Почему играть в конструктор - полезно? «Магниты-убийцы»: когда детские игрушки становятся опасными Не вредны ли магнитные игрушки для детей.

В начале 2000-х годов в широкой продаже появились неодимовые магниты из сплава редкоземельного металла неодима, железа и бора. Эти магниты в 10-20 раз сильнее обычных ферритовых и при малых размерах обладают очень большой силой сцепления. Благодаря таким качествам неодимовые магниты стали использовать для изготовления игрушек, украшений и головоломок. К сожалению, дети не только играют в игрушки, но и глотают их.

Когда неодимовые магниты стали попадать в кишечник детей, маленьких и не очень, оказалось, что они вызывают серьезные повреждения пищеварительного тракта.

Дошло до того, что в 2012 году Американская комиссия по безопасности потребительских товаров (Consumer Production Safety Commission) запретила продажу настольных игрушек из магнитных шариков (в том числе и для взрослых) и отозвала их из торговли. А 27 октября канадские участники Национальной конференции Американской академии педиатрии в Орландо выступили с докладом «Проглоченные супермагниты — новая угроза для детей» , в котором рассказали о новой эпидемии.

Проглотить неодимовый магнит гораздо опаснее, чем простой металлический шарик, особенно в тех случаях, если дитя отправило в рот сразу несколько штук. Магниты, следующие один за другим по извилистому пищеварительному тракту, могут взаимодействовать друг с другом через стенки кишечника.

Они сжимают нежные ткани с такой силой, что в конце концов вызывают их некроз и перфорацию, сепсис и смерть.

Канадские исследователи оценили масштаб магнитной опасности. Они пересмотрели все данные по проглоченным инородным телам у пациентов детского госпиталя The Hospital for Sick Children в возрасте до 18 лет с 1 апреля 200-го по 21 декабря 2012 года. За десять лет в госпиталь обратился 251 пациент, из них неодимовые магниты проглотили 25 детишек в возрасте от 17 месяцев до 13 лет. Первый такой случай медики зафиксировали в 2008 году, следующий — в 2009-м, в 2010-м в клинику привезли уже двух глотателей магнитов, в 2011-м — 10, в 2012-м — 11. Возросло и число случаев, когда дети глотали по нескольку шариков сразу. Восемнадцать пациентов из двадцати пяти — мальчики.

Шестерых детей пришлось прооперировать, у девяти шарики удалось извлечь с помощью эндоскопии, еще десять пациентов принимали слабительное под наблюдением врачей или родителей. К счастью, обошлось без смертельных случаев.

Исследователи отмечают, что их серия наблюдений пока самая большая из описанных в литературе. Они подчеркивают, что заглатывание неодимовых магнитов — феномен последних лет. Магниты маленькие и кажутся слабыми, поэтому далеко не все родители в полной мере осознали их опасность и даже еще не все врачи. Канадские медики призывают информировать врачей, родителей, учителей и вообще всех окружающих о потенциальной опасности неодимовых магнитов и держать их вне зоны доступа детей.

Похоже, российские родители уже в курсе.

На форумах обсуждают подобные случаи, врачи пишут, что в хирургические отделения ежегодно привозят несколько детей, проглотивших неодимовые магниты, и последствия бывают очень тяжелыми.

Но есть и родители, полагающие, что нормальный ребенок ничего постороннего в рот не потащит (а уж их-то ребенок точно нормальный!), и вообще, на таких игрушках обычно указана возрастная категория «3+» — соблюдайте инструкцию, и все будет в порядке.

Однако, по данным канадских исследователей, неодимовые магниты чаще всего глотают дети 4-5 лет.

А в России широко рекламируют игрушку «Неокуб»: «Современный интеллектуальный магнитный конструктор-головоломка «Неокуб» состоит из 216 сферических неодимовых магнитов. Благодаря высокой магнитной силе шарики легко скрепляются друг с другом, что позволяет создавать простые и сложные фигуры… Магнитный конструктор-головоломка «Неокуб» способствует развитию внимания, творческого мышления, изобретательности и станет оригинальным и занимательным подарком для человека любого возраста». Но только подарок этот смертельно опасен.

Врачи бьют тревогу: в России в продаже появились магнитные игрушки, которые представляют опасность для маленьких детей. При этом зачастую никаких предупреждений на упаковке не найти.

Ваня сегодня в первый после операции может питаться нормально: три ложки супа или каши. Раньше он лежал под капельницей с питательным раствором. Ваню чуть не погубила игрушка: металлические шарики, магнитные.

Интересное и интеллектуальное занятие: шарики можно отсоединять один от другого, для этого, правда, надо приложить определённое усилие. Люди постарше собирают из таких шариков разные фигуры, можно сделать браслет. Но представьте, что станет с животом маленького ребёнка, если он проглотит кусок металла.

"Старшая дочь, 12 лет, выпросила в подарок на 8 марта себе такую забаву. И видно убрала туда, где он увидел. Залез, достал, и оказались они у него во рту, а потом в животе", - рассказывает Валентина Кожухарь.

Магнитный конструктор после сложнейшей операции извлекли хирурги из живота Вани. В хирургическом отделении Московской городской больницы имени Филатова только за последние 10 дней прооперировали троих детей с таким же диагнозом.

"Этот ребёнок проглотил 83 шарика. Если их вовремя не удалить, они могут сделать в желудке отверстие. Это приведёт к перитониту", - говорит главный детский хирург Москвы Александр Разумовский.

Если ребёнок проглатывает шарики один за одним сразу - в желудке у него оказывается целый ком из магнитиков. Если съел не сразу все, были перерывы, то шарики будут притягиваться друг к другу уже сквозь стенки кишечника, он может просто разорваться.

"Считается, что это игрушка. И очень часто её приобретают для того, чтобы развивать маленьких детей. Нельзя давать детям использовать это как игрушку в любом случае", - говорит Александр Разумовский.

Модные игрушки-конструкторы из шариков-магнитов производятся в Китае, купить можно где угодно. В интернет-магазинах, например, где написано, что это совершенно безвредный товар. Или в обычном магазине подарков, где покажут санитарно-эпидемиологическое заключение.

Иногда на коробке пишут о том, что маленьким детям не стоит давать эти магнитики, иногда не пишут, но потребителям явно не хватило информации.

Елена крутит в руках цепочку из магнитиков - когда привезла сына в больницу, захватила игрушку с собой. Несмотря на то, что у ее сына операция уже прошла успешно и всё позади, Елена не хочет показывать своё лицо. Она сама дала сыну опасную игрушку: ведь раньше он никогда ничего не тянул в рот.

Каждый месяц в операционных детских больниц спасают десятки любопытных детей, проглотивших детали опасного конструктора. А у маленького Вани теперь только такие игрушки: резиновая хрюшка, резиновый барашек. Их не сгрызёшь и не проглотишь, вроде бы безвредные.

Я уже пятый год преподаю робототехнику во Дворце детско-юношеского творчества. Когда всё начиналось, у нас не было ничего от слова совсем. Был кабинет и это уже хорошо. Поэтому первый робот, которого собирали ребята, был придуман на ходу…

…из картона. Это макет небезызвестного робота из детского мультфильма.

С тех пор много воды утекло, нашему объединению даже досталось государственного финансирования, на которое были закуплены свеженькие конструкторы LEGO MindStorms и разнообразные настольные станки, однако воспитанники первого года обучения в начале года у меня до сих пор собирают макет робота Валли из картона. Потом добавляем к нему двигателей, собираем схему управления на двух транзисторах, ставим датчик освещённости и стильный робот готов ездить по белым полосам.
А конструкторы эти лежат до сих пор на дальней полке. Раньше не мог понять почему, как-то избегал их на подсознательном уровне, теперь удалось формализовать и упорядочить эти мысли.
Кратко опишу конструкторы: они просты, способны дать быстрый результат, дают иллюзию знаний и умений, не требуют каких-либо доработок (только докупания новых элементов) – это всё делает конструктор отличным интересным коммерческим продуктом, способным, однако же, сыграть злую шутку с его счастливым обладателем.
Итак, почему же не LEGO:
1. Ключевая особенность конструктора – Упрощение реального мира
Конструктор представляет собой набор различных элементов конструктивных, силовых, измерительных, логических. Комбинация этих элементов даёт быстрый интересный результат. Программирование конструкторов осуществляется размещением интуитивно понятных визуальных блоков в специальной программе. Чего же в этом плохого? А вот что: ребёнок видит результат, но за результатом не видит системы – блоки остаются для него «черными ящиками», которые функционируют волшебным образом. Подобные вещи при неправильном применении способны убить интерес ребёнка, что встречается очень часто, бывает, родители купят набор, отдадут ребёнку и пусть занимается сам – это вернейший способ отрезать своему чаду путь в технические науки в дальнейшем. Причин здесь несколько:
Во-первых, ребёнок, у которого уже получилось собрать что-то электрическое, действующее, почти живое, проникается гордыней и отказывается заниматься базовыми вещами – такими как работа с линейкой, циркулем, паяльником, ножовкой, молотком, отвёрткой…
Во-вторых, даже если гордыню удалось преодолеть или её не возникло, базовые вещи не могут в такой же степени, как и конструктор, удовлетворять интерес ребёнка – за неимением мгновенной отдачи от вложенных усилий интерес быстро пропадает.
2. Формирование иллюзии простоты
Ребёнку становится понятно, что робототехника – это просто: берёшь одно и присоединяешь другое… Зачем дальше учиться, если я уже о-го-го что могу? Надо ли говорить, что это влечёт за собой мифологизацию техники и отвращает ребёнка от системного освоения мира. Если вы купили такой конструктор своему ребёнку и закончились постоянные: «почему?» - это очень плохой знак.
3. Отчуждение и специализация
Конструктор предназначен для того, чтобы ребёнок ничего не понимающий в робототехнике мог собирать роботов. При этом в тени остаётся огромнейший труд инженеров, позаботившихся о простоте конструктора, у ребёнка создаётся заблуждение, что это он сам всего достиг. Это очень созвучно западной системе образования, когда специалист по правому уху ничего не знает про левое, и убивает русское природное стремление к системному познанию мира. Александр Богданов с его Тектологией задумывал прямо противоположное.
4. Отсутствие необходимости дополнительных знаний
Да, знания не нужны, в общем-то, ребёнок, освоивший такой конструктор, обзаведясь совсем небольшим дополнительным набором знаний, может работать сверхузким специалистом в ряде областей промышленности.
5. LEGO – идеальный продукт потребления, дающий быстрый результат в ходе несложных «вегетативных» манипуляций , в то время как изготовление своими руками – способ научится преодолевать вызовы, детально разобраться и глубже понять мир.
6. Использование программирования в Lego конструкторах - Дискредитация очарования программированием по сходным причинам.
В результате такой конструктор вписывается в чаяния наших чиновников из министерства образования, желающих воспитать качественных потребителей , т.е. никакого творчества и быть не должно.
Каков же выход? Ответ прост – реализация сложна : не стоит думать, что от ребёнка можно откупиться конструктором. Лучший вариант отдать ребёнка в кружок технического творчества, предварительно переговорив с руководителем, если такой возможности нет, то наряду с покупкой конструктора следует уделять достаточно времени, чтобы направить интерес ребёнка в нужное русло и нейтрализовать его негативное воздействие. Нейтрализовать воздействие можно, наполнив пустую форму конструктора

Конструкторы стоят на особом месте среди всех существующих детских игрушек. С одной стороны, конструктор - это средство обучения созданию чего-то нового. Целью конструктора представляется задача не только научить ребенка скреплять детали между собой, что тоже по-своему важно и полезно, но и придать навыки воплощения в реальности собственных фантазий.

Ведь почти любой растущий человек, устав собирать то, что нарисовано на картинках, прикладываемых к конструктору, начинает пробовать собирать что-то свое. И вот этот момент, тем более, если он оказался успешен, и является главной задачей конструкторов - обучение творчеству.

Но существует и вторая сторона - безопасность

Никакая игрушка не должна причинить вред ребенку - над этим трудятся разработчики и дизайнеры. И вот здесь конструкторы поначалу проигрывали: ни один не обходился без крепежных элементов, винтов, гаек, мелких деталей.

И хотя на коробках предупредительно сообщали, что конструктор можно давать только детям старше определенного возрасти, все равно бывали случаи, когда до пестрых мелочей добирались совсем еще маленькие дети, активно пробующие окружающий мир на вкус.

А любой посторонний предмет, проглоченный ребенком, это опасность.

Современные и безопасные магнитные конструкторы

Появившиеся недавно конструкторы, основанные на сверхмощных магнитах, соединяющих между собой детали, тоже прошли через подобные стадии развития. Более того, такие новинки, как собранные из магнитных шариков игрушки Neocube оказались чрезвычайно опасными для малышей: представьте, что любопытный малыш проглотит сразу несколько таких шариков, и они в кишечнике друг с другом сцепятся!

О последствиях лучше не говорить, просто нельзя покупать такие игрушки в семьи с маленькими детьми. Но все проблемы постепенно решаются.

Вот и появились , никакой опасности малышам не представляющие. Это - тоже вариант магнитного конструктора, и никаких крепежных элементов в нем не существует: достаточно детали приложить одну к другой, как они притянутся. Но магниты здесь спрятаны в глубине пластмассовых деталей. По размерам деталь достаточно велика, и проглотить ее невозможно, покусать - да, пожалуйста: пластик экологически безопасен.

Так что - опасностей никаких. И последний вопрос: а не вредят ли здоровью сами магниты?

Прежде чем использовать современные неодимовые сверхмощные магниты, европейские эксперты провели множество проверок и вынесли заключение: БЕЗОПАСНО!