Техники арт терапии с подростками. Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

В конце сентября Ассоциация волонтерских центров провела трехдневный обучающий курс для лидеров 80 социальных проектов, отобранных в рамках конкурса ">

"Мы привозим особые лотки, которые заполняются специальной жидкостью, и дети, подростки рисуют по воде. Благодаря этой технике у них возникает положительное мышление, им становится интересно заниматься творчеством", — объясняет автор проекта.

По словам Альфины, эти техники, как правило, недешевы, и у большинства подростков из проблемных семей нет возможности купить необходимые краски и приспособления. А добровольцы проводят занятия совершенно бесплатно, открывая подопечным новые знания и даря им яркие эмоции. Встречи с детьми обычно проходят раз в неделю — по субботам — и длятся не менее трех часов.

"Само занятие идет 1,5‒2 часа. Мы стараемся задавать определенную тему. Как правило, я что-то рисую, и они параллельно, глядя на меня, тоже пишут картины, повторяют за мной. А волонтеры смотрят на технику выполнения, помогают тем, кому нужна помощь. Я тоже стараюсь подойти ко всем, помочь, подправить что-то или просто похвалить ребят, потому что внимание для них — это главное", — говорит она.


"Многие из них стесняются говорить о своих проблемах открыто, им не хватает общения, родительского внимания, и волонтеры пытаются как-то это восполнить", — добавляет она.

Идея проекта возникла не на пустом месте — в окружении Альфины также были наркозависимые люди. Сильно переживая из-за этого, она начала искать информацию, разбираться в проблеме и обнаружила, что эта беда может коснуться каждого, а особенно подвержены различным зависимостям дети и подростки.

"Для меня было большим открытием, что дети в возрасте 14, 10 и даже 8 лет пробуют различные психотропные вещества. В таком возрасте, когда их психика очень сильно подвержена воздействию. И конечно, это в большой степени связано с родителями, с воспитанием или тем, что кто-то где-то за ними не доглядел. Подростковый период самый сложный, им не хватает внимания, и они ищут утешение в чем угодно", — рассказывает автор "Лаборатории успеха".

"Я отдаю предпочтение тем, у кого есть какое-то видение искусства или профильное образование, но в целом не критично, если человек — не специалист в этой теме. Мы стараемся приглашать всех, ведь они могут привнести что-то новое в проект", — отмечает Альфина.

По ее словам, за год проект стал достаточно известен в Уфе и окрестностях — волонтеров зовут к себе с занятиями и подростковые клубы, и музеи, и центры для людей с инвалидностью. Но сил и рук на всех не хватает, а внимание хочется уделить в первую очередь своей привычной аудитории.

"К сожалению, я не успеваю совмещать и ездить куда-то дополнительно. Но конечно, если бы хватало ресурсов и была бы возможность, мы бы старались выезжать ко всем", — признается она.

"Поддержка очень важна для проекта, — говорит девушка. — Я хочу, чтобы он был долгосрочным и регулярным, чтобы действительно был эффект и результат".

">

В конце сентября Ассоциация волонтерских центров провела трехдневный обучающий курс для лидеров 80 социальных проектов, отобранных в рамках конкурса "Доброволец России - 2018". Одной из инициатив, попавших в программу акселерации, стал проект "Лаборатория успеха". Об идее проекта и его перспективах корреспонденту "Года волонтера" рассказала его автор Альфина Мамбетова.

В единой информационной системе "Добровольцы России" официальная цель проекта "Лаборатория успеха" звучит так: "Социализация детей из приютов и детских домов с помощью воспитательных, образовательных творческих и выездных мероприятий". Но за сухой формулировкой скрывается целый мир увлекательного творчества, к которому волонтеры пытаются приобщить трудных детей.

Уже около года Альфина с товарищами проводит в башкирском республиканском реабилитационном центре арт-терапию для детей и подростков с наркотической, токсической, игровой и другими видами зависимостей, а также оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Рисуют в основном в технике эбру ‒ это старинная графическая техника, позволяющая получить красочный оттиск с поверхности воды.

"Мы привозим особые лотки, которые заполняются специальной жидкостью, и дети, подростки рисуют по воде. Благодаря этой технике у них возникает положительное мышление, им становится интересно заниматься творчеством", - объясняет автор проекта.

Помимо рисования по воде волонтеры стараются знакомить подопечных с другими, порой недоступными для них видами творчества, учат работать с маслом, акрилом и каждый раз привозят с собой что-то новое и интересное. К примеру, в ближайшее время хотят обучить детей рисованию песком.

По словам Альфины, эти техники, как правило, недешевы, и у большинства подростков из проблемных семей нет возможности купить необходимые краски и приспособления. А добровольцы проводят занятия совершенно бесплатно, открывая подопечным новые знания и даря им яркие эмоции. Встречи с детьми обычно проходят раз в неделю - по субботам - и длятся не менее трех часов.

"Само занятие идет 1,5‒2 часа. Мы стараемся задавать определенную тему. Как правило, я что-то рисую, и они параллельно, глядя на меня, тоже пишут картины, повторяют за мной. А волонтеры смотрят на технику выполнения, помогают тем, кому нужна помощь. Я тоже стараюсь подойти ко всем, помочь, подправить что-то или просто похвалить ребят, потому что внимание для них - это главное", - говорит она.


Остальное время уходит на общение с постояльцами реабилитационного центра. Добровольцы выясняют, насколько детям было интересно занятие, что нового они узнали и в каких еще видах творчества хотели бы себя попробовать.

Также после проведения каждого мастер-класса психологи рассматривают работы детей, оценивают позитивный или отрицательный прогресс, поскольку в каждом рисунке можно увидеть настроение ребенка, его переживания, которые он скрывает от окружающих, объясняет Альфина.

"Многие из них стесняются говорить о своих проблемах открыто, им не хватает общения, родительского внимания, и волонтеры пытаются как-то это восполнить", - добавляет она.

Идея проекта возникла не на пустом месте - в окружении Альфины также были наркозависимые люди. Сильно переживая из-за этого, она начала искать информацию, разбираться в проблеме и обнаружила, что эта беда может коснуться каждого, а особенно подвержены различным зависимостям дети и подростки.

"Для меня было большим открытием, что дети в возрасте 14, 10 и даже 8 лет пробуют различные психотропные вещества. В таком возрасте, когда их психика очень сильно подвержена воздействию. И конечно, это в большой степени связано с родителями, с воспитанием или тем, что кто-то где-то за ними не доглядел. Подростковый период самый сложный, им не хватает внимания, и они ищут утешение в чем угодно", - рассказывает автор "Лаборатории успеха".

В то же время у девушки было художественное образование, поэтому ответ, как помочь, показался достаточно очевидным.

Сейчас в команде проекта постоянно состоят около 25 человек. Кроме того, к ним периодически присоединяются волонтеры из башкирского республиканского добровольческого движения и других объединений, художники и просто неравнодушные люди, которых привлекают через группы в социальных сетях.

"Я отдаю предпочтение тем, у кого есть какое-то видение искусства или профильное образование, но в целом не критично, если человек - не специалист в этой теме. Мы стараемся приглашать всех, ведь они могут привнести что-то новое в проект", - отмечает Альфина.

По ее словам, за год проект стал достаточно известен в Уфе и окрестностях - волонтеров зовут к себе с занятиями и подростковые клубы, и музеи, и центры для людей с инвалидностью. Но сил и рук на всех не хватает, а внимание хочется уделить в первую очередь своей привычной аудитории.

"К сожалению, я не успеваю совмещать и ездить куда-то дополнительно. Но конечно, если бы хватало ресурсов и была бы возможность, мы бы старались выезжать ко всем", - признается она.

Сейчас Альфина возлагает большие надежды на участие в программе акселерации и рассчитывает, что новые знания и знакомства помогут ей внести в проект какие-то позитивные изменения, расширить целевую аудиторию, найти спонсоров и партнеров.

"Поддержка очень важна для проекта, - говорит девушка. - Я хочу, чтобы он был долгосрочным и регулярным, чтобы действительно был эффект и результат".

В настоящее время увеличивается количество людей, страдающих повышенной тревожностью, что приводит к нарушениям социальной адаптации, к депрессиям. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются подростки. Применяемые методы арт-терапии позволяют компенсировать данное состояние, нормализовать психоэмоциональное состояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ_ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЙ ОРТОПЕДИИ И ТРАВМАТОЛОГИИ «ОГОНЁК»

Методическая разработка

«Арт-терапия тревожных подростков»

для учащихся 8-10 классов

(10 часов)

Составитель: Афанасьева Ольга Павловна,

Педагог-психолог

Санкт-Петербург

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В настоящее время увеличивается количество людей, страдающих повышенной тревожностью, что приводит к нарушениям социальной адаптации, к депрессиям. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются подростки, в период возрастного кризиса личностная тревожность может обостряться. У подростков очень часто нет знаний и умений для борьбы со своими страхами. Существует много методов коррекции повышенного уровня тревожности, одним из которых является арт-терапия (терапия искусством). У этого метода есть свои преимущества, позволяющие использовать его в работе с детьми и подростками.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных тревожности и ее коррекции, эта тема является еще не до конца исследованной и требует ее дальнейшего изучения.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

Назначение:

Программа предназначена для работы с учащимися 8-10 классов общеобразовательных учреждений. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из 10–12 человек.

Цель: снижение уровня тревожности у подростков с помощью методов арт-терапии

Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы решались следующие задачи:

  1. Осветить теоретические аспекты тревожности и арт-терапии;
  2. Проанализировать особенности применения арт-терапии в коррекции тревожности у подростков в научных работах;
  3. Исследовать уровень тревожности в группе подростков;
  4. Апробировать программу коррекции тревожности методами арт-терапии.


2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

2.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Продолжительность занятий:

Цикл практических занятий рассчитан на 12 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с группой два раза в неделю

Тематическое планирование программы

Темы занятий

практ

теор

всего

  1. Вводное занятие. Понятие тревожности

1.1 Тревожность. Виды, причины возникновения

1.2. Профилактика и коррекция повышенной тревожности

1.3 Получение обратной связи

0,15

0,30

0,45

  1. Тревожность у подростков

2.1 Особенности подросткового возраста

2.2 Проявление тревожности у подростков

2.3 Психодиагностика личной тревожности

0,30

1,30

  1. "Арт-терапия как метод коррекции тревожности у подростков"

3.1 Арт-терапия. Понятие, виды, практическая значимость

3.2 Методы арт-терапии

3.3 Особенности применения арт-терапии в коррекции тревожности у подростков в научных работах

3.4 Практическое занятие на релаксацию (изотерапия/рисование мандал). Получение обратной связи

1,45

2,45

  1. Курс практических занятий по арт-терапии
  1. "Здравствуйте, это Я!"
  2. "Моё имя"
  3. "Настроение"
  4. "Эмоции"
  5. "Наши страхи"
  6. "Я больше не боюсь!"
  7. "Волшебный лес"
  8. "Мои ресурсы"
  9. "Волшебники"
  10. "Солнце в ладошке"
  11. Подведение итогов, заполнение анкеты обратной связи.

ИТОГО

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы, применяются методы арт-терапии.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Релаксация.

2. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

3. Концентрация.

4. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

5. Арт-терапия.

6. Актуализация страхов, повышение уверенности, снижение тревожности.

7. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

8. Игротерапия, драма-терапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

9. Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е 10 занятий. Занятия проводятся с группой два раза в неделю.

Структура занятия.

Ритуал приветствия - 2 минуты.

Разминка - 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания - 2 минуты.

Тематическое планирование занятий: см. п. 4 таблицы

Коррекционная программа состоит из 10 занятий с использованием арт-терапевтических техник. Периодичность занятий два раза в неделю. В программе коррекции использованы упражнения таких авторов как Прутченков А.С., Ромек В.Г. , Битяновa М.Р., Сакович Н.А.

2.3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

ЗАНЯТИЕ 1. " ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!"

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения подростков, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия : магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Все движения выполняются под музыку.

2. Упражнение “Доброе утро…”

Подростки вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть.

3. Упражнение “Что я люблю?”

Подростки в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, любимое занятие

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

5. Упражнение “Лягушки на болоте”

На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

6. Упражнение “ Художники - натуралисты”

Подростки рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей”.

7. Завершающее упражнение «Горячие ладошки».

Ритуал прощания: участники берутся за руки и мысленно посылают друг другу позитивные мысли и пожелание успеха.

ЗАНЯТИЕ 2. " МОЁ ИМЯ"

Цель: раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

1. Упражнение-разминка "Гусеница"

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать товарища по голосу.

3. Игра “Моё имя”

Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.

· Тебе нравится твоё имя?

· Хотел бы ты, чтобы тебя звали по другому? Как?

Индивидуальный рисунок-ассоциация со своим именем.

4. Игра “Разведчики”

Подростки выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно.Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование самого себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

· в зелёном- такими какими они представляются себе;

· в голубом - какими они хотят быть;

· в красном - какими их видят друзья.

6. Упражнение “ Доверяющее падение”

Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

ЗАНЯТИЕ 3. " НАСТРОЕНИЕ"

Цель : осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы с изображением круга-мандалы.

2. Упражнение “ Возьми и передай”

Подростки встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают настроение, добрую улыбку. Важно закончить на хорошем настроении.

3. Упражнение “Неваляшка”

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.

4. Рисование мандалы на тему “Моё настроение”

После выполнения рисунков подростки рассказывают какое настроение они изобразили.

6. Упражнение “Закончи предложение”

Подросткам предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; я обычно боюсь…

7. Упражнение “Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 4. " ЭМОЦИИ"

Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию : магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; принесенные из дома подростками собственные фотографии с запечатленными различными настроениями.

2. Упражнение “Злые и добрые кошки”

Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра-ассоциация “ На что похоже моё настроение?”

Подростки по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Упражнение « Портрет настроения»

Подростки работают в группе с заготовленными фотографиями. Задание: рассказать группе о том какое настроение на каждой фотографии, совместная работа по группированию фотографий со сходными настроениями. Обсуждение: Сколько групп настроений вышло?Какое настроение доминирует у каждого участника? Какое считаете оптимальным для себя?

5. Рисование на тему “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 5. "НАШИ СТРАХИ"

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса подростка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы.

2. "Воздушный шарик"

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

3. Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает участникам о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем подростки сами рассказывают что они боялись, когда были маленькими, чего опасаются теперь.

4. Рисование на тему “ Чего я опасаюсь..”

Подростки рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение “ Чужие рисунки”

Участники по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись и как им можно помочь. Все страхи остаются в кабинете у психолога.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 6. " Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ"

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Драма сказки «Змей-Горыныч»

Участники выбирают ведущего - он страшный дракон. Он становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Остальные отвечают: “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов группы дракон постепенно уменьшается (подросток спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать,летать по комнате. Обсуждение: Что олицетворяет дракон для каждого участника? Каким способом можно превратить его в воробья?

4. Упражнение-сочинение “Фильм ужасов по кругу”

Подростки сочиняют вместе страшную историю. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Фильм должен нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное. Обсуждение: Ваше эмоциональное состояние в начале истории, в середине, в конце? Стоит ли смотреть страшные фильмы и играть в ужасы за компьютером?

5. "Корабль и ветер"

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.

6. Упражнение “Я тебя не боюсь”

Один подросток стоит перед психологом, остальные начинают его пугать по очереди. Участник громким уверенным голосом говорит: “Я тебя не боюсь!”

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 7. " ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС"

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Упражнение “За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”

Участникам предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение “Лягушки на болоте”

5. Игра “ Тропинка”

Участники выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. “ Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..

6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: “Волшебный лес”

Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось, что удалось нарисовать вместе.

7. Упражнение “ Доверяющее падение”

8. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 8. " МОИ РЕСУРСЫ"

Цель : Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Упражнение «Ресурс»

Психолог предлагает каждому составить список своих помощников в трудной ситуации, разделить их на внутренние(собственные качества, умения) и внешние (помощь от окружения). Работа в группе: обсудить и уравновесить в паре количество внутренних и внешних поддержек. Затем обсуждение в круге.

3. Игра “ Ассоциации”

Подростки стоят по кругу. В центр ставится стул - это трон. Один участник садится в центр, другие говорят ему свои метафоры, с кем или чем он ассоциируется. Обсуждение: Какие ассоциации понравились, не понравились, не понятны.

4. Упражнение “Придумай весёлый конец”

Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

5. Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором - большим и весёлым; в третьем- уверенным и сильным.

После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

6. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 9. " ВОЛШЕБНИКИ"

Цель : снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка,

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Игра “ Путаница”

Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

4. Упражнение “ Кони и всадники”

Участники делятся на пары: один превращается в “коня” , другой - во “ всадника” . “Коням” завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача “коня” - бегать быстрее, а задача “всадника” - не допускать столкновения с другими конями. Обсуждение: чувства в роли коня и всадника.

5. Упражнение “ Волшебный сон”

Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог. Под релаксационную музыку.

6. Рисуем, что увидели во сне.

Каждый участник вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 10. " СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ"

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

1. Упражнение-разминка "Гусеница"

2. Упражнение “ Неоконченные предложения”

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.

“Я люблю…” , “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”

“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

4. Игра “ Комплименты”

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, подросток говорит: “ Мне нравится в тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо, мне очень приятно!”

5. Упражнение “ В лучах солнышка”

Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии участников. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного человека, которые он показал на занятиях.

6. Упражнение “Солнце в ладошке”

Психолог зачитывает стихотворение, затем участники рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

Крик петушиный, мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинки,

Пчела на цветке, муравей на травинке,

И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-

И всё это - мне, и всё это- даром!

Вот так - ни за что! Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир и другим сохранил….

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

3. ПАРАМЕТРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ДИАГНОСТИКА

Для проведения психодиагностического обследования использован тест Спилбергера-Ханина. Специальную группу методов составили количественные и качественные методы обработки эмпирических методов (критерий Стьюдента для оценки эффектвности проведенной коррекционной работы).

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).

По результатам теста Спилбергера-Ханина можно судить лишь об оценке реактивной тревоги, как состояния в данный момент времени, и личной тревожности как черты характера.

Личная тревожность (черта характера) свидетельствует об устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги.

Реактивная тревога (состояние) характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

4.1. Временные и материальные ресурсы. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из 10–15 человек. Занятия по программе проводятся в помещении с группами учащихся 8-10 классов. Программа рассчитана на 10 часов занятий. По запросу участников после окончания занятий возможно проведение индивидуальных консультаций.

Условия проведения: занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном для проведения релаксации, необходимы стулья по числу участников, ручки, краски, карандаши, ватманы, бумага, мяч, раздаточные материалы. Желательно иметь мультимедийный комплекс, презентации к занятиям.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ :

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.:ТЦ Сфера, 2008.- 665с.

2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. - 88 с.

3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. - 36 с.

4. Андреева Т. В . Социальная психология семейных отношений. СПб.: Питер, 2006.- 426с.

5. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001.-160с.

6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал. 1995, № 5.-С. 111-117.

7. Басов А.В., Тихомирова Л.В. Тревожность у детей школьного возраста. -Ярославль, 1991.-28 с.

8. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». -Л., 1988.- С.13–21.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Издательство МГУ, 2003.

10. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

11. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Речь, 2002. - 144 с.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2001.- 388 с.

13. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-192 с.

14. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.-255с.

15. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. -336 с.

16. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

17. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

18. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

19.Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. - 2000. -- №9. - с. 27-34.

20. Ленор Ш. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).

21. Мэй Р. Смысл тревоги.- М. : Независимая фирма “Класс”,: 2001.- 384с.

22. Оклендер В . Окна в мир ребенка. - М., 2007.

23. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. /Под ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2006. 302 с.

24. Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса.//Психол. наука и образование.- 1997, №1.-С.82-87.

25. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.

26. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование 1998. - №2.

27. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - М.: Знание, 1990.

28. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: "Питер", 2007.

29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.

30. Прихожан А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. / Тревога и тревожность. / Сост. В.М. Астапов. - СПб.: Питер, 2001.

31. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2004.- 224

32. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. - С. 77 – 78.

33. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Основы поведенческой психотерапии. Ростов н/Д.: СПб.: Речь, 2005.-174 с.

34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. Семейная психотерапия. - СПб., 2000.

35. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 1999.

36. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, Воронеж НПО "Модэкс", 2001.

37. Юнг К.Г . О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. - С. 95-182.

Класс:

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется Я-концепция.

Я-концепция, в свою очередь, способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации.

Подросток начинает всматриваться в себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Возникает потребность оценить свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. В процессе рефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, его потенций и тенденций. Возникшая таким образом индивидуальность обладает, согласно Ананьеву, особой организацией. Центральную ее область занимает внутренний мир, который включает "Я" человека, его мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Его замкнутый контур регулирует все свойства человека и выступает психологическим барьером, определяющим, по Ананьеву, избирательное отношение субъекта к различным воздействиям. Ведущей во взаимодействии является созидающая, творческая деятельность, которая реализует все великие возможности исторической природы человека.

Поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и сверстников.

Поэтому подростку необходима помощь взрослого человека, чтобы помочь выявить и преодолеть переживания и внутриличностные конфликты, возникающие в процессе его личностного развития.

Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их. Изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова, это инструмент для исследования бессознательного человека. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий. Поэтому воображение и фантазия в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Одной из наиболее динамично развивающихся в последние годы форм работы с группами является групповая арт-терапия, в ходе которой смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образной форме, он лучше осознает собственные влечения и эмоции. Пионеры психотерапии детей и подростков (Д. В. Винниконт, В. Ловенфельд, А. Фрейд и другие) подчеркивали важную роль изобразительных и игровых средств в процессе оказания психологической помощи. Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует повышению самооценки подростка. Арт-терапия имеет "инсайт-ориентированный" характер и направлена на изменение мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мир и самого себя), достижение им лучшего понимания своих переживаний либо такое изменение их "качества", которое делает человека более аутентичным, творческим, счастливым.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени.

Цель программы: Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков с помощью методов арт-терапии.

То есть формировать компетенции в сфере самосовершенствования: саморегулирование, саморазвитие, личностную и предметную рефлексию.

Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:

  1. Создать условия для включения личности подростка в процесс самопознания, самосовершенствования и самораскрытия.
  2. Обучение способам выражения своих чувств.
  3. Содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа “я”, самопринятия.
  4. Актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности, повышение самооценки.

Мы ожидаем получить:

  1. Повышение всех параметров самоотношения: самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самопонимания, самопринятия, ожидания положительного отношения от других.
  2. Позитивные изменения абсолютных значений в Я-реальном и Я-идеальном в сторону адекватности; сокращение разницы между показателями Я-реального и Я-идеального - что повышает конгруэнтность, удовлетворенность собой.
  3. Приобретении навыков рефлексии;
  4. Создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

Общее число занятий: 7, один раз в неделю.

Продолжительность занятия: 1,5–2 часа.

Количество детей в группе: 3–15 человек.

Отбор детей производиться на основе диагностического обследования.

При диагностике уровня сформированности структурных компонентов Я-концепции у старших подростков можно использовать следующие диагностические методики:

  1. Тест-опросник самоотношения В.В.Столина. (Приложение 1 )
  2. Тест-опросник “Шкала самоуважения Розенберга”. (Приложение 2 )
  3. Тест двадцати утверждений на самоотношение, разработанный М.Куном и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан. (Приложение 3 )

Для проведения занятий нужны различные материалы: карандаши, фломастеры, краски, кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка, бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии. Для театрализованных представлений (Перфоманса) могут понадобиться грим, свечи, костюмы, различные ткани и т.д.

Диски с музыкой.

Программа тренинговой личностно-ориентированной коррекционной программы по формированию позитивной Я-концепции у старших подростков. (Приложение 4)

Тематический план занятий

Тема Цели, задачи, назначения арт-занятия Наименование форм работы, упражнения
Знакомство. “Затерянный мир” – Создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

– Побуждение личности к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения.

Позволяет осознать самих себя– своею внешность и внутренние характеристики, повышение уверенности в себе.

  1. Информация о тренинге знакомство со структурой занятий.
  2. Знакомство.
  3. Выработка правил группы.
  4. Упражнение “Каракули”
  5. “Метафорический Автопортрет”.
  6. Рефлексия.
“Цветные звуки моего тела” – Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

– Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

– Обучение способам выражения своих чувств.

  1. Свободное рисование на листе бумаги.
  2. Техника “Цветные звуки моего тела”.
  3. Рефлексия.
“Рисуем имя…” – Исследование личностной идентичности;

– Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

– Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости;

– Содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа “я”, самопринятия.

  1. Упражнение “Зеркало”.
  2. Техника “Рисуем имя”
  3. Упражнение “письмо Волшебнику”.
  4. Рефлексия.
“Рисуем маски…” Создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.
  1. Визуализация.
  2. Техника “Рисуем маски…”
  3. Рефлексия.
  4. Упражнение “Два письма”
“Мой герб” Осознание и исследование своей идентичности, актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности, повышение самооценки.
  1. Упражнения для настроя.
  2. Техника “мой герб”
  3. Рефлексия
  4. Релаксация “Водопад”
Коллаж: “ Все грани моего Я” Отработка навыков невербальной коммуникации, эмоциональный подход к заданной теме, развитие креативности, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.
  1. Техника “Коллаж”
  2. Упражнения для настроя.
  3. Техника вербализации: “Избавление от комплекса”
  4. Рефлексия
Перформанс Ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями, ритуальный характер действий членов группы.
  1. Упражнение “Шанхайцы”
  2. Создание образов и представление их.
  3. Рефлексия.

Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (парту и стул) для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть класса, в которой можно легко перемещаться.
Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.

Структура занятий.

Первый этап. Настрой.

Начало занятия – это настрой на творчество. Задача этого этапа - подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники “каракули” (“каракули Винникотта”, “каракули тела”, “каляки”), техника “закрытых глаз”, “автографы”, “эстафета линий”. При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.

Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Музыка как терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К. Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие, стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать в лечебном процессе.

Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих.

Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию.

Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа.

Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве.
Участники занятий, как правило, различаются степенью готовности к экспрессии, к контакту с психологом, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние “рисовальщика”, его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.
Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.

Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации.

Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к психологу, от личных особенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.
По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Пятый этап. Рефлексивный анализ

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной “взаимотерапии” в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ “Я”.
В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

Правила арт-терапии.

  1. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.
  2. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
  3. Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. (“Включенность” детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)
  4. Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
  5. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

Список литературы.

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
  2. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.
  3. Вальдес Одриосола. М. – "Арттерапия в работе с подростками".
  4. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". – СПб.: Речь, 2008.
  5. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". – СПб., 2002.
  6. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". – СПб.: Речь, 2003.
  7. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике". – Педагогика, 2000.
  8. "Практикум по арт-терапии". Ред. А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2001.
  9. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Знание, 1994.
  10. "Хрестоматия. Арт-терапия". Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.