Легко ли быть приемным родителем. Легко ли быть родителем, когда мы многого не знаем? Легко ли быть родителями подростка

Цель: знакомство с методом работы в группе и принятие кодекса группы, взаимное знакомство и установление доверительных отношений, раскрытие общего характера проблем, стоящих перед группой.

1. Вводная беседа . В произвольной форме, кратко (5 мин) объяснить цели и задачи. Провести беседу о методах, о ролевом участии каждого члена группы и о правилах поведения (принятие кодекса поведения в группе). В общих чертах рассказать о проблемах, которые должны быть разрешены в процессе проведения встреч.

У каждого из вас есть проблемы – в семье растет ребенок-подросток, поэтому мы и собрались "здесь и сейчас", чтобы помочь друг другу решить эти проблемы, большие или маленькие, от которых вы хотели бы избавиться. Может быть и так, что не все проблемы вами осознаны, и вы не способны сейчас их назвать, но во время занятий мы сообща и попытаемся найти у каждого из вас эти, пока неизвестные, "скрытые" проблемы, чтобы от них избавиться. Но даже если нет у кого-то из вас никаких проблем, все равно участие в группе будет для вас полезно. Почему? Потому что каждый из вас хочет быть умнее, сильнее, красивее, хочет, чтобы его уважали и любили, хочет научиться общаться с ребятами и научиться понимать себя и других, быть уверенным в своих силах, решительным и мужественным, добрым и справедливым, веселым и жизнерадостным – настоящим родителем... Принимая участие в занятиях группы, вы поймете и научитесь, как можно всего этого добиться.

Мы будем в группе рисовать, писать коротенькие рассказы, играть в интересные игры и разыгрывать различные сценки, много разговаривать на интересные для вас темы, открыто и откровенно обсуждать все интересующие вас проблемы. Но вас никто не будет принуждать делать то, что вам не нравиться. Можно уйти из группы, если не понравиться.

Занимаясь в группе, необходимо соблюдать правила поведения (смотри Приложение №1 ).

2. Взаимное знакомство. Вербальное общение . Предлагается назвать свое имя, фамилию и рассказать о себе в произвольной форме. Важно, чтобы участник группы побольше рассказал о себе: "Расскажите о своих увлечениях, хобби, что вас больше всего интересует, занимаетесь ли вы спортом, любите ли вы вообще спортивные игры, природу, любите ли читать и какие книги - художественную беллетристику, исторические романы, приключенческие и пр., любите ли смотреть фильмы и какие, есть ли у вас близкие друзья? На ваше усмотрение, можете рассказать о своей семье: кто ваши родители? Дети? В общем, чем больше о себе вы нам расскажите, тем быстрее мы начнем полностью доверять друг другу и подружимся." (О себе рассказывают 2-3 участника группы.)

3. Упражнение "Передача ритма по кругу" . Группа становится в круг. Ведущий предлагает кому-то похлопать в ладоши. Необходимо поочерёдно по кругу повторить заданный ритм. Следующий участник группы задаёт ритм хлопка и т.д.

4. Продолжение взаимного знакомства . О себе рассказывают очередные 2-3 участника группы.

5. Упражнение "Сесть на занятый стул " . В круг расставляют стулья количеством на один меньше, чем участников. Участники группы передвигаются вокруг стульев. Сигнал занять стул может выполнять остановившаяся музыка или ведущий хлопком. Из игры выбывает участник группы, которому не досталось стула. Затем один стул убирают и игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

6. Продолжение взаимного знакомства . О себе рассказывают оставшиеся участники группы.

7. Упражнения "Передача чувства по кругу" и "Выражение чувства прикосновением ".

"Передача чувства по кругу". Участники группы рассажены по кругу близко друг от друга. Кисти рук положены на бедра. Глаза закрыты. Ведущий раздает карточки со словами, определяющими чувство: "нежность "радость", "гнев", "обида", "раздражение" и пр. Обращаясь к одному из участников группы, просит открыть глаза, про себя прочитать написанное и выразить это чувство прикосновением к руке соседа справа. Тот, к которому прикоснулись, открывает глаза и "понятое" им чувство прикосновением передает дальше по кругу. Последний участник игры называет вслух свои ощущения и пытается определить переданное ему чувство. В обратном порядке обсуждаются возникшие у участников группы ощущения и возможные варианты чувства, сопряженные с этими ощущениями. Круг обсуждения замыкается на первом участнике игры, который объявляет, какое чувство он хотел выразить своим прикосновением.

"Выражение чувства прикосновением". Разделить группу на пары. Необходимо понять, какое чувство хотел выразить твой товарищ. В игре поочередно участвуют все пары группы. Обсуждение - по ходу игры.

8. Упражнение "Доверяющее падение ". Построение группы в круг на близком расстоянии друг от друга. По команде ведущего медленное движение по кругу и остановка, при этом один из участников группы, стоящий в центре круга с закрытыми глазами, падает назад, будучи уверенным, что его поймают.

9. Пантомимическая миниатюра "Хождение над пропастью". Необходимо пройти по узкой горной тропе, петляющей над глубокой пропастью, и не упасть в пропасть. Группа аплодисментами награждает участника лучшей миниатюры.

10. Отдых под музыку и фиточай.

11. Рефлексия.

Зафиксировать на плакате “Памятка родителям подростка” совет, находку, идею или открытие возникшие по ходу занятия.

Домашнее задание. По усмотрению участника группы, короткий рассказ или проективный рисунок на тему: "Какой я есть? Каким я хочу быть?".

Занятие №2 “Конфликты

Цель: определение основных причин межличностных конфликтов и их профилактика.

1. Разминка “Провокации”. Участники группы встают в круг и получают задание – “Мяч должен побывать в руках у каждого один раз и вернуться к ведущему по проложенному нами маршруту”. Прокладывают маршрут мяча. За какое количество времени вы сможете выполнить это задание? Проверяем. А уменьшить время можете? Как? Проверяем? А ещё варианты? В очередной раз ведущий подбрасывает в круг и мягкие игрушки и бросает мяч и игрушки не по тому маршруту, который был намечен вначале. Помнят ли игроки о задании, полученном в начале упражнения?

2. Проблемная дискуссия: "Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций". Смотри Приложение №2. Теория.

Разберём ситуацию, когда двум детям дали одно яблоко? Каждый хочет получить целое яблоко. Конфликтная ситуация. Ваши предложения.

Способы урегулирования конфликтов: Доминирование, подавление. Капитуляция. Уход. Переговоры. Компромисс. Медиаторство. Арбитраж. Интеграция.

3. Упражнение на невербальную коммуникацию: "кис-мяу". Группа выбирает ведущего №1, который поворачивается спиной к остальным участникам игры. Ведущий №2 поочередно указывает на участника группы, показывая всем цветную полоску в руке и спрашивая ведущего №1: “Кис?”. Он отвечает: “Брысь!” либо “Мяу!”. Последнее говорит о том, что тот на кого указали должен исполнить задание на цветной полоске (смотри Приложение №2 ).

4. Упражнение “Инструкция”. Одному из участников группы предлагается быть ведущим, задача которого только при помощи слов передать точное описание рисунка. Говорит только ведущий, остальные молча выполняют его инструкции. После завершения этого этапа, сравните, что получилось? Почему не точная копия? Что для этого надо сделать? О чём надо заранее договориться? Можно повторить ситуацию с другим рисунком и учётом замечаний и пожеланий (смотри Приложение №2 ).

5. Упражнение "Разговор через стекло". Разделить группу на пары. Необходимо с помощью жестов договориться о чём-либо друг с другом. В игре поочередно участвуют все пары.

6. Упражнение “Телевизор”. Для выполнения этого упражнения необходим телевизор с видеомагнитофоном и видеокассету с фильмом. Во время демонстрации фрагмента фильма убирается звук, а изображение остается на экране. Задача группы – определить, о чем говорят люди, какие у них цели и мотивы, кто из них атакует, а кто – защищается, кто – лидирует, а кто – подчиняется, составить предполагаемый текст разговора.

7. Упражнение “Внутренний конфликт”. Участникам семинара-тренинга предлагается разобрать карточки с ролями и инструкциями. К работнику архитектурного отдела города поочерёдно приходят на приём люди с одной целью и разным способом воздействия. Всем нужна территория детской площадки в центре города. Правом подписи под проектом обладает только этот работник. А вечером дома ещё и семья, которая не видит деловую маму… А когда все уснут, просыпается совесть… (смотри Приложение №2 ).

8. Пантомимическая миниатюра "Моя семья". Необходимо расставить в пространстве членов своей семьи так, чтобы степень эмоциональной близости с членами семьи соответствовала физической дистанции. Ведущий участник миниатюры членов своей семьи выбирает среди участников группы.

9. Упражнение "Телеграф". Группа делится на две подгруппы. Условие игры: требуется написать друг другу “зашифрованную телеграмму”, в которой было бы всего лишь одно слово. Подгруппы обмениваются 2-3 телеграммами. Каждую полученную телеграмму следует расшифровать, используя слово в телеграмме, как ключевое, составив 1-3 фразы.

10. Чтение и рассмотрение рисунков из домашнего задания.

11. Отдых и фиточай.

12. Рефлексия.

Ответить на вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Почему это важно? Для чего это делали? Чему научились?

Домашнее задание. Короткий рассказ-описание на тему "Неотреагированные эмоции".

Занятие №3 “Эмоции и эмоциональность

Цель: "отреагирование" подавленных эмоций, моделирование адекватных форм эмоционального реагирования.

1. Разминка “Море волнуется раз…” Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – фигура (называем эмоцию или чувство) на месте замри.

2. Дискуссия "Эмоции и эмоциональность”. На этом занятии, для дискуссионного обсуждения предлагается такая тема, как “Эмоции и эмоциональность”(смотри Приложение №3 . Теория.)

3. Упражнение “Угадай эмоцию”. Из “волшебного ящика” каждый участник достает задание на выражение определенного чувства: радости, скуки, грусти, заинтересованности, раздражения и т.д. Листок с заданием никому не показывается. Каждый поочередно должен выразить своё чувство. А остальные угадать (смотри Приложение №3 ).

4. Упражнение “Положительные и отрицательные чувства”. Все мы в жизни испытываем различные чувства – положительные и отрицательные. Вспомните их названия. Запишите их в два столбика: слева – положительные, справа – отрицательные. После этого подчеркните самое приятное и самое неприятное. Сколько вспомнили положительных и отрицательных?

5. Игра-шутка "турпоход". Группа в полном составе идёт в турпоход. Лидера в игре определяет ведущий тренинга. Лидер – главное импровизирующее лицо в игре, но допускается импровизация со стороны и других участников игры. Цель турпохода – хорошо провести время (смотри Приложение №3 ).

6. Игра-тренинг “Диалог”. Группа разбивается на пары. В парах требуется провести диалог: “Чижик-пыжик, где ты был?”. Ведущий тренинга определяет для каждой пары участников игры парность эмоционального реагирования в диалоге (смотри Приложение №3 ).

7. Ситуации из домашнего задания. Разыгрываются 1-2 импровизации по сюжету домашнего задания “Неотреагированные эмоции”. Зачитываются 1-2 рассказа. Ведущий предлагает группе сюжет импровизации и ведущих в ней исполнителей, обязательно задействовав автора рассказа. Игровая импровизация подлежит дальнейшему дискуссионному обсуждению с рекомендациями разрешения разыгрываемой ситуации и с акцентом на эмоциональное реагирование. Для данного упражнения подбираются варианты домашнего задания с возможностью максимального проявления в разыгрываемой сцене положительных эмоций.

8. Упражнение “Закончи предложение”. Предлагаются для концовки предложения: “Раньше я...” и “Раньше я был(а)...”, “На самом деле я…”, “Скоро я…”.

9. Отдых и фиточай.

10. Рефлексия.

Ответить на вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Почему это важно? Для чего это делали? Чему научились?

Зафиксировать на плакате “Памятка родителям подростка” совет, находку, идею или открытие, возникшие по ходу занятия.

Занятие №4 “Стресс

Цель: моделирование адекватного реагирования в стрессе.

1. Разминка “Пиктограммы”. Участникам тренинга предлагается в виде символов, знаков и рисунков зашифровать перечисленные понятия (без цифр и букв). Какие рисунки получились? Есть ли общее обозначение, ассоциации? Смогут ли восстановить под рисунками озвученные понятия?

2. Дискуссия “Стресс – это…” - один им наиболее распространенных видов аффекта, состояние чрезмерного сильного и длительного психологического напряжения, сочетающееся нередко с нарушениями в поведении и неспособностью человека разумно поступать в окружающей среде. Любые эмоции сопряжены с физическими изменениями в организме, а при стрессе, которому, как правило, сопутствуют длительные неприятные эмоциональные переживания, эти изменения в организме могут стать необратимыми. Можно привести много примеров стрессовых ситуаций. В течение своей жизни человек неоднократно подвергается влиянию стресса. Типичный банальный пример стрессовой ситуации у вас, сопровождающейся гаммой длительных неприятных эмоциональных ощущений, - затянувшийся конфликт с родителями или детьми, когда вы не находите взаимопонимания, недовольны друг другом, бываете грубыми, несдержанными.

Каждый по-разному реагирует на стрессовую ситуацию, т.е. формы личностного реагирования на стресс - многообразны. Кто-то вообще не обращает никакого внимания на стрессовую ситуацию. О таком человеке говорят, что у него "крепкая нервная система". Другие люди свои неприятные ощущения, возникающие у них вследствие стрессовой ситуации, пытаются как бы "перебросить" "с больной головы на здоровую": без внешней на то причины конфликтуют с окружающими, ругаются, плачут, "срывают" свое плохое настроение на невинном человеке, чаще всего на близком человеке - ребенке, супруге, друге (подруге), родителях. Как ведете себя вы в стрессовой ситуации? А ваши дети?

3. Упражнение “Построение”. Участникам предлагается построиться по росту, по размеру обуви, по алфавиту имени, по дате рождения, по удаленности от школы. Задания выполняются молча. А теперь повторить задания с закрытыми глазами.

4. Упражнение “Диалог на бумаге”. Группа делится на пары. Только при помощи бумаги и ручки провести диалог. Без букв и цифр, только рисунки. В обсуждении результатов диалога удостовериться, что речь шла об одном и том же.

5. Упражнение “Фестиваль способов”.

Ведущий предлагает назвать и зафиксировать как можно больше способов профилактики стресса и выхода из стресса.

6. Упражнение “Необитаемый остров”. Наша группа по воле случая оказалась на острове, не котором больше нет людей. Необходимо выжить, сделать орудия труда, добывать пищу построить жильё, принять законы, распределить обязанности.

7. Упражнение “Театр Кабуки”. Группа делится пополам и выстраивается в две линейки друг напротив друга. Договорившись заранее о том, какого героя театра “Кабуки” они будут изображать, по команде ведущего начинается действо. Счёт идет на количество побед (оговаривается заранее). Красавица побеждает (так как он в неё влюбляется) Самурая, Самурай побеждает Дракона, Дракон уносит Красавицу (смотри Приложение №4 ).

8. Упражнение “Закончи фразу”. Для концовки предлагаются следующие предложения: “Я никогда не…”, “Я хочу, но наверно, не смогу…”, “Если я действительно захочу…”, “Я боялся, но сейчас не боюсь…”. Дать пояснения. Импровизированная игра– антипод, сказанной фразе.

9. Отдых и фиточай.

10. Рефлексия.

Ответить на вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Почему это важно? Для чего это делали? Чему научились?

Зафиксировать на плакате “Памятка родителям подростка” совет, находку, идею или открытие, возникшие по ходу занятия.

Домашнее задание. Предложить участникам группы в произвольной форме написать короткий рассказ на тему "Мое здоровье", в котором отразить проблемы собственного здоровья, если они, по мнению участника группы, имеют место.

Занятие №5 “Здоровье

Цель: осознание психофизических потребностей и возможностей, имеющихся проблем в сфере психического, психосоматического здоровья.

1. Разминка “Музыкальное ассорти”. Произвольные танцы или движения под музыку.

2. Дискуссия на тему: "Здоровье и нездоровье". На этом занятии, для дискуссионного обсуждения предлагается такая тема, как “Здоровье и нездоровье” (смотри Приложение №5 . Теория А).

3. Упражнение "Страшная история". Фабула "истории" - боязнь посещения врача, потому что тот обязательно "найдет" у посетителя какую-то болезнь. В игре участвует врач, медсестра и два пациента (смотри Приложение №5 ).

4. Продолжение проблемной дискуссии (смотри Приложение №5 . Теория Б).

5. Упражнение “осада крепости” . Группа делится на “обороняющих крепость” и “осаждающих крепость”. В первой подгруппе участники робкие, не смелые, застенчивые, мнительные, во второй – с агрессивной направленностью, с повышенной эмоциональной и двигательной активностью. По команде ведущего: “Начать наступление!”, “Отступить!”, “Отбой!”. Игра проводится в 2 этапа. Во втором этапе “осаждающие крепость” получают задание: “Наступать так, чтобы победили другие”. Поэтому боевой напор “осаждающих крепость” должен быть незначительным.

6. Продолжение проблемной дискуссии(смотри Приложение №5 . Теория С).

7. Упражнение “Концерт”. Участвует вся группа. “Артист” не должен стесняться, зная заранее, что любое его выступление будет принято на “бис”.

8. Разбор домашнего задания. Сейчас я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми рассказами из домашнего задания на тему "Мое здоровье". Если возможно обсуждение какого рассказа, мы его проведем. От вас требуется внести коррективы: что нужно предпринять для решения изложенной в рассказе проблемы. При чтении автор не называется.

9. Игры-тренинги психических функций.

“Импровизация образов”. Участники группы с закрытыми глазами в спокойной обстановке (можно под музыку) визуально представляют себе приятные образы: я свободный, я сильный, я добрый, я здоровый, я счастливый, я влюблен(а), я умный.

“Импровизация предмета”. Поочерёдно все участники группы изображают перед группой воображаемый предмет (палка, ружьё, швабра).

10. “Зеркало”. Разделиться на пары произвольно. Необходимо по очереди зеркально в паре повторять движения другого. Потом меняются ролями.

11.Отдых и фиточай.

12. Рефлексия.

Ответить на вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Почему это важно? Для чего это делали? Чему научились?

Зафиксировать на плакате “Памятка родителям подростка” совет, находку, идею или открытие, возникшие по ходу занятия.

Домашнее задание. Короткое письменное пожелание участникам группы: “Мое пожелание участникам группы”. Следующее занятие у нас будет последнее. Мы привыкли друг к другу, и нам будет жалко расставаться. Я хотела бы, чтобы каждый из вас в письменной форме изложил свои пожелания участникам группы. Вы можете пожелать все, что считаете нужным. Пожелания анонимны.

Занятие №6 “Потребности и притязания

Цель: коллективное моделирование форм борьбы с имеющимися проблемами и форм психологической защиты.

1. Разминка “Кто самый…?” Коснитесь руками того, кто в группе самый добрый, смелый, оригинальный, находчивый, умный, обаятельный.

2. Дискуссия на тему “О потребностях и притязаниях, о возможностях и их реализации” (смотри Приложение №6 . Теория).

3. Упражнение “Комплимент”. Участники тренинга по кругу говорят комплименты друг другу. А затем себе. Легче давать комплименты или получать? Что при этом каждый чувствует?

4. Проблемная дискуссия с разбором задания на тему “Мои мечты”.

Мы уже составили общее представление о потребностях и притязаниях группы в целом. Но группа - это совокупность ее участников. Поэтому в некоторой степени общие потребности и притязания группы отражают потребности и притязания ее участников, т.е. ваши личные потребности и притязания. Попытаемся конкретизировать наличие тех или иных потребностей и притязаний у каждого из вас. Нам в этом поможет разбор вашего задания на тему “Мои мечты”.

Задание выполняется тут же (под музыку): можно писать, а еще можно рисовать. Зачтение и дискуссионное обсуждение рассказов участников группы.

5. Упражнение “Внезапные вопросы”. Необходимо адекватно отвечать на самые неожиданные вопросы ведущего и группы.

6. Упражнение “Доказательство”. Убедить другого человека в своей правоте, приведя неоспоримые доказательства.

7. Упражнения “Испуг” . Выразить испуг при встрече с неприятным для тебя человеком, которого ты боишься и который ранее тебя обижал.

8. Упражнение “Примирение”. Необходимо примириться с человеком, перед которым испытываешь вину.

9. Упражнение “Неудовольствие”. Выразить своё недовольство поведением близкого человека, уверенного в свое правоте.

10. Упражнение “Обвинение”. Обвинить невиновного человека и осознав свою ошибку, попросить у него прощения.

11. Игра “Приготовление уроков”. 1 этап игры, когда под контролем родителей (отца и матери) домашнее задание выполняет тот, кто не отличается усердием в учёбе, плохо учится, не послушен, конфликтен в школьной среде. Во 2 этапе игры разыгрывается схожая сцена, но “уроки готовит” ученик с хорошей успеваемостью и отличным поведением в школе.

12. Пантомимическая миниатюра “Путаница”. Построение группы в круг, взявшись за руки. Ведущий нарушает целостность круга, беспорядочно “путает”, манипулирует участниками группы. При этом участники группы не должны выпускать руки соседей. Группа должна сама себя распутать.

13. Коллективное обсуждение итогов работы в группе. В свободной беседе проводится подведение итогов работы в группе. Ведущий - сторонний наблюдатель.

14. Коллективное пожелание участнику группы. Фактически пожелание для каждого из вас - это коллективная установка, установка группы на вашу “жизнь вне группы”.

15. Прощание ведущего. Произвольная форма, насыщенная словами благодарности в адрес группы, самых наилучших пожеланий и т.д.

16. Отдых и фиточай.

Легко ли быть родителем?

Прошли те времена, когда различные внешние силы, будь то церковь или партком предприятия, вмешивались в жизнь семьи и требовали, чтобы мужья и жёны вели себя только так-то и так-то, а матери и отцы так-то и так-то. Сейчас семья предоставлена сама себе и наконец-то может взять на себя ответственность за отношения и самочувствие людей, проживающих вместе, а также за воспитание детей. Легко ли это? Конечно, нет, но всё равно теперь семья самостоятельно выбирает – нужна ли ей помощь сторонних организаций, и каких именно. К нам в Центр «Перекрёсток» семьи обращаются в связи с психологическими трудностями – это вопросы взаимоотношений, душевных переживаний, воспитания, последствия стрессов и т.п.

Недавно в Интернете весьма живо обсуждалась тема экзамена на родительство. Вот, дескать, пусть люди, прежде чем родить ребёнка, проверятся – способны ли они заботиться о ребёнке, могут ли они стать хорошими родителями. Подобные предложения полностью лишены оснований и противопоказаны цивилизованному государству. Установить стандарт «хорошего родителя», как и «хорошего человека» в принципе невозможно.

Да, действительно родителей не учат, но надо ли? Все мы родом из семьи – у нас были родители и их воспитательные приёмы не укрылись от нас. Ими мы владеем в совершенстве. Соединяясь в супружеской паре, мы объединяем уже две воспитательные традиции и обогащаем своих детей. Добавим к этому, что с родными детьми у родителей существует и биологическая связь, которая необъяснимым образом подсказывает и тем, и другим, когда они особенно нужны, даже на огромных расстояниях. Любовь заставляла наших родителей обращаться со своими детьми лучше, чем с ними обращались их родители, а теперь мы стараемся дать своим детям больше, чем нам дали наши. Именно так и развивается общество.

Тем не менее, в обыденной жизни дети доставляют родителям острейшие переживания: любовь и ненависть, страх и гордость, обиду и вину. Часто родителей мучают различные воспитательные вопросы: бить – не бить, доверять – не доверять, запрещать грызть ногти или не обращать внимания. Как бы ни были они сложны – со временем мы справляемся с ними – по бабушкиному рецепту или с помощью книги, консультации, совета подруги. Большинство из нас может и не идеальные, но – есть такой термин в психоанализе – достаточно хорошие родители, а, кроме того, если что-то мы делаем не так, то мы способны учиться, изменяться, развиваться.

Интересные данные приводит Ю.Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребёнком. Как?». Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6 классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать, гладить, ходить в магазин. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше!

Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упрёки в адрес детей, что они «ленивы», «несознательны», «эгоистичны», столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эти «лень», «несознательность», «эгоизм» мы, родители, не замечая того, порой сотворяем сами.

Подобные исследования призваны не укорять родителей в их неудачах, а найти причины проблем и предложить варианты их решения. Как именно улучшить общение с ребёнком, увеличить количество взаимной поддержки, научиться быстрее выходить из семейных ссор, избавиться от тех способов воздействия на детей, которые уже не дают эффекта, то есть сделать общение со своим ребёнком более открытым и просто приятным? Если эти вопросы возникли, то можно кое-чему и поучиться у профессионального психолога, специалиста по семейным отношениям.

Центр «Перекрёсток» приглашает на тренинг «Искусство быть родителем» родителей, заинтересованных в поисках контактов и взаимопонимания с ребёнком. Формируются две группы в зависимости от возраста детей.

Что такое тренинг, для чего он нужен, и что с его помощью можно получить.

Формально , тренинг - это интенсивная форма обучения, групповое занятие под руководством ведущего, направленное на отработку навыков, лучшее понимание себя и других. От любой другой формы обучения тренинги отличает активность всех участников, причем особое внимание уделяется получению практических навыков, необходимых в жизни.

А неформально это активное, яркое, увлекательное действо. Это радость и труд, совместное веселое и разнообразное творчество группы и психолога-ведущего.
Тренинг - это не лекции (хотя теоретическая часть, разумеется, на занятиях существует), это добывание ценного опыта в действии совместно с ведущими и товарищами по группе.
Тренинг - это содержательные упражнения, обучающая парная и групповая работа и многое другое.

Тренинги готовят Вас к уверенности и компетентности, давая Вам в руки конкретный инструмент – схемы поведения в типичных ситуациях и алгоритмы, по которым Вы сможете разобрать любую ситуацию, не вписывающуюся в типовые рамки. В психологическом тренинге используются проблемные ситуации из реальной жизни участников, которые проигрываются и анализируются группой в рамках психологии отношений и развития личности.

Программа тренинга для родителей, имеющих трудности в поддержке психологического контакта со своим ребенком, подходит для желающих улучшить взаимоотношения с ребенком, а также знать ситуации и сферы, в которых сын или дочь особенно нуждается в родительской помощи.

В программе тренинга:

  • Особенности эмоционального развития детей разного возраста.
  • Основные компоненты, необходимые для построения позитивных отношений с ребёнком.(Что в поведении взрослого способствует возникновению и поддержанию контакта с ребенком? Как слушать, что говорить, чтобы ребенку хотелось рассказывать?)
  • Разделение ответственности между родителем и ребенком. (Как развивать самостоятельность? Как поддержать, помочь, но не избаловать?)
  • Методы воспитания: запреты, требования, наказания.
  • Метод дисциплины, развивающий самостоятельность и ответственность ребенка:

* помощь ребенку в исследовании последствий собственного поведения;

* естественные и логические последствия поведения;

* различия между наказанием и логическими последствиями поведения.

  • Типичные проблемные ситуации. Выбор надлежащего подхода.

Главная задача родителей - это воспитание детей, что является и правом и обязанностью. "Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (ст. 63 СК РФ). Таким образом, право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей, самостоятельно выбирать способы и методы воспитания. Обязанности по воспитанию включают в себя заботу о здоровье физическом, психическом и нравственном развитии ребенка.

В законодательстве все закреплено, что можно, что нельзя, какая ответственность ждет родителей за неисполнение и (или) недобросовестное исполнение своих родительских обязанностей, но родителям ни кто не разъясняет как правильно выполнять эти обязанности. Ни кто и ни где не учить быть родителем. Чаще всего на практике используется пример собственных родителей или другой жизненный опыт (опекуны, попечители, и др. лица) их методы и способы воспитания. Будучи детьми, мы запоминаем все наши обиды и боль несправедливости со стороны взрослых, говорим "Когда я выросту, я не буду так делать..." Вырастая многие совершают теже самые ошибки по отношению к своим детям, думая "Меня так воспитывали мои родители, я же вырос нормальным", но кто сказал, что их пример является правильным?

Став родителями главным интересующим вопросом становится "Как одеть и чем накормить ребенка", помимо этого родители сталкиваемся с различными проблемами (смена графика бодрствования и сна, газики, колики, температура, первые зубки), зачастую забывая про психическое, духовное и нравственное развитие ребенка, что является пренебрежением к собственным детям. "При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей" (ст. 65 СК РФ).

Мы создаем свою жизнь, выбираем, какая она будет, какой будет наш ребенок, как сложится его жизнь. Каждый родитель хочет воспитать физически и духовно здорового ребенка. Для этого необходимо знать ответы на все вопросы, но есть вопросы, о которых большинство родителей могут и не знать или не задумываться.

К примеру:

Соблюдение условия развития психики ребенка. Рядом с ребенком должен находится близкий взрослый человек - это его родители биологические или не биологические. Стараясь заработать "все деньги мира" некоторые родители отдают детей на воспитание бабушкам и дедушкам. Разрыв с матерью негативно сказывается на психики ребенка, он чувствует себя брошенным, одиноким, незащищенным, у него развиваются страхи и недоверие. Также надо соблюдать коммуникативную культуру. Для каждого возраста есть свои игры. Необходимо соблюдать возрастной ценз малыша, не зацикливаться на погремушках, с достижением новой шкалы возраста давать ребенку новые игрушки, играть в другие игры, не заставлять малыша делать то, что ему не положено по возрасту. Очень важна деятельность взрослого с ребенком, по инициативе взрослого, совместный труд и обучение. Общение с естественной средой, родители должны стремится показать и рассказать больше, обратить внимание ребенка на опасные и не опасные природные условия, ребенок должен иметь контакт с природой, это благоприятно влияет на его развитие.

С первых месяцев жизни малыша, родители сталкиваются с различными возрастными кризисами. Лактационные кризисы (в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.) Кризис одного года, кризис 2-х лет, кризис 3-х лет, кризис 6-8 лет. По окончанию каждого из возрастных кризисов малыш получает новые знания о себе, об окружающем мире, своих возможностях и характера. Эрик Эриксон, создатель "Эго-теории личности", выделил 8 стадий психосоциального развития личности. Он считал, что каждая из них сопровождается “кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии”. Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств.

Для каждого возраста есть совой вид деятельности, который ведет к развитию личности. Как уговорить малыша собрать разбросанные игрушки без крика? Можно применить "Теория деятельности" (Авторами которой являются: Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) Предложить: "Давай посмотрим, кто быстрее соберет игрушки?" Превратить нежеланный сбор игрушек в игру. Либо применить "Закон положительного подкрепления" Пример: "Давай соберем игрушки и пойдем смотреть мультики". Выбор вида деятельности зависит от возраста ребенка.

Для выбора наиболее оптимального метода обучения и развития ребенка, максимально раскрыть всех способности и таланты, можно определить к какому типу темперамента он относится (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Определить врожденные индивидуальные способности, они составляют основу характера человека. Импульсивность (необдуманность), рациональность (думает потом действует). Эмативность (эмоциональность), неэмативность (не эмоциональность). Экстравертность (дружелюбное, разговорчивое, энергичное поведении индивида. Автор- Карл Юнг), интровертность (сдержанность, пасивность в социальных контактах. Теория личности Г. Айзенка). Экстрапунитивновность (нахождение причины в ком/чем угодно но не в себе), интропунитивность (нахождение причины в себе) Методика миокинетической психодиагностики Е. Мира и М. Лопеца. Большую роль играют и приобретенные индивидуальные качества человека (самооценка, уровень притязаний). Главный человек формирующий самооценку ребенка до 3х лет - мама, а потом должен подключаться папа. Самооценка делится на 2 типа: адекватная, неадекватная, для определения самооценки ребенка может быть применена "Теория образа Я" (Автор которой: Карен Хорни). Уровень притязаний- это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. (Мухина В.С.) Уровень притязаний делится на 3 вида: Завышенный - переоценка своих возможностей. Заниженный- недооценка своих возможностей. Адекватный- цель соответствует возможностям.

Используя концепцию А. Адлера, можно распознать когда ребенок использует псевдокомпенсации или манипулятивные стратегии для преодоления ощущения неполноценности. С самого рождения дети зависят от родителей, длительный период ребенок беспомощен, что вызывает сильные переживания неполноценности по сравнению с другими более сильными членами семьи. Это означает начало длительной борьбы за совершенство и превосходство над окружающими. Различают три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов (плохое зрение, ношение очков, большой нос, маленькие глаза, отсутствие кисти и т.д), чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Каждый из этих трех видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозов в детском, юношеском и взрослом возрасте. В ответ на них может появиться гиперкомпенсация (комплексом превосходства - преувеличение своих физических, интеллектуальных или социальных способностей). Адлер говорил "Причина неврозов - либо недолюбили в детстве, либо перелюбили".

У более сознательных родителей появляется дополнительные вопросы: как воспитывать ребенка, чтоб он не переоценивал свои возможности или недооценивал? Не был с завышенной самооценкой или заниженной? Как не избаловать ребенка, как правильно распределить время для общения с ребенком и работой, чтоб не откупаться подарками за недостаточное общение с ним? Как бороться с замещение живого общения, игрой в компьютер или просмотром телевизора? Как научить ребенка самоконтролю, проявлению волевого поведения? и др. Эта проблема ярко выражена - нас ни кто не учит быть родителем. Использовать жизненный пример недостаточно. На мой взгляд, для решения этой проблемы необходимо проводить курс лекций на каждой новой стадии жизни ребенка. В школах - на стадии подготовки перехода во взрослую жизнь для уменьшения ранних беременностей и необдуманных браков, отказов матерей от детей, сокращение разводов молодой семьи. Необходимо задуматься какие гены передадутся ребенку, какие болезни он может унаследовать, что выбор партнера ответственный момент. В органах ЗАГС- на стадии создания семьи. В женских консультациях - в ожидание малыша, необходимо разъяснять с чем могут столкнуться родители и как преодолеть эти трудности, будь то молодые родители либо со стажем. При поступление ребенка в детский сад, школу, или при посещение спортивных секций, различных кружков. Ребенок сталкивается с новыми людьми, новыми трудностями, родители должны предвидеть эти трудности и знать как помочь ребенку, решить ту или иную трудность.

В нынешнее время формирование ребенка как личности не простая задача. Его нравственное, духовное и психическое развитие имеют большое значение как для семьи, так и для общества в целом. Стремление родителей вырастить духовно богатую личность, дать ребенку основные представления о добре и зле, развить в нем стремление к знаниям, самоконтролю, умение общаться с людьми - залог нормального развития гражданского общества.

Быть родителем — это не о том, как растить детей, а о том, как расти самому.
(Д. Шефали)

Сегодня во время индивидуальной сессии одна мама расплакалась, говоря о своей усталости и замотанности. И в этом плаче было столько отчаяния и боли, столько долго сдерживаемых тяжелых эмоций и чувств! Эти переживания и наш дальнейший разговор навели меня на важные осознания, которыми я делюсь с вами сегодня.

Как вы знаете, мой проект создан для того, чтобы помочь взрослым жить в любви и мире с детьми. Для того чтобы и тем и другим жилось интереснее, осмысленнее, счастливее и в чем-то легче. О воспитании написано много книг, и сейчас просто море информации о грамотном родительстве. И также как у всего на свете, у этой ситуации есть две стороны. Одна безусловно положительная — мы начинаем узнавать и понимать, как что-то делать правильно. И это необходимо и здорово! А вторая-это некий побочный эффект. В чем же он состоит? У всех нас есть прошлое, наши привычки, наши сформированные и закрепленные убеждения, эмоциональные реакции и состояния, которые возникают в нас автоматически. И это все не пускает, не дает нам общаться с ребенком правильно, несмотря на все наши полезные знания.

Что происходит тогда? Тогда мы начинаем страдать от этого несоответствия, наша вина усиливается, внутренняя неудовлетворенность собой зашкаливает, и нам становится тем более трудно быть «правильными, хорошими» родителями.

Где же и в чем выход из этого кажущегося противоречия? Об этом и поговорим.

Я пишу эту статью в поддержку родителей, которые выбились из сил и потеряли веру в себя. Быть родителем – это правда трудно. Как я недавно прочитала в одной из социальных сетей, самым раздражающим на свете звуком признан детский плач и капризы. Да и любая из нас, мам, может подтвердить, как нелегко это выдерживать.

И также недавно, в замечательном английском сериале «Аббатство Даунтон» я увидела пару интересных моментов об этом. В знатном доме в Англии родились дети. Для них сразу, конечно, наняли няню. Так вот, когда их приводили в гостиную, всего на час в день, несколько взрослых членов семьи просто не выдерживали детского гомона, капризов и шума, и покидало комнату. Не выдерживали один час! А это были умнейшие, лучшие люди того времени. А мы часто круглосуточно находимся с несколькими детьми одни.

В этом же сериале был интересный диалог бабушки с взрослой уже внучкой:

Внучка: Я думала, ты будешь осуждать меня.

Бабушка: Зачем мне тебя осуждать? Я не твоя гувернантка, мне не нужно от тебя послушание. Я тебя просто люблю .

Далеко не в каждой семье сейчас есть няни и гувернантки. Мы часто проводим много времени со своими детьми, живем рядом с ними постоянно. И тогда неизбежно возникает конфликт потребностей. Мы хотим отдохнуть или сделать какие-то дела, а ребенок хочет играть с нами. Или мы хотим побыть с мужем вдвоем, а ребенок никак не засыпает. И подобных ситуаций в каждой семье много каждый день!

И поэтому нам важно уметь не только любить ребенка, но и уметь договариваться с ним, убеждать его в чем-то, отстаивать свои границы и удовлетворять свои собственные потребности (а не только потребности детей). И это действительно не просто.

Как говорит Джоан Халифакс, нам необходим мягкий живот и крепкий хребет. Одновременно! Это значит, в трудные минуты смочь от души прижать близкого человека к своему мягкому животу, оказывая ему поддержку и разделяя с ним его переживания. А еще, это значит уметь показать свою твердость и несгибаемость, когда речь идет о нарушении семейных табу, переходе наших границ, игнорировании наших потребностей и т.д. Понимаете, как по-разному мы должны уметь ощущать и проявлять себя? Это не просто, и этому точно стоит учиться.

Для начала важно не корить себя за промахи и срывы, а наблюдать за собой, стараясь лучше понять свои реакции, их причины и механизмы их возникновения. Часто бывает достаточно направить внимание на какой-то внутренний процесс и честно быть в нем, не убегая, чтобы наступили изменения к лучшему . Конечно, в этом очень помогает индивидуальная работа с психологом.

И есть еще один парадокс родительства , о котором мало кто пишет и говорит. Он связан с тем, как много мы вкладываем в своих детей (сил, своего времени, энергии и других ресурсов), и как не гарантирована хоть какая то отдача. Не говоря уже о благодарности…Каждая из нас по-разному справляется с этим парадоксом. Кто-то требует от детей «благодарности» силой, кто-то просто начинает меньше отдавать, кто-то постоянно живет с ощущением себя жертвой и т.д.

Что бы в жизни ни ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети,
И раскаянья жгучего мгла,

Есть тоска невозможных желаний,
Беспросветный нерадостный труд,
И расплата годами страданий
За десяток счастливых минут. -

Все же вы не слабейте душою,
Как придет испытаний пора -
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить ни велело,
В шумном свете иль сельской тиши,
Расточайте без счета и смело
Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой,
Человечество все же богато
Лишь порукой добра круговой!

Это любимое стихотворение Марины Цветаевой, написанное безвестной монашенкой Новодевичьего монастыря.

И только каждому из нас решать, быть ли участником этой всемирной эстафеты добра, сострадания и взаимопомощи без ожидания возврата…

И так создан мир, что этот образ «круговой поруки» воплощен в деторождении и воспитании.

Когда мы просто принимаем это как закон мироздания, перестаем бороться, что-то требовать для себя, родительство начинает восприниматься как постоянный внутренний рост и развитие, и тогда оно душевно исцеляет нас…

Дорогие мои, на этой прекрасной ноте сегодня я с вами прощаюсь. В следующей статье я расскажу вам одну историю, на примере которой становятся понятны способы наращивания крепкого хребта и расслабления мягкого живота:).

Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту или в скайп: El.Shev.

Каждый отец и каждая мать хотят, чтобы из их ребенка вырос хороший и счастливый человек. Но не все знают, что в школе семейного воспитания существуют свои правила, свои непреложные истины.

Ребенок должен чувствовать, знать, что есть люди — прежде всего родители — которые любят его таким, каков он есть. Своей бескорыстностью, готовностью к самопожертвованию отец и мать внушают маленькому человечку чувство надежности, защищенности.

Поэтому, первая и главная истина : не предавай дитя своё! Вы собрались с сыном погулять — погладьте ему волосы, поправьте шапочку. Еще никто не измерил всю целительную силу человеческих прикосновений. Не бойтесь переборщить с лаской. Ребенок воспринимает мир чувственно и ваш контакт с ним базируется на положительных эмоциях. Нет контакта — нет воспитания!

Истина третья : только личность воспитывает личность. Дети замечают многое. По этому поводу есть одна притча:

Мужчина понёс своего отца на съедение крокодилам. Его сын побежал вслед за ним.
-«Ты зачем со мной идёшь?»-спросил отец.
-«Чтобы узнать дорогу, по которой мне тебя когда-нибудь придется тащить…»

В воспитании чудес не бывает. И никакие рецепты не помогут, если вы сами будете подавать дурной пример. Если в доме нет порядка, то привить любовь к опрятности у ребенка будет делом безнадежным. Поэтому убирайтесь сами, и ребёнок, глядя на вас, тоже станет это делать. А ещё лучше делать это всегда вместе. Купить всем в семье швабры и стиральные порошки — оптом , кстати, это обойдётся дешевле, разделить убираемую площадь и пусть каждый отвечает за свой участок.

Можно даже сделать это в форме своеобразной военно-приключенческой игры. А что? Например, отец, как командир, раздаёт всем членам семьи «уборочное оборудование », распределяет участки «истребления противника», т.е грязи и мусора, а затем начинается «война за Порядок». Думается, что подобная уборка может пройти весело и для ребёнка, и для родителей.

Истина четвертая : воспитывайте детей для счастья, для труда. Не пытайтесь оградить своё чадо от трудностей. Народная мудрость гласит, как только ребенок научился сам держать ложку — он должен учиться зарабатывать на хлеб насущный. Дети очень активны и изобретательны. Поощряйте их стремление вам помогать. В хороших семьях все принимают участие в домашней работе, никто не бездельничает. Совместная работа — уборка, стирка, приготовление обеда и прочее — объединяют, создают возможность более тесного контакта.

Истина пятая : учиться терпеть. Только истинная любовь способна на терпение, которое означает не вседозволенность, а умение ждать. Нельзя добиться хороших результатов, не проявив терпения, мудрости, настойчивости. Не нужно фиксировать внимание на плохом. Напротив, все усилия следует направлять на поддержку сильных сторон души ребенка, на развитие положительных качеств его личности.

Истина шестая : процесс воспитания не бесконфликтен. Гармония семейных отношений не означает отсутствие проблем и конфликтов. У каждого свои взгляды на жизнь, разные вкусы, желания, представления. Умение с честью выйти из любого столкновения — искусство, которому нужно учиться всю жизнь и учить своих детей. Не стоит затягивать конфликт. Будьте хозяином положения и стремитесь любой ценой сохранить мир в семье, идя на компромиссы с чувством юмора и улыбкой. Но! Проявлений подлости, трусости, предательства родители прощать не должны!

Истина седьмая : единство требований. Если вы не согласны с супругом в вопросах воспитания детей, лучше выяснить отношения позже, наедине. Иначе сами не замечая, станете игрушкой в руках малыша. Он будет ловко манипулировать между вами, ища защиты то у одного, то у другого. И мир в семье будет потерян.

Истина восьмая : помнить о ступенях роста. В детстве у каждого ребенка есть кризисные периоды, когда происходит перестройка организма. Он становится особенно уязвимым для болезней. Первый период приходится на возраст от 2 до 4 лет. Ваш ангелочек начинает упрямиться без причины, капризничать. С 7-9 лет ваш непререкаемый родительский авторитет начинает таять прямо на глазах. На первый план выходят сверстники. Научитесь уважать чувства ребенка и его друзей. Мир 13-15-летних подростков противоречив. Все зыбко и неустойчиво. Будьте ему опорой. Помогите найти себя. Сделать правильный выбор в поиске будущей профессии. Прививайте ему хороший вкус и чувство меры. Этот период потребует от вас много терпения…

Истина девятая : развивать в ребенке чувство красоты. Для этого как можно чаще советуйтесь с ним в выборе одежды, мебели, интерьера комнаты, обоев, штор, картин. Пусть у него будет любимый художник, артист, певец, музыкант, писатель, поэт. Уважайте его выбор.

Истина десятая : беречь традиции. У каждой хорошей семьи есть свои традиции. Устраивайте семейные праздники, воскресные завтраки и прогулки. Отмечайте все дни рождения как самые большие торжества.

Истина одиннадцатая : не забывать о правилах общения.

  1. Говорить без нравоучений;
  2. Не кричать. Крик — показатель бессилия, слабости;
  3. Не грубить. Иначе можно нарваться на ответную грубость, только в удвоенном масштабе;
  4. Избегать категоричности и считаться с мнением и желанием ребенка. Для этого нужно уметь стать на его место, войти в мир ребенка и ввести его в свой мир. Быть с ним на равных.

Истина двенадцатая : последняя. Жизнь бесконечна. Так же и в вашем опыте воспитания не будет конца. Каждый новый день несет свои проблемы, требующие решения. Воспринимайте их как увлекательную игру, где нет победителей и побежденных. Главное, что нужно постичь сложную науку: быть человеком.