Приметы: почему нельзя убираться в церковные праздники. Я очень часто болею

Каждый человек хоть один раз в своей жизни сталкивался с таким проявлением нашего существования здесь, на земле, как болезнь. Но что же такое болезнь, почему мы болеем и как нам избавиться от недугов? Отвечает протоиерей Андрей Николаиди.

Итак, говоря о богословском осмыслении болезни, мы должны понимать, что болезнь представляет собой не что иное, как оскудение естественных человеческих сил, разлад в его природе, некоторое изменение в его богосозданном составе. Человек, призванный из небытия к бытию Божественной любовью, был создан совершенным, и, следовательно, в его организме не было места для болезней.

Но, переступив через Божественную волю и нарушив заповедь своего Творца, человек внес своими греховными действиями искажение в мир, и его природа подверглась изменениям, которые можно обозначить славянским словом «тление» – т. е. распад, разлад, последствиями которых стали болезни и страдания. Таким образом, болезни и телесные немощи являются последствиями грехопадения. Не случайно в церковнославянском языке греховные навыки души и телесные страдания обозначаются одним словом – «страсти».

Упрощенно духовную схему возникновения болезни мы можем выразить следующим образом. Человек, преступая заповеди Божии, отворачивается от Господа – Источника жизни и добровольно избирает иной путь. Уходя по пути, ведущему к умиранию, люди обязательно встречаются с предвестниками умирания – болезнями, скорбями и телесной немощью.

Всякая болезнь вызвана грехом. Иногда духовную причину болезни можно выявить легко, достаточно лишь заболевшему взглянуть в глубь своего сердца. Но иногда для того, чтобы выяснить, из-за чего человек уловлен сетями немощи, необходимо очень пристально просмотреть всю прожитую жизнь и исследовать собственную совесть. Именно в собственных поступках можно увидеть настоящую, духовную причину своего болезненного состояния – неисповеданный, нераскаянный грех, который, подобно болезнетворному струпу, вызывает болезнь души, которая, в свою очередь, по закону неразрывной связи души и тела, вызывает телесную немощь.

Болезнь, попускаемая Промыслом Божиим, является ничем иным, как средством вразумления человека, отступившего от правды Божией. Именно в таком аспекте рассматривает страдания английский писатель и религиозный мыслитель Клайв Стейплз Льюис, который высказал удивительную по своей емкости мысль: «Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан – то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести – то Бог кричит через рупор страданий».

Но если причина болезни грех, то и борьба с болезнью должна быть направлена на устранение этой причины. Православные христиане могут и обязаны пользоваться лекарственными средствами и рекомендациями врачей, но они не должны забывать и о средствах духовных – Таинствах Исповеди, Святого Причастия, Соборования и, конечно, о молитве Господу и святым угодникам Божиим.

Протоиерей Андрей Николаиди
Православная Жизнь

Просмотрено (542) раз

Ощутить счастье здоровья как божественного дара легче тому, кто пережил страдания в болезни. Страдания боли, беспомощности, страха.

Болезнь лишает человека беззаботного существования, легкого бытия, безоглядного пользования собою, благами мира сего. Болезнь лишает человека чего-то фундаментального - ощущения ценности и радости бытия.

Болезнь ставит под сомнение, а есть ли эта радость? Не призрачно ли фундаментальное ощущение жизни - ценность бытия, или, как говорят христианские психологи, самоценность. В болезни самоценность неочевидна. Больной пребывает в постоянном сомнении, а есть ли радостная жизнь, если боль и страдания так ощутимы и очевидны, если здоровье так относительно, если возможность быть самим собой прервана, осмеяна, обесценена.

ервое и очевидное духовное испытание, ожидающее человека в болезни - проверка жизнестойкости, жизнелюбия, радости ощущения своего бытия. Болезнь все это подвергает сомнению. Как говорила одна тяжело больная женщина, «неужели есть жизнь, в которой ничего не болит?». Испытание болезнью - это испытание твердости веры в жизнь! Веры в бесценный дар жизни. Веры в Подателя жизни! Болезнь как бы восстает на дар, желает поглотить его, обесценить.

Требуется духовное усилие, духовный подвиг, устойчивость в вере и волевое трезвение, чтобы удержать в себе жизнестойкую веру и жизнелюбивое самоощущение.

Если болезнь - это только испытание, только проверка жизнелюбия, то духовная задача болезни - устоять в «неочевидном», устоять в вере в силу жизни, верить в Божественный дар.

Болезнь для человека - искажение его природного, должного образа жизни. Человек должен быть цел - целен, целостен, исцелен. И потому Иисус, придя в Галилею и позже в Иудею, первым делом исцелял всех, а потом проповедовал им. Потому врач - служение божественное, служение должное, служение праведное. Человек должен быть исцеленным, исцеленным от всех болезней.

Но что делает человека больным. Конечно же, нет возможности перечислить всё множество факторов: биологических, экологических, физиологических, психологических, поведенческих, нравственных. Можно выделить лишь основные источники болезненности человека и человеческого рода в целом. Родовое наследие, искаженная (зараженная) природа, но главное - поведение человека. Последнее есть образ греха, родового и личного.

Грех - одна из самых весомых причин болезней, но причина неочевидная. Нельзя указать конкретный грех, который мог быть причиной конкретной болезни. Причинно-следственная связь греха и болезни опосредованная, причем цепь таких опосредований чаще всего скрыта от сознания, длинна и символически запутанна.

Например, связь алкоголизма и цирроза печени может быть понятной, но нередко болезнь не наступает, потому что на это влияет ещё несколько факторов. Сами факты ненаступления болезни вследствие развитого алкоголизма заставляют сомневаться в связи «грех-болезнь».

Иногда, наоборот, наступление болезни «указывает» на причины, на грехи, однако усмотреть их не представляется возможным. Нередко больному говорят: «Покаяйся и исцелись. Бог не бывает несправедлив!» Так говорили Иову его друзья, но праведник не признал себя виноватым, и причину болезни видел в воле Бога. Это заставляет нас смотреть на связь грех-болезнь как на фундаментальную, но неосознаваемую, невидимую.

Однако некоторые святые, праведники и подвижники, видели в себе эту связь и могли говорить о себе (и только о себе), за что они страдают. Так и каждый больной может о себе предположить, что его болезнь может быть связана с конкретными поступками, делами, выборами и решениями.

Это особенно актуально при заболеваниях души, психических и личностных отклонениях. В этих случаях ещё труднее увидеть, а иногда увидеть и признать, признаться себе в связи избранных стратегий и наступивших изменений психики. Но как бы ни было тяжело найти «корень страстей» своих болезней, задача такая будет оставаться духовно обязательной для зрелого духовного пути. Поиск духовной и житейской причин собственной болезни - задача духовного исцеления.

Грех - как условие, как рыхлая, «благодатная» почва, на которой вырастает болезнь. Болезнь - как симптом и уродец. Как приспособление к почве. Болезнь - как вынужденность.

Болезнь ставит человеку духовную задачу - понять, что скрывается за ней, какое явное, а чаще неявное нарушение, искажение правды, природы вещей, несоответствия Божьему замыслу за ней стоит.

Человек может оказаться в трудном поиске правды о себе, о своем несоответствии, о грехе. Но это возможно только в том случае, если система ценностей включает в себя понятия ответственности за выбор, за поступок и понятие греха как ошибки, неисполнения заповеди, как поступка против Бога. Если же такой системы ценностей у человека нет, он может оказаться перед стеной непонимания. И тогда даже вопрос «за что это мне?» будет неуместным. Духовное измерение открывает здесь перспективу найти смысл, отказ от смысла болезни - закрывает смысловой горизонт.

Итак, можно предположить, что смысл болезни в том, чтобы получить возможность изменить что-то в своей жизни. В противном случае страдания как духовный шанс окажутся напрасны.

Наступление болезни часто связано с болью и страданиями. Страдания изменяют сознание. Нарушается привычный образ жизни. Исчезают многие возможности наслаждаться жизнью, получать удовольствие, радоваться и быть счастливым. Все это еще и еще раз изменяет сознание. Следует сказать, что больной - это человек с измененным состоянием сознания, как человек в трансе или гипнозе. И это объективная трудность для человека, попавшего в болезнь, заболевшего.

Больной воспринимает мир и себя самого сквозь мутную и нечистую призму такого измененного сознания, и его восприятие ошибочно, неверно, искажено. А потому оно может порождать ошибки, грехи, трагедии. Больному человеку очень трудно удерживать себя способным к трезвомыслию, к адекватности и критичности. В противном случае больной становится сущим наказанием для самого себя и близких. Это тем более относится к болезням психическим и духовным. Потому так важно, несмотря на болезнь, сохранить трезвомыслие, адекватность и ответственность.

Итак, третья духовная задача в болезни - адекватность сознания как особая, сверхъестественная духовная работа.

Во время церковных праздников нельзя верить суевериям, которые дают нам неправильное понятие о проведении праздника. Церковные праздники нужно проводить по-христиански. С утра сходиться в храм, помолиться. Вечер провести в кругу семьи, быть чутким и заботливым.

Особых запретов на разные виды деятельности церковь не делает, главное, чтобы это не навредило душевному спокойствию православного. Работа не может осквернить душу, если человек помнит в Боге.

Если вы хотите преумножить свою веру, следуйте Библии. Не стоит слушать суеверия.

Почему нельзя делать уборку?

Вокруг этой темы всегда ходило много суеверий. Наши предки чтили старые приметы и всегда послушно следовали им. Как мы сказали, особых запретов церковь не делает. Главное, помнить о Боге. Некоторые суеверия пришли к нам из старины.

Вот так проводили праздники наши предки: с утра умывались, одевались и шли в местную церковь на молитву. По пути назад заходили к родственникам и родителям. Заниматься мелкой работой начинали к вечеру. Накануне праздника генеральных уборок не делали. Это было грехом. Считалось, что человек может притянуть к себе плохое, выметая из дома добро. Мусор, неубранный накануне, становился святым. Убирать его в святой день нельзя. Это означало выкинуть из дома самое любимое и дорогое.

Православные считали, что человек, убирающийся в праздник, обречен на разные болезни. Боясь Бога и болезней, христиане четко следовали примете.

Современные священнослужители считают, что полностью следовать примеру предков не стоит.

Приметы против уборки

На Руси существовало множество примет против уборки.

  • Православные не убирались ночью и после заката. Так можно смыть благополучие семьи.
  • Пока близкие в пути, убираться в доме нельзя. Считалась, что таким образом мы выгоняем гостей, хотим, чтобы они больше не приехали.
  • Убираться дома нужно с закрытыми окнами. А не то будет ссора в семье.
  • Очень удобно убираться и готовить еду одновременно. Но, к сожалению, этого делать нельзя. По примете в семье пропадет еда. Хотя по мнению священников в совмещении домашних дел ничего плохого нет.

Следовать этим приметам – не стоит. Это все суеверия. Библия не заостряет внимания на подобных вещах. Единственное, что запрещает Библия – убираться по воскресеньям.

Что именно нельзя делать в церковные праздники?

  • Не ругаться. Даже в будние дни, ругаясь, люди оскверняют свою душу. Право говорить нам дано для общения с Богом и родными людьми, но точно не для брани. Сквернословие приравнивается к смертному греху. Христианство запрещает ругаться не только в Святые дни, но в любые другие.
  • Нельзя стирать. Стирка руками всегда была тяжелой работой. Особенно, если приходится таскать воду их реки или колодца. Если в семье есть новорожденный, то стирали после службы. Священники советуют провести это время за молитвой
  • Запрещено мыться. Считалось, что можно попасть на тот свет. Ведь чтобы помыться, надо наколоть дрова, затопить баню. Все это тяжелый физический труд. Церковь не рекомендует мыться. А заменять праздник «пляжным отдыхом» считает огромным неуважением к Богу.
  • Нельзя заниматься рукоделием. В то время не было магазинов одежды. Женщины шили одежду сами. Рукоделие не считалось приятным занятием. Это считалось работой. А иглы и спицы рассматривались церковью, как гвозди, которые вонзали в Тело Христа. Заниматься ли рукоделием? По мнению священника, можно в том случае, если вас об этом попросили. Делать добрые дела нужно в любые дни.
  • Православные люди не работают в огороде. Это запретная деятельность в праздники, так как забирала очень много сил. Отменить посев картофеля было возможно. Но доить корову и кормить скот приходилось. Работа в огороде во время праздника воспринимается священниками, как неуважение к себе и Богу.

В какие праздники лучше не планировать дел?

Основные праздники, в которые стоит воздержаться от работы – Пасха и Рождество.

Протоиерей Александр Ильяшенко говорил:

«Смысл всех запретов в православные праздники не в том, что нельзя. В православные праздники стоит посвящать день Богу. Начните день не с молитвы, а с посещения храма. Делайте милосердные поступки, заботьтесь о близких людях. Уборку, сделайте накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме».

Я очень часто болею. Что делать? Вопросы священнику

Вопрос: Я очень часто болею, то простудные заболевания, то воспаление почек. Хронический пиелонефрит протекает вяло, но самочувсивие при этом ухудшается, работоспособность сильно снижается, болею раз по 12 на год. При этом анализы особо не ухудшаются, но все же без антибиотиков не могу. Хожу в церковь, причащаюсь, раз в году соборуюсь, но ничего не помогает. Я так устала от болезни, даже в храм намного реже стала ходить, так как выстоять службу тяжело, начинает сильно болеть спина. А мне только исполнился 31 год, детей пока нет, но я очень хочу родить, но одновременно понимаю, что здорового ребенка не родить с моими почками. Я не знаю что мне делать, не знаю сможет ли кто мне помочь… Что мне делать не знаю, неужели всю оставшуюся жизнь жить с этим?

Ответ: Вы сами себе должны помочь. Вам нужно избавляться от лени. Займитесь своим здоровьем, ведите активный образ жизни. Многие болезни – от вялого течения крови в организме. Поэтому вам нужно больше движения. Ходьба каждый день от 5 до 10 км. на свежем воздухе (в это время можете исполнять утреннее и вечернее правило). Найдите человека, который нуждается в Вашей помощи – ходите к нему пешком – совмещайте два, три полезных дела. Попробуйте начать закаляться – обтираться водой: сначала теплой, потом уменьшая температуру каждый день на один градус (посоветуйтесь с врачом). Насчет возможности стать матерью посоветуйтесь с православным гинекологом. В любой ситуации нужно не унывать, а использовать все возможные врачебные средства, молиться и нести свой крест. А один из святых говорил: трудись так, как если бы все зависело от тебя, и молись так, как если бы все зависело от Бога. При этом помните, что терпеть в жизни все равно что-то нужно – без этого нет духовной жизни. “…дух бодр, плоть же немощна.”(Матф.26:41) . Когда плоть терпит и чего-то лишается, дух приобретает и закаляется. В противном случае, когда мы полностью здоровы и в полном достатке, человек (по своей природе, поврежденной грехом) склонен забывать о Боге, о душе, о вечности.