Татарский народный костюм история. Татарский народный костюм

Всегда было интересно, как раньше одевались татары, и почему традиционная одежда утратила свое значение?
«Старые хвалим года, но в новое время живем мы: то и другое должны мы одинаково чтить» - писал римский поэт Овидий.

Почитание «старых годов» должно воплощаться хотя бы в любопытстве к ним и использовании каких-то элементов прежней "моды". В том числе и в одежде.

В начале ХХ века под влиянием общеевропейских традиций произошли ещё более заметные изменения в женской одежде особенно в городах и некоторых слоях сельского общества.
Стабильными составляющими женского национального костюма повсеместно остаются лишь небольшие калфачки и мозаичная кожаная обувь -специфические в прошлом элементы традиционной одежды

В основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи туникообразного покроя у мужчин и женщин и свободные шаровары.
Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением.
Поверх рубахи одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу тесьмой и мехом. Предпочтение отдавалось ярким тонам
желтому, зеленому, голубому, сиреневому.

В целом костюм был многослойным и тяжелым за счет набора многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки костюма были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы. Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20. Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.

Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш) искусно украшенная тамбурной, гладьевой вышивкой.

Женские головные уборы делились на: уборы девичьи и замужних женщин.

Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ) .

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав различные покрывала, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом.

Особо оригинальным головным убором считалась вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и
умения.


Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря.

Лицо женщины в соответствии с исламскими традициями было закрыто покрывалом.

В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женщину, чем увидеть ее.


Украшения играли и роль оберега - так бирюза, по мнению татар, защищала от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки, помогало сохранить любовь супругов в семье.
Изделия татарских мастеров, золотошвейное вышивание женских калфаков, мужских тюбетеек не раз получали золотые медали в Чикаго и Париже, расходились не только в городах России, но и в Азии и Западной Европе.

источники: http://www.mtss.ru
http://www.tatar.ru

Татарский национальный костюм - традиционная национальная одежда татар. Татарский костюм - собирательное понятие. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам.

В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита. Основу костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет,чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевалсяхалат. Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда.

[править]Головные уборы

Среди мужских головных уборов особое место заняла тюбетейка.

Часть национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX веков, следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески. Основным головным убором у женщин был калфак. Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы.

[править]Обувь

В качестве обуви у татар было широко распространено ношение ичиг (читек). В сельской местности представители бедных слоёв носили чабата (лапти)

ашкирские племена начинают формироваться в Приуралье, в IX-X веках смешиваются с населением Южного Урала (финно-угорские, сарматские племена). Башкиры расселились по южным отрогам Уральского хребта, в степном Зауралье.

Основу женского костюма составлял набор вещей из платья, нагрудной повязки, штанов. Сверху надевали камзол и фартук. Раньше платья были более объёмными: с широким станом, просторными, до кисти, рукавами, с длинным, почти до земли, подолом. Одежду украшали вышивкой и аппликацией. Но ближе к нашему времени платья молодых женщин стали более короткими, подол приоткрыл узорную обувь. Повседневный костюм дополнил фартук с грудкой, украшенный вышивкой, аппликацией.

Вышитый фартук хорошо сочетался с ярким головным покрывалом и нарядной обувью, его носили не только в будни, но и в праздники. И всё же, из-за непривычного покроя, «широкие в плечах» передники в состав обрядовой одежды не вошли.

Обязательной домашней и выходной одеждой башкирских женщин являлась приталенная длинная, до бёдер, безрукавка – камзол. В старину камзолы были закрытыми; с односторонней глухой застёжкой на навесные петли. Их украшали узкой лентой в край, иногда над лентой пришивали одиночные монеты. Современные укороченные безрукавки с открытым воротом стали распространённой модой лишь во второй трети ХХ века.

На камзолы шёл синий, зелёный, вишнёвый бархат, чёрный или цветной атлас. Их шили на подкладке, подчёркивая приталенный, расклешённый в полах силуэт. Молодые женщины на грудку, полы и по краю подола нашивали большое количество монет, группируя их по две, три или располагая рядами. На камзолах пожилых женщин монет было меньше – в основном на грудке и спереди на полах.

Возрастную и социальную градацию подчеркивали головной убор и украшения. Вместе с тем следует заметить, что не было резкой смены головного убора. Существовали обычаи, в связи с которыми решался вопрос о внесении в одежду определённых изменений в том или ином возрасте.

В прошлом большой отрезок жизненного пути – от перехода в дом мужа и до повзросления детей – женщина находилась под покрывалом кушъяулык. Позже этот срок сократился до одного-двух лет, затем – нескольких месяцев.

Как бы то ни было, в ХХ веке кушъяулык стал наиболее выразительным предметом сохранившегося костюма. Его декоративное оформление, глубоко традиционное в основе, получило дальнейшее художественное развитие. Покрывало кушъяулык состоит из сдвоенных фабричных платков. Яркими были уже фабричные платки с крупным цветочным орнаментом на красном фоне. Необычна была манера ношения покрывала: наброшенное на лицо широкой стороной, оно закрывало голову, плечи, фигуру. Лицо обрамляла прикреплённая к кромке вышитая полоса ткани, около 5-7 см шириной. На ней могла быть геометрическая гладь с плотным заполнением или тамбурная вышивка в виде извилистых линий и завитков. В орнамент вводились бисеринки, блёстки, мелкие монетки. Над головой платок имел подкладку. Удерживалось покрывало с помощью подбородника.

В наборе украшений главными являлись нагрудник и наспинник. Вначале нагрудник считали оберегом, но из-за утраты традиции он стал просто украшением. Нагрудник закрывал грудь и спускался ниже талии. Он удерживался с помощью ошейника и широкого пояса. Трапециевидная простёганная на подкладке основа была покрыта украшениями. На нагрудниках можно было увидеть кораллы, монеты и штампованные узорные жетоны.

Мужской костюм, по сравнению с женским, был более сдержан в красках. У мужчин существовала своего рода «униформа»: казакин определял костюм людей молодого и среднего возраста. Это была строгая одежда, слегка расклешённая в полах, со стоячим воротником и односторонней глухой застёжкой, длиной до колен или чуть выше, с узким длинным рукавом. Казакин был общепризнанной одеждой, его надевали и подростки. У некоторых молодых юношей на верхнем поле на уровне груди выделялся светлый квадрат – это знак того, что он стал женихом. Обычно верхнюю мужскую одежду ничем не украшали.

В группу основных головных уборов входили тюбетейка и шапка. Тюбетейку надевали уже на мальчиков; она становилась повседневным убором на протяжении всей жизни. Многие мужчины молодые и средних лет носили тюбетейки из цветной ткани. Пожилые носили тёмные тюбетейки.

В процессе работы я узнала, как выглядел женский и мужской костюм в середине ХХ века. Изучила отдельные элементы костюма. Выяснила, что для башкирского костюма характерны красный, синий, зелёный цвета, вышивка в виде зигзага или волны, украшения из монет и жетонов. Для себя я узнала много нового из истории башкирского народа.

Одежда - это тот атрибут, по которому в первую очередь идентифицируют человека и относят его к определённой национальности, религии, профессии.

Традиционный костюм всегда был отличительной чертой определённой нации или народности. Хотя отличий в стиле одежды современных европейцев и азиатов практически нет, традиционный костюм по-прежнему остаётся предметом гордости для каждого народа.

Татарский костюм прошёл через века и является уникальным артефактом, по которому можно судить об обычаях и традициях этого народа.

Свою историю классический татарский костюм начал с XVIII века. Татарский наряд - явление абстрактное, поскольку каждая подгруппа этого народа носила одежду, которая имела существенные отличия от того, что надевали другие представители этой национальности. Например, традиционный наряд крымских татар сильно отличался от одежды поволжских. Наибольшее влияние на оформление народного костюма оказали именно последние .

На характер одежды повлияла религия и традиции Востока: она украшалась изящными орнаментами, учитывала высокие нормы морали. Но главный фактор, который обусловил внешний вид и состав татарского наряда, - это странствующий образ жизни, чтобы одежда была удобна для езды верхом. В ней было комфортно и летом, и зимой. Она лёгкая, но при этом тёплая.

О татарском национальном костюме вы узнаете из этого видео.

В пошиве костюма использовались разные материалы:

  • ткань;
  • натуральная кожа;
  • войлок (верблюжий или овечий).

В наше время национальный костюм татар в обиходе почти не встречается. Но он широко используется в качестве сценического и танцевального наряда.

Особенности костюма

Костюм татар состоит из рубашки (кулмэк), шароваров (ыщтын) и распашного халата. Шьётся он в минималистичной цветовой гамме. Самые популярные цвета - бордовый, синий, жёлтый, белый, зелёный. Наряд, обувь и головной убор обильно украшены декоративными элементами. Очень популярна вышивка золотом, монеты и бусины. Чаще всего используются растительные узоры.

Мужской и женский костюм имеют мало отличий. В обоих случаях присутствует рубаха в виде туники с глубоким нагрудным вырезом и клиньями по бокам. Она очень просторная и не стесняет движений. В Татарстане вместо выреза на груди используется воротничок-стойка. Поскольку рубаха очень просторная, она носится без пояса. В прошлом женская туника по длине достигала ступней .

Рубаха изготавливалась из хлопка, шерсти, шелка и даже парчи. Она украшалась яркими ленточками, золотой тесьмой, тончайшим кружевом или бижутерией. Женщины под нее надевали тешелдрек или кукрекче, которые закрывали нагрудный вырез. Шаровары изготавливались из плотной льняной ткани: женские - из однотонной материи, мужские - из полосатой.

Верх, который надевался на сорочку, распашной. Лёгкая приталенность этой одежды придаёт татаркам грациозность. Верхняя одежда запахивается вправо и имеет боковые клинья. Татарский наряд невозможен без пояса - вязанного или текстильного.

Женский костюм длиннее мужского и выглядит богаче благодаря аппликациям, меху и вышивке. Сверху рубашки женщины носили халаты и блузки, изящные распашные камзолы, длина которых достигала бёдер или колен.

Сам камзол мог быть с рукавами или без них. Его пойма, рукава и подол украшались монетами, перьями или тесьмой. Туника тоже богато украшалась . Безрукавка надевалась поверх рубахи. Она изготавливалась из бархатного материала и дополнялась мехом или позолоченной тесьмой. Пояс - ещё один важный элемент татарского костюма. Он изготавливался с применением крупных золотых и серебряных пряжек. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы.

Украшения

По украшениям судили о достатке семьи. Количество и качество нарядов говорило не только о женщине, но и о паре в целом. Девушка обязательно надевала на себя множество дополнительных украшений:

  • кольца, перстни, печатки;
  • серьги, разнообразные накостники;
  • подвески, ожерелья;
  • монисто, браслеты;
  • поясные пряжки.

Серьги - обязательный атрибут татарки , который носили с раннего детства до самой старости. Уши девочкам прокалывали в 3−4 года. Форма серёжек была классической или позаимствованной у других народов. Украшения для шеи имели практическое значение: они закрывали глубокий вырез на груди костюма.

Татарки из всех драгоценных камней отдавали предпочтение сердолику, бирюзе, хрусталю, топазам и аметистам.

Каждое украшение изготавливалось под заказ и передавалось по наследству, коллекция постепенно дополнялась новыми вещами. Это объясняет разнообразие и привлекательность старинных татарских украшений, дошедших до наших дней. Ещё один чисто татарский элемент - перевязь. Это полоска ткани, которая носилась через плечо. У верующих имелись специальные карманы, в которых они носили выдержки из Корана. Мужчины тоже украшали себя и носили перстни с крупными камнями, а также пряжки.

Косметика

Идеал татарской красавицы - чёрные блестящие волосы, белая кожа лица и рук, миндалевидные глаза. Чтобы достичь такого эффекта, девушки красили брови усьмой, ресницы - сурьмой, лицо - китайскими белилами, ногти - хной. Волосы мыли кислым молоком , это обеспечивало их здоровье и активный рост. Для татарки за правило было иметь длинные и ухоженные волосы. Часто девушки заплетали две косы с прямым пробором. Тело они мазали восточными ароматическими средствами: розовым маслом, соком душистого базилика.

Это видео познакомит вас с татарской культурой.

Головные уборы

Головной убор мужчины состоял из верха и низа. К первым относится тюбетейка, на которую сверху надевался колпак (войлочная шапка) или чалма. Колпак представляет собой конусообразную шляпу с прямыми или загнутыми полями. Такой головной убор носили богатые татары . Снаружи он украшался атласом или бархатом, а внутри выстилался мягким белым войлоком. Пёстрые тюбетейки использовала молодёжь, татары постарше предпочитали однотонные варианты.

Внешний вид головного убора говорил о семейном положении татарки. Юные носили однотипную тканевую или меховую шапочку бурек или такию. Она украшалась вышивкой, бусинами, серебром и кораллами. Замужние женщины носили головной убор, состоящий из трёх частей. Нижняя часть закрепляла волосы (татарки часто носили две косы), потом шло покрывало, и затем обруч, повязка, платочек или шапка, задача которых - фиксировать покрывало.

Обувь

В роли обуви в традиционном татарском костюме использовались сапоги читек или ичиги - их носят в течение всего года, надевая на тканые чулки. Летом используются модели с мягкой кожей, зимой - с грубой. Обыденные варианты были чёрного цвета , праздничные украшались мозаичным орнаментом, аппликацией и вышивкой. Традиционная рабочая обувь - разновидность русских лаптей, которая называется чабата. Обувь обязательно была с завёрнутыми вверх носками: татары считали, что нельзя царапать носками родную землю.

Детская одежда

Татарская одежда для самых маленьких универсальна. В наряде для детей постарше появляются первые различия. Прежде всего, разница видна в расцветке. Наряд юных красавиц выполнялся в бордовом, синем или зелёном цвете, костюм мальчиков выполнялся в лаконичных чёрных или синих тонах. По мере взросления в одежде ребенка прибавлялись аксессуары, изменялась обувь и головные уборы.

Праздничные наряды

По особым случаям татары надевали особо пышную и нарядную одежду. От обыденной она отличалась дорогим материалом, а также обилием декоративных украшений. Так, платье невесты могло быть белым или глубоко-зелёным, вишнёвым или цветом морской волны - именно это традиционные татарские цвета. Невесты предпочитали комбинировать белые платья с камзолом и сапожками.

Голова невесты покрывалась свадебной накидкой или расписным калфаком. Жених надевал тёмно-синий костюм, который расшит народным узором. Он также должен иметь головной убор, соответствующий общему стилю. Современные татарские наряды, хотя и делаются на европейский манер, сохраняют колорит и традиционные элементы. Например, обязательные атрибуты для такой одежды - классический А-образный фасон, соблюдение длины, обилие украшений и традиционных орнаментов.

Костюм для танцев тоже видоизменился. Он стал короче и может шиться из других материалов. Несмотря на это, он сохраняет национальную стилистику. В состав такого наряда входит жилетка-разлетайка, шапочка с кисточкой и покрывалом. В сочетании с орнаментами всё это делает современный танцевальный татарский костюм по-прежнему узнаваемым.

Из этого видео вы узнаете о национальной одежде разных народов мира.

Современность

Со временем традиционный татарский костюм претерпел изменения. Сейчас наряд может иметь другой фасон и длину, но в нём сохранились узнаваемые детали. К последним относится растительный орнамент, неизменная шапочка-калфак, большое количество украшений как на девушке, так и на самом костюме. Калфак шьётся в тон платью, он может быть однотонным, а также иметь форму, немного отличающуюся от классической.

Ткань и орнаменты

В изготовлении наряда использовалась разная ткань, это зависело от его назначения. Одежда для ежедневного использования изготавливалась из хб-полотна или сукна ручного производства. В качестве подкладки брали овчину или обыкновенную вату. Праздничные камзолы и сорочки изготавливались из шёлковой нити, парчи и шерстяного материала. Дополнялись они роскошной вышивкой и тесьмой. Меховые вставки представлены соболем, песцом или лисицей.

Декоративные швы, характерные для татарской ткани:

  • Вразброс - толстые разноцветные нити формируют орнамент из полосок. Используются в изготовлении шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань - волокна накладываются на нити основы, полностью закрывая их. Характерный почерк такого стиля - ступенчатые зазоры.
  • Досочный - нити повторяются на изнаночной и лицевой стороне. Такое шитьё напоминает оригинальную вышивку.

Ключевое место в вышивке играет растительный орнамент. Это собирательный образ, в котором реализуются несуществующие в мире формы, цветы, листья и плоды. В узорах преобладает асимметрия, хотя она не нарушает естественности и равновесия. На характер растительных орнаментов повлияли традиции народов Передней и Малой Азии . Условно эти узоры делят на три категории:

  1. Степной - мак, гвоздика, тюльпаны, незабудки.
  2. Луговой - колокольчики, васильки, ромашки, шиповник.
  3. Садовый - хризантемы, георгины, астры, пионы, розы, нарциссы, ирисы.

Также в нарядах встречаются орнаменты в виде виноградной лозы и колосков, ягод, листьев пальм. Для татарской вышивки характерна полихромность - когда один и то же мотив выполняется разными цветами. Геометрическим узорам отводится второстепенная роль. Прежде всего, это меандры, волны, сердечки. Старинные татарские наряды иногда украшались арабской вязью.

Национальный костюм - это прекрасное наследие, которым гордится татарский народ. Народная одежда представляет не только эстетическую ценность, но и культурную: наряд может многое рассказать об обычаях и истории татар. Хотя он претерпел много изменений, его суть осталась неизменной - изящество, удобство и достоинство.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Министерство народного образования

Республики Татарстан

СОШ № 33


Тема: «История создания татарского

национального костюма»


Выполнила:

Ученица 7Б класса

средней школы №33

Исламова Лилия


Проверил:

руководитель

Харисова Г.А


г. Нижнекамск


Введение

Декоративно-прикладное искусство татарского народа

Татарский костюм

Ювелирное искусство

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ


Костюм - наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности, в нем материальное начало целостно сочетается с духовным миром прошлого.

В костюме как в зеркале отражаются занятия предков: землепашцев и скотоводов, климат и пути торговли, идеалы красоты и религия, изменение социально- экономических условий и контакты с другими народами.

Сливаясь с физическим обликом человека, костюм рассказывает об индивидуальных особенностях носителя, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах, он также и воплощение представлений народа об идеальном облике людей своей национальности, народности.

В разные периоды истории в костюме сочеталась сила традиций, моральных норм, историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Нужно отметить, что наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме - в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте, он отличается необычайным своеобразием. При всей цветовой экзотичности татарский традиционный костюм не выпадает из общей мировой тенденции моды, в нем прослеживаются стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с восточной насыщенностью цветов, обилием вышивок, применением большого количества украшений.

Изучая татарский народный костюм, мы стремились проследить пути становления декоративно-прикладного искусства татар и проявление в нем духовной жизни народа.

К коллекции народной татарской одежды постоянно обращаются этнографы и искусствоведы, художники и народные ансамбли, работники кино и телевидения.

Публикуя в работе комплексы одежды (камзол, ичиги, туфли, головной убор, ювелирные украшения, платье, штаны) мы надеемся способствовать расширению использования богатого наследия татарского народа.

Цель работы:

Выявить особенности татарского национального костюма.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) исследовать историю формирования создания татарского национального костюма;

) выявить существенные особенности, национальный колорит традиционной одежды татар;

) описать традиционные ювелирные изделия, украшающие татарский национальный костюм.

В качестве методологической основы выступили труды доктора философских наук Абдулатипова Р.Г. и этнографа Завьяловой М.К.

Метод : аналитический.

Структура работы: введение, основная часть, заключение и приложение. Содержание сопровождается иллюстративным материалом.


Замечательными творениями сотен и сотен безымянных мастеров и мастериц представляется перед нами декоративное искусство татар. Ярко и зримо обнаружил себя в нем художественный талант народа, его творческий потенциал, духовные, эстетические идеалы.

Декоративное искусство татар уходит своими корнями в глубину столетий. Пройдя сложный путь развития, оно проявилось в уникальной бугорчатой и плоской ажурной скани, в « полихромном стиле» ювелирных украшений, в вышивке орнаментальных мотивов в изделиях из кожи, в тончайшей золотошвейной вышивке полотнищ и женских головных уборов, в изящных узорных сапожках, в накладной орнаментации сельского жилища.

Прогрессивные традиции татарского народного искусства приобретают особую ценность и художественную значимость в наши дни. Призванные обогатить современную художественную культуру, они вносят в неё черты неповторимого своеобразия и высокой духовности.

Искусство татарского народа складывается из культуры этнических групп: казанских, крымских и оренбургских татар, мишарей, кряшен и другие.

Одним из древнейших видов художественного творчества является керамика. Исчезнув во второй половине 16 века, она возродилась в наши дни: в 1963году в Казани был создан керамический цех.

Гончарное дело демонстрируют дошедшие до нас разнообразные сосуды (кувшины, кумганы, корчаги и другие.), бытовые предметы (блюда, чернильницы, светильники), игрушки. Высокий уровень изделий из керамики во многом связан с достигнутой местными мастерами культурой обжига. Переливы цветов придавали сосудам легкость, динамику. (Приложение 1)

Не менее древним видом декоративного творчества татарского народа является художественная обработка металла. Это оружие, украшения, основные части конского снаряжения, аксессуары и фурнитура одежды. Материалом служили медь, бронза, серебро, золото, свинец и железо, которые обрабатывались техникой литья, тиснения и штамповки, чеканки - это был орнамент и мелкая пластика в виде скульптурок различных животных и птиц.

Вызывает восхищение орнамент, состоящий из цветов, растений из райского сада использованные в оформлении каменных надгробий, в убранстве булгарской и татарской архитектуры, что демонстрирует высокое искусство резьбы по камню.

Составляющей Восточной цивилизации является каллиграфическая письменность - одна из своеобразных областей художественного творчества татарского народа, наиболее тесно связанная с духовной культурой. Это искусство предстало перед нами в оформлении рукописной книги и своеобразной форме настенных панно «шамаилей» - с изречениями из Корана. (Приложение 2)

Как целостная система декоративно прикладного творчества татарского народа предстает перед нами искусство национального костюма. Степень рукотворности татарского костюма зависит от характера его слагаемых: элементов вышивки, ткачества, ювелирного искусства, участвующих в его композиции и рассмотренный нами в следующем параграфе.


2. ТАТАРСКИЙ КОСТЮМ


Татарский костюм создавался в течение столетий. Однако национальный костюм можно увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов.

Он включает одежду как повседневную, так и праздничную, для работы дома и в поле, совершения обрядов, посещения гостей, мечети. Составляющие элементы народной одежды находятся в зависимости от природной среды: летнего зноя или зимнего холода, а так же жизненного уклада, связанного с определенной хозяйственной деятельностью. В оформлении костюма важную роль играют художественные вкусы и религиозные воззрения.

Кроме того, в разных областях и регионах проживания татар сложились свои особенности в одежде. В целом же в основе татарского костюма лежат древние формы тюркской одежды. Это так называемый кульмэк - традиционная мужская и женская рубахи особого туникообразного кроя с вырезом и длинными рукавами и шаровары (штаны) со свободным широким шагом. В комплекс костюма входили также камзол - жилет в талию, казакин, чекмень, бешмет. Разнообразными были формы головных уборов: такья - шапка полусферической формы с опушкой из меха и без нее, каляпуш (тюбетейка), калфак, шитые из войлока, меха и тканей. Костюм дополнялся узорной обувью - ичиги, читек (сапожки из кожи) на мягкой и твердой подошвах, туфли из кожи, бархата и другого материала с каблуками и без них. (Приложение 3).

Классически традиционный комплекс татарского народного костюма складывается с середины 18 века, но характерный, дошедший до нас его облик относится к более поздним временам - 19-20 в.в. Большинство их сохранилось в деревенских сундуках наших бабушек или в собраниях музеев.

Татарский костюм вбирает в себя многие виды декоративного творчества народа. Это и ткачество, и вышивка, и золотое шитье, и художественная обработка кожи.

Драгоценные изделия из золота и серебра были основным элементом костюма знати. Украшения были частью одежды: металлические пояса с крупными застежками- каптырма, массивные ажурные пуговицы, воротниковые подвески - яка чылбыры, закрепляющие ворот платья, нагрудники - изю, закрывающие разрез на груди. Все они декорировались камнями и самоцветами. Немаловажную роль в костюме играла вышивка, которая располагалась на подолах и рукавах женского платья, фартуках, платках и головных покрывалах - орпэк. Сверкающие островки драгоценного золотого шитья украшали камзолы, тюбетейки, калфачки и праздничную обувь. (Приложение 4,5,6).

Различные детали оформления татарского костюма со временем постепенно меняются, реагируя на изменяющиеся художественные вкусы и тенденции развития одежды. Костюм становится более практичным, легким, избавляется от утяжеляющих и усложняющих его деталей. Исчезают такие традиционные его элементы, как нагрудная перевязь - хаситэ, изю, покрывала на голову и другие. Татарский костюм испытывает сильное влияние моды. Однако в костюме продолжает жить стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика утверждаются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц, привносящих в современный костюм национальное своеобразие.


3. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО


Всемирное признание получили произведения татарских ювелиров - комешче. Веками складывались и совершенствовались традиции художественной обработки металла: от изделий древнебулгарских мастеров к более поздним украшениям периода Казанского ханства и далее - к украшениям середины XVIII - начала XX века.

Изделия татарских ювелиров представлены в виде богатейших коллекций, хранимых в фондах музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы и ряда крупных городов Поволжья.

Продукция ювелиров была очень разнообразна. Это различные украшения женской одежды: воротниковые подвески, нагрудные перевязи, металлические пояса, пуговицы, различные бляхи, футляры для миниатюрных коранов, застежки для камзолов и украшения нательные: серьги - алка, ожерелья - муенса, накосники - чулпы, браслеты - белэзэк, перстни - йозек, кольца - балдак.

Шумящие или звенящие при ходьбе украшения также должны были оберегать их носительниц от злых сил. (Приложение 7).

Материал - золото или серебро, формы украшений, используемые в них камни и самоцветы имели магический и символический смысл, который переплетался с обрядностью, религией, мифологией. Некоторые из украшений были амулетами и талисманами, служившими оберегами. Верили, что они приносят благополучие и счастье. Однако постепенно они теряют свой древний смысл и становятся лишь декоративными элементами одежды, символами знатности и национальной принадлежности их владельцев.

Изделия татарских ювелиров оригинальны и самобытны. Они вписали яркую страницу в историю национальной культуры татар. Великолепные по форме и совершенные по исполнению они достались нам как духовное наследие многих поколений мастеров и вошли в сокровищницу мирового искусства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В начале 20 века из жизни татарского народа исчезли многие виды художественного ремесла, ювелирных украшений, традиционных элементов костюма. Это было связано с тем, что уменьшился потребительский спрос на старинные виды изделий; лишение промыслов экономической базы привело к утрате народных основ декоративного искусства, его художественности.

Однако традиционный татарский костюм существует без изменений и в наше время в практике фольклорно-музыкальных ансамблей. Художественные модельеры разрабатывают некоторые декоративные мотивы национальной одежды в современном костюме: нагрудники, воланы, оборки, рубахи, и шаровары, шлемовидные шапки.

Степень рукотворности татарского костюма зависит от характера его слагаемых: элементов вышивки, ткачества, ювелирного искусства, участвующих в его композиции. Каждому из народов свойственны свои отличительные черты, делающие его по-особенному привлекательным, интересным. Воспевая самые нежные и хрупкие создания природы - цветы, мастера татарского национального костюма умеют передать их очарование, ту особую тонкость и поэтичность, которые присущи им. Изысканное сочетание узора и фона вышивки по цвету, динамика в композиции орнамента - вот чем пленяют творения татарских вышивальщиц.

Таким образом, искусство национального костюма предстает как целостная система декоративно-прикладного творчества татарского народа.

Не следует забывать традиций, перешедших к нам от наших прадедов и прабабушек. Например, можно украсить национальным орнаментом предметы быта, одежду, другие вещи. Для этого нужно очень внимательно изучать произведения прикладного искусства народа, искать собственную дорогу к роднику народного творчества и черпать из него полной пригоршней.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

татарский национальный костюм искусство

1.Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.

2.Завьялова М.К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Долгий путь исторического развития прошел татарский народный костюм. Естественно, одежда 8-9-го веков существенно отличается от костюма 19-го века. Но даже в современной можно встретить национальные черты: все большее количество людей охватывает сегодня интерес к истории. В этой статье мы рассмотрим татарские народные костюмы. Описание их будет дано с учетом изменения во времени, территориальных особенностей. Кроме этого мы расскажем вам об используемых татарами украшениях.

О чем может рассказать нам костюм?

Татарский народный костюм (его особенности, характерные черты мы опишем чуть ниже) может поведать нам о многом. Одежда является самым ярким определяющим элементом, по которому относят людей к той или иной нации. Костюм воплощает также понятие об идеальном образе человека, являющегося представителем той или иной страны. Он может рассказать о возрасте, индивидуальных особенностях, характере, социальном положении, эстетических вкусах того, на ком он надет. В одежде в разное время сплетались того или иного народа, моральные нормы его и стремление к совершенству и новизне, являющееся естественным для человека.

Особенности женского костюма татар

Следует отметить, что национальные особенности наиболее ярко прослеживаются именно в женском костюме. Поскольку представительницы прекрасного пола являются более эмоциональными, имеют большую потребность к красоте, одежда их отличается не только у татар чрезвычайным своеобразием.

Женский татарский народный костюм отличается экзотичной цветовой гаммой. Для него характерен приталенный силуэт, широкое использование продольного волана, объемных цветов в отделке, а также драгоценностей и позументов.

Силуэт одежды татар традиционно является трапециевидным. Украшает татарский народный костюм вышивка. Для него характерна также восточная насыщенность различных цветов, применение множества украшений. И женский, и мужской татарский народный костюм украшают меха бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы, которые всегда высоко ценились.

Основа женского и мужского национального костюма

Основу женского и мужского костюма составляют штаны (по-татарски - ыштан), а также рубаха (кулмек). Общераспространенной вплоть до середины 19-го века была туникообразная древняя рубаха, которая шилась из перегнутого поперек прямого полотнища, с ластовицами, без плечевых швов, с разрезом на груди и вставными боковыми клиньями. Рубаха с воротником-стойкой преобладала у казанских татар. Татарская отличалась от других шириной и длиной. Она являлась очень свободной, по длине - до колен, никогда не подпоясывалась, имела широкие длинные рукава. Лишь длиной отличалась женская от мужской. Длина женской была практически до щиколоток.

Шить рубахи из покупных дорогих тканей могли позволить себе только состоятельные татарки. У них они украшались тесьмой, кружевом, разноцветными лентами, воланами. Татарский народный костюм (женский) в качестве неотъемлемой части в древности включал нижний нагрудник (тешелдрек, кукрекче). Надевался он под рубаху с вырезом, чтобы скрыть открывающуюся при движении грудь.

Ыштан (штаны) - распространенная форма поясной тюркской одежды. В качестве составной части ее включал в себя, как мы уже отмечали, и женский, и мужской татарский народный костюм. Обычно из пестряди (полосатой ткани) шились а женщины носили в основном однотонные. Нарядные свадебные или праздничные мужские выполнялись из домотканой ткани с яркими мелкими узорами.

Обувь татар

Самым древним видом обуви были у татар кожаные сапоги, а также туфли без ранта, похожие на современные тапочки, которые обязательно были с носками, загнутыми вверх, поскольку нельзя царапать мать-землю носком сапога. Носили их с холщовыми или суконными чулками, называющимися тула оек.

Еще во времена древних булгар очень высокого уровня достигла обработка шерсти и и юфть, изготовленные ими, именовались "товар булгарский" на рынках Азии и Европы. Такую обувь археологи находят в относящихся к 10-13-му векам слоях. Она уже тогда была украшена аппликацией, тиснением, а также фигурными металлическими накладками. До наших дней дошли сапоги-ичиги - традиционная мягкая обувь, очень удобная и красивая.

Изменение национального костюма в конце 19-го века

Технология изготовления одежды изменилась в конце 19-го века. Возможность организации швейного производства в больших объемах обеспечила распространение швейных машин. Это отразилось незамедлительно на стиле одежды: изменился татарский народный костюм. Функциональность стала преобладать в мужском. Достигалась она благодаря частичной утрате декоративности цвета.

Чекмени, казакины, камзолы, покрытие шуб исполнялось из различных фабричных тканей темных оттенков. Постепенно к сюртуку приближались казакины. Одежду петербургского татарина с национальной связывал лишь низкий стоячий воротник. Но пожилые жители продолжали носить камзолы и казакины из цветных бухарских тканей.

Мужчины отказались также от парчовых джилянов. Их начали выполнять из умеренно ярких шелковых и хлопчатобумажных однотонных материалов зеленого, светло-коричневого, бежевого и желтого цвета. Такие джиляны, как правило, украшала ручная фигурная стежка.

Мужские головные уборы

Меховые шапки с плоским верхом цилиндрической формы пользовались большой популярностью. Они шились полностью из каракуля или же из полосы меха соболя, куницы, бобра с матерчатым донышком. Носили в комплекте с шапкой тюбетейку, называемую каляпуш. Она изготавливалась в основном из бархата темных оттенков и была как с вышивкой, так и гладкой.

У мужчин по мере распространения ислама укоренилась традиция подбривать или сбривать усы и бороду, а также брить голову. У булгар отмечался обычай покрывать ее шапками. Их описывал еще Ибн Фадлан, путешественник, который посетил в 10-м веке эти племена.

Также постепенно становится все более практичным и легким женский татарский народный костюм. Используются хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, камзолы делаются из парчи с нанесенным на нее мелким рисунком, а позднее - из бархата и парчи, более эластичных материалов.

Женские головные уборы

В древности женский головной убор содержал, как правило, информацию о семейном, социальном и возрастном положении его обладательницы. Белые мягкие калфачки, вязаные или тканые, носили девушки.

В их одежде также встречаются височные и налобные украшения - тканевые полоски с нашитыми подвесками, бусинами, бляхами.

Женский народный татарский костюм (фото см. выше) в качестве обязательной части включал покрывало. В традиции его ношения нашли отражение языческие воззрения древности о магии волос, которые позднее были закреплены исламом. Согласно этой религии, рекомендовалось прикрывать лицо, а также скрывать очертания фигуры.

Как татарки носили платок?

На смену покрывалу в 19-м веке пришел платок, который был универсальным головным убором почти для всего женского населения нашей страны в то время.

Но женщины различных национальностей по-разному его носили. Татарки, например, им повязывали плотно голову, надвинув глубоко на лоб платок и концы завязав на затылке. И сейчас они носят его так. Татарки еще в начале 20-го века в Санкт-Петербурге носили уменьшившиеся примерно до размеров наколки калфаки, которые на голове удерживались с помощью нашитых с изнанки мелких крючков.

Только калфак носили девушки, замужние дамы же поверх него набрасывали, выходя из дома, легкие покрывала, платки, шелковые шали. До сегодняшнего дня татарки сохранили привычку носить шаль, умело драпируя этим предметом одежды свою фигуру.

Так выглядит татарский народный костюм. Раскраска его отличается многоцветьем. Наиболее распространенные цвета в национальных узорах - черный, красный, голубой, белый, желтый, коричневый, зеленый и др.

Ювелирные украшения татар

Интересен не только сам народный татарский костюм, фото которого было представлено выше, но также используемые татарами украшения. Женские ювелирные изделия были показателями общественного положения и материального достатка семьи. Они изготавливались, как правило, из серебра, инкрустировались камнями. При этом отдавалось предпочтение голубовато-зеленой бирюзе, обладавшей, по мнению татар, магической силой. Камень этот считался символом благополучной и счастья. Символика бирюзы связана с восточными поверьями древности: будто бы это кости умерших давно предков, правильное созерцание которых делает счастливым человека.

Коричневый сердолик, сиреневые аметисты, горный хрусталь и дымчатые топазы также часто использовались. Женщины носили браслеты, различных видов, а также накосники, различные застежки ворота, называющиеся яка чылбыры. Обязательна была еще в конце 19-го века нагрудная перевязь, которая представляла собой синтез украшения и оберега.

В семье по наследству передавались украшения, дополнявшиеся постепенно новыми вещами. Комешче - так назывались татарские ювелиры - обычно работали по индивидуальным заказам. Это обусловило огромное разнообразие предметов, дошедших до наших дней.

Как носили украшения?

Татарка традиционно надевала одновременно несколько из них - различные цепочки с часами, кулонами, причем обязательно одну с подвешенной коранницей. Украшения эти дополнялись брошками и бусами. Претерпев небольшие изменения, многие элементы татарских ювелирных украшений вошли в обиход у представительниц других национальностей.

Татары - многочисленная национальность, проживающая в России испокон веков. Она имеет много этноподгрупп, и костюм каждой из них имеет свои особенности. Они обусловлены местом проживания, историческими контактами. В целом на татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции и ислам. Основным вариантом считается сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар. Он гармонично сочетает ткани сочных «восточных» оттенков, головные уборы с замысловатым орнаментом, различные виды обуви, изобилующие украшениями ювелирные изделия, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Татарский национальный костюм

Журнал: Народная магия №9(26), сентябрь 2019 года
Рубрика: История народного костюма

Женская и мужская татарская одежда отличительным признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Сюда входит длинная широкая туникообразная рубаха и прита - ц ленная по спине верхняя одежда без застёжек.
Рубаха, как мужская, так и женская, обязательная для татар, называется кулмек, а штаны, также носимые и женщинами, называются ыштан. Эта одежда была в обиходе вплоть до середины XIX века. Рубаху шили из прямого, перегнутого поперёк полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой. Женская рубаха отличалась от мужской только длиной - она доходила почти до щиколоток.
Состоятельные татарки шили рубахи из дорогих тканей - шёлка, шерсти, хлопка и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой. Обязательной деталью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.
Штаны (ыштан) представляют собой широко распространённую форму тюркской поясной одежды «штаны с широким шагом». Для мужских штанов использовалась обычно полосатая ткань (пестрядь), женские же шились из однотонной. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.
Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин - вид демисезонной одежды, бишмет - зимняя верхняя одежда, утеплённая ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен - рабочая одежда из домотканого сукна, чабулытун - меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.
Обязательной деталью татарской верхней одежды был пояс. Изготавливались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже их вязали из пряжи. Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.
Как и мужчины, женщины-татарки поверх рубахи носили камзол. В зависимости от отделки он мог быть летней домашней или выходной одеждой. Их шили длинными до колен или короткими до бёдер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края изделия - подол, проймы рукавов, ворот - украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Позже в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские головные уборы

Главным мужским головным убором татар является тюбетейка - небольшая надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).
В женских головных уборах татар соблюдалась возрастная дифференциация. Так, незамужние девушки носили калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (укачачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад.
Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и её шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трёх обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки из домотканого сукна белого цвета, на которые надевали лыковую или кожаную обувь. Верхней обувью были сапожки (читек), ичиги. Зимой надевали полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твёрдой подошве.
Чёрные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь в таком стиле является спецификой именно татарского народа.
Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко - с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.
Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более лёгкими и удобными при работе в поле.

Национальные татарские украшения

Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.
Женским головным украшением были накосники, очень разнообразные по форме, материалу, формам отделки и способам ношения. Древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить в трёх- четырехлётнем возрасте. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые, помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.