Нужно ли давать воду новорожденным детям. Давать ли воду грудничку? Когда и сколько

Бабушки и подруги кормящей мамы утверждают, что малыша на грудном вскармливании нужно допаивать водой. Только современные женщины обычно следуют рекомендациям педиатров, которые не советуют давать дополнительное питье детям до полугода. Так нужна ли грудничку вода или она действительно может навредить? Ответы вы найдете в этой статье.


Для новорожденного мамино молоко – это не просто еда, но и лучшее питье. Оно не только содержит все необходимые крохе питательные вещества, но и на 87% . Еще у грудного молока есть важные свойства, необходимые для поддержания нормального пищеварение ребенка, чем отличается от простой питьевой воды.

  • Малышей младше 4 месяцев педиатры разрешают допаивать водой или докармливать смесью строго при наличии медицинских показаний . Просто по своему желанию делать это нельзя, иначе есть риск навредить здоровью грудничка;
  • В летнюю жару или в период болезни с высокой температурой тела крохе следует почаще давать грудь. Детям от 4 месяцев до полугода можно уже предлагать воду в чашке, но не нужно заставлять ее выпивать. Для такого возраста безопасной дозой воды считаются не более 60 мл в сутки.

Грудное молоко – еда и питье для новорожденного

Так предусмотрено природой, что младенец получает грудное молоко практически сразу после появления на свет. В то же время организм мамы после родов постоянно подстраивается под потребности малыша.

Материнское молоко изменяет свой состав в зависимости от возраста ребенка, а также в разных ситуациях. Так, если малышу по каким-то причинам требуется больше жидкости, он начинает чаще прикладываться к груди и чаще требует сменить ее.

В итоге младенец, который испытывает жажду, получает больше переднего молока, а оно на 88% состоит из воды. Только оно отличается от обычной воды тем, что такая жидкость не вымывает из организма крохи электролиты и сохраняет их оптимальный баланс.

Кстати, взрослым при обезвоживании тоже рекомендуют для питья не обычную воду, а раствор глюкозы (виноградного сахара) и минеральных солей, необходимых для нормальной работы организма. У переднего молока как раз такой состав: в нем содержится лактоза (молочный сахар) и целый набор минеральных солей. Поэтому оно не только устраняет дефицит жидкости в организме младенца, но также пополняет запасы необходимых электролитов.

Еще переднее и более жирное заднее молоко содержат множество витаминов, ферментов, биоактивных веществ, стимулирующих пищеварение маленького ребенка. Когда он в дополнение к материнскому молоку получает воду или чай, концентрации всех полезных веществ снижаются. Поэтому у желудка и кишечника крохи снижается защита от бактерий и последствий ферментной недостаточности.

Таким образом, здоровому малышу при грудном вскармливании нужно только материнское молоко вплоть до .

Может ли вода лечить?

Даже врачи пока не пришли к общему мнению о том, стоит ли допаивать водой детей младше 4-6 месяцев, если у них повышенная температура или они подхватили кишечную инфекцию. Так или иначе, давать крохе дополнительное питье можно только по назначению педиатра.


Нужно строго следовать рекомендациям врача о том, сколько именно жидкости давать грудничку, в какое время и из какой посуды. На данный момент нет убедительных доказательств того, что вода, которую назначают младенцам при обезвоживании и лихорадке, из бутылочки или из чашечки, приносит ему пользу.

В тяжелых случаях детям ставят капельницы со специальными растворами. В других ситуациях, когда ребенка нельзя приложить к груди, педиатры рекомендуют для восполнения дефицита жидкости использовать не воду, а . Давать его нужно с ложечки или из чашки.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Даже если у новорожденного , можно поить его грудным молоком – очень маленькими порциями и часто, чтобы не спровоцировать обратный рефлекс. Если врач решит, что малышу требуется вода, он обязан указать это в листе назначений и определить безопасную именно для вашего ребенка дозу.

Для малышей младше 4-5 недель обычная вода чревата развитием дополнительных осложнений.

  • Если допаивать водой кроху при , это может замедлить выведение из его организма билирубина, в результате чего болезнь только затянется. Билирубин выводится гораздо быстрее при потреблении достаточного объема грудного молока: оно оказывает послабляющее действие, поэтому билирубин выходит у крохи вместе со стулом. Если возникает такая необходимость, то, кроме кормления грудью, младенцу с желтушкой можно дополнительно давать сцеженное грудное молоко;
  • У новорожденного, который получает много обычной воды, заполняется желудок и притупляется чувство голода, поэтому он высасывает меньше молока из груди мамы. Это чревато потерей веса, ведь в воде отсутствуют калории, при этом необходимый объем материнского молока ребенок не добирает;
  • Если грудничка обильно допаивают, появляется риск интоксикации, то есть отравления водой. Это сопровождается острым отеком и приводит к состоянию, угрожающему жизни малыша. Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровых детей, получающих материнское молоко по требованию, допаивать обычной водой до полугодовалого возраста не нужно.

Водный режим для грудничка

Для ребенка в возрасте от 4 месяцев безопасной дозой воды считается 30-60 мл в сутки, но только в случае, если малыш сам просит ее и пьет из чашки при помощи родителей. Если кроха отказывается, не нужно заставлять его пить – вместо этого маме лучше почаще предлагать ему грудь.


Большинство младенцев, которых кормят только грудным молоком, с удовольствием запивают им даже прикорм, отказываясь от обычной воды. Это считается вполне нормальным и не опасным даже для детей старше полугода – конечно, при условии, что они получают достаточно материнского молока.

Даже в сильную жару дети, которых кормят грудью по требованию, надежно защищены от обезвоживания. Только очень важно, чтобы мама сама пила достаточно воды, не перегревалась на солнце и не кутала малыша, чтобы он не потел.

Если температура за окном поднимается выше отметки в +25 градусов, ребенок в подгузнике и одежде с длинными рукавами перегревается, что приводит к чрезмерной потере жидкости. Не стоит в этом случае давать ему воду – для предотвращения обезвоживания лучше просто раздеть малыша и предложить ему грудь.

Вода становится по-настоящему необходимой ребенку с того момента, когда в его рационе появляется твердая пища. Нужно предлагать грудное молоко или воду после каждого кормления, в котором были блюда прикорма. В большинстве случаев дети, которых кормили только грудным молоком, лишь через 1-2 месяца после начала прикорма выпивают более-менее существенное количество воды.

Обычно в возрасте 8 месяцев дети уже с удовольствием пьют воду. Только не давайте ее слишком много, потому что в таком возрасте малышам еще необходимо и большое количество материнского молока. С 1 года кроха уже самостоятельно определяет объем воды, который ему нужен для утоления жажды. Можно предлагать ее малышу всякий раз после того, как он поест твердую пищу.

Читаем также:

Нужно ли допаивать водой грудничка?

Нужно ли допаивать грудничка? Можно ли давать воду новорождённому? Нужно ли давать пить ребенку воду, «укропную водичку», отвары, чаи, соки пр.? С какого возраста начать допаивать грудничка?

Вопрос доктору Комаровскому: нуждаются ли дети на грудном вскармливании в допаивании водой?

Доктор Комаровский объяснит, почему ВОЗ не рекомендует допаивание водой и в каких случаях ребенку все-таки следует давать воду. Критерием необходимости допаивания будет поведение младенца: если патологических потерь жидкости нет, он откажется от воды, предпочтя мамину грудь, если же он на бутылочку буквально набрасывается, значит, вода ему жизненно нужна - он страдает от перегрева или заболел.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Новорожденный малыш с удовольствием сосет грудь или бутылочку, исправно отправляет свои естественные нужды, развивается соответственно своему возрасту. Вроде все в порядке, но практически у каждой мамочки возникает множество вариантов ситуаций «Все ли мы правильно делаем?». Одним их таких вопросов является проблема с «жаждой» младенца. Можно ли давать воду новорожденным детям, и нужна ли ли ему дополнительная жидкость, особенно в жаркое время года?

Нужна ли питьевая вода новорожденному ребенку

Кажется, что питьевая вода просто необходима каждому человеку, особенно очень маленькому. Однако в случае с младенцами не столь все однозначно. Так нужно ли давать обычную воду новорожденному или можно обойтись без нее? А если можно давать воду, то когда, с какого момента?

Потребность в питьевой воде ребенка зависит от метода кормления младенца: грудного, искусственного или смешанного.

Вода новорожденному малышу при грудном вскармливании

Дилемму с питьевой водой для малыша можно решить быстро, рассмотрев состав женского молока. Грудное молоко в своем составе содержит 90% воды, на оставшиеся 10% приходятся жиры, белки, углеводы, необходимые микроэлементы и витамины. Как видно, при грудном вскармливании новорожденный получает вполне достаточное количество воды.

Вопрос о том, нужно ли давать воду новорожденным при грудном вскармливании, имеет следующее решение: в воде малыш не нуждается. Ведь излишнее количество жидкости заполнит маленький объем желудка ребенка, и он недоест нужного количества грудного молока. В результате маме придется сцеживать излишки, иначе количество вырабатываемого молока в груди резко упадет.

До двух месяцев давать младенцу воду не стоит. На третьем месяце в жаркое время если ребеночек потеет или у него сохнет во рту можно предложить ему водички, но только из ложечки. Во-первых, использование бутылочки с соской чаще всего приводит к отказу от сосания груди (при сосании из бутылочки малыш прикладывает меньше усилий). Во-вторых, возникнет в будущем, ведь малыш уже привыкнет использовать ложку.

Самое главное, воду надо только предлагать, но не поить насильно. Делать это надо между кормлениями в небольшом количестве (один-два глоточка). Ребенок лучше всех «знает», что ими нужно: захочет, попьет воды, а нет просто выплюнет. А лучше просто в жаркое время малыша чаще прикладывать к груди, ведь первая порция молока не очень жирная (она даже отличается голубоватым цветом) и ребенок вполне может обойтись без воды.

Читаем подробно:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Нужна ли ребенку вода при искусственном и смешанном вскармливании

По сравнению с составом грудного молока адаптированные смеси содержат большее количество белка. Поэтому, при искусственном вскармливании малыша надо поить с первого дня между кормлениями. Объем выпитой воды не надо прибавлять к объему пищи, а поить малыша при необходимости. Малышей-искусственников можно поить из бутылочки или с ложечки.

При смешанном вскармливании можно поить малыша водичкой, но в несколько меньшем количестве . В среднем маленький ребенок может выпить за сутки 100-200 мл воды.

Вода при икоте

Икота — это внезапное сокращение диафрагмы и стенок гортани. Для детей до года , так как функции диафрагмальной мышцы в этом возрасте легко возбудимы. У малышей причиной икоты может быть переохлаждение, попадание воздуха в желудок при кормлении, жажда, нервное возбуждение, в кишечнике.

Чтобы избавиться от икоты надо просто устранить ее причину. При переохлаждении надо согреть малыша. Воздух из желудка уйдет, если поносить его вертикально. Причину икоты устранят несколько глотков теплой питьевой водички. Газы в кишечники поможет вывести настой семени укропа или, положенная на животик, теплая пеленка.

Итак, поить малыша при икоте можно. Вода поможет снять спазм диафрагмы, устранив причину икания.

Какую воду и когда давать новорожденному младенцу

Сейчас в аптеках и специализированных детских магазинах можно купить специальную бутилированную воду для новорожденных. Такая вода содержит сбалансированный состав солей и минералов для определенного возраста, который указан на упаковке. При невозможности купить такую воду, подойдет обычная прокипяченная и остуженная до комнатной температуры вода.

Грудничкам до полугода давать попить воды необходимо в двух случаях: когда у него или . Но даже при болезни и грудное молоко прекрасно справится с поставленными задачами. Оно восстановит недостаток жидкости, образующийся в результате потоотделения, и в нем можно растворить лекарство для больного ребенка. Дополнительную жидкость ребенок получает когда вы поите малыша отваром семени укропа или фенхеля.

После шести месяцев вместе с прикормом можно начинать давать и воду. Лучше всего налить ее в личную кружечку малыша и поить из нее или, в крайнем случае, из ложечки. Не стоит для поения ребенка применять бутылочки с сосками.

Давать ли воду новорожденному ребенку?

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Новорожденным считается младенец с минуты появления на свет до конца четвертой недели. С рождением ребенка возникает много трудностей, которые любящим родителям приятно решать. В самые первые дни молодые мама и папа обычно немного растеряны, хотя они готовились к появлению нового члена семьи: читали литературу по уходу за малышом, изучали все о новорождённых, интересовались психологией и воспитанием.

Развитие грудничка в первые недели и месяцы зависит от его доношенности или не доношенности. Основные параметры – рост и вес – зависят от возраста матери и отца, их состояния здоровья и условий жизни. Доношенный ребенок развивается в утробе матери 40 недель. Весят такие младенцы в норме от 3,2 до 3,5 кг, хотя разброс может быть достаточно большой – от 2,5 до 4,5 кг. Рост тоже колеблется от 47 до 54 см.

Сразу после рождения в организме ребенка происходит перестройка органов и их функций в связи с изменением среды обитания – от внутриутробной жизни, к жизни во внешнем мире. В первые несколько дней он может потерять от 5 до 8% веса. Это нормально, так как через неделю масса восстановится, и в течение первого месяца вес ребенка увеличится примерно на 0,7 кг.

В течение первых недель температура нестабильна и зависит от обстановки. Поэтому необходимо строго следить и поддерживать комфортные условия для малыша, чтобы ему не было жарко или холодно. В первый день может быть легкое вздрагивание и тремор рук и ног, которые быстро проходят. Малыши прекрасно реагируют на источники яркого света и громкого звука. У них уже развиты чувство обоняния и слух. Временами может быть снижен мышечный тонус и угнетены отдельные рефлексы. Это зависит от того, какими были роды. Через несколько дней все приходит в норму.

Строение тела младенца

Поначалу у младенца сохраняется та поза, которая была в утробе матери. Тело малыша выглядит пухлым за счет равномерно расположенного подкожного жирового слоя и слабо развитой мускулатуры. Руки и ноги равны по длине и гораздо короче туловища. У позвоночника пока еще нет физиологических изгибов, он не выгибается, а ребра прикрепляются к нему под прямым углом, грудная клетка по форме напоминает бочку. Открыт родничок между косточками лба и темени.

Дышит новорождённый неравномерно: не слишком часто и неглубоко. Нормальный пульс от 120 до 140 ударов повышается, когда малыш кричит.

Расположенный горизонтально желудок пока маленький, а для кишечника характерно недоразвитие нервных окончаний, нежная слизистая оболочка, большое количество кровеносных капилляров, нехватка кишечных желез. Стенки кишечника обладают высокой проницаемостью. В полости рта недостает слюны, а слизистая оболочка полости рта плохо защищена. Зато уже есть все обязательные для пищеварения ферменты. С первых часов желудочно-кишечный тракт и дыхательная система малыша заселяются необходимыми микроорганизмами.

Нормальный стул новорожденного ребенка устанавливается к 5-му или 6-му дню жизни. Первые 2 дня малыш мочится несколько раз, затем увеличивает суточное количество мочеиспусканий до 20 раз.

Огромное значение для поддержания функций организма младенца имеет баланс воды. Из воды состоит большая часть его тела, но равновесие непрочное и легко нарушается. Ребенку в сутки требуется около 180 г воды на 1 кг веса, которую он получает из материнского молока.

Различные отделы нервной системы младенца развиты по-разному, но в основном все готовы функционировать. Зрительные и слуховые анализаторы сформированы гораздо лучше, чем двигательные. Уже на первых днях жизни младенец умеет останавливать взгляд на ярком пятне, на лице матери. Он прислушивается к звукам и даже издает отдельные слабые звуки.

Двигается младенец нескоординированно, потягивается. Руки и ноги беспорядочно перемещаются, целиком не могут выпрямиться. Пальцы сжимает в кулачки.

Сколько должен весить младенец

Чтобы ребенок с первых дней полноценно развивался, следует учитывать многие факторы, а важнейшим из них является вес. Если вес изменился даже на 100 г в одну или другую сторону, – это показатель, что есть нарушение здоровья.

Прибавление веса ребенка до его рождения зависит от рациона и образа жизни матери. Если новорожденный весит больше или меньше нормы (3,2 – 3,5 кг), то это может означать сбой в его здоровье. Лишний вес сигнализирует о возможном сахарном диабете. А при недостатке веса есть вероятность, что у младенца слабый иммунитет или недостатки развития. Большую роль при определении фактора веса играет наследственная предрасположенность. Если родители и другие детки в семье крупные, то рождение малыша с весом выше нормы естественно, и не должно вызывать тревогу.

Осмотр доктора-неонатолога

В роддоме ежедневно врач-неонатолог проводит осмотр малыша. Чтобы удостовериться, что у младенца нет проблем со здоровьем, а развитие его организма соответствует норме, доктор должен осмотреть у карапуза каждый миллиметр тела.

  • Врач фиксирует внимание на позе ребенка, на цвете его кожных покровов, на интонациях голоса. Его интересует, как тот краснеет или кряхтит. Затем, тщательно ощупывая голову, изучает родничок и швы между косточками.
  • При осмотре рта доктор должен исключить незаращение нёба, имея которое, малыш поперхнется или захлебнется в процессе кормления.
  • Неонатолог проводит рукой по ключицам, проверяя, нет ли у младенца перелома. Вовремя обнаруженная травма, полученная в процессе родов, фиксируется повязкой и быстро лечится.
  • Врач проверяет грудную клетку, ручки и ножки. Он должен убедиться, что нет вывиха тазобедренного сустава или косолапости.
  • При осмотре половых органов проверяются яички и анус, спрашивает, какает ли малыш.
  • Доктор проверяет сердечную деятельность и работу легких.
  • Прощупывая живот младенца, определяет объем печени и селезенки.

Важно также изучить мышечное возбуждение и физиологические реакции.

Своевременно выявленные недостатки гораздо легче поддаются лечению.

Надо ли пеленать новорожденного ребенка

Пеленание малыша в настоящее время вызывает множество споров среди родителей и докторов. Есть большое количество доводов за и против. Многие считают, что это полезно для младенца, другим пеленки усложняют уход. Только сами родители решают этот вопрос для себя положительно или отрицательно.

Обычай заворачивать грудничков в первые месяцы жизни появился давно и сохранился до сих пор у многих народов, особенно в холодных местностях. В старину это выручало семьи из-за отсутствия детской одежды.

Доводы родителей за пеленки:

  • Пеленание способствует приспособлению младенцев к окружающему миру.
  • Ребенок ощущает себя защищенным, будучи укутанным в полотно, быстрее успокаивается и засыпает.

Доводы против:

  • Пеленание снижает моторику ребенка, что служит причиной запаздывания в развитии двигательных навыков: такие детки позднее начинают самостоятельно передвигаться и вставать на ноги. Однако они быстро настигают в развитии своих сверстников.
  • Если туго пеленать ребенка, то может нарушиться кровоснабжение.
  • Малыши сами неодобрительно воспринимают пеленки.
  • Для этой процедуры требуется определенная сноровка: не у всех родителей сразу получается.
  • Привыкшему к пеленкам малышу через некоторое время сложно будет отвыкать от них.

Заменой пеленания некоторые считают использование слинга. В нем ребенок чувствует себя в положении «колыбелька», как в пеленках, и успокаивается.

Традиции ухода за новорожденными выработаны веками, поэтому практиковавшееся в старину пеленание окружает огромное количество мифов. Например, считается, что у выросшего без пеленок малыша будут кривые ножки и спинка. Это утверждение не соответствует истине, напротив, тугое пеленание может привести к искривлению тазобедренных суставов. Необходимо помнить, что при пеленании нельзя выпрямлять ребенку ноги.

Следующий миф утверждает, что без пеленок младенец беспорядочно дрыгает ногами, руками, и может нанести себе какие-нибудь повреждения. Если своевременно стричь ноготки, а еще лучше, надевать на руки специально сшитые варежки, неприятностей можно избежать.

Вскармливание грудного младенца

Вскармливание новорожденного обеспечивает его организм полезными веществами, необходимыми для роста и правильного развития. Кормят обычно женским грудным молочком или его заместителями − молоком животного происхождения, или сухими смесями. Пищеварительная система младенца пока несовершенна, и умеет усваивать исключительно жидкие субстанции.

По тому, сколько младенец получает женского молока, можно выделить 3 вида кормления:

  • грудное (полностью женское молоко),
  • искусственное (только молочные смеси),
  • смешанное (материнское молоко и смеси).

Современные ученые утверждают, что предпочтительно для ребенка грудное вскармливание. Хотя реклама детского питания гарантирует его пользу и высокое качество, но ни одна смесь пока не может повторить по содержанию женское грудное молоко. Наиболее высококачественное детское питание, разработанное безупречными производителями, включает в себя около 40 полезных элементов, а в женском молоке их содержится больше 400. Вскармливание сухими смесями лишает младенца самых важных веществ, которые только из материнского молока он может получить, – гормоны, побуждающие развиваться желудок, кишечник, нервную систему.

В некоторых случаях есть смысл перевода ребенка на кормление смесями. Серьезной причиной является заболевание матери, вынужденной принимать препараты, вредные для ребенка, а также расстройство гормонального фона, из-за которого перестает вырабатываться молоко. В таких случаях замена вида вскармливания оправдана.

Не являются серьезными причинами для замены натурального молока на искусственное:

  • детские колики;
  • усиленное образование газов (можно устранить другими способами);
  • если младенец икает;
  • жидкий стул или долгое отсутствие его;
  • малыш плохо набирает вес (маме кажется, что у нее не хватает молока);
  • недомогания мамы, связанные с простудными заболеваниями.

В наше время созданы лекарственные препараты от простуды, которые разрешается принимать кормящим. Заразить ребенка практически невозможно, ведь он приобретает иммунитет вместе с молоком матери.

Не следует торопиться с решением ввести прикорм, лучше посоветоваться с теми, кто разбирается. Есть средства для усиления лактации, применяя которые, можно продлить получение ребенком полезных веществ, содержащихся в грудном молоке. Все ведущие специалисты единодушно признают грудное вскармливание наиболее подходящим и полностью соответствующим потребностям младенцев.

Преимущества грудного вскармливания:

  • Ученые утверждают, что новорожденные дети, получавшие грудное молоко, имеют коэффициент интеллекта выше, чем находившиеся на искусственном кормлении.
  • В момент кормления малыш контактирует с мамой, что тоже стимулирует развитие его мозга.
  • Кормление грудью не только насыщает ребенка, но и удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с близким человеком. Такие дети реже вступают в конфликты с родней, легче понимают родителей, лучше общаются в группе, приспосабливаются к социуму.
  • У мамы при кормлении грудью уменьшается риск заболеть раком яичников или раком молочной железы.
  • Способствует борьбе с послеродовой депрессией, стабилизируя гормональный фон женщины.
  • Служит естественным контрацептивом (при грудном кормлении вероятность забеременеть очень мала).

Искусственное вскармливание грудного ребенка

Если нет молока у матери и невозможно найти кормилицу, не следует выбирать козье или коровье молоко. Лучше перейти на адаптированные молочные смеси, которые легче усваиваются грудничком. Желательно начинать их использование, начиная с полугодовалого возраста.

При выборе адаптированной смеси для малыша, учитывается возраст, указанный на упаковке, а также дополнительные качества продукта, например, отсутствие лактозы или содержание пробиотиков, улучшающих работу кишечника. По этому поводу необходима консультация с педиатром.

Гигиена новорожденного

Младенец имеет очень чувствительную кожу, требующую скрупулезной заботы. Она должна непрерывно оставаться сухой и опрятной. Необходимо менять подгузники после каждого сна, кормления или проверять, если малыш беспокоится. Рекомендуется использовать подгузники высокого качества, которые отлично впитывают влагу, чтобы попка младенца не ощущала сырости, а всегда была сухой.

В первые недели советуют очищать кожу с помощью влажных салфеток, на упаковке которых обязательно должно быть помечено, что они предназначены для чувствительной кожи. Необходимо каждый раз проверять все складочки: они тоже должны всегда быть сухими и чистыми.

Следует аккуратно обрабатывать пупок новорожденного так, как научили в роддоме. В течение первых дней после выписки, нет необходимости ежедневно купать младенца. Достаточно раз в 3 дня ненадолго бережно окунать его в воду и слегка поливать водой, используя для этого собственную руку. Заменить купание на первых порах может протирание отдельных частей тела малыша мягкой влажной салфеткой или ваткой. Чистый младенец будет чувствовать себя комфортно и меньше капризничать. Многие дети после купания спят гораздо лучше и меньше беспокоят маму.

Особенности гигиены новорожденной девочки заключаются в том, что подмывание проводится только под слабой струей воды, слегка раскрывая при этом большие половые губы, чтобы избежать скопления в них остатков кала и мочи.

Упражнения для грудничков

Гимнастика для новорожденных, если она правильно подобрана и соответствует возрасту и индивидуальности, может положительно повлиять на развитие многих органов и систем организма ребенка. Двигательная активность малыша, разнообразие его движений, создают благоприятные условия для правильного развития даже головного мозга за счет улучшения тока крови, ускорения обменных процессов и углубленного дыхания.

Физические упражнения оказывают благотворное влияние на аппетит и сон ребенка. Во время зарядки усиливается приток крови к мышцам и косточкам, что ускоряет их рост.

Чтобы не нанести вред маленькому человеку, у которого еще не сформированы мышцы, кости, связки довольно нежные и хрупкие, надо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Первые упражнения обычно показывает доктор.

Выполнять зарядку следует ежедневно в одно и то же время, тогда младенец быстро привыкнет к режиму. Приступать к гимнастике следует, если ребенок сыт, спокоен, у него хорошее настроение. Нежелательно делать ее сразу после кормления, чтобы избежать срыгивания.

Польза от зарядки увеличится, если ребенка полностью раздеть. Однако помещение должно быть теплым и проветренным, а летом можно это делать на свежем воздухе.

Чтобы только что родившийся малыш рос и развивался в комфортных условиях, необходимо соблюдать правила ухода за ним. Тогда жизнь с новым членом семьи будет в радость.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Когда в семье появляется малыш, одним из вопросов, волнующих молодых родителей, будет а давать ли воду новорожденному — как, когда, какую?

Мамочка сразу начинает переживать, так ли уж необходимо допаивать грудничка, и чем чревато решение «за» или «против».

Как правило, мнение бабушек и педиатров диаметрально противоположны, поэтому, принимая решение, необходима ли крохе вода, будем отталкиваться от типа его вскармливания.

Минздрав предупреждает!

Однозначно ответить на вопросы - как давать ли воду новорожденному, когда давать воду новорождённому, какую воду давать новорождённому - очень сложно. Почти 30 лет назад, Всемирная Организация Здравоохранения приняла документ, рассказывающий о том, какие должны быть правила качественного кормления грудью. Один из этих правил убеждал, что новорожденным нельзя предлагать никакую другую еду - только мамино молоко. Отдельный список составляют те варианты, которые обусловлены показателями здоровья. По правилам ВОЗ малыш считается новорожденным первые четыре недели жизни. Минздравом не рекомендуется поить малыша водичкой до того, как ему исполнится полгода: пока он не начинает кушать прикорм.

Важные аргументы

Конечно же, сразу родители не разберутся, нужна ли малышам вода или нет. И чтобы понять, как давать ли воду новорожденным, когда давать воду новорождённым, какую воду давать новорождённым, надо понимать, какими будут последствия допаивания грудничка. Главный аргумент ВОЗ это то, что может нарушиться работа организмов как малыша, так и мамы.

Может развиться дисбактериоз. Первые полгода жизни маленького ребенка его кишечник стерилен. Он, используя мамино молочко, засевается полезной микрофлорой. Именно благодаря молочку в пищеварительной системе младенца будет постоянно правильный баланс бактерий. Если же кроху с завидным постоянством допаивать водичкой, параллельно с кормлением грудью, это нарушит равновесие микрофлоры и приведет к началу дисбактериоза. Изучая исследования ВОЗ, можно узнать, что детки, которые пили до полугода исключительно мамино молочко, намного реже подвергались расстройствам ЖКТ. Вода в раннем возрасте представляет собой лишнюю нагрузку на детские почки, которые формируются и после того, как малыш родился - до его трехмесячного возраста. Если его допаивать, что почки будут слишком нагружены. На них будет оказываться дополнительная нагрузка, ведь их основной задачей является обязанность выводить лишние соли из организма малыша. В молочке мамы солей маловато, поэтому их не требуется выводить.

Малыш может недоедать. Так уж устроила природа, что желудочек недавно рожденного ребенка в силах переработать за единичный прием еду, равную объему шестой части от веса малыша. У грудничка есть определенные особенности нервной системы, поэтому поступившая вода вызовет обманчивое ощущение того, что он насытился. К тому же, кроха будет недополучать мамино молоко, которое ему жизненно нужно для того, чтобы он полноценно развивался.

Постепенно уменьшается объем выработанного молока. Известно, что сосание материнской груди является великолепным стимулом, побуждающим выработку в ней молока. А когда крохе предлагают воду, он, естественно, будет высасывать меньше молока. Не следует приносить малышу воду по ночам. Естественное ночное кормление увеличит количество пролактина — гормона, которое способствует выработке молока в светлое время суток. Получается, что когда маленький ребенок приникает к маминой груди ночью, он тем самым обеспечит себе на следующий день нужный объем молока.

Ребёнок может отказаться от груди. Обычно мамы предпочитают давать своим деткам воду из бутылочки. Хорошо известно, что жидкость из такой емкости поступает намного быстрее и легче, чем молоко из маминой груди. Малышу надо постараться, чтобы сосать мамину грудь, добывая из нее вкусное и полезное молочко. Если же грудничок «ленив» или слабенький, он может вообще не хотеть брать грудь, выбирая бутылочку.

Нужна ли вода новорождённому?

Те, кто считает себя противниками ВОЗ, утверждают, что водичка требуется малышу с самого начала его жизни. Правда, доказательства тех, кто согласен с этим, выдерживают критические замечания с огромным трудом.

Молоко - это исключительно еда. А жажду можно утолить водой. Здесь необходимо помнить, что по консистенции и качественному составу мамино молоко принято разделять на «переднее» и «заднее». «Переднее» как раз может дать возможность напиться грудничку, поскольку оно состоит из воды аж на девяносто процентов.

Есть вероятность обезвоживания. У взрослых водный баланс восстанавливается водой, в которую добавлены соли. Недавно родившийся малыш - не является исключением из общего правила. Мамино молочко для него будет великолепным вариантом замены физиологического раствора: в нем находится оптимальный состав солей и минералов для карапуза.

Когда кроха болеет, вода способна вывести из организма все вирусы, к тому же, в ней удобно можно растворить лекарства. Мамино молочко также просто замечательно справится со всеми этими функциями. Лекарство, которое было в нем растворено, усвоится малышом намного быстрее, да и выпьется им с большей охотой.

Вода нужна, если наступила жара или воздух сухой. Казалось бы, действительно, так оно и есть. Ведь все мы привыкли, что когда хочется пить в жаркие летние дни, мы пьем воду. Ан нет! Оказывается, что грудное молоко может утолить жажду малыша в полном объеме. В нем уже содержится требуемое количество жидкости, потому что это молоко состоит из воды на 85-90%. При повышении температуры окружающей среды, оно будет становиться все более водянистее. Грудничок почти не ощущает разницы между тем, когда он хочет кушать или пить, потому что центры, которые ответственны за такие ощущения, расположены в центре неподалеку друг от друга. Чтобы недавно появившийся на свет малыш мог напиться, его можно просто приложить к маминой груди.

Бутылочка с водичкой может успокоить малыша. На этот случай, в котором основным становится процесс сосания, есть своя альтернатива - соска, мамин большой палец (естественно, чистый).

Вода может устранить младенческую желтуху. Билирубин, из-за которого начинается желтуха, способен растворится именно в жире, а не в воде. Из этого можно сделать вывод, что именно с молоком матери, содержащим лучший для малыша состав жиров, он будет лучше и легче выводиться из детского организма.

Вода для крохи-грудничка

Доктора уверены, что когда малыш находится на естественном вскармливании - маминым молоком, то в начале своей жизни он в воде не нуждается. А все дело в мамином молоке. 9/10 его - это вода, а все остальное - витамины, жиры, углеводы и белки. Как раз то, что в молочке значительное количество воды, и хватает малышу, чтобы напиться.

Доктора считают, что вода допустима только в тех случаях, когда у маленького ребенка жар или понос. Можно вводить в рацион малыша водичку с укропом либо фенхелем (это в случае, когда у него начинаются колики).

Именно родители будут судить, нужна ли водичка здоровому, недавно появившемуся на свет младенцу, который на данном этапе своей жизни - грудничок. Желательно, чтобы в рационе малыша она появлялась одновременно с прикормом. И это при условии, что у ребенка нет никаких проблем с пищеварением. Кое-кто из малышей воду с первого раза не воспринимает, а пить ее начинает только спустя месяц, а то и два.

Вода для малыша-искусственника и того, кто питается смешанно

Новорожденным, которые, так уж случилось, являются искусственниками, вместе с едой в организм попадает значительное количество белка. Вот почему с самого начала они нуждаются в воде. Когда рассчитывается еда для самых маленьких, в общем объеме еды для крох водичка в расчет не принимается. Тем малышам, которые находятся на смешанном вскармливании, водичка тоже лишней не будет.

Когда же допустимо предлагать воду новорожденным малышам?

Тем деткам, которые являются грудничками, лучше давать пить воду только после того, как они покушали. До кормления поить не стоит: у новорожденных очень маленьких объем желудочка - около 250 мл. Выпивая хотя бы глоточек воды, малыш не добирает потом ровно столько же маминого молока.

Конечно же, принимать окончательное решение о том, давать ли новорожденному воду, если давать, то как, когда и какую именно, решать только родителям. Если отталкиваться от нормы, то малышу в возрасте до шести месяцев от роду следует предлагать примерно 200 мл воды в сутки. Если кроха заболел, то по совету педиатров количество водички, которое ему предлагается, должно составлять 30 мл на один килограмм веса ребенка. Он может всю водичку и не выпить, заставлять малыша не следует.

Тем детишкам, которые находятся на искусственном вскармливании, можно предложить воду между двумя кормлениям, если видно, что малыш начал беспокоиться.

Итак, мы уже разобрались, давать или не давать водичку малышам. Если родители все-таки решили предлагать ее своим деткам, то им надо помнить, что заставлять малышей пить не надо; вместо обычной воды, которая, впрочем, должна быть качественной во избежание аллергических реакций, расстройств ЖКТ, затрудненности дыхания, можно предлагать изюмную водичку, весьма полезную при запорах (1 ложка изюма запаривается в стакане кипящей воды и настаивается пять-десять минут); во время жары вместо того, чтобы давать малышу пить воду, лучше проветрить комнату, обтереть тело ребенка водой, увлажнить воздух в комнате при помощи пульверизатора; если уж давать малышу пить, то лучше это делать при помощи ложки или бутылочки с дозатором.

По большому счету, поить маленького ребенка лучше, когда он сам потянется к воде, ведь ему лучше знать, что требуется для того, чтобы он себя хорошо чувствовал.