Проектно-исследовательская работа «Память и ее значение в жизни человека. Определение памяти, ее функции, значение в жизни человека Какое значение имеет память в моей жизни

Память можно определить как способность запоминания, сохранения и воспроизведения и передачи человеком другим людям жизненного опыта во всевозможных его проявлениях. Память, соответственно, включает в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания информации. Все эти процессы представляют собой стороны или аспекты целостной и достаточно сложно устроенной памяти человека, однако в аналитических целях, для более глубокого и разностороннего понимания памяти эти процессы выделяются и рассматриваются как отдельные. Их выделение и раздельное изучение объясняются следующими причинами.

  • 1. Указанные процессы играют различную роль в жизни людей, которая отражена в самих их названиях.
  • 2. У одного и того же человека и у разных людей все эти процессы могут быть развитыми в разной степени.
  • 3. Эти процессы памяти в своем функционировании подчиняются разным законам.
  • 4. В анатомии и физиологии мозга соответствующие процессы представлены различными нервными структурами и характерными для них физиологическими явлениями.

Память лежит в основе всей жизни современного человека: обучения, воспитания, профессиональной деятельности, общения. Благодаря памяти, в частности сохранению и передаче из поколения в поколения накопленных людьми знаний и опыта, была создана и продолжает совершенствоваться вся человеческая культура, как материальная, так и духовная. На памяти, т.е. на сохраненных, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых людьми умениях и навыках основаны все способности. Благодаря своей уникальной памяти и ее постоянному совершенствованию, активно и с заметным ускорением продолжающемуся в наши дни, человек не только выделился из царства животных, но достиг того уровня развития, на котором он находится сейчас. Каждое новое поколение людей в наши дни превосходит предыдущее по количеству и доступности имеющейся в его распоряжении информации.

В психологии памяти, которая имеет длительную историю (исследования в этой области ведутся более двух с половиной тысяч лет, а первые научные произведения, посвященные памяти, появились в Древней Греции), лучше всего были изучены процессы запоминания и припоминания (воспроизведения) материала. Это объясняется тем, что, во-первых, запоминание и припоминание - это главные процессы памяти, на которые приходится наибольшая нагрузка и которыми человек чаще всего в жизни пользуется. Во-вторых, продуктивность памяти человека в первую очередь зависит именно от этих двух процессов. В-третьих, если у людей возникают какие-либо проблемы с памятью, то они прежде всего касаются запоминания или припоминания материала. В-четвертых, запоминание и припоминание проще всего изучать экспериментальным путем. Ознакомимся с некоторыми общеизвестными фактами, касающимися запоминания и припоминания материала.

На первый взгляд может показаться, что запоминание или припоминание человеком материала происходит буквально, т.е. при запоминании соответствующий материал просто копируется, а при его припоминании воспроизводится в том же виде, в каком он хранится в памяти человека. На самом деле это не так. Как в процессе запоминания, так и при воспроизведении материала происходят его целесообразные и закономерные изменения, которые, однако, сохраняют в запоминаемом или припоминаемом материале главное - то, что необходимо человеку при последующем использовании соответствующего материала.

В процессе запоминания материала в нем выделяется то, что в данный момент представляет интерес для человека, и именно оно - наиболее интересное и соответствующее актуальным потребностям человека - запоминается. Что же касается запоминания второстепенных, неинтересных для человека деталей, то на них он вообще не обращает внимания и, следовательно, не запоминает. Кроме того, при запоминании и в процессе сохранения соответствующего материала в памяти происходит его внутреннее переструктурирование, рассчитанное на то, чтобы он лучше запомнился, дольше сохранился в памяти человека и легче воспроизводился.

Воспроизведение материала, писал в свое время А.А. Смирнов, не есть его буквальное или механическое повторение. Это, скорее, его активная мысленная реконструкция, т.е. восстановление, сопровождаемое заметными, закономерными и целесообразными изменениями.

Эти изменения носят творческий характер, но не меняют основного, значимого для человека содержания соответствующего материала. Они способствуют его лучшему пониманию и более прочному запоминанию, а далее - точному воспроизведению. Формы изменений, вводимых в воспроизводимый по памяти материал, могут быть следующими.

  • 1. Обобщение и сокращение того, что в исходном материале (при его первом запоминании) было представлено в детализированной, конкретной и развернутой форме. За счет обобщения из материала исключаются второстепенные детали, выделяется (подчеркивается) главное.
  • 2. Конкретизация или детализация того, что вначале было заложено в памяти в обобщенной и сжатой форме. Этот процесс связан с необходимостью углубления понимания материала после того, как он запечатлелся в памяти. Например, когда человек объясняет другим людям то, что знает сам, но еще недостаточно глубоко понимает, он конкретизирует и детализирует свои знания с двоякой целью: во- первых, для того чтобы самому глубже понять соответствующий материал, во-вторых, для того чтобы лучше объяснить его другим людям.
  • 3. Замена в запоминаемом материале одного содержания другим, равнозначным по смыслу. Это происходит тогда, когда человек не в состоянии точно вспомнить название (имя) чего-либо и передает его своими словами.
  • 4. Смещение или перемещение отдельных деталей подлинника. Это может происходить в двух случаях: первый - когда от этого не меняется содержание припоминаемого материала, второй - когда перемещение деталей способствует структурированию данного материала, его пониманию и запоминанию.
  • 5. Объединение того, что в оригинале (при первом запоминании материала) было представлено отдельно друг от друга, или разъединение того, что в оригинале, напротив, было соединено. Такое изменение в процессе реконструкции припоминаемого материала может происходить по тем же самым причинам, которые указаны в п. 4.
  • 6. Дополнение материала тем, чего не было в оригинале (подлиннике). Это происходит в случае обнаружения значимых связей запомненного материала с каким-либо другим материалом после его запоминания.

Таким образом, воспроизведение как процесс памяти представляет собой одновременно и восстановление в памяти того, что было воспринято и запомнено, и его изменение или преобразование. Практически все указанные выше изменения, которые имеют место при воспроизведении запомненного материала, не являются искажениями или ошибками памяти. Они целесообразны и имеют позитивный смысл, представляя воспроизведение соответствующего материала как разумный и творческий процесс.

Узнавание также нельзя понимать как буквальное копирование материала. В случае узнавания, как правило, не происходит сколько- нибудь полного восстановления в памяти узнаваемого материала. Вместо его целостного и буквального воспроизведения у человека возникает ощущение того, что с данным материалом он уже был ранее знаком, где-то и когда-то с ним встречался. В большинстве случаев человек не в состоянии полностью восстановить в своей памяти узнанный им материал и не может ответить на вопрос о том, насколько то, что он узнал, соответствует тому, что он когда-то знал.

Что касается сохранения и забывания материала, то в отношении этих двух процессов памяти вопрос о точности сохраняемого или забываемого материала вообще не стоит. В случае хранения материала мы практически ничего не можем сказать о том, насколько точно сохраняемое соответствует оригиналу. Поскольку воспроизведение не буквально восстанавливает хранимое в нашей памяти, то по воспроизведению трудно сказать, в какой степени хранимое в памяти изначально соответствовало оригиналу. При забывании утрачивается то, с чем можно было бы сравнивать забытое, и, следовательно, вопрос о его соответствии оригиналу не имеет смысла.

Все эти рассуждения определенно указывают на то, что человеческая память во всех ее проявлениях - это нечто иное, чем простое механическое копирование или зеркальное отражение запоминаемого, сохраняемого, узнаваемого или припоминаемого материала. Тем не менее память, будучи не вполне точной в плане соответствия оригиналу, может вполне устраивать человека. Главное, чтобы она обеспечивала его сведениями, необходимыми и достаточными для удовлетворения актуальных потребностей. С научной точки зрения, однако, важно детально изучить все, что происходит в памяти человека, исследовать все ее процессы, для того чтобы лучше понять, каким образом память человека устроена. Такое знание, в частности, поможет специалистам по компьютерной и другой технике, где имеются блоки памяти, усовершенствовать их работу.

Целостная научная концепция памяти, если не считать рассуждения о памяти, представленные еще в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.), впервые возникла в ассоциативной психологии XVIII в. и нашла отражение, в частности, в работах Д. Гартли (1705-1757) и Д. Пристли (1733-1804). Далее с ассоциативных позиций память человека теоретически и экспериментально изучали в XIX в. Г. Эббингауз (1850-1909) и И. Мюллер (1850-1934), а также ученые, представлявшие интроспективную психологию сознания и функциональную психологию (В. Вундт, У. Джемс и др.). Ассоциативная психология памяти в течение двух столетий оставалась ведущим направлением в ее изучении, и за это время было выявлено и накоплено большое количество фактов, касающихся памяти человека.

Главное утверждение ассоциативной психологии заключалось в том, что ассоциации являются основными механизмами организации работы памяти человека. С этим положением категорически были не согласны представители гештальтпсихологии В. Келер (1887- 1967) и К. Коффка (1886-1941). С их точки зрения, процессы памяти основаны не на ассоциациях, а на структурной организации запоминаемого материала. Именно такая организация материала определяет, по их мнению, как запоминание, так и сохранение или припоминание материала. С принципом целостности процессов памяти В. Келер связывал и осмысленность запоминания, указывая на существенную разницу в запоминании осмысленного материала и бессмысленных слогов. В гештальтпсихологии, которую представляли названные выше ученые, утверждалось, что чем больше запоминаемый материал организуется в структурное целое и не является суммой бессвязных элементов, тем осмысленнее и быстрее он запоминается, дольше сохраняется в памяти и лучше припоминается. В русле гештальтпсихологии, таким образом, сложилась новая теория памяти, значительно отличающаяся от ассоциативной.

Новый вклад в развитие научных исследования памяти внесли представители французской функциональной психологии, прежде всего П. Жане (1859-1947). Заслугой этого ученого явилось то, что он первым стал рассматривать память с функциональной точки зрения, т.е. с точки зрения ее роли в жизни человека. Он, кроме того, осуществил культурно-исторический анализ человеческой памяти, показал ее значение в эволюции людей. П. Жане первым представил память современного человека как продукт длительного исторического развития людей, впервые ввел в исследования памяти идею ее прогрессивного преобразования - развития. В своем труде «Эволюция памяти и понятие времени» (1928) он указал на главные источники социально-культурного развития памяти - практическую деятельность человека и средства, с помощью которых она осуществляется. Именно эти средства, по мнению ученого, человек использует для овладения и управления своей памятью, совершенствуя их из поколения в поколение.

Экспериментальные исследования памяти человека, несмотря на давний интерес к памяти как таковой, были начаты сравнительно недавно. Немецкий ученый Г. Эббингауз, основные труды которого приходятся на конец XIX в., оказался первым из психологов, приступивших к экспериментальному изучению памяти, причем к тому моменту, когда были проведены и опубликованы результаты первых экспериментальных исследований памяти, в психологии еще господствовали ассоциационизм и интроспекция как основной метод изучения психических явлений. Он в свою очередь требовал разделения сложных психических явлений на элементарные явления, а интроспекция - внутреннего наблюдения за их динамикой.

Ассоциативной теории в понимании природы памяти придерживался и сам Г. Эббингауз. В отличие от своего соотечественника и современника В. Вундта, основателя экспериментальной психологии в целом, с которым Г. Эббингауз вел дискуссию относительно возможности экспериментального изучения памяти (В. Вундт такую возможность отрицал), Г. Эббингауз отказался от применения интроспекции в исследованиях памяти, заменив ее более надежными, объективными методами исследования. Тем не менее, будучи убежденным сторонником ассоциационизма, Г. Эббингауз в организации своих экспериментов и в теоретическом осмыслении полученных в них результатов строго следовал канонам ассоциативной психологии. Это, в частности, проявилось в том, что Г. Эббингауз придумал множество бессмысленных трехбуквенных сочетаний (так называемых «слогов») и предлагал их испытуемым в качестве стимульного материала для механического заучивания, полагая, что тем самым он изучает «чистую» память, не осложненную другими психическими явлениями.

Данное обстоятельство, безусловно, было методологической ошибкой ученого, поскольку память в таком «чистом» виде в природе не существует, а тот вариант «очищения» памяти, который использовал в своих экспериментах Г. Эббингауз, привел к тому, что он, во-первых, оставил без внимания самую сложную и организованную память человека, основанную на интеллекте (память, которую Л.С. Выготский позднее назвал высшей психической функцией); во-вторых, исследовал лишь самую простую память человека, основанную на многократном, механическом и бессмысленном повторении заучиваемого наизусть материала.

Вместе с тем безусловной заслугой Г. Эббингауза явилась разработка объективных методов экспериментального изучения памяти. Эти методы были опубликованы еще в 1885 г. В дальнейшем к ним добавилось много других методов, предложенных не только Г. Эб- бингаузом, но и другими учеными. Многие из методов изучения памяти, впервые разработанные Г. Эббингаузом, используются в психологической науке и в практике до сих пор. Это, в частности, метод антиципации, метод последовательных воспроизведений и метод сбережения (экономии).

Метод антиципации представляет способ изучения памяти, предполагающий воспроизведение запомненного материала в том порядке, в котором он предъявлялся испытуемому при его запоминании. В частных случаях применения данного метода от испытуемого требуется предвосхищать (антиципировать) следующую единицу заучиваемого материала в то время, когда он воспринимает и запоминает (заучивает) предыдущую единицу. Метод последовательных воспроизведений представляет способ исследования долговременной памяти, при котором от испытуемого требуется запомнить и многократно воспроизвести заученный материал в отдельных, отстоящих друг от друга по времени попытках. Метод сбережения (экономии) состоит в следующем. Вначале за определенное число повторений испытуемый выучивает некоторый материал. При этом устанавливается число попыток, необходимых ему для полного заучивания материала. Затем спустя некоторое время (несколько часов или дней) испытуемый воспроизводит материал по памяти, и в случае ошибок воспроизведения доучивает его. В заключение определяется разница между количеством попыток, необходимых для первичного заучивания соответствующего материала и его последующего доучивания. Эта разница рассматривается как экономия или сбережение попыток (иногда - времени).

Новый этап научных психологических исследований памяти как теоретических, так и экспериментальных, приходится на первую половину XX в., причем исследованиями памяти в это время занялись многие психологи в разных странах мира, включая Россию. Исследования памяти в это время выходят за пределы ассоциационизма, охватывают гештальтпсихологию, функциональную психологию, психоанализ и бихевиоризм. Это способствует увеличению числа направлений и школ в изучении памяти, созданию новых ее теорий.

Большой вклад в изучение памяти в эти годы внесли и отечественные ученые, где данная проблематика в течение нескольких десятков лет находилась на одном из первых мест среди всех психологических исследований. В число российских ученых, посвятивших свои труды памяти человека, входили Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов и др.

Во второй половине XX в. инициатива в научных исследованиях памяти перешла к представителям когнитивной психологии. Они предложили ряд новых теоретических моделей памяти, подкрепили их соответствующими экспериментальными исследованиями и данными. Специфика характерного для них подхода к изучению памяти заключалась в том, что они не видели принципиальной разницы, существующей между памятью человека и памятью электронно-вычислительных устройств.

Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Память органически участвует также в процессе восприятия. Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память. Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Характеристика основных процессов памяти

Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание , характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.

Сохранение

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Узнавание и воспроизведение

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

Забывание

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и, если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания.

Процесс запечатления и сохранения материала обусловлен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышенным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятельности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (противоборствующих) воздействий, включенностью материала в семантическое, понятийное ноле сознания данного индивида.

Воспроизведение, актуализация необходимого материала требует установления тех систем связей, на фоне которых запоминался материал, подлежащий воспроизведению.

Вопрос 12.

Классификация видов памяти. Индивидуальные различия памяти у людей. Типы памяти.

Классификация видов памяти

1. По времени сохранения материала :

· – сенсорная память - сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения – 0,3–1,0 с. Ее формы: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут. Эта способность «видеть» картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм ». Эйдетические способности лучше развиты у детей, чем у взрослых;

· – кратковременная память - сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

· – долговременная память - продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Отличается от кратковременной и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Таким образом, описанное выше явление реминисценции заключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным;

· – оперативная память - промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т. е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

2. По характеру психической активности в структуру памяти входят :

· – двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Основа для формирования практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

· – эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

· – образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов обусловлено особенностями профессиональной деятельности: вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;

· – словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

· – механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

3. По характеру целей деятельности :

· – непроизвольной , когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

· – произвольной , когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольно запоминаются:

o – материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;

o – информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;

o – все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

o – незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях. Ассоциация – это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. Три основных типа ассоциаций: по смежности во времени и пространстве, сходству и контрасту.

4. По использованным для запоминания средствам :

· – непосредственная натуральная память - прямое механическое запечатление событий и явлений, наиболее простой вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека;

· – внешне опосредованная память , характерной для более высокой ступени культурно-исторического развития человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания.

· – внутренне опосредствованная память - высшая форма памяти – логическая память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Для перехода сами внутренние элементы должны быть достаточно сформированы. Центральная роль принадлежит речи и мышлению.

Введение 3
1.Понятие памяти 4
2. Виды памяти. Их краткая характеристика. 4
3. Процессы памяти. 7
4. Значение памяти в осуществлении деятельности 10
Заключение 13
Список литературы 14

Введение

Психологические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Одним из важнейших психических процессов является память.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного
Не подлежит сомнению, что продуктивность человеческой деятельности тесно связана с возможностями памяти.
Связи с этим целью данной работы является определить психологическую сущность памяти и ее роль в деятельности человека.

1. Понятие памяти

Память - психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память - это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.
Памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов .
Таким образом, память - это совокупное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Память - процесс организации и сохранения человеком своего прошлого опыта, позволяющий его повторное использование в деятельности.

2. Виды памяти. Их краткая характеристика.
Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования
По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету); слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя); вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов); обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра); тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи) .
Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.
Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.
Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями.
По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память. Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.
По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает.
Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов.
По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.
Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного и составит содержание этого вида памяти);
эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя) .
Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.
Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь ля выполнения текущих действий (операций) .
Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга. Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.
Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой.

3. Процессы памяти.
Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Под запоминанием подразумевают избирательное закрепление (запечатление) образа в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).Различают также ассоциативное запоминание, при котором воспринимаемый образ связывается с каким-либо другим образом (вспомним знаменитые житейские «узелки на память»); осмысленное запоминание, где ведущими являются процессы мышления и осознание логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями; механическое запоминание, реализуемое в результате простых многократных и однотипных повторений по восприятию образа .
Запоминание является составной частью деятельности особого вида - мнемической.
Сохранение. Само название процесса отражает его психологическую сущность. Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения.
Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Существуют разные виды воспроизведения: узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению); реминисценция - мало изученное явление улучшения: воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения; припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч); воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.
Ошибки воспроизведения связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация связана со склонностью человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками и др. Кон-фабуляция предполагает добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть как преднамеренной, манипулятивной, так и бессознательной.
Забывание - это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней: высокому, когда человек не может самостоятельно восстановить образ объекта, но относительно просто сделает это после повторного опыта; среднему, когда полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы в его памяти восстановилось почти все написанное); низкому, когда человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.
Забывание нельзя противопоставлять запоминанию. Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие ее здоровья.

4. Значение памяти в осуществлении деятельности

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. Уже в древнегреческой мифологии обнаруживается признание важной роли памяти в развитии культуры человечества.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.
Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.
Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть. .
И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного» .
Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.
Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).
Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта;4;.
Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.
Исключительно большое значение имеет двигательная память при занятиях физкультурой и спортом (катанье на коньках, езда на велосипеде, плаванье и т. д.).
Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.
Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент.
Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, музыканта), двигательными (у механика - наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога), на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи.
Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Но в основном профессиональная деятельность опирается на оперативную память, которая органически включена в эту деятельность .

Заключение

Память - свойство объектов живой и неживой природы хранить информацию о прошедших событиях в различных их проявлениях, обусловленное наличием у объектов структур, способных перестраиваться (менять ориентацию, конформацию, физико-химические характеристики и т. д.) под действием тех или иных факторов и сохранять длительное время свое новое состояние при отсутствии действия фактора, вызвавшего перестройку. Управление памятью осуществляется за счет механизмов запоминания новой информации и забывания старой.
Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера.
Анализ роли памяти в деятельности человека показал, что благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Память даёт возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Таким образом, в данной работе мы показали первостепенную роль памяти в деятельности человека, обусловленность возможности эффективной деятельность развитой памятью и ее видов.

Список литературы

1. Дружилов С.А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков: монография. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 119 с.
2. Козубовский, В. М.Общая психология: познавательные процессы [Текст]: учебное пособие /В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
3. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособ./ Маклаков А. Г.- СПб.: Питер, 2007 - 592 с.
4. Немов Р.С. Психология.Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. [Текст]/ Р.С.Немов//В 3-х кн-х. Кн.1 Общие основы психологии.-М.: ВЛАДОС, 2006.-573с.
5. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. [Текст]: учеб пособ./ Л. Д. Столяренко – Ростова на Дону: Издательство «Феникс» , 2007.- 671 с.

Определение памяти:

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Память - сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

Функции памяти:

Запоминание - длительность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание - это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.

Сохранение и забывание - Сохранение - это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием. Забывание - весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей.

Узнавание и воспроизведение - Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение - процесс появления в сознании представлений в памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждения. Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия). Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести.

Значение в жизни человека :

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их мысли. Человек лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу.

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Память – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, к-ыйделает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания.

Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

17. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианистская теория . Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени, и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например закон забывания Г. Еббингауза . Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерных бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80%.

Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти.

Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии . Исходным в новой теории было понятие "гештальт " - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник : если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью ). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории - изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами - сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).

Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.

Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения .