Основные приёмы работы в кружке. Технология работы с бумагой и картоном Правила личной гигиены

Способы этой группы служат для соединения отдельных частей изделия, полученных рассмотренными выше способами, в целое изделие, обычно по соединительному шву. Соединительным швом называют элемент конструкции, служащий для скрепления её частей в целое изделие или заго­товку. К таким способам относятся: склеивание, сваривание, брошюрова­ние, склепывание и сшивание. Возможны сочетания этих способов: склеива­ние с последующей сшивкой или наоборот- сшивка с последующим при­менением склеивающей ленты.

Склеивание

Это соединение частей материала при помощи клеящего вещества. Пре­имущества этого способа заключаются в высокой производительности скле­ивающего оборудования и простоте клеенаносящего устройства.

Прочность клеевого шва зависит от адгезионных свойств клея, жесткости склеиваемых материалов и структуры поверхностного слоя склеиваемых материалов. При хорошей склейке разрушение клеевого шва чаще всего происходит за счет расслоения бумаги или картона. Как правило, склеива­ние по клапану производят с креплением его с внутренней стороны изде­лия, что обеспечивает более прочный шов.

Различают прямое и непрямое склеивание. При прямом склеивании кле­ящее вещество наносится на части материала и схватывается непосред­ственно при соединении этих частей. При непрямом - клеящее вещество предварительно наносится на материал в виде ленты, но делается пригод­ным для склеивания только после нагрева или смачивания. Если использу­ется нагрев, этот способ склеивания называют гуммированием.

Классическое клеенаносящее устройство (рис. 2.14) состоит из обогревае­мой ванны, наполненной клеем, в который частично погружен клеенанося- щий валик. Толщина наносимого слоя клея регулируется специальным ва­ликом, а избыток клея снимается с него шаберным валиком и возвращается в ванну. Нанесение клеящего вещества на материал в виде пятен различной конфигурации производят с помощью клеевого клише (рис.2.15). В отдель­ных случаях подачу клея на материал производят с помощью регулируе­мых форсунок.

Соединительный шов, образованный с помощью клеевой ленты, имеет то преимущество, что позволяет отказаться от соединительного клапана. Это дает значительную экономию материала, особенно при изготовлении тары малого размера. Кроме того, при использовании клеевой ленты практически не образуется уступов с внутренней или наружной стороны изделия. Проч­ность шва в этом случае определяется прочностными показателями ленты и её адгезией к поверхности изделия.

Для склеивания применяются различные виды клеевых лент: гуммиро­ванная бумажная лента; армированная лента; хлопчатобумажная липкая лента; липкая лента из полиэтиленлавсановой пленки и другие. Выбор клее­вой ленты определяется видом упаковки, её назначением и материалом. Для изделий, где требуется высокая механическая прочность, применяют в основном армированные клеевые ленты на бумажной или полимерной плён­ке.



Для получения многослойного тарного картона используют клеильные машины. Клеильные машины (рис. 2.16) рассчитаны на склеивание от двух до шести полотен картона. Рабочая ширина машины колеблется от 1,1 до 2,2 м. Скорость машины зависит от числа склеиваемых слоев, вида приме­няемого клея и составляет от 15 до 120 м/мин. Машины снабжены размо­точными устройствами (раскатами) 1 с откидными боковыми держателями и приспособлением для смены рулонов без останова машины (сплайдер). На раскатах рулоны картона устанавливают так, что после склейки покровные слои оказываются наружными слоями. Через систему валиков картон посту­пает в клеильные устройства 2, где на него наносится слой клея. Клеильные устройства снабжены индивидуальными приводами для возможности изме­нения числа оборотов клеенаносящего валика, т.е. регулировки количества наносимого клея.

При выработке двухслойного картона клей наносится на внутреннюю по­верхность верхнего слоя. При выработке трехслойного картона и более на­несение клея на слои производится так, чтобы после его высыхания короб­ление было минимальным.


Прессовая часть клеильной машины состоит из двух - четырех прессов 3, рассчитанных на постепенное увеличение линейного давления по ходу по­
лотна до 50 кН/м. Прессованием достигают пропитывание картона клеем и его равномерного распределения по ширине полотна.

Бумага бывает разного качества: от тонкой прозрачной - папиросной, до плотной, которую очень трудно даже надорвать, - металлизированной.

  • Для создания объема некоторых поделок нужна тонкая и мягкая бумага (папиросная, бумажные салфетки).
  • Понадобится также простая белая или цветная бумага, типа газетной, для бумажной мозаики.
  • Более плотную, которая, впитывая влагу, не промокает насквозь (большинство наборов цветной бумаги), можно использовать для аппликаций.
  • Для изготовления игрушек оригами нужна бумага в меру плотная, дающая четкие линии при изгибе (лощеные тетрадные листы, мелованная бумага).
  • Картон необходим для основы объемных изделий, игрушек.
  • Картонные коробки, фантики, фольга, обрезки обоев - все понадобится настоящему мастеру.

Правила работы с бумагой

  1. Все линии сгиба делают четко, хорошо проглаживая. Чтобы на бумаге не оставалось грязных пятен, место сгиба проглаживают закрытыми ножницами или на место намеченного сгиба накладывают лист бумаги и проглаживают сверху. Причем если сгиб одиночный, то лист удобно расположить так, чтобы сгиб находился справа или сверху.
  2. Если нужно разорвать бумагу на полосы, необходимо учитывать, в каком направлении в ней располагаются волокна. Если рвать вдоль волокон - разрыв будет длинным и довольно ровным. А если поперек, то длинная полоска не получится. Чтобы это почувствовать, потренируйся на газетной бумаге.
  3. Если необходимо наклеить деталь на ровный лист, клеем намазывают наклеиваемую деталь. Если же намазать контур детали на листе-основе, а затем приложить саму деталь, она не будет ровной и гладкой, на ней появятся морщины и складки.
  4. Наклеиваемую деталь необходимо крепко прижать. Для этого используют чистый лист белой бумаги и кусочек фланели. Деталь намазывают клеем, помещают на лист-основу, слегка прижимают в центре, расправляют и накладывают на нее чистую бумагу. После этого фланелевой тряпочкой тщательно проглаживают деталь от центра к краям.

Для работы нужны два вида клея: жидкий (ПВА) и клеящий карандаш.

Клеящий карандаш используют при изготовлении аппликаций, для приклеивания мелких деталей.

Клей ПВА необходим для склеивания различных деталей, когда требуется большая прочность.

Работая с клеем, не забывай о правилах, которые необходимо выполнять, чтобы не было неприятностей.

  1. Рабочую поверхность застели газетами, упаковочной бумагой или клеенкой - после работы не придется отмывать стол от капелек застывшего клея.
  2. Если клей хранится в довольно большой емкости, для работы отливай его понемногу в небольшую плоскую баночку или крышечку - тогда тебе не грозят клеевые озера на бумаге или на полу.
  3. Для нанесения клея используй специальную кисточку или трубочку из плотной сложенной бумаги.

Основные правила трудового обучения, изучаемые в начальных классах (памятки).

Правила рабочего человека.

  • Каждый работает на своём рабочем месте.
  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
  • Во время работы держи рабочее место в порядке.
  • Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
  • Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
  • Главное правило: «Работайте дружно!»

Правила работы на уроках трудового обучения.

  • Работу начинай только с разрешения учителя.
  • Употребляй инструменты по назначению.
  • Во время работы держи инструменты правильно.
  • Перед работой и во время работы размести инструменты в нужном порядке.
  • Рабочее место содержи в чистоте.
  • Во время работы не разговаривай.
  • Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
  • Во время работы строго соблюдай технику безопасности.

Правила техники безопасности с инструментами. Техника безопасности при работе ножницами.

  • Пользуйся ножницами с закруглёнными концами. Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении, в чехле.
  • При работе внимательно следи за направлением реза.
  • Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  • Не держи ножницы лезвиями вверх.
  • Не оставляй ножницы в открытом виде.
  • Не режь ножницами на ходу.
  • Не подходи к товарищу во время резания.
  • Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
  • Во время работы удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Техника безопасности при работе ножом.

  • Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.
  • Не работай тупым и неисправным ножом.
  • Не держи нож лезвием вверх.
  • Передавай нож товарищу ручкой вперёд.
  • Стопку бумаги и картон разрезай только по фальцлинейке с бортиком.
  • При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя.
  • Пользуйся ножом с закруглённым лезвием.
  • Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром.

Техника безопасности при работе шилом.

  • Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом.
  • Используй шило только по назначению.
  • Не прокалывай шилом твёрдые предметы с гладкой поверхностью.
  • Шило держи так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня,
  • Работай только на подкладной доске.
  • Делай прокол, осторожно вращая ручку. Не применяй липших усилий.
  • Расширить отверстие можно на вису.
  • Передавай товарищу шило ручкой вперёд.

Техника безопасности при работе циркулем.

  • Используй циркуль по назначению.
  • Храни циркуль в определённом месте.
  • Не оставляй в открытом виде.
  • Не держи иглой вверх.
  • Передавай товарищу, держа за ножки.

Техника безопасности при работе иглой.

  • Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.
  • Во время работы держи иглы в игольнице.
  • Запасные иглы храни в игольнице.
  • Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы.
  • При шитье пользуйся напёрстком.
  • Не применяй игл вместо булавок.
  • Оставляй иглу с ниткой, так её легче найти.

Правила работы клеем.

  • Держи клей в удобной упаковке, чтобы он не разливался или не закрывалось отверстие.
  • Ставь клей на стол в положенном месте.
  • Крышку открывай перед работой.
  • Операции наклеивания выполняй кисточкой. Притирай деталь салфеткой.
  • Не нажимай на открытую упаковку с клеем, держа её отверстием вверх.
  • Следи за тем, чтобы клей не попадал в глаза, нос, на ранки или на одежду. При попадании клея в глаза или в нос тщательно промой их большим количеством воды.
  • Закончил работу, закрой упаковку с клеем.

Сгибание и складывание

Терминология

См.- С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

  • Согнуть (см. гнуть) - придавать чему-нибудь дугообразную, изогнутую форму.
  • Сложить - положить вместе в известном порядке.
  • ОРИГАМИ - художественное складывание изделий из бумаги.
  • Фальцовка - (от нем. - сгибать) последовательное сгибание отпечатанных листов в книге.
  • БИГОВКА - получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба.

Сгибание и складывание. Значение операции.

  • Операция: согнуть, сложить.
  • Вид работы: оригами.
  • Вид разметки.

Правила сгибания и складывания

Бумаги

  • Складывай бумагу только на столе, но не на вису. Сгибай бумагу от себя. Положи лист так, чтобы линия сгиба проходила слева направо.
  • Начало линии сгиба наметь левой рукой, затем всю линию прогладь правой слева направо.
  • Сгибай лист в два приёма: сначала сгиб делай еле заметным, если противоположные стороны листа точно совпадут, то линию сгиба прогладь гладилкой. Гладилка - это хорошо отполированная деревянная, костяная или пластмассовая пластинка. В качестве гладилки можно использовать ручку, карандаш, счётные палочки и т.д.
  • Если сложенный лист бумаги нужно сложить ещё раз, поверни его так, чтобы первая линия сгиба была слева.

Картона

  • Картон сгибают по надрезам, сделанным до половины его толщины со стороны обратной той, в которую надлежит сгибать (ножницами, шилом, ножом). Получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба называется биговкой .
  • Для получения плавного изгиба лист картона кладут на стол лицевой стороной вниз. Придерживая его ребром линейки, захватить за выступающий из-под линейки край и тянуть его вверх и немного в сторону. Чем сильнее нажимать на линейку и чем круче по отношению к столу поднимать картон, тем сильнее он изогнётся. Не следует пытаться сразу получить необходимую заготовку. Лучше повторить операцию несколько раз.

Резание. Значение операции.

  • Развивает мускулатуру мелких мышц пальцев и координирует движения.
  • Операции: вырезать, разрезать, прорезать, надрезать.
  • Вид работы: симметричное вырезывание, художественное вырезывание.

Правила резания

НОЖНИЦАМИ

  • Ножницы держи правильно : острый конец ножниц внизу, головка винта слева. В кольца вставляют большой и средний пальцы, указательным пальцем снизу придерживают и направляют работу инструмента.
  • Материал держи удобно для работы : большие листы бумаги - на столе, небольшие - в воздухе, над столом, слегка согнув их желобком, чтобы бумага не провисала.
  • Режь бумагу по правой стороне линии разметки.
  • При резании по кривым линиям поворачивай заготовку навстречу ножницам.
  • Детали по наружному контуру вырезай против часовой стрелки, по внутреннему - по часовой стрелке, при вырезывании угла внутри заготовки выполняй операцию в два приёма
  • При резании по прямой линии смотри на линию разметки впереди концов ножниц. При резании по кривой линии смотри на то место, в котором проходит резание.
  • Концы ножниц не разводи широко и не своди их до конца
  • При резании бумаги, сложенной в два и более слоев, слегка наклоняй ножницы вправо.

НОЖОМ

  • Резать на ровной подкладной доске. Пользоваться металлической фальцлинейкой.
  • Под разрезаемую бумагу подложить картон или несколько слоев бумаги.
  • Линия разреза должна идти вдоль волокон древесины.
  • Бумагу по линиям сгиба резать острым ножом способом «на себя» или «от себя».

Склеивание бумаги и картона.

Виды клея, удобные для работы на уроках трудового обучения.

ПВА, декстриновый, казеиновый, бустилат, обойный и т.д. (удобны все виды клея, которые можно развести водой).

Неудобен канцелярский клей. Он старит бумагу (бумага желтеет).

ПРАВИЛА наклеивания бумаги или картона.

  • Уложи деталь на лист бумаги (подкладной лист) продольной стороной слева направо изнанкой вверх. Лист, испачканный клеем, заменяют новым.
  • Склеивание начинать от больших деталей к меньшим.
  • Клей наносить на более тонкий из склеиваемых материалов.
  • Толстая и плотная бумага требует более густого клея.
  • Клей наноси быстро тонким слоем и без пропусков по всей поверхности заготовки плавными движениями кисти вдоль волокон.
  • Кисть следует держать с лёгким наклоном в сторону движения и перемещать от середины листа к краям.
  • Детали, намазанные клеем или клейстером, содержащим много воды, выдерживают 1.5-2 минуты, до полного намокания и только тогда приклеивают.
  • Укладывая намазанную клеем деталь на место, подгони сначала кромку одной из её продольных сторон.
  • Прикрыть деталь чистым листом бумаги и тщательно притереть её от середины листа к краям, следя за тем, чтобы бумага везде плотно пристала к картону и нигде не оставалось бы пузырьков воздуха.
  • Сушить изделие под прессом.
  • Чтобы уменьшить деформацию, картон лучше оклеивать с обеих сторон.
  • Чтобы склеить детали из картона, места склеивания нужно ЗАЧИСТИТЬ (почертить острым предметом, сделать поверхность шероховатой).

КЛЕЙСТЕР

МУЧНОЙ

Муку развести небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны, без комков. Заварить крутым кипятком, быстро вливая кипящую воду или наоборот и помешивая раствор.

Соотношение: 1 часть муки, 4-6 частей воды

Можно подержать содержимое на слабом огне, постоянно помешивая, если клейстерообразная масса получилась слабой.

Чтобы клейстер не закис, нужно добавить немного борной или ацетилсалициловой кислоты.

КРАХМАЛЬНЫЙ

Размешать крахмал с небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны.

Непрерывной струёй лить кипяток, без перерыва быстро и тщательно размешивать раствор. Когда раствор загустеет и станет полупрозрачным, продолжать приливать кипяток до получения клейстера нужной густоты (при этом учитывать, что при остывании клейстер становится немного гуще).

Соотношение: 1 часть крахмала, 12-15 частей кипятка.

Хорошо, если к крахмалу предварительно подмешать немного муки. Получится крахмально мучной клейстер.


Здравствуйте, дорогой мой подписчик!
С Вами я, OAZIS-58, со своим электронным курсом «Уникальный готовый успешный хобби для женщин ». Сегодня мы продолжим знакомство с секретами выполнения отдельных элементов микропейзажных композиций из бумаги и картона. Приступим!

Окраска и декоративная обработка бумаги, картона.

В процессе изготовления макета для дизайнерских целей может возникнуть необходимость придать бумаге свойства, которыми она не располагает. Чаще всего приходится окрашивать бумагу. Существует несколько способов изготовления макетов в цветовой гамме. Самый распространенный – это использование аппликации , наклеиваемой на наружную поверхность объемного изделия из бумаги. Изготовление аппликаций нужного размера, текстуры, формы, цвета не представляет сложности. Для этого используются хорошо известные компьютерные программы: Photoshop, 3D MAX, и др . Распечатанная поверхность нужного цвета на струйном принтере имеет очень высокое качество и великолепно имитирует любые строительные материалы. Кроме этого, в продаже имеются десятки разновидностей самоклеющейся пленки, имеющий практически безграничный диапазон цветовой палитры, текстуры. При этом огромным преимуществом этого способа декорирования бумажной поверхности является то, что она не коробится, а разлинованная в мелкую клеточку обратная сторона самоклейки позволяет очень точно и быстро раскроить необходимый декоративный слой.

Не перестали быть актуальными и традиционные приемы окраски бумаги для макетирования:

  1. Окраска анилиновыми красителями. Белая бумага погружается в широкую ванночку с водным раствором анилиновой краски (используемой для окраски хлопчатобумажных изделий). Выкрашенная бумага просушивается на растянутом шнуре, а затем помещается под пресс.
  2. Окраска цветным клейстером . В крахмальный клейстер добавляют растворенную в воде акварель или гуашь и полученную цветную кашицу наносят на бумагу широкой кистью. Затем по бумаге проводят в разных направлениях щеткой или гребенкой. Для получения глянца окрашенную поверхность бумаги покрывают лаком.
  3. Окраска набрызгом. Жидкую краску разбрызгивают по поверхности ватмана с помощью щетинной щетки или пульверизатора. При окраске набрызгом часто пользуются трафаретом.
  4. Окраска под «Мрамор ». Масляные краски, разведенные керосином или бензином, разбрызгиваются по поверхности воды, налитой в широкую ванночку. Краску слегка перемешивают до образования сплошной мраморной пленки. На эту пленку осторожно кладут лист бумаги и быстро снимают. Рисунки на каждом листе после высыхания будут различными. Их рекомендуется покрыть бесцветным спиртовым лаком.
  5. Окраска под бронзу. Для различных декоративных целей очень часто возникает необходимость бронзировать бумажное изделие или придать ему цвет алюминия. Для этого алюминиевый или бронзовый порошок смешивается с лаком или клеевым раствором и полученную смесь наносят на поверхность изделия кистью, как масляную краску.

Пишите: [email protected] Всего доброго.

Всего доброго. До встречи в следующем выпуске рассылки.

~ С уважением OAZIS-58

Бумага и картон - материалы, широко используемые в кружках «Умелые руки» при проведении различных работ. Эти материалы применяются для изготовления игр и игрушек, учебных пособий, моделей и макетов, снаряжения для юннатской работы, предметов домашнего обихода, для переплётных и оформительских работ.

Общедоступность организации работы с бумагой и картоном, возможность последовательного усложнения поделок и постепенного наращивания их трудоёмкости и трудности применяемых рабочих приёмов делают эти работы особенно ценными на начальной стадии занятий детей в кружке. В это время весьма большое значение имеет выработка и закрепление основных трудовых навыков и умений. В дальнейшем удельный вес работ с использованием бумаги и картона обычно снижается за счёт постепенного внедрения других материалов (древесины, металлов, пластических масс, тканей, природных материалов).

Складывание и сгибание бумаги и картона

При складывании листа бумаги его перегибают и, убедившись, что линия сгиба наметилась правильно, при помощи гладилки, движением от себя или слева направо, приглаживают линию сгиба. Пальцами левой руки при этом придерживают обе части листа, чтобы они не сдвигались с места (рис. 1).

Рис. 1. Проглаживание бумаги по линии сгиба

Перед складыванием пачки бумаги в несколько листов (например, при изготовлении тетради, записной книжки или блокнота) все листы сначала сталкивают. Для этого всю пачку ставят на ребро, слегка сгибают листы и лёгкими ударами о поверхность стола или подрезной доски добиваются совпадения нижних сторон всех листов (рис. 2). Затем, ориентируясь на нижнюю сторону пачки бумаги, намечают линию сгиба и производят сгибание.

Рис. 2. Сталкивание пачки бумаги

При изготовлении тетрадей, блокнотов и рукописных журналов из листов бумаги большого формата лучше каждый лист складывать отдельно от других соответствующее число раз. Получающиеся при этом бумажные тетради сшиваются между собой по корешку в блок и обрезаются с трех других сторон ножом по линейке.

При многократном сгибании одного листа бумаги, вдоль линии сгиба, как правило, образуются морщины. Для того чтобы избежать появления таких морщин, рекомендуется разрезать бумагу по каждому очередному сгибу немного более чем на половину его длины. В таких случаях сфальцованный лист не рассыпается и его удобно брошировать и обрезать ножом по линейке.


Рис. 3. Надрезание картона при сгибании под углом

В процессе изготовления картонных коробок, футляров, моделей геометрических тел и т. п. часто встречается необходимость в сгибании картона под прямым углом или под углом, близким к прямому. Для сгибания картона поступают следующим образом. Намечают карандашом линии сгиба и по этим линиям надрезают картон ножом по линейке до половины его толщины После этого картон сгибают так, чтобы сделанные надрезы оказались с внешней стороны рёбер (рис. 3). Чтобы образовавшиеся рёбра были прочнее, их оклеивают полосками прочной бумаги или ткани. Эти полоски полезно наклеивать на линии сгиба даже и в том случае, когда всё изделие предполагается затем целиком оклеить бумагой или тканью.

Часто при сгибании под углом тонкого картона или плотной бумаги, вместо надрезания материала по линиям сгиба, ограничиваются продавливанием этих линий. Для этого по каждой линии сгиба, с внутренней стороны будущего ребра, с нажимом проводят ребром гладилки или обушком клинка ножа.

Рис. 4. Резка бумаги по сгибу

Разрезание бумаги ножом по сгибу

Сложив бумагу, хорошо проглаживают сгиб гладилкой, а если её нет - карандашом или просто ногтем. Затем укладывают бумагу сгибом направо и под острым углом к левой передней кромке стола вводят клинок ножа в сгиб, и, держа нож почти горизонтально и под очень острым углом к линии сгиба, ведут его вдоль этой линии, как показано на рисунке 4. Левой рукой при этом придерживают разрезаемую бумагу, не допуская сдвига листов. Пилить бумагу ножом по сгибу, как это часто делают, не следует: линии реза получаются неровными.

По сгибу разрезают бумагу лишь в тех случаях, когда к качеству работы не предъявляются особые требования. Если же бумага должна быть обрезана совершенно ровно (например, когда обрезаются переплетаемые брошюры, тетради или альбомы), резку её нужно производить острым ножом по линейке.

Резка бумаги и картона ножом по линейке

Качество работы при резке бумаги и картона ножом получается обычно гораздо выше, чем при пользовании ножницами. Поэтому настоятельно рекомендуется приучать детей, начиная с десяти-одиннадцати лет, пользоваться ножом даже при необходимости отрезать небольшую простенькую деталь. Только при вырезании деталей сложных криволинейных очертаний (бумажные аппликации, буквы из картона, сложные по конфигурации развёртки геометрических тел, выкройки игрушек, шаблоны и т. п.) следует применять ножницы.

Резать бумагу и картон ножом рекомендуется на специальной подрезной доске и по металлической линейке. Во избежание порчи, следует запрещать детям использование при резке бумаги и картона деревянных и пластмассовых линеек и угольников, употребляемых для черчения и разметки.

Резка бумаги, картона и переплётных тканей всегда должна производиться только остро отточенным ножом. Поэтому как перед работой, так и в процессе её проведения, необходимо часто точить нож и править его на оселке.

В процессе резки картона и бумаги следует приучать детей к неуклонному выполнению следующих правил.

Разрезаемый материал следует располагать на подрезной доске так, чтобы линия реза шла по направлению древесных волокон доски: от этого повышается качество работы и меньше портится доска. Из тех же соображений рекомендуется подклады-вать под разрезаемый материал ненужный кусок картона или несколько слоев макулатуры (старых газет, обёрточной бумаги и т. п.).

Линейку при резке бумаги и картона нужно возможно сильнее прижимать левой рукой книзу, чтобы сдвигание её с места во время работы было исключено.

Во время резки бумаги рукоятку ножа следует держать сверху четырьмя пальцами. Пятый, указательный палец должен лежать на обушке клинка ножа (рис. 5). Этим пальцем и осуществляется нажим на нож в процессе работы.

Клинок ножа должен во время работы плотно прилегать к рабочей грани линейки, т. е. двигаться в плоскости, перпендикулярной плоскости подрезной доски. Ось ножа при резке бумаги должна быть наклонена к линии реза и составлять с ней угол в 35-45°.

Рис. 5. Резка бумаги ножом по линейке Рис. 6. Резка картона ножом

Внизу - переплётный нож для резки картона (с укороченным клинком)

При разрезании картона желательно применять нож с укороченным клинком. Рукоятку ножа нужно держать в кулаке и так, чтобы ось ножа была чуть-чуть, едва заметно, наклонена в сторону реза (рис. 6). Рука работающего должна быть при этом согнута в локтевом суставе и кисть её - находиться на одной прямой с лучевой костью руки (прямая эта должна быть горизонтальной).

Детей следует с самого начала приучать резать бумагу и картон с лёгким нажимом на нож: при сильном нажиме линия реза легче отклоняется в сторону, что ведёт к браку. В особенности это касается первого реза, который является как бы направляющим для всех остальных.

Подрезную доску вместе с разрезаемым материалом и линейкой рекомендуется располагать так, чтобы резать приходилось либо слева направо, либо движением ножа к себе (последнее удобнее и даёт обычно лучшие результаты). При разрезании материала небольшого формата очень удобно располагать подрезную доску гак, чтобы линия реза образовывала с левой частью переднего ребра крышки стола угол в 70-80°.

Бумагу при резке нужно класть лицевой стороной вниз: в этом случае обрез получается с наружной стороны чище. Это правило особенно необходимо соблюдать при резке мраморной, переплётной, глянцевой и других сортов окрашенной с одной стороны бумаги и в тех случаях, когда линии обреза в готовом изделии будут видны.

Если бумагу или картон необходимо обрезать под угольник с четырёх сторон, то сначала лучше всего обрезать по одной из длинных сторон, затем по двум коротким и, наконец, по второй длинной. Такая схема резки обеспечивает большую её точность.

Резка бумаги и картона по криволинейным контурам

Для резки бумаги и картона по контурам криволинейных очертаний применяют ножницы. Концы ножниц при этом разводятся широко, а резка производится небольшим участком их режущих кромок, непосредственно примыкающим к оси. Вырезаемая деталь, как правило, должна в процессе работы располагаться слева от ножниц, а линия реза должна проходить по правой стороне разметочной линии, проведённой карандашом.

При массовом изготовлении из бумаги небольших по размерам деталей со сложными криволинейными очертаниями бумага складывается, в зависимости от её плотности, в четыре, восемь и более слоев, и вырезание производится по карандашной разметке, нанесённой на верхнем листе. Если детали велики, то листы бумаги, чтобы они в процессе работы не смещались, скрепляют по краям канцелярскими скрепками или булавками.

Для разметки на бумаге и картоне контуров деталей, особенно при их массовой заготовке в кружке, можно применять шаблоны, вырезанные из плотной бумаги, картона или тонкой фанеры. К изготовлению таких шаблонов следует привлекать детей.

Если деталь имеет ось симметрии, то бумагу для шаблона складывают пополам, вычерчивают на ней половину детали так, чтобы ось симметрии совпадала с линией сгиба, вырезают и распрямляют. По полученному бумажному шаблону можно изготовить шаблон из картона или фанеры. Для разметки элемента на листе бумаги или картона шаблон укладывается на этот лист и его контуры обводятся карандашом.

Наклеивание бумаги

При увлажнении и смачивании бумаги или при намазывании её клейстером (который сравнительно легко отдаёт часть содержащейся в нём влаги) бумага удлиняется, вытягивается. При этом такое вытягивание не является одинаковым в разных направлениях: поперёк волокон бумага удлиняется гораздо больше, чем вдоль их. Производя наклеивание бумаги, необходимо всегда считаться с описанным выше свойством её.

Если только что намазанную клейстером бумагу сразу наклеить на картон, то в результате продолжающегося процесса её разбухания и удлинения на бумаге появятся морщины и складки, которые не могут не портить внешний вид изделия. Поэтому при пользовании клейстером рекомендуется после нанесения его на бумагу дать последней полежать полторы-две минуты. Только после такой «выдержки», когда бумага размокнет и растянется, её можно наклеивать.

Рис. 7. Намазывание бумаги клейстером

Некоторые отделочные сорта бумаги - глянцевую, мраморную, шагреневую (тиснёную) и др. - лучше наклеивать столярным клеем, а не клейстером: из-за большого количества воды, содержащейся в последнем, нередко портится окраска и глянец бумаги, появляются пятна. Густой и тёплый столярный клей рекомендуют также применять для склеивания толстых, плотных сортов бумаги и картона и для наклеивания тканей. Однако для работ, выполняемых в кружке «Умелые руки» детьми 10-12 лет, применение столярного клея для склейки бумаги надо практиковать с осторожностью, так как пользование им требует известных навыков. Хорошие результаты даёт в этих случаях применение густого декстринового клея или комбинированного клея (смеси столярного клея с декстриновым или крахмальным клейстером).

При наклеивании бумаги следует приучать детей соблюдать следующие правила.

Клеем или клейстером всегда нужно намазывать наклеиваемую деталь изделия, а не ту, на которую производится наклеивание. При склеивании двух деталей из бумаги или картона, как правило, намазывают клеем (клейстером) материал более тонкий. При соединении на клею «внахлёстку» листов бумаги одинакового качества (например, при склеивании печатных таблиц, географических карт), в целях более точного совпадения элементов изображения по линии шва, рекомендуется смазывать клеем сразу обе оклеиваемые кромки.

При намазывании бумаги клейстером или клеем её нужно класть на лист ненужной бумаги (обёрточной, газетной и т. п.). При частом проведении в кружке переплётно-картонажных работ полезно иметь соответствующих размеров доску, обитую белой жестью, оцинкованным железом, листом дюралюминия, линолеумом или другим каким-либо листовым материалом, с которого клей легко стирается и который не страдает от сырости. Каждый раз после намазывания очередной детали доска насухо вытирается тряпкой. Для намазывания небольших бумажных деталей удобно подкладывать толстое листовое стекло.


Рис. 8. Намазывание клеем и клейстером:

А - мелких одноформатных деталей из бумаги;
Б - больших листов бумаги

Намазывание бумаги (рис. 7) следует производить кистью свободными движениями, без нажима, нанося клей (или клейстер) от середины листа к его краям ровным слоем. Сначала намазывание производится в одну сторону (например, от середины вниз), затем в противоположную (от середины вверх) и, наконец, вся намазанная клеем поверхность разглаживается той же кистью без набирания клея в поперечном направлении (удобнее всего слева направо). Для того чтобы были хорошо промазаны края детали, кисть во время работы должна соскальзывать на подкладку. Избыток клея, комки и посторонние включения нужно тщательно удалять.

При наклеивании нескольких небольших одноформатных элементов из бумаги - полос, этикеток, мелких табличек и т. п. - их следует сложить стопкой левой стороной вверх и поочерёдно намазывать клейстером (рис. 8).

Для намазывания клеем или клейстером сравнительно больших листов бумаги или картона вместо кисти удобно пользоваться обыкновенной платяной или сапожной щёткой. Клейстер при этом приходится наливать в какой-либо широкий сосуд (тарелку или миску).

Намазываемый лист или деталь нужно придерживать концами пальцев левой руки, чтобы они не сдвигались с места, так как при этом можно испачкать клеем лицевую "сторону листа.

Немедленно после укладки смазанной клеем бумажной детали на место следует проверить правильность её расположения, прикрыть чистым листом бумаги и притереть всю поверхность детали мягкой чистой тряпочкой или ребром ладони. Такое притирание нужно производить от середины к краям (рис. 9). При наклеивании больших листов бумаги их стараются притирать преимущественно по направлению волокон, так как при разглаживании поперёк волокон листы бумаги, увлажнённые клейстером, обычно вытягиваются неравномерно, отчего появляются складки и морщины.


Рис. 9. Притирание приклеенной детали

Небольшие бумажные детали, в особенности имеющие сложную конфигурацию (например, при аппликационных работах или наклеивании бумажных букв), лучше не притирать, а прижимать сверху чистой тряпочкой. Удобно для этой цели использовать пресс-папье, на котором вместо промокательной бумаги можно укрепить сложенную в несколько слоев тряпочку или широкий марлевый бинт.

Во всех случаях, когда конструкция изделия и организация работы позволяют, рекомендуется все свежеоклеенные детали на некоторое время переложить ненужной бумагой (макулатурой), прикрыть сверху доской или листом фанеры и загрузить какой-либо тяжестью. Высушивание под прессом значительно уменьшает коробление. Вторым средством, позволяющим уменьшить коробление картонажных изделий, является одновременная оклейка картона бумагой с двух сторон.

При всех работах, связанных с применением клея или клейстера, следует постоянно приучать членов кружка внимательно следить за чистотой рук и стола. Нужно всегда иметь на каждом рабочем месте чистую тряпочку для вытирания рук.

Оклейка картона бумагой

При проведении некоторых картонажных работ нередко возникает необходимость иметь картон, заранее, ещё до разрезания на отдельные детали, оклеенный бумагой. Такое оклеивание, если листы картона имеют большие размеры, удобнее производить вдвоём.

Лист бумаги, намазанный с изнанки клейстером, поднимается работающими за углы. Один из работающих укладывает обращенную к нему кромку листа бумаги на край картонного листа, после чего помощник постепенно опускает на картон свою сторону листа. В это время первый из работающих разглаживает бумагу чистой мягкой тряпочкой или рёбрами ладоней. Когда весь лист бумаги ляжет на картон, на него укладывают чистый лист бумаги и через последний тряпочкой притирают наклеенный лист к картону.

Оклеенный лист картона укладывается для просушки между несколькими слоями газетной бумаги под пресс - доску или фанерный лист, загружённые какой-либо тяжестью.

Наклеивание узких полосок бумаги и ткани

При окантовке наклеиваемых на картон и ткань карт, таблиц, рисунков, фотоснимков, а также при их окантовке под стекло, кантики чаще всего делаются из узких полосок цветной переплётной и мраморной бумаги и переплётных тканей (коленкора, ледерина или гранитоля). Узкие полоски бумаги и ткани применяются также в картонажном деле при изготовлении коробок, бюваров, рамок, настольных игр и т. п.

Нарезать узкие полоски ткани необходимо всегда только вдоль основы, ибо полоски, нарезанные вдоль утка, при наклеивании сильно вытягиваются, что обычно портит внешний вид изделий.

Рис. 10. Укладывание полосок бумаги на смазанную клеем доску при наклеивании способом «от доски»

Намазывание узких полос бумаги и ткани клеем лучше и удобнее всего производить способом «от доски», или, как его ещё называют, «через доску». Способ этот состоит в том, что заранее заготовленные полоски укладываются левой стороной на специальную доску, поверхность которой предварительно смазывается клеем или клейстером. Перед приклейкой на место каждая очередная полоска снимается с доски, причём её изнанка оказывается покрытой ровным и сплошным слоем клея.

При укладывании полосок на доску и снимании с неё полосок, смазанных клеем, следует стараться, чтобы не запачкать клеем лицевую сторону бумаги, касаться её только большими пальцами рук. Указательный и средний пальцы должны подхватывать полоску только с изнанки, намазанной клеем.

По мере снимания намазанных клеем полосок с доски, на последнюю можно укладывать новые. Этот способ экономит время и повышает качество работ.

На рисунке 10 показано намазывание полосок бумаги и ткани клеем и клейстером способом «от доски». Для работы по этому способу можно использовать простую сосновую доску, обитую оцинкованным железом или жестью. Можно применить для этой цели небольшой лист толстого стекла, хорошо выстроганную и проолифленную доску или кусок фанеры, а при разовых работах - лист плотного картона или кусок старой клеёнки.

Наклеивание мелких бумажных деталей

При изготовлении и оформлении учебно-наглядных пособий, аппликаций, настольных игр, картонажных головоломок, монтажей и других материалов часто возникает необходимость в наклеивании мелких элементов из белой и цветной бумаги. Нередко эти элементы имеют весьма сложные криволинейные очертания (например, буквы надписей). Намазать клейстером оборотную сторону таких элементов так, чтобы не запачкать их лицевую сторону, трудно. Поэтому рекомендуется перед их вырезыванием из бумаги оборотную сторону последней сплошь гуммировать, т. е. намазать тонким слоем клея. После того как клей просохнет, из бумаги вырезывают нужные элементы, смачивают проклеенную сторону водой и укладывают на место, слегка притирая через лист чистой бумаги мягкой тряпочкой.

Для гуммирования бумаги можно использовать клей, рецепт которого приведён на стр. 38.

Приготовление самодельной цветной и переплётной бумаги

В кружке «Умелые руки» для разнообразных картонажных, переплётных и оформительских работ часто бывает необходима цветная, мраморная и переплётная бумага. Полезно научить детей несложному искусству её изготовления.

В зависимости от назначения самодельной цветной бумаги и применяемых для её изготовления красок, часто можно использовать не только чистую белую писчую и рисовальную бумагу, но и бумагу исписанную, газетную, обёрточную и т. п. Для изготовления гладкой (т. е. не имеющей рисунка) цветной бумаги разного назначения применяются различные краски: акварельные, клеевые, реже масляные. Широко используются для этой цели гуашь и тушь, применяются водные растворы анилиновых красителей, в которые добавляют немного жидкого крахмального клейстера. Имея краски основных, наиболее употребительных цветов (красную, синюю, жёлтую, белую и чёрную), можно, смешивая их в разных комбинациях и соотношениях, получать бумагу самых разнообразных цветов и оттенков.

Для окрашивания бумаги на рабочий стол, лист фанеры или доску подстилают три-четыре слоя негодной бумаги (например, старые газеты) и, разложив на ней предназначенные для окраски листы бумаги, прикрепляют их кнопками или булавками. При помощи широкой мягкой кисти покрывают бумагу ровным сочным слоем краски.

Поверхность бумаги, окрашенной акварельными или анилиновыми красками, можно сделать блестящей, покрыв её после полной просушки краски слоем светлого спиртового лака. При окрашивании бумаги клеевыми красками для получения блестящей поверхности в краску добавляют тальк в порошке. После того как окрашенная поверхность хорошо высохнет, её натирают щёткой или чистой мягкой суконкой.

Окрашивание папиросной бумаги (например, для изготовления бумажных цветов, ёлочных игрушек, простейших авиамоделей) производится водными растворами анилиновых красок или растворами цветных чернил методом погружения. Для этого раствор краски наливают в таз или соответствующей величины миску. Работу лучше вести вдвоём. Один из работающих берёт полосу бумаги за два смежных угла и подносит её к тазу с краской, а другой при помощи гладкой палочки или изогнутого в виде буквы П отрезка проволоки нажимает на поверхность бумаги, погружая её в раствор. Первому работающему остаётся потянуть бумагу на себя и вверх, чтобы весь лист, за исключением узкой верхней полоски, оказался окрашенным. За эти полоски все окрашенные листы подвешиваются для просушивания на верёвке при помощи булавок или обычных защепок для белья. После того как бумага подсохнет, её следует прогладить тёплым утюгом.

Для получения так называемой серебряной бумаги обычную бумагу окрашивают самодельной серебряной краской, состоящей из жидкого раствора столярного клея, в который добавляется немного алюминиевой пудры (алюминиевой бронзы). В эту краску полезно добавить немного олифы или светлого масляного лака. Наносится серебряная краска на бумагу большой щетинной кистью.


Рис. 11. Образцы рисунков на самодельной переплётной бумаге

Внизу слева - самодельная гребёнка для нанесения рисунков при изготовлении самодельной переплётной бумаги

Хорошую цветную переплётную бумагу для всевозможных переплётно-картонажных работ можно изготовить простым и вполне доступным для кружка «Умелые руки» способом, применяя подкрашенный клейстер. Для этой цели подготовляют жидкий крахмальный клейстер, к которому примешивают соответствующие пигменты или красители. Остывший подкрашенный клейстер и используют для окраски бумаги.

Для окрашивания клейстера применяют любые тонко растёртые краски, которые можно развести или растворить в воде. Лучше и удобнее всего пользоваться обычными акварельными красками (в тюбиках или плиточках). Можно использовать клеевые краски, в частности гуашь. Анилиновые красители дают возможность получить очень красивые и сочные цвета, но имеют существенный недостаток: на свету эти краски сравнительно быстро выцветают. В тех случаях, когда с этим недостатком почему-либо можно не считаться, анилиновые красители применять следует, тем более что они дёшевы и всюду имеются (можно воспользоваться, например, анилиновыми красителями для тканей). При одновременном использовании нескольких красок желательно для каждой иметь отдельную кисть.

При помощи кисти последовательными параллельными мазками наносят на укреплённую на столе бумагу слой подкрашенного клейстера и тут же обрабатывают окрашенную поверхность, чтобы получился тот или иной рисунок, узор или орнамент. Можно, например, в определённом порядке ударять по свежему слою подкрашенного клейстера полусухой кистью, марлевым тампоном или даже комком бумаги. Отпечатки кисти или тампона при этом будут напоминать цветы.

Проводя по свежеокрашенной, ещё сырой поверхности бумаги зубцами обыкновенной расчёски по прямым, волнистым и зигзагообразным линиям, можно получить самодельную переплётную бумагу с очень красивым рисунком (рис. 11). Расчёску можно заменить самодельными гребёнками из плотного картона или толстой листовой резины.

Из кусочков пробки, коры, школьных резинок, мягкой древесины или сырой картофелины можно изготовить простые печатки - квадратики, ромбики, кружочки, звёздочки или силуэты цветов и листьев. Прикладывая эти печатки в определённом порядке к только что нанесённому на бумагу слою подкрашенного клейстера, можно получить разнообразные орнаменты.

Когда бумага окрашена и орнамент или узор нанесён, её подсушивают, раскладывая листы на столах или на полу, но обязательно в горизонтальном положении, чтобы не образовалось потёков ещё не высохшей краски. Для окончательной сушки листы бумаги можно подвесить на горизонтально натянутые верёвки.

Для того чтобы поверхность самодельной переплётной бумаги блестела, в заваренный клейстер вместе с краской добавляют немного талька в порошке, а после высыхания окрашенной бумаги её натирают мягкой суконкой, пропитанной воском.

Окраска бумаги набрызгом


Рис. 12. Окрашивание бумаги набрызгом:

А - при помощи зубной щёточки; Б - при помощи пулверизатора

Широко применяется в кружках «Умелые руки» ещё один способ окраски бумаги - так называемый набрызг. Поверхность бумаги при помощи очень простых приспособлений окрашивается мельчайшими брызгами краски - крапом (почему этот способ часто называют способом крапчатой окраски). Над окрашиваемым листом держат горизонтально небольшую мелкоячеистую проволочную сетку или обыкновенную расчёску. Обмакнув в раствор краски небольшую щёточку с короткой жёсткой щетиной (обычно для этой цели используют зубные или маникюрные щётки), проводят ею по сетке. Мельчайшие брызги краски, попадая на бумагу, постепенно окрашивают её крапинками (рис. 12).

Вместо сетки со щёткой иногда для разбрызгиваний окрашивающего раствора применяют пульверизатор. Однако качество работы пульверизатором, особенно при использовании его детьми, как правило, ниже, чем в случае разбрызгивания краски щёткой.

Для окраски бумаги набрызгом пользуются чёрной и цветной тушью, акварельными и анилиновыми красками, чернилами.

Большим достоинством этого способа является то, что один и тот же лист бумаги можно окрашивать последовательно в два, три и более цветов, добиваясь нужных оттенков. Очень легко можно изменять и интенсивность окраски, даже в пределах одного и того же листа.

Покрывая отдельные части окрашиваемого листа бумаги шаблонами, трафаретами или буквами, вырезанными из картона или плотной бумаги, можно легко и быстро получить на листе точные и чёткие силуэты, орнаменты и надписи.

Нанесённый на бумагу при помощи набрызга крап сравнительно быстро высыхает, и через несколько минут на окрашенной поверхности можно рисовать и писать тушью или чернилами.

Достоинствами описанного выше способа окрашивания бумаги объясняется то, что он часто и охотно используется для оформления стенных газет, альбомов, рукописных журналов, домашних сочинений, афиш, настольных игр и пр.

Клейстер или клей для работы с бумагой и картоном

1. Мучной клейстер из ржаной муки

Просеянная мука при тщательном помешивании подсыпается в сосуд с кипящей водой. Полученный клейстер подогревается дополнительно на кипящей водяной бане 15-20 минут, пока он не станет совершенно однородным.

2. Мучной клейстер из пшеничной муки

Просеянная мука разводится небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны, а затем, при тщательном и энергичном помешивании, заваривается крутым кипятком.

Мучной клейстер заваривают с учётом однодневной потребности, так как он быстро портится, закисает. Для повышения клеящей способности мучного клейстера к готовому горячему раствору его прибавляют горячий же раствор жидкого столярного клея (1 часть на 10-12 частей клейстера). Эту смесь рекомендуется нагревать 5-10 минут на кипящей водяной бане.

3. Крахмальный клейстер

В алюминиевой или эмалированной посуде размешивают сухой картофельный или маисовый крахмал с небольшим количеством холодной воды. Тонкой непрерывной струёй приливают в сосуд крутой кипяток, быстро и по всем направлениям помешивая раствор и разбивая образующиеся комки. Когда крахмал заварится и загустеет, в раствор продолжают добавлять кипяток для получения клейстера нужной густоты. При этом необходимо учитывать, что после остывания клейстер становится немного гуще.

Если приготовленный клейстер приходится хранить более четырёх часов, в него следует добавить немного какого-либо антисептика: борной кислоты, буры или квасцов (10-12 г на каждый литр клейстера), несколько капель формалина (5% раствор) или карболовой кислоты.

Обычное соотношение составных частей крахмального клейстера:

4. Декстриновый клей

Декстрин представляет собой продукт специальной обработки крахмала - порошок белого, палевого или, чаще всего, жёлтого цвета. При растворении декстрина в воде получается высококачественный и очень удобный при работе с детьми клей для бумаги, картона, наклеивания тканей, кожи, фотоснимков и т. п.

Обычно на две части жёлтого декстрина берут от трёх до пяти частей воды комнатной температуры и раствор хорошо перемешивают. Растворение белого декстрина происходит только при нагревании на водяной бане при температуре 70-85° (не выше!).

Слишком густой декстриновый клей можно разбавить водой, лучше всего остуженной кипячёной.

5. Столярный клей

применяется в картонажно-переплётных работах для наклеивания тканей и картона. Обычно на 15 частей плиточного столярного клея берут 17 частей воды и для придания клею большей эластичности добавляют 1 часть глицерина.

Приготовление столярного клея описано на стр. 67.

6. Клей для гуммирования этикеток и мелких элементов из бумаги

Для гуммирования (подобно почтовым маркам и клапанам почтовых конвертов) различных этикеток и мелких элементов из бумаги можно приготовить клей следующего состава:

Столярный клей разводят в 10-12 частях воды, а в её остатке растворяется сначала вишнёвый клей, а затем сахар. Оба раствора смешивают, подогревают в течение 10-15 минут на водяной бане при температуре 80-90° и процеживают через редкую ткань.

Мелкие бумажные детали намазывают с изнанки тонким слоем клея, лучше всего способом «от доски» (см. стр. 31) и оставляют для просушки. Для наклеивания деталей достаточно смочить высохший клей водой.