Малая социальная группа. Семья как малая социальная группа

Семья как малая социальная группа

Семья - это объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственно­стью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на кров­нородственных связях, экономических взаимодействиях, правовых и моральных обя­занностях и др.

В зависимости от численного состава различают семьи нуклеарные (супружеская пара / супружеская пара и их несовершеннолетние дети) и расширенные (объеди­няют три и более поколения родственников). По характеру распределения домаш­них обязанностей различают семьи патриархальные (традиционные), в которых роль лидера принадлежит мужчине, экономически обеспечивающему семью (женщина экономически зависит от мужчины), с чётким разграничением домашних работ на «мужские» и «женские», и партнёрские (демократические/эгалитарные), где все виды домашних работ выполняются обоими супругами, решения по семейным вопросам принимаются совместно.

Рассмотрим важнейшие функции семьи.

Функция семьи Как проявляется
Репродуктивная Биологическое воспроизводство населения - на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях - на личностном уровне
Воспитательная Первичная социализация детей, освоение всеми членами семьи новых социальных ролей
Хозяйственно-экономическая Ведение домашнего хозяйства, обеспечение определённых материальных условий жизни, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи
Рекреационная (досуговая) Организация досуга и отдыха членов семьи
Социально-статусная Предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство соци­альной структуры общества
Первичного социального контроля Регулирование поведения членов семьи с помо­щью нравственных и правовых норм, обычаев и традиций
Психологическая (эмоциональная) Оказание эмоционально-психологической под­держки членам семьи, создание благоприятной атмосферы в семье

Отношения между поколениями

Под поколением обычно понимают совокупность людей близкого возраста, жи­вущих в одно время. Учёные также называют поколением интервал времени между средним возрастом родителей и детей. С этой точки зрения в возрастном отношении в обществе выделяют ряд поколений, измеряемых определённым числом лет.

Сам факт сосуществования в одном обществе нескольких поколений людей пред­полагает наличие между ними определённых, в том числе и принципиальных, раз­личий. Так, «отцы» нередко считают благосостояние итогом тяжёлого труда, «дети» принимают достаток как нечто само собой разумеющееся. «Отцы» в своих поступках в основном ориентируются на социальные стереотипы и традиции, «дети» больше считаются с личными чувствами, руководствуются симпатиями и антипатиями. «От­цы» рассматривают работу как добродетель, «дети» - как неизбежность. Это и по­нятно: изменения в уровне жизни ведут к перемене в мышлении, поведении, выборе ценностных ориентаций людей разных поколений. Важно понимать, что каждое новое поколение не хуже и не лучше предшествовавших. Оно просто другое.

В основе гармоничных отношений между поколениями - взаимное уважение, уме­ние прислушиваться к мнению другого и быть готовым пойти на компромисс.

Эволюция в сфере семьи и брака находит отражение в изменении социального веса функций, выполняемых ими на разных этапах исторического пути. Брак, прежде игравший роль экономического института, в наши дни все быстрее превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Значение семьи как малой группы, где индивиды получают убежище, защиту и поддержку, возрастает.

При анализе семьи как малой группы особое внимание уделяют:

  • 1) характеристике ее внутренних связей и структуры в целом (ее целям, составу, степени сплоченности, ролевым отношениям и распределению власти);
  • 2) характеристике ее взаимодействия с более широкими социальными образованиями в рамках социальной структуры общества (с группами и общностями, социальными институтами и системами ценностей).

Для социологического анализа семейной группы первостепенное значение имеет именно внутренний аспект – структура и ролевое взаимодействие семьи . Их реальное соотношение образует своеобразную микросреду развития и самореализации личности. Основные параметры этой микросреды могут быть сгруппированы следующим образом:

предметно-материальные, связанные с условиями жизни семьи, состоянием жилья и вещной среды;

поло-демографические, фиксирующие половую принадлежность и возрастную (поколенческую) структуру семейной группы;

психоэмоциональные, характеризующие степень открытости, доверия между членами группы, готовность оказать взаимную поддержку;

параметры социального окружения, отражающие круг родственников, близких, друзей либо, наоборот, недругов и недоброжелателей, с которыми устанавливаются и поддерживаются контакты определенного рода;

параметры культуры, предполагающие учет образовательного уровня, предпочтений и запросов в духовной сфере, потребления информации и т.п.

Существуют различные подходы к типологии семьи как малой группы (рис. 13.1).

Рис. 13.1.

Наиболее распространенным критерием систематизации выступает критерий детности, т.е. количества детей (своих и приемных). Выделяют семьи: а) многодетные (от четырех детей и более); б) среднедетные (два-три ребенка); в) однодетные; г) бездетные. Как уже отмечалось, доминирующей тенденцией для индустриально развитых стран является рост числа однодетных и бездетных семей (вступив в брак, супруги все чаще не спешат заводить детей, предпочитая сначала получить образование, сделать карьеру и т.д.).

Властный критерий показывает, как распределяется власть между супругами. На его основании выделяют два типа отношений внутри семьи.

1. Традиционный (авторитарный) тип связан, как правило, с господством в семье мужа либо кого-то из старших родственников (классический пример – Кабаниха из драмы А. Н. Островского "Гроза"), гораздо реже – жены. Данный тип отношений характерен для доиндустриальной стадии развития общества, однако по мере эмансипации женщины, роста уровня се образования и вовлечения ее в общественное производство постепенно исчезает. Этому типу присуща строгая подчиненность детей родителям. Нужно отмстить, что в последнее время как в западной, так и отечественной социологии получило развитие направление, уделяющее особое внимание защите социальных прав детей обществом и государством, в том числе средствами права.

2. Демократический (эгалитарный) тип предполагает равное участие супругов в принятии решений и воспитании детей, добровольное распределение обязанностей и др. В семье, основанной на данном тине отношений, нет ярко выраженного лидера, поскольку оба ее взрослых члена наделены равными юридическими правами по владению имуществом и воспитанию детей. Здесь женщина, особенно если она работает, более обостренно реагирует на проявления мужского деспотизма и эгоизма, сопровождаемые насилием по отношению к ней и детям, что подтверждает рост числа разводов, инициируемых ею.

Критерий распределения обязанностей {ролей ). Опыт развития семейно-брачных отношений в большинстве индустриальных стран показывает, что по мере демократизации отношений внутри нуклеарной семьи данный критерий выходит на первое место. Этот аспект находит отражение в теории супружеских ролей.

В частности, Толкотт Парсонс считал, что при переходе к современной семье прежнее разделение супружеских ролей сменяется их общностью. Однако подобно всем функционалистам он интерпретировал эту новую ситуацию следующим образом: в интересах семьи как целого супругам целесообразно выполнять те функции, которые предопределены биологическими различиями между полами. Поэтому роль женщины он рассматривал как "выразительную", связанную преимущественно с воспитанием детей, а мужчине отводил "инструментальную" роль, обусловленную необходимостью материального обеспечения жены и детей.

В функционализме утверждается мысль о росте равноправия между мужчинами и женщинами, которое постепенно распространяется из сферы публично-правовых и общественных отношений на структуру внутрисемейных связей в целом. Исходя из указанной посылки, обычно выделяют сегрегированный (от лат. segregatio – отделение), совместный и симметричный типы супружеских ролей.

Сегрегированный тип предполагает разделение супружеских ролей и их обособленность, что находит выражение в строгом разграничении обязанностей и ответственности между мужем и женой. Так, муж, продолжая быть "кормильцем" семьи, добытчиком средств материального существования, в домашнем труде выполняет традиционно мужскую работу. Жена же является домохозяйкой, круг ее занятий ограничен кухней, воспитанием детей, закупкой продуктов и т.д.

Сложившееся разделение ролей находит свое продолжение в формировании так называемых сетей контактов, соответствующих индивидуальным запросам и интересам. Последние обусловливаются, в частности, трудовой занятостью мужа вне дома, чем предопределяется круг его общения, включая и сферу свободного времени. Мужчины, например, предпочитают отдыхать в компании других мужчин на рыбалке, охоте, за распитием спиртных напитков и т.п. Наоборот, женщины, все время занятые домашним трудом, стоят ближе к своим матерям, сестрам, предпочитая всем видам контактов общение с родительской семьей. Степень разделения между сферами компетенции мужа и жены в семейных делах, автономия их индивидуальных интересов может быть столь велика, что для их определения вводится понятие "обособленные супружеские роли".

На практике обособление ролей мужа и жены сочетается с авторитарным типом распределения власти в семье. Как свидетельствует Энтони Гидденс, даже в семьях, где работой вне дома заняты оба супруга, продолжает сохраняться подразделение вопросов семейной жизни на "очень важные" и "просто важные". Первые, например финансовые, мужчины по традиции склонны решать единолично; вторые, таки как воспитание детей, покупка мебели, ремонт квартиры, – совместно с женой.

Совместный тип связан с достижением большего равноправия в семье вследствие наличия у мужа и жены общих интересов и целей, а также с перераспределением ролей внутри семьи в результате того, что оба супруга работают вне дома. В связи с этим свободное время они проводят вместе, сообща принимают решения, касающиеся всей семьи. Круг обязанностей мужа по дому, включая воспитание детей, расширяется.

Важным фактором перераспределения супружеских ролей является выравнивание социальных позиций мужчин и женщин. С повышением уровня образования и квалификации возрастает удельный вес женщин в принятии решений. Особенно сильно указанная тенденция проявляется в семьях среднего класса, которые по мере отдаления от родительских семей все более ориентируются на новые культурные стандарты, предполагающие эгалитарность отношений супругов в браке. Этому также способствует то, что жена нередко делает успешную профессиональную карьеру, тогда как муж может оказаться безработным.

Исследователи семьи отмечают, что совместный тип супружеских ролей во многом характеризуется переходностью от старого к новому укладу семейной жизни. Если с диктатом мужчины здесь уже покончено, то нагрузка на женщину не только не уменьшается, но, наоборот, возрастает вдвое из-за ее занятости на работе и дома.

Сохраняющееся в целом в разных формах разделение семейных ролей послужило основанием для выдвижения в рамках феминистской мысли тезиса о том, что женщины эксплуатируются мужчинами, а институт современной нуклеарной семьи служит закреплению социального неравенства в положении женщины.

Симметричный тип супружеских ролей характеризуется большей, чем прежде, закрытостью семьи от сторонних влияний, формированием в ней собственного мира. Отношения подобного типа характеризуются тем, что:

  • 1) муж и жена сосредоточены на проблемах дома, особенно когда дети еще маленькие;
  • 2) минимизируется влияние расширенной семьи (например, живущих поблизости родственников), благодаря чему перестают действовать прежние традиционные культурные стереотипы относительно сферы "мужского" и "женского" труда;
  • 3) в распределении домашних обязанностей наблюдается меньшее разделение труда, например, мужчина чаще занимается работой по уходу за ребенком или уборкой в квартире.

Сегодня муж все чаще принимает на себя равную с женой ответственность за семейные дела. Это нашло отражение в законодательстве многих индустриально развитых стран, где оплачиваемый государством отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен любому из родителей по их выбору. Одновременно женщина получает больше возможностей для своей профессиональной карьеры. Данная ситуация позволила Д. Попеное сделать вывод, что "культурный идеал" традиционной американской семьи, при котором женщины являются домохозяйками-женами, а мужья – кормильцами семьи, сегодня фактически потерял свое значение.

Отношения, возникающие между членами семьи по поводу ожидания от них определенного ролевого поведения и выполнения ими на практике ролевых обязанностей, характеризуются двумя формами:

ролевым согласием, которое возникает при взаимодополнительности и совместности в исполнении добровольно принятых на себя ролей и благодаря согласованности представлений о требованиях, предъявляемых к этой роли как обществом, так и ролевым партнером;

ролевым конфликтом, который может быть трех типов:

1. Конфликт ролевых образов , когда у одного или нескольких членов семьи складывается неправильное представление о возникающих у них в рамках семейной группы обязанностях и сфере ответственности; aналогичным об разом формируется неадекватный образ должного поведения, накладываемый на поведение других членов семьи. Результатом такого положения оказывается несовпадение ролевых представлений и как следствие – конфликт.

2. Межролевой конфликт , при котором противоречие порождается ожиданиями, которые обусловливаются необходимостью сочетать одновременно ряд противоположных ролей, например, в сложных семьях, где родители детей сами одновременно выступают в роли детей по отношению к представителям третьего, старшего поколения.

3. Внутриролевой конфликт , который предполагает, что к одной и той же рол и предъявляются самые противоречивые требования. Именно в такую ситуацию попадает современная женщина, от которой ожидают, что она будет сочетать занятость в общественном производстве с традиционной для нее ролью обеспечения и налаживания домашнего быта.

Ролевой конфликт есть проявление более общего семейного конфликта, который возникает в результате распределения власти в семье, определения семейных целей и задач на каждом из этапов жизненного цикла семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным системам ценностей членов семьи. Такого рода конфликт воспринимается и переживается членами семьи как взаимное столкновение целей, интересов, потребностей.

Многие родители разных возрастов признают необходимость пополнения своих психолого-педагогических знаний для выстраивания внутрисемейных отношений как с детьми, так и со взрослыми. Не все осознают множественность функций семьи и глубину воспитательного потенциала. У них нет представлений о том, какими воспитательными возможностями обладает социум.

«Семь Я»

С точки зрения социологии семья — это объединение малой группы людей, связанных не только кровными родственными и материальными отношениями, но и взаимной моральной ответственностью. Трудность совместного сосуществования состоит прежде всего в том, что каждый из отличается от другого не только возрастом и полом, но и характером, жизненными установками, целями, представлениями о морали и долге по отношению друг к другу. Размер материального вклада в семейные дела также существенно различается, что иногда приводит к конфликтам.

То есть это объединение неидентичных 7 «Я». Несмотря на общие цели ячейки общества (ведение хозяйства, воспитание детей и др.), мировоззрение, интересы, устремления ее членов могут отличаться. Семья — это малая социальная группа, в которой каждый имеет определенные права и обязанности по отношению друг к другу. Их нарушение влечет за собой ее распад и различного рода трудновосполнимые потери для каждого члена семьи.

Функции семьи

Семья — это малая группа людей, однако анализ ее функций показывает, что, решая собственные задачи, семья решает и общесоциальные.

К относятся:

  • Репродуктивная, то есть функция численного воспроизводства населения.
  • Функция социализации личности — обучение нравственно-этическим правилам поведения в обществе.
  • Экономическая или хозяйственно-бытовая. Семья заботится о своем материальном положении, занимается полезным трудом, удовлетворяя таким образом свои бытовые и хозяйственные нужды (приобретение и обиход жилья, одежды, бытовых приборов и предметов, техники, покупка или выращивание продуктов питания и пр.).
  • Воспитательная — воспитание детей в соответствии с общественными, национальными, религиозными традициями. При этом каждая семья сохраняет собственные педагогические традиции и создает новые в духе современных ей социальных перемен и требований.
  • Рекреационная, психотерапевтическая — обеспечивает человеку разнообразную помощь (материальную, психологическую) и защиту от внешних негативных воздействий. Человек должен осознавать, что степень такой помощи и защиты со стороны семьи будет максимальной, даже если он совершил серьезные ошибки и проступки.

Задачи функционирования семьи решаются комплексно, в противном случае ее частные проблемы могут стать проблемами общественного масштаба. Наркомания, алкоголизм, преступность, безнравственность, безыдейность, иждивенчество — проявления асоциального образа жизни, которые требуют вмешательства во внутренний мир семьи со стороны общественных и государственных институтов.

Семья как основной социальный институт обеспечивает безопасность и благополучие страны в целом.

Типы семейных отношений

Как малой группы близких людей зависит от того, какой тип отношений между ними установлен.

  1. Сотрудничество — высокоорганизованная семья имеет общие задачи и цели, стремится к их достижению, объединяя свои возможности и силы. В полном смысле это семейный коллектив, где учитываются индивидуальные запросы и возможности.
  2. Невмешательство, мирное сосуществование — родители сознательно предоставляют детям полную свободу действий, избегая какого-либо давления на них. В одних случаях это продиктовано убеждениями в том, что только при таком стиле отношений дети вырастут свободными и самостоятельными. В других — это эгоистические проявления пассивности и безразличия взрослых, нежелание выполнять родительские функции.
  3. Опека — родители полностью ограждают ребенка не только от материальных, но и от моральных и психологических трудностей, забот, принятия решений. В результате вырастают эгоистичные, безынициативные, неприспособленные к общественным отношениям личности.
  4. Диктат — основан на безусловном подчинении всех членов семьи требованиям одного из них. Понятие семьи как малой группы близких людей отсутствует. Добиваясь от других признания своего превосходства над ними, диктатор может использовать такие меры, как насилие, угрозы, игнорирование потребностей, унижение чувства собственного достоинства.

Разные могут сочетаться. Например, диктат с равнодушием к другим членам семьи.

Воспитательные возможности семьи

Педагогический потенциал «ячейки общества» огромен, поскольку семья — это малая группа людей с глубокими внутренними связями. В разных семьях одни и те же факторы воспитания выражаются больше, в других — меньше. Могут преобладать материальные, культурные, духовные, гражданские или иные цели и мотивы воспитания детей.

Социально-экономический фактор характеризует материальное положение семьи: сколько родители заняты на работе и могут ли достаточно уделять времени воспитанию детей, хватает ли заработанных средств на оплату насущных и культурно-образовательных запросов взрослых и детей.

Удобная и красивая, безопасная для жизни и здоровья среда обитания — технико-гигиенический фактор — оказывает положительное влияние на формирование чувств, воображения, мышления ребенка.

Состав семьи, то есть демографический фактор, непременно оказывает влияние на личность ребенка (сложная или простая семья, полная или неполная, однодетная или многодетная и пр.).

Семейный микроклимат во многом зависит от культуры и гражданской позиции родителей, то есть от того, насколько глубоко они осознают свою ответственность перед обществом за результаты воспитания собственных детей. Их цель - 7 "Я" должны стать прочным коллективом близких по духу людей.

Принципы семейного воспитания

Принципы семейного воспитания, разработанные А. С. Макаренко, не утратили своей актуальности и в наши дни.

    Правильное воспитание убережет от громадных затрат родительской энергии, сил и терпения на перевоспитание неправильных поведенческих и моральных установок ребенка.

  1. Семья — это малая группа равноправных ее членов, но главные в ней — родители - пример для детей, взявшие на себя нелегкую ответственность за все аспекты существования семьи.
  2. Только воспитание в многодетной семье дает возможность ребенку потренироваться в участии в самых разных видах социальных отношений.
  3. Родители должны иметь четкие цели воспитания детей как будущих граждан страны, а не как средства удовлетворения собственных родительских амбиций.
  4. Личный пример поведения — основной метод воспитания ребенка.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (А. С. Макаренко)

Педагогические принципы реализуются через методы воспитания необходимых качеств личности ребенка.

Методы семейного воспитания

Выбор методов воспитания детей диктуется уровнем психолого-педагогической образованности родителей, семейными воспитательными традициями. Он должен основываться на любви к ребенку, на понимании его внутренних и внешних потребностей, на учете конкретной ситуации события. Преобладающим является пример взрослого, демонстрация ребенку доверия к нему, открытости, готовности к обсуждению, сопереживанию.

  • Показ способов действий и реакций на ситуацию (проявил неловкость: рассердиться или посмеяться и исправиться?).
  • Поручение — должно быть посильным, с последующим анализом результатов выполнения и поощрением или терпеливым объяснением причин неудачи.
  • Разумный и достаточный контроль действий, состояний ума и души.
  • Юмор. Помогает увидеть ситуацию со смешной стороны, снять напряжение и выбрать адекватные меры воздействия.
  • Поощрение — словесное (похвала) или материальное. Недооценка и переоценивание действий ребенка одинаково нежелательны. В первом случае теряется стимул к полезным поступкам, в другом — формируются зазнайство, чувство превосходства над другими.
  • Наказание — соразмерное проступку. Недопустимы физическое и моральное унижение как негуманные, приводящие к деформации личности, к отчуждению от других членов семьи.

При выборе методов воспитания учитывается возраст детей, их психофизиологическое состояние. Они должны стимулировать стремление ребенка стать лучше во всех отношениях, быть полезным, отвечать оптимистичным ожиданиям взрослых. Неправильно выбранные методы формируют у детей разного рода комплексы, невротические состояния, отказ от саморазвития и жизненного целеполагания.

Кто поможет?

Несмотря на то что семья - это малая группа, внутри нее могут возникнуть немалые проблемы материального, психологического или иного характера.

Не всякая из них может быть преодолена силами самих ее членов. Система помощи семье выглядит так.

По инициативе членов семьи или общественности специалисты право- и здравоохранительных органов, соцслужбы, психолого-педагогической службы детского образовательного учреждения изучают суть проблем семьи, их источники и причины.

Координируются содержание, сроки, формы и методы оказания индивидуальной или групповой поддержки. Назначаются ответственные за выполнение намеченных планов помощи.

Осуществляется систематический контроль результатов и качества оказываемой помощи до разрешения семейной проблемы.

Многие родители не хотят огласки своих трудностей, боятся стороннего вмешательства, надеясь на собственные силы. Специалисты компетентных органов должны находить возможности для разъяснительной работы с родительским контингентом, чтобы снять этот барьер недоверия.

Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие , интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.

Определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:
по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);
по составу (семья неполная, простая, сложная);
по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Каждую из категорий семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т. д.

Основные задачи семьи состоят в следующем:
– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;
– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Разные авторы, перечисляя , определяют их по-разному. Так И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис – воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др.

Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи как малой группы:
хозяйственно-экономическая;
репродуктивная;
воспитательно-образовательная;
рекреативная – организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:
– определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.);
– личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное , интересы и пр.);
– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.

Курганский международный университет

Мировая экономика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по социологии

Тема IX: «Семья как малая социальная группа»

«СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ЛИЧНОСТИ»

Руководитель:

К. ф. н., доцент Титов О. Н.

Выполнил:

Студент 2 курса группы № 6МЭ

Боклашов Р. Ю.

г. Курган 1998 год

1. Сущность, структура и функции семьи ……………………………3 стр.

2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи ………….5 стр.

3. Роли отца и матери в семье.……………………………………...…6 стр.

4. Общение в семье…………………………………………………….9 стр.

5. Развод…..…………………………………………………………..10 стр.

6. Заключение…………………………………………………………13 стр.

7. Список литературы ………………………………………………..14 стр.

9. Логическое задание ………………………………………………. 18 стр.

10. Социологический практикум ……………………………………..20 стр.

11. Проблемное задание ………………………………………………21 стр.

Введение

Данная работа не претендует на звание лучшей в данной области социологии (т. е. в социологии семьи) – так как по этой проблеме много написано и произведено большое количество исследований. Автор же ставил перед собой несколько иную цель: чтобы при написании работы хотя бы немного самому разобраться во всем многообразии семейной жизни. Поэтому работа, на мой взгляд, написана несколько сумбурно, без явной логики изложения и может не совсем по заданной теме.

1. Сущность, структура и функции семьи

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но если смотреть на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому–деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой–привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи

Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья – такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.

В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2 или более супружеских пар составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.()

Средняя величина семьи колеблется от 3 среди городского населения Латвии и Эстонии до 6-7 среди сельского населения Туркменистана и Таджикистана. В распределении семей по величине можно выделить три региона: с преобладанием малых семей–Прибалтийские страны, Украина и большая часть России; с преобладанием средних семей включает Белоруссию, Грузию, Молдавию; с преобладанием больших семей включает страны Средней Азии, Армению, Азербайджан.

Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи–вступление в первый брак; начало деторождения–рождение первого ребенка; окончание деторождения–рождение последнего ребенка; «пустое гнездо»–вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи–смерть одного из супругов.

Жизненный цикл также называют моделью развития семьи, которая исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).

Из таблицы 1 видно, что жизненный цикл семьи раньше начинается в Индии (средний возраст женщины при этом 14,6 лет), так же как и кончается. Пример США показывает зависимость развитости общества и увеличения жизненного цикла семьи.

Таблица 1: фазы жизненного цикла в отдельных странах

Таблица из Г.О. Осипова и Ю.П. Коваленко, «Социология»,М., 1990-287стр.

3. Роль отца и матери в семье

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность–быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина – жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.

Однако, все равно отец – это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.

Отцовство – также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок–большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но, не являясь при этом чем-то патологичным.

Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственичества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.

В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.

Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д.–вот первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.

Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях. У детей увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т. д. – это, прежде всего обязанность отца.

Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли «мамы» выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились, как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен, и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимания на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, в роли матери, которых был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина–мать имеет двойной рабочий день–на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

4. Общение в семье.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: «А ты сам...».

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.

Не сложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты, как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.

Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

5. Развод.

В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на развод. По статистике на 1990 год ещё в бывшем СССР ежегодно расторгалось примерно 930 тысяч браков (это приблизительно 1,5 % от их общего количества) и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом, соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:1. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности. Так если посмотреть таблицу 2, мы видим, что наименьшее количество разводов приходится на регионы, где ещё сильны патриархально-религиозные традиции. Это среднеазиатские и кавказские республики.

По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15 % женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей.

Таблица из Г.О. Осипова и Ю.П. Коваленко, «Социология»,М., 1990, 296 стр.

Так что же такое развод? Одни говорят - зло, другие - избавление от зла. Для того, чтобы узнать это, надо проанализировать большой круг вопросов: как живётся разведённому человеку? Доволен ли он разводом? Как изменились квартирные условия, здоровье? Как сложились отношения с детьми? Думает ли он вступать в повторный брак? Очень важно выяснить судьбу разведённой женщины или мужчины, а также ребёнка из распавшейся семьи. Не зря говорят, что развод, как айсберг в море: на поверхности видна лишь небольшая часть причин, основная же их масса скрыта в глубинах душ разведённых.

По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе женщины, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. Супруга порой говорит: «Почему я должна ему подсказывать?» или «Почему он сам не может догадаться?». При этом женщина не задумывается, что она сама не идеальна и достойна совершенного мужчины. Воображение рисует ей такой совершенный идеал, который в реальной жизни и не встречается.

Слов нет, что муж-пьяница - несчастье для семьи, жены и детей. Особенно, когда он устраивает побои жене и детям, уносит деньги из семьи, не занимается воспитанием детей, и т.д. Развод в этих случаях чаще всего необходим, чтобы оградить семью от морального и материального опустошения.

Но ведь не всегда муж-пьяница был пьяницей. Ведь были же сначала встречи и ухаживания, друзья, праздники и гости, радости и горести - была жизнь. И какова была вначале позиция жены по отношению к выпивке мужа? Была ли она достаточно требовательной, могла ли умно и тонко сочетать ограничительные и запретные меры, чтобы уберечь семью от порока. Может причины пьянства следует искать во взаимоотношениях между супругами.

Кроме пьянства, причинами, по которым жёны подают на развод, могут быть - измена мужа, мужской эгоизм. Порой мужчина просто вынуждает своим поведением подать жену на развод. Он пренебрежительно к ней относится, не терпит её слабостей, не помогает в домашних делах, и т.д.

Из причин, по которым мужья подают на развод можно выделить: измена жены или его любовь к другой женщине.

Но основной причиной разводов, на мой взгляд, является неподготовленность супругов к семейной жизни. На молодых супругов наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые старались скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу.

Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное «лёгкое» отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует чёткая установка на развод, в случае если хоть один из супругов не будет удовлетворён совместной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует развод.

Причина развода может послужить нежелание одного из супругов иметь ребёнка. Эти случаи встречаются редко, но они бывают.

Я считаю, что люди разводятся не для того, чтобы всю жизнь жить в одиночестве. Они хотят заменить неудачный брак счастливым, но это не всегда удаётся. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли одиночество. А какова его цена? Американские социологи Картер и Глик сообщают, что в больницу попадают в 10 раз больше неженатых мужчин, чем женатых, смертность у неженатых мужчин в 3 раза больше, а у незамужних женщин в 2 раза больше, чем у замужних. Таким образом, можно сказать, что разводы отрицательно сказываются на здоровье разведённых людей.

Многие мужчины, как и многие женщины, легко идут на развод, но потом очень тяжело переживают его последствия.

В разводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица - дети. Чем больше разводов - тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям наносится большая психологическая травма, о которой часто не думают родители. Многие знают, что они причиняют своим детям страдания, но не многие понимают, к чему эти страдания могут привести, как это отразится на ребёнке в его дальнейшей жизни. При разводе властно вступает в силу эгоизм родителей. Они мало при этом думают о судьбе своих детей.

Дети из распавшихся семей - это как бы сироты при живых отцах или матерях. В том, что дети остаются без отца чаще вина обоих родителей.

Кроме моральных минусов у развода есть ещё и материальные отрицательные стороны. При уходе мужа из семьи, у жены с ребёнком возникают трудности денежного характера, особенно, если заработная плата у жены маленькая, а детей больше одного. Уход из семьи также бьёт по карману мужчине, ведь теперь ему приходится платить алименты. Также возникают проблемы с жильём, приходится разменивать квартиру, делить вместе нажитое имущество.

Таким образом, развод во многих случаях зло, чем добро. Но возможность воссоединения семьи вполне реальна для многих, сгоряча распавшихся пар. В жизни часто случается, когда «блудный муж» возвращается к своей жене и детям, а разведённые женщины говорили о своих мужьях, что если он изменит своё поведение к лучшему, то приму. В глубине души каждый из супругов хочет иметь свою хорошую семью. А для этого, прежде всего самим людям, вступившим в брак, надо учиться взаимопониманию, преодолевать мелочный эгоизм, совершенствовать культуру отношений в семье. На государственном же уровне с целью предотвращения разводов надо создавать и расширять систему подготовки молодёжи к браку, а также социально-психологическую службу помощи семье и одиноким людям.

6. Заключение.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

Используемая литература:

1. Антонов А. «Возродить семейную жизнь» Социологические исследования. 1992, №10

2. Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1985

3. Осипов Г. В., Коваленко Ю. П. «Социология», М., 1990

4. Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и её проблемы» М., 1978

5. Мацковский М. С. «Социология семьи». М., 1989

6. Маркович Д. «Общая социология», Р-на дону, 1993

7. «Семья. 500 вопросов и ответов». «Мысль», М., 1992

8. Задание для категориального анализа.

Семья 1) социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. 2) Малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Малая социальная группа относительно устойчивая, небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом (личные контакты и т. п.), что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм .

Социология семьи отрасль социологии, изучающая развитие и функционирование семьи как социального института и малой группы; брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы и т. д.; семейные роли, формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-семейных отношений.

Брак семейный союз мужчины и женщины, порождающий и права, и обязанности по отношению друг к другу и детям. В большинстве современных государств требует соответствующего оформления (регистрации) .

Функции семьи :

- функция сексуального регулирования;

- репродуктивная функция;

- функция социализации;

- функция эмоционального удовлетворения;

- статусная функция;

- защитная функция;

- экономическая функция .

Тип семьи:

- атомизированная – тип современной семьи, как правило, состоящей из супругов и неженатых детей, обладающих значительной свободой от семейного контроля; индивидуальные интересы каждого имеют большую ценность, чем интересы семьи, как целого;

- автономная – семья, представляющая собой самодостаточную самостоятельную единицу;

- биологическая – супружеская пара и ее потомство, обычно включающая только два поколения (родителей и их детей). Такую семью образуют индивиды, связанные отношениями только кровного родства;

- большая – состоящая из нескольких нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство;

- брачная – тип семейной организации, на первый план, в которой выдвигаются отношения мужа и жены, а не кровнородственные связи. То же, что семья нуклеарная;

- гетерогамная – семья, в которой супруги имеют различные социально значимые признаки (соц. происхождения, национальность, раса, религия и т. д.);

- гетерономная – семья, которая не является экономически самодостаточной, и средства к жизни которой обеспечивают один или более членов семьи в рамках социально-экономической системы, характеризующейся высоким уровнем разделения труда;

- гражданская – семья, в основе которой лежит гражданский брак;

- контрактная – семья, супруги в которой при вступлении в брак заключают брачный контракт;

- кровнородственная – тип семейной организации, где основной связью являются отношения детей с родителями и детей между собой, т. е. отношения, основанные на кровном родстве, а не на связях между супругами;

- матриархальная ;

- патриархальная ;

- матрилинейная;

- патрилинейная.

Форма семьи:

- простая (нуклеарная) семья – это муж, жена и их дети;

- родственная семья – клан родственников вместе с их супругами и детьми, т. е. основана на кровном родстве большого числа членов малой группы.

Качество брака – не найдено.

Стабильность семьи – не найдено.

Быт совокупность связей и отношений, служащих удовлетворению материальных потребностей (в пище, одежде, здоровье, жилье и т. д.) и обеспечению душевного комфорта (общение, развлечение) в повседневной жизни.

Нуклеарная семья - тип семейной организации, на первый план, в которой выдвигаются отношения мужа и жены, а не кровнородственные связи.

Расширенная семья - она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Экзогамия обычай характерный для общинно-родового строя, который запрещает браки между людьми одной родственной группы .

Эндогамия обычай, согласно которому браки заключались только между лицами одной общественной группы (род, племя, каста), наиболее резко выраженный в кастовом обществе .

Родство 1) отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков; 2) в праве – кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные права и обязанности; 3) близость по общности происхождения и непосредственному сходству .

Полигамия многобрачие (многоженство или многомужество); форма брака, разрешающая иметь более одного супруга .

Полигиния форма полигамии, при которой муж имеет одновременно несколько жен, приходящихся друг другу сестрами (сороральная полигиния) или не состоящих в родстве .

Полиандрия многомужество; форма группового брака, при которой женщина имеет одновременно несколько мужей, приходящихся друг другу братьями (братская полиандрия) или не состоящих в родстве .

Пробный брак – не найдено.

Развод (расторжение брака) институализированный социальный механизм прекращения брачных отношений, предоставляющий бывшим супругам возможность повторно вступить в брак .

9. Логическое задание.

В. А. Сухомлинский советовал: «Не верь басням, что «с милым и в шалаше рай». Брак – не только духовный союз, но и материальная основа. Если Вы создаете семью, подумайте, сможете ли Вы быть материально независимыми».

Не кажется ли Вам, что этот совет излишне прагматичен? Как, по Вашему мнению, должны сочетаться любовь, брак и семья?

Лично мне такой совет не кажется слишком прагматичным. По моему мнению, именно об этом надо задумываться, вступая в брак. Материальная независимость семьи от родственников (не от государства) влечет за собой нормальное существование этой семьи, даже если и будут материальные трудности. Дело в том, что я (и моя семья) на себе испытал все это. Вступая в брак, я, как и моя супруга, уже работал, т. е. имел стабильный заработок, наша материальная база позволяла совместное ведение хозяйства. Но отсутствие жилья повлекло за собой вмешательство родственников (и причем не слабое) в личную жизнь моей семьи, что приводило часто к конфликтам между мной и моей супругой. Это естественно отражалось и на нашем сыне (каким-то образом). После появления своей жилплощади, эти конфликты сами по себе угасли. И я себе задаю вопрос – а если бы жилья не было? То было бы два выхода: аренда жилья, что привело бы к излишнему сокращению семейного бюджета (какие бы были последствия этого неизвестно…); или же развод из-за неустроенности быта в частности. Существует такая поговорка – «их брак разбился о быт», и поэтому благополучие материального состояния семьи для меня один из самых главных вопросов.

Другое дело как это благополучие достигается. Помощь родителей должна существовать в какой-то мере и чем раньше, тем лучше. В следствии того, что одна из главных функций семьи – это экономическая функция, то помощь родителей должна быть более безвозмездной. Согласен с тем, что эта помощь может быть различна – от покупки квартиры, до присмотра за внуками. Вопрос в том, какое отражение и какие последствия будет иметь эта помощь. Если это безвозмездно, что редко бывает, то это прекрасно и тем самым дается толчок к укреплению отношений в большой семье. А если нет? Тогда родители начинают постоянно пенять на несостоятельность данной супружеской пары, что может привести к развалу семьи.

И поэтому я еще раз говорю, что прежде чем вступать в брак, т. е. создавать новую ячейку общества, молодые люди должны задуматься, а на какие средства будет существовать их новая семья. И я больше чем уверен, что в наше время, особенно при такой экономической и социальной обстановке в стране, наши люди об этом думают. Смогут ли они сами поддержать свою семью на плаву, смогут ли они обеспечить благополучие, как в быту, так и в духовном плане.

Кроме материального плана семья не может образоваться и нормально существовать, не основываясь на любви. Для меня любовь, брак и семья это взаимосвязанные понятия. Они неотрывны друг от друга. Отсутствие одного любого элемента, приводит к отсутствию всех других. Без любви не может быть брака, значит, не может быть семьи. Без желания организовать семью, не заключается брак и сходит на нет любовь и т. д. Существуют конечно исключения, но они не влияют на общую социальную картину государства и общества. Это просто исключения.

10. Социологический практикум.


Деверь (брат мужа) – нет.

Невестка (сноха, жена сына) – Люся к Иван Петровичу и Ольге Николаевне, Таня к Сергею Степановичу и Зинаиде Васильевне.

Сват и сватья (родители жены и мужа к друг другу) - Иван Петрович (сват), Ольга Николаевна (сватья) к Сергею Степановичу (сват) и Зинаиде Васильевне (сватья) и наоборот.

Зять (муж дочери) – Коля к Иван Петровичу и Ольге Николаевне.

Шурин (брат жены) – Миша к Коле.

Свекровь (мать мужа) – Ольга Николаевна к Люсе, Зинаида Васильевна к Тане.

Свекор (отец мужа) – Иван Петрович к Люсе, Сергей Степанович к Тане.

Золовка (сестра мужа) – Таня к Люсе.

Теща (мать жены) – Ольга Николаевна к Коле.

Тесть (отец жены) – Иван Петрович к Коле.

Свояченица (сестра жены) – нет.

Свояк (брат жены) – Владимир Васильевич к Сергею Степановичу.

Дедушка (отец отца, отец матери) – Петр Иванович к Мише и Тане, Иван Петрович и Ольга Николаевна к Андрюше и Инне, Сергей Степанович к Инне.

Бабушка (мать отца, мать матери) - Ольга Николаевна к Андрюше и Инне, Зинаида Васильевна к Инне.

11. Проблемное задание.

1. Снижение устойчивости семьи и рождаемости в нашей стране оценивается социологами по-разному. Одни видят в этом признаки появления семьи нового типа – супружеской семьи , где главным становится духовное и сексуальное общение супругов, их досуг. Другие ученые расценивают снижение рождаемости и устойчивости семьи, как временные негативные явления, которые в будущем будут устранены под влиянием активной демографической политики.

А каково Ваше мнение о перспективах семьи ?

Я придерживаюсь мнения, которое высказывают вторые ученые. На данный момент в нашей стране сложились неблагоприятные условия для устойчивости семьи и рождаемости. Чтобы иметь на сегодняшний день многодетную семью, нужно быть «Рокфеллером». Дикие цены даже на продукты питания могут кого угодно привести в ужас и «помочь» забыть о детях. Многие супружеские пары ограничиваются одним ребенком, прекрасно осознавая, какие средства требуются для того, чтобы «поднять дитя на ноги». Если в период, так называемого, «застоя» можно было надеяться на получение жилья, на бесплатное обучение в школах (не говорю о ВУЗах), то сегодня это все «кануло в Лету». Например, мои брат и сестра учатся в «Прологе», за это мои родители платят примерно по 4 тысячи рублей в год за каждого. Какие трудности они при этом испытывают – лучше и не говорить. Но это, я считаю, российская семья выше среднего уровня, бюджет которой позволяет (с трудом) и питаться, и одеваться, и учиться и т. д. А сколько семей не получают вовремя зарплату, а какая она, эта зарплата? Дикий спад производства, разруха в экономике и социальной политике государства – все это ведет к демографическому спаду в стране. Ведь известно, что семья – это основная ячейка общества, и если общество не будет заботится о своих составляющих должным образом, то эти составляющие могут просто погибнуть, при этом убив весь «организм».

По моему мнению, до тех пор, пока в стране не будут уделять должного внимания благосостоянию людей, семьи будут распадаться, рождаемость будет падать. И пока ни каких перспектив в этом вопросе не видно. Если обеспечить каждую семью (особенно молодую) жильем, дать возможность работать и получать при этом стабильную зарплату, которой хватит на жизнь, то и «семья» ответит и стабильностью, и деторождаемостью…