Статья искусственное вскармливанию детей первого года жизни. Особенности искусственного вскармливания новорожденных

ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

ЛЕЧЕБНОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

СМЕШАННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Методические указания для самостоятельной работы студентов

4 курса лечебного факультета

Составители:

д.м.н., профессор А.Ф. Виноградов

к.м.н., доцент А.В. Копцева

г. Тверь, 2012 г.

    Название учебной темы: Вскармливание смешанное и искусственное. Питательные смеси, используемые для смешанного и искусственного вскармливания. Консервированные, адаптированные продукты. Особенности вскармливания недоношенных детей. Принципы питания детей старше года. Роль участкового педиатра в организации рационального питания детей.

Осмотр детей, находящихся на различных видах вскармливания. Отработка методики обследования. Составление рациона питания и меню-раскладки детям первого года жизни на смешанном и искусственном вскармливании по заданию преподавателя.

    Цель изучения учебной темы: Изучить современные аспекты смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни на уровне знаний и умений составлять карту питания детям первого года жизни, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании, а также решать ситуационные задачи по данной теме. Освоить понятия докорм, консервированные и адаптированные продукты. Ознакомить студентов с основными принципами вскармливания недоношенных детей и детей старше года. Определить роль участкового педиатра в организации рационального питания детей.

    Основные термины:

1) Смешанное вскармливание

2) Понятие «докорм»

3) Искусственное вскармливание

4) Адаптированная молочная смесь

    План изучения темы:

      Определение и принципы смешанного вскармливания

      Определение и принципы искусственного вскармливания

      Классификация адаптированных молочных смесей

      Критерии выбора АМС

      Кисло-молочные смеси

      Последствия искусственного вскармливания

      Особенности питания недоношенных детей

      Принципы питания детей старше года

    Изложение учебного материала:

Под смешанным вскармливанием понимают вскармливание грудным молоком с вынужденным (нефизиологическим) введением докорма в виде коровьего молока (молока животных и растений) или его разведений (смесей) в объеме от 1/5 до 4/5 суточной потребностей.

Смешанное вскармливание – это такой вид вскармливания, когда наряду с женским молоком детям дают молочные смеси, так как из-за возраста ребенка ему еще нельзя давать прикорм. Дополнительное питание искусственными молочными смесями называется докормом.

Показаниями к смешанному вскармливанию является недостаток молока у матери (гипогалактия)· или некоторые заболевания матери. Клиническими симптомами голодания ребенка являются уплощение или падение весовой кривой, беспокойство, редкие мочеиспускания и изменения со стороны стула. Стул обычно вначале урежен или, наоборот, учащен.

Для того чтобы узнать, имеется ли достаточное количество молока у матери, необходимо в ранние часы взвесить ребенка до и после кормления, Т.е. провести контрольное взвешивание ребёнка. По разнице веса можно судить о том, сколько ребенок высосал молока. Произведя подсчет необходимого количества молока по формулам, и зная количество молока, получаемого ребенком от матери, можно рассчитать необходимое количество докорма.

При смешанном. вскармливании до корм назначают в зависимости от количества молока у матери, то есть после каждого кормления, или некоторых из них, или путем чередования полных кормлений грудным молоком и молочной смесью. В качестве докорма в современной диететике применяются адаптированные молочные смеси, используемые при искусственном вскармливании, и описаны в соответствующем разделе.

Принципы смешанного вскармливания:

    Введение докорма не ранее 4- 7 дня борьбы с гипогалактией.

    Выбор докорма с учетом возраста, аппетита.

    Докорм назначается после кормления грудью.

    Число кормлений сохраняется тоже, что и при естественном вскармливании, но если дефицит молока составляет более 50%, то число кормлений урежают на 1.

    Докорм можно вводить не во все кормления, если дефицит молока составляет 50% и менее.

    Докорм не менять.

    Проводить еженедельные контрольные кормления (2-3 раза в сутки 2-3 дня в неделю в разные часы суток).

    Изменение потребности в пищевых ингредиентах при использовании неадаптированных смесей до 3,5-4,0 г/кг в сутки белка.

    Докорм вводится в ложечке или через маленькую дырочку в соске.

    С учётом современных взглядов (Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, 2010) сроки введения прикорма при смешанном и искусственном вскармливании не изменяются.

Искусственное вскармливание – это вскармливание ребёнка первых месяцев жизни молоком животных или растений (соевое, миндальное) при дефиците грудного молока, составляющем 4/5 и более от суточного рациона.

Принципы искусственного вскармливания:

    Частота кормлений при назначении адаптированных смесей может быть такая же, как.при.естественном вскармливании, при назначении неадаптированных – количество кормлений уменьшается на 1 и можно с 3-4-х месяцев перейти на 5-ти разовое кормление.

    Объемы питания при искусственном вскармливании рассчитываются также, как при естественном (объемы зависят не от вида вскармливания, а от возможностей желудочно-кишечного тракта).

    Прикорм вводится в те же сроки, что и при естественном вскармливании.

    Повышается потребность в белке при питании неадаптированными смесями до 4-4,5 г/кг, при получении адаптированных смесей количество белка – как при естественном.

    Калораж повышается на 10% при использовании неадаптированных смесей.

    Поощряется любая попытка перехода к смешанному и естественному вскармливанию.

Перевод ребенка на искусственное вскармливание является «метаболическим стрессом» и в связи с этим большое внимание врачей должно уделяться правильному выбору «заменителей» женского молока с учетом индивидуальных особенностей здоровья, физического развития и даже аппетита.

Основу большинства «заменителе» или смесей составляет коровье молоко, которое значительно отличается от женского молока по своему составу и свойствам. В коровьем молоке существенно выше, чем в женском, содержание белка, кальция, калия, натрия и других минеральных солей. В то же время уровень углеводов, ряда жирных кислот и витаминов, напротив, ниже, чем в женском молоке. Чтобы приблизить состав коровьего молока к составу женского (или иначе «адаптировать» его состав к особенностям незрелого организма ребенка, отсюда и название «адаптированные молочные смеси»), необходимо снизить в коровьем молоке содержание. белка и солей, но повысить уровень углеводов (лактозы), некоторых витаминов и жирных кислот в настоящее время на российском рынке широко представлены разные заменители женского молока, как отечественные, так и импортные. «Заменители» женского молока могут быть сухими или жидкими (готовыми к употреблению), пресными или кислыми.

Молочные смеси делятся на 2 большие группы – адаптированные и неадаптированные, в свою очередь смеси в каждой из этих групп – на сладкие и кисломолочные.

Адаптированная молочная смесь (АМС) – пищевой продукт в жидкой или порошкообразной форме, изготовленный на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных, предназначенный для использования качестве заменителя женского молока и максимально приближенный к нему по химическому составу с целью удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии. Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным и международным стандартам для адаптированных молочных смесей. Существует современная классификация детских адаптированных молочных смесей (рис. 1). В основном это касается деления смесей в зависимости от возраста детей на «начальные» (от 0 до 6 мес.), «последующие» (от 6 до 12 месяцев) и для детей от 0 до 12 месяцев.

Особое внимание уделяется «начальным» смесям, состав которых максимально адаптирован к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ детей первого полугодия жизни. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня белка в современных молочных продуктах с целью его количественного приближения к женскому молоку. Так, в большинстве «начальных» смесей количество белка составляет 1,4-1,6 г/100 мл, а минимальный уровень 1,2 г/100 мл соотношение сывороточных белков и казеина составляет 60:40, 50:50, в отдельных смесях 70:30. почти все современные смеси содержат таурин, α-лактальбумин, а некоторые – нуклеотиды.

Для адаптации жирового компонента «начальных» смесей в их состав вводят растительные масла (подсолнечного, кукурузного, соевого, рапсового, кокосового, пальмового), богатые полиненасыщенными жирными кислотами (ПНЖК). Для улучшения эмульгации жиров в состав смесей вводят небольшое количество природных эмульгаторов лецитин, моно- и диглицериды. Почти все смеси содержат L-карнитин, который способствует ассимиляции жирных кислот на клеточном уровне. Современной тенденцией является обогащение смесей ДШIЖК (арахидоновой и докозагексаеновой), которые являются предшественниками простагландинов, тромбоксанов и лейкотриенов,

В качестве углеводного компонента используется, в основном, лактоза и мальтодекстрин. Ряд смесей содержит галакто- и фруктоолигосахариды, обладающие пребиотическим действием и способствующие избирательному росту бифидобактерий. Некоторые смеси содержат лактулозу, которая также является пребиотиком.

Во все смеси включен необходимый набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с физиологическими потребностями детей первых месяцев жизни. Это в первую очередь железо, медь, цинк, йод. в ряд смесей введен селен, обладающий антиоксидантными свойствами. Соотношение кальция и фосфора находится в диапазоне 1,5:1 - 2,0:1.

Уровень витаминов в АМС превышает таковой в женском молоке в средней на 15-20%, т.к. их усвояемость более низкая, чем из женского молока. При этом большое внимание уделяется витамину Д. Его содержание в 100 мл готовой смеси должно составлять по нормативам 40-50 МБ. Во все смеси добавлены витамины группы В, витамин А, β-каротин.

«Последующие» смеси, в отличие от начальный, содержат более высокое количество белка (до 2,1 г/100 мл). Преобладание сывороточных белков над казеином уже не является обязательным. Продукты для детей этой возрастной группы отличаются более высоким содержанием железа, кальция, цинка.

Смеси «от 0 до 12 месяцев» могут использоваться в питании детей на протяжении всего первого года жизни. Однако эта группа продуктов немногочисленна и в современных условиях применяется ограниченно, в связи с широким ассортиментом начальных и последующих формул.

В ряде сухих пресный смесей введены пробиотики: бифидо- и лактобактерии. Современные технологии позволяют обеспечить сохранность микроорганизмов в продукте на протяжении всего срока годности.

Критерии выбора адаптированных молочных смесей (АМС):

    возраст ребенка;

    социально-экономические условия семьи;

    аллергологический анамнез;

    индивидуальная непереносимость продукта.

Критерием правильного выбора смеси является хорошая толерантность ребенка к данному продукту.

В результате всех перечисленных изменений получается достаточно хороший заменитель грудного молока, но необходимо стремиться максимально снизить риск сенсибилизации к чужеродному белку путем использования белковых гидролизатов и обеспечения ребенка неспецифической защитой от кишечных инфекций путем добавления таких веществ, как лактоферрин, лактопероксидаза, лизоцим и т.д.

К числу адаптированных заменителей женского молока относятся отечественные жидкие - «Агу-1» (Лианозовский завод детского питания, Россия), «Бэби Милк» (Лианозовский молочный комбинат, Россия) и сухие смеси – «Микамилк» (Кофранлейт/Росдетспецпродукт, Франция/Россия), а также импортные - «Нан» (Нестле, Швейцария), Нутрилон (Нутриция, Голландия), «Эфамил-Г» (Отделение Мид Джонсон фирмы Бристоль Майер Сквибб), «Пре- ХиПП» и «ХиПП» (ХиПП, Австрия), Хумана-1 – тауринсодержащая смесь для детей с первых дней жизни до 3-6 месяцев, соотношение сывороточный белок/казеин 60:40, не содержит глюкозы, сахарозы и глютена, Хумана-2 – с 3-4 месяцев до 1 года, Хумана-Беби-фит – с 6 до 12 месяцев, без глютена, обогащенная железом, белковый компонент 80:20, хорошее содержание растительных масел, пектины бананов в сочетании с крахмалом повышают вязкость смеси и обладают антидиспепсическим действием, Фрисолак – с 0 до 12 месяцев, имеет хорошее соотношение линолевой и линоленовой кислот, белковый компонент 60:40, кисломолочные смеси – «Галлия» и «Лактофидус» (Данон, Франция).

Несколько менее адаптированными смесями являются так называемые «казеиновые формулы». Их название обусловлено тем, что они изготовляются на основе сухого коровьего молока, основным белком в котором является казеин, без добавления деминерализованной молочной сыворотки. Вследствие этого такие смеси менее близки к белковому составу женского молока. В то же время по всем остальным компонентам (углеводному, жировому, витаминному, минеральному и др.) эти смеси, так же как и адаптированные, описанные выше, максимально приближены к составу женского молока. К числу «казеиновых» формул относятся такие хорошо известные смеси, как «Симилак» (Аббот Лабораториз, США), «Нестожен» (Нестле, Швейцария) и др.

Наконец, частично адаптированные смеси. Их состав лишь частично приближен к составу женского молока - в них отсутствует деминерализованная молочная сыворотка, не полностью сбалансирован жирно-кислотный состав, в качестве углеводного компонента используется не только лактоза, но и сахароза и крахмал. К числу таких смесей относятся «Аптамил», «Милумил» (Милупа, Германия). Эти заменители могут использоваться в питании детей первого года жизни, начиная с 2-3 месяцев.

Все современные заменители женского молока и «последующие» смеси относятся к числу инстантных (быстрорастворимых) продуктов. Для их использования в питании детей необходимо только смешать строго определенное количество сухого порошка с предварительно вскипяченной теплой (50-60°С) водой и тщательно перемешать, не допуская наличия комков.

Преимущества кисломолочных смесей:

      улучшают процессы пищеварения;

      имеют частично расщеплённый белок, теряющий свои аллергические свойства;

      продуцируемые бактериями витамины;

      в них частично уничтожается лактоза, которую плохо переносят некоторые дети;

      вытесняют патогенную флору;

      этилового спирта в них не больше, чем в хлебе, соке, грудном молоке; он необходим для процессов обмена, про ходящих в организме.

Недостатки кисломолочных смесей:

    имеют высокое содержание кальция;

    соотношение сывороточного белка к казеину 20:80;

    при их применении происходит сдвиг КЩС в кислую сторону.

Таким образом, молочные смеси считаются хорошими, если:

    Белок 1,2 - 1,5 г/дл;

    Соотношение сывороточного белка к казеину 60:40;

    В составе есть таурин;

    Жир растительный - 1 %;

    Углеводы – декстринмальтоза;

    Витамины А, Д, Е;

    Осмолярность = 280 мОсм/л.

В настоящее время в диете больных с пищевой аллергией находят широкое применение безмолочные смеси, приготовленные на основе изолятов соевого белка, зарубежного производства: Хумана SL (Германия), Нутрисоя и Фрисосоя (Голландия), Прособи (США), Алсоя (Швеция), а также отечественный продукт – Нутрилак-соя. Белковый компонент указанных продуктов представлен изолятом соевого белка; жировой – сформирован за счет растительных масел; углеводный – представлен декстринмальтозой, оказывающей положительное влияние на микробиоценоз кишечника. Продукты обогащены комплексом витаминов и минеральных веществ в соответствии с нормами потребности детей раннего возраста. Смеси не содержат молочного белка, лактозы и глютена.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, также как и их сверстники, нуждаются во введении прикорма. Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своём составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, нет необходимости про водить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком.

Последствия искусственного вскармливания

    Укорочение средней продолжительности жизни на 10 лет (min);

    Сенсибилизация 75% детей;

    Дисбактериоз 100% детей;

    Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта – 45-55%;

    Развитие раннего склероза (нет активатора ферментов утилизации холестерина);

    Ранняя гипертоническая болезнь;

    Ранняя ИБС, инсульты и т.д.;

    Дети входят в группу риска по онкологии и гемонкологии (лейкоз);

    Соотношение заболеваний детей на естественном: смешанном: искусственном вскармливании как 1:3:6. В 2-3 раза больше группа ЧБД;

    Дети «искусственники» склонны к механическому, нетворческому труду, нигилизму и агрессии.

Особенности питания недоношенных детей

На педиатрический участок недоношенный ребенок должен поступать со стойко сформированным рефлексом сосания и режимом питания. Обычно это 7 кормлений с 6 часовым ночным перерывом. На 6 разовое кормление переводится по достижению массы тела 3 000 гр.

Самым оптимальным видом вскармливания недоношенного ребенка является грудное. Следует строго следить за количеством всасываемого ребенком молока. Поэтому недоношенный ребенок должен быть обеспечен весами, которые ему должна предоставить поликлиника. В случаях недостаточного всасывания грудного молока требуется докармливание с помощью ложечки. Об этом следует сказать матери и научить ее этому. При этом используется специальные сухие адаптированные смеси для недоношенных. Особенностью этих смесей является более высокое, по сравнению с обычными адаптированными смесями, содержание белка и углеводов, а соответственно и калорийности. Специальные адаптированные смеси для недоношенных следует применять до достижения ими веса 4 кг, а затем переходить на обычные адаптированные смеси.

Виды вскармливания недоношенных детей

Женское молоко после преждевременных родов имеет особый состав, в большей степени соответствующий потребностям недоношенных детей в пищевых веществах и сообразующийся с их возможностями к перевариванию и усвоению. По сравнению с молоком женщин, родивших в срок, в нем содержится больше белка (1,2-1,6 г в 100 мл), особенно на первом месяце лактации, несколько больше жира и натрия и меньше лактозы при одинаковом общем уровне углеводов. Для молока женщин после преждевременных родов характерно и более высокое содержание ряда защитных факторов, в частности, лизоцима. Женское молоко легко усваивается и хорошо переносится недоношенными детьми.

Несмотря на особый состав, молоко преждевременно родивших женщин может удовлетворить потребности в пищевых веществах лишь недоношенных детей с относительно большой массой тела – более 1800-2000 гр, в то время как недоношенные дети с меньшей массой тела после окончания раннего неонатального периода постепенно начинают испытывать дефицит в белке, ряде минеральных веществ (кальции, фосфоре, магнии, натрии, меди, цинке и др.) и витаминов (В 2 , В 6 , С, D, Е, К, фолиевой кислоте и др.).

Сохранить основные преимущества естественного вскармливания и, в то же время, обеспечить высокие потребности недоношенного ребенка в пищевых веществах становится возможным при обогащении женского молока «усилителями» или фортификаторами (например, «Пре-Семп», Сэмпер, Швеция, «Breast milk fortifier, Фризленд Фудс, Голландия и др.). Они представляют собой специализированные белково-минеральные или белково-витаминно-минеральные добавки, внесение которых в свежесцеженное или пастеризованное женское молоко позволяет устранить дефицит пищевых веществ.

Показаниями к назначению искусственного вскармливания недоношенным детям являются лишь полное отсутствие материнского или донорского молока, а также непереносимость женского молока. В питании детей, родившихся раньше срока, должны использоваться только специализированные смеси, предназначенные для вскармливания недоношенных детей, питательная ценность которых повышена по сравнению со стандартными адаптированными продуктами (Пре-НАН, Пре-Нутрилак, Пре-Нутрилон с пребиотиками, Хумана-О-Г А, Фрисо-пре, Энфамил прематуре).

Продукты прикорма назначаются недоношенным детям начиная с 4-5- месячного возраста. Введение прикорма до 4 месяцев недопустимо в связи с незрелостью как пищеварительной системы, так и обменных процессов. Позднее (с 6 месяцев) назначение продуктов прикорма также непозволительно, поскольку запас нутриентов (минеральных веществ и отдельных витаминов) у детей, родившихся раньше срока, резко ограничен.

Введение прикорма осуществляется медленно и постепенно. До достижения детьми 7-8-месячного возраста каждое кормление должно заканчиваться прикладыванием ребенка к груди или использованием молочных смесей.

Организация рационального питания и роль участкового педиатра

Организации естественного вскармливания в первичном звене здравоохранения придается исключительно важное значение, так как:

    сохранение естественного вскармливания - это защита прав ребенка на здоровье; это официальная политика ВОЗ и правительства Российской Федерации и, наконец, это основной позитивный фактор, определяющий здоровье;

    ведущим организатором в этом процессе является КЗР (кабинет здорового ребенка);

    в детской поликлинике одним из ведущих критериев квалификации врача и эффективности его работы является удельный вес естественного вскармливания.

Участковый педиатр:

      ведет постоянную профилактическую работу по сохранению высокого удельного веса естественного вскармливания (не менее 75% от всех кормящих матерей детей до l года) на всех этапах: до беременности, до родов, интранатальном и постнатальном.

      выявляет группы риска по гипогалактии;

      использует все компоненты диагностики гипогалактии: анамнестический, клинический, контрольное кормление;

      при угрозе гипогалактии немедленно принимает меры (алгоритм борьбы с гипогалактией);

      ставит в известность заблаговременно заведующего педиатрическим отделением о причинах возможного перевода каждого ребенка на смешанное и искусственное вскармливание для принятия коллегиального решения;

      планирует централизованное или децентрализованное обеспечение грудным донорским молоком матерей с гипогалактией (банк грудного донорского молока, кружок лактирующих матерей для взаимопомощи);

      организует повышение медицинской грамотности (медицинского «образования») родителей через различные формы просвещения: «университеты здоровья», «школу молодых родителей» (существует и «школа молодого отца»), где обучают, в том числе, и основам вскармливания.

Врач должен донести до сознания матери важность соблюдения режимов:

    режима дня;

    труда и отдыха;

    сна и бодрствования;

    нагрузок (от общего спортивного до строгого постельного);

    питания (особенно в части кратности кормления, объема пищи, сроков введения прикормов и длительности грудного кормления).

Питание детей старше года:

Каждый период детства характеризуется своими особенностями роста и развития, степенью морфологической и функциональной зрелости отдельных органов и систем, спецификой физиологических и метаболических процессов.

Принципы питания детей старше года:

    Адекватная энергетическая ценность суточных рационов питания, соответствующая энергозатратам детей.

    Сбалансированность рациона по всем заменимым инезаменимым пищевым факторам, включая белки аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.).

    Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

    Рациональный режим питания.

    Оптимальная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

    Учёт индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировки, хранению, приготовлению и раздачи блюд.

    Учебно-методический материал:

10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

3.Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

·недостаточный набор веса

·недоношенность;

·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

3.1.Правила смешанного вскармливания

1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

4.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

4.1.Правила искусственного вскармливания

1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

4.2.Режим

первая неделя жизни – 7-10;

1 неделя – 2 месяца – 7-8;

2-4 месяца – 6-7;

4-9 месяцев – 5-6;

9-12 месяцев- 5.

4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.

Все молодые мамы прекрасно понимают, что в первые месяцы жизни более полезного питания, чем грудное молоко для новорожденного ребенка нет. Но иногда возникает ситуация при которой есть необходимость перевести ребенка на другое питание (нет грудного молока или мама не может кормить грудью). Искусственное вскармливание новорожденного ребенка требует правильного подхода и к выбору смеси и к следованию новому режиму питания. Консультация с педиатром является обязательным условием перед началом ИВ.

Показания для перехода на ИВ

Вскармливание даже самыми качественными смесями не сможет восполнить те микроэлементы, которые малыш получает вместе с молоком мамы. Поэтому введение адаптированного питания должно быть всегда обосновано. Педиатры выделяют несколько обстоятельств, когда искусственное вскармливание считается необходимым:

  • Тяжело протекающие роды, после которых мама должна восстанавливать свои силы;
  • Прием некоторых групп жизненно необходимых лекарств женщиной;
  • Инфекционные болезни мамы;
  • Отсутствие молока в железах груди или его недостаточность. Нехватка молока определяется контрольным взвешиванием малыша после кормления;
  • Невозможность кормления ребенка в связи с временным отсутствием. Это показание обосновано, когда нет условий для хранения сцеженного молока или период отсутствия мамы исчисляется неделями.

Недостаточность выработки молока вначале должна восстанавливаться с помощью препаратов, усиливающих лактацию. Искусственное вскармливание ребенка начинают проводить, только если эти препараты не приносят ожидаемого результата. Не нужно и полностью сразу вводить смеси, даже несколько грамм грудного молока полезны для организма малыша и лишать его этой пользы нельзя.

Плюсы и минусы использования искусственных смесей

Не все молодые мамы всерьез задумываются о том, что ждет их и малыша при переходе на использование детских смесей. Часто, только из-за своего удобства женщина лишает ребенка необходимых для его иммунитета и общего здоровья микроэлементов. Прежде чем принять решение о переходе на ИВ рекомендованной педиатром смесью нужно взвесить все преимущества и недостатки нового питания. К очевидным плюсам искусственного вскармливания ребенка относят:

  • Возможность кормления малыша другими родственниками. То есть мама спокойно может отлучиться по своим делам и не переживать, что кроха будет плакать от голода;
  • Вскармливая ребенка из бутылочки, мама всегда знает, сколько он кушает за один раз и, если есть проблемы с самочувствием, сразу замечает это по количеству оставшегося питания;
  • Появление всегда связано с видом смеси. Для того чтобы определить аллерген у ребенка на грудном вскармливании кормящей маме приходится полностью пересматривать свой рацион;
  • Смесь переваривается дольше, чем молоко, поэтому количество приемов пищи малышом сокращается.

Это одни из плюсов кормления смесями, но минусов гораздо больше:

  • Искусственники чаще болеют простудными заболеваниями, аллергиями в последующие годы. Этот факт объясняется отсутствием в их организме особых ферментов, которые малыш может получить только из молока мамы;
  • Использование бутылочек требует их постоянной стерильности. Если чистота не соблюдается, то возможно развитие диспепсических расстройств;
  • Малыши на вскармливании смесями часто страдают и периодического срыгивания – некачественная соска способствует заглатыванию воздуха;
  • При поездах с ребенком приходится брать с собой отдельную сумку со смесью, бутылочками, стерилизаторами, то есть лишний багаж;
  • Часто приходится менять несколько видов смесей для того чтобы найти самую подходящую;
  • Искусственное вскармливание ребенка подразумевает и определенные финансовые затраты. Хорошая смесь не может стоить дешево, а по мере взросления ребенка ее требуется раз от раза все больше.

Минусов от вскармливания смесями гораздо больше, чем плюсов и потому стоит сначала попробовать восстановить гиполактацию, а только потом прибегать к такой крайней мере.

Как смесь выбрать

Подбор смеси нужно обязательно согласовывать с педиатром. Врач знает особенности здоровья вашего ребенка и посоветует наиболее щадящее питание. Нужно и самостоятельно проявлять повышенное внимание к выбору смесей и обязательно соблюдать следующие критерии:

  • Срок годности – самое главное условие отсутствия нежелательных реакций. Выбирайте те коробки, где есть запас по времени использования в несколько месяцев;
  • Упаковка не должна быть вскрытой или деформированной. Наличие вмятин, царапин говорит о несоблюдении условий транспортировки, и такая смесь может быть испорчена;
  • Питание производится по возрастным категориям. Нельзя новорожденному ребенку давать смесь, предназначенную для детей более старшего возраста, несформировавшийся желудок и кишечник могут отреагировать серьезными заболеваниями;
  • Приучать малыша нужно с введения гипоаллергенных смесей;
  • Если у ребенка имеются определенные проблемы со здоровьем, то питание может содержать полезные для улучшения работы органов добавки. Смеси могут содержать травы для поднятия иммунитета, железо для лечения анемии.

Как приготовить питание

При искусственном вскармливании ребенка его самочувствие будет напрямую зависеть от того, как вы готовите смесь. Инструкция обязательно должна быть прочитана и следовать ее пунктам нужно обязательно.

  • Для разведения лучше всего использовать специальную воду в бутылках, при кипячении часть полезных веществ теряется. Если вода берется из под крана, то ее кипячение обязательно;
  • Необходимо полностью соблюдать дозировку. Превышение количество сухой смеси или недостаток воды могут привести к перенасыщению кишечника питательными веществами, а это отражается коликами, диспепсическими расстройствами. Недостаток сухой основы приводит к тому, что малыш капризничает, просит бутылочку не по времени;
  • Смесь разводят непосредственно в бутылочке, куда предварительно заливают воду с температурой не выше 50 градусов. Более высокая температура приводит к разрушению полезных бактерий;
  • После разведения смесь встряхивают и следят, чтобы не было комочков. Перед кормлением проверяют температуру – она не должна быть выше 37 градусов;
  • Отверстие в соске должно быть таким, чтобы малыш прилаживал определенные усилия к сосанию. Вытекание тонкой струйкой приводит к полному отказу от груди и к тому, что желудок начинает быстро растягиваться.

Смесь может готовиться и заранее, но храниться она должна в холодильнике не более суток и подогреваться в горячей воде.

Видео инструкция:

Как правильно кормить ребенка

Дети, находящиеся на скармливании смесями, часто весят гораздо больше своих сверстников, употребляющих молоко мамы. Это не так хорошо, как кажется, при повышенном ожирении возникают разнообразные проблемы со здоровьем. Чтобы избежать этого не нужно малыша перекармливать, обязательно нужно учитывать, сколько он выпивает и как долго может обходиться без бутылочки.

  • Бутылочку выбирают, когда малыш полностью питается смесями или их количество доходит до 2/3 от всего питания. Соска должна быть обязательно с узким отверстием, это не позволит малышу отвыкнуть от груди ();
  • Чайная ложечка используется, когда питается ребенок в основном грудью, а недостающий объем пищи получает в виде смесей;
  • Иногда ребенок отказывается и от бутылочки и от ложки, а накормить его нужно. В этом случае разведенную смесь вливают через шприц без иглы небольшими дозами.

Техника кормления

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Малыш должен находиться в почти вертикальном положении, это удобно для сосания и не позволит захлебнуться.
  2. Следите, чтобы молоко полностью перекрывало соску, а воздух скапливался на дне бутылочки. Это не даст проникнуть воздуху в желудок.
  3. После кормления ребенка нужно подержать в вертикальном положении, чтобы попавший воздух вышел.

Читаем:


Если вы кормите малыша смесями, то это не значит, что его нужно оставлять одного. Малыш может захлебнуться молоком или потерять бутылочку. Важен и эмоциональный контакт мамы с малышом, поэтому держа его на руках можно спокойно наблюдать за сосредоточенным личиком крохи и отдыхать от домашних дел.

Соску на бутылочке нужно периодически менять, она быстро истончается, и смесь льется через отверстие непрерывной струей. Всегда нужно использовать смесь после приготовления или хранить ее в холодильнике. Остатки питание выливаются сразу же.

Малыш «искусственник» нуждается в более , это позволит восполнить дефицит недостающих микроэлементов.

Сколько молочной смеси должен съедать малыш:

Новорожденный ребенок в первый месяц жизни съедает от 700 до 800 мл адаптированной смеси за 8-10 раз. На 2-3 месяцы жизни количество смеси вырастает до 900 мл. При введении прикорма объем смесей уменьшается.

Считается, что ребенку достаточно питание, которое составляет 1/5 от его веса тела в сутки. То есть, если малыш весит 4 кг, то в сутки он должен выпивать 800 мл молока. В первые дни жизни малыш может выпивать по 30 – 40 мл за раз, в последующим до 100 мл. В связи с этим частота кормлений после первого месяца жизни уменьшается. Смотри материал:

Частота стерилизации бутылочки и соски для кормления:

В первый месяц жизни все бутылочки и соски нужно стерилизовать после каждого кормления. Сначала остатки смеси удаляются теплой водой и ершиком, затем все приспособления кипятятся в течение 10 минут. Лучше всего приобрести специальный стерилизатор, используя его, вы всегда будете уверены в чистоте посуды.

После первого месяца жизни достаточно промыть соску и бутылочку и сполоснуть их кипятком. Но все же следите, чтобы бутылочки тщательно промывались, особое внимание нужно уделить резьбе, труднодоступным местам, в которых бактерии могут размножиться за несколько часов.

Можно ли хранить приготовленную смесь:

Приготовленную смесь хранят при комнатной температуре не более 2-х часов, в холодильнике не больше 12 часов. Оставшиеся остатки смеси после кормления выливают, употребление такого молока через час может привести к отравлению.

Видео: Правильное кормление из бутылочки

Свободное ИВ

Потребность в еде у малыша в разное время суток не одинакова. Но все-таки необходимо придерживаться определенного графика с отклонением в полчаса в ту или иную сторону. Так вы будете всегда знать, во сколько малыш обычно кушает и сможете подгадать время визита в поликлинику или на прогулку. При соблюдении режима малыш проще засыпает и меньше подвержен избыточному увеличению массы тела,

Ситуации, при которых необходима замена смеси:

  • Смесь не подходит, вызывает , понос или запор, аллергические реакции;
  • Достижение определенного возраста. Малышу 6 месяцев смысла давать смесь для новорожденных нет;
  • Необходимость использования специального лекарственного питания.

Проблемы искусственного вскармливания:

Искусственное вскармливание ребенка считается в медицине «метаболическим стрессом» и потому вызывает самые разнообразные реакции. Аллергия, проблема со стулом, колики возникают в первые дни у большинства малышей. Кто-то из них привыкает, другим приходится менять смеси.

Комаровский

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Предпочтительнее искусственного, но не у всех женщин есть возможность кормить ребенка грудью. В таких ситуациях необходимо получить консультацию педиатра, чтобы выбрать наиболее подходящую молочную смесь для малыша, соответствующую его возрасту и состоянию здоровья.

Преимущества и недостатки искусственного питания

Многие малыши с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании, и с каждым годом их количество увеличивается. Рост процента «искусственников» напрямую связан с ухудшением экологии, неправильным питанием взрослого населения, влияющим на состояние здоровья, а также с отсутствием возможности у матерей находиться постоянно рядом с детьми. В питании новорожденного ребенка молочными смесями есть, пожалуй, одно единственное преимущество - такого малыша не придется переводить с грудного вскармливания на искусственное и его организму не нужно будет перестраиваться на новый состав питания. В том случае, если у матери есть выбор между искусственным и естественным вскармливанием, прежде чем начать кормить ребенка молочными смесями, ей нужно ознакомиться с их положительными и отрицательными сторонами:

Плюсы

  • Возможность оставлять ребенка с родственниками или няней из-за занятости;
  • В случае достаточно просто заменить молочную смесь на более подходящую, а не искать причину в собственном рационе;
  • Возможность видеть количество выпитой ребенком смеси из бутылочки. Кормящая грудью женщина может узнать о недостающем количестве молока только в случае недобора веса малыша;
  • Частота кормлений реже, чем при естественном вскармливании. Дело в том, что грудное молоко переваривается организмом ребенка намного быстрее молочной смеси.

Минусы

  • Отсутствие в молочной смеси особых ферментов, содержащихся только в материнском молоке. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, намного чаще встречаются аллергические реакции и простудные заболевания, чем у грудничков;
  • Частое срыгивание и . С приемом пищи через бутылочку малыш заглатывает лишний воздух, который и становится причиной вздутия живота и ощущения дискомфорта;
  • Дезинфекция бутылочки и приготовление молочной смеси. Детей, находящихся на искусственном вскармливании принято кормить по определенному режиму, но у каждого младенца индивидуальная потребность в количестве и частоте приемов пищи, и зависит это от многих факторов. Внезапно проголодавшегося грудничка можно накормить намного быстрее;
  • Подбор смеси. На выбор подходящей смеси уходит время, а в случае, если она не подходит, страдает ребенок;
  • Финансовые затраты. Молочная смесь хорошего качества не может стоить дешево, а по мере взросления ребенка ее требуется все больше.

Таблица кормления молочными смесями по месяцам

Данные таблицы приблизительны. Индивидуальную суточную потребность малыша в молочной смеси вам поможет определить педиатр, следящий за набором веса ребенка.

Начало прикорма

Первый прикорм ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, можно осуществлять по достижению им 3 месяцев. Наилучший продукт для начала прикорма - яблочный сок. Начинать нужно с 0.5 чайной ложки в сутки, разбавляя его наполовину кипяченой водой. Если малыш нормально себя чувствует, можно пробовать в качестве прикорма другие натуральные соки, но не из экзотических фруктов.

При нормальной усвояемости натуральных соков, в 4-5 месяцев можно ввести в прикорм фруктовое и овощное пюре. Начинать нужно с 0,5 чайной ложки в сутки, постепенно увеличивая количество.

Через 3-4 недели после знакомства малыша с пюре, можно вводить в рацион каши (кукурузную, гречневую и рисовую). Если аллергии на лактозу нет, можно варить их на молоке. После 6-7 месяцев пищеварительная система малыша становится достаточно окрепшей, поэтому для приготовления каши можно использовать также овсяную, манную, пшеничную и ячменную крупу.

После 8 месяцев можно постепенно вводить в прикорм ребенка вареное мясо, сперва куриное и индюшиное, затем говяжье.

После 9 месяцев меню ребенка можно разнообразить вареной рыбой.

Схема прикорма



Видео: Доктор Комаровский об искусственном вскармливании

Менструация при искусственном вскармливании

Послеродовые выделения из матки естественны для каждой рожавшей женщины, и продолжаются они около 6 недель. У женщин, дети которых с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании, месячные могут начаться с третьего месяца жизни ребенка, но регулярными они станут не сразу. Если после 5 месяцев после родов менструальный цикл так и не начался, или месячные слишком обильны, незамедлительно обратитесь к помощью к врачу.