Мастер-класс: Изготовление подвижной в “суставах” куклы из фарфора методом литья в гипсовые формы. Подвижные куклы Кукла своими руками подвижная


Хочу сегодня рассказать о том, как сделать куклу своими руками. Расскажу о мягких куклах из ткани - справиться с изготовлением такой игрушки способен даже ребенок, а результат выглядит просто очаровательно.

Какие бывают куклы и чем они отличаются

Какие вообще бывают текстильные куклы? Существуют куклы из ткани довольно долго, вначале они носили ритуальный характер, затем становились оберегами, и наконец перешли в разряд интерьерных украшений и детских игрушек.

Можно разделить куколок по стилю изготовления:

  • сшитые куколки;
  • мотанки.
Также разделить куколок можно по форме тельца:
  • сидячие;
  • стоячие;
  • лежачие (у них мягкое тельце, их сложно усадить).
И конечно куколок можно разделить по внешнему виду - об этом я расскажу далее, чтоб не писать одно по одному.

Разные варианты

Как сделать тряпичную куклу своими руками? Существуют самые разные тряпичные куклы своими руками, но в целом вам надо запасти:
  • ткань для изготовления тельца, лица и конечностей куколки - это может быть ткань, пряжа, капрон и даже бумага (некоторые делают головку куклы из папье-маше, а тельце из ткани);
  • набивной материал (крупы, поролон, вата, обрезки ткани, пенополистирол в шариках или холлофайбер);
  • пряжа или нитки для изготовления прически;
  • бусинки, специальные глазки;
  • иглы и нитки;
  • вязальные принадлежности (вам понадобится кукольная одежда, а связать её очень легко);
  • картон, искусственная и натуральная кожа, различные элементы для изготовления аксессуаров для куколок.

Тильда и разновидности

Тильда - наиболее известная мягкая кукляша, и чаще всего именно их изготавливают начинающие. Придумала этих куколок девушка из Норвегии, Тоне Финнангер. Это длинные простые куколки, у них простенькие лица - розовые щечки, глазки бусинки. Вокруг этой куклы сложилась целая индустрия, делают животных и аксессуары. Выходит множество книг и мастер-классов о том, как сшить куклу своими руками. Посмотрите, какие красивые бывают Тильды, и как можно сделать зайчиков и медвежат в этом стиле.

Кстати, если вам потребуется выкройка куклы в этом стиле, то нет ничего проще - вот несколько выкроек, которые подойдут для создания из ткани.



Снежки

А как сделать куклу из ткани, чтоб она была стоячей? Для этого придуманы Снежки, снежные куколки - у них большие ножки, и за счет особой схемы набивки такая кукла получается очень устойчивой. При изготовлении Снежки потребуется правильная выкройка куклы, потому что в противном случае куколка попросту не «встанет». Кстати, визуально Снежки похожи на Тильд - у них аналогичные черты лица, и куколка упрощена до невозможности.



Тыковки

Тыквоголовые игрушки чем-то напоминают Тыквоголового Джека из популярного мультфильма для взрослых. Придумала их Лена Коган, и отличаются Тыковки от всех прочих кукол оригинальным построением головки - она шьется из нескольких клиньев, и через лицо куколки проходит шов. Кстати, эти куколки обладают оригинальными лицами - у них широко посаженые глазки, но в целом черты лица более точно проработаны по сравнению с Тильдами и Снежками.

Поглядите, как мастерицы делают куклы своими руками на фото:


Чердачные игрушки

Простенькие куколки на манер Страшилы из сказки про Волшебника страны Оз - их делают буквально-таки из всего, что завалялось в чулане или на чердаке. Современные чердачные игрушки делают с эффектом состаренности, многие даже используют винтажные ткани и пуговицы. Отличительная черта такой игрушки - авторская выкройка куклы.

Нет единого стандарта - эти игрушки шили первые поселенцы в Америке, и делали они их, признаемся честно, как бог на душу положит. Потерялась выкройка текстильной куклы? Прикиньте на глаз, и сделайте чердачную игрушку - они милы и очаровательны, а придать им изюминку легко - используйте тонировку и не обрабатывайте края.

Обереги и мотанки

Славянские куклы сейчас очень и очень популярны. Во-первых, людям приятно иметь собственную концепцию в качестве ответа модным западным Тильдам (которые, конечно, очень красивы, но сложно представить Тильду в кокошнике, неправда ли?). Во-вторых, здесь также включается культурный код. Русский человек может не переваривать хохлому и жостовскую роспись, открещиваться от Пушкина и не знать, как делают мотанок, но при виде обычной матрешки у него екнет сердце. Потому что у каждого в детстве была матрешка или мотанка.

Славянские куколки выполняли роль талисманов для дома и женщины в разные этапы её жизни, а также их использовали в качестве символов. Капусточка - красотка, которая символизировала наличие в доме девушки на выданье, Рожаница - обычно пышногрудая красотка - обещала молодой маме много молока.

Хотите разобраться, как сделать куклу из ниток? Посмотрите увлекательный мастер-класс на эту тему чуть ниже, и волшебная кукла из ниток своими руками сложится у вас сама собой!

Заинтересовала кукла мотанка своими руками? Пошаговый урок в фотографиях вам поможет.

А также вот еще один мастер класс по изготовлению кукол из пряжи.

Вальдорфские игрушки стоят на отдельной ступени во всем этом великолепии кукольной индустрии. Это не просто игрушка, а своеобразное педагогическое пособие. Основные отличия такой игрушки от прочих:

  • натуральные пропорции (естественно, размер куклы будет небольшой, но она будет сделана пропорционально, чтоб ребенок мог понимать, как будет выглядеть человек в разном возрасте в натуральную величину);
  • лицо упрощено, но без преувеличений;
  • материалы используются натуральные, а цвета приближены к естественным.


Интересные аналоги модных во все времена Барби и Синди - но из текстиля! Тряпиенсы пришли к нам из Кореи, и я могу сказать, что изготовление кукол своими руками по данной технологии требует большой усидчивости, но в результате получается шикарная интерьерная игрушка, которая имеет свой стиль и характер.

Авторская кукла

Знаете, как сделать куклу из бумаги и ткани? Сначала вам потребуется вылепить голову - согласно собственному эскизу, затем обклеить её полосками бумаги и снять папье-маше форму. После этого из ткани вы делаете тельце и руки, не забываете уделить внимание одежде и аксессуарам, и в конце концов у вас получится собственная авторская куколка. Интересно, правда? А еще интереснее, если представить, сколько таких изделий можно сделать!

Приступаем к изготовлению

Ну что, я вас заинтересовала? Попробуем делать куклы своими руками?

Проще всего сделать игрушку из носочка. Выкройка куклы не понадобится, просто разрежьте носок на две части - из голенища можно вырезать ручки и ножки, а из той части, что вы надеваете на стопу, получится тельце и голова. Набейте основную часть синтепоном или ватой, и обмотайте ниточками так, чтоб получилась голова, а затем набейте и зашейте тельце. Из оставшейся части надо вырезать ножки и ручки, а затем зашить детали и вывернуть. Для объема можно добавить немного синтепона (внутрь узенькой ручки или ножки удобно засовывать синтепон обратной стороной карандаша). Нарисуйте лицо и сделайте ей волосы из пучка ниток - ваша игрушка для начинающих готова!

Кукла из носка своими руками:

Как сделать куклу из носка в виде грудничка? Посмотрите короткий мастер класс, где пошагово объясняется принцип создания.

Хотите немного посложнее? Попробуем сделать куклу из капрона.

Делаем кукол из колготок своими руками пошаговая инструкция

Что нужно для того, чтоб получилась кукла из капрона:

  • швейные принадлежности - иглы, прочные нитки нескольких цветов, ножницы;
  • капрон - подойдут носки, гольфы или колготки (вместо колготок мастер может использовать также и чулки);
  • вата или синтепон для набивки;
  • ткань для изготовления одежды;
  • клей;
  • каркас, стеклянная или пластиковая бутылка в качестве основы (если вас интересует стоячая кукла);
  • ленточки и бусинки, пуговки и украшения.
Чулочная кукла может быть как простой, так и сложной. Я расскажу, как сделать простую куклу из капроновых колготок. Мое руководство рассчитано на новичков, поэтому если вы уже занимались изготовлением таких куколок, то вам лучше посмотреть более сложные мастер-классы.
  1. Для начала нужно сформировать все части тела из капрона своими руками. Здесь нет какой-либо схемы, поэтому просто сшиваем примерно одинаковые руки, делаем ноги, голову и туловище.
  2. Затем приступаем к набивке. Вы сделали своими руками из колготок отдельные элементы, и теперь их нужно заполнить синтепоном. Следите за тем, чтоб капрон равномерно натягивался, чтоб куколка выглядела однородной.
  3. Соедините голову с туловищем и проработайте лицо - проще всего сделать сквозные стежки от уголка рта к глазу - в месте, где нитка выходит на поверхность, появятся ямочки. Повторите эту операцию с двух сторон, а затем пришейте глаза. Сформируйте нос.
  4. Сделайте пальчики - для этого достаточно несколько стежков. Кстати, не повторяйте мою ошибку - у куклы должны быть правая и левая ручка, а не две левых с мыслью «всё равно никто не заметит».
  5. Соберите парик - для этого нужно собрать пряжу и прошить её посередине. Свободные кончики можно уложить в косички или хвостики. Шов должен приходиться на макушку куклы, он сыграет роль пробора.
  6. Подкрасьте лицо.
  7. Сделайте одежду для новой игрушки, при необходимости воспользуйтесь клеем и булавками, но старайтесь делать куклу максимально безопасной и прочной.
  8. Нарядите свое изделие и дайте имя. Так вы вдохнете в игрушку жизнь.

Конечно, каждая рукодельница сошьет свою куколку, даже если делать все их будут по одному чертежу - мы используем разные материалы и обращаем внимание на разные детали. Но зачем все же нужны схемы? Например, в случае с Тыквоголовыми куколками - для того, чтоб соблюсти технологию.

Не знаете, чем занять субботний вечер? Текстильная кукла своими руками: мастер класс.

Кстати, выкройка текстильной куклы тоже может быть авторской - разработайте свою форму и вы прославитесь (как минимум, в рукодельном сообществе).

Чтоб получилась тряпичная кукла нужной вам категории, действуйте поэтапно - сначала бумажная выкройка, если она нужна, потом сборка деталей, сделанных на её основе, и лишь затем украшательство и декор. украшать можно бесконечно, но начинать лучше с проработки формы.


Чтоб делать куклы своими руками выкройки не так уж и нужны - требуется лишь немного смелости, вдохновения и немного обрезков ткани!

Еще несколько интересных выкроек игрушек, которые можно сделать вместе с ребенком:

Если Вы интересуетесь куклами, то уже знаете, какое разнообразие этих маленьких и больших созданий есть в современном мире. Есть всевозможные классификации кукол. Их можно разделять по разным видам в зависимости не только от основного материала изготовления, но даже по цвету и по росту.

Сегодня мы разделим всех кукол на две большие части: подвижные, у которых двигаются ножки-ручки-голова и неподвижные, статичные, созданные в одной определенной позе.

И поговорим о подвижных куклах. Их любят не только дети, которым гораздо интереснее с ними играть, потому что чаще всего таких кукол можно переодевать, сажать на стульчики и на колени, «кормить», поднимать ручки… Да мало ли как играют дети!

Подвижных кукол любим и мы, взрослые. И, скорее всего за ту же игру. Конечно, кукольники и художники по куклам воспринимают создание кукол как творчество, но никто не отменял эту возможность – на минутку вернуться в детство, которое у большинства людей вспоминается счастливым и беззаботным временем. А может быть, у кого-то , лишенного детской беззаботности это возможность ощутить ее…

Примем факт, что подвижные куклы имеют много достоинств за аксиому и разберемся, как создают разных подвижных кукол.

Подвижные куклы появились еще во II-III веке до нашей эры, по крайней мере, этому есть археологическое подтверждение. А самые древние – куклы из Китая IV века до нашей эры. Вот они, предки наших будуарочек и шарнирочек. Наверное, были и текстильные подвижные куклы, но время к ним относится более строго.

Текстильных кукол с подвижными ручками и ножками называют иногда текстильными псевдошарнирными куклами. Для того, чтобы конечности двигались, имитируя движения человека, ручки и ножки соединяют пуговицами в плечиках и бедрах, а для того, чтобы сгибались колени и локти, части соединяют большой бусиной или выкраивают фигурное соединение. На одной части – округлое окончание, на другой –«ушки».

Следующий вид подвижных кукол – будуарные. Они тоже могут быть текстильными с различными видами соединений – проволочное, на текстильных петлях или шлевках, на тесьме или шнуре. Но будуарная кукла в современном понимании все-таки чаще выполнена в смешанной технике – голова, ручки до локтя и ножки до колена – из пластика или папье-маше, а тело, плечо и бедро – текстильные. Части тела, соединяемые между собой, могут быть и полностью нетекстильными.

Технология изготовления деревянной подвижной куклы не сильно изменилась с древних времен. Но современные деревообрабатывающие станки позволяют легко создать и настоящие шарниры.

Ну вот, мы добрались до современных шарнирных кукол, когда шарнир состоит из круглого шарнира и шарнироприемника, «обнимющего» круглый шар. Конечно, шарниры могут быть составными, например, имеющие форму фасолины. Но все-таки они состоят из двух шариков, соединенных между собой и у каждого шарика – свой шарнироприемник. Иногда шарниры имеют не круглую форму, а эллипсовидную в сечении. Такой шарнир, например, может использоваться в колене, чтобы оно двигалось более естественно, как у человека — вперед-назад, а не проворачивалось в стороны. Конечно, в этом случае шарнироприемник так же повторяет форму шарнира. Обычно шарнирных кукол выполняют из твердых материалов. Это — запекаемые и самоотвердевающие пластики, фарфор, дерево, полиуретан и так далее.

Большой класс подвижных кукол — тедди. Чаще всего это различные мишки, зайки и другие зверики со шплинтовыми соединениями. Многие авторы достигли такого мастерства в их создании, одевая своих мишуток в искусно сшитые одежки, что «непосвященному» зрителю уже не приходит в голову мысль назвать мишку-тедди плюшевой игрушкой. Это отдельная «ветвь» творчества, как и создание кукол. Думаю, вы знаете и о «переходных» удивительных тедди-долл.

Отдельный разговор – про театральных кукол, которые обязательно имеют подвижные части. И самые известные нам – марионетки, тростевые куклы, перчаточные.

Итак, простор для Вашего творчества – практически безграничен! 🙂


Отличительной особенностью шарнирной куклы является подвижность суставов, что позволяет ей принимать любую позу. Создание куклы на шарнирах своими руками - настоящее искусство, обратной стороной которого является многочасовая кропотливая работа.

Индийская мастер литья Эстер Маркер продвигает технологию изготовления шарнирных кукол без обжига из литьевого пластика Flumo. Этот же способ использует отечественная мастерица Ольга Баскакова. А вот другая наша соотечественница, живущая в Канаде Марина Бычкова, предпочитает традиционную технику создания кукол с обжигом в печи.

Авторские куклы Бычковой считаются одними из самых дорогих в мире - стоимость одного экземпляра может доходить до 50 тыс у.е., самые дорогие уходят с аукционов. Серийные куклы, выпускаемые различными брендами, стоят на порядок дешевле, но тоже далеко не бюджетно - от 400 до 1000 у.е.

Основными этапами работы (каждый из которых занимает от нескольких часов до нескольких дней) являются:

  • выполнение эскиза;
  • изготовление черновой модели из пластилина;
  • создание форм для литья из глины или гипса (молдов);
  • заливка пластика в молды и создание деталей будущей куклы;
  • ошкуривание и шлифовка деталей;
  • обжиг деталей в печи (некоторые виды литьевого пластика не требуют обжига);
  • сборка куклы (установка шарниров и крючков);
  • роспись изделия;
  • финальные штрихи (одежда, парик, подставка).

С чего начинать работу?

«Рождение» авторской шарнирной куклы начинается с лепки пластилиновой модели. Несмотря на кажущуюся простоту, многие начинающие мастера застревают уже на этом этапе, поскольку вылепить своими руками из пластилина фигуру с симметричными пропорциями - довольно сложная задача.

Опытные мастера, знакомые с нормами анатомии, рисуют эскизы, по которым лепят черновые модели. Новичкам же проще использовать готовый исходник, с которым придется повозиться, но гарантированно получить одинаковые детали.

Поэтому, например, кукольных дел мастер Ольга Баскакова делает шарнирные куклы своими руками на основе кукол Барби с барахолки, разбирая их на составные части. При этом изделия Баскаковой не являются бутлегами (копиями игрушек известных брендов, в данном случае - Barbie™). Шарнирные изделия отличаются от исходников как небо и земля.

Работа мастера начинается с разборки куклы на запчасти с помощью маникюрного скальпеля. На этом этапе из частей тела куклы удаляются крепежные штырьки, которые соединяют фрагменты между собой (штырьки легко срезаются острыми ножницами). Кисти и ступни обязательно отделяются от предплечий и голеней для последующего соединения шарнирным креплением.

Изготовление черновой модели из пластилина

На этом этапе требуется воссоздать все детали исходника, но с отверстиями для шарниров. Ольга Баскакова использует для создания черновых форм скульптурный пластилин. Этот этап - самый долгоиграющий, он состоит из таких шагов:

  • Изготовление формы (молда). Кусок пластилина с деталью (удобнее всего делать их прямоугольными) ставится на пластилиновую лепешку, края которой загибаются. Получается квадратная форма, внутри которой покоится утопленный в пластилин фрагмент куклы.
  • Заливка форм гипсовым раствором. После застывания пластилин снимается и получается гипсовая платформа, внутри которой «замурована» деталь от Барби. Чтобы изготовить вторую часть молда, нужно поместить платформу с деталью на пластилиновую лепешку, загнуть края и снова залить гипсом. Таким образом у нас получится 2 одинаковые платформы (одна полая, внутри второй деталь от куклы, которую уже можно убирать).

Затем можно перейти непосредственно к созданию черновой формы:

  • выстлать матрицу пищевой пленкой и заполнить пластилином;
  • пластилин разровнять и, аккуратно потянув за пленку, извлечь заготовку. Каждая из заготовок будет половинкой определенной детали будущей куклы.

Половинки соединяются между собой. Таким образом воссоздаются все детали куклы Барби из пластилина. Теперь нужно сделать черновые шарниры из пластилина или полимерной глины (Баскакова использует глину «цернит») и соединить подвижные детали между собой. На этом этапе места установки шарниров в деталях расширяются. Если сравнить пластилиновые части куклы с фрагментами Барби — исходника, они будут отличаться как раз в местах соединения.

Черновая модель не одноразовая, на ее основе можно сделать своими руками множество шарнирных кукол.

Как выполняется литье?

Следующий шаг - отливка фрагментов будущей куклы из литьевого пластика. Хорош пластик Modeling Cast, но существуют и другие разновидности материала (напр. Flumo, LaDoll). Для этого необходимо сделать гипсовые молды на основе наших пластилиновых деталей вышеописанным способом.

При создании молдов в них вырезается литник - небольшой канал, по которому в полость формы будет заливаться пластик. После застывания пластика части молда разъединяются и получается цельная деталь.

На видео показан процесс формирования головы и тела куклы без использования форм:

Обработка готовых деталей и установка шарниров

Следующий этап - шлифовка деталей. Нежная фарфоровая фактура, за которую так ценятся шарнирные куклы, достигается скрупулезной шлифовкой каждого фрагмента. Мастера используют маникюрную фризу и мелкоабразивную наждачную бумагу.

Затем необходимо установить шарниры. Найти шарниры - не проблема, они в изобилии продаются в магазинах хенд-мейда. Некоторые мастера предпочитают делать их самостоятельно, из полимерной глины. Главное, чтобы цвет их по максимуму совпадал с цветом самой куклы. В шарнирах выпиливаются отверстия под резинки, затем производится черновая сборка куклы с резинками и крючками.

Наводим красоту

Теперь пора приступать к наведению внешнего лоска, т.е. грунтовке и покраске деталей . Большинство мастеров в качестве базы используют акриловые красители, а финальные штрихи наносят пастелью. После раскрашивания детали обрабатываются лаком.

Особое внимание уделяют росписи лица. Мастер Ольга Баскакова в совершенстве владеет искусством передачи настроений своим изделиям: ее куклы бывают веселыми, грустными, задумчивыми. Новичкам в росписи, дабы не испортить изделие, лучше срисовать лицо куклы с понравившегося исходника.

Завершающие штрихи - наряд куклы и ее парик. Если у вас получилось сделать своими руками шарнирную куклу, сшить наряд по своему вкусу труда не составит. Парик можно позаимствовать у той же куклы Барби или сделать самостоятельно из любого материала, хоть отдаленно напоминающего волосы.

Большинство кукольников отмечают, что постичь технологию создания кукол на шарнирах можно только наглядно: творить, опираясь только на инструкции, нереально. Поэтому мастер-классы по изготовлению шарнирных изделий своими руками очень популярны (как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть), например, здесь: https://www.youtube.com/user/Lbrevner/videos.

Полная механизация

Перед действующим лицом в кукольном спектакле может стоять физическая задача, непосильная ни для петрушечной, ни для тростевой куклы, например влезть на дерево или проделать упражнения на турнике. В таких случаях делают дубль, то есть куклу, по своему внешнему виду ничем не отличающуюся от основного персонажа, но имеющую специальное техническое устройство или способ управления. Такие куклы приводятся в движение системой тяжей из ниток, бечевок или проволоки, проходящих внутри корпуса, по большей части деревянного. Они называются механическими, или марионетками, управляемыми снизу.

Механических кукол характеризует точность выполнения определенных ограниченных функций. Они применяются также для изображения животных, когда данная конструкция не может быть оформлена в виде петрушечной или тростевой куклы. Эти куклы не имеют каких-либо общих схем внутреннего устройства. Каждая из них решается индивидуально, и ее конструкция находится в зависимости от выполняемых функций. Поэтому здесь приводится лишь несколько примеров устройства механической куклы, из которых каждый является частным случаем.

Лошадь (рис. 52 ). Все части куклы вырезаны из дерева. В живот лошади вделана палка, на которой водят куклу. Палка обычно маскируется попоной. Ноги прикреплены к туловищу на шарнирах. Внутри полого корпуса к каждому шарниру приделана планка. К планке прикреплен тяж, управляющий движениями ноги (как у простого дергунчика). Тяжи от ног проходят в отверстие в животе и сведены на одно управление. Иногда добавляется еще одна нитка, поднимающая голову лошади одновременно с движением ног.

Этим несложным механизмом может быть снабжена любая кукла, изображающая четвероногое животное.

Собака , показанная на рис. 53 , может становиться на задние лапы и открывать рот. Кукла вырезается из четырех частей: а) задние ноги вместе с палкой, за которую держат куклу; б) туловище с нижней челюстью; в) голова с верхней челюстью; г) передние ноги. Все внутреннее управление осуществляется при помощи одной нитки. Когда туловище при натяжении нитки принимает почти вертикальное положение, движение останавливается, так как края выемки в туловище плотно соприкасаются с задними ногами. От дальнейшего натяжения нитки голова, прикрепленная на шарнире к шее, поднимается, и верхняя челюсть отделяется от нижней. Когда нитка опускается, подвижные части силой тяжести возвращаются в исходное положение. Чтобы рот закрывался плотнее, в него продевается резинка.

Быстро бегущая собака представлена на рис. 54 . Задние и передние ноги попарно прикреплены к туловищу на шарнирах. К ногам приделан механизм в виде ножниц. Сводя и разводя рукоятки «ножниц», собаку заставляют вытягивать и подбирать ноги.

Кошка (рис. 55 ). Остов куклы делается из спиральной пружины, укрепленной на двух палочках. Сверху туловище обтягивается бархатом или ко-ротковорсным мехом. Через передние ноги проходит проволока, вращающая голову куклы. Через задние ноги проходит такая же проволока для хвоста. Эта кукла может принять естественную позу сидящей кошки.

Данная система управления куклой применяется главным образом в тех случаях, когда рядом с петрушечными или тростевыми куклами надо показать кошку, анатомически верную по масштабам и по внешнему виду.

Человек, взбирающийся по лестнице (рис. 56 ). Боковые стопки лестницы а склеены из трех частей, так что внутри каждой стойки получается канал и примыкающий к нему сквозной паз. В каждый канал вложен толстый железный прут б . К каждому пруту б припаяны по две проволочки в (одна для руки, другая для ноги). Передвигая внутри лестничных стоек прутья б , куклу заставляют взбираться по лестнице.

В тех случаях когда механическая кукла является дублем тростевой или петрушечной куклы, надо тренироваться в подмене одной куклы другой, чтобы у зрителя было полное впечатление, что по лестнице (дереву или фонарному столбу и т.п.) лезет та самая кукла, которая только что играла на ширме.

Нередко в кукольном спектакле необходимо показать такие физические действия, как падение, прыжок и т.п. Например, лиса, выпрыгнув из-за холма и пролетев по всей длине ширмы, кидается на свою добычу или человек падает из окна, прыгает с вышки в воду и т.п. Выполнить такие движения с помощью тростевой или петрушечной куклы почти невозможно. Снятая с руки кукла сразу же потеряет свою форму, и по воздуху полетит не тело человека или животного, а комок из тряпок. Для тростевой куклы к тому же это затруднено наличием тростей.

В таких случаях обычно делают дубль соответствующей формы (лиса во время прыжка, спортсмен, прыгающий «ласточкой», и т.д.). Туловище куклы-дубля туго набивается ватой.

Полеты эти надо тщательно репетировать, чтобы кукла точно проделала свой путь в воздухе и не перевернулась случайно другой стороной.

Применение механизированных деталей у петрушечных и тростевых кукол

Некоторые детали в устройстве кукол могут с одинаковым успехом применяться и у маленькой петрушечной куклы и у большой куклы на шесте. Это касается мимики, механизированных рук, движущихся хвостов у животных и т.д.

У жестких кукол мимика достигается тем, что в твердой кукольной голове (деревянной или из папье-маше) механизируются отдельные детали.

В некоторых случаях, чтобы изменить у куклы выражение лица, меняют ей всю голову целиком, делая ее съемной. Этот способ применяют, когда куклу нельзя убрать со сцены, чтобы заменить ее дублем с другим выражением лица, а перемена эта должна произойти на глазах у зрителя.

Например, в спектакле «Сказание о граде Лебединце» Фимушка после исчезновения города тут же превращается в старуху. Она садится в изнеможении возле дерева, склонив голову. В это время голову ей надо быстро подменить. Обратное превращение происходит в тот момент, когда Фимушка низким поклоном приветствует появившийся вновь Лебединец.

С такого рода куклой во время спектакля надо обращаться очень осторожно, иначе не прикрепленная к костюму или гапиту голова при недостаточно тугой патронке может соскочить с пальца.


На рис. 57 показана голова с двумя лицами. Одно лицо видно зрителям, другое скрыто головным убором, сделанным на проволочном каркасе. Головной убор прикреплен неподвижно к твердым плечикам, на которых и поворачивается вся голова. Таким образом в спектакле «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (в Московском театре кукол) ведьма на глазах у зрителей мгновенно превращается в Аленушку.

Рис. 58 показывает голову со снимающейся масочкой. Это дает возможность менять лицо, не меняя головы. Отверстие в голове и втулка у масочки должны быть точно пригнаны друг к другу.

Закрывающиеся глаза (рис. 59 ). Оба глаза посажены на неподвижную ось. Нитка, перекинутая через скобку в верхней части головы, прикреплена к глазному яблоку. Если нитку натянуть, то зрачок опустится вниз. При этом сверху показывается обратная сторона глазного яблока, на которой нарисовано веко. Резники, протянутые от каждого глазного яблока к носу, возвращают глаза в исходное положение.

У этой конструкции есть много вариантов. Каждый из них дает мимирующей кукле несколько иную характерность.

Так, например, если нитку не перекидывать через скобку, а прикрепить непосредственно к глазному яблоку, то у куклы зрачок будет томно закатываться кверху. У куклы могут быть сделаны тяжелые веки (например, из свинца), прикрепленные к глазному яблоку. У такой куклы глаза все время закрыты, и для того, чтобы они открылись, надо потянуть за нитку. Когда же нитку ослабляют, веки опускаются вниз, и глаза закрываются.

Вместо того чтобы делать привод из нитки, можно прикрепить к задней стороне глазного яблока продолговатый грузик (рис. 60 ). От каждого движения куклы грузик болтается, и глаза как бы непроизвольно мигают.

Вращающиеся глаза (рис. 61 ). В голову вставлены две твердые планки: одна на уровне глаз, другая против нее на затылке. Сквозь эти планки пропущены две вращающиеся оси. Глаза укреплены на передних концах осей. На каждую ось плотно насажена катушка с прикрепленной к ней ниткой. Радужная оболочка нарисована на краю глазного яблока.

Перед началом спектакля такой глаз «заводят» пальцем снаружи, поворачивая глазное яблоко и тем самым наматывая нитку на катушку. Если потянуть за нитки, катушки вращаются, а с ними вращаются и глаза.

Глаза, двигающиеся слева направо и справа налево (рис. 62 ). Каждый глаз укреплен отдельно на неподвижной вертикальной оси. Оба глазных яблока лежат на планке, не позволяющей им опуститься вниз.

Глаза сведены на одно управление двумя проволочками, прикрепленными к дощечке. К глазу проволочка прикреплена неподвижно, а в дощечке загнутый конец ее может вращаться.

Одна из ниток, прикрепленных к дощечке, поворачивает глаза в одну сторону, другая - в другую.

Волосы, встающие дыбом (рис. 63 ). Волосы, сделанные из тонких проволочек , пропущены сквозь отверстия в голове и прикреплены подвижно к планке, находящейся внутри головы. При натяжении нитки волосы, упираясь в края соответствующих отверстий, поднимаются. Резинка возвращает планку в исходное положение.

Курящая кукла (рис. 64 ). Через одну резиновую трубку дым втягивается из папиросы, через другую пускается в нос.

Плачущая кукла делается с помощью таких же резиновых трубок, проведенных к глазам (царевна Несмеяна в сказке «По щучьему веленью»).

Рот, открываемый ниткой изнутри (рис. 65 ). Разрез рта производится первоначально по линии губ, а затем от углов рта по вертикали и дальше тем же направлением под подбородком до шеи.

В верхнюю часть нижней челюсти вделана твердая пластинка, к которой прикреплена нитка для открывания рта, проходящая целиком внутри куклы. Ось, на которой вращается эта твердая пластинка, прикреплена к щекам куклы. При открывании рта нижняя челюсть уходит внутрь головы. Возвращается она обратно при помощи пружины, идущей от головы к челюсти куклы.

Рот, открываемый ниткой снаружи (рис. 66 ), чаще всего применяется для кукол, изображающих животных.

Аналогичная конструкция применяется и для кукол, изображающих людей. В этом случае та часть горизонтального разреза, которая не должна быть видна, замаскирована выступающим рельефом щеки (рис. 67 ).

Особая конструкция открывающегося рта (рис. 68 ), где нижняя челюсть остается неподвижной, так как она прикреплена ниткой к туловищу куклы. При подталкивании палочки кверху голова вместе с верхней челюстью отделяется от нижней челюсти. По такому способу можно сделать петуха, который при пении высоко запрокидывает голову.

При устройстве, показанном на рис. 69 , рот фактически не открывается. Нижняя губа имеет движение вверх и вниз, подбородок же остается неподвижным. Нитка тянет вниз находящуюся внутри головы и прикрепленную к затылку проволоку. К этой проволоке прикреплена металлическая пластинка с приделанной к ней нижней губой. При натягивании нитки нижняя губа опускается. Идущая от проволоки к темени пружина возвращает весь механизм в исходное положение.

На рис. 70 рот открывается и закрывается вставленным в голову куклы пальцем кукловода при помощи рычажка, приделанного к нижней челюсти. Особенностью этой конструкции является то, что нижняя челюсть плотно пригнана к верхней, и сильным ударом по рычажку можно захлопнуть рот так, чтобы он самопроизвольно не открывался. Для того чтобы снова открыть рот, надо поддеть рычажок пальцем. Эта конструкция удобна для устройства рта у животных.

Подвижные уши у собак (рис. 71 ) поднимаются при натяжении нитки, опускаются благодаря пришитым к ним грузикам. Грузик может быть заменен резинкой.

Подвижной слоновый хобот (рис. 72 ) сделан из последовательно уменьшающихся твердых колец (деревянных или картонных). Внутри пропущена нитка, прикрепленная к последнему кольцу. Кольца с обеих сторон срезаны по наклону. Сверху хобот обтягивается трикотажем. Когда нитку натягивают, кольца прислоняются одно к другому, и хобот закручивается вверх.

Вытягивающаяся шея (рис. 73 ). Голова поднимается вверх на палке. Шея сделана из трикотажа или материн, собранной в складки. Если палка, поднимающая голову, имеет изогнутую форму, то шея вытягивается по кривой.

Хвост на пружинке (рис. 74 ) извивается при движении куклы.

Хвост на пружинке с проволочкой (рис. 75 ) может вытягиваться и сокращаться.

Хвост с приделанной к нему палочкой (рис. 76 ). В том месте, где у животного должен быть хвост, прорезается небольшая дырочка, в которую вставляется палочка от хвоста длиной 10-15 см . К этой палочке прикрепляется перпендикулярно другая, спускающаяся ниже края ширмы. Кукловод вращает между пальцами вторую палочку, первая папочка совершает дугообразные движения, и собака машет хвостом.

Поднимающиеся и распускающиеся крылья (рис. 77 ) Нитка А пропущенная сквозь отверстие в спине птицы поднимает крылья вверх. Отдельные перья каждого крыла на общем шарнире прикреплены к одной дощечке, в свою очередь приделанной на петле к корпусу птицы. После того как крыло уперлось в бок птицы, нитка а тянет уже не крыло, а крайнее перо, которое вращаясь вокруг шарнира, поднимается вверх. За ним, распускаясь, следуют остальные перья, свободно скрепленные между собой.

Нитка Б поддерживает перья, когда крыло опущено вниз, и собирает их, когда крыло поднято вверх.

Шарнирная кукла своими руками — это вполне реально. И подтверждение тому масса мастер-классов начинающих рукодельниц. Если Вы обладаете усидчивостью и скрупулезностью, у Вас хорошие способности к лепке и художественный вкус, то вполне вероятно, что Вы с первого раза поймете, как сделать шарнирную куклу и все получится.

Мы постараемся рассказать и показать подробно для новичков все о процессе создания шарнирной куклы своими руками. Весь процесс будем сопровождать фото. Фото взяты с разных мастер-классов, так как пересмотрев многие, мы не нашли идеальных, которые в полном объеме все показывают. Но в основе 2 из них: от автора Минченко Татьяна Владимировна и tatala.

Шарнирные куклы бывают литые и лепленные (пластик, папье- маше, глина, фарфор). Посмотрим 2-ой вариант, так как он менее затратный. И материалы можно купить в наборе.

Весь процесс создания собственной куклы можно разделить на 3 больших этапа:

  1. Подготовка инструментов, материалов, задумка куклы и вырисовка эскиза.
  2. Лепка, выпечка, первичная обработка и первая сборка куклы.
  3. Отделка и художественное преображение.

Подготовка инструментов, материалов, задумка куклы и вырисовка эскиза

Инструменты нужно заготовить заранее, чтобы потом не попасть в безвыходную ситуацию и не испортить работу. Вам понадобится ваш маникюрный набор, а лучше стоматологический. Нужны будут крошечные сверла, пилки, надфили, шило, проволока разной толщины, резинка (круглая), наждачка разной текстуры, а также кисти. Нужен примерно такой набор. А самое главное — пластик самозатвердевающий материал капризный — не терпит пересыхания!).

Еще до начала работы нужно придумать образ своей куколки до мельчайших подробностей: возраст, пол, телосложение. Советуем все зарисовать. Для естественного вида тела нужно изучить анатомическое строение . Можно конечно поступить проще — просто взять эскиз из интернета , но тогда кукла будет лишена индивидуальности. Но для начала можно и так. Также возьмите оптимальный размер : 15-20 см — маленькая и требует особой кропотливости и мастерства, 50-60 см - большая и займет много времени и затрат, 25-30 см — самое оно!

Итак, можно взять такой эскиз

Лепка, выпечка, первичная обработка и первая сборка куклы

Приступаем ко второму самому трудоемкому этапу. Лепить части тела предлагаю в такой очередности:

  • туловище и голова;
  • шарниры (суглобы);
  • ноги-руки и подгонка с шарнирами.

Все части должны быть пустотелыми, кроме кистей и ступней.

Лепку туловища можно осуществлять несколькими подходами. 2 оптимальных - на основе пенопласта (взять с мелкой текстурой — легче будет вырезать нужные формы) и на основе фольги (обернуть в пищевую пленку, чтобы легче было потом вытащить). В обоих вариантах мы делаем основу на 8-10 мм меньше чем эскиз и стараемся как можно четче подогнать основу под эскиз.

Слепленную основу наращиваем глиной (с поэтапным запеканием15 мин и ставить в холодную духовку) или пластиком до нужных пропорций. Не забывайте постоянно прикладывать заготовку к эскизу и проверять на симметрию. Конечно же, затираем наждачной бумагой до гладкости. В нижней части туловища нужно сделать круглые выемки для тазобедренных суставов. Такие же нужно сделать и для плечиков, только поменьше. Точно также мы делаем заготовки для ног и рук.

Вот так получается голова. Тут много работы - нужно постепенно выйти на нужное выражение лица. Поэтапность лепки можно освоить с помощью альбомов по лепке людей.

Когда туловище и голова сравнительно готовы, приступаем к шарнирам. Нам нужен такой набор.

Можно их просто катать до нужного размера (прикладываем в выемки на туловище), а можно и с помощью пищевой пленки. Очень важно вылепить шарниры правильной сферической формы, чтобы куколка хорошо двигалась.

Пока высыхает можно слепить кисти и ступни.

Теперь приступаем к следующему этапу. Нам нужно разрезать пилочкой туловище вот так и вытянуть фольгу или пенопласт.

Получится это.

Теперь тщательно выпиливаем верхнюю часть до гладкости среза и внутреннюю часть уменьшаем в толщине, чтобы она смогла надеться на верхнюю часть.

Ноги и руки также разрезаем в местах предположительного сгиба. Вычищаем фольгу.

Как вы видите, верхние шарниры в ноги и руки уже вклеены. Прикладываем нужные шарниры и приклеиваем на пластик к нижней части, натягиваем нужные формы, зачищаем. Верхнюю часть вычищаем и затираем в полукруглой форме, чтобы хорошо ходили шарниры.

Также делаем ноги. С вклеенными шариками выходит так.

Но можно сделать не шарик в колене, а шарнир Вот так оно выглядит.

Если делаем шарами, то перед тем, как вставить их в ножки нужно в шарнирах сверлышком пропилить отверстия. Вот так.

Готовим стопы и кисти для сборки. Для этого пропиливаем пилочкой отверстия и вставляем крючки.

Так готовим и голову.

При условии, что вам нравятся все формы, все отшлифовано и гладко, готовимся к первой сборке. Для этого набираем резинки следующим образом.

Это крепление рук. Резинка проводится сверху вниз и цепляется за крючок запястья.

Следующая резинка для соединения головы и ног. Также с помощью самодельного крючка протягиваем резинку до стоп.

Пробуем, стоит ли наше творение, все ли детали на месте, ничего ли не трет.

Отделка и художественное преображение

Теперь разбираем, покрываем розовой пастелью, тонируем тельце и личико. И опять собираем. Далее делаем волосы, разрисовываем, одеваем!