Особенности традиции в нравственных отношениях. Нрав и этикет

Древнекитайский мудрец Конфуций говорил, что все добродетели имеют своим источником этикет. Предыстория этикета, формирование в социуме норм приличий, манер поведения в обществе заключены в традициях и обычаях этноса, своеобразии культурноисторического развития народа. Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Поэтому осмысление традиций этикета, их изучение и преемственное использование в жизни людей третьего тысячелетия позволят избежать распространения нигилизма и радикализма в обществе.

Традиция - это передача в течение длительного времени - от поколения к поколению - таких элементов социального и культурного наследия, как общественные установки, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды, ритуалы. Традиции являются тем механизмом, с помощью которого общество, коллективы вносят свои ценности и нормы в сознание людей. Они стабилизируют общество, жизнь отдельного коллектива . Например, традициями как европейских, так и восточных народов предусмотрено получение женихом приданого невесты. Приданое, читаем в словаре В.И. Даля, - «богатство невесты, что за нею идет по наследству, или в дар от родных; женино имущество» . Оно выставлялось на всеобщее обозрение с тем, чтобы любой мог увидеть ценности, которые получали жених и невеста после свадьбы. В русском языке поныне сохранились пословицы: «Верь приданому после свадьбы», «Приданое - в сундуке, а дурак - на руке». Для перевозки приданого снаряжали поезд, т.е. ряд повозок, следующих одна за другой. Чтобы подчеркнуть богатство приданого невесты, более или менее тяжелые вещи раскладывались на несколько повозок. Поезд двигался по самым многолюдным улицам, останавливаясь на перекрестках. Во время переноса приданого собравшиеся гости, родня жениха и невесты с вещами в руках отплясывали на улице, невзирая даже на дурную погоду. Когда стихала музыка, пели веселые песни . Эта традиция жива до сих пор. Например, в день свадьбы требуют выкуп за невесту (символическая плата за выдачу приданого невесты), брачный картеж с шумом проезжает по оживленным местам.

Нарушение сложившихся традиций воспринимается как святотатство, кощунство. Исследователь древнерусской культуры Б.А. Успенский вводит даже специальный термин «анти-поведение» . На наш взгляд, его примером могут служить события в Москве в начале XVII столетия. Представители польской шляхты (дворянство) прибыли в столицу на свадьбу русского царя Лжедмитрия I (1605-1606) и дочери польского магната Марины Мнишек (умерла в 1614г.). Ненависть москвичей к гостям из Речи Посполитой стала следствием неуважительного отношения польской стороны к русским традициям. В православных храмах они вели себя без всякого почтения: входили туда в шляпах и при оружии, облокачивались на гробницы с мощами чудотворцев. В ходе свадебного обряда грубо нарушались сложившиеся на Руси обычаи. Наевшись и напившись, шляхтичи пустились в пляс. В России для солидных людей считалось зазорным и неприличным скакать и выделывать коленца. Танцы были уделом скоморохов. Советская поэтесса Н. Кончаловская в книге «Наша древняя столица» так образно выразила это поругание национальных традиций:

Пляшут под музыку польские паны,

Русским красавицам стыдно глядеть.

Сроду такой не видали стыдобы:

Женскому полу плясать во хмелю.

Не приходилось и слыхивать, чтобы Девки, горланя, прошли по Кремлю.

Шляется шляхта по древней столице,

Озорничает средь ясного дня -

В древнем соборе сидят на гробнице,

Шпорами нагло о плиты звеня.

Нарушен был и религиозный этикет: супругой русского царя могла быть только православная, а Марина Мнишек придерживалась обрядов Римской церкви. Женитьба на католичке и ее коронация стали последней каплей в чаше терпения москвичей: вспыхнуло народное восстание, в ходе которого Лжедмитрий I был убит.

Обычай - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов. По сей день мы машем уезжающим рукой. Таков обычай прощания, пожелания доброго пути. В его основе языческие представления наших предков, поклонявшихся стихиям огня, воды, воздуха и т.д. Этим способом «навивался» попутный ветер, помогающий уходящему благополучно добраться до дома. До наших дней дожил еще один обычай: женщина должна идти справа от мужчины. Он уходит корнями в далекое прошлое, когда слева мужчины носили шпагу или саблю, и при нападении возникала необходимость быстро вытащить ее из ножен.

Обряд - воплощение бытовых, религиозных и иных обычаев в различных ситуациях. Издавна традиционный русский свадебный обряд состоял из двух, в определенной мере противопоставленных друг другу частей: с одной стороны - официальной, юридической, церковной (венчания), с другой - семейной (веселого загула, т.е. собственно свадьбы). Причем главной, окончательно скрепляющей семейный союз, в народе считалась вторая часть, семейная. Если по какой-то причине свадьба откладывалась (хотя и венчание уже состоялось), молодые находились врозь до собственно свадебной церемонии. В наши дни, также как и раньше, «свадебная часть» бракосочетания длится гораздо дольше (иногда несколько дней!), чем «официальная», регистрирующая часть (в отделении ЗАГСа и в храме).

Ритуал - разновидность обряда, упорядоченная система и последовательность действий, произнесения речей, церемониал. Ритуалы в разных культурах имеют свои особенности. Например, в европейских придворных кругах велась борьба за малейшие привилегии участвовать в ритуале, поскольку такое участие подтверждало аристократические преимущества перед другими, менее знатными дворянами. Одним дамам разрешалось сидеть возле короля, другие вынуждены были стоять. Существовал этикет, который предписывал одним сидеть в креслах или на табуретках, в креслах с той или иной спинкой; одни имели преимущество идти впереди иностранных принцев, другие - позади. Были и такие, которым дозволялось держать свечу при раздевании короля, хотя покои при этом ярко освещались . В русской культуре исторически сложилась следующая символика цвета в одеянии православных священнослужителей: золотые (желтые) одеяния или белые - богослужение в честь Христа

Спасителя, пророков, апостолов, при совершении таинств (треб) и отпевании; голубой и белый - для праздников в честь Пресвятой Богородицы; красный - в день памяти мучеников и т.д. Даже во времена СССР, когда велась атеистическая пропаганда, в некоторых русских семьях так или иначе отмечался главный православный праздник - Пасха. Советские люди, даже и не соблюдавшие церковный пост, крайне редко ходившие в храмы (или вовсе туда не ходившие), красили яйца, пекли куличи, обращались друг к другу в близком кругу в Светлое воскресение с традиционным для этого дня приветствием: «Христос воскресе!».

Традиции, обычаи, обряды, ритуалы воплощают моральную сущность общества. «Нравственность является идеологическим отражением общих жизненных интересов эпохи» - писал немецкий ученый Эдуард Фукс (1870-1940) . В конце XX - начале XXI в. все чаще раздавались голоса о «падении нравов», «всеобщей безнравственности», отсутствии у современных людей понятий о нормах приличия и т.д. В связи с этим считаем уместным совершить небольшой исторический экскурс в глубь веков, подробнее остановившись на картине нравов Европы в эпоху Возрождения.

В XVI-XVII вв. произошел величайший переворот в системе духовных ценностей. Средневековый аскетизм сменился стремлением к полноте жизни, радости земных наслаждений. Сформировался европейский индивидуализм с новым типом личности. Речь идет об уверенном в себе, предприимчивом, энергичном, полном планов и надежд, не лишенном эгоизма, даже подчас хищничества, властном, волевом человеке. Его интересуют исключительно земные проблемы, в личности ценятся высокая работоспособность, инициативность, умение все уметь, все знать, все мочь, побольше успеть и т.д.

Человек эпохи Ренессанса, в отличие от средневекового аскета, обладал пышущим здоровьем, крепким телосложением. В книге «Физиология человека» (XVI в., Франция) физические данные мужчины описываются так: «Мужчины от природы имеют крупный стан, широкие лица, немного загнутые брови, большие глаза, четырехугольный подбородок, толстые жилистые шеи, крепкие плечи и ребра, широкую грудь, впалый живот, костистые и выступающие бедра, жилистые крепкие ляжки и руки, твердые колени, крепкие голени, выступающие икры, стройные ноги» и т.д. В женщине любили пышные формы. Дама, корсаж (часть женского платья, покрывающая бюст) которой предвещает роскошную грудь, ценится превыше всего. Таковы женщины с чувственных полотен фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1570-1640). Современник объясняет, почему для мужчин крупные женщины предпочтительнее субтильных: «Гораздо приятнее управлять высоким и красивым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».

Чувственность, переходящая в сладострастие, воспринимается как естественное проявление человеческой натуры. «Законы природы важнее всего. Природа ничто не создала даром и снабдила нас благородными органами не только для того, чтобы мы ими пренебрегали, а для того, чтобы мы ими пользовались», - говорят герои романа «Декамерон» итальянского писателя Джованни Бокаччо (1313-1375). «Брак с сильным и хорошо сложенным мужчиной» - основа физического здоровья женщины.

Впервые в Европе нормы этикета становятся востребованными широкими слоями населения: дворянством, купечеством, городскими жителями. Хорошие манеры были необходимы кавалеру, чтобы очаровать даму. Из Франции в европейские языки, а в XVIII в. и в русский, приходят понятия «куртуазия» и «элеганция». Куртуазия - придворный этикет, вежливость, учтивость; элеганция - вежливость, внешний лоск, светскость в эпоху Возрождения . Отсюда и прилагательное элегантный - красивый, изящный. В век Ренессанса формируются представления о придворном этикете. В их основе эталоны и правила поведения в данном обществе. Мужчина воспринимался социумом в качестве хозяина дома, отца семейства. В гостиной комнате его кресло находилось на возвышении, а гости располагались в порядке, соответствующем их статусу.

Зачастую ту или иную эпоху, ее великих деятелей мы воспринимаем, представляя этикетные особенности данного общества. Вот начало стихотворения В. Набокова «Шекспир»:

Среди вельмож времен Елизаветы и ты блистал, чтил пышные заветы, и круг брыжей, атласным серебром обтянутая ляжка, клин бородки - все было, как у всех...

Брыжи - воротник на груди в виде оборок. Его носили современники У. Шекспира, философа Ф. Бэкона. Именно такое одеяние мужчин той эпохи запечатлено на полотнах великих художников. Например, «Портрет мужчины в брыжах и с эспаньолкой» Рембрандта.

Прием пищи монарха обставлялся чрезвычайно пышно. Ниже приведено описание современником ритуала обедов и ужинов английской королевы Елизаветы I (1558-1603). Сначала двое джентльменов вносят в покои монарха символы королевской власти - жезл и покров. Они три раза преклоняют колени, расстилают на столе скатерть и уходят. Затем два других джентльмена приносят соль, блюдо и хлеб. Преклонив колени, они также удаляются. Далее две знатные дамы приносят нож для дегустации. Приседают в реверансе (почтительный поклон с приседанием) и остаются в комнате до конца трапезы. Телохранители королевы вносят двадцать четыре блюда в золотой посуде, и одна из знатных дам отрезает кусочек от кушанья, дает его попробовать телохранителю, чтобы обезопасить первое лицо в государстве от отравления. Затем и сама Елизавета I приступает к трапезе. Не съеденные ею блюда достаются фрейлинам .

Конечно, не стоит утрировать. Элегантность в одежде придворных находилась в противоречии с тем, что мы бы сейчас назвали «цивилизованным поведением». На королевских приемах во Франции не хватало ночных горшков, с которыми бегали лакеи (отправление естественных надобностей в присутствии других до начала XIX столетия в Европе не считалось чем-то неприличным и вписывалось в существующие нравы). В Версале, Фонтенбло, Лувре придворные «орошают занавеси, мочатся в камины, на стены, с балконов». Поэтому двор так часто меняет место своего пребывания: королевские резиденции после испражнений гостей чистят и моют

Этические традиции

Бесшумно раздвинулась дверь, состоящая из тщательно обработанных деревянных планок и полупрозрачной матовой бумаги, обычно применяемой в японском доме вместо стекла. Так же бесшумно в комнату входит средних лет японка в национальном кимоно с широкими, свисающими рукавами – служанка семьи академика Охара. Переходя порог, она очень изящно опускается на колени, а затем отбрасывается назад и садится на пятки своих подогнутых ног. Легким движением рук она быстро закрывает подвижные створки двери.

– Привычка открывать и закрывать дверь не стоя, как это принято у европейцев, а сидя, – глядя на появившуюся в комнате японку, поясняет Охара, – объясняется главным образом традицией низкого расположения дверей и окон. Тайна приземистой посадки в основах японской архитектуры легко постигается, если на композицию японского дома и интерьера смотреть не стоя, а сидя на полу. Иными словами, для того, чтобы понять некоторые особенности японского быта и обычаев, необходимо прежде всего сесть на пол, как это принято у японцев.

Именно с такой позиции раскрывается секрет того, что японцы столь часто опускаются на колени. Уже обращение со старинным замочным устройством на двери японского дома – «хикитэ» – требует такой позиции, поскольку оно расположено на высоте около семидесяти сантиметров от пола. И, несмотря на многообразие существующих в наш век замочных систем, в японских домах по-прежнему, как и в далекую старину, пользуются этим крайне примитивным замочным устройством в виде деревянной задвижки. Пользование внутри дома скользящими створками двери, которые также имеют низкое расположение, удобно лишь в том случае, когда вы сидите или стоите на коленях.

Многое объясняется, разумеется, ростом японцев, которые в массе своей весьма приземисты и в среднем не выше полутора метров. Любопытно, например, что около ста лет тому назад японка выше полутора метров неизбежно становилась предметом всеобщих насмешек. Теперь же средний рост японки, по статистическим сведениям, почти полтора метра, то есть на восемь сантиметров выше, чем пятьдесят лет тому назад.

Оставаясь на коленях, вошедшая в комнату японка сперва обращается к нам лицом, опускает руки на циновку перед коленями, делает глубокий и продолжительный поклон. Ее голова опускается почти до самого пола, а ладони рук упираются в пол. В зависимости от того, как далеко вперед вынесены руки и насколько глубок поклон, можно судить о степени уважения. Делая поклон, японка произносит фразу вежливости: «Гомэн кудасай!» – «Прошу извинения!»

Приветственный церемониал – давняя традиция японцев, соблюдаемая до сих пор, хотя и далеко не всеми японцами. Она восходит к отдаленному прошлому и связана не только с выражением уважения и почтительности, но нередко и с сознанием вассальной зависимости в эпоху феодализма.

– Со дэс нэ! – произносит Охара. – Поклон является самой обычной, если не единственной формой приветствия среди японцев. Рукопожатие у нас не принято. Этот обычай не свойствен японцам, отнюдь не встречает у них понимания. Он представляется нам странным и грубым. Крайне редко японцы обмениваются рукопожатием. Тем более не наблюдается этого среди японок. Правда, делают это отдельные японцы, побывавшие в Европе или Америке и познакомившиеся там с иностранными манерами, заморскими обычаями. Но и они быстро отказываются от рукопожатий, как только возвращаются в свою национальную среду… У иностранцев японская обрядность, кажется, вызывает удивление и улыбку?

– Национальные обычаи и традиции, – замечаю я в свою очередь, – у разных народов бывают различны. Они возникают в определенных исторических условиях и общественных отношениях, на них часто лежит печать времени. В старину среди россиян существовал, например, обычай кланяться друг другу, при этом нередко поклоны делались до самой земли… Со временем этот обычай утратился, возникли другие формы обмена приветствиями. И так, видимо, не только в России… Что же касается японского церемониала приветствия, то, хотя он иногда и вызывает у недостаточно воспитанного европейца ироническую усмешку, в нем есть что-то значимое и, пожалуй, поучительное, – добавил я.

Кланяются японцы особенно, весьма чинно, с тактом и достоинством. Встречаясь, они останавливаются на довольно значительном расстоянии, сгибаются в поясе и некоторое время остаются в такой позе. Головные уборы при этом снимаются. Японки, которые обычно не носят шляп, когда одеты в национальное кимоно, снимают с плеч шали и перчатки. Японцы и японки, одетые по-европейски, непременно снимают с себя пальто, если делают глубокий поклон.

– Приветствуя друг друга, стоя или сидя, японцы всегда соблюдают определенные правила, форму и степень поклона, – продолжает Охара. – Существует три разновидности поклона. Самый почтительный поклон – «сайкэйрэй» – делается в знак глубокого уважения или признательности. Такой поклон совершается обычно перед алтарем в синтоистском храме, буддийском монастыре, перед национальным флагом или весьма высокой персоной. Второй вид приветствия – ординарный поклон, при котором корпус наклоняется на двадцать–тридцать градусов и сохраняется в таком положении около двух-трех секунд. Наконец, простой поклон, который совершается каждодневно. В этом случае делается легкий наклон корпуса и головы, продолжающийся лишь одну секунду. Кланяются японцы стоя, если встречаются на улице, в общественных зданиях, в европейском помещении или в любом помещении с деревянным полом. Поклоны сидя делаются обычно в национальном японском доме, в комнате с циновочным настилом, где, как правило, все сидят на циновке.

Рассказывая, Охара сэнсэй изредка привставал, движением корпуса показывая, как именно делается поклон. Каждый его поклон, неторопливый и плавный, отличается особенной пластичностью и утонченностью.

Японские имущие слои выработали и культивировали в своей среде изысканную, «высокого порядка» учтивость – внешнюю вежливость в обхождении, во взаимоотношениях. Эта учтивость и такт в поведении создавали впечатление упорядоченности отношений японцев, порождали иллюзию социальной сносности их жизни. Именно в этом проявляется пресловутая японская терпимость, за которой скрываются лицемерие и ханжество. И не только скрываются. Само лицемерие облекается в форму вежливости и приобретает силу нормы, критерия. И здесь подлинная вежливость отступает: дорогу простолюдину уступают, пожалуй, лишь в одном случае – когда он совершает последнее путешествие в черной карете.

В сегодняшней Японии многое, разумеется, претерпевает изменения, во всяком случае утрачивает свою первоначальную сущность. И низкие поклоны, которыми обмениваются японцы, скорее являются лишь условным жестом вежливости, выражением почтительности. Поклоны заменяют японцам не только приветственные рукопожатия. Они часто делаются для выражения благодарности, приглашения или извинения. Некоторые японцы и японки, особенно старшего поколения, делают многократные поклоны при встрече друзей и гостей. Это рассматривается как проявление вежливости и такта. Молодежь послевоенного периода, однако, почти без исключения, рассматривает эту традицию скорее как пережиток и рукопожатию отдает явное предпочтение.

– Положительно не могу взять себе в толк, – нескрываемо возмущался однажды университетский профессор в моем присутствии, – что привлекательного в европейской манере рукопожатий: хватают люди друг друга за конечности и начинают неистово их трясти или с таким варварством сжимают пальцы, что хрящи трещат. К чему этот садизм? Ведь эта традиция восходит к глубокой древности, когда дикари, истреблявшие друг друга, при встречах и переговорах взаимно показывали друг другу руки в подтверждение отсутствия опасных предметов.

– Отнюдь не идеальна привычка японцев, – возражал ему молодой аспирант, – отбивать земные поклоны и разыгрывать друг перед другом спектакли ханжества. От этой феодальной обрядности веет каким-то средневековьем. Рукопожатие же – это приветственный контакт людей, который выражает дружественные чувства, настроение, восторженность и т. п.

– От такой восторженности, – продолжал иронизировать профессор, – моя жена едва не лишилась руки. Один заморский гость так выразительно обменялся с нею рукопожатием, что ее правая конечность чуть не выскочила из плечевого сустава, и она вот уже полгода обивает пороги знаменитостей европейской медицины… К чему это выкручивать руки, да еще у слабых японок, которые после этого не могут даже пальто подать своему супругу… или поднести его багаж…

– Воспитанные европейские мужчины, – не сдавался аспирант, – сами подают даме пальто, уступают ей место, пропускают даму вперед…

– Помимо садизма с тяжелыми увечьями, – не внимает своему оппоненту профессор, – далеко не всегда, кажется, безупречно у этих волевых джентльменов и с гигиеной рук, особенно в условиях бактериологической флоры тропического климата. Того и смотри, что такой заморский джентльмен наградит тебя еще вечным подкожным зудом…

– Японцам давно пора критически посмотреть на свои архаические традиции, давно обветшалая обрядность которых в наше время выглядит анахронизмом, вызывает усмешки, иронию, особенно у иностранных гостей.

– У каждого народа есть свои давние традиции, свои национальные обычаи, свой привычный образ жизни. Ими нельзя пренебрегать. Вспомните, что говорят об этом мудрецы прошлого: «Учтивость, вежливость распространяются среди народа с помощью добродетели, чтобы он был вечно единодушен». Так понимали эти вещи и древние китайцы, так они зафиксированы в их наиболее раннем памятнике «Шуцзин» («Книге истории»), в главе «Пань Гэн» . Здесь корни нашей духовной традиции, нашей морали… Недопустимо высокомерно игнорировать самобытные национальные обычаи и вызывающе демонстрировать свои симпатии ко всему заморскому, американскому.

Видно было, что аспирант хотя и призвал себе на помощь древних китайских классиков, но не чувствовал себя особенно твердым в них, да и не склонен был к дальнейшему обострению диалога со своим профессором: он замолчал, хотя по всему было видно, что он явно остался при своем мнении.

Из книги Японские записи автора Федоренко Николай Трофимович

Традиции и творчество

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Традиции чайного напитка Так называемый черный чай («котя»), который получил наибольшее распространение главным образом в Европе и Америке, представляет собой те же листья чайного куста, но, в отличие от зеленого чая («сэнтя», «бантя», «гекуро», «матя», «хикитя»),

Из книги Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы автора Баскина Ада

Из книги Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия автора Гьяцо Тензин

Национальные традиции Сегодня во всем мире входит в моду обращение к народным обычаям, к историческим традициям. В Америке устраивают состязания ковбоев и шоу индейцев. У нас в России время от времени появляются на эстраде, а потом и на телевидении русские народные

Из книги Грязный футбол автора Дрейкопф Марсель

Две традиции Экман: Я очень признателен вам за то, что вы нашли время для этих бесед. Надеюсь, что благодаря взаимодействию двух таких разных интеллектуальных традиций - буддизма и западной психологии - мы сможем помочь друг другу высечь в себе искры новых идей, которые

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Древние традиции 28 января 1900 года представители 75 немецких футбольных клубов собрались в лейпцигской гостинице «Мариенгартен», чтобы основать Немецкий футбольный союз. После того как были обговорены сугубо спортивные моменты, тренеры перешли к не менее важной части

Из книги Морские волки Гитлера. Подводный флот Германии в период Второй мировой войны автора Фрейер Пауль Герберт

XV. ТРАДИЦИИ Горский этикет Этические и нравственные нормы играли в культуре народов Северного Кавказа особенно важную роль. Складываясь и развиваясь на протяжении столетий, они способствовали духовному самосохранению и развитию нации, регулировали поведение в

Из книги Моя маленькая Британия автора Батлер Ольга Владимировна

Подлинные традиции К августу 1914 года лишь на пяти субмаринах кайзеровского флота были установлены дизельные моторы. Остальные подводные лодки были оснащены устаревшими нефтяными двигателями. Поэтому в высших сферах были просто поражены сообщением о том, что уже в

Из книги Повседневная жизнь Французского Иностранного легиона: «Ко мне, Легион!» автора Журавлёв Василий Витальевич

Традиции Корни британских свадебных традиций - в древнеримских и англосаксонских временах, буржуазной викторианской эпохе и народном фольклоре. Всерьез следовать всем обычаям невозможно, но даже несуеверный человек на собственной свадьбе проявляет слабость: жених

Из книги Памятники Византийской литературы IX-XV веков автора

Традиции в легионе Накрахмаленная скатерть. Стол, за которым может с легкостью разместиться вся «компани» - целое отделение. Тарелки хорошего фарфора. Остро заточенные столовые ножи и удобные мельхиоровые вилки. Куверты накрыты безупречно, с учетом всех тонкостей

Из книги Монолог о Себе в Азии автора Николаева Мария Владимировна

Из книги И Промысл Божий не обижает никого автора Рожнёва Ольга Леонидовна

Исторические традиции Отпускание воды (дневняя плотина) «Мы были на празднике Отпускания воды в Дуцзянъяне. Праздник светский, но церемония древняя – ей уже две тысячи лет, как и местной плотине, самой старой из действующих в мире. Отпускание воды воспроизводит культ

Из книги Русская мафия 1991–2014. Новейшая история бандитской России автора Карышев Валерий

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

Воровские понятия и традиции Моя первая встреча с ворами в законе произошла несколько лет назад, когда я начинал свою адвокатскую карьеру. Тогда один мой коллега, опытный адвокат, пригласил меня участвовать в уголовном деле в качестве второго адвоката у вора в законе. До

Из книги Мальта без вранья автора Баскина Ада

Из книги автора

По традиции Начну с семьи Андрея и Януллы. Не только потому, что знаю их лучше других – все-таки виделись каждый день, – но и потому, что это традиционная мальтийская семья. Новые веяния не только не разрушили ее жизнь, но и, наоборот, сделали еще более гармоничной.

Духовно – нравственные основы семьи

и народные традиции в семейном воспитании

Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья, как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, т. к. именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества.

Восстановлению духовных основ семьи может способствовать укрепление связей между поколениями. Чтобы между родителями и детьми не возникла душевно - духовная "дистанция", нужно не допускать ее между отцом, матерью, с одной стороны, и их родителями - с другой.

Сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия , нарабатывали жизненный опыт, когда младших еще не было. Чем опытнее старшие, тем больше они могут передать младшим, предостеречь, сохранить их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой же любви детей и внуков. Не потому ли, что "старые и малые" более свободны от соображений житейской выгоды, отношения между ними более искренни и духовны. Если дети лишены такого общения, их души недополучают любви, семейной теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй сказкой, они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность заменяется практицизмом. Иными словами, случается то, что в таком изобилии представлено в нашей повседневности.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

А ведь в семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец

сына не на худо учит" и много других примеров...

За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними? Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

1. обычаи - установившиеся, привычные формы поведения;
2. традиции - переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значи - мого содержания культуры, жизни семьи;
3. отношения: сердечные чувствования и настроения;
4. правила - образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй благочес - тивой жизни;
5. распорядок - установленный порядок в течение дел дня, недели, года. В отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений , сезонными изменениями в быту и труде.

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите что бы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание , то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. Так, за вечерним чаем все члены семьи рассказывают о том, что произошло интересного в течение дня, обсуждают планы на будущие выходные. Главное, что бы и дети были включены в активное обсуждение, высказывали свое мнения.

Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее. И свидетельство ответственности за свои поступки для ребенка.

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём празднование должно сводиться не только к поеданию чего - то вкусного, а совместной деятельности в проводимом событии взрослых и детей. Для детей все праздники - необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Художественная литература" href="/text/category/hudozhestvennaya_literatura/" rel="bookmark">художественной литературы », «Художественное творчество», «Музыка».

Традиции живы, пока их чтут, берегут и передают из поколения в поколения, благодаря чему и не прерывается связь поколений. Программа «Истоки» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России.

Таким образом, духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры. Справиться семье с такой непростой задачей поможет система дошкольного воспитания и обучения направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств личности, ориентированная на абсолютные ценности.

Материал подготовлен воспитателем средней группы №8

Исторически сложившиеся традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, яркости, колоритности помогают формировать лучшие стороны личности, её нравственность, красоту, гражданственность, чего так не хватает нам в жизни, в общении друг с другом.

При подготовке молодой смены к жизни и труду лучшие воспитатели всегда обращались к сокровищнице педагогической мудрости, кропотливо созданной всей чередой поколений, прошедших ранее по Земле. Великолепным источником идейно-нравственного воспитания младших школьников в нашей практике зарекомендовал себя народный опыт соответствующих занятий с детворой.

Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны, не теряют своей значимости и по сей день. Нам интересен опыт воспитания, наиболее яркие традиции и принципы воспитания, являющиеся кладезем народной педагогической мудрости.

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов - в веках и тысячелетиях. И века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чём зиждется всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Поднимая к свету и жизни своих детей, родители воспитывают в них любовь к Родине, матери, труду, заботятся о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость - качества, которые пестует народ в детях. И это основа, это «киты» народной педагогики.

И потому нам стоит не только внимательно присмотреться к тем традициям воспитания подрастающего поколения, которые уже существуют тысячелетия и которые так бережно хранит наш народ, но осмыслить их, воспринять, открыть им дверь в нашу жизнь, учитывая при этом, что, сформировавшись в определённых жизненных условиях, впитав в себя исторический опыт народа, своеобразные народные традиции воспитания хороши и действенны, прежде всего, у себя «дома». Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это источник мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти прошлого оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.

Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет нам решить все сложные проблемы нашего бытия. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Сейчас, воспитывая подрастающее поколение, необходимо обращаться к такому ценному учебнику жизни, как народная педагогика. Свод законов тут прост, но в них огромен многовековой опыт поколений. В этой сокровищнице житейской мудрости немало поучительного могут найти и учёные - педагоги, и родители.

Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это время формировались у каждого народа своеобразные обычаи, добрые традиции. Думается, что они стали тем основанием, которое называется народной педагогикой.

«Народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранявшегося в устном народном творчестве, обычаях, детских играх и игрушках и т. п.».

«Этнопедагогика - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике, быта, педагогике семьи, рода, племени, народности и нации».

Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, как идеалы и взгляды, которые отражают педагогическую мудрость народа. История классической педагогики вобрала в себя опыт народной педагогики многих стран и народов через труды Я. А. Каменского, К. Д. Ушинского и др.

Каждый народ имеет свои традиции, многие из них составляют общечеловеческую ценность. В качестве традиции выступают идейно- нравственные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды. Традиции помогают регулировать поведение людей, предостерегают от неверных поступков, создают уверенность в будущем, служат мощным средством их объединения. Традиции формируют сложные привычки - определённую направленность поведения, доносят до новых поколений, как эстафету, как завещание прошлых поколений, образец убеждений и чувств, раскрывают, во имя чего стоит жить и трудиться. Необходимость использования прогрессивных национальных традиций в нравственном воспитании объясняется, прежде всего, тем, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражён накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. Прогрессивные традиции и обычаи - это высокохудожественное творение народа, его лучших талантов, в них сконцентрированы духовные силы и умственная энергия народа.

Не может одно поколение быть похожим на предыдущее, иначе остановилось бы течение жизни. Но у каждого должно быть ощущение своей связи с теми, кто пришёл на землю раньше нас, кто дал нам жизнь, и не просто ощущение связи, но и потребность в продолжение дел, начатых задолго до нас.

Историческая память является одним из сильнейших средств формирования национального самосознания школьников. Осознание себя наследником и продолжателем дела бесчисленных ушедших поколений, сопричастности к ним является необходимым условием воспитания будущего гражданина. На наш взгляд, писатель В. Распутин, размышляя о традициях народа, его судьбах, высказал в интервью очень интересную мысль: «Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека».

Учащиеся должны умом и сердцем понять, что в общественной эволюции валена преемственность традиций поколений, понимание того, что само это не приходит. Это воспитывается кропотливой работой воспитателей и учителей.

В начальных классах у учащихся сохраняется интерес к героической тематике, возникает более глубокое понимание смысла героических образов. Осмысленным становится понимание патриотизма: любовь к родной стране, её народу, готовность защищать Родину, вера в победу доброго, справедливого дела. Особенно сильное воздействие на чувства младших школьников оказывают встречи и дружба с участниками Великой Отечественной войны. Горизонты понимания расширяются, и дети понимают, что любовь к Родине - это любовь к матери, к своей земле, своему народу, его прошлому, настоящему и будущему. Народная педагогика растит в душах детей чувство Родины, родства с окружающим миром. У народа есть все случаи жизни ребёнка поэтические шедевры.

Традиционно считается, что воспитать хорошего человека можно не страхом перед физической силой, а боязнью огорчить другого.

Если возьмём пословицы, поговорки, сказки, былины, песни, загадки, то убедимся в богатстве идей трудового воспитания. Педагогика труда - одна из сильнейших традиций. Народная педагогика учила трудолюбию с малых лет поначалу в семейных делах, но вырастал человек, и проверка его трудовой подготовки всегда была общественной. Одна из важнейших заслуг трудовой традиции состоит в разработке принципов оценке человека по его отношению к людям. Идеи трудового воспитания чрезвычайно богаты и разнообразны. Особенно значимой является мысль о том, что безнравственно жить за счёт других, что дети должны познать радость труда на пользу семье как можно раньше. Было подмечено, что во многих делах взрослые не очень нуждались в помощи детей, могли бы обойтись без них. Но привлечение детей к труду осуществлялось сознательно. Когда на свет появлялась девочка, ей дарили маленькую прялку, потом побольше. Сначала - игра, а потом уже серьёзное задание. Учили не скучному однообразию детских поделок, а ремеслу, показывая значимость труда ребёнка. Чаще всего это был совместный со взрослыми труд. А коллективное сопереживание, общая радость, забота друг о друге способствовали тому, что ребёнок рос в понимании, что доброта, трудолюбие, сила, щедрость - всё хорошее нужно всем, дорого окружающим, является общим достоянием.

Опора на традиционные формы организации трудового воспитания и трудовой деятельности народа может оказать большую услугу в выработке у молодёжи трудовых умений и в формировании трудолюбия.

Прекрасной традицией является важная роль семьи, в которой происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Огромное значение в воспитании детей имеет бабушкина педагогика. Она всё видит и знает, в любую минуту готова влить целебные соки жизни в росток детского сознания. Общение с бабушкой способствует воспитанию чувств, приобщает к человеческому братству, к ощущению бесконечности нашего удивительного мира.

Дети должны быть подведены к сознанию того, что семья объединяет самых близких людей, которые заботятся друг о друге, жизнь семьи зависит от того, как все относятся к своим обязанностям, находить повод выражения заботы о других.

Педагогический опыт многих поколений предоставляет богатейший арсенал народной воспитательной мудрости, который содержится в сказках, играх, обрядах, загадках, пословицах и т. д.

Каждый народ хотел видеть своих потомков такими, чтобы ими можно было гордиться: честными, добрыми, смелыми, трудолюбивыми и т. п. В воспитании таких качеств человека неоценимую помощь окажет игра. Играя, дети совершают отважные поступки, переживают необычные приключения. Обычно они стремятся брать на себя такие роли или функции, которые связаны с проявлением высоких благородных качеств: смелости, мужества, решительности, великодушия. Воспитательная ценность игры в том, что ребёнок, играя, вполне сознательно выполняет определённые этические нормы поведения. Многие игры способствуют расширению кругозора, совершенствованию познавательных психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи. Игры детей содержат много шуток, юмора, часто перемежаются потешками, считалками, частушками. В процессе игр дети приучаются к общению между собой, взаимными услугам, взаимному сохранению интересов. Игры имеют большое воспитательное значение.

В нашем исследовании серьёзное внимание в воспитании добротворчества у младших школьников уделялось при организации детских праздников. Взрослые и дети собирались вместе, пели, играли, танцевали, выражая себя. Художественное оформление праздников имело огромное воспитательное значение. Оно сильно влияло на эмоциональную сферу детей и взрослых, углубляло переживания, укрепляло чувство единства, выявляло творческие способности и таланты.

Большое воздействие на детей оказали такие народные праздники: «Встреча весны», «Масленица», «Золотая осень», «Новогодний праздник», «Мама, папа, я - дружная семья». В ходе праздников использовались хороводы, веснянки, колядки, загадки, пословицы и т. п.

Воспитание ребёнка начинается с люльки. В колыбельной песне, которую поёт мать сыну, её надежды и заветные желания видеть его заботливым сыном и отцом, воином и тружеником, честным, сильным, гордым и храбрым. В колыбельной дочери воспевается доброта, верность, домовитость, гордость, трудолюбие.

Далее в семье или детском саду дети с затаённым дыханием слушают сказки и басни о героических подвигах во имя блага других. Показателем может быть использование сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» и былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

В сказке выражается мечта народа о вольности, свободной жизни, вера в победу добра над злом, в чудодейственную неиссякаемую силу народных героев-защитников родной земли. В былине показана героическая борьба русского богатыря Ильи Муромца за мир и счастье своего народа.

Велика роль сказки в воспитании у младших школьников нравственного поведения, в воспитании добротворчества. По силе воздействия на чувства 6-9-летних детей вряд ли может сравниться какой-то жанр народного творчества со сказкой. Без сказок немыслимо воспитание благородства души, чуткости к людскому горю. Благодаря сказке, ребёнок познаёт окружающий мир не только разумом, но и сердцем. Из сказки молодое поколение черпает понятия справедливости и несправедливости. Сказка - сильное средство воспитания любви к Родине. Сотворённые народом сказочные герои живут тысячелетиями, доносят до сердца и разума ребёнка могучий творческий дух своего героического народа, его идеалы. Сказка - ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность и т. д.

Судьба традиционной народной сказки в современности определяется прежде всего её высокой идейной направленностью, её подлинным гуманизмом, сочетающимся с исключительной художественной ценностью. Всем этим объясняется жизнеспособность сказки в наши дни как источника воспитания доброты у младших школьников. Благодаря возрастным особенностям 6-9-летних детей - подражательности, рефлексивности, - у детей воспитываются лучшие человеческие черты характера.

Гуманизация процесса воспитания и обучения предвидит поиск путей оптимизации общения школьников с целью повышения его воспитывающего и развивающего воздействия на личность. Задача педагогов состоит в том, чтобы общение, как постоянная актуальная потребность ребёнка, выступала источником информации, способствующей накоплению нравственного опыта и опыта общения. Значительный резерв повышения содержательности общения, его нравственной наполняемости таит в себе народная сказка.

Роль сказки в оптимизации общения между детьми заключается в следующем:

Развитие интереса у ребят к объектам и явлениям окружающего мира;

Обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям окружающих и желание оказать им посильную помощь;

Возникновение у школьников под воздействием благополучного конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается на развитии доброжелательных отношений между ними;

Содействие усвоению детьми речевого этикета;

Формирование у детей нравственных оценок с позиции добра, справедливости.

Наиболее эффективным путём использования сказки является её драматизация. В играх - драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков.

Сказка и сегодня нужна нам. Она не только забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу - как никогда прежде.

В воспитании нравственных качеств личности огромную роль играет театр кукол, один из древнейших видов искусств, дошедших из глубин веков.

Раскрывая все стороны жизни народа, представления о добре и зле, неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Их очень удобно использовать для воздействия на разум и чувства человека, влияния на личность и её черты, для привития таких качеств, которые вытекают из целей воспитания.

Тщательный отбор пословиц и поговорок по содержанию, неоднократное повторение способствует тому, что нравственные принципы, заложенные в них, становятся убеждениями, глубоко проникают в мотивы поведения и поступков. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т. п.

В воспитательной работе хороший эффект даёт обращение к много численным крылатым выражениям, в которых заключены понятия добра и справедливости, чести и совести, честности и правдивости, чуткости, трудолюбия и взаимопомощи, мужества и героизма, отношения отцов и детей, уважения к старшим, гостеприимства и т. д.

Народная педагогика требует от родителей воспитывать детей в постоянном труде и приучагь их к труду. Дети должны привыкнуть к труду так, чтобы всякое безделье тяготило их. Им внушалась мысль о важной роли труда в жизни человека: «Труд красит человека», «Работа хлеба не просит, она сама кормит». В сказках, пословицах и поговорках осмеивались люди, отчуждённые от труда. Главными героями сказок были люди труда. В народе ценили мастерство и умение выполнять свое дело. Поэтому детям внушали, что любая работа зависит от человека, его умений и мастерства. Особо ценилось качество выполняемой работы: «Каков мастер, таково и дело».

Начало народоведения закладываются в семье. Начиная с раннего возраста, ребёнок должен знать родственные отношения, нормы обращения со взрослыми: здороваться, благодарить, обращаться с просьбой, отзываться на предложения, помогать близким принимать участие в подготовке праздников.

Важная задача нравственного воспитания младших школьников - развитие интереса к своей жизни и жизни близких: где и как они жили, чем занимались, что хорошего сделали для людей, воспитания стремления к продолжению семейных традиций. Особое место занимают народные традиции. Дети должны понимать, что это мудрость народа, их нужно знать и почитать. Семья приобщает детей к народным песням, сказкам, пословицам и поговоркам, приметам, народным играм, приветствиям, народным промыслам.

Таким образом, народная педагогика - естественный процесс, неотъемлемая часть жизни народа. Всё лучшее, что есть в духовных сокровищах народа, оседает в его педагогической культуре. Самое главное в народном воспитании - то, что обеспечивает естественное, многообразное богатое общение поколения.

Народная педагогика позволяет рано включать детей в педагогический процесс - воспитания, самовоспитания, взаимного воспитания, обеспечивает максимальную самостоятельность воспитуемым.

Основываясь на несомненной актуальности использования традиций народной педагогики в современных условиях как источника воспитания доброты у младших школьников, мы считаем своевременными следующие рекомендации:

Систематическое приобщение детей к родному фольклору;

Использование всех жанров устного народного творчества с учётом возрастных особенностей детей:

Для осуществления демократизации, гуманизации школы полнее, глубже применять систему народных воспитательных средств, призванных укреплять преемственность поколений;

Всемерно поддерживать интерес к духовным сокровищам народа, принимать энергичные меры к возрождению семейных, этических, педагогических традиций, к воссозданию и углублению семейно-родственных отношений.

Духовно-нравственные традиции - это исторически сложившиеся формы взаимоотношений людей, передаваемые из поколения в поколение и поддерживаемые силой общественного мнения. Традиции возникли со времени образования человеческого общества и формировались в процессе его трудовой и общественной жизни. Они складывались из опыта людей в преодолении враждебных сил природы, а также служили основой для формирования лучших качеств личности человека. Нарушение традиций долгое время считалось преступлением и каралось самым строгим образом. По сути традиции представляют собой исторически-культурное наследие, которое постоянно развивается с учетом современных реалий жизни.

Главной функцией традиций выступает функция воспитания. На опыте поколений формируются нравственное сознание индивида, стереотипы его социального поведения, нравственные идеалы. Традиции постоянно обогащаются новым опытом человеческих взаимоотношений.

Нравственные обычаи также являются общепринятыми и исторически сложившимися. Но в отличие от традиций это правила и нормы, которые регулируют взаимоотношения людей и служат основой их поведения. Закрепленные в сознании человека нравственные обычаи становятся его привычкой. Можно сказать, что обычаи - это правила поведения, закрепленные в социальной группе людей, основанные на уровне сознания, культуры и привычек человека.

Традиции и обычаи на протяжении всей истории человечества служили средством закрепления морального опыта в сознании людей, способствовали формированию определенного типа личности. При этом они не относятся к определенному возрасту человека, они универсальны для всех возрастных когорт. Традиции и обычаи влияют на всех членов общества. Постоянное воздействие их требований развивает мироощущение человека, его чувства, повышает его культурный уровень, влияет на поведение и поступки. Следовательно, нравственные традиции и обычаи служат средством формирования у человека системы мировоззрения и отношения к окружающему миру.

Демократическое общество провозглашает личность в качестве главной ценности, во имя которой должны работать все социальные институты. Главный принцип демократического государства - принцип гуманизма, который предусматривает расцвет личности, обеспечение ее прав и свобод, высокие нравственные принципы, на основе которых строится жизнь общества. Основная базовая ценность демократии - свобода личности.

Основные права, которые гарантирует человеку демократическое общество:

  • ? право на жизнь - базисное право каждого человека, предусматривающее невмешательство государства в частную жизнь человека, если она проходит в соответствии с нормами установленных в обществе законов;
  • ? свобода - ценность, которая не навязывает человеку конкретного поведения или вида деятельности, а предоставляет ему широкие возможности для выбора;
  • ? мораль в демократическом обществе, допуская наличие у людей разных талантов и способностей, ставит своей задачей создание условий для их расцвета. Общество считает преступным и недопустимым лишать человека возможности самореализации, так как развитие талантов и способностей одного человека развивает в целом все общество.

Обеспечивая права и свободы, демократическое общество требует взамен от личности высокого уровня профессиональной, политической, личной ответственности перед другими членами общества. Таким образом, демократия объединила здоровый индивидуализм каждого человека и коллективную ответственность за развитие общества и государства.

Нравственное поведение есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое формирует систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе, - добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и др. Безнравственное поведение строится на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, а безнравственное разрушает его личность.

Основой поведения является поступок - действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения являются моральные убеждения личности, уровень ее культурного развития и волевой настрой. Можно сказать, что нравственное поведение определяет жизнь личности и воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему поступков в обыденных житейских ситуациях.

Нравственное поведение, с одной стороны, предусматривает свободу выбора и творчества человека, а с другой - ограничивается рамками принятых в обществе правил и норм, т.е. человек всегда должен решать проблему выбора между личными устремлениями и требованиями общества.