Маленькие дети в приемную семью. Приемный ребенок в семье

Органы опеки и попечительства (ООП) вправе определить ребенка-сироту в приемную семью. С новыми родителями заключается договор, в котором указываются их права и обязанности. Основной проблемой подобного вида опеки является период адаптации. На скорость привыкания к новой обстановке влияют условия проживания приемных детей в семье и их психоэмоциональное состояние. Во избежание возникновения проблем опекуны получают на курсах подготовки базовые знания. Практические навыки улучшаются с помощью психологических тестов, тренингов и упражнений.

Приемный ребенок – это сирота, потерявшая родных родителей, но помещенная в другую семью для устройства. Органы опеки стараются найти усыновителей, опекунов, попечителей, или пристроить его в приемную семью до совершеннолетия. Новые родители получат опекунские права и обязанности. Адаптация приемного ребенка в семье напрямую зависит от его возраста и степени подготовки выбранных ООП представителей.

Ориентируясь на случаи из историй воспитателей, можно выделить несколько основных периодов, для каждого из которых характерны свои особенности психоэмоционального состояния:

  • 0-3 года;
  • 3-7 лет;
  • 7-12 лет;
  • 12-18 лет.

От рождения до 3 лет

В психологии родительства говорится, что даже новорожденные малыши способны запоминать запахи и голоса родителей, окружающие цвета и прочие мелочи. Потеря мамы и папы отображается на подсознательном уровне. Ребенок больше не слышит родные голоса и чувствует изменения в режиме питания. У взрослых детей проявляется утрата шлейфом негативных эмоций и изменениями в поведении. Они могут демонстративно показывать свое презрение к людям, ненавидеть себя или окружающих и отталкивать социальных сотрудников, пытающихся помочь. Младенец сознательно еще не может представить реальный масштаб трагедии, поэтому изменения проявляются соматически. Для воспитателя не станет новостью расстройство питания, капризное поведение, постоянный плач, нарушение сна и плохой аппетит новорожденного, изъятого из семьи или утратившего родителей.

У годовалого ребенка уже имеется частичное представление о потере близкого человека. Неполное восприятие происходящего выражается соматически и эмоционально. Малыш проходит те же стадии, что и взрослые дети:

  • отрицание;
  • ярость;
  • плач;
  • депрессия;
  • примирение.

Проще происходит усыновление малышей, совсем недавно появившихся на свет. Они еще не успели привыкнуть к родным родителям, поэтому опекуны смогут их быстро заменить. На степень адаптации также влияет количество переездов младенца. Если приемная семья уже не первая, то привыкание пройдет быстрее. Замещающей матери лучше уйти в декрет, чтобы малыш смог привыкнуть к ее запаху и голосу. Постепенно он перестанет переживать и адаптируется к новой обстановке.

От 3 до 7 лет

С точки зрения педагогики, проще всего воспитывать детей от 3 до 7 лет. Ребенок уже разговаривает и может выполнять самостоятельно простые действия (ходить в туалет, следить за своей гигиеной, понимать слова взрослых). В памятках психологов такой возраст считается некритичным. Малыша еще можно перевоспитать.

Явным плюсом детей от 3 до 7 лет является желание быть любимыми и жить в семье. Уже при первом знакомстве многие малыши бросаются в объятия приемных родителей и называют их мамой и папой. Пробелов в образовании еще особых нет, поэтому при правильном подходе к воспитанию ребенок вырастет полноценным членом общества.

Несмотря на позитивный настрой при знакомстве, у сироты проявляется потеря мамы и папы соматически и психологически. Приемные родители замечают плохой аппетит, замедленную реакцию, недержание кала и мочи, приступы паники, агрессию. Самое сложное будет отучить малыша от привычек, полученных в Детском доме. Родителям придется привлекать его внимание полезной и интересной работой и познавательными играми. Если дитя делает что-то не так, то нужно описать суть проблемы и объяснить, как правильно следует поступить. Желательно все показывать на своем примере.

Высока вероятность появления новых проблем после определения малыша в детский садик. Попадание в незнакомый коллектив может спровоцировать обострение старых детдомовских привычек. Замещающим родителям стоит подумать о домашнем обучении, чтобы подготовить малыша психически и умственно к занятиям в школе.

От 7 до 12

Ребенок от 7 до 12 лет осознает потерю родителей в полной мере. Для опекунов подобная возрастная группа достаточно актуальна. Дети еще маленькие, но уже многое умеют. Приемным родителям необходимо будет выяснить, какие у малыша пробелы в образовании и заполнить их. Не менее важно поработать над социальными навыками. Специалисты утверждают, что формирование детдомовской манеры речи и пагубных привычек (воровать, курить, пить) наблюдается в каждом втором случае. Если неправильно выбрать стратегию воспитания, то опекун может напороться на агрессию и упрямство. Применение силы лишь вызовет гнев, страх и замкнутость в себе.

В целом ребенок вполне развит и понимает разницу между биологическими и замещающими родителями, поэтому он вполне лояльно отнесется к новой семье. Усугубить ситуацию может плохой опыт установления семейных связей в прошлом. К 10-12 годам над многими детьми не раз брали опеку. Постоянная смена места жительства приводит к ощущению ненужности и безнадежности. На этом фоне занижается самооценка, из-за чего изменяется характер в сторону удовлетворения лишь своих желаний. Приемные родители могут изменить ситуацию, проявляя заботу и ухаживая за малышом. Он должен почувствовать, что нужен и важен. Постепенно подопечный сможет адаптироваться к новой семье и будет дорожить ею.


Основной проблемой у детей 7-12 лет может стать недостаточный уровень образования. Ребенку предстоит продолжить обучение в школе, но из-за недостатка знаний проявятся комплексы, связанные с получением плохих оценок. Опекуны должны позаботиться об этом, нанимая репетиторов и дополнительно занимаясь с подопечным. Превращаться из любящего приемного родителя в строгого педагога не стоит, так как можно испортить выстроенные отношения с малышом. Необходимо знать меру и уметь вовремя поощрить школьника за хорошую работу и поведение. При правильном подходе пробелы в образовании быстро исчезнут.

От 12 до 18 лет

Из-за специфики характера и трудностей, возникающих в адаптационном процессе, детей старше 12 лет редко определяют в приемные семьи. Считается, что их нельзя уже исправить. По мнению специалистов, на развитие и поведение сирот вполне можно повлиять, проявляя заботу, любовь и нежность. Искренних и бескорыстных чувств детям, лишившимся родителей, не хватает больше всего, чтобы раскрыться.

С первого дня подростки кажутся равнодушными и меркантильными. На их лице нет ожидаемой радости от попадания в семью. Возникают чувства лишь со временем. Ребенок длительное время их прятал или вовсе не испытывал, проживая в Детском доме, поэтому нужно проявить терпение. Меркантильность проявляется в постоянных просьбах что-либо купить. Вырабатывается подобная черта характера годами. Находясь на содержании в детдоме, для ребенка взрослый человек становится лишь средством получения желаемого. Попадая в приемную семью, он продолжает также мыслить. Лишь со временем начнет вырабатываться чувство благодарности и желание ответить «добром на добро».

К 12 годам и старше у сирот существенно занижается самооценка. Подобное явление связано с частыми отказами опекунов и отправлением обратно в приют. Чтобы ребенок доверился вновь и раскрылся, приемные родители должны выстраивать отношения «на равных». Бесполезно пытаться переделать подростка насильно. Его взгляды на мир уже утвердились. Детские психологи советуют опекунам не стремиться сломать ребенка, а показать ему, другую сторону жизни. Узнав новую информацию и ощутив искренние чувства, подопечный сам потянется к приемным родителям и постепенно поменяет свое мнение по поводу многих вещей, ранее презираемых.

Этапы адаптации

Принято делить процесс адаптации приемного ребенка на 3 стадии. Ознакомиться с ними можно в таблице.

Этап Краткое описание
Знакомство Между приемными родителями и детьми начинается процесс «опережающей привязанности», то есть опекуны и подопечные стремятся показать свою любовь, которой еще нет. Длится стадия около 1 месяца.
Регрессия Первые впечатления уже забылись и раскрываются истинные черты характера. Начинается своеобразный процесс «притирки». Постепенно взрослые и дети все больше привязываются друг к другу и понимают, что пора находить компромиссы. Срок стадии варьируется от 2 до 4 месяцев.
Привыкание Приемные дети и опекуны уже привыкли друг к другу. В разговоре больше нет напряженности. Со стороны можно подумать, что идет малыш со своими родными родителями. Если достичь компромисса так и не удалось, то у ребенка усиливаются прежние недостатки (агрессия, страх, замкнутость в себе). Примерно через 1,5 года можно будет окончательно решить, смогли ли опекуны найти ключ к подопечным, или нет.


Длительность этапов адаптации варьируется в зависимости от ситуации. Многие дети определяются в приемную семью с ВИЧ-инфекцией, невралгией, пороком сердца и прочими патологиями. В данной ситуации основную роль играет не наследственность, а здоровье малыша и психоэмоциональное состояние. Для скорейшей адаптации потребуются консультации у лечащего врача и детского психолога.

Проблемы, возникающие в приемных семьях

В приемной семье из-за особенностей воспитания детей-сирот могут проявляться определенные проблемы:

Название Описание
Ощущение неуверенности в себе на фоне постоянного страха. Опекуны боятся, что не справятся со своими обязанностями.
Завышенное чувство ответственности за подопечного. Приемные родители не всегда могут решиться предпринять определенные действия в отношении ребенка из детдома, например, вызывают врача или скорую помощь при малейшей проблеме, с которой легко бы справились самостоятельно.
Не оправданные ожидания опекунов часто перерастают в депрессию. Связана проблема с совершенно иными представлениями о характере и поведении ребенка.
Трудности с принятием малыша в семью из-за его пробелов в воспитании и плохом характере. Опекунам не всегда удается проявить должное терпение, что ведет к отказу от детей.
Проблемы с освоением нового положения подопечного Родителям трудно привыкнуть, что у них новый ребенок и расценивать его наравне с родными детьми.
Разделение детей на «своих» и «чужих» Замещающие родители часто не замечают, как сравнивают кровных детей с приемными. Ребенок ощущает себя «плохим» и боится, что от него откажутся.
Уменьшение времени уделяемого на родных детей На ребенка-сироту, только лишь попавшего в приемную семью, уходит большая часть времени родителей. Они стараются показать свои чувства и всячески угождают подопечному. Родные дети начинают ощущать себя ненужными и намеренно совершают плохие поступки для привлечения внимания.

Методы налаживания контакта

Психологи советуют приемным родителям выяснить, что для нового члена семьи значит слово «любовь» и как он выражает ее, узнав ответы на следующие вопросы:

  • Каким образом малыш выражает свои чувства к окружающим?
  • Что желает ребенок больше всего?
  • На что жалуется малыш?

Узнать нужные сведенья можно, понаблюдав за подопечным во время игр, тщательно прислушиваясь к его словам и расспросив воспитателей. При правильном подходе к воспитанию получится добиться расположения малыша и решить возникшую проблему. Психологи для преодоления и предотвращения проблем создали перечень советов приемным родителям:


У приемных детей есть свои психоэмоциональные особенности, влияющие на скорость адаптации в новой семье. Во избежание проблем опекуны обязаны выстраивать стратегию воспитания, ориентируясь на возраст ребенка, пережитую им ситуацию и длительность проживания в детдоме. При возникновении неприятных ситуаций рекомендуется посоветоваться с детским психологом.

Период адаптации жизни семьи при усыновлении ребенка достаточно непрост. С одной стороны, может казаться, что главное - это просто любить ребенка, и тогда все проблемы и сложности решатся сами собой. Но это не совсем так. Дело в том, что в случае с приемным ребенком имеются некоторые отличия, которые делают адаптацию и жизнь семьи особенными. И тут важно не только любить ребенка, но и обладать нужной информацией и знаниями.

Нужно помнить о том, что в жизни каждого приемного ребенка случилось тяжелое событие – он потерял семью и родителей. Совсем маленькие дети (до года-двух) могут не помнить об этом осознанно, но, тем не менее, это все оставляет след в их жизни: у них может развиться расстройство привязанности, зачастую - отставание в развитии. Дети постарше переживают, как правило, сильный стресс, страх, боль потери одной из основ своей жизни. Это все не может не сказаться не только на их развитии, но и на психологическом состоянии, восприятии мира и себя в нем.

Именно поэтому приемным родителям важно иметь не только любовь к ребенку и общий позитивный настрой, но и определенные знания, а также готовность принимать помощь специалистов.

Проблемы с формированием привязанности

Будущим приемным родителям или опекунам нужно обязательно знать о нарушениях привязанности, возникающих у приемных детей. Эти нарушения – корень многих проблемных ситуаций, поэтому если родитель понимает, что происходит с его приемным ребенком, то ему легче сохранять самообладание самому, а также находить подход к ребенку и решать возникающие проблемы.

Привязанность – это желание поддерживать и сохранять близкие отношения с другим человеком. Это потребность в близости, в общении, доверии. Научно доказан такой факт, что эмоциональное тепло влияет на развитие детей. Забота и участие взрослого позволяет ребенку учиться у взрослых, доверять и людям, и миру как таковому. Если же у маленького ребенка не было опыта продолжительных близких отношений с одним человеком, либо эти отношения несколько раз прерывались и не восстанавливались, то его способность к поддержанию привязанности уменьшается или утрачивается, в связи с чем могут возникнуть, например, такие ситуации:

  • ребенок провоцирует, намеренно раздражает родителей, проверяет на прочность;
  • ребенок может вообще не допускать доверительных отношений ни с одним взрослым. Он закрыт, эмоционально холоден. Он не агрессивен, но избегает близких отношений;
  • ребенок то грубит и провоцирует, то ведет себя прямо противоположным образом – ищет ласки и внимания;
  • ребенок намеренно нарушает границы, не испытывает сочувствия, предпочитает, чтобы его боялись. В этих случаях могут наблюдаться жестокие и разрушительные действия;
  • ребенок ищет маму и папу во всех окружающих людях, готов быть со всеми ласковым. Качество здесь заменяется количеством.

Как правило, поведение ребенка с нарушением привязанности можно отнести к одному из типов, описанных выше. Родителям нужно знать, что практически все они корректируются, но требуется время, терпение, и иногда – помощь специалистов. Ситуации с жестоким, деструктивным поведением ребенка требуют отдельного контроля, потому что добиться социализации такого ребенка особенно сложно.

Нужно ли рассказывать ребенку о кровной семье?

Рассказывать ли ребенку о его биологических родителях, и как это делать – этот вопрос волнует практически всех приемных родителей. С одной стороны, может казаться, что разговор о кровных родителях вызовет грустные или неприятные воспоминания, и приемные родители этого избегают. Но если не говорить о чем-то – это не значит, что ребенок не будет об этом думать, и ситуация как таковая не изменится.

Первый вопрос – стоит ли вообще говорить ребенку о том, что он приемный. Этот вопрос, как правило, возникает в случае усыновления совсем маленьких детей, которые еще не могут осознанно помнить своих родителей.

Если отвечать на этот вопрос кратко, то специалисты по работе с усыновлением говорят однозначно – да, сообщать ребенку нужно. И это подтверждается десятками лет практики и тысячами семей, в которых возникали сложности именно из-за попыток сохранить тайну.

Некоторые приемные родители пытаются создать тайну, и тайна окутывает многих родственников и друзей семьи. Выросшие дети зачастую уже догадываются, что им что-то не говорят. Случаи, когда тайна все-таки становится явной, возникают часто, а вот последствия этого для ребенка (в любом возрасте, даже взрослого человека) очень тяжелы. У него страдает чувство доверия к миру, принадлежности к своему роду. Возникают семейные конфликты, иногда очень тяжелые. Может даже произойти разрыв с приемными родителями на эмоциональной волне. Поэтому вовремя и правильно рассказать ребенку о его кровных родителях – это путь к тому, что ребенок примет эту ситуацию наименее болезненно.

Чем раньше это будет сделано – тем лучше. Маленький ребенок воспримет это как данность, и потом просто постепенно будет взрослеть с этим. Может быть, он будет вспоминать об этом очень редко. Но в любом случае, эта информация уже не станет шоком для него и сама по себе не будет препятствием для формирования близких отношений с приемной семьей.

Если приемные родители чувствуют какое-то неудобство, страх, стыд рассказать об этом, то лучше сначала разобраться со своими чувствами и их причиной. Как правило, во всех органах опеки есть школы приемных родителей, где психологи специализируются именно на этих темах. Можно консультироваться и в других психологических службах. Главное, чтобы приемный мама или папа смогли вновь обрести уверенность и спокойствие.

Три стадии адаптации

Существуют три условных стадии, которые проходит семья, взявшая приемного ребенка.

Первая – идеализация

И ребенку, и приемным родителям будущая жизнь рисуется в радужном свете. Все стараются друг другу понравиться. Это важная стадия, и завышенные ожидания несколько сглаживают перемену среды для ребенка и помогают наладить контакт.

Не более чем через месяц-два появляются неизбежные конфликты, ведь ребенку приходится адаптироваться к новым правилам, а родителям – менять и свою жизнь. И начинается следующая стадия...

Адаптация в семье

Теперь уже ребенок может демонстрировать и страх перед привязанностью к новым людям, и проверять новые правила на прочность, и усиленно тосковать по кровной семье или детскому учреждению. Дети могут не слушаться, проявлять агрессию.

Здесь от приемных родителей понадобится максимум терпения, настойчивости, гибкости, умения строить диалог, искать компромиссы. Эта стадия длится около 6 месяцев, и в результате в семье должно появиться чувство общности и доверия.

После этого конфликтного и сложного периода, как правило, наступает более стабильное состояние, когда и ребенок встроился в новый распорядок, и семья приняла ребенка. На этом этапе можно разговаривать с ребенком о его прошлом, создавать новые семейные традиции и правила.

Утешение и поддержка

Почти все дети, покидающие сиротские учреждения, испытывают чувство грусти. Они могут переживать и об утрате своей кровной семьи, и о расставании с друзьями из ставшего привычным сиротского учреждения, и просто о сложности адаптации в новом месте. Родителям нужно дать возможность выплакать, выразить свои чувства, и при этом быть рядом, постараться успокоить ребенка и показать свою поддержку, заботу и внимание.

Распорядок дня и новые правила

Ребенку сложно адаптироваться, поэтому нужно максимально понятно, подробно, спокойно рассказывать о новых правилах, о распорядке дня. О том, что будет в каждый день недели. Эта определенность поможет ребенку почувствовать себя более уверенно и спокойно.

Взрослым нужно помогать ребенку и поддерживать его. Помогать собирать вещи в школу, планировать график.

Забота о физическом здоровье, одежде и личных вещах

Желательно учесть предпочтения ребенка в еде, узнать, что ему нравится. Помочь ему уснуть вечером, побыть с ним рядом. Может быть, он не привык спать в комнате один – тогда можно временно включать ночник, открывать дверь или спать с ним в комнате. Такая простая забота может значительно облегчить адаптацию ребенка.

Ожидание ответной любви приемного ребенка

Родители могут проявлять инициативу в своей ласке, заботе, выражении любви и тепла, но не ждать ответной реакции от ребенка. Это вполне нормально, что она появится не сразу. Проявление своих чувств нужно тоже отслеживать – например, если ребенку неприятны объятия, можно просто сначала брать его за руку.

Воспоминания ребенка

Ребенок может тосковать по своему прошлому. Если он не помнит его – он может придумывать вымышленные факты. Ребенку важно иметь представление о своем прошлом, а у некоторых детей из детского дома абсолютно нет никакой информации, кроме имени родителя и места жительства. Возникает как будто пробел, пустое место. И это плохо сказывает на формировании психики ребенка.

Именно для этого приемная семья может создавать коллажи, картинки и даже вымышленные фотоальбомы, где будет собрано все, что так или иначе касалось жизни ребенка. Фотографии его города, картинки, как могли выглядеть его родители. И в этой истории его жизни будет и момент появления его в новой семье и фотографии его взросления. Таким образом, можно рассказать ребенку, что есть кровные родители, у которых он родился, и есть семья, в которой он будет расти как родной ребенок.

Конечно, тема усыновления и адаптации ребенка в семье очень обширна, и мы рассмотрели только некоторые вопросы. Главное, что будущие приемные родители должны готовиться к усыновлению заранее, читать литературу, посещать специальные занятия. Это поможет пройти период адаптации как можно более легко и быстро и создать в семье атмосферу тепла и доверия.

Первые дни в новой обстановке и с новыми людьми, в зависимости от возраста и темперамента ребенка, могут стать большим стрессом. Поэтому психологи рекомендуют родителям отнестись и к ребенку и к самим себе особенно бережно и внимательно, не форсировать события. Желательно какое-то время повременить с шумными праздниками с участием родственников и друзей семьи, которые хотели бы посмотреть на ребенка и поприветствовать его.

Первые хлопоты

Встать на учет в органах опеки по месту жительства, сделать ребенку регистрацию, отдать документы в школу – столько дел! Конечно, никто не любит бумажную волокиту, но все-таки это приятные хлопоты, знакомые всем родителям.

Помимо федеральных льгот и выплат, которых немного, вам полагаются региональные, и их список нужно уточнять в отделе соцзащиты по месту жительства либо проверить соответствующие региональные документы самостоятельно.

Льготы и выплаты, в зависимости от региона, могут быть самыми разными. От путевок на отдых и бесплатных обедов в школе до льгот по оплате коммунальных услуг и выплат на канцелярские товары школьникам.

Подробнее о выплатах и других вопросах после усыновления и после установления опеки можно почитать на сайте юриста Ольги Митиревой.

Маме надо работать

Нередко перед приемными родителями стоит вопрос: можно ли отдать ребенка в садик или нанять ему няню? Во-первых, надо не забывать о праве усыновителей и опекунов взять отпуск по уходу за ребенком до трех лет (это право не распространяется на опекунов, заключивших договор о приемной семье и получающих дополнительную компенсацию за свой труд приемного родителя). Насчет детского садика специалисты по семейному устройству и психологи единодушны – по возможности нужно избежать этого варианта и оставить ребенка дома, особенно это касается периода адаптации к новой семье (1-2 года).

Если и папе и маме действительно необходимо выйти на работу, можно использовать услуги няни. Подробнее о том, почему стоит отказаться от садика, можно почитать в статье одного из самых опытных специалистов по семейному устройству в нашей стране Алексея Рудова

Стоит ли записывать ребенка на развивающие занятия, развлекательные кружки, чтобы компенсировать то время, когда ему это было недоступно? Конечно стоит. Только желательно делать это не сразу после принятия ребенка в семью, а чуть попозже, когда он освоится с новой обстановкой и привыкнет к вам. Когда окружающий мир станет для ребенка знакомым, а значит безопасным, он сможет наконец-то переключиться на развитие и усваивать новые навыки.

Ребенок не «чистый лист»

Даже если вы взяли в семью младенца, которому всего несколько месяцев, когда он подрастет, от него не стоит утаивать то, что вы приемные родители, а не биологические. И чем раньше он привыкнет к той мысли, что у него не один комплект мамы с папой, а целых два, тем легче он воспримет эту информацию.

Лучше всего впервые упомянуть об этом, когда ребенок только начинает говорить. Конечно, не нужно сообщать трагических подробностей, в этом возрасте они совсем не нужны. Есть тематические сказки, например, «Сказки про Марту» детской писательницы Дины Сабитовой. Сказок в этой книжке две – первая «Клад» — для детей 3-6 лет, а вторая «Музей» – рассчитана на возраст 6-9 лет, когда детям нужно больше ответов.

Часто дети подозревают о том, что они приемные, и испытывают облегчение, когда родители наконец раскрывают «секрет». О том, почему не стоит хранить скелет тайны усыновления в своем шкафу, очень наглядно рассказывает психолог Мария Пичугина (Капилина): .

С ребенком постарше можно сделать «Книгу жизни». Благодаря «Книге жизни» история ребенка до того, как он пришел в вашу семью, станет для него более ясной и перестанет пугать его и мешать добиваться успехов в его новой жизни. О том, как делать «Книгу жизни», рассказывает психолог центра «Про-мама» Татьяна Панюшева в .

Стоит ли бояться кровных родителей?

Еще одна болезненная тема – общение ребенка с кровными родственниками. Если ребенок никогда не знал своих биологических родственников, то в подростковый период (период самоидентификации) он обязательно захочет узнать о них больше и встретиться с ними. По мнению психологов, этого не стоит бояться. Чаще всего после таких встреч дети понимают, что у них гораздо больше общего с приемными родителями, чем с кровными. Психолог Ирина Гарбузенко отмечает: «Я в своей практике еще ни разу не встречала такого случая, чтобы усыновленные дети возвращались к кровным родственникам. Такое бывает разве что в кино и сериалах».

По закону встречи с кровными родственниками возможны, если они – в интересах ребенка (п. 5 ст.148.1 Семейного кодекса: «Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка»).

О том, почему ребенку важно общение или хотя бы спокойное отношение к кровным родственникам, описано в книге психолога Людмилы Петрановской «Дитя двух семей» .

Возрастные кризисы и трудное поведение детей

Не секрет, что стандартные возрастные кризисы у приемных детей могут проходить более болезненно, чем у детей, которые с рождения воспитывались в родной семье. Тут можно посоветовать собрать как можно больше информации об этих кризисах и быть готовыми обратиться к специалистам-психотерапевтам, если все будет проходить слишком тяжело для ребенка и/или для вас. Безусловно, если у вашего ребенка был опыт физического или сексуального насилия – у вас не получится самостоятельно залечить его раны. Это обязательно должен делать сторонний специалист, который специализируется на такого рода травмах.

К счастью, сейчас очень много литературы и общественных организаций, помогающих приемным семьям. Конечно, в крупных городах таких возможностей больше, но радует то, что количество источников получения такой помощи увеличиваются с каждым днем. О возможностях в вашем регионе нужно узнать в органах соц. защиты, у знакомых приемных родителей или поискать в интернете.
Например, приемные родители могут получить бесплатные онлайн консультации специалистов по семейному устройству по Skype в нашем фонде: .

Полезные материалы:

— О том, какие проблемы возникают у приемных детей в школе и почему они так часто говорят, что не любят учиться – вебинар Натальи Стёпиной .

— Актуальный вопрос, почему дети берут чужое, почему в большинстве случаев это нельзя называть воровством, и как вести себя в такой ситуации родителям, рассматривается в вебинаре .

— Как пережить переходный возраст ребенка? Об этом – вебинар психолога Катерины Дёминой .

— Иногда кризис приходит со стороны. Например, подросток может возобновить общение с кровными родителями (которые временно перестали употреблять алкоголь) и начинает разрываться между своей настоящей, любящей семьей и биородителями. Это очень тяжело как для ребенка, так и для всей семьи. Больше статей и блогов родителей о периоде адаптации вы сможете найти на нашем сайте по тегу .

— Своим опытом о принятии детей на нашем сайте делятся десятки родителей. Ежедневно публикуются блоги и истории семей. Следить за новыми статьями вы можете в разделе .

— В разделе « » мы подготовили для вас короткие информационные материалы о детях с особенностями развития:

— В разделе можно посмотреть фильмы о приемных семьях.

Берегите себя, вы нужны своим детям

«Наденьте кислородную маску сначала на себя, а потом на ребенка». Это правило безопасности лучше соблюдать, ведь ресурсы родителей не бесконечны, их обязательно нужно восполнять. Только своим примером счастливые родители смогут показать детям, что такое быть счастливыми.

Для восполнения ресурсов нужно использовать все возможности: общаться с близкими по духу приемными родителями онлайн и лично; чаще отдыхать (спасибо бабушкам и дедушкам, няням и просто путевкам в санаторий), не позволять себе забывать о своих увлечениях и хобби, о вещах и занятиях, которые вас радуют и дают вам силы. Наш вебинар подробнее рассказывает об этом.

И под конец хочется сделать признание в любви приемным родителям: Мы вас любим!

Каждый день вы занимаетесь подчас невероятно тяжелой, но бесценной для детей и всего нашего общества работой – вы стали родителем ребенку, шансы которого на нормальную жизнь после детского дома практически равнялись нулю. Вам есть чем гордиться, и когда-нибудь наше общество придет к этому пониманию, с каждым годом есть изменения в лучшую сторону.
Вы делаете наших детей и всё наше общество лучше и счастливее. Спасибо вам, что вы есть!

  • Добавить в избранное 6

Если вы усыновили ребенка, ваша семья неизбежно будет чем-то отличаться от большинства американских семей. Вы готовились к появлению ребенка в вашем доме несколько иначе, чем большинство родителей. Ваш ребенок появился у вас не в результате беременности, как это обычно бывает, а после длительной судебной процедуры, связанной с усыновлением. У вашего ребенка есть биологические родители и другие родственники, не являющиеся членами вашей семьи. Возможно, ваш ребенок совершенно не похож на вас (цвет глаз, расовые особенности, черты характера и темперамент - все это он унаследовал от своих биологических родителей). Ваш ребенок может вырасти непоседливым, общительным, шумным, в то время как вы сами обладаете спокойным, сдержанным характером и предпочитаете проводить время в кругу семьи. Если вы занимаетесь интеллектуальным трудом, ваш ребенок, напротив, может проявить склонность к физическим упражнениям, к работе на свежем воздухе. Конечно, такие различия между детьми и родителями встречаются в большинстве семей, однако для приемных родителей и их детей эти различия приобретают особое значение.
Если вы усыновили ребенка младшего школьного возраста, вы можете столкнуться с определенными проблемами, поскольку в этом возрасте ребенок уже усвоил определенные стереотипы поведения. Некоторые дети в своей прошлой жизни не получали даже самого элементарного медицинского ухода, а иногда и просто голодали. Многие дети подвергались физическому насилию со стороны взрослых, и пережитая психологическая травма серьезно повлияла на их нравственное и психическое развитие. Иногда приемным родителям достаточно просто окружить ребенка любовью и заботой, и его поведение очень быстро приходит в норму. В некоторых случаях, однако, приемным родителям целесообразно будет проконсультироваться с детским психиатром. Последствия душевной травмы, полученной в раннем детстве, иногда проявляются самым неожиданным образом.
Дети, как правило, очень быстро привязываются к своим приемным родителям и прекрасно чувствуют себя в новой семье. Тем не менее приемные родители ощущают, что их семья все же несколько отличается,от большинства американских семей. Иногда приемные родители и их дети оказываются в социальной изоляции. Семья, где родители воспитывают приемного ребенка, действительно отличается от большинства американских семей, это неоспоримый факт, с которым необходимо считаться. Ваша семья, как и множество других семей, безусловно, справится со всеми возникающими на вашем пути трудностями и проблемами.

Как объяснить ребенку, что его усыновили

Приемный ребенок обязательно должен знать правду о своем происхождении.

Если ваш приемный ребенок уже пошел в школу, вам необходимо как можно скорее поговорить с ним о его происхождении. Ни в коем случае не скрывайте от ребенка факт усыновления. Когда приемный ребенок не знает, что его усыновили, он все равно интуитивно ощущает свою непохожесть на других детей, и это ощущение может серьезно повлиять на его мировосприятие. Чем дольше вы откладываете неприятный для вас разговор, тем сложнее вам будет провести его. Помимо всего прочего существует вероятность, что ребенок узнает о своем происхождении от кого-нибудь другого (например от соседского мальчишки).
Ваша новость может расстроить, огорчить ребенка, но это нормальная, естественная реакция. Позвольте ребенку открыто выразить свои эмоции. Скажите ему, что вы понимаете и уважаете его чувства, при этом обязательно подчеркните, что вы и ваш супруг очень любите его. Объясните ребенку, что его семья - это ваша семья, так было и будет всегда.
Иногда приемные родители просто отказываются воспринимать тот факт, что их приемный ребенок не является их биологическим сыном или дочерью. Некоторые родители испытывают своего рода комплекс неполноценности из-за того, что не могут иметь детей, поэтому они всячески избегают разговоров на эту тему со своим приемным сыном или дочерью.

Иногда приемным родителям кажется, что они должны пощадить чувства своего ребенка, боясь причинить ему боль. Некоторые родители опасаются, что после откровенного разговора их ребенок замкнется в себе, начнет отдаляться от них. Родители думают: «А вдруг мой сын скажет: «Я не хочу больше жить с вами, я хочу вернуться к своим настоящим родителям»?» Подобная реакция со стороны ребенка встречается, однако, крайне редко. Даже если ребенок произносит подобную фразу, это не означает, что он действительно намерен расстаться со своими приемными родителями.
Желательно, чтобы ваш ребенок узнал правду о своем происхождении еще до поступления в школу. Если ваш малыш поймет, что вы ничего не скрываете от него, ваши взаимоотношения станут по-настоящему теплыми и доверительными. Таким образом, постарайтесь отбросить все,свои страхи и сомнения, будьте предельно откровенны с ребенком.
Узнав о своем происхождении, ваш ребенок неизбежно начнет задавать вопросы, причем поток таких вопросов может не иссякать в течение нескольких недель и даже лет. Это вовсе не означает, что ребенок стал хуже относиться к вам. Воспринимайте все его вопросы как нормальную, естественную реакцию. Чем чаще ваш ребенок обращается к вам с вопросами, тем глубже становятся ваши взаимоотношения.
Ваши ответы должны быть прямыми, искренними, однако при этом вы обязательно должны учитывать уровень интеллектуальной зрелости вашего ребенка. Во многих случаях ваши ответы будут зависеть от того, насколько четко ваш ребенок представляет себе саму процедуру усыновления. Не следует полностью игнорировать некоторые вопросы вашего ребенка, однако не стоит- и придавать им слишком большое значение. Честно признайте для себя тот факт, что ваша семья несколько отличается от большинства американских семей. Не следует, однако, и чрезмерно преувеличивать эти различия, сознательно подчеркивать их. Ребенку необходимы любовь, внимание и забота, и при этом совершенно не имеет значения, живет он с биологическими или приемными родителями. Его образ жизни практически ничем не будет отличаться от образа жизни его сверстников.
Если после разговора с вами ребенок замкнулся в себе, не принуждайте его к общению - пусть некоторое время он побудет наедине со своими мыслями. Если в течение нескольких недель ребенок не задал вам ни одного вопроса, попробуйте начать разговор с ним. Скажите ему например следующее: «После нашего последнего разговора ты больше не затрагивал эту тему. У тебя, наверное, возникли какие-то мысли по этому поводу. Ты хочешь узнать что-нибудь о своих настоящих родителях? Может быть, ты хочешь задать мне какие-то вопросы?» В общении с вами ребенок должен чувствовать себя свободно и комфортно.
Не оставляйте ребенка наедине со своими мыслями. Вы можете затронуть интересующую вас тему мягко и ненавязчиво. Например, в день рождения ребенка вы можете самым естественным образом вспомнить о его биологических родителях. «Твоя настоящая мама, наверное, сегодня тоже вспоминает о тебе. Она может гордиться тобой». Приводя в порядок одежду ребенка, скажите ему: «Эти широкие плечи ты наверняка унаследовал от своего отца. Я помню, при нашей первой встрече с ним......
Вашему приемному ребенку предстоит пережить несколько этапов адаптации к своему необычному социальному статусу. Ребенок 5-7 лет может, например, понять, что у него две мамы и двое пап, однако истинная сущность процедуры усыновления остается для него еще не совсем ясной. В этом возрасте ребенок обычно спрашивает, почему он не может жить со своей настоящей матерью. У малыша могут возникнуть тревожные мысли типа: «Моя первая мама меня бросила, значит, и моя вторая мама может.бросить меня».
Когда ребенок становится старше (возраст от 7 от 9 лет), он начинает лучше понимать, что такое усыновление. В этом возрасте ребенок, как правило, начинает задавать вопросы о своих биологических родителях. Ребенок пытается нарисовать себе как можно более детальный образ своей настоящей семьи. Конечно, этот образ - всего лишь детская фантазия. Ребенок создает в своем воображении образы своих настоящих родителей, придумывает различные ситуации, в которых могли бы оказаться его отец и мать.
Дети среднего школьного возраста (от 9 до 12 лет) начинают интересоваться своей внешностью, одеждой. Ваш приемный ребенок может например спросить вас, почему его волосы или глаза темного цвета, а у вас светлые. Ребенок начинает всерьез интересоваться своими биологическими родителями и той культурной средой, из которой он вышел. Вам придется ответить на множество вопросов вашего приемного ребенка (о биологических родителях, других родственниках, «генеалогическом древе» и т.п.).

Особенности взаимоотношений детей и приемных родителей

Ваш приемный ребенок - это ваш ребенок в полном смысле этого слова. Тем не менее тот факт, что у вашего ребенка имеются биологические родители, накладывает на ваши взаимоотношения особый отпечаток. Ваш ребенок, если можно так выразиться, принадлежит не только вам, но и своему прошлому.
В большинстве случаев у усыновляемых малышей имеются биологические родители и во многих случаях приемные родители знают о них. Иногда биологические родители живут неподалеку и поддерживают контакт со своим ребенком.
Дети среднего школьного возраста будут практически ежедневно задавать вам вопросы о своих биологических родителях - в этом возрасте у детей возникает множество причудливых фантазий. Приемным родителям, как правило, удается справиться с этой непростой ситуацией. В этом возрасте ребенок переживает психологический и эмоциональный стресс, связанный с его социальным статусом приемного ребенка. Ребенок может озадачить своих приемных родителей такой например фразой: «Мои настоящие родители никогда бы так не поступили!» Иногда ребенок произносит подобные фразы в пылу спора, желая таким образом повлиять на своих приемных родителей и заставить их пойти на уступки. Не стоит паниковать, если у вашего ребенка в запале вырвалась одна из таких фраз. Это нормальное, естественное поведение: ребенок таким образом пытается адаптироваться к своей нестандартной семейной ситуации. (Дети, которые живут со своими биологическими родителями, точно так же испытывают своих родителей «на прочность».)

Повзрослев, ваш ребенок наверняка захочет как можно больше узнать о своих биологических родителях; иногда подростки даже отправляются на поиски своих настоящих родителей. Причиной такого поведения может быть простое любопытство, а в некоторых случаях подросток стремится получить максимальное полное представление о себе как о представителе той или иной культуры.
В современном мире существует множество способов отыскать своих близких: ребенок может обратиться в агентство по усыновлению, в группу социальной поддержки, к адвокату или к независимому посреднику. Иногда приемные родители испытывают страх при мысли, что их ребенок может встретиться со своими биологическими родителями. Тем не менее такой интерес со стороны ребенка является совершенно естественным для его возраста. Каждый из нас хочет знать о своем происхождении, о своих корнях, однако в большинстве случаев приемные дети прекрасно понимают, что у них осталось очень мало общего с их биологическими родителями.

Какова реакций ваших родственников на усыновление ребенка?

Если вы приняли решение усыновить ребенка, ваши ближайшие родственники должны воспринимать его как полноправного члена семьи. К сожалению, в некоторых случаях приемным родителям приходится сталкиваться с недоброжелательным отношением своих ближайших родственников к приемному ребенку.

Если вы обращаетесь с ребенком как с полноправным членом своей семьи, он почувствует себя по-настоящему любимым и желанным. Но если ваши родители, братья, сестры и другие родственники не воспринимают ребенка как полноправного члена вашей семьи, вам необходимо серьезно поговорить с ними. Объясните вашим родственникам, как важно вашему ребенку ощущать себя полноправным членом своей новой семьи. Не допускайте никаких компромиссов в этом вопросе, так как вашей главной заботой должно стать благополучие вашего ребенка.

Соперничество между приемными и родными детьми

В некоторых семьях родители воспитывают как приемных детей, так и собственных (биологических). Иногда в подобной ситуации между детьми возникают конфликты, появляются взаимные претензии, обиды. Запомните: дети в этом возрасте всегда найдут повод для ссоры.
Каждый ребенок в вашей семье должен знать свое происхождение и происхождение своих братьев и сестер. Вы и ваш супруг должны одинаково относиться ко всем детям независимо от их происхождения.
В некоторых случаях этническое происхождение может стать причиной ярко выраженных различий между вашими детьми (эти различия могут затрагивать как интеллектуальную, так и физическую сферу). Например, если ваш приемный ребенок едва справляется со школьной программой, а ваш биологический ребенок получает только отличные оценки по всем предметам, напряженность в их взаимоотношениях может еще больше усилиться из-за этнических различий. Ситуация может еще больше осложниться, если в вашей семье имеется хронически больной ребенок или ребенок с ограниченными физическими возможностями. Иногда приемный ребенок с самого начала ощущает себя чужаком, он понимает, что совершенно не похож на своих братьев и сестер. Если братья и сестры при этом демонстрируют свое превосходство в каких-то областях (наука, искусство, спорт), приемный ребенок может почувствовать себя отвергнутым, ему может показаться, что он не является/полноправным членом вашей семьи.
Постарайтесь найти в каждом из своих детей (будь то приемный ребенок или биологический) определенные достоинства, сильные стороны. Воспитывайте ребенка, опираясь на его сильные стороны, на положительные качества его характера. Мудрая мать однажды сказала своему ребенку: «Я понимаю, тебе сейчас трудно, у тебя проблемы с математикой. Но я знаю, ты справишься с этим. Ты сможешь справиться не только с математикой, но и с множеством других проблем».
Воспитывая приемных детей, никогда не забывайте, что дети всегда остаются детьми независимо от их этнического и социального происхождения, а приемные родители - это прежде всего родители. Ребенок - это большая радость для родителей, и ваш приемный ребенок подарит вам эту радость, а вы будете, как любые отец и мать, дарить своему ребенку ласку и нежность. Любовь и преданность вашего ребенка останутся с вами на всю жизнь.

Приемный ребенок и проблема дисциплины

Иногда приемные родители не осмеливаются предъявлять своему приемному ребенку какие бы то ни было требования. Родители относятся к приемному ребенку гораздо снисходительнее, чем относились бы к своему родному сыну или дочери. Если приемный ребенок проявляет упрямство, непослушание, родители реагируют на это гораздо мягче, чем следовало бы.
Каковы же причины такого поведения родителей? Иногда приемные родители боятся утратить привязанность своего ребенка - им кажется, что он разлюбит их, если они будут обращаться с ним чересчур сурово. В некоторых случаях приемные родители чувствуют себя не вправе брать на себя роль воспитателя.
Такое поведение означает, что приемные родители не выполняют своих прямых родительских обязанностей - воспитывать ребенка, то есть предъявлять ему определенные требования и в то же время помогать адаптироваться к этим требованиям. Вам следует задуматься о том, какие причины не позволяют вам в полной мере выполнять свои родительские обязанности. Может быть, вы боитесь, что ребенок отдалится от вас и подарит свою любовь и привязанность своим настоящим родителям? Такие ситуации нередко возникают, если биологические родители ребенка проживают неподалеку и ребенок поддерживает с ними связь.
Запомните: ваш ребенок - это именно ваш ребенок, хотя вы и не являетесь его биологическим отцом или матерью. Это означает, что вы имеете полное право сказать ребенку: «Тебе пора отправляться в постель» или «Не трогай игрушки своего брата!» Сможете ли вы стать настоящим отцом или матерью для своего ребенка - это зависит целиком от вас.
Если вы услышали из уст вашего ребенка: «Я не обязан вам подчиняться, вы не мои настоящие родители», ответьте ему так: «Мы с мамой - твои настоящие родители, просто мы не являемся твоими биологическими родителями». Родители - это те люди, которые воспитывают ребенка, окружают его заботой и любовью. Именно это вы и делаете на протяжении многих лет.

Приемные дети из других стран

Многие американцы усыновляют детей из других стран. Если вы приняли решение усыновить ребенка другой расы и другой культуры, вашей многонациональной семье придется приложить немало усилий, чтобы ваш приемный ребенок смог успешно адаптироваться в незнакомой для него культурной среде. Вы должны будете позаботиться о том, чтобы ваш приемный ребенок знал историю и культуру своего народа, гордился своим происхождением. Если в ребенке с раннего детства воспитывается уважение к чужой культуре, впоследствии он сможет успешно противостоять дискриминации и расовым стереотипам.
Ниже мы приводим несколько полезных советов для тех родителей, которые воспитывают в своей семье ребенка другой национальности.

  • Повседневная жизнь вашей семьи должна иметь ярко выраженную «многонациональную» окраску. Пусть ваши дети носят национальную одежду, играют в национальные игры. В интерьере вашего дома должны присутствовать национальные мотивы, а на столе - блюда национальной кухни. Не забывайте и об этнической музыке: она зачастую может рассказать о культуре другого народа гораздо больше, чем самые красивые слова.
  • Следите за новостями той страны, уроженцем которой является ваш ребенок, будьте в курсе происходящих там событий.
  • Регулярно посещайте выставки национальных художников, концерты этнической музыки, магазины национальной одежды, рестораны с национальной кухней -ваш ребенок должен иметь возможность погрузиться в культуру своего народа.
  • Заведите друзей в местной этнической общине - тем самым вы продемонстрируете уважение к той стране, уроженцем которой является ваш ребенок, ее культурным и духовным ценностям.
  • Подберите для своего ребенка книги на его родном языке, читайте их вместе с ребенком.

Многие современные семьи с большим сочувствием относятся к воспитанникам детских домов, понимая, как тяжело малышам без родительской ласки и семейного уюта. Именно поэтому приёмный ребёнок в семье – явление довольно распространённое. Неродных детей воспитывает не одна сотня пар.

Ещё больше семей задумывается над вопросом принятия в свой дом малыша.

Женский сайт «Красивая и Успешная» посвящает данную статью этим семьям, чтобы помочь им принять правильное решение и подсказать, как строить отношения с маленьким человечком, который уже так много испытал за свой короткий жизненный опыт.

Пожалуй, разговор на эту тему стоило бы начать с того, что семье, решившейся на усыновление сироты или на опеку над детдомовским малышом, придётся очень непросто. И самым главным источником сложностей будет вовсе не сам ребёнок.

Проблемы в отношениях между приёмными родителями и детьми появляются в первую очередь из-за стереотипов о воспитанниках детских домов, на которых взрослые несправедливо навешивают негативные ярлыки.

Поэтому прежде, чем взять приёмных детей в семью, необходимо понять, почему дети из приютов отличаются от своих сверстников, растущих в семьях.

Особенности развития детей, живущих в детском доме

Для нормального развития новорожденного малыша очень важно, чтобы мама чаще брала его на руки, ласкала, разговаривала с ним. У детей в домах малютки всего этого нет. Нянечки стараются не обделить вниманием ни одного ребёночка, деток хорошо кормят и тепло одевают.

Но контакта с одним определённым человеком у детей-сирот нет. Это негативно отражается на их развитии.

К сожалению, у малышей, растущих без родительской заботы, часто наблюдаются такие отклонения в психике:

  1. Задержка психического и физического развития, слабый иммунитет. Наблюдения показывают, что груднички из дома малютки болеют чаще своих ровесников, окружённых заботой мамы и папы. Такие детки позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, разговаривать.
  2. Повышенная , нарушения сна, агрессивность. Дети дошкольного возраста, живущие в домах малютки, могут быть плаксивыми и беспокойными. Пытаясь справиться с психологическим дискомфортом, они могут подолгу раскачиваться из стороны в сторону, лёжа в кроватке, монотонно завывать. Ребёнок, попавший в приёмную семью из дома малютки, первое время может буквально не слезать с рук на протяжении целого дня.
  3. Неумение строить отношения со взрослыми людьми и ровесниками. Сайт сайт предупреждает: прежде, чем взять приёмного ребёнка в семью, где уже растут другие дети, родители должны подготовить к этому собственных сыновей и дочерей, объяснив им, что у приёмного братика раньше не было почти ни одной собственной вещи, и он пока не понимает, что такое собственная территория.

Отклонения, перечисленные выше, – вовсе не результат какой-то врождённой патологии или плохой наследственности, как часто думают люди, которые совершенно не разбираются в психологии детей.

Задержка в развитии, тревожность, неадекватность – это всё плоды социальной запущенности. И чем раньше ребёнок из приюта попадёт в семью, тем легче и быстрее будет проходить процесс коррекции всех этих дефектов.

Адаптация приемного ребенка в семье

Длительность периода адаптации в новой семье воспитанника детского дома будет зависеть, в первую очередь, от его возраста и предыдущего жизненного опыта. Совсем маленькие дети в возрасте до 3-х лет привыкают к семье довольно быстро, они способны полюбить приёмных родителей, как родных.

Если же ребёнок находился в детском доме до 6-7 лет или дольше, привыкать к новым условиям жизни ему будет трудно.

Как утверждают психологи, процесс адаптации приёмного ребёнка в семье делится на несколько периодов.

  1. Так называемый «Медовый месяц». Часто малыши, у которых осуществилась мечта о маме, первое время пребывают в состоянии радостного возбуждения. Из-за огромного количества новой информации и впечатлений приёмный ребёнок не может сразу запомнить, как зовут новых родителей, где находятся вещи в квартире. Но такая забывчивость вовсе не говорит о плохой памяти малыша. Постепенно ребёнок, привыкнув к новой обстановке, начнёт проявлять свой характер.
  2. Период «Возврата в прошлое». Познакомившись с новым ладом жизни, ребёнок снова возвращается к привычкам, которые были сформированы у него раньше. Ребёнок, попавший в приёмную семью, может вспомнить о ритме жизни в детском доме, сильно измениться, стать снова замкнутым или наоборот слишком активным, назойливым. Замещающие родители должны понимать, что в этот период им категорически нельзя:
    • показывать малышу своё недовольство им;
    • наказывать его слишком строго;
    • сравнивать его с другими детьми;
    • зацикливаться на недостатках ребёнка.

    Для того, чтобы успешно преодолеть все трудности периода «Возврата в прошлое», замещающим родителям нужно понять, почему ребёнок так себя ведёт.

    Возможно, он боится снова оказаться в детском доме или же просто ищет ту линию поведения, которая бы понравилась его новым родителям. Семья должна помочь приёмному ребёнку преодолеть этот период, принимая его таким, какой он есть, не требуя от него слишком многого. Спокойное поведение родителей, их достаточное внимание, ласка, умеренная строгость и справедливость – залог успешного перехода к новому периоду адаптации.

  3. Стадия «Привыкания». Этот период ещё называют «медленным восстановлением», поскольку дети могут буквально «расцветать», изменившись в лучшую сторону. Приёмный ребёнок на этой стадии начинает наконец вести себя естественно, исчезают его зажатость, скрытность, недоверчивость. Он принимает активное участие в жизни семьи, чувствует себя её полноправным членом.

Воспитание приёмных детей в семье после их полного привыкания никак не отличается от воспитания родных сыновей и дочерей. Оно должно быть направлено на формирование самостоятельной личности, способной принимать решения и отвечать за свои поступки.

Кому стоит брать приемного ребенка в семью

Существует несколько самых распространённых причин, по которым люди берут в свою семью приёмного ребёнка.

  • Отсутствие родных детей. Пары, отчаявшиеся дождаться собственного малыша, усыновляют или удочеряют сироту. Это укрепляет отношения между супругами, делает дом полной чашей. Между приёмными детьми и замещающими родителями возникают такие же отношения и чувства, как между родными людьми. Таким образом, приёмный ребёнок – это шанс сделать бездетную семью по-настоящему счастливой.
  • Желание подарить тепло своей большой души малышу, оставшемуся без родителей. Есть люди, которые просто не могут пройти мимо чужой беды. Они особенно отзывчивы и добры, а также очень любят детей. Обычно такие семьи берут приёмных детей, потому что считают: чем больше в семье сыновей и дочек, тем она счастливее и сильнее.
  • Желание изменить общество к лучшему. Каждая семья, принявшая сироту, делает немалый вклад в улучшение общества. Ведь воспитанники детских домов часто повторяют судьбу своих родителей и отказываются от собственных детей. Ребёнок, попавший в приёмную семью, в которой он чувствует себя любимым и нужным, разрывает эту порочную цепочку.

Да, воспитание приёмного ребёнка – это очень непростая работа, для которой потребуется много терпения и сил, прежде всего, душевных. В то же время взятие под свою опеку сироты является делом благим и богоугодным.

Известно немало случаев, когда бездетной маме, приютившей малыша из детского дома, высшие силы вскоре дарили родного ребёночка.

Одна из русских поговорок говорит: «Сироту пристроить – что храм построить». Но не зря священники благословляют на усыновление далеко не каждого желающего. Для этого нужно духовно созреть.

Поэтому людям, которые сомневаются в решении взять приёмного ребёнка в свой дом, лучше с этим поступком повременить до тех пор, пока не придёт полная уверенность.

Копирование этой статьи запрещено!