Что делать, если ребенок часто болеет в детском саду? Ребенок болеет в детском саду.

Мама, обратившаяся к психологу, долго боялась отправлять ребенка в детский сад. Рассказы всех подружек и бабушек имели примерно один рефрен: до детского сада ребенок был здоров. А после начала посещения заведения: три дня в детском саду - три недели дома на больничном. Но обстоятельства жизни вынудили и ее отдать ребенка в детский сад. Несмотря на то что ребенку было почти 3 года, все произошло именно так, как рассказывали более старшие подруги. Мать решила, что посещение детского сада всегда ведет к заболеванию ребенка.

Да, в детских садах дети болеют чаще, чем дома. Но в этом не всегда виноваты детские сады.

Комментарий: у каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими, как улыбками и словами. Однако люди болеют от таких инфекций только тогда, когда ослабевает их иммунная защита. А ее активность напрямую, особенно у детей, зависит от эмоционального состояния. И здесь не поможет "Актимель" или любой другой продукт, рекламируемый в СМИ.

Рассмотрим ситуацию посещения детского сада с точки зрения мамы. Она 2 или 3 года была дома неотлучно с ребенком. Ей очень хочется вновь очутиться среди большого количества людей, начать общаться со сверстниками, забыть на время проблемы кухни и проявить себя с профессиональной стороны. Она мечтает о том, что ребенок пойдет в детский сад, а у нее появится время на собственный рост. Она готовится к этому: подбирает хороший детский сад, красивое платье, и мысли ее все дальше улетают от привычной деятельности по уходу за ребенком.

Ребенок ощущает эти изменения в маме, но, в отличие от нее, он им не обязательно радуется.

Все слова, которые она говорит ему о своей работе и детском саде, не имеют для него никакого смысла, поскольку опыт его слишком ограничен. Но ребенок начинает нервничать.

И вот наступает день X. Мама приводит ребенка в детский сад, где много веселых, уже адаптированных к садику детей. Но вдруг ее собственный ребенок, который до сих пор так любил играть с другими ребятами, когда они выходили на прогулку, хватается за ее юбку, плачет и ни с кем не желает общаться. Воспитатель отрывает его от маминой юбки, помогая ей оставить плачущее дитя и не опоздать на работу. Целый день мама занимается своими делами, а вечером, забирая ребенка домой, она вдруг понимает, что возвращение домой не сулит ей радостного общения с ним: всю домашнюю работу, которую она легко делала раньше в течение дня, теперь нужно сделать за несколько часов вечером. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает сделать ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. А еще нужно побыть с мужем, привести себя в порядок к завтрашнему дню, подготовить одежду для всех на завтра... Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.

Как же этот день X ощущает ребенок, то есть не проговаривает это себе, не осознает, а лишь чувствует? В мгновение непонятные ранее мамины слова вдруг воплощаются в жизнь, оборачиваются страшным кошмаром: его привычный мир разрушается, он попадает в новое место с незнакомыми людьми, детьми. Дети обладают удивительной ригидностью (то есть отсутствием гибкости): при невероятной способности адаптироваться они с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам. Эту их особенность знает любой родитель, которому каждый день приходится перечитывать в сотый раз одну и ту же сказку, петь одну и ту же песню. При этом чем чаще ребенок слушает, тем больше он любит эту вещь (известное психологическое правило: нам нравится и кажется красивым и привлекательным то, к чему мы привыкаем). Из-за этого детского свойства врачи часто рекомендуют вводить новшества в семье постепенно.

Но ригидность - не единственная причина стресса. Довольно часто родители еще и забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для родителей это обстоятельство столь очевидно, что они не считают необходимым это оговаривать. Но для детей это совсем не так, поскольку их очи этого еще не видели, а разум слишком слаб, чтобы догадаться. И вот, оказываясь в новых обстоятельствах, ребенок полагает, что останется там навсегда. А поскольку дороги до дому он не знает, то и рисует его воображение такие страшилки, которые покруче Фредди Крюгера для родителей. Получая новые впечатления, фантазируя на новые темы в меру собственных возможностей и замещая фантазиями пробелы в информации, полученной от родителей, дети могут сильно переживать.

Стресс снижает активность иммунной системы. В любой группе детей обязательно есть и вирусы, к каждому из которых их носитель устойчив, а другой ребенок - нет. Для того чтобы в ослабленном организме эта инфекция начала развиваться в полной мере, достаточно нескольких дней. Столь короткий срок обусловлен еще и тем, что, возвращаясь домой, ребенок не находит там привычных условий: мама взвинчена, возбуждена, думает не о нем и занята не им.

Но все чудесным образом преображается и возвращается на круги своя, когда ребенок заболевает. Тяжело только в первые два-три дня (в острый период заболевания), когда имеют место температура, боль и другие сильно выраженные признаки болезни, потом же целых две-три недели, пока врач не выпишет в детский сад, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда у ребенка срабатывает природный инстинкт, благодаря которому человечество приспособилось к жизни на Земле и завоевало ее всю, вытеснив менее удачливые виды. На бессознательном уровне ребенок начинает понимать, что нужно заболеть, чтобы обеспечить надежное возвращение домой. Он "обучается" изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно. А неопытные мамы и сверхбдительные врачи могут сделать из них даже "профессиональных больных". Так называют детей из группы часто болеющих, среди которых наибольшую часть составляют аллергики разных видов, поскольку аллергия - это повышение активности иммунной системы, после того как в силу каких-то обстоятельств она была длительно или интенсивно подавлена эмоциями.

Но не стоит винить детей, которые лишь пользуются доставшимися им по наследству от родителей природными способностями, врачей, которые выполняют свой профессиональный долг - видеть во всем болезнь, и детский сад, который лишь в силу обстоятельств является той сценой, на которой участники пьесы разыгрывают свои роли. Следует обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выйти из этого порочного круга.

Первое, что нужно сделать, - заранее начать подготовку к детскому саду. Лучше, если ребенок будет привыкать к нему в течение определенного времени, например месяца. При этом в первый раз мама приходит в детский сад и остается вместе с ребенком, пока он знакомится с детьми. Она может сидеть в раздевалке или в самой группе, так, чтобы ребенок мог ее видеть и при необходимости подойти к ней и постоять рядом. При этом мама всячески показывает, что не собирается уходить. Увидев, что ребенок устал, она забирает его домой.

Подобное пребывание в детском саду позволит ребенку привыкнуть к новым обстоятельствам, а маме - узнать, подходит ли данный детский сад для ее ребенка или лучше поискать что-то другое. Через несколько дней (разное время для разных семей, это определяется состоянием ребенка) мама говорит ребенку, что уйдет на пять минут. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через указанное время. Если в группе есть часы, то можно показать ребенку, при каком состоянии стрелок мама вернется. Можно оставить свои наручные часы. Здесь важно не время, а обязательность - возвращение в положенный срок.

В таких случаях можно заранее, еще идя в детский сад, описать всю последовательность действий: сначала мама уйдет на 5 минут, затем придет, и они вместе будут делать то-то и то-то. В этом случае важно, чтобы у ребенка сложилась картина дальнейшей его жизни и он точно знал, что окажется в конце концов дома с мамой. Можно предложить ребенку какую-нибудь маленькую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие родителей она будет их заместителем. Если он вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней, мама обязательно это узнает, но не обязательно сразу вернется - она вернется, как только сможет.

Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Мама пойдет на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также чтобы сделать какое-то полезное дело для всех (у каждого родителя свое дело). Если ребенка с детства приучают только к тому, что работа - это способ заработать деньги, то невозможно создать положительный образ такого рода активности. Кроме того, по этому параметру ребенок еще долго будет отличаться от родителей, поскольку денег получать он не может. Понимание же того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребенку и для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, своей роли в семье, и для осмысления важности посещения детского сада как собственного вклада в благополучие семьи и общества. Соответственно описывается, что будет делать на работе папа. Обязательно говорится о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду - учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение, как какая-то ненужная вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.

Родителям необходимо продумать свое поведение после возвращения ребенка из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых так не хватало ему в детском саду. Стоит так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему.

Изменить свое поведение родителям необходимо и во время болезни ребенка. Даже при исполнении всех перечисленных рекомендаций ребенок может заболеть, поскольку, к сожалению, количество рождающихся ослабленных детей постоянно растет. Однако чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо определенным образом вести себя с ребенком во время болезни. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно.

Частые болезни – непременные «спутники» начала детсадовской жизни малыша.

В помещении группы постоянно присутствуют вирусы и бактерии, да и сами детишки при общении охотно “делятся” своими болячками друг с другом. Понятно, что у малыша в такой среде значительно повышается риск заболеть.

К тому же изменение привычных условий жизни – серьезный психологический стресс.

Конечно, в закрытом пространстве детсадовской группы постоянно присутствуют разнообразные возбудители инфекционных заболеваний.
Однако основная причина частых болезней все же психологическая. Начало посещения детского сада для большинства детей является огромным стрессом, и болезненно переживать его они могут от недели до нескольких месяцев. Тяжелее адаптируются дети, отданные в детский сад ранее трех лет. Даже здоровые малыши в первое время чаще болеют, причем самыми разными заболеваниями, не обязательно инфекционными. Малыш подсознательно настраивает себя на болезнь, потому что это даст возможность оставаться дома, и рядом с ним будет кто-то из близких людей. Даже будучи больным, психологически ребенок чувствует себя дома значительно комфортнее.

Велика ли опасность инфекций в детском саду?

От инфекции ребенок не застрахован ни дома, ни на детской площадке, ни тем более в садике.

Дети, посещающие детский сад, в 2-3 раза более подвержены заболеваниям дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта, чем их сверстники, постоянно находящиеся в домашних условиях.

Родителям надо понимать: важно не только то, насколько часто их малыш болеет, а то, как протекает заболевание. Если болезни часто затягиваются, сопровождаются осложнениями, это свидетельствует о том, что у ребенка ослаблен иммунитет, или лечение проводится неверно.

Кроме того, нужно знать о так называемой «иммунной перегрузке» – когда встречи с новыми возбудителями слишком частые, и иммунная система находится в состоянии постоянного перенапряжения. К сожалению, такая ситуация для наших садиков довольно типичная.

Однако есть такие инфекционные болезни, которыми малышу лучше переболеть именно в детстве, когда они протекают намного легче. К их числу относятся корь, ветрянка и краснуха (из-за массовой вакцинации корь и краснуха встречаются гораздо реже). Заразиться этими болезнями проще всего именно в детском коллективе. Перенесенное заболевание приводит к формированию иммунитета против данного возбудителя.

Дети, которые не посещали детский сад, все равно окажутся в среде сверстников в школе и неизбежно будут болеть, и наверняка чаще тех ребят, которые успели приобрести иммунитет ко многим инфекциям. Но в это время частые болезни будут связаны с пропуском уроков и отставанием от школьной программы.

В каком возрасте безопаснее всего отдавать ребенка в детский сад?

Обычно детей отдают в детские сады в возрасте трех и более лет. В качестве оптимального возраста для начала посещения детского сада большинство педиатров называют 4,5 года, - к этому времени иммунная система у малыша уже достаточно развита, социальные навыки вырабатываются легче, да и отрыв от дома воспринимается менее болезненно.

Как подготовить ребенка к посещению детского сада?

Если малыш ослаблен, часто болеет, или если у него неустойчивая нервная система, то мама должна очень хорошо подумать – стоит ли его вообще отдавать в обычный детский сад. Родителям таких детишек следует сначала активно заняться укреплением их здоровья, внимательно следить за режимом дня и питанием, чаще бывать с ними на свежем воздухе, заниматься закаливанием.

В любом случае, сразу отдавать ребенка на полный день в детский сад нежелательно. Хорошим переходным этапом между домом и садом является посещение физкультурно-оздоровительных занятий, группы интеллектуального развития или просто кружка или секции, где ребенку комфортно и интересно. Следующим шагом может стать неполный день в садике.

К выбору учреждения, где ребенку предстоит провести немалую часть своего дошкольного детства, нужно подходить осознанно и осмотрительно: узнать как можно больше о режиме дня, занятиях, спортивных мероприятиях, познакомиться с будущими воспитателями и родителями детей, уже посещающих эту группу – и только тогда принимать это важное решение.

Как помочь малышу в первые дни?

Важно сделать переход к жизни в коллективе по возможности более мягким. Родители, воспитатели детских садов, психологи и педиатры должны принимать меры к успешной адаптации ребенка в садике. Это поможет снизить риск повторных заболеваний. Важную роль в укреплении здоровья играет закаливание, регулярные спортивные занятия. Нельзя забывать и о психологическом комфорте в саду и дома. Витаминотерапия, укрепляющие и иммуностимулирующие средства имеют скорее вспомогательное значение.

Эксперт Александр Кузнецов, врач, детский психолог

Прежде всего дома должна быть создана предупредительная, спокойная, доброжелательная атмосфера, поскольку ребенок в первые дни и недели в детском саду пребывает в состоянии сильного стресса. В присутствии малыша его родители должны только положительно отзываться о детском саде и его персонале. По выходным дням не следует перегружать ребенка развлечениями, вообще, не стоит радикально изменять детсадовский режим дня ребенка - можно лишь позволить ему подольше поспать утром. В период адаптации не стоит отучать малыша от неопасных «вредных» (например, обгрызание ногтей) привычек, поскольку он и так пребывает в невероятном психологическом напряжении. Его надо чаще хвалить, поддерживать, подчеркивать его успехи, быть терпимее к его капризам.

Очень многие родители сталкиваются с проблемой болезненности своих детей. Особенно после того, как ребенка отдают в учреждения. Почему в детскому саду Это вопрос очень распространенный.

Если почитать женские форумы и послушать, что говорят знакомые, то складывается вполне определенная картина: до детского сада ребенок был почти здоров и болел только изредка, а теперь же он не столько ходит в детский сад, сколько сидит дома на больничном.

Эта перспектива особенно пугает работающих мам, для которых отдавать ребенка в учреждение - это не просто забота о его социализации, но и насущная потребность. Ведь далеко не каждый начальник способен спокойно перенести постоянные отлучки и больничные своего работника. Именно поэтому вопросы: «Почему в детскому саду и какие меры предосторожности принимать?» - всегда актуальны.

Общие сведения

Дело в том, что при домашнем воспитании ребенок контактирует только с теми бактериями, которые есть у него дома. И заболевает он только в том случае, если его дает слабину. Это может случиться по разным причинам. На сегодняшний день вопрос: «Почему в детскому саду часто болеют дети?» - остается открытым. И проблема зачастую не в самих детских садах.

В детских садах вирусная среда гораздо более агрессивная и жесткая, чем в домашних условиях. Кроме того, разновидности бактерий и вирусов обновляются регулярно. Приходят новые дети, а те, что были и раньше, побывали где-то и принесли с собой новые бактерии.

Однако нужно сказать, что дети, болеющие чем-то серьезным, скорее всего, не смогут прийти в детский сад. Поэтому остаются только респираторные заболевания. Именно их ваш ребенок может подхватить во время регулярного общения со сверстниками в дошкольном учебном заведении.

Когда нужно начинать социализацию?

В прошлом веке была широко распространена практика, когда отдавали детей в детский сад в трехмесячном возрасте. Мамы практически сразу после родов возвращались на свои рабочие места. На сегодняшний день на это, конечно, вряд ли кто-то согласиться. Но подобная практика не была лишена смысла.

Что предпринять, если в детскому саду если разница между бактериальной средой родного дома и детского сада очень большая? Ответ достаточно прост: ребенка нужно отдавать в детский сад в определенном возрасте. Либо после достижения им трех месяцев, когда он еще не достаточно привык к домашней среде и может успешно сопротивляться любой другой, либо же после четырех лет, когда иммунитет достаточно хорошо сформирован, и ребенок может справиться с навалившейся на него агрессивной средой.

Когда начинать беспокоиться родителям?

Если вы задумались, входит ли ваш ребенок в категорию деток, которые постоянно болеют, то нужно знать: если малыш заболевает больше двенадцати раз за год, это можно считать опасным симптомом. Также, если вы заметили, что в детскому саду часто болеет ребенок, то нужно внимательно проследить за протеканием его болезни.

При постоянном обострении вирусных инфекций и простудных заболеваний период выздоровления ребенка увеличивается. Если раньше малыш выздоравливал за семь дней, то теперь ему для полного выздоровления необходимы четырнадцать дней и более. Кроме того, постоянный прием антибиотиков может сказаться на иммунной системе организма и на здоровье в целом.

Опасность такого положения заключается также в том, что у ребенка может развиться ряд осложнений или хронических заболеваний. В частности, хронический бронхит.

Психологические причины

В детскому саду, которых можно назвать ранимыми. Ведь состояние иммунной системы в немалой степени зависит от эмоционального настроя ребенка. Люди, больше всего подверженные стрессам, чаще болеют. Постоянно расстроенный ребенок не может в должной степени защищаться от болезней и становится отличной приманкой для вирусов и микробов.

Если для ваших малышей походы в детский сад и расставание с вами - это пытка и мучение, то не стоит удивляться, что у вас часто болеют дети в детском саду. Здесь может включаться психосоматика. Не стоит относиться легкомысленно к этому учению, стоящему на грани психологии и медицины. Именно в этом направлении иногда нужно искать ответы на вопрос: «Почему в детскому саду часто болеют дети и как не допустить их частой заболеваемости?»

Осторожно, глисты

Отсюда и следует ответ на вопрос о том, почему в детскому саду часто болеет ребенок. Глисты могут не только отравлять организм продуктами собственной жизнедеятельности, но и наносить вред непосредственно целостности внутренних органов человека.

Что делать?

После того как стало понятно, почему в детскому саду часто болеет ребенок, "Что делать?" - вопрос достаточно простой.

Самый простой метод избежать частых недомоганий - следить за здоровьем своего ребенка. Кутать его в ватные одеяла и всячески оберегать от любых сквозняков совершенно противопоказано. Таким образом вы не усилите иммунную систему вашего ребенка, а совсем наоборот. Превращая дитя в «комнатное растение», вы рискуете добиться обратного эффекта - любой «чих» будет сбивать его наповал.

Ребенка необходимо закалять, часто играть с ним на свежем воздухе и заниматься физическими упражнениями. Также для повышения иммунитета очень важен аспект правильного питания. Если ребенок не получает своей дозы витаминов и микроэлементов, то о каком здоровом иммунитете может идти речь?

Кроме того, приучайте малыша к личной гигиене. Расскажите ему, в чем заключается опасности глистов для его организма и что в детском саду часто болеют дети, которые не соблюдают основные правила. Объясните, что необходимо:

  • Мыть ручки перед приемом пищи.
  • Мыть ручки после туалета.
  • Мыть овощи и фрукты перед употреблением.
  • Использовать только свое личное полотенце.

Методы закаливания

В детском саду часто болеют дети, не подготовленные для пребывания в агрессивной бактериальной среде. Как говорилось выше, это может быть результатом отсутствия закалки и неблагоприятного эмоционального фона.

Суть закаливания состоит в том, что при выполнении процедур происходит попеременное расширение и сужение кровеносных сосудов. Эти упражнения поддерживают в форме не только сами сосуды, но и природные механизмы, отвечающие за протекание данных процессов.

Воздействие таких факторов, как холодная и горячая воды, свежий воздух и солнечные лучи, способствует закалке детского организма. Если у вас часто болеют дети в детскому саду, то дома вам необходимо постоянно заниматься с ними.

Правильное закаливание происходит постепенно, непрерывно и систематично. Только при непрерывном поддерживании в тонусе всех систем организма, можно говорить о каком-либо положительном эффекте. Если забросить процедуры, то и организм будет уже не таким сильным, как во время закаливания. «Про запас», к сожалению, оздоровиться невозможно.

Постепенное увеличение действия раздражающих факторов усиливает благоприятный эффект, производимый закаливанием.

В список основных процедур, которые можно проводить с ребенком практически любого возраста, входят следующие мероприятия:

  • Воздушные ванны.
  • Солнечные ванны.
  • Водные процедуры.
  • Правильное питание.
  • Сбалансированные физические нагрузки.

Нужно отметить, что если вы будете соблюдать все правила закалки, то очень скоро забудете, что раньше жаловались на то, что в детскому саду часто болеют дети. Необходимость в постоянном поступлении свежего воздуха объясняется тем, что у маленьких ребят потребность в кислороде в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что организм ребенка не до конца сформирован. Следовательно, кровь пробегает полный круг кровообращения гораздо быстрее, кислородный обмен в тканях также ускорен. То есть количество потребляемого кислорода значительно выше.

Если в детскому саду часто болеет ребенок, обратите внимание на его эмоциональное состояние. Не бывает так, чтобы ребенок расстроился из-за того, что заболел. Бывает как раз именно наоборот: малыш заболел, потому что расстроился, и ослабла его иммунная система.

Очень часто причина того, почему в детскому саду часто болеют дети, кроется в том, что они просто не хотят туда ходить и разлучаться надолго с родителями. Важно вовремя выявить подобную симуляцию и пресечь ее на корню. Проследите, со всеми ли ребятами в саду у вашего ребенка хорошие отношения, ладит ли он с воспитателями и нянечками, нет ли каких-либо эмоциональных трений в коллективе в целом.

Заключение

Зная и соблюдая все основные правила и рекомендации детских специалистов, родители забудут о проблеме и смогут в полной мере наслаждаться успехами своих деток. Ведь ребенку очень полезно находиться в коллективе, в обществе своих ровесников. Там они узнают мир, учатся общаться и получают первый и бесценный опыт, который обязательно пригодится во взрослой жизни.

В детском саду ребенок приобретает массу полезных навыков: учится общаться с людьми, правильно вести себя в коллективе, привыкает проводить день без родителей.

Адаптироваться ему приходится не только психологически, но и физиологически. Ведь практически все дети, придя в детский сад, начинают болеть – кто-то чаще, кто-то реже. Кто-то легче переносит заболевание, а кто-то тяжелее.

Пройти этот этап несомненно нужно, так как если с ребенка «сдувать пылинки» в дошкольном возрасте, то
в школе он побьет все рекорды по пропускам из-за болезни.

Но как же сделать пребывание ребенка максимально безопасным и избежать самых распространенных заболеваний в детском саду?

Период адаптации

Существуют так называемые переломные точки развития иммунной системы: один год, три года и семь лет.
Это периоды иммунологических кризов, когда ребенок наиболее уязвим с точки зрения восприимчивости
к инфекциям и вирусам. Поэтому, определяясь с возрастом, когда вы отдадите свое чадо в коллектив, желательно это учитывать.

Родителям нужно понять, что даже в самом замечательном детском саду ребенок все равно будет первое время болеть чаще, чем дома. Уточнить понятие «первое время» сложно – может быть, три-четыре месяца, а может быть, и год.

Желательно, чтобы, отправляя малыша в детский сад, мама не спешила выходить на работу. Очень важно при малейшем недомогании иметь возможность оставить ребенка дома. Не стоит дожидаться прогрессирования болезни и подвергать риску заражения других детей.

В каждом детском коллективе присутствует так называемая коллективная инфекция. Причем эта
вирусно-микробная среда обновляется каждые три-четыре недели. Противостоять ей сможет хорошая иммунная система.

О том, как повысить иммунитет ребенка в домашних условиях , мы уже писали в нашем блоге.

Но когда вы отправляете своего малыша в детский сад, необходимо не только выполнять определенные процедуры для повышения иммунитета, но и придерживаться специальных правил.

Чтобы ребенок реже болел в детском саду:

  1. Готовьте его к «погружению» в детскую среду заранее;
  2. Не приучайте ребенка к «тепличному» образу жизни;
  3. Не ограничивайте контакты с детьми – это тренировка иммунитета;
  4. Поощряйте спортивные мероприятия на свежем воздухе и дома;
  5. Каждое утро делайте с ребенком зарядку или занимайтесь дыхательной гимнастикой .

Приучение к детсадовскому режиму дня один из самых важных моментов в подготовке малыша. Этот процесс поможет сгладить период адаптации и убережет ребенка от состояния стресса. А стрессовые ситуации – прямой путь к снижению иммунитета.

Пока ваше чадо не отправилось в детское дошкольное учреждение, – еда, сон и прогулки должны быть организованы дома в то же время, что и в саду.

Чем болеют дети дошкольного возраста?

Самое безобидное, что может «принести» ребенок из детского сада – это ветрянка. Безобидное – в том смысле, что для взрослого эта инфекция более опасна и протекает в довольно тяжелых формах. Поэтому считается, что ей лучше переболеть в детстве.

Остальные же инфекции довольно опасны для детского организма. К ним относятся коклюш, краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, скарлатина, дифтерия, полиомиелит, туберкулез.

Нередко встречается в детском коллективе диарея. Ее вызывают «легкие» кишечные инфекции – КИНЕ (пищевые отравления, криптоспоридии, ротавирусы).

Дизентерия, сальмонеллез и гепатиты (А, Е) – явление более редкое.

Возбудители кишечных инфекций и вирус гепатита А в детских садах передаются фекально-оральным путем, изредка с загрязненной пищей или водой. Кишечные инфекции и гепатит А больше распространены там, где
у малышей не выработаны навыки пользования туалетом и нарушаются правила гигиены.

В основном в детских садах присутствуют инфекции, носящие сезонный характер – ОРЗ и ОРВИ (грипп, парагрипп, риновирусы, паракоклюш, реовирусы, аденовирусы, респираторно-синтициальные вирусы). Им мы уделим сегодня особое внимание.

ОРВИ – это группа острых вирусных инфекций, поражающих различные отделы респираторного тракта.

Чтобы предупредить распространение острых вирусных инфекций в детском саду, необходим ряд мероприятий:

  1. Проведение иммунизации детей;
  2. Соблюдение режима с прогулками на свежем воздухе;
  3. Организация питьевого режима;
  4. Частое проветривание помещений в отсутствие детей;
  5. Регулярная влажная уборка;
  6. Обязательный утренний осмотр и выявление заболевших;
  7. Соблюдение режима дезинфекции игрушек, посуды и поверхностей.

Заболевания в детском саду. Что зависит от родителей?

Полноценное питание

Ребенок, который дома «доедает» продукты, не предусмотренные детсадовским меню, будет более стойко сопротивляться инфекциям, т. к. сбалансированное питание укрепит его иммунитет.

Наряду с белковыми продуктами (мясо, рыба, яйца), обязательно в рационе должна присутствовать свежая зелень, богатая витаминами. Особенно зимой, в период агрессивности вирусов.

Зеленый лук можно выращивать даже на подоконнике и приобщить к этому занятию детей. Тогда в столовой они просто не смогут отказаться от него.

Народные средства

Народные методы лечения пригодятся родителям как для предотвращения болезни малыша, так и уже во время нее. Главным помощником на любом этапе станет витамин С. Давать его ребенку можно в виде цитрусовых, чая с лимоном, отвара шиповника, компота из черной смородины или в форме простой аскорбинки.

Не менее полезными будут витаминизированные фруктово-ягодные компоты и морсы. При первых признаках простуды (кашле, покраснении горла) готовьте смесь отваров ромашки и эвкалипта для полоскания горла, чтобы инфекция не попала в бронхи или легкие.

Если в детском саду детки поголовно чихают, промывайте нос ребенку солевым раствором (0,5 ч. л. морской соли на стакан воды) четыре раза в день, после чего можно закапать капли, содержащие интерферон.

Долечивайте детей

Занимайтесь лечением ребенка настойчиво, не давайте болезни прогрессировать. Обязательно доводите лечение до конца, не отправляйте малыша в детский сад, если чувствуете, что он еще не восстановил свои силы.

Пропивайте полный курс выписанных врачом лекарств. Это не позволит бактериям и вирусам приспособиться
к применяемым методам лечения и приспособиться к принимаемым препаратам. Такой подход к приему лекарств снизит риск повторного заражения.

Когда ребенок выздоровеет, возвращайтесь к привычному образу жизни. Укрепляйте организм с помощью спорта, витаминов, полезных продуктов и длительных прогулок.

И помните, здоровые дети обычно растут в семьях бодрых, активных родителей. Станьте примером для своего малыша и с ранних лет приучайте его к здоровому образу жизни.

Когда малышу исполнится три года, в вашем доме должен появиться спортивный комплекс с канатом и шведской стенкой. В будущем к нему должны добавиться самокат, ролики, велосипед, санки, лыжи, скейтборд, коньки. Не забывайте о посещении детского бассейна, летнем отдыхе на даче и поездках на море.

Будьте здоровы и на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи о самочувствии детей.

Учебный год только начался, и сентябрь стоит довольно теплый, но многие школьные классы и группы в детских садах уже недосчитались детей - ОРВИ. Причина - обмен вирусами среди членов детского коллектива. Педиатр Анна Левадная рассказывает, каким детям в детском саду и школе ОРВИ угрожает в первую очередь, и также предлагает способы профилактики ОРВИ. Кстати, оксолиновая мазь к ним не относится.

Практически все мамы сталкиваются с тем, что ребенок, едва начав ходить в детский сад, тут же подхватывает ОРВИ. Ребенок, посещающий садик, может болеть до 10–11 раз за год. На то есть две причины:

  • он больше контактирует с другими детьми (источниками новых вирусов);
  • он подолгу находится в сухом непроветриваемом помещении, в воздухе которого накапливаются вирусы, а также неправильно одевается.

Как правило, дети, которые в садик не ходят, болеют реже. Конечно, если мама водит ребенка на развивающие занятия, в магазин, кафе или детский центр, ребенок тоже сталкивается с новыми вирусами. Однако время контакта с ними меньше, и маме легче проконтролировать условия, в которых ребенок находится.

Но как же быть тем, кто ходит в детский сад и школу? Главное, о чем вы должны помнить:

  • причиной ОРВИ служат вирусы, а не бактерии;
  • вирусы распространяются очень легко, преимущественно по воздуху с частицами мокроты при дыхании, разговоре, кашле или чихании;
  • вирус проникает в организм через слизистую носа или рта.

Исходя из этого, вы можете защитить своего ребенка от вирусной инфекции несколькими способами.

Профилактика простуды у детей. Способы защиты от вирусов

Ежедневные прогулки независимо от погоды: на свежем воздухе снижается риск контакта с вирусом.

РРегулярное проветривание. В частности, во время прогулок, а в школе - в течение всей перемены: попавшие внутрь вирусы следует удалить и заменить чистым свежим воздухом.

Ежедневная влажная уборка помогает убрать капельки мокроты, осевшие на различных поверхностях.

Одноразовые полотенца помогают снизить риск распространения вируса.

В группе, классе не должно быть "пылесборников" и мест, на которых оседала бы мокрота и где размножался бы клещ домашней пыли.

Если в детском саду или школе есть кондиционер , требуйте, чтобы он работал с соблюдением всех правил.

Ограничивайте контакт своего ребенка с больными детьми вне учебного учреждения и в других общественных местах (в осенне-зимний период желательно вообще не посещать места массового скопления людей, если вы опасаетесь ОРВИ).

Мыть руки после игр, туалета, прогулок и перед едой.

Проверьте, есть ли на батареях в группах и классах регуляторы температуры. Оптимальная температура воздуха в помещении - 18-20 градусов, оптимальная влажность 50–70%.

Можно купить в группу или класс увлажнитель воздуха : в жарком помещении влажность воздуха и, следовательно, слизистых оболочек снижается, местный иммунитет падает, и вирус проникает в организм.

Чтобы слизистая носа и рта была увлажнена, а легкие без труда избавлялись от мокроты с вирусами, ребенок должен пить достаточно жидкости . Для этого ему всегда должна быть доступна питьевая вода, в том числе в детском саду или в школе. Например, в классе на отдельном столике может стоять кулер с пластиковыми стаканчиками. Кладите ребенку в рюкзак бутылочку с водой и т.д.

Если перечисленные требования выполнить невозможно, можно увлажнить слизистую, промыв нос физраствором .

Все рассмотренные профилактические мероприятия с тем же успехом можно применять не только дома, но и в детских учреждениях.

Как одевать ребенка

  • Научите ребенка определять, жарко ему или холодно, сообщать об этом взрослым и самостоятельно оценивать, сколько одежды ему нужно. Доверяйте чувству холода своего ребенка.
  • Не одевайте ребенка слишком тепло, собирая его в садик.
  • Научите ребенка одеваться самостоятельно.
  • Попросите, чтобы воспитательница не надевала на ребенка вещи, в которых ему жарко.
  • Одежда должна легко сниматься и не должна мешать ребенку двигаться.
  • Чтобы ребенок не потел во время активных игр, одежда должна быть хлопчатобумажная, а не синтетическая.
  • При наступлении холодов желательно использовать термобелье, чтобы избегать перегреваний.


Как повысить иммунитет

Вместе с ребенком ведите здоровый образ жизни, много и активно двигайтесь, закаливайте ребенка. Пусть летом он как можно больше ходит голышом и босиком.

В начале учебного года обеспечьте ребенку постоянные прогулки и двигательную активность, а не нагружайте его занятиями так, что у него не останется времени на физкультуру и свободные игры.

Если ребенок здоров, не бросайтесь сразу же закрывать открытое окно. На натягивайте на него шапочку или носки вопреки его желанию.

Попросите, чтобы ребенка в садике не заставляли есть. Приучайте его к здоровому питанию, а если по каким-то причинам не удается включить в рацион достаточно фруктов и овощей, давайте ребенку витаминные комплексы.

Часто болеющим детям показаны прививки, в первую очередь от пневмококка и гемофильной инфекции, гриппа и менингококка.

Не пытайтесь избавиться от всех окружающих микроорганизмов (все равно не удастся), но и не пренебрегайте дезинфекцией в разумных пределах. Постарайтесь найти золотую середину.

Если, несмотря на все принятые меры предосторожности, ребенок все-таки заболел, постоянно предлагайте ему питье, чтобы разжижать мокроту и увлажнять слизистые. Заболевший ребенок не должен лежать в кровати: если у него нет температуры, ему можно довольно активно двигаться, делать дыхательную гимнастику и принимать ванну, что способствует выведению мокроты из легких.

А вот планшет в руках ребенка, включенный телевизор, отсутствие купаний и активных движений ухудшают выведение мокроты из легких и предрасполагают к длительному течению болезни. В результате ваш ребенок рискует попасть в категорию ЧБД - часто болеющих детей.

Помните, что ни оксолиновая мазь, ни другие противовирусные препараты, ни "усилители иммунитета" не защитят вашего ребенка от инфекции. Единственный действенный способ снизить ее риск - придерживаться рекомендаций, изложенных выше.

Купить эту книгу

Обсуждение

Комментировать статью "Почему болеют дети в детском саду? 9 способов профилактики ОРВИ "

Профилактика простуды.. Нужен совет. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение Его хорошо и для профилактики и при первых признаках простуды использовать...

Обсуждение

Для того, чтоб малыш не заболел контактируя с детками, у которых насморк, нужно очень постараться. Избежать передачи вируса чрезвычайно трудно, ведь дети очень чувствительны к вирусам. Для профилактики можно местно применять интерфероны в форме капель или геля в носик. После прихода домой промывать носик солевым раствором. Еще есть пластырь Сопелка, с маслами камфоры и эвкалипта. Он на одежду клеится и действует 8-м часов. Его хорошо и для профилактики и при первых признаках простуды использовать, он вирусы в воздухе убивает, носик раскладывает, и от кашля помогает.
Нужно закалять малыша, больше на свежем воздухе гулять - тогда все инфекции он будет переносить в легкой форме. Ведь в любом случае ОРВИ в детском возрасте неизбежны(((

а почему Вы говорите, что Ваш сразу подхватит? Вы для профилактики ничего малышу не даёте? Я обязательно детям даю витамины, мы Витрум принимаем. И вот сейчас, когда в садике, как вы говорите, полгруппы с соплями, мой ребёнок ни разу не чихнул. Заранее укрепляем иммунитет. Плюс зарядка и свежий воздух. И все в порядке.

профилактика простуды. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Обсуждение

гв, закаливание, промывание носа/ныряние после посещения общественных мест, чеснок я тоже давлю:)

слышала хорошие отзывы про масло Олбас или "дыши" теперь называется, пока не нашла в аптеках, жму чеснок в блюдца по квартире расставляю, как кто-то начинает из домашних сопливится+обязательно нос прокапывать начинаю аквамарисом

Подскажите, пожалуйста, кто что дает своим деткам для профилактики простуды, ОРВИ и т.п. Мы - первоклашки, очень не хочется "рассопливливаться"! Заранне спасибо!

Обсуждение

оциллококцинум

Приспособьтесь "ловить" первые признаки болезни и "душить" их безвредными народными методами - ноги попарить, попить простеньких травок, что вы в семье любите, и если есть возможность пропустить школу. Да,еще дать отоспаться.

Профилактика простуды. Медицинские вопросы. Беременность и роды. Может, еще можно поделать?) Профилактика простуды. Всем привет!

Обсуждение

Я Деринат капаю. Можно еще по всему дому разложить чеснок порезанный на блюдечках или эвкалиптовую аромолампу зажечь. Еще воду, настоянную на чесноке (на маленькую дольку 3ст.л. воды, стоять 10 минут) закапывать в нос по паре капель в каждую ноздрю 4 раза в день. Это на и при насморке хорошо помогает, дитенку тоже так капаю.

У меня тоже самое с сыном:(Капаю деринат, заварила шиповник, натолкла клюквы, еще маску ношу, хотя вряд ли от нее есть польза - все время в ней ходить не могу... Еще вифероном нос мажу.

Про частые простуды. Здоровье. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми Про частые простуды. Сыну 17 лет, 11 класс. И вот последние 2 года - насморк либо с кашлем...

Обсуждение

Гланды случайно не гиганского размера? От слишком увеличенных гланд бывают частые простуды.

научить быть здоровым, мне кажется.
Для этого воспринимать мир таким, какой он есть.
Возможно, вам это покажется утопией,но предлагаю попробовать.
Вы сами-то насколько здоровой себя чувствуете обычно?

Профилактика простуды. Медицинские вопросы. Беременность и роды. Всвязи с этим вопрос: как вы профилактируете простуды? я слышала что надо оксолиновую мазь в нос...

Обсуждение

полоскала всю зиму и весну горло ромашка-шалфеи-кора дуба. когда семеиство болело - везде чеснок резала, нос себе мазала им же. когда муж заболел - пару раза пила афлубин. оцинум мне никак. еще мазала нос настоикои прополиса, когда начал закладывать..вроде как ТТТ

Оциллококцинум пила, делала ингаляции с эвкалиптом - от насморка очень помогало, в отличие от Аквамариса. Главное, лежать, отдыхать, беречься и поправляться скорее! В горлышко еще можно пшикать спреем Биапарокс - его беремешкам можно, мне прописывали.