Папье маше сколько слоев делать. Папье-маше: все секреты работы в этой технике

Во Франции 16 века изготовление интересных кукол стало настоящим увлечением для рукодельниц, а после стремительного распространения техника получила название «папье-маше». В дословном переводе папье-маше означает «жеваная бумага» или «рваная бумага» и подразумевает изготовление плоских или объемных изделий из этого дешевого материала.

Техника папье-маше не требует специальных навыков, но подразумевает наличие стальных нервов и бесконечного терпения, особенно если вы заинтересовались объемными поделками. На изготовление красивой вещицы может уйти неделя, а иногда даже больше. Однако это далеко не повод отказаться от этого хобби.

Способы создания изделий

Общее название техники папье-маше предполагает минимум два способа изготовления: маширование и лепка. В промышленных технологиях можно встретить и третий, предполагающий наклеивание листов картона друг на друга и промазывание составом на основе клея. Правда, он очень трудоемкий, и осуществить его самостоятельно будет непросто – зато получившиеся плоские изделия будут отличаться прочностью.

Сделать поделки первым способом немного легче, поскольку процесс осуществляется быстрее. Вы обклеиваете подготовленную поверхность получившейся массой и придаете нужную форму. Однако далеко не всегда можно обходиться одними пластмассовыми бутылками или тарелками для того, чтобы сделать понравившуюся поделку. К тому же, отдельные элементы так или иначе придется совершенствовать при помощи лепки. Лепка из папье-маше окунет вас в детство, поскольку бумага, смоченная водой, будет вести себя послушно, словно пластилин.

Вне зависимости от выбранного вами способа изготовления, инструменты и материалы вряд ли сильно изменятся.

  • Бумага – самый главный расходный материал. Она должна быть умеренной плотности, чтобы у вас не возникало сложностей с ее укладыванием на поверхность. Можно воспользоваться цветной или белой бумагой в зависимости от выбранной поделки, а можно комбинировать.
  • Туалетная бумага ничуть не уступает цветной, хотя на первый взгляд кажется очень «экзотическим» материалом. Цветную туалетную бумагу найти сложно, но вы вполне можете обойтись обыкновенной, серой.
  • Газета для изготовления поделок в технике папье-маше используется каждым вторым мастером. Если вы увлечетесь этим искусством, вопрос об утилизации старых газет и журналов из дома отпадет сам по себе.
  • Лотки от яиц и картон подойдут не для каждого типа поделки, но станут незаменимыми материалами, если вы стремитесь к прочности изделия. Правда, чтобы их обработать, придется немного попотеть

Помимо главного рабочего материала необходимо запастись клеевым составом, который можно приобрести или сделать самостоятельно. Клей ПВА следует разбавить водой в соотношении 1:1. Также вам не обойтись без формы для лепки, смазанной растительным маслом. Готовое изделие покрывается акриловой краской или гуашью, а сверху лаком.

Маширование

Маширование осуществляется путем приклеивания кусочков бумаги (например, старой газеты) на поверхность подготовленной формы. Легче работать с мягкой бумагой, которая по структуре очень напоминает ткань, поэтому следует использовать газетные или журнальные листы. Поскольку слоев должно быть несколько, в качестве первого можно выбрать цветной или белоснежный лист, а последующие слои накладывать из контрастных газетных страниц.

Главное – контролировать, чтобы кусочки ровно ложились друг на друга и не топорщились. Для этих целей следует непременно обрывать бумагу, но не резать. Каждый новый слой наносится только после того, как предыдущий полностью подсохнет. Склеивание осуществляется благодаря нанесению обойного клея или клейстера. В зависимости от толщины бумаги уйдет до 10-ти слоев на поделку. Готовое изделие сушится только при комнатной температуре. Недопустимо устанавливать его на батарею или подсушивать феном. Не следует забывать, что размеры высушенного изделия значительно уменьшаются. Поверхность высушенной поделки оттачивается наждачной бумагой, затем загрунтовывается. Только после этого можно делать покрытие цветными красками и лаком.

Бумажная лепка

Для изготовления массы, которая станет основой для лепки, наравне с газетными листами можно использовать салфетки или туалетную бумагу. Процедура изготовления массы для лепки напоминает кулинарный процесс, поскольку к нему можно подключить и блендер. Заготовленную бумагу следует порвать на мелкие кусочки и залить водой. Далее она варится и измельчается. Лишнюю жидкость следует отжать, затем соединить получившуюся массу с клейстером. После этого следует проделать аналогичные с машированием финишные действия.

Русская матрешка

Для изготовления матрешки потребуется форма для многоразового использования, точно повторяющая корпус поделки. Основной рабочий материал – газета и тонкая бумага. Бумага разрывается на множество некрупных полос и укладывается в подготовленную крупную емкость. Цельный газетный лист смачивается водой, отжимается и наносится поверх основы. Клейстера потребуется много, поэтому его можно накладывать на газету руками. Будет приятнее работать с теплым клейстером, который только-только сняли с плиты. Далее на клей накладывается первый слой газетных и бумажных обрывков. Каждый слой проглаживается для нейтрализации лишнего клея и воздуха. По такому принципу следует выложить 8 слоев, чередуя газету и бумагу.

По истечении трех дней матрешка окрепнет и хорошо просохнет. Для высвобождения многоразовой формы по длине всей матрешки вдоль делается разрез. Как в детском киндер-сюрпризе, у вас получатся две одинаковые формы, которые между собой склеиваются клейстером. Можно наложить еще по одному слою газеты или бумаги. Дно можно сделать из плотного картона. Зафиксируйте его при помощи очередного слоя бумаги и дайте матрешке высохнуть в течение суток.

Все неровности на поверхности матрешки устраняются при помощи наждачной шкурки. Далее можно загрунтовать бумагу водоэмульсионной краской. Теперь вам следует дать волю фантазии и раскрасить матрешку любым понравившимся способом при помощи акварельных красок. Сверху поделка покрывается лаком.

Фруктовый сад

Об имитации продуктов питания еще давно начали задумываться в мире кино и театра. Режиссерам не всегда выгодно подбирать для очередных съемок свежие фрукты и ягоды, которые на следующий день потеряют свой вид. К тому же, идеально ровные яблоки или груши найти очень сложно, и они могут испортить всю картину. Выход был найден в изготовлении продуктов питания в технике папье-маше, которые сохраняют свой великолепный вид в течение долгих лет.

Изготовить любые фрукты в технике папье-маше можно несколькими способами. Обращение к лепке станет полезным в том случае, если вы планируете сделать миниатюрные детали, например, вишню или виноград. Если фрукт объемный, в качестве формы следует использовать пластилиновую заготовку. Пластилин – весьма удобный материал, который очень просто обклеивать бумагой. После того, как вы произведете разрез на подсохшей поделке, пластилиновая форма вынимается и используется для последующего изделия. Если вам сложно сконструировать форму яблока, груши или экзотических фруктов, можете прибегнуть к машированию и обклеить натуральный фрукт. Правда, это советуется делать с твердыми и недозрелыми плодами – с клубникой или абрикосом работать невозможно.

Столовый набор

Посуда в технике папье-маше радует глаз каждому, кто на нее взглянет. Расписной сервиз может украсить стеклянный посудный шкаф, причем, мало кто сразу поймет, что из такой красоты не суждено отпить чая с крендельками.

Рабочий материал, который пригодится для изготовления посуды, вполне сгодится и для лепки, только слепить идеально ровную тарелку практически невозможно, поэтому необходимо запастись стеклянной или пластиковой формой. В зависимости от количества посуды в сервизе варьируется и объем туалетной бумаги. В среднем на каждый рулон уходит пол-литра клейстера. Запастись ПВА в таком количестве практически невозможно, к тому же магазинный клей выходит по стоимости гораздо дороже, чем самодельный. Для того чтобы замесить «тесто» для лепки в металлической кастрюльке, рваная туалетная бумага заливается водой. Содержимое кастрюли необходимо варить на медленном огне до тех пор, пока масса не станет однородной. После этого бумага откидывается на дуршлаг, излишки воды удаляются. Измельчить бумагу на мелкие волокна можно при помощи блендера. После этого полученный материал следует выложить в целлофан и дать ему подсохнуть. Перед началом работы вам следует лишь соединить бумажную массу с клеем.

На смазанную маслом форму выкладывается толстым слоем бумажное тесто и сушится. После этого его останется загрунтовать, раскрасить красками и покрыть лаком. Масло, которое использовалось для смазывания тарелки, упростит процедуру изъятия формы.

Бумажный маскарад

Нет лучше материала для изготовления масок, чем бумага, обработанная в технике папье-маше. За основу можно взять обыкновенную пластмассовую маску или использовать гипс или глину. При наличии навыков работы с последними материалами можно сделать слепок лица.

Маска оклеивается в восемь слоев старыми газетами и тонкой бумагой. Последние слои должны быть смазаны клеем особенно щедро. После того, как половина слоев будет выложена, выложите слой из бинта или тонкой ткани. Это делается для того, чтобы треснувшую маску можно было легко восстановить. Неровности следует сразу разгладить, а лишнее обрезать ножницами. Последний слой – белая плотная бумага либо хлопчатобумажная ткань. Если вы планируете использовать в качестве верхнего слоя ткань, ее следует покрыть клеем. Снимать маску с формы следует после того, когда она полностью высохнет. Маска станет настоящим произведением искусства, если вы украсите ее кружевом и стразами, но истинную красоту ей придаст искусная роспись красивыми узорами.

Папье-маше в искусстве, рукоделии используют как материал для изготовления скульптур, марионеток, чаш под фрукты, кукол и других предметов. Можно изготавливать самые разные поделки для интерьера. Поверхность папье-маше легко окрашивается в нужный цвет, также ее можно декорировать.

Как делать изделия из папье-маше

Чтобы приготовить массу папье-маше, вам понадобятся ненужные газеты или другая бумага, клей, вода. Клей смешайте с водой в пропорции 2/1. Газеты надо нарезать на полоски шириной два сантиметра или разорвать на небольшие клочки. Соединить газеты и клеевой раствор, перемешайте до однородной смеси ложкой или кистью из щетины.

Если для изготовления материала вы берете канцелярский клей, имейте в виду, что при окрашивании сформованного изделия вас могут подстерегать трудности. Краска может отказаться держаться на поверхности. Лучше всего перед окрашиванием загрунтовать изделие художественными белилами или акриловой грунтовкой, а потом уже покрывать краской.

Некоторые изделия лучше смотрятся с гладкой поверхностью. При оклеивании формы полосками бумаги не всегда получается добиться идеальной гладкости. Но процедура выравнивания поверхности не так сложна, как может показаться – надо всего лишь отнестись к ней терпеливо.

Как получить гладкую поверхность изделия из папье-маше

Сперва надо выровнять наиболее заметные ямки путем подклеивания туда мелких бумажных клочков. Так делать до тех пор, пока поверхность не станет выглядеть более-менее ровной. Изделие надо просушить, после чего поверхность обрабатывают мелкозернистой шкуркой. Обработку выполняйте круговыми легкими движениями, нажатия должны быть как можно более легкими. Бумажные волокна периодически убирайте при помощи тряпки. Обработанную поверхность густо обмажьте клеем и хорошо просушите, чтобы верхний слой сделался крепче. Эту процедуру можно повторить несколько раз, чтобы прочность верхнего слоя повысилась. После этого можно приступать к раскрашиванию, инкрустированию или декорированию поверхности другим способом.

При незначительных шероховатостях покройте поверхность несколькими слоями клея ПВА или воспользуйтесь аэрозольным лаком для автомобилей.

Если изделие вы хотите окрасить, после того, как закончится процедура окрашивания, поверхность лучше покрыть еще и лаком – в два или три слоя. Лак подойдет и нитро, и мебельный, проследите только, чтобы краска не «поплыла». Обработанное таким образом изделие получится гладким и блестящим.

Поделки в стиле папье-маше родом из Франции. Первые работы были представлены еще в 16 веке. А вот в нашей стране папье-маше приобрело популярность во времена правления Петра I. Сегодня многие дети и взрослые осваивают это направление прикладного искусства. Мы расскажем, как делается папье-маше своими руками.

Основы папье-маше: совершенствуйте свои навыки

Для начала давайте выясним, почему этот вид прикладного искусства называется папье-маше. В дословном переводе с французского языка это понятие обозначает рваную бумагу. И действительно, поделки, выполненные в технике папье-маше, изготавливаются из бумажных отходов и обычного клея.

Чаще всего люди, осваивающие это направление прикладного искусства, интересуются, как сделать папье-маше из газет. Об этом мы поведаем чуть позже, а сейчас хотелось бы рассказать о том, что существует три основных способа изготовления папье-маше:

  • Газетную или офсетную бумагу рвут на мелкие кусочки и обрабатывают клеем, создавая своего рода слои изделия. Чем больше количество слоев, тем прочнее и красивее получается изделие.
  • Второй вариант - бумажная масса. Для этого бумагу сначала замачивают в воде, а затем тщательно перетирают, используя кухонную технику. Разбавив эту массу клеем, мы получаем рабочий гибкий и эластичный материал.
  • Третий вариант используется крайне редко, поскольку для создания конструкции нужно применять плотный картон. Чаще всего такой способ применяется в промышленных отраслях.

На сегодняшний день можно сконструировать различные поделки из папье-маше своими руками, в частности:

  • шкатулки;
  • тарелки;
  • кружки;
  • карнавальные маски;
  • пасхальные яйца;
  • бусы;
  • серьги;
  • подарочные коробки и т. п.

Готовим качественный клейстер

Прежде чем мы рассмотрим пошаговые руководства по конструированию папье-маше своими руками для начинающих, давайте выясним, как приготовить клейстер. Это обязательная составная часть изготовления поделки. Именно клей станет тем цементом, который обеспечит плотность созданного шедевра.

Чаще всего рукодельницы для смазывания бумажных слоев используют обычный канцелярский клей, разбавленный отфильтрованной водой в пропорциях 1:1. Но вы можете изготовить клейстер и самостоятельно, контролируя нужную консистенцию. Для этого используется пшеничная просеянная мука, пищевой крахмал и вода. Заваривать такую смесь нужно до образования густой и клейкой массы.

В зависимости от того, какую поделку вы моделируете, зависит и длительность ее изготовления. Рекомендуется тщательно просушивать каждые четыре бумажных слоя. Чтобы поделка была прочной, просушка должна длиться от 24 до 48 часов. Готовые поделки вы можете оформлять на свое усмотрение, например, гуашевыми или акварельными красками, в технике декупажа, кружевом и пр.

Чтобы поделки, выполненные в технике папье-маше, стали настоящим произведением прикладного искусства, ознакомьтесь с рядом дельных советов:

  • Если для моделирования поделки вы используете бумажные полоски, то выкладывать их нужно в хаотичном порядке, постоянно изменяя направление.
  • Вместо офсетной бумаги или газеты можно использовать упаковки из-под яиц, картонные отходы, гофрированную или туалетную бумагу, салфетки.
  • Все действия по конструированию поделки выполняем в латексных перчатках, чтобы клейстер не оставался на поверхности рук.
  • Перед дизайнерским украшением поделки ее основу из папье-маше можно отшлифовать, используя наждачную бумагу.
  • Для придания дополнительных изгибов и гладкости можно использовать строительную шпатлевку.
  • Если вы наносите бумажные слои на конкретную заготовку, то ее поверхность предварительно нужно обработать подсолнечным маслом. Так вы обеспечите сохранение формы изделия и его легкое отхождение от стенок заготовки.
  • Если готовая поделка будет белого цвета, то нужно использовать чистую белую бумагу.
  • Окрашивание поделки придает ей не только оригинальность, но и дополнительную защиту.
  • Если хотите защитить изделие, выполненное из папье-маше, от влаги, последним слоем на готовую поделку нанесите прозрачный лак.

Станьте звездой карнавальной ночи

Карнавал - прекрасное мероприятие! Жаль, что на сегодняшний день у многих из нас просто не остается времени на посещение подобных праздников. Если вам все-таки выпал шанс посетить карнавал, то не отказывайте себе в таком удовольствии, тем более что сейчас вы узнаете, как смастерить маску из папье-маше своими руками.

Для основы маски можно использовать любую глиняную или пластиковую форму. Мы предлагаем вам сделать маску по контуру своего лица. Так вы будете уверены, что отверстия для глаз не окажутся после изготовления изделия на носу или выше линии бровей. Для декорирования будем использовать оригинальную ажурную ткань и бусины. А для крепления можно взять одну палочку или резинку.

Многие рукодельницы говорят, что клейстер из муки не навредил нежной коже лица, а наоборот, сделал ее мягче и эластичнее.

Необходимые материалы:

  • газетная бумага;
  • салфетки;
  • отфильтрованная вода;
  • просеянная мука;
  • ножницы;
  • тканевый ажурный отрез;
  • резинка;
  • ленты с пайетками;
  • канцелярский клей;
  • кисть.

Пошаговое описание творческого процесса:


В переводе с французского языка папье-маше означает «рваная бумага». А в рукоделии представляет собой создание объемных игрушек и предметов, путем склеивания маленьких кусочков бумаги клейстером. Это оригинальное и увлекательное занятие, которое требует усидчивости и терпения. Техника исполнения таких поделок открывает огромный простор для творчества и позволяет делать из старых газет необычные игрушки, маски и другие предметы.

Экскурс в историю папье-маше

Насчитывается более тысячи лет. Вещи, изготовленные таким способом, встречались в Египте, Персии и Китае. Египтяне из папируса и клеящего вещества делали посмертные маски. В Персии делали различные бумажные декоративные предметы, в том числе посуду и предметы интерьера, а сверху наносили тонкие металлические пластинки.

В Китае бумагу использовали для создания доспехов и щитов, защищавших воина от стрел и выдерживающих даже удар мечом. Кроме этого, из нее создавались предметы домашнего декора - шкатулки, вазочки и даже пуговицы. А также эти предметы покрывали несколькими слоями лака, чтобы придать им большую прочность.

С XVII века в Англии и Франции бумагу стали применять для создания кукол. Этот материал имел свои преимущества - игрушки получались прочнее фарфоровых и легче деревянных.

В XVIII веке архитектурную лепнину и резное дерево стали заменять более дешевыми аналогами, сделанными из многослойной бумаги. Такие предметы могли заменять элементы мебели или церковную утварь.

Только при Петре I технология изготовления поделок из бумаги стала использоваться в России, а промышленное применение началось с XIX века. По сегодняшний день эта технология используется для создания бутафории в кино и театре. Из нее делают муляжи посуды, оружия и предметы интерьера, а также рельефы ландшафта и архитектурные конструкции. Бумажные маски и головные уборы тоже популярны в театральном деле. Даже при создании деталей театрального грима (накладных носов и подбородков) не обошлось без применения этой техники.

Подготовка к изготовлению своими руками

Чтобы сделать оригинальный сувенир , подарок или другую интересную вещь, необязательно быть великим мастером. Даже ребенок может сделать игрушки из папье-маше своими руками. Для изготовления поделки требуется минимум материалов — тонкие кусочки бумаги и клеящее вещество. Клей можно заменить клейстером, который можно сделать в домашних условиях.

Рецепт клейстера в домашних условиях

Клейстер — хорошая замена обычному клею, особенно если поделкой будет заниматься ребенок. У него есть свои плюсы и минусы в использовании. Главный плюс при создании клейкой массы для детей это то, что его легко отмыть со стола и рук. Но клейстер дольше сохнет и не подлежит длительному хранению. Рекомендуется готовить новую порцию такого клея перед началом каждой работы.

Чтобы сделать клеящую массу необходимо:

  1. Развести крахмал или муку в теплой воде и хорошо перемешать, чтобы он стал густой как сметана.
  2. Продолжаем перемешивать и осторожно доливаем кипяток, пока раствор не станет прозрачным и похожим на кисель.
  3. Дать клейстеру остыть.

Теперь клейстер можно применять для работы.

Существует несколько методик создания поделок из бумаги:

Выбрав методику изготовления, можно приступать к выполнению поделки.

Вот несколько мастер-классов поделок в технике папье-маше своими руками для начинающих, в которых описывается как сделать:

  1. Матрешку.
  2. Северного оленя.
  3. Дом Бабы-Яги.
  4. Кошку-конфетницу.

Игрушка Матрешка

Развить у ребенка интерес к русскому народному творчеству поможет поделка «Матрешка». Она может быть выполнена в классическом стиле, а можно сделать ее в стиле любимых мультипликационных героев.

Для работы потребуется:

  • Пластилин.
  • Бумажные кусочки.
  • Клей или клейстер.
  • Краски и кисточка.
  • Простой карандаш.
  • Нож для бумаги.

Начинаем делать поделку с лепки из пластилина фигурки в форме матрешки. Первые три бумажных слоя выкладываются без применения клея намоченными в теплой воде кусочками бумаги. Это необходимо, чтобы затем было легко отделить матрешку от пластилина.

Затем выкладываем пять слоев из бумаги, промазанной клеем, и оставляем игрушку просохнуть. После этого, с помощью ножа для бумаги, разрезаем фигурку на две половинки вдоль тела и вынимаем пластилин. Детали соединяем кусочками бумаги и проклеиваем. Затем наносим финишный слой.

Как только изделие полностью высохнет, его можно расписывать красками. Для этого простым карандашом намечаем контуры и затем гуашью начинаем разукрашивать фигурку.

Северный олень

На новогодние праздники можно сделать оригинальный сувенир в виде оленя . Для него потребуются следующие материалы:

Из проволки делаем каркас фигурки, на котором формируем тело и рога оленя из фольги. Затем необходимо промазать всю фигуру клеем и обернуть марлей или просто обмотать все детали бумажным скотчем.

Берем заранее заготовленную бумажную кашицу и обмазываем ею оленя, придавая фигуре законченный вид, а также делаем ушки и хвостик. Оставляем поделку высохнуть, после чего ее нужно покрасить.

Дом Бабы-Яги

Домик Бабы-Яги из папье-маше это необычная поделка, которую можно сделать для себя или в подарок. Но чтобы ее полностью сделать, потребуется несколько дней.

Для работы потребуются:

Поделка делается в несколько этапов.

Этап 1 . Первым делом, обклеиваем бутылку салфетками с помощью клея ПВА в один слой. Далее, когда первый слой высохнет, простым карандашом отмечаем очертания будущего домика: рисуем окна, двери и бревнышки.

Из бумажной кашицы формируем бревна избушки и выкладываем рядами на бутылке, начиная снизу.

Работаем над двумя стенами дома одновременно, делая кружочки в виде срезов бревен на углах.

А также выкладываем двери и окна домика. На окошках делаем ставни и раму окна, а на дверях формируем ручку и дверные петли. С помощью стека необходимо сделать фактуру дерева, проводя им небольшие полоски по бревнышкам и другим элементам избушки.

После того как нижняя часть поделки полностью выложена, изделие необходимо оставить просохнуть на сутки.

Этап 2 . Делаем крышу домика. Работу начинаем с формирования треугольного чердака (на фото он имеет розовый оттенок) и вставляем в его серединку цветной камешек.

Далее, выкладываем элементы крыши рядами, начиная снизу, и после каждого даем изделию просохнуть. После третьего ряда начинаем лепить трубу, обклеивая горлышко бутылки небольшим слоем бумажной массы. Используя стек, на трубе отмечаем кирпичики и придаем элементам небольшую окружность.

Этап 3 . Выкладываем последний ряд покрытия крыши и даем изделию высохнуть. Наша избушка почти готова, осталось только покрасить красками все детали и оформить пробку для бутылки.

Такая избушка может стать настоящим украшением праздничного стола и удивить гостей!

Оригинальная поделка в виде кошки будет не только красивым украшением интерьера, но и послужит конфетницей для детей. Изделие полое внутри и поэтому может служить дизайнерской вазочкой или шкатулкой для мелочей.

Для работы потребуются следующие материалы:

Для начала необходимо подготовить рабочую поверхность, застелив ее клеенкой или положив на стол пластиковый поднос. Конфетница выполняется в послойной технике с использованием бумажной кашицы, поэтому материалы для работы лучше подготовить заранее. Кусочки газеты должны быть не более 6 сантиметров в длину, а клейстер перелейте в мисочку, из которой его удобно будет брать.

Приступаем к работе:

Конфетница готова! Осталось наполнить ее сладостями и поставить на стол радовать гостей.

По подобию этого мастер-класса можно сделать кота-копилку. Для этого нужно только прорезать отверстие на макушке, а рот только прорисовать.

Делая фигурки из папье-маше своими руками для детей можно создать свой кукольный театр и разыгрывать в нем маленькие представления для гостей. Кроме того, из этого материала можно делать не только игрушки, но и муляжи фруктов, таких как: яблоко, бананы и другие.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сегодня у нас будет сугубо практическая публикация - я покажу, как делаю массу папье-маше для лепки и моделирования. Это будет миллион сто первый мастер-класс в сети на эту тему, но, раз уж я что-то делаю из этого материала, то считаю возможным показать то, как я делаю папье-маше.

А что, есть варианты? - спрашивает Веселина, посматривая на кучу тазиков и банок.

Есть, и их количество сравнимо с числом рукодельников, использующих папье-маше в своей работе.

Но, несмотря на это, существует около десятка основных способов изготовления массы папье-маше своими руками, выбор каждого из них основан на желании получить в результате своей работы определенные эффекты.

Основными параметрами, влияющими на выбор рецепта, являются следующие показатели:

  • гладкость и равномерность получаемой поверхности;
  • степень возможной детализации элементов;
  • восприимчивость готовой поверхности к обработке;
  • степень деформации при сушке.

Ты же сказал, что у нас сегодня не будет разговоров, - перебила Веселина, - давай хоть раз что-то сделаем без этих лекций.

Да уж, слово не воробей, что же, сам напросился. Придется написать другую статью о папье-маше, где подробнее рассмотреть все тонкости и нюансы состава и параметров этого материала.

Ну а мне от папье-маше нужно, чтобы материал был пластичным, не лопался, готовая поверхность была бы относительно гладкой с возможностью незначительной последующей обработки.

Поэтому я выбрал для себя рецепт папье-маше из газет и клея ПВА.

Папье-маше - необходимые материалы

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • газетная бумага;
  • блендер или миксер;
  • клей ПВА;
  • шпатлевка;
  • тазик и миска;
  • полотенце;
  • вилка;
  • горячая вода.

Поскольку объем работы у меня небольшой, то и папье-маше я делаю одномоментно совсем немного. Мне удобно, чтобы готовый объем массы умещался у меня в руке. Но измельченных сухих волокон можно наделать сразу много - они прекрасно хранятся в сухом месте неограниченно долгое время. Поэтому я сразу делаю сухих волокон с запасом, а массы папье-маше немного больше, чем нужно для работы.

Итак, газеты. Сегодня в процессе участвуют 60 листов размером почти А3.

Инструмент для измельчения бумаги. Так как объем небольшой, то мне подойдет вот такой блендер.


Как говорил вначале, я использую в данном случае клей ПВА.


Нужную степень пластичности придаст шпатлевка.


Любой из перечисленных материалов может быть заменен тем, что есть в наличии. Это может сказаться на характеристиках готового материала, но определить возможно только опытным путем.

Папье-маше из газет и клея ПВА - фото мастер класс

Итак, бумагу рву и замачиваю в горячей воде на сутки. Периодически подхожу и рву бумагу руками, не особо стараясь, ведь у меня есть более квалифицированный по этой части помощник. Но, если ему достанется уже кое-как рваная бумага, будет полегче. Поэтому я стараюсь оказать ему посильную помощь. В общем, я рву бумагу руками, пока не надоест.


Теперь займемся привлечением механизированного инструмента. В этом же тазу я блендером измельчаю бумагу до получения каши с относительно мелкими фрагментами. Особо не перенапрягаю блендер, потому что ему еще предстоит усиленно поработать на благо моих рукоподелок. Блендер мне попался из долгожителей, поэтому я отношусь к аппарату с глубоким почтением и делаю частые и продолжительные перерывы в его работе, чтобы он не перегревался.


Нож у моего блендера двухлопастный, и несмотря на его высокое качество, нужно иногда следить за остротой его лезвий, потому что бумага имеет неприятное свойство усиленно ее снижать. Поэтому, когда я подтачиваю другие режущие инструменты, то стараюсь не забывать и о блендере.


Пришла пора порционной обработки смеси. В комплекте блендера есть замечательная посудина, которую я заполняю на две трети или три четверти, чтобы было меньше брызг. На этом этапе блендер используется до тех пор, пока результат меня не устроит - должна получиться однородная масса с равномерно распределенными волокнами. В идеале нужно добиться полного отсутствия видимых кусочков бумаги, но чаще всего мне терпения не хватает так долго перемалывать смесь.


Впрочем, потом я сам себя за это ругаю, потому что приходится периодически натыкаться при выглаживании поверхности на один-другой бугорок из неразмельченной бумаги, а при высокой детализации изделия это доставляет определенные неудобства, так что, чем лучше будет измельчена бумага на этом этапе, тем легче и приятнее будет работать с массой папье-маше в последующем.


Отделяю воду из смеси, отжимая ее через сложенный вдвое полотенец. Это тоже важный этап, поэтому я стараюсь выполнить его как можно качественней. Дело в том, что я потом буду полностью высушивать размельченные волокна, поэтому, чем сильнее отжать воду сейчас, тем меньше времени потратится на сушку. Важно не перестараться и не порвать полотенчик.







После отжима должна остаться вот такая полусухая масса, которую нужно руками разорвать на мелкие кусочки. Но я просто подстраиваюсь под блендер, чтобы измельченные фрагменты попадали в его рабочую зону.



Пока масса папье-маше влажная, ее нужно размельчить по максимуму, потому что высохшие волокна обработке поддаются весьма неохотно, да и можно просто затупить лезвия.



Следующий этап - сушка измельченных волокон. Я использую естественную сушку, продолжительность которой составляет от одних суток летом в жаркую погоду до нескольких суток зимой. Качеству сушки я придаю большое значение для того, чтобы минимизировать деформацию готовых изделий из папье-маше. Ведь именно от присутствия воды и ее количества и зависит то, как будет изменятся поверхность при окончательной сушке.


По этой же причине я использую не мучной клейстер, в котором много воды, а клей ПВА. Выливаю произвольное небольшое количество клея в миску и тщательно перемешиваю руками. В каких-то случаях приходится добавлять клей, если получается слушком густая масса, или сухие волокна, если налил много клея. После перемешивания должна получиться масса с консистенцией пластилина, то есть нужно прилагать достаточно усилий, чтобы работать с ней дальше.



Для повышения пластичности массы я добавляю шпатлевку. Ее нужно совсем немного, примерные пропорции вы видите на фото. Повторно тщательно перемешиваем смесь, замечая, как меняются ее физические характеристики в сторону смягчения и пластичности. Нужно периодически пробовать массу папье-маше на разрыв. Разделяться такой кусок должен с определенным усилием.


После всех этих манипуляций в толще смеси все равно остаются небольшие фрагменты плохо размельченной бумаги, которые в дальнейшей работе могут причинить большие неприятности. Я пытаюсь их разделить на последнем этапе, во время которого обыкновенной вилкой растираю массу в миске.


Еще раз руками разминаю массу, определяю пластичность и удобство последующей работы. Но сразу я такую массу не использую, потому что волокна должны еще лучше пропитаться клеем. Для этого я оборачиваю папье-маше пищевой пленкой и на сутки прячу в холодильник на нижнюю полку. После этого масса готова к работе.



Папье-маше своими руками - видео мастер класс

Итак, сегодня я показал, а вы увидели, как можно очень просто и относительно быстро своими руками сделать массу папье-маше для лепки и моделирования. Еще одним бесспорным достоинством этого рецепта является его доступность, а этот параметр для начинающих рукодельников имеет важное значение.

Спасибо вам за внимание, желаю всем успехов и хорошего настроения.