Психомоторное развитие детей 1 года. Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года

(3 голоса : 4.3 из 5 )

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Основными функциями нервной системы являются регуля ция всех физиологических процессов в организме и непрерыв ная адаптация его к функциям внешней среды.
Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система заклады вается уже на первых этапах развития эмбриона (2—3я неде ля), в течение внутриутробного периода происходит ее интен сивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее раз витие и дифференцировка происходят под воздействием внеш ней среды до 20—25летнего возраста.

Оценка нервнопсихического развития происходит в соот ветствии с разработанными стандартами развития. На первом го ду жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожден ных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому про исходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

  1. соматовегетативный, или первые два года жизни;
  2. психомоторный, или 3—6й годы жизни;
  3. этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7—10й годы жизни;
  4. аффективноидеаторный этап — 11—12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возраст ных кризисов в 2—4 года, 7—8 лет, в период полового созре вания (см. табл. 3—8).




Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувстви тельность, которая имеется у плода к концу 9й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела пло да проявляет себя уже на 14й неделе жизни, к четвертому ме сяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть време ни спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

  1. пищевых — сосательного, хоботкового и др.;
  2. опоры — при поддержке подмышек стоит на всей стопе;
  3. опоры автоматической ходьбы — переступает;
  4. рефлекса ползания — отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
  5. хватательного — сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготов ку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у груд ных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ре бенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хвата тельного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слу ховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интел лектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать об ращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14—16 ч. Садится сам, пол зает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, форми руется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает разви ваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем — и дву сложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

На 3—6м году жизни совершенствуются двигательные уме ния. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По КернуИрасеку производится оценка школьной зре лости.

Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке — пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек — семь то чек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисо вать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца — 1 см, заглавной — 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл — наилучшая, 5 баллов — наи худшая.

В возрасте 4—6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обоб щения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечи вает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает много численные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7—10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоцио нальные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11—12 лет начинается половое созревание, ко торое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независи мым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оцени вается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды: 1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться; 2) в 4 месяца узнает маму; 3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету; 4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками; 5) в 3 года знает свое полное имя; 6) в 4 года умеет считать; 7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия воз расту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыка ми возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Ес ли отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три — о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).

Оценка психомоторного развития проводится в установлен ные сроки: на первом году жизни ребенка — ежемесячно, на вто ром — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие (см. табл. 10).
Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока — о резко дисгармоничном разви тии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опереже ние или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

  1. знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;
  2. если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не опре делится необходимый показатель;
  3. при задержке развития отыскивать показатель с низким уров нем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения опреде ляется темп развития.

Любимый, долгожданный ребенок для родителей - не только радость, но и ответственность. Ведь до тех пор, пока малыш не в состоянии самостоятельно передвигаться, делать выбор, разговаривать, именно мама с папой становятся его опорой и стимулом для развития. Какую информацию необходимо знать взрослым о психомоторном развитии ребенка, чтобы иметь возможность вовремя отреагировать на возникшие трудности?

Как определить нормальное развитие младенца

Важность периода внутриутробного развития и появления на свет велика. К моменту рождения многие системы и органы находятся в состоянии развития, и до функциональной зрелости еще очень далеко. Для выживания ребенка в новой (агрессивной) среде необходимо обеспечить соответствующий уход и условия.

Адаптация ребенка к окружающей среде и его физиологическая сформированность оцениваются в первые минуты появления на свет по шкале Апгар (названа по фамилии врача, создавшего ее). Замеры проводятся на первой, пятой и десятой минутах жизни. Если показатели изменяются в сторону увеличения, констатируется факт хорошей адаптации малыша к окружающей обстановке. В таблице отражено пять показателей жизнеспособности организма новорожденного: цвет кожи, сердцебиение, рефлексы, дыхание, мышечный тонус. Оценка от семи до десяти баллов подразумевает хорошее, своевременное психомоторное развитие ребенка в будущем. Если оценка после первого и второго замера осталась на низком уровне, врачи диагностируют нарушенное развитие и назначают соответствующее медицинское сопровождение.

Этап появления на свет ребенка влияет на формирование всей последующей жизни человека, поэтому недооценивать его нельзя.

Что включает в себя термин "психомоторное развитие"

Созревание нервной системы и центров головного мозга у детей проходит от рождения до семи лет. Окончательное физиологическое формирование завершается к юности. В связи с этим отмечается гетерохронность развития психического и физического развития.

В педагогике и психологии фраза «психомоторное развитие» подразумевает своевременное формирование таких характеристик, как моторика, статическая работа мышц, сенсорные ощущения, мышление, речь, социальная адаптированность. Для составления достоверной картины актуального развития ребенка сравнивают его показатели с достижениями нормально развивающегося одногодки. Шкалы нормативного психомоторного развития для каждого периода жизни ребенка разработаны на основе многолетних наблюдений врачей и педагогов, основаны на практических исследованиях. Однако очень часто слова специалиста о несоответствии развития малыша нормативному минимуму разбиваются о стену непонимания и протеста родителей.

Почему важно следить за психомоторным развитием ребенка и вовремя коррегировать его:

  • и умения которых формируются вовремя (по шкале), стопроцентно успешно справляются с обучением, имеют хорошую базу для становления самодостаточной личности, хорошо адаптируются в социальной среде;
  • если отклонение в психомоторном развитии происходит по всем параметрам в сторону уменьшения, то в данной ситуации для выравнивания процессов необходима помощь специалистов (часто узкопрофильных), сами родители с такой проблемой справиться не в состоянии;
  • в случае если способности и умения малыша опережают возрастную норму, также не стоит расслабляться, ведь с талантливыми детьми работать нужно с учетом их индивидуальных особенностей.

Периодизация развития ребенка

Наступление кризисных периодов в детстве имеет прямую корреляцию с формированием новых умений, навыков, созреванием нервной системы и отделов головного мозга. Одним словом, это скачкообразная перестройка организма, которая и вызывает у малыша определенный «дискомфорт», и не только у него. Родителям приходится переживать вместе с детьми шесть этапов взросления:

  • новорожденность (адаптация к среде обитания);
  • кризис одного года (связан со сменой положения в пространстве, началом хождения);
  • кризис трех лет (условно этот период может начаться с полутора до трех лет, связан с выделением ребенком своего «Я»);
  • кризис семи лет (начинается с шести и может проявляться до восьмилетнего возраста, связан с формированием словесно-логического мышления);
  • кризис пубертатного периода (с одиннадцати до пятнадцати лет, имеет физиологическую основу);
  • кризис юности (наступает с пятнадцати и может длиться до восемнадцати лет, связан с формированием личности).

Прослеживается закономерность: чем лучше готовы родители к проявлению новых навыков у детей, тем благополучнее протекают кризисные этапы для воспитанников. Конечно же, нельзя забывать, что мальчики и девочки формируются и развиваются «на разных скоростях» благодаря отличию физиологической природы.

Шкала нормативного физического и психомоторного развития детей учитывает все особенности формирования ребенка. В большинстве случаев достаточно вовремя уделить немного внимания формированию того или иного навыка, не упуская и малыш даже не вспомнит, что сталкивался с какими-то проблемами.

Если же у малютки наблюдается системная задержка психомоторного развития, то полумерами положение не исправить. Обычно такая картина наблюдается при серьезном нарушении формирования органических процессов, следовательно, выровнять развитие ребенка без помощи специалистов практически невозможно.

Формирование личности ребенка до трех лет

Для простоты использования шкалы нормального развития малыша ее размещают практически во всех «Дневниках развития ребенка». Существуют разные виды, формы и издания этого пособия, но суть неизменна: помощь родителям.

Общение, речь, мышление и самообслуживание также формируются на протяжении длительного времени и имеют свои возрастные вехи. Психомоторное развитие до года проходит очень активно, подготавливая организм ребенка к прямохождению. К трехлетнему возрасту малыш уже готов к коммуникации с окружающими людьми. В случае задержки психомоторного развития такой эффект, в зависимости от тяжести нарушения, наблюдается в возрасте 4-5 лет.

Личностные особенности дошкольника

С 3 до 7 лет дети активно осваивают пространство через подвижные игры, разные виды деятельности и спорта. Самостоятельное передвижение дает возможность изучать пространство и предметы окружающего мира. Стоит отметить, что уровень психомоторного развития дошкольников зависит не только от способностей детей, но и от желания взрослого обучать ребят. Навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в это время, носят больше социальный характер и зависят от правильного научения. Роль взрослого в формировании личности ребенка только возрастает.

В повседневной жизни ребенок становится более самостоятельным, усваивает навыки самообслуживания (умывается, одевается, убирает за собой, правильно ест). При помощи взрослых осваивает и научается независимому выполнению многих физических упражнений (ездит на двухколесном велосипеде, играет в теннис и другие подвижные игры, требующие координации движений). Научается различать основные сенсорные эталоны (форма, цвет, фактура, объем и т.д.), овладевает графическими навыками. При условии нормы развития к семи годам ребенок овладевает образной стороной высказывания (не только понимает образное сравнение, но и применяет самостоятельно), умеет правильно артикулировать все звуки родной речи и интонационно выстраивать высказывание.

Что значит готовность к школе

Успешно пройдя период «почемучки» и «фантазера», ребенок готовится к поступлению в школу. С целью изучения особенностей психомоторного развития детей психологи и логопеды проводят тесты, по результатам которых рекомендуют поступление в первый класс или другие варианты обучения. К сожалению, родители редко прислушиваются к рекомендациям специалистов, надеясь на «авось перерастет», «впереди целое лето, повзрослеет» и т.д.

Одно дело, если у малыша выпадают 1-2 функции, которые при должной педагогической поддержке выравниваются достаточно быстро. Но если ребенку рекомендована программа по компенсации задержки психомоторного развития у детей, то приоритет просто очевиден. Опять же, к сожалению, не для всех родителей.

Важность выбора образовательного маршрута

Часто нарушение психомоторного развития вызвано такими факторами, как развивающаяся глухота, слепота, дементные процессы нервной системы, тяжелые заболевания нервной системы (например, ДЦП, органическая форма ЗПР), педагогическая запущенность. В таких случаях детям рекомендуют разные образовательные маршруты, которые подбираются специалистами в соответствии с существующими проблемами. Стоит заметить, что программы адаптированы к обучению детей с разными образовательными потребностями, но родители часто не в состоянии оценить реальное положение вещей мотивируя свой отказ фразой «мой ребенок не хуже остальных».

На самом деле он не хуже и не лучше, просто у него другие потребности, которые он не удовлетворит, обучаясь по обыкновенной школьной программе. Обучение в итоге для ребенка в лучшем случае станет настоящей каторгой, если не вызовет сопутствующего заикания. Но об этом взрослые задумываются редко.

Дети с особенным развитием

Первое, в чем нуждаются особенные дети - это понимание взрослыми этой особенности и предъявления требований с учетом существующей ситуации. Одинаковых людей нет, поэтому что благо для одного, для другого - смерти подобно. Принцип «быть как все» работает только во вред ребенку. Дети все разные, но им одинаково хочется испытывать радость победы, прикосновения к чему-то новому, безусловную любовь родителей. Поэтому взрослым стоит взвесить все за и против? принимая решение о дальнейшей судьбе особенного ребенка.

Младший школьник: нужна ли ему помощь

Поступление в первый класс - это, прежде всего, стресс. Ожидаемый, контролируемый, дозированный (в определенной степени), но все же… Если в детском саду ребенок чувствовал себя как рыба в воде, то в школе на первое место выходит процесс обучения, поэтому помощь взрослых просто необходима. Иногда поддержка и уверенность родителей в успехах ученика позволяют «дышать свободнее».

Малышей должно проходить под пристальным контролем родителей. В возрасте от 0 до 3 лет многие проблемы можно снять при помощи детского массажа. Специалистов такого класса найти трудно, но возможно.

Проблемы, возникающие в раннем детстве, в основном достаточно быстро коррегируются благодаря обилию сенситивных периодов на этом промежутке жизни. Поэтому решение их нельзя откладывать на потом - будет уже поздно.

Выбор образовательного маршрута ребенка должен обосновываться не требованиями родителя к ребенку, а потребностями последнего в развитии и образовании.

Во время принятия какого-либо решения помните: дети рассчитывают на безусловную любовь родителей.

Одинаковых людей нет, поэтому берегите неповторимый мир своего ребенка.

Психомоторное развитие проходит в три этапа:

1. Таламо-паллидарный - от рождения до 4-6 мес.

2. Стриопаллидарный - с 4-6 до 10-11 мес. (появления антигравитационных механизмов, снижение мышечного тонуса, развитие движений на основе врожденных рефлексов).

3. Созревание корковых функций - с 12 месяцев (формирование 2-й сигнальной системы, активизация психической деятельности).

Развитие движений

Постепенное созревание пирамидных путей и стриарного тела обуславливают снижение мышечного тонуса, появление примитивных механизмов синергии и установок - удержание головы в вертикальном положении (1мес.), переворачивание с живота на спину и обратно (3-4 мес.), удерживание игрушки в руке (4,5 мес.), появление возможности сидеть самостоятельно (6-7мес.), умение ползать (8-9 мес.), умение стоять с поддержкой (8 мес.), ходить (10-12 мес.).

Переворачивается с живота на спину и обратно (3-4 мес.),

Удерживает игрушки в руке (4,5 мес.),

Сидит самостоятельно (6-7мес.) Умеет ползать (8-9 мес.)

Ходит (10-12 месяцев)

С созреванием коры головного мозга движения становятся произвольными, осмысленными, совершенными (созревание моторных, чувствительных и ассоциативных центров коры головного мозга). Ребенок открывает и закрывает коробочку, складывает кубики, пирамидки (12-15мес.), взбирается на мебель, прыгает (20-21 мес.), поднимается по лестнице, придерживаясь за что-нибудь (2 года). Прыгает, танцует, спускается по лестнице, пытается рисовать, катается на трехколесном велосипеде (3 года), бегает, может пользоваться ножницами, охотно рисует (4 года).

Наряду с моторикой и статикой важное значение в оценке нервно-психического развития ребенка имеет становление речи ребенка.

Этапы развития речи

Предпосылкой для развития речи служат зрительное и слуховое сосредоточение. Первое возникает к 2 месяцам, второе - к 3 месяцам. В процессе становления речи выделяют два периода:

1.Доречевой 2.Речевой.

Доречевой период появляется вначале (до 1мес.) неосознанным криком, с 1 мес. начинает развиваться комплекс оживления, с 2-3 мес. возникает гуление и с 5-6 мес. - детский лепет (произнесение слогов). Лепет - индикатор хорошего состояния ребенка, положительного эмоционального тонуса. Содержание лепета - разнообразное звукосочетание ба, ма, де, и др. Лепет не является подражанием. Положительная роль его состоит в развитии артикулярного аппарата.

Речевой период складывается из начального (предложения из одного слова), совпадающего с произнесением слов и с периодом лепета - с 6 мес. до 1,5 лет, и периода зрелой речи (предложения из 2-х и более слов с 1,5 лет).


Идет одновременное развитие сенсорной и моторной речи. Но темпы развития сенсорной речи опережают темпы развития моторной речи. Набор слов, которым ребенок овладевает в сенсорной форме к 1 году равен 50. Моторная речь проходит несколько фаз:

1. Фаза диффузной нерасчлененной речи. Это самая компактная речь. Здесь одним звуковым сигналом связывается разнообразное содержание (например, «ко»- это и яйцо, и молоко, и кошка, с 8-10 мес. до 15-18мес).

К концу этого периода ребенок произносит до 10 слов.

2. Фаза простейших суждений, когда речь строится из простого примыкания слов, без грамматического согласования (с 18 до 36 мес.).

3. Фаза характеризуется усвоением грамматического языка, т. е. ребенок может составлять из 3-4 слов предложения, в которых слова грамматически связаны (с 3-х лет).

К 5 годам ребенок свободно говорит на своем национальном языке.

Запас слов общий (сенсорной и моторной речи):

· к 1 году - 50-70;

· к 2 годам - 400-1000 (из 200-300 моторной речи);

· к 3 годам - 1000-2000 (из них 500 моторной речи);

· к 5 годам - 5000.

До 4-х лет в языке преобладают слова первосигнального значения, после 4-х лет бурно увеличивается запас слов второсигнального значения (игрушки, лес, вещи и т.д.). К 6-7 годам заканчивается освоение, формирование устной формы речи, а к 7-9 годам происходит освоение графической речи (письма).

Критерием нервно-психического развития ребенка может быть оценка его познавательной деятельности в процессе игр.

Этапы игровой деятельности

Целью игр на первом году жизни является формирование умений. Все игры на первом году жизни проводятся с участием взрослого индивидуально с каждым ребенком и сопровождаются ласковым разговором («игра рядом»).

В последующем в процессе игр происходит формирование определенных (цель - лучших) черт личности ребенка.

В организации и проведении игр с возрастом ребенка большую роль приобретает речь. Речь - вопрос. Речь - утверждение результатов игры. Речь - как форма планирования у детей старшего дошкольного и школьного возраста.

В 1-2 месяца жизни ребенку предлагается погремушка - яркая, способствующая ускорению развития зрительного и слухового сосредоточения.

К 4 месяцам ребенок при непроизвольных движениях руками соприкасается с игрушкой.

К 4,5-5 месяцам - крепко удерживает игрушку в руке.

В 8-9 месяцев - рассматривает игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, катает мячик. Предпочитает игрушки мелкие.

В 8-10 месяцев - складывает кубики.

В 11-12 месяцев - машет рукой, исследует игрушки и свои части тела.

К 24 месяцам - складывает свои игрушки, самостоятельно играет со строительным материалом, играет индивидуально, но интересуется действиями других детей. Отражает в игре окружающие впечатления.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

Детские болезни. Полный справочник Автор неизвестен

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов в организме и непрерывная адаптация его к функциям внешней среды.

Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система закладывается уже на первых этапах развития эмбриона (2-3-я неделя), в течение внутриутробного периода происходит ее интенсивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее развитие и дифференцировка происходят под воздействием внешней среды до 20-25-летнего возраста.

Оценка нервно-психического развития происходит в соответствии с разработанными стандартами развития. На первом году жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году – 1 раз в квартал, на третьем – 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие – это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

1) соматовегетативный, или первые два года жизни;

2) психомоторный, или 3-6-й годы жизни;

3) этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7-10-й годы жизни;

4) аффективно-идеаторный этап – 11–12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возрастных кризисов в 2–4 года, 7–8 лет, в период полового созревания (см. табл. 3–8).

Таблица 3

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (Н. М. Келованов, С. М. Кривина, Э. Л. Фрухт, 1985 г.)

Продолжение табл. 3

Продолжение табл. 3

Продолжение табл. 3

Окончание табл. 3

Таблица 4

Показатели нервно-психического развития второго года жизни (М. Н. Аскарина, К. П. Печора, 1978 г.)

Окончание табл. 4

Таблица 5

Показатели нервно-психического развития третьего года жизни

Таблица 6

Показатели нервно-психического развития четвертого года жизни

Таблица 7

Показатели нервно-психического развития пятого года жизни

Окончание табл. 7

Таблица 8

Показатели нервно-психического развития шестого года жизни

Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувствительность, которая имеется у плода к концу 9-й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела плода проявляет себя уже на 14-й неделе жизни, к четвертому месяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть времени спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

1) пищевых – сосательного, хоботкового и др.;

2) опоры – при поддержке подмышек стоит на всей стопе;

3) опоры автоматической ходьбы – переступает;

4) рефлекса ползания – отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;

5) хватательного – сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у грудных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3-й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ребенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хватательного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слуховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интеллектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14–16 ч. Садится сам, ползает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, формируется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает развиваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем – и двусложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

На 3-6-м году жизни совершенствуются двигательные умения. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По Керну-Ирасеку производится оценка школьной зрелости.

Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке – пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек – семь точек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисовать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца – 1 см, заглавной – 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл – наилучшая, 5 баллов – наихудшая.

В возрасте 4–6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обобщения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечивает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает многочисленные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7-10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоциональные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11–12 лет начинается половое созревание, которое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независимым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оценивается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;

2) в 4 месяца узнает маму;

3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;

4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;

5) в 3 года знает свое полное имя;

7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия возрасту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыками возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Если отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три – о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).

Таблица 9

Сроки и параметры психометрии у детей первых 3 лет жизни (под редакцией М. Ф. Резниковой, 2007 г.)

Окончание табл. 9

Примечания: Г – грамматика, В – вопросы, О – одевание, К – кормление, Ф – восприятие формы, Цв – восприятие цвета, * – показатель, проверяемый в дошкольных учреждениях (детском саду, доме ребенка, а в некоторых ситуациях – и в семье).

Оценка психомоторного развития проводится в установленные сроки: на первом году жизни ребенка – ежемесячно, на втором – 1 раз в квартал, на третьем – 1 раз в полугодие (см. табл. 10).

Таблица 10

Качественная и количественная оценка НПР у детей (К. Л. Печора, 1978 г.)

Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока – о резко дисгармоничном развитии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опережение или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

1) знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;

2) если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не определится необходимый показатель;

3) при задержке развития отыскивать показатель с низким уровнем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения определяется темп развития.

Из книги Справочник по уходу за больными автора Айшат Кизировна Джамбекова

Из книги Справочник логопеда автора Автор неизвестен - Медицина

Из книги Лечебное питание при раке. Существует ли альтернативная «раковая диета»? автора Лев Кругляк

Особенности периода развития Дошкольный период (3–7 лет) Для этого периода характерно первое физиологическое вытяжение, нарастание массы тела несколько замедляется. Выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных. В этот период иммунная защита достигает известной

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

Особенности психофизиологического развития Старший школьный возраст, т. н. подростковый период (с 12 до 17–18 лет), характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек это период бурного полового созревания, для юношей – его начало. Это препубертатный

Из книги Игры с аутичным ребенком автора Елена Янушко

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДВУЯЗЫЧНЫХ СЕМЬЯХ Мир стремительно изменяется, и сейчас появляется все больше семей, в которых общение ведется на двух языках. А если в такой семье появляется ребенок, то возникает много вопросов по развитию речи. Появилось даже

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Особенности развития рака Развитие злокачественной опухоли – это сложный и многообразный процесс. Чем отличаются раковые клетки от здоровых? Человеческий организм состоит из миллионов клеток, которые по установленному порядку обновляются через определенные

Из книги Здоровые дети – счастливая семья автора Светлана Васильевна Баранова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6-7-й неделе беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недостаточно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожно-жировом слое.Мышцы детей

Из книги Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения автора Александра Васильева

Особенности развития игры аутичного ребенка Предметная игра Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей

Из книги Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Возрастные особенности развития гибкости Специфика развития гибкости в значительной мере определяется возрастными особенностями формирования организма. Эластичность мышц и суставно-связочного аппарата находится в прямой зависимости от структурных особенностей

Из книги Большая книга диабетика автора Нина Башкирова

II. Особенности физического развития 1. Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.2. Все виды деформаций верхних

Из книги Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие автора Елена Юрьевна Зигалова

Приблизительные нормы физического и психомоторного развития детей первого года жизни Игнатьева Татьяна, Назирбекова Ирина Возраст: (от первого вдоха до 28 дней) – новорождённый. Физические параметры: рост 46–55 см; вес 2600–4500 г.Психомоторное развитие: флексорная поза.

Из книги автора

Особенности развития ребёнка на третьем году жизни Назирбекова Ирина На что необходимо обратить родителям внимание, чтобы обеспечить ребёнку психофизическое благополучие на третьем году его жизни? Отечественные и зарубежные учёные пришли к выводу, что третий год жизни

Из книги автора

Особенности развития плоскостопия у детей Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие. Оно, как вам уже известно, бывает врожденным и приобретенным. Врожденная форма заболевания встречается редко и является следствием внутриутробных пороков развития,

Из книги автора

Особенности раннего развития Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от рождения до 3 лет). Многие авторы методик раннего развития детей, такие как Глен Доман, Шиничи Сузуки, Сесиль Лупан, Н. А. Зайцев, Б. П. и Е. А. Никитины настаивают

Из книги автора

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИАБЕТА У ДЕТЕЙ Сахарный диабет имеет две стадии развития, одинаковые у взрослых и детей. Первая стадия – нарушение толерантности к глюкозе, которое само по себе не является заболеванием, но говорит о серьезном риске развития сахарного диабета.

Из книги автора

Особенности строения, роста и развития человека В индивидуальном развитии человека различают два основных периода: внутриутробный, или пренатальный, и внеутробный, или постнатальный.Приводим общепринятую в настоящее время периодизацию второго (внеутробного) периода