Особенности развития ребенка в семь месяцев жизни. Рекомендации маме ребенка седьмого месяца жизни

Развитие ребенка: какие изменения ждут малыша к семи месяцам жизни?

Вот ваш кроха и перешагнул экватор первого годика своей жизни. Вы отметили его первый «юбилей». А он, в свою очередь, продолжает радовать вас такими серьезными и важными успехами. Его поступки и действия становятся все более осознанными, подкрепленным здравым смыслом. Наступает очень интересный период в жизни малыша – растет он все так же быстро, но развивается еще быстрее. Кроха продолжает познавать мир, и делает это весьма успешно – его умственные достижения растут в геометрической прогрессии, благо, теперь еще есть возможность почти свободно перемещать свое тело в пространстве. Маме, привыкшей отмечать новые достижения и умения карапуза, записывая их в альбом, сейчас будет очень сложно все успевать. Но ведь это же замечательно, правда?

Что же такого ждет малыша на седьмом месяце жизни? Давайте рассмотрим подробнее.



Специалисты называют такие приблизительные параметры ребенка к концу седьмого месяца жизни: рост 67-70 см, вес 8-8,9 кг, окружность головки – 43-45 см, грудной клетки – 42-44 см. То есть, за месяц кроха вырастет на 2-3 сантиметра и наберет около 500-600 граммов веса. В этот период такие показатели, как длина окружности головки и грудной клетки обычно становятся почти равными между собой. Следовательно, меняются пропорции тела малыша, они становятся все более близкими к пропорциям тела взрослого человека.

Ребенок становится еще более активным. Он уже умеет сидеть без поддержки, но все еще может порой терять равновесие и падать с этого положения. Карапуз уже отлично ползает, или совершенствует свои навыки в этом направлении. Обычно он вначале становится, опираясь на ручки и коленочки, и начинает раскачиваться. Некоторые малыши сперва учатся ползать назад. Другие передвигаются, перекатываясь с боку на бок. В общем, в этот период уже детки насколько разные, что вывести единый потрет фактически нереально.

Малыш уже достаточно уверенно стоит на ножках, схватившись за опору. Некоторые малыши встают на носочки. Держась за спинку кроватки или манежа, кроха пробует переставлять ножки.

С тех пор, как кроха научится ползать, он начнет постоянно тренировать этот навык. Не стоит препятствовать малышу в этом — ползание чрезвычайно полезно для его развития. Оно развивает и тренирует мышцы спины, укрепляет мускулатуру, развивает брюшной пресс, усиливает вентиляцию легких, тем самым улучшая кровоснабжение внутренних органов и мышц. Поэтому необходимо стараться поддерживать кроху, стимулировать его к движению, помогать, хвалить, переводить двигательные упражнения в веселую игру.

Сидя, ребенок с удовольствием совершает множество других действий – тянется к предметам, хватает их, трясет, бросает, ударяет. Движения ручек становятся все более уверенными и слаженными, кроха хватает предмет всей ладошкой и большим пальчиком. В это время ребенок одинаково использует обе ручки — может держать игрушку сначала в одной ручке, а потом в другой, повторяя те же движения. Уже сейчас он может отдавать предпочтение какой-то одной руке, используя ее чаще, чем другую, но пока об окончательном выборе ведущей руки речи не идет.

Лежа на животике, кроха уже не опирается на предплечья. Подняв ручки и грудную клетку, перебирая ножками, он «плавает» — раскачивается на животике. Поскольку активность малыша возрастает, очень важно позаботиться о его безопасности, особенно, если он какое-то время находится без присмотра взрослых. Ребенок не должен оставаться один на кровати или диване без бортика. Из поля досягаемости крохи необходимо исключить все опасные, острые предметы, мусор, открытые розетки и т.д. А вообще, именно сейчас за карапузом нужен глаз да глаз – ведь он «взахлеб» изучает все, что попадается ему под руку.

Ребенок получает огромное удовольствие от изменения положения своего тела. Он в восторге, когда его держат на руках, подбрасывают в воздух, опускают вниз, прижимают к себе, качают, кружат по комнате, приседают вместе с ним. Такие упражнения стимулируют его вестибулярный аппарат.

Очень полезна такая семейная игра: надо взять одеяло и положить кроху на него, спинкой вниз. Потом мама с папой поднимают одеялко за уголки и легонько раскачивают со стороны в сторону, и медленно опускают на пол. Затем можно повторить раскачивания. Конечно, следите за тем, чтобы крохе все это нравилось. Если он расстроится, следует взять его на руки и успокоить. Если же карапуз получает удовольствие от таких раскачиваний, можно продолжить игру, меняя направления: то вправо-влево, то вверх-вниз. При этом не забывайте общаться с малышом и объяснять ему, какие ощущения он сейчас получает.

Главную роль в развитии крохи сейчас приобретает предметная деятельность. Любые яркие, интересные игрушки и предметы, попадающие в поле зрения малыша, побуждают его немедленно преодолеть пространство, чтобы захватить их. Любопытство крохи просто огромно.

В это время у ребенка появляется и проявляется нацеленность на результат от своих действий. Кроха начинает замечать все те перемены, которые он провоцирует, эффект собственной деятельности. Следовательно, малыш чувствует самого себя.

На седьмом месяце жизни кроха уже может самостоятельно есть с ложки и пить из чашки. Родители должны дать малышу возможность освоить эти навыки.

Многие мамы в этот период учат малыша основным жестам типа: «пока-пока» (помахать ручкой), «привет» (ручка движется из стороны в сторону), «хочу кушать» (ручка гладит животик). Такие несложные жесты кроха в силах освоить довольно быстро, и уже вскоре вы будете понимать друг друга намного проще.

Карапуз уже может разобрать вещь на части, поэтому его способны надолго увлечь пирамидка, матрешка, яркие кубики. Особую ценность в глазах крохи приобретают взрослые «игрушки» — телефоны, пульты, компьютеры, ноутбуки. Конечно, малышу тоже очень интересно, ведь мама и папа тоже постоянно «играются» с этими штуками. Поэтому, чтобы избежать последствий от обслюнявленных гаджетов, родителям следует пока спрятать их подальше от крохи. А развивать мелкую моторику можно и на более безобидных игрушках – разного размера кубиках, мячиках, чашечках с различными ручками или без них.

Важные успехи ждут кроху и в речевом развитии. Он подолгу и громко лепечет, все четче выговаривая согласные звуки, добавляются такие слоги, как «дай-дай-дай», «на-на-на», «та-та-та». С помощью постоянных повторов малыш запоминает, закрепляет новые речевые навыки.

Ребенок на седьмом месяце по-прежнему ест пять раз в день. Количество дневного сна может меняться в зависимости от состояния и настроения карапуза, но вот ночной сон надо стараться начинать в одно и то же время всегда, чтобы не сбивать биологический ритм ребенка. Сон крохи в этот период может стать беспокойным – даже во сне он будет продолжать «ползать» и «вставать». Кроме того, кроха уже научился управлять своим телом, и по ночам активно меняет позы сна – раскрывается, крутится, переворачивается. Поэтому, если в комнате нежарко, лучше одевать карапуза в пижамку с закрытыми ножками и ручками – так он не замерзнет, даже если нечаянно раскроется.



Поведение ребенка на седьмом месяце жизни уже более осмысленное. Он явно может показать своим родителям, когда он радуется, а когда недоволен, может нервничать и кричать, если не получает желаемую игрушку, или, наоборот, радостно улыбаться и лепетать, когда мама с папой с ним играют. Родители уже с большой уверенностью могут определить, как чувствует себя кроха, когда он спокоен, возбужден, доволен, и видят причины таких состояний.

Взгляд крохи уже выражает его эмоции и чувства. Он по-прежнему пугается чужих людей, но теперь резкая реакция страха сменяется познавательным интересом. Кроха настороженно встретит «чужака», внимательно его рассмотрит, и только потом может вступить в контакт. Если карапуза рассмешить, он начинает смеяться. Малыш уже знает и понимает слово «нет». Ему по-прежнему очень нужно общение с родителями, о чем он неустанно заявляет.

Речь ребенка обогащается новыми звуками и слогами. Но это уже не просто так лепет – он становится тонально окрашенным, имеет разные значения: «возьми меня на ручки», «посмотри на меня, я тут», «это мне не нравится, уберите». Увидев приближение родных, малыш лепечет громче и активнее, привлекая их внимание.

Активно развиваются слуховой и зрительный анализаторы крохи. Он может подолгу держать предметы в ручках, рассматривая их, ощупывая, тщательно изучая. Чтобы разобраться в свойствах материалов, карапуз с удовольствием засовывает в рот игрушки, облизывает их и покусывает. Опытным путем кроха узнает, какие игрушки могут издавать звуки, а потом радостно трясет или стучит ими. Ребенок прислушивается к звукам, окружающим его в быту, поворачивает головку к источнику звука, даже очень тихого: шепот мамы, шуршание бумаги.

Кроха внимательно смотрит в лицо маме, когда она с ним говорит, начинает понимать мимику, и по-разному на нее реагировать, копирует мамино выражение лица, подражает звукам, которые она произносит.

Теперь кроха уже может концентрировать внимание на каком-то процессе. Так, если он увлеченно крутит предмет, и в этот момент подойдет мама, малыш на секунду отвлечется на нее, а потом снова вернется к важному делу.

Начав в прошлом месяце вводить систему запретов, соблюдайте ее четко, чтобы не столкнуться потом с полным игнорированием крохой маминого «нельзя». Но помните, что категоричных запретов должно быть очень мало. Опасные для малыша предметы лучше просто уберите с его поля зрения и переключите его внимание на более безопасные действия.

Сейчас надо как можно чаще говорить с крохой, в том числе и на его языке, повторяя за ним слоги и лепет. Меняйте интонацию и громкость голоса, мимику. Вскоре карапуз и сам начнет повторять движения губ мамы.

Кроха хорошо понимает речь взрослых, поэтому в данный период хорошо рассказывать и петь ему песенки, потешки, пестушки, считалочки, при этом играя ножками и ручками малыша. И, конечно же, необходимо гладить, целовать, хвалить и благодарить ребенка за любые достижения.



Каждая мама хочет знать, что же ее малыш будет уметь на седьмом месяце жизни? В целом, можно утверждать, что он:

  • уже уверенно умеет ползать;
  • сидит сам, с небольшой поддержкой и опорой;
  • схватившись за опору, встает;
  • стоя у опоры, переставляет ножки;
  • ищет во время игры игрушку, которая потерялась;
  • замечает очень маленькие предметы, обращает на них внимание;
  • умеет в большие предметы вкладывать предметы поменьше;
  • по просьбе мамы показывает разученные действия – «привет», «пока-пока», «ладушки-ладушки»;
  • узнает свое отражение в зеркале, реагирует на него;
  • лепечет, произнося разные цепочки слогов;
  • хватает предметы всей ладошкой и отставленным большим пальчиком;
  • берет маленькие предметы с помощью большого, указательного и среднего пальцев;
  • понимает взрослую речь;
  • уже может пить из чашки и есть с ложки;
  • может держать отдельные предметы в каждой ручке, стучит ими друг об друга;
  • по тону маминого голоса понимает «нельзя»;
  • умеет концентрировать внимание на какой-то задаче;
  • повторяет разные звуки, подражает взрослой речи.



Чтобы помочь ребенку гармонично развиваться в этом возрасте, специалисты рекомендуют прислушаться к простым советам:

1. Развивайте координацию движений малыша. Для это можно использовать такие игры:

«Дерни за веревочку»
Необходимо взять яркую игрушку высотой 20 см, желательно издающую мелодичный звон. Обвязываем ее узкой ленточкой и к противоположному концу ленточки привязываем кольцо диаметром 10 см (удобное для захвата крохой).

Теперь положите колечко перед малышом на расстоянии вытянутой руки. Укажите ему на колечко, назовите, что это. Заинтересуйте кроху подползти к колечку.

А теперь дайте ему возможность самостоятельно манипулировать кольцом. Вскоре малыш услышит звон игрушки. Затем кроха будет стараться сориентироваться в ситуации: выяснить, где же источник звука, как связаны между собой кольцо и игрушка. Наблюдайте, что карапуз будет делать дальше?

«Колокольчики»
Необходимо подвесить на веревочку игрушки разных размеров, формы, цвета. Кроха находится на руках у мамы и может манипулировать висящей игрушкой. Малыш притягивает к себе какую-то игрушку, а мама показывает, как ею звенеть, играть. Кроха повторяет.

2. Развивайте сенсорные ощущения и мелкую моторику. Дайте крохе возможность прикасаться к различным поверхностям: холодным и теплым, твердым и мягким, шершавым и гладким. Рассказывайте малышу об ощущениях, которые он сейчас испытывает.

3. Делайте крохе микромассаж ручек – во время игры насыпьте на его ладошку немного гречки и осторожно покатайте по ладошке.

4. Играйте с малышом в игру «Из чего сделана мама?». Для этого оденьте на шею как можно больше разных побрякушек, возьмите кроху на руки и дайте ему возможность хватать и щупать все эти предметы, получая от этого огромное удовольствие!

5. Стимулируйте слух крохи. Предлагайте ему поиграть фольгой, бумагой, целлофаном. Главное – следите, чтобы эти материалы не попали в рот к маленькому исследователю. Предлагайте малышу новые звучащие игрушки.

6. Дарите карапузу новый зрительный опыт. Давайте ему игрушки разных цветов, пестрые и однотонные, темные и светлые.

7. Развивайте понимание речи и «говорение» крохи. Повторяйте за ним его звуки и слоги. Всегда говорите с малышом: когда носите его на руках, одеваете, кормите, укладываете в кроватку. Рассказывайте обо всем, что вы делаете. Пропевайте повторяющиеся слоги «да-да-да», «ге-ге-ге», «ба-ба-ба» и т.д. Произнося звуки, округляйте губы и надувайте щеки. Меняйте интонацию, делайте паузы в речи.

8. Пойте крохе песенки, пестушки, потешки, при этом играйте ножками и ручками малыша. Например: «Ти-ли, те-ли! К деткам птички прилетели».

9. Используйте игрушки, полезные для деток этого возраста: мобиль, прорезыватель-колечко, мячики, зеркальце, игрушки с прозрачными стенками, стимулирующие зрение, мягкие книжки с картинками, различные музыкальные игрушки – барабан, погремушки, дудочки, ксилофон, колокольчики.

10. Предоставьте крохе возможность тесного эмоционального контакта с вами – поверьте, для него сейчас это очень важно!

11. Обратитесь к специалисту, если к концу седьмого месяца ваш малыш:

  • не пытается сесть, когда вы держите его за ручки;
  • не привлекает к себе внимание звуками;
  • не стучит игрушками по кроватке, столу;
  • не прижимается щечкой к маминому лицу.

12. И просто любите своего кроху! Это самое лучшее в мире лекарство и самый надежный помощник!



Анна Кутявина

Поздравляем! Вашему малышу уже исполнилось 6 месяцев!

Что нового может наш кроха?

Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность . Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе - реакция "на новизну".

В этот период появляется и ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя.

Координация рук уже достаточно развита, до того, что Ваш малыш уже переходит от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например, перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. Теперь крохотная ручка способна выполнять более сложные двигательные задачи.

На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи . Например, на вопрос: "где матрешка?", ребенок легко находит взглядом хорошо знакомую ему игрушку, если она у него на виду.

Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. С помощью повторов малыш "закрепляет", запоминает свои новоприобретенные речевые навыки.

Ошибочно считать, что все этапы развития приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой. Кто же ему поможет, если не Вы: малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с Вами. Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей возрастной "планки". Однако делать это надо осторожно, ненавязчиво, помня известное педагогическое правило Марии Монтессори - «Помоги мне сделать это самому».

Раннее развитие малыша так же должно быть под контролем специалистов, как и его задержка. Тормозить искусственно развитие ребенка не стоит. Следует принять во внимание "золотое" правило педагогики: целесообразно "идти" за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на его индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии, давая ему, необходимые материалы для «пищи разума». Ведь каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально откликаться на окружающее.

Комплексное развитие ребенка на 7 месяце первого года жизни

Игрушки для ребенка

  • Сенсорные коврики,

Обеспечьте малышу условия, способствующие динамическому сенсомоторному развитию. Подберите набор игрушек, побуждающих к двигательной активности: шарики, колечки, мячи. А также необходимо обеспечить достаточную площадь двигательного пространства.

Побуждайте кроху к выполнению игровых действий более сложного содержания. Несколько примеров:
. игра с 2-3 предметами - воздействуя на один, малыш изменяет в пространстве положение других (игры с гирляндами игрушек);
. прокатывание предметов: толкание игрушки от себя и следование за отталкиваемым предметом;
. раскидывание предметов из емкости (ведерочка, коробки, тележки) путем ее переворачивания и высыпания всех шариков, кубиков, колечек и т.п.)

Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

У ребенка в возрасте 7 месяцев, необходимо также продолжить развивать ориентировочно-исследовательские действия при манипулировании предметами, учить выполнять простые результативные взаимосвязанные действия.

Игра «Дерни за веревочку!»

Возьмите яркую игрушку, любимую ребенком или новую для него, высотой около 20 см. Хорошо, если при движении эта игрушка будет издавать мелодичный звон, как, например неваляшка. Обвяжите ее узкой лентой (около 1 метра длиной) и ко второму концу ленты привяжите небольшое кольцо, удобное для захвата (диаметром 10-12 см).

Ребенок лежит на животе, опираясь на руки. Это кольцо положите перед малышом на расстоянии вытянутой руки (30-40 см), игрушка же расположена от кольца на расстоянии одного метра.
Обратите внимание ребенка на кольцо, и назовите предмет: «Смотри, колечко». Побудите малыша подползти к кольцу.

Затем предоставьте возможность самостоятельно действовать с кольцом. Малыш подползает к нему, подтягивает к себе, начинает манипулировать им. Связанная с кольцом лента приводит в движение матрешку-неваляшку, раздается мелодичный звон.

Далее малыш будет пытаться сориентироваться в ситуации: установить источник звука, связь между двумя предметами - кольцом и игрушкой (дергая за кольцо, можно привести в движение матрешку-неваляшку). Если же, Ваш малыш не смог самостоятельно осуществить описанное выше действие, то продемонстрируйте этот «секрет» сами. А может Ваше чадо попробует подползти игрушке?

Народная игра «Бочата»
Народная игрушка «бочата». Используется один крупный бочонок. В бочонок вкладывается в свернутом виде легкий цветной платочек (примерно 40х40 см).
Расположитесь с ребенком на ковре. Малыш находится в позе «на животе». Поставьте перед крохой бочонок, из которого торчит уголок цветного платочка. Ребенок подтягивает за уголок платка бочонок. Играет им. Мама раскрывает бочонок. Ребенок вытаскивает платочек. После этого можно снова свернуть платочек и сложить его в бочонок, оставляя лишь его яркий уголок. Опять предложите малышу. Далее действия с бочонком разворачиваются ситуативно, в зависимости от поведения ребенка. Покажите крохе, как можно платочек вытягивать.

Осваиваем игру в вертикальном положении:

Колокольчики мои…

Учите малыша действовать совместно с Вами, при этом находясь в вертикальном положении у Вас на руках.

Подвесьте игрушки на веревочку. Все они должны отличаются по цвету, форме, величине (размером от 4 до 10 см).

Ребенок находится в вертикальном положении на руках у мамы. Вы при этом держите его на левой руке вполоборота и обхватываете правой за спинку, предоставляя малышу возможность манипулировать висящей игрушкой.

Малыш подтягивает к себе, например, колокольчик. Вы показываете, как им звенеть, как его раскачивать. Кроха повторяет. Точно так же обыгрывается шарик и другие игрушки-подвески.

А вот еще вариант этой игры:

Возьмите узкий медицинский лейкопластырь, и приклейте с его помощью игрушки, например, к деревянной поверхности шифоньера (пятен почти не будет, они легко отмываются). К обоям на стене лучше не клеить по понятным тому причинам. Захватив игрушку ручками и потянув их на себя, кроха оторвет их от шифоньера легко! Удивлению ребенка нет предела: только что игрушка была на шифоньере - щелчок, а теперь в его руках! На нашем опыте эта игра сопровождалась искренним смехом!

Развиваем тактильные (сенсорные) ощущения и мелкую моторику

На седьмом месяце у младенца совершенствуется мелкая моторика рук. Он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. Этому способствуют два момента: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет воспринимать изображение на расстоянии. Теперь кроха будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.

Сделайте игровое поле ребенка достаточно информативным: обеспечьте ребенка предметами быта и игрушками, вызывающими яркие исследовательские эмоции, побуждающими к двигательной активности.

Примеры: бидончик с крышкой, коробочки с крышками, игрушки с забавными мордочками, звуковые модули - шумовые и музыкальные и т.д. Пусть все это будет разных естественных цветов, материалов, с различной друг от друга поверхностью.

Используйте игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка: пищать, звенеть, растягиваться, выскакивать и т. д.

Игра «Шарик в баночке»

Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Может у Вас есть такая - из-под кофе или чая? Главное, чтобы края ее были безопасными для крохи. Дайте малышу пластиковый шарик или кубик. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик.
Незнакомый звонкий звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.

Домашняя песочница

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

О физическом развитии

Физическое развитие

Чтобы узнать о двигательных навыках шестимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать - прочитайте нашу статью « »

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью « » , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте раздел: « » . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

" Мир – это огромное пространство, где очень много интересного" – так можно выразить девиз вашего малыша в этот период жизни. Попробуйте и вы придерживаться его правил игры и помогите в восприятии нового везде, где бы вы не были вместе.

Третий квартал жизни малыша является волнительным периодом роста и дальнейшего развития. Ведь настало второе полугодие в биографии нового человека, и вас, конечно, волнует каждый его следующий шаг в проявлении личности. Каким будет ваш малыш: добрым или кротким, упрямым или настойчивым, ленивым или веселым созданием? Наиболее вероятно, что всех этих качеств у него будет понемножку, а будут зависеть они от настроения, цели, ощущения сытости и многих других факторов. Ведь перед вами такой же человек, как и вы, со своими собственными проблемами и неурядицами, только проблемы у него еще такие же маленькие и смешные, как он сам (например, дотянуться к блестящему ожерелью, которое лежит так далеко на столе, или же попробовать на вкус большой мяч, который почему-то не берется в рот). Так вот, всегда старайтесь посмотреть глазами малыша на то, что вызвало изменение его настроения или плач, и не делайте пока что глобальных обобщений.

Физическое развитие

Особенностями физического развития в течение этого месяца будет увеличение массы тела в среднем на 600 г. Она будет составлять 8-8,5 кг, если грудной ребенок родился доношенным с массой 3-3,5 кг. У недоношенных малышей темпы набора массы тела немножко отличаются. Рост ребенка в течение седьмого месяца увеличится на 2 см и будет составлять 65-66 см, окружность головки – на 0,5 см и достигнет 43-43,5 см, окружность груди – на 1,3 см и будет равна 45-46 см. Для оценки физического развития малыша в этом возрасте можно использовать очень простой индекс упитанности. Он характеризирует степень развития подкожно-жирового слоя у ребенка. Для этого прибавьте три окружности плеча (измеряется на средней трети плеча), окружность голени (на уровне наиболее толстой части), окружность бедра (в верхней трети бедра) и от этой суммы отнимите рост ребенка (в сантиметрах). В норме эта величина составляет 20-25 см. Снижение величины индекса свидетельствует о недостаточной упитанности малыша.

Двигательная активность

На протяжении седьмого месяца ребенок становится более подвижным. Совершенствуется умение сидеть. Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками. При попытке высвободить свои «опоры» для того, чтобы схватить что-нибудь интересное, малыш может упасть. Поэтому не следует оставлять его наедине на диване или любом другом возвышении.

Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, если такие попытки были в прошлом месяце. Способов ползания малышей есть очень много. Из них можно составить целое руководство. Но у каждого есть свой путь к освоению мира. Одни дети сперва учатся становиться на коленки и руки и подолгу качаются туда-сюда, другие рискуют сразу переставлять одну руку, за ней – другую, а дальше в том же порядке ноги, некоторые передвигаются «колобком», некоторые – ползают задом. Ползание малыш отработает самостоятельно, так как каким бы ленивым он не был, любопытство берет свое. Ваша же роль – найти то, что вызовет интерес малыша и станет ему стимулом к движению. Следите, чтобы во время таких детских тренировок вокруг не оказалось острых углов, а пол был покрыт мягким покрытием. Бывает так, что малыш, ударившись при падении, надолго оставляет попытки ползать, иногда даже до тех времен, когда сможет просто-напросто сразу подняться на ноги.

Если малыш уже отработал какой-либо метод ползания, то потребуется двойное внимание. Так как объектом его интереса будет все: большая фарфоровая ваза, которая стоит в уголке, гора книжек, которые весят десятки килограмм, гладильная доска, магнитофон, розетки и др. Поэтому еще раз осмотрите свое жилье и предупредите возможные «диверсии» со стороны своего чада. Приобретите заглушки и закройте розетки в квартире, особенно если они располагаются низко. Заберите лишние и опасные для малыша предметы. Вместе с тем раскладывайте игрушки, которые заинтересуют ребенка и заставят передвигаться.

И еще один важный момент. Теперь, когда ваш малыш каждый день становится взрослее, активнее и уже учится ползать, обратите внимание на то, чтобы подгузник обеспечивал ему повышенное поглощение жидкости, комфорт и удобство во время передвижения.

Понаблюдайте, как малыш изучает комнату. Конечно, когда малыш переползет ее вдоль и поперек, он захочет глянуть и на то, что есть за дверью. Но, достигнув порога, – остановится задумавшись. Так как если покинет эту комнату, то потеряет вас из поля зрения. А это для него еще большая проблема – быть без вас. Поэтому, пусть на секунду попав за дверь, малыш сразу возвратится. Любопытство – большая сила, поэтому следующая попытка в освоении мира за дверью будет дольше, а потом – вообще длинной. Но не подвергайте испытанию нервы малыша. Ни в коем случае не исчезайте из комнаты во время таких его «вылазок». Потому что это не смешно. Ребенок будет волноваться, и это закончится прекращением дальнейшего изучения окружающего мира.

Предметом любопытства для малыша будут яркие предметы, которые удобно схватить рукой. Хватание в этом возрасте становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев. Такие движения напоминают работу щипцов или пинцета. Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, а со временем – ртом. Все предметы определяются как хорошие или плохие. Это высказывается звуками одобрения или же наоборот – недовольства.

Речь

Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки. Более удачно в его исполнении, как правило, получаются слоги «да», «па», «ма», «та», «ба». Иногда ему удается объединять несколько слогов «да-да», «па-па» и т.п. Произношение приобретает разные оттенки, которые зависят от настроения ребенка, присутствия близких людей. Если есть слушатели, то малыш охотно, долго и с удовлетворением рассказывает что-то, комбинируя все возможные варианты слогов.

Общение

Возможности общения малыша совершенствуются. Взгляд приобретает осмысленность. Малыш радуется, когда узнает знакомых, и наоборот, недовольно выкрикивает, в поисках мамы, если рядом оказался малознакомый человек. Интересной игрой становится изучение себя в зеркале.

Зубы

У вашего малыша на седьмом месяце жизни уже есть или же вот-вот будет один или два зуба. Первыми, как правило, появляются два нижних центральных резца.

Сон

Конечно, после такого напряженного дня кто-нибудь спал бы «мертво». Дети такого возраста не являются исключением из этого правила. При отсутствии каких-либо определенных причин к нарушению сна, ночной сон у них становится спокойнее. Они могут просыпаться, но со временем снова спокойно засыпают. Днем малыш спит дважды или трижды. Время и продолжительность сна зависят от режима вашей семьи, эмоций, шума. Надо заметить, что в этом возрасте малыш уже способен ночью или днем переворачиваться и раскрываться. Не следует очень волноваться по этому поводу. Проанализируйте, или не очень тепло одет или же укрыт ребенок. Наблюдайте за температурой в помещении и тем, как она изменяется в течение ночи. Когда в комнате тепло (больше 22 градусов), нет причин беспокоиться о том, что малыш раскроется. Но если в помещении прохладно (17 градусов и ниже), приобретите ребенку теплую пижаму, тогда и вы спокойнее будете спать, зная, что малышу не угрожает холод. В холодных квартирах с резкими колебаниями температуры малышу лучше спать в специальном спальном мешке.

Купание

Купаем малыша ежедневно или же через день. Если вы применяли для этого маленькую детскую ванночку, то уже настало время перейти к большой ванне. Не надо набирать много воды. Лучше налейте меньше, лишь бы малыш сидел и спокойно игрался игрушками. Наилучшими игрушками во время купания в этом возрасте будут пластмассовое ведерко, кораблик, уточка, рыбка и т.п. Малышу интересно, что что-то может переливаться, выливаться. В общем, купание должно стать захватывающей игрой, и ребенку эта процедура понравится на всю жизнь. Купание не должно длиться больше 10-15 минут. Температура воды рекомендуется не больше 36-37 градусов, температура помещения – не ниже 22 градусов. Ни в коем случае не оставляйте ребенка в ванной самого, так как сидит малыш в этом возрасте еще неустойчиво и поэтому очень легко может перевернуться и захлебнуться!

Посещение педиатра

Обратите внимание, часто ли на протяжении этого месяца малыш болеет простудными заболеваниями. Так как еще до 6 месяцев жизни ему «помогали» бороться с окружающими инфекциями мамины антитела, полученные через пуповину. Это, фактически, первый месяц «испытания на прочность». Малыши, которые находятся на естественном вскармливании, получают их и сейчас, поэтому имеют преимущества, сравнительно с детьми, которые вскармливаются искусственными смесями. Если заболевания случались часто, обсудите возможные мероприятия для уменьшения инфицирования или улучшения профилактики и лечения малыша. Не забывайте о закалке, гимнастике и массаже.

Посоветуйтесь о том, насколько тепло нужно одевать малыша, а также о режиме дня и чем лучше занять ребенка в периоды между сном.

Мои достижения

Интеллектуальные

  • Могу концентрировать внимание, останавливаясь на деталях.
  • Имитирую звуки.
  • Произношу слоги: «ма», «мо», «да», «па», «та».
  • На одном дыхании могу соединить несколько звуков.
  • Понимаю, что предметы не ломаются, если ими стучать по чему-то твердому.
  • Начинаю анализировать собственные действия.
  • Ассоциирую малыша на картинке или фото с собой и демонстрирую это звуками.
  • С готовностью играюсь игрушками, которые издают звуки.

Социальные

  • Имею чувство юмора.
  • Сопротивляюсь, если что-то настойчиво предлагают.
  • Люблю рассматривать себя в зеркале.
  • Знаю тон и значение слова «нет».
  • Показываю свое желание быть в обществе, а не сам.

Сенсорно-моторные

  • Удерживаю головку и хорошо ей балансирую.
  • Могу передвигаться, ползая на коленках и ручках или же по-пластунски.
  • Умею передвигаться на спине, поднимая и передвигая ягодицы.
  • Имею два зуба (нижние резцы).
  • Уверенно сижу с ровной спинкой, но при попытке задействовать руки в игре – перевернусь.
  • Могу различить две разные вещи в разных руках, люблю их складывать вместе.
  • Трясу, стучу, сосу, грызу объекты, которые есть в руке.
  • Люблю исследовать свое тело ртом и руками.
  • Для взятия предмета использую пальцы.

Физические

  • Масса моего тела за месяц увеличивается на 600 г.
  • Подрастаю на целых 2 см.

С шестимесячного возраста можно наблюдать всё новые и новые особенности в поведении малыша. Он начинает по-разному реагировать на незнакомых и знакомых людей. Малыш совершенствует свои моторные навыки, узнаёт знакомые предметы. Седьмой месяц жизни малыша - это новый этап развития, характеризующийся огромным желанием ребёнка общаться и выражать свои эмоции выразительным лепетом с различным подтекстом.

2 32805

Фотогалерея: Седьмой месяц жизни малыша

Важные достижения седьмого месяца жизни малыша

Физические

Малыш продолжает активно расти, и третий квартал первого года жизни - не исключение. На протяжении седьмого месяца жизни малыша наблюдается увеличение веса в среднем на 600 грамм, роста - на 2 см, окружность головки - на 0,5 см, окружность груди - на 1,3 см.

Для подсчёта и оценки физического развития малыша можно воспользоваться индексом упитанности. С помощью данного индекса определяется уровень развития подкожно-жирового пространства у ребёнка. Он рассчитывается по формуле: нужно сложить три окружности плеча (определяется на средней трети плеча), окружность голени (наиболее толстую её часть), окружность бедра (в верхней его трети) и от полученной суммы отнять рост ребёнка (в сантиметрах). В норме эта величина должна составлять 20-25 см. Если эта величина меньше нормы, то ребёнок недостаточно упитан.

Интеллектуальные

  • Малыш умеет концентрировать своё внимание на чём-то, а также останавливается на деталях.
  • Ребёнок умеет выговаривать следующие звуки типа: «ма», «мо», «ди», «да» и другие.
  • С огромным удовольствием играется со звучащими игрушками (каталки, пищалки, музыкальные шкатулки, молоточки, погремушки).
  • Малыш анализирует собственные действия.
  • Одним вдохом малыш может соединить несколько звуков воедино.
  • Ребёнок проводит ассоциации между детьми, увиденными на картинке или на фото, с собой и демонстрирует свои эмоции звуками.

Сенсорно-моторные

  • Ребёнок отлично держит головку и хорошо нею балансирует.
  • Малыш умеет брать различные предметы пальцами.
  • Шести-семимесячный малыш трясёт, стучит, смокчет, грызёт объекты, находящиеся в ручках.
  • У ребёнка уже может быть два зуба, нижние резцы.
  • Малыш изучает своё тельце, как руками, так и ртом.
  • Ребёнок уверенно сидит с ровной спинкой, но при попытке задействовать в игру ручки, опрокидывается.
  • Малыш передвигается, ползая на коленках и ручках или по-пластунски.

Социальные

  • Малыш имеет чувство юмора.
  • Любит рассматривать себя в зеркале.
  • Ребёнок любит компанию и некомфортно себя чувствует в одиночестве.
  • Малыш знаком со словом «нет».

Двигательная активность

На протяжении седьмого месяца жизни малыш стаёт всё мобильнее. Он совершенствует своё умение сидеть. Малыш либо начинает ползать, либо совершенствует этот навык, если такие попытки наблюдались в течение прошлого месяца. Каждый малыш осваивает навык ползания по-своему. Некоторые детки сначала учатся ставать на коленки и ручки и подолгу качаются из стороны в сторону, другие рискуют сразу же переставлять ручку за ручкой, некоторые «рачкуют» задом. Вспоминаю, как моя дочурка училась ползать, как бы рывками отталкиваясь всем телом от поверхности пола или дивана, а соседская малышка передвигалась «улиточкой» по квартире. Главный стимул к ползанию - огромный интерес к познанию окружающего мира. Обеспечьте максимальную безопасность малыша: вставьте заглушки в розетки, если те находятся довольно низко от пола, уберите опасные, мелкие и острые предметы, ограничьте острые углы мебели от досягаемости малыша. Понаблюдайте, как ребёнок изучает мир. Если есть возможность, снимите маленького исследователя на камеру.

Сон ребёнка

Если нет никаких причин, влияющих на нарушения сна, то малыши в этом возрасте ночью спят более спокойно, чем в прошлые месяцы. Днём ребёнок спит 2-3 раза в день. Время и длительность сна во многом зависит от режима вашей семьи, накопленных эмоций и шума. Малыш уже способен переворачиваться и раскрываться во сне. Главное, проанализировать, не холодно ли будет малышу, если он раскроется. Будет логичным и полезным в прохладное время года купить ребёнку удобную тёплую пижамку. Если в квартире довольно прохладно (17ºС и ниже), лучше всего приобрести для малыша специальный спальный мешок.

Занятия для успешного развития

Чем же заниматься с малышом на седьмом месяце жизни? Ответ прост: следующим комплексом упражнений, способствующих развитию моторики, речевого и слухового аппарата. Вот несколько примеров таких упражнений:

  • Приготовьте фруктовое желе и положите его на столик для кормления перед ребёнком. Малыш будет пытаться схватить скользкие кусочки желе и потянуть их в ротик.
  • Проследите за реакцией малыша на разнообразные запахи. Для этого приготовьте несколько шариков из бинта, в которые вложите кусочек лука, чеснока, щепотку гвоздики, один из них смочите приятным одеколоном. По мимике крохи, его движениям вы поймёте, какие запахи ему приятны, а какие, наоборот, не нравятся.
  • Учите малыша хлопать в ладошки и играть в «ладушки».
  • Поднимайте с малышом ручки вверх и кладите их на головку, приговаривая: «Гуси-лебеди летели, «имя малыша» на головку сели…».
  • Подносите малыша к магнитофону или колонкам и давайте слушать музыку, показывайте ему, откуда исходит звук.
  • Учите малыша жесту «пока-пока». Когда кто-то уходит из дома, показывайте, как правильно прощаться, и вскоре малыш сам будет махать на прощание взрослому.
  • Повторяйте за малышом звуки из его лепета, таким образом, вы будете «поддерживать разговор» с доченькой или сыночком.
  • Предложите ребёнку разнообразные игры со звуками: приобретите различные по звучанию погремушки, молоточки, наполните несколько металлических баночек различными крупами. Потрясите перед малышом игрушками или баночками, чтобы он видел, как вы это делаете.
  • Не забывайте смотреть в глаза ребёнку, так вы научите его чувствовать ваши эмоции.

Зарядка и массаж

1. В различных исходных положениях, лёжа на животе, лёжа на спине, сидя, малыш тянется к игрушке. Для этого мама держит игрушку на расстоянии вытянутой руки малыша сверху, слева, справа.

2. И.п. - на спине. Совершайте круговые движения в голеностопном суставе по часовой и против часовой стрелки, поочерёдно меняйте стопы. Не забывайте соблюдать максимальную осторожность! Проведите также лёгкий массаж стопочек малыша, смазав их детским молочком (например, «Bübchen»). «Рисуйте» восьмёрочки и зигзаги, малышу, наверняка, понравится такой массаж.

3. И.п. - на спине, малыш сопротивляется, совершает отталкивание от руки взрослого или от мяча.

4. И.п. - на спине. Возьмите малыша за голень и аккуратно помогайте поворачиваться за игрушкой вправо и влево.

5. Побуждайте малыша к ползанию на животе. Для этого используйте яркие игрушки, которые размещайте чуть больше расстояния вытянутой ручки малыша, произносите ласковые слова и всячески одобряйте его достижения.

6. И.п. - на спине. Вложите свой указательный палец в левую ладошку малыша, другой своей рукой удерживайте его голени или бёдра. Подтягивайте левый кулачок крохи к правой ножке, стимулируя его старания игрушкой и словами, побуждайте малыша к переходу в положение сидя. Поднимаясь, ребёнок должен опереться сразу на локоть, а затем на ладонь.

7. И.п. - малыш стоит на столе лицом к взрослому, который поддерживает его под мышки. Данное упражнение способствует развитию навыков ходьбы. Упражнение выполняется только в том случае, если ребёнок может самостоятельно стоять у опоры, и нет других указаний со стороны ортопеда. Стимулируйте переступание, сначала поддерживая ребёнка под мышки, потом за кисти обеих ручек, а впоследствии, одной руки.

8. И.п. - на четвереньках. Малыш совершает упор на руках. Вы поддерживаете его за бёдра и слегка приподнимаете над поверхностью опоры, при этом помогайте ему удерживаться на руках, опираясь на раскрытые ладошки.

9. И.п. - стоя на столе или на полу. Малыш стоит к вам спиной, вы поддерживаете его за ноги. Ребёнок должен достать со стола или с пола игрушку: он должен наклониться, взять игрушку и выпрямиться.

17.11.2010

В первые полгода жизни бороться с заболеваниями малышу помогают антитела, полученные от мамы во время беременности. Однако уже с 6–7 месяцев внеутробной жизни организму малыша приходится справляется с болезнями самостоятельно. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, получает антитела через мамино молоко, поэтому он защищен от болезней. Если же кроха находится на искусственном вскармливании – родители должны обеспечить ему активный образ жизни. Зарядка, массаж, закаливание и регулярный прием витаминов помогут укрепить иммунитет ребенка.
Важную роль играет и сбалансированное питание малыша. На седьмом месяце жизни в рацион здорового ребенка по рекомендации врача вводятся 2 новых продукта: яичный желток и мясной фарш.

Водные процедуры. Купать семимесячного кроху следует каждый день или через день. Можно спокойно купать его во взрослой ванне. Наберите немного воды, подстелите специальный резиновый коврик и посадите туда малыша.

К седьмому месяцу жизни крохи родителям следует обзавестись банными игрушками. Это могут быть: уточка, кораблик, мячик и т.п. Превратите купание в интересную игру. Однако помните, что не следует купать ребенка дольше 15 минут, также в ванной не рекомендуются шумные и чрезмерно подвижные игры.

Следите, чтобы в помещении, где происходит купание малыша, температура воздуха была не ниже 22° С. Не стоит также забывать основное правило: никогда не оставляйте ребенка в ванне без присмотра!

Укрепляем иммунитет. В первые полгода жизни бороться с заболеваниями малышу помогают антитела, полученные от мамы во время беременности. Однако уже с 6 - 7 месяцев внеутробной жизни организму малыша приходится справляется с болезнями самостоятельно. Вот почему родителям стоит обратить внимание на то, часто ли простужается семимесячный кроха.

Заметим, что малыш, находящийся на грудном вскармливании получает антитела через мамино молоко, поэтому он защищен от болезней. Если же кроха находится на искусственном вскармливании - родители должны обеспечить ему активный образ жизни. Зарядка, массаж, закаливание и регулярный прием витаминов помогут укрепить иммунитет ребенка.

Прикорм. На седьмом месяце жизни в рацион здорового ребенка по рекомендации врача вводятся 2 новых продукта: яичный желток и мясной фарш. Вводя желток, старайтесь давать малышу не более 1/10 части желтка, взятого из куриного яйца, сваренного вкрутую в растертом виде, лучше с овощами или творогом.

Если у ребенка появится аллергическая реакция - от потребления яиц придется воздерживаться (иногда в течение нескольких лет), если все благополучно - постепенно увеличьте количество желтка до 1/2 через день. Некоторым малышам врач рекомендует вводить желток не куриного, а перепелиного яйца, поскольку на него аллергия бывает реже.

Мясной фарш (пюре) детям, находящимся на искусственном вскармливании, вводят в первой половине 7-го месяца жизни. Если же ребенок находится на грудном вскармливании и хорошо развивается, мясо можно ввести в конце 7-го-начале 8-го месяца, поскольку белок женского молока достаточно обеспечивает до этого возраста его потребности.

Наиболее целесообразно давать малышу консервированный мясной фарш - детские консервы. Введение мясного фарша обычно начинают с 1/2 чайной ложки, смешивая с овощным блюдом, и постепенно доводят до 3-4 чайных ложек ежедневно. Доброкачественное свежее мясо варят в небольшом количестве воды не менее полутора часов, бульон сливают, а отварное мясо пропускают через мясорубку не менее 2 раз.

К концу седьмого месяца жизни малыш в середине дня получает практически полный обед: на первое - примерно 60-70 г овощного супа; на второе - 100-120 г овощного пюре и 20-30 г мясного фарша; на третье - 40-50 г несладкого компота, сока, иногда киселя.

Развивающие игры. Посадите ребенка на пол, поближе к дивану, чтобы он мог иногда опираться на него. Положите сбоку и впереди крохи несколько игрушек, сядьте рядом с ним и поиграйте. Если кроха не заметил игрушку, лежащую сбоку, -привлеките его внимание к ней. Постучите рукой или игрушкой об пол, позвоните в погремушку. Малыш обязательно посмотрит в сторону, увидит игрушку и постарается схватить ее.

Кладите рядом с карапузом игрушки из разных материалов (резиновые, пластиковые, деревянные, металлические, матерчатые), разного размера и формы. Вы также можете положить несколько предметов в картонную коробку или в маленькую пластиковую корзинку и поставьте ее рядом с малышом. Семимесячному крохе будет интересно вытаскивать и бросать игрушки из коробки на пол.

В этом возрасте рекомендуется развивать в ребенке умение принимать решение. Если малыш держит в обеих руках по игрушке, покажите ему третью и попросите карапуза взять ее. Сначала крохе будет сложно понять, как взять третью игрушку, если обе руки заняты, но вскоре он научится освобождать руку, чтобы взять новую игрушку.

17.11.2010 Возможные проблемы у детей седьмого месяца жизни
Обычно к концу седьмого месяца жизни малыши начинают овладевать техникой ползания, что чрезвычайно важно для гармоничного развития крохи. Если же по достижении этого возраста ребенок даже не делает попыток ползать, маме следует обратиться к педиатру, а при необходимости к хирургу или ортопеду.

13.11.2010 Психическое развитие ребенка на седьмом месяце жизни
Главным достижением этого возраста считается четкое разграничение реакций ребенка при виде знакомых и незнакомых людей. На седьмом месяце ребенок начинает воспринимать индивидуальные различия мимики и внешнего облика человека, в его памяти формируются четкие образы лиц знакомых людей.

10.11.2010 Седьмой месяц жизни ребенка
За седьмой месяц малыш набирает примерно 600 г веса, прибавляет в росте примерно 2 см. Окружность его головы увеличивается на 0,5 см, а окружность груди – на 1 см. Такой интенсивный рост объемов грудной клетки обусловлен активным увеличением в размерах внутренних органов малыша.