«Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе. Выявляем самооценку ребенка и воспитываем здоровое самовосприятие Как поднять самооценку 6 летнему ребенку

У детей она складывается, прежде всего, из сформировавшихся мысленных представлений о себе, об окружающем мире. И представления эти дети впитывают не откуда-то с небес, а от взрослых, прежде всего, от родителей.
Как помочь ребенку ?

1. Начинать надо с себя. Если вы постоянно в депрессии , в ожидании неприятностей, вам кажется, что у вас всегда все хуже, чем у других, вы не верите в свои силы – как вы сможете воспитать ребенка другим? Он – ваше зеркальное отображение, ему неоткуда будет черпать позитив для своего подсознания.

Если эти характеристики про вас, нужно принимать меры. Какие, спросите вы?
Все знают, что мозг состоит из сознания и подсознания. Сознание – это наши мысли, взгляды, образно говоря, семена, а подсознание – почва. И формирует самооценку именно подсознание. Так вот, какие семена вы в него забрасываете, то там и произрастет. Подсознанию все равно, что утверждать. Оно, как солдат, получило информацию, под козырек, и будет сделано! Мысли неудачника – вот вам неудачник. Поступают в подкорку только позитивные мысли победителя – ясна задача. Будет победитель, пожалуйста.

Это, конечно, все утрированно, но задача подсознания именно такая. Поэтому следите за своими мыслями. Михаил Наими, автор мудрого произведения «Книга Мирдада» писал: «Думайте так, будто каждая ваша мысль огромными огненными буквами написана на небе и видна каждому». Абсолютно правильное высказывание. Не допускайте в подсознание негатива.

2. Из первого пункта следует второй: ваш позитив по цепочке передается детям. Они же подражают вам. Контролируя свои мысли, пытайтесь то же самое привить и детям. Они должны усвоить на уровне подсознания, что самооценка их будет зависеть от них самих, от того, как они будут о себе думать. При этом, естественно, должны быть реальные действия по претворению в жизнь своих мыслей и желаний.

Для примера: любимый многими актер не всегда был таким успешным, как сейчас. Он помнит те времена, когда у него не было ничего, кроме твердой веры в силу мысли. Еще мальчиком он представлял себя таким, каким бы хотел быть, и в своих мыслях никогда не сомневался, что так и будет. И он стал тем, кем хотел. С детства программировал себя на успех – и успех пришел к нему.

3. Постарайтесь замечать даже крохотные победы малышей или детей постарше, ведь важна не масштабность поступка, а позитивный результат. Пусть это будет какой-то маленький поступок, какое-то усилие со стороны ребенка по преодолению даже не очень значительных преград – это будет его победа и, подогретая похвалой самых близких людей, она его окрылит.

4. Навсегда исключите из своего лексикона слова, которые могут унизить ребенка, вселить в него чувство неполноценности. Слова, которые ранят его, оставляют в душе ребенка чувство вины («как ты невыносим», «почему ты ничего не можешь делать нормально», «сколько раз тебе говорить» и т.д.). Мысли, которые при этом у ребенка возникают, попадая в подсознание, будут строить там соответствующий образ, образ неудачника. Уважайте своих детей.

5. Каждый человек, и ребенок в том числе, уникален, другого такого нет. Неважно, какой он – толстый, худой, маленький, большой, красивый или не очень – он уникален. В чем-то, что ребенок пока еще не может определить. Дайте ему возможность найти то, что может стать целью всей его жизни. Некоторые родители недовольны, что сын или дочь бегают из одного кружка в другой, из секции в секцию. А ребенок ищет свое, пусть не очень толково.

Тут родители должны проявить умение и такт, чтобы направлять малыша в нужное русло. Или другой пример: дети – неуемные фантазеры. Родители частенько от них отмахиваются: « ». А вдруг это будущий писатель-фантаст или ученый?

И, в заключение, небольшое отступление. Мы все недавно смотрели Олимпиаду. Вспомните выступления паралимпийцев. Казалось бы, им было отчего впасть в депрессию и хандру. А вместо этого – такие победы! Они не родились от негативного мышления и нытья. Эти люди мыслили себя победителями и делали все, чтобы ими стать. И они ими стали, несмотря на все внешние препятствия.
Поэтому давайте и наших детей «программировать», в хорошем смысле этого слова, на подсознание победителя, тогда и самооценка будет соответствующая.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Формирование нашего «я» начинается чуть ли не с рождения

В первую очередь наша самооценка складывается из совокупности мнений о нас окружающих. И начинается эта история в детстве. Если у ребенка занижена самооценка, проблемы в будущем ему просто гарантированы.

То, как мы сами себя воспринимаем, зависит от отношения к нам в первую очередь родителей. А уже после - окружающих людей. Подрастая, ребенок начинает задавать себе вопрос: «Какой я?» И в первую очередь его самооценка складывается из мнений о нем окружения. То, что думают и говорят люди о его внешности, состоянии здоровья, способностях, недостатках, характере напрямую влияет на самооценку.

Если над ребенком с детства начинают смеяться, концентрируют всё внимание на физических данных, с точки зрения окружающих некрасивых, если его осуждают, критикуют, обвиняют, обзывают, то самооценка медленно, но верно начинает звучать приблизительно так: «Я хуже всех!»

А если при таком отношении окружающих у ребенка нет никакой моральной поддержки со стороны родителей, которые должны защищать от необъективных оценок других людей - самооценка неминуемо становится заниженной.

Что же происходит, когда такой ребенок вырастает? Наивно предполагать, что став взрослым, он сможет себя достойно защитить от неадекватных нападок и несправедливой критики.

Человек с такой самооценкой - вечная жертва. Он с детства убежден, что негативное отношение к нему окружающих абсолютно заслужено. Он ведь всегда был хуже других. А значит, не достоин лучшего. Его удел - то, что остается после умных и талантливых.

Берем судьбу малыша в свои руки

Ни один нормальный родитель не пожелает своему ребенку такой участи. Поэтому, если вы вдруг начинаете замечать, что сына или дочь обзывают в школе или в детском саду, если малыш отказывается туда идти, у него нет друзей, или он считает себя хуже других, - бездействовать не стоит. Лучше поискать причину такого поведения и постараться повысить самооценку ребенка.

Часто причиной насмешек других детей становится какая-нибудь особенность внешности либо дефект речи, например, полнота или заикание.

В таком случае нужно донести до сознания вашего ребенка, что идеальных людей на свете просто нет. У многих людей есть какой-то внешний дефект, которого не то что дети, а взрослые стесняются и даже стыдятся. Но дети особенно жестоки, они не умеют приукрашивать правду.

Если у вашего ребенка есть дефект и его дразнят, вы, конечно, можете на правах взрослого человека вмешаться в конфликт детей и прекратить нападки на собственное чадо, наказав обидчика словесно или как-то иначе (можно даже затеять «разборки» с родителями грубияна). Но вы не сможете везде ходить за сыном или дочерью как телохранитель, и защищать их от нападок постоянно. Особенно это будет трудно сделать в средней школе, где дети уже не особенно боятся взрослых.

К счастью, существует другой способ борьбы - повышение самооценки. Сначала займитесь этим сами, и постепенно ребенок научится тоже.

Уровень самооценки и поведение

Что делать, если вы не можете определить, какая самооценка у вашего ребенка? Здесь все просто. Просто понаблюдайте за ним пристально, особенно за тем, как он ведет себя в компании сверстников.

Активность, бодрость, чувство юмора - качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они с радостью участвуют в совместных играх, не обижаются и не впадают в истерику, если проигрывают.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, как правило, свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они стремятся быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается.

Разумеется, это краткие описания. Но, возможно, кто-то из родителей все-таки узнал своего ребенка?

Тест «Лесенка»

Самооценку малыша легко проделать с помощью теста, который можно использовать для детей от 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги лесенку из 10 ступенек. После этого покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, грубые, завистливые) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на последней, верхней ступеньке стоят самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Очень важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках! А потом попросите ребенка нарисовать, на какой ступеньке хотел бы стоять он сам.

Если ребенок поставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, - средняя (адекватная).

Если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Правила 6-ти «не»

Как повысить самооценку сына или дочери? Прежде всего, не нужно делать определенных вещей.

1.Давая негативную характеристику действиям ребенка, не стоит говорить: «Ты не умеешь так делать, рисовать…и т.п.». В этих случаях ребенок теряет уверенность в своих способностях, силах.

2.Не следует допускать, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка допустимо критиковать только за поведение. Негативная оценка личности может формировать комплекс неполноценности и, как следствие - заниженную самооценку.

3.Недопустимо сравнивать ребенка с кем-то другим, кому-то его противопоставлять. Подобные сравнения являются психотравмирующими, формируют негативное отношение к жизни, эгоизм и зависть. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

4.Ребенок реагирует не только на ваши слова, но и на эмоциональную окраску высказывания. Поэтому в интонации, обращенной к нему, не должны сквозить раздражение, злоба или агрессия.

5.Если вы хотите, чтобы ребенок вырос уверенным в себе и без проблем с самооценкой, не оберегайте его от каждого повседневного дела. Пусть он поможет вам с уборкой, сам польет цветок, сходит в магазин, получит удовольствие от того, что справился с «заданием» и заслуженную похвалу.

6.Не бросайтесь сразу решать за него все его маленькие проблемы.

Завышение планки - не выход

Бывает так, что родители слишком завышают планку своих надежд: мечтая о ребенке, который был бы самым лучшим, успешным и талантливым, они не хотят примириться с тем, что их ребенок самый обыкновенный.

Дети таких родителей посещают сразу несколько кружков и секций, при этом обучаясь в элитной гимназии и практически не бывая дома. На отдых у такого «страдальца» времени практически не остается. Ребенок старается изо всех сил, боится разочаровать родителей, но они, как правило, все равно чем-то недовольны.

К чему такое родительское поведение приводит? Ребенок замыкается в себе. И тем самым делает первый шаг к одиночеству. Ведь оно так притягательно своей безопасностью! В нем нет риска стать отвергнутым как взрослыми, так и детьми. Одиночество само по себе - не катастрофа. Но это прекрасная питательная среда для «выращивания» всяких комплексов, особенно если ребенок не получает эмоциональной поддержки со стороны близких людей.

Укрепляем «слабые места»

Для формирования нормальной самооценки родителям важно создать такие взаимоотношения с ребенком, в которых он сможет воспринимать себя благоприятно. Тогда он будет нормально, без снижения самооценки, воспринимать чужие успехи.

Если малыша дразнят за внешность, можно, например, объяснить ребенку, что каждый орган нашего тела выполняет определенную функцию, а то, как они выглядят - уже второстепенно.

Неплохо также научить его некоторым ответам, которые можно использовать, если его будут обзывать. Например: «Я, может, и толстый, зато умный. А ты худой, но глупый, умеешь только обзываться».

Если у ребенка будут в запасе подготовленные ответы, он почувствует себя более уверенно.

В том случае, когда дразнят девочку, можно постараться ее модно одеть - одежда и аксессуары в подростковой среде играют очень весомую роль. Если ребенок полный или некрасив внешне, но у него есть что-то, что другие дети мечтают иметь, они не придадут особого значения дефектам.

Попробуйте научить своего ребенка быть популярным. Постарайтесь донести до него, что это вовсе не значит стать хвастунишкой. Но популярность - это не только умение быть красиво одетым. Это еще и способность делать что-то лучше других, например, интересно рассказывать. Чем популярнее станет ребенок в среде своих сверстников, тем больше у него будет друзей и меньше помех в учебе. А чем лучше он будет учиться, тем быстрее он займет в этой жизни место, которое заслуживает.

Научите своего ребенка говорить «нет». Не только дети, но и взрослые, имеющие свое мнение и умеющие отказать, пользуются уважением окружающих.

Перехваливать детей не стоит, но не надо забывать их поощрять, если они этого заслуживают.

По возможности, старайтесь разбудить даже в застенчивом малыше инициативу, чтобы он учился делать что-то самостоятельно. Если ребенок осознает, что сам умеет справляться с трудностями, это реально повысит самооценку.

Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за вами. Показывайте на собственном примере адекватность отношения к успехам и неудачам.

Внимательно наблюдайте за ребенком. Тогда вы не упустите момент и заметите, какие он испытывает трудности. Как только обнаружите слабые места, ищите способ их укрепить. И конечно, первым делом повысьте свою собственную самооценку, особенно если с этим есть проблемы.

И самое главное: не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему всю свою любовь!

Природа возникновения низкой самооценки у детей, будущие проблемы адаптации в их обществе. Методы коррекции и изменение поведения родителей.

Малыш как губка впитывает поведение и язык, который слышит изо дня в день. Его подсознание является плодородной почвой, на которой прорастают зерна слов родителей.

Хотя последние часто об этом забывают или вообще не задумываются. А зря — самооценку ребенку вернуть до адекватного уровня потом трудно. И если этого не сделать, его жизнь может стать полной испытаний, неудовлетворенности и претензий к окружающим.

Почему занижена самооценка у ребенка? Что делать?

Вы слышали, как общаются мамы или бабушки с малышами на детских площадках, в магазинах или в поликлиниках? Чаще всего они ругают, вешают ярлыки, обсуждают с другими взрослыми, обесценивают маленькие успехи, сравнивают с другими детьми свое чадо и его поведение.

А это самое яркий и запоминающийся опыт для подсознания крохи. Так он растет с программами «я плохой», «у меня руки кривые», «я не достоин любви и признания», «мне нужно притворяться, чтобы угодить близким людям» и т.д.

Выход — начать взрослым воспитание с самих себя, учиться слышать свой голос разума, укреплять осознанность во всех действиях и словах. Рецепт звучит просто, но на практике для его реализации нужно попотеть.

Вспомните, что ваш ребенок самый любимый и неповторимый. Он приходит в этот мир на какое-то время по милости Всевышнего. То есть нам его дают как-бы в гости.

А как вы ведете себя с чужими детками, пришедшими к вам ненадолго? Точно стараетесь угодить, внимательны к их словам и поведению, боитесь обидеть или произнести колкое словечко.

Симптомы комплекса неполноценности у мужчин

Несколько советов по улучшению самооценки у детей:

  • любите, верьте, поддерживайте, успокаивайте и разговаривайте с ними
  • выстраивайте дружеские отношения, будьте в курсе их жизни и переживаний
  • помогайте адаптироваться в обществе на примерах из своей жизни
  • развивайте у них чувство юмора, физические, интеллектуальные, творческие способности
  • планируйте досуг так, чтобы всем было интересно
  • забудьте о крике как способе общения
  • уважайте и принимайте ребенка таким, какой он есть, без попытки перекроить под свои ожидания
  • просите прощения, если обидели его незаслуженно
  • показывайте пример образа жизни, который хотели бы видеть у ребенка в будущем

И самое главное — ответьте себе честно, есть ли у вас проблемы с самооценкой. Может стоит начать с себя, проработать все травмы и ограничивающими убеждениями, а потом с новыми силами помочь ребенку?

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми..." . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!
Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  3. За один раз — одно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  9. Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.


Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда , огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест "Лесенка" ("Десять ступенек")

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам ? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Будут ли ваши дети успешны в жизни и то, как сложится их судьба, зависит от их уверенности в себе и своих силах. Учится ли сын на одни тройки или пятерки, собирается ли поступить в училище или международный университет – все это второстепенное. Химия, физика и прочие школьные предметы в дальнейшем ему могут попросту не пригодиться. Главное – чтобы ребёнок знал себе цену и стремился к большему, а не останавливался на достигнутом.

Успеваемость в классе – вот что обычно ставят мамы и папы на первое место. В итоге выходит, что соседский Вася, Петя или Коля, учившийся на одни тройки, ездит на шикарном джипе. А Маша, прилежная ученица и гордость школы, работает в ни чем неприметной фирме рядовым сотрудником.

К сожалению, родители редко обращают внимание на самооценку своего малыша. И не важно, завышенная она или заниженная. Любое, даже очень маленькое отклонение от нормы – это плохо. Дело все в том, что уверенный в себе человек, независимо от обстоятельств и преград, сможет добиться в жизни большего. Закомплексованный, живущий по правилам, довольствуется тем, что есть. Слишком самоуверенный убежден, что его не ценят и не любят, несмотря на то, что он – самый лучший специалист на этой планете. В итоге, две последние категории людей разочаровываются в жизни, а свои неудачи перекладывают на родителей, детей, окружающих.

Как понять, какая у вашего ребенка самооценка

  • Заниженная самооценка
  • Ваш ребенок постоянно жалуется на то, что его сосед по парте умнее, красивее, лучше одевается? Или стал часто утверждать, что вы его не любите? Постоянная плаксивость, боязнь наказания, ожидание худшего, неуверенность в собственных силах – все это первые признаки низкой самооценки.

    Если не предпринять никаких шагов, в дальнейшем ребенка начнут обижать в классе, он не сможет адаптироваться к любым, даже самым маленьким изменениям в жизни. К сожалению, если вы решите попытать счастья в другом месте и заберете его из школы (или переведете в другой класс), ситуация никак не изменится. Малыш изначально настраивает себя на неуспех, повторяя про себя «У меня не получится учиться на пятерки», «Я не решу эту задачу», «Я неудачник» и т.д.

    Обычно дети с завышенной самооценкой считают, что они во всем всегда правы. При этом ваше чадо может утверждать, что двойка по контрольной работе – это не его невнимательность, а придирка учителя. Ребенок не привык осознавать свои ошибки, для него нет авторитета. Зачастую он не уважает даже родителей или опытных наставников. Маленький человечек стремится подчинить всех себе. Он использует чужие слабости, желания, стремления, пытается выделиться на фоне чужих неудач.

    Обычно такие дети являются заводилами, агрессорами и довольно жестокими руководителями в будущем. «Я лучше знаю», «У тебя не выйдет, а вот я смогу» — поначалу такая инициатива ребенка умиляет родителей. И, к сожалению, любящие папы и мамы слишком поздно осознают, что воспитали тирана.

    Такой ребенок не боится просить помощи, так как понимает, что все знать и уметь невозможно. При первой неудачи он не опускает руки и не плывет по течению, а старается вначале решить все своими усилиями. Он знает, что его любят и ценят, поэтому не боится казаться слабым. Малыш никогда не перекладывает обязанности на остальных. Оказав кому-либо из товарищей помощь, школьник не будет просить за это вознаграждения.

    Если у вашего ребенка адекватная самооценка, он не будет играть на нервах, требовать от друзей, родственников или знакомых особого отношения или искать выгоду. Он принимает людей такими, какие они есть. В меру уверенным в себе людям в дальнейшем гораздо проще в жизни, так как они никогда не разочаровываются в друзьях, семье работе. Они реально смотрят на вещи.

    Осторожно, низкая самооценка!

    Существует множество способов, как можно поднять самооценку ребенка и воспитать самодостаточного, уверенного в себе человека. И чем раньше вы начнете действовать, тем выше вероятность получить хороший положительный результат. В более старшем возрасте (17-18 лет) без помощи психолога кардинально изменить что-либо в характере сына или дочки вам вряд ли удастся.

    Как правильно хвалить детей

    Не зависимо от возраста, статуса и пола, человек нуждается в похвале не меньше, чем в денежном поощрении. Сказав правильные слова, одобряющие тот или иной поступок, вы закрепите хорошие привычки своего ребенка. Если же вы перестанете радоваться, к примеру, отличным отметкам, убранной вовремя комнате или вымытой посуде, в конечном итоге школьник потеряет к этому интерес. Для вас ода вынесенному мусору – глупость, для малыша – жизненная необходимость. Не воспринимайте подобные действия как само собой разумеющееся.

    Четыре случая, когда нельзя хвалить

    Но хвалить ребенка нужно правильно и в меру. В некоторых моментах лучше сдерживаться, так как лесть может сильно навредить. Итак, четыре ситуации, в которых следует молчать:

    Когда ребенок получил хорошую отметку, списав контрольную у соседа за партой, он проявил находчивость. Поэтому порицать за изобретательность не имеет смысла. Но и восторгаться тем, как он поступил в этой ситуации, не стоит. Попробуйте объяснить ему, что он присвоил чужие труды себе. Если это происходит впервые, можно воздержаться от высказывания собственного мнения.

    Выразительные глаза, изящный нос, отличные волосы – все это хорошо, но это не заслуги вашего ребенка. Безусловно, нужно говорить, о том, что ваше замечательное чадо – очень красивый человечек. Но лишь изредка, чтобы малыш знал и осознавал, что он не хуже остальных.

    Восторгаться тем, что у школьника красивый рюкзак, так же плохо, как говорить девушке, что она отлично выглядит благодаря платью. В некоторой степени это даже обидно. Одежда, игрушки и прочая мелочь, которую вы купили или подарили, взрослыми воспринимается как должное.

    Многие думают, что лестью можно подкупить ребенка или же поднять ему самооценку. И это – одна из самых больших ошибок взрослых. На самом же деле дети очень сильно чувствительны ко лжи, лицемерю и лести. Говоря явную неправду, вы можете оттолкнуть от себя малыша.

    За что выражать похвалу и благодарность

    Малыш поет, танцует, рисует или играет на инструментах? Поощряйте его за попытки найти себя, даже если первое время у него все плохо получается. Не бросайтесь фразами, что второго Пушкина или Майкла Джексона из него не получится. Это очень плохо отразится на самооценке ребенка, он сразу же потеряет интерес к происходящему.

    Чтобы ваш сын не сделал, хвалите его, если он приложил свои усилия. Пусть это будет пустяк: помощь по дому, вовремя сделанные уроки, игра с младшим братом, прочитанная книжка. Ребенку приятно, когда действия, приносящие пользу, оцениваются по достоинству.

    Научитесь мотивировать школьника. Не получается решить задачу? Скажите, что вы уверенны в его успехе. Предстоит контрольная? Но вы ведь даже не сомневаетесь, что у вашего ребенка получится написать работу на отлично. Не забывайте хвалить дочку перед выходом из дома, и тогда вечером вас обязательно порадуют своими достижениями.

    Приемы для повышения самооценки

    Принимая любое решение, всегда спрашивайте совета у ребенка. Это поможет ему понять свою значимость и поднимет самооценку. Однако в данном случае есть одно но! Даже если ваше мнение расходится с пожеланиями малыша, старайтесь следовать его рекомендациям. Иначе эффект от этого приема будет полностью противоположенный – вы разовьете кучу комплексов и страхов. И в следующий раз вам попросту побоятся высказать свои мысли.

    Сын отлично справится с поломанной табуреткой, дочка – зашьет оторвавшуюся от блузки пуговицу. Не пытайтесь сделать все сами, просите помощи у своих детей. При этом относитесь к ребенку как к равному и не требуйте немедленного выполнения своих прихотей. Обязанности (уборка, мытье посуды, чистка картофеля) – это совершенно другое, их младшие члены семьи должны выполнять беспрекословно.

    Взвалив все на себя, родители растят тепличных детей. В будущем, став уже взрослыми, многие из них даже суп приготовить не могут. И это не говоря о более серьезных задачах. Любая работа будет вызвать уныние. Ведь раньше за них все делали окружающие – бабушки, мамы, друзья. Во взрослой жизни люди должны уметь отвечать сами за себя.

    Вы можете попросить поухаживать за заболевшим членом семьи, сходить в магазин и купить все необходимое. Более взрослые дети могут оплачивать счета, отправлять почту, гулять с собакой. Чем старше ребенок, тем больше он должен помогать родителям. Конечно же, сваливать на него все заботы по дому тоже не стоит.

    Как правильно наказывать малыша

    Ваше чадо провинилось, и вы в очередной раз ставите его в угол, угрюмо бормоча, что из него никогда ничего хорошего не выйдет? Не удивляйтесь, если в один прекрасный день ваша установка сработает. Ведь вы подсознательно вбиваете в голову ребенка мысли о том, что он плохой, глупый и т.д. Но это не значит, что мамы должны все прощать и оставлять проступки безнаказанными. Просто нужно научиться делать это правильно.

    Шесть правил наказания

    Не должно быть физического, психологического насилия. Моральное унижение приведет к падению самооценки или, что еще хуже, озлобит ребенка. Запомните, за издевательство над несовершеннолетними вас могут даже лишить родительских прав. Заграницей, к примеру, если на теле школьника обнаружат синяк, даже соседи могут пожаловаться в полицию.

  • Сомнения

    Если вы неуверенны, что именно ваш ребенок разбил стекло в школе, не наказывайте его. Но даже когда спустя две-три недели он сознается в проступке, не стоит лишать его компьютера в качестве профилактики. Иначе он просто перестанет с вами делиться тем, что происходит с ним в жизни.

  • Не наказывайте больше одного раза

    Какой бы серьезный проступок не был совершен, не стоит злиться на ребенка вечно. Не вспоминайте об этой ситуации, не наказывайте повторно. Даже через год не упрекайте за ошибки, если вам сложно о них забыть. Иначе малыш будет постоянно чувствовать вину и не сможет двигаться дальше.

  • Не забирайте личные вещи

    Вашему ребенку подарили машинку на пульте управления, а вы забрали ее, пока он не исправит оценки? Говоря и показывая, что вещи ему не принадлежат, вы развиваете в нем страх и комплекс неполноценности. Со временем он начнет думать, что не заслуживает имеющегося, и будет бояться потерять даже ненужное.

  • Отменяйте наказание

    Если малыш проштрафился, но быстро исправил свои ошибки, или вы наказали его ни за что, то не бойтесь менять свое решение. Иначе в следующий раз он не захочет предпринимать какие-либо действия для улучшения ситуации. Ведь какой смысл пытаться изменить себя, если результат один.

  • Выражайте свою любовь

    Несмотря на то, что ваше чадо провинилось, и вы его наказали, вы все же должны проявлять материнские чувства. Нельзя чадо игнорировать, демонстративно молчать или злобно отвечать на вопросы и просьбы. Если малыш просит о помощи или ему нужен совет, забудьте на время об обидах и размолвках. Ведь в первую очередь вы – мама.

  • Когда наказывать нельзя

    Запомните раз и навсегда, всему должно быть свое место и время! Не всегда стоит торопиться с выводами и принимать решения, не выслушав вторую сторону. А в некоторых случаях наказывать категорически запрещено, даже если малыш действительно виноват. Итак, спускаем все на самотек или выжидаем некоторое время, если:

  • Вы на взводе, плохо себя чувствуете, сильно устали или не переварили ситуацию;
  • Ребенок болеет, занят уроками, ест, играет или у вас гости;
  • Когда вы не в состоянии понять подоплеку поступка, при этом ребенок не может объяснить свои действия;
  • Ребенок сам перенес шок, травму, не может справиться со своими чувствами, страхами и эмоциями.
  • Как помочь закомплексованному ребенку адаптироваться

    Что делать, если ребенок полный, у него есть врожденные дефекты или он слишком застенчивый? Поверьте, убеждать школьника в том, что к нему пристают глупые одноклассники, смысла нет. Это только усугубит проблему. В данном случае есть несколько довольно неплохих способов, как заставить остальных детей уважать его.

    Дайте малышу то, что поможет выделиться в толпе. Не обязательно покупать дорогой мобильный телефон или планшет. В начальных классах это могут игрушки, в старших – хорошая сумка, обувь, украшения. Дети – очень жестоки, поэтому одноклассников, которые выглядят намного хуже и носят старые вещи, часто недолюбливают. Запомните, лучше приобрести две-три хороших кофты на зиму из магазина, а не покупать целый гардероб в стоках.

    Но ни в коем случае не идите у своего чадо на поводу и не покупайте ему все подряд. Не дарите подарки за что-то (хорошую учебу, достижения в спорте, уборку в доме), иначе в будущем от вас будет по любому случаю требоваться презент. Но если вы что-то пообещали, будьте добры, сдерживайте свое слово. Малыш должен вам доверять.

    Запишите сына на футбол, девочку на танцы, попробуйте отдать детей в музыкальную школу. Выбирайте наиболее востребованные среди молодежи секции, естественно учитывая при этом потенциал своего чадо. Взаимодействуя с коллективом и занимаясь тем, что нравится, ребенок раскрепостится и найдет себя. Парень, играющий на гитаре, всегда будет душой компании. Девушка, умеющая петь, никогда не останется без внимания.

    Как только ваш ребенок научится разговаривать, начните посещать логопеда. Он поможет правильно поставить речь и исправит некоторые дефекты. Детки часто не могут выговаривать сложные звуки (р, к, г и т.д.), что в дальнейшем отражается на их самооценке. В начальных и старших классах следует ходить на занятия, где специалисты будут учить ораторскому искусству.

    В крайнем случае, если ребенок постоянно грустный, плачет по поводу и без, жалуется на жизнь и плохо реагирует на критику, посещайте с ним специалиста. Опытный психолог сможет найти ключ к сердцу вашего чадо и подскажет вам, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Главное – это не ждать, пока все само собой разрешится.

    Выявляем самооценку ребенка и воспитываем здоровое самовосприятие

    Вам не нравится, как ведет себя ребенок, или боитесь увидеть неуверенность и несостоятельность малыша в будущем? Тогда стоит знать, какая самооценка у вашего чада и как ее повысить.

    Полноценную личность, которая умеет принимать решения, учитывает мнения других людей, нормально относится к неудачам и старается перешагнуть преграды, стоит воспитывать с раннего возраста.

    Именно от уверенности в себе и своих силах зависит то, как человек будет идти по жизни. Как же сформировать нормальную самооценку?

    Уровни уверенности в себе ^

    Если у ребенка завышена самооценка, ее можно распознать:

    • в уверенности в собственной правоте;
    • в желании управлять остальными детьми, указывая на слабость каждого, но при этом не замечая собственных недостатков;
    • в попытках обратить на себя внимание;
    • в агрессии.
    • Дети с высоким самомнением унижают других, относятся свысока, нетерпеливы при общении, могут перебивать собеседника. Часто используемые слова – «Я лучший».

      При заниженной самооценке ребенку свойственны такие особенности поведения и черты характера:

    • тревожность;
    • неуверенность в себе;
    • страх быть обманутым, обиженным, недооцененным;
    • недоверчивость;
    • стремление к уединению;
    • обидчивость;
    • нерешительность;
    • настрой на неудачи;
    • боязнь не справиться с задачей;
    • недооценка своих успехов.
    • Фразы, которые характеризуют заниженную оценку – «Я плохой», «Я не смогу».

      Если у ребенка адекватная самооценка, то это будет выражено:

    • верой в собственные силы;
    • способностью просить помощи;
    • принятием решений;
    • умением признать свою ошибку и стремлением ее исправить.
    • Дети с нормальной самооценкой умеют принимать окружающих такими, какие они есть.

      Важность грамотной похвалы ^

      Для формирования полноценной личности стоит заинтересовано подойти к воспитанию, одобряя, поощряя и используя похвалу.

      Но следует знать, что не во всех случаях можно хвалить. Это такие ситуации:

    • если ребенок чего-то добился не самостоятельно (не утруждая себя физически или умственно);
    • не допускается хвалить за внешнюю привлекательность, способности;
    • не стоят похвалы игрушки и предметы гардероба;
    • недопустима похвала, если она вызвана жалостью;
    • не хвалите, если таким способом желаете вызвать положительное отношение к себе.
    • Как определить заниженную самооценку? Читай здесь.

      За что же можно хвалить? Поощряйте желание ребенка выражать свое «Я» и развиваться. Повысить самооценку можно:

    • если хвалить за любые мелочи: оценки, победы, а малышей 5-6 лет даже за первые художественные творения;
    • авансовой похвалой, которая позволит вызвать веру в собственные силы, используя фразы: «У тебя все выйдет!», «Я верю, что у тебя получится» и т. п.;
    • Чтобы сформировалась полноценная личность с адекватной самооценкой, не обойтись без наказаний, которые должны быть справедливыми.

      Обязательно следует проинформировать малыша о том, за что он будет наказан и каким образом.

      Наказывать необходимо с учетом определенных правил:

    • Соблюдайте сроки , на которые будет назначено наказание (запрет кататься на велосипеде на 2 дня, смотреть мультики неделю и т. д.).
    • Не переходите на личность , то есть избегайте оскорбительных фраз, не акцентируйте внимание на личности.
    • Не упоминайте старых огрехов , наказание – сейчас и именно за этот проступок, не ворошите прошлое. Запомните: наказали, значит простили!
    • Должна быть последовательность .
    • Наказывая, вы не должны навредить здоровью .
    • При появлении сомнения (наказать ли) не нужно наказывать в профилактических целях.
    • За один проступок – одно наказание , которое может быть более или менее строгим (в зависимости от вины).
    • Нельзя лишать родительского внимания , даже если вы сердитесь.
    • Не забирайте вещь , что подарена.
    • Простите ребенка, если он сделал что-то хорошее (ухаживал за больным и т. п.).
    • Физический вид наказания допускается исключительно в том случае, когда есть угроза здоровью или жизни (как своему, так и другого человека):

    • игры с огнем;
    • драка со слабым;
    • еще одна ситуация – когда ребенок целенаправленно проверяет границы терпения родителя или изводит детей, которые не могут защитить себя.
    • Необходимо и при физическом виде наказания придерживаться правил:

    1. Никогда не запугивайте предстоящей карой , говоря «Я сейчас достану ремень» и т. п. Лучше уж сгоряча шлепать по попе, чем заранее планировать, изводя малыша терзаниями и переживаниями, что вот-вот его ударят.
    2. Никакого пристрастия ! Не кричите, следите за тем, как вы выражаете эмоции. Физическое воздействие должно быть редким методом воспитания.
    3. Не подойдет такой способ влияния на малыша , которому больше 3 лет. Для детей 7-8 лет это просто унизительно, поэтому придется подобрать более действенные варианты наказания.
    4. Хороший метод – наказание бездействием:

      поставьте сына или дочь в угол, но обозначьте время, которое ему нужно там простоять. Очень хорошо, если в этой комнате будут часы. По истечению указанного времени ребенок может покинуть угол и извиниться.

      Только не перестарайтесь! Не стоит оставлять малыша в темной закрытой комнате. Такое наказание принесет вред, вызвав фобии.

      Ни в коем случае не определяйте такое наказание, как чтение, уроки, спортивные упражнения!

      Не допускается наказывать в следующих случаях:

    5. при плохом самочувствии малыша;
    6. во время еды, перед тем, как уложить спать, после сна, в игровом процессе, при выполнении поручений;
    7. если недавно была нанесена душевная или физическая травма;
    8. если ребенок не справляется со страхом, проступок совершен из-за невнимательности, подвижности, раздражительности, но прилагались старания;
    9. если причина того, почему ребенок поступил именно так, не ясна;
    10. если вы чувствуете усталость, злитесь из-за своих проблем;
    11. нельзя ругать за плохие отметки в дневнике, если ребенок проявлял старания.
    12. Как повысить самооценку ребенку ^

      1. Не отстраняйте малыша от домашних дел, не решайте за него любую проблему, но и следите за нагрузкой. Задача, поручение или просьба должна быть под силу ребенку.
      2. Не стоит перехваливать, но и без поощрения не обойтись, если есть заслуга.
      3. Выбирайте адекватный вид наказания и похвалы.
      4. Следует поощрять инициативу.
      5. Учите адекватно реагировать на неудачи, показывая на собственном примере (Не говорите «У меня получилась отвратительная каша! Не буду больше никогда ее варить!». Лучше выразиться так: «Каша не удалась. Но ничего страшного. В следующий раз постараемся ее не переварить»).
      6. Нельзя сравнивать малыша с другим ребенком. Сравнение допускается только с самим собой.
      7. Ругать необходимо за проступок, а не за характер.
      8. Давая отрицательную оценку, вы становитесь врагом творчества.
      9. Стоит разбирать неудачи, делая вывод (расскажите пример подобного поведения, чем все закончилось).
      10. Принимайте сына/дочь такими, как они есть.
      11. Верьте в успехи вашего подростка.
      12. Дайте выразить собственное мнение малышу.
      13. Проводите доверительные беседы вместо ругани.
      14. Давайте установки: «Мы счастливы, что ты у нас есть», «Мы любим тебя», «Мы верим в тебя».
      15. Подберите литературные произведения, которые научат выйти из трудной ситуации, помогут не падать духом.
      16. Чтобы повысить самооценку ребенку, используйте такой прием:

        Попросите у него совета и выполните так, как он вам порекомендует. Это даст положительные результаты в формировании адекватного отношения к себе.

        Позвольте себе «умалиться», выразите потребность в помощи и защите.

        Даже в 5 лет использование такого приема может дать отличный результат.

        А вот для того, чтобы привести в норму завышенную самооценку, учите:

      17. учитывать желания и мнения окружающих;
      18. воспринимать критические замечания;
      19. проявлять уважение к чувствам других.
      20. Стоит помочь ребенку, если задача для него сложная. Но не стоит запрещать и пресекать проявление инициативы (помыть посуду, протереть пыль), иначе в будущем вы получите лентяя, который самостоятельно ничего не сможет сделать.

        Позвольте ребенку выполнить то, что он может. В 10 лет некоторые дети уже встречаются с представителями противоположного пола, достигают олимпийских успехов, а вы переживаете, правильно ли чадо отрежет кусочек хлеба.

        С помощью игровых ситуаций можно определить уровень самооценки, а также оказать влияние на формирование адекватного отношения к себе.

        Как поднять самооценку подростку? Упражнения читай здесь.

        Читай о видах самооценки личности в зависимости от уровня в нашей статье.

      21. Проведите тест «Лесенка» (можно и в 3 года). Нарисуйте ступеньки, объясните, что на нижних стоят самые плохие, злые, нетерпеливые и т. д.. детки, а на верхней – умные, послушные и заботливые малыши. Спросите, куда стал бы он. Позвольте нарисовать себя на выбранной ступеньке. При выборе 1-3 ступеньки станет ясно, что у вашего чада занижена самооценка, 4-7 – адекватная, 7-10 – завышена.
      22. Игра «Имя» . Предложите подобрать себе имя (то, которое нравится). Выясните, почему ребенок не выбрал свое, чем он недоволен. Такая ситуация разъяснит, какая самооценка у малыша.
      23. «Жмурки» . Эта игра позволяет побыть на лидерской роли. Ребенок добивается успеха, а это вызовет положительные изменения самооценке.
      24. «Зеркало» . Дети отражают мимику, жесты и движения (зеркальное отражение). «Зеркало» (ребенок) должно отгадать, что показывают именно его. Такая игра научит ребенка открытости, раскованности.
      25. Соревновательные игры , в которых можно научиться проигрывать и правильно реагировать на неудачи.
      26. «Связующие нити» . Ребята сидят в кругу и передают клубок, сопровождая действие рассказами о том человеке, который держит его в руках.
      27. «Настроение» . Сидя в кругу, ребята предлагают варианты поднять настроение: совершить добрый поступок, поухаживать за питомцем, почитать любимую книжку. Эта игра может уменьшить тревожность, а также научит принимать решения.
      28. «Проигрываем ситуацию» . Детям необходимо играть самого себя. Остальные роли распределяются между сверстниками или родителями. Пример ситуации:
      29. Ты выиграл в спортивном состязании, а друг оказался на последнем месте. Как ты поможешь ему успокоиться?
      30. У тебя есть три банана. Как ты поделишь их на двоих?
      31. Друзья начали играть в игру, а ты опоздал. Что ты скажешь, чтобы играть вместе с ними?
      32. Самооценка ребенка зависит от воспитания. От того, насколько вы постараетесь, как научите малыша выходить из ситуаций, реагировать и поступать, и будет зависеть вся дальнейшая его жизнь.

        Видео: Как поднять самооценку ребенка

        Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

        Повышаем самооценку ребенка

        Уверенные в своих способностях люди, как правило, имеют более выраженную мотивацию достижения успеха, отличаются эмоциональной стабильностью и большего добиваются в жизни. Каждому из нас хотелось бы видеть своего ребенка успешным, но не все родители понимают, что едва ли не ключевую роль в будущих достижениях малыша играет его самооценка. Как повысить самооценку ребенка вы узнаете из этой статьи.

        Самооценка или, иначе, самоотношение, восприятие ребенком самого себя формируется в раннем возрасте под влиянием многих факторов – это и общая психологическая атмосфера, и количество детей в семье, и отношения между родителями, родителями и детьми, разными поколениями, и объективные особенности физического облика и здоровья ребенка, и, конечно, отношение родителей к ребенку.

        Повышение самооценки ребенка, его уверенности в себе – это результат ежедневной работы родителей.

        Как повысить самооценку ребенка?

        Самооценка – низкая или высокая — формируется постепенно, складываясь из задушевных разговоров, неосторожно вырвавшихся слов, заслуженной похвалы, самостоятельных наблюдений ребенка…

        Будьте для вашего ребенка образцом адекватной самооценки

        Помните, что в определенном возрасте дети проявляют большую склонность к копированию поведения значимых взрослых. По этой причине следует ограничить проявления нездоровой самокритики и самобичевания и демонстрировать уверенность в собственных силах и оптимистический настрой.

        Не уставайте хвалить вашего ребенка

        Хвалите каждый день, хвалите несколько раз в день, хвалите за отличный и просто хороший результат, а также за старание, упорство, проявление инициативы, смекалку, трудолюбие, смелость, честность… Только не перегибайте палку и не врите, ведь дети всегда чувствуют ложь.

      33. Находите в вашем ребенке и его повседневных делах то, за что вы можете похвалить его искренне, то, что вызывает ваше восхищение и гордость.
      34. Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми

        Исключите из своего лексикона фразы вроде «А вот Таня уже сама умеет картошку жарить», «А Петя на какую оценку написал контрольную работу?» и т.п. Поверьте, эти сравнения нисколько не мотивируют вашего ребенка повторить успехи товарищей, а только наносят удары по его чувству собственного достоинства. Если вы хотите стимулировать вашего ребенка работать над собой и добиваться лучших результатов, сравнивайте его успехи с его же более ранними достижениями.

        Например, «Смотри-ка, сегодня ты смог подтянуться на 2 раза больше, чем в прошлый раз! Вот что значат регулярные тренировки!» или «Ты сделал 2 запинки в стихотворении. Но я знаю, что ты хорошо выучил текст и всегда читаешь стихи с выражением. Давай попробуем еще разок!».

        Создавайте теплую дружественную атмосферу в семье

        Ребенок должен чувствовать надежный «тыл», где его безусловно принимают и всегда поддерживают. Хорошо, если в вашей семье принято обсуждать трудности, делиться переживаниями и совместными усилиями искать выход. В это случае, ребенок сможет рассказать вам о своих проблемах, и вы сможете своевременно предпринять меры.

        Домашняя атмосфера принятия и взаимного уважения хороша еще и тем, что ребенок любого возраста может принимать участие в обсуждении общесемейных вопросов. Знание того, что его мнение учитывается при принятии совместных решений, добавляет уверенности в себе и вносит свой вклад в формирование позитивной самооценки.

        Любите своего ребенка безусловно

        Да, наверное, любой родитель мечтает видеть своего ребенка отличником в школе, популярным в компании сверстников, успешным во всех его начинаниях. Но, как ни парадоксально, для того чтобы уверенно идти к успеху, каждому человеку важно чувствовать, что его любят совсем не за это, а просто за то, что он есть, и принимают таким, какой он есть, вместе со всеми его недостатками. Это важно и для взрослого человека, но особенно – для ребенка.

        Если вашего ребенка постигла неудача, постарайтесь не отмахиваться от его проблем

        Не следует чрезмерно заострять внимание ребенка на неуспехе, но и игнорировать его чувства по такому «пустяковому» поводу тоже не стоит – ищите баланс. Будет полезно вместе с ребенком обсудить ситуацию, помочь ему увидеть его ошибки и сделать выводы на будущее. И не забудьте в очередной раз повторить вашему ребенку, что вы любите его, несмотря на эту неудачу.

        Помогите своему ребенку добиться успеха

        Если вы подозреваете, что ваш ребенок не пользуется популярностью среди сверстников, над ним подсмеиваются или дразнят, постарайтесь найти для него такое увлечение, в котором он сможет добиться наиболее значимых результатов.

      35. Пусть это будет занятие, которое придется вашему ребенку по душе. Успех в любимом деле поможет существенно повысить самооценку, а достижение результатов позволит завоевать уважение среди сверстников.
      36. Например, мальчику будет интересно посещать спортивную или туристическую секцию, а девочка с удовольствием отправится в танцевальную студию или школу актерского мастерства. Присмотритесь к своему ребенку и выберите то, что подойдет именно ему.

        Наиболее оптимальный вариант – занятия, позволяющие ребенку стать частью какого-то коллектива, команды. По возможности отдавайте предпочтение не одиночным, а командным видам занятий. В группе единомышленников ребенок скорее почувствует себя увереннее.

        Никогда не акцентируйте внимание на физических недостатках или особенностях внешности вашего ребенка.

        Особенно это актуально в подростковый период, когда особенно остро стоит тема принятия своего отражения в зеркале. Ваше «любящее» обращение «булочка» или «ушастик» может нанести ребенку-подростку настоящую психическую травму и даже стать спусковым механизмом для формирования различных психических отклонений вроде депрессии, суицидальных наклонностей и нервной анорексии.

        Как не переборщить, повышая самооценку ребенка?

        Говоря о способах повышения самооценки, нельзя не упомянуть, что неадекватно завышенная самооценка также может являться источником многих проблем в общении и поведении вашего ребенка. Дети, которые имеют необоснованно завышенную самооценку, тяжело сходятся со сверстниками, часто провоцируют конфликты и крайне тяжело переживают неудачи. Они часто бывают зависимы от общественного мнения и нуждаются в постоянном подтверждении всеобщего восхищения и любви к ним от окружающих. Очевидно, что такая тенденция ведет к значительным трудностям, как в детском возрасте, так и по мере взросления ребенка.

        Поэтому важно суметь воспитать в ребенке уважение к индивидуальности других людей, внимание к потребностям и интересам окружающих, обращать внимание ребенка на то, что он бывает не прав, может заблуждаться, быть в чем-то менее успешен, чем другие. При этом важно подчеркивать мысль, что различия между людьми не означают, что одни из них лучше других, — каждый человек по-своему ценен и прекрасен.

        Помните, что во многом формирование у вашего ребенка адекватно высокой самооценки зависит от вас. Ведь согласно психологическим исследованиям самооценка у ребенка формируется примерно к 5-6-летнему возрасту и в дальнейшем подвергается лишь незначительным изменениям. Позвольте своим детям вырасти счастливыми и уверенными в себе людьми, окружив их любовью, уважением и поддержкой.

        Как повысить самооценку ребенку?

        Сургут. Разделы - Тесты

        Оцениваем уровень самооценки.

        Детские психологи часто применяют экспресс-тест, который называют «Тест десяти ступенек» или просто – «Лесенка». Он позволяет проверить детскую самооценку, а использовать его можно для проверки детей уже с трех лет. Однако, стоит отметить, что только с шестилетнего возраста самооценка ребенка становится более или менее реалистичной, поэтому и данный тест будет более достоверен для проверки школьников.

        Суть теста состоит в следующем: нарисуйте лесенку из десяти ступенек и покажите ваш рисунок ребенку. Скажите, что на этой лесенке стоят мальчики и девочки: на самой нижней – плохие, злые, невоспитанные, трусливые; а на самых высоких ступеньках – лучшие детки (добрые, смелые, воспитанные, честные). Чем выше ступеньки, тем лучшие ребята стоят на них.

        Спросите ваше чадо, куда бы он встал сам на этой лесенке или попросите поставить на одну из ступенек любимую игрушку (в психологии считается, что на игрушку ребенок проецирует свое собственное «я»). Если ребенок поставил себя на нижние три ступеньки – согласно тесту, он имеет заниженную самооценку и считает себя неудачником. Если малыш ставит себя на четвертую, пятую, шестую или седьмую ступеньки, то у него – вполне адекватная самооценка. А вот восьмая, девятая, десятая ступеньки говорят о том, что у ребенка самооценка завышена. Хотя это, к тому же, может говорить и о том, что ребенок понимает, что он любим в семье, что ему многое удается и что вместе с родителями возможно решить любые возникающие проблемы.

        Еще одна интересная методика определения самооценки ребенка – оценочный проективный метод «Дерево» Д. Лампена, адаптированный Л. Пономаренко. Согласно инструкциям методики, ребенку предлагается посмотреть на картинку с деревом и человечками и начать ее раскрашивать.

        Причем, сначала ребенок должен раскрасить ствол и ветви дерева коричневым цветом (по мере раскрашивания он рассматривает и подробно изучает картинку, замечая, чем занимается каждый из человечков и какое у него настроение). Затем предлагается раскрасить красным цветом того человечка, какой, по мнению ребенка, больше всего на него похож (настроением, положением); а зеленым цветом – человечка, которым он хотел бы быть в будущем.

        Так, человечков № 1, 3, 6, 7 выбирают дети, которые легко преодолевают препятствия и которых не пугают возникающие трудности в общении со сверстниками или взрослыми. № 2, 11, 12, 18 и 19 олицетворяют общительность и умение дружить. С №20 ассоциирует себя малыш с завышенной самооценкой, лидер по натуре и уверенный в себе. №4 выбирает, как правило, тот ребенок, который находится в абсолютной гармонии с собой и не желает идти вперед, достигая новых целей. №5 характеризует физическую слабость, быструю утомляемость, стеснительность; №8 — отстраненность и уход в свои мысли; № 9 – легкость и тягу к развлечениям. Человечков под № 13 и 21 выбирают замкнутые и тревожные дети; а №10 и 15 – малыши, которые хорошо и комфортно чувствуют себя в детском коллективе. С № 14 ассоциируют себя дети, у которых наблюдается в этот момент кризисное состояние или сильный внутренний страх. №16 олицетворяет малыша, подстраивающегося под любое мнение и готового на жертвы. №17 характеризует не способного самостоятельно справиться с возникающими проблемами ребенка.

        Таким образом, дети с наиболее адекватной самооценкой и гармоничным внутренним состоянием выбирают человечков под номерами: 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19. А вот родителям детей, выбравших № 14, 8, 13, 16, 17, 21, надо быть особенно внимательным к своим чадам.

        Признаки заниженной самооценки

        Нередко дети, особенно попадая впервые в детский коллектив, начинают оценивать себя ниже, чем это есть на самом деле: чувствуют себя хуже других, начинают сравнивать себя с другими детьми и находить в себе недостатки. Родители замечают, как из веселого и доброго малыша такой ребенок превращается в плаксивого, хмурого, неуверенного капризулю. Так, заниженная самооценка проявляется в следующем поведении ребенка:

    • боится людей и старается больше играть в одиночестве или только с близкими людьми;
    • постоянно ждет оскорблений и насмешек со стороны сверстников;
    • демонстрирует поведение жертвы: боится возразить или отстоять собственную точку зрения;
    • уверен, что у него ничего не получается и никогда не получится,
    • не умеет принимать решения и выходить из трудной ситуации со сверстниками;
    • постоянно демонстрирует неуверенность, перепады в настроении, капризы, страхи.
    • Многие мамы и папы осознают, что их ребенок имеет заниженную самооценку, но теряются и не понимают, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. Так какие же меры предпринять, чтобы придать уверенности в себе ребенку?

      13 советов, как повысить детскую самооценку

      1. Не вешайте «ярлыки» на ребенка. В порыве досады многие из родителей бросают в ребенка фразами: «какой же ты недотепа!», «ты у меня ужасный неряха», «ты просто тупица!», «от тебя не будет толку в будущем» и пр. Если ребенок изо дня в день слышит про себя нелестные отзывы от самых близких и родных людей, вряд ли он будет думать о себе обратное и вырастет с адекватной самооценкой и уверенным взглядом в свое будущее.

      2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Зачастую дети и сами понимают, что, к примеру, «Маша намного способнее в учебе», а «Миша – сильнее и увереннее в себе». Ваш ребенок и сам постоянно сравнивает себя с ровесниками и, таким образом, формирует внутреннюю самооценку. А если вы еще и «помогаете» ему в этом — регулярно критикуете и приводят обидные сравнения – самооценка вашего чада рано или поздно упадет до самого минимума. Чтобы избежать такой ситуации, напротив, подчеркивайте достоинства вашего ребенка в сравнении с другими детьми.

      3. Не ругайте за неудачи в учебе. Если ребенку с трудом даются школьные науки, не стоит ежедневно отчитывать его и еще более усугублять ситуацию. Когда родители каждый день достают из портфеля ребенка дневник и отчитывают его за каждую плохую отметку (а некоторые амбициозные мамы и папы ругают даже за четверку) – ждать от ребенка уверенности в себе, скорее всего, не придется. Если вы хотите подтянуть ваше чадо в учебе — занимайтесь с ним дополнительно. А в случае, когда малыш сильно переживает, что не получил пятерку, внушите мысль, что отличные оценки не главное в жизни, намного важнее – приобретенные знания.

      4. Не подавляйте ребенка в ссорах. Разрешите и ему высказывать свою точку зрения и отстаивать собственное мнение. Не подавляйте малыша там, где в этом нет необходимости. Нередко родители совершают серьезную ошибку, когда не дают ребенку сказать ни слова в свое оправдание. Столь жесткое подавление личности может самым негативным образом сказаться не только на уверенности в себе, но и серьезно расшатать психику ребенка.

      5. Предоставляйте право выбора. Разрешите ребенку принимать самостоятельно некоторые решения – при выборе игрушек, предметов одежды или маршрута прогулки. Все это не только сделает его более самостоятельным, но и укрепит его уверенность в себе.

      6. Разговаривайте с ребенком. Нередко доверительная беседа в спокойной обстановке творит настоящие чудеса. Большинство детей любят длительные беседы, в которых родители вспоминают свое детство, приводят аналогичные истории из их школьной жизни и рассказывают, как они справлялись с возникающими трудностями.

      Расскажите, как вы чего-то боялись или что-то вам никак не удавалось сделать, но как успешно вы справились со сложностями и как со временем становились все более уверенным в себе.

      7. Хвалите ребенка. Не секрет, что в восточных семьях, где ребенка часто захваливают и открыто гордятся его достижениями и успехами, редко вырастают закомплексованные люди. Ребенок с пеленок должен осознавать, что в семье его считают самым лучшим на свете. Говорите девочке, что она очень красива, талантлива и способна. Мальчикам подчеркивайте, что они умны, сильны и ловки.

      Ежедневно делайте акцент на реальных достоинствах малыша. Если ваше чадо способно в математике или в спорте, делайте акцент на этом. Ни одно достижение или способность ребенка не должны остаться незамеченными в семье.

      8. Говорите правильные слова-установки. «Мы рады, что ты у нас родился», «мы очень любим тебя», «мы понимаем тебя», «мы всегда защитим тебя», «мы доверяем тебе» — вот те фразы, которые должны произноситься в семье ежедневно. Главное, чтобы они говорились искренне. Как правило, дети чувствуют фальш, и в следующий раз не станут серьезно воспринимать эти слова. Поэтому найдите такие выражения, в которые вы искренне верили бы сами.

      9. Давайте ребенку небольшие задания, которые бы он с успехом мог выполнить. Возможно, ваше чадо прекрасно умеет вытирать пыль или идеально складывать свои вещи в шкаф – значит, надо просить его это делать и подчеркивать отличное выполнения задания. Покажите ребенку, что он способен сделать некоторые вещи даже лучше вас.

      10. Учите не бояться неудач. Объясните малышу, что все совершают ошибки, и это вполне естественно. Приучайте ребенка решать проблемы, не унывая и смело смотря вперед. Настраивайте на позитивное мышление и приучайте к оптимистическому восприятию мира.

      11. Подбирайте литературу , которая бы учила выходить с достоинством из самой сложной ситуации и наглядно демонстрировала бы, что только сильный духом и уверенный в себе человек может решить любую проблему. Предложите для начала прочесть «Робинзон Крузо», «Повесть о настоящем человеке» или похожие истории, которые могут научить ребенка не бояться сложностей.

      12. Найдите сферу, где ребенок был бы наиболее успешен. Так, например, если малыш не умеет рисовать и сам понимает, что его картины много хуже, чем у маленьких коллег по изо-студии, не стоит водить туда ребенка. Часто от родителей можно услышать: «Начатое дело надо доводить до конца, и ребенок обязан закончить музыкальную (художественную) школу». Как уверяют психологи: это не верный подход и ничего полезного в развитие творческих способностей и уверенности в себе он не принесет. У каждого малыша обязательно найдется та сфера, где он смог бы максимально проявить свои таланты: кто-то в пении, кто-то в спорте, кто-то в театральной студии. Но эти таланты проявляются не сразу – порой нужно попробовать несколько секций-кружков, чтобы понять, в чем действительно силен ребенок. Поддерживайте все начинания ребенка и предоставьте ему возможность выбрать занятие по душе.

      13. Создайте правильную обстановку дома. Спокойная, гармоничная аура в доме, благоприятный психологический климат – пожалуй, одно из самых главных моментов в психологическом развитии ребенка. Если малыш видит любящих друг друга родителей, понимает, что его любят и уважают как личность, — то он вырастет с адекватной самооценкой и уверенностью в себе. Не стоит забывать, что то, какая самооценка будет у вашего ребенка – зависит, в первую очередь, только от самих родителей.

      Как повысить самооценку ребёнка?

      Самооценка ребенка играет важную роль на протяжении всей жизни ребенка — начиная от отношения в садике, до личных успехов во взрослой жизни. Самооценка -это основа личности, так называемая база, фундамент. И этот фундамент закладывают родители своими словами и отношением к ребенку. Каковы признаки заниженной самооценки и что делать, чтобы её повысить, вы узнаете из этой статьи.

      Боже, и за что мне такое наказание, у всех дети, как дети, а мой какой-то не такой, вечно найдёт приключение на свою голову, — причитала одна из мам на детской площадке. При этом малыш её просто бегал с остальными и приземлился прямо в центре огромной лужи, оставшейся после недавнего дождя. Проблема не мирового масштаба, одежду можно постирать, с кем не бывает подобная неприятность.

      Но в этой типичной, кстати, ситуации скрыта проблема гораздо серьёзнее: мальчик, постоянно слышащий подобные фразы с уст своей мамы, рано или поздно может обрести заниженную самооценку, ведь мама:

    • даёт оценку не конкретному поступку, а личности в целом: «ты плохой»;
    • при этом она вешает ярлыки «наказание», «какой-то не такой» — постепенно под их воздействием малыш будет вести себя соответственно;
    • сравнивает его с другими детьми, и это сравнение однозначно не в его пользу.
    • Пока ребёнок ещё маленький, заниженная оценка может мешать ему налаживать контакты со сверстниками, овладевать новыми навыками и умениями, ведь потерпев несколько раз неудачи, он будет бояться приниматься за что-то новое. А значит, может быть даже отставание от других детей в развитии.

      У подростка такая же проблема может привести к невыносимым страданиям, причина большинства случаев самоубийств среди этой возрастной категории именно в этом – «я никому не нужен», «меня никто не любит», «я — ничтожество».

      Самое страшное в том, что, в отличие от взрослых, на формирование заниженной оценки которых может влиять множество факторов, чаще всего заниженную оценку у детей формируют сами родители. Или они просто настолько невнимательны к своим детям, что пропускают эту проблему, хотя только они в силе решить любую ситуацию ещё в самом начале, только действовать нужно очень осторожно.

      Признаки заниженной самооценки ребенка

      1. Он неохотно идёт на контакт с другими детьми, если попробовать выяснить причины, главное – боязнь быть высмеянным, отвергнутым, подвергнуться критике.

      2. Ребёнок нервный, тревожный, легко поддаётся панике.

      3. При овладении новыми навыками он заранее прогнозирует неудачу, поэтому может даже отказываться пробовать что-нибудь новое.

      4. Достигнутый в каком-то деле успех он считает не закономерностью своего упорного труда и способностей, а редкой случайностью.

      5. Ребёнок полностью зависит от мнения кого-то из других детей, старается во всём его копировать.

      Существует, конечно, многих методик-опросников, позволяющих выявить низкую самооценку, но многие из этих признаков можно заметить в результате наблюдений за своим ребёнком. Вам в помощь очень простая методика «10 ступенек», которую можно провести в форме увлекательной игры (можно варьировать с высокой горой, деревом). Объясните ребёнку, что внизу находятся самые плохие дети, вверху – очень хорошие, и попросите нарисовать себя на той ступеньке, на которой он, по его мнению, должен стоять. Естественно, ребёнок с заниженной самооценкой изобразит себя внизу, с завышенной – на самых верхних ступеньках.

      Как повысить самооцену своего ребёнка?

      1. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Тот факт, например, что дочка вашей соседки в четыре года уже читает, никак не говорит, что ваш ребёнок хуже. Зато он так хорошо поёт. Нужно сравнивать только его только с самим собой, особенно отмечая успехи: «Ты еще месяц назад читал гораздо хуже, а сейчас какой молодец, так быстро это делаешь». А сравнение с братьями и сёстрами чревато ещё одной серьезной проблемой – ревностью. Так вы ухудшаете их отношения, создаёте ситуацию конкуренции среди членов семьи в борьбе за любовь родителей.

      2. Помогите своему ребёнку выделить свои преимущества и достоинства. Если он в какой-то области откровенно не силён, найдите то, что у него получается лучше всех, и постоянно об этом напоминайте. Одна девочка сильно страдала из-за излишней полноты, да и одноклассники не упускали момента напомнить ей об этом, обзывали. Но стоило ей заняться восточными танцами, появилась красивая плывущая походка, и её недостаток стали замечать гораздо реже. А победы на конкурсах вообще сделали её очень популярной среди одноклассников.

      3. К сожалению, так часто применяемое многими родителями физическое наказание способно только унизить ребёнка, а в результате постоянных физических наказаний вырастет или агрессивный, или неуверенный в себе человек. Поэтому если хотите наказать его за какой-то проступок (а он в любом случае не должен быть незамечен), то применяйте словесные меры воздействия или лишите на некоторое время привилегий: просмотра телевизора, компьютера, покупки новой вещи. Но делайте это не с криком, а спокойно и взвешено, крик всё равно не способен влиять на ребёнка.

      Подумайте, приятно ли вам было бы, если ваш шеф кричал на вас целыми днями, а ребёнок ничем от нас не отличается. Никогда не говорите, что ребёнок плохой, давайте оценку конкретному действию. И уж тем более, нельзя навешивать различные ярлыки «какой ты глупый», «неряха», «тупица» и т.п. Помните, кстати, фразу капитана Врунгеля: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт»: иными словами, если человека долго называть «растяпой», он и станет.

      4. В деле же похвалы нужно быть очень осторожным, ребёнка очень легко перехвалить. Если родители всё время восторгаются его поведением и поступками, тут недалеко и до завышенной самооценки. Но вот поощрять, если он заслужил, необходимо. Если он исполнил вашу просьбу или выполнил что-нибудь для себя обязательное, например, застелил постель или сложил свои вещи, не стоит акцентировать на этом внимание, достаточно простого «спасибо». Но вот что-нибудь сделанное по его инициативе, даже если и не очень удачно, например, он решил тайком вымыть посуду (пусть и разбил тарелку или сделал это некачественно), оставить это незамеченным нельзя и нужно обязательно похвалить.

      5. Займите правильную позицию относительно ребёнка. Плохо, когда родители – сторонники авторитарного воспитания, строго контролирующие свое чадо и жёстко карающие за любую провинность. Но и атмосфера вседозволенности и панибратства не позволит вырастить достойную личность, потому что ребёнок в такой семье не знает границ и норм поведения. Поэтому нужно найти «Золотую середину» и просто ребёнка уважать как личность.

      Что это означает? Ребёнок должен иметь в семье свои права и обязанности, при этом родители прислушиваются к его мнению и даже признают свои ошибки. Бывают ситуации, когда родитель действует сгоряча, например, наказав, не разобравшись, несправедливо, или по субъективным причинам не может выполнить своего обещания. Простое извинение способно творить чудеса, авторитет родителей от этого ещё более окрепнет, а ребёнок будет чувствовать, что его уважают.

      6. Не менее важный фактор, чем уважение родителей, в становлении маленькой личности, — это любовь родных. Если взрослые могут почувствовать любовь к себе без слов, оценивая поступки, то детям сделать это очень сложно. Поэтому, чтобы у ребёнка сложилась адекватная самооценка, почаще говорите слова любви, обнимайте и целуйте его.

      7. Если ребёнок потерял уверенность в результате неудачи в каком-то деле, попробуйте ему помочь. Вместе разделите задачу на части и помогите реализовать каждый из пунктов. Всегда помните, что это ребёнок, поэтому задания должны быть посильными. Если же у ребёнка, например, проблемы в учёбе, попробуйте пойти на такую хитрость: предложите упрощённое задание, потом постепенно усложняйте.

      Действуя поэтапно, он незаметно достигнет успеха. В крайнем случае, можно обратиться за помощью к репетитору. То же из малышом: если у него не получается словить мяч, не начинайте его критиковать, а незаметно бросайте так, чтобы мяч попадал прямо ему в руки, постепенно увеличивая расстояние.

      Ещё один момент: так как дети часто копируют своих родителей, если у кого-то из них есть проблемы с самооценкой, они в большей степени вероятности будут и у ребёнка. Тут путь один: сначала нужно повысить самооценку взрослых, начать с них, а уже потом корректировать самооценку ребёнка.