Приучение к горшку 2 года. Когда начать высаживать ребенка на горшок

Когда в распоряжении мам не было одноразовых подгузников, вопрос приучения к горшку стоял не так остро. Чтобы избавить себя от лишних стирок, мать начинала с самого раннего возраста приучать малыша к горшку. В год большинство малышей прекрасно знали, что это такое и зачем горшок нужен, тем более что в мокрых матерчатых подгузниках и колготках и самим детям было некомфортно. Как только появились одноразовые подгузники, хлопот и забот у матерей стало меньше, как и стирки. Да и детям стало куда комфортнее и приятнее, ведь подгузник несколько часов может быть мокрым, не доставляя ребенку никаких неприятных ощущений.

В результате возраст приучения к горшку планомерно сместился - современные дети значительно позже знакомятся с горшком, чем их родители в своем детстве. А потому вопрос, как приучить ребенка ходить на горшок в 2 года и после двух лет, никого не шокирует. В этой статье мы расскажем, как научить малыша самостоятельно обращаться с горшком и откроем некоторые секреты, которые помогут мамам в такой непростой задаче.

Готовность малыша

Явным признаком «взрослости» ребенка считается способность самостоятельно пользоваться горшком или унитазом по большой и малой нужде. Все мамы, безусловно, хотят видеть малыша большим и самостоятельным. Но до определенного возраста, особенно если нет потребности отдавать ребенка в ясли, ему и его маме более удобно пользоваться одноразовыми подгузниками. По сложившейся практике таким возрастом считают 2 года.

Когда ребенок достигает двухлетнего возраста, у родителей возникает резонное желание перестать тратить семейный бюджет на недешевые подгузники и привить чаду санитарные навыки, без которых будет сложно оформиться с детский сад или отправиться в увлекательную поездку. В 2 года и позднее этой знаменательной даты, как правило, разворачивается широкомасштабная борьба с подгузниками, которая изрядно изматывает и взрослых, и растерянного карапуза.

Подготовленность ребенка оценивается по нескольким параметрам. Когда человек появляется на свет, мочеиспускание и дефекация являются рефлексами безусловными, которые ребенок никак не может взять под контроль, да это до поры и не требуется. На определенном этапе развития безусловный рефлекс становится условным, то есть ребенок ассоциирует желание пописать или опорожнить кишечник с самим действием.

Именно после того, как рефлекс станет условным, можно попытаться начать обучение ребенка. В более раннем возрасте от малыша можно добиться ассоциативного мочеиспускания в горшок по команде «пи-пи», но когда рефлекс станет условным, малыш может отказаться выполнять команды и снова начнет делать свои «дела» в штаны.

Рефлекс переходит в разряд условных по мере роста ребенка, по мере совершенствования функций коры его головного мозга и нервной системы. Возрастом, в котором процессы становления рефлекса можно считать завершенными или почти завершенными, считается именно двухлетний возраст. Таким образом, можно начинать подготовку к освоению «туалетной науки» после того, как малыш отпразднует второй день рождения.

Готовность к высадке на горшок несложно оценить. По словам известного во всем мире педиатра Евгения Комаровского, достаточно несколько дней внимательно понаблюдать за ребенком и честно ответить на несколько вопросов (если положительных ответов будет большинство, можно пробовать прививать карапузу новые санитарные навыки).

  • Есть ли у ребенка сформированный режим дефекации? Ходит ли он по-большому примерно в одно и то же время каждый день?
  • Может ли карапуз хотя бы полтора часа проходить в чистом и сухом подгузнике после смены? Получается ли у него хотя бы на протяжении этого времени сдерживать мочеиспускание?
  • Знает ли малыш названия частей своего тела, знаком ли он с ним, способен ли он понимать названия предметов своего гардероба (трусики, штаны, юбочка и т. д.)?
  • Понимает ли он значение глаголов «помочиться» и «покакать»? Ассоциирует ли этот процесс с данными словами?
  • Раздражает ли ребенка мокрый или грязный подгузник, пытается ли он после определенного действа снять подгузник?
  • Может ли ребенок сам снимать штаны, трусы?
  • Имеет ли ребенок доступ в туалетную комнату? Заходит ли он в нее без опасений и страха?

Дети после 2 лет, как правило, прекрасно понимают речь родителей. Даже если они еще не очень хорошо разговаривают, пассивная речь у них развита в достаточной степени, чтобы понимать, что именно произносят взрослые. А потому ребенку будет значительно проще объяснить, зачем нужен новый предмет под названием «горшок» и что с ним надо делать. Если в процессе обучения ребенок будет сопротивляться, плакать, протестовать, лучше будет отложить обучение на более позднее время. Возможно, уже через несколько дней или недель малыш по-новому начнет воспринимать горшок и все, что с ним связано.

Подготовка родителей заключается в том, чтобы найти неделю-другую свободного времени, если они работают, и провести их с малышом. Также потребуется запас терпения и сил, ведь не все будет получаться с первого и даже со второго раза.

На момент начала обучения ребенок должен быть здоров, он не должен находиться под влиянием неких стресс-факторов, например, переезда, начала посещения садика, расставания с одним из родителей или их развода.

Чем лучше и психологически комфортнее чувствует себя ребенок в самом начале обучения, тем более вероятным будет быстрый успех мероприятия.

Почему дети отказываются?

Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда двухлетний отпрыск категорически отказывается от горшка - не хочет на него садиться, не подходит к нему и всячески старается избегать попыток мамы познакомить его с горшком поближе. С чем может быть связано такое поведение двухлетки? Давайте посмотрим на вещи глазами самого малыша.

  • Горшок неудобный. Если родители не учли требований к выбору первого горшка, о которых мы расскажем ниже, может оказаться, что первый опыт «общения» ребенка с горшком оказался негативным - горшок был холодным, жестким, слишком маленьким или слишком большим. В конце концов, горшок может быть непривлекательным внешне и пугать ребенка.
  • Страх. Ребенок, которого уже пытались заставить сидеть на горшке, причем силой и криками, боится горшка, поскольку у него этот аксессуар никак не ассоциируется с безопасностью и удовольствием. Страх может проявляться не только в отказе садиться на горшок. Часто ребенок, которого уже приучили на нем сидеть, просто на нем сидит, не какает и не писает, но как только родители поднимут его с горшка, незамедлительно справляет обе нужды в штанишки.
  • Ребенок не готов. Это касается и физической, и психологической готовности. Он просто не ассоциирует горшок с туалетными нуждами, а потому не просится на него. Готовность - понятие относительное. Ребенок может быть готовым в 2 года ровно, а может в 2,6 или 2,8 лет не демонстрировать признаков готовности.
  • Стресс. Малыш может болезненно воспринимать начало обучения. Родители отказываются от применения привычных для малыша подгузников, в результате чего происходит выход из так называемой зоны психологического комфорта.

Дети в 2 года и старше стремятся к самостоятельности, уже умеют отстаивать свои интересы и желаемое, поэтому протест против горшка может быть сильным, выраженным и продолжительным. Тут главное – не потерять терпение, не отступить, не сорваться взрослым. Как ребенок в свое время привык к одноразовому подгузнику, так он постепенно привыкнет и адаптируется и к горшку. И это нужно понимать.

Еще ни один ребенок не отправлялся в первый класс, не умея писать и какать туда, куда того требуют санитарные и социальные нормы поведения, принятые в нашем обществе.

Чем больше родители демонстрируют огорчение и переживания по поводу отторжения ребенком такого предмета, как горшок, тем сильнее малыш будет отгораживаться от него, ведь в его маленькой голове довольно быстро формируется взаимосвязь между этим предметом и расстроенным видом мамы, которую он ни в коем случае не желает расстраивать.

Как научить?

Существует несколько способов приучения к горшку в 2 года. Есть способы быстрые, медленные и щадящие, универсальные. Для начала родители должны точно знать, каким временем они располагают. Если подходит время отвести ребенка в садик, появилось место, которое могут занять другие, если промедлить.

А может, семья решила отправиться в путешествие и уже куплены билеты, тогда можно воспользоваться быстрым способом. Если время есть, оно терпит, то лучше пойти по более медленному, но менее психологически травматичному пути или воспользоваться универсальным методом.

Экспресс-метод

Быстрый метод придумала детский доктор Джина Форд. Ее метод предназначен для двухлеток, а также детей от 1,5 до 2,5 лет. Доктор предположила, что обучение туалетной «науке» можно «уместить» всего в 7 дней, писать и ходить по-большому в горшок ребенок, который готов к обучению, вполне может научиться всего за неделю. В первый день доктор Форд советует начать обучение с самого утра. Сняв памперс, наполнившийся в ночное время, ребенку сразу «представляют» нового «друга» – красивый и обязательно предварительно подогретый в теплой воде горшок. Малыша следует усадить на горшок и продержать на нем около 10 минут. Конечно, маме предстоит заранее продумать, чем они с дитем займутся в эти 10 минут.

Следует приготовиться и к тому, что чадо откажется садиться на горшок, и в этом нет ничего неожиданного или странного. Заранее возьмите с собой игрушку, которую малыш любит. Это может быть его ночная игрушка, с которой он спит. Право первой высадки на горшок можно предоставить именно плюшевому зайцу или медвежонку.

Незаметно для малыша налейте в горшок с сидящим зайцем немного воды, потом покажите результат зайкиных «стараний» карапузу, похвалите зайца от души и предложите ребенку повторить его поступок.

Безусловно, игра заинтересует малыша, но вот садиться и повторять «подвиг» малыш может отказаться. И в этом тоже нет ничего странного. Не настаивайте. Не надевайте на ребенка подгузник. В течение всего первого дня малышу, а при необходимости и его зайке, нужно предлагать горшок каждые 15-20 минут. Поверьте, в конце дня малыш сделает то, что следует. На этом моменте не забудьте устроить маленькое «торжество» - похвалите чадо, угостите чем-то вкусным, расскажите всем членам семьи при ребенке, какой же он молодец. Чадо быстро поймет, что такие действия - это хорошо и созидательно.

Конечно, в течение дня будет несколько «промахов». Малыш будет мочить штанишки, сам испытывая массу неудобств из-за этого. Постарайтесь быть спокойными. Джина Форд рекомендует сдерживать эмоции, не ругать ребенка, но твердым и ровным голосом, меняя ему штаны, выразить свое неудовольствие поступком малыша. Главное, сделать это доброжелательно, без малейшей нотки раздражения и гнева. На ночь после первого дня надевают ребенку одноразовый подгузник.

На второй день следует закрепить полученные навыки. Горшок предлагается по-прежнему каждые 15-20 минут. Разнообразить действия можно совместным выносом горшка в унитаз, выливанием его.

Разрешайте ребенку смывать воду, все без исключения малыши просто обожают нажимать кнопочку унитаза. Если ребенок уже усвоил, что сделают с горшком, постарайтесь обойтись без плюшевого помощника-зайки.

На третий день мама и ребёнок идут на прогулку, но не сами по себе, а вместе с горшком. Педиатры предостерегают родителей от распространенной ошибки - надевать подгузник на прогулку. Малыш быстро вернется «к истокам». На прогулке нужно осведомляться, не хочет ли ребенок в туалет, каждые 20 минут. Хорошо, если на улице лето, прогулка с горшком в руках не доставит серьезных хлопот. Если же на дворе зима, от прогулки лучше воздержаться. По мнению Форд, на этом этапе важнее освоить туалетный навык и только потом выходить с ребенком на улицу.

Четвертый, пятый и шестой день проходят примерно, как первые три. Ребенок дома ходит без подгузника, надевать его можно лишь на время дневного сна и ночью. На прогулку берут горшок с собой, а дома малыш с помощью мамы «вспоминает» о его существовании уже не каждые 15, а каждые 30-40 минут. На седьмой день можно подводить первые итоги и делать выводы. Мальчику или девочке больше не предлагают горшок, хотя по-прежнему он стоит на самом видном месте, его также берут на улицу.

Маме нужно очень бдительно следить за тем, как ведет себя малыш. Если быстрый курс прошел успешно, ребенок будет поведением показывать, что он хочет на горшок. Малыши начинают беспокоиться, самые сообразительные могут принести маме горшок, сесть на него, показать на него.

Быстрое приучение не распространяется пока на ночное время. Если малыш спит хорошо и крепко, быстро засыпает после случайного пробуждения, педиатр Форд рекомендуется попробовать его разбудить и предложить горшок ночью, но не раньше, чем на пятые-шестые сутки после начала приучения. Если же ребенок отличается повышенной возбудимостью, ему сложно засыпать, делать этого пока не надо - всем будет куда спокойнее, если чадо переночует в одноразовом подгузнике.

Универсальный метод

Этот метод подразумевает большие временные затраты, чем быстрый, но отзывы родителей говорят о том, что результат будет более стабильным. Большим «поклонником» именно универсального метода приучения является известный педиатр Евгений Комаровский. На начальном этапе двухлетку знакомят с горшком. Показывают, как его открыть и закрыть, как на него садиться и как с него вставать. Далее с малыша снимают подгузник и следят за поведением крохи. Первый раз горшок «подают» утром после пробуждения, а потом - после каждого приема пищи или питья, а также тогда, когда у ребенка будут проявляться признаки беспокойства.

Удачные попытки следует щедро поощрять, неудачные - не осуждать, не ругать малыша. Универсальный метод подразумевает превращение туалетного моциона в интересное занятие, в котором все последовательно - ребенка учат снимать штаны, надевать их, выносить за собой горшок и смывать его содержимое в унитаз.

Универсальный метод не подразумевает полного отказа от подгузников. Их можно продолжать надевать на прогулку, для комфортного обеденного или ночного сна. Процесс привыкания, таким образом, будет постепенным и неторопливым.

Медленный метод

От универсального он отличается только тем, что ребенка оставляют без привычного подгузника только в первой половине дня, до обеденного сна. Все остальное время малыш может вести привычную жизнь. Такой метод имеет свои преимущества - стресс, связанный с переходом к новым условиям жизни, будет минимальным и для малыша, и для его родителей. В любой момент родители могут отказаться от обучения, отложить его «на потом», если малыш заболел или капризничает.

Однако и результата ждать быстро не стоит - даже узнав, для чего нужна туалетная конструкция, малыш может иногда мочиться в штаны.

Существуют и иные методы, которые родители могут комбинировать, использовать по одному или в сочетании друг с другом по своему усмотрению, в зависимости от особенностей характера ребенка, его развития и готовности постичь новое умение. В 2 года малыши очень сообразительны, и если не один метод, то другой обязательно окажутся эффективными.

  • Можно разместить горшок в туалетной комнате и ходить в туалет вместе с ребенком. При этом можно открывать кран, ведь звук воды у любого человека вызывает желание поскорее пописать. Вот тут и пригодится стоящий без дела горшочек.
  • Если ребенок боится самой посадки на горшок, сажайте его на этот предмет прямо в одежде, не снимая штанов. Когда кроха научится без страха садиться сюда, постепенно начинайте снимать с него штанишки и трусики. И только после этого переходите к основной части обучения.
  • Не оставляйте ребенка одного во время его «заседания». Присутствие взрослых необходимо для того, чтобы малыш не упал с горшка, не травмировался, не испугался. К тому же обучение идет гораздо быстрее, если ребенок заинтересован и мотивирован на результат. В процессе рассказывайте ему сказки, пойте песенки, читайте его любимые стишки.
  • Взрослым мужчинам в семье можно брать с собой в туалет мальчиков, а женщинам - девочек. Видя, как взрослые справляют нужду, ребенок будет более благожелательно относиться к горшку, он поймет, что это совершенно естественно. К тому же дети любят подражать взрослым – этим нужно умело пользоваться.
  • С таким же успехом младшие дети копируют поведение старших. Если у ребенка есть брат или сестра, которые самостоятельно ходят на горшок, можно считать, что родителям очень повезло.

Ребенку, который в 2-2,5 года отказывается от похода на горшок, не нужна врачебная помощь, как думают некоторые. Ему нужно участие и понимание его детской позиции. К педиатру и психологу следует обратиться только в том случае, если малыш не признает горшка после того, как ему исполнится 3 года.

Обучение туалетным и санитарным навыкам будет более простым и легким, если родители продумают некоторые важные детали.

  • Горшок. Он должен быть удобным, ярким. Для мальчиков - с овальным отверстием, а для девочек - с круглым. Лучший материал - экологически чистый пластик, поскольку эмалированные горшки, на который выросла половина сегодняшних взрослых, очень холодные и неприятные, к тому же требующие более тщательной мойки и ухода. У горшка должна быть небольшая спинка, устойчивое основание.

От горшков с музыкой и встроенным видеоплейером лучше отказаться - малыш не должен воспринимать туалетный предмет как развлечение, иначе процесс обучения может затянуться надолго. Мало какой малыш хочет справлять нужду в интересную и увлекательную игрушку.

  • Чистоплотность. Ребенок должен понимать, что ходить грязным и мокрым плохо, неприятно и не принято. А потому приучение его к горшку должно начинаться с приучения к чистоте. Ребенка, который привык часами находиться в грязном подгузнике, будет сложно научить справлять нужду в определенное место.
  • Реакция родителей. Когда малыш начинает ходить без подгузника, некоторые родители инстинктивно стремятся «поймать» его именно тогда, когда процесс опорожнения кишечника или мочевого пузыря еще только начинается. Испуганного карапуза тащат на горшок. Это большая ошибка. Остановить мочеиспускание малыш все равно не сможет, но страх перед физиологическими естественными действиями может глубоко закрасться в его душу и подсознание. Значительно проще и правильнее на время обучения ребенка туалетным навыкам убрать из комнаты дорогой светлый ковер, всегда держать наготове ведро с водой и тряпкой для устранения последствий детских «промахов».
  • Выбор времени. Постарайтесь приурочить обучение к наступлению лета, концу весны или к началу осени. Когда на улице тепло, значительно проще выводить ребенка без памперса на прогулку, ходить в минимальной одежде, которая к тому же будет значительно быстрее сохнуть после стирки.

И напоследок хочется отметить, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми. Если соседский мальчик уже с полутора лет прекрасно ходит на горшок, а ваш отпрыск в 2,5 года не хочет даже приближаться к этому устройству - это не повод для переживаний. Маму нельзя обвинять в педагогической запущенности малыша.

О том, как приучить ребенка к горшку, смотрите в следующем видео от доктора Комаровского.

Приучить к горшку

Стоит ли волноваться, если ребенок в 2 года не ходит на горшок? Что делать, если попытки научить кроху неуспешны? Если малыш достиг этого возрастного порога, но все так же продолжает пачкать штанишки, вероятнее всего, родители начинают сравнивать его с детьми своих знакомых, которые уже научились проситься в туалет. Как реагировать, если кроха упрямо делает свои дела в трусики? Как нельзя себя вести родителям в таком случае? Давайте обсудим на этой странице «Популярно о здоровье» это сейчас.

Ребенок (2 года) не ходит на горшок – причины

По мнению доктора Комаровского, малышей нет смысла приучать к горшку раньше двух лет. В этом возрасте большинство детишек только начинают чувствовать потребность опорожниться и учатся управлять мышцами, отвечающими за выделения. После года малыш начинает ощущать позывы к дефекации и может сигнализировать об этом маме какими-то действиями. Однако с позывами к мочеиспусканию дело обстоит сложнее – некоторые детки не умеют их контролировать вплоть до 2,5 лет.

Получается, что ребенок в 2 года не умеет ходить на горшок лишь потому, что его центральная нервная система еще недоразвилась до определенного уровня. Как только малыш научится контролировать собственные позывы к дефекации и мочеиспусканию, имеет смысл начать приучать его к туалетным делам.

Почему другие дети ходят на горшок с более раннего возраста ?

Вы, наверное, спрашиваете, - а почему дочка моей подруги научилась опорожняться, когда ее высаживают на горшочек, а ведь ей всего годик! А у Светки мальчик с 9 месяцев мочится по команде! Ответ прост – некоторые дети, еще не осознавая позывов, все же приучены опорожняться по «команде» мамы. Но означает ли это, что они научились контролировать свой организм? У них просто выработался условный рефлекс, который выглядит как цепочка событий: звуковой сигнал родителей (пись-пись) – наполнение мочевого пузыря – мочеиспускание.

Причем первая составляющая этой цепочки может иметь продолжительность более получаса, то есть, малыша усадили и непрестанно повторяют свое «пи-пи», пока его мочевой пузырь не наполнится. Несомненно, после длительного пребывания на горшке кроха все же сделает свое дело, но означает ли это, что он научился сам контролировать свои позывы? Нет, это не имеет отношения к осознанному контролю над выделениями. Приучение к горшку с помощью условных рефлексов впоследствии, когда ребенок «дозреет», может привести к обратному результату – бунту против высаживания. Чтобы процесс приучения происходил по схеме: наполнение мочевого пузыря – высаживание – мочеиспускание, нужно начинать его только когда нервная система ребенка уже достаточно зрелая. Так что если ребенок не ходит на свой горшок до этого момента – это не страшно. Как же определить степень готовности?

Как знать – пора или не пора ?

По каким признакам можно определить, что ребенок психологически и физически готов познать туалетную науку? Их несколько, давайте их обсудим.

1. Если у крохи установился четкий режим опорожнения кишечника.
2. Если он может оставаться сухим около полутора часов.
3. Малыш всячески показывает недовольство, будучи мокрым или грязным.
4. Понимает значение слов «писать» и «какать».
5. Делает попытки самостоятельно снимать трусики, колготки.
6. Показывает любым способом маме и папе, что хочет в туалет.

Если ребенок в 2 года на горшок пока не ходит, но хотя бы три пункта из перечисленных имеют место, можно попробовать выработать у него туалетные навыки. Что нужно делать?

Приучаем к горшку ребенка в 2 года

Родителям важно понимать, что приучение к горшочку малыша потребует от них дополнительных затрат времени – теперь каждые два часа нужно будет находиться рядом с сыном или дочкой и ждать результата. Причем делать это нужно постоянно, каждый день, не расслабляясь. Лучше всего начинать «обучение» летом и когда малыш здоров. Высаживайте чадо в обязательном порядке после сна, после приема пищи и перед сном, после прогулки. В случае удачной попытки кроху нужно сильно хвалить. В случае неудачи оставаться спокойным, не ругать. На ночь можно использовать подгузники первое время, однако, проснувшись сухими, сразу ведем кроху в туалет.

Что делать, если ничего не получается ?

Комаровский высказывается по этому поводу так - если старания родителей совершенно ни к чему не приводят, или малыш всячески сопротивляется обучению, оставьте эту затею на пару месяцев. Возможно, ребенок еще не готов, даже если ему уже два года. Средний возрастной порог формирования устойчивых навыков осознанного контроля за выделениями у детей колеблется в пределах 22-30 месяцев. Это означает, что возраст 2 года – не критический, а самый подходящий, чтобы начать знакомство с туалетом. Более ранние попытки высаживания сформируют лишь условный рефлекс в связке с командой родителей, а после двух лет детишки учатся осознанному контролю своих позывов. А ведь именно этого вам и нужно достичь, не так ли? Знайте твердо, ваш ребенок на горшок сядет. Вы этого дождётесь!

Заключение

Если кроха в 2 года не ходит на горшок, не нужно паниковать. Этот возраст считается самым подходящим, чтобы только начать вырабатывать у малыша устойчивые осознанные навыки посещения туалета. Начните высаживать чадо в то время, когда вероятность опорожнения достаточно велика, делайте это постоянно, последовательно, сохраняйте спокойствие. Хвалите за успехи. Если обучение не дает результатов, отложите его на пару месяцев. И в заключение хочется сказать – не сравнивайте своего отпрыска с другими детками, зачастую их успехи сильно преувеличены родителями.

Приучение ребенка к горшку - дело не из легких, и с этим наверняка согласится каждая мама. Раньше, когда не было подгузников, наши бабушки начинали высаживать деток на горшок с пеленок, даже если те еще не умели сами сидеть. Они не хватались за голову с вопросом: "Как приучить ребенка к горшку в 2 года?". Мокрые самодельные подгузники доставляли только дискомфорт малышам, и поэтому горшок осваивался намного быстрее и проще. С изобретением одноразовых подгузников жизнь среднестатистической мамы стала спокойней, она отошла от постоянной стирки многочисленных пеленок, постельного белья, одежды, а ребенку, в свою очередь, не мешали мокрые тряпочки, его перестали беспокоить назойливые родственники с горшком. В результате средний возраст для приучения ребенка к горшку увеличился, а сам процесс стал более сложным и проблемным. Поговорим о том, об основных трудностях и важных моментах.

Когда начать высаживать ребенка на горшок

Ведущие педиатры уверяют, что то, что ребенок не просится на горшок до двухлетнего возраста, - физиологическая норма. Это объясняется тем, что человек не может контролировать процессы мочеиспускания и дефекации самостоятельно именно до такого возраста. Тем не менее настойчивость и упорство ускоряет развитие таких навыков, что и объясняет успех предыдущих поколений. То есть если ребенок ходит в подгузнике до двух лет, то это не повод хвататься за голову и расстраиваться, задаваясь вопросом о том, когда и как приручить ребенка к горшку. Всему свое время, так заложено природой.

С физиологией лучше не спорить!

Интересно, что с 6-месячного возраста и до года вырабатывается произвольная задержка дефекации и мочеиспускания. Ребенок в процессе изучения своего тела может обнаружить эти возможности, но ему еще тяжело их контролировать. В этот период можно предложить ребенку присесть на горшок, однако не ждите, что, пописав туда один раз, он начнет сразу же регулярно проситься и делать свои дела туда. Устойчивый навык формируется немного позже, когда ребенок уже может усидеть на одном месте.

Неудача подстерегает тех родителей, которые решили освоить горшок в период «кризиса первого года жизни», когда ребенок бунтует и требует самостоятельности. Бывает, что даже те дети, которые ходили на горшок до кризиса, резко отказываются от высаживаний. Когда проблемный период закончится, наступит идеальное время для приучения.

Еще одно преимущество для тех, кто думает, как приучить ребенка к горшку в 2 года, - высокая вероятность того, что ребенок уже понимает речь родителей. Большинству детей уже можно все объяснить, рассказать и избежать таким образом лишних истерик. Как научить ребенка?

К горшку - повышенные требования

Если вы поняли, что сейчас ваш ребенок находится в благоприятном для приучения периоде, первым делом нужно выбрать горшок. Сегодня на рынке товаров для детей можно найти невероятно большой их ассортимент. Разные цвета, рисунки, формы, размеры - существуют горшки на любой, как говорится, «вкус и цвет». Лучше начинать приучение с простых классических моделей, чтобы ребенок не отвлекался на рисунки и другие вещи, однако каждому свое. Рассмотрим, какие бывают горшки.

Девочке лучше приобрести простой горшок круглой формы, на котором можно сидеть со сведенными ножками. Мальчик будет чувствовать себя комфортнее на горшке анатомической формы, в котором имеется выступ спереди. Горшки бывают с крышкой и без нее. Вариант с крышкой удобен для путешествий, а также в случаях, если у родителей нет возможности сразу избавляться от содержимого горшка.

Существуют также горшки с подножкой, вставая с которого, ребенок наступает на эту самую подножку, удерживая таким образом горшок на месте. В некоторых вариантах есть специальная ручка, чтобы родителям было удобно его выносить.

Что касается материалов, здесь также есть из чего выбрать. Сейчас в основном родители останавливаются на пластмассовых горшках, однако можно встретить и эмалированные варианты. Последний отличается прочностью, удобной формой и простотой в уходе.

Пластик, из которого производятся современные горшки и сидения на унитаз, может содержать специальную антисептическую добавку, которая позволяет родителям мыть горшок без добавления средств для мытья.

Много разных вариантов

Существуют также горшки-стульчики, музыкальные горшки, модели в виде игрушек, горшки-трансформеры и дорожные варианты, которые складываются и раскладываются. Некоторые дети вообще изначально предпочитают присаживаться на унитаз, поэтому родителям стоит обратить внимание на детское сидение. Педиатры уверены, что принципиального значения все вышеперечисленные нюансы не имеют, и главное, чтобы ребенок воспринимал горшок не как игрушку, а как место, куда надо сходить по нужде. Родителям советуют обращать внимание в первую очередь не на цвет и наличие музыкального сопровождения, а на удобство, форму, качество пластмассы. Важно, чтобы горшок быстро нагревался от тела малыша.

Знакомство: как приручить ребенка к горшку

Когда родители показывают ребенку горшок первый раз, они часто не задумываются, какое важное событие происходит и насколько большое внимание нужно ему уделить. Роль играет и настроение ребенка, и внешний вид горшка, и условия, в которых происходит знакомство. Как быть? Сначала посадить ребенка и потом уже ему рассказать, что к чему? Или наоборот? А если малыш подумает, что эта новая игрушка, и не поймет, что нужно делать? Все эти вопросы роятся в голове обеспокоенных родителей, которые не знают, как правильнее поступить. Есть несколько вариантов развития событий.

Если, к примеру, вы не знакомили ребенка с горшком до двухлетнего возраста, и он видит его впервые, будучи уже в состоянии понять ваше объяснение, нужно сначала преподнести необходимую информацию на доступном языке. В идеале малыш сядет на горшок и попробует что-то сделать. В худшем случае он отвернется, уйдет и расстроит тем самым маму и папу. Если такое случилось, не стоит навязываться и пытаться все равно усадить ребенка. Лучше спрятать горшок подальше и повторить попытку спустя пару недель, когда малыш уже успеет забыть о нем. Если ребенок не садится на горшок вновь, прячьте его снова и снова, пока не получится.

Если ребенок младше и еще не понимает объяснений, лучше сначала его посадить, а потом уже рассказывать. Опять-таки если не получается, лучше не настаивать, чтобы еще больше не испугать малыша и не отвернуть от этого дела.

Еще один вариант - попробовать присаживать на горшок кукол и любимые мягкие игрушки. Возможно, ребенок захочет последовать их «примеру». Вообще, здорово было бы привести старшего ребенка, который уже умеет ходить на горшок, и показать на его примере, что к чему. Хороший эффект такого приема подтверждается фактом, что второй и последующие дети начинают ходить на горшок раньше, беря пример со старших братьев или сестер.

Готовимся к промахам

Если ребенок уже иногда ходит на горшок, но делает это не совсем уверенно, лучше отказаться от подгузника и приготовиться к появлению нежелательных луж посреди комнаты. В этот период лучше убрать ковры и запастись сменным бельем. Наличие подгузника на ребенке будет только тормозить процесс и прибавлять родителям еще больше головной боли. Родители также должны подготовиться морально: держать себя в руках и не ругать ребенка в случае, если он забудет о горшке. Бывают ситуации, когда малыш успешно ходит на горшок, когда его присаживает мама, но ребенок не просится на горшок самостоятельно. Важно понять, что малышу трудно принять новшество так быстро, как хотят окружающие, и лучше, если он будет встречать поддержку и улыбку вместо наказаний.

Ребенок может испугаться!

Бывают случаи, когда дети начинают бояться писать только потому, что не хотят, чтобы их ругали родители, и терпят, что негативно сказывается на их самочувствии. Не стоит удивляться, почему ребенок (2 года) боится горшка, если родители постоянно ругают и наказывают его за что-то, что связано с горшком.

Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка в процессе мочеиспускания (например, когда он уже начал писять в штаны, нельзя кричать «Эй, ты что, остановись!» и прочее). Это может стать причиной испуга и продления периода бесконтрольного мочеиспускания во сне.

Когда снимать подгузник на прогулку

Не всегда ребенок, который ходит на горшок дома с большим успехом, сообщает о своем намерении пописать на улице. Сначала лучше надевать подгузник, так как ветреная или холодная погода может стать причиной нежелательной простуды (не факт, что вы успеете быстро добежать домой или успешно переодеть ребенка на месте происшествия). Снимать подгузник следует только тогда, когда он будет систематически оставаться сухим после прогулки, или же тогда, когда ребенок начнет проситься на горшок вне дома. Еще один нюанс, что делать, если ребенок говорит о том, что он хочет пописать, в каком-то людном месте, где нет никакой возможности сделать это. Часто мамочки присаживают детей прямо посреди улицы, под деревцо или кустик. Это и правильно, и нет. Хорошо бы помнить о том, что ребенку нужны удобства, и гулять только в местах, где неподалеку есть туалет. Можно обзавестись дорожным раскладывающимся горшком и носить его с собой. Такой вариант добавляет уверенности ребенку, потому что часто дети не просятся на улице только потому, что горшка нет в поле зрения.

Как научить ребенка терпеть

Терпение - то, что придет к ребенку само. Говорят, что этому невозможно научить. Нужно просто пытаться объяснять малышу, что нужно подождать и так далее. Если ребенок научится терпеть, это уже поистине победа над горшком, и родители сразу заметят наличие такой способности. Опять-таки если ваш ребенок не умеет сдерживаться и терпеть, не нужно его наказывать, так как этот процесс больше физиологический, чем психологический.

Как отказаться от ночного подгузника

Когда основная проблема решена, и ребенок ходит на горшок дома и на улице, остается, как правило, еще один вопрос о том, как приучить ребенка к горшку ночью. Доказано, что просыпаться ночью с целью сходить на горшок малыш начнет только через некоторое время после выработки устойчивого навыка ходить на него днем. Дети, чьи родители отказались от использования одноразовых подгузников, перестают писаться во сне раньше. После двух лет благодаря задержке мочеискускания многие дети «терпят» до пробуждения. Редкий ребенок будет спать всю ночь без пробуждения для этих целей, однако если он немного пил и сходил на горшок перед сном, есть вероятность, что проснется он только утром и сразу же пойдет куда надо.

  1. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что он не сходил на горшок и описал штаны, он может испугаться не только родителей, но и горшка или даже самого процесса.
  2. В случае «попадания» малыша нужно хвалить, но не перестарайтесь. Не нужно хвалить сильно бурно или награждать ребенка чем-то. Достаточно просто ласково погладить малыша и сказать с улыбкой, что он молодец и что так нужно делать всегда.
  3. Если ребенок может сесть на горшок сам, нужно предоставить ему свободу действий, и даже если он просит посадить его, попробуйте сделать так, чтобы он справился самостоятельно. Перед тем как приучить ребенка к горшку в 2 года, нужно уже работать над его самостоятельностью.
  4. Особенно демократично нужно отнестись к «авариям» в первое время, когда у ребенка режутся зубы, когда он болеет, когда увлечен игрой, в период «кризиса первого года жизни». Лучше подождите и продумайте план для того, чтобы не переживать потом, как приучить ребенка к горшку в 2 года.
  5. Не забывайте о цели! Помните, что приучение ребенка к горшку - это в первую очередь приучение справить туда нужду. Малыш не должен садиться туда только для того, чтобы его похвалили или не наказывали. Главная цель родителей - научить ребенка управлять своим организмом.

Заключение

Быстро приучить ребенка к горшку - главная цель родителей, однако быстрота - не главное. Гораздо важнее сам процесс, и нужно сделать его как можно менее проблемным как для ребенка, так и для родителей. Чем спокойнее будут родители и чем уравновешеннее они будут вести себя при возникновении проблем, тем проще будет малышу в психологическом плане. Учтите все рекомендации, изложенные выше, и у вас обязательно получится научить ребенка проситься на горшок! Желаем удачи!

Приучение ребенка к горшку – непростой и проблемный процесс. Для многих родителей он становится настоящим испытанием. Необходимо правильно ребенку объяснить, что такое горшок и зачем он нужен. У одних этот процесс составляет неделю, а других – месяцы. Родителям потребуется запастись терпением и все обязательно получится.

2 года – время приучения ребенка к горшку

По словам наших бабушек, раньше процесс приучения к горшку был проще, так как начинался очень рано. Несмотря на то что ребенок еще не сидит, его уже высаживали на горшок. Вместе с тем использовались самодельные подгузники, которые доставляли массу дискомфорта и неудобства не только малышу, но и маме.

Сегодня же мамочкам живется спокойнее. Им нет необходимости тратить кучу времени на бесконечную стирку и глажку пеленок. Они используют современные одноразовые подгузники. В них ребенок всегда сух, от чего ему комфортно.

Но когда ребенок подрастает, необходимо отходить от их использования. Ведь он уже понимает, что хочет и когда хочет, может сказать. Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к горшку – 2 года. Но не стоит забывать об особенностях каждого малыша. Все дети разные, поэтому необходимо смотреть по своему ребенку, некоторые готовы с года или полутора лет проситься на горшок.

В зависимости от того, когда начался процесс знакомства, можно думать и о результатах. Но не стоит думать, что если вы принесли горшок в дом, когда малышу год, то он начнется проситься на него. Как показывает практика, сначала идет период привыкания к новому предмету. Пройдет еще не одна неделя, пока ребенок поймет, зачем он нужен, и что с ним делать.

Конечно, ребенку, которому 2 года, проще объяснить. Он уже многое понимает, может сам ответить, что думает и хочет. Кроме этого, есть некоторые физиологические особенности развития в данном возрасте.

Если рассматривать данный вопрос с медицинской точки зрения, то необходимо учитывать, что на первом году жизни мочеиспускание и стул у малыша происходят на уровне рефлексов, то есть контролировать их ребенок не может. Малыш не понимает и не ощущает, когда мочевой пузырь или прямая кишка наполнены.

А вот ребенок в 2 года начинает чувствовать эти процессы. Поэтому многие врачи рекомендуют начинать высаживание малыша на горшок с полутора лет.

Есть несколько факторов, которые помогут родителям понять, что ребенок физиологически готов садиться на горшок:

  • ребенок может быть сухим минимум 2 часа;
  • во время дневного сна у малыша не происходит мочеиспускание.

Если это характерно для вашего ребенка, то он точно готов научиться пользоваться горшком. В 2 года у ребенка мочеиспускательная система уже развилась. Он может не сразу опорожнятся, а терпеть. Нервная система отвечать за контроль данного процесса.

Особенности процесса

Процесс приучения к горшку заключается в последовательном выполнении ряда мероприятий, а также важно и терпение родителей. Помните, плохое настроение и крик на малыша из-за того, что у него не получается, положительных результатов не принесут. Ребенок будет напуган и не поймет, чего от него хотят.

Для начала малыш должен привыкнуть к горшку. Для этого:

  • правильно выберите горшок. Лучше отправиться на его покупку вмести с малышом. Пусть он выберет в магазине тот, который ему понравится. Это увеличивает вероятность «дружбы» с горшком;
  • познакомьте. Объясните, что теперь горшок будет жить с вами, зачем он нужен. Чтобы продемонстрировать это практике, можно посадить на горшок любимую игрушку, перед этим наберите в нее воду. Таким образом, вы наглядно покажите, что с ним делать. Пусть ребенок посидит на горшке даже в штанишках. Так он сможет почувствовать его и произойдет тактильное знакомство;
  • покажите, что делать с горшок. Первые попытки высаживания на горшок лучше совершать, когда ребенок в 2 года в хорошем настроении. Выполните это в игровой или другой форме. Чтобы малышу этот процесс был интересен и понравился;
  • закрепите результат.

Сегодня выбор горшком разнообразен. Они отличаются не только расцветкой, но и формой. Горшок должен быть максимально удобным для ребенка (учитывайте его анатомические особенности), устойчивым и теплым, а высота – соответствовать росту ребенка.

С первых дней не стоит ждать, что ребенок будет садиться сам на горшок. Родителям необходимо самостоятельно его периодически усаживать. Лучше это делать:

  • утром после пробуждения;
  • перед тем и после того, как малыш поел;
  • когда отправляетесь на прогулку, и после того, как пришли домой;
  • прежде, чем ложится ночью спать.

Очень важно в этом процессе хвалить ребенка, если у него получилось сходить на горшок. Таким образом, вы будете вырабатывать положительные эмоции, связанные с новыми действиями. Даже если и не получен желаемый результат, расстраиваться не стоит, а тем более ругать кроху. Наоборот, взбодрите его и скажите, что в следующий раз непременно все получится.

Ребенок в 2 года после регулярного высаживания на горшок начинает и сам проситься и садиться на него. Но не стоит забывать, что ребенок еще маленький, поэтому случаи мокрых штанов не исключены. Ребенок в 2 года может заиграться или во все забыть обо всем. Чтобы такие ситуации случались крайне редко, родители периодически должны спрашивать, не хочет ли их чадо в туалет. Таким образом, напоминать. Также не стоит выплескивать на ребенка негатив, если его постигла неудача в этом деле.

Пошаговая инструкция

Быстро приучить ребенка в 2 года к горшку поможет пошаговая инструкция. Она состоит из таких этапов:

  • отказ от подгузников. Он может быть выполнен полностью или частично. Поначалу в ночное время ребенок будет спать в подгузнике. Это позволит малышу понять, когда он мокрый, а когда сухой;
  • поставить горшок в удобном для ребенка месте. Доступ к нему должен быть ничего не ограничен;
  • объяснить ребенку, что такое горшок и почему он появился в доме;
  • периодически предлагать ребенку на нем посидеть;
  • после каждой лужи на полу показывать на горшок и говорить, что это плохо, нужно ходить на горшок. Это позволит ребенку лучше усвоить полученную информацию. Можно даже сказать ему иди, посиди на горшке, несмотря на то, что он уже опорожнился;
  • похвала ребенка. Она должна постоянно присутствовать в его жизни. Ведь поход на горшок – это победа. Для нас она кажется маленькой и незначимой, а для малыша огромной.

Комаровский рекомендует на улице начинать прогулки без подгузника в теплое время года. Так как если малыш не успеет сообщить о своем желании, то штанишки будут мокрые, и он замерзнет. Это может стать причиной простудных заболеваний. А вот весной и летом, взяв запасные штаны и шорты, можете смело выходить и практиковать свои умения на улице. Первые разы могут не иметь желаемого результата, так как для ребенка в 2 года это новое. Ему необходимо понять, что теперь и на улице он должен сообщать, когда хочет в туалет. А мама, в свою очередь, поможет малышу сделать свое дело.

Не стоит принуждать ребенка в 2 года садиться на горшок против его желания. Это вызовет лишь протест и плачь. Необходимо уметь слушать и слышать своего ребенка, ведь он такая же личность, как и вы, несмотря на свой возраст. Кроха должен сам понимать и принимать решение. Только такое приучение к горшку будет иметь положительный результат максимально быстро.