Психологические тесты. Диагностическая технология, направленная на выявление проблем организации воспитания ребенка после развода Вопросы к психологу

Не навреди! Действия родителей, усиливающие негативные чувства ребенка.

Ребенок в семейном треугольнике - самое незащищенное звено во время развода. Ссоры в присутствии ребенка, открытые выяснения отношений, втягивание его в конфликт («ты такой, как твой папа...», «весь в мать...», «пусть тебе твоя мать / отец... (то) делает...»), вымещение на ней своих чувств (недовольство, агрессии) - подобное поведение со стороны родителей усиливает негативные переживания детей до глубоких депрессивных проявлений с мыслями о смерти.
В борьбе супругов после развода ребенок часто становится яблоком раздора, разделить которое оказывается не так-то легко. Он может стать «разменной» монетой: в обмен на встречи с ребенком один из родителей пытается получить что то для себя (документы на имущество, алименты, свободу и т.д.). В этом случае нарушается или не выполняются вообще режим встреч с ребенком, ребенок подвергается шантажу, запугиванию, давлению.

Также ребенок может испытывать конфликт привязанности не только к родителям, но и к другим членам семьи: бабушкам, дедушкам, теть, дядь, кумовьев, двоюродных братьев и сестер. Все они могут находится в состоянии войны между собой, главный приз в которой - мнение ребенка о том, кто прав, а кто виноват во время развода. Важно, чтобы в числе этих многочисленных кланов нашелся хоть кто, кто может поддержать ребенка, не выискивая «правды».

Когда мир, в котором ты жил, начинает разрушаться, должна оставаться хотя бы одна точка опоры, чтобы его можно было отстроить вновь. Вот столбы, на которых можно сохранить «мир ребенка»:
  • Дети ждут стабильности. Одним из условий, что поможет ребенку преодолеть стресс, который она переживает во время развода, является сохранение режима привычной жизни. Это особенно важно для дошкольников и малышей! Не стоит без особой необходимости изменять детский сад или школу, прекращать посещение кружков и секций. Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать и выполнял свои домашние обязанности. Не прощайте ему ненадлежащего поведения, капризов. Старайтесь применять дисциплинарные меры спокойным тоном, чтобы у ребенка не возникало ощущения, что вы вымещаете злость на ней. Порядок и режим укрепляют у ребенка чувство безопасности.
  • Старайтесь уделять ребенку больше времени, чем обычно. Время, что ребенок проводит с папой или с мамой, должно быть сохранено и даже, по возможности, увеличено. Лучшим вариантом будет, если мама и папа сразу после развода договорятся о регулярном распределение обязанностей в уходе за ребенком. Если папа регулярно возит ребенка в поликлинику, сад, школу или кружок, а каждые выходные они с ребенком идут в театр или музей, тогда ребенок чувствует: независимо от того, что мама с папой не живут вместе, они оба рядом с ней. В этой ситуации ему гораздо легче переживать разрыв родителей. Вот как один мальчик сказал по поводу своей ситуации, наконец после долгих споров между разведенными родителями, наладилась: «Я сейчас нормально себя чувствую, потому что все в порядке. Я общаюсь и с мамой, и с папой. И я не жду ни того, ни другого: я точно знаю, что я в пятницу увижусь с мамой, а в понедельник меня заберет папа. И пока все нормально, я спокоен. Я за них не волнуюсь ». Понятность, прогнозируемость и определенность - вот что помогает пережить и взрослому, и ребенку даже тяжелый стресс.
  • Защитите уши и глаза ребенка от вашего отношения к ситуации и к мужу. Дети нуждаются обоих родителях. Нельзя заставлять ребенка выбирать одного и отвергать другого. Ребенок непременно почувствует ваше желание настроить ее против другого родителя. Конечно, трудно удержаться от критики своей неспособной половины, но не стоит впутывать в это ребенка, решать взрослые проблемы - дело взрослых, а не детей! Ребенок - это продолжение и мамы, и папы, она ассоциирует часть себя с папой, а часть - с мамой. Когда один родитель критикует или ругает другого, ребенок может почувствовать себя неполноценным бездарностью или никому не нужной.
  • Не уклоняйтесь от вопросов ребенка: отвечайте на них спокойно и нейтрально, кратко и без посвящения его в подробности (например А папа будет с нами жить? - Нет, папа теперь будет жить в другой квартире, но это не значит, что ты НЕ будешь его видеть. ты сможешь с ним видеться в такие-то дни, но если захочешь, ты всегда можешь позвонить ему или прийти в гости).
  • Никто не виноват. Рассказывая ребенку о разводе, скажите, что это было ваше общее решение, что в этом никто не виноват, так бывает. Или жалеете вы об этих отношениях? - Нет, потому что у них были не только плохие моменты, но и много хорошего; радостная и светлое событие этого периода - это рождение ее, ребенка. Если вам тяжело все это говорить своему ребенку - значит именно вы тот, кому первому нужна помощь психолога! Не ухудшает ситуацию и не доводите свои эмоции до пика!
  • Развейте страхи ребенка о том, что он останется одна или без внимания второго родителя. Детей пугает неизвестность, поэтому четкая картинка того, что произойдет после страшного события «развод», поможет сделать его менее пугающим и облегчит эмоциональную реакцию.
  • Маленький свидетель. Если ребенок уже то понимает и неоднократно была свидетелем конфликтов между мамой и папой, он уже ничего знает об этой ситуации и интерпретирует. Попробуйте узнать, что именно он думает, чего боится и на вопросы требует ответа. Поговорите с ним об этом. Лучше начать разговор с вопроса ребенка, например, когда он спросит: «а папа пойдет от нас?» Ответ: ты волнуешься из за этого? Сделайте паузу. Далее можете изложить ситуацию, как вы ее видите. Чем проще и короче, тем лучше, например, «Мы с папой решили жить отдельно, но он останется твоим папой навсегда, он будет приходить к нам, даже если не будет жить с нами. А я всегда буду твоей мамой и буду с тобой ». У ребенка нужно сохранять и укреплять чувство безопасности, она должна верить: все будет хорошо, и, несмотря на то, что папа будет приходить редко, он все равно есть! То, что отец оставляет семью, для ребенка подобно неисправимому. И это горе. А любое горе надо «перегоревать», приспособиться к новым условиям и жить дальше.
  • С кем ребенку разделить свои переживания. Дети, часто оберегая своих родителей, или наоборот, злясь на них, пытаются скрывать свои чувства. Ребенку нужен некто, с кем он может обсудить свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, любой человек, которому ребенок доверяет, и которая будет беспристрастно относиться к происходящему, не останется настраивать ребенка против одного из родителей или пытаться донести до нее «всю правду». Если это невозможно, обратитесь к психологу. Если ваш ребенок не соглашается, сходите сами, сходите вместе с ней. Отрицание существования проблемы не решает ее. Тревожными признаками в поведении ребенка следующее: ребенок протестует, скрывает свои чувства или наоборот ярко их проявляет, она тихая, вялая и незаметна. Все это поводы для того, чтобы обратиться к психологу.
  • Детям старшего возраста, кроме всего прочего, может быть важна поддержка сверстник, не ограничивайте их в этом. Активную социальную жизнь поможет отвлечься от неприятных мыслей, повысит самооценку и не даст замкнуться в себе, но учтите, что не всем детям может подойти этот путь.

Если после всех ваших усилий ребенок все же гневается, плачет или обвиняет вас - не расстраивайтесь но не оправдывайтесь. Позвольте ребенку испытывать такие чувства - они естественны, скажите, что вам жалко и хотелось бы, чтобы с ней, ребенком, такого не произошло, но так уж случилось.

Перемирие: больше не супруги, но, как и раньше, - родители!

В большинстве ситуаций при разводе страдает больше доверие. Бывший супруг в глазах другого чаще выдается эгоистичным, злым и опасным человеком. И если это так, то какая же любящая мать, или какой любящий отец отдадут любимого ребенка «тирану» или «ведьме»? Именно подорвано доверие и желание восстановить справедливость подталкивает супругов к баталий. Однако, в этих битвах нет победителя, есть лишь иллюзия победы. Победить в первую очередь надо себя и свои разрушительные мысли. Чтобы восстановить мир и жить дальше, нужно сделать шаг навстречу. Этим шагом может стать совместная ответственность за развод. Распределение ответственности и способность к диалогу после переживания боли и гнева поможет вашим детям вновь обрести мир и преодолеть собственную боль. Мир, где мама и папа не враги, снова становится целостным.

Ниже приведены критерии здоровых отношений после развода, которые помогут не только оценить насколько вам удалось наладить жизнь по-новому, но и увидеть направления, в которых все еще необходимо работать. Поставьте галочки напротив тех пунктов, с которыми согласны. Мир в вашем сердце и в вашей душе наступит, когда вы сможете согласиться со всеми пятью пунктами. Если вам все еще трудно, обратитесь за помощью к специалисту.

Нужен ли ребенку папа, если он ушел из семьи?

С появлением малыша в семье его окружают заботой мама и бабушка. Папа при этом как бы отодвигается на второй план.

Зачастую отцу сложнее общаться с грудным ребенком, который еще совсем беспомощный. Тем более современные папы чаще всего много времени проводят на работе. Однако для воспитания малыша важно присутствие обоих родителей.

Это связано с определенными психологическими потребностями ребенка.

Малыш беззащитен перед внешним миром, это часто является причиной неврозов. Наличие отца повышает его статус среди сверстников. Дети часто хвастаются профессией своего отца, его силой, да и вообще тем, что он есть. Чем больше любви малыш получит от отца, тем дружелюбнее он будет по отношению к людям.

Существует мнение, что дети стремятся к абсолютной свободе и при этом совсем не знают, как с ней обращаться. Это не верно, на самом деле они нуждаются в заботливом близком человеке, который бы смог ограничить эту свободу и взял ответственность на себя.

У детей постоянно есть потребность в образцах мужественного и женственного поведения. Если этого нет, то вскоре можно заметить, что ребёнок боится других детей, у которых есть перед глазами пример поведения.

Развод родителей не всегда лишает отца возможности общаться с сыном или дочерью. Бывает даже так, что находясь на расстоянии, отец по-другому оценивает свои чувства и при встрече с ребенком дает ему еще больше эмоционального тепла и дружественного участия.

Советы отцу.

Необходимо планировать встречу с ребенком заранее, проявлять максимальную заинтересованность к его чувствам и делам.

Очень важно не баловать детей, потакая любым прихотям. Следует сразу решить вопрос карманных расходов.

Если у вас появилась новая семья, то демонстрировать теплые отношения к супруге при детях недопустимо.

Если отец стал навещать малыша очень редко, то есть смысл исключить свидания. Дело в том, что ребенок по-своему любит папу и нуждается в стабильных отношениях с ним.

Если отец забывает о договоренных встречах со своим чадом или даже не поздравляет с днем рождения, то ребенок подумает, что папа его больше не любит. Малыш начнет винить в этом себя, это очень ранит ребенка и может вызвать психологическое отклонение.

Дети и развод родителей как правильно себя вести супругам

  • супруги не «делят» детей, каждый из них хочет общаться с детьми и делает это столько, сколько хочет;
  • присутствует взаимное уважение: каждый из супругов в общении с детьми и другими родственниками готов говорить о другом хорошо («я хороший, папа хороший, но мы не подошли друг другу»);
  • каждый из супругов охотно вспоминает о приятных моментах прошлых супружеских отношений;
  • каждый из бывших супругов берет на себя часть ответственности за то, что не сложилось, отдавая часть другому;
  • каждый из них чувствует, что он мог бы создать новую семью

Развод является причиной возникновения большого количества проблем, которые придется решать бывшим супругам: проживание, воспитание и содержание общих детей. Одного из родителей лишают возможности жить вместе с детьми, но позволяют видеться и принимать участие в дальнейшем воспитании. Даже если все произошло без обид и серьезных ссор, остается обида. Как будут вести себя оставшиеся между папой и мамой дети?

Как родителям общаться с ребенком?

Родители обязаны разобраться в своих отношениях с малышом, продумать свое поведение таким образом, чтобы хоть немного смягчить получаемый им стресс. Все усилия следует направить так, чтобы минимально травмировать детей. Манера поведения разведенных родителей напрямую зависит от некоторых причин:

  • возраст ребенка;
  • взаимоотношения в семье до развода.

Оба родителя должны проводить с ребенком столько же времени, как раньше. Следует постоянно объяснять ему тот факт, что любовь папы и мамы не стала меньше. Быстро понимает чувство родительской вины ребенок после разводя родителей, психология его изменяется, он начинают пользоваться создавшимся положением.

Если ситуация выходит из-под контроля, нужно немедленно обратиться к специалисту по психологии.

Что думает кроха о разводе?

Дети реагируют на развод родителей по-разному в зависимости от пола. Девочки в силу своей более устойчивой жизненной позиции стараются скрывать собственные переживания. Проявлением реакции на расставание папы и мамы могут быть неожиданная депрессия либо сильная раздражительность. Ребенок стремится всеми возможными способами привлечь внимание обоих родителей, получить от них подтверждение в родительской любви.

Мальчики, наоборот, всеми силами стремятся провоцировать ссоры с родителями, их агрессивность постепенно возрастает, принимая различные формы:

  • поломка игрушек;
  • молчание;
  • побеги из дома.

Во избежание подобных проблем родителям необходимо тщательно обсудить сложившуюся ситуацию вместе с детьми, объяснить им все возникшие вопросы и помочь приспособиться к данной проблеме.

Когда рассказать о новом муже или жене?

От вероятного стресса ребенка может спасти надлежащее отношение живущего с ним родителя и других взрослых: бабушек, дедушек и других родственников. Поведение взрослого поколения, наглядно демонстрирующего уважение к обоим родителям, помогут ребенку сохранить уважение к ним. Если завести новую семью решил тот из родителей, с которым живет ребенок, следует проявить сдержанность и не спешить объявлять о новом папе или маме.

Необходимо постепенно добиться дружеских отношений между детьми и их будущими родственниками. Проще это сделать, если ребенку еще не исполнилось 5 лет. Дети в любом возрасте чувствуют фальшивое отношение.

Одновременно они тянутся к тем, кто относится к ним с искренностью и неподдельной добротой. Новая семья должна окружить ребенка любовью и настоящей заботой.

Как не вырастить манипулятора?

Дети после развода родителей очень быстро понимают преимущества создавшегося положения и начинают манипулировать своими родителями, требуя для себя привилегий. Для того, чтобы этого не происходило, следует серьезно обсудить данную проблему и выработать единую тактику:

  • что позволять;
  • что не позволять;
  • что хорошо;
  • что плохо.

Если родители не придут к единому мнению по вопросам противоречий, из общего ребенка вырастет человек, который будет способен манипулировать другими людьми в своих целях.

При возникновении спорных ситуаций необходимо проводить переговоры, в которых будут принимать участие все члены бывшей семьи.

Не следует наказывать ребенка за проявление своего недовольства сложившейся ситуацией, необходимо поговорить с ним, добиться его понимания в том, что папа и мама до сих пор любят его.

Нужно почаще разговаривать с детьми, выслушивая их мнение без обсуждений, не навязывая свое.

Можно отвлекать детей спортивными играми, отдать их в спортивную секцию, придумать походы или просто почаще гулять. Хорошие результаты дает увлечение изобразительным искусством. Можно предлагать ребенку рисовать свою семью, расспрашивать о том, что изображено. Но не следует навязывать ему собственное мнение.

Заключение

После развода папа и мама живут раздельно, в обоих случаях рано или поздно образуются новые семьи. И в этих семьях могут быть еще дети. Нужно помнить, что родители все равно остаются родителями. Но при этом для мира и уюта в новой семье следует относиться к малышу от первого брака как к собственному, с любовью и нежностью.

Видео: Что чувствует ребенок после развода родителей?

Необходимо воспитывать детей от обоих браков одинаково, постоянно напоминая им, что они родственники и должны дружить. Ни в коем случае нельзя делить детей на своих и чужих. Если в новых семьях удастся прийти к консенсусу, отбросить личные причуды и ложную гордость - дети будут обязательно счастливы.

Аннотации не найдено

Главы/Параграфы

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Развод становится все более обычным явлением в нашем обществе. И при том, что у всех семей разные истории, если вы спросите людей, переживших развод, о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «Вот-вот, точно так же было и со мной; я испытывал (испытывала) то же самое!»

Дело в том, что развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Все без исключения члены семьи, в том числе и человек, проявивший инициативу и ушедший из семьи, испытывают сильные и разнообразные чувства: гнев, вину, обиду, страх, печаль, тоску, отчаяние… При этом сильнее всего, как правило, оказываются травмированы дети, хотя в разном возрасте они реагируют на ситуацию развода по-разному.

Глава 4. Практические материалы для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с д ошкольниками и детьми младшего школьного возраста

Распад семьи и напряженность отношений между родителями, как правило, сильно травмируют ребенка. Злость, уныние и растерянность — основные эмоции, которые обычно испытывают дети в этот период.

Раздел 1. СЕМЬЯ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Возрастные особенности реагирования детей на развод

Поведенческие реакции детей на ситуацию развода

Переживание утраты в ситуации развода

Глава 2. Взаимоотношения в семье после развода

Как сказать ребенку о разводе

Нужен ли ребенку папа, если он ушел из семьи?

Бабушки и дедушки

Дети — мачеха — отчим

Дисциплина ребенка, которого воспитывают разведенные родители

Чему учит ребенка мама, а чему папа

Вместо заключения, или Заглядывая в будущее

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМИ СИТУАЦИЮ РАЗВОДА

Глава 3. Диагностика

Методика «Дополните предложения»

Тест «Сказка»

Исследование образа семьи

Диагностика самооценки (для детей 4—10 лет)

Глава 4. Коррекционная работа с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с дошкольниками и младшими школьниками

Работа с подростками

Работа с семьей

Приложение 1. Русские народные сказки о мачехах и падчерицах

Приложение 2 . Правовые аспекты проблемы развода

Литература

Предисловие

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Л.Н.Толстой «Анна Каренина »

Человек существо социальное, он не может жить один. Во всяком случае, длительное время. Не случайно в человеческом сообществе существует СЕМЬЯ. Семь «Я», семя, сеять, — это емкое слово многозначно.

А что за ним? Муж и жена, отец и мать, дочка и сын, бабушки и дедушки, тети и дяди, племянники и племянницы и многочисленные близкие и дальние родственники — все это многообразие ролей и образов появляется в жизни человека, когда он вступает в брак. Два «чужих» человека становятся единым целым — новой семьей. У каждого за плечами множество поколений родственников, свои привычные устои, секреты, обычаи, правила и др.

Время идет, семья живет, растет, изменяется, взрослеет. Через какое-то время в ней появляется малыш, а вместе с ним появляются и новые отношения, новые проблемы, новые заботы, новые радости и неожиданности.

Безусловно, в каждой семье есть общие объединяющие цели, общая история радостей и счастья, но есть и свои подводные камни, внутренние конфликты, разногласия.

И иногда так происходит, что в какой-то час «Х» семья прекращает свое существование. И больше он не муж, а она не жена. Теперь они бывшие. Но дети — они бывшими быть не могут. Папа и мама всегда остаются родителями для ребенка, где бы и с кем бы они ни жили. Это относится и к бабушкам и дедушкам. И именно об этом пойдет речь в нашей книге.

Развод как социальная реальность появился в истории не так давно — в ХХ веке. Если раньше разводы и случались, то чаще всего они были связаны с тем, что женщина не могла дать мужу наследника. В конце XIX века развод стал возможен также при уличении одной из сторон в прелюбодеянии, но так как каждый брак заключался в церкви, то на расторжение брака требовалось дозволение Священного синода.

В XX веке в жизнь российского общества пришел гражданский брак, регистрируемый только органами власти, без участия церкви. Расторжение брака стало проще, а поводов для разводов больше.

В городской психологический центр «Детство», в котором мы работаем, регулярно поступают судебные определения, инициированные судьями или адвокатами сторон по делам, касающимся определения места жительства детей после развода и порядка их взаимодействия с одним из родителей. Работа с семьями, пережившими развод и не сумевшими мирно урегулировать взаимоотношения, показывает, что в таких случаях психологические проблемы существуют как у детей, так и у взрослых. В нашей книге рассматриваются содержание и формы работы с подобными проблемами. Первая часть содержит информацию, которая будет полезна не только специалистам-психологам, работающим с разводящимися семьями, но и мамам, папам, бабушкам, дедушкам, да и вообще — всем взрослым. Она касается психологических последствий развода для разных членов семьи. Вторая часть содержит описание практических материалов для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода.

Надеемся, что наши находки помогут вам в работе!

Пример заключения

Данное заключение было представлено в суде Таганского района г. Москвы. Полное заключение не опубликовывается в связи по причине защиты прав клиента, защите от плагиата, создание непрофессиональных экспертиз.
Была заказана услуга по выезду эксперта-психолога в суд. Эксперт отвечал на вопросы суда.
Дело выиграно в первой инстанции. Личные данные изменены в соответствии с защитой интересов заказчика. Срок написания аналогичного заключения от 10 рабочих дней. Стоимость от 15000 руб.

г.Москва Для предъявления по месту

30.05.2016г. требования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

Покусаева Олеся Владимировна, сотрудник АНО, имеющая психологическое образование, стаж работы по специальности – 14 лет, стаж экспертной деятельности 11 лет, автор книг по психологии «Русские дети вообще не плюются», «Русские семьи счастливы по-своему», «Вопросы неидеальных родителей. Открытия счастливых семей» провела исследование:

Исследование начато: 05.05.2016 г.

Исследование окончено: 26.05.2016 г.

При производстве экспертизы использовались следующие методические издания, рекомендованные к применению в экспертной практике:

Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М.: Генезис, 2009. – С.581-586.

Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей (судебно – психиатрической и судебно – психологический аспекты). Методические рекомендации – М.: ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004, - 28с.

Сафуанов Ф.С. Психолого-психиатрическая экспертиза

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1. На что влияет развод родителей и как это отражается на психологическом состоянии детей?

2. Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к матери Авелевой С. С.?

3. Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича. к отцу Авелеву А. П.?

4. Какой стиль воспитания транслирует Авелев А. П., отец несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича?

5. Необходима ли психологическая коррекция состояния мальчика и отношений родителей несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича.?

Приложенные для рассмотрения экспертом документы:

  1. Справка от психиатра из филиала №
  2. Характеристика из ГБОУ школы №
  3. Приложение к трудовому договору на Авелева А. П.
  4. Свидетельство №896 о регистрации по месту жительства Авклева Сергея Александровича.
  5. Характеристика из ОМВД России по району г.Москвы на Авелева А. П.
  6. Характеристика с места работы на Авелева А. П.

Экспериментально-психологическое исследование .

Заключение по данным психологического обследования Авелева Сергея Александровича

Цель обследования: установление состояния и уровня развития психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления); диагностика психо-эмоционального состояния и личностных особенностей, психологическое состояние ребенка, а также отношения к родителям.

Выделено несколько подзадач: определить уровень… развития психических функций и самооценки у ребенка.

Обследование осуществлялось в помещении центра АНО. Была проведена беседа с отцом (отдельно от ребенка). Со слов отца выяснилось, что с матерью ребенка знаком около 10 лет. Брак был заключен в 2015 году. Периодически возникали конфликты, инициатором которых была жена. Родился ребенок Отец полностью занимался сыном, включая посещение прикрепленной поликлиники, с целью выполнения плановых прививок, массажей. Мама вышла на работу, было достаточно много разногласий по супружеским отношениям, а также по материнской позиции. основное участие в организации посещения воспитанника детского дошкольного учреждения принимает папа. К сожалению, родители не могут договориться о месте жительства ребенка и порядке общения с ним. Отец говорит о том, что с ребенком нет никакой связи ни телефонной, ни Skype общения. Мать отказывает в общении с ребенком, он обеспокоен тем, что матери постоянно нет дома, ребенком занимаются пожилые родители Авелевой С. С. Согласно справке от психиатра из филиала №1 . было проведено медицинское освидетельствование.

Обследование мальчика, Авелева Сергея, года рождения, проводилось в отдельном помещении АНО «отдельно от отца. Обследование и клиническая беседа проведены в динамике, в целом, для Авелева Сергея был характерен ровный фон настроения, активность в беседе. Во время освидетельствования держится корректно, доброжелательно. На вопросы отвечает охотно, достаточно подробно. Словарный запас обширный. Речь ребенка не чистая, требуется логопедическая коррекция.

Проведено психологическое обследование развития мальчика, учитывая возрастные и психологические этапы развития. Во время обследованиямальчик был спокоен, охотно шел на контакт. Во время психологического исследования использовались методы направленной клинической психологической беседы, патопсихологического эксперимента, наблюдения. Выполнял задания, как по желанию отца, так и со слов специалиста. Обследование показало, что мальчик хорошо воспитан и развит.

Заключение проведено на основе результатов тестирования, а также на основании психологической работы с психологом.

Ниже приведены результаты по отдельным параметрам (сферам развития ребенка) Авелева Сергея

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы не выявлены.

Развитие общей моторики соответствует возрасту, двигательные умения сформированы достаточно.

Зрительно-моторная координация развита нормально, в соответствии с возрастом.

Обнаружены признаки отставания в развитии представлений о форме предметов.

Понимание речи развито достаточно.

Активная речь развита достаточно для своего возраста, требует логопедической коррекции.

Развитие деятельности соответствует возрасту.

Навыки самообслуживания развиты нормально.

Примечание: Обследование проводилось по заданной специалистом ограниченной группе параметров. Глубина обследования: максимальная.

С ребенком была использована методика. Цель: прояснение отношений с родителями.

Также с отцом ребенка Авелевым А. П. был проведен тест.., тест...

Ребенок находится в нормальном психологическом состоянии. К отцу привязан, переживал, что его нет рядом при работе с психологом. Отца слушается, вступает с ним в диалог, тянет руки для более близкого контакта. При проведении теста на совместную деятельность с отцом, как сам проявляет инициативу, так и охотно слушается рекомендаций отца по совместной деятельности. Быстрое переключение внимания, неусидчивость – что соответствует возрасту ребенка.

Метод:

Предоставление ребенку возможности высказаться.

Авкеев А. П. считает, что ребенку в семье необходимо предоставлять возможность высказывать свое мнение, обсуждать с родителями спорные вопросы и темы, вызывающие у него затруднения. Ребенок воспринимается как полноправный член семьи, но право принятия решений по серьезным вопросам должно оставаться за родителями.

Оберегание ребенка от трудностей.

По мнению обследуемого, родители не должны оберегать детей от жизненных трудностей, иначе они вырастут, не зная жизни. Только самостоятельное решение проблем и преодоление препятствий уже в юном возрасте поможет приобрести ребенку необходимый опыт.

Подавление воли ребенка.

Подэкспертный считает, что не нужно навязывать свою волю ребенку. Подавление активности ребенка, различные формы принуждения, формирование страха перед родителями – неприемлемые для него элементы воспитания.

Страх причинить вред ребенку.

Авелев А. П. чувствует себя уверенно при взаимодействии с ребенком, отсутствует страх причинить ему вред, считает, что не следует брать на себя излишнюю ответственность за все происходящее с ребенком. Вряд ли возможно нанести ущерб ребенку, ухаживая за ним.

Строгость родителей.

Обследуемый считает, что строгое воспитание является малоэффективным для ребенка, не делает его счастливым ни в настоящем, ни в будущем. Уверен, что авторитарность в воспитании оказывает тормозящее действие на его развитие, склонен придерживаться либерального стиля воспитания.

«Мученичество» родителей.

Обязанности по воспитанию ребенка просто не могут быть в тягость, а семейная жизнь тяжелым бременем, поскольку с рождением ребенка забота об удовлетворении его потребностей становится потребностью родителей. Для родителей нет больше счастья, чем счастье их ребенка – таково мнение респондента.

Равенство родителей и ребенка.

По мнению подэкспертного, при взаимодействии родителей и ребенка полного равенства быть не может, поскольку правила общежития устанавливают во многом родители. Они должны требовать от ребенка подчинения определенным стандартам в поведении и контролировать их выполнение. Но для достижения взаимопонимания необходимо использовать разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу, выслушивать ребенка и высказывать свои требования, быть готовым к сотрудничеству.

Метод:

Результаты обследования:

Авелев А. П. уверенный в себе человек, с легкостью принимает роль руководителя, даже если не ставит перед собой такой цели. Умеет быть хорошим советчиком, наставником и организатором.

Он воспринимает окружающих как равных себе, не пытается доминировать над ними. Старается не проявлять эгоизм. Упорный и энергичный человек, настойчивый в достижении цели. Он может быть скептичен и способен высказывать мнение, противоречащее большинству. Суждения достаточно реалистичны, критически относится ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Эмоционально сдержанный человек. Подэкспертный достаточно мягкий человек, нередко ожидает помощи и советов от окружающих. Вежлив и доверчив, стремится помогать другим. Для него важно, чтобы окружающие его ценили и признавали. Он бескорыстный и мягкосердечный человек. Готов помогать окружающим, часто принимает на себя ответственность за других.

Демонстрирует социабельность и стремление произвести благоприятное впечатление.

В процессе психологического консультирования были получены ответы на следующие вопросы:

На что влияет развод родителей и как это отражается на психологическом состоянии детей?

Надежда на то, что дети не будут слишком сильно переживать из-за развода, обнаруживается у многих родителей. Любой развод вызывает у любящих родителей тяжелое чувство вины. Они не желают принимать всерьез те знаки, которыми дети сигнализируют о своих несчастьях и страхе….

Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к матери Авелевой С. С.?

Сергей, как любой ребенок этого возраста, привязан к матери, испытывает потребность в общении с ней. Однако говорит, что мама ругается, ее не бывает дома долго…..

Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к отцу Авелеву А. П.?

У Сергея присутствует достаточно сильная привязанность к отцу. На момент обследования ребенок ищет взглядом, ждет одобрения и похвалы со стороны отца. Рассказывает о том, как завтракает с папой, в какие игры играет, куда ходят….

4. Какой стиль воспитания транслирует Авклев А. П., отец несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича

Авелев А. П. считает, что ребенку в семье необходимо предоставлять возможность высказывать свое мнение, обсуждать с родителями спорные вопросы и темы, вызывающие у него затруднения. Ребенок воспринимается как полноправный член семьи, но право принятия решений по серьезным вопросам должно оставаться за родителями.

По мнению обследуемого, родители не должны оберегать детей от жизненных трудностей, иначе они вырастут, не зная жизни. Только самостоятельное решение проблем и преодоление препятствий уже в юном возрасте поможет приобрести ребенку необходимый опыт. Подэкспертный считает, что не нужно навязывать свою волю ребенку….

В целом, Авелев А. П. занимает взвешенную родительскую позицию, что говорит о возможности полноценного и гармоничного развития и воспитания Сергея со стороны отца.

Необходима ли психологическая коррекция состояния мальчика и отношений родителей несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича?

Ребенку необходимо пройти курс психологической реабилитации для нормализации самооценки и осознания новой семейной ситуации. Крайне важно не ставить ребенка перед выбором между родителями, это может привести к нервному срыву и дисбалансу психического состояния ребенка. На данный момент рекомендовано посещение детского психолога для наблюдения и психологической коррекции состояния ребенка, а также наблюдение у невролога. Продолжительность курса 6 месяцев.

Необходимо, чтобы родители не указывали в присутствии ребенка на недостатки другого родителя…..

Детский, семейный психолог Покусаева О. В.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(описание используемых методик и инструкций к ним) (на 12 страницах)