Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок. Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку Когда и с чего начать

Другое дело – Всероссийская акция “Я – гражданин России”. В ней гражданско-патриотическое образование и воспитание гармонично встроено в социальное проектирование, причём тонкость заключается в том, что никого не надо убеждать в необходимости того или другого – всё это содержится, как говорится, по умолчанию. И вместо разговоров о любви к Родине и важности наличия активной гражданской позиции тут предложен набор совершенно конкретных дел для решения вполне реальных, а не выдуманных проблем!

Впрочем, понять истинные мотивы тех, кто принял решение участвовать в том или ином проекте, можно лишь расспросив их об этом.

Ниже представлены высказывания финалистов XIII Акции “Я – гражданин России”, которая прошла 29 июля – 12 августа в федеральном детском центре “Смена” (посёлок Сукко, Анапский район, Краснодарский край). А также текст обращения к участникам XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ, ответственного секретаря Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Зинаиды Драгункиной.

Александр Матвиенко, ученик 10 класса лицея №1, Кантемировский район, Воронежская область.

Мы в проекте уже давно, больше года. Я о нём много слышал и раньше, а потом решил принять участие сам, потому что мне просто интересно в чём-либо участвовать. Самое сложное тут, мне кажется, это чисто техническая сторона – когда мы изучали старые письма фронтовиков, которые хранятся в нашем школьном музее, было трудно разобрать почерк. Но это, конечно же, мелочи, по сравнению с опросами населения. Это было трудно физически, потому что мы опросили очень многих людей. Зато всё это помогало почувствоваться себя гораздо более самостоятельными и важными, ведь для ряда мероприятий нас даже забирали с уроков.

Алексей Пичугин, ученик 9 класса школы №17, Тверь.

Мы в проекте с 2009 года. Сначала всё организовывала команда, которая сейчас учится в университете, мы пришли ей на смену. И неизвестно, когда всё закончится, ведь в Латвии похоронено 52 Героя Советского Союза, а мы нашли лишь троих. Кстати, когда мы туда ездили, я там завёл много друзей, и мы теперь друг к другу ездим в гости. Приятно осознавать, что я помогаю сохранить историческую память о героях Великой Отечественной. Не собираюсь это бросать, но если у нас в школе решат реализовать новый проект, обязательно приму участие и в нём. Например, в той же Латвии есть понятие “гражданин – не гражданин”, это больная тема для многих русских, кто там проживает. Думаю, необходимо разработать её, чтобы помочь людям.

Анна Панова, ученица 10 класса школы №17, Тверь.

Сюда, в “Смену”, приехали не все участники проекта, их гораздо больше, включая тех, кто уже студенты. Возраст – 8-10 классы, младших не брали, потому что тема серьёзная, да они и сами не хотели. Мы участвуем в подобных акциях, потому что это общественно полезное дело, к тому же, школа и муниципальные власти награждают нас всех грамотами и премиями. Для портфолио выпускника такие документы – весомый аргумент при поступлении в вуз.

Ольга Сабардина, выпускница школы №1, село Кинель-Черкассы, Самарская область .

У нас в селе 3 школы, и в акции “Я – гражданин России” принимают участие все. Мы соревнуемся между собой, и на область выходят только лучшие из лучших. В этом году повезло нам. Хотя у других школ были тоже интересные проекты – сооружение стелы, посвящённой погибшим воинам, организация освещения улиц ночью, ограждение школы и т.д. В прошлые годы мы успешно реализовали проект, посвящённый материнскому капиталу. По законодательству РФ после рождения третьего ребёнка матери полагается 100 тысяч рублей. Ещё 100 – это региональный капитал. И мы решили сделать так, чтобы региональные деньги можно было бы направить на улучшение жилищных условий, строительство дома. И мы добились своего – теперь на уровне Самарской области законодательство позволяет часть материнского капитала направить на решение ряда важных и злободневных проблем, например, на ремонт жилища.

А вообще, те проекты, которые мы считаем реализованными, на самом деле, не прекращаются, мы постоянно из поддерживаем, пытаемся видоизменить, чтобы они приносили большую пользу. Наш нынешний проект касается чествования трудовых династий в регионе, но ведь эту идею вполне можно и даже нужно распространить и на другие территории, а ещё лучше – на всю Россию!

Кристина Евстратенко, ученица 8 класса школы №5, Дятьковский район, Брянская область.

В 2010 году я была в лагере “Орлёнок” с проектом “Я помню, я горжусь”. В 2011 году мы занимались установкой около нашего учреждения знака “Безопасная дорога”. А теперь продолжили тему проектом “Безопасная школа”. В прошлом году в соседней школе пропала ученица Валерия Устименко, которую потом нашли убитой. И мы решили сделать что-нибудь, что помогло бы нашим сверстникам хоть как-то защититься от подобных трагедий. Ведь это может произойти с каждым. В проекте участвует вся школа, каждый оказывает посильное участие. Инициативных – человек 70, но реальное ядро – 5. Получилось так, что та школа, в которой училась Лера Устименко, не приняла участия в нашем проекте. Но это не помешало нам организовать у себя клуб самообороны, который посещают дети со всего города.

Наталья Реутова, ученица 8 класса школы №763, Москва.

Нам помогают не только другие школьники, но и родители. Как правило, все они только за, потому что видят в этом общественную пользу. И когда надо, могут вместе с нами сходить, например, в управу, к местным чиновникам. Но они не делают работу за нас, оставляя нам возможность проявить себя. Тему нашего нынешнего проекта мы собираемся продолжить, ведь проблема дорог в Москве стоит очень остро, и сама собой она не разрешится. К тому же, как показывает статистика, многие ДТП происходят именно из-за неправильно спроектированных проездов. Меня саму сбила машина, причём на пешеходном переходе, и я знаю, как это ужасно, поэтому лично заинтересована в том, чтобы других ничего подобного не постигло. Другим это тоже интересно, но постольку поскольку, не у каждого получается помогать и поддерживать деятельно и эффективно. С другой стороны, все люди не обязаны заниматься чем-то одним, у них есть свои сферы интересов, своя занятость. Поэтому мы хоть и пытаемся привлечь к своему проекту, но не особо горюем, если нам отказывают. Лучше пусть с нами работают искренне инициативные и заинтересованные люди, чем будет много формальных участников.

Владимир Бакаев, ученик 10 класса школы №21, Элиста, Республика Калмыкия.

К социальному проектированию у нас относятся двояко. Поколение наших сверстников смотрит на это довольно скептически, с точки зрения подросткового максимализма. Взрослые, наоборот, очень хорошо помогают, и морально и материально. Наш класс задумал проект по созданию сайта, призванного помочь выпускникам 9 классов, именно потому, что это для нас жизненно важно и очень злободневно. Ведь ребята, которые не хотят идти в 10 класс, при этом просто не знают, куда пойти учиться. Эта проблема касается вообще всего города, потому что у нас очень многие сейчас предпочитают завершить учёбу в школе, получить где-нибудь степень бакалавра и пойти работать как можно быстрее. Вот для них мы и решили создать специальный интернет-ресурс. Когда наши команды из разных школ города встретились, чтобы защищать свои проекты, мне показалось, что конкуренция подавляет все остальные чувства – даже мой друг из соседней школы смотрел на меня, как на соперника. Но, с другой стороны, это говорит о том, что у других людей проекты тоже весьма востребованные и полезные, и они тоже хотели бы войти с ними в число победителей.

Елена Тупица, ученица 9 класса школы №5 Дятьково, Брянская область.

В нашей школе уже были социальные проекты, признанные лучшими в области. Я об этом знала, но до поры не участвовала. А в этом году решила присоединиться, потому что “Безопасная школа” касается каждого. Я помимо учёбы посещаю ещё и спортивную секцию, занимаюсь волейболом, с тренировок приходится возвращаться поздно. Но мне это ещё и просто интересно, я понимаю, что это важно для всех и для меня лично. Благодаря нашим усилиям теперь дети во всём городе знают, как себя вести, если вдруг тебе угрожает опасность. Плюс с нами теперь тесно сотрудничают полицейские, психологи, педагоги, тренера, они тоже помогают нам дельными советами.

Надежда Лебедева, выпускница Ропшинской школы, Ломоносовский район, Ленинградская область.

В проекте я участвую с 2001 года, ранее занималась другим делом – исследовательскими работами в рамках конкурсов “Отечество”, “Юность. Наука. Культура” и т.д. Но я участвовала в них не просто “до кучи”, а для своего развития и совершенствования, мне это надо как будущему историку и педагогу. Тему сохранения культурного наследия я планирую продолжить изучать и в вузе, куда уже поступила. Жаль, что акция “Я – гражданин России” касается только школ, если бы её распространили и на вузы, я была бы просто счастлива. И, абсолютно уверена, меня бы поддержали те, кто в своё время был активным участником социального проектирования, а потом отошёл от дел, поскольку поступил в университет.

Ксения Мошкова, ученица 5 класса Ропшинской школы, Ломоносовский район, Ленинградская область.

Я уже со 2 класса участвую в социальном проектировании, провожу экскурсии по школе и в отделе “Ладога”. Пока ещё не знаю, кем хочу стать, но мне интересно смотреть проекты других школ, смотреть, кто чем занимается, учиться чему-то новому.

Александр Тымчук, ученик 10 класса школы №25, Челябинск.

В акции мне нравится сама методика социального проектирования, которую можно применить в жизни где угодно. Полученные навыки помогут мне в учёбе и работе. Интересно смотреть на других, сравнивать их достижения со своими. Я – гражданин России, приятно это осознавать! Но не хочу сказать, что это как-то ставит меня выше тех ребят, которые в акции не приняли участия. Нет, у них могут быть свои интересы, я их тоже уважаю, однако мне по душе заниматься проектированием. Когда наблюдаешь проект с самого начала, с нуля, до его завершения, реализации, проживаешь целую жизнь. Интересно выбирать темы, обсуждать их, распределять роли, искать исполнителей, партнёров, помощников, приятно видеть результаты своего труда, особенно когда их положительно оценивают все окружающие.

Ирина Белянова, ученица 9 класса школы №28, Северодвинск, Архангельская область.

Я ещё не знаю, кем хотела бы стать, но, работая в проекте, поняла вдруг, что разговаривать с людьми, общаться с чиновниками, заключать договоры мне нравится! Другим это в тягость, а мне – нет. Зато они отлично выполняли то, что было трудно мне. Тем и хорош социальный проект, что в нём каждый может найти для себя место и работу по вкусу. Одним нравится работать с детьми, другим – фотографировать и снимать видео, третьим – писать статьи, четвёртым – ходить в администрацию, управление образованием, и пр. Что интересно, у нас не было ребят, которые, поработав, бросали бы всё, поняв, что это не их. К нам приходили изначально настроенные на бурную деятельность ученики, и они уже были готовы к конкретным делам, их не надо было понукать или заставлять, ведь они делали то, что им нравилось, и видели результаты своих трудов. Мы решили не раздумать штат, и определили количество участников команды в 9 человек. При этом нам помогали и другие люди – учителя, воспитатели детсадов, наш директор, классный руководитель, а также школьники. Но постоянными участниками проекта они не стали, да мы и не настаивали.

Ксения Дорожкина, ученица 9 класса Толкаевской школы, Сорочинский район, Оренбургская область.

Помимо того моста через реку, строительство которого мы инициировали в нашем проекте, есть и другие проблемы. Правда, когда мы предварительно опрашивали граждан, большинство из них сказали, что им более всего не хватает церкви, однако это нам не по силам, и мы решили делать то, что можем. Тем более, что, изучив результаты нашего опроса, местная администрация приняла компромиссное решение – организовать в деревне молельный дом вместо храма, который она тоже построить не в силах. Мы привлекаем к проекту учеников самых разных возрастов – от 6 до 11 классов, и каждому нашлось своё дело. Одни ходили в администрацию, другие опрашивали жителей, третьи расклеивали объявления, четвёртые помогали скалывать лёд с моста зимой и т.д. Я собираюсь стать психологом, и опыт, полученные в проекте, очень здорово помог мне почувствовать себя более уверенно, не бояться разговаривать с людьми.

Олег Цыбульский, выпускник школы №763, Москва.

Я уже поступил в Бауманский университет на кафедру биомедикотехнических технологий. Мне многое интересно, я читаю самые разные научные журналы, увлекаюсь психологией, мне нравится общаться с людьми, я занимаюсь спортом – реконструкцией XIV века и фехтованием на ножах. И хоть мой нынешний профиль мало связан с социальным проектированием, тем не менее, я принял активное участие в Акции “Я – гражданин России”, потому что это помогло проверить самого себя, помочь друзьям, ученикам своей школы и просто гражданам Москвы. С одной стороны, плохо, что Акция ограничена лишь рамками школы, с другой, насколько мне известно, в вузах достаточно других проектов, не менее интересных и полезных, ориентированных именно на студенческую аудиторию.

А вот что говорят об этой Акции и её участниках взрослые.

Юрий Сазонов, начальник детского лагеря “Голубая долина” ФДЦ “Смена”.

Дети смены “Я – гражданин России” приезжают сюда, пройдя жёсткий отбор на муниципальном и региональном уровнях, то есть сюда абы кто не попадает. Все они отличаются очень высоким уровнем подготовки и мотивации, инициативой, складом мышления, воспитанности, порядочности. Наверное, всё это свойственно всем, кто с гордостью заявляет о себе как о гражданине России. Не хочу ничего плохого говорить о других профильных сменах, но мы проводим анкетирование на входе и на выходе, и могу заявить: не всегда ребята бывают в курсе содержания, целей и задач мероприятий, в которых участвуют, порой попадают, мягко говоря, случайные люди. А вот здесь, в этой смене, участвуют ребята, каждый из которых кровно заинтересованы в реализации своих проектов. И это очень важно для всех – как для них самих, так и для тех, кого проект касается, прямо или косвенно. Опять же, темы для проектов ребята выбирают, исходя из реальных потребностей окружения, то есть – простых граждан, а вовсе не действуют по указке сверху, стремясь реализовать очередной каприз чиновников. Это очень ценное качество, которое характеризует вообще все проекты Всероссийской акции “Я – гражданин России”.

Инна Соколова, заместитель директора по инновационной деятельности Николаевский школы, Камчатский край.

Впервые об акции “Я – гражданин России” мы узнали с 2002 года, и с тех пор участвуем ежегодно. Вопреки мнению, что в нашем регионе главная проблема – “рыбная”, мы каждый раз предлагали новые и новые проекты очень разной тематики. Самый первый касался организации мобильного кинозала для жителей и учащихся на базе школы. Затем были проекты “Каток”, “Школьная форма”, “Памятник основателям села”, “Детская спортивная площадка” и т.д. Но выбор темы – это и есть самый сложный момент, потому что если какие-то проблемы интересуют только конкретную школу и посёлок, то вряд ли их воспримут с пониманием там, где этой проблемы нет. К тому же, важно сделать так, чтобы не бросать старые проекты, а поддерживать их, параллельно реализуя новые. Хотя, конечно, если проект успешно реализован, это значит, что он требует очень мало трудовложений в дальнейшем, ведь проблема передана соответствующим органам и ею теперь занимаются другие люди. А мы лишь помогаем время от времени.

Павел Ладухин, методист краевого Дворца пионеров и школьников, Красноярский край.

На моей памяти наше учреждение участвует в Акции с 2007 года. То есть мы и раньше участвовали, но потом был перерыв, после чего работу в этом направлении возобновили. Как краевое учреждение мы выполняем роль координатора Акции, работая сразу со многими школами региона, сопровождаем, консультируем команды детей и педагогов. Раньше мы работали по другой технологии, делая ставку на количество. Поэтому в 2007-2008 годах было очень много проектов, но качество их было сравнительно низкое. Теперь же мы значительно усилили упор на технологичность, проектов стало меньше, зато все они очень качественные, хорошо проработанные, грамотные. Поэтому мы в последние годы регулярно выходим в финал, занимаем первые места. Сейчас, у нас разработана система поддержки команд в виде дистанционного курса, выставленного на сайте Дворца, с ним может ознакомиться любой участник проекта. Есть также курсы повышения квалификации для педагогов, где мы учим их, как внедрить данную технологию в образовательный процесс. Плюс ко всему мы также проводим интернет-консультации для участников и педагогов. Помимо этого мы с каждыми командами дважды в год встречаемся очно. Учитывая то, что далеко не все интересные проекты становятся победителями, мы стараемся сделать так, чтобы не только лучшие, но и все остальные разработки стали доступными для всех, ведь темы одних команд могут быть заимствованы другими и разработаны гораздо более глубоко и успешно. Обычно это происходит на ярмарке проектов, где каждый может ознакомиться с достижениями своих коллег. Что же касается эффективности проектов вообще, то здесь у нас есть чёткое взаимопонимание с представителями администрации на местах, причём чиновники краевого уровня руководствуются не только информацией, полученной от самих участников проекта, но и проводят независимую экспертизу, выезжая на места или запрашивая муниципальные власти. То есть это всё не пустые слова, а вполне реальные дела, которые находятся под контролем региональных органов. Однако не всё так гладко, как может показаться. Например, в проекте, который мы сейчас представляем, ребята выяснили, что здание полуразрушенного бассейна, который мы очень хотели бы снести, принадлежит местному депутату, и команде пришлось преодолевать огромное количество препятствий, поскольку запросы ребят просто саботировались, и им не было предоставлено с первого раза ни одного необходимого документа. Тем не менее, благодаря запросам прокуратуры и решению суда дело сдвинулось с мёртвой точки, и теперь остаётся только дождаться исполнения.

Анастасия Истомина, педагог-организатор школы №25, Челябинск.

Этот проект мы делали весь учебный год, но лично у меня опыт куда больше – я социальным проектированием занимаюсь ещё со школы, то есть начинала как участник, а теперь как руковожу координатор. И могу посмотреть на проблему с разных сторон – изнутри и снаружи. На мой взгляд, само сложное в проекте – создание команды. Методики социального проектирования, проведения опросов, работы с документами и пр. проработаны достаточно хорошо, есть пошаговые инструкции, но если в самом начале не получится зажечь инициативную группу какой-то целью, сплотить их единой идеей, всё рассыплется. Наш актив – ученическое самоуправление – включает 5 ответственных, которые потом едут защищать проект, и остальных, которые им помогают, эти роли прописаны изначально, и проблем не возникает. Но над сплочением команды мы продолжаем работать на протяжении всего проекта. У нас никогда не было проблем с выбором темы, их всегда много, и все они – “больные”. Причём мы никогда не стремились выбирать такую тему, которая понравилась бы жюри, для нас главное – чтобы она душевно откликалась в нас самих.

Элина Пичугина, заместитель директора по воспитательной работе школы №17, Тверь.

В акции я уже несколько лет. На моей памяти мы разработали несколько отличных проектов – “Школа без курения”, “Правовая пропаганда”, “Толерантность” и пр. Все они были интересны детям, и ребята с увлечением брались за их реализацию и доводили до конца. Конечно, полностью искоренить курение невозможно, однако положительные результаты всегда были весьма ощутимы. На уровне региона нас всегда очень горячо поддерживают на всех уровнях. Один только факт: из 53 школ города в Акции принимают участие все 100%! Но у нас нет принудиловки, нет школ, которые были бы вынуждены проводить неинтересную им работу, каждый волен выбирать ту тему, которая им нравится и по силам. И это только уровень города! А ведь область тоже не отстаёт - на областном этапе в этом году было представлено 22 проекта.

Мария Котина, вожатая 4 отряда, студентка 3 курса факультета иностранных языков Красноярского педуниверситета имени В.П.Астафьева.

Я работаю в детских лагерях уже третий год, но с детьми из смены “Я – гражданин России” сталкиваюсь впервые. Первое впечатление – разница между ними и всеми остальными колоссальная! Главным образом, это касается общего настроя – ребята очень инициативные, постоянно в делах, их не нужно чем-то занимать, раскачивать, они сами себе находят занятие и развлечение, сами предлагают сыграть во что-нибудь, сходить куда-нибудь. Виден огромный потенциал. Обычные дети приезжают просто отдыхать, и у них довольно однобокое представление об отдыхе – купаться, лежать на пляже и ничего не делать. Здесь отдых воспринимают как активное действие. Например, они сами предложили провести День Нептуна, сами организовали День ВДВ и т.д.

Словом, я бы хотела и на следующий год работать с такими детьми!

P . S . Хочется верить, что благородные порывы наших детей, искусно направленные педагогами в нужное русло, помогут построить новую Россию, сделав страну чище, краше и сильнее. Это ведь лучше, чем просто сотрясать воздух горестными стенаниями или пафосными речами, верно?

Внимание! Фоторепортаж с мероприятия размещён по адресу http://fotki.yandex.ru/users/drfraus/album/210776/


Обращение к участникам XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ, ответственного секретаря Координационного совета по реализации Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Зинаиды Драгункиной

Приветствую финалистов и победителей Всероссийской акции «Я - гражданин России». Вы выполнили важную и серьезную работу - подготовили и реализовали социальные проекты, которые помогли сделать жизнь вокруг вас лучше, справедливее, достойнее. Ваши команды принесли людям конкретную помощь, вы сделали реальные шаги по благоустройству вашей школы, дома, района, села или города, по защите окружающей среды, сохранению музеев, памятников культуры, по укреплению межнациональной толерантности. Вы взяли на себя ответственную миссию – отдали дань памяти погибшим в Великой Отечественной войне, проявили милосердие к тем, кто в нем нуждается, сделали много других хороших и добрых дел.

Ваша деятельность направлена на поиск и конструктивное решение современных социальных проблем. Вы проводите исследование острых тем, изучаете правовую базу, при необходимости находите контакты с органами власти и общественностью, добиваетесь действенных мер от властных структур. При этом многое делаете сами, вносите посильный вклад в реализацию ваших идей и предложений. Все это и является проявлением гражданской позиции, общественной и социальной активности, деятельного патриотизма.

Чем больше у нас будет таких молодых людей, как вы, - талантливых, неравнодушных и стремящихся жить с пользой для общества, тем больше у нас будет уверенности в том, что мы справимся с любыми проблемами.

Вам предстоит завершить образование, найти свой путь в жизни, осуществить свои мечты и планы. Оставайтесь такими же настойчивыми и упорными в достижении поставленных целей, будьте ответственными по отношению к себе, к своей семье, к окружающим вас людям, к обществу, к нашей стране – России.

Вы – активные участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Спасибо вам за это!

Успехов вам в учебе и общественной жизни!

Разбросанные по дому игрушки, растянутые по всему стулу колготки и чумазые детские щеки – типичная картина жизни в доме, где есть ребенок-неряха. Неприученный к порядку малыш постепенно подчиняет себе жизнь всей семьи, вызывая вполне справедливое раздражение со стороны близких и провоцируя постоянные конфликты с домочадцами. О разнообразии выбора в этом случае говорить не приходится – либо вся семья живет в хаосе (потому что, как правило, ребенок устраивает беспорядок не только в своей комнате, но и во всем доме), либо родители постоянно убирают за ребенком, становясь в прям смысле слова его прислугой. Невеселая вырисовывается картина, не правда ли?

Конечно, если речь идет о малыше – выбирать не приходится, но если источник беспорядка в доме – вполне великовозрастный дошкольник или даже уже ученик? Как приучить ребенка к порядку? Предлагаем Вам несколько действенных методов.

Поощряйте инициативу ребенка заняться уборкой

В самом нежном возрасте дети очень любят убираться. Они стучат дверцами шкафов, гремят чашками, орудуют веников и тряпкой и даже пытаются пропылесосить квартиру (в силу своего физического состояния пока безуспешно). Ранний возраст – наверное, единственный период в жизни человека, когда он получает настоящее удовольствие от наведения порядка в доме.

Что же делаем мы, любящие родители, в ответ на вполне искреннюю инициативу нашего чада? В 99 из 100 случаев вместо того, чтобы поблагодарить за помощь и похвалить за самую лучшую уборку (даже если после нее приходится проводить генеральную), мы одергиваем маленького помощника и кричим: «Не лезь!», «Не мешай!», «У тебя все равно не получится!» и, самое неправильное, «Да что ж это за ребенок такой?? От тебя одни проблемы!». Как Вы думаете, какие эмоции, связанные с наведением порядка в квартире, останутся в подсознании карапуза? А теперь представьте, что испытывает ребенок, когда его, не приученного ранее к уборке, в более сознательном возрасте начинают заставлять помогать по дому? Некогда интересное занятие теперь становится обязательным и скучным. А виноваты в этом исключительно дорогие родители!

В этом случае Вам придется заново формировать у ребенка привычку и желание наводить порядок в доме. «Привычка свыше нам дана,» - сказал когда-то поэт, вот и Вам необходимо сделать наведение порядка в доме привычкой для ребенка. Постепенно добавляйте в его режим дня какие-то обязанности по дому – только так Вы сможете приучить ребенка к порядку и сделать уборку привычным ритуалом. И, кстати, не забывайте хвалить малыша! Для этих целей можно даже изобрести специальные медали или наклейки с соответствующими рейтингами, в зависимости от объема работ, который проделал ребенок, и результатов.

А если даже он что-то разлил или уронил – ни в коем случае не ругайте его – он ведь только учится наводить порядок.

Не пытайтесь сделать уборку за ребенка

Многие родители грешат тем, что, устав уговаривать ребенка сделать уборку, принимаются за эту работу сами. С одно стороны, таких родителей можно понять – мало кто в состоянии выдержать постоянное нытье ребенка «не хочу-не буду», сидящего посреди гор мусора. Но, с другой стороны, такие родители сами себя загоняют в замкнутый круг – ребенок знает, что на уговоры можно не реагировать – в конце концов мама сама уберется. Приятно ли Вам осознавать, что Вас перехитрил Ваш собственный малыш? Наверное, нет. Что же делать в этом случае?

Перестаньте выполнять всю домашнюю работу за него. Разбросал вещи – пусть они так и лежат, не убирайте их. Кинул огрызок от яблока на пол? Пусть он лежит, пока малыш его не уберет – а уберет он обязательно, потому что запах портящихся остатков фруктов мало кто в состоянии выдержать.

Будьте нацелены на результат

Если Вы постоянно говорите ребенку: «Уберись!», а потом благополучно забываете о данном Вами задании – малыш очень скоро начнет этим пользоваться. Зачем что-то делать, если маме все равно, выполнено задание или нет?

В связи с этим, залогом успеха в деле обучения ребенка наводить порядок является контроль результатов – проверка того, как ребенок выполнил поставленную задачу. Вы попросили его собрать и выбросить бумагу после вырезания поделок? Через некоторое время обязательно проверьте, все ли убрано. В противном случае, малыш решит, что сам порядок Вам безразличен – главной Вашей целью является просто лишний раз придраться к нему.

Навести порядок в огромной (по детским-то меркам) комнате – задача не из легких. Часто малыш, даже имея желание сделать уборку, просто не знает, с чего начать. В этом случае не возбраняется, а даже, наоборот, рекомендуется ему помочь.

Разделите фронт работ: например, Вы убираете разбросанную одежду, а малыш - игрушки. Особенностью детского восприятие является стремление схватиться сразу за все, что в корне неверно. Объясните ребенку, что весь процесс наведения порядка в комнате нужно разделить на мелкие части: например, сначала мы собираем разбросанные книжки, затем – мячи и мелкие игрушки, которые нужно сложить в одну коробку, а потом переходим к одежде.

Не бойтесь помогать ребенку – если Вы будете просто помогать (а не делать все за него) – это принесет только пользу.

Кстати, чтобы подогреть у малыша интерес к уборке, предложите ему убраться наперегонки. Поставьте таймер, например, на 10 минут – и в течение этого времени делайте уборку. Кто быстрее уберется – тот молодец! Только заранее договоритесь, что уборка должна быть не только быстрая, но и качественная.

Элементы игры

Ответьте сами себе на вопрос: «Разве рутинная работа поднимает настроение и является желанной?». Естественно, Ваш ответ будет: «Нет». И так же естественно, что для того, чтобы хоть немного скрасить себе домашние будни, Вы придумываете, чем бы себя развлечь во время наведения порядка. Это может быть любимая музыка, мечты о прекрасном или мысль о том, как завтра Вы с мужем пойдете в ресторан отмечать годовщину Вашей свадьбы. Почему бы не скрасить процесс уборки и для Вашего ребенка?

Чтобы уборка была не только работой, но и интересным досугом, можно ввести в нее элементы игры. Это может быть любимая музыка, новый способ раскладывания книг или игрушек или даже провозглашение Праздника Большой Стирки или Праздника Нашедшихся Колготок! А, может быть, Вы делаете генеральную уборку в ожидании визита эльфов этой ночью. А самую сложную – предновогоднюю генеральную уборку – можно приурочить к визиту Деда Мороза!

Кстати, чтобы наведение порядка стало интереснее и веселее, можно внести яркие элементы и в сами коробки и ящики, куда убираются игрушки. Купите яркие коробки, наклейте на них таблички, например: «Кубики», «Конструктор», «Мягкие игрушки» и т.д. Тогда малышу будет проще сортировать игрушки и наполнять коробки.

Приучить ребенка к порядку поможет…разнообразие!

Ни для кого не секрет, что однообразная работа довольно быстро надоедает, а чуть позже мы всей душой начинаем ее ненавидеть! А теперь представьте ситуацию: у ребенка существуют свои обязанности, которые не меняются уже на протяжении долгого времени. Среди этих обязанностей: стирать пыль, протирать зеркала и убирать свою комнату. При всем этом, вполне может быть, что малыш уже давно мечтает помочь Вам готовить пироги или борщ, а, может быть, он хочет навести порядок в буфете?

Чтобы подогреть интерес ребенка к уборке, давайте ему выбор, за что именно он будет отвечать в этот раз. Согласитесь, совсем не принципиально, протрет малыш пыль на подоконнике или наведет порядок в буфете – главное, что порядок будет наведен, а ребенок получит удовольствие от работы.

Да, возможно, с непривычки Ваша 6-летняя дочь не слишком хорошо замесит тесто, а 8-летний сын криво забьет гвоздь – но все приходит с опытом. И кому, как не вам, это знать? Во всяком случае, не слишком пышное тесто или слегка кривой гвоздь – не трагедия мирового масштаба. А вот неумение Вашей дочери к 18 годам сварить макароны или невозможность для Вашего сына повесить полочку в 20 лет – уже повод бить тревогу.

Уменьшение пространства

Вопреки распространенному мнению, чем больше комната – тем совсем не проще поддерживать ее в чистоте. Да, места, куда можно сложить игрушки и книжки, больше. Но маленький ребенок может оказаться просто не в состоянии на достойном уровне следить за большой территорией. Кстати, тот же принцип относится и к Вам – согласитесь, держать в чистоте квартиру намного проще, чем загородный дом.

В этом случае, лучше ограничить «территорию ответственности» ребенка несколькими квадратными метрами. Тогда малыш с большей вероятностью сможет поддерживать порядок на вверенной ему территории, а Вам будет проще приучить ребенка к порядку . И пусть книги будут лежать на подоконнике – зато это будет самое аккуратное размещение книг, какое только возможно на данный момент!

Установление правил

Чтобы успешно научить ребенка наводить порядок, достаточно установить несколько базовых правил. Во-первых, это должны быть правила игры: например, не браться за другое дело, пока полностью не закончено предыдущее. Другими словами, перед тем, как перейти к сборке конструктора Лего, нужно убрать все обрезки от бумаги, которые образовались при вырезании поделок.

Во-вторых, необходимы обязательные условия порядка, без соблюдения которых работа по наведению чистоты в доме не может быть принята. Например, сформулируйте малышу «обязательный минимум»: аккуратно застелена кровать, игрушки лежат на своих местах, одежда в шкафу и т.д. И помните: маленький ребенок никогда не сможет сделать уборку так же аккуратно, как взрослый – и не стоит от него этого требовать.

Пример родителей

В деле приучения ребенка к порядку действуют те же законы, что и при других видах воспитания и обучения детей. Самый важный и действенный метод – собственный пример. Если малыш будет видеть, что папа разбрасывает носки по дому, а мама оставляет немытые тарелки в раковине на сутки – он будет считать, что это нормально, и сам не будет торопиться исправлять ситуацию.

Так что, дорогие родители, возьмите в руки пылесос, тряпку и губку для мытья посуды – и показывайте достойный пример своему ребенку!

Доведение до абсурда

Если никакие методы воспитания Вашего ребенка не работают – можете обратиться к последнему методу. Он довольно экстравагантен, но, тем не менее, очень действенен. Суть его в следующем: попробуйте стать зеркалом Вашего ребенка! Как это сделать? Предлагаем Вам наглядный пример:

Четырехлетняя дочь ни в какую не желала убирать свои вещи. И мама, и папа пытались внушить ей, что так делать нельзя, что это неправильно – но все бесполезно. В итоге они решились на отчаянную меру.

Когда однажды утром дочь в очередной раз разбросала пижаму по комнате и не застелила свою кровать, мать спросила у нее: «Не хочешь привести комнату в порядок?». Дочь ответила отказом. Мать снова спросила: «Ты вообще хотела бы никогда не убираться?». Дочь ответила: «Да, это было бы замечательно!». Тогда мать задала последний вопрос: «Я тоже не хочу наводить порядок. Можно, я тоже не буду это делать?». Дочь пожала плечами и сказала: «Как хочешь».

В течение всего дня мать делала то же, что и дочь в течение всего времени. Она оставляла вещи где попало, не мыла испачканную посуду, а после того, как перебрала с дочерью ее одежду, оставила все на ее кровати. Во всем остальном мать вела себя, как прежде. Более того, она не делала замечания дочери, что у нее грязно, не просила ее сделать уборку – одним словом, вела себя так, как будто ничего не происходит.

Когда отец вернулся домой, его поведение было таким же. Он кинул пальто на кукольную коляску, раскидал ботинки по прихожей, повесил галстук на люстру. Но во всем остальном его поведение осталось прежним.

Когда семья решила сесть обедать, оказалось, что тарелки ставить некуда – весь обеденный стол был завален рисунками, карандашами и разрезанными листами бумаги. Мать не стала ничего убирать, сев читать журнал. Дочь пошла к ней и сказала: «Я хочу есть». Мать ответила: «Я тоже. Но мы не можем есть, потому что тарелки ставить некуда. Да и раковина вся завалена посудой – новая порция грязной посуды туда просто не поместится».

Дочь тихо пошла на кухню, было слышно, что она наводит порядок. Родители даже не сдвинулись с места, чтобы ей помочь. Через несколько минут дочь вышла из кухни и пригласила всех к столу.

Когда пришла пора ложиться спать, дочь не смогла найти свою пижаму. Родители ответили лишь, что им очень жаль. Затем дочь спросила: «Как же я лягу спать? Моя кровать завалена одеждой!». Мать спросила: «И что ты намереваешься делать?». Дочь тихо ответила: «Надо все это убрать».

Эксперимент удался.

Если Вы думаете, как научить ребенка наводить порядок, прежде всего, обратите внимание на отношения в Вашей семье. Беспорядок зачастую царит там, где в отношениях родителей и детей есть проблемы, которые нужно исправлять. Помните, что только внимательным отношением и собственным примером Вы сможете донести до ребенка простые истины и приучить его к порядку!

Редкий родитель скажет, что ребёнка не обязательно приучать к аккуратности, что этот навык, он обретёт со временем, что мол, жизнь научит. Любовь к порядку и чистоте, может передаться и по наследству, но лучше если этому моменту уделить внимание своевременно, не зря же народная мудрость гласит: «посеешь характер – пожнёшь судьбу». На том и остановимся.
Когда и с чего начинать?
Пока мама находиться с малышом в декретном отпуске, она следит за порядком в доме, за гигиеной ребёнка и остальных членов семьи. Но это совсем небольшой промежуток времени, ведь скоро ребёнок отправится в детское дошкольное заведение, где ему придётся многое делать самому. Поэтому самое лучшее время для привития навыков – от 1,5 до 3лет. Чем раньше – тем лучше.
На первых порах очень важен положительный пример старших в поддержании чистоты и порядка в доме. С самого рождения малышу необходим должный уход: сухими и чистыми должны быть постельные принадлежности и одежда, необходимо проводить своевременно влажную уборку помещения, в котором он находится. Все предметы, используемые для кормления, ухода и игрушки должны находиться в четко отведенных для их хранения местах. Это и будет первый шаг на пути воспитания опрятности. По мере взросления, малыш начинает непосредственно участвовать в процессе формирования навыков. Ребёнок нетерпим к испачканным ручкам и личику. Раннее высаживание на горшок – это тоже важный момент в формировании правильного отношения к личной гигиене.
Убираем игрушки по местам
Мамы знают, как тяжело заставить ребёнка убрать за собой, разбросанные по всей комнате игрушки. Чадо сразу же начинает хандрить и придумывать самые нелепые «придумки», чтобы избавить себя от столь неприятного занятия. Но, умная мама никогда не устроит скандал на ровном месте, а придумает, как сделать это занятие увлекательным. Во-первых, места для хранения игрушек должны быть удобны и доступны. Если квартира небольшая, то и в ней такое место должно быть обязательно. Вообще, сколько бы квадратных метров не занимала семья, детский угол должен быть обязательно. Это могут быть вместительные ящики, которые умещаются под детской кроваткой или какой-то комод с большими шуфлядами, стеллажи или полки. Принадлежности, для лепки, рисования и другого творчества также обязаны находиться в отведенном для них месте. Школьникам и подавно следует обеспечить удобное рабочее место с вместительными хранилищами.
Опрятный внешний вид залог успеха
Взрослые знают, что добивается успеха в делах, тот, кто помимо умственных способностей имеет презентабельный внешний вид. Чем раньше ребёнок усвоит эту истину, тем лучше. Но он с определенного возраста должен понять, что его опрятный внешний вид на 80% зависит от него самого, а не от выстиранных, и выглаженных мамой вещей. То, как он в течение дня обращается со своей одеждой, как он её снимает, и куда развешивает перед сном – это все очень важно. Пусть он еще не умеет пришить, оторвавшуюся пуговицу или не в силах отгладить замятую складочку, но он в состоянии проследить, чтобы его вещи на долго сохранили свежий вид. Значит, для детских вещей хорошо бы отвести специальное место, в которое маленький человек, смог бы самостоятельно повесить свою одежду.
Мойте руки после еды!
Приучите ребёнка во время еды пользоваться салфетками и обязательно мыть руки, как перед едой, так и после. Многие дети, не приучены пользоваться салфетками, и, часто после еды на их вещах остаются жирные пятна. Хорошо, когда только на их: случается, что достается и окружающим, а еще страдают предметы интерьера.
Все навыки прививаются постепенно: невозможно научить ребёнка всему и сразу. Поэтому наберитесь терпения, и шаг за шагом учите малыша аккуратности – это ему в жизни очень пригодится.

(9 голосов : 4.0 из 5 )

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист. Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий. Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника. Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря). Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место. Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит. Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире. Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне. Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия. Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия. Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности. Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные. А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий. Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать. Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта. В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать. Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.

Разбросанные игрушки довольно часто становятся причиной конфликтов между родителями и детьми. Но стоит ли ссориться из-за такой ерунды? Попробуйте сделать процесс уборки приятным и веселым событием для всей семьи, тогда просьба убрать игрушки будет вызывать у малыша только приятные ассоциации и не станет обременяющей рутиной. Кроме того, совсем не сложно сделать процесс уборки естественной привычкой в характере ребенка.

Для начала немного теории

В жизни каждого ребенка случается сенситивный период восприятия порядка. Это то время, когда малыш маниакально настаивает на том, чтобы дверь в шкафу была закрыта, чтобы игрушки были сложены в определенном порядке и чтобы на него надели ту пижаму, в которой он привык спать. Этот период довольно короткий – он длится примерно с 1,5 до 3 лет и наиболее интенсивно появляется именно в возрасте от 2,5 до 3.

Двух-трехлетние дети чувствуют себя комфортно от того, что находят привычные вещи в тех местах, где они их оставили. В голове ребенка формируется восприятие порядка мира вокруг – он узнает о том, что каждый предмет имеет свое предназначение и свое место. На кухне мы едим, в спальне – спим, в ванной – моемся. Шкаф нужен для хранения одежды, а холодильник – для хранения продуктов. Выходя на улицу, мы надеваем обувь, а заходя в дом – снимаем. Все эти знания кажутся нам естественными сейчас, но когда мы были маленькими детьми, должно было пройти определенное время, чтобы хаотичный мир вещей обрел структуру и порядок в голове каждого из нас. Чем привычнее и наиболее предсказуема окружающая действительность, тем увереннее ребенок перешагнет на следующую ступень своего развития. Осознание порядка дает детям чувство безопасности, а родителям – шанс превратить детское стремление к порядку в хорошую привычку. С игрушками все так же, как и с ботинками, которые мы оставляем у порога – у них тоже есть свое место – на полке.

Порядок в комнате.jpg

Это важное правило организации детского пространства. Используйте для хранения игрушек удобные полки, ящики, шкафчики, определите для каждой вещи свое место – кубики в коробке, пазлы на полке, карандаши в стаканчике и т.д. Когда ребенок будет знать, где что лежит, то просьба «убрать на место» станет для него более ясной и осмысленной.

Важно не захламлять детскую большим количеством вещей. Периодически заменяйте игрушки новыми, старые убирайте, через какое-то время снова меняйте их местами. Оставляйте только те материалы, которые вызывают у ребенка интерес. Все то, чем малыш сейчас не играет, лучше убрать до лучших времен или вовсе избавиться как от лишнего хлама.

Прививайте ребенку привычку убирать на место те игрушки, в которые он закончил играть. Это легко делать, когда малыш предлагает вам поиграть с ним во что-либо. Вы просто говорите: «Я с удовольствием с тобой порисую, только давай сначала соберем пазлы в коробку и уберем на место». Почаще показывайте соблюдение этого принципа на своем примере – взяли почитать книгу, вернули обратно на полку.

Важно не оставлять ребенка один на один с горой разбросанных игрушек. Такая картина кого угодно приведет в ужас. Скажите: «Давай я помогу тебе все сложить на место!». Такой призыв малыш воспримет куда с большим энтузиазмом нежели приказ убрать игрушки. Старайтесь вовсе избегать приказного тона в общении с ребенком, в перспективе это приведет только к отторжению придуманных вами правил.

Если малыш всячески игнорирует ваши призывы свершить уборку, просите других членов семьи помочь вам, при этом не скупитесь на похвалу: «Спасибо, папа! Помогаешь мне собрать конструктор. Мне очень приятно!».

Разобрать всю гору игрушек – сложное задание для малыша, но выполнить несколько небольших действий ему уже гораздо легче. Поэтому давайте ребенку простые конкретные указания: «Собери кубики», «Поставь коробку с кубиками на полку». Старайтесь не пропустить момент, когда уже не будет необходимости слишком конкретизировать действия. Т.е. ребенок уже знает, что убрать кубики – это сложить их в коробку. Предоставьте ему возможность собрать все самому и без подсказок. Но в конце обязательно отметьте, как он старался и какой порядок теперь в комнате.

Если малыш все же не желает принимать участие в уборке, то делайте задания еще более короткими – вложите ему в руки кубик и попросите положить его в коробку, потом еще один и так далее. Когда кубики будут сложены, обязательно скажите «Ура! Все кубики в коробке».

Включите веселую музыку и собирайте игрушки приплясывая. А почему бы и нет? Уборка игрушек вполне может стать веселым занятием. Также вы можете устроить соревнования – кто быстрее соберет свою часть игрушек.

Не ограничивайтесь штамповыми формами похвалы: «Молодец! Хорошо!», вносите разнообразие в вашу речь: «Я вижу, что ты очень старался», «Тебе должно быть пришлось хорошо потрудиться, чтобы так аккуратно все разложить». Отметьте отдельные моменты: «О! И кубики в коробке и даже все бусинки ты собрал с пола». Такие слова более ценны для малыша, так он понимает, что вы действительно неравнодушны к тем усилиям, которые он затратил.