Ребенок кусается. Что делать? Что делать, если ребенок кусается

Для каждого ребенка первый поход в детский сад – огромнейший стресс, ведь с этого момента малыш вынужден делать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. В садике ребенок приобщается к социуму, учится контактировать со сверстниками, жить в коллективе, познает навыки поведения в социуме. Но далеко не всем детям легко влиться в новые условия жизни. Некоторым малышам настолько некомфортно, что свои негативные ощущения они проявляют самым необычным, несколько жестоким способом. Например, ребенок начинает кусаться. Причем «кусачесть» может проявляться только, когда кроха посещает садик, но чаще подобное поведение прослеживается и дома, а вот в саду оно достигает своего «апогея». Но почему ребенок кусается в детском саду? Какова причина этого типа детской агрессии? Как решить проблему без вреда для детской психики?

Причины детской «кусачести»

Если речь идет о детях в возрасте до 3 лет, то, как утверждает психолог, кусать других он может из-за банального неумения выражать свои эмоции, любовь, или же у него просто растут зубки. Поведение ребенка, который кусается в возрасте от 3 лет, нормой назвать нельзя. Что же нужно делать в этом случае? Первое действие – найти причину такого поведения. Второе – решить проблему, опираясь на советы психолога, так как «кусачесть» детей – это чаще психологическая проблема.

Внимательно наблюдая за малышом, который начал кусаться дома или в садике, достаточно легко определить причину его агрессивного поведения.

Причина Описание Что делать?
Плохой пример Дети часто подражают не только взрослым, но и сверстникам. Поэтому, если в детском саду кто-то из детей кусает ровесников, ваш малыш вполне может перенять эту манеру защиты или агрессии. Ни в коем случае не ругать ребенка. Нужно в дружелюбной форме объяснить, что кусаться нельзя, что таким образом малыш делает больно своим друзьям. А подражать плохим поступкам – значит, стать хулиганом, а не порядочным человеком.
Защитная реакция Ребенок может начать кусаться, если его часто обижают в детском саду – отбирают игрушки, толкают, не берут к себе в игру. Поскольку дети в возрасте 3 лет еще неспособны разобраться в сложившейся ситуации из-за отсутствия жизненного опыта и недостаточного развития психоэмоциональной сферы, на обиду они отвечают укусом. Объяснить, что отвечать на обиды кусанием нельзя. Научить контактировать с детьми, делиться игрушками. Если возникают ситуации, когда малыша обижают, научить просить помощи у взрослых, решать конфликт не зубками, а речью.
Недостаток внимания Ребенок может кусаться в детском саду, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное. Главное то, что его заметили. К тому же в силу своих возрастных особенностей ребенок плохо понимает, что своими действиями он делает кому-то больно. Больше времени проводите с ребенком: играйте, читайте книги, гуляйте на улице, рисуйте, лепите, разговаривайте, в конце концов! Обнимайте своего малыша, говорите о своей любви, рассказывайте о том, как сильно и долго вы его ждали, целуйте, хвалите, поддерживайте.
Доказательство собственной значимости Попадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером настолько бывает сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом. Объяснить посредством ролевых игр, что искусанным быть очень обидно, и вряд ли таким способом он добьется расположения со стороны сверстников.
Чувство тревоги Кусать других детей (и даже взрослых) ребенок может потому, что ему некомфортно в условиях, где он пребывает в данный момент, или ему страшно, он чувствует себя беззащитным и одиноким. Следует окружить ребенка еще большей заботой и любовью, по возможности дать больше ему личного пространства. Если чувство тревоги у крохи возникает во время адаптации к детскому саду, разрешите взять ему с собой любимую игрушку.
Неурядицы в семье Частые ссоры родителей, их развод и конфликты нарушают душевное равновесие ребенка. В ответ на семейные неурядицы ребенок начинает кусать сверстников, взывая таким способом о помощи. Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка.
Агрессия со стороны родителей Причем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малышей возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может. Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты.
Как средство коммуникации Ну кто из родителей ни разу не покусывал крохотные пяточки или бока своего малыша?! А ведь мы так проявляем свою любовь к детям. И если делать это часто, впоследствии кроха может определить для себя эти действия, как выражение положительных чувств – дружбы, уважения, любви, привязанности. Не позволяйте себе кусать ребенка, даже играя. Невинная игра может обернуться серьезной проблемой.
Гиперактивность Чрезмерно активные дети чаще норовят укусить своих сверстников, нежели малыши с нормальной активностью. Гиперактивные дошкольники часто не успевают в течение дня использовать накопившуюся энергию, которая впоследствии находит выход через кусания. Распланируйте день ребенка так, чтобы на шалости у него не оставалось времени. Больше гуляйте на улице, обеспечьте ему больше подвижных игр, запишите в спортивную секцию. Однако активность лучше планировать на первую половину дня. После обеда должны преобладать спокойные занятия – рисование, лепка, чтение, конструирование.
Усталость Далеко не каждый ребенок может выдержать продолжительный шум, гам, большое скопление людей в одном помещении. От такой суеты спокойные дети (или же, наоборот, нервозные) быстро устают. Психологи утверждают, что укусы в таком случае – это скрытая просьба малыша оставить его в покое, поскольку он слишком устал. Если видите, что ребенок устал, - не трогайте его, обеспечьте ему отдых.

Каждую из причин можно определить внимательным наблюдением за ребенком. Если малыш в это время посещает детский сад, попросите педагогический коллектив проследить за вашим крохой, в каких ситуациях он начинает кусать сверстников, что способствует такому его состоянию. Со своей стороны начните уделять малышу больше внимания, интересуйтесь его жизнью, успехами, чаще обнимайте и говорите, как сильно он вам дорог.

Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?

Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.

Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться. Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр. Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.

Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом взрослые должны оставаться максимально спокойными, терпеливыми и доброжелательными. Любое проявление агрессии, раздражительности и озлобленности все старания сведет на нет.

  1. Не умиляйтесь и не поощряйте ребенка улыбкой или смехом, если он кого-то укусил.
  2. Не кусайте ребенка даже во время игр.
  3. Научите малыша добиваться желаемого другими альтернативными методами – словами, жестами.
  4. Учите кроху делиться со сверстниками игрушками, сладостями. Хвалите за то, что он предлагает угощения другим.
  5. Разыграйте конфликтную ситуацию, в которую попал ранее малыш, на примере игрушек: «Две козочки столкнулись на мосту. Что они будут делать – бодаться, кусаться? А может лучше уступить дорогу?».
  6. Если проблема заключается в недостатке родительского внимания, найдите возможность проводить с ребенком больше внимания: сходите в парк, посетите спектакль, детскую игровую площадку и пр.
  7. Если ребенок кусается из-за того, что ему страшно или он не уверен в себе, подбодрите его, похвалите, разговаривайте со своим малышом.
  8. Если причина «кусачести» в неспокойной обстановке детского сада, лучше перевести кроху в другое учреждение.
  9. Подавайте своему крохе хороший пример: не ругайтесь в его присутствии, не сквернословьте. Помните, что дети очень быстро перенимают поведение взрослых и подражают им.
  10. Если проблема не исчезает, следует обратиться за помощью к специалистам.

Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы «на потом», ведь «потом» может быть поздно. Берегите своих детей!

Маленькие детки — маленькие бедки. Не раз слышала такое высказывание от родителей. Даже если дети еще маленькие, проблем с ними бывает ох как много. И одна не очень приятная ситуация возникла с моим ребенком. Он вдруг стал кусать своих сверстников в детском саду. Я испугалась и сразу решила обратиться к компетентному специалисту. Оказалось, не все так страшно. Главное, вовремя обратить внимание на тревожные сигналы подобного рода.

Почему маленькие дети кусаются: изучаю причины

Малыши могут кусаться по многим причинам. Этого не надо пугаться. Однако желательно побыстрее начать отучать их от подобного занятия.

Рассматривая жизнь ребенка, можно выделить два периода. Неумышленный (от 5 месяцев до 1,5 лет) характеризуется неосознанным поведением. И у мышленный период , от 1,5 лет до 3 и старше, когда малыш уже осознает характер своих поступков.

С 5 до 7 месяцев причинами кусания могут быть болевые ощущения. Так, детки часто испытывают дискомфорт во рту, возникают проблемы с животиком либо прорезываются зубы. В этом возрасте объектами покусывания становятся родители и другие родственники.

В возрасте 8-14 месяцев дети кусаются, пребывая в сильном возбужденном состоянии. Ребенок уже начинает общаться со своими сверстниками, кусает их и остальных людей, находящихся рядом с ним.

В 1,5-3 года причиной кусания окружающих обычно является раздражение, а также желание держать под контролем действия другого человека. Теперь агрессия направлена в основном на знакомых детей, все реже покусанными становятся родители.

У детей старше 3 лет причиной кусания становится ощущение своей беспомощности или сильного испуга. Так, например, у моей подруги сын кусал других детей в процессе игры. Она его сразу показала врачу, и совместными усилиями проблема была быстро решена.

Кусание для маленьких детей — это нормальное явление. Но есть ряд случаев, когда обязательно нужно показаться врачу. И это ситуации, когда:

  • ребенок кусается часто и не обращает внимания на замечания родителей;
  • малышу уже 3 года, а он продолжает кусаться;
  • наносит ранения своими укусами;
  • кусается в порывах злости или когда хочет любыми способами заполучить нужную ему вещь;
  • укусы сопровождаются совершением других агрессивных действий.

Если у ребенка наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных признаков, не стоит надеяться на «авось», мол, с возрастом все пройдет. Ведь след в психике остается на всю жизнь. Поэтому первоочередная задача, которая стоит сейчас перед родителями, заключается в поиске хорошего специалиста.

Многие родители воспринимают кусание как баловство, очередную шалость. Маленький, вырастет и поймет, что так делать нельзя. Это не так безобидно, как выглядит на первый взгляд.

Поведение детей в большей степени связано с взаимоотношениями родителей и родственников в семье. Дети, как копирка, повторяют все за взрослыми. Скандалы, крики, слезы, агрессивное поведение — все это становится причиной появлений такой привычки.

Если укусил, нужно спокойно объяснить, что так делать нельзя, человеку больно. При этом лучше вести диалог, спросить, может, ребенок о чем-то хочет сказать или попросить. Необходимо дать понять, что его любят и прислушиваются к просьбам.

И, конечно, любой разговор лучше заканчивать выводом. Например, скажите: «Так делать нехорошо, мне больно, я огорчаюсь, когда ты так делаешь». Главное, установить доверительные, уважительные отношения, тогда можно будет избежать многих проблем.

Почему ребенок кусает себя?

Когда ребенок делает себе больно, это серьезный повод для беспокойства. Потенциальных причин может быть много. Необходимо вспомнить, когда именно началось отклонение в поведении, какие события этому предшествовали. Может, крохе уделялось мало внимания, он тем самым выражал свою агрессию. Или он чем-то расстроен. В любом случае, желательно уделять малышу больше внимания, читать сказки. И важно останавливать его, когда он причиняет себе боль. Также нужно ненавязчиво показать, что причинять боль и бить себя недопустимо.

В малом возрасте отклонения в поведении проходят также внезапно, как и появляются. Но, если ребенок продолжает кусать себя, лучше обратиться к специалисту.

Почему дети кусаются в детском саду?

Я не любила детский сад, у меня никогда не было желания туда идти. Посещала я его совсем немного, благо, моим воспитанием занималась бабушка. Но для детей быть в коллективе очень важно. Ведь они могут показать себя, общаться со сверстниками, получать уникальный опыт, который пригодится в жизни.

Как быть тем родителям, чьи чада кусаются в садике? Надо помнить, что ребенок — это такое существо, для которого есть либо правда, либо ложь, хорошо или плохо, замечательно или ужасно. Все это сопровождается у него сильным выражением эмоций. Дети острее чувствуют все происходящее, поскольку нет той защиты и спокойствия, которые дома обеспечивают родители. В восприятии крохой окружающего мира большую роль играет воспитатель. Он должен показать другие способы выражения эмоций, понаблюдать за кусающимся малышом, помочь родителям бороться с этой вредной привычкой.

Как отучить ребенка кусаться: эти способы помогут

Способов отучить немало. Мой семейный психолог дал мне целый ряд советов.

Что делать категорически нельзя?

Ни в коем случае нельзя наказывать за укусы. Может получиться обратный эффект.

Малыш чувствует, что ему запрещается это делать, и назло всем будет дальше продолжать кусаться. Лучше действовать следующим образом. На укус реагировать резко, без злости и агрессии. Отвечать твердо, что нельзя, мы не кусаемся. Доходчиво объяснить, почему категорически нельзя причинять боль другим, рассказать, как по-другому выражаются чувства, например, словами.

Только это нам помогло отучить детей кусаться

Увы, но и мой сын кусался в садике. Помню тот день, когда воспитательница сообщила мне эту новость. Я очень расстроилась, но сразу поспешила к врачу на консультацию. И не пожалела. Ведь получила тут советы относительно того, как победить эту плохую привычку.

Я с ребенком старалась беседовать спокойно. От наказаний за укусы отказалась. Понимала, что негатив, идущий от меня, ничему хорошему не научит, лишь только усугубит ситуацию. Приходя домой, мы садились напротив друг друга, я в доверительной беседе рассказывала, почему нельзя кусаться, объясняла, что своими действиями он причиняет боль другим, а это недопустимо. Главное, показать недовольство поступком, а не самим ребенком. Поверьте, это очень важно для малыша, ведь он — личность.

Также мы начали усиленно заниматься упражнениями для развития речи. Чем быстрее кроха научится хорошо говорить, тем быстрее будет самостоятельно выражать свои эмоции словесно. Вредная привычка уйдет сама собой.

И еще я стала добавлять в рацион больше твердых продуктов в виде овощей и фруктов (морковь, яблоки). Малыш кусает эту пищу, и ему уже не так сильно хочется кусать еще что-то.

Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов - очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка - кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?


Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

  1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
  2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
  3. Поведенческие особенности . С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
  4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.


Зачастую ребенок кусается не из вредности, у него есть на то определенные причины

Кто кусается?

Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.


Итак, кто же склонен кусаться?

  • Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
  • Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
  • Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
  • Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
  • Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
  • Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры - явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.


Возможная причина постоянных кусаний - дефект жевательных мышц у крохи

  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

Как бороться?

Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.

Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца - прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.

Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» - кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.


У малыша могут резаться зубы, поэтому ему хочется "почесать" десны об маму или папу

Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.

Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».

Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц - надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.

С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.

Когда обращаться за помощью к специалистам?

На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.


Не ругайте и не наказывайте малыша, не разобравшись в причине пробемы

Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.


Объясните крохе, что кусаться - это больно

Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.

Содержание статьи:

Перед родителями стоит задача не только научить малыша многим навыкам, но и внести некоторые коррективы в его поведение. Однако, далеко не всегда удается самостоятельно справиться с проблемами, которые появляются по мере взросления малыша. Так, многие родители не знаю, как отучить ребенка кусаться, и решить эту проблему поведения.

Бывает, что мама, например, вынуждена вновь начать трудовую деятельность. При этом малыш привык ощущать ее присутствие постоянно. Он начинает выражать свой протест, и начнет кусаться, возможно, чтобы выразить свою обиду или разочарование непонятным поведением мамы. Так отражается его внутренний дискомфорт.

Даже без подсказки психологов ясно, что, если нет положительного внимания со стороны родных людей, начнутся проблемы. И, если мама целый день была на работе, а придя домой отправилась готовить ужин, дитя начнет придумывать способ, как привлечь к себе внимание. В порыве эмоционального возбуждения ребенок укусил, а мама отреагировала, причем не важно – улыбнулась или накричала, главное - она обратила внимание. И теперь малыш будет вновь и вновь кусать, чтобы хоть как-то общаться с любимой мамой. Капризное поведение – это, прежде всего, предупреждение, что пришло время общение. Необходимо бросить домашние дела, посадить малыша на колени и пообщаться. Выслушать сбивчивый рассказ о том, как прошел день, как малыш ждал маму и боялся, что она не придет. Часто мамы уже с раннего возраста вместе с малышом готовят, просят его подержать маленькие овощи или небьющуюся посуду, хвалят изо всех сил своего маленького помощника.

Проблемы, связанные с кусанием в первый год жизни

Грудным деткам очень сложно. Все органы постепенно приспосабливаются к новому ритму, вокруг все незнакомое и неизведанное. Деткам интересно все попробовать и прикусить только что появившимися острыми зубками. Так чаще всего маленькие дети выражают свой восторг.

Но также ребенок может укусить потому, что у него сильно чешутся или болят десны. Первые укусы обычно проходят для мамы без внимания. Но малыш отлично чувствует связь между проявлением своих чувств и маминой реакцией. Если мама не прореагировала, значит, можно продолжать. Потому нужно как можно быстрее отучить ребенка кусаться в 1 год, пока такие действия не вошли в привычку.

Некоторым детям достаточно увидеть, что мама и папа начинают страдать от боли, некоторые родители даже могут притвориться плачущими. И тогда дети больше не пытаются укусить. С другими можно договориться, и даже в ответ слегка укусить ребенка, чтобы он почувствовал, что такие действия болезненные и неприятные.

Новый переходный период двухлетних детей

Малыш к 2 годам уже значительно подрос. У него в этот период начинается очередной переходный возраст. Распознать, что этот сложный период наступил, можно по слишком часто произносимому слову «нет». Звучит оно весомо и твердо по любому поводу и в ответ почти на любое родительское предложение. Если мама пытается возмутиться, ребенок может и укусить, и ударить, и накричать.

Специалисты успокаивают родителей, объясняя такое поведение тем, что все происходит вследствие физиологических особенностей, из-за активного роста клеток головного мозга. Поэтому это кризисное время нужно пережить без борьбы.

Если малыш не хочет одевать уже пятую предложенную рубашку, начинает повышать голос и пытается укусить, нужно перечислить варианты таким образом, чтобы он не смог ответить отказом. Например, невозможно ответить отказом на такие вопросы: «Что ты хочешь надеть – синюю или серую рубашку?», «Тебе что положить – котлету или сосиску?». Тут уж придется выбирать, а не капризничать.

Кусаться и отстаивать свои права хочется и тогда, когда игра в самом разгаре, но подошло время спать. Ребенок возбужден и возмущен, почему родители его не понимают. Потому укусить и причинить боль кажется лучшим выходом. Но можно отучить ребенка кусаться и в 2 года.

Если родители считают, что ребенка нужно немедленно наказать, лучше использовать верный способ – медленно досчитать до десяти. Ведь сгоряча можно многое наговорить, чаще всего – лишнего. Крики и одергивания, наказание и шлепки не такие эффективные методы как кажется. Они могут запугать и только. Не разговаривать – тоже не средство. Малыш лишь почувствует себя одиноким, и не свяжет такое поведение с недавним плохим поведением.

Чтобы уложить в постель, у многих родителей заготовлена интересная сказка или припасена игрушка, с которой за день произошли интересные события, и о них нужно рассказать ребенку.

Если ребенок кусается в три и четыре года

В три года у детей появляется осознание собственного «я», и свое личное пространство тоже обозначено. Они уже не позволят забрать кому-то игрушку или проникнуть на свою территорию. Но все же психика в этом возрасте еще неустойчивая, и сдерживать свои отрицательные эмоции очень сложно. Вспышки ярости присущи детям, и реакция эта вполне природная, так как вызвана инстинктом самосохранения. Пройдет время, и ребенок научится контролировать свои эмоции, но пока управлять ими он не научился.

Если ребенок кусается и дерется, такое поведение не является признаком злобного и агрессивного характера. И родителям следует выяснить, чем же вызвано такое поведение. Может, причина очень понятна: появился страх перед окружающим ребенка миром. Что-то непонятно, что-то пугает, потому срабатывает защитный рефлекс, который выливается в агрессию. Страх не будет вечным спутником, и со временем исчезнет, но пока задача родителей - окружить маленького человека вниманием и любовью. Только тогда он почувствует себя в полной безопасности.

Есть еще один повод укусить или ударить – это чувство неудовлетворенности. Когда вокруг все необычно и интересно, то как же хочется каждую мелочь потрогать и попробовать. А как иначе познать мир? Но взрослые постоянно начеку со своими постоянными запретами. Потому, не удовлетворив свое любопытство, ребенок проявляет агрессию, бьет и кусает родителей и друзей по играм.

Существует еще и ревность. Если постоянно страдают в семье другие дети, может, причина именно в ревности, и драка происходит не потому, что взяли его любимую игрушку, а показалось, что другого любят больше.

Чтобы отучить ребенка кусаться в 3 года, задача родителей толково объяснить, почему нельзя поднимать кулачки на родителей, оставлять следы зубов на чужой коже. Ребенок сам этого не поймет. Но просто погасить агрессию получится на небольшой срок, а физические меры воздействия лишь усугубят ситуацию. Может даже возникнуть опасная ситуация: подавленная, но теперь неконтролируемая агрессия может негативно сказаться на психике, и в дальнейшем вылиться в психическое расстройство.

Очень неприятно ребенку будет услышать, что девочка из соседней квартиры добрая и хорошая, а сам малыш злой и отвратительный. Ребенок в этом случае может выбрать для примера негативного героя сказок и вести себя плохо. В этом случае доказать обратное родителям будет очень сложно.

Чтобы отучить ребенка кусаться в 4 года, нужен постоянный контроль за его поведением. Нельзя пускать ситуацию на самотек, так как проблема не исчезнет. Если не пресекать проявления агрессии, она будет интенсивнее проявляться по мере взросления. Для родителей должен быть предостережением тот факт, что ребенок может ударить или укусить. И, если в таком возрасте у него еще не хватает достаточно сил, то через несколько лет, не научившись контролировать вспышки ярости, от такого могут пострадать окружающие люди.

Выяснив причину такого жестокого поведения, нужно доходчиво объяснить своему чаду, в чем он не прав, и что не всегда человек получает желаемое. А потому бросаться на всех подряд не нужно. Лучше обсудить с родителями ситуацию, когда что-то не нравится.

Сложности 5- и 6-летнего возраста

Ребенок уже подрос, и многое начал понимать. Например, что обстановка в семье не очень хорошая, папа и мама часто ругаются, постоянно ссорятся. Своим поведением они преподают ребенку уроки жестокости, а потому он также будет вести себя и среди посторонних. Ведь пока родители – это главные люди, и, конечно, образец для копирования поведения. А если папа может ударить, то и ребенок кусает маму или поднимает на нее свои кулачки.

Конфликты в семье вообще не нужны, но особенно они не приемлемы в присутствии ребенка. Но даже, когда ссоры происходят за плотно закрытой дверью, ребенок все понимает, и переживает, не зная, что предпринять. А так как он не чувствует себя в безопасности, то тревогу будет проявлять с помощью агрессии. Родители должны знать, что ребенок в таком возрасте способен на сильные переживания.

Часто ребенок кусается в садике, а в других местах ведет себя спокойно. В этом случае воспитатель должен проследить, что происходит с ребенком. Ведь, скорее всего, выяснится, что более сильный забирает у него игрушки или обижает. От обиды только и остается, что пустить в ход не только кулаки, но и зубы.

Может, в садике другие дети кусаются, и это вызывает восхищение у других. Хочется подражать такому «герою», отсюда и возникновение новой негативной привычки. И родители, и воспитатели должны дружно пресечь эти действия, объясняя, что нельзя приносить вред другому. Но такие беседы не должны принимать форму нравоучений. Дети этого очень не любят, и в ответ могут озлобиться.

Постепенно дети начинают осознавать все последствия своего поведения, особенно, когда с ними будут отказываться дружить. Чтобы ребята приняли драчуна в свой коллектив, ему придется перестать и драться, и кусаться.

Отвлекать от негативных эмоций нужно. Для этого потребуется, чтобы ребенок читал и смотрел фильмы без насилия и жестокости.

Есть и такая причина, почему кусается ребенок. Она связана с необходимостью дополнительной и активной стимуляцией в зоне ротовой полости. Эта патология связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью. Чаще всего такие дети отстают в развитии, у них наблюдаются повышенная нервозность и значительные отклонения в поведении. Помочь в этом случае может только специалист.

Ребенок кусается в детском саду

Татьяна Оберемок
Что делать, если ребенок кусается?

С проблемой того, что ребенок кусается , сталкиваются и воспитатели, и родители детей младшего дошкольного возраста.

Почему ребенок кусается ? Что делать ? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей статье.

Причины того, что ребенок кусается , могут быть разнообразны.

1. Возможно, родители используют множество запретов или физически наказывают ребенка . С помощью кусания ребенок выражает протест против запретов, выказывая, таким образом, свой гнев.

2. При недостатке внимания малыш кусанием хочет привлечь взрослых к своим самым простым потребностям, которых они, возможно, не замечают. При избыточном внимании со стороны родителей или одного из них, ребенок может проявлять агрессию по отношению к тем людям, которые, по его мнению, отнимают его «законную собственность» – маму.

3. Закрепление и проигрывание ребенком тех моделей поведения, которые он видит в семье или в группе. Если в семье взрослые часто выясняют отношения с позиции силы, с помощью криков, то и ребенок усваивает этот способ решения конфликтов и выброса накопившейся злости, гнева, всего того негатива, который ему демонстрируют взрослые.

4. Часто дети кусаются , выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию. Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя неадекватно, не могут сдержать своих отрицательных эмоций.

5. У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью (чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.

6. После 3 лет, дети обычно кусаются , когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда они проигрывают в драке, или когда думают, что кто-то другой может их обидеть. Детей старше 3 лет, которые часто кусаются , необходимо показать психологу. Может оказаться, что у ребенка проблемы с самовыражением или с самоконтролем.

Для того чтобы ребенка отучить кусаться , необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок кусается , по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой. Подойдите к ребенку , присядьте так, чтобы ваши лица оказались на одном уровне и посмотрите ему прямо в глаза. Авторитетным тоном, не терпящим возражений, скажите ему примерно следующее : «Такое поведение неприемлемо. Мы не кусаем людей . Это неправильно. Пожалуйста, не делай так больше ».

Каждый раз, когда взрослый видит, что ребенок приближается к другому ребёнку или к взрослому с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что ""кусаться нельзя !"". На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.

Не следует кусать ребенка в ответ , иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

Нельзя кричать или бить ребенка . Кого-либо кусая , ребенка переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает . Наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения. Приказывая ребенку , не дав ему успокоиться, вы спровоцируете у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка , могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

Помогите ребенку научиться выражать свои чувства словами. Например, «ты, наверное, злишься на Ваню за то, что он забрал твою игрушку. Используй слова, чтоб показать чувства, но не кусайся ».

Рекомендуется, отыграть с ребенком ролевую игру . Изготовьте вместе с ребенком из старой варежки перчаточную куклу-кусаку . Сочините сказку про то, как вел себя кусака и к чему это привело. Озвучивайте и персонажей, которые являются наблюдателями («Наверное, не стоит с ним общаться» , «Нельзя дружить и доверять такому злюке» и так далее, и, конечно же, жертву. А теперь пусть ребенок станет «жертвой» , испробует разные способы защиты от кусаки (уход, обида, ответная агрессия) . Правильная тактика : научить проговаривать те чувства, которые испытывают персонажи, перевести конфликт в конструктивный диалог.

Для детей старше 3 лет, которые все еще продолжают кусаться , можно применить технику тайм-аутов. Тайм-ауты дают ребенку время для того , чтоб успокоиться и приучают ребенка к мысли , что кусание неприемлемо . Тайм-ауты лучше всего срабатывают с детьми, которые знают, зачем используют эту технику. Ребенку предлагается побыть одному пять минут и подумать : «Ты еще маленький и иногда не можешь остановиться. Но очень скоро ты поймешь, как плохо быть одному». Цель изоляции, наказания ребенка заключается в следующем : он должен постепенно учиться понимать, что любой поступок, а тем более, плохой, имеет свои последствия. Тайм-аут не только продемонстрирует ребенку то , что он переполнил чашу вашего терпения или нарушил важное правило, он продемонстрирует, собственно, где лежит граница дозволенного.

Техника Тайм-аута не обязательно подразумевает под собой перемещение в другую комнату, иногда достаточно вывести ребенка из игровой зоны в комнате, отойти в угол и так далее. Если вы все-таки увели ребенка в другую комнату , убедитесь, что в ней находится минимальное количество раздражителей, которые будут его отвлекать от обдумывания своего поведения. Попав в комнату полную игрушек или в комнату с включенным телевизором, ребенок будет отвлекаться и это сведет на нет все ваши воспитательные действия. Ребенку должно быть скучно , первостепенная цель – обдумывание своих поступков и проступков.

Приучайте ребенка к ласковым действиям во время игр. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно .

Отвлеките ребенка , которого начинает раздражать игра, например, потанцуйте. Или же поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте или соберите пазл.

Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко, то есть пищу, которую необходимо прожёвывать.

Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

Благотворное влияние оказывают игры с водой, песком, глиной; включите в режим дня релаксацию под приятную музыку, а также достаточную физическую нагрузку.

Татьяна Николаевна Оберемок, воспитатель МДОУ №77 города Иркутска