Буквы на прощание с азбукой 1. Сценарии

Еськина Н. Н.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №9

Праздник «Прощание с «Азбукой»

Цель: повышение положительной мотивации к учебной деятельности и обобщение знаний обучающихся

Задачи:

развивать познавательную активность и творческие способности детей через поисковую деятельность;

воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;

способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

Оборудование : празднично украшенный класс, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.

Ход праздника

Ученик.

Хороша сегодня школа,

С радостью туда идем.

Мы на праздник наш веселый

Всех друзей зовем!

Дети (хором). Праздник азбуки!

Учитель.

Вед1 Первоклассники все здесь,

Вед2 И народ собрался весь.

Вместе. Пора праздник начинать,

(песня «Праздник к нам пришел»)

(Появляется старуха Шапокляк с кошельком и тортом.)

Старуха Шапокляк.

Я здесь самая уважаемая, я!

Здорово, ребята-клопята!

Меня узнали вы как-никак,

Веселую старушку Шапокляк?

Вед1 Ой! Что за страсти?

Старуха Шапокляк . В честь праздника я решила стать самой доброй бабушкой в мире и делать только одни гадости... ой, радости и подарки. Кто хочет 100 рублей? Идите сюда.

(Проводится игра «Кошелек на веревочке». Трое ребят пытаются схватить кошелек на веревочке по команде Шапокляк «гоп!». В кошельке лежат три маленькие шоколадки - призы детям.)

Вед2 Спасибо, дорогая гостья, за угощение. Спасибо! А торт вы кому несете?

Старуха Шапокляк. Какой торт?

Вед1 Да вот же, у вас в коробке.

Старуха Шапокляк . Так это меня Гена с Чебурашкой на день рождения пригласили. Ну вот я им сюрприз и приготовила.

Вед2 . Красивый! А вкусный?

Старуха Шапокляк. Могу показать! (Открывает коробку, а там кирпич.)

Вед1 . Ты просто неисправима.

Вед2 Обещала быть самой доброй, а на деле что получается?

Старуха Шапокляк . Обещала, обещала... на праздник. А день рождения завтра. Сегодня я самая хорошая! Где тут у вас нужно за веревочку дернуть? Что-то я не вижу тут никаких умных и серьезных учеников.

Вед1 . Да ты не туда смотришь! (Поворачивает голову Шапокляк в другую сторону.) Теперь видишь?

Старуха Шапокляк . Вижу, вижу...Девчонки, мальчишки сидят, молчат, на нас глядят. Они, наверное, языки проглотили. Да какие же они умные? Как же они учатся?

Вед2 . А мы сейчас проверим. Ребята, слушайте меня внимательно и отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», если это про вас. А если не про вас, то сидите тихо-тихо.

(Игра «Это я, это я, это все мои друзья».)

Вед1 Кто ватагою веселой

Каждый день шагает в школу?

Вед2 Кто мороза не боится,

На коньках летит как птица?

Старуха Шапокляк.

Кто из вас, из малышей,

Ходит грязный до ушей?

Кто из вас, скажите вслух,

На уроке ловит мух?

Вед1 Кто из вас хранит в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Вед2 Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

Старуха Шапокляк.

Кто из вас, такой хороший,

Загорать ходил в калошах?

Кто из вас приходит в класс

С опозданием на час?

Вед1 Кто домашний свой урок

Выполняет точно в срок?

Вед2 Ну что, бабушка, убедилась, что ребята у нас умные, старательные, серьезные?

Старуха Шапокляк (обиженно). Знала бы, лучше бы совсем к вам не приходила. А можно мне хотя бы помочь? А секреты у вас есть?

Вед1 Ребят у вас есть секреты?

Вед2 Ну конечно есть.

Старуха Шапокляк: Ну-ка расскажите мне.

«Учат в школе»

Выходи Азбука:

Азбука . Здравствуйте ребята гости.

Старуха Шапокляк: Кто это?

Азбука:

Я - Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет тепло и газ.

Стихи

1. Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.

2. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо -

Расставаться нам пора!

3. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы - до свиданья!
Здравствуй! - новой книге говорим.

4. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
И вот за это я благодарю
Первую нашу книгу - Азбуку!

Азбука: Буквы - значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все - алфавит!

Старуха Шапокляк: Ну-ка расскажите алфавит.

Азбука: А сейчас я приглашаю буквы на парад.

Ученики читают стихи из азбуки

А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Б: Бегемот разинут рот,
Булки просит бегемот.

В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.

Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.

Е и Ё: Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.

Ж: Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

З: Звезды видели мы днем
За рекою, за Кремлем.

И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.

К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.

М: Мед в лесу медведь нашел-
Мало меду, много пчел.

Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!

О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осел.

П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.

С: Спит спокойно старый слон -
Стоя спать умеет он.

Т: Таракан живет за печкой -
То-то теплое местечко.

У: Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.

Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.

Х: Ходит по лесу хорек -
Хищный маленький зверек.

Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Ш: Школьник, школьник, ты - силач:
Шар земной несешь, как мяч.

Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.

Э: Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.

Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.

Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!

Азбука: Ребята, а про какие буквы мы с вами не вспомнили? (Ъ) (Ь) (Ы).

Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!

Ь: Я - мягкий знак. Меня найдешь
И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!

Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны!

Песня (Буквы пляшут и поют)

Старуха Шапокляк: Я подозреваю, что они ещё не всё знаю?

Вед1 : Как же у вас на уроках бывает?

«Сценка Чучело»

Дети поют частушки

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.

Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята - первоклашки
В Азбуку влюбленные!

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем -
Эти буквы мы поем!

Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я люблю вашу книжку
Одним махом “проглочу”!

С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг -
Уважаю с детства труд!

Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Вед: 2 Ну что довольна?

Старуха Шапокляк: Я что вы на переменах делаете?

Танец

Старуха Шапокляк: Ну ладно, ладно молодцы. Я сегодня добрая.

Стихи

Ученица 1.

Чтобы делу научиться,

Надо много потрудиться.

Нас всему научат в школе,

А ученье - шутка, что ли?

Ученица 2.

Я бросила кукол, играть не хочу.

Мне некогда очень, я буквы учу.

Из них я сама составляю слова.

Теперь, как большая, читаю сама.

Ученик 1.

Букв вначале мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились буквы с нами.

Ученик 2

Так восславим буквы эти,

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.

Ученик 3

Мы знаем буквы, знаем слоги,

И постепенно, понемногу

песня(Путаница)

Азбука: Закончена Азбука.
Буквы вы знаете.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.

Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
.
Любить и беречь!

Вед1: Позади нелегкий труд

Слогов чтения,

Вед2: Вам сегодня выдают

Дипломы.

О том, что азбуку прочли,

Полный курс наук прошли

И теперь без передышки

Вместе: Вы читаете все книжки.

Песня последняя (Азбука)


Праздник "Прощание с азбукой"

Цель: В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.
Задачи:
1. Повторить изученные звуки и буквы;
2. Способствовать раскрытию талантов у учащихся;
3. Формировать у учащихся самооценку своих достижений.
4. Развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом. воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам.
5. Воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего "я”.
6. Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
7. Прививать бережное отношение к книгам.

Песня «Солнечный дом» Л. Мельникова

Дорогие первоклассники! Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита. Вы научились читать и писать. Но страницы «Азбуки» учили вас не только грамоте, они учили вас быть дружными, воспитанными учениками. И вот наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу.

Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.

Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший, первый класс.

Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательней чтенья
Ничего на свете нет!

Учитель. Ой, кто это? Кто это сказал?

Карлсон. Это я, лучший в мире Карлсон! Карлсон, который живет на крыше!

Учитель (задумчиво). Карлсон... в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Карлсон выходит.) Ты из какого класса, мальчик?

Карлсон. Я не мальчик! Я мужчина в самом расцвете сил! Из какого класса? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?

Учитель. Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за 7 месяцев узнали – читать, писать научились!

Карлсон. Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне с крыши и так всё видно! И без ваших книжек и букварей я всё знаю. Я же лучший в мире Знаток!

Учитель. А давай мы с ребятами тебе игру предложим и проверим, как ты всё знаешь. Мы тебе сказки называть будем, но с ошибкой в названии, а ты эти ошибки исправлять будешь.

Карлсон. Это для меня пустяки! Дело житейское!

Учитель. «Снежная принцесса».

Карлсон. «Принцесса мороженого».

Учитель. Неверно! Кто из ребят ответит?

Учитель. «Илья Царевич и Серый волк».

Карлсон. «Царь Карлсон и жареный волк».

Учитель. «Стойкий железный солдатик».

Карлсон. «Сладкий железный солдатик».

Учитель. «Гадкий цыпленок».

Карлсон. «Сладкий утенок».

Учитель. «Сказка о бабке и рыбке».

Карлсон. «Сказка о жареной рыбке».

Учитель. «Луковый мальчик».

Карлсон. «Мальчик, запеченный в луке».

Карлсон. Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели Карлсона, лучшего в мире Знатока сказок!

Учитель. Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился.

Карлсон. Я обязательно научусь! Теперь я понял, как важно уметь читать! Кто много читает, тот много знает. А пока я полетел к себе на крышу. До свидания, ребята!

Песня «Урок. Игровая- шуточная» Слова М. Ивенсен Музыка Т. Попатенко

Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!

Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!

Частушки:

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.

Мы собрали пап и мам
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Буду очень я стараться,
Все мне, братцы, по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!

В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И по всюду славятся.

Я, друзья, готов к учебе,
И мой папа говорит:
"Станешь ты, сынок, ученым,
Будешь очень знаменит!"

Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье,
Все с уроками сидят-
Вот семейный наш подряд.

Мама просит, папа просит:
"Принеси отметку пять”.
Вы скажите по секрету,
Где же столько мне их взять?

Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.

Но чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем.
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...

В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» – учебник первый
На столах своих нашли.

Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
По ним учились мы читать.

Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
« Умею я теперь читать!»

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!

Песня «Тридцать три родных сестрицы», Б.Заходер, В.Щукин

Всем известно буква "Я"
В азбуке - последняя.
А известно ли кому -
Отчего и почему?
Неизвестно?
Неизвестно!
Интересно?
Интересно!
Ну, так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится -
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"...
В строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":

Я, - сказала буква "Я", -
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Фу-ты, ну-ты! - фыркнул "Эф",
От обиды покраснев.

Сердито "эс" сказало.

"Вэ" кричит:

Воображала!

Проворчала "Пэ":

Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

Рассказчик. "Я" затопала ногами.

Буква Я.
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!

Рассказчик.
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы (хором).
- Хорошо!
Идем на спор.

Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку -
Правда,
Стало быть,
Твоя!

Буква Я.
- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А "Я"!

Рассказчик.
Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела -
Написать она сумела
Только:
"Я - я - я - я - я!"

Буква Х.
Как зальется буква "Ха":
- Ха - ха - ха - ха - ха - ха - ха!

Буква О. "О" от смеха покатилось!
Буква А. "А" за голову схватилось!
Буква Б. "Б" схватилось за живот..

Рассказчик.
Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:

Буква Я.
- Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".

Буква Ю.
- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Рассказчик.
Буква "Я"
Всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась -
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Дети, поставьте буквы на свои места.

Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган, Остался на пальме последний баран.
У вратаря большой улов, Влетело в сетку пять волов.
На виду у детворы крысу красят маляры (крышу)
Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке (маки)
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей)
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом (коне)
Жучка будку не доела: неохота, надоела. (булку)
Сели в ложку и - айда! - по реке туда-сюда. (лодку)
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. (кочкам)

Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним,
Грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!

До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.

Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Нам сегодня выдают
У-ДО-СТО-ВЕ-НИ-Я!

В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.

Учитель: Ребята, конечно, вы знаете,как надо обращаться с книгами, но я хочу, чтобы вы выполнили просьбу нового учебника и его авторов Л. Ф. Климановой, М. В. Головановой и В. Г. Горецкого. Они прислали вам телеграмму с просьбой, которую я вам сейчас зачитаю:

Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
- Берегите новые учебники!

Настоящим человеком
Помогают книги стать.
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
Книгам добрым, интересным
Всем мы классом шлем… (привет)

Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы: «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!

До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет!

Песня «АЗБУКА» слова З.Петровой, муз. А.Островского


Полный текст материала Праздник "Прощание с Азбукой". 1 класс. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Попереченская основная общеобразовательная школа»

Юргинского района Кемеровской области

Сценарий праздника для 1 класса

«Прощание с Азбукой»

подготовила

учитель начальных классов

Бушманова Наталья Анатольевна

с. Поперечное

2013

Цели:

    в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «По дороге к Азбуке»;

    воспитывать умение общаться, помогать друг другу;

    создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;

    способствовать раскрытию талантов у учащихся;

Оборудование: класс украшен шарами, рисунками и поделками детей, аудиокассеты с записью песен.

Ход праздника

Под песню «Голубой вагон» дети садятся на стульчики, за каждым стулом прикреплён рисунок вагончика.

Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Мы заканчиваем наше веселое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека: с Азбукой!

За высокими горами, за дремучими лесами,
Есть волшебная страна…
Мы отправимся туда,
Азбукой страна зовётся
Только вход лишь тем открыт,
Кто изучил весь алфавит.
Кто хочет учиться читать,
Кто любит играть и мечтать,
Кто может смеяться,
И трудностям не поддаваться.
Кто любит учиться,
И не будет лениться!

А отправимся мы на поезде.

Этот поезд быстро мчится,
От границы до границы.
По степям до синих гор
На зеленый светофор.

В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник в первый класс.

Опоздать нельзя на праздник –

Это каждый знает.

Мчится поезд первоклассник,

Скорость набирает.

Прибавляет по пути,
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.

Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем зале – праздник!
«До свидания, Азбука!»

Учитель: Ну что готовы? Тогда в путь! (звучит музыка «Голубой вагон» )

Пока наш поезд едет, давайте расскажем нашим гостям о себе. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да» или «нет».

Друга выручим всегда? (да)

Врать не будем никогда? (да)

Уроки прогуливаем мы иногда? (нет)

Подеремся с соседом по парте? (нет)

Бросим на дороге фантик? (нет)

На учебнике оставим грязный след? (нет)

Мы сорвем с деревьев цвет? (нет)

Домашнее задание делаем всегда? (да)

Кошке бросим камень вслед? (нет)

Птиц съедим всех на обед? (нет)

Молодцы, ребята. А наш поезд совершил первую остановку. Как она называется, узнаете из загадки:

Буквы строго встали в ряд,

Будто по линейке.

Каждый знает своё место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво

По порядку, посмотри!

Ну, а ты теперь сумеешь

Повторить все 33?

Правильно, станция называется Алфавитово. Сколько букв в русском алфавите?

Давайте их вспомним (дети выходят на сцену, начинают читать стихи про буквы, поочерёдно показывая карточки с буквами)

Алфавит пройдём мы вместе,

Будем петь его как песню.

Весело споём его мы!

Громче грома, громче грома!

День сегодня музыкальный,

Есть у вас талант вокальный,

Жить без знаний скучно было,

Знанья – это наша сила.

И тому пути открыты,

Кто подружит с алфавитом!

Лошадь, лама, ландыш, ложка,

Мел, метель, метро, матрёшка,

Небо, невод, нить, невеста,

Овод, облако, оркестр!

Попугай поёт по нотам.

Рой пчелиный строит соты.

Стрекоза в саду стрекочет!

Такса лапками топочет!

Утка слушает пластинки,

Фанту пробует фламинго!

Хор не плох, есть слух у хора!

Царь зверей – его опора!

Чтим его – рычит он чисто!

Шесть заменит он солистов!

Щедрый мир нам дарит песни.

Этот день собрал нас вместе,

Юмористов, оптимистов,

Ярких школьников – артистов.

(на сцену выбегает Буратино)

Буратино: Здравствуйте, ребята, вы меня узнаёте? Как хорошо, что вы сюда заехали. Мальвина дала мне задание. Нужно отгадать загадки о буквах и составить из этих букв слово. А у меня не получается. Помогите мне, пожалуйста. А то Мальвина опять запрёт меня в тёмном чулане.

Учитель: Ну что, ребята, выполним задание?

1. Утром на траве росою
Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке,

Рядом громко зарычит. /Р/

2. Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а в мае на березе
Жук её узнать поможет. /Ж/

3. С этой буквой, добрым утром,
Долгою дорогой в дом.

День за днем назло недугам,

Даже под дождем идем. /Д/

4. Эту букву паровоз
На своей трубе привез
Губы вытяни в трубу
И получишь букву /У/

5. Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан.

И бодает буква букву
Будто баловник баран. /Б/

6. Эта буква знаменита —
Стоит в начале алфавита. /А/

дети, у кого отгаданные буквы, выходят на сцену)

Учитель

Вот все буквы перед вами
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать. (выходят оставшиеся ученики и переставляют детей, чтобы получилось слово ДРУЖБА ).

Буратино: Спасибо вам большое. И счастливого пути.

(дети садятся на стулья, звучит мелодия)

Учитель: Пока наш поезд едет, предлагаю поиграть ещё в одну игру. Я буду читать вам интересные стихи, а вы внимательно слушайте и если надо, исправляйте.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно ВРАЧЕЙ. (грачей)
Синее море перед нами.
Летают МАЙКИ над волнами. (чайки)
Закричал охотник: Ой!
ДВЕРИ гонятся за мной! (звери)

Говорил один рыбак:
В ПЕЧКЕ выловил башмак. (речке)
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом (коне)
Жучка будку не доела: неохота, надоела. (булку)
Сели в ложку и — айда! — по реке туда-сюда. (лодку)
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. (кочкам)

Учитель: А наш поезд прибыл к следующей станции. Она называется Стихотворово. Давайте прочитаем стихи, которые вы приготовили

1. Мы сегодня очень рады,
Всем ребятам, папам, мамам.
Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

2. Всех знакомых, незнакомых —
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.

3. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

4. Пусть зовут нас семилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Все же мы ученики.

5. Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,

Это два!
Ну, а в третьих, я Лариске

Сам уже пишу записки.

И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!»

6. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!

7. Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»

Зима в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!

Учитель: Нам пора отправляться дальше. Играем в игру «Слово рассыпалось» (Дети делятся на три команды, каждая команда получает конверт, в котором карточки со слогами. Каждая команда составляет слово и читает его. Получается предложение: Чтение – лучшее учение.)

Учитель: Следующая остановка «Загадкино»

Появляется Баба-Яга.
Баба-Яга. Ой! Куда это меня занесло. Что у вас тут праздник. Какие дети нарядные и, наверное, очень умные. А попробуйте мои задания выполнить! Если выполните – улечу к себе в лес. А не выполните – заканчивайте свой праздник! Отгадайте-ка мои загадки!

1. Стоит веселый, светлый дом,
Ребят проворных много в нем.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (школа)

2. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (тетрадь)

3. Отгадай что за вещица
Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке,
На листах твоей тетрадки.

4. Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. (карандаш)

5. В этой узенькой коробке
Что это? (ручка) Ты найдешь карандаши.
Ручки, перья, скрепки, кнопки-
Что угодно для души. (пенал)

Учитель. Видишь, Баба-Яга, ты ребят не провела. Уходи скорей, Яга, разболелась голова.

Баба-Яга. Ух, какие умные тут дети! Придётся мне улетать в свой лес.

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,

И однажды из болота,

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит

Добрый доктор…(Айболит)

2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

Вы подскажите, как звали её?

(Красная Шапочка)

3. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он ни птица,
Ни тигренок, ни лисица,
Ни котенок, ни щенок,
Не волчонок, не сурок.
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовется….(Чебурашка)

Учитель: Молодцы, а наш поезд остановился на поляне сказок. Предлагаю вам показать сказку «Репка». (Дети инсценируют сказку)

Учитель: Занимайте свои места. Наш поезд отправляется в гости к Азбуке.

Вот и последняя остановка. Кто же нас встретит на ней? (выходит королева Азбука)

Королева Азбука. Здравствуйте, дети!

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучите на «пять»

Без всякого труда.

А вы, наверное, первоклассники?

Учитель: . Да! И у нас большая радость - наконец-то мы научились читать!

Королева Азбука. Я вижу, что вы заметно подросли и поумнели. Я поздравляю вас, ребята, с праздником, с тем, что вы выучили и научились писать буквы, цифры, и хочу вручить памятные подарки (Вручает детям книжки)

Королева Азбука. Ну, вот наш праздник и подошел к концу. Сегодня вам предстоит проститься со мной.

Вот и подошел расставания час.

И грустно мне немного сейчас.

Но за вас я спокойна,

В жизнь войдете вы достойно.

Получайте знания приличные,

И отметки только отличные.

Многому еще вам предстоит учиться,

Не лениться, а трудиться,

Год за годом промелькнут,

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

Ждут вас открытия важные,

Не робейте, а дерзайте.

И задачи вы решайте,

Сочиненья сочиняйте,

Знаньями всех удивите,

Верят в вас учителя и родители!

Учитель: Спасибо, Королева Азбука. Ребята приготовили для тебя стихи.

1. Буквы, слоги и загадки,

В доброй Азбуке живут,

По ступенькам постепенно

В царство сказок нас ведут

2. Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке спасибо

Расставаться нам пора!

3.Нам она свои страницы открывала,

Обучая, развлекая, веселя.

Нужных знаний нам дала немало!

И теперь мы лучшие друзья

4. Мы хотим сказать тебе спасибо,

Мы тебя за все благодарим!

Говорим мы тебе до свидания!

Здравствуй! Новой книге говорим.

5. Смех и слезы, радость и печаль,

Довелось нам испытать,

Но стараний наших нам не жаль

(дети исполняют песню «Чему учат в школе»)

Учитель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Перед вами лежит ещё длинная и трудная дорога по стране Знаний. И я желаю вам на этом пути удачи и побед!

Всем спасибо за вниманье,

За задор, за звонкий смех.

За азарт соревнованья, обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь:

Говорю вам до свиданья,

До счастливых новых встреч!

Список использованной литературы

    Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука 1 класс. Ч.2. – М: «Просвещение» 20112. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.

    // Начальная школа №2, 2001

    // Начальная школа №12, 2002

    // Начальная школа №12, 2006

    // Пед Совет №6, 1996

    // Пед Совет №10, 1997

Праздник «Прощание с Азбукой»

Цели:

    в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «По дороге к Азбуке»;

    воспитывать умение общаться, помогать друг другу;

    создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;

    способствовать раскрытию талантов у учащихся;

Оборудование: класс украшен шарами, рисунками и поделками детей, музыка.

Ход праздника

Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Мы заканчиваем наше веселое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека. Как называется эта книга?
Дети. Азбука!

Учитель. Сейчас мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.

    Мы в школе полгода уже проучились,
    Мы много успели и много смогли.
    Писать и считать мы уже научились
    И первые книги прочли.

    А верным помощником в этом нам стала
    Первая главная книжка.
    И первые буквы она показала
    Девчонкам своим и мальчишкам.

3. Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.

4. Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

Учитель. Первая учебная книга «Азбука» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя - Азбуки- нет. Давайте, ребята, позовем её.
Все. Азбука! Азбука! Мы ждем тебя!
Входит Азбука.
Азбука. Здравствуйте, дети. Спасибо, что вы меня вспомнили и позвали.

Учитель. Итак, праздник начинается! Настала пора совершить увлекательное путешествие по стране «Грамотеев», вместе с нашей Азбукой! Только сперва отгадайте на чем мы отправимся?

В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать никак нельзя –
Это каждый знает.
Мчится поезд первоклассник,
Скорость набирает.

Учитель : Догадались? (на поезде)

Азбука. . Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем классе – праздник!
«До свидания, Азбука!»

Под песню «Голубой вагон» дети изображают движение поезда.

Азбука. Молодцы, ребята! Отправляемся в путешествие первая наша станция ЗВУКОВАЯ.

Сколько в русском языке звуков? (42), - Что мы делаем со звуками? (произносим и слышим)
- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие? (Гл. и Согл.)

А что вы про них знаете?

Ученик 5. Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет-
Звук получается гласный.

Ученик 6. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не жалеют свистеть и ворчать.

Ученик 7. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Был на речке, на Чернильной.

Город маленький, непыльный,

С незапамятных времен

Алфавитом звался он.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Хлебосольный, незлобливый,

Дружный и трудолюбивый.

Наша станция город АЛфАВИТ.

стихи про буквы – читают дети)

А все ли буквы имеют звуки?(нет ъ и ь)

Следующая станция МУЗЫКАЛЬНАЯ.

Дети поют частушки.

Ученик 1. Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно,
Изучили алфавит.

Ученик 2. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И повсюду славятся.

Ученик 3. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Ученик 4. Тысячу слов в минуту нынче
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку,
Одним махом проглочу.

Ученик 5.Ах, ты бабушка, моя,

Снова не согласна!

Ты запомни навсегда,

Есть лишь десять гласных.

Ученик 6.С Азбукой кто не в ладу,

С тем я дружбу не веду.

У меня характер круг –

Уважаю с детства труд!

Ученик 7.Почему у малышей

Мокрые реснички?

Потому что в Азбуке

Кончились странички.

Ученик 8. Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.

(Пока дети рассаживаются на места, входит Буратино и рассматривает кабинет)

Азбука: - Кто это ребята? (Буратино)

Буратино. – Ой, куда я попал? Ой, мамочки, опять эта школа! (хлопает себя по лбу). Я ведь в театр собирался!
Учитель. Буратино, здравствуй! Ты как раз вовремя, у нас праздник. Наши дети изучили всю грамоту, теперь они умеют читать и как раз сегодня прощаются со своим первым учебником.
Буратино. – Вот, здорово! Значит, и я сейчас распрощаюсь со своей Азбукой, ух, как она мне надоела! (подкидывает вверх и ловит свою азбуку) .
Ура! Ребята, а вы чего все сидите, как приклеенные, ведь праздник же, давайте веселиться!
(подбегает к сидящим детям, поднимает их с места).
Вставайте, вставайте, я сейчас вам танец классный покажу, он вам непременно понравится.
Тетенька (обращается к учителю), подержите, пожалуйста, мою книжку.

Танец Буратино.

Азбука. Буратино, хватит уже танцевать. Мне кажется, ты слишком торопишься со мной расстаться, вот возьми свой учебник, открой на любой странице и прочти нам…
Буратино. Тетенька, да вы чего? Я его ни разу еще не открывал, я до школы еще не дошел, у меня дела поважнее были, чем ваша школа, я сейчас вам такое расскажу…
Азбука. Буратино, о твоих приключениях мы все давно наслышаны, похоже, что ты так и не исправился, ты ведь обещал папе Карло хорошо учиться, а сам до сих пор в театре пропадаешь?
Буратино. Ну, все, я влип! Ну ладно, я пошел, мне пора…(пытается уйти, Азбука его удерживает)
Азбука. Нет, дорогой наш Буратино! Мы уйдем с тобой вместе. Пока не выучим все буквы и ты не научишься читать, я тебя от себя никуда не отпущу. Зато как обрадуется этому бедный папа Карло! (Буратино в ужасе смотрит на Азбуку)
Буратино . (шепотом спрашивает детей) Ребята, а кто это?

Дети: Азбука
Буратино. Ой, мамочки мои, все, я пропал!
(К Буратино подходит учитель и утешают его)
Учитель

Буратино. . Ребята, а ещё чему вас учат в школе?

Дети поют песню «Чему учат в школе».

Буквы разные писать

Тонким пёрышком в тетрадь

Малышей не обижать

К четырём прибавить два,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе, учат в школе. 2 раза

Находить восток и юг

Рисовать квадрат и круг

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

И не путать никогда

Острова и города

Учат в школе, учат в школе, учат в школе. 2 раза

О глаголах и тире,

О дождинках на дворе

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Крепко-накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе. 2 раза

Азбука: Ребята, а давайте возьмем с собой Буратино. Продолжаем наше путешествие.

Этот поезд быстро мчится,
От границы до границы.
По степям до синих гор,
На зеленый светофор.

Азбука: Остановка. И так станция ИГРОВАЯ.

Игра первая « Узнай сказочного героя.»

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота,
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Добрый доктор…(Айболит)

2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали её?
(Красная Шапочка)

3. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он ни птица,
Ни тигренок, ни лисица,
Ни котенок, ни щенок,
Не волчонок, не сурок.
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовется….(Чебурашка)

4. Он круглый и румяный,
он ловкий и упрямый,
В лесу он задержался,
С лисою разбирался. (“Колобок”)

Игра «Подскажи словечко».

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот)

Михаил залез на дуб
чтобы врач не вырвал… (зуб)

В реке большая драка
Поссорились два…(рака)

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф)

И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по … (животикам)

Игра . Составь пословицу.

Кто много читает ….. Мало сделаешь……..

Поздно встанешь…… Все перетрут………..

Книгу читаешь…….. Тот много знает……

Ученье и труд……… Как на крыльях летаешь…..

Азбука : Молодцы ребята, победила дружба. Отправляемся дальше в путешествие. Мы приехали на любимую станцию Буратино ТЕАТРАЛЬНАЯ.

Ученик 8. Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят!

Азбука . Да, ребята, книга - это огромная ценность. И относиться к ней надо бережно, а не так, как один из учеников в басне М. Ильина «Две книжки», которую нам расскажут ребята...

Дети инсценируют басню .

Вторая книга . Ну, как твои делишки? -
Автор . Одна спросила у другой.

Первая книга . Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой

Обложки вырвал с мясом!

Да что обложки... вырваны листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей...

Боюсь, лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Вторая книга. Твои мне незнакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу -

О них и говорить-то неприлично...

Зато и я его учу,

Не как-нибудь, а на... «отлично».

Первая книга . Ну, мой на «тройках» едет еле-еле

И даже «двойку» получил на той неделе...

Расскажут напрямик

И книги, и тетрадки.

Все. Какой ты ученик.

Азбука: Наше путешествие по стране Грамотеев подходит к концу. Возвращаемся в класс. (дети показывают движение поезда)

Настала пора расставаться.

Ученик 9.В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» – учебник первый
На столах своих нашли.

Ученик 10.Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
По ним учились мы читать.

Ученик 11.Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
« Умею я теперь читать!»

Ученик 12. Мы хотим сказать тебе спасибо!
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы до свидания!

Здравствуй! – новой книге говорим!

Азбука: Теперь вас будет знакомить со сказками, рассказами, стихами, мой младший брат учебник «Литературное чтение» На слайде появляется учебник.

Литературное чтение: Я знаю ребята, что все вы аккуратные, и все же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.

Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Учитель: Давайте на прощание еще раз скажем спасибо Азбуке и споем ей песню, которая так и называется «Азбука».

Азбука.

Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд,
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю – Удостоверения!
В том что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки.

Вручение грамот.

Азбука. За вас я, ребята, абсолютно спокойна. Вы многому научились, немало узнали. Я вам уже не нужна, поэтому все свои силы направлю на то, чтобы хоть немножко дать ума этому молодому человеку. (показывает в сторону Буратино)
Думаю, что ему общение со мной не помешает. Прощайте, ребята! Успехов вам в дальнейшей учебе!

(Азбука и Буратино уходят)

Учитель . Ну вот ребята наша первая книга ушла. А знаете ли вы как называется место, где живут книги? (Библиотека.) Вы знаете, что в нашей школе тоже есть библиотека, а её хозяйка библиотекарь. Сейчас она выступит перед вами.


Учитель.

Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы: «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!

Праздник «Прощание с Азбукой» в 1 классе.Сценарий

Цели и задачи:

в игровой форме провести прощание с «Азбукой» по окончании учебного курса;

развитие коммуникативных способностей первоклассников, закрепление основных понятий «Азбуки» и сплочение детского коллектива.

Приглашенные . Учащиеся 4-5-х классов, родители первоклассников, учителя школы.

Подготовка

1. Учитель готовит детям медальки, рисует плакат с названием праздника.

2. Родители подбирают сувениры для награждения участников в конкурсах.

3. Детям раздаются слова стихотворений, песен, частушек.

4. Пятиклассники разучивают и репетируют роли персонажей праздника.

5. Проводятся репетиции.

6. Дети вместе с учителем на уроке технологии изготовляют пригласительные билеты для родителей.

7. Готовятся магнитофон, фонограммы песен, фонограмма для исполнения частушек; воздушные шарики, плакат с названием праздника.

Участвуют ученики 1-го класса и классный руководитель, ученики 5-го класса (в роли Грамматики, царицы Математики, Незнайки).

Класс украшен воздушными шарами, играет веселая музыка, на доске висит плакат с названием праздника. Стулья расставлены полукругом, на которых сидят родители.

Учащиеся получают индивидуальные домашние задания: каждый представляет какую-либо букву. Нужно сделать шапочку с изображением буквы (или двух букв), подготовить наизусть выразительное чтение своего четверостишия или двух двустиший о буквах. Кроме того, подготовить две инсценировки

Классная комната украшена шарами, ученические столы составлены парами На классной доске красочный плакат с названием праздника, иллюстрации с героями детских книг, выполненные на альбомных листах, пирамидка, отражающая программу праздника. На стенде плакат: « Если хочешь много знать, многого добиться,

Подготовлена презентация

Описание праздника

Учитель:

Вы в школе почти целый год отучились,

Вы много успели и много узнали.

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом вам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,

Слова – в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, вам сразу.

Вы прочитаете хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Вам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

Слайд 1

Ученики: частушки

1. Мы собрали пап и мам, но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем про свои успехи.

2. Мы в нарядах нынче новых, и у всех счастливый вид,

Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!

3. Разбудите меня ночью, в самой серединочке,

Расскажу вам алфавит без одной запиночки! (слайд 3)

Ученик 4
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

Ученик 5
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!

Ученик 6
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Вбегает буква «Я». (слайд 6)

Азбука:

-- Буква «Я», а ты здесь как очутилась? Ведь ты в алфавите последняя!

Всем известно, - буква «Я» в азбуке последняя.

А известно ли кому – отчего и почему?

Учителя: - Неизвестно?

Дети: - Неизвестно!

Учителя: - интересно?

Дети: - Интересно!

Азбука:

- Ну так слушайте рассказ!

Жили в азбуке у нас буквы.

Жили не тужили, потому что все дружили.

Где никто не ссорится – там и дело спорится.

Только раз всё дело встало из-за страшного скандала:

Буква «Я» в строку не встала. Взбунтовалась буква «Я»:

Буква «Я»:

- Да, я - главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду, быть желаю на виду!

(слайд 7)

Буква «Ф»: - Фу – ты, ну – ты! – фыркнул «эф», от обиды покраснев.

(слайд 8)

Буква «С»: - Срам! – сердито «эс» сказало.

(слайд 9

Буква «В»: «Вэ» кричит: - Воображала!

(слайд10)

Буква «П»: Пороворчало «пэ»: - Попробуй, потолкуй с такой особой!

(слайд 11)

Азбука: «Я» затопала ногами.

Буква «Я»:

- Не хочу водиться в вами!

Буду делать всё сама! Хватит у меня ума!

Азбука:

Буквы тут переглянулись, все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы хором: - Хорошо! Идём на спор.

Буква «А»: - Если сможешь в одиночку написать хотя бы строчку –

Правда, стало быть, твоя!

Буква «Я»: - Чтобы я да не сумела?!

Я ж не кто- нибудь, а «Я»!

Азбука:

Буква «Я» взялась за дело. Целый час она пыхтела, и кряхтела, и потела –

Написать она сумела только: « Я – Я – Я – Я – Я!»

(слайд12)

Буква «Х»: Как зальётся буква «Х»: - Ха – ха –ха – ха – ха – ха – ха!

(слайд13,14)

Буква «О»: «О» от смеха покатилось!

Буква «А»: «А» за голову схватилось!

(слайд 15)

Буква «В»: «Вэ» схватилась за живот…

Азбука: Буква «Я» сперва крепилась, а потом как заревёт:

Буква «Я»: - Я, ребята виновата! Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята, даже сзади буквы «Ю».

Буква «Ю»: - Что ж, - решил весь алфавит,- Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте, дело в том, что все мы вместе!

Азбука: Буква «Я» всегда была всем и каждому мила,

Участники инсценировки расходятся, а буква «Я» подходит к учителям и взволнованно говорит. ()

(слайд 17)

Буква «Я»:

Я знаю, я знаю, я слышала всё.

Я – якорь на яхте в реке Лимпопо.

Учитель:

Постой, не волнуйся и так не спеши,

Ты нам по порядку всё расскажи.

Буква «Я»:

На яхте пиратской я в море плыла,

Я слышала всё, я всё поняла.

Там был ужасный и злой Бармалей.

Он Азбуку хочет отнять у детей.

Он буквы решил у ребят утащить

И в страшной реке Лимпопо утопить.

(слайд 20)

В зал вбегают Бармалей и Пират.

Бармалей:

Кто тут вспомнил Бармалея? Я ужасный Бармалей.

Никого не пожалею, даже маленьких детей.

Пират:

Больно умные вы стали, не боится нас никто,

Чтоб вы книжки не читали – все книжки сбросим в Лимпопо.

Азбука:

Как же так? Да разве ж можно буквы взять и утопить!

Ведь без нас на свете просто невозможно будет жить!

Бармалей:

Ерунда! Я вот, представьте, не читаю, не пишу,

И без букв противных ваших я прекрасно проживу.

Баста! Хватит говорить! Мой приказ – всех утопить!

Пираты хватают ребят, участвующих в сценке, и уводят с собой. Буква «Я» прячется среди детей.

Азбука:

Ну нет! Такому не бывать! Надо буквы выручать!

Только как в открытом море их нам с вами отыскать?

Ой, я одна не справлюсь!

Из зала раздаётся возглас: «Телеграмма! Телеграмма!»

Учитель (читает): Выходят два ученика помогать в поисках.
Входит Почтальон Печкин.

Срочно! Срочно! Помогите! От погибели спасите!

Помогите нам, ребята, мы на острове пиратов.

Плыть к нам очень нелегко вдоль по речке Лимпопо.

Ждёт вас много испытаний, ждёт немало вас заданий,

Чтоб вы нас смогли найти, высылаем план пути.

Коль не справитесь за час, Бармалей утопит нас.

Ну что, друзья, поможем буквам?

Ну тогда смелей вперёд!

(Показывает на карте, куда надо плыть)

Впереди пролив Загадок нас по плану с вами ждёт.

Звучит музыка ветра, плеск волн . Входит вопросительный знак.

?: Я в проливе Загадок рад вас видеть, рад вам всем.

Вам задам сто тыщ вопросов: кто? Откуда? И зачем?

Да, загадывать загадки я, друзья, большой мастак.

Вы меня узнали, братцы? Вопросительный я знак.

Что стряслось? Беда какая? Я помочь готов всегда.

Буква «Я»: - Бармалей украл все буквы, наша помощь им нужна.

?: Знаю я, что вам поможет. Вы должны с собою взять

Что – то важное такое… Не могу я вам сказать.

Я вам должен буду только лишь загадки загадать.

Ну а вы в ответ мне букву будете должны назвать.

Буквы в слово соберутся, без которого в пути

Дети вряд ли обойдутся, чтоб товарища спасти.

(слайд 23- 30)

Учитель: - Ребята, вам нужно назвать букву, которая повторяется в каждом стихотворении.

?: Утром на траве росою эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке рядом громко зарычит (дети называют букву «Р»)

?: Эта буква на морозе, как оса ужалить может.

Ну, а в мае на берёзе жук узнать её поможет. (буква «Ж»)

?: С этой буквой – добрым другом – долгою дорогой в дом

День за днём назло недугам даже под дождём идём. (буква «Д»)

?: Эту букву паровоз на своей трубе привёз.

Губы вытяни в трубу и получишь букву… (буква «У»)

?: Буква эта знаменита – стоит в начале алфавита. (буква «А»)

?: Эта буква бодрым шагом в бой идёт под барабан,

И бодает буква букву, будто баловник баран. (буква «Б»)

?: Вот все буквы перед нами – каждый может их назвать.

А теперь нам надо с вами в слово буквы все собрать. (Д Р У Ж Б А)

?: Получилось слово «дружба». С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье будет по плечу всегда.

Учитель:

Что ж, за помощь вам спасибо, мы же дальше поплывём.

Буква «Я»: - Что за остров необычный? Кто же это буквы ест?

Выходит буква, вся перевязанная бинтами.

Буква: Это грозный Буквоешка – всех он съест в один присест.

Обглодал он все словечки, не оставил ничего

И теперь сидит на печке, вы не трогайте его.

Может быть, смельчак найдётся наши буквы починить?

А иначе очень трудно будет вам по морю плыть.

Надо буквы дописать, чтобы фразу прочитать.

(слайд 34- 35)

На листе написано: «Удачи вам, ребята! Счастливого пути!»

Буква: Я удачи вам желаю и счастливого пути!

И подруг моих, я знаю, вы сумеете спасти.

Ведущий.
Надо нам поторопиться,
Времени осталось мало.
Запевайте-ка вы песню,
Чтобы веселее стало!
Ребята поют веселую песню.


Буква Я.
Посмотрите, посмотрите,
Это что там впереди?
Реку камни перекрыли,
Как же нам вперед пройти?
Это вредные пираты
Нам преграды создают.
Что же делать? Неужели
Наши буквы пропадут?

Ведущий.
Я скажу вам, как нам быть,
Как сквозь валуны проплыть.
Надо кубики вот эти
Правильно расположить.
( Подходит к столам с кубиками.)


Буквы пусть в слова сольются,
А словечки – в предложенье,
И магическая фраза
Нам откроет пусть движенье.
Ребята из кубиков складывают фразу:
"Знания – сила" или "Дружба горы может сдвинуть".

Ведущий.
Мы смогли подвинуть камни
И продолжить путь вперед,
Нас волшебный остров Сказок
Впереди, ребята, ждет.


Выходят Сказочные герои, их костюмы перепутаны. (слайд 39- 63)

Учитель: - А наш путь лежит на остров Сказок.

Это злобные пираты перепутали всё тут.

Буквы многие украли, сказки все перемешали.

Перепутали названья и героев всех.

Буратино нос сломали,
У кота сапог украли,
И в веселом королевстве
Не услышать смех.
Золушка – жена Кащея,
Стал Незнайка всех умнее,
Вытащил рыбак лягушку,
Серый волк везет старушку.
Достать Дюймовочку не просто –
С Гулливера стала ростом.
Пусть ребята нам помогут
Выправить названья в сказках.
Ну а мы дадим в дорогу
Вам за это ключ – подсказку.

Сказочные герои читают перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.

Презентация

Снежная принцесса. (Снежная королева.)

Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)

Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)

Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

Луковый мальчик. (Чипполино.)

Свеколка. (Репка.)



Детям предлагаются имена сказочных героев, в которых переставлены буквы.

Учитель: Вы молодцы, смогли вернуть сказочным героям их имена.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Чаще сказки вы читайте и уроки извлекайте.

Азбука: Нам до острова Пиратов остаётся так немного.

Ждут нас буквы с нетерпеньем, отправляемся в дорогу.

Выходят Бармалей и Пират.

Бармалей:

Я ужасный Бармалей! Ненавижу я детей

Дружных и активных, добреньких, и мирных

Вы зачем сюда приплыли? Что вы здесь у нас забыли?

Буква «Я»:

Буквы наши отпускайте, вы их мучить перестаньте,

Если буквы вы бы знали, книжки б разные читали.

Пират:

Не нужны нам ваши книжки. Все девчонки и мальчишки

Скоро буквы позабудут – и пиратами все будут.

Учитель: - Нет, господа разбойники, наши ребята буквы не забудут, они их

Очень хорошо выучили и уже научились читать. Вот послушайте, что они сами

расскажут:

1. Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

2. Гласные тянутся в песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу могут звать и аукать,

И в колыбельке ребёнка баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

3. А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

4. Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

«Ма» и «ша» - запомни Маша

К нам явилась на урок.

5. Соединили мы два слова-

И предложение готово!

Дождь идёт! Гремит гроза!

Улетела стрекоза.

6. Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, писать!

И постепенно, понемногу

Песня «Учат в школе»

Бармалей: - Ну что ж, и я хорошим буду,

А мальчишек и девчонок

Я не буду обижать. (говорит, и вместе с Пиратом уходят)

Учитель: - Ну что же, зло мы победили,

Спасли все буквы, и теперь

В огромном океане знаний

Для вас всегда открыта дверь.

Азбука: - А впереди вас ждёт столько чудесных открытий!

Учитель: - Дорогая Азбука, ребята подготовили для тебя свои подарки и обращаются к тебе со словами благодарности:

1. Буквы, слоги и загадки

В доброй Азбуке живут.

По ступенькам, постепенно

К миру сказок нас ведут.

2. Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова,

Скажем Азбуке: «Спасибо!»-

Расставаться нам пора!

3. Нам она свои страницы открывала,

Обучая, развлекая, веселя.

Знаний нужных нам дала немало!

И теперь мы – лучшие друзья!

Мы за всё тебя благодарим!

Звучит музыка, детям вручаются подарки.

Позвольте вам, ребята
Подарки всем раздать,

Детям вручают дипломы и подарки.
Азбуку в последний раз
Несу в просторный светлый класс
И Азбуке я говорю:
"Благодарю, благодарю!"

9.

Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе!
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе!

Слова отдельных героев.

Песня «Азбука»


Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Припев:

Азбука, азбука
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она!

Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.

Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.

Припев.

4. Мы хотим сказать тебе «Спасибо!»

Мы за всё тебя благодарим!

Говорим тебе мы: «До свиданья!»

«Здравствуй!»,- новой книге говорим!

Но у меня еще одна гостья из библиотеки, которая хочет вам что- то сказать.

Книга
«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом - это так не красиво. Если вы кончили читать и боитесь потерять место, где остановились, вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому, что такая погода мне вредна.
Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми!
Следите, ребята, за книгами так как ими будут пользоваться и другие ребята.

На смену «Азбуке» пришла другая книга.
Здравствуй, гостья, дорогая!
Проходи сюда скорей
Расскажи нам про отчизну
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете.
Рады мы с тобой дружить,
Будем дружбой дорожить!