Как отмечают 8 марта в армии. Как появилсяМеждународный женский день

Восьмое марта часто называют “Днем женщины”. Но это не день женщины как женщины. 8 марта - не день женщины, а день женщины-революционерки (На заре революции “Правда” называла его - “день женского Рабочего Интернационала”, и возглашала здравицы: “Слава женщине! Слава Интернационалу” (“Великий день”, “Правда”, 7 марта 1917).

Понятна потребность революционного движения иметь свои праздники вместо традиционно-народных, церковных и государственных. Но почему днем, когда революционерки должны были выходить на улицы и декларировать свою нерушимую убежденность в грядущей эмансипации, было определено именно 8 марта? Кого уволили с работы в этот день? Кого бросили в тюрьму? Кто из лидеров демдвижения родился в этот день? Ответа нет.

Значит, мотивы для такого решения были не социальными, не историческими, не публичными. Что-то личное ассоциировалось у творцов этого праздника с этой датой. Что? Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков?

Раз мотивы были личными - значит, надо присмотреться к личностям. Этот портретный ряд знаком нам с юности. Но только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала, а еще и этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален.

Вспомнив это обстоятельство, попробуем вжиться в мир этих людей. Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд, использовать женскую энергию для борьбы с “эксплуататорами”. И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки. Какому дню придать такое значение? Какую женщину взять за идеал?

Француз при такой постановке вопроса сразу вспомнил бы Жанну д’Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. А в этой истории была такая фигура - Эсфирь.

Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать “Международный женский день”, праздник Пурима пришелся на 8 марта.

Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: сразу было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-воительницу Эсфирь. То есть - поздравлять с Пуримом, пусть даже и не сознавая этого.

Этот замысел был бы безобиден, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию.

Это не религиозный праздник. Так о нем говорит “Еврейская энциклопедия”, подчеркивающая, что этот праздник “не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием” (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем, т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).

Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и требованиям (из проклинаемой “тюрьмы народов” - России - при открытии ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения). Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском.

Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал? Персы покорили Иерусалим или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситуациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются “силовые структуры”. И вот персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев…

В итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) во все города империи приходит царское повеление. Царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату Мардохею составить такой указ: “напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем… И позваны были царские писцы и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя - о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить” (Есф. 8,8-11)

В течение двух дней “все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле” (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.

Возникает вопрос: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня? Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы - мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о “веселом празднике Пурим”?

А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: “После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами “проклят Аман” и “благословен Мардохей”" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. (Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664). Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием “уши Амана” (Еврейская энциклопедия, т. 13, стб. 126). Говорят, это знакомые нам всем треугольные пирожки из слоеного теста с мясом внутри. Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: “милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?”.

И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов “существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать” (там же, стб. 124).

Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?

Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый “восьмым марта” в революционных кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю - это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему “мужской” день и “женский” так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали “восьмое марта”, в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но - надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: “День Красной Армии”. Память о первом сражении и первой победе.

Но это - миф. 23 февраля 1918 г. не было еще ни Красной Армии, и не было ее побед. Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводы первой годовщины “великой победы”. Лишь в 1922 г. 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии”. Однако, еще за год до 23 февраля 1918 г. “Правда” пишет о том, что 23 февраля является праздничным днем: “Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника” (Великий день // Правда, 7 марта 1917; подробно об этом см. М. Сидлин. Красный подарок к Международному женскому дню 23 февраля // Независимая газета, 22.2.1997).

Впрочем, придумать празднованию 23 февраля прикрытие надо было еще и потому, что именно 23 февраля 1917 г. началась “Февральская революция”. Поскольку большевики не играли в ней ведущей роли, но все же приняли ее, приветствовали и внесли в свои святцы, то надо было дню “свержения самодержавия” (сохранив его праздничность) дать иное название. Он стал “днем Красной армии”.

Так традиция празднования Пурима привела к установлению женского праздника 8 марта. К женскому революционному дню были приурочены беспорядки якобы голодавших жительниц Петрограда 23 февраля 1917 г. Падение Российской Империи совпало (“совпали”) с разгромом империи Персидской. С Пурима 1917 г. в России запахло погромом - погромом русской культуры… Так что советское поздравление с 8 марта (равно как и с 23 февраля) - это еще и поздравление с “избавлением” от “царизма”. Православным же людям поздравлять друг друга с таким праздничком - это уже не смирение, а садомазохизм.

И еще: единственное военное событие, происшедшее 23.2.1918 - это решение ЦИК Совнаркома о принятии условий “Брестского мира”. Это - день капитуляции России в Первой мировой войне. Капитуляции по воле Интернационала, превратившего “войну империалистическую (точнее - отечественную) в войну гражданскую”. Трудно найти более позорный день в военной истории России (в том числе - Советской России). И то, что сегодня этот день называют “Днем защитника Отечества” - еще одна издевка.

18 января 2006 года Государственная Дума проголосовала за новую редакцию дня празднования 23 февраля, как Дня защитника Отечества. Таким образом, из названия был убран исторический миф, а слова «защитник» было изложено в единственном числе.

Сразу оговорюсь, ни я, ни члены моей семьи в эти дни ничего не празднуем — поводы не те…

А кто знает, что на самом деле произошло в эти дни? Почему они считаются «праздниками» и как эти даты связаны между собой?

В современной России 23 февраля мы празднуем «День защитника отечества». Ни для кого не секрет, что дата этого праздника унаследована из советских времён, когда этот праздник назывался «День советской армии и военно-морского флота». Официально считалось, что в этот день в 1918 году декретом Ленина была создана Красная армия. Но на самом деле декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) был подписан 15 (28) января 1918 г . Как видим, реальная и официальная даты не имеют ничего общего, как не переводи старый стиль в новый или наоборот, но уже в 1919-м этот праздник отметили именно 23 февраля…

8 марта — «Международный женский день». Это официально. Ещё в советской школе мне рассказывали, что в этот день в 1908 году в Нью-Йорке произошла 15-тысячная демонстрация социал-демократической женской организации с требованиями равноправия женщин — по сути, начало мирового феминистического движения (что уже мерзость само по себе; и не убеждайте меня в обратном).

Однако, впервые этот день был отмечен в 1909 году, когда Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который вплоть до 1913 года праздновался в последнее воскресенье февраля . В 1910 году делегатки соцпартии из США прибыли на международную конференцию женщин-социалисток в Копенгаген, где познакомились с Кларой Цеткин (Айсснер). И вот эта упоротая коммунистка, вместе со своими подругами — дочерью Карла (Мордехая-Леви) Маркса Лаурой Лафарг и Розалией Люксембург — придумали отмечать уже международный женский день.

(Клара Цеткин (слева) и Роза Люксембург, 1910)

Точной даты праздника определено не было. В 1911 году его праздновали 19 марта (в день прусской мартовской революции 1848 года); в 1912-м этот праздник уже отметили 12 мая ; в 1913-м —2 марта во Франции и России, 9 марта в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии и Голландии, 12 марта в Германии. И только один единственный раз этот праздник отмечался 8 марта в 1914 году, по причине того, что этот день выпал на воскресенье.

Однако в советской Росии по решению 2-й Коммунистической женской конференции в 1921 году было решено праздновать Международный женский день именно 8 марта. Официально дата была приурочена к участию женщин Петрограда в забастовке на текстильном заводе в 1917 году. Но забастовка произошла не 8 марта, а 23 февраля по старому стилю, однако этот день календаря был уже занят «днём РККА», поэтому праздник назначили на 8 марта по новому стилю, тем более, что и повод был подходящий, революционный…

Так давайте же разберёмся, что произошло в эти памятные даты. Почему революционеры так стремились зафиксировать их в истории и почему маскировали эти дни другими поводами.

23 февраля (8 марта по н.с.) 1917 года в Петрограде начались волнения и забастовки, которые 27 февраля переросли в вооружённое восстание. Это событие известно в истории, как Февральский переворот или Февральская буржуазно-демократическая революция. Большевики к этим событиям имели слабое отношение, но именно они (эти события) послужили движущей причиной для возвращения Ленина в пломбированном вагоне в мятежный Петроград и организацию переворота в октябре 1917 года. По понятным причинам в официальной советской России эта дата просто не могла отмечаться официально.

Через две недели после начала волнений 8 марта 1917 года — произошло событие, положившее начало крушению великой Российской империи. В этот день по решению Временного правительства генерал Алексеев сообщает царю, что он «может считать себя как бы арестованным». 9 марта Николай прибывает в Царское Село, где фактически заключается под домашний арест вместе с семьёй. Императрицу незадолго до этого арестовывает лично Командующий войсками Петроградского военного округа генерал Корнилов…

P . S .

Как я уже сказал в начале статьи, в моей семье не принято отмечать эти даты, как праздничные. День защитника отечества мы не отмечаем в принципе — настоящие мужики могут и пережить отсутствие поздравлений от слабого пола, тем более те, кто не служил в армии. Ну а чтобы мужики, в свою очередь, не показались жлобами, пожалевшими веточку мимозы своим дамам, женский день у нас перенесён на 1 марта — день начала весны.

Солдаты батальона «Каракал» на тренировочном марш-броске. Батальон был сформирован в 2004 году и на две трети состоит из женщин REUTERS/Darren Whiteside

8 марта, хотя и называется Международным женским днем, все же в основном известен выходцам из бывшего Советского союза. И, как и другие «советские» праздники, вроде 23 февраля или Нового года, выходцы из России и бывших советских республик, покидая страну, привезли его с собой.

Про такой праздник, как 8 марта, важно помнить, что это не только повод получить букет и поздравления, но и символ борьбы женщин за равные с мужчинами права – право получать образование, право голосовать, право занимать те же должности и получать равную мужской оплату за равный труд.

В Израиле с правами женщин дела обстоят неплохо – только вчера, 7 марта, в преддверии праздника, премьер-министр страны встречался с женщинами, достигшими высоких должностей в самых различных областях на государственной службе. Часть из них – репатриантки, в том числе из бывшего СССР. Обращаясь к собравшимся, Биньямин Нетаньяху заявил, что им принадлежит значительная часть достижений правительства Израиля и что результаты их работы лучше всего разрушают стереотипы.

Один из стереотипов – это непригодность женщин к действительной военной службе. Сегодняшние собеседницы RFI служат в израильской армии – некоторые на срочной службе, а некоторые выбрали карьеру в армии.

Ирине – 27 лет, она репатриировалась из Таджикистана, когда ей было 6, и пошла в армию не сразу после школы, а по окончании лучшего технического ВУЗа страны – Техниона. Поэтому у нее есть интересная армейская специальность – она занимается роботами: «Я служу в отделе робототехники, который разрабатывает роботов для сухопутных войск. Роботы в основном используются для разминирования. И солдат может послать вперед робота, чтобы посмотреть, есть ли впереди что-то, или если прячется кто-то, чтобы не заходить, например, в дом, где прячутся террористы».

Служить Ирине еще три года, и она пока не решила, станет ли армия ее карьерой или по окончании службы Ирина выберет какой-то другой путь.

8 марта Ирина отмечает всегда. Ее друг-израильтянин тоже уже выучил, что это за праздник: «Он вообще-то израильтянин, то есть, он не совсем про этот праздник знает или его признает, но я его заставляю, чтоб выучился, что на 8 марта надо дарить цветы. Мы уже четвертый год вместе, так что мы уже привыкаем».

Брат и дед Ирины, конечно, как выходцы из бывшего СССР, в напоминаниях не нуждаются. В армии же 8 марта пока не особенно в ходу, цветов не раздают, но праздник, тем не менее, не вовсе забывают: «Здесь в армии я еще не видела. Ну, могут поздравить те, кто знает, что такое 8 марта, но дарить цветы – такого нет. Послали всем мэйл о том, что такое 8 марта, поздравляем всех и как важно, что женщины служат в армии, и что Израиль это единственная страна, которая заставляет женщин служить в армии»

Для женщин, как и для мужчин, существует и альтернативная служба, но в целом израильтянки не только охотно служат в армии, но и постоянно расширяют список доступных им армейских специальностей. Свежая статистика показывает, что 92% армейских специальностей, включая профессию летчика или офицера пехоты, доступны для женщин. И, хотя прекрасный пол составляет всего 34% военнослужащих в целом, то среди офицеров-срочников в израильской армии женщин больше половины - 57%. А среди офицеров, оставшихся в армии сверхсрочно, женщины составляют 28%.

Отмечать 8 марта в этом году Ирина будет не совсем обычно – у нее есть неординарное хобби: «У меня в пятницу игра, я вообще-то играю в регби, не совсем такая женская игра, но игра у меня в пятницу и после игры, я надеюсь, будет сюрприз какой-нибудь».

Играет Ира за сборную Тель-Авива и сборную Израиля, в пятницу – одна из отборочных игр на чемпионат Европы.

Ольга-врач. Ей 40 лет, в Израиле она с 2000 года и ее жизнь в Израиле началась с кибуца, куда они приехали с мужем и дочкой. При этом большую часть своей израильской жизни Ольга провела в армии – там она уже 11 лет. Ольга носит звание капитана и она – начальник военной поликлиники, а также начальник медслужбы в резервистской дивизии. Скоро Ольгу ждет повышение: «Я буду подполковником и начальником военной службы уже не в резервистской, а в постоянной дивизии».

Ольга приехала в Израиль уже сложившимся профессионалом, с опытом работы и дипломом врача. До репатриации Ольга специализировалась в онкологии, но, сдав в Израиле экзамен на подтверждение медицинского диплома, задумалась об иных карьерных перспективах. И выбрала армию: «После подтверждения диплома я оказалась на перекрестке, не знала, что я именно хочу. Потому что специальность "онкология" в Израиле – не хирургическая, а больше терапевтическая, и первая причина – я хотела попробовать, что для меня лучше. Вторая же причина моего выбора – это то, что израильская армия дает возможность влиться в израильское общество гораздо лучше, чем работа в больнице. Это и язык, и все. Армия в Израиле – это не что-то, чего боятся и куда не хотят идти служить, армия – это образ жизни израильского гражданина».

По словам Ольги, в армии проводят специальные мероприятия для женщин, но не в честь 8 марта: как правило, это лекции для повышения квалификации или самосовершенствования: «Врачи читают лекции женщинам, психологи читают лекции. Вот в таком духе отмечают этот праздник. Обычно в армии еще печатают какую-то историю про женщин. А вот выходного в этот день нет».

Но, вообще, 8 марта в армии стали замечать: «Обычно это только русскоязычные открытки – поздравляют друг друга, и русскоязычные, служат они в армии или нет, поздравляют и коренных израильтян».

Как заметила Ольга, за то время, что она в Израиле, привезенные репатриантами из бывшего СССР праздники, такие как Новый год или 8 марта, стали гораздо более популярными и коренные израильтяне начинают отмечать их тоже.

Маше - 27 лет, в Израиле с 15 лет, в армии 4 года и она уже капитан. Как и Ирина, она выбрала такой вариант армейской службы, при котором сначала получают высшее образование, а только потом идут служить. Образование Маша получила в области промышленной инженерии и управлению со специализацией в области данных.

В данный момент Маша работает в области оптимизации и о своей работе, в силу ее специфики, может рассказывать только в самых общих чертах: «Мы занимаемся оптимизацией всяких процессов, это может быть оптимизация, для которой строится симуляция, это может быть оптимизация, в которой под определенный процесс можно подобрать подходящую математическую модель и мы пишем эту модель. В конце мы делаем проверку этого процесса, это могут быть самые разные вещи – например, самый короткий путь доставки продовольствия, или что-то в этом роде».

Маша тоже замечает, что хотя 8 марта в израильской армии и не является официальным праздником, его уже перестали игнорировать: «Праздника, как такового, нет, но рассылается письмо по электронной почте о том, как важно, чтобы женщины служили и имели равные права. Только недавно мы получили как раз такое письмо, в котором говорится о том, что должности мужчин и женщин равны, что все больше женщин участвует в нашей работе и что важно это ценить».

Оксане - 22 года, в Израиле больше 10 лет, приехала 9 летней девочкой, и в армии служит уже 3 года. Она – лейтенант ВМФ и командует наземной наблюдательной станцией. Задача Оксаны и ее подчиненных – вести наблюдение за своим участком на северной границе с сектором Газа.

Оксана тоже отмечает, что армия уделяет большое внимание идеям, которые, собственно, породили Международный женский день: «Намного больше поднимается вопрос о службе женщин в армии, и особенно в боевых подразделениях. Но больше мы ничего особенного не делаем. Наша база нас всегда поздравляет, вот в прошлом году все офицеры цветы получили. Каждый офицер-женщина, независимо от того, местная она или откуда-то приехала, получила цветы в прошлом году. Подарили всем цветы с Международным женским днем. Так что может быть, мы и в этом получим…»

Сотни и сотни женщин в России по праву принимают поздравления с 23 февраля. Ведь они служат в армии, МВД и других силовых структурах.

Тяжелый бронежилет, автомат Калашникова, берцы - солдатские ботинки. Ей все и по плечу и по вкусу. Мужчины порой даже не подозревают, что вместе с ними в учебную атаку идут хрупкие девушки.

"Девушка, которая служит в армии - такой же солдат, и удивляться, что у нее что-то получается – неуместно", - говорит укладчик парашютов роты обеспечения десантно-штурмовой дивизии Анастасия Терещенко.

Армия была ее мечтой. 11 лет назад в Чечне погиб старший брат, десантник. Тогда Настя дала себе слово: она обязательно пойдет служить, причем именно в Воздушно-десантные войска. Закончила школу с серебряной медалью. Потом были попытки поступить в военные училища - неудачно. Пыталась попасть в армию на контрактной основе, но девушку не взяли. Пошла напролом: написала письмо командующему ВДВ.

"Попросила призвать меня в войска. Обещала не уронить чести десантника, гордо носить голубой берет, беречь традиции", - рассказывает девушка.

Через три месяца Настю призвали. Она попала в 7-ю Десантно-штурмовую дивизию. Настя и Альфия - единственные в роте девушки. Они - укладчики парашютов. От их действий зависит жизнь человека. Они не могут позволить себе женские слабости - маникюр и украшения с их профессией не совместимы. Длинные ногти будут мешать, кольца цепляться за стропы.

На полигоне - тренажеры, обучение на которых нельзя пропустить ни одному десантнику. Вес полной экипировки около 40 килограммов. Отрабатываются и все действия, которые могут произойти в воздухе от момента отделения от самолета, до приземления.

Попасть в Вооруженные силы страны не просто. В Российской армии женщины могут занимать ограниченное количество специальностей. Исполняющий обязанности помощника командира по работе с личным составом десантно-штурмовой дивизии Геннадий Грененко пояснил, что в основном, женщины занимают должность саниструкторов, связистов и делопроизводителей. Еще недавно женских профессий в армии было больше - например, повара и посудомойки тоже были военнослужащими. Сейчас сотрудников кухни вывели за штат. В столовой работает теперь лишь гражданский персонал.

Одна из немногих оставшихся женских специальностей - военный врач. Лариса Кузьмичева в армии уже 13 лет. В своей части она единственная женщина-военнослужащая. "Я в своей службе, наверное, не разочаровалась, большого разочарования я не испытала – конечно, какие-то трудности были", - рассказывает начальник медицинской службы Зенитно-ракетного полка в Южном военном округе Лариса Кузьмичева.

На праздник к Альфие Мухамеджановой соберутся друзья и сослуживцы. На столе обязательно будет домашняя выпечка. Готовить хозяйка умеет и любит. Поэтому обязательно выкроит время из своего плотного графика, чтобы 23 февраля порадовать друзей вкусным тортом.

Женский взгляд на женский день

Совсем скоро 8 марта. На улицах уже благоухают распространяемые предприимчивыми торговцами мимозы, а мужчины бойко раскупают ассортимент женских отделов универмага. Все в предвкушении праздника. Праздник женщин, праздник весны. Все чаще с экранов телевизоров мы слышим поздравления в свой адрес и дифирамбы своим высоким человеческим качествам. Меня всегда удивляло: почему о том, что я женщина, все вспоминают только 8 марта, хотя на протяжении всего года я отнюдь не меняю свою половую принадлежность? В числе удивленных оказалась не я одна.

Женский взгляд на женский день как выяснилось, совсем лишен плаксивой сентиментальности, которую можно было ожидать от слабого пола. Чтобы убедиться в этом, достаточно покопаться в многочисленных форумах Интернета, на которых сейчас только и говорят, что о предстоящем весеннем празднике. По крайней мере, мне удалось выудить весьма интересные, и несколько расходящиеся с общепринятыми, рассуждения.

«Я принимаю цветы, конфеты, прочие безделушки и мечтаю только об одном: как бы прийти домой, упасть на диван, почитать детектив, посмотреть какой-нибудь фильм и чтобы никого не было рядом. Но дома муж и дети. Поэтому придется готовить, стирать, убирать, в общем, обычный набор среднестатистической женщины. Лучшим подарком для меня, пожалуй, стал бы их отъезд куда-нибудь на пару дней, и возможность побыть наедине с собой. Неосуществимое желание».

Действительно, неосуществимое. Хотя из текста явно видно, что женщина крайне устала и нуждается в отдыхе. Устала она, кстати, главным образом не от работы, а от домашних обязанностей. Поэтому в праздник позвольте себе расслабиться именно на этом фронте. Домашние как-нибудь перетерпят ваш «простой», а у вас появится возможность выяснить, на что они способны, когда хотят есть.

«Меня просто бесят эти букетики чахлых тюльпанов и коробки просроченных конфет, которые мне то и дело суют под нос. Когда мой парень нарисовался в прошлом году с тюльпанами и конфетами, я сразу решила бросить его. Теперь с ужасом жду, что преподнесет мне в праздничный день мой новый бой-френд».

Ох, уж этот букетно-конфетный набор. Он бесит не только героиню данного высказывания. Дело в том, что цветы и конфеты женщины как отдельный подарок не воспринимают. Вот, например, бриллиантовое колье плюс цветы и конфеты – совсем другое дело. Впрочем, можно обойтись одним колье без цветов и конфет, а вот иначе нельзя. Мужчинам следует внимательно относиться к выбору подарков для своих дам. Ведь неудачное подношение резко понижает его рейтинг в ее глазах. Однако сделать правильный выбор мужчинам непросто. Большинство из них совершенно не ориентируется в мире женских слабостей. Поэтому, чтобы не рисковать, намекните поклоннику, что именно вам хотелось бы получить в праздничный день.

«Каждый раз 8 марта я стесняюсь выходить из дома. У меня такое ощущение, будто я нарываюсь на комплименты. Поэтому весь день сижу дома, смотрю телевизор…».

Такое ощущение вовсе не частный случай, оно возникает у многих. Растиражированность 8 марта подразумевает, что все мужчины должны стать на это время Галантными Кавалерами, а женщины – Прекрасными Дамами. И если у женщин сотворить из себя Прекрасную Даму хоть как-то да получается, у мужчин с галантностью большие проблемы. Именно чтобы лишний раз не разочаровываться в сильной половине человечества, некоторые романтичные особы и предпочитают в этот день отсидеться дома. Женщинам с такими установками стоит посоветовать не думать обо всех мужчинах сразу. Обобщения - неблагодарное занятие: то и дело наталкиваешься на исключения. А вдруг вот так вот, выйдя из дома в праздничный день, вам и удастся встретить такое исключение?

«И кому в голову пришло выдумать этот глупый праздник. Мужчины как полоумные носятся с букетами. А женщинам вообще не понятно, что надо делать…».

Эта идея пришла в голову работницам заводов и фабрик Нью-Йорка в 1857 году. И, надо сказать, им тогда было не до праздника. 8 марта они вышли на манифестацию, требуя отмены 16 - часового (!) рабочего дня. А в 1910 году знаменитая своей борьбой за социальную справедливость Клара Цеткин предложила сделать этот день международным праздником, главной идеей которого стала борьба за женское равноправие. В России его впервые отметили в 1913 году, а с приходом советской власти он и вовсе стал государственным. Постепенно день женской солидарности растерял свою политическую окраску и сейчас в этот погожий мартовский денек мы меньше всего думаем о солидарности, равноправии и неустанной борьбе за справедливость.

«Неудобно как-то расположили праздники, сначала 23 февраля, а затем уж 8 марта. У мужчины есть возможность посмотреть, что преподнесет ему женщина, и уже исходя из этого сделать подарок ей…»

Если вам достался такой мужчина, смело можете с ним расстаться. Подобная мелочность не сулит ничего хорошего. Да и назначение праздников не стоит путать. 23 февраля, как известно, день защитников Отечества и те, кто служит или служил в ее рядах и есть виновники торжества. Далеко не всех мужчин можно отнести к данной категории. Если ваш избранник благополучно избежал участи прохождения военной службы – его вообще поздравлять не следует. А вот, кстати, многие женщины служащие в рядах нашей армии, как раз - таки являются защитниками Отечества и могут рассчитывать на два подарка в течение месяца. У 8 марта подобных разночтений нет, поэтому и подарки подразумеваются более весомые.

«Зачем вообще нужны эти женские дни, мужские. Если люди любят, то они всегда стараются порадовать друг друга и не только в праздник…».

А вот это правильно, только не всем так везет с выбором партнера. Мужчины, то и дело радующие женщин какими-нибудь подношениями, не так уж часто встречаются. Еще реже это качество выдерживает испытание временем. Если ваши отношения не насчитывают и пары лет, не удивительно, что ваш поклонник старается проложить путь к вашему сердцу, что легче всего сделать с помощью подарков. А вот как он поведет себя, заполучив это самое сердце – еще неизвестно. Обычно в этот момент поток подарков иссякает и постепенно сходит на нет. А праздники дают возможность время от времени вспоминать о том, что необходимо порадовать близких.

Немного статистики

45% женщин относятся к нему довольно равнодушно. Наверное, в этом вина мужчин.

Сдается, что в этот процент вошли женщины молодые, только что встретившие первую любовь.

15% не определились в позициях.

Скорее всего, такая неопределенность вытекает из противоречивого опыта. Раз встретишь праздник хорошо, раз плохо, один подарок останется в памяти, другой вызовет раздражение. Вот и складывается столь неопределенное мнение.

7% ставят под сомнение необходимость его существования для себя лично, но признают его общественную пользу. Очень все-таки сознательные у нас граждане.

А вот 3% вообще не поняли, о чем идет речь. Интересно, где они живут?

И все же, как бы мы не относились ко дню женской солидарности, он дает нам возможность вспомнить о том, что в первую, во вторую и в третью очередь мы – женщины. О чем, к сожалению, мы иногда забываем в обычные дни.

Наверное, многие из вас не знают историю праздника, который мы так рьяно и ежегодно отмечаем 8 марта. А начиналось все так.

Уже в древнем Риме существовал женский день, который отмечали матроны. В этот день матроны - свободно рожденные женщины, состоящие в браке, получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. И кроме этого, хозяйка дома, позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.

Прошло немало времени. Женщины решили изменить свою жизнь, бороться за равноправие с мужчинами.

8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, сухие рабочие помещения, равную с мужчинами зарплату. Женщины работали по 16 часов в сутки, в отличие от мужчин, которые уже добились 10-часового рабочего дня. На предприятиях США в то время возникали многочисленные профсоюзные организации. После 8 марта 1857 года образовался еще один - впервые его членами стали женщины. 8 марта женщины потребовали также представления им избирательного права.

В начале XX столетия возмущенные неблагодарностью мужчин чикагские домохозяйки вышли на улицы города и, громыхая пустыми кастрюлями, ведрами и тазами, стали требовать уважения к себе, равных политических прав, возможности работать на предприятиях, служить в армии и полиции. В результате многие из мужчин города остались в тот день голодными. Неизвестно, то ли мужья нашли какой-то путь к оскорбленным женским сердцам, то ли домохозяйки, выпустив пар, смирились со своей нелегкой женской долей, но история до поры до времени забылась.

В 1908 году 8 марта американки снова требовали запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса. На следующий год социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем.

Спустя несколько лет, на 2-й международной конференции социал-революционерок, состоявшейся в 1910 году в Копенгагене, Клара Цеткин предложила проводить подобные акции ежегодно по всему миру, рассчитывая пробудить в женщинах тягу к свободе, равенству и братству. Женщины многих стран присоединились к борьбе против нищеты, за равноправие, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир. В 1911 году этот праздник впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.
В Англии, например, прошло несколько акций протеста против мужского произвола и даже забастовка лондонских проституток, требовавших повышения тарифов и улучшения условий труда. Но по-настоящему "международным" этот день так и не стал. Видимо домохозяек "закоренелых" буржуазных стран не особенно прельщала перспектива сменить свои, хоть и надоевшие, кухни на тюрьмы, ссылки и каторги, сопутствовавшие революционной борьбе. Постепенно движение утихло. Вспомнили о Чикагском происшествии и идее Клары Цеткин после Октябрьского переворота в России, когда взамен идеологически чуждых праздников создавали свои, советские. Праздник 8 марта был введен в качестве официального праздника в первые годы советской власти. В 1965 году 8 марта стало нерабочим днем.

В газетах того времени 8-е марта называли "днем смотра боевых сил работниц и крестьянок всей страны". О весне и любви никто не упоминал, главный делали упор на посещении женщинами собраний, кружков политграмоты и вовлечении ее в процесс классовой борьбы и социалистического строительства.

Подарками женщин тоже не особенно баловали: в одной из газет за 1925 год опубликовано объявление о том, что в магазин поступили калоши всех размеров и, в честь праздника, в дни с 6 по 8-е марта женщинам предоставляется скидка...

P.S. В Древнем Риме существовал женский день - праздник свободно рожденныхрождённых женщин. В этот день женщины получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Женщины-рабыни тоже получали подарки; хозяйка дома, позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.