Занятия с грудничком 8 месяцев. Кризисный период: что должен уметь ваш ребенок в восемь месяцев

Время от времени всем нужно снова побыть детьми. Возможно, эта статья подскажет вам, как правильно общаться с малышом 8 месяцев от роду, как с ним заниматься и чем его можно занять, не выходя из дома. Для этого нужно определиться с умениями, которые вам хотелось бы развить у ребенка.

Восьмимесячный малыш готов бесконечно играть и исследовать окружающий мир, поэтому задача родителей - помочь ему в этом

Учимся взаимодействовать с предметами

Дайте малышу 8-ми месяцев возможность по-всякому манипулировать с предметами, изучая их качества. Нужно проводить такие занятия:

  • Развитие мелкой моторики.

Продолжаем работу с пальчиками, выбирая для манипуляций предметы разной формы размером 2-3 см. Это могут быть кубики, колокольчики, шарики и другие. Старайтесь подбирать учебные предметы так, чтобы они имели разную плотность, массу, фактуру и были изготовлены из различных материалов. Это поможет развить осязание 8-ми месячного малыша, тактильную чувствительность его ладошек и пальчиков.

  • Работаем с игрушками.

Стимулируем копирование действий взрослого (достать кубики из коробки, сложить их в линию, аккуратно прикрыть коробку, положить туда что-то). Обучаемся копированию двух связанных между собой действий: подойти и взять, открыть коробку и достать что-либо.

  • Башня из кубиков.

Постройте башенку из мягких кубиков большого размера - малыш разрушит ее ударом руки. Повторите эти действия многократно, и это доставит ребенку большую радость от совместной игры. При этом, когда вы снова и снова будете отстраивать башню, он будет отслеживать очередность выполняемых вами действий, понимать взаимосвязь предметов, анализировать результат своего действия.

  • Чудесные бутылочки.

Поместите в прозрачные ПЭТ бутылки небольшого размера различные мелкие предметы (пуговицы, монетки, яркие бусины, горошины и др.). 8-ми месячный малыш с неподдельным интересом будет рассматривать такую игрушку, наклонять и трясти ее, разглядывая, как перемещаются находящиеся внутри предметы.

  • Игрушки на шнурке.

Привяжите к кроватке игрушку на шнурке или на бельевой резинке. Ребенок будет перемещать ее по кровати, просовывать сквозь прутья и пытаться выбросить. Но игрушка повиснет на шнурочке и не упадет, ее снова можно будет подтянуть и бросить.

Развитие слухового внимания

  • Игра «Что спрятано?».

Прикройте салфеткой звучащий предмет (колокольчик, погремушку, игрушку-пищалку). Не показывая предмет ребенку, приподнимите край салфетки и воспроизведите звук. После небольшого перерыва вновь проделайте эти действия, привлекая тем самым внимание малыша и стимулируя его к самостоятельным действиям.

  • Игра «Потяни за шнурочек».

Возьмите неваляшку и привяжите к ней шнурочек. Покажите малышу, что за него можно потянуть и подергать. Накройте эту игрушку салфеткой и снова повторите действия. Подражая вашим действиям, малыш будет обучаться соотношению выполненных действий и полученному результату, а также извлекать звук разными способами и правильно определять его источник.

Слуховое внимание играет значительную роль для адаптации малыша в окружающем его мире, а также напрямую связано с развитием активных зон мозга. Именно поэтому родителям рекомендуется не забывать об этом важном и полезном навыке.

Развитие речевого внимания

  • Игра «Найди мишку».

Это упражнение направлено на обучение малыша находить в разных местах комнаты одну и ту же игрушку. Для начала перемещайте ее так, чтобы ребенок это видел, а затем меняйте ее местонахождение, чтобы кроха не видел этого. Учим находить 2-3 знакомых игрушки в разных местах комнаты.

  • Игра «Ку-ку».

Любимая всеми детьми игра. Знакомая игрушка прячется под платочек (коробку, салфетку), при этом мама тревожно спрашивает: «А где мишка?», а потом радостно восклицает: «А вот же он!», сбрасывая платочек с игрушки. Так же можно прятать и членов семьи, набрасывая платочек им на лицо: «А где папа? А вот он!», «А где Коля? Вот!».

  • Вербальные игры.

Развиваем понимание элементарных движений и их копирование: «привет», «дай ручку», «ладушки».

Развитие активной речи

  • Произносим лепетные слоги.

Стимулируем ребенка произносить слоги и звуки, которые он произносил самостоятельно в течении прошлых месяцев, а также разучиваем новые звукосочетания, произносимые родителями. Дополняем перечень этих слогов: ля-ля-ля, ко-ко, та-та-та, ба-ба-ба.

  • Настраиваем на подражание.

Начинать упражнения по развитию речи следует с настраивания крохи на вербальную активность. Ее нарастание происходит достаточно медленно, поэтому важно, чтобы ребенок имел немного времени на подготовку артикуляционного аппарата к произнесению некоторых сочетаний звуков - для этого необходимо произнести эти звуки немного заранее.



Развитие речи - одно из приоритетных направлений развития малыша. Маме стоит как можно чаще разговаривать с ребенком и стимулировать его к запоминанию отдельных понятий

Чтобы малыш в течении 60-90 секунд сосредоточил свое внимание на артикуляции и мимике, старайтесь сделать произнесение слов и звуков более разнообразным: говорите то громким, то тихим, то нормальным, то почти беззвучным голосом, интонируйте звуки различными способами, но каждый раз подчеркивайте артикуляцию. В начале упражнения повторяйте уже знакомые ребенку звуки, а после добавляйте к ним новые сочетания.

  • Первые подражания звукам.

Последовательно показывайте малышу разные игрушки, упрощая их название или заменяя его ассоциативно схожим: машина (би-би), кошечка (мяу), кукла (ляля).

Воспользуйтесь при показе эффектом неожиданности: внезапного появления (из-под стола или одеяла, из-за спины) и исчезновения. Полезным будет выполнять с игрушкой какие-то действия: ляля ходит (топ-топ), машина едет и сигналит (би-би), птичка клюет крошечки (клю-клю) и поет песенку (чив-чив).

Сюжетные игры

Сюжетные игры для детей 8-9 месяцев носят пока сугубо ознакомительных характер. Вы знакомите ребенка с игрушкой, рассказываете о ее действиях, издаваемых звуках, обучаете примитивным навыкам игры.

Показывайте указательным пальчиком малыша, взяв его руку в свою, приговаривая: «Где котик? Вот. А где у котика хвостик, ушки, лапки, глазки?» Пускай ребенок сам попробует воспроизводить слова и сочетания звуков при произнесении названий игрушек и определении их действий (ляля топ-топ, собачка ав-ав).

Главное, чтобы родители произносили не только упрощенные названия и действия, но и полные: «мур-мяу кошечка», «би-бип машинка».

  • Учите ребенка словам, которые раскрывают действия : подойди, открой, возьми, закрой. Привлекайте его играть вместе с вами.
  • Комментируйте все действия , когда играете с сюжетной игрушкой. Рассказывайте малышу: машина приехала, развернулась, посигналила «би-би!», уехала. А тут птичка прилетела «чив-чив» и стала клевать крошечки «клю-клю, клю-клю».
  • Расширяйте знания об игрушках , которые изображают реальных существ: собачка, свинка, мишка, кукла. Уделяйте больше внимания общим деталям - таким, как носик, ушки, глазки.

И не забывайте делать побольше фото ваших замечательных 8-ми месячных деток. Они так быстро меняются!

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Итак, ваш ребенок начал вставать на ножки. Обычно первые шаги малыш делает, держась за стул или бортик манежа. Но можно приобрести (или изготовить, если это под силу папе или дедушке малыша) специальные приспособления, рассчитанные на ребенка, начинающего ходить с опорой, - например деревянный мостик с перилами. Наверняка вашему ребенку доставит радость также большой плоский квадратный ящик со стенками высотой примерно 10-15 см, в который малыш сможет не только класть игрушки, но и влезать сам.

Для стимулирования двигательной активности малыша можно использовать (разумеется, только в присутствии и под контролем взрослого) заводные игрушки . Для этой цели по-прежнему подойдут и озвученные игрушки (например, неваляшки). Детям очень нравятся и самодельные погремушки , которые взрослый или кто-нибудь их старших детей мастерит в их присутствии из различных «подручных материалов».

Еще более интересными для малыша становятся несложные пирамидки и сборные башенки : теперь ваш ребенок сможет не только разбирать, но и собирать их. Не забудьте о том, что сборные (или, говоря «научным» языком, конструктивные ) игрушки, предназначенные для детей до 1 года, должны быть очень простыми в сборке: выбирая пирамидку, позаботьтесь о том, чтобы у нее были кольца с широкими отверстиями и обязательно - широкий стержень с закругленным концом (это обеспечит безопасность малыша). Отличное средство для развития мелкой моторики - коробка или верстачок с отверстиями различной формы, в которые вкладываются фигурки соответствующей формы (но обратите внимание, для детей какого возраста предназначена эта игрушка: она не должна быть слишком сложной). И, конечно же, роскошным подарком вашему малышу станет развивающий центр, совмещающий разнофункциональные игрушки 1 .

Как и 1-2 месяцами раньше, малыш с удовольствием будет возиться с различными коробочками, ведерками, мисочками и даже мамиными кастрюлями , в которые можно класть небольшие игрушки. Для этой цели можно также использовать небольшие полотняные мешочки . Можно предложить малышу одноместную матрешку , при этом убедившись, что она достаточно легко открывается. Все эти игрушки позволят ребенку продолжать изучение свойств пространства. Той же цели послужат пластмассовые или деревянные (только обязательно некрашеные и не оклеенные бумагой) кубики. Можно при случае приобрести или сделать самим так называемый шароброс - каркас с желобками, по которым скатываются шарики. Чтобы изготовить простейший вариант такой игрушки, сверните лист картона в виде трубочки (закрепив его края, например, скотчем) и предложите малышу бросить в трубочку шарик соответствующего размера (например, от пинг-понга).

Для развития речи, кроме сюжетных игрушек, о которых говорилось в предыдущей статье, можно приобрести яркие картонные книжки .

Наконец, примерно к 9 месяцам особое значение для ребенка приобретают игрушки, которые помогут ему расширить представление об окружающем мире. Кроме уже упоминавшихся озвученных и заводных, можно приобрести сюжетные игрушки, приводимые в движение простым механизмом, с которым сможет справиться сам ребенок. Это могут быть, например, деревянные богородские игрушки , изображающие медведей с ложками, клюющих курочек и проч. Кстати, достоинство таких игрушек еще и в том, что они изготавливаются из экологически чистого материала и, как правило, без применения красок. Конечно же, стоит, как и прежде, давать ребенку для игры предметы быта . Во время купания предложите ему наливать воду в какие-нибудь небольшие емкости (например, в баночки из-под йогурта). Малыш - как мальчик, так и девочка - с удовольствием будет играть в самые простые сюжетные игры с куклой , пользуясь игрушечными предметами быт а: пластмассовой посудой, игрушечными кроваткой, коляской и постельными принадлежностями. При этом чашки и мисочки должны быть достаточно большими, чтобы малыш во время игры мог не только «поить» из них куклу, но и «пить» сам. Выбирая куклы и другие сюжетные игрушки, предназначенные для самостоятельной игры ребенка, родителям следует иметь в виду, что их длина не должна превышать 20 см. Хорошо, если эти игрушки не будут слишком натуралистичными и будут воспроизводить не мелкие детали, а лишь существенные черты облика человека и животных. Если вам удастся подобрать озвученную сюжетную игрушку (например, неваляшку, говорящую куклу, рычащего медведя), то она подарит малышу не только зрительные, но и слуховые впечатления, что тоже будет способствовать его развитию.

Первые шаги

Ваш малыш начал вставать, и вот он уже пытается сделать первые шаги - правда, пока еще держась за опору - диван или выступ шкафа. Чтобы пробудить в нем желание двигаться дальше, поставьте на диван, подальше от того места, где стоит ребенок, большую яркую (можно заводную и/или озвученную) игрушку. Малыш начнет двигаться к игрушке, переступая и держась за опору. С каждым разом увеличивайте расстояние от игрушки до ребенка. Когда он дотянется до игрушки, подвиньте ее поближе и рассмотрите вместе.

Когда ребенок стоит, держась за опору, поиграйте с ним в «догоню-догоню», двигаясь к нему быстрыми мелкими шагами и делая вид, что пытаетесь его догнать. Если у вас появится такая возможность, поиграйте сразу с двумя детьми: догоняйте одного, держа на руках другого.

Пусть ваш малыш «потанцует» под музыку, делая пружинящие движения ногами: для этого вам достаточно начать танцевать самим - и ребенок попытается повторить ваш танец.

Развитие речи

Помогите малышу расширить свой пассивный словарный запас. Для этого существуют старые испытанные средства:

  • Используйте для описанной в предыдущем разделе игры, стимулирующей двигательную активность, разные игрушки - зайчика, собачку, петушка и др. Во время игры как можно чаще называйте игрушку «по имени» - при этом желательно использовать не имя собственное (например, Шарик), а родовое наименование (собачка).
  • Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком или салфеткой и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!». Игра станет еще более захватывающей, если в нее будут играть сразу несколько малышей и платком будут накрывать каждого из них по очереди. Прятаться можно не обязательно за платком: попробуйте использовать для этой цели папину спину, спинку кровати и просто собственные ладони (то же будет делать, повторяя ваши движения, ваш малыш). Однако, увлекшись игрой, не забывайте, что главное в ней - не сам процесс поисков, а запоминание имен участников.
  • Разучите с ребенком известную игру в «ладушки». Для этого сначала похлопайте в ладоши сами, а потом возьмите руки ребенка в свои и покажите ему, как играть. (Без вашей помощи малыш, скорее всего, пока не сможет повторить эти довольно сложные для него движения). Таким же способом попытайтесь освоить традиционные «До свиданья» и «Здравствуй. Дай ручку!».
  • Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Для этого сначала покажите действие сами, говоря ребенку, что вы делаете, и попросите его повторить ваши движения. В дальнейшем старайтесь заменять показ словесной просьбой. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете. Поиграйте с малышом в «теремок». Для этого поселите в игрушечный домик (можно построить его из любого конструктора) нескольких зверюшек и вместе с ребенком зовите их из домика). После игры можно почитать ребенку сказку «Теремок», прося его показать каждого из ее персонажей.

Для развития речи и установления эмоционального контакта взрослого с ребенком существуют испытанные «народные средства». Напомним, что, кроме уже упоминавшихся «ладушек», это такие игры-шутки, как «идет коза рогатая», «поехали-поехали» и др.

Продолжаем знакомство с окружающим миром: играем в куклы

Примерно с 9 месяцев наступает время, когда малыш начинает осваивать сюжетные игры - игры с игрушками, изображающими человека или животных. Значение их для развития ребенка очень велико. Во-первых, таким образом малыш узнает о назначении предметов быта и учится их использовать. Во-вторых, «общаясь» с игрушками, он приобретает такие важные человеческие качества, как заботливость, сострадание. Кроме того, сюжетные игры способствуют развитию речи малыша. Конечно же, научиться таким играм ребенок сможет только с помощью взрослого или старших детей.

  • Для начала покажите ребенку самые простые действия с сюжетной игрушкой. Пусть кукла пройдется по дивану, потанцует, «поговорит» с малышом, поест из игрушечной посуды, ляжет спать. При этом обязательно рассказывайте о том, что в данный момент делает кукла. Поощряйте все попытки ребенка поиграть с куклой в сюжетные игры самостоятельно.
  • Пусть те же действия, что и кукла, проделает какая-нибудь другая игрушка: мишка, зайчик и проч.

И последний совет: играя с куклой, мишкой или зайчиком, демонстрируйте эмоциональное отношение к игрушке: хвалите ее, жалейте и т.д. Так же поступайте с животными (если они есть в вашем доме) и, конечно, друг с другом. Ведь только таким образом вы сможете пробудить «чувства добрые» ко всем окружающим в своем малыше.

Восьмимесячные малыши очень активны, много двигаются и с интересом осваивают новые просторы, ведь в этом возрасте они уже могут передвигаться ползком. Чему еще научился карапуз к 8 месяцам, какими новыми навыками уже радует родителей и как взрослые могут помочь в развитии младенца этого возраста?

Физиологические изменения

  • Продолжается период прорезывания зубов, при этом их появление очень индивидуально. У кого-то в 8 месяцев еще нет ни одного зуба или только появился первый резец, а кто-то уже пробует грызть печенье четырьмя зубами.
  • Темпы роста ребенка немного замедляются, что связано с повышением физической активности малыша. Мышцы крохи уже развиты настолько, что позволяют младенцу не только переворачиваться и сидеть, но и стоять, а также ползать.
  • Стул ребенка стал более оформленным и мало похожим на каловые массы крохи, пребывающего исключительно на грудном вскармливании. У него присутствует нерезкий запах, а частота дефекации обычно составляет 1 раз в день.
  • Память ребенка развивается и удерживает последние события. Благодаря совершенствованию памяти, малыш способен повторять действия за родителями, узнавать знакомые предметы, услышанные потешки, близких людей.


Малыш в 8 месяцев может уже и стоять, и ползать

Физическое развитие

За восьмой месяц жизни кроха прибавляет примерно 550 грамм и становится выше в среднем на 1,5 сантиметра. Окружность груди и окружность головы увеличиваются каждая на 0,5-1 см.

Хотя темп развития каждого ребенка индивидуален, на основе данных измерений большого количества детей определенного возраста медики определили среднее значение, а также границы нормальных показателей физического развития. Отклонение от них вызывает настороженность и является причиной детального обследования малыша. Основные параметры для малышей 8 месяцев представлены в такой таблице:

О том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Кроха 8 месяцев очень активен физически, умеет садиться, ложиться, вставать (при этом подтягивается за опору), довольно быстро ползать, а также переступать предметы.
  • Малыш много времени уделяет изучению игрушек и постоянно тренирует собственные руки. Он может свободно переложить одну игрушку в другую ручку, а если предмет выпадет из руки, то будет его искать. Ребенку нравится катать мячик, нажимать на разные кнопочки, листать страницы книжек.
  • У лепета восьмимесячного младенца уже имеется интонация, которую малыш перенял от родителей. Кроха много раз повторяет одинаковые слоги, поэтому родители постоянно слышат от малютки «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба».
  • Детки этого возраста очень жизнерадостны, радуются другим малышам, а к взрослым незнакомцам относятся настороженно. Если же мама куда-то уходит, восьмимесячного карапуза это сильно расстраивает. Когда у ребенка что-то не получается, кроха огорчится, а маминой похвале будет очень рад.
  • Ребенок может показать знакомый предмет, когда его спрашивают «где?». Также малыш уже научился по просьбе махать рукой, делать «ладушки» и другие действия, которым родители его обучали ранее. Младенцу очень нравятся игры, в которых действия повторяются.
  • Малыш 8 месяцев не только ест с ложки и даже пробует это делать самостоятельно, но и берет в ручки твердую пищу (например, детское печенье), откусывая кусочки от нее.


С ребенком в 8 месяцев можно играть в открытие и закрытие дверок, накрывание баночек крышками

Хотя все детки развиваются с собственным темпом и одни навыки могут приобретать раньше сверстников, а какие-то – позже других деток этого же возраста, однако есть умения, которыми малыш непременно должен обладать в 8 месяцев. Вас должно насторожить, если кроха:

  • Не садится.
  • Не ползает назад или вообще не пробует ползать.
  • Не пробует вставать у опоры.
  • Не может несколько секунд стоять, держась двумя руками.
  • Не может удержать игрушку в руках.
  • Не хватает предложенную игрушку.
  • Не перекладывает игрушку из одной ручки в другую.
  • Не произносит слоги.
  • Не прислушивается, когда слышит разговор взрослого.
  • Не проявляет какие-либо эмоции.


Консультируйтесь у педиатра по любым настораживающим симптомам

Занятия для развития

  • Если малыш еще не освоил ползание на четвереньках, потренируйте малютку в воде. Во время купания положите кроху животом на дно пустой ванны и включите воду, чтобы она медленно наполняла ванночку. Уровень воды будет подниматься и станет стимулом к подниманию малыша на локтях и коленях. При таком упражнении важно следить, чтобы ребенок не напился воды.
  • Еще один способ научить ребенка ползанию на четвереньках представляет собой ходьбу «на руках». Поднимите ноги ребенка так, чтобы кроха встал на ручки. Далее немного раскачивайте карапуза вперед и назад. Как только малыш устанет, упражнение нужно прекратить.
  • Для совершенствования мелкой моторики предложите малютке трогать разные предметы, игрушки с кнопками и замочками, коробочки с крышками, колечки пирамидки, мягкие книжки и многие другие.
  • Так как ребенок в 8-месячном возрасте в играх копирует действия взрослых, маме следует показывать, как обращаться с новыми игрушками. Покатайте с ребенком машинки, покачайте куклу, постучите в барабан, и пусть младенец повторяет.
  • Предложите крохе играть с несколькими однородными предметами, например, с кубиками разных цветов, шариками, колечками от пирамидки. Складывая и рассыпая такие предметы, ребенок будет познавать связи между ними.
  • Постройте из кубиков небольшую пирамиду и покажите крохе, как ее можно развалить с помощью катящегося мячика.
  • Рассматривайте с малышом семейные фотографии и просите показать близких людей и самого ребенка. Ребенку понравится отыскивать себя на фото.
  • Часто включайте музыку и танцуйте с крохой. Пусть это будут мотивы с разным ритмом – и классические мелодии, и детские песенки, и песни современных исполнителей.
  • Тренируйте чувство равновесия у малыша, поднимая кроху и опуская. Также можно покружиться с младенцем.
  • Сделайте для ребенка полку для книг, к которой малыш сможет дотянуться. Наполните эту полку яркими детскими книгами и давайте возможность карапузу самостоятельно выбирать книжку для «чтения».
  • Играйте с крохой в ванной. Пусть малыш передвигает плавающие игрушки, хлопает по поверхности воды ладошками, набирает воду в формочки, переливает из одной емкости в другую.
  • Разрешите крохе поиграть с кухонной утварью, но давайте при этом малышу лишь безопасные предметы – поварешку, контейнеры, крышки и другие.
  • Также крохе понравится играть и с настоящим телефоном, который для этого следует отключить от сети. Дайте карапузу трубку и пусть он «разговаривает».
  • На прогулке обращайте внимание малыша на разные звуки, которые издает самолет, автомобиль, птичка, собака. При этом называйте источник звука.
  • Поддерживайте интерес малыша к животным. Приобретите пластмассовых или резиновых животных и называйте их, а также имитируйте их голос. Показывайте крохе животных в книгах и на улице.
  • Дайте малютке в руки деревянную ложку и несколько предметов, которые можно бить. Так ребенок поймет, что предметы отличаются не только внешним видом, но и издаваемым звуком.
  • На глазах у карапуза спрячьте игрушку, накрыв ее одеялом, а потом предложите крохе ее отыскать.


Прежде всего, ребенок нуждается в любви родителей

Уход

В утреннее время, как и прежде, малышу проводят гигиенические мероприятия. Они включают умывание, чистку зубов, высаживание на горшок, подмывание. Каждый вечер младенца купают, одновременно весело играя с игрушками, которые способны плавать. Помимо этого, в течения дня ребенку следует периодически мыть ручки, ведь кроха ползает и трогает разные предметы. Сменяя подгузник, ребенка обязательно подмывают под проточной водичкой.


Рацион ребенка расширяется, малыш пробует множество новых вкусов

Грудное вскармливание по требованию в этом возрасте представлено 6-8 кормлениями днем и около 6 кормлениями в ночное время. Объем прикорма увеличивается и представлен в меню грудничка овощами, фруктами, безмолочной кашей, растительным маслом, мясом, фруктовым соком, сливочным маслом, сухариками и печеньем.

Дети на искусственном вскармливании получают смесь в утреннее кормление, а также в последнее кормление перед сном. В остальное время меню крохи-искусственника формируется из блюд прикорма. По сравнению с детками, вскармливаемыми грудью, их рацион более расширен – в него добавлены кисломолочные напитки, творог и желток. Кашу для малыша-искусственника уже варят на молоке, а объем большинства будет выше, чем у ребенка с грудным типом вскармливания.


Основой рациона детей в 8 месяцев является грудное молоко или смесь

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Обычный день

Каждый новый день с восьмимесячным младенцем приносит много интересных и веселых моментов. Понятно, что режим у каждого из детей этого возраста будет отличаться, но мы предлагаем примерный вариант распорядка дня, который может быть у малышей 8 месяцев:

Просыпание.

Первое кормление, в которое ребенок получает мамино молоко либо смесь.

Гигиенические процедуры.

Бодрствование.

Гимнастика.

Второе кормление, в которое детям на грудном вскармливании дают кашку со сливочным маслом, а крохам-искусственникам дополнительно предлагают желток.

Период бодрствования.

Прогулка, во время которой у крохи бывает первый дневной сон на свежем воздухе.

Третье кормление, во время которого малыши любого типа вскармливания получают овощное пюре с мясным пюре и растительным маслом, а также пшеничный хлеб и сок из фруктов.

Прогулка, во время которой у ребенка бывает второй дневной сон на свежем воздухе.

Четвертое кормление, которое у деток на грудном вскармливании будет включать фруктовое пюре, печенье и женское молоко, а у деток на искусственном вскармливании – кисломолочный напиток, пюре из фруктов, творог и печенье.

Период бодрствования и спокойные игры.

Пятое кормление, во время которого ребенок получает мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Детки на грудном вскармливании во сне прикладываются к материнской груди до 6 раз, а малыши-искусственники в этом возрасте уже для кормления не просыпаются.

Разнообразьте свой день играми с ребенком по методике «Маленький Леонардо», которые вы можете увидеть в видео Тепляковой О. Н. – эксперта по интеллектуальному развитию.

Частые проблемы

  1. Страх расставания с мамой. Детки 8 месяцев начинают бояться отпустить маму от себя и очень переживают расставание с ней. Кроме того, в этом возрасте могут появиться и другие страхи, например, ребенок может пугаться громких звуков бытовых приборов. Покажите малышу источник звука, чтобы он перестал быть пугающим.
  2. Отказ от прикорма. Малыш может отказываться пробовать новую пищу, если блюдо не понравилось ему своей консистенцией, вкусом или температурой. Возможно, малыш еще не успел проголодаться или в помещении очень жарко. В любом случае настаивать не нужно. Предложите пищу ребенку немного позже.
  3. Неспокойный сон. Малыши восьми месяцев из-за физической активности и перевозбуждения могут плохо засыпать и их ночной отдых нарушается. Чтобы избежать проблем с ночным сном, исключите в вечернее время активные игры, сделайте перед сном расслабляющий массаж, почитайте крохе книжку.
  4. Болезненное прорезывание зубов. Появление зубов без боли и дискомфорта встречается довольно редко. У многих деток зубки режутся с болезненными ощущениями, изменениями стула, повышенной температурой, капризами и другими отрицательными проявлениями. Помочь малютке могут охлажденные специальные игрушки, которые можно грызть. Для избавления от боли применяют специальные гели, а при температуре – препараты с жаропонижающим действием.
  5. Аллергия на прикорм. Поскольку меню восьмимесячных детей расширяется, всегда существует риск появления реакции на новый продукт. Такая реакция может проявляться поносом, кожными высыпаниями, насморком, запорами, коликами, покраснением глаз и другими симптомами. Старайтесь знакомить ребенка этого возраста лишь с безопасными продуктами, которые редко вызывают аллергию. Пока ребенку нельзя давать красные ягоды, помидоры, какао, цитрусовые плоды, продукты из сои, а с введением в детское меню молока, яиц и курицы следует быть очень осторожными.


Кроха становится еще более привязанным к мамочке

  • Поскольку 8-месячный малыш уже активно исследует квартиру, ползая повсюду, вам следует обеспечить крохе безопасность. Пока еще карапуз не понимает рисков и опасностей, поэтому задачей родителей будет устранить с пути ребенка ядовитые вещества, крохотные и бьющиеся предметы, а также все острое и режущее. Спрячьте розетки, скройте острые углы мебели, уберите в закрывающийся шкаф бытовую химию и никогда не оставляйте ползающего малыша в комнате без присмотра.
  • Если ваш восьмимесячный ребенок еще не начал вставать на ножки, придерживаясь за опору, форсировать приобретение этого навыка не нужно. Как только мышцы крохи окрепнут достаточно для пребывания в вертикальном положении на ногах, малыш сразу же начнет свои «тренировки», оттачивая новое умение. Помните, что многие дети не начинают вставать к 8-месячному возрасту, как и ползать, и торопить их пока не стоит.
  • Если у ребенка уже прорезалось 4 зуба, поощряйте жевание, предлагая крохе не пюре, а кусочки отварных овощей, а также детское печенье и сухарики.
  • Часто разговаривайте с младенцем, при этом сюсюкаться и искажать слова не следует. Тем не менее, допустимо использование сокращенных слов, например, вместо «кошка» можете произносить «киса».
  • Выбирая развивающие занятия для малыша, учитывайте не только время дня, но и темперамент крохи. Если у вас непоседливый карапуз, то ему будут по душе активные игры, перевороты, ползание. Для спокойных младенцев больше подойдет чтение книжки, складывание кубиков. Следует уважать интересы малыша, пусть он еще и совсем крошка. Если что-либо малютке не нравится, не заставляйте и не настаивайте.


Восьмимесячные детки – настоящие непоседы. Они весь день чем-то заняты, постоянно в движении, поиске новой информации об окружающем мире. Их неуемной энергии в этом возрасте можно только позавидовать. Направив ее в нужное русло, родители могут помочь малышу усовершенствовать имеющиеся навыки, а затем освоить новые. Развивать ребенка в возрасте 8 месяцев нужно всесторонне, превращая любое полезное занятие в увлекательную игру.

Навыки восьмого месяца

Прежде всего, нужно совершенствовать те умения малыша, которые он уже приобрел к этому возрасту. А это не так мало:

  • малыш умеет хорошо сидеть, самостоятельно садиться;
  • свободно переворачивается на животик и обратно в обе стороны;
  • может менять положение тела (садиться, вставать, ложиться);
  • много и активно ползает по всему дому в разных направлениях, преодолевая небольшие препятствия;
  • встает, держась за опору;
  • может перешагивать приставными шагами, опираясь на диван, кровать или другую мебель;
  • из положения стоя садиться пока не получается, кроха падает на попку;
  • пробует сам держать ложку и чашку;
  • может пить и кушать из рук родителей;
  • надевает, а также стягивает с себя шапочку;
  • машет рукой на прощание;
  • захватывает мелкие предметы двумя пальчиками;
  • любит сравнивать предметы по форме, размеру, поэтому настало время пирамидок, сортеров, вкладышей;
  • любит выбрасывать игрушки из емкости или кроватки на пол и следить, что будет дальше, ожидая, что игрушку взрослые ему непременно подадут обратно;
  • начинает бояться, что мама не вернется, что он ее потеряет;
  • настороженно относится ко всем посторонним людям, особенно если они стараются завлечь его в отсутствие мамы;
  • понимает запреты, может выражать протест, если ему не нравится, что ему чего-то не разрешают;
  • понимает и выполняет множество простых просьб (дай, возьми, садись, принеси, подними, сними, кушай, покажи);
  • знает, как нужно звать родителей.

В речи малыша произошли важные изменения: он научился удваивать и утраивать простые слоги. Поэтому часто лепечет «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Если он использует слоги «ма-ма-ма», чтобы позвать маму, или «па-па-па», когда обращается к папе, пришло время научить его произносить два этих слова правильно – с двумя слогами.

Будьте предельно внимательны, создавайте вокруг малыша безопасную среду, убирая все лишнее, закрепляя, заглушая или закрывая все опасное. Часто родители забывают закрывать дверь в ванную, где находится вся бытовая химия. А также о том, что скатерть на кухне ребенок тоже может схватить и потянуть, свалив на себя все, что стоит на столе. Поэтому сделайте так, чтобы малыш не смог достать до краев скатерти, или уберите ее на время вообще.

Чему кроху можно научить в возрасте 8 месяцев?

С самого раннего возраста малыши учатся всему на примере взрослых. Поэтому 8- месячного ребенка тоже нужно учить примером.

Итак, чему же полезно научить своего непоседу в 8 месяцев?

  • Использовать предметы по назначению (катать машинку, толкать мячик, нажимать кнопки, включать музыкальные игрушки).
  • Пользоваться бытовыми предметами (ложкой, кружкой, полотенцем или салфеткой).
  • Подражая взрослым, накрывать кастрюлю крышкой, закрывать коробку, завинчивать пробку бутылки.
  • Бить в барабан или бубен.
  • Пить через соломинку.
  • Дудеть.
  • Разбирать пирамидку, рушить башенку из кубиков.
  • Пользоваться сортером.
  • Вкладывать стаканчики-вкладыши друг в друга.
  • Соотносить действие со звуком («бух» – если что-то упало, «ам» — когда кормят, «би-би» – если нужно ехать на машине).
  • Находить в книжках знакомые предметы.
  • Хлопать по воде в ванной, ловить плавающие игрушки, переливать воду из емкостей.

Однако мама не может целый день проводить занятия с ребенком – ей нужно успевать делать ежедневные домашние дела. В это время ребенок становится наблюдателем. Но эти часы тоже могут проходить для него с пользой, если мама будет комментировать свои действия, говоря понятными, короткими фразами, что она делает и зачем. Это поможет малышу полнее познавать окружающий его мир, а также ускорит развитие речи. Развивать в процессе домашних дел ребенка можно, это достаточно несложно.

То же самое относится к прогулкам. Находясь на улице, крохе нужно рассказывать, что происходит вокруг, описывать окружающие предметы, людей, животных, деревья, рассказывать, какая погода, какие покупки сейчас нужно сделать в магазине и т. д.

Показывайте ребенку, что ему в доме можно трогать, а что – запрещается категорически. Обязательно объясняйте, почему. Например, наглядно покажите, что дотронулись до горячего утюга или чайника и вам стало очень больно.

Полезные занятия

Существует еще немало полезных дел, с помощью которых можно не только увлекать, но и развивать ребенка в 8 месяцев. При этом что-то взрослые могут делать с ним вместе, а чем-то он займется и сам.

Например, кроха долго и увлеченно будет перебирать самые различные вещи и предметы, которые сложены в большой контейнер или коробку. Это могут быть обычные предметы обихода: ложки, ключи, платочки, расчески, мамины бигуди, папин фонарик, пустые флакончики (плотно завинченные) и т. д. Главное, чтобы среди таких предметов не было слишком мелких, которые без присмотра ребенок мог бы проглотить или сунуть в нос, ухо. Самостоятельно он может переливать воду из одного стаканчика в другой, если ему предоставить таз и коврик. Или выжимать губку, если в воду добавить немного шампуня (правда, только если мама точно знает, что кроха не станет есть шампунь).

Также самостоятельно ребенок может подолгу щупать мешочки, наполненные разными крупами, семечками, горохом, полиэтиленом. Помимо прочего, это прекрасно развивает мелкую моторику.

А вот рисование ладошками по манной крупе или муке (или пальчиковыми красками по бумаге), игры с бусинами или пуговками – тоже занятия, развивающие мелкую моторику, но уже требующие внимания или помощи родителей. Как и пальчиковые игры вроде «сороки-белобоки» или «ладушек». Сейчас ребенок может уже сам воспроизводить нужные действия, следуя за словами мамы.

Также вместе со взрослыми карапуз может рассматривать картинки в книжках, находя знакомые изображения. При этом мама должна всегда рассказывать что-то о картинке.

Кстати, более сложный, но при этом более эмоциональный вариант зрительной развивашки – рассматривать фотографии в семейном альбоме. Пусть малыш находит и показывает бабушку, дедушку, сестру или брата, маму с папой и, конечно, самого себя.

Мама может собрать небольшую башенку из кубиков, а затем показать малышу, как ее можно разрушить с помощью мячика.

Одно из самых полезных в этом возрасте занятий – отработка навыка ползания. Это и движение, и физическое развитие, и расход энергии. А еще – подготовка к освоению ходьбы. Чтобы ребенку было интересно ползать, его стимулируют к этому яркими игрушками (особенно светящимися или музыкальными). Можно усложнять ему задачу, заманивая под стол, обводя вокруг дивана или кресла, зазывая переползать через подушки.

Если кроха уже научился перешагивать, пусть топает около дивана, собирая разложенные на его поверхности интересные предметы.

Развивающие игры

Игр, стимулирующих гармоничное развитие малыша, существует множество. Это могут быть игры с предметами, игрушками либо с готовыми игровыми пособиями. Но это не значит, что нужно непременно все это предлагать своему ребенку. Достаточно выбирать такие занятия, к которым малыш проявляет интерес, и проводить несколько из них в день. Ведь крохе нужно и свободное время – «переварить» полученную информацию, поиграть самостоятельно, отдохнуть.

Среди доступных и полезных игровых занятий можно выделить следующее.

  • Качалки. Эта игра – семейная. Папа садится напротив крохи, мама – позади малыша. Папа толкает в сторону своего чада яркий легкий мячик, мама помогает малышу поймать его, показывает, как отправить мяч обратно папе. Это помогает наладить эмоциональный контакт, развивает координацию, обучает малыша совместным играм, развивает мышцы спины и живота.
  • Волшебная веревочка. В этом возрасте детки любят наблюдать, как падают предметы из кроватки на пол. Если привязать часть из них за веревочку, а затем показать, что с ее помощью игрушку можно поднять обратно – восторгу не будет предела. Вскоре он научится сам пользоваться веревкой. Тут и мышление, и координация, и моторика.
  • Башенка. Взрослому необходимо сесть рядом с ребенком и показать ему, как строить башню из 2–4 кубиков. Затем это нужно сделать ручками малыша, взяв их в свои. Со временем он научится ставить кубики сам. А пока ему интереснее рушить то, что построит мама – это совершенно нормальная примета возраста.
  • Пирамидный разбор. Прежде чем ребенок научится нанизывать кольца пирамидки на ось, его нужно научить снимать их. Для восьмимесячного карапуза и это довольно сложно. Поэтому сначала маме придется наклонять пирамидку почти до пола. И только когда ребенок научится снимать кольца из такого положения, можно показать ему, что пирамидка должна стоять вертикально. Во время таких игр уже можно рассказывать о размерах и цветах колечек. Постепенно малыш будет это запоминать.
  • Первая сортировка. Речь об игрушке-сортере. Ее можно сделать самостоятельно, поскольку для начала достаточно будет двух отверстий и форм – с большим количеством малышу сейчас не справиться. Можно взять картонную коробку и проделать в ней 2 отверстия, равных по размеру небольшому кубику и маленькому мячику. Для начала ребенок должен сам попытаться вложить нужный предмет в нужное отверстие, убеждаясь, что мячик не проходит в квадратное отверстие, а кубик – в круглое. И только если кроха сам не справится, мама может ему помочь. Со временем отверстий и предметов может становиться больше.

Также прекрасно развивают логическое мышление, внимание и моторику такие игрушки, как стаканчики-вкладыши или матрешки. Малыш может достаточно долго возиться с ними, стараясь сложить стаканчики или фигурки одну в другую по размерам, как показала мама.

И последнее, на что родителям стоит обратить внимание. Развивающие игры для детей в 8 месяцев должны учитывать интересы самого малыша (кто-то больше любит ползать, кто-то – копаться в игрушках, кто-то – строить) и не быть слишком сложными. Усложнять их необходимо по мере того как ребенок освоит более простой вариант (добавлять детали к сортеру или кольца к пирамидке нужно постепенно). Иначе, потерпев неудачу один раз, малыш надолго потеряет интерес к игре. А для него сейчас намного важнее выйти победителем, суметь, сделать. И получить заслуженную похвалу родителей. Это – главный стимул для его ежедневных побед.

В возрасте 8 месяцев все дети развиты по-разному. Но существуют средние показатели развития. В норме восьмимесячный ребёнок умеет уверенно сидеть, и ложится из этого положения. Держась за статичную опору, он уже может даже самостоятельно вставать на ноги или активно осваивает этот навык. Малышу уже не нужно уделять столько времени, как раньше, ведь он способен сам увлечённо заниматься с игрушками, манипулируя сразу 2 или 3 предметами. Кроха постепенно учится говорить, повторяет простые слоги, может осознанно указать пальчиком в нужном направлении, отвечая на вопрос «Где?». Чтобы понять, как развивать ребенка в 8 месяцев, необходимо учесть уже имеющиеся у него умения и направить силы на их совершенствование.

Основы развития ребёнка в 8 месяцев

Все восьмимесячные малыши имеют свои особенности развития. Все приведённые выше нормы усреднены, и некоторые отклонения в ту или иную сторону в большинстве случаев не считаются патологией. Рассматривая возможные варианты развивающих занятий со своим крохой, обязательно учитывайте его индивидуальные особенности. Проанализируйте, на какой стадии развития того или иного навыка он находится. Возможно, вам лучше подойдут какие-то игры для более старшего или младшего возраста.

Уделяйте малышу достаточно внимания, но при этом не забывайте и делать передышки в общении. В восьмимесячном возрасте ребёнок уже учится самостоятельно развлекать себя играми, одновременно познавая мир и обретая новые навыки. Развивайте кроху, занимаясь повседневными делами. Это поможет сэкономить время.

Развивающие игры и занятия для 8-месячного ребёнка

Занятия гимнастикой с ребенком в 8 месяцев

Простейшие занятия, направленные на развитие физической формы, можно делать, начиная с самых первых недель жизни малыша. Постепенно они усложняются. К восьмимесячному возрасту набирается уже целый комплекс упражнений, способствующих приобретению новых навыков. Вот только некоторые из них:

  1. Движения боксёра. Если раньше нужно было брать ручки малыша в свои и совершать движения, то теперь используются кольца, которые ребёнок держит самостоятельно.
  2. Вставание из положения лёжа. Малыш лежит на спине. Вы берёте его подмышки и сначала помогаете сесть, затем встать. После этого повторяете действия в обратном порядке.
  3. Ходьба. Самостоятельно ребёнок ещё не может ходить, но он будет это делать, если вы станете придерживать его подмышки.
  4. Поднятие прямых ног. Если раньше вы делали упражнение, прижимая согнутые в коленях ножки малыша к груди, то сейчас приподнимайте их под прямым углом к туловищу, не сгибая.

Каждое упражнение повторяйте по 5 - 6 раз. Занимайтесь с малышом регулярно и подбирайте комплекс, который лучше всего подходит именно вам с учётом особенностей физического развития.

Как развивать ребенка в 8 месяцев: проводить развлекательные мероприятия, предлагать обучающие игрушки, позитивно общаться и вместе делать гимнастику

Игры в мяч с 8-месячным ребенком

Простейшая игра с малышом в мяч положительно влияет на развитие физической формы, моторики, внимательности, зрительно-двигательной координации. Играть можно всей семьёй, что способствует налаживанию крепкой эмоциональной связи. Кроме того, ребёнок получает навыки поведения в команде.

Суть игры очень проста. Необходимо просто перекатывать мячик по полу друг другу. С ребёнком должны играть как минимум два человека. Один из них садится сзади крохи, придерживая его за спину и помогая ловить и откатывать мячик. Другой располагается напротив.

Пирамидки, кубики и стаканчики для ребенка 8 месяцев

Продолжаем развивать логику, тактильное восприятие и моторику. В этом отлично помогают кубики. Лучше всего обзавестись разными по цвету, размеру и материалу элементами. Кубики могут быть мягкими, деревянными, картонными, пластиковыми. Можно сделать их самостоятельно или купить уже готовые. Вместе с малышом стройте разные сооружения, делая акценты на разнице в цвете, размере и материале.

Полезными в этом возрасте будут и простые пирамидки, состоящие не более чем из 5 колец, и цветные стаканчики разных размеров, которые нужно вставлять друг другу. Покажите малышу, как нужно действовать и дайте попробовать самому. Если у него не сразу получится, мягко помогите разобраться.

Коробка-сортер для 8-месячного ребенка

Навыки мышления поможет развить игра под названием сортер. Её можно купить в любом детском магазине или изготовить самостоятельно. Для этого потребуется коробка, кубики и шарики. Просто вырежьте в ней два отверстия - круглой и квадратной формы, чтобы приготовленные предметы легко входили в них. Затем попросите малыша положить кубики и шарики в коробку. Не показывайте ему, как это делать. Важно, чтобы он на своём опыте понял, что предметы разных форм входят только в определённые отверстия. Только если у крохи возникнут затруднения, помогите ему разобраться. На первое время будет достаточно всего двух видов отверстий. По мере необходимости добавляйте новые формы.

Игры во время купания с ребенком 8 месяцев

Пусть время водных процедур не проходит даром. Кроме плавания в большой ванне, вы можете проводить и другие занятия. Восьмимесячному малышу будет очень интересно и полезно наклеивать на мокрую стену, и снимать с неё разные цветные фигурки. Их можно купить или вырезать самостоятельно из тонкого поролона, резины, полиэтилена, и других материалов, которые при намокании легко липнут к поверхностям. Дайте малышу поиграть с губкой, покажите, как её выжимать. Положите в ванну игрушки и научите ребёнка вылавливать их при помощи кружки или ковшика.

В возрасте 8 месяцев малыш уже многое умеет и у вас есть огромный выбор развивающих игр. Выбирайте из них те, которые приходятся наиболее по душе вашему крохе. Начните постепенно осваивать рисование карандашами или мелками. Кроме того, обязательно развивайте слух и речь. Включайте ребёнку музыку и аудио-сказки, разговаривайте с ним. Но помните и о том, что в этом возрасте ему уже может потребоваться некоторое уединение. Чтобы обеспечить его, дайте малышу любимые игрушки и оставьте неподалёку от себя так, чтобы вы могли наблюдать за его действиями, занимаясь своими делами.