Адаптация в детском саду советы психолога. Адаптация в ясельной группе

Адаптация детей в яслях

Обычная, часто встречающаяся жизненная ситуация: ребенок едва ли достиг полутора - двухгодичного возраста, а мама вынуждена выходить на работу. На семейном совете принимается решение определить малыша в ясли. И вот ребенок оказывается в новых для себя условиях, в чужой обстановке. Естественно, для него это стресс.

Одни дети, очутившись в непривычной для себя обстановке, могут реагировать бурно, другие – внешне спокойные, послушные, покладистые – выражают свои чувства по-иному, без особых эмоций.

Одним из способов пассивного протеста являются время от времени возникающие простуды. Также существует немало других важных моментов, которые нельзя упускать из поля зрения. Заботливая мама должна наблюдать за тем, как ребенок кушает, не снизился ли у него аппетит, спокойный ли у него сон, как он ведет себя дома, вернувшись из яслей, какое у него настроение.

Успешно ли проходит адаптация к яслям?

Начав посещать дошкольное учреждение, в первые несколько недель малыш может плохо кушать, долго засыпать и даже плакать по ночам, капризничать и привередничать, быть нервным и раздражительным. Такая ответная реакция вполне естественна и через некоторое время проходит сама по себе. Но если спустя месяц ситуация не меняется к лучшему, следует задуматься о том, что ребенок не может привыкнуть к новым условиям и ему необходимо в этом помочь.

Проблемы с адаптаций ребенка в яслях

В идеале, лучше отказаться от посещения детского учреждения хотя бы на год. Если такой возможности нет (как это обычно и бывает, постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы ослабить стрессовую ситуацию: забирайте ребенка из яслей раньше, в один из рабочих дней недели оставляйте его дома, подыщите другой детсад, где в группе меньше детей, а, следовательно, воспитатели и нянечки уделяют каждому из детей больше внимания. Конечно, многие мамы могут махнуть рукой: это всё советы, а на практике дела обстоят совсем иначе. Но опыт показывает, что, стараясь уберечь нервную систему ребенка от лишних стрессов, сохраняя его душевное равновесие, поступая терпеливо и осмысленно, всего можно добиться. А будет комфортно малышу – спокойнее станет и на душе у мамы.

Как помочь ребенку адаптироваться в яслях?

Лучший способ адаптации малыша к яслям – это постепенное знакомство с новыми условиями. На первых порах мама с ребенком может присоединяться к ребятишкам из ясельной группы на время прогулки, а когда кроха почувствует себя увереннее, можно попробовать оставить малыша в яслях до обеда.

Другой вариант - группы кратковременного пребывания, функционирующие при многих детских садах. Адаптационные группы неполного дня предназначенны специально для ознакомления малыша с дошкольным учреждением.

Если ребенку понравится посещать детский сад, можно оставлять его и на целый день. В противном случае режим посещения дошкольного учреждения, пока ребенок не подрастет, лучше сделать щадящим.

Не следует беспокоиться, что ребятишки, посещающие ясли, будут опережать вашего малыша в развитии. Важно, чтобы после трехлетнего возраста он не был ограничен общением только с мамой, папой и бабушкой, а мог учиться контактировать со сверстниками, приобретая новые умения и навыки, постепенно расширяя свой кругозор. В любом случае нужно понимать, что универсальных рецептов не существует – в наши стремления и планы жизнь всегда вносит свои коррективы. Но как бы там ни было, будьте внимательны и терпеливы по отношению к своему малышу, и у вас все получится.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в ясельной группе»

Задачи:

Образовательная:

Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1, 5 - 3 лет.

Рассказать об особенностях данного периода развития.

Воспитательная:

Показать различные способы и приемы в воспитании детей данного возраста.

Развивающая:

Знакомство, установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.

Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу.

Повестка дня:

1. Сообщение темы и цели собрания.

2. Знакомство с родителями

3. Возрастные особенности детей

Добрый вечер уважаемые родители!

Мы решили наше собрание начать,

Чтоб можно было вместе о главном рассуждать.

Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.

Нам очень нужно с вами союзниками стать.

Различные вопросы мы будем обсуждать.

И деткам нашим вместе мы станем помогать.

Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям,

Подробно вам расскажем о детском воспитании.

Сегодня мы собрались один вопрос решить,

Что делать, чтоб ребенка к детсаду приучить?

Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, с правилами нашего учреждения и обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду

Вот об этом мы с вами и поговорим

2. А для начала давайте познакомимся с помощью игры «Волшебный мячик»

Будем передавать этот маленький мяч друг другу, называть своё имя, чей вы родитель и одним словом охарактеризовать своего малыша.

Вот мы и познакомились.

А теперь кое – что об адаптации, что же это все таки такое

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни.

При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:

Кратко охарактеризую каждую степень…

1 степень – поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3 недели он будет оставаться в детском саду без проблем.

Сдвиги нормализуются в течении 10-15 дней.

2 степень – слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает.

Сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

3 степень – самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность.

Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое так и психическое истощение организма.

Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко.

Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Для этого между нами, должны установится дружеские, партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.

Детки к нам пришли очень маленькими и вы конечно же очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни. С какими реальными проблемами, возможно придётся столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким. И чтобы адаптировать детей необходимо знать возрастные особенности на этом вопросе мы и остановимся

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т. е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразна. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

Происходит активное формирование речи:

к 1, 5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что? », ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие , поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.

Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима. Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания.

Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите много утешительных историй про то, как дети привыкали к детскому садику и потом не хотели оттуда уходить

Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами.

Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.

Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы в шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же самому может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или платочек. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.

Спасибо за внимание.


Адаптация малыша к детскому саду

Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?

Давайте знакомиться!

Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка. Что нужно делать родителям еще до поступления ребенка в детский сад?
1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
2. Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе.
3. Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, – тогда ему будет легче привыкать. Не в коем случае не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
4. Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети Ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.
5. Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания.
6. Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
7. Повысить роль закаливающих мероприятий.
8. Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет.
9. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Психологическая подготовка

Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать подготавливать ребенка морально – рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться – не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

Еще один совет – до начала посещения садика приобщать ребенка к совместным играм, побольше гулять на детской площадке, приглашать гостей и самим ездить к друзьям. К тому же, почаще нужно отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся, и это не должно вызывать у него особых потрясений.

К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно – обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час – с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после «Спокойной ночи, малыши!», в 21.00. К этому времени ребенок «созреет» и быстро уснет.

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие – около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели – сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни – один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

«Детсадовская» еда

Отдельная тема – еда в детском саду. Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей – в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду – вина отчасти их родителей, которые «приучили» их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам. Поэтому совет родителям простой – приучайте детей к обычной и здоровой еде – супам, кашам, салатам и т.д. – и тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял насильно ребенка кушать – это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.

Есть еще одно важное обстоятельство, про которое нельзя забывать – один ребенок чувствует себя в садике как рыба в воде, для другого же тот же сад превращается в «комнату ужасов», а все из-за индивидуальных особенностей.

Адаптация: легкая, тяжелая и средняя

Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо – резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет – (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, – подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик. Даже при последнем раскладе необходимо тщательно следить за состоянием малыша, чтобы позже, когда придет время идти в школу, не было подобных проблем.

Второй тип адаптации – легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации «срывы» все же возможны.

И последний тип адаптации – средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. В среднем, этот период длится до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Вне зависимости от типа ребенка, в первое время вероятность подхватить вирус очень высока, особенно на 4-10 день пребывания в детском саду. Поэтому рекомендуется в этот промежуток времени воздержаться от походов в садик.

Первый день

Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:
1. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.
2. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
3. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
4. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.
5. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
6. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

Первая неделя

Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется – он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику – большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.

Как помочь ребенку на этом этапе?
1. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, – на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
2. Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.
3. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, затем время увеличивается до 5-6 часов.
4. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
5. С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите.
6. Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.
7. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!
8. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
9. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
10. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом.

Адаптация

Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы – в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
в яслях – 7-10 дней,
в детском саду в 3 года – 2-3 недели,
в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру «Дорога от дома к детскому саду» – карта с дорожками и домиками-ориентирами: «Наш дом» «Мамина работа», «Папина работа», «Магазин», «Детский сад». По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители – своими. Играя в «Дорогу в детский сад» по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днем.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

Если ребенок – единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Практические советы:

– Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами.
– Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: «Я не пойду к ней, она кричит, злая» и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. «Вторая мама» для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.
– Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо, если придется слишком часто менять садики. Лучше если ребенок посещает все время один и тот же садик. Один раз поменять его – не страшно, но шесть или семь раз – это уже вредно.
– Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился непрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.
– Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками.
– Укреплять иммунитет необходимо всем детям без исключения, а тем, кто собирается ходить в садик – тем более. Делать это нужно заблаговременно – путем закаливания, оздоровления, плавания и принятия витаминов. Приучать ребенка к самообслуживанию родителям также надо до того, как он пойдет в детский сад. Хорошо, если малыш будет уметь самостоятельно кушать, хотя бы частично одеваться-раздеваться и, конечно, ходить на горшок. Одевать ребенка в садик нужно по принципу не «последних тенденций в моде», а удобства и комфорта. По опыту родителей, самой практичной одеждой являются колготы, легкие футболки или рубашки (в зависимости от сезона), сандалии на липучках. С собой обязательно нужно давать запасной комплект (лучше – несколько) одежды в случае «непредвиденных обстоятельств». Для тех детей, кто еще не слишком хорошо освоил горшок, необходимо оставлять памперсы (как правило, они используются во время прогулок и сна).
– В первое время ни в коем случае не следует оставлять ребенка в детском садике на целый день, а в последующем также стараться на забирать его одним из последних. Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он не чувствовал атмосферу «казенного дома». Прощание с малышом – отдельная тема. Обычно именно в это время ребенок начинает капризничать, держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Не стоит насильно тащить сопротивляющегося кроху в группу с гневными словами в его адрес (такое поведение со стороны мам встречается), но и оттягивать момент расставания тоже не следует. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и «передать» в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.
– И, наконец, когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать все свое время ему – гулять с ним, играть, чтобы он не почувствовал, что его «бросили».
– И каким бы ни был хорошим детский сад, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

    Ваш малыш подрастает... Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?

    1. «Чем раньше отдавать ребенка в ясли (в год-два), тем легче он привыкает» (Еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли...»)
    Я всегда - «против» яслей (Ясли - группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей. Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием. По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются бОльшими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития - первая ступень социализации малыша.

    2. «Исполнилось 3 года, значит надо идти в сад на полный день».
    Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов. Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки. Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3, 5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду. Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания. Какова последовательность прибавления нагрузок в саду? Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно. Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние! Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.

    3. «В детский сад надо идти в сентябре месяце»
    Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляется:
    - дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание
    - эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца
    - на улице холодно и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, - создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам
    - трудно проснуться утром, утренняя вялость
    - осенью дети часто болеют простудными заболеваниями

    4. «Адаптация к саду проходит 1-2 недели»
    Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. Е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях. А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживает разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.

    5. «Дети при расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально»
    Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге. Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации - это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли. Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.

    6. «В первые дни посещения сада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре»
    Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих. Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку. Сначала малыши выбегаю обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым. В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку. КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни? Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю. Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым. Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.

    7. «Об исчезнувшей маме»
    Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама?! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.

    Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.

    8. «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»
    Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.

    Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад!».

  1. Комментарии
  2. Нажмите, чтобы раскрыть...

    Начну с того, что я изначально была противницей посещения ребёнком детского сада.
    Считала, что там не уследят, не будут нормально заниматься, а вдруг упадёт, заболеет, вспотеет, не помоет руки перед едой и т. д. - много страхов.
    Но характер моей дочки заставил меня пересмотреть эту свою позицию и справиться со своими страхами - некоторые я отпустила, с некоторыми примирилась.
    У меня гиперобщительный ребёнок, и по мере её взросления я стала замечать, что ей не хватает общения с детьми на прогулках. Она не хотела заходить домой, плакала, просила "ещё чуть-чуть поиграть". А "ещё чуть-чуть" - это значит целый день. И так получилось, что она стала общаться и играть с девочками, которые старше неё (ей было 4, а им 7-8). Разумеется, в таком возрасте эта разница огромна! Т. е. В силу возраста они намного хитрее, ловче, сильнее, развитее, в играх играли доминирующие роли, специально подчеркивая свое превосходство. Со временем стала замечать, что они начали манипулировать моей дочкой. Я не была удивлена. Ведь это дети. Они проходят свою стадию развития, а моя дочь - свою. Нам нужны были ровесники. Но, во-первых, их в окружении было мало. Во-вторых, время их прогулки, в отличие от более взрослых детей, зависело от времени их родителей и часто не совпадало с нашим.
    Это меня заставило всерьез задуматься о детском саде.
    Прочитав много литературы по этому поводу, взвесив все "за" и "против", морально подготовив себя к предстоящим изменениям, возможным простудным заболеваниям, которые естественны в детском коллективе, я решилась.
    Конечно, и здесь появились кое-какие проблемы - в выборе детского сада, и особенно воспитательницы.
    Есть также немаловажный нюанс в режиме дня моей дочери (об этом пишу ниже).
    Лично для меня это решение было нелёгким...
    Но нам очень повезло! Потом очередь, документы - все необходимые формальности, и, наконец, 1 июля этого года в возрасте почти 5, 5 лет мы отправились в детский сад (поздно, конечно. Но я рада, что успела одуматься).
    Прочитав вашу статью, я поняла, что мы попали в очень "благоприятное" время для начала адаптации. Как вы пишете, что

    Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности».

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Дочка очень ждала этого дня, заранее готовилась, визжала от радости.
    С утра соскочила пораньше и заявила, чтобы мы её вечером не забирали и что она останется там ночевать. "Разрешила" забрать только через 2 дня
    Когда пришли, мы попали на утреннюю прогулку. Она сразу побежала знакомиться с детишками, начала активно играть.
    Воспитательница, увидев ее взаимодействие с детьми (мы с ней предварительно познакомились) сказала, чтобы мы забрали ее в 15. 00.
    Наверно, тот день был больше стрессовым для меня. Я прям места себе не находила, а в 14. 30 побежала в садик.
    Воспитательница сказала, что все замечательно, что доча прекрасно себя вела, что она очень коммуникабельна и находит общий язык со всеми. Единственная проблема - со сном. Она так и не уснула...
    На следующий день - то же самое.
    Через несколько дней дочь не захотела идти в сад только из-за сна.
    Я знала, что будут с этим проблемы. Но не из-за того, что дочь привыкла засыпать исключительно дома или со мной. Проблема была в другом - она давно отказалась от дневного сна.
    Я поэтому так стремилась к этой воспитательнице - я слышала от родителей, что некоторые дети (которые готовятся к школе) днем не спят или спят совсем мало, а в это время занимаются письмом, рисованием, лепкой и т. д. (естественно, за доп. Плату).
    Не знаю, насколько это полезно или вредно для здоровья других детей, но нас с дочей такой вариант вполне устраивал. Дневной сон для нее - это стресс. И не только для неё, даже моя младшая не спит днём.
    Уточню, что с медицинской точки зрения у нас все в порядке. С кем мы только не консультировались по этому поводу, но потом я сделала вывод, что это скорее генетические особенности. У нас это "семейное" - мало спать. И муж, и я мало спим, в детском саду я тоже НИ РАЗУ не спала днём (я прекрасно помню, как я мучилась, когда меня заставляли лежать в кровати в тихий час). Но, в отличие от дочи, я не бунтовала
    Итак, я поговорила с воспитательницей о занятиях вместо сна. Она предложила попробовать получасовой отдых после обеда, а потом занятия, мотивируя это тем, что ребенок хотя бы немного должен отдохнуть, потому что потом не отдохнувшие дети засыпают прям на занятиях.
    Но дочу это тоже не устроило - она не хотела спать ни полчаса, ни 20 мин, ни 5 мин - она ВООБЩЕ не хотела лежать.
    И снова отказ идти в сад.
    Я опять поговорила с воспитательницей, уговорив ее, чтобы она вообще не укладывала мою дочь, сказав, что именно для нас это нормально. Этот режим у нее уже с 3-х лет. Воспитательница согласилась попробовать, но предупредила, что по 30-летнему опыту знает, что дети из-за отсутствия сна засыпают прям на занятиях, и вообще дети должны днём хотя бы немного отдыхать.
    Я согласна с этим утверждением, но ведь бывают исключения... Моя дочь не может и не хочет спать.
    Через несколько дней "пробных экспериментов" воспитательница с удивлением отметила, что на занятиях моя дочь сидит бодрячком, в то время как даже отдохнувшие полчаса дети клюют носами.
    А меня это абсолютно не удивило, ведь каждая мама знает особенности своего ребёнка
    Таким образом мы с удовольствием начали ходить в детский сад.
    Я уже было подумала, что наша "адаптация", которой в принципе и не было, на этом и закончилась, даже не начавшись))
    Но не тут-то было...
    3 недели прошли на "ура" - доча с удовольствием просыпалась и бежала в детский сад.
    А потом... В один прекрасный день она заплакала и заявила, что не хочет идти.
    Я была в недоумении: "Как это моя общительная и жизнерадостная дочь, которая очень любит общество детей, любит играть с ними и которая сама так стремилась в садик, сейчас со слезами на глазах говорит, что не хочет идти...? "
    Первое предположение - какой-то конфликт, возможно, кто-то обидел. На мои расспросы дочь молчала как партизан, воспитательница сказала, что все нормально и не было конфликтов. Даже похвалила ее за умение находить общий язык со всеми.
    У дочи я расспрашивала по-разному - и невзначай, и в игровой форме. Если бы что-то было не так в общении, я бы поняла.
    Но дело было в другом...
    И я сделала вывод, что те 3 недели у нас были некой эйфорией - она попала в общество детей, о котором мечтала.
    И вот эйфория прошла и началась адаптация.
    Эта адаптация проявлялась ежедневными вечерними просьбами не отводить ее утром в сад, а утром - показательно выпущенной парой слезинок на прощанье
    А потом она моментально забывалась и сразу бежала играть, и, когда ее забирали, у нее было прекрасное настроение.
    Эти "вечерние просьбы" и "утренние слезинки" продолжались 2-3 недели без видимых причин и потом плавно трансформировались в следующий ритуал: Перед уходом она прощается и говорит: "Мама, сегодня меня забери очень-очень-очень рано".
    Но это просто слова. Один раз по стечению обстоятельств я ее забрала "очень-очень" рано, так она очень возмущалась, что не попала на полдник
    Ну на этом, наверно, наша адаптация и закончилась
    Или мне ждать новый этап?))

  3. Единственная проблема - со сном. Она так и не уснула...

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Мои двое детей (разница в 3, 5 года), никогда не спали в детском саду. В возрасте около трех, обходились без дневного сна и дома. Если где-то укачало-разморило, то такие редкие случаи бывали, но это было сигналом к тому, что вечернее засыпание сдвинется к часу ночи. Тоже такая особенность. В дет. Саду об этом договаривались при поступлении. Благо никаких препятствий со стороны воспитателей не обнаружилось) Никто с ними индивидуально не занимался, объясняли, что в это время нужно соблюдать тишину и не мешать сну других. Дети рисовали, читали книжки в игровой комнате. За возможность не спать видимо просыпалось особое послушание, никаких прецендентов с шумным поведением ни разу не было.
    В сад оба шли с адаптацией, до сих пор с грустью вспоминаю как водила заплаканного сына. Долго не мог привыкнуть, адаптация длилась долго, месяца 3-4. Думаю, все дети через это проходят (разного рода сопротивления), и все-таки стоит искать индивидуальные способы сделать этот период максимально комфортном. Время пребывания, реакции ребенка и т. д. Ориентироваться на чувства малыша. Сейчас есть некоторое сожаление, что по своим прошлым убеждениям, отталкивалась от того, что у меня СЫН и не стоит потакать его слабостям. Якобы пусть преодолевает и растет мужчиной...

  4. Если где-то укачало-разморило, то такие редкие случаи бывали, но это было сигналом к тому, что вечернее засыпание сдвинется к часу ночи.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Это точно! Редкие случаи "укачало-разморило" непременно приведут к позднему засыпанию!

    в это время нужно соблюдать тишину и не мешать сну других.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    У моей с тишиной не получится
    Хотя в последнее время меняется - взрослеет, наверно))

    все-таки стоит искать индивидуальные способы сделать этот период максимально комфортном

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Да, согласна! Надо чувствовать ребенка!

  5. Или мне ждать новый этап?))

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Дальше будут ситуативные моменты. Или связанные со здоровье-нездоровье, бодрость-переутомленность.
    Мама лучше всего знает своего ребенка, и даже по внешнему виду может определить - всё ли у него в порядке. Отсюда и вариации режима, введение выходных и т. д.
    Важно - ориентироваться на состояние ребенка + соблюдение режима нагрузок и отдыха.
    Вечерняя сверхподвижность - не повод придумывать ребенку дополнительные занятия, якобы "у него столько энергии, надо бы чем-то еще занять". Это бывает ошибочно. Так проявляется детское переутомление в форме повышенной активности, "заведённости" с эмоциональной неустойчивостью.

  6. Здравствуйте, статья понравилась и одновременно расстроила. Вернее расстроил первый пункт. Это понятно, что чем дольше ребенок с мамой, тем лучше. Но ведь у большинства мам нет возможности сидеть в декрете даже 3года, не говоря о 4-5. Сроки декрета в некотороых странах всего пару месяцев, а если несколько лет, то выплаты очень маленькие. И мамы отдают детей не потому что им так хочется, а потому что надо. Я думаю что всем понятно что ребенку никакие деньги не заменят мамину заботу, но ведь ребенка необходимо кормить, одевать, покупать игрушки и книги.
    Наверное меня особенно задел этот пункт потому что буду вынужденна отдать свою доченьку в два годика в сад. Это будет весна. Пока нам 8 месяцев, но я уже задумываюсь, как подготовить ее к такому событию. Возможно, вы могли бы дать какие-то советы, как помочь адаптироваться малышу, если его рано отдают в десад.

    Nastasja86, подготовить - создание условий для эмоциональной устойчивости.
    Это зависит от эмоционального состояния самой мамы. Думайте о себе и своем счастье)
    Больше проводите время с ребенком в общении, эмоциональном контакте: слушая музыку, рассматривая что-то, читая, играя. Не форсируйте раннее развитие.
    И важно - выбор воспитателя.

    Добрый день! Очень хорошая статья, со всем согласна. Моя старшая дочь ходит в детский сад с 2 лет. Это был частный сад, она проходила полгода, потом я ее забрала и через полгода мы пошли в муниципальный, полгода она ходила на полдня, потом осталась на целый день, по утрам она плакала, сейчас она плачет, когда сменный воспитатель, за 2 года она к ней не привыкла... Не только моя дочь, многие дети Ее не очень любят. Что делать в этой ситуации?

    Vera3009, важно понять причину слез ребенка. Что происходит в группе? Попробуйте пообщаться со специалистами сада (психолог, старший воспитатель), с которыми у вас есть контакт, готовые вам помочь прояснить ситуацию. Важно это делать не с позиции обвинения, а от имени своего волнения и желания помочь дочке.
    Но часто бывает, что трудности ребенка обусловлены не садом.
    Любопытно, что говорит ребенок о воспитателях ежедневно, что ее порадовало, что огорчило, что рассердило.
    Поиграйте с дочкой в детский сад, можно через мягкие игрушки. Предложите ей побыть в игре разными воспитателями. Возможно это будет информативно для вас.

    Дочка хорошо идёт на контакт, почти каждый день играет в детский сад, проигрывает сцены занятий, разговаривает громковато, почти кричит, подражая воспитателям. Насчёт этой воспитательницы она говорит, что боится Ее, потому что воспитательница на всех кричит.

Нужен ли ребёнку детский сад? Стоит ли переводить в другой садик своё чадо в тяжёлых случаях? Как помочь ребёнку адаптироваться? Об этом и не только мы и поговорим.

Проблема адаптации


Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.

Обязательно выясните причину слёз малыша, чтобы избежать психологической травмы


Виды адаптации

Процесс адаптации неизбежен в условиях, когда появляется расхождение наших возможностей и требований среды.

Классифицируют три основных способа адаптации:

  • творческий стиль, личность, активными действиями изменяет и приспосабливает среду под себя;
  • конформный стиль, при таком стиле человеку приходиться привыкать и приспосабливаться к среде;
  • стиль избегания, при котором человек старается уйти от решения проблемы, по причине нежелания или неспособности что-то изменить.

Самым эффективным считается творческий стиль, самым неэффективным – стиль избегания.


Также выделяют три уровня тяжести процесса адаптации:

  • Легкая адаптация - поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, посещая детский сад, не подвергается заболеваниям; не скандалит, идя с мамой в детсад. Такие детишки заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы;
  • Адаптация средней тяжести - процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда плачет , но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.
  • Тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети частенько болеют, пропадают умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает в садике и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам. Если процесс адаптации затягивается на целый год, нужно обратиться к специалистам. Возможно, смена детского сада станет решением проблемы.


Изначально нужно выяснить, что конкретно мешает адаптации вашего чада в детском саду. Очевидную проблему довольно просто разрешить. Но случается, что перед вами оказывается целый комплекс замаскированных проблем, с которыми самим не справиться. В такой ситуации будет правильно попросить помощи профессионального психолога. Нужно понять, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций можно выделить страх, гнев и обиду. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.


Сразу не стоит оставлять ребёнка на целый день в саду, три часа для начала будет достаточно. Обязательным условием является то, что ребёнок должен знать точное время вашего возвращения, чтобы он не чувствовал себя оставленным. Договоритесь, чем малыш будет занят без вас. Прощаться лучше шутя, со смехом. Только не вздумайте расплакаться в порыве чувств перед уходом. Позвольте малышу принести с собой любимую игрушку, таким образом он будет не один.

Также может помочь небольшая уловка: пусть ваше чадо в детский садик отводит бабушка, тётя или другой родственник. В таком случае миг прощания будет переживаться легче.

Несомненно, этот незнакомый для вас период нужно пережить вместе. Расспрашивайте ребёнка обо всём, об интересных играх, новых знакомствах. В трудностях помогайте, за достижения хвалите. Расскажите, как вам было плохо без него. Дети должны ощущать, что их поддерживают и ни в коем случае не оставляют. Подчёркивайте, какой он стал взрослый, самостоятельный, теперь у него появились обязанности куда-то ходить, как у мамы и папы. Перед отбоем дополнительно проговорите хорошие моменты от посещения садика, договоритесь завтра их снова повторить. Чтобы было легко разбудить ребёнка в садик, лучше уложить отдыхать его пораньше.


Частые ошибки родителей

Одна из распространенных ошибок – обычное отсутствие желания осознавать проблему или неподготовленность к тому, что реакцией ребёнка может быть негатив. Родители могут подумать, что это просто капризы ребёнка, способ привлечь внимание. «Я же ходил – и всё хорошо», - так рассуждают многие, не помня, что сначала тоже подвергались стрессу. Мамы и папы оказываются неготовыми к тому, что ребёнок не слушается, не ест, не спит. От этого частыми бывают ошибки в виде наказания или брани, что только ухудшает положение.

Ещё одна распространённая ошибка - уменьшение внимания родителей, безучастность к делам ребёнка, думая, что в детском саду и так всё нормально, полагаясь на воспитателей. У ребёнка могжет появиться ощущение, что он никому не нужен и брошен. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со стрессом, что может вызвать неоправданную агрессию в попытке постоять за себя, а может наоборот, ребёнок замкнётся, отрешится и станет нервозным.


Как я и говорил, расставание должно проходить с юмором и весело. Иногда мамы пытаются уйти, когда малыш чем-то занят. Закончив свои дела, малыш понимает, что мама ушла, а когда она вернётся, ему неизвестно. Это обстоятельство его сильно пугает, ребёнок думает, что он может хоть когда быть брошен один, а это способно спровоцировать сильную психологическую травму.

Не стоит обещать награду за одно только посещение садика. Далее это может привести к шантажу со стороны ребёнка. Но за отличные поступки в саду или за что-то конкретное рекомендуется хвалить. Также не стоит высказывать своё недовольство о детском саде или воспитателях в присутствии ребёнка - малыш может почувствовать, что садик не такое хорошее место и что там ему может быть плохо.

Запрещается стремительная перемена среды малыша. Адаптация должна быть плавной и обдуманной. Недопустима быстрая смена режима дня и привычек малыша. Все эти обстоятельства могут вызвать те или иные психические нарушения.



Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду


Со скольки лет лучше отдавать в садик?

Мнения специалистов по поводу того, когда всё же лучше отдавать ребёнка в садик сходятся - в три или даже в четыре года. После трёх лет у ребёнка появляется желание активно взаимодействовать с другими детьми. К тому же после трёх лет дети обычно уже начинают лучше говорить, могут учиться договариваться и общаться между собой. Также они уже способны поведать вам о том, как провели свой день, что их огорчало или радовало.

Конечно, у всех людей разные возможности, и не все могут так долго находиться в декрете. Альтернативным вариантом является группа кратковременного пребывания или младшая группа. Такие группы есть почти во всех садах.


Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?

В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.

Нужно подчеркнуть, что 2 года - наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому - он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.

Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок. Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду.

Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно - не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.

Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное - это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя. Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна.