственному фактору уже в основных упражнениях, а также вводить специальные задания, позволяющие почувствовать «пространство тела», тренирующие ориентировку в окружающем пространстве и затем — квазипространственные функции. На первый план при проведении сенсомоторной коррекции всегда выходит работа по преодолению дефицитарности субкортикальных структур. Однако для достижения лучших результатов необходим комплексный подход с включением упражнений, направленных на имеющуюся у ребенка дефицитарность высших психических функций, что позволяет использовать методики Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой, П. Я. Гальперина, Ю. В. Микадзе.

Исследование детей с ГРДВ, проведенное Т. Г. Горячевой и А. С. Султановой (см. главу 14), показало, что первичным дефектом для большинства детей с СДВГ является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга, что подтверждается данными ЭЭГ.

В связи с этим при проведении сенсомоторной коррекции основной акцент делается на работу с первым блоком мозга (дыхательные и глазодвигательные упражнения; упражнения, направленные на нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности и др.). Также необходимо использовать методы, направленные на улучшение саморегуляции, произвольного контроля, — упражнения для развития динамического праксиса, различные игры с правилами, в том числе стоп.игры, ролевые игры и др.

При проведении коррекционных упражнений с гиперактивным ребенком необходимо разбивать время занятия на блоки (с разными видами деятельности) по 5-8 минут, постепенно это время увеличивая.

Также необходимо введение специальной формы внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности, — контроль не вместо ребенка, а вместе с ребенком.

В начале проведения коррекции более оптимальна индивидуальная форма занятий, при необходимости возможны и групповые занятия, однако включение в группу более одного ребенка с ГРДВ нецелесообразно. Практический опыт проведения сенсомоторной коррекции с такими детьми доказывает ее эффективность: снижаются гиперактивность и отвлекаемость ребенка, нивелируются нейродинамические нарушения, улучшается произвольный самоконтроль, снижаются эмоциональная лабильность, проявления негативизма и агрессии. В результате наряду с улучшением показателей психического развития ребенка отмечается улучшение социальной адаптации и детско-родительских отношений в семье. Наиболее выраженные результаты достигаются при работе с детьми в возрасте до 7 лет.

Нарушение активирующей сферы при РДА также может свидетельствовать о преимущественном нарушении подкорковых образований (Лебединский В. В., 2003), что позволяет предположить эффективность проведения сенсомоторной коррекции.

Ввиду искажения эмоционально.мотивационной сферы, трудностей установления контакта и своеобразного поведения дети с РДА являются наиболее сложной группой для коррекционной работы. Достаточно много времени занимает подготовительный этап, направленный на установление контакта и привыкание ребенка к новым условиям; часто приходится прибегать к поощрениям в виде пищевого подкрепления или подкрепления, находящегося в сфере интересов ребенка. Возникают также сложности усвоения упражнений, связанные с гиперестезиями, страхами, трудностями тактильного контакта с ребенком.

В начале коррекции занятия целесообразно проводить индивидуально, затем постепенно переводить на смешанную форму (индивидуальные занятия чередуются с групповыми). При этом отмечается довольно интересная динамика состояния ребенка: по мере исчезновения аутичного поведения на первый план выходит задержка психического развития, невротическое или психопатоподобное поведение; дальнейшая работа направлена уже на преодоление этих отклонений.

При работе с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами, использование сенсомоторной коррекции обусловлено тем, что данная методика позволяет улучшить функционирование головного мозга и нервной системы в целом, повышает продуктивность протекания психических процессов, таким образом воздействуя на некоторые нервно-психические, физиологические составляющие этиопатогенеза заболевания. Многие отечественные и зарубежные исследователи полагают, что одним из основных факторов, влияющих на возникновение и течение психосоматических расстройств в детском возрасте, являются дисфункции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие отклонений процессов внутриутробного и раннего постнатального развития.

В исследовании Т. Г. Горячевой и А. С. Султановой (2003) было показано, что у большинства детей с психосоматическими заболеваниями выявляются функциональная дефицитарность подкорково-стволовых образований мозга, недостаточная сформированность корково-подкорковых связей, наличие признаков нарушений межполушарного взаимодействия, дисфункций правого полушария и запаздывания функционального созревания лобных долей мозга. Эти дисфункции приводят к инертности психических процессов, астенизации, нарушениям восприятия собственного тела, саморегуляции и возникновению алекситимии, к дизонтогенезу психических функций в целом. Наличие церебрально.органической патологии при психосоматических расстройствах подтверждается различными клиническими исследованиями (ЭЭГ, РЭГ, МРТ и др.) (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С., 2002).

Следует отметить, что в ряде случаев дисфункции подкорковых структур мозга являются первичными по отношению к возникновению психосоматической патологии (некоторые виды сердечных аритмий, неврозоподобный энурез, функциональные нарушения желудочно.кишечного тракта и др.), в остальных случаях мозговые механизмы включены в обеспечение, реализацию психосоматических взаимосвязей.

Сенсомоторная коррекция направлена на улучшение функционирования подкорковых структур, нормализацию активационных процессов, улучшение мозгового кровообращения, то есть на преодоление имеющихся у детей с психосоматическими расстройствами нарушений морфофункционального созревания мозговых структур. Однако терапевтический эффект сенсомоторной коррекции при психосоматических заболеваниях обусловлен не только улучшением деятельности мозга. Коррекционное действие связано с развитием телесности, становлением психосоматических связей в онтогенезе.

С помощью сенсомоторной коррекции можно воздействовать на ряд факторов, которые выступают в качестве причин нарушения психосоматического развития, появления психосоматических заболеваний (наличие субъективной слитности эмоциональных и телесных процессов, нарушение формирования интрацептивных словарей, задержка развития представлений о собственном теле и др.). Сенсомоторная коррекция способствует формированию более полной категориальной структуры телесного опыта, интеграции в нее соматических ощущений.

Особое внимание уделяется становлению схемы тела и образа физического Я, конструируемых под влиянием различных сенсорных впечатлений — кинестетических, тактильных, зрительных, проприоцептивных и др., пространственно.временных представлений, а также под влиянием повышения телесной рефлексии, сознательной оценки особенностей собственного тела, накопления соматоперцептивного опыта и получения обратной связи от участников коррекционного процесса.

Метод сенсомоторной коррекции успешно апробировался при таких заболеваниях и психосоматических расстройствах, как: бронхиальная астма, гастродуоденит, тахикардия центрального генеза, дыхательная аритмия, алопеция, нейродермит, дискинезия желчевыводящих путей, энурез, энкопрез, вегетососудистая дистония, аллергические реакции и др. Во всех случаях было отмечено существенное улучшение соматического состояния ребенка, часто — исчезновение симптомов заболевания. Таким образом, сенсомоторная коррекция доказывает свою эффективность и может являться важным элементом психологической работы при проведении комплексной терапии детей, имеющих психосоматические заболевания.

При различных отклонениях в психическом развитии ребенка первичным дефектом в большинстве случаев является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга, часто возникающая вследствие перинатальной патологии. Большинству из исследованных детей в первые годы жизни ставился один и тот же диагноз — перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Кроме того, достаточно встречается сочетание различных патологических состояний, например психосоматические расстройства у детей с ЗПР, гиперактивность у детей.аутистов и др.

В связи с этим возникает вопрос о специфичности того или иного расстройства по отношению к первичному дефекту: почему недостаточность подкорковых и стволовых структур, возникшая вследствие схожих отклонений внутриутробного и/или раннего постнатального развития, приводит к развитию различных патологических состояний?

Возможный ответ на этот вопрос может быть связан с тем, что на характер дизонтогенеза оказывают влияние время возникновения и массивность органического поражения центральной нервной системы (Лебединский В. В., 2003). Кроме того, сами подкорково-стволовые структуры являются неоднородными и многофункциональными.

Сенсомоторная коррекция направлена на снижение дисфункций через двигательные и сенсорные компоненты осуществляется воздействие на психику ребенка в целом. Использование достаточно директивного подхода и особым образом организованного взаимодействия с ребенком позволяет рассматривать сенсомоторную коррекцию как интегративный метод, занимающий особое место в ряду других психокоррекционных и психотерапевтических методов и являющийся базисной основой для дальнейшей нейропсихологической коррекции.

Из книги Микадзе Ю.В. "Нейропсихология детского возраста"

Здесь представлен комплекс двигательной коррекции для детей дошкольного возраста с проблемами в эмоциональноволевой сфере.

Данный материал может быть полезен для подготовки индивидуальной и групповой коррекции для детей с СДВГ, мышечными тонусами, двигательным беспокойством и импульсивностью

А также данные занятия помогут в развитии моторной и речевой сферы.

Состоят занятия из гимнастик, растяжек а также упражнений на развитие восприятия и внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ

Для детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями

На сегодня при скриненговой диагностики детей дошкольного возраста, выявляется большой процент детей группы риска. С такими проблемами как: повышенная возбудимость или вялость, неустойчивое внимание, гипо или гипер тонус мышц, импульсивность, высокая двигательная активность, недоразвитость общей и мелкой моторики, быстрая утомляемость. Из исследований наших и зарубежных физиологов, психологов и нейропсихологов, видно что Психика человека управляет его движениями, а целенаправленные движения, влияют на центральную и вегетативную нервную систему. Все это формирует и развивает навыки необходимые для устойчивого поведения. Итак, воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза, мы вызываем активизацию в развитии всех высших психических функций. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирует, восстанавливает и прострагивает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Исходя из выше перечисленных особенностей детей, мы можем говорить о том, что данные дети имеют проблемы в эмоционально личностной сфере и поведенческой. При организации занятий с данными детьми рекомендуется следовать следующим правилам.

  1. Группа детей от 5-8 человек.
  2. Время занятия 20- 30 минут
  3. В одну группу могут входить дети с симптомами гиперактивности, невнимательные дети, с гипотонусом, неуверенностью в себе и стеснительные дети.
  4. Четкая, повторяющаяся структура занятий.
  5. Неизменное расположение предметов в зале(музыкальный или спортивный зал, достаточное количество свободного места, ковровое покрытие, мягкие модули, сухой бассейн)
  6. Введение временного лимита на выполнение заданий.
  7. Соблюдение четких, заранее оговоренных норм и правил
  8. Введение системы наказания (скамейка штрафников) и поощрения (знак отличия)
  9. Ритуал начала и окончания занятия.

Список использованной литературы.

  1. 1. И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.»
  2. 2. Г.П. Логинова «Программа по развитию мелкой моторики».
  3. 3. Т.В. Нестерюк «Психосоматическая гимнастика»
  4. 4. Двигательная коррекция для детей с СДВГ – центр адалин
  5. 5. Е.В. Горшкова О «говорящих» движениях и чудесных превращениях»

Структура занятия

  1. Приветствие и Йоговская гимнастика для малышей (Л1)
  2. Пальчиковая гимнастика (Л2)
  3. Дыхательные упражнения (Л4)
  4. Психогимнастические упражнения. (Л3)
  5. Упражнение на развитие ВПФ и общей моторики (Л1)
  6. Упражнения на регуляцию состояния мышечного напряжения (Л1)
  7. Упражнения на растяжку и дыхательная гимнастика(Л4)
  8. Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий (Л4)
  9. Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата (Л4)
  10. Релаксация
  11. Самоанализ

Таблица комплексов по двигательной коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы

направление

Упражнения

Психогимнастика

Упражнения на развития ВПФ

«Яйцо»(ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает)

«И.п. –сидя. Наклоны головы в медленном темпе. «Вперед- назад» «К правому левому плечу» по 3-5 раз»

«Упражнения в балансире»

Литература №1 Занятия №1,2,3,4

Игры: «Будь внимательным», «раз,два,три-говори», «Расскажи и покажи», «Запрещенное движение».

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика

Упражнения на развитие ВПФ

«Струна» (лежа на животе, ребенок на вдохе вытягивает руки над головой, а мыски ног тянет вниз, на выдохе происходит расслабление позы)- с усложнением в виде отрывания рук и ног от поверхности пола.

«Солдатик» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется)

«Кобра» (лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра медленно поднимаем голову, постепенно выпрямляем руки, приподнимаем верхнюю часть туловища и прогибаем спину. Ноги и таз лежат на полу. На выдохе расслабляем позу, возвращаемся в исходную позицию)- с постепенным усложнением, убираем опору на руки.

«Кит» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе, как кит хвост, медленно чуть-чуть отрываем ноги от земли, на выдохе возвращаемся в исходную позицию.

«Солдат раненный в руки»

«И.п. – лежа (сидя). Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз 3-5 раз. Голова неподвижна».

«И.п.- сидя. Медленные повороты к правому левому плечу 3-5 раз. «нет-нет»»

«упражнения в балансире»

«Котенок» И.п.- произвольное, Представим что мы превратились в котят. Встаем на колени, свернулись клубочком, греемся на солнышке, засыпаем. Просыпаемся, выгибаем спинку, ловим свой хвостик, шипим, мурлыкаем.

«Ловкий котенок» И.п.-произвольное. Мы превратились в котят, которые проползают под забором. Встаем на колени, а затем садимся на пяточки, вытягиваем руки вперед. Наклонившись опираемся на руки, согнутые в логтях, и прижимаемся к полу как можно ниже. Начинаем движение вперед.

Литература №1 Занятия №5,6,7,8

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика

Упражнения на развитие ВПФ

«Яйцо»(ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.)

«Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности.

«Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.)

«Солдат раненный в руки»

И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди(опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности.

И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки.

«Упражнения в балансире»

«Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при ходьбе не сгибаем.

Литература №1 Занятие № 9,10,11,12

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика.

Упражнения на развитие ВПФ

«Яйцо»(ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.)

«Ущелье» (ребенок пролезает через узкую, темную длинную трубу)

«Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности.

«Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.)

«Солдат раненный в руки»

И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди(опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности.

«Бабочка» И.П. сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Мышцы бедер расслабленны. Движения бедрами подобно взмахам крыльев бабочки.

«ходьба на попе» И.п.- сидя. Ребенок совершает движения вперед, назад, вправо, влево сидя на полу с выпрямленными ногами.

«Кошечка» И.п. – лежа. Встать на четвереньки, опираясь на ладони и коленки. На вдохе прогнуть позвоночник вниз, на выдохе прогнуть вверх, прижав подбородок к груди.

«Кошечка в движении»

  1. охота, ползти на четвереньках, низко прижавшись к полу
  2. движение влево-право, вперед, назад.

И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки.

«Упражнения в балансире»

И.п. – сидя. Самостоятельное движения балансира

«Собачка» И.п.- стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Ходим и бегаем опираясь на ладони и стопы. Виляем хвостиком и лаем.

«Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при хотьбе не сгибаем.

Литература №1 Занятия №13.14,15,16

Каждый комплекс упражнений рассчитан на 4 и более занятия


Татьяна Германовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Российского национального исследовательского университета им. Н.И.Пирогова, доцент кафедры нейро- и патопсихологии Московского городского психолого-педагогического университета, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Специалист по детской нейропсихологии и психосоматике, автор свыше 100 научных публикаций в области детской клинической психологии, разработчик оригинальной методики психологической коррекции.

Глухова

Ирина Леонидовна

Психолог, закончила Институт бизнеса и политики в 2008 г., в 2010 г. прошла переподготовку по клинической психологии в Российском Государственном Университете им. Пирогова. Член действительной профессиональной Психотерапевтической Лиги с 2011 г. Имеет: свидетельство о повышении квалификации по «Нейропсихологической диагностике и сенсомоторной коррекции», сертификат «Нейропсихология с нейропсихологией детского возраста», сертификат «Десенсибилизация и переработка движениями глаз», сертификат «Использование фотографии и видео для повышения Качества Жизни и улучшения в межличностных и деловых отношениях». Использует в занятиях арт-терапевтические методы работы, песочную терапию.

Психолог. Работатет в Центре с 2002 года. Закончила Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова по специальности "клиническая психология" в 2002 году. Прошла повышение квалификации по программам: "Психомоторная развивающая среда, психомоторная коррекция детей дошкольного и раннего школьного возраста"; "Нейропсихологическая диагностика и сенсомоторная коррекция при отклонениях психического развития"; ктуальные вопросы медицинской психологии в детской и подростковой психиатрии". Ведет групповые занятия.

Хвостенко
Елена Николаевна

Андреева

Анна Васильевна

Психолог. Работает в Центре с 2009 года. Образование - МГУ, факультет психологии, кафедра нейро- и патопсихологии. Ведет индивидуальные и групповые занятия по сенсомоторной коррекции.

Лепешева

Надежда Юрьевна

Психолог. Ведет групповые и индивидуальные занятия по сенсомоторной коррекции.

Седова
Екатерина Олеговна

Кандидат психологических наук. Работает в Центре с 2006 года. Прошла повышение квалификации по программе «Нейропсихологическая диагностика и сенсомоторная коррекция при отклонениях психического развития». Имеет научные публикации по детской нейропсихологии в российских и зарубежных журналах.

И коррекция детей занимают одно из ведущих мест среди дисциплин, относящихся к области нормального и отклоняющегося развития (онтогенеза). Работа основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга. Сегодня нейропсихологическая диагностика и коррекция распространяются на новые практические сферы.

Цели и задачи

И коррекция в детском возрасте направлена на:

  1. Определение уровня несформированности высших функций, выявление компенсаторных возможностей.
  2. Становление и развитие дефицитарных психологических процессов. Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями.

Ключевые положения

В работе специалисты опираются на определенные принципы нейропсихологической коррекции. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития. Коррекция начинается с воздействия на фоновые элементы. Таким образом, происходит опосредованное влияние на становление дефицитарных функций. Программа должна выстраиваться согласно степени развития мозговых процессов. Вектор формирования функций - снизу вверх, слева направо, изнутри наружу. Закономерности процесса интериоризации - базис программы, по которой проводится нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны постепенно усложняться, а посторонняя помощь при выполнении заданий - уменьшаться. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией. В рамках программы должны предусматриваться занятия в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга без ущерба здоровью.

Особенности разработки программы

Методы нейропсихологической коррекции подбираются индивидуально для каждого ребенка. Для этого проводится системный анализ данных. От особенностей строения высших функций будут зависеть направления работы по обучению при нарушенном развитии. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте осуществляются на основании представлений о трех функциональных мозговых блоках (в соответствии с концепцией А. Р. Лурии). Особое внимание уделяется установлению Оно необходимо для успешного течения всех психических процессов.

Развитие познавательной сферы

Ее формирование начинается в первые дни жизни ребенка. В первую очередь маленький человек включается в семейную (домашнюю) жизнь. Здесь он получает огромное количество ощущений: он видит окружающих людей, его кормят, он испытывает разные прикосновения к телу, слышит голоса, шумы и пр. Как известно, в различные возрастные периоды развитие психики детей происходит неравномерно. К примеру, становление двигательных функций наиболее интенсивно в 1,5-2 года. Ребенок в этом возрасте учится управляться с предметами, со своим телом. После 1,5 лет активизируется речевое развитие. У ребенка начинает накапливаться словарный запас, происходит освоение фразовой речи, наступают периоды вопросов и словотворчества. Каждой функции соответствует сенситивный возраст, в котором она развивается наиболее интенсивно. После своего формирования она начинает выступать в качестве основы для становления следующих по сложности психических процессов.

Первый мозговой блок

Он считается энергетическим. Первый блок обеспечивает необходимый тонус нервной системы, способствует поддержанию оптимального состояния бодрствования. Нормальная активность организма возможна только при стабильной его работе. Возникающие нарушения в функциях первого мозгового блока не позволяют ребенку выполнять задания, осуществлять какую-либо деятельность, играть.

Снижение активности

Это один из основных симптомов нарушения деятельности энергетического блока мозга. В таких случаях ребенок пассивен, его не интересует окружающее. Его познавательная и минимальна. Определяющее значение в таких ситуация будет иметь нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области. Игры, которые предлагаются ребенку, должны содержать ритмичные движения. При этом обязательно эмоциональное подкрепление. Для стимуляции используются также ароматерапия, массаж, водные процедуры. По мере увеличения активности ребенку можно предлагать не только отдельные ощущения, а более сложные их комплексы. Основные элементы, на которые опирается стимулирующая нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, - упражнения, требующие от ребенка удерживать определенный ритм. К примеру, это может быть ходьба под музыкальное сопровождение в заданном темпе, отстукивание на барабане песни и пр. После того, как ребенок научился держать один ритм, ему даются задания на их смену. В результате он старается улавливать изменения и действовать соответственно. В работе следует также использовать приемы, которые включает в себя комплексная нейропсихологическая коррекция (программа А. В. Семенович). К ним, в частности, относят деятельность, направленную на формирование правильного дыхания. На обогащение энергетического фона ребенка положительное влияние оказывает арттерапия.

Информационный мозговой блок

Он отвечает за прием, переработку и хранение сведений. Деятельность анализаторных структур организма позволяет человеку слышать, видеть, запоминать и воспроизводить полученную информацию, а также сравнивать ее с уже имеющимися данными. Нарушения этого блока проявляются в плохом опознании картинок или реальных предметов. В запущенных случаях ребенок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. Если нарушения касаются слухового восприятия, он плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука, сопоставить с предметом, который его издает. При тактильных нарушениях у ребенка формируется искаженное представление о теле, замедляется развитие мелкой и крупной моторики. Также отмечается сбой в координации движений.

Зрительные нарушения

Как в таких случаях выполняется нейропсихологическая коррекция в детском возрасте? Упражнения должны быть направлены на опознавание:

  1. Реальных предметов. Если у ребенка есть сложности в их узнавании.
  2. Реалистичных изображений. Ребенок учится определять соответствие между картинкой и предметом.
  3. Зашумленных изображений. После того, как ребенок научился устанавливать взаимосвязь между предметами и их иллюстрациями, задачу усложняют. Ему предлагают схематичные, контурные, черно-белые или зашумленные картинки.
  4. Конструирование изображений. В этом случае ребенок учиться узнавать картинку по ее фрагменту.

Расстройства слухового восприятия

В этом случае нейропсихологическая коррекция детей с ЗПР включает в себя задания на различение:

Понимание речи

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте осуществляется от простого к сложному. Сначала ребенка учат понимать простые отдельные слова. По просьбе взрослого он дает какую-то картинку или предмет. Затем ребенок учится воспринимать и выполнять инструкции (также - от простых к сложным, двух- или трехступенчатым). В процессе работы необходимо включать упражнения в игровой контекст. В таком случае ребенок не выполняет какое-либо задание, а совершает действие.

Тактильные расстройства

Рассмотрим, как в этом случае проводится нейропсихологическая коррекция. В упражнениях, в первую очередь, должны присутствовать задания на сенсорное развитие, в рамках которых ребенок будет получать разные ощущения от собственного тела. В результате формируется целостное представление о нем. Ребенок должен четко понимать, где какая часть тела, что она делает, какие возникают ощущения от прикосновений.

Развитие памяти

Нейропсихологическая коррекция трудностей в обучении в детском возрасте направлена на фокусировании внимания ребенка на конкретном предмете. Как показывают наблюдения, при нарушении запоминания материала, полученного с помощью одного канала восприятия, отмечается способность воспроизводить данные, принятые другим способом. Проще говоря, ребенок, который плохо запоминает информацию на слух, может с легкостью по памяти нарисовать 5-6 картинок. Однако зачастую дети не умеют использовать эти способности. Нейропсихологическая коррекция проводится с учетом хронологии развития памяти. Изначально она появляется на людей и события, имеющие эмоциональное значение для ребенка. Так, в первую очередь среди людей он выделяет маму, затем тех, с кем связаны определенные переживания (с кем-то ему нравится играть, кого-то боится). Игровые занятия должны закреплять информацию в памяти - сначала простую, затем сложную. Здесь можно использовать разнообразные стихи, скороговорки, песни и пр.

Нарушение внимания

Оно проявляется во всех сферах активности. Ребенок не в состоянии сконцентрироваться даже на интересных играх, он отвлекается на любые шумы (ветер за окном, упавший предмет и пр.). Нейропсихологическая коррекция также осуществляется по ходу игры. Сначала специалист наблюдает за ребенком, определяет предметы и игрушки, которые ему интересны. Ими можно привлекать внимание малыша. Далее ребенок учится сосредотачиваться на какой-либо интересной игре кратковременно. Задача здесь состоит в удержании внимания на протяжении нескольких минут. Педагог использует для этого дополнительные стимулы. Далее нейропсихологическая коррекция детей включает в себя занятия по распределению внимания. Так, ребенку предлагают не одну, а несколько игрушек. Он учится взаимодействовать с ними одновременно. В результате игра становится интереснее. Далее задачу можно усложнить: положить несколько игрушек не прямо перед ним, а по разные стороны, увеличив, таким образом, игровое пространство.

Нейропсихологическая коррекция: отзывы

Чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающих условиях, воспринимать новую информацию, взаимодействовать с другими людьми, он должен определять различие и сходство между явлениями и предметами, уметь их классифицировать, прослеживать связь событий. Развитие наглядно-действенного мышления - первая задача, которую ставит нейропсихологическая коррекция. Отзывы специалистов и родителей свидетельствуют о том, что в ходе практических занятий у ребенка происходит:

  1. Осознание функционального назначения различных предметов.
  2. Формирование представлений о различиях и сходствах объектов, их размерах.
  3. Понимание причинно-следственных связей между событиями.

При выполнении заданий на развитие наглядно-образного мышления, как показывают наблюдения, у ребенка формируется понимание соответствия картинки, предмета и слова, его обозначающего. На более сложном уровне он устанавливает связь между иллюстрацией и событием. Те дети, которые не применяют в общении речь, учатся выражать желания с помощью картинок. Например, если ребенку хочется пить, он показывает взрослому изображение чашки, если погулять - иллюстрацию одежды и так далее. Такой способ организации жизни и общения применяется при взаимодействии с аутичными детьми. Кроме этого, ребенок начинает понимать смысл сюжетных картинок и их серий.

Третий мозговой блок

Он отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения. При работе с детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме. Ребенок не будет долго сидеть за столом, слушать и выполнять задания, которые ему не хочется делать.

Межполушарное взаимодействие

Оно имеет определяющее значение в психической деятельности. При нарушении связи может затрудняться или становиться недоступной координация движения (взаимодействие ног и рук, ходьба и пр.). На следующем уровне не образуются связи между невербальными и вербальными функциями, затрудняется процесс анализа поступающей информации. В первую очередь необходимо развивать общую двигательную координацию. Для этого используются различные программы ЛФК, подвижные игры. На их основе выстраивается дальнейшая работа по развитию взаимодействия разных частей тела. Параллельно с ребенком проводятся занятия с использованием мягких материалов. Он лепит простые фигурки из глины или пластилина, замешивает двумя руками тесто.

Пальчиковая гимнастика

Зависимость формирования речи ребенка от уровня развития общей моторики доказана экспериментально. Как показывают исследования, если объем движений соответствует возрастному периоду, то способность детей выражать вслух свои мысли также будет в пределах нормы. За счет развития общей и пальчиковой моторики повышается работоспособность коры мозга. Педагог может использовать упражнения, сопровождаемые речью детей, включенные в основную программу логопедических занятий в качестве физкультминуток.

Релаксация

Упражнения на расслабление проводятся на всех этапах коррекции. Их выполнение может сопровождаться музыкой. Детям предлагается на своем месте (за столом) положить на руки голову и закрыть глаза. Они могут также лечь на ковер на спину, вытянуть руки ладонями вниз вдоль туловища. При этом им предлагается представить какой-нибудь сюжет с их участием. Например, они летят на облаке, чувствуют теплый ветерок на своих щеках. Упражнение можно закончить словами: "Ну вот, ветер стал прохладным, и нам захотелось обратно на землю".

Занятие по логоритмике

В ходе практической работы сформировалась определенная его структура. В нее входят:

  1. Движения без музыкального сопровождения, предполагающие разные виды ходьбы.
  2. Танец.
  3. Пальчиковая гимнастика, предполагающая соблюдение определенной интонации.
  4. Дыхательная гимнастика, делающая упор на силе выдоха, с элементами релаксации.
  5. Песня в сопровождении жестов.
  6. Артикуляционная гимнастика, включающая элементы мимических упражнений.
  7. Разучивание четверостиший с использованием движений.
  8. Логопедическая гимнастика.

Особенности проведения

Все упражнения выполняются по подражанию. В процессе проведения занятий педагог должен выбрать место так, чтобы его лицо было видно каждому ребенку, чтобы можно было повторять артикуляцию и мимические движения. Желательно, чтобы все сидели в кругу или расположились полукругом. В этом случае дети будут хорошо видеть педагога, синхронно с ним проговаривать и повторять материал.

Значение занятий

Как показывает многолетний опыт наблюдения, дети, имеющие в дошкольном возрасте общее речевое недоразвитие, в ходе совместных игр становятся более активными, уверенными. Они достаточно быстро усваивают правила, которые впоследствии переносят в самостоятельную деятельность. предотвращают переутомление детей, выступают в качестве средства эмоциональной разрядки и позволяют достигать максимального коррекционно-обучающего эффекта. Занятия для дошкольников, таким образом, должны быть разнообразны.

Заключение

Представленная выше программа считается универсальной. На ее основании строится нейропсихологическая профилактика и коррекция большого спектра нарушений: от довольно тяжелых сочетаний расстройств речи, явной задержки умственного развития до изолированных сбоев отдельных процессов. Элементы, которые включены в программу, успешно используются в работе со школьниками, испытывающими сложности при освоении образовательной программы.

Перед началом коррекционно-развивающего занятия необходимо установить начальный уровень развития функций мозга у ребенка. В соответствии с этим следует выбирать тот этап, с которого нужно проводить работу. К примеру, при наличии грубых речевых расстройств целесообразно начать с музыкальных и сенсорных занятий для повышения активности ребенка. При выраженных нарушениях, когда развитие происходит очень медленно, работа может растянуться на несколько лет. В этих случаях, не прекращая занятий по формированию основных функций, нужно уделять внимание применению полученных навыков в жизни.

Если нарушения не очень грубые, следует определить стадии, которые были пройдены ребенком самостоятельно. Работа начинается с последней из них. При соблюдении последовательности программы можно добиться явных положительных результатов.