Ребенок постоянно дует на пальцы. Речь и моторика

Сайт «Мама может все!» собрал 23 самых интересных игры для развития речевого дыхания для детей дошкольного возраста. Эти упражнения помогут малышу научиться говорить четко, плавно и красиво.

Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Маленьким детям оно дается с трудом. Дыхательная мускулатура у них еще развита слабо. Малышам свойственна быстрая речь, проглатывания окончаний слов и искажение звуков. Помочь ребенку научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Игры для развития речевого дыхания

Пой со мной!
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

Ход игры: Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».

– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.

Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

– Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!»

Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

– Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

— Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
— Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Мыльные пузыри

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра — коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость.

Звуки вокруг нас
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.

– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Песня ветра

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.

Девочки поют

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т. д.

Оборудование: картинки с изображением поющих девочек – четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.

Ход игры: Подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие – артикуляция должна быть четко прорисована.

В игре могут участвовать 2–4 ребенка. Сначала педагог показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет педагог.

– Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.

Следующий этап игры – пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:

– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А-У-У-У!» Наберите побольше воздуха – песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: «У-У-У-А-А-А!»

Постепенно количество и варианты «песенок» можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки – ИА – и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.

Свистульки

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

— Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши — птичка, а у Вани — олень. Давайте устроим лесной концерт — каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Ветерок

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к д еревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

— Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

Сдуй шарик

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

Змейка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Снег идёт!

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

— Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Насос

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!

Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

Весёлая песенка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – ЛЯ-ЛЯ.

Оборудование: кукла или матрешка.

Ход игры: Предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.

– Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей!

Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Воздушный шарик

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

— Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

Весёлое путешествие

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.

Ход игры: Предложите малышам подвижную игру.

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»

Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Вертушка

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

— Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Катись, карандаш!

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Птицы разговаривают

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов – КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в птичек.

– Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. «КО-КО-КО» – говорит курочка. «КУ-КУ! КУКУ!» – кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» – крякает утка. «КУ-КА-РЕ-КУ!» – заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК», – чирикает воробышек.

Побуждайте детей повторять за вами «разговор» птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

Бульки

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

— Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

Другая из возможных проблем — ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелиевой ручки — прозрачную трубочку из твердой пластмассы.

Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Расти, пена!

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

— Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю — ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать — дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.

День рождения

Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.

Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек — сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей — зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» с зажженной свечой.

У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт — помоги мишке задуть свечи.

Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла — снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.

Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха — она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.

Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.

Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.


Надуй игрушку!

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

— Посмотрите, наши игрушки совсем больные — худенькие, без животиков… Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!

Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.

Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.

На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.

Бумажный флажок

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15×2,5 см).

Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

— Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер — вот так! Флажки полощутся на ветру!

Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Еще недавно нервные тики у детей рассматривались как невроз навязчивых движений — состояние, связанное с перенапряжением в психической сфере. И сейчас многие врачи ставят этот диагноз и пытаются лечить успокаивающими средствами. Современные исследования показали, что это заболевание может свидетельствовать о серьезных нарушениях деятельности мозга . Причина заболевания чаще всего генетическая. Мальчики заболевают тиками в 4-5 раз чаще, чем девочки. У многих детей параллельно с тиками отмечается .

Начинается заболевание в 6-7 лет, иногда раньше или позже. Первыми проявлениями чаще всего являются мигательные тики — это частые и сильные зажмуривания глаз. Потом могут появиться навязчивые шмыганья и откашливания. Могут быть открывания рта, высовывание языка, различные движения головой (повороты, встряхивания, запрокидывания). Двигательные расстройства распространяются сверху вниз. Появляются движения плечами, подергивания рук и т.п. Голосовые тики у детей чаще выражаются нечленораздельными звуками.

При дальнейшем развитии заболевания появляются сложные повторяющиеся действия (поправляет челку, вытирает ладонью нос, дует на руки).

Речевые стереотипы появляются через несколько лет от начала заболевания. Чаще это отдельные слова, иногда короткие фразы. Иногда вместе с тиками у ребенка возникают навязчивые страхи. Они нередко сопровождаются сложными действиями с бесцельными повторениями одних и тех же движений (часто крутит в руках какой-то предмет, например). Тики могут сочетаться с судорожными припадками.

Все случаи тиков нуждаются в тщательном медицинское исследовании больного и незамедлительном назначении лечения.

Лечение тиков у детей

Лечение — это длительный, непрерывный и индивидуальный процесс. Врач назначает , препараты, улучшающие питание мозга, обмен веществ, седативные средства. Дома у такого ребенка должна быть спокойная обстановка, щадящий режим.

Среди народных средств, подкрепляющих лечение, есть совет поить ребенка мятным чаем .

При детских неврозах полезно купать ребенка в ванне с добавлением отваров хвои, листьев березы, ореха, мяты, иван-чая, крапивы, шиповника, ромашки.

Можно приготовить сбор, взяв го 1 ст. ложке и , по 2 ст. ложки мяты, подорожника большого и ромашки. Травы перемолоть, хорошо перемешать 1 ст ложку сбора залить 0,5 л кипятка, настоять в течение ночи в термосе. Утром процедить, отжать. Пить в течение 20 дней 2 раза в день по четверти стакана утром за час до еды и вечером перед сном. После недельного перерыва можно принимать по четверти стакана за 30 минут до еды 3 раза в день.

Невроз навязчивых состояний – нередкое явление у детишек вне зависимости от возраста. Частые переутомления, негативная атмосфера дома или в школе, психологические травмы, огромное количество информации, развод или постоянные ссоры родителей, а также завышенные требования к ребенку – все это может стать причиной появления такого неприятного заболевания, как навязчивый невроз у детей. Данное состояние поддается коррекции, однако перед лечением важно поставить правильный диагноз.

Симптомы невроза

Специалисты утверждают, что навязчивый невроз нередко путают с обыкновенным нервным тиком. Однако правильно уяснив природу этих явлений, отличить их не составит труда. Тик представляет собой неконтролируемые автоматические сокращения мышц, обусловленные психологическими причинами. А вот навязчивые явления появляются вследствие психологического дискомфорта, переживаемого ребенком и вполне могут удерживаться силой воли. Обычно о неврозе навязчивых состояний говорят следующие признаки:

  • ребенок щелкает пальцами;
  • грызет ногти;
  • шмыгает носом;
  • постоянно крутит пуговицы;
  • покусывает губы;
  • дергает головой;
  • дует на ладони;
  • причмокивает;
  • дергает губой;
  • обходит предметы только справа или только слева.

Перечислять навязчивые движения можно долго, так как они сугубо индивидуальны. А главным их признаком является поминутное раздражающее повторение. Если родители не обращают внимание на состояние своего ребенка, невроз может привести к прокусыванию губ насквозь, к сгрызанию ногтей до крови и прочим негативным последствиям. Обычно явные симптомы навязчивого невроза сопровождаются отсутствием аппетита, бессонницей, появлением истерии либо снижением работоспособности. Именно поэтому лечение такого заболевания необходимо начинать как можно раньше, не давая развиться этому состоянию.

Лечение навязчивого невроза

На ранних стадиях невроз навязчивых состояний лечится при содействии психолога, а в отдельных случаях – психотерапевтом. В особо тяжелых случаях не обойтись без медикаментозной терапии. Проведя обследование ребенка с навязчивым синдромом специалист может назначить прием успокаивающих препаратов, то есть антидепрессантов. В каждом отдельном случае они могут быть свои, к примеру: , Сонакапс, Мильгамма, Персен, Глицин или Пантогам.

Учитывая, что перечисленные медикаменты оказывают влияние на центральную нервную систему, принимать их без назначения врача небезопасно. Тут нужно учесть и стадию заболевания, ведь на начальных этапах достаточно пары занятий с психологом, тогда как в запущенном состоянии требуется прием лекарств. Но определить, какая терапия необходима ребенку, сможет только врач.

Поведение родителей

Специалисты считают правильное поведение родителей одним из важнейших способов лечения данного заболевания у ребенка. В этом плане взрослые, прежде всего, не должны ругать малыша за производимые им постоянно повторяющиеся движения. Как только появляются эти движения важно поговорить с малышом о том, что его тревожит в данный момент. Нужно постараться понять причину переживаний крохи и устранить ее. Кроме того, стоит ограничить увлечение ребенка телевизором и компьютером, но только без давления и криков.

В общем смысле нужно больше времени уделять ребенку, окружить его заботой и лаской, а также постоянно увлекать малыша новыми интересными занятиями, помогая позабыть о волнении и тревоге. Нужно лишь подарить малышу радостное детство, и тогда навязчивый невроз у детей не возникнет или пропадет сам собой. Берегите своих ребятишек!

Мой СЫН 7 лет ПОСТОЯННО ДУЕТ НА РУКИ. кОГДА Я СПРАШИВАЮ ПОЧЕМУ. ОН ГОВОРИТ, ЧТО ПРОСТО ТАК. нАЧАЛ ДУТЬ ПОТОМУ ЧТО ЕМУ СЕСТРА СКАЗАЛА, ЧТО ТАК ОН УБИРАЕТ С СЕБЯ БОЛЕЗНЬ ИЛИ ОПАСНОСТЬ ЧЕГО-ЛИБО, ЧТОБЫ ОНО НЕ ВОЗНИКЛО В БУДУЩЕМ.ЕСТЬ ТАКИЕ ДЕТСКИЕ ПРИКОЛЫ. мЫ БЫЛИ У НЕРВОПАТОЛОГА. НАМ НАЗНАЧИЛИ ЛЕЧЕНИЕ. У НАС ВНУТРИЧЕРЕПНОЕ ДАВЛЕНИЕ В СВЯЗИ С РОДОВОЙ ТРАВМОЙ. ПОЭТОМУ ПЕРЕОДИЧЕСКИ У НАС ВОЗНИКАЛИ ТИКИ. НАС ОТПРАВИЛИ К ОСТЕОПАТУ. мЫ ПОСЕЩАЛИ ОСТЕОПАТА ЭТОТ СТРАХ У НЕГО УШЕЛ, ТЕПЕРЬ ОН НЕ БОИТСЯ, А ДУЕТ ПО ПРИВЫЧКЕ. кАК НАМ БЫТЬ?

Здравствуте, Елена!

Убрать привычку, т.е. сформировать новое поведение у ребенка. Обратитесь очно к детскому психологу . Возможно помогут техники арт-терапии. С Уважением Олеся.

Хороший ответ 7 Плохой ответ 0

Елена, здравствуйте. Похоже что у вашего сына невроз навязчивых действий в виде навязчивых ритуалов. То что вы лечитесь у невропатолога - это хорошо. Еще бы я посоветовала регулярно принимать ноотропы, например, гинго билоба. Детская психика - нежная незрелая субстанция. А современный мир насыщен информацией. Огромный поток информации давит на ребенка, он не успевает все усвоить. Ему нужна помощь. при приеме ноотропов ребенок будет меньше уставать, исощаться. А раз не устает, ему легче уснуть вечером. И сон будет приносить хороший отдых. Это во-первых. Во-вторых, попробуйте сыну дать задание: дуть на руки опредленное количество раз. Причем строго следить за его выполнением. Например, сын, ты должен дуть на руку 8 раз в день. Ну вообщем сами посчитайте сколько он раз в день это делает. Я думаю когда это будет в виде приказа, то он скоро сам от этого откажется. Ну и я все таки рекомендую очную консультацию с психохологом. И поработать с ребенком. Впереди школа, это новая нагрузка. Его надо подготовить.

С уважением Татьяна

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Развиваем речевое дыхание у детей

/для воспитателей и логопедов/

Составитель:

Малышева Варвара Кимовна

Воспитатель д/с «Туйаара»

Таттинский район, с. Чычымах

Республики Саха (Якутия)

2013г.

Пояснительная записка ……..…………………………………………… стр. 3

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей 3-4 лет… стр. 5

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей 4-5 лет… стр. 11

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей 5-6 лет… стр. 15

Использованная литература ……………………………………………... стр. 17

Пояснительная записка

Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса.

Задача воспитателя, логопеда - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.

В пособии систематизированы игры, упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей.

Данные игры и упражнения могут быть использованы в проведении как индивидуальной, так и подготовительной и фронтальной работы с детьми.

Для проведения игр и упражнений для развития речевого дыхания рекомендуем следующее:

  1. наблюдение за детьми в повседневной жизни с целью изучения у детей уровня развития речевого дыхания;
  2. правильно определить задачи в зависимости от возраста и нарушений речевого дыхания;
  3. подобрать игры и упражнения с учетом возраста и нарушений;
  4. занятия провести:

С небольшими группами (не более 10 детей);

С подгруппами (не более 4-6 детей);

Индивидуально.

  1. провести занятия 2-3 раза в неделю, в утренние часы (до завтрака), или вечером после дневного сна;
  2. индивидуальную работу провести в случае необходимости (дети, с которыми проводят индивидуальные занятия, не освобождаются от участия в общей групповой работе);
  3. должно быть четкое объяснение и показ воспитателя;
  4. продолжительность дыхательных игр и упражнений ограничивается 1-2 минутами во избежание головокружения;
  5. упражнения на дыхание повторяются 2-3 раза;
  6. длительность выдоха должен соответствовать возрасту ребенка (младшим - до 3 слов на 1 выдохе, старшим - 5-6 слов);
  7. поза у детей должна быть правильной, чтобы не наступило напряжение и утомление;
  8. необходимо следить за постепенностью усложнения игр и упражнений;
  9. в целях получения наилучших результатов нужна совместная деятельность с родителями;
  10. следить за санитарным состоянием помещения, где проводятся занятия;
  11. для выявления развития речевого дыхания можно провести диагностику по методу А.И. Максакова.

Назначение данной работы - помочь воспитателям и логопедам в их работе по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста, познакомить их с формами организации этой работы, ее методикой, дать практический материал.

дыхания у детей 3-4 лет

Игра «Чей одуванчик раньше улетит?»*

Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.

Игра проводится на даче, на воздухе. Когда дети гуляют на полянке, воспитатель предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, зеленые! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Воспитатель предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох.

На двух столах ставят бумажных птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Игра «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук «ф» на одном выдохе или много кратно произносить звук «п» (« п - п - п») на одном выдохе.

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидят на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.

Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П- п- п…»- дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Игра «Птицеферма»*

Цель. Учить на одном выдохе произносить 2-3 слога.

Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3- 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а на встречу нам …(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель. Добиваться умения управлять воздушную струю посредине языка.

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в нее подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к детям, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Игра «Поезд»

Цель. Добиваться длительного произнесения звука «у».

Первый вариант. Дети встают друг за другом, образуя поезд. Воспитатель заранее ставит в разных местах у дороги, по которой пойдет поезд, игрушечных животных. Перед тем как поезд отправится в путь, воспитатель напоминает, что поезд должен дать сигнал, погудеть, если на дороге встретятся животные. Миновав их, поезд перестает гудеть.

Второй вариант. Дети садятся на стульях в два ряда друг за другом, изображая два поезда. Как только зажигается зеленый свет светофора, дети дают гудок, как поезд перед отправлением. Если горит красный свет, дети молчат.

Игра «Подбери по цвету»

Цель . Учить детей слитно произносить фразу из двух- трех слов.

Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, воспитатель говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывает этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

Игра «Когда это бывает?»*

Цель. Добиваться умения слитно, в одном выдохе, произносить фразу из четырех слов.

Воспитатель вешает на доску картины, изображающие четыре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные предметы того или иного времени года («Дети лепят снежную бабу», « Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букет цветов» и т. д.).

Воспитатель по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает всем свою картинку и отвечает на вопрос, поставленный воспитателем, например: «Когда купаются дети в реке?» (Дети купаются в реке летом».) Дав полный ответ, он кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года.

Игра «Определи место игрушки»

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти - шести слов.

Воспитатель раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и куклой». После двух - трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.

Игра «Прокати мяч к воротам»*

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю в цель.

Дети сидят на стульях напротив друг друга. На столе лежит «футбольное поле» с воротами и мячик из пенопласта. Сперва решают, кто первым начнет игру, и начинают играть. Играющий должен дуть на мяч с целью попасть в ворота. За каждое попадание дается очко. Продолжительность игры - 1-2 минуты.

Игра «Поймай стрекозу»

Цель. Учить детей делать длительный, направленный выдох.

Играют по одному. Сидя на стуле, ребенок дует на лягушку и направляет ее к стрекозе. Игра повторяется 2 раза.

Упражнения

«Подуй на игрушку». Дуют на плавающую игрушку, выдыхая через рот, так, чтобы игрушка перемещалась вперед. Хорошо, если этой игрушкой будет кораблик.

«Посмотри, что внутри».* Ребенку дают трубочку, внутри которой находится маленькая игрушка, прикрепленная ниточкой. Ребенок держит его руками и дует на него, тогда из трубочки выкатывается игрушка.*

Надуй игрушку.* Ребенку дают маленькую резиновую игрушку и предлагают надуть его. В этой игре тоже можно посоревноваться.

Поддувание ватных шариков. Дети сидят за столом. У каждого есть ватный шарик. Воспитатель показывает, как надо дуть шарик. Потом дети дуют все по очереди. Можно и посоревноваться - кто дальше подует.

Поддувание бумажных султанчиков.* Дети одновременно и по одному дуют на свой султанчик, который держат в руке. Дуть надо как можно сильнее.

Поддувание бумажных фигурок. Каждый ребенок по очереди поддувает свою фигурку. Поддувать надо плавно, чтобы фигурка скользила, а не падала.

Поддувание целлулоидной игрушки (уточки, лодочки и так далее). Двое детей подходят к тазу и становятся друг против друга. Сначала дует один, потом другой. Остальные дети наблюдают и определяют, кто как поддувает игрушку. Поддувать надо так, чтобы игрушка поплыла как можно быстрее.

Поддувание цветных катушек, круглых карандашей и других предметов,* которые могут кататься по плоскости стола.

«Шину прокололи».* Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину») и, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком « ш» ).

«Перекличка животных».* Воспитатель распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль.

«Трубач».* Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу»: « пФ» . Воспитатель хвалит тех, кто дольше сумел дуть в «трубу».

«Листочек».* Возьмите на ладонь небольшой листочек (можно бумажный). Поднимите ладонь на уровне подбородка, пусть листочек окажется ото рта на расстоянии примерно 15 см. Сдуйте его быстрым энергичным выдохом через рот. Получилось? Ладонь можно отвести подальше. Выполнить то же самое. Можно посоревноваться.

* отмечены игры и упражнения, которые предлагаются и в средней группе.

Игры и упражнения для развития речевого

дыхания у детей 4-5 лет

Игра «Пузырь»

Цель. Добиваться четкого длительного произношения изолированного звука ф.

Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая голову и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук «ф» и подражая выходящему воздуху.

Игра «Борцы»*

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, направленный выдох.

Играют двое. Сидят напротив друг друга и по команде начинают одновременно дуть на борцов.

Игра «Колобок»*

Цель. Добиваться от детей умения произвести длительный, целенаправленный выдох.

Играют четверо. На столе поролоновый «колобок». Дети должны катать колобок друг другу.

Упражнения

«Задуй упрямую свечу».* Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать - «гасить свечу», произнося « ф» .

«Игра - загадка». Воспитатель беззвучно артикулирует один - два гласных звука, дети должны озвучивать их. Воспитатель одобряет тех, кто угадал верно, произнес звук на длительном выдохе. Аналогичные загадки предлагают по очереди и сами ребята.

«Прокати карандаш».* Воспитатель предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола), положить перед собой круглый карандаш и подуть на него так, чтобы он покатился: «Фу-у-у». Упражнение повторить 3-4 раза. Усложнением задания является то, что вместо круглого карандаша используется граненый.

«Забей мяч в ворота».* На каждый стол - противоположный от детей край - ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга.

Дети дуют на ватные шарики - мячи так, чтобы попасть в ворота.

«Жук».* Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук-« ж» , одновременно опуская руки вниз.

«Комарик».* Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик -« з» ; быстро вернуться в исходное положение; новый вдох - и поворот в другую сторону.

«Топор». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - « ух !» - на длительном выдохе.

«Ворона». Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: « кар» !

«Гуси». Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести: « га» . Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение - вдох. На выдохе произнести « го», «гы» .

«Сделай ямку».* Набирают в ладони воду, дуют как на горячий чай, чтобы образовалась ямка.

«Дырка».* Сидя в ванне, делают резко, быстро выдох у самой поверхности воды так, чтобы образовалась на поверхности «дырка» (большая ямка, глубокая).

Задержка дыхания.* Попробуй на счет «раз, два, три» задержать дыхание после обычного вдоха. Попроси маму, папу пусть они громко считают вслух.

Крошки на столе. * Видишь: крошки на столе. Сдуй их!

Качели. * Ребенок дует на бумажные качели, и качели начинают качаться.

Полетели бабочки.* Ребенку дается маленькое панно из крышки «доширака». На левом краю панно приклеена веточка, а на середине висят бабочки, привязанные на ниточке. Когда ребенок дует на бабочек, бабочки «садятся» на веточку. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Падают листья.* Детям дается тоже маленькое панно из крышки «доширака». На панно приклеена веточка, а на веточке прикреплены на нитках листья. Когда дети дуют на веточку, листья должны падать. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Узнай что за шторой.* Ребенок, сидя на стуле, дует на штору, штора открывается и становится видно то, что находилось за шторой.

* отмечены игры и упражнения, которые предлагаются и в старшей группе.

Игры и упражнения для развития речевого

дыхания у детей 5-6 лет

Игра «Пароход»

Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произношения изолированного звука ы.

Воспитатель показывает картинку, на котором изображен плывущий по реке пароход; рассказывает: «Наступило лето и дети поехали на прогулку на пароходе. Прежде чем отплыть, пароход дает сигнал «ыыы…») Поплыли по реке, а на встречу плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал: «ыыы…» Как пароход дает сигнал? (Дети произносят: «ыыы…») Причалил пароход к берегу, и дети пошли в лес на прогулку.

«Давайте теперь поиграем». Дети делятся на подгруппы. Каждая изображает пароходы. При встрече они сигналят: «ыыы…»

Игра « Ныряльщики»

Цель. Развивать дифференцированное дыхание.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Повторяют не больше двух-трех раз.

Игра « Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Развивать целенаправленное длительное дыхание.

Воспитатель показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Игра «Соревнование лягушек»

Цель. Добиваться от ребенка умения делать короткий, направленный выдох.

Играют двое. Например, у одного ребенка зеленая лягушка, у другого желтая. Желтая лягушка прыгает по зеленым цветочкам, а зеленая, наоборот, по желтым цветочкам. Лягушки должны «поскакать» от цветочка к цветочку. Можно играть на счет очков. Если лягушке удалось побывать на всех цветочках - 4 очка, а если только на одном - 1 очко.

Игра «Подуй на шарики»

Цель. Учить детей управлять и регулировать своим выдохом, делать короткий направленный выдох.

Детям предлагаем направлять выдох на поролоновые шарики, которые ставим над «ямочками». Если правильно регулировать выдох, шарики скатываются в «ямочки».

Количество скатившихся в «ямочки» шариков можно считать за очки.

Игра продолжается 2-3 раза.

Упражнения

Свечи. Детям предлагают подуть на свечи так, чтобы свечи не погасли. (Во избежание опасности упражнение выполняется только индивидуально).

Использованная литература:

  1. Дурова Н. В. Фонематика. М., Мозаика - Синтез, 2002
  2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., « Просвещение», 1973
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» 1978г. №7
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» 1982г. №10
  5. Журнал «Обруч» 2000 г. №5
  6. Журнал «Семья и школа» 1989г. № 1
  7. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства. М., « Просвещение», 1989
  8. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия и физиология детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1975
  9. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. М., Творческий центр, 2004
  10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., Воронеж, «Институт практической психологии», 1997-320 с.