Головной убор женский испанский своими руками. Национальный испанский костюм

Эпоха Реконкисты.

Ситуация, сложившаяся на Пиренеях в эпоху Реконкисты, является уникальной: в одном котле смешались наследники собственно традиции костюма средневековых испанцев-вестготов, влияние арабского костюма, а также, поскольку в борьбе принимали участие рыцари других стран, распространялись формы итальянского и французского костюма:

Элементы готического костюма:

  • обувь с длинными носками
  • головные уборы, например, капирот (фр. шаперон)
  • длинное сюрко без рукавов

Испанские элементы:

  • собреропа (букв. «на одежду») - мужская верхняя одежда, накидка
  • абриго
  • хубон - род куртки
  • плащ - обычно одна сторона драпировалась на плече, длина зависит от социального положения
  • боэмио - плащ, имевший форму круга, разрез располагался на правом плече и скреплялся пряжкой.
  • касака - торжественная одежда, широкая, длинная, с длинными откидными рукавами.
  • ропилья

Черты своеобразия в женском платье Испании появляются середине XV века. Оно имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх и вниз расходятся лучеобразные складки. Часто использовалась пелеринка. Волосы гладко причесывались с прямым пробором и одной косой.

  • вестидо (букв. «платье») - свободное длинное цельнокройное платье. Надевалось на рубашку.
  • кофья-де-папос - традиционный женский головной убор из тонкого белого полотна. Состоял из двух частей, наколки, покрывавшей голову из мелко плоеной ткани, пришитой к металлическому каркасу, обтянутой той же материю, а также своеобразно задрапированного платка
  • трансадо - женский головной убор. Макушку повязывали тканью, в которую затем заворачивали косу, перевитую сверху крестообразно черной лентой. Сохранился до 1520-х гг., на некоторое время заимствовался итальянками. Иногда трансадо соединялся с небольшим тюрбаном.
  • веспайо - головной убор из прозрачной белой ткани, покрывал лоб, голову и сзади спускался на плечи. Сверху покрывала надевали узкий обруч с драгоценностями.

Эпоха Возрождения.

С наступлением XVI века происходит изменение в испанской одежде - переход от струящихся готических тканей к «костюму-броне» на каркасе. «Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет свой идеал человеческой фигуры, стилизованный в духе маньеризма».

Мужской костюм.

    камиса - рубашка, сорочка. Была практически не видна. Имела брыжжевый воротник и высокие манжеты из полотна или батиста, отделанные кружевами.

    кальсес - разъемные штаны-чулки. Мода изменяется от узких кальсес, в 1540-х гг. возникновения двух самостоятельных слоев - нижнего широкого и верхнего из отдельных широких полос, когда верхняя часть кальсес получает форму бочонка. Затем употребление каркаса, а в 1570-80-х гг. - двойные кальсес, состоящие из узких облегающих ногу штанов и круглых на толстой набивке грегескос, которые покрывали только ноги. В 1590-х появились свободные и широкие вверху кальсес. Часто их отделывали вертикальными полосами декоративной ткани, которые прикреплялись вверху и внизу и свободно свисали по всей длине.

    корпесуэло - узкий безрукавный жилет, к которому привязали чулки тесемками.

    верхняя одежда

    штаны (короткие)

    хубон - род куртки, колет. Стоячий воротник, лиф облегает фигуру, разрезов нет, застежка потайная, юбка заложена в складки. Имел кроме узких рукавов еще и фальшивые откидные рукава. Рукава можно было менять, так как они соединялись с хубоном шнуровкой, проймы вокруг них обшивали эполетами-козырьками. В 1540-х гг. изменяются пропорции - линия талии спереди опускается, и увеличивается выпуклость внизу лифа, хотя это еще не каркас. Позже хубону уже придавали форму доспехов - лат, для этого вставляя в них куски картона (особенно выпуклым хубон становится в 1570-80-х гг.). Такой хубон «с гусиным чревом» называется пансерон.

    брагетт - короткие, набитые ватой штаны, с позднеготическим гульфиком

    воротник - кружевной накрахмаленный, по краю которого выпускают рюш, постепенно увеличивающийся в размере и к концу века вырастающий до 15-20 см.:

    грангола, горгера - знаменитый гофрированный испанский воротник. Воротник тоже уподобляют деталям лат, они созданы как бы из металлических нашейных пластин, которые защищали шею.

    ропон - верхняя придворная одежда, полукороткая или короткая, на меху, с меховым или вышитым воротником. В 1540-е имеет меньший объем и менее пышную верхнюю часть рукавов.

    капита - маленький плащ, сменил ропон в посл. четверти XVI века.

    фиельтро - более длинный плащ

    капа - классический широкий и длинный плащ с капюшоном.

    ропа - распашная одежда с декоративными висячими рукавами и наплечниками. Ее носили расстегнутой или застегнутой высоко под шеей.

  • головной убор:берет, мягкий, с жестким, опущенным книзу бортиком (1-я пол. XVI века)
  • шляпа (ток), жесткая, в форме усечённого конуса с небольшими полями (2-я пол. XVI века)

    обувь - узкие туфли из бархата или атласа, украшенные разрезами.

    сапоги - только в военное время. Узкие голенища, мягкая подошва.

  • чулки - первое упоминание о плетеных чулках в Испании относится к 1547 году

Женский костюм.

Также как и мужской, потерял плавность линий и приобрел каркасность. По преданию, такой костюм впервые изобрела королева Кастилии, гулящая жена Энрике Бессильного Жуана Португальская, в 1468 году пожелавшая скрыть свою беременность.

Силуэт имеет ясные, четкие линии и своеобразную композиционную схему: два треугольника, малый (лиф) и большой (юбка), расположенные друг напротив друга, с вершинами, пересекающимися на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. (Отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз).

  • вердугос, вертигадо - нижняя юбка из плотной ткани (вертюгаден, райфрок), в которую вшивали металлические обручи. В конце XVI века ширина вердугос внизу значительно увеличивалась.
  • баскинья - юбка из черной тафты, которую надевали сверху предыдущей
  • вестидо, сайо - верхнее платье, надевающееся поверх предыдущих юбок. Имело спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты.
  • вакэро - часть вестидо, лиф со съемными или откидными фальшивыми рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, которая скрывалась под валиком или фистонами. Каркас лифа чаще всего был из металлических прорезных пластин на шарнирах, которые сгибались определённым образом и обтягивались тонкой замшей или бархатом. Лиф спереди заканчивался длинным острым мысом. Крой его был сложным: конструкция с отрезным бочком и выточками. С помощью накладки из конского волоса в лифе создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди.
  • a la jubon - узкий лиф с очень широкими рукавами-крыльями, покрывающими узкие съемные рукава. В 1570-80 гг. появляются изменения - жесткая форма изживает себя: верхние рукава-крылья хубона из жестких и неподвижных превращаются в мягкие «крылья», приобретая подвижность и нарушая жесткую геометричную форму.
  • юбка-клеш - вторая часть вестидо
  • бюска - узкая деревянная или металлическая пластинка, которую прикрепляли к корсету. С её помощью уплощался живот и зрительно зауживалась талия.
  • грангола - воротник. В 1590-х гг. превратились в «воротники-блюда», «маленькие жернова».
  • сорочка, так же как и мужская, почти не виднелась из-под платья.
  • декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой.
  • ропа - верхняя одежда с короткими или длинными рукавами. Возможно, заимствована у мавров.

Горожанки, в отличие от аристократок, не использовали вердугос, нося мягкие пластичные вещи. Они надевали рубашку, узкий (но не всегда облегающий фигуру) лиф со съемными рукавами, юбку (заложенную кругом крупными складками, либо сборенная по талии).

У регионов Испании:

  • Севилья - костюм богатых женщин ближе к итальянскому.

Текстиль.

Колористическая гамма тканей, по сравнению с красочной под влиянием арабов готики, блекнет - основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый, также красный, фиолетовый, зеленый. Любят гладкие ткани и монохромное решение костюма.

Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок - это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. «В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали»

Обувь.

Мужская обувь:

  • в первой половине XVI века - мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»).
  • с середины XVI века - носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка. Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами. На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен, особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.

Женская обувь

  • туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой.
  • конце XVI века появляется каблук.
  • считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны носки туфель, но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки. Дерево украшали орнаментом из блестящих шляпок медных гвоздей.

Открывает серию статей о национальных костюмах Испания. Мне встретились на торгах 50 замечательных картинок с точными деталями женского испанского костюма разных регионов, именно этими картинками и я проиллюстрирую публикацию из сборника «Народы зарубежной Европы» в 2-х т., «Наука», Москва, 1965.

Испанская традиционная одежда бытовала во многих деревнях и городах страны вплоть до конца XIX в. Ныне так же, как и во всей Европе, она вытеснена из повседневной жизни стандартным фабричным платьем; однако оно сочетается в деревнях с элементами традиционного костюма (чаще всего это головной убор или обувь). Народную одежду надевают во многих сельских местностях и городах на праздники и для исполнения национальных танцев, на конкурсы и выставки региональной одежды. Однако в Испании еще сохранились селения, в которых надевают традиционный костюм и повседневно. Его носят во многих селах Эстремадуры, Саламанки (Леон), в своеобразном этнографическом районе Марагатерия (Леон), в селе Лагартера (провинция Толедо), в восточной и горной Андалусии, в изолированных горных областях Арагона (Ансо и Эчо), жители долины Пас (пасьегос) и провинции Сантандер (север Кастилии) , а также на Канарских островах.

Народные костюмы, которые сохранились в Испании и описаны этнографами, а также экспонируются в музеях, представляют собой, в сущности, одежду периода приблизительно с 1770 по 1870 г. Этому же периоду соответствует и географическое распределение, принятое у испанских этнографов.

Испания отличается таким разнообразием областных вариантов одежды, что выделить элементы испанского костюма можно только в самых общих чертах. В его основу легла одежда крестьян старинного центра испанского государства — Леонско-Кастильского района. Социальные различия обычно отражаются не столько в покрое одежды, сколько в стоимости тканей и украшений.

Для мужского костюма типичны белая льняная рубаха с вшивными рукавами (camisa), узкие чуть ниже колен темные штаны (calzones), жилет(chaleco), короткая шерстяная куртка на пуговицах и широкий пояс из яркой ткани (faja). На голове — sombrero или montera — шапочка со складкой посредине и отогнутыми наверх краями.

Женский костюм состоит из рубахи на лямках, широкой сборчатой юбки с передничком, светлой блузки, корсажа или обтянутой короткой шерстяной куртки (jubon). На груди — пестрая скрещенная шаль (manton). Голова покрыта платочком или сомбреро.

И мужская и женская обувь — кожаные остроносые zapatas, сыромятные плетеные abarcas, легкие плетеные тапочки (alpargatas) из эспарто. На севере в сырую погоду поверх легкой обуви надевают деревянные almadrenas или zuecos.

В Испании сохраняется больше, чем в других странах Европы, традиция ношения верхней несшитой одежды — плащей (capas), плащеобразных накидок с прорезью, пледов и т. д.

Областные костюмы чрезвычайно своеобразны. Женская одежда жителей Эстремадуры и особенно Саламанки (charras) выделяется богатством отделки, густой, тяжелой вышивкой шелком, серебром, золотом и филигранными украшениями.

Костюм Верхнего Арагона сходен с костюмом Пиренейских областей. Здесь в высоких горах сохранились два села — Ансо и Эчо, в которых еще носят старинную одежду, восходящую к средневековью. Мужчины надевают темные штаны до колен (zaraquelles), чулки и кожаные абаркас, белую камису, а поверх нее просторный чалеко и старинную ангуарину — род кафтана. Подпоясываются в Ансо яркой, в Эчо темной задрапированной фахой. Дополняет этот живописный наряд небольшая круглая темная шляпа, надетая иногда на платок, завязанный сбоку. Женщины Ансо носят льняную белую рубашку с собранными буфами рукавами и высоким воротом и длинную зеленую сборчатую баскину типа русского сарафана. Волосы уложены высокой короной и укутаны накидкой в виде чалмы.

В Нижнем Арагоне надеваемый на праздники и при исполнении хоты наряд схож с одеждой Леванта (Валенсии, Мурсии, Альмерии и части Каталонии).

В Левантинском районе различают в мужском народном костюме два типа — городской и сельский.

Городской костюм составляют белая камиса, чалеко, короткие узкие кальсонес, чулки, альпаргаты или башмаки с пряжками и маленькое круглое сомбреро. Этот костюм надевают иногда на заседания члены Водяного трибунала в Валенсии, алькальды и альгвасилы по торжественным случаям. Сельский костюм состоит из широких до колен полотняных шаровар (сарагуэлес), открытой рубашки с отложным широким воротом, широкого чалеко и открытых сандалий из эспарто. На голове — широкополое соломенное сомбреро или платок, завязанный сбоку. Этот свободный костюм приспособлен для работы в заболоченных уэртах.

В левантинском женском костюме основные элементы — короткая легкая сборчатая юбка, вышитый цветами короткий передничек, блузка с короткими рукавами, скрещенная цветистая, яркая шаль, а на ногах альпаргаты или туфельки на каблучках без задников.

В южной городской Андалусии, испытавшей многообразные этнические влияния, женщины на праздники надевают открытые длинные узкие в горошек платья со множеством оборок, так называемую манильскую тонкую шелковую шаль, в волосах укрепляют высокий черепаховый гребень, на который накидывают кружевную черную или белую мантилью. В руках традиционный веер. Мужчины одеты в узкие черные брюки, короткие обтянутые болеро и так называемые кордовские круглые твердые фетровые шляпы. Этот костюм сравнительно позднего происхождения.

Ныне по всей Испании мужчины охотно носят баскский черный берет, соломенные и фетровые сомбреро, рабочие и крестьяне центра — кепи. На шею часто повязывают узлом яркую косынку.

Среди крестьян широко распространены чалеко — безрукавки поверх рубах. Во многих деревнях старики еще носят короткие штаны с нитяными чулками и широкую черную фаху.

Женщины из народа предпочитают в одежде черный цвет. Голову повязывают платочками различными способами. Широко распространены шали. Из обуви очень популярны, даже в городах, дешевые альпаргатос.

В городах общее впечатление от внешнего вида людей обеспеченного круга — подчеркнутая тщательность костюма, щеголеватость женской и педантичная строгость мужской одежды. Несмотря на сильное влияние американских манер, испанцы в городе даже в сильную жару считают необходимым ходить в застегнутых пиджаках, тщательно отутюженных рубашках с галстуками. В кино, театрах, кафе не принято снимать пиджаки.








































Постоянно будут добавления и обновления в этой статье, т.к. не хватает мужского костюма.

Уважаемые читатели моего блога! если вам понравилась статья и информация показалась нужной и полезной, пожалуйста, порекомендуйте ее прочитать своим друзьям!

Развитие гуманистической культуры в Испании проходило особенно сложно: с VIII в. эта страна находилась под властью мавров. Только в конце XV в. добилась освобождения. Длительная борьба с иноземцами сделала Испанию сильным государством. Особое политическое и экономическое значение страна приобрела после открытия Америки, которое вызвало целый поток награбленного золота. Испания создала мощную армию и флот. И уже в XVI в., при императоре Карле V, она превратилась в королевство, в котором «никогда не заходит солнце». Под ее властью находились Германия, Нидерланды, Италия, а также американские колонии.

В Испании большую роль играла католическая церковь. Испанский католицизм, поддерживавший борьбу против мавров, отличался особой фанатичностью. Культура испанского Возрождения была очень сложной: с одной стороны - влияние итальянского Ренессанса, с другой - религиозная догматичность и аскетизм, борьба «святой инквизиции» с «еретиками». На испанскую культуру также повлияло мавританское иго, что особенно сказалось в языке, архитектуре и костюме.

У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани. Простой народ шил одежду из недорогих, ярких одноцветных или полосатых материй. Но с возникновением инквизиции (конец XV в.) основными тонами одежд становятся темные.

Идеалы красоты.

Испанцы представляли идеал красоты мужчины как сочетание храбрости и мужества. Высокие, с худощавой фигурой, крупными и острыми чертами лица, густой шапкой тщательно причёсанных волос, обязательным наличием усов и острой небольшой бородки, холёными белыми руками.

Женщины должны были иметь белую кожу, без оттенка желтизны, чёрные пышные вьющиеся волосы, стройную фигуру, гордую плавную походку; ценили в женщине остроумие, умение вести себя в обществе, играть на различных музыкальных инструментах. При дворе женщины лицо белили и румянили. Ненакрашенное лицо считалось некрасивым, отсутствие косметики – признаком дурного тона.

Испанский костюм был жестким, скрывал формы тела, подчинял их строгой схеме. Так, силуэт женской фигуры напоминал два равнобедренных треугольника, соединенных на линии талии вершинами. Это достигалось путем использования каркасов и искусственных подкладок. Испанская дама в таком костюме приобретала горделивую осанку.

Испанцы, в основном знатные, одеваются в костюмы черного, коричневого, серого, белого цветов (это цвета главных монашеских орденов). Это считалось признаком благонадежности, отсутствия каких-либо еретических мыслей. Аристократы носили черные бархатные костюмы, украшенные вышивкой золотом и великолепными воротниками. Нарядность создавалась не цветом, а фактурой тканей и их сочетанием.

С конца XVI в. в Испании появились кружева, но уже в начале XVII в. их запретили законами о роскоши, так как стоили они очень дорого.

Испанский костюм не был таким демократичным, как итальянский, он подчеркивал классовую принадлежность.

Мужской костюм

В первой половине XVI в. мужской костюм состоял из рубашки (камиса); штанов-чулок, сшитых по форме ноги (кальсес), поверх которых надевались короткие штаны; узкого жилета - «корпесуэло», надевавшегося поверх рубашки, к которому привязывали тесемками кальсес.

Верхней одеждой был особый вид куртки - «хубон», который в начале XVI в. походил на итальянский джуббоне. У хубона был облегающий лиф, стоячий воротник, пышные широкие рукава, украшенные разрезами. Поверхность ткани, покрытая прорезями, называлась «иссеченной». Этот прием вначале использовался в целях удобства: узкую одежду разрезали в местах сгибов локтей, плеч, колен. Но после иссеченная ткань стала декоративной отделкой дворянского костюма.

На узкие кальсес испанцы надевали вторые - короткие, до середины бедра («грегескос»). Туго набитые, они были похожи на два шара. Эти кальсес могли быть двухслойными: поверх широкого верхнего слоя накладывался второй, из отдельных широких полос другого цвета, соединявшихся бейкой вверху и внизу. В самом конце XVI в. испанские солдаты, а затем и аристократы стали носить кальсес свободные и широкие вверху.

К середине XVI в. мужской костюм изменился. Он превратился в костюм-броню, напоминающий рыцарские доспехи. Это была своеобразная дань памяти о героических подвигах времен реконкисты - борьбы с маврами. Испанский костюм воплощает идеал воина. Жесткий, на каркасе, скрывавший формы тела костюм, как бы защищал и внутренний мир человека в сложной исторической обстановке Испании.

Во второй половине XVI в. хубон стал основной частью мужского костюма. Для него, а также для верхних коротких штанов используют прокладки, которые туго набивают ватой, конским волосом, пухом и даже сеном. Хубон становится выпуклым на груди (для этого вставляли куски картона). Стоячий воротник достигал подбородка, а его край украшался рюшем, который постепенно увеличивался и превратился в знаменитый гофрированный испанский воротник - «горгеру». Чаще всего белого цвета.

Этот воротник являлся первым признаком элегантности. Ему уделяли много внимания: крахмалили, подсинивали, плоили щипцами.
Обязательным аксессуаром мужского дворянского костюма были перчатки. На руки их надевали только во время охоты, в остальное время держали в руках. При входе в церковь и во время танцев перчатки закладывали за пояс. Слева на поясной портупее мужчины носили шпагу, а справа - кинжал, подвешенный на цепочке.

Парадной одеждой аристократов, а также короля был «ропон» - короткий распашной кафтан на меху с большим отложным меховым или вышитым воротником.

Плащ - основная верхняя одежда испанцев, мог иметь разные размеры и форму и позволял носить на боку шпагу. Плащи драпировали на одном плече, набрасывали на плечи, расправляя красивыми складками. Классический испанский плащ - широкий и длинный плащ с капюшоном. В конце XVI в. в моду вошли небольшой плащ «капита» и длинный - «фиельтро», с воротником и капюшоном.

Шпага, кинжал и перчатки по-прежнему были необходимой принадлежностью мужского костюма. Из-за подушкообразных штанов шпагу приходилось прикреплять почти горизонтально.

Простые люди и небогатые горожане чаще носили цветную одежду. Их костюм «капингот» значительно отличался от аристократического - простая свободная одежда длиной до колен, с наплечными валиками, соединенная с мягким головным убором; мягкие полуштаны; плащ квадратной формы.

Женский костюм

Женский испанский костюм эпохи Возрождения значительно отличался от общеевропейского: использование каркаса делало его жестким и стесняющим движения.

Для женского платья XV в. характерна резко подчеркнутая талия. Расходящиеся от нее вверх и вниз лучеобразные складки делали фигуру особено стройной. Сверху у платья была пелеринка. К XVI в. женский костюм потерял свою пластичность, мягкие ткани заменились тяжелыми парчовыми, он стал похож на жесткий футляр.

Лиф женского платья XVI в. делался на плотном каркасе, был очень узким, плотно закрывал грудь и шею и заканчивался внизу мысом. Декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой. Металлические пластинки или пластины из китового уса, которые вставлялись в лиф, превратили его в стягивающий грудь корсет.

Нижняя юбка плотно натягивалась на каркас из металла или тростника, который представлял собой ряд обручей. Называлась она «вердугос» (французы толковали это слово как «хранитель добродетели»). Носили ее только аристократки. Сверху обтянутая черной парчой и украшенная драгоценностями, эта юбка представляла собой целое сооружение: установив ее на полу, в нее входили, а затем пристегивали к корсету. Сверху надевалось верхнее платье с узким лифом и съемными или откидными рукавами.

Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой. Узкие откидные рукава могли покрываться очень широкими рукавами-крыльями. С середины XVI в. нижние рукава собирались в буфы. Платье дополнял воротник - вначале в виде узкого рюша, затем, к концу XVI в. гофрированный. Юбка доходила до самого пола: согласно этикету, женских ног не должно было быть видно.

Этот официальный придворный женский костюм имел необычайную четкость форм и линий.

В XVI в. «испанская мода» женского каркасного платья распространилась во всей Европе.

Еще одним парадным женским костюмом была «ропа» - верхняя распашная одежда с короткими или длинными рукавами, которая надевалась поверх платья.

Богатые дамы, выходя на улицу, набрасывали на плечи шелковый или шерстяной плащ, чаще всего черного цвета на цветной подкладке.

Во второй половине XVI в. женская одежда стала однотонной, с мелким узором рисунка, лишилась жизнерадостности цвета. Однако появилось больше драгоценностей.

Женский костюм дополнялся веером и перчатками, а также носовыми платками, служившими украшением платья.

Обувь

Мужской обувью в первой половине XVI в. были мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»).

С середины XVI в. носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка.

Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами.

На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен. Особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.
Испанские женщины носили туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой.

В конце XVI в. у женской обуви появляется каблук. У испанок считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны даже носки туфель. Но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес».

Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.

Мужские прически и головные уборы

Все мужские причёски представляли собой короткую стрижку, т.к. в моде были высокие воротники типа фрезы, «мельничных жерновов». Именно в Испании появляется мужская ступенчатая стрижка, на лбу чёлка из мелких локонов.

Носили и причёски из полудлинных волос, подвитых концами внутрь (колбе). Часто можно видеть причёски с зачёсанными назад волосами, уши при этом оставались открытыми. Длина волос достигала плеч.

В Испании мода на парики не была массовой, их носили только щёголи. Парики закупали во Франции. Мужчины простолюдины носили причёску «пейзан», «в кружок» или причёски с косичками, заправленными в маленькую бархатную сеточку, которая свешивалась на плечо или спину. На конце иногда завязывали бант. При коротких причёсках носили пышные бакенбарды, которые подстригали, завивали. Одни носили заострённую бороду, другие чисто брились. Эти заострённые бородки в Европе стали называть «эспаньолками». При помощи специальных ножниц и щипцов бороде придавалась клинообразная форма. Носили бороду и других форм.

Дополнением бороды были усы с концами, которые торчали как пики. Встречались и многоярусные усы. Гранды носили усы «бравадо»: концы усов закручивались кверху двумя длинными пиками. Концы усов специально смолили или фабрили. С 40 годов 16 века усы становятся ещё длиннее. Было много разных фасонов усов и бороды.

Испанцы эпохи Возрождения носили короткую стрижку, бороду и усы. Головным убором до середины XVI в. у них был барет с жестким бортиком. Затем его постепенно сменила жесткая высокая шляпа с узкими полями. Вокруг тульи шляпу богато украшали.

Дамские прически и головные уборы

Женские прически отличались простотой и строгостью. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо».

Вплоть до начала XVI в., и даже позже, испанки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали одну косу. Сверху донизу коса крестообразно перевивалась узкой черной лентой и заворачивалась в ткань, которой была повязана макушка головы. Такой головной убор назывался «трансадо». Его носили и женщины, и девушки. Иногда он дополнялся небольшим тюрбаном, перевитым лентой.
Еще один головной убор - «кофья-де-папос» - носили только женщины. Он делался из тонкого белого полотна и состоял из двух частей. Одна из них покрывала голову в виде наколки и была сделана из ткани, заложенной мелкими складками и натянутой на металлический каркас, другая представляла собой своеобразную драпировку в виде платка.

Все замужние простые женщины, особенно пожилые, носили белые платки или чепцы.

Знатные испанки носили «веспайо» из тонкой прозрачной белой ткани, покрывавшей голову и лоб, а сзади спускавшейся на плечи. Это покрывало удерживалось на голове металлическим обручем с драгоценностями.

Вуали из легкой ткани были распространенным головным убором женщин всех классов. Их накидывали на голову, и они покрывали плечи, окутывали всю фигуру, спускаясь почти до пола.

Украшения

На форму испанского костюма, как и всей культуры и искусства Испании XV - XVI вв., оказывали влияние многие исторические и общественные факторы. Среди них необходимо отметить идеалы воинствующего рыцарства, прославлявшие силу, ловкость, доблесть, честь; арабское владычество XIV - XV вв., под влиянием которого развивался строгий этикет испанского королевского двора; фанатичный аскетизм католической религии.

Мужской костюм

В конце XV в. в Испании возник новый тип европейского костюма - каркасный, который носят и мужчины и женщины.

У мужчин гражданский костюм - верхняя куртка и штаны - простегивается с ватой, конским волосом, набивается сеном, опилками. Гладкая или узорчатая расшитая драгоценностями ткань натягивается на выстеганную прокладку, утрачивая пластичность, подвижность. Короткая куртка со съемной баской уподобляется панцирю Высокий стоячий воротник заканчивается узким белым рюшем у горловины. В XVI в. этот рюш непомерно увеличивают, превращая в громадную белую фрезу, заставляющую держать голову постоянно откинутой назад (рис. 76). Такие воротники были очень дороги, стоили иногда дороже всего костюма.

Поверх плотных обтягивающих ногу трико надевались такие же неподвижные, как куртка, шарообразные штаны, состоящие из отдельных половинок (рис. 77).

Цветовое решение костюма до XVI в. преимущественно светлое, с XVI в. официальным в костюме придворного становится черный цвет. В украшении костюма широко используются декоративные разрезы ткани.

Верхней мужской одеждой служит плащ, часто подбитый мехом, короткий, в виде мантии или с рукавами.

Женский костюм

В женской одежде основой каркасного костюма были корсет и юбка на специальном плотном чехле с металлическими или деревянными обручами различного размера.

В таком костюме скрывались все индивидуальные особенности фигуры: и худую, и полную с помощью корсета доводили до общепринятой нормы. Костюм высоко закрывал женскую фигуру, грудь забинтовывали, чтобы не было заметно никаких признаков женственности. Подобно тому, как знатным китаянкам надевали на ступни ног деревянные колодки, приостанавливающие их рост, девочкам-испанкам бинтовали грудь свинцовыми пластинками. Футлярный женский костюм подчеркивал от-влеченную схему-фигуру, ее силуэт, линии талии, бедер. Этим он существенно отличался от футляра византийских и восточных одежд, скрывавших формы тела.

Испанка носила рубашку и два платья: нижнее котт с узким буфированным рукавом и верхнее - безрукавное или с широким коротким рукавом, распашное от талии книзу. Так же как и в мужском костюме, расширенный окат рукава украшался валиком. По эстетическим представлениям испанцев идеальной считалась худая и стройная женская фигура. Поэтому узкий лиф затягивал фигуру с плоской грудью, узкая в бедрах юбка расширялась книзу, облегая каркас без единой складки. Высокая фреза удлиняла пропорции фигуры (рис. 78). В испанской одежде придворной знати применялись бархат, парча, атлас, отличавшиеся особой пышностью рисунка, тяготевшего к геометричности, и мягкой окраской. Ткани украшались роскошной вышивкой, лентами, драгоценностями.

Под влиянием испанского женского костюма середины XVI в. формировались дворянские костюмы всех западноевропейских стран последующих периодов, вплоть до начала XX в.

Костюм горожан

С появлением каркасного костюма резко возросла сословная разница в одежде. В повседневной одежде горожан полностью отсутствуют жесткость и схематизм костюма феодальной знати. Мужчины носят мягкие неширокие штаны до коленей и куртки с наплечными валиками, опоясанные широким кушаком, плащ.

Женский народный костюм состоял из рубашки, шнурованного корсажа, укороченной сборчатой юбки, дополненной передником. Одеждой для улицы у испанок всех сословий служили мантилья (покрывало из черной или белой тонкой ткани) и кружева - безусловное заимствование из арабской одежды.

Женский народный испанский костюм сформировался благодаря культуре махо, носители которой были социальными простонародными испанскими щеголями. Жесткие каркасные костюмы вошли в моду в 16 веке при дворе испанских Габсбургов, но до этого модная эстетика была крайне противоречива. Эпоха Возрождения все ещё имела свое влияние на подчеркивание изящных форм, а католическая церковь требовала прятать все изгибы тела – это стало одним из главных определяющих факторов в истории развития испанского народного костюма.

Особенности женского народного испанского костюма

Народный испанский костюм махо для женщин состоял из приталенного пиджака с лацканами, мантильи, которая и поныне является главным элементом в народном наряде, гребня для мантильи, юбки, шали и обязательным аксессуаром был веер.

С наступлением эпохи Возрождения в 16 веке, традиционный наряд немного видоизменился, приобретя форму брони на каркасе. Костюм подчеркивал изящные женские формы, жесткий воротник помогал женщинам держать голову гордо поднятой, тугой корсет скрывал все выпуклости. Женский наряд имел идеальный треугольный силуэт, и в отличие от гармоничной , испанская одежда изображала геометрические формы, которые искажали естественную женскую форму, приводя к деформации. Платья имели закрытый глухой лиф сложного покроя. К лифу присоединяли металлический вертюгаден, который напоминал по форме конус, и на этот вертюгаден надевались юбки, верхняя и нижняя. Верхняя юбка имела глубокий разрез в виде треугольника, который соединялся с острым мысом лифа. Рукава имели узкую форму, достигая длины до запястья. Плечи в нарядах были весьма широкими, и создавался этот эффект объемных плеч специально при помощи валиков.

В наши дни традиционным народным испанским костюмом принято считать наряд танцовщицы фламенко, хотя народных костюмов очень много, в зависимости от местности. К примеру, в центре и на юге традиционным нарядом считается фламенко и коррида, на севере применяются кельтские мотивы.