Конспект занятия с детьми старшей группы по эмоциональному развитию «Сказочные гномы. Конспекты занятия по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Цели:

— формировать адекватную самооценку;

— повышать саморегуляцию и самоконтроль.

Задачи:

— расширять представления детей об эмоциях;

— развивать ориентацию на позитивную оценку качеств сверстников;

— повышать уверенность в себе;

— развивать чувство общности в группе, коммуникативные навыки.

Материалы : аудиокассета, альбомный лист, цветные карандаши, гуашь, фломастеры.

Вводная часть

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг на друга и доброжелательно улыбаются.

Педагог. Поговорим о настроении. Какое оно у тебя? С чем его можно сравнить? Настроение может быть разным: грустным, веселым, спокойным... Его можно сравнить с цветом, животным, нарисовать, выразить в движении. Итак, «Аукцион идей: как справиться с плохим настроением».

Дети перебрасывают друг другу мяч и подают идеи. Можно послушать музыку, посмотреть телевизор, поваляться на диване, почитать книжку, рассмотреть в ней картинки, достать раскраску, что-то рисовать, посмотреть в окно, пойти погулять на улицу, поиграть на улице с другими детьми, позвонить другу, скорчить рожицу в зеркале, улыбнуться своему отражению в зеркале, сказать: «Все у меня будет хорошо, у меня все получится!» и др.

Основная часть

Педаго г. Закройте глаза. Попробуйте представить себя взрослыми. Как вы будете выглядеть, во что одеты. А теперь откройте глаза. Давайте побудем в роли взрослых. Тот, кого я позову, должен представиться как взрослый, походить по комнате как взрослый.

Дети выполняют.

Давайте выполним упражнение «Я могу, я умею».

♦ Такие мысли помогают мне: у меня все получится, я научусь, я справлюсь и т.п.

♦ Такие мысли мне мешают: я плохой, я не умею, я не справлюсь, я боюсь и др.

Дети, давайте выполним задание «Слушай команду» на развитие произвольности.

Педагог показывает определенную команду, например, хлопнуть в ладоши над головой и повернуться вокруг себя. Затем включается музыкальная игрушка, пока она звучит, дети свободно двигаются по игровой комнате. Но когда музыка прекратится, все дети должны остановиться и выполнить ранее показанную команду (вариант: не показывать, а произносить определенную команду).

Заключительная часть

Педагог . Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Дети образуют маленький кружок, сжимают руки в кулачки. Затем они ставят свои кулачки в единый «столбик» («башню») и громко произносят: «Всем-всем до свидания!»

Задачи:

Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

Формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

Вызвать чувство сострадания к тем, кто нуждается в помощи;

Формировать представления о добре и зле;

Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

Упражнять в восстановлении простых последовательностей в знакомой сказке;

Развивать воображение и творческие способности детей;

Активизировать и обогащать словарь: мягкий, теплый, шелковый, рассыпчатый;

Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Материал:

Небольшая песочница, рамки с песком;

Запись спокойной музыки, видео и компьютерное оборудование для просмотра отрывка из мультфильма «Гуси-лебеди» и проведения гимнастики для глаз, физминутки;

Влажные салфетки, миниатюрные фигурки Бабы Яги, 5-6 яблок,2 моста: на перилах смайлики с эмоциями радости и грусти.

Столы, мольберт, детали украшения и оживления пространства вокруг избушки Бабы Яги.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Алексеевна! Давайте знакомиться! Я прошу вас дружно назвать каждый свое имя, вот и познакомимся! Хорошо? (дети все вместе называют свои имена)

Я совсем ничего не поняла, но услышала ваши веселые, добрые, звонкие голоса!

Я вам предлагаю познакомиться ладошками, даря свое тепло друг другу.

(На мою ладошку дети поочередно кладут свои, называя свое имя. Завершаю горку из детских ладошек своей).

Я очень рада вас видеть! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь самой доброй и привлекательной улыбкой: со словами: «Здравствуй, это я!»

(Дети здороваются друг с другом и педагогом).

Педагог. Ребята, вы любите мультфильмы? И я очень люблю! А давайте вместе посмотрим отрывок одного очень интересного мультфильма. Рассаживайтесь удобнее. (Дети рассаживаются полукругом перед экраном и просматривают отрывок из мультфильма «Гуси – лебеди»)

Педагог. Ребята, какая это сказка? А что же произошло с героями в сказке дальше? (Ответы детей) Как вы считаете, что же девочка сделала не так? Что же теперь делать, как вы думаете? (ответы детей)

Я уверена, что сестрице можете помочь только вы, потому что у вас доброе сердце и бесстрашный характер. Вы готовы к испытаниям? И поэтому мы и отправляемся в сказку.

Закройте глазки и повернитесь вокруг себя три раза. (Включается запись спокойной музыки, педагог надевает костюм сказочницы)

Глазки закрываем, раз, два, три.

Сказка оживает - посмотри!

Педагог. Я - добрая сказочница! И мы оказались в сказке! (Дети открывают глаза) Ну что ж тогда вперед! (все подходят к песочнице). Смотрите как много песка!

Ребята, какого он цвета? Какой он на ощупь? ! (Дети вместе с педагогом погружают руки в песок и обследуют его). А как можно им играть? (Ответы детей) Педагог дополняет. Можно погладить пальчиком по песку и почувствовать каждую песчинку, а можно оставить отпечатки, похожие на следы животных. Можно поиграть в песке как на пианино. (Дети выполняют действия, предложенные педагогом) Как приятно играть с песком! Вот какая у меня горка получилась! Ой, ребята, а избушка Бабы Яги тоже стоит на горе в дремучем лесу. Давайте постоим гору из песка и поставим избушку. (Дети строят гору и сажают на нее Б.Ягу и диких лебедей.)

(Подходят к экрану)

Педагог . А вот и первое испытание-печка! (смотрят на экран) Она покажет нам дорогу, если мы испечем чудесные куличи. А из сухого песка можно что-то слепить? Да, вы правы! И поэтому я приготовила влажный песок. Вы же знаете, что куличи могут быть разные, я приготовила различные формы и предлагаю вам сделать выбор.(Дети пекут «Чудесные куличики»)(привести в порядок руки)

Педагог . Вот мы и преодолели первое препятствие! Но что дальше нас ждет? (ответы детей) Да, вы правы! Смотрите, прямо перед нами стоит яблонька. Она преграждает путь к избушке. (Смотрят на экран с сюжетом яблоньки) Был сильный ветер, и яблоки с яблоньки упали, и каждое разбилось на две части. Яблонька просит вас собрать кусочки в целые яблоки. Необходимо каждому из вас взять одну часть яблока и у друзей найти вторую. (Дети складывают разрезанные разными способами яблоки, находя свою половинку.)

Педагог . Молодцы, ребята! Справились с этим заданием! Но путь у нас еще очень долгий. И просто нам необходимо отдохнуть. Я приглашаю вас провести веселую физминутку. Постарайтесь повторить все то, что будут выполнять на экране тапочки.

Масько Л.Г. « Веселая физминутка для наших ног и рук »

Педагог . (после физминутки) Посмотрите, пожалуйста, внимательно на спинку своего стула. Что вы видите? Да у каждого из вас на стульчике наклеен цветочек определенного цвета, запомните каждый свой цвет. Нам это пригодиться в дальнейшем. Запомнили?

Ну что ж, давайте посмотрим, какое следующее испытание ждет нас. (Смотрят на экран)

Это молочная река, кисельные берега. Через речку переброшены два моста: мостик радости и мостик грусти. (Подходят к мостикам на поручнях, которых прикреплены смайлики с грустным и веселым выражением лица) Как вы думаете, какой мостик радости, а какой грусти? А почему вы так считаете? Каждому из вас предлагаю выбрать мостик, по которому вы бы хотели пройти. А пройти по ним не сложно, нужно с помощью лица, мимики и голоса показать эти чувства. (Дети выбирают мостик и с помощью мимики и голоса показывают чувства.)

Педагог. Мы преодолели и это препятствие. Смотрите, как стало темно, это Б.Яга напустила на нас темную ночь. Но ведь и ночью много интересного! А давайте понаблюдаем за звездочками на ночном небе!

Масько Л.Г. Физминутка "Звездочет"

Вот мы оказались перед избушкой Б.Яги, но она не сдается. Как вы думаете почему? Какая она? Что же сделать, чтобы она подобрела? (Рассуждения детей)

Педагог . Я думаю, что победить ее мы сумеем, если похвалим от всего сердца (Ответы детей).

Педагог . От ваших добрых слов Б.Яга действительно, стала доброй и решила отпустить братца на волю. (На экране сюжет, когда сестрица и братец вернулись домой) Но ведь теперь Б.Яга останется одна в темном дремучем лесу, где ни чего не радует глаз. Ей не с кем поговорить, некому почитать сказки. Ей очень одиноко! Мне ее так жалко! А вам, ребята? Чем же ей помочь? (Ответы и предположения детей) Конечно, вы правы! Давайте украсим лес и оставим Б.Яге новых друзей? Вы согласны?

Дети . Да!

Педагог . Вот теперь нам и пригодится цвет цветочка, который вы видели на своем стульчике. Вспомнили свой цвет? Ребята, у которых был голубой цветочек,будут создавать яркое солнечное небо над избушкой, те у кого был зеленый цветочек украсят деревья, посадят елки, цветы. А у кого был желтый цветочек - пригласят друзей для Бабы Яги.

(Дети подходят к столам, обговаривают порядок действия). Только нам нужно поторопиться, ведь время пребывания в сказке у нас осталось немного!

Педагог . (рассматривая картину) Молодцы, ребята! Как красиво вы украсили лес и каких веселых добрых друзей оставили Б. Яге! Ей теперь точно будет не одиноко. Она говорит вам: «Спасибо!» А сейчас нам пора возвращаться в д/сад. Закройте глазки и повернитесь вокруг себя три раза. (Звучит спокойная музыка, педагог снимает накидку).

Глазки закрываем! Раз, два, три.

Сказку покидаем, только не грусти!

Открывайте глаза. Вот мы и оказались снова в д/саду.

Педагог . Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными преодолели все препятствия! Скажите, что было самым трудным, а что самым радостным в дороге? Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. И я вам предлагаю нарисовать свое настроение на песке!

Педаго г. У меня тоже очень хорошее настроение и я его дарю вам.(дарит детям смайлики из воздушных шаров). И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.
  • Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  • Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
  • Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
  • Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
  • Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Словарь терминов

Эмоция –это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.
Радость –это когда нам хорошо от чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт.
Злость – когда мы на кого-то злимся, например, на того, кто нас незаслуженно обидел, кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при этом руки могут быть сжаты в кулаки.

Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона;игрушка ежик, который смеется.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Здравствуйте, ребята!
Я шла к вам на занятие и встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Золотой ключик» детям. Это письмо вам. От кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого? Прочтем письмо? Слушайте внимательно.

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою фотографию (2 слайд). Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции.
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец (3 слайд). Мне стало интересно и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие (4 и 5 слайды).
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач (6 слайд). Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями.

– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
– При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.
– Приступим к первому заданию.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

Грустиплач дает такое задание: изобразить двух жителей дворца эмоций. 1 пиктограмма – радость (7 слайд).

– А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка) .
– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется (8 слайд).
– Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...)
– Видите, как много у нас поводов для радости (9 слайд).
– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача (10 слайд).

2 пиктограмма – злость.

– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые) – 11 слайд.
– Какие мы некрасивые, когда злимся (12 слайд). А когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не получается) – 13 слайд.
– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся. (Еще один кусочек дворца – 14 слайд).

Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

– Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри) – 15 слайд.
– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми?
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос. (16 слайд).

Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»

– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий (17 слайд). А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника (18 слайд).

Игра «Волшебный мешочек»

– Грустиплач сложил в этот мешочек разные небольшие предметы и заколовал мешочек так, чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли угадать, что там находится. Кто первый рискнет справиться с этим заданием?
– Молодцы! Еще одна часть замка появилась (19 слайд).

Упражнение «Найди отличия»

– Перед нами следующее задание (20 слайд). Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий. Нужно найти все отличия.
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась (21 слайд).

Упражнение «Башня радости»

– А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех (22 слайд). Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится или что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, а на обратной стороне написано волшебное слово «Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы злитесь, то эта медалька вам поможет стать веселее и добрее. (Под песню «Улыбка каждому вручается медалька с изображением Ежика).

– Наше сказочное занятие подошло к концу.
– Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?

– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.

Список литературы:

1. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина . – М.:Айрис-пресс, 2007.– 160 с.
2. Лютова, Е.К, Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
4. Тарасова, Т.А., Власова, Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В. Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
5. Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.
6. Жигалова, Н.Ю., Куликова, И.Н. Валеологические развлечения и игры в детском саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова.// Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.
7. Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я. Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.
8. Бикташева, Н.П. Страна разноцветных эмоций [Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.– № 1. – С. 51-52.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Ромашка» с. Михайловка Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Подготовила и провела педагог – психолог Киреева Б.Р.

Цель:

  • закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, грусть, страх, удивление, гнев) .

Задачи:

  1. способствовать осознанию, пониманию эмоций;
  2. повысить устойчивость эмоциональных состояний;
  3. помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание;
  4. помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.) , препятствующие его полноценному личностному развитию;
  5. обогатить эмоциональную сферу ребенка.

Этапы занятия:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, групповая дискуссия.)
  3. Рефлексия занятия - оценка занятия.
  4. Ритуал прощания.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Возраст участников: Старший дошкольный возраст.

Оборудование: картинки гномов с разными эмоциями; магнитофон, аудиозапись музыки, солнышко с прищепками, пиктограммы с изображением эмоций, «сухой дождик» , коробка с конфетами

Предварительная работа:

  • знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, злость.
  • прослушивание музыкальных произведений.
  • проведение психологических игр и упражнений.

Ход занятия:

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте мы поприветствуем друг друга:

Здравствуй солнце, (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй я, (показывают на себя)

Здравствуй все мои друзья! (обнимают соседей справа и слева за плечи)

Нетрадиционная игра с прищепками Сегодня нас в группе встречает солнышко, которое решила раздать вам свои лучики, для того чтобы узнать с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Вы должны рассказать, как вас зовут, какое у вас настроение. Продолжить предложения: Меня зовут… У меня сегодня … настроение, потому что…

(детям раздаются прищепки, солнышко передают по кругу и одевая прищепку (лучик) ребенок рассказывает о своем настроении.)

Посмотрите, сколько лучиков у солнышко и каждый лучик с разным чувством и настроением, у нас лучики и радостные и грустные. И поэтому, чтобы поднять всем настроение мы поиграем с «Солнечным лучиком»

Игра «Солнечный лучик» Солнечный лучик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, но ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного лучика, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался на живот, погладь его. Лучик не озорник - он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с солнечным лучиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Основная часть:

Сегодня к нам из страны эмоций пришли в гости сказочные гномы

Они нам помогут вспомнить эмоции, о которых мы с вами говорили на прошлых занятиях.

  • Отгадайте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки, эмоцию какую сейчас вам покажу я?

(звучит радостная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией радости. Ответы детей)

Наш гномик принес нам пиктограммы с различными эмоциями и хочет нас проверить, все ли эмоции вы знаете. (детям раздаются пиктограммы с эмоциями радость, грусть, страх, злость, удивление) А теперь назовите гномику вашу эмоцию, которая изображена на пиктограмме и расскажите гному, когда вы испытываете это чувство. Например: У меня радость «Я радуюсь, когда никто не болеет» .

  • На гнома посмотрите. Эмоцию мне назовите… (звучит грустная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией грусти. Ответы детей.)

Как вы думаете, что с ним могло произойти, почему он грустит?

  • Идет гномик к нам другой. Посмотрите, он какой? (звучит страшная музыка. Педагог-психолог показывает гнома с эмоцией страха. Ответы детей.)

Упражнение «У страха глаза велики» .

Педагог-психолог: А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны) . У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук) . Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки) . А затем вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками) . Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

Молодцы, ребята, вы справились со страхом.

  • На этого гнома посмотрите. Эмоцию мне назовите… (Звучит гневная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией гнева. Ответы детей.)

А знаете этот гном мне рассказал, на что он сильно разозлился. Оказывается ему в волшебной стране никто не хотел рассказывать сказки и поэтому он такой злой. Давайте мы с вами расскажем ему сказку. (дети соглашаются)

Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы будете изображать героев сказки после того, как услышите слова «вот так» .

Есть одна замечательная планета, которое носит название Земля. Она большая и круглая. На ней много лесов, морей, рек. И живут на ней люди, звери, птицы, насекомые. Так вот, на этой планете есть огромная ярко – зеленая поляна. Над этой поляной небо часто бывает синим. В небе летают птицы. Эту поляну согревает своими теплыми лучами солнце.

Однажды среди белого дня на этой поляне вдруг появился город. Откуда взялся? Может, кто и знает, но мне не известно. Все в этом городе было необыкновенным. Дома были разного цвета: красные, желтые, зеленые, синие, фиолетовые – будто радуга оставила свой след на каждом из них, разной формы – круглые, квадратные и даже треугольные. Окна в домах были очень большими, чтобы в дом проникало много света. Ф еще было много дверей, и все они были открыты. Входи когда хочешь и иди куда хочешь.

А жили в этом необычном городе маленькие волшебники, похожие на вас. И на тебя Денис, и на тебя, Ирина (и т. д.) . Волшебники были очень добрые и дружные. Они трудились и многое умели. А если у них что-то не получалось, они знали, что обязательно получится, пусть не сразу. Любили волшебники играть и веселиться. То и дело слышался их веселый смех. А смеялись они вот так… (Дети ложатся на спину, болтают ногами, руками, хлопают себе по животу и громко смеются.)

Но бывало волшебникам и грустно, и тогда они грустили вот так… (Дети изображают печаль с помощью мимики.)

Иногда им хотелось поплакать, и они позволяли себе это. Они плакали вот так… (Дети изображают плач с помощью пантомимики.) Огромные слезы катились по их щекам, а когда они падали на землю, то превращались в хрустальные бусинки. Звон от них был мелодичным и успокаивающим.

Волшебники любили придумывать разные чудеса с превращениями. Когда кто-нибудь в кого-нибудь превращался, то они удивлялись вот так (Дети широко открывают глаза, приоткрывают рот, произносят «ах» .)

Сейчас мы попадем в эту страну. Закройте глаза и следите за дыханием. Насчет три вы откроете глаза и окажетесь в волшебном городе. Вдох – выдох – один, вдох – выдох – два, вдох – выдох – три. (Дети выполняют инструкцию.)

Откройте глаза. Мы в необычном городе. (Дети открывают глаза.)

Не успели мы попасть в этот город, как тут же превратились в большущих слонов. У слона четыре мощные ноги. Он ходит важно, не спеша, медленно перенося массу тела с одной ноги на другую. Ставит ногу на всю ступню, как бы продавливая землю. Попробуем ходить вот так… (Дети плавно, медленно переносят тело с одной ноги на другую, шумно вдыхают, на выдохе длительно произнося звук «а» .)

Слон подошел к стройке, где маленькие волшебники строили дом. Наверное, для нас с вами. Слон – сильное животное и он принялся помогать волшебникам поднимать тяжелые камни вот так… Он поставил устойчиво ноги (дети ставят ноги на ширину плеч) , чуть согнул колени, поднял камень передней правой ногой и с силой вытолкнул ее вверх, подавая камень наверх (имитируя движения) . Затем поднял камень передней левой ногой и так же подал его наверх строителям (имитируя движения) . Ему было нелегко, и он не скрывал этого. Тяжело дышал вот так… (Дети на выдохе длительно произносят «а» ) .

Но тут слона постигла неудача: тяжелый камень упал ему на ногу. Слон поднял ушибленную ногу и застонал вот так… «о» ) .

Слон очень разозлился, его тело напряглось, он сжал челюсти, стал размахивать хоботом, грозно трубить вот так… (дети имитируют движения и длительно произносят звук «а» ) .

А затем слон пошел по городу сотрясая воздух ревом вот так… (дети движутся, перенося массу тела с одной ноги на другую с резким движением рук, сжатых в кулаки, вверх; на выдохе опускают руки вниз, произнося звук «а» ) .

Тут слон увидел газету. Он хватил ее и принялся мять. Он топтал ее ногами, рвал на части вот так… (дети мнут газету, топчут, рвут) .

Затем слон завалился на спин и принялся колотить по земле ногами, вертеть головой и реветь вот так… (дети ложатся на спину, стучат об пол ногами, мотают головой, длительно произносят звук «а» ) .

Постепенно чувство злости стало покидать слона, он закрыл глаза, вытянувшись на земле во весь рост вот так… (дети ложатся на пол, закрывают глаза, слушают текст на релаксацию) .

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, …засыпают… (2 раза)
Напряжение улетело
И расслаблено все тело (2 раза)

Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык (2 раза)

Дышится легко…ровно…глубоко…

Вскоре слон совсем успокоился, он лежал расслабленный. Открыв глаза, он огляделся кругом вот так… (дети открывают глаза, осматриваются по сторонам) .

Как хорошо: солнышко пригревает, небо голубое, трава зеленая, в речке вода течет. И ему стало совсем спокойно и уютно. А о злости напоминали только разбросанная по земле обрывки бумаги. Давайте уберем все остатки «злости» , чтобы она нас больше не беспокоила (все убирают обрывки газет) .

Ну что пришло время возвращаться домой. Закройте глаза, следите за дыханием. На счет «три» вы откройте глаза и снова окажитесь в нашей группе детского сада. Вдох – выдох – один, вдох – выдох – два, вдох – выдох – три. (Дети выполняют инструкцию.)

Символическое возвращение из сказки - упражнение «Это я»

Дети встают в круг, взявшись за руки, топают ногами, повторяя на выдохе: «Это я. Это я» .

Ну вот мы и вернулись. Вам понравилось быть слонами? Какое чувство переживал слон, когда камень свалился ему на ногу? Как он выражал это чувство? Что он при этом делал? Вы заметили, что слон, несмотря на то, что был зол, никого не оскорблял и не обижал. Слон - миролюбивое животное. И если вдруг вас когда – нибудь посетит чувство гнева, злости, вспомните слона.

  • На гномика взгляните, Эмоцию определите… (Звучит необычная музыка. Педагог-психолог показывает гнома с эмоцией удивление. Ответы детей.)

Правильно, это удивление! Я вам расскажу чему же удивился сказочный гном, может вы тоже удивитесь.

1. Игра - релаксация «Сухой дождь» .

Прислушайтесь, что за звуки? Это дождь шумит. Пойдём, посмотрим (аудиозапись - Шопен «Вальс дождя» ) .

К нам прилетела дождевая тучка, но дождь не простой, а волшебный (на зонтике разноцветные атласные ленты) . Погладьте его.

Наш дождь разноцветный, сухой, тёплый, веселый, добрый, ласковый, нежный. Дождик нас радует, успокаивает. Можно немного потанцевать под музыку.

Дождик, дождик, мой дружок, ты пролейся на лужок,

По рукам и по лицу, ты пляши без лени, первый, весенний.

Так приятно гулять под нашим дождиком.

Наш волшебный дождик словно смывает все переживания, страхи, усталость и наполняет нас здоровьем и весенним настроением.

Рефлексия занятия

  • Давайте вспомним, какие эмоции живут в сказочной стране?

Какая игра показалась вам наиболее интересной?

  • А какое у вас сейчас настроение?

(Дети вспоминают) .

Ритуал прощания.

Подошло к концу наше встреча с сказочными гномами.

Они на прощание дают нам наставление:

Быть добрым, без капризов

И дарят вам сюрпризы. Гномы в гости к нам пришли тоже не с пустыми руками а с сюрпризом (Показываю детям коробочку, закрытую крышкой. Трясу коробочку и предлагаю детям отгадать на слух, что там находится.) Как вы думаете, что это может быть?

На самом деле это конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что – то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на земле… (Детям раздаются конфеты, они высказывают свои пожелания) .

Спасибо! Вы сегодня молодцы. До свидания.

Список используемой литературы:

  1. Программа Эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н. П. Практическое пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 208 с.; ил.
  2. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психо- коррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) . – М.: Национальный книжный центр, 2011. – 136 с. (Психологическая служба.)

ТЕМА: Способы общения.

ЦЕЛЬ: Учить детей понимать эмоциональное состояние других людей и выражать настроение различными (вербальными и невербальными) способами. Создавать возможность для самовыражения, преодоления барьеров в общении, снятия напряжения.

ОБОРУДОВАНИЕ: мягкая игрушка Лесовичок, ширма «Лес», магнитофон, кассета с записью музыки Ф. Куперен «Бабочки», пиктограммы с эмоциями радости, грусти, страха, злости.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

– Давайте поздороваемся друг с другом.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и говорят по кругу каждый своему соседу: «Я рад(а) тебя видеть, …(имя)».

2. Минутка релаксации

Какое сейчас время года?

– Какая погода зимой?

– Давайте покажем, как нам холодно.

– Какими способами можно согреться?

– Хотите согреться, перенестись в летний лес? Для этого разместимся на ковре в удобной для вас позе (можно сесть, прилечь), закроем глаза и представим, что мы перенеслись в летний лес. Ярко светит солнце, поют птицы…

(звучит музыка, педагог создает словесный образ лета) .

Итак, мы оказались в летнем лесу на поляне… Открываем глаза.

– Какое у вас настроение?

3. Проблемная ситуация

(Слышится шорох)

Что это шуршит? Откуда этот звук?

(Появляется игрушка – Лесовичок)

– Кто это может быть? Давайте спросим у него.

Лесовичок: Здравствуйте! Я – лесной житель, зовут меня Лесовичок.

Я оказался рядом и услышал, что вы говорили о настроении.

– Что такое настроение?

– Зачем нужно уметь определять настроение? (обобщение ответов детей)

Лесовичок: Теперь я понял, почему у меня нет друзей, оказывается, я не могу угадывать настроение и поэтому не умею общаться.

4. Основная часть. Исследование, какими способами можно определить настороение.

4.1. Упражнения на определение эмоций по мимике. Работа с пиктограммами.

Научим Лесовичка узнавать (угадывать, определять) настроение?

– Ребята, какое бывает настроение? (Радостное, грустное, злое, бывает страшно…).

– Как можно узнать, какое настроение у человека?

Пиктограмма «радость»

Какое настроение?

– Как вы узнали? (глаза прищурены, улыбка).

– Давайте изобразим радость.

– Когда вы радуетесь? Попробуйте закончить предложение «Я радуюсь, когда…»

– Найдите в комнате предметы, у которых радостное настроение.

Пиктограмма «грусть»

– Какое настроение?

– Как узнали?

– Изобразим грустное настроение на своем лице.

– Закончите предложение «Мне грустно, когда…»

– Найдите в комнате предметы, у которых грустное настроение.

– Что делать, когда бывает грустно?

Пиктограмма «страх», пиктограмма «злость» – анализ по аналогичным вопросам.

Вывод: Как мы можем узнаем настроение человека? (По выражению лица).

4.2. Упражнения на умения детей определять и передавать состояния человека при помощи жестов, пантомимики.

А как еще можно узнать настроение человека? А догадаться поможет игра.

Игра «Как живешь?»

Педагог задает вопрос, дети отвечают «вот так» сопровождая слова движениями.

– Как живешь? Вот так…

– А плывешь? Вот так…

– А бежишь? Вот так…

– В даль глядишь? Вот так…

– Ждешь обед? Вот так…

– Машешь в след? Вот так…

– Утром спишь? Вот так…

– А шалишь? Вот так…

Игра «Угадай настроение» .

Педагог показывает разные состояния человека с помощью жестов, выразительных, а дети угадывают.

Предлагаемые варианты:

  1. злой;
  2. толстый;
  3. грустный;
  4. холодно;
  5. большой;
  6. тяжелый;
  7. радостный.

Вывод: Как вы узнали настроение? Я же вам не говорила. С помощью чего? (С помощью движений, жестов).

4.3. Упражнения на определение эмоций по голосу.

– Можно ли ещё каким либо способом узнавать настроение?

– А когда мы человека не видим?

– Когда разговариваем по телефону?

– Давайте я сейчас спрячусь в лесу, и буду говорить с разным настроением, а вы попробуете угадать? (Педагог говорит любую фразу из-за ширмы с радостным, грустным, испуганным, злым настроением)

– Как вы догадались?

Аналогичные вопросы задаются к грустному, испуганному, злому голосу.

Вывод: Как вы узнали настроение? (По голосу).

Игра « Котята»

Мы сейчас отгадывали настроение, давайте Лесовичку покажем, как можно передать настроение.

Мы превратимся в котят, и будем мяукать с разным настроением. (Дети мяукают радостно, со злостью, испуганно, грустно).

5. Обобщение

  1. Что же нужно сделать, чтобы научиться дружить?
  2. Как мы с Лесовичком узнавали настроение? (По выражению лица, по движениям, по голосу).
  3. На прощание пожелаем Лесовичку всего хорошего и попрощаемся. (Дети по кругу желают всего хорошего и прощаются с ним).

6 . Заключение.

  1. А чтобы снова нам попасть в детский сад, нужно снова прилечь на цветочки (подушечки), закрыть глаза и представить (звучит музыка), что мы уже не в лесу, на улице становится прохладно, выпал снег, наступила зима, мы в садике. (Педагог описывает детский сад в зависимости от времени года). Открываем глазки.
  2. А теперь похвалим себя за хорошую работу. (Дети по кругу говорят соседу: «(Имя ребенка) ты добрый(ая), хороший (ая) мальчик (девочка)».)

Литература:

  1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик»