Как усадить ребенка за уроки без нервов. Когда можно начинать сажать ребенка, с какого возраста, как подготовить малыша самостоятельно садиться Почему ребенка трудно усадить за уроки

Как часто родители не могут засадить ребёнка за уроки. А он как будто специально делает всё, чтобы не начинать делать их. Взрослые злятся, ребёнок обижается, но все равно не делает. Почему? У школьника есть три причины так вести себя.

Во-первых, детям часто не нравится, как мы их заставляем учиться, и они даже из чувства противоречия отказываются делать именно то, на чем мы настаиваем.

Во-вторых, дети устают в школе и не успевают отдохнуть. Если посчитать все время, которое дети проводят в школе и тратят на задания, иногда получается, что их рабочий день больше, чем у взрослого.

В-третьих, делать домашние задания ему просто не интересно. И как бы мы не уговаривали его, как бы не объясняли необходимость знаний, это действительно скучный процесс, очень часто непонятный, и ребёнку он не нравится. Ребёнок теряет силы, делая задания. Пытаясь увильнуть от этого, он неосознанно пытается защитить себя от дела, которое не даёт ему радости, но отбирает силы.

Поэтому для того, чтобы ребёнок начинал делать уроки с удовольствием, нам надо сначала решить три задачи.

Первая задача — не заставить его учиться, а вдохновить, поднять его мотивацию. Помочь ребёнку самому захотеть учиться, почувствовать необходимость этого дела, понять, какую пользу дадут ему знания, как он сможет их применить, как грамотный человек может помогать людям. И тогда у ребёнка возникает естественное желание учиться, и к тому же он начинает чувствовать удовольствие от самого процесса.

Вторая задача – внимательно понаблюдать за состоянием ребёнка и построить режим учёбы в соответствии с его активностью. Если нам и удастся засадить уставшего ребёнка за уроки, пользы от этого все равно будет немного. Лучше начинать любое дело в хорошем настроении, отдохнувшим, тогда и учиться будет легче.

Третья задача – научить его учиться, чтобы сам процесс знаний доставлял ему удовольствие, был лёгким и понятным и давал силы. Это как раз та задача, которую наши школы решить не в состоянии, но вы можете решить её вполне. И поверьте, это не так трудно, как на первый взгляд кажется. И мы обязательно узнаете, как решать все эти задачи, раз вы уже являетесь участниками клуба «Талантливый ребёнок». Этот клуб и создан для того, чтобы помогать вам и детям, и все это будет в наших будущих уроках.

А сегодня мы поговорим о том, как решать самую первую задачу, а именно, поднять мотивацию и самооценку ребёнку для того, чтобы ему самому захотелось принять решение учиться.

И делать это мы будем с помощью вопросов.

  • Как обычно происходит разговор со школьником, который не собирается делать уроки и тянет время до вечера, лишь бы попозже начать?
  • Что говорят ему взрослые? Надо учиться, чтобы получать хорошие оценки. Ты должен учиться, должен слушать. что тебе говорят взрослые. Не будешь учиться, получишь наказание, или тебя чего-нибудь лишат. Получишь пятёрку – получишь поощрение. Или ещё вариант. Я уже потратила на тебя все силы, а ты, бестолковый, все равно не учишься. Садись сейчас же!

В общем-то, не так много вариантов. И все они – самые обыкновенные манипуляции.

Взрослые просто используют свою силу, чтобы как-то заставить ребёнка слушать себя, не задумываясь, почему же ребёнок не слушает. А не слушает он потому, что ему это не очень понятно и не очень интересно. К тому же у ребёнка, которого часто ругают, очень низкая самооценка, и она ещё больше мешает ему учиться хорошо.

Сегодня без долгих объяснений предложу вам другой способ вести разговор с ребёнком.

В этом разговоре не будет уговоров, обид, обещаний, нотаций, наказаний и поощрений, а будут вопросы.

И, когда вы научитесь вести беседу с помощью вопросов, ребёнок начнёт вас слушать с интересом и будет более ответственно относиться к своим делам.

Почему я в этом уверена? Потому что знаю, что никто не любит, когда ему диктуют условия и заставляют что-то делать, и дети не исключение. Но все любят принимать решения сами и делать то, что им хочется. Вопросы, которые я предлагаю вам, как раз помогают детям принять собственное решение и начать делать так, как они сами решили. А нам только надо умело направить их мысли и помочь принять обдуманное решение, дальше дети все сделают сами.

Взрослый, освоивший мастерство задавания вопросов, всегда сможет умело подвести ребёнка к принятию осмысленного решения и при этом поднять самооценку ребёнка. Для того, чтобы было проще понять, как задаются вопросы, я расположила их в таблице. Конечно, сразу научиться придумывать подходящие к ситуации вопросы нелегко. И мы будем обязательно этому учиться.

Но сегодня вы хотя бы увидите, сколько может быть разных вариантов задать вопрос об учёбе, вместо того, чтобы в очередной раз проворчать: «Сколько раз тебе говорить, пора делать уроки!»

Вопрос – эмоция Вопрос — предложение Вопрос — предупреждение Вопрос – игра — перевёртыш
Интересно, ты не устал слушать одно и то же? Хочешь, я помогу тебе делать уроки? Какое задание тебе сложнее всего делать Интересно, а твоей учительнице понравится, если ты не сделаешь уроки? А что она почувствует? Как ты думаешь, что она может сказать? А тебе это понравится? Хотела бы я знать, сколько ещё времени ты продержишься? Представляю, как тебе непросто. Уши у тебя замечательные. И с такими ушами делать вид, что не слышишь! Но ты герой, все равно, не сдавайся. Я ещё раз десять повторю, а ты все равно не делай! Интересно, получится у тебя?
Наверное, тебе тяжело слушать, когда я всё время повторяю это. Давай, выберем предмет, с которого тебе лучше всего начать. С того, который легче, или с более сложного? Как ты себя почувствуешь, если получишь двойку за несделанные уроки? Если бы ты был мамой, а твой сын не делал уроки, что бы ты ему сказал?
Как ты думаешь, нравится мне тебя уговаривать? Что можно сделать, чтобы я не уставала, а ты сам делал свои дела? Как ты думаешь, лучше начать вместе со мной, или ты сам справишься? Как ты объяснишь учительнице, что ты не доделал задание? И что она тебе ответит? Давай, поиграем в школу. Ты будешь учителем и объяснишь мне это задание, как будто я совсем маленькая. Сможешь рассказать мне понятно?
Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы обрадовать учительницу! Что ей будет приятно?

Ей будет нравиться, когда дети делают все задания и все знают?

Как ты будешь себя чувствовать, когда ты будешь взрослым и окажется, что ты не умеешь решать простых задач за второй класс? Если бы ты был учителем, сколько упражнений ты задал бы ребятам, чтобы они точно научились решать эти примеры. Как ты думаешь, одного упражнения хватит?
Интересно, если бы был супергерой, те было бы легко начать делать домашку или трудно?

За сколько времени ты бы её сделал?

В лесной школе есть учитель – мишка. Как он объяснит зайчикам эту задачу, чтобы они поняли?
Вопрос — подсказка Вопрос — вызов Вопрос — выбор Вопрос — размышление
Я тебе напоминаю про уроки, а ты никак не начнёшь. Подскажи, пожалуйста, как же мне сказать тебе, чтобы ты всё-таки начал их делать? Интересно, сможешь ли ты решить все задачи сегодня всего за двадцать минут? Выбор из двух вариантов.

Когда тебе лучше начать уроки, сейчас или после прогулки?

После прогулки ты будешь отдохнувший, и заниматься будет легче. Только давай точно назначим время, когда ты начнёшь. Может быть, будильник поставим?

Можешь ли ты понятно объяснить мне, почему тебе обязательно надо начать делать уроки поздней ночью, когда голова уже хочет спать?
Интересно, сколько ты сегодня сможешь решить задач? Выбор из трёх вариантов.

Когда тебе лучше начать, сейчас или после, или, может быть, завтра утром пораньше встанешь?

Как бы ты помог мне начать делать уроки, если бы мне совсем не хотелось ничего делать, а хотелось только гулять? Такой же вариант с игрушками. Как зайка объяснит друзьям, что им пора делать уроки?
Может быть, лучше начать не с математики, которую ты легко делаешь, а с русского? Сначала преодолеешь трудное дело, а лёгкое потом? Мне бы хотелось быть уверенной, что ты действительно начнёшь вовремя. Что ты сделаешь для того, чтобы это действительно получилось? Т ы уверен, что у тебя это получится? Выбор варианта даётся ребёнку.

Когда лучше начать делать уроки, сейчас, после обеда или ты можешь предложить ещё вариант?

Сможешь ли ты решать большие задачи в жизни и помогать людям, если сейчас боишься начать дело, которое кажется тебе трудным? Как ты думаешь, легко ли быть капитаном, космонавтом, лётчиком, учителем, врачом?
Давай, придумаем дело, которое тебе придётся выполнить в случае, если ты не выполнишь своё обещание. Это не наказание, это стимул к тому, чтобы быть более внимательным. Дело должен придумать сам ребёнок, и оно должно быть ощутимым и большим. То есть, ребёнок заранее решает, что ему придётся выполнить, если он не выполнит основного обещания.

Поставьте оценку этой статье!

Даже самый неусидчивый малыш может стать внимательным и сосредоточенным во время занятий, если найти к нему правильный подход. При этом надо учитывать интересы ребенка, его возраст и темперамент.

Даже самый неусидчивый малыш может стать внимательным и сосредоточенным во время занятий, если найти к нему правильный подход. При этом надо учитывать интересы ребенка, его возраст и темперамент.

«Мой трехлетний сын совсем не усидчив. Когда я занимаюсь с ним чтением или математикой, он так и норовит сбежать под любым предлогом: «Мама, я устал, я хочу есть и спать!». Как он будет учиться в школе — ведь там уроки по 45 минут, а дома он и двадцати минут не выдерживает. Что делать?»
Светлана К., Москва

Не требуйте слишком многого
Маленькие дети , как правило, неусидчивы. Или, выражаясь научным языком, не способны долго концентрировать свое внимание на тех действиях, которые им предлагают взрослые. Попробуйте заставить трехлетнего малыша в течение часа слушать сказку, даже если она и интересная. Скорее всего, через 15—20 минут он начнет ерзать на месте.
Подрастая, ребенок становится более усидчивым. Под руководством взрослых он с удовольствием лепит, конструирует, изучает школьные науки. Но родители могут перегнуть палку, если будут заниматься с ним математикой, чтением или чистописанием часами.
Существуют определенные нормы продолжительности занятий для дошкольников. По мнению психологов, большинство детей спокойны и внимательны, если уроки длятся:
n 10—15 минут — от 1 до 3 лет;
n 15—20 минут — в 3—4 года;
n 20—25 минут — в 4—5 лет;
n 25—30 минут — в 5—6 лет;
n 30—35 минут — в 6—7 лет.

Исходя из этих норм, разрабатывается сетка занятий и в . Но если ваше чадо получает домашнее воспитание, вы наверняка пристроили его в десяток секций и кружков. А ведь такая сверхзагруженность ему не на пользу — к концу дня у ребенка совершенно не остается сил. Специалисты считают, что ребенку до четырех лет хватит двух занятий в день. И между ними должен быть большой перерыв: например, одно — после завтрака, другое — после полдника. Для ребенка постарше можно планировать два предмета на утро и два — на день, только не забудьте о переменках между ними. И еще — нельзя устраивать подряд два занятия математикой или, например, английским. «Разбавляйте» их физкультурой, музыкой, рисованием, хореографией.

Делу — час, потехе — день
Многие родители полагают, что самое главное для ребенка — грызть гранит науки, а игра — это бесполезное, второстепенное занятие, которое может и подождать. Между тем психологи утверждают, что те дети, которых в детстве не ограничивали в игре, вырастают талантливыми творческими людьми. Но и занятия тоже необходимы. Поэтому совместите полезное с приятным: превратите нудный урок в увлекательное действие. Не говорите чаду: «Раз ты болтаешься без дела, сейчас пойдем заниматься математикой». Скажите лучше: «Давай поиграем в цифры» или «Хочешь, я расскажу тебе о загадочной стране, где живут буквы».
Если ваши путешествия интересны для ребенка, он будет усидчив во время занятий и не станет от них отлынивать. Оптимальное время для изучения наук — после завтрака. Можно еще в течение дня ловить «пересменки» между играми, когда одна ребенку уже наскучила, а новую он не успел придумать.
Не путешествуйте в страну знаний перед сном, когда у ребенка уже слипаются глаза. Даже если он и заинтересуется, он уже не сможет вникнуть в смысл того, что вы ему рассказываете. А ваши обвинения в неусидчивости будут несправедливыми.

Темперамент — штука тонкая
Наблюдая даже за совсем маленькими детьми, можно определить их . Одни дети с рождения спокойны и могут часами возиться с игрушкой или книжкой, а другие и пяти минут не пробудут на одном месте. Медлительные флегматики более усидчивы, активные холерики — менее. И с этим приходится считаться.
Но даже гиперактивных и возбудимых детей можно удержать. Например, пятилетний Антошка с рождения был чересчур подвижен. Он всегда находился в вечном поиске: хватал одну игрушку, другую, третью — они интересовали его лишь считанные минуты. На занятиях он разве что по потолку не ходил. Психолог предложил маме формировать у ребенка усидчивость, используя то, что ему интересно. Она стала вместе с ним играть в конструктор, потихоньку затягивая игру и удерживая тем самым внимание ребенка. Шаг за шагом мальчик приучался оставаться какое-то время на одном месте и не стремился поскорей улизнуть. Постепенно мама сумела заинтересовать его чтением, и когда он пошел в школу, то уже неплохо читал.
Неугомонным шустрикам показано собирание конструктора, мозаики, складывание из бумаги разных фигурок, лепка фигурок из пластилина. Кроме того, прекрасно формируют в детях усидчивость занятия по книгам из серии «Учимся думать. Книжки для заботливых родителей и талантливых детей».

Чего делать нельзя
Никогда насильно не заставляйте ребенка заниматься! Угрозы абсолютно неэффективны. Конечно, боясь наказания, малыш может подчиниться требованиям родителей. Но такое давление со стороны взрослых нередко приводит к нервным срывам и истерикам. А желание учиться у него уж точно от этого исчезнет.

Для многих родителей самое трудное в школьном периоде — это домашние задания, потому что детей нужно дисциплинировать, усаживать за уроки и тратить на это свои силы.

В этой статье мы собрали 5 советов, которые помогают усадить детей за домашнюю работу.

1. Превращение домашних заданий в задачу, которую надо решить, оставив способ решения и время решения ребенку.

Вы задаете границы, например: “сегодня надо сделать уроки по русскому языку и математике, уроки должны быть сделаны до 21:00” и делегируете выполнение задачи ребенку.

Можно иногда напоминать ему, что эта задача есть, но нельзя сужать границы, если уж делегировали выполнение до 21:00, то не надо в 18:00 влетать в комнату к ребенку и говорить — что почему ты еще не за уроками. Он сам решает, когда их делать.

2. Дать возможность самому выбирать последовательность выполнения уроков

Русский или математика, технология или английский. Ребенок сам может выбрать с чего ему начать. Возможно он начнет с простых уроков, возможно с самых сложных

3. Сделать вместе с ребенком расписание

График, когда ребенок делает уроки и просто напоминать ему, что пришло время выполнять домашние задания. Важно, расписание должно быть регулярны

4. Придумать ритуал перед домашним заданием,

Событие, которое будет настраивать его на уроки (например песня или игра “Муха в кубе»)

Вот в этом видео мы собрали несколько ритуалов, которые помогут Вам

5. Использовать специальное место, которое используется только для выполнения домашних заданий.

Желательно чтобы в этом месте ребенок был полностью отключен от внешних раздражителей(телевизор, радио, компьютер, братья и сестры)

Ну и самое главное правило — все действия выше должны быть регулярными и повторяемыми


Если у ребенка есть расписание выполнения домашних заданий, специальное место, в котором он только делает уроки, ритуал перед уроками и понимание, что задачу нужно выполнить — сесть за уроки больше не будет проблемой

Проблемы начинаются после, когда ребенок не понял тему или не понимает задание, боится ошибиться или сделать не так, как говорит учитель и когда мама объясняет “не так, как нас учили в школе”

О том, как легко решать эти проблемы, а также о том, что мы сейчас используем, находясь на семейном обучении и какие фишки мы придумали с детьми, мы поговорим в этот четверг на встрече

На ней вы узнаете

  • Наилегчайший способ легко усадить ребенка за уроки
  • Простую технику мотивации детей к учебе
  • Эффективные упражнения, с помощью которых ребенок будет красиво и быстро писать
  • Техники эффективного обучения, которые облегчают обучение в школе в несколько раз
  • Практические приемы помощи детям в школьных предметах

Наверняка интересует каждых родителей. Вокруг него ведутся споры с давних времен. Одни считают, что ребенок сядет, когда сам захочет и будет готов к этому. Однако сегодня специалисты полагают, что детям нужно помогать в этом вопросе, и дают свои рекомендации.

Когда можно сажать ребенка?

Сидение - достаточно серьезный этап в жизни растущего малыша. Ведь возможность находиться в вертикальном положении открывает новые возможности для познания окружающего мира. Малыш сможет разнообразить свою деятельность и сделать игры более полноценными и интересными.

Нет точного срока, во сколько сажают ребенка, специалисты определяют только размытые границы. Ведь все дети развиваются по-разному: кто-то быстрее, а кто-то чуть медленнее. И это вполне нормальный ход событий.

Дети садятся не сразу, сначала они только учатся приподнимать голову. Чем более развит физически малыш, тем быстрее он пройдет этот этап. Специалисты считают, что уже можно делать попытки посадить ребенка в четырехмесячном возрасте, при условии что у него достаточно развитые кости и мышцы.

При достижении малышом пятимесячного возраста родители практикуют сидение на чем-то мягком, обкладывают его подушками, одеялами, мягкими игрушками. Ведь в этом возрасте дети еще не совсем уверенно держат спинку.

Во сколько месяцев ребенок сидит уверенно без чьей-либо помощи? Педиатры отвечают на этот вопрос так: нормой считается, когда малыш сидит ровно в шести-семимесячном возрасте.

Вообще, перед тем как начать сажать ребенка, сначала стоит проконсультироваться у специалиста, который оценит физическое развитие малыша и даст ценные рекомендации по этому вопросу.

Развитые кости и мышцы - основа сидения

В сидении важно то, насколько развиты у ребенка кости и мышцы. Если они не подготовлены должным образом, то малыш не сможет самостоятельно сидеть. Из-за неукрепленных мышц позвоночник подвергается огромной нагрузке, что может нанести серьезный вред здоровью. У малышей кости еще довольно мягкие, а хрящи легкие, поэтому они могут легко сдвигаться в стороны, приводя к искривлению позвоночника.

Часто можно услышать подобные вопросы молодых мамочек: «У моей подруги уже ребенок сидит. Во сколько мой начнет?» Если организм малыша подготовлен к новым нагрузкам, то он начнет пытаться подняться из горизонтального положения. Ребенок, хорошо развитый в физическом плане, сядет сам в определенное время. Пусть и неуверенно, иногда склоняясь на бок, но в итоге это умение дойдет до совершенства.

Что делать, если ребенок не сидит?

Специалисты отмечают, что частой ситуацией является, когда ребенок по достижении семимесячного возраста не сидит самостоятельно или вообще не может держать спинку. Но, к сожалению, это не норма, поэтому родителям в таком случае стоит серьезно задуматься о том, все ли в порядке.

Обычно ребенок не может сидеть сам по двум причинам: если есть какая-либо патология, или родители просто не занимались должным образом физическим развитием своего младенца. В последнем случае педиатры назначат лечебную физкультуру, которая включает в себя гимнастические упражнения и массаж. Немалое значение здесь имеет и правильное питание. Диету также должен составить врач.

Когда можно сажать ребенка? Только после успешного проведения всех процедур, которые назначил врач. Пренебрегать ими не стоит, от этого зависит будущее здоровье малыша.

Что важно при обучении сидению?

Не нужно постоянно помогать ребенку. Если малыш иногда сидит неровно, заваливается набок или опирается на руки, это нормально, нет повода для волнений. Не нужно сразу же кидаться, чтобы посадить ребенка ровно или сделать ему опору из подушек. Малыш получает богатый жизненный опыт, когда сам учится чему-то новому. Важно, чтобы он сам понял, как правильно держать баланс.

Дайте малышу больше свободы. Чем больше у ребенка будет возможностей для движений, тем быстрее он их освоит. Родители могут стать простыми наблюдателями. Только нужно позаботиться о безопасности зоны, в которой ребенок будет находиться. Можно где-то положить матрас, а где-то подушки, чтобы малыш приземлился на них, если вдруг оступится и упадет.

Готовим ребенка к сидению: упражнения

Уже с 2 месяцев можно учить малыша приподниматься, держась за пальцы папы или мамы. Такое упражнение хорошо подготавливает тело к сидению. Высоту поднятия тела нужно увеличивать постепенно.

В 3 месяца ребенка можно кормить в полусидящем положении, используя для этого специальные стульчики. После пяти месяцев полезно сажать малыша к себе на колени, сначала прислоняя к своему животу, после - без какой-либо опоры. Хорошо сказывается на умении сидеть раннее ползание, легкие массажи, упражнения с поворотами и наклонами в разные стороны.

Теперь вы знаете, когда можно сажать ребенка, и какие меры предпринять, чтобы подготовить растущий организм к новым нагрузкам. Важно не упустить подходящий момент для развития, тогда все будет идти своим чередом.

Еще недавно Ваш новорожденный малыш только начинал открывать глазки и с удивлением разглядывал свою кроватку. Но время летит, и вот ему уже интересно увидеть все, что происходит в окружающем мире. Родители стараются показать крохе как можно больше всего интересного, носят на руках, и начинаю задумываться о том, когда же можно позволить ребенку самостоятельно сидеть. Все это усиливается наличием дома всевозможных стульчиков, кресел, качалок и слингов, которые так хочется испытать.

А между тем, вопрос о том, когда сажать ребенка, очень важен, потому что тело малыша, его кости и мышцы еще недостаточно крепкие, и любые неправильные движения могут причинить ему травму. А так как кроха еще не умеет говорить, он никак не даст Вам понять, что чувствует боль или дискомфорт.

Когда можно начинать сажать ребенка

Обычно, малыши начинают сами активно пытаться усесться уже в 4-5 месяцев. Считается, что мышцы малыша готовы удержать его тело в сидячем положении в возрасте полугода. Поэтому все педиатры настойчиво рекомендуют родителям, не пытаться сажать малыша раньше, чем в 5-6 месяцев. А лучше всего дождаться, когда ребенок сядет самостоятельно. Он будет перекатываться, приподниматься и падать, цепляться ручками за бортик кроватки и отталкиваться от пола, в общем, делать все возможное, чтобы сесть. А в это время его мышцы будут тренироваться, и становиться достаточно крепкими для того, чтобы такое сидение было для малыша безопасным.

Почему нельзя рано сажать ребенка

Если родители сами начинают сажать ребенка без всякой предварительной подготовки, его слабый скелет, особенно позвоночник, может не справиться с нагрузкой, и может произойти нарушение соединений между позвонками. Такая травма позвоночника опасна возможными последствиями в будущем. В старшем возрасте у ребенка может развиться сколиоз.

Если посадить девочку слишком рано, это может привести к искривлению костей малого таза, и в детородном возрасте у девушки появится проблема с затруднительностью естественных родов. Кроме того, многие врачи утверждают, что ранняя высадка девочек приводит к возникновению у них загиба матки и других патологий, вплоть до бесплодия. Многие родители, не доверяя российским докторам, берут за пример американскую систему, когда детей сажают чуть ли ни с самого рождения. Но если существует даже малейшая вероятность травмы, не стоит рисковать. И лучше подождать до полугода.

Как правильно сажать ребенка

Теперь, когда мы определились с тем, во сколько сажать ребенка, нужно напомнить Вам обо всех приспособлениях, которые нельзя использовать до этого возраста. Ведь ребенок может сидеть не только на полу. Например, детский столик, беби-ситтер. Несмотря на то, что его спинку можно регулировать, не стоит им пользоваться до шести месяцев. То же самое касается и детского кресла в машине. Если нужно проехаться с малышом, держите его на руках в положении лежа.

До шести месяцев не рекомендуется использовать детскую сумку «кенгуру», так как в ней малыш занимает положение, опасное для неокрепшего позвоночника. Даже если носите ребенка до полугода на руках, старайтесь не брать его под попу. Лучше прижимайте его спинку к своему животу, а головку пусть кладет на Вашу грудь.

В это время, пока самостоятельное сидение ребенка опасно, нужно ежедневно делать комплекс упражнений, развивающих опорно-двигательный аппарат, и подготавливающих мышцы ребенка. Очень полезен массаж и гимнастика для новорожденных. Кроме того, когда малыш лежит на мягкой поверхности, можно давать ему свои пальцы, чтобы он за них схватился и аккуратно подтягивать его, отрывая головку от поверхности. Тянуть можно, пока кроха сам не бросит руки и не завалится обратно на спинку.

Когда малыш набирает в весе, а сажать его все еще нельзя, маме приходится сложно. Потому что управляться с активным ребенком, которому все интересно, и который при этом весит 8-9 кг, нелегко. Но стоит немного подождать, и Вы уже сможете посадить ребенка без всяких опасений.