Красивые стежки для вышивки. Виды стежков: особенности и способы выполнения

В ВЫШИВКЕ ПРИСУТСТВУЕТ МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ШВОВ:
– для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

– для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,
– мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок - «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).


Ажурная вышивка (ришелье)

Вид вышивания, при котором основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, после чего ткань вокруг узора вырезается. Возникла вышивка в эпоху Возрождения, в XIV веке, в Италии. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. Особенно любил этот вид вышивки кардинал Ришелье, по имени которого она и получила свое название. В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье».


Ассизи (от ит. assisi)

В вышивке крестом рисунок получается путем вышивания узора по канве. Оказывается, существует и противоположный способ работы, своеобразный негатив, называемый сейчас ассизской техникой вышивки или, для краткости, вышивка ассизи, а то и совсем просто - ассизи (assisi). Техника вышивания, в которой зашивают фон, а узор получается из незаполненных участков. Своим названием эта техника обязана местечку Ассизи в Италии, где родился святой Франциск, который, согласно легенде, привез образец арабской вышивки из Крестовых походов, на основе которого итальянские мастерицы разработали свой уникальный стиль вышивки - ассизи.


Бискорню (от фр. biscornu – изогнутый), «кривулька»
Вышитое или расшитое бисером миниатюрное объемное изделие из двух квадратов канвы, повернутых относительно друг друга на 90 градусов и сшитых по периметру и в центре. Обычно используется в качестве аксессуара (игольница, подвеска, кулон).


Блэкворк (от англ. blackwork - чёрная вышивка)
Счетная вышивка, выполняемая нитями одного цвета по контрастной основе. В чёрной вышивке чаще всего используется стежок «назад иголку», а также стежок Гольбейна - «двойной намёточный». Иногда, Гольбейном называют и сам стиль чёрной вышивки.


Бэкстич (от англ. backstitch - шов «назад иголку»)
Шов используется для обозначения границ в вышивке, окантовки. Однако так часто называется и стиль вышивки с использованием этого шва.

Владимирский шов или чаще Владимирские швы.
Односторонний декоративный шов, разновидность глади. Контур этого шва не обшивается. Обычно вышивается красным цветом в сочетании с другими - черным, синим. Стежки располагаются на одной линии контура на небольшом расстоянии: они как бы западают, что придает вышивке своеобразную красоту.


Вышивка крестом (крестиком).
Техника вышивания, при которой выполняются два перекрещивающихся диагональных стежка. Порядок выполнения швов: нижний стежок выполняйте из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок – из нижнего правого угла в левый верхний. Для ряда крестиков одного цвета сначала выполняйте нижний ряд в одном направлении (полукрест), потом верхний – в обратном порядке (полный крест). Все верхние стежки должны смотреть в одну сторону. Если крестики одного цвета расположены недалеко друг от друга (не более 3 см), то рабочую нитку не отрезают, а делают протяжки с изнаночной стороны., т. е. от одного крестика до другого нитку закрепляют(продевают) под стежками.

Вышивка лентами.
Вид вышивания, в котором вместо ниток мулине Gamma используются тонкие отрезы шёлковой или искусственной ленты. Специальные стежки и сама фактура материалов позволяет создавать объёмные фигуры. Чаще всего в вышивке лентами выполняются цветочные мотивы.

Стежки в вышивке.

Г ладь. Вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими полностью или частично узор по переведенному на ткань свободному контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью - тонкая и плотная, хлопчатобумажная, шелковая, с любым переплетением нитей. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая, или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная. Гладь выполняется на пяльцах по плотно натянутой ткани, в противном случае рисунок.

Гладь вприкреп.

Разновидность глади, которая используется для быстрого заполнения деталей большой площади одним цветом.

Гладь с настилом.
Двусторонняя гладь, которая выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, для предания вышивке объёма, выпуклости. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.

Гладьевой валик. Ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.


Гобелен (от фр. gobelin).
Стенной безворсовый ковёр, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. Сегодня гобеленами называют не только ковры и ткани, но и большие вышитые картины.

Гобеленовый стежок.
Стежок, которым обычно вышивают большие работы - картины, ковры. Стежок очень простой и выглядит как обычный полукрест. Но в технике выполнения стежков есть принципиальные различия, что позволяет картинам, вышитым гобеленовым стежком, не перекашиваться.

Гольбейн. Двой.ной намёточный стежок. Очень часто используется в технике вышивания блэкворк (blackwork), которую иногда так и называют - гольбейн. Манжеты и кружева, выполненные в этой технике, можно увидеть на портретах художника Ганса Гольбейна Младшего, в честь которого шов и получил своё название.

Ковровая техника вышивания крючком.
Вышивка на виниловой канве, которая выполняется специальным крючком. С его помощью через переплетения канвы протягиваются отрезы шерстяной или акриловой пряжи и завязываются в узелки.


Лонгстич (от англ. longstitch - длинный стежок).
Это название носят и отдельные стежки и техника вышивания. Лонг стич (long stitch) - стежок, который используется на ряду с бэкстичем для оформления вышивки, обводки контуров. Техника лонгстич - это разновидность счётной глади. Выполняется на канве или ткани равномерного переплетения по нанесённому контуру рисунка. Внутри контура ткань равномерно заполняется длинными стежками вертикального или горизонтального направления.


Меланж.

Нить, в которой цвет плавно перетекает из одного в другой. При окрасе нити цвет используется только один, но по всей длине варьируется его интенсивность, от светлого к тёмному. Иногда так называют и изделия, выполненные такими нитками или пряжей.

Мережка.
Сквозная узорчатая прошивка на ткани, сделанная посредством выдергивания поперечных ниток. Она выполняется нитями в тон ткани по продернутым нитям и позволяет получить восхитительные ажурные дорожки разной ширины и формы.

Несчётный крест.
Техника вышивания по контурам, заранее нанесённым на ткань.

Петельный шов.
В основе петельных швов лежит простая цепочка. Ее можно выполнять с различными вариациями толстой или тонкой нитью. Все швы этой группы состоят из петель, закрепленных короткими стежками. Их используют как для вышивки контуров, так и для заполнения внутренней части узора. При заполнении внутреннего пространства вышивают ряды цепочек в одинаковом направлении.

Печатный крест.
Техника вышивания по рисунку, полностью напечатанному крестиками на ткани.

Плоская гладь.
Разновидность двухсторонней глади, при которой стежки плотно укладываются друг к другу.

Полукрест. техника вышивания, которая используется как самостоятельный шов для заполнения фона, для создания пространства в картине, для обозначения тени предмета.

Прорезная гладь.
Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Часто называется также ажурной вышивкой или техникой»ришелье».

Теневая гладь
Разновидность глади. Выполняют ее косой или прямой гладью с «настилом» или без него нитками одного цвета, но нескольких тонов (2-3, от светлого тона до темного). В одноцветной теневой глади цветовой эффект образуется за счет разного направления стежков и различного отражения света от вышитой поверхности. Для теневой глади лучше использовать блестящие шёлковые нитки или мулине. Натяжение ниток не тугое, верхней нитки слабее нижней, чтобы на лицевой стороне изделия не было видно следов нижней нитки.

Удаляемая канва (накладная канва).
Канва, с помощью которой можно перенести узоры крестиком на ткань, не предназначенную для таких вышивок, например на блузку, рубашку, занавески, скатерти, украсить детскую одежду или любимые джинсы. Удаляемая канва накладывается на ткань, а по завершении вышивки нити канвы выдёргиваются или растворяются.

Французский узелок.
Стежок, которым вышивают уже по готовой работе мелкие детали. Например, узелками можно вышить середину цветов, создавая тем самым эффект тычинок. Величина узелка зависит от количества витков нитки или ленты вокруг иголки.
1. 2. 3.

Хардангер (hardanger)..
Техника вышивки хардангер (названа по имени фьорда на севере Норвегии) – современный вариант старинной скандинавской техники строчевой вышивки. История возникновения данного рода вышивки до сих пор неясна. Но вероятно, что вышивка Хардангер создавалась как имитация кружева, которое было популярно в 1600-ых и 1700-ых в Европе. Так же Хардангер - ткань для вышивания. см. Hardanger.

Шов «вперёд иголку».
Шов выполняется стежками разной длины справа налево. Длина стежков, частота и расстояние между ними зависят от назначения шва.

ПРЯМЫЕ СТЕЖКИ - являются самыми древними и традиционно служат основой для выполнения множества швов. Вместе с тем они довольно разнообразны. Стебельчатый стежок, например, был популярен еще 900 лет до нашей эры в Египте и Перу. Расщепляющими нитку стежками часто пользовались в средние века для изображения метафорических образов. Простой штопальный стежок в XVIII в. был не менее популярен, чем сегодня стежок крестом. Разнообразие вышивки создавалось за счет искусного использования стежков разной длины, направления, структурности и цвета, в результате чего появлялись изысканные эффекты светотени. Прямые стежки применяются как для заполнения, так и для создания контуров. В современном вышивании прямые стежки часто служат для придания рельефности вышивке. Они выполняются в произвольном порядке, чтобы передать картину дождя или по фону вышивки изображают колышащуюся на ветру траву. Прямые стежки используются и для того, чтобы придать вышивке колорит или для контрастности текстуры.

Нитки и ткани. Выбор ниток зависит от мотива. Если вам нужно, например, создать ряд ровных контурных линий, вы можете работать Кручеными хлопчатобумажными нитками от DMC или цветочными нитками, чтобы получить более мягкую ровную поверхность. Прямые стежки легко выполнять как на гладкой, так и на счетной тканях. Если вы только начинаете вышивать, то для большей легкости работайте на счетной ткани, поскольку вы можете посчитать ее нитки и лучше спланировать свое вышивание. Однако гладкая ткань мягкая, ее тонкая структура больше подходит для выполнения тонких деталей, таких как художественные образы или сложные изогнутые линии.

Техника. Прямые стежки являются основой для начинающей вышивальщицы, так как они формируют базу для множества более сложных вышивальных стежков. Попытайтесь размещать стежки одинакового размера с равными интервалами, или выполняйте стебельчатый шов в форме спиралей и кругов, чтобы научиться создавать ровную безупречную линию. Основной прямой стежок можно вышить под любым углом, например, изображая солнечные лучи, или вплотную друг к другу в форме стежков гладью. Попытайтесь с помощью расщепляющего нитку стежка наметить изящные контурные линии, или используйте папоротниковый стежок для выполнения хрупких лиственных форм с длинными стеблями. Открытыми стежками "елочкой" тоже можно вышить лиственные формы.

Вы можете поэкспериментировать с клинообразным и шевроновым стежками для обработки подрубок или вышить их ровными рядами для заполнения цветных участков. Шевроновый стежок кроме того используется для вышивки буфов по прямой или узором сот. Точечный стежок включает в себя два крошечных смежных прямых стежка. В готовом виде точечный стежок похож на кофейное зернышко. Разместите стежки беспорядочно на однотонном фоне или выполните их группами, чтобы подчеркнуть бордюр вашего мотива. Зерновой стежок может быть использован для эффекта светотени внутри окаймляющего контура. Шов Гольбейна выглядит эффектно, когда он выполнен односторонним штопальным стежком, особенно когда линейные стежки примыкают к штопальным стежкам, как в модели напротив.

Как только вы изучите стежки в этой группе, переходите к группе шнурковых стежков, а затем к подбору ниток различных цветов и качества для знакомых вам стежков.

СТЕЖКИ ГЛАДЬЮ - прежде всего используются для заполнения цветных участков, а также для придания им рельефности. Вследствие того, что эта техника увеличивает игру света и тени, вышивка часто кажется блестящей и сияющей. Несколько стежков в этой группе обычно применяются для передачи тонких оттеночных переходов. Среди этих стежков наиболее популярна художественная гладь. Художественная гладь состоит из одного ряда стежков разной длины, частично покрытых радами длинных стежков. Она часто используется для заполнения участков неправильной формы и очень эффектно смотрится на круговых мотивах, где оттеночные переходы начинаются в центральной точке. На простой глади создается плавный переход от оттенка к оттенку. Теневая гладь и выпуклая гладь петельными стежками тоже состоят из рядов стежков разной длины, в разной степени перекрывающих друг друга для передачи тонких цветовых нюансов.

Нитки и ткани. Блестящие нитки, такие, как крученые хлопчатобумажные от DMC и мерсеризованные хлопчатобумажные нитки максимально четко подчеркивают игру света и тени, но в вышивке гладью используются и тонкая шерстяная пряжа, и другие нитки. Для глади подходят как гладкая, так и счетная ткани, хотя гладкая ткань среди вышивальщиц более популярна.

Техника. Стежки гладью образуют гладкую поверхность и ровные края. Хотя эти стежки простые, качество работы полностью зависит от их тщательного размещения. Заполняя мотив, обратите особое внимание на мягкую линию краев. Для более тщательной обработки краев мотива можно проложить контурные линии различными стежками, такими, например, как стебельчатый или расщепляющий нитку стежок. Текстура подобных линейных стежков подчеркивает плотность и гладкую поверхность вышивки гладью. Рельефность вышивки . Гладь с настилом или выпуклая гладь используется для создания дополнительной рельефности. Выполните настил простой гладью и затем вышивайте гладью по настилу в противоположном направлении. Или сначала выполните контурную линию строчными стежками, затем заполните мотив штопальным стежком и наконец сверху вышейте этот участок простой гладью. Таким образом увеличивая в высоту отдельные участки мотива, вы сделаете вышивку более эффектной и выпуклой.

Приемлемым вариантом для получения рельефного изображения является плотная гладь, выполненная петельными стежками. Каждый шов прокладывается поверх бороздки между рядами, чтобы создать текстуру и приподнять этот участок мотива над поверхностью ткани. Мотивы листьев . Четыре стежка из этой группы особенно хорошо подходят для вышивания узора листьев. Стежок "елочкой" выполняется диагональными стежками, размещенными вплотную друг к другу для заполнения участка мотива, гладь скрещенными стежками создается при помощи скрещивающихся ниток, вы можете его использовать, чтобы приподнять центр листа или центр другого мотива.

Очень пластичной вышивка будет за счет рельефного шва "елочкой", где друг на друга накладываются скрещивающиеся диагональные стежки. Центральную прожилку листа вышейте румынским стежком, который образует похожую на жгут текстуру. При заполнении мотива листа работайте в любом направлении, от основания вверх или сверху к основанию, как вам удобнее. Эффектные группы стежков . Гладьевая плетенка состоит из серии маленьких групп стежков, равномерно выполненных рядами. Эффект состоит в игре света и тени. Для гладьевой плетенки выполняйте чередующиеся горизонтальные и вертикальные группы стежков.

СЧЕТНАЯ ВЫШИВКА КРЕСТОМ - в настоящее время переживает эпоху Возрождения. Эти привлекательные стежки, выполненные на счетной ткани, являются простыми и смотрятся очень мило. В эту группу входит много стежков, которые применяются в современной художественной вышивке. В настоящее время часто вышивают крестом в вольном стиле. Стежок крестом Святого Георга и длинный стежок крестом, например, выполняются любого размера. Стежок "листочком", который был чрезвычайно популярен в вышивке 1930-х и 1940-х годов, возродился в красивых цветочных мотивах. Стежки крестом широко представлены на образцах, прекрасно демонстрирующих его возможности. Некоторые из этих стежков привлекательны для заполнения цветных участков, другие используются для обрамлений или для придания фону красивой текстуры. Двухсторонний стежок крестом позволит вам получить изнаночную Борону работы не менее презентабельную. чем лицевую, в то время как стежок "мех горностая", смотрится более эффектно, когда на фоне ткани выполнены отдельные стежки. Стежок "мех горностая" традиционно применяется в строчевом шитье. Решая, где использовать стежки крестом. вы также можете учитывать символику креста. В дополнение к этому, крест Святого Георга служил на картинах символом неба и языческих богов, управляющих погодой. Этот крест обозначает также страсть и веру.

Нитки и ткани. Стежки этой группы могут быть выполнены на гладкой и на счетной тканях. Выберите нитки от DMC, которые бы подходили к плотности вашего мотива. Но вышивать крестом можно любыми - от металлических до хлопчатобумажных ниток или плотной пряжи, в зависимости от вашего мотива и решения. Вы обнаружите, что ряд этих стежков, к примеру "звездочка" или "мех горностая" для заполнения цветных участков, прежде всего используется в строчевом шитье, а художественная вышивка нитками от DMC даст вам интересные и иногда неожиданные результаты. Вышивая, старайтесь не ограничиваться только одним видом стежков, например, такими четкими геометрическими стежками, как крест. Стежки - просто инструментальное средство, и вы всегда можете экспериментировать с ними в любом направлении, подбирая то, что в наибольшей степени отражает ваш персональный стиль.

Техника. Главное правило выполнения стежков заключается в том, что все верхние стежки должны пересекаться в одинаковом направлении. Это очень важно, когда вы создаете ряды стежков для подрубок или другого симметричного орнамента. Исключение составляет двухсторонний стежок крестом. В этом стежке первый крест в ряду пересекается в противоположном направлении, чем другие кресты. Чтобы максимально выгодно использовать четкую геометрию креста, особенно внимательно размещайте стежки с интервалами. На гладкой ткани начертите контрольные линии, это гарантирует равномерное размещение стежков, и тщательно следите за тем, чтобы нитки ни в коем случае не скручивались или расщеплялись, что может нарушить симметрию вашей вышивки. Точно рассчитывая расположение стежков, вы также можете интересно оформить углы, разместив на них автономные мотивы, или заполнить ими участки внутри самого мотива. Попробуйте выполнить группы стежков разного цвета.

Также можно поэкспериментировать с рядами стежков крестом различных цветов, вышитых один поверх другого. Это создаст ряд интересных оттеночных переходов на отдельных участках мотива.

СТЕЖКАМИ - вышивают как заполненные цветные участки полностью, так и частично. Портновский петельный стежок и петельный стежок с узелком, например. считаются прекрасными краевыми стежками и особенно популярны в специальных техниках, таких, как вышивка ришелье. На срезах эти стежки создают превосходное гладкое завершение края. Другие стежки, особенно такие, как китайский узелок и стежок рококо, имеют свои особенности применения. Китайский "узелок", как и предполагает его название, широко использовался в традиционном китайском вышивании. Отдельные узелки, очень мелкие и сгруппированные вместе, тонко оттеняют цветные участки вышивки. Стежок рококо - хотя и довольно сложный - широко применяется до сих пор. особенно внутри цветочных мотивов. Выполненный маленькими кругами и группами, стежок рококо очень тонко оттеняет множество лепестков в мотивах с розами. Коралловый стежок и зигзагообразный коралловый стежок тоже находят широкое применение. Эти простые стежки образуют тонко выполненную узелковую линию, напоминающую нитку жемчужин, или структурную сердцевину цветка.

Нитки и ткани Экспериментируйте с различными типами тканей и ниток и вы убедитесь, насколько богатая палитра текстур у стежков узелком. Шелковые нитки подчеркнут ровный фон вышивки, в то время, как мерсеризованные хлопчатобумажные нитки придадут ей особый текстурный блеск. Группы стежков узелком, выполненные мягкими вышивальными хлопчатобумажными нитками, сделают участки вышивки особенно рельефными. Стежки узелком могут быть выполнены на гладкой и счетной тканях. Учтите, что отдельные "узелки" должны оставаться на поверхности вышивки и не вытягиваться через ткань на изнаночную сторону.

Техника Стежки узелком создают чрезвычайно пластичную поверхность, вы можете использовать их для создания бесконечного разнообразия текстур и цветовых эффектов: от тонкого оттенения до импрессионистских композиций. Делайте "узелки" одинакового размера. Большинство этих стежков требует нескольких обвивок вокруг иглы, вам придется придерживать эти обвивки нерабочей рукой, потому что так легче протянуть через них иголку. При выполнении отдельных "узелков" поставьте перед собой цель создать аккуратную и правильную форму. Думайте об узелках как о бусинках, которые ровно расположены на поверхности ткани. Самым легким способом получить красивые стежки является использование рамки с туго натянутой на нее тканью. Ряд отдельных узелков, размешенных ровно вокруг мотива, придаст вышивке интересный эффект светотени, отдельно расположенные "узелки" служат также для того, чтобы "разрыхлить" и смягчить края мотива.

Не забывайте о взаимосвязи контрастов между плоскими и рельефными стежками внутри вашей композиции. Если вы используете "узелки", чтобы заполнить мотив, или чтобы выполнить контурную линию, рельефные стежки будут отражать свет и придадут вашему мотиву большую "воздушность". Если вам сначала покажется, что эти стежки трудно выполнить, проявите терпение. Конечные результаты стоят усилий.

ПЕТЕЛЬНЫЙ ШОВ - многие стежки этой группы часто встречаются в крестьянской народной вышивке, где "петельные" швы использовались для обработки краев одежды, а тамбурными стежками заполняли цветные участки мотивов. Стежок "пшеничный колосок", например, до сих пор Применяется для украшения поверхности на английских традиционных костюмах, а критский стежок на протяжении столетий использовался для создания декоративной одежды. Впервые появившийся на греческом острове Крит, этот стежок встречается и на персидских вышивках. Хотя сохранилось немного средневековых вышивок петельными стежками, но отдельные примеры можно встретить в китайских работах, где зигзагообразными тамбурными стежками заполнялись мелкие участки мотивов и объединялись в декоративный линейный узор. Эти декоративные стежки используются для создания эффектов "шнурочка" на простых цветочных формах и цепочек различных текстур, быстро покрывающих фон вышивки.

Внутри этой группы существует несколько петельных стежков, которые широко используются для красивой и эффектной обработки краев. Варианты тамбурных стежков хорошо подходят как для вышивания по контурным линиям, так и для заполнения цветных участков мотивов и тоже обеспечивают дополнительную структурность вышивке. Многими из этих стежков можно вышивать по кругу или по спирали - в некоторых случаях ими удобно заполнять цветочные бутоны или формы солнца и звезд. Благодаря своей простоте петельные стежки придают вышивке особое очарование "наивности". Четко выполненные, они создают эффект движения. Самые прекрасные примеры вышивки петельными стежками демонстрируются на платьях королевы Елизаветы, где края или внутренние участки лиственных орнаментов художественной вышивки и все виды природных мотивов выполнены вариантами петельного стежка нитками всех натуральных оттенков.

Нитки и ткани Петельные стежки удобно выполнять как на гладкой, так и на счетной тканях. Многое будет зависеть от того, какие нитки вы выберете. Смелые, четкие, яркие мотивы получаются за счет вышивки плотными матовыми хлопчатобумажными нитками в 1 сложение или шелковыми нитками по изогнутым линиям. Тем не менее всегда учитывайте плотность вашей ткани, а также сочетаемость текстуры ниток и ткани. Начинающим легче будет работать с мерсеризованными хлопчатобумажными нитками, потому что они более крепко удерживают форму петли, чем мягкие нитки. Петельные стежки также популярны среди современных вышивальщиц шерстью по ткани, так как шерстяная пряжа подчеркивает мягкость изогнутых линий, по которым делается вышивка.

Техника Очень простая: на всех петельных стежках нитки просто укладываются в форме петли под или над иголкой перед закреплением ее на ткани. Тем не менее, секрет петельной вышивки заключается в соблюдении одинакового размера петель. Во многих примерах вы обнаружите необходимость контролировать петли, придерживая их большим пальцем нерабочей руки в то время, когда вытягиваете нитку. Вычерченные на ткани контрольные линии помогут выполнить ровные ряды стежков.

Наиболее сложным стежком в этой группе является широкий шнурковый стежок. Традиционно используемый для вышивки золотой ниткой, он образует рельефные и очень декоративные группы. Его можно выполнить и плотными мягкими хлопчатобумажными нитками. Иногда очень полезно прикалывать ниточные петли. Это удерживает их в открытом виде, давая возможность увидеть, где вколоть иголку для следующего стежка. Большинство петельных стежков можно вышивать без рамки.

ШНУРКОВЫЕ СТЕЖКИ - часто производят впечатление "путанки". В действительности они состоят из множества основных стежков, обвитых контрастной ниткой - поэтому стежки этой группы, как правило, являются составными.
Некоторые шнурковые стежки - сложносоставные: пекинский стежок, например, широко использовался в китайском вышивании. Легенда гласит, что этот стежок вызывал если не слепоту, то по крайней мере, сильную резь в глазах и поэтому считался опасным - с тех пор он получил дополнительное название запрещенного и слепого стежка.
Многие шнурковые стежки стали популярными именно за счет своего довольно необычного внешнего вида. Стежок "фриз". например, состоит из трех различных стежков, переплетенных контрастными нитками. Эти составные стежки часто используются для декоративных орнаментов и заполнения участков мотивов, особенно в вышивке шерстью по ткани.

Шнурковые стежки применяются также для соединения двух отдельных деталей по сквозной мережке.
С помощью этих стежков можно получить интересные эффекты. Для этого лучше всего выбрать тонкие нитки, такие, как цветочные, и внимательно вышивать ими по тонкой ткани.

Нитки и ткани . С помощью шнурковых стежков, которые легко выполняются на всех тканях, у вас получатся пластичные декоративные швы. Несмотря на то, насколько хорошо вы будете владеть специальными вышивальными техниками, успех или неудача будут зависеть от выбора ниток.

Теоретически выбранные вами нитки могут быть любыми, от самых тонких шелковых до тесемочки или гаруса, но ряд стежков настила должен быть плотным, чтобы удерживать контрастные нитки и перевивки. Например, если вы сделаете перевивку на ряде стежков, выполненных тонкими цветочными нитками, вы полностью испортите эффект от этой вышивки. Для перевивки лучше взять нитки той же толщины или веса, но всегда сначала сделайте несколько пробных стежков. Экспериментируйте с нитками различной текстуры и цвета: шнурковые стежки предназначены для украшения.

Техника . В группе шнурковых стежков используются две основные техники.
Обметывание . В этой технике нитки обвивают вдоль рада стежков настила, выполненного, например, гладью.
Перевивка (или обвивка) Здесь контрастная нитка обвивается вокруг скрещенных участков каждого стежка, образуя, например, стежок мальтийского креста.
Как в обметывании, так и в перевивке используйте тупую гобеленовую иглу, чтобы не прокалывать нити ткани. Никогда не прокалывайте иголкой ткань, за исключением начала и завершения каждой группы стежков.

Чтобы начать обметывание или перевивку ряда стежков, приступайте к работе с одного из концов рада или вышитого участка, вдев в иглу нитку достаточной длины, чтобы закончить ею же этот рад или участок. Для завершения работы выведите иглу на изнаночную сторону ткани в подходящей точке и закрепите конец нити. Работайте слева направо или справа налево - как вам удобно.

Чтобы заполнить мотив шнурковыми стежками, выполняйте стежки в ряд. удостоверьтесь. что основание одного стежка примыкает к верхней части нижнего стежка и так далее.


Все о стежках и видах вышивки. Виды швов (в помощь мастерицам)

ИТАЛЬЯНСКИЙ Ш0В ДВУСТОРОННИМ КРЕСТИКОМ .
Ряд вышивают в два хода вперед-назад, причем обводят крестик горизонтальными и вертикальными стежками. Ряд начинают снова двухсторонним наклонным стежком (рис 1); за ним следует вертикальным стежок (рис.2) и двусторонний горизонтальный стежок (рис. 3). Так продолжается вышивание первого хода в ряду. В конце ряда стежков - вертикальный двусторонний стежок. Идя назад справа налево, вышивают на нижних стежках крестика верхние и лицевые вертикальные стежки(рис. 4). Горизонтальные стежки следующего ряда заканчивают предыдущий ряд. В конце последнего ряда стежков вышивают сперва наклонный стежок, затем верхний двусторонний горизонтальный стежок и в заключение - изнаночный вертикальный стежок.
Отдельные ряды стежков можно вышивать и упомянутым выше способом. При тугом затягивании стежков на редкой ткани итальянский шов двусторонними крестиками образует ажурную поверхность.

СЛАВЯНСКИЙ ПЕРЕПЛЕТЕННЫЙ ШОВ

известен также под названием венгерского переплетенного шва . Ряд вышивают слева направо сразу двумя стежками различной длины, которые перекрещиваются на лицевой стороне работы косичкообразно. На изнаночной стороне располагаются в ряд параллельные двойные вертикальные стежки. Обычно короткий стежок вдвое меньше длинных. В узоре можно использовать одновременно ряды стежков в одном направлении и в двух (вертикальные и горизонтальные ряды). Вышивать можно нитью одного или нескольких тонов.

СЛАВЯНСКИЙ КОСОЙ ПЕРЕПЛЕТЕННЫЙ ШОВ .

Вышивают диагональный ряд обычно через два пересечения нитей утка и основы. Высота ряда стежков - два пересечения нитей ткани. Длинный стежок может быть в полтора-два раза длиннее короткого. Этот шов, используют для вышивания жилок листьев и контуров выпуклых форм.

АЛЖИРСКИЙ ПЕРЕПЛЕТЕННЫЙ ШОВ

похож на вышивание крестиком, но у двух перекрещивающихся стежков различная длина. Вышивают слева направо.
Для заполнения поверхности пользуются толстой вышивальной нитью.
(по-моему, просто центры крестиков смещены, и пересечение между собой наблюдается)))

ИСПАНСКИЙ ДВОЙНОЙ ШОВ ЕЛОЧКОЙ .

Образуется из двух рядов взаимно наклонных стежков, вышитых вперед назад. Стежки с изнаночной стороны работы длиннее лицевых.

ДВУСТОРОННЯЯ СТРОЧКА

образуется из стежков одинаковой длины вперед иголкой на лицевой и изнаночной сторонах вышивки. Вышивают наискосок рядами вперед-назад в четыре хода.
Оставшиеся при первом ходе промежутки заполняются стежками при втором ходе. Стежки должны сходиться в одной точке. Приступая к новому узору следите за последовательностью стежков: избегайте двойных и наклонных. Эту технику рекомендуется использовать для изделий, у которых на виду обе стороны. Двусторонняя строчка сочетается с крестиком и мережками.

ПЕРСИДСКИЙ ШОВ (целых три варианта)

а) Вышивают горизонтальными рядами вперед-назад швом “вперед иголку”. Длина стежка - в пять, промежутка - в одну нить ткани. Стежки каждого следующего ряда - в средине стежков предыдущего ряда. По редкой ткани вышивают два ряда стежков вперед-назад вместе - в промежутке между одними и теми же нитями ткани. Рекомендуется объемная вышивальная нить.

б) Персидский шов выполняется горизонтальными рядами “вперед иголку”. Длина стежка - пять, промежутка - одна нить ткани. В каждом следующем ряду стежок смещается на одну нить ткани вперед влево, так что на законченной поверхности образуются наклонные полоски.

в) Персидский шов выполняется горизонтально наклонными стежками, напоминающими стебельчатый шов. Стежки делают через шесть вертикальных и через одну горизонтальную нить. Ряды стежков можно вышивать в одном направлении с переходами вперед назад так, чтобы вышивка оставляла впечатление тканой поверхности.

ВЫПУКЛЫЙ ШНУРОЧЕК .
Толстую нить, положенную по контурам узора, обшивают широкими стебельчатыми стежками той же или более тонкой вышивальной нитью.

Такие же стежки можно выполнить еще во второй раз, в противоположную сторону. (При этом варианте иногда меняют цвета ниток.)

ШОВ ЦЕПОЧКОЙ ,

или тамбурный (рис. 22). Направление вышивки - сверху вниз. Выведенную на лицевую сторону иглу вкалывают снова в место прокола. Из вышивальной нити образуется петля, придерживая которую большим пальцем левой руки, делают стежок желаемой длины, новый прокол на лицевую сторону делают в середине петли. В правильно сделанной цепочке все стежки одинаковой длины. С изнанки работы на месте тамбурного шва - ряд вышивальных стежков. Шов используется для вышивания отдельных линий, оконтуривания больших фигур и покрытия больших поверхностей.

ТАМБУРНЫЙ ШОВ с навивкой

(картинка справа). Ряд цепочки обвивают через каждую петлю нитью того же или другого цвета. Обвивая, ткань не захватывают. Готовый шов похож на шнур.

РЫБКА

. Шов образуется из длинных стежков рубчиком, которые делаются попеременно: раз - слева, раз - справа. Используют часто в простых вышивках.

СТАРИННЫЙ САКСОНСКИЙ УЗЕЛКОВЫЙ ШОВ .

Вышивают снизу вверх. Иглой прокалывают ткань горизонтально. Вышивальную нить затягивают туго. Нить проводят слева направо под первым стежком и стягивают узел.

КОСИЧКУ

можно вышивать и не считая нити ткани. Для этого нужно слегка наметить на ткани ширину шва; длину стежка вышивать на глаз (особенно легко это будет сделать людям с хорошим глазомером))))

РУМЫНСКИЙ ШОВ

образуется из длинных стежков и соединяющих с тканью посредине коротких стежков. Стежки можно вышивать слева направо или поворачивая. Используется для вышивания контуров и заполнения поверхностей.

ПРОСТОЕ ШИТЬЕ КРЕСТОМ

Часто используемый шов. (не то слово, как часто используемый)))
Ряд крестиков вышивается вперед-назад. Нижние стежки вышивают слева направо над нитями ткани накрест, а верхние с наклоном справа налево над нижними стежками. Между крестиками с изнаночной стороны работы оказываются вертикальные двойные стежки. В основе правильного крестика - квадрат.
(так вот как раньше называли Датский метод -см. Словарик - вышивки крестом! не правда ли похоже?)

ПОЛУКРЕСТ .

Используется при тонкой основе или толстой вышивальной нити. Для этого прокладывают на ткани по длине целого ряда стежков вышивальную нить, над которой вышивают нижние стежки крестика по направлению слева направо. (ну или в другую сторону. и вообще - в наше время я не видела полукрест с предварительно проложенной нитью... может не там смотрю всегда?)

УДЛИНЕННЫЙ КРЕСТ .

В противоположность нормальному крестику стежки через большее количество нитей в высоту, чем в ширину (чаще в соотношении 2:1) . Такой вариант стежка можно употребить для заполнения больших поверхностей.

БОЛГАРСКИЙ ИЛИ ДВОЙНОЙ КРЕСТ

ПРЯМОЕ ГОБЕЛЕНОВОЕ ШИТЬЕ . Известно также как репсовое , норвежское или шведское шитье . Вышивают горизонтальными рядами слева направо или справа налево. Высота стежка – 2-3-4 нити ткани. Между стежками - нить ткани. По узору, намеченному на клетчатой бумаге, высота стежка уравнивается с шириной группы стежков. В основе группы стежков - квадрат. Часто вышивают также над проложенной под ряд стежков нитью.

КОСОЕ ГОБЕЛЕНОВОЕ ШИТЬЕ . Вышивают обычно через две нити ткани в высоту и через одну нить ткани в ширину с направлением слева направо. Вышивая на руках, поворачивают работу и продолжают вышивать. (хорошо если рисунок не сложный, чтоб не запутаться...)

ШИРОКОЕ ГОБЕЛЕНОВОЕ ШИТЬЕ . В зависимости от структуры ткани можно этим швом вышивать в нескольких размерах. Наиболее приятно соотношение: две вертикальных и три горизонтальных нити ткани. Промежуток между стежками в ряду - одна нить ткани. Направление вышивания - слева направо, направление стежка - справа от верхнего края ряда, налево на нижний край ряда. Стежок можно направлять и с левого нижнего края ряда направо на верхний край ряда.

ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ ГОБЕЛЕНОВЫЙ ШОВ . Для высоты наклонного стежка взять пять и для ширины - одну нить ткани.
Следующий ряд начинается четырьмя нитями ткани ниже. Стежки каждого следующего ряда вышиваются между стежками предыдущего ряда - так, чтобы высота стежка оставалась всегда в пять нитей ткани. Направление вышивания - слева направо, направление стежка - слева снизу направо вверх.

еще одна разновидность гобеленового шва - "корзинка". название получил шов из-за похожей на плетенку изнанки. по отзывам пользовавшихся этим методом вышивки гобелена - первые ниточки только следишь за последовательностью ведения нити, а потом все идет само собой))

РЕПСОВЫЙ ШОВ .

В отличие от гобеленового шитья выполняют вертикальными рядами. Высота стежка - одна и ширина стежка - две нити ткани.

похож на предыдущий и ЖЕМЧУЖНЫЙ ШОВ . Вышивается горизонтальными рядами справа налево. Направление стежка - слева снизу направо вверх. Размер стежка - постоянно один перекрест нитей утка и основы. Все ряды вышиваются в одном направлении. Для большей рельефности можно вышивать ряд стежков над проложенной под ним нитью. Проложенные предварительно по диагонали нити прикрепляются так, чтобы стежки каждого следующего ряда размещались между стежками предыдущего ряда. Вышитая поверхность похожа на ткань полотняного переплетения. Рекомендуется пользоваться толстой вышивальной нитью.

ПАРИЖСКОЕ ШИТЬЕ .

Узор состоит из чередования одного длинного и одного короткого стежка. В качестве основного материала подходит красивая льняная или шелковая ткань полотняного переплетения, так как эта вышивка не заполняет поверхности ткани.

ВЕНГЕРСКОЕ ШИТЬЕ

Для наглядности на рисунке использованы два цвета. В действительности же шитье выполняется одним.
Длина стежков в ряду разной высоты. Каждый следующий ряд стежков вплетается в предыдущий ряд, так что покрывается вся поверхность. Длина коротких стежков - две и длинных стежков - четыре
нити ткани. Между вышитыми мотивами из трех стежков остаются две нити ткани. Длинные стежки следующих рядов заполняют эти промежутки.

родственно выглядит ПЛОСКИЙ ЧЕРЕДУЮЩИЙСЯ ШОВ . Эта вышивальная техника берет начало из средневековья.
Вышивают горизонтальными рядами. Стежки каждого следующего ряда достигают половины высоты стежков предыдущего ряда между стежками. Длина стежков -четыре нити ткани.

ВИЗАНТИЙСКОЕ ШИТЬЕ .
Этот вид вышивки используется для заполнения больших поверхностей. Вышивают диагональными зигзагообразными рядами наклонным стежком через две нити ткани накрест.

ШОТЛАНДСКОЕ ШИТЬЕ

представляет собою узор, в котором поверхность разделена полукрестиками на квадраты. Квадраты заполнены наклонными стежками через: 1) одну, 2) две, 3) три, 4) четыре и 5) пять нитей ткани накрест.

ВОСТОЧНОЕ ШИТЬЕ

Наклонные стежки через одну, две, три и четыре нити ткани накрест образуют треугольник. Следующий треугольник вышивается аналогично первому. Находящиеся по сторонам треугольников свободные поверхности заполняются косым гобеленовым шитьем.

ФОН ИЗ ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ ПЛОСКИМ ШВОМ .

В каждом прямоугольнике девять наклонных стежков; два по краям вышиты через одну и средний - через пять нитей ткани. Вышивается двумя цветами.
(я бы сказала, что это квадраты, но возможно действительно можно таким способом прямоугольники вышивать?)

ФОН С ЗИГЗАГАМИ ПЛОСКИМ ШВОМ .

Широкие ряды вышиты через шесть, узкие - через две нити ткани. При двух тонах вышивальной нити рекомендуется широкие ряды вышивать тоном посветлее, узкие - тоном потемнее. (о как! раньше и цветовые рекомендации в книжках давали...)

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ ВЫПОЛНЕННЫЕ КОСИЧКОЙ .

Длинные горизонтальные стежки вышиваются через десять и короткие через две нити ткани. Ширина ряда косички - три, а высота стежка - две нити ткани.

СТЕЖКИ ЖИЛКОЙ ИЛИ СТЕБЕЛЬКАМИ .

Стежки вышиваются вертикальными рядами, противоположно направленными так, что столбики рядов встречаются. Высота и ширина стежков - две нити ткани. Между рядами стежков - вышивальные стежки.

ШИТЬЕ “РЫБЬИ КОСТОЧКИ (похоже на предыдущий чем-то) .

Конец наклонного стежка через три нити ткани в ширину и высоту закрепляют на перекрестке нитей утка и основы. Ряды стежков вышиваются в противоположном направлении, так что стежки двух рядов встречаются. Вместе с направлением наклонных стежков изменяется и направление вышивальных стежков.

ПЕРЕВЯЗАННОЕ ШИТЬЕ .

Стежок вышивают через одну вертикальную и через три горизонтальных нити ткани и прикрепляют коротким косым стежком по перекресту нитей утка и основы. Следующий стежок делают на одну нить ткани правее предыдущего. В следующих рядах высота стежка на две нити ткани ниже плюс одна нить ткани из предыдущего ряда; так стежки каждого следующего ряда оказываются между стежками предыдущего ряда. Вышивают слева направо и справа налево.

СТЕЖКИ ПАПОРОТНИКОМ

Вышивают в ряд (снаружи сверху вниз к себе). На редкой ткани один стежок в ширину и высоту обычно равен двум нитям ткани. Ширина ряда стежков таким образом - три нити ткани. Внутренние стежки всегда на правой стороне ряда, а внешние - на левой; в середине стежок закрепляется вокруг средней линии ткани.

Вышивать гладью — значит делать ровные стежки, вплотную прилегающие к друг другу. На первый взгляд нет ничего трудного в вышивке гладью, но на самом деле нужна практика что бы освоить стежки и научится выполнять их качественно. Существует большое разнообразие видов швов применяемых при вышивке гладью. Давайте поподробней ознакомимся с ними.

Владимирский шов (“верхошов”) . Этот шов выполняется на платных тканях — льне, сукне, шерсти. Шов выполняется в 6-8 ниток мулине. В начале нить крепят в нижней части обшиваемого контура (на рисунках А-Г контур узоров изображен пунктиром). После того как нитка закреплена, необходимо сделать первый небольшой стежок поверх контура и затянуть нитку до образования гладьевого стежка. Все остальные стежки необходимо выполнять так, что бы они лежали плотно друг к другу и не было видно просветов. Стежки выполняются на небольшом расстоянии друг от друга.Направление стежков выбирают в зависимости от схемы и формы узора. На лицевой стороне стежки выполнять от центра контура к краю, как показано на рисунках А-Г. С изнаночной стороны это будут ряды мелких стежков в виде пунктира по краю узора. При вышивке цветка таким швом, стежки выполняются от центра к краю (рисунок В), а листики — от края к центру (рисунок Б). Также стежки можно выполнять от центра узора к краю. Если внутри узора остается незаполненная поверхность, она заполняется стежками разных видов, все зависит от схемы узора.

Шов «шнурок» и «Выпуклый» шнурок. Эти швы выполняют в 2 – 3 приёма. Сначала прошивают по линии рисунка швом «вперёд иголку», потом меняют цвет нитки, закрепляют её у начала строчки и поддевают иглой под каждый стежок, не задевая ткань. Если прошить параллельно друг другу швом «вперёд иголку», расположив один стежок над другим, затем поддев иглой и протянув нитку сразу под двумя стежками, то сверху и снизу образуются дуги (рисунок 1). Если иглу с ниткой провести змейкой, поддевая стежок то снизу вверх, то сверху вниз, получается шов с перевивом, а когда иглу двигать спирально и поддерживать стежки, то получается новый шов (рисунок 2). Если этот шов ещё раз уложить ниткой в другом направлении (в обратную сторону), получается выпуклый шнурок, который очень подходит для вышивания контурных рисунков.

Следующий шов применяемый в вышивке гладью это Двусторонняя строчка . Этот шов выполняется стежками «вперед иголку» одинаковой длинны. Стежки вышивать наискосок рядами вперед-назад в четыре хода. Пройдя наискосок первый ряд, заполняют стежками оставшиеся при первом ходе промежутки. При выполнении двусторонней строчки у четырех стежков, расходящихся в разные стороны, должно быть одно общее отверстие. Выполняя стежки нужно следить за их последовательностью: нельзя выполнять наклонные и двойные стежки ни с лицевой ни с изнаночной стороны. Ведь этот вид стежков применяется при вышивании изделий, у которых на виду обе стороны. Двусторонняя строчка хорошо сочетается с крестиком и мережками.

Навивной шов («спираль «рококо») . На выходящий на лицевую сторону конец иглы навивают 10-15 витков нитки (чем больше витков, тем эффектнее смотрится спираль). Затем протягивают иглу через спираль и выводят иголку на изнаночную сторону. Причем, чем ближе место ввода иголки на изнанку от места, где была выведена иголка на лицевую сторону, тем больше будет изогнута спираль. При выполнении спирали рококо иголку лучше брать тонкую и длинную, чтобы иголка свободно проходила через накрученные на нее витки нитки. Более подробно узнать об этом виде шва используемого при вышивке, Вы можете в .

Почтовый шов. Этот шов часто применяется при вышивании цветов и листьев. Выполняется этот шов следующим образом: в точке А (вершина нового листочка) иголку выводят на изнанку, оставляя ушко на лицевой стороне, кончик иголки выводят на лицевую сторону в точке Б. Ушко иголки нужно придерживают большим пальцем левой руки, а правой рукой навивают на кончик иглы нитку. Нужно сделать столько витков нитки на иголку, чтобы в результате получился целый листочек. Далее большим пальцем левой руки придерживают навитую на иголку нить, через которую продевается иголка с ниткой. Кончик иголки проводят к вершине листочка (точка А), и выводят на изнанку. Остальные листочки вышивать аналогично. Выполнение этого шва показано на рисунке.

Следующий шов, предназначенный для вышивки гладью называется Румынский шов. Этот шов получается из длинных стежков (на рисунке стежок 1-2), прикрепленных к ткани посередине с помощью коротких стежков (на рисунке стежки 3-4). Стежки можно вышивать слева направо или поворачивая. Последовательность выполнения стежков показана на рисунке. Используется для вышивания контуров и заполнения поверхностей.

Стебельчатый шов. При выполнении этого шва стежки ложатся слева направо. Выполняя каждый новый стежок иголку с ниткой следует выводить на лицевую сторону, отступов примерно половину длины предыдущего стежка. На изнанке должен получится шов напоминающий «строчку». Таким швом обычно выполняются стебельки и жилки листьев, цветов, так же обшивается контур узора. Так же стебельчатым швом можно заполнить всю поверхность узора, если это предусмотрено схемой вышивки, меняя угол наклона.

Тамбурный шов (цепочка) и с навивкой. Тамбурный шов имеет много разновидностей. Название его происходит от специальных круглых пялец «тамбур», которые использовались при вышивании больших изделий, например ковров и покрывал. В данном разделе мы рассмотрим пример тамбурного шва «цепочка». Этот вид шва применяемого в вышивке гладью можно выполнять как на пяльцах, так и без них. В готовом виде представляет собой непрерывный ряд петель, в котором каждая последующая петля выходит из середины предыдущей. Стежки выполняются движением иглы к себе. Для начала закрепите нить с изнанки. Затем на лицевой стороне сделайте петлю. Не забывайте, что каждую новую петлю необходимо выполнять из середины предыдущей. При выполнении петли иголка с ниткой должна находится над этой петлей. Таким образом образуется ряд. Тамбурный шов с навивкой. Это одна из разновидностей тамбурного шва. В начале выполняется обычный тамбурный шов, как описано выше. Затем выполненный ряд «обвивают» , не захватывая ткань, через каждую петлю нитью такого же или другого цвета. Готовый шов похож на шнур. Стежками тамбурного шва можно вышивать цветы, листья, стебли растений, так же его можно использовать в сочетании с другими швами.

«Французский» узелок. Маленький декоративный стежок, который используется не только в вышивкегладью, но и в вышивке крестом. Выполняется этот стежок как с одним навивом нитки на иголку, так и с несколькими. В начале работы необходимо закрепить нить на изнанке вышивки. Затем вывести иголку на лицевую сторону в точке будущего узелка. Далее на иголку нужно навить несколько витков нити. Навивая нить следите за тем, чтобы острие иголки было направленно к ткани, и навивайте нитку по часовой стрелке. Затем необходимо вывести иголку на изнанку, отступив от точки ввода на 1-2 нити ткани. Сдвинув аккуратно навивы протянуть нить на изнаночную сторону. Получившийся узелок не сможет проскочить на изнаночную сторону.

Шов “вперед иголку”. Этот шов применяется не только в вышивке гладью, но и в шитье для сметывания различных частей изделия. Шов «вперед иголку» необходим в вышивании. С его помощью можно вышить цветы и листья по контуру, украсить одежду зашив всю площадь рисунка. Шов представляет собой ряд стежков и пропусков между стежками одинаковой длинны. Выполнять его очень просто. Иголка должна всегда находится впереди выполненных стежков. Длинна стежка и расстояние между стежками зависят от назначения шва. Чем мельче стежки, тем прочнее шов.Меняя длину стежка, расстояние между стежками, расположение стежков, выполнение стежков нитями разного цвета можно создать множество вариантов шва.

Шов «елочка». Этот вид шва применяемый при вышивке гладью рекомендуется выполнять толстыми нитками. При вышивании швом «елочка» лучше использовать ровно тканное полотно. Применяется этот шов при вышивке отделки одежды и предметов интерьера. На рисунке цифрами обозначен порядок выполнения шва. Более подробно о технике выполнения шва «елочка» , и других свободных швов вы можете прочитать в .

Шов “назад иголку” выполняется справа налево. Техника выполнения этого шва такая: движением иглы справа налево делают стежок и пропуск одной длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону левее второго стяжка. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводят в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Все стежки шва «назад иголку» должны быть одинаковой длины. Этот шов применяется не только при вышивке гладью, но и в качестве декоративного шва при вышивке крестом и соединительного шва при шитье.

Шов “петля вприкреп”. Этот шов является одной из разновидностью тамбурного шва, применяемого при вышивке гладью. Шов выполняется в два приема. Вначале делается петля как в тамбурном шве, а затем закрепляют ее стежком «вперед иголку». При этом иголку выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка. Закреплять петли можно двумя и тремя стежками. при закрепке петли двумя стежками, рабочую нить не затягивают сильно, и делают сначала один, а потом второй прекрепительный стежок. петлю свободной нити делают еще свободней, когда делают три прикрепа: сначала средний, а потом крайние. Петли можно располагать по кругу и с наклоном. Группирование отдельных петель в розетки позволяет делать красивые узоры.

Еще одной разновидностью швов, применяемых при вышивке гладью, является шов «петельный» . Этот шов выполняется слева на право, сверху вниз. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иголкой в направлении сверху вниз, при этом нить должна оставаться по иголкой, затягивают рабочую нить до образования петли (рис. а). На рисунке б) стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга. Стежки «петельного» шва могут так же располагаться и очень плотно друг к другу. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнить его по заранее проложенному настилу (рис. б). Кроме того стежки могут быть разной длинны и лежать в разном направлении (рис в, г).


Шов «рыбка» . Этот шов состоит из двух стежков, из которых один выполняется влево, а другой вправо. Затем выполняют вертикальные короткие стежки, которые образуют почти вертикальную жилку. Этот шов особенно хорошо подходит для заполнения листьев. Похож на шов «елочка».

Шов «строчка». Этот шов используется как декоративный не только в вышивке гладью, но и в вышивке крестиком. Так же он служит соединительным швом при шитье изделий. Шов «строчка» похож на шов «назад иголку» стой лишь разницей, что в этом шве на лицевой стороне нет промежутков между стежками. Готовый ряд представляет собой плотно прилегающие стежки, напоминает машинную строчку. Шов выполняется справа налево маленькими стежками одинаковой длинны.

Шов “узкий гладьевой валик” . Шов выполняется в 2 приема: сначала швом «вперед иголку» справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Таким же методом выполняется широкий гладьевой валик, разница лишь в том, что швом вперед иголку намечается не одна, а несколько параллельных линий, поверх которых укладываются стежки валика. Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.

Видов швом применяемых при вышивке гладью достаточно много и сочетая их между собой можно получать необыкновенно красивые и замысловатые узоры.

Даже если вы знаете всего пару стежков, то сумеете простую сумку превратить в произведение искусства! Освоив 6 основных вышивальных стежков, вы сможете придать эксклюзивную нотку любой вещице!


Вышивание – это творческий процесс! Не ограничивайте свою фантазию, занимаясь этим старинным искусством. Ретро- и этномотивы сейчас в моде.

Наши шесть стежков помогут вам создавать вышитые картины, орнаменты, монограммы и многое другое.

С 136 точками 7 петель и 2 типа сшитых шрифтов. Широкоэкранное высокое разрешение , точки отображаются в реальном размере, 13 настроек языка в настройках. Поставляется с кроссовками для декоративных стежков, невидимой оболочкой, для изготовления петли. Другие особенности этой машины состоят в том, что она имеет 29 положений иглы; Высокий подъемник для обуви; Безопасность для ширины строчки, чтобы предотвратить прореживание иглы.

Эта модель также предлагает еще 2 стежка: 2-ниточный оверлочный стежок и 2-ниточный прокатный кромка. Оба должны выполняться с помощью расширителя. Он имеет регулировку длины стежка до 4 мм и подъем под ноги до 4, 5 мм, что позволяет шить несколько слоев ткани.

Для тех, кто собирается шить трикотаж, необходимо иметь машину типа, которая должна быть изготовлена ​​из борта. Идеально подходит для изготовления декоративных предметов и одежды. У этого есть пункты для тройной оболочки, и ее инновационный дизайн объединяет практичность дома и качество промышленной точки.

Совет: перед вышивкой маркером с исчезающей краской проведите на ткани линии рисунка вышивки.

Стежок крестом

Выведите иглу из ткани снизу справа, введите иглу в ткань вверху на длину стежка крестом (= основной стежок). На той же высоте, на которой ввели в ткань иглу, выведите ее наружу слева. Продолжайте таким образом, пока не получите полный ряд основных стежков.

Теперь вышивайте в обратном направлении, выполняя кресты (=покрывающие стежки). Выведите иглу слева на той же высоте и введите ее справа. Первый крест готов. Затем выведите иглу внизу слева и введите справа…

Он позволяет убирать эластичные, фиксировать шнур, декоративный шов и отделки. имеет тройные точки оболочки, его инновационный дизайн сочетает в себе практичность дома и качество промышленной точки. Покупая швейную машину, делайте хороший поиск, сравнивая функции, предлагаемые каждой машиной, и если ее стоимость находится в пределах вашего бюджета. Не забудьте рассмотреть тип работы, которую вы будете развивать. Не использовать покупку машины, полной функций, если вы не будете использовать.

Проверьте доступные швейные машины и сравните типы и марки; Не бойтесь задавать вопросы. Просмотрите различные марки и модели, прежде чем принимать окончательное решение; Поговорите с людьми, которые шили долгое время, чтобы узнать ваше мнение; Когда вы покупаете, если это возможно, попросите попробовать машину и возьмите с собой кусок ткани, с которым вы собираетесь работать. Проверьте, какие предметы включены в покупку, например аксессуары, руководство по эксплуатации, время гарантии производителя и т.д.

  • Проверьте настройки декоративной строчки, регулятор длины стежка.
  • Работает в области планирования и создания коллекций модной одежды.
Игла является одной из наиболее важных частей швейной машины.

На нашем примере вы получили косой ряд стежков крестом. Но по такой же схеме вы можете вышить ряды стежков крестом по прямой. Этот принцип позволяет работать ритмично и прекрасно расслабляет…

Уход за тем, чтобы шов был совершенным, например, выбирая подходящую иглу для ткани и резьбу, которую вы собираетесь использовать, чтобы нить не сломалась, а швы идеальны, не повредив ткань или не повредив иглу. Стандартные или тонкие наконечники. Как есть: У этого наконечника немного сужено. Подходит для: плоских тканей, потому что тонкая точка «болит» меньше ткани Размеры: от 9 до 18.

Круглые наконечники с наконечниками. Как есть: имеет закругленный наконечник. Чем больше игла, тем более округлой. Он служит для: трикотажа и эластичных тканей, потому что он «скользит» между нитями сетки, а не вытирает. Они еще более необходимы в трикотажах, которые портятся, когда нить ломается. Размеры: от 9 до 16.

Лангетный шов

Для этого ряда стежков выведите иглу с изнанки на лицо, затем по диагонали направо вверх введите с лица на изнанку. Иглу проведите вниз.

Важно: нить при этом должна находиться под иглой.


Cнова введите иглу по диагонали справа от последнего вывода. Игла при этом проходит над нитью. Повторяйте вышеописанные операции. Последнюю петлю ряда зафиксируйте стежком на изнанке.

Иглы для вышивания Как это и есть: У этого есть самое большое отверстие, чтобы пропускать вышивальные нити, которые являются более толстыми. Подходит для: декоративной вышивки. Иглы для выстегивания Как это: меньше, чем обычная игла , с небольшим, но сильным отверстием. Он служит для: Усиленный наконечник служит для прохождения через несколько слоев ткани и для прохождения других швов. Размеры: от 9 до 12.

Игла иглы Как это: отверстие этой иглы немного больше. Он используется для: сшитой отделки, с одной или двумя нитями нити. Размеры: от 9 до 14. Игла для джинсов Как это: Вогнутость глубже, и точка заточена. Подходит для: тяжелых тканей, таких как джинсы, полотно, винил и синтетическая кожа. Предназначен для шитья без прижатия ткани к отверстию в игольной пластине.

Таким образом появляется красивый бордюр.
Этим швом можно обметывать края, закреплять аппликации или сшивать открытые срезы. Если стежки прокладывать очень плотно, то вы получите петельный шов.


Иглы с игольчатыми иглами Как это и есть: Наконечник иглы тонкий, с гранями. Подходит для: кожи и винила. Гранитный наконечник сделан для пробивания ткани, создающей отверстие, которое закрывается над ним, даже когда игла снова поднимается. Размеры: от 11 до.

Зная тип иглы, основное правило размера: более толстая ткань, большая игла. Тонкие ткани: для шелка, шифона, вуаля, кружева и органзы, как правило, чаще всего указывается. Средние ткани: полотно, лен, мультия, креп, фланель, трикотаж, трикотаж, шерсть и стрейч-ткани могут использовать ткани среднего и тяжелого размера: для габардина и твида, более подходящим.

  • Легкие ткани: Легкие синтетические ткани, тафта или серна, размер для переноски.
  • Тяжелые ткани: джинсы, ткани для обивки и использования полотенец.
Самый важный совет для покупки игл - снять модель вашей машины.

Тамбурный шов

Нить вывести с изнанки на лицо, уложить петлей и зафиксировать одним пальцем. Ввести иглу в то место, откуда она была выведена и вывести посередине петли. При выведении иглы нить должна находиться под иглой.

Повторите стежок, описанный на предыдущем рисунке, при этом вводите иглу внутри первой петли. Нить не натягивайте слишком туго. Петли должны быть одинаковой длины.

Спросите у дежурного, что такое иглы для этой машины, и избегайте головных болей. Выбор более дешевых может также стоить вам терпения для шитья, с большим разрывом. Игла хорошего качества обычно достаточно на 8-10 часов работы.

  • Здесь вам не нужно дожидаться, когда начнется обучение.
  • Начните сейчас и заплатите позже.
  • Курс все делается через Интернет.
Цель: ученик должен уметь определять разные классы очков.

Шитье - это объединение компонентов одежды, сделанных термообработкой, ультразвуком или стежками, всегда принимая во внимание характеристики материала. Точки представляют собой полный цикл переплетения нити в ткани через иглу и другие элементы, образующие петлю.

В конце ряда выведите иглу внутри последней петли, затем зафиксируйте нить. Для этого сразу же под последней петлей вновь введите иглу в ткань и вытяните нить.
Это великолепный шов для выполнения спиралей, монограмм, орнаментов и бордюров.

Тип точки - это повторение точки через регулярные интервалы. Швы в дополнение к соединению компонентов также имеют декоративную функцию для вышивания, для отделки краев ткани, ногтей, ногтевых кнопок и т.д. Различные типы точек шитья делятся на классы.

Этот пункт использует строку, введенную только с одной стороны материала. Он обычно используется для временного шва или невидимого стежка, изготовленного с помощью машины невидимой оболочки. Эта точка образована одной линией, приводимой в движение иглой, образующей цепь, и ее можно легко отменить от последней точки.

Шов «елочкой»

Сначала выведите иглу слева на лицо, затем сделайте длинный диагональный стежок вверх направо. Теперь перекрестите этот стежок с коротким диагональным стежком в противоположном направлении. Выведите иглу точно в первом месте вывода.



Это точки, образованные, когда нить проходит с одной стороны на другую ткани в последовательных перфорациях. Сначала они были ручной работы, ручной работы. Сегодня некоторые из них воспроизводятся машинами. Застрявшая точка образована двумя линиями и выглядит одинаково с обеих сторон. Все категории с этой точки используют катушку. В результате получается прочный, долговечный и экономичный шов. Единственным недостатком является заряд катушки. Точка 301 производится точечной машиной. Точка 304 выполнена зигзагообразной машиной.

Точки в этом классе отличаются от точек в классе 100, потому что они образованы двумя или более строками. Точка 401 является текущей точкой или цепочкой и образована двумя линиями. Точечная машина является примером машины, которая выполняет эту задачу. Точка 406 выполнена машиной с двумя линиями на иглах и одна на петлителе и широко используется в трикотажных тканях. Точка 407 производится машиной с тремя линиями на иглах и одна на петлителе. Эти швы широко используются в трикотаже, поскольку они более эластичны, чем неподвижная точка.

Повторяйте операции, как описано под предыдущей фотографией. Второй ряд стежков выполняется вниз, справа плотно примыкая к первому ряду. Вышивайте этот второй ряд в зеркальном изображении по отношению к первому.

Рисунок вышивки создает изысканный ребристый эффект, который идеально подходит для заполнения внутренних частей мотивов.
Совет: поэкспериментируйте с различными цветовыми оттенками вышивки.

Напротив, они более выступают в нижней части, что может привести к большему износу с использованием детали. Другая машина, использующая многоточечную цепь, - это эластичная машина. Они обычно используются для улучшения внешнего вида краев или для соединения частей детали.

Они широко используются в трикотаже, поскольку они обладают эластичными свойствами. Точка 504 является самой известной. Оверлочная машина является примером машины, которая выполняет эту задачу. Стежок 516 образован одновременно рядом стежков типа 401 на определенном расстоянии от иглы и с помощью стежка 504 на краю. Идеально подходит для закрытия карманов, гвоздей для рукавов, закрывающих рубашек, закрывающих брюк и т.д.

Шов «вперед иголку»

Это очень популярный шов, который выглядит одинаково как с лица, так и с изнанки.
Первый ряд выполняется справа налево. Для этого выведите иглу и слева введите в ткань, затем снова слева выведите… Очень важно следить за одинаковой длиной стежков.



В конце ряда отступите назад и заполняйте пустые промежутки между стежками. При вводе и выводе иглы из ткани держите иглу наискосок, как показано на фото, и протягивайте ее через ткань.

  • Чем меньше номер иглы, тем тоньше игла.
  • Таблицу при выборе нити и иглы для ткани, которую вы хотите использовать.
Такой же провод обычно используется для верхней нити шпульки и резьбы. Обязательно соблюдайте сочетания игл, нитей и ткани, перечисленные в таблице. Использование неправильной комбинации, особенно в тяжелой ткани с небольшой иглой, может привести к изгибу иглы или ее повреждению и привести к травме. Кроме того, шов может быть неровным, ткань может морщиться, или машина может прыгать стежки.

Сначала устройство было большим, тяжелым и из железа. С развитием технологии швейные машины приобрели электродвигатели, новые конструкции и начали выпускаться с более легкими материалами. Сегодня вы можете найти компактные модели, которые можно легко транспортировать и предлагать ряд дополнительных функций для создания и ремонта разнообразных предметов - от одежды, до предметов для дома и даже декоративных предметов.


Двойной шов «вперед иголку» (называемый также сметочным и штопальным швом) образует четкий контур. С помощью этого шва можно «прочертить» четкую линию. Он подходит для простегивания или для выполнения различных линейных узоров и орнаментов, внутренние участки которых можно заполнить плоской гладью (см. дальше).

Эти образцы имеют в одном продукте возможность создания и персонализации деталей в простой и безупречной отделке. Эффективные и очень практичные, эти машины предлагают несколько вариантов вышивальных стежков. Чтобы сделать работу еще проще, некоторые модели имеют аналоговую панель с поворотными ручками простой обработки и различными вариантами позиционирования для игл. Это оборудование также позволяет регулировать точку, как по длине, так и по ширине, увеличивая возможности производства и доработки деталей.

Кроме того, эти машины оснащены расширенным свободным рычагом, который помогает при работе в трубчатых швах и селектор натяжения линии, для более справедливых или свободных швов. Универсальные, эти модели просты в использовании, обеспечивают большую точность в выполнении заданий и вышивают все типы тканей.


Плоская гладь (в один или несколько рядов)

Плоскую гладь можно выполнять без «обрамления» контурным швом. Но благодаря контуру вышивка плоской гладью становится более пластичной.
Участки заполняются прямыми стежками, выполняемыми наискосок сверху вниз. Стежки ложатся так плотно друг к другу, чтобы сквозь них не просвечивала ткань.

Функции швейной и вышивальной машины

Знание всех функций и функций, предлагаемых машиной, облегчает работу с машиной и помогает в производстве хорошо готовых деталей. Некоторые из функций, присутствующих в большинстве моделей. Служит для резки ткани и маркировки дома, где кнопка будет вставлена, когда кусок закрыт. Игла имеет форму крючка с очень острым кончиком и может быть найдена в нескольких размерах.

Это очень осторожная точка, которая концентрирует линию внутри ткани и становится почти незаметной с правой стороны . Идеально подходит для изготовления деликатной одежды и для изготовления прочных оболочек, а также для применения. Они устойчивы к точкам и представляют собой тонкий аспект на ткани, которые в значительной степени используются при изготовлении нижнего белья и предметов пляжной моды.

Вышивка – это одно из рукоделий, которое должна освоить каждая девочка (мальчикам тоже неплохо научиться держать иголку в руках). Прежде чем давать детям иголку и нитки, следует рассказать, что есть множество видов швов в вышивке, а само вышивание известно с давних времен.
Разнообразная вышивка использовалась для украшения одежды, жилища. У разных народов под влиянием местных условий и обычаев сложились свои характерные узоры, выработалась излюбленная техника, цветовое решение вышивки. Так, для северных народов России характерна вышивка мягких, приглушенных тонов, а для средней полосы, например Рязанщины, - ярких.

И сегодня вышивкой украшают одежду, обычно на самых заметных участках (низ или перед изделия, плечи, наружные стороны рукавов). Иногда отделкой подчеркивают только воротничок и нижние края рукавов.

Так, одежду из льняных и хлопчатобумажных тканей полотняного переплетения украшают вышивкой по счету нитей; верхние платья из плотных ворсистых шерстяных тканей отделывают аппликацией из цветного сукна или тонкой кожи, а также шерстяным шнуром, кистями, мехом и т. д. Рассказывая об этом, важно показать детям натуральные образцы вышивки.Ведь зрительные ощущения гораздо эффектнее.

Необходимо подчеркнуть при этом, что такие красивые изделия созданы из обычных материалов (ткань, нитки) с помощью привычных инструментов - иглы, крючка, спиц. Все это вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, пробуждает интерес к созданию подобных изделий своими руками. Важно также хотя бы коротко рассказать о принципах составления узора, выбора цветового решения, поскольку цвет и форма живут в узоре в тесной взаимосвязи.

Затем идет знакомство с видами ручной вышивки. В русской вышивке можно выделить две группы приемов:

  • первая - счетные вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;
  • вторая - вышивки, выполняемые по рисованному контуру.

Счетные вышивки

К ним относятся «крест», «роспись», счетная гладь, наборы, мережки, косая стежка. Для их выполнения необходимы ткани с равномерным полотняным переплетением нитей, постоянной плотности и одинаковой толщины основы и утка. Для этого лучше подходит холст, у которого легко можно подсчитать нити в долевом и поперечном направлении.

При выполнении этих швов требуется высокая точность и аккуратность в работе. Если в процессе работы нити ткани отсчитываются неточно, вышивка получается некрасивой, рисунок искажается, а вся вещь утрачивает эстетическую ценность. При аккуратном выполнении вышивки счетными швами сочетание разной техники в одном узоре создает красивую, переливающуюся фактуру.

Вышивки по рисованному контуру

К этой группе относятся швы: «вперед иглу», стебельчатый шов, тамбурный шов, косая гладь, русская гладь, владимирский шов. Очень красивы накладные сетки для заполнения отдельных частей узора.

Шов "Вперед иголку"

Стебельчатый шов

Для выполнения стебельчатого шва сначала выбирают материал. На ткань аккуратно карандашом (специальным исчезающим маркером) наносят рисунок. Прошивают по рисунку: от исходной точки нитку сначала продвинуть вперед, а затем, проколов ткань, иголку с рабочей ниткой провести по изнаночной стороне назад, выводя у середины предыдущего стежка (рабочая нитка всегда выводится с одной стороны стежка).

Тамбурный шов


На выбранный материал наносят необходимый рисунок. По рисунку прошить - из исходной точки иголку переместить под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку; рабочая нить в виде петли остается под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывайте в образованную предыдущим стежком петлю.

Шов "Роспись"

Шов «роспись» (полукрест, двусторонний шов и т. д.) состоит из тонких линий, образуемых мелкими равномерными стежками цветных ниток, которые создают одинаковый узор на лице и изнанке. Выполняется этот шов двойным ходом: вначале приемом «вперед иглу» делаются стежки через 3-5 нитей ткани (один на лицо, второй на изнанке). Обратным ходом рабочей нитки покрываются пропущенные места. Дважды стежки не перекрываются.

Чтобы добиться правильной прямой диагональной или ступенчатой линии, уколы каждого нового стежка при обратном ходе рабочей нитки делаются в укол предыдущего.

Двусторонний шов "Роспись"

Двусторонний шов «роспись» имеет несколько разновидностей - «клетка», «шашка», «чешуйка» и др. В узорах эти швы всегда комбинируются, образуя красивую фактуру.

Шов «узелки»

По размеченной ткани прошить по рисунку: сделать стежок «вперед иглу» и, не выводя иголки из ткани, навить на ее кончик нитку, затем протащить иголку через ткань и придерживая пальцем образовавшуюся спираль, чтобы она не растянулась, закрепить узелком в ткани.

Шов «косая гладь»

«Косая» гладь служит для заполнения рисунков, где форма не допускает равномерного распределения стежков. К таким формам относятся резной листик, небольшие цветы и др. Начинать необходимо с прометывания контура швом «вперед иглу». Полученную плоскость заполняют косыми стежками. Движение стежков идет вверх слева направо.

Чтобы сделать первый стежок, от места закрепления нитки отсчитывают четыре нити вправо и две вверх, вводят иглу, делают по изнанке горизонтальный стежок справа налево. Второй стежок идет на две нити выше первого и т. д. На изнанке получаются непрерывные горизонтальные линии.

Шов «Шнурочек»

Этот шов очень похож на краевой петельный шов. Прошить по рисунку: контур рисунка прометать швом «вперед иглу», вышить петельным швом.

Шов «Пышечка»

Этот шов еще называют «горошек», чаще всего он выполняется по двухслойному настилу, что дает возможность получить выпуклую его поверхность. Вначале контур рисунка прометывают швом «вперед иглу», затем прокладывают настил внутри контура вдоль и поперек формы, по нему вышивают двухстороннюю гладь.

Накладная сетка

Накладная, или декоративная, сетка применяется для украшения середины цветка. Контур узора обшивают стебельчатым швом. Затем прокладывают линии сетки в направлении нитей основы и утка. Закрепив последнюю линию, начинают соединение перекрещивающихся ниток: перекрестки прошивают ниткой того или иного цвета, штрихами или мелкими крестиками.

Русская гладь

Русская гладь - своеобразный вид вышивки, в которой стежки рабочей нитки расположены рядами в шахматном порядке. Они могут быть вертикальными или горизонтальными и прокладываются швом «вперед иглу» от одного края мотива до другого через 10-12 нитей с захватом 2-3 нитей ткани. При обратном ходе рабочей нитки стежки плотно прилегают к предыдущему ряду. Для получения равномерной зернистой поверхности все стежки должны быть равной длины и оканчиваться точно посредине предыдущего.

Владимирский шов

Владимирский шов - односторонняя декоративная гладь, выполняется толстой цветной ниткой (в одну-две пасмы мулине). Каждую форму орнамента с лицевой стороны заполняют длинными стежками, с изнанки же образуются только небольшие штрихи, расположенные по контуру узора. В цветах стежки обычно кладут от центра к краю в виде веера, а в листьях - по диагонали в двух направлениях от середины к краям.

Возможно для детей знать и без ошибок выполнять все виды швов не обязательно, но помнить и применять некоторые их виды в вышивке должна каждая девочка. Ничего так не ценится, как настоящая ручная работа, даже если это платочек с детскими инициалами!