Когда праздник сороки. Православный праздник сороки

Выбирается семейный засевальщик

Ещё один распространённый тип названия праздника - «молодые», «молодожёны», «новобрачные». Названия этого типа (болг. и серб. Младенци ) распространены у болгар (западная Болгария), сербов, македонцев, черногорцев .

Название «Сороки» произошло от 40 Севастийских мучеников, память которых совершается Православной церковью в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего .

Традиции

Восточные славяне считали, что в этот день следует молиться перед Албазинской иконой Божией Матери : о защите православных святынь, о благодарении Бога за всё, что Он дарует людям, при беременности, во время родов .

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают кулики и жаворонки и приносят с собой весну . «9 марта - "кулик". В этот день "путящий" жаворонок должен прилететь. Бывает, что и раньше прилетают, но те не путящие, прилетит и следнеть [замёрзнет]. Под Сороки бабы ставили лепёшки и делали из них «куликов», подобие птиц, делают их в виде летящих с хохолками» (Орловская губ.) . В Белоруссии и на Украине считали, что в этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования. В Гомельской области первых птиц так и называли «выреями» .

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

- (Воронеж. губ.)

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду» . С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать» . Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!» .

Обряд «кликанья» весны сопровождался специальными песнями - веснянками .

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был» . В Воронежской губернии жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям . Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж .

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печёную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева .

Известные «заклички» порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 году. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков («орехов») - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая :

Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!

Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах .

На Переяславщине в этот день девушки варили сорок вареников с творогом и угощали парней - «чтобы мороз любисток не побил» .

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек .

В полесских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Где твои куры несутся?» (полес. Дзе твои куры несуцца? ), на что надо было ответить: «Дома» .

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговоривая: «Пусть я буду здоров, как кизил !» (сербохорв. Да си здрав како дрен ) [ ] . В этот день молодые, прожившие совместно менее года (сербохорв. младенци ), в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детям .

По представлениям жителей Карпато-Балканского региона, в этот день пробуждаются змеи и насекомые; у болгар сохранилось предание, что в этот день прилетают аисты, у македонцев - ласточки .

См. также

Примечания

  1. Кликанье (закликание) весны
  2. Жаворонки // Российский Этнографический Музей
  3. , с. 128.
  4. Приметы дня (На Со́роки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается ) осмысляют близость дня к точке весеннего равноденствия, аналогично приметам таких дней, как Спиридон -солноворот 12 (25) декабря / Тёмный день 9 (22) декабря , Кирилл -солноворот 9 (22) июня . В обрядности дня 40 мучеников отражаются воззрения, связанные с инициальной магией (магией «первого дня») и числом 40. Считалось необходимым проделать в небольшом объёме все работы, чтобы в течение всего года сопутствовала удача. Воззрения, связанные с магией числа 40, распространены как у христиан, так и у мусульман [Квилинкова Е. Н.].
  5. , с. 248.
  6. , с. 629.
  7. , с. 77.
  8. , с. 359, 360.
  9. , с. 218.
  10. , с. 22.
  11. , с. 91.
  12. , с. 108.
  13. , с. 422.
  14. , с. 38.
  15. , с. 249.
  16. , с. 86.
  17. , с. 78.
  18. , с. 79.
  19. , с. 54–355.
  20. , с. 13.
  21. Заклички весенние (веснянки) // РЭМ
  22. , с. 79.
  23. , с. 155.
  24. , с. 80.
  25. Перевод В. Лобачёва .
  26. , с. 199.
  27. , с. 172.
  28. , с. 152.
  29. , с. 81.
  30. , с. 231.
  31. , с. 493.
  32. , с. 349.

Литература

  • Весна / Т. А. Агапкина // Славянские древности Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 1995. - Т. 1: А (Август) - Г (Гусь). - С. 348–352. - ISBN 5-7133-0704-2 .
  • Кизил / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 1999. - Т. 2: Д (Давать) - К (Крошки). - С. 492–494. - ISBN 5-7133-0982-7 .
  • Сорок мучеников / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2012. - Т. 5: С (Сказка) - Я (Ящерица). - С. 128–132. - ISBN 978-5-7133-1380-7 .
  • Агапкина Т. А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян . - М. : Индрик , 2000. - 338 с. - ISBN 5-85759-108-2 .
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. - М. : Современный писатель, 1995. - 416 с. - ISBN 5-265-03309-2 .
  • Воропай О. Звичаї нашого народу . - Мюнхен: Українське видавництво, 1958. - Т. 1. - 310 с.
  • Гальковский Н. М. Масленица. Сороки // Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси . - Харьков: Епархиальная типография, 1916. - Т. I. - С. 90–92. - 376 с.
  • Голант Н. Г. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции карпато-балканского региона // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб. , 2007.
  • Ласточка / Гура А. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2004. - Т. 3: К (Круг) - П (Перепёлка). - С. 85–88. - ISBN 5-7133-1207-0 .
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост.

Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Рецепт теста для выпекания Жаворонков

Компоненты:

800 г муки,
1 яйцо,
5 столовых ложек сахарного песка,
1 чайная ложка соли,
50 – 70 г размягчённого сливочного масла,
500 г теплого молока,
30 – 40 г дрожжей,
1 пачка ванилина

Приготовление теста:

Дрожжи развести теплым молоком с сахаром.
Муку просеять 2 раза.
Добавить в муку соль, сахар, ванилин. Размешать.
Вмешать, добавляя постепенно, в муку молоко, яйцо, масло, дрожжи.
Всё как следует перемешать до получения однородной массы.
Поставить опару в тёплое место.
Примерно через 1 час ещё раз перемешать, и поставить опять в теплое место.
После того как пройдет ещё 1 час, тесто должно быть готово.

Примечание: Не стесняйтесь вымешивать тесто руками. Тесто это очень любит.

Изготовление «Жаворонков»:

А теперь можно приступать к творчеству – лепке самых разнообразных птиц. Самый легкий вариант – раскатанная колбаска теста завязывается простым узлом. На одном конце вылепляется клюв, получается голова птицы. Из второго конца, приплюснув его и надрезав, получаем хвост. Для украшения можно использовать изюм – из него у птиц получаются замечательные глаза.

Но, не привязывайтесь к формам, творите. Жаворонки могут быть любыми…

Перед отправкой птиц в духовку смажьте их либо взбитым яйцом, либо подслащённой водой.

На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

История праздника Жаворонки

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Обычаи праздника Жаворонки

Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.

На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.

Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.

Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.

Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.

Хотя, конечно, все эти гадания на праздник Жаворонки были весьма условными – многие хозяйки специально убирали подальше в корзину птиц и пряники с дурными знамениями, а наверх клали «добрую» выпечку. Порой хозяйки отдавали «плохих» жаворонков и пряники детям со строгим наказом их не есть, а оставить в поле на шесте. Ведь если выпечку не съесть – предсказание не сбудется.

Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.

На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! И не только на праздник Жаворонки!

Народный праздник Сороки отмечается 22 марта 2020 года (по старому стилю - 9 марта). В православном церковном календаре это дата почтения памяти 40 мучеников Севастийских.

История

Зимой 320 года в Севастии (Армения) стояло 40 воинов-христиан из Рима. Семь лет назад был подписан закон о свободном вероисповедании, но солдаты неоднократно подвергались со стороны своего военачальника принуждению отречься от христианской веры.

В тот зимний день воинов раздели, связали и поставили на покрытое льдом озеро. На берегу построили баню, чтобы теплый воздух искушал их. Желающие прекратить свои страдания и согреться должны были лишь сказать сторожу, что отрекаются от Христа. Всю ночь мужчины поддерживали друг друга и не давали пасть духом.

В предрассветный час один несчастный не выдержал и направился к берегу. Как только горячий воздух коснулся его кожи, он замертво упал. В тот же миг над остальными мучениками разлился свет неземной красоты. Это чудо потрясло сторожа. Он решительно разделся, ступил на лед и присоединился к мученикам.

Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались. Им перебили колени, сожгли, а останки бросили в воду. О случившемся стало известно через три дня. Образы страдальцев предстали перед епископом Севастийским и поведали обо всем. Он нашел и похоронил с почестями их кости.

Традиции и обряды

В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу.

В народе 22 марта считается второй встречей весны, когда из теплых стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жаворонок. В честь него хозяйки готовят покрытые медом ржаные или овсяные булочки в виде птиц. Угощение раздается детям, которые просят жаворонка поторопить тепло.

Если 22 марта случился утренний мороз, говорят, что начались Сороки - сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, нужно испечь такое же количество шариков-колобков из овсяной или ржаной муки. Начиная с праздника Сороки, необходимо выбрасывать их на улицу по одному в день.

Приметы

Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.

Какая погода на Сороки, такой она будет еще 39 дней.

Слышится гром - к голодному году.

Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.

Христианские православные праздники настолько тесно переплелись с народными древними верованиями, языческими славянскими обычаями, что бывает трудно определить, случайно ли совпадение дат, традиций и обрядов.

Множество названий одного праздника

Жаворонки, Кулики, Сороки, еще Тетерочный день - праздник возрождения природы 22 марта . Казалось бы, все названия связаны с птицами, да только Сороки - не белобокие красавицы, а сорок севастийских мучеников, не отрекшихся от Христа под пытками римлян. В православии – весьма почитаемый праздник, выпадающий на Великий Пост .

А теперь о совпадениях: сорок мучеников, сорок видов птиц в этот день прилетают с юга, после сорока дней отсутствия на небосклоне появляются Плеяды - сакральное созвездие у славян, обиталище душ предков. Было ли мучеников ровно сорок? Быть может, птиц не сорок видов возвращается? Что первично: народные наблюдения за космосом или библейские истории? Едва ли существует бесспорный ответ.

Традиции в день Жаворонков прекрасны, так что в любом случае праздник сохранится в народной памяти.

Славянские традиции Сороков, Жаворонков

В этот день души пращуров воплощаются в птиц и слетаются стаями к своим потомкам. Женщины выпекают булочки-жаворонки, раздают их детям. Ребятишки, насадив их на шесты, носятся по округе, призывают весну, потом съедают, пощадив головку птички. Ее они приносят матерям и поют:

Как жаворонок высоко летал,
Лен чтоб таким вырастал.
Чтоб головка льна была,
Как у пташечки кругла.

Мужчины выбирали печенье с блюда. Тот, кому попадала запеченная монетка, первым бросал жменю зерна на засеваемой пашне.

Девушки песнями-веснянками призывали весну, собираясь на зеленеющих пригорках.

Если женщина разрывала в Сороки 40 нитяных прядей, ломала 40 лучинок, то разрушала ледяные связи, сковавшие природу зимней стужей.

Вместе с приходом тепла, удлинялся день, и уходили прочь побежденные солнцем 40 видов злых лихорадок. На ночном небосклоне зажигалось вновь созвездие Плеяд, знаменуя торжество светлых сил над нечистью. Принято было поминать умерших.

Равноденствие - ежегодный повод для торжества

В основе народных праздников - природные явления, многовековые наблюдения за ними.

Дни весеннего равноденствия - грань между сезонами. Переход к теплу связан не только с появлением новой жизни, но и с напряжением сил всего сущего на земле. Для успешного вступления в очередной цикл необходимо очищение от всего тянущего назад: разорвать оковы зимы, изгнать 40 немощей. Теперь пора встречать вестников возрождения природы, привечать во дворы крылатых друзей.