Дети в 1 месяц что умеют развитие. Что умеет новорожденный

Первый месяц после рождения сына или дочки пролетает незаметно, но, несмотря на то, чтобы большая часть суток уходит у крохи на сон, он уже учится и осваивает некоторые навыки, чем безмерно радует своих родителей. Маме и папе в этот важный период очень важно научиться понимать и чувствовать своего малыша, а поможет в этом знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

В первый месяц после рождения детки активно развиваются и только начинают знакомство с окружающим миром. Родителям не стоит переживать из-за того, что малыш за первые дни может несколько потерять в весе – это связано с тем, что в организме новорождённого находится излишняя жидкость, от которой он и избавляется. Но, спустя пару недель он уже достигает веса при появлении на свет, а затем следует и прирост показателей – примерно на 30 г вдень, так что к месяцу карапуз весит от 3,4 до 4,5 кг. В длину тело детей в этом возрасте может достигать 50-54 см.

За месяц происходит ряд изменений в детском организме, который активно перестраивается, адаптируясь к иным условиям после длительного внутриутробного пребывания:

  • постепенно разрушаются кровяные клетки с типом гемоглобина плода, по причине этого изменяется и работа кровеносной системы;
  • пищеварение приспосабливается к другому типу питания;
  • начинают самостоятельно функционировать дыхательная и гормональная система;
  • происходит формирование иммунитета малыша, вследствие проникновения в организм различных бактерий.

Поскольку малыш рождается со сформированным зрением, органами слуха, способностью к тактильным ощущениям, поступающая извне информация заставляет интенсивно совершенствоваться его мозг, нервную систему. Благодаря этому, малыш начинает двигаться и управлять, хоть и не вполне осознанно, разными частями своего тела.

Важную роль в этом играют и заложенные у новорождённого рефлексы:

  • сосательный, позволяющий ему питаться грудным молоком;
  • опоры и ходьбы, сказывающийся в сгибании суставов;
  • поисковый, который проявляется в открывании рта и наклонении головки ребёнка, при нажатии на центр его нижней губы при кормлении.

Есть и другие рефлекторные действия карапуза, способствующие развитию функции нервной системы и все они должны у него присутствовать, что является вполне нормальным.

Одним словом, развитие ребенка в 1 месяц, идёт полным ходом, и родителям нужно фиксировать все достижения малыша, а также их отсутствие, чтобы не пропустить нежелательных нарушений.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

От правильного развития ребёнка в первые и последующие месяцы после появления на свет зависит дальнейшее полноценное формирование органов и жизненных систем младенца.

Есть определённые критерии, по которым можно судить о темпе его роста. Конечно же, это первые навыки грудничка:

  • малыш потихоньку учится держать головку, лёжа на животике, и пусть это длится всего несколько секунд, он уже не падает личиком в пелёнку;
  • дитя совершает непроизвольные движения ручками и ножками, может прогибать спинку, приподнимать ягодицы, но надо понимать, что пока эти действия неосознанные;
  • детишки начинают издавать свои первые самостоятельные звуки – они напоминают бульканье, но уже не похожи на «уаа» новорождённого, это первичные зачатки речи;
  • из-за развития слухового аппарата дети уже могут воспринимать звуки, прислушиваться к голосам родителей, в это время, желательно, оградить их от резких и громких звуков;
  • развиваются тактильные ощущения карапуза, поэтому он уже способен положительно реагировать на объятия матери и её нежные прикосновения;
  • в месяц малыши начинают привыкать к определённому распорядку дня, поэтому могут просыпаться, когда приходит время кормления и засыпать в отведённые для этого часы;
  • тело младенца становится расслабленным, а движения более естественными, так как снижается тонус в сгибательных мышцах;
  • фиксация взгляда крохи также происходит лишь на какое-то мгновение, но постепенно ребёнок делает это всё более уверенно и долго, причём может следить глазками за движущимися объектами;
  • к месяцу дети уже способны различать четыре цвета – жёлтый, красный, чёрный и белый, а также отдельные линии и клетки.

Вступая в зрительный контакт с мамой, грудничок явно получает удовольствие, и на его личике уже можно увидеть осмысленную улыбку – наверное, это самое приятное умение, которое постигает младенец в первый месяц жизни. До этого родители уже успевали заметить первые улыбки своего чада – сначала во сне, потом после купания, и вот, наконец, вполне осознанное проявление чувств, связанное с простой радостью при виде лица самого близкого человека.

Это подтверждает, что в месячном возрасте малыши уже умеют узнавать маму по виду, голосу, запаху, они прекрасно понимают, когда до них дотрагивается материнская рука.

Что нужно уметь в 1 месяц девочке, спрашивают некоторые родители. При постоянном общении с мамой, малышка уже вполне умеет «агукать», издавать другие звуки, даже показывать язычок, повторяя за родительницей.

Таким же поведением отличается и мальчик, уметь в 1 месяц он может «гулить», но при этом причмокивать, кряхтеть и звонко кричать, такими способами разрабатывая свои голосовые связки.

Зная, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители должны помогать малышу совершенствовать свои органы чувств, а для этого необходимы развивающие занятия.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: видео

Что необходимо для развития ребёнка в один месяц

Для маленького ребёнка важно создание благоприятных условий для дальнейшего развития, и это, прежде всего, атмосфера в доме, которая должна быть спокойной и доброжелательной. Поскольку малыш воспринимает внешний мир органами чувств, то ему доступное и понимание эмоционального состояния домочадцев. Когда в семье тёплые, душевные отношения, мир и обстановка тихой радости, это помогает крохе почувствовать себя в полной безопасности.

Разумеется, для развивающих упражнений и игр времени не так много, ведь малыш всё время спит, а моменты активного бодрствования ещё очень кратковременны. Но при правильном распорядке дня всегда можно найти 20-30 минут для того, чтобы пообщаться с малюткой и помочь ему в совершенствовании основных навыков. Рассмотрим, какие упражнения помогут ребёнку быстрее адаптироваться в новой среде.

Для стимуляции зрительной, слуховой функции, улучшения тактильного восприятия можно:

  1. Взять большую яркую игрушку, держа на расстоянии 60-70 см от личика крохи, подождать, когда она привлечёт его внимание и очень медленно отвести в сторону, постаравшись, чтобы взгляд младенца не отрывался от предмета. Можно приближать и отодвигать вещь, но чтобы она находилась в поле зрения малыша в течение двух минут.
  2. Каждый день на протяжении 10 минут ребёнку можно негромко включать спокойную, мелодичную классическую музыку, также подойдут отдельные записи некоторых музыкальных инструментов, звучащих нежно и в мажорном ладе. К выбору нужно подходить очень ответственно, ведь это будет первая услышанная малышом музыка в его жизни. После маминого голоса ему будет приятно услышать звуки арфы, флейты, фортепиано. Перед сном можно прослушивать произведения Шопена или Моцарта, утром во время бодрствования – танцевальные мелодии.
  3. Игрушки, которые будут способствовать развитию слуха и осязания – музыкальные мобили (карусели), погремушки с негромким звуком, подвески на кроватку со звуковым и световым сопровождением. Мобили считаются наиболее предпочтительными для этого возраста, так как они помогают детям концентрировать своё зрение и внимание на отдельных объектах, учат различать звуковые частоты. Одновременно с этим, ребёнок развлекается и находится в хорошем настроении.

Понимая, что должен уметь делать месячный малыш, и памятуя о том, что хватательный и сосательный рефлекс у него сильно развит, имеет смысл купить ребёнку несколько погремушек из материалов разной текстуры, а также книжку для самых маленьких с музыкальными страничками. Резиновые и латексные игрушки-пищалки в виде животных тоже не оставят его равнодушным. Конечно, все эти вещи должны быть выполнены из натурального материала, к тому же, они понадобятся ребёнку чуть позже, когда у него начнут резаться зубки.

Чтобы постепенно укреплять малыша физически, предусмотрены следующие упражнения:

  1. Младенца кладут на животик, показывают ему яркий предмет и, не торопясь, поднимают его выше и выше. Ребёнку поневоле приходится тренировать мышцы шеи, чтобы поднять головку. Для этого же кроху кладут вниз лицом к себе на живот и начинают с ним разговаривать, обращаясь по имени.
  2. Чтобы развивать ножки и ручки малютки, ребёнка берут за руки, поднимают их, осторожно опускают, складывают на груди. Ножками малыш должен делать крутящие движения, имитирующие велосипедную езду.
  3. Купание не только доставит ребёнку удовольствие, но будет положительно влиять на его физическое состояние. Мама может купаться вместе с малышом, положив его к себе на грудь спинкой, держа одной рукой, а другой показывая различные игрушки. Можно учить малыша держаться на воде, поддерживая на руках и покачивая.

Также для нормального кровообращения и снижения гипертонуса месячным детям делают массаж, сгибают и разгибают им ручки и ножки – обычно, эти процедуры проводятся перед купанием или после него.

Понимая, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители могут стимулировать малыша к освоению новых умений, увлекая его интересными игрушками, музыкой или интересными действиями, но самое главное, что во время этих занятий происходит непосредственное общение крохи с мамой, в которой он нуждается более всего.

Дети действительно взрослеют очень быстро. Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек. Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

  • много спит - до 20 часов в сутки,
  • много кушает (подробнее об этом читайте в статье кормление грудью >>>).

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного >>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть >>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать >>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного , которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку ; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться >>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться >>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать >>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Подробнее об этом возрасте читайте также в статье что должен уметь ребенок в 2 месяца >>>, и, конечно, смотрите в моем видеоуроке:

Третий месяц

На протяжении месяца физические, психические, эмоциональные навыки вашего малыша продолжают совершенствоваться.

  • Ребенок все лучше и лучше умеет держать голову;
  • Находясь на животе, малыш приподнимается на предплечья и может оглядывать все вокруг;
  • К третьему месяцу жизни кулачки расправляются, кроха уже умеет брать погремушку, тянется к интересующим его предметам;
  • Детки продолжают изучать свои ручки; к концу месяца самые активные из них уже захватывают себя за коленки (первый этап в изучении собственных ножек);
  • Все, что попадает в ручки ребенка, оказывается у него во рту;

Интересно! Дело в том, что слизистая оболочка рта и язычок куда чувствительнее пальцев. Детки изучают окружающие предметы с помощью ротика.

Третий месяц развития ребенка характеризуется расширением эмоционального спектра.

  • Некоторые детки уже умеют смеяться , другие – только начинают улыбаться;
  • Ребенок внимательно следит за выражением лиц близких людей и уже может «считывать» их настроение и подражать их мимике;
  • Продолжается развитие речи младенца. Кроха подолгу и с удовольствием может гулить, все чаще произнося не только певучие гласные звуки, но и слоги.

В статье важная информация о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца >>>

Четвертый месяц

Четвертый месяц развития ребенка характеризуется быстрыми изменениями и в физиологическом, и в психологическом плане:

  1. Головку малыш держит уже уверенно: и когда его держат «столбиком», и когда он лежит на животе; может поворачивать ее, следя за предметами или реагируя на звук;
  2. Кроха умеет подниматься на локти, лежа на животе. Некоторые детки уже опираются на выпрямленные ручки;
  3. С трех до четырех месяцев ваш ребенок учится самостоятельно переворачиваться – как с живота на спинку, так и со спинки на животик. Наиболее активные детки уже умеют перекатами перемещаться по комнате, или даже ползать по-пластунски! Интересная информация о том, когда ребенок начинает ползать >>>

Важно! Помните, что оставлять ребенка на взрослой кровати уже небезопасно. Лучше переселите его на пол, оттуда он не может упасть и получит больший простор для своих тренировок.

  1. 4 месяца – возраст осознанных манипуляций с предметами. Малыш может сам взять погремушку и поиграть ею;
  2. Ребенок хорошо умеет отличать своих близких;
  3. В этом возрасте силен страх остаться без мамы, поэтому малыш часто ни на секунду не отпускает ее от себя. Уделяйте ему больше внимания и ждите, этот период скоро пройдет;
  4. В четыре месяца кроха уже имеет любимые игрушки, может интересоваться отражением в зеркале, внимательно прислушивается к различным звукам: стуку погремушки, звону колокольчика, голосам, музыке;
  5. Речевое развитие ребенка закладывается в первый год жизни. В 4 месяца гуление сменяется лепетом: появляются внятные слоги «ба», «ма», «гу».

Пятый месяц

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Шестой месяц

Шестой месяц развития ребенка – очередное время изменения привычного жизненного уклада:

  1. Именно в это время детки начинают ползать по-пластунски, и мамам приходится убирать множество предметов из зоны их досягаемости;
  2. В шесть месяцев ребенка уже можно ненадолго сажать в положение полулежа. Самостоятельно детки садиться еще не умеют. Узнайте из статьи, а когда же ребенок начинает сидеть ?>>>
  3. Полугодовалые малыши, лежа на животике, пытаются встать на коленки – это важный этап подготовки и к сидению, и к ползанью. Если ребенку это удается, через некоторое время он начинает раскачиваться в этой позе. Такие движения совершенно нормальны и свидетельствуют о развитии малыша;
  4. Ребенок уверенно держит различные предметы, может брать их любой ручкой, перекладывать из руки в руку;
  5. 6 месяцев – возраст изучения окружающего пространства. Ребенок отправляет в рот все, до чего может дотянуться, может ломать игрушки;
  6. В полгода формируются первые бытовые навыки: с началом прикорма дети узнают, что такое ложка; учатся пить из чашки, которую придерживает взрослый. Подробная информация о введении прикорма и питания ребенка >>>
  7. Развитие получает интеллект ребенка. В 6 месяцев детки начинают понимать последствия своих действий: если бросить кубик, он упадет, если нажать на кнопку, раздастся писк;
  8. Продолжается формирование речи. В шестимесячном возрасте детки уверенно произносят слоги, осваивают первые согласные: «з», «с», «ф».

Седьмой месяц

Семимесячный ребенок становится все более активным:

  • Детки уверенно ползают по-пластунски, кто-то уже умеет передвигаться на четвереньках.

Если ваше чадо ползает задом наперед, в этом нет ничего страшного; скоро ребенок разберется, как управлять собственным телом.

  • В семь месяцев детки могут некоторое время сидеть с прямой спиной. Особо активные умеют стоять у опоры, пытаются самостоятельно вставать. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить >>>
  • Идет развитие мелкой моторики: ребенок умеет держать в каждой руке по предмету, стукать ими друг об друга, произвольно брать, класть, кидать игрушки.

Важно! Следите, чтобы все мелкие детали игрушек были надежно закреплены, так как семимесячные детки все тянут в рот.

  • Седьмой месяц развития ребенка – время, когда нужно стимулировать познавательный интерес крохи. Рассказывайте ему о предметах, которые его окружают, показывайте и называйте основные части его тела.
  • В семь месяцев детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей («Где глазки?», «Где часики?»).
  • Совершенствуются бытовые навыки. Теперь во время кормления малыш снимает пищу с ложки, продолжает осваивать питье из кружки. Некоторые дети уже сами пьют из чашки-непроливашки или из трубочки.

Семимесячные детки начинают подражать взрослым, именно это облегчает введение прикорма.

  • В этом возрасте ребенок подражает звукам, которые издают животные; он умеет говорить «ав-ав», «ме-ме». Произносит много слогов.

На заметку! Чтобы активировать речевой центр, развивайте мелкую моторику малыша. Для этого подойдут игрушки с крупными деревянными бусинами различных цветов и форм, нанизанными на веревку.

Восьмой месяц

Восьмой месяц развития ребенка знаменуется настойчивыми попытками встать.

  1. Кроха доползает до любой опоры и пытается придать телу вертикальное положение. Пока этот маневр удается далеко не всем деткам. Если поставить ребенка рядом с опорой, он будет стоять;
  2. Самые активные детки уже умеют ходить вдоль опоры, а также перебирают ногами, когда взрослый держит их за обе руки или подмышки;
  3. Восьмимесячный ребенок умеет ползать на четвереньках, изучает помещение, где он живет, знает расположение комнат, сам передвигается по квартире;
  4. Ребенок умеет сидеть, садится сам из положения «стоя на четвереньках»;
  5. Игры маленького человечка становятся все более осмысленными. Кроха умеет складывать игрушки в коробку или какую-нибудь емкость. Некоторые детки уже могут надевать кольца на основание пирамидки и снимать их, пытаются вкладывать стаканчики один в другой.

В это время ваше чадо может захотеть есть ложкой самостоятельно. Это желание нужно поощрять, тогда впоследствии вам не придется прививать ребенку этот навык.

  1. Ребеночек уже освоил несложные игры: «ку-ку» (прячется за своими ручками, прячет лицо у мамы на груди или, например, в одеяле на кровати), «ладушки» (хлопает в ладоши), показывает «фонарики». С удовольствием слушает музыку, может «подпевать» и даже пританцовывать, особенно если видел, как это делают родители;
  2. Ребенок понимает простые просьбы: принести игрушку, показать люстру. Многие детки уже умеют показывать какие-то части своего тела;
  3. Постоянно совершенствуется речь. Кроха пытается повторять слова за взрослыми, получаются новые слоги. Возможно, именно сейчас ребеночек произнесет свое первое осмысленное слово.

Девятый месяц

  • Девятимесячный малыш продолжает свои попытки подняться на ножки;
  • Он уже увереннее встает и стоит у опоры, передвигается вдоль диванов, кроватей, по детскому манежу;
  • Во время ползанья может развернуться и поползти в обратную сторону. Умеет сесть из положения «лежа» и встать из положения «сидя»;

Важно! В это время ребенок пытается залезть на стул, диван, самостоятельно слезть оттуда. Родители должны быть все время начеку, чтобы предупредить опасные падения.

  • Кроха старается дотянуться до всего, что он видит. Если не получается, может выразить свое недовольство криком. Именно в девять месяцев чадо активно проявляет свой характер. Может начать сопротивляться одеванию и гигиеническим процедурам, даже если до этого переносил все безропотно. Ребенок испытывает страх потери мамы и не хочет даже ненадолго выпустить ее из поля зрения.

В девятый месяц развития ребенка возникают новые умения:

  1. Кроха учится мять и рвать бумагу, перелистывать книжки;
  2. Можете дать ребенку пластилин, только следите, чтобы он его не ел. Разминание пластилина укрепит кисти, разовьет мелкую моторику. Кроме того, это занятие очень нравится деткам;
  3. Словарный запас крохи постоянно пополняется. Детки быстро запоминают названия всех предметов, которые им показывают взрослые, знают также значения слов «дай», «принеси», «положи», «кушать», «нельзя» и др.

Десятый месяц


В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.

В этом возрасте игры у детей совершенствуются:

  • Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у крохи появляется ведущая рука;
  • Детки понимают, как играть в игрушки: умеют катать машинку, собирать и разбирать пирамидку (кольца ставят пока не по порядку). Знают, как играть с неваляшкой, умеют строить башенку из двух кубиков;
  • Ребенок может быть вовлечен в игру с детьми, если взрослые покажут ему, как это нужно делать;
  • Детки любят вкладывать стаканчики друг в друга;
  • Умеют катать, кидать мячик;
  • Открывают, закрывают дверцы шкафов, выдвигают и задвигают ящики. Могут положить игрушку в шкаф или ящик;
  • Перекладывают небольшие предметы в разные коробки и емкости;
  • Начинают совмещать предметы, например, толкают мячик палочкой;
  • С удовольствием играют с едой и водой;
  • Начинают интересоваться конструкторами из крупных деталей, только пока не собирают, а разбирают их;
  • Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.

В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.

Одиннадцатый месяц

  1. В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
  2. Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
  3. Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя >>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
  4. Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
  5. Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.

На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.

В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

  • В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку >>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же.

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

  • На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Чему научился малыш в первый годик жизни?

Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

Кажется, что первый месяц после появления на свет малыша длится нескончаемо долго. Еще бы! Вся ваша жизнь в корне меняется. Если раньше мама спокойно могла выйти из дома, пройтись по магазинам, зайти в гости к подружке, то теперь она в основном занята одним: уходом за своим драгоценным малюткой.

К новой жизни привыкают не только родители. Для ребенка первый месяц - тоже своего рода адаптация к новому миру, новым условиям существования. Тем не менее, к отметке на календаре в 28 дней после рождения ваш малыш переходит из разряда «новорожденный» в почетное звание «грудничок», которое сохранится за ним до года. И даже это о многом говорит в отношения развития младенца. Кроха приобрел определенные навыки, и у него начинается новый период в жизни. Итак, вашему ребенку 1 месяц, что же меняется?

Физические показатели

Ребенок растет и развивается с невероятной скоростью. За первый месяц набранный вес карапуза будет около 800-900 грамм, а рост увеличится на 3 сантиметра. Так что не покупайте слишком много вещей для новорожденных, особенно если роды планируются на лето.

Может случиться так, что набор веса за месяц составит 600 грамм. Это не критично, ведь происходит становление лактации, организм много «трудится», чтобы перестроить систему кровообращения, запустить полноценно работу почек, пищеварения и т. п. Поэтому уже к выписке из роддома вес будет меньше, чем при рождении. Однако нельзя допускать стремительного снижения массы тела на протяжении первого месяца. Если это происходит, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

«Крепкая хватка» объясняется наличием защитных рефлексов, сопровождающих кроху с рождения

О рефлексах

Зачастую поведением и движениями младенца управляют врожденные рефлексы. По ним судят о развитии нервной системы, ведь у каждого есть свое время появления и угасания. К концу первого месяца большинство рефлексов все еще сохраняются, и их можно наглядно продемонстрировать:

  1. Вложите свой палец в ладошку малютки: он крепко сожмет кулачек и будет держаться за него (хватательный рефлекс).
  2. Коснитесь его щечки рукой - он тут же повернет головку в поисках «раздражителя» (поисковый рефлекс).
  3. Проведите пальцем возле ротика - малыш сразу начнет чмокать, будто что-то сосет (сосательный рефлекс).
  4. Попробуйте поставить кроху на ножки, удерживая его подмышки, и как бы пройтись с ним - удивительно, но карапуз шагает, будто всегда умел это делать (рефлекс автоматической походки).
  5. Положите ребенка на живот - он сразу повернет голову в сторону (защитный рефлекс).
  6. Хлопните по столу ладонью недалеко от лежащего карапуза - он резко раскинет руки и ноги в стороны (рефлекс Моро).

Сон «как у младенца»

Младенцы в первый месяц спят по 18-20 часов в сутки. Первая неделя после рождения характеризуется крепким спокойным сном. Однако не стоит ожидать, что кроха будет спать по 3 часа без перерыва. Современные дети, начиная со второй недели, днем спят час, максимум полтора. Затем просыпаются, чтобы подкрепиться. Режиму дня еще предстоит установиться.

В состоянии бодрствования малыш все время проводит лежа на спине, поза напоминает лягушонка: ручки согнуты в локтях и приподняты, ножки разведены в стороны и также согнуты. Это объясняется физиологичным гипертонусом. Ребенок долго находился в позе эмбриона, и сейчас ему нужно время для расслабления.

Помещение, где спит новорожденный, должно быть уютным, без сквозняков, но в то же время хорошо проветриваемым. Поскольку терморегуляция малыша только настраивается, следите, чтобы он не перегревался. Как проверить, жарко младенцу или нет? Потрогайте ладонью затылок и шею. Если они мокрые, смело снимайте «слой» одежды. Помните: перегрев опаснее переохлаждения.

Слух у новорожденного сначала не особо чувствительный, так что совсем не обязательно приучать ребенка к полной тишине. Можно вполголоса разговаривать в комнате.

Самый здоровый сон - лежа на спине или на боку. Во избежание деформации головки, не допускайте, чтобы она была все время повернута в одну сторону. Педиатры утверждают, что детям до года подушка не нужна, она даже способна навредить. Иногда регистрируются случаи удушения ребенка, спящего на животе уткнувшись носом в подушку. Кроме того, ровная твердая поверхность помогает формировать изгибы позвоночника должным образом.

Пеленать ли младенца для спокойного сна? На ваше усмотрение. Многие родители отмечают, что детки тогда крепче спят и не будят себя резкими движениями ручек. Только отдайте предпочтение свободному пеленанию, ибо тугое может способствовать развитию дисплазии тазобедренных суставов. В состоянии же бодрствования дайте малышу полную свободу в движениях.


В комнате, где спит младенец, должно быть уютно и достаточно свежего воздуха

Сон месячного ребенка может сопровождаться чиханием, резкими движениями, напоминающими вздрагивания. Это абсолютно нормально для данного периода при условии, что нет выраженных признаков заболевания.

Зрение и слух в 1 месяц

Все новорожденные близоруки. Даже мамино лицо они видят не очень отчетливо. Но рассматривать людей, склонившихся над кроваткой, им нравится больше, чем неодушевленные предметы. К середине первого месяца кроха умеет фиксировать взгляд на ярком предмете, находящемся в движении.

Первый месяц глазки могут слегка косить, что не является поводом для беспокойства, ведь зрительная система тоже настраивается, а мышцы глазного яблока должны укрепиться. Но если косоглазие не проходит к третьему месяцу, нужно показаться врачу.

Слух у новорожденных тоже недоразвит, но к концу первого месяца кроха наверстает упущенное. Малышу очень нравятся родные голоса, знакомые ему еще с утробы. Кстати, младенцы больше предпочитают высокую тональность разговора, чем низкую. Ближе к месяцу кроха реагирует не только на резкие звуки, но и прислушивается к тиканью часов, шуму воды, сигналам автомобиля. Услышав голос, он поворачивает голову в сторону его звучания.

А вот чувство обоняния у малышей развито очень хорошо. Они без труда находят грудь и захватывают сосок по запаху молочка, узнают свою маму по запаху. Поэтому не рекомендуется пользоваться парфюмерией: ребенок может не признать родного человека.

Особенности питания

Без сомнения, самое лучшее питание для новорожденных - грудное молоко. И хотя в меню пока только один продукт, молоко укрепляет детский иммунитет, дает малышу все необходимые микроэлементы и, к тому же, «дешево» обходится. Поэтому маме нужно изо всех сил стремиться поддерживать и сохранять лактацию.

О грудном вскармливании можно говорить бесконечно. Многим вопросам мы посвятили отдельные статьи на сайте. Существует два способа кормления: по требованию и по часам. Однако когда питание только налаживается, педиатры склоняются к кормлению по требованию, но не чаще чем через 1,5-2 часа. Со временем интервал будет увеличиваться.

Колики

К середине первого месяца многие грудные дети испытывают мучительные колики наряду со вздутием животика и кишечными спазмами. Поведение становится беспокойным. До сих пор до конца не понятно, почему колики возникают. Рекомендуется делать крохе массаж животика, прикладывать тепло, давать капли на основе симетикона. Приблизительно к трем месяцам колики проходят.


Колики становятся настоящим испытанием для всей семьи, но не забывайте: они временны

Срыгивания

Из-за слаборазвитых мышц пищеварительных органов и заглатывания воздуха новорожденный может часто срыгивать в первый месяц жизни. В общем-то, явление тоже нормальное и физиологичное для данного возраста, но можно постараться его минимизировать. Для этого после каждого кормления носите кроху столбиком, пока не отойдет заглоченный воздух; убедитесь, что вы правильно прикладываете ребенка к груди; перед кормлениями выкладывайте младенца на животик.

Поход к врачам

При исполнении первого месяца запланируйте первый поход к педиатру. На приеме измерят рост и вес, окружность головы, послушают, как бьется сердце, пощупают животик, осмотрят горло. Врач ответит на все волнующие вас вопросы по грудному вскармливанию.

Важным фактором исследования здоровья является УЗИ новорожденного. Безопасное ультразвуковое сканирование позволит оценить, не развивается ли дисплазия тазобедренных суставов (УЗИ тазобедренных суставов), нормально ли происходит внутримозговое кровообращение (сонография - УЗИ головного мозга), как работают внутренние органы (УЗИ брюшной полости).

Подобные обследования имеет смысл проводить как можно раньше, ведь заболевания, выявленные на начальных этапах, лечатся проще и быстрее. В месяц обычно сдают кровь на биохимию, а также анализ мочи и кала. В это же время планово проходят хирурга, ортопеда и невропатолога.

Если малыш здоров, делают вторую B (первая была в роддоме). Затем наступает череда прививок от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка с интервалом не меньше 30-ти дней. Поэтому на протяжении ближайших 12-ти месяцев посещать поликлинику придется регулярно.

Уход за грудничком

Уход включает в себя ежедневные гигиенические процедуры и прогулки на воздухе. На второй неделе жизни, как правило, отпадает пуповинный остаток, но ранку еще нужно какое-то время обрабатывать зеленкой.

Если пупочное кольцо сочится, припухло, из него выделяется гной, обратитесь к врачу. Проконсультироваться нужно и в случае, когда корочка с ранки не отпала по истечении двух недель.

Наблюдайте, чтобы в области пупка, паха и мошонки во время плача или напряжения не было выпячивания. Пупочная или паховая грыжа нередко появляются вследствие слаборазвитых мышц и напряжения при крике.

Вы наверняка уже заметили на голове у малыша 2 родничка: лобный и теменной. Эти места особо уязвимы, поскольку не прикрыты костями черепа, однако не стоит бояться мягко мыть их. За ними тоже нужно ухаживать.

Водные процедуры желательно проводить ежедневно. Помните, что девочек подмывают спереди назад, чтобы в половые органы не попала инфекция. У мальчиков головка полового члена еще закрыта крайней плотью, что является абсолютно физиологичным явлением. Промывайте половой член настолько, насколько позволяют обстоятельства, однако не переусердствуйте. Уход за ним должен быть без лишних «вмешательств».

Психическое развитие

Пока действия малыша направлены на удовлетворение своих физических потребностей, но и в эмоциональном общении он тоже нуждается. Основным способом выражения чувств является плач. Родители быстро учатся распознавать, что кроха пытается сказать своим плачем: он голоден, хочет спать, болит животик или просто требует внимания к своей персоне.


Пусть ваш малыш «купается» в любви и ласке

К концу первого месяца многие дети радуют осознанной первой улыбкой. Она возникает в ответ на нежное обращение матери и дарит незабываемые эмоции. У месячного малыша можно развивать мимические движения лица, склоняясь над ним во время бодрствования и общаясь. Со временем появляется некое разнообразие звуков: фырканье, своеобразные писки, отдаленно напоминающие гуление.

Нормальное психическое развитие подразумевает частое ношение младенца на руках. Не бойтесь избаловать его. Он имеет полное право на тепло и ласку своей матери. Телесный контакт играет важную роль в первый месяц жизни.

Как играть с грудным ребенком

Кажется, что с постоянно лежащим и не умеющим говорить ребенком сложно общаться. Но если сейчас инициатива будет исходить от вас, закладывается основа для доверительных отношений в будущем. Чем же занять малыша в один месяц?

  • Над кроваткой установите мобиль с игрушками и приятной музыкой на уровне 60-70 см от лица.
  • Пойте малютке колыбельные, вкладывая свои чувства.
  • Гримасничайте (подмигивайте, покажите язык, складывайте губы трубочкой) - все это крохе очень скоро захочется повторить.
  • Включайте негромко классическую музыку (Штрауса, Вивальди).
  • Разговаривайте с малышом, рассказывая, как прошел день, что-то о папе, бабушке, дедушке и т. д. Тон голоса имеет значение: пусть он будет спокойным.


Маленький подражайка копирует все, что ему по силам

Как насчет физических упражнений?

Занятия по укреплению мышц не менее важны, чем кормление и прогулки на свежем воздухе. Массаж делают по прошествии 30-ти минут после кормления, если ребенок в хорошем настроении. Итак:

  • производите поглаживания всего тела: от груди к плечам, от стопы к голенищу;
  • пальчики на ручках и ножках можно помассировать, разомните стопу, рисуя «восьмерки» своим пальцем;
  • в положении на спине вложите крохе в ручки свои указательные пальцы - он сразу ухватится за них; тогда руки легонько разводят в стороны и как бы встряхивают;
  • во время массажа разговаривайте с крохой, показывая тоном голоса, что процедура нужная и приятная;
  • зарядка же сводится к сгибанию и разгибанию конечностей; гимнастические занятия на первом месяце длятся не больше 10-ти минут.

Подведем итог . Ваш ребенок за месяц достиг колоссальных результатов. Он усердно учится и запоминает все, что видит. С каждым последующим месяцем он будет радовать вас своими успехами. Не забывайте его хвалить и радоваться вместе с ним новым достижениям. Наслаждайтесь материнством!

Что умеет ребенок в 1 месяц? Мама может самостоятельно оценить развитие крохи, зная о тех навыках и рефлексах, которые приобретает малыш в течение первых недель жизни. Но нужно помнить, что такое исследование в домашних условиях не заменяет консультации и осмотра педиатра.

Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.

Какие навыки можно наблюдать

Что может уметь ребенок в 1 месяц?

Врожденные рефлексы и их значение

Рефлексы - наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?

Рефлексы помогают развивать моторные навыки и являются фундаментом для ползания, переворачивания на живот, ходьбы. Также их отсутствие или слабое проявление помогает распознать какую-либо проблему в развитии. Если же у крохи еще не развит какой-то навык, не стоит заранее бить тревогу. Нужно учитывать индивидуальные особенности. У маловесных и недоношенных детей навыки развиваются позже. Насторожить должно, когда малыш все время вялый, не реагирует на звук и свет.

Сигналы о помощи

Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.

  • Крик . Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
  • Успокаивается, когда берут на руки . Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
  • Звуки . В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
  • Кряхтение . Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
  • Выгибание тела . Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.

Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают. Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери. В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Кажется, ещё вчера вы только вернулись из роддома. Счастливые, уставшие. И немного растерянные. В первую очередь это касается родителей первенцев. Что теперь делать с ребёнком? Многому надо научиться. Освоиться к жизни с маленьким требовательным человечком.

Но первый месяц жизни малыша проходит быстро. В повседневных хлопотах и заботах, в привыкании, в познании ребёнком окружающего мира. Родители за прошедший месяц поднаторели в навыках ухода за новорождённым и чувствуют себя более уверенно.

Врач-педиатр

Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объёме голова и грудь. И как рост ребёнка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определённые навыки и умения.

Под действием информации от органов чувств, эмоций, впечатлений от окружающего мира не перестаёт развиваться нервная система. И, прежде всего, головной мозг. Именно это обеспечивает развитие моторных функций организма. Ребёнок начинает учиться управлять движениями частей своего тела. В первую очередь, взглядом.

Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый её признак у грудничка – попытка удержать головку.

Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребёнок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.

Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживлённее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.

Изменяется и поза ребёнка. У здорового новорождённого тело находится в состоянии физиологичного гипертонуса. Руки и ноги согнуты в суставах. Кулачки сжаты и прижаты к груди. Бедра слегка разведены.

Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.

Что умеет ребёнок в 1 месяц?

Более подробная информация о том, видеть, ощущать запахи, представлена в статье детского врача.

Поскольку малыш очень быстро растёт, родителям будет полезно знать, .

  1. Месячный ребёнок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорождённого. Малыш будет её какое-то время удерживать на весу.
  2. Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
  3. Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днём ребёнок всё дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
  4. В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
  5. Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
  6. Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорождённого. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
  7. Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
  8. Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определённое время бодрствуют и спят.
  9. Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
  10. С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной.

Создание идеальных развивающих условий

Для создания оптимальных условий развития навыков и умений нужно приложить определённые усилия:

  • благоприятная обстановка.

Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребёнка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

  • тактильный контакт.

Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.

Ребёнок растёт капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.

  • массаж и гимнастика.

В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.

  • развивающие игрушки.

В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.

Попытка захватить игрушку рукой запускает целую цепочку реакций в нервной системе малыша, заставляя согласованно работать мозг и мышцы конечностей.

  • кормление грудью.

Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.

  • регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.

Родителям важно знать, что рост и развитие ребёнка сугубо индивидуальны. Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.